GeoSELECT.ru



История / Реферат: Исторические взгляды Н.В. Шелгунова (История)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Исторические взгляды Н.В. Шелгунова (История)



I Жизнь и деятельность Н.В.Шелгунова.
Формирование исторических взглядов.

Николай Васильевич Шелгунов как видный деятель демократической
исторической мысли сформировался и многократно раскрывался в короткое, но
бурное время революционно-общественного подъема 60-х годов ХIХ века. Со
второй половины прошлого века начинается новый период в истории России и,
следовательно, новый этап в русской исторической науке. Падение крепостного
права и дальнейшие буржуазные реформы 60-70-х годов позволили России
сделать значительный шаг по пути превращения в капиталистическую страну.
Социально-экономические и политические сдвиги оказали воздействие на
общественную мысль, начался буржуазно-демократический этап в
освободительном движении. Передовым же направлением в русской историографии
было революционно-демократическое, выдающимися представителями которого
являлись Н.Г.Чернышевский и Н.А.Добролюбов. Они не только подвели итоги
предшествующему развитию демократической исторической мысли, но и
определили ее характерные особенности в пореформенный период. Вокруг
Чернышевского, Добролюбова, Писарева, и вокруг «Современника» и «Русского
слова» группировались многие писатели и публицисты, ставшие активными
участниками борьбы за преобразование своей страны. «У народа, лишенного
общественной свободы, - писал А.И.Герцен, один из основоположников
революционно-демократической историографии, - литература – единственная
трибуна, с высоты которой он заставляет услышать крик своего возмущения и
своей совести». № Передовые мыслители правдиво,
рисовали российскую действительность, смело критиковали ее пороки, а
главное


1. См.: Сыров С.Н. Страницы истории. М., 1981.с.154

несли народу идеи свободы и гуманизма. Именно к этой блестящей плеяде
шестидесятников и принадлежит Николай Васильевич Шелгунов.
Н.В.Шелгунов, родом из дворян, родился в 1824 году в г. Петербурге. В
возрасте четырех лет он был помещен в Александровский кадетский корпус,
расположенный в Царском селе. Прошедший школу Александровского корпуса,
Шелгунов поступает в Лесной институт и успешно заканчивает его в 1841 году.
Годы учебы не оставили, по-видимому, в памяти Николая Василевича каких-либо
ярких впечатлений. «Нас не воспитывали, а дрессировали; официальная наука
была тоже дрессировкой»- отмечал он в своих воспоминаниях.№
Тем не менее, окончание института открывало перед Шелгуновым хорошие
перспективы, и начало его жизненного пути, казалось, не предвещает никаких
перемен. Из института его выпустили прапорщиком по чину и таксатором по
должности, то есть специалистом по определению товарной стоимости участков
леса. Шелгунов начинает работать в департаменте лесных дел, и за девять лет
службы он побывал в различных местах России, где организовывал и направлял
лесоводство.
Поездки на Украину, в Белоруссию, Польшу, работа в центральных
губерниях страны позволили ему не только в совершенстве овладеть своей
профессией, но и увидеть жизнь различных слоев российского народа.
В 1849 году Николай Васильевич получает назначение в Сибирскую
губернию и в Самаре начинается его сближение с либерально настроенными
выпускниками Московского и Казанского университетов. Он знакомится с
революционно-демократическими идеями, которые всколыхнули передовую
общественность после европейских событий 1848 года. В это время в России
развивается общественное движение за освобождение народа от
крепостничества. Многие образованные люди понимали, что крепостное право
изжило себя. В


1. См.: Сунцов Н.С. Экономические взгляды Н.В.Шелгунова. М., 1957. с.33
среде либерального дворянства возникло два идейных течения: славянофильство
и западничество. Славянофилы выступали против капитализма и предлагали
вернуться к патриархальным обычаям древней Руси. Западники идеализировали
европейский путь капиталистического развития. И славянофилы, и западники
признавали необходимость уничтожения крепостного развития, но путем реформ.
Кроме этих течений, в России развивалось революционно-демократическое
движение, приверженцы которого выступали за ликвидацию крепостничества и
самодержавия лишь путем народной революции. Знакомство Шелгунова с
передовыми идеями не прошло для него бесследно. Он чувствует необходимость
не только их глубокого осмысления, но и потребность более близкого
знакомства с теми людьми, что вели пропаганду революционных взглядов.
Вскоре желание Шелгунова осуществилось. Будучи в 1851 году в Петербурге, он
знакомится с Чернышевским и другими революционно настроенными деятелями, в
частности с поэтом М.И. Миайловским, братьями Лугиниными и Серно-
Соловьевичами. С этого момента у Шелгунова устанавливаются широкие и
прочные связи с кругом передовой петербургской интеллигенции, а знакомство
с Михайловским вскоре перерастает в тесную дружбу. Можно сказать, что эти
события и предопределили в дальнейшем судьбу Николая Васильевича Шелгунова
как революционера-демократа.
Следует отметить, что в начале 50-х годов Шелгунов становится видным
специалистом по лесоводству, автором капитальных трудов по лесному
хозяйству страны («История русского лесного законодательства»,
«Лесоводство», «Лесная технология» и др.) За успешную научно-педагогическую
деятельность он получает звание профессора. Однако преуспевающий в своей
административной и научной карьере зрелый человек, он порывает с ней вскоре
и устремляется в полную опасностей общественную борьбу.
Этот крутой поворот в жизни и деятельности Шелгунова объясняется,
конечно, не только тем, что судьба свела его с литературными кругами
«Современника» и «Русского слова», а затем и с такими деятелями как
Чернышевский, Добролюбов, Герцен.
Несомненно, встреча с Н.Г.Чернышевским, которого Шелгунов впоследствии
назовет своим учителем, положила начало этому повороту. Следует учитывать,
что Николай Васильевич к тому времени был широко образованным человеком и
по опыту официальной службы хорошо знал современное состояние России. Как
специалист лесного дела он понимал необходимость радикальной перестройки не
только лесного хозяйства страны, но и всего ее социально-политического
строя. Естественно, идеи революционных перемен, пропагандируемые трудами
Герцена и Белинского, Чернышевского и Добролюбова находили большой отклик в
молодом поколении 50-60-х годов. Но свой выбор, как зрелый человек,
Шелгунов сделал сознательно, а не под влиянием “революционного романтизма”,
что нередко случалось с молодыми людьми того времени.
Весной 1858 года Н.В.Шелгунов уезжает из России и почти год изучает
организацию лесоводства во Франции и Германии. Свое пребывание за границей
он использует для установления связи с русскими политэмигрантами и
знакомится в Лондоне с А.И.Герценом и Н.П.Огаревым, выпускавшими там
революционный журнал «Колокол». Известно, что Александр Иванович Герцен
принял деятельное участие в разработке теоретических основ передовой
исторической науки и к изучению прошлого он всегда подходил с желанием,
прежде всего, извлечь из этого прошлого полезные уроки для политической
борьбы текущего дня, уяснения перспектив исторического развития. № Видимо,
беседы с Герценом, пользующимся не меньшим авторитетом, чем Чернышевский в
революционных российских кругах, сыграли определенную роль в становлении
исторических воззрений Н.В.Шелгунова. Что же еще дало Николаю Васильевичу

1. Иллерницний В.Е. Историография истории СССР. М., 1971. с.181
Европейский опыт многое дал Николаю Васильевичу Шелгунову.
знакомство с Западной Европой? Он увидел новые для него буржуазные
отношения, капиталистический строй, его государственность и идеологию.
Шелгунов изучает организацию капиталистического производства и положение
пролетариата. Собственные впечатления и знакомство с работой Ф.Энгельса
«Положение рабочего класса в Англии» (1845г.) побудили в дальнейшем
Шелгунова дать краткое изложение этой книги и написать в дополнение к
изложенному свой раздел о положении французского пролетариата. Здесь
Шелгунов использовал самостоятельно собранный им материал. Его статья
«Рабочий пролетариат в Англии и Франции» (1861г.) будет первой попыткой
популяризировать в России книги Ф.Энгельса.
Центральной темой его будущих работ станут проблемы исторического
развития России и Запада, впоследствии Шелгунов признает реальность
капиталистических отношений в России. Общий кризис крепостного строя,
усилившийся после Крымской войны (1853-1856гг.), привел к революционной
ситуации. В конце 50-х годов революционеры России «серьезно считали себя
накануне». № Февральский манифест 1861 года породил перемены в настроении
передовых слоев русского общества и перед революционерами во весь рост,
встала проблема практических действий: создаются подпольные типографии,
составляются прокламации. Разрабатывается и замысел издания периодического
органа – газеты.
К тому времени политическое кредо Н.В.Шелгунова окончательно
определилось и он принимает программу революционеров-демократов.
Н.Г.Чернышевский пишет прокламации «Великорусc» и «Барским крестьянам от их
доброжелателей поклон», где разъяснялся грабительский характер реформы, а
Шелгунов взял на себя обращение к молодому поколению и солдатам.


1. Воспоминания…Т.1. с.243; Н.Н.Новикова , Б.М.Клосс / Чернышевский во
главе революционеров 1861 года. М., 1981. с.118,146.
Прокламации были составлены зимой 1861 года.№ В обращении «К молодому
поколению» говорилось об обманутых ожиданиях народа, звучал призыв к
решительной борьбе с самодержавием: «Если для осуществления наших
стремлений – для раздела земли между народом – пришлось бы резать сто тысяч
помещиков, мы не испугались бы и этого». І Прокламация была отпечатана в
лондонской типографии « Колокола» в количестве 600 экземпляров и
распространялась в России с 1 по 4 сентября.і Смысл прокламации «Русским
солдатам» тоже был вполне определенным: если крестьяне восстанут, то
солдаты не должны стрелять в крестьян, ведь они сами вышли из них.
Обращение «Русским солдатам…» печаталось в Петербурге. Авторов прокламаций
роднит решительное неприятие реформы 1861 года, стремление «перерешить»
проблемы реформируемой страны. Но есть и отличие. Прокламация Чернышевского
«Барским крестьянам…» ориентирована на более передовые по сравнению с
крепостной Россией буржуазно-демократические порядки Западной Европы, а в
прокламации Шелгунова «К молодому поколению» проводится идея отмежевания от
примеров европейских стран.
Деятельность Николая Васильевича в кульминационное время первой
российской революционной ситуации не ограничилась только составлением
воззваний. Он пишет ряд статей на исторические темы, считая это дело весьма
важным. Ещё в 1858 году по инициативе Чернышевского при «Современнике»
начинает издаваться «Историческая библиотека», цель которой – познакомить
русских читателей с наиболее значительными сочинениями по всеобщей, а
особенно, новой истории.


1. Воспоминания…Т.1. с.339-340/
2. Н.С.Сунцов. Экономические взгляды Н.В.Шелгунова. М., 1957. с.42/
3. А.И.Володин, Ю.Ф.Карякин, Е.Г.Плимак. Чернышевский или
Нечаев? М.,1976. с. 153.
Н.В.Шелгунов хорошо понимал общественную потребность в таком
ознакомлении. «Арсенал наших знаний, особенно общественных, был очень
скуден,- свидетельствовал он той поре,- было известно, что на свете
существует Франция, король которой Людовик ХIV говорил: «Государство это
я», и за это был назван великим, знали, что в Германии, и в особенности в
Пруссии, солдаты очень хорошо маршируют; наконец краеугольное знание
заключалось в том, что Россия страна самая большая, богатая и сильная…»№ В
1861 году в «Современнике» были опубликованы статьи Николая Васильевича
«Рабочий пролетариат в Англии и во Франции», «Литературные рабочие»,
«Деликатности в науке», помощью которых он надеялся расширить знания
российских читателей по всеобщей истории.
На активную публицистическую деятельность революционеров-демократов
самодержавная власть ответила арестами и ссылками. Осенью 1961 года за
распространение прокламаций был арестован по доносу поэта В.Костомарова
друг Шелгунова М.И.Михайлов и сослан в Нерчинск. Сам Николай Васильевич, по
данным 3-го отделения на 27 апреля 1862 года, подозревался в составлении
прокламаций «Великорусc».І
Весной 1862 года Шелгунов уходит в отставку, получив чин полковника и
соответствующий пенсион. Вместе с женой, Людмилой Петровной он отправляется
в Сибирь, на Казаковские золотые прииски, где отбывал ссылку Михайлов, с
целью организации его возможного побега. По просьбе редактора журнала
«Русское слово» Г.Е.Благосветлова Шелгунов за время пути пишет ряд очерков
о Сибири. Путевые впечатления и знакомство с сибирским краем отразились во
многих работах Шелгунова. В своих статьях он, обращаясь к


1. Шелгунов Н.В. Соч. Т.1. СПб, 1895. с. Х-ХI.
2. Новикова Н.Н., Клосс Б.М. Чернышевский Н.Г. во главе
революционеров 1861 года. М., 1981. с. 91.
историческому прошлому, пытается понять цели и характер территориальных
приобретений России на Востоке, проводит сравнение путей европейской и
русской колонизаций, делает выводы о хозяйственном использовании сибирской
земли.
На приисках Шелгунов пробыл не долго. Вскоре после своего приезда он
по приказу Александра II был арестован и 15 апреля 1863 года заключен в
Алексеевский равелин Петропавловской крепости, где и пробыл под следствием
до 24 ноября 1864 года.№ Николай Васильевич обвинялся в связи с
«государственным преступником» Михайловым, в составлении и публичном чтении
ряда прокламаций, в высказывании «враждебных мыслей». 20 месяцев он был
изолирован от общественной жизни. Но в камере Шелгунов продолжает работать,
пишет статьи для «Русского слова». Так появилась работа«Цивилизации
прошедшего и будущего», где автор, обращаясь к истории Европы, говорит о
том, что всегда и везде находились люди, противостоящие деспотической
власти. Он напоминает о великих реформаторах средневековья – Ян Гусе и
Мартине Лютере. По цензурным соображениям статья вышла в свет под названием
«Прошедшее и будущее европейской цивилизации». В тюрьме Шелгуновым был
сделан и перевод «Всемирной истории» Ф. Шлоссера.
Стойкое и умелое поведение Николая Васильевича в процессе
следствия и на суде избавило его от каторги, но как противник царского
режима Шелгунов был лишен звания полковника, полагающейся по чину пенсии и
выслан на жительство под надзор полиции в Волгоградскую губернию. Он
прибывает туда в декабре 1864 года и последовательно живет в Вологде,
Тотьме, Великом Устюге, Никольске, Кадникове, снова в Вологде, затем с
апреля 1869 года – в Калуге, с мая 1873 года – в Выборге и с февраля 1874
года – в Новгороде. В годы ссылки Шелгунов много работает. За это время
появляется ряд новых


1. Щеголев П.Е. Алексеевский равелин. М.,1989. с. 26; Примечание. с.
374.
статей, посвященных важным вопросам исторической жизни России и Запада.
Дарования Николая Васильевича раскрываются и с другой стороны – как
философа и педагога. С начала 1872 года он начинает сотрудничать с
петербургской газетой «Неделя» (издатель Гайдебуров П.А.), где печатают его
«Заметки провинциального философа» и «Письма о воспитании». Размышляет
Шелгунов и о современной ему российской жизни.
В статье «Рабочие ассоциации» он анализирует существующий
экономический порядок и приходит к мысли, что в России «есть полная
возможность жить, не работая, за счет труда других…», и далее: «…общество
должно, наконец, достигнуть той точки, когда люди, исполняющие наиболее
полезный труд, будут играть и первую роль».№ В 1870 году Шелгунов
откликнулся большой статьёй на смерть А.И.Герцена, которого ценил как
одного из первых революционеров.
В конце 1876 года административный надзор был, наконец, снят, и
Николаю Васильевичу разрешили проживать в столице. Осенью 1879 года он
возвращается в Петербург и входит в состав редакции журнала «Дело», где
ведет раздел «Внутреннее обозрение» и редактирует публицистику.
Николай Васильевич Шелгунов сформировался как революционер-демократ и
начал свою литературно-публицистическую деятельность в обстановке острой
идейной борьбы 60-х годов, что наложило известный отпечаток на его взгляды,
определило его позиции по главным вопросам общественно-политической и
экономической жизни России того времени как сторонника крестьянской
революции, приверженца радикальных мер. Необходимым условием для успешных
революционных действий Шелгунов считал глубокое осознание стоявших перед
революционно-демократическим движением задач, что в свою очередь, по его
мнению, невозможно было бес


1. См.: Тхоржевский С.С. Закон совести. М., 1989. с. 81.
достаточного уровня знаний, теоретической подготовки. Вместе с тем он
оказался активным участником общественной жизни и политической борьбы эпохи
80-х годов.
Незавершенность «великих реформ», обманутые надежды на прогрессивную
деятельность правительства Александра II, процессы торможения в
пореформенных учреждениях – земствах, судах и пр., - все это вместе взятое,
побуждало наиболее энергичную часть общества к решительным действиям.
Русское революционное движение, пережив в 60-х годах яркий, но несколько
сумбурный период своего становления обрело к началу 70-х годов ясное
осознание стоящих перед ним целей и вполне конкретную программу действий.
Оценивая прошедшее время, Шелгунов писал в своих воспоминаниях:
«Шестидесятые годы явились моментом необыкновенного подъема нашего духа,
небывалого напряжения наших умственных сил и небывалого ещё развития
критической мысли… Умственная революция, которую мы пережили в 60-х годах,
была не меньше умственной революции, которую переживала Франция с середины
ХVIII». № Естественно, для него будущее поколение революционеров должно
завершить дело, начатое в 60-е годы, но новая обстановка будет диктовать
новые методы борьбы. В связи с этим Николай Васильевич замечает: «Эпоха 80-
х годов будет не столько эпохой идей, сколько эпохой практических дел, и
этим она будет отличаться от 60-х годов».І Действительно, время действий
для революционеров наступило, что выразилось сначала в «хождении в народ»,
в работе «Земли и воли», а затем и «Народной воли». Как общественное
движение 70-х – начала 80-х годов, революционные народники направили свои
усилия на пропаганду идей крестьянского социализма. Часть же народников
сделала своим


1. В.И.Ленин и русская общественно-политическая мысль ХIХ – начала ХХ вв.
Л., 1969. с. 42.
2. См.: Тхоржевский С.С. Указ. Соч. с. 156.

кредо терроризм как возможное и морально оправданное средство для
скорейшего достижения своей цели.
Массовое хождение в народ в1874 году при своей безуспешности
свидетельствовало о широте и силе революционных настроений в русском
обществе. Но постоянные неудачи и репрессии правительства, которые
усилились
после совершенного по собственному почину А.Соловьевым покушения на
цареубийство 2 апреля 1879 года, не столько ослабляли, сколько озлобляли
революционеров, вынуждали их прибегать к крайним средствам борьбы. С 1879
года после распада «Земли и воли»- организации, которая пыталась внести
широкую социальную пропаганду среди крестьян, определяющую роль в борьбе с
самодержавием стала играть «Народная воля», сделавшая ставку на
индивидуальный террор. Какую же позицию по отношению к методам и средствам
революционной борьбы, ее тактике занимал Шелгунов? Следует, прежде всего,
сказать, что народовольцы поддерживали довольно тесные связи со многими
видными писателями и общественными деятелями, в том числе и с Шелгуновым.№
Он отредактировал и опубликовал статью члена Исполкома «Народной воли»
Тихомирова, подписанную псевдонимом «Кольцов», неоднократно вносил свою
лепту в кассу народовольцев, бесплатно высылал журнал «Дело» политическим
ссыльным. Вероятно, как человек, пользующийся доверием, Николай Васильевич
был предупрежден прямо или косвенно о дне 1 марта 1881 года, когда
состоялась казнь Александра II революционерами «Народной воли».
Казалось бы, Шелгунов должен приветствовать столь решительные меры и
связанные с ними надежды на быстрый поворот российской истории. Однако в
рассматриваемый период времени взгляды Николая Васильевича претерпели


1. Из искры разгорится пламя. Л., 1989. с. 391.
существенную эволюцию. Жизнь пореформенной России доказывала реальность
развития капиталистических отношений и несбыточность надежд о некоем особом
крестьянском социализме, которыми питалось народническое мировоззрение. Он
хорошо видел ограниченность революционеров народников в понимании путей
развития России и в революционных кругах был известен, как «пламенный
западник». № По нашему мнению перелом во взглядах Шелгунова произошел в
конце 70-х годов, а не в конце 60-х годов, как считал Н.С. Сунцов. Шелгунов
ценил народовольцев как людей мужественных, но тактику индивидуального
террора не одобрял и его результаты не верил. Видимо, Шелгунов уже понимал,
что герои-одиночки не в силах коренным образом изменить существующее
положение и эта роль принадлежит в истории народным массам. Еще осенью 1879
года в одной из своих статей он подчеркивал, что в надеждах на исторические
перемены необходим реализм, учет объективных условий конкретного
исторического времени.І
После поражения народовольцев реакция повела яростную травлю всех
противников самодержавия.
Ей противостояла немногочисленная прогрессивная печать, в том числе и
журнал «Дело», редактором которого с 1881 года становится Н.В.Шелгунов.
Могло показаться, что власти удалось вывести государство из состояния
глубокого политического кризиса, в которое поверг его народовольческий
террор, но все успехи самодержавия на этой стезе были, пожалуй, иллюзорны.
Нерешенные проблемы продолжали будоражить общество, медленно, но
неотвратимо возрождалось революционное движение, вооруженное новыми идеями.
Русская действительность давала Шелгунову богатый материал для написания
статей, где он, вновь и вновь обращаясь к историческому опыту


1. 1 марта 1881 года: Документы и воспоминания. Л., 1991. с. 145.
2. См.: Тхоржевский С.С. Указ. соч. с. 142.
человечества, пытался дать своим читателям пищу для ума, освещая «проклятые
вопросы» русской жизни.
Деятельность Шелгунова вновь привлекает внимание полиции, и за ним
устанавливают негласный надзор. Осенью 1882 года Николай Васильевич вместе
с Н.К.Михайловским, ведущим сотрудником «Отечественных записок», попадает
на студенческий вечер, где обсуждались недавние студенческие волнения. Он
был замечен и по распоряжению министра внутренних дел был удален из
Петербурга в Выборг. Вскоре из-за незначительности проступка Шелгунову
разрешили вернуться в столицу, а весной 1884 года, чувствуя ухудшение
здоровья, он выезжает на лечение в Ниццу. Но эта поездка была прервана
известием об аресте издателя «Дела» К.Станюковича и Николаю Васильевичу не
удалось поправить здоровье – он возвращается в Петербург. К тому времени
право на издание журнала приобретает некто Вольфсон и Шелгунов, не видя
возможности дальнейшей работы, складывает с себя редакторские обязанности.
В июне последовал арест Николая Васильевича, и в результате судебного
разбирательства он был лишен прав проживания в столице. Это означало новую
ссылку, и Шелгунов выезжает в Смоленскую губернию под административный
надзор. Эти действия не были случайными, 80-е годы это годы
правительственной реакции, и многие деятели культуры привлекались в это
время к политическим процессам или административно ссылались. Оказавшись в
небольшом селе Воробъёво, Шелгунов продолжает свою публицистическую
деятельность и сотрудничает с либеральным журналом «Русская мысль». Этот
московский журнал привлекал внимание передовых слоев русского общества.
Здесь печатались Г.И.Успенский, В.Г.Короленко, но особую роль сыграло в
судьбе издания участие Шелгунова.№ Многое им было пережито и увидено,
многое осмысленно. Прошедшие события легли в основу первой части

1. В.И.Ленин и русская общественно-политическая мысль ХIХ – начала ХХ
в. Л., 1969. с. 240.

воспоминаний Николая Васильевича под общим заглавием «Из прошлого и
настоящего», где он не только описывает главные события прошедшей
революционной эпохи и дает характеристики окружавших его лиц и соратников,
но и открыто высказывает, свое сочувствие революционному движению 1860-х
годов. В силу этого «Русская мысль» отказалась в дальнейшем печатать
продолжение мемуаров из-за цензурного запрета.
Кроме работы над своими воспоминаниями Шелгунов ведет в журнале обзор
провинциальных газет под рубрикой «Очерки русской жизни». Текущие
российские события особенно интересуют его в период смоленской ссылки.
Главное внимание Николай Васильевич уделяет вопросам экономического
развития страны. В статьях «Женское безделье», «Государственное хозяйство»
и других, он, обращаясь к историческому прошлому России, пытается объяснить
существующее положение вещей, а где возможно, проследить историю того или
иного экономического явления. Прекрасное знание различных сторон русской
жизни и личный талант Н.В.Шелгунова как писателя сделали «Очерки…» весьма
популярными у российских читателей. Об общественной значимости произведений
Шелгунова говорит следующий факт. В период с 1884 по 1905 год распоряжением
министра внутренних дел статьи Николая Васильевича наряду с сочинениями
Чернышевского, Герцена, Добролюбова, Писарева для публичного чтения были
запрещены. №
В Петербург Н.В.Шелгунов возвращается в 1890 году, но возвращается
человеком глубоко больным. Сыграли свою роль ссылки, постоянные
материальные затруднения, не сложившаяся личная жизнь, поистине огромная
работа. Но и в таком состоянии он продолжает писать статьи, постоянно
встречаться со студентами, представителями передовой интеллигенции и, что
особенно важно, с рабочими.

1. Сунцов Н.С. Указ.соч. с. 6.
В последнее двадцатилетие ХIХ века в общественной жизни России
происходят новые явления: из общего демократического потока выделяется
рабочее движение, начинают свою деятельность различные социал-
демократические группы, проходят стихийные стачки.№ В революционном
движении появляется новая сила – рабочий класс.
В своих взглядах на историю Николай Васильевич, казалось бы,
приближается к историческому материализму, отправляясь в своих суждениях от
материальной основы. Но все эти положения объясняются им как результат
действия нравственных сил, и общественная жизнь оценивается с точки зрения
здравых экономических понятий. Исторические воззрения Шелгунова
идеалистичны, но иными в условиях крепостной эпохи они быть не могли.
Возможно, что новые исторические условия подвели бы его и к более
глубокому пониманию хода общественного развития. К сожалению, 12 апреля
1891 года Николай Васильевич Шелгунов скончался, и вопрос о том, встал бы
он на материалистические позиции или нет, остается в области предположений.
По крайней мере, необходимые условия для этого, как представляется нам,
были.
Похороны Шелгунова превратились фактически в тысячную демонстрацию с
участием рабочих, которая имела большое политическое значение для
Петербургской социал-демократии. Александр III был вынужден признать, что
похороны явились смотром «революционных сил».І
Эти факты говорят о большом авторитете и популярности Николая
Васильевича как общественного деятеля и публициста. К сожалению,
историческое наследие Шелгунова должным образом его современниками оценено
не было, но он получил высокое признание как один из наиболее видных


1. Троицкий Н.А. Царизм под судом прогрессивной общественности: 1866-1899
гг. М., 1979. с. 22.
2. См.: Сунцов Н.С. Указ. соч. с. 53.
писателей своего времени. Так, публицист В. Гольцев указывал: «С годами
энергия и литературное влияние Шелгунова все возрастали. Своими «Очерками
русской жизни»…Шелгунов занимал едва ли не первенствующее место в нашей
публицистике». № Очень важна для нас оценка Шелгунова своим учителем и
соратником Н.Г.Чернышевским: «Честнейший и благороднейший человек Николай
Васильевич, такие люди редки. Прекрасно держал себя в моем деле». І Как
известно, «дело» было не из легких и потребовало огромной выдержки, ума и
сил в единоборстве с самодержавной властью. Познакомившись с сочинениями
Шелгунова о положении европейского пролетариата, российские рабочие с
благодарностью написали автору: «Мы поняли, что нам, русским рабочим,
подобно рабочим Западной Европы, нечего рассчитывать на какую-либо внешнюю
помощь, помимо самих себя, чтобы улучшить свое положение и достигнуть
свободы. Те рабочие, которые поняли это, будут бороться без устали за
лучшие условия. Вы выполнили вашу задачу,- Вы показали нам, как вести
борьбу». і
Николай Васильевич Шелгунов внес свой вклад в развитие исторической
науки и его значение как историка еще предстоит установить. И хотя его
методология во многом идеалистична, ряд проблем, которые Шелгунов поставил
в своих трудах, не потеряли актуальности и сегодня, они требуют дальнейшего
осмысления.



1. См.: Сунцов Н.С. Указ. соч. с. 9-10.
2. Н.Г.Чернышевский в воспоминаниях современников: Т.2. Саратов, 1959.
с. 268-269.
3. См.: Сунцов Н.С. Указ. соч. с. 51-52.
III Проблемы всеобщей истории в творчестве Н.В.Шелгунова
1. Китай в творчестве Н.В. Шелгунова

История Китайской цивилизации особенности национальной культуры, её
многогранность и неповторимость дают обширное поле деятельности для
исследований и разработок. Столь интересная тема не могла не привлечь
внимания Николая Васильевича Шелгунова. В своей книге он писал: «История
Китая есть одна из любопытнейших и наивных хроник, дающая мыслящему
читателю богатый материал для поучительных размышлений и сравнений». Больше
всего его заинтересовала эпоха первобытнообщинного строя Китая. Особенно
много внимания в книге обращено непосредственно на правителей, методы
правления и нововведения прославившие их. Верховная власть в Китае
принадлежала правителю и, как считали древние, требовала полного отречения
от личных целей, интересов и посвящения всех сил народу и его благу.
Время существования северокитайских неолитических племен совпадает с
периодом легендарной династии Ся. До этой династии и во время её правления
в Китае якобы был «золотой век». Как сообщают древние легенды и мифы,
первыми носителями мудрости «Небесного пути» на земле стали «три
императора» – Фуси, Шэньнун и Хуан-ди – и затем пять правителей, наиболее
известными из которых были Яо, Шунь и Юй.
Шэн – «совершенная мудрость», традиционное для китайской культуры
обозначение высшей степени интеллектуально-нравственного и духовного
совершенства, реализуемого главным образом в способности к идеальному
правлению. Согласно Конфуцию «совершенно мудрыми» были полумифические и
исторические правители древности – Яо(2356-2255 год до н.э.), Шунь (2255-
2205 год д н.э.), Юй ( основатель династии Ся,2205-2197 год до н.э.), Чэн
Тан (основатель династии Шан, 1766-1753 год до н.э.), Вэнь-ван, У-ван, Чжоу-
гун (основатели династии Чжоу, 12-11 вв. до н.э.). Китайские мифы и
легенды, вошедшие в ранние исторические памятники, приписывают этим героям
изобретение необходимых вещей. Фуси, например, создал сети и силки для
ловли птиц, животных и дал древним китайцам знаменитые восемь триграмм
(графические фигуры из трех черт). На протяжении тысячелетий сочетания этих
триграмм считалось вершиной философской мысли, понять которые может только
«совершенно мудрый» человек. О времени правления императора Хуан-ди в
традиционной китайской истории, хранятся конкретные, хотя и легендарные
сообщения, имена «Желтый император» или «Желтый предок» по традиции
приписываются ему как «основателю» китайской цивилизации. В системе
религиозно-мифологических представлений он – изобретатель топора, ступы,
лука, и стрел, одежды и обуви, литейного дела, колесницы, лодки,
музыкальных инструментов. В «Гуань-цзы» (3 в.) говорится, что «пять стихий»-
правильнее будет сказать пять действий, были созданы Хуан-ди, наряду с
пентатоникой и пятью чиновничьими рангами. Огонь, дерево, почва, вода,
металл – универсальная схема, согласно которой, все основные параметры
мироздания – пространственно- временные и двигательно-эволюционные имеют
пятиконечную структуру. Причем, Хуан-ди является одним из пяти божественных
сторон света, представляющее центр, то есть главенство, что соответствует
элементу «земля». Также его считали покровителем портных, архитектуры и
наряду с Шэньнуном, и Фуси, - медицины. Самой распространенной легендой о
деятельности Хуан-ди является его борьба с вождем южных племен Чию. Люди
этих племен, гласит легенда, питались галькой, лбы у них были железные,
головы медные, а волосы как острые мечи. Племена Чию напали на мирных
землевладельцев в долине Хуанхэ, и тогда, Хуан-ди призвал свой народ. Вождь
южных племен просил богов послать на землю ураган с дождем, но Хуан-ди
попросил послать засуху. Утих ураган, Хуан-ди разбил племя Чию и убил их
вождя. Хуан-ди, добившись победы, справедливо правил на китайской земле, а
после него правили Яо, Шунь и Юй, №

1. Итс Р.Ф., Смолин Г.Я. Очерки истории Китая с древнейших времен до
середины XVII в. Л., 1961г.
тоже справедливые правители – его потомки. Потомками Хуан-ди древние
летописи считали правителей династий Инь и Чжоу.№
Время его правления охарактеризовано Шелгуновым положительно. Хуан-ди
приписывают введение десятичной линейной меры, создание присутственного
места для ведения национальной китайской истории. Так же считается, что он
собрал штат астрономов для составления календаря и наблюдения за звездами,
в это же время были построены дороги, введена монета, учреждены школы.
Его преемникам (Яо, Шунь, Юй) приписывается установление обычая
отречения от власти в пользу более достойного, выдвинутого народом. Яо,
Шунь, Юй – испрашивали совета глав семей и родов, вели борьбу с другими
племенами и давали древним предкам китайцев возможность жить в мире и
согласии. Приведу цитату из книги: «Привилегия императорской крови
существует только до тех пор, пока она оправдывается действительными
заслугами, в противном же случае или в случае вины член императорской
фамилии может не только лишиться своих титулов и привилегий, но и снизойти
до положения простолюдина, не имея в этом случае права носить даже знак
мандаринского достоинства». На основании этих данных необходимо отметить,
что в первоначально императорство в Китае не было наследственным.
Также Шелгунов пишет о нововведении Яо, которое принесло ему славу
хорошего правителя. Идея состояла в следующем: Яо приказал повесить у ворот
дворца доску, на которой каждый китаец мог написать свое мнение об
управлении, об улучшении благосостояния, так же мог указать ошибки
императора. После удара в висевший рядом с доской барабан, император тотчас
приказывал принести доску.
По мнению, Николая Васильевича, это новшество показывает, с каким
вниманием правитель относился к мнению простых людей. Только таким образом

1. Итс Р.Ф., Смолин Г.Я. Очерки истории Китая с древнейших времен до

середины XVII в. Л., 1961г.
можно было выяснить истинное положение народа.
Своего преемника Яо выбирал в течение нескольких лет с большим
вниманием и особой тщательностью. Главными считались личные качества
претендента, а не его положение. Шунь был низкого происхождения, но
независимо от этого Яо отдал ему двух дочерей, показав свое расположение,
но это стало своего рода проверкой, и через несколько лет назначил своим
последователем.
Шунь показывал положительный пример высокой нравственности, и этого
же требовал от своего народа. Вот пять правил или обязанностей, которые, по
мнению правителя, должны были выполняться: «…между родителями и детьми,
между императором и подданными, между супругами, между старцами и молодыми,
между друзьями». Эти правила положили начало юридического закрепления
иерархической подчиненности, так же Шунь преобразовал календарь. Ввел
единые меры, вес, провел реформы уголовного законодательства, что до него
не делал ни один правитель. В результате реформ появилась новая система
наказаний, вместо клеймения и других варварских методов, наказания
постепенно становились боле гуманными: ссылка, конфискация, палки. Были
сделаны послабления, и прощение заслуживали те, кто совершил преступление
случайно без намерения навредить, но одновременно, увеличивались наказания
для тех, кто злоупотреблял властью, или неисправимых преступников.
Правление Яо и Шунь осталось в памяти народа, временем правления
великих, справедливых и наиболее почитаемых императоров.
Юй, считается основателем легендарной династии Ся, во время
наводнения, как рассказывает предание, усмирил воды поразившие
«Поднебесную» и урегулировал течение реки. Однако он первый стал и
нарушителем справедливости – отменил принцип «отречения от власти».
Цзю-чоу – «девять предначертаний Великого плана», обозначающие 9
принципов поддержания гармоничного общественного порядка, изложенных в
главе «Хун Фань» («Великий план») конфуцианского канона «Шу цзин»; Согласно
«Шу цзину», Цзю-чоу были дарованы Небом «совершенно мудрому» правителю
древности Юю. По преданию, изложенному в комментарии к «Си цы чжуани» (4 в.
до н.э.), Цзю-чоу открылись Юю в узорах на спине волшебной черепахи,
вышедшей из вод реки Лошуй. После падения государства Шань-инь и воцарения
династии Чжоу Цзю-чоу были якобы сообщены князем удела Цзи чжоускому У-
вану. Цзю-чоу заключается в следующем:
1. «пять элементов», то есть взгляд на связи между вещами в окружающем
мире сквозь призму классификационной схемы у син.
2. «Почтительное использование пяти дел», то есть возможностей которые
дают человеку его внешний облик, речь, зрение, слух и мышление; им
соответствуют такие должные качества, как строгость поведения,
аккуратность, прозорливость, осмотрительность и мудрость.
3. «Неукоснительное исполнение восьми дел управления»:
- дела, связанные с продовольствием
- с товарами
- жертвоприношения
- дела, назначенные ведомству общественных работ
- ведомству ритуалов и просвещения
- ведомству суда и наказаний
- прием гостей
- военные дела
4. «Упорядоченное использование пяти источников исчисления времени»: лет,
месяцев, дней, созвездий и знаков зодиака, календарных вычислений
5. «Создание Священного предела», то есть предельное укрепление монаршей
власти посредством добродетелей правителя, приближения им добродетельных
и способных людей, беспристрастности и т.п.
6. «Соблюдение трех добродетелей»: «[делать вещи] правильными и прямыми»,
«быть твердым» в случае противления воле правителя и «быть мягким» в
отношении послушных, «знатных и просвещенных»
7. «Разрешение сомнений» посредством гадательной практики, совещаний с
сановниками и народом
8. «Использование указаний», предоставленных [явлениями природы] –
течение природных процессов и знамения – говорят об ошибках правителя или
о должном его поведении
9. «Стремление к пяти [проявлениям] счастья и избегание шести
крайностей», где к проявлениям счастья отнесены долголетие, богатство,
здоровье и спокойствие, любовь. К целомудрию относится, спокойная
кончина, а к «крайностям» (несчастья) – сокращенная бедствиями жизнь,
блоезни, горести, нищета, телесное уродство и слабоумие. Цзю –чоу стало
выражением материальных ценностей.
Эпоха от Хуанди до Юя представлялась летописцами такой, как её описал
один из древних философов, Чжуан-цзы: «все люди имели одинаковую и
неизменную природу. Они ткали и делали себе одежду, они возделывали поля и
добывали себе пищу. Это было общим для всех. Они были едины и не
образовывали обособленных друг от друга групп…Действительно, в век
совершенства разве могли люди в своем обществе различать высших и низших?
»№ Образцом «справедливого» правления для Мо Ди являлись Яо, Шунь, Юй,
Тан, Вэнь-ван и У-ван, осуществившие единство
государственной власти и общественной справедливости. Критерием должного
социального порядка он считал такое положение, когда каждый занимался тем
делом, которое соответствует его способностям. Согласно взглядам Мо Ди и
его школы, «совершенно мудрые» установили принципы жизни социума, создали
институт государства, дабы покончить со «звериным» образом жизни людей;
поэтому почитание «совершенно мудрых» является одним из десяти главных
принципов учения Мо ди.
Необходимо упомянуть также правителя Ши-хуан-ди, «китайского
Наполеона», как по праву его назвал Шелгунов. С249 года до н.э. династия
Чжоу перестала существовать. В 246 году до н.э. на престол Цинь вступил
Чжэн, при его вступлении в Китае царствовала раздробленность, желая усилить
свою власть он продолжил объединение страны. Подчинив остальные уделы и
объединив страну, он провозгласил себя в 221 году до н.э. Цинь Ши-хуан-ди –
первым циньским императором. Китай становится единым централизованным
государством. Завершается длительный процесс сложения единой китайской
народности, чему способствует экономическое, культурное и политическое
единение страны. Во главе каждой провинции был назначен губернатор.
Одним из важных мероприятий Цинь Ши-хуан-ди была унификация
начертания иероглифов и введения мер и весов, единых для всей страны. Для
улучшения ирригации было создано несколько оросительных каналов. Большое
значение он придавал развитию торговли, всячески способствуя этому. Также
Ши-хуан-ди приказал проложить через все государство широкую, выровненную
дорогу, по бокам которой должны были расти деревья, образуя две аллеи для
пешеходов, начал строительство «великой стены». №
Во время правления Ши-хуан-ди было построено множество великолепнейших
дворцов, необузданная роскошь, развлечения, при этом под страхом смертной
казни запрещено было говорить о том, что происходило за стенами этих
дворцов. Ши-хуан-ди можно назвать великим новатором, но нельзя забывать,
что достижения императоров даются ценой огромных потерь народа. В
последствии, его правление назвали варварским, он приказал уничтожить все
книги, которые, как считал Шихуанди, поддерживают заблуждение, веру в
старые истины. Этим решением, Шихуанди призывал отречься от прошлого, выйти
на
путь прогресса, отказаться от почитаемых всеми законов, которые издавались
в течение тысячи лет династиями Чжоу и Инь, от догм, которыми были
пропитаны законы. Китайский народ был не готов к подобного рода переменам.
Решение императора привело в негодование всех ученых, не побоявшихся
за свою жизнь и выступивших против подобного решения. Свое недовольство они
выразили в дерзком памфлете, который был распространен в множестве
экземпляров по всему Китаю. В ответ, император разрешил всем желающим
высказать свое мнение, в соответствии с содержанием памфлета. Таких

1. Итс Р.Ф., Смолин Г.Я. Очерки истории Китая с древнейших времен до
середины XVII в. Л., 1961г.
смельчаков оказалось немало, более четырех сотен литераторов, которых Ши-
хуан-ди приказал казнить. «Казнь была исполнена с таким варварством, что
возмутила даже сына императора…», так написал Шелгунов в своей книге.
При Цинь Ши-хуан-ди территории Китайского государства расшились за
счет областей, населенных не китайскими народами на севере, западе и юге
страны. Присоединение окраин способствовало широкому проникновению
достижений китайской культуры в другие области азиатского континента.
Китайская империя простирала свои владения на север до центральных районов
Монголии, на западе до пустыни Такламакан и Тибета, на юге до Вьетнама, на
северо-востоке до Кореи. Империя Цинь, несмотря на успехи в войнах и
усиление центральной власти, уже к концу правления Ши-хуан-ди переживала
тяжелый внутренний кризис, выражавшийся в борьбе крестьян против
деспотической власти императора и против крупных землевладельцев. Войны,
которые продолжались беспрерывно тридцать пять лет, строительство Великой
Китайской стены, городов, каналов – все это тяжелым бременем ложилось на
плечи крестьян и рабов.
На тридцать третий год правления Цинь Ши-хуан-ди, пятисоттысячная
армия вступила в пределы области Линнань. Власть вождей юэ была упразднена,
и вместо страны «множества юэ» учреждены три округа Циньской империи –
Гуйлинь, Наньхай и Сяньцзюнь. Особенно отличился во время последнего похода
военачальник циньской армии Чжао То, возглавивший все пять армий после
гибели китайского главнокомандующего. Указом императора Чжао То назнаначили
управителем трех новых округов. Чжао То оказался не только талантливым
полководцем, но и умным политиком. Он наладил добрососедские отношения с
побежденными племенами, самостоятельно отменил смертные приговоры некоторым
вождям и стал с ними советоваться. В Китае это был период внутренних
неурядиц, и воспользовавшись моментом Чжао То провозгласил независимым от
Китая государство Наньюэ, а себя его ваном –правителем. Мирные отношения
Китая и Наньюэ объяснялись слабостью Ханьского Китая (в 111году до н.э.
Наньюэ прекратило свое существование) и лишь при императоре Венди
наладились. №
Коренные перемены требовали разработки новых реформ. Отказываясь от
старых истин, Ши-хуан-ди не подготовил им равноценной замены, то есть желая

изменить суть, император не желал менять форму правления, в результате,
оставив после себя более жесткую доктрину власти. Современные китайские
историки считают империю Цинь деспотической феодальной монархией.
Далее Шелгунов пишет о деятельности императора Вен-ди, отводя ему
немаловажную роль, хотя, например, современные авторы определили для него
другое место.
«С царствованием Вен-ди (194 до 188 года до Р.Х.) началась эпоха
литературного возрождения…», пишет Шелгунов. Первоначально император
приказал восстановить старые книги, чем заслужил уважение всего народа. Ни
один правитель не мог сравниться с Вен-ди по почитанию, так приближенные
любили своего императора. Император отвечал взаимностью своему народу, он
отменил «налог на соль и половину обыкновенных податей, он приказал, чтобы
бедных стариков каждой провинции содержали на общественный счет». Также Вен-
ди написал множество манифестов, обращенных к народу, в содержании которых
видно насколько высоки его нравственность и чувства, побуждающие оказывать
помощь народу. Он первым показал пример умеренности, не окружал
себя роскошью, старался ввести в обиход простоту без лишней
блистательности,

1. Итс Р.Ф., Смолин Г.Я. Очерки истории Китая с древнейших времен до
середины XVII в. Л., 1961г.
которая была присуща правлению Ши-хуан-ди. Своих жен и даже императрицу
заставил носить платья из разноцветных материй, украшением являлось шитье.
(В современной литературе дата правления Вен-ди – 179-157 год до н.э.)
Для сохранения хронологической точности нужно упомянуть, что после
императора Вен-ди правил Цзин-ди (156-141 год до н.э.).
Не менее значительным было правление императора – У-ди, продолживше-
го начинания Вен-ди в области древних знаний и выбора доктрины власти. Он
приблизил к двору знаменитых историков и литераторов, почитал древние
традиции. Также из «ста школ» в качестве официальной идеологии император
выбрал конфуцианство, то есть произошло фактическое становление Цзин сюэ –
каноноведения. Каноноведение вошло в идеологический инструментарий
империи, в котором конфуцианские каноны составили основу системы
образования и подготовки административных кадров, а литературные памятники
и даже официальные документы оценивались с точки зрения сообразности
канонам и по содержанию, и по форме. Цзин сюэ отражало процессы изменения
идеологических доктрин, связанные с социально-политическим состоянием
общества, ход эволюции философской и общественно-политической мысли.
Как и Яо, У-ди, на важные общественные должности назначал лишь
способных и достойных лиц, вне зависимости от их происхождения и знатности.
До правления, У-ди в Китае существовал закон майората, то есть такая форма
наследования при которой вся власть и имущество отца переходят по
наследству старшему сыну. Император посчитал этот закон несправедливым,
потому как младшие сыновья после наследования старшим братом всего
имущества, ставились в «положение близкое к нищете», У-ди, уничтожил этот
закон.
Наибольшую известность во времена правления У-ди получил чиновник и
ученый Тунчуншу, предоставивший на суд императору «три рассуждения об
искусстве управления». Суть этих рассуждений сводилась к тому, что
спокойствие и добродетель, законопослушание народа в первую очередь зависят
от самого императора, а народ лишь повторяет его деяния.
При императоре У-ди Ханьская империя начинает большие завоевательные
походы, именно в это время, в 111 году до н.э., в области Линнань огромная
армия наносит поражение государству Наньюэ. Традидионно принято считать,
что столетний Чжао То погиб в бою.
Сама история Китая говорит нам о высокой нравственности и добродетели
своих правителей, хотя и среди них было немало тиранов. Некоторые избирали
для своих зверств людей низкого сословия, а другие из высшего сословия.
Например, Ван-Ман (9-23 год н.э.)издевался над своими приближенными, над
знатными китайцами. В день он мог казнить по нескольку сотен человек
среднего и высшего сословия. «…С одной стороны, китайские императоры
поражают своим величием и своими добродетелями, не представляющими ничего
подобного в истории других народов, зато и безумие китайских владык
доходило иногда до такого размера, какого не знает Европа», так писал
Николай Васильевич Шелгунов. Сквозь всю историю Китая, как бы перемежаясь,
наряду с добродетельными государями прошли и императоры, прославившиеся
тиранией и зверствами, оставившими свой кровавый след в воспоминаниях
народа. Не зря китайские философы считали, что роскошь ведет «к порче
нравов, разврату и к глубокому падению народа».
Главной особенностью Китайской цивилизации от других является её
поклонение традициям. Философы Китая, в отличии от древнегреческих больше
занимались политическими вопросами. При всем многообразии школ в истории
древней китайской философии их объединяло стремление к централизации
государства. Они внушали народу философию морали, т.е. подчиненности, т.к.
считали её единственно верной и доступной для разума всех китайцев. В своих
наставлениях Конфуций, Лао-цзы и другие философы воспевали, церемонии,
внешние обрядности, они считали что, что высокая мораль поможет сделать
действительность лучше.
Вот пять основных добродетелей, которые как считал Конфуций необходимо
исполнять:
«…гуманность, т.е. всеобщую любовь между всеми людьми без различия;
справедливость, дающая каждому лицу должное ему, не благоприятствуя
одному перед другим;
подчинение установленным священным обрядам и существующим
обычаям, для того, чтобы те, кто составляет общество, имели бы одну манеру
жизни и подвергались всем выгодам и невыгодам;
прямодушие, т.е. та прямота ума и сердца, которая заставляет искать во
всем правды и желать её;
искренность, т.е. та откровенность и открытость сердца, смешанная с
доверчивостью, которая исключает всякое притворство, всякую утайку, как в
поведении, так и в словах…»
Как считал Николай Васильевич Шелгунов, мораль подавляла личность, не
позволяя задуматься над самой сутью жизни, улучшением социального положения
народа, общественных отношений.
«Вся история Китая есть практическое противоречие теоретическому
учению Лао-цзы, который сказал, что если правительство страны не заставляет
народ чувствовать свои действия тираническими, гнетущими мерами, то народ
живет в довольствии и изобилии; если же напротив, правительство устремляет
постоянно на народ тираническое, инквизиторское око, то народ впадает в
бедность и нищету». Философия Лао-цзы осталась непонятой и непризнанной
народом. Считалось, что Конфуций продолжатель дела Чжоу-гуна (11 в. до
н.э.) и главным образом историк следовательно, конфуцианство добросовестно
«передаёт» древнюю мудрость, не внося ничего от себя.
Восстания в эпоху первобытнообщинного строя были крайне редки.
Несмотря на все трудности своего положения, постоянное повышение налогов и
увеличение их количества народ продолжал повиноваться, хотя, в сущности,
для высшего сословия был лишь источником, причем неиссякаемым источником
прибыли. Простолюдины предпочитали лишить себя жизни, нежели умереть
«продолжительной и мучительной голодной смертью».
Все что имели крестьяне, это три четверти десятины на одну семью,
причем, на этом клочке земли им нужно было произвести все необходимое для
жизни. Нищета в Китае имела огромные размеры, нищие от голода могли умирать
десятками на улицах, возле домов знати. Богатые и знатные китайцы как бы не
замечали происходящего вокруг них, считали это нормой жизни бедняков. Ни
один из них не оказал помощи нищему, а нищие, зная равнодушие верхов ни о
чем, не просили и сами брали то, что хотели грабежами и убийствами.
Нападения совершались даже на очень знатных мандаринов, при свидетелях,
причем свидетели не оказывали помощи, и не доносили власти о случившемся
преступлении. Таковы были законы Китая, государства, в котором гласность и
общественное мнение не имели возможности обнаружить себя. Наушничество и
донос являлись единственными средствами «узнать о неправде и
злоупотреблениях частных лиц». Догмы, воспеваемые учеными китайцами
гласили, – моральные принципы – это единственное средство утверждения
порядка.
Китайские нищие представляли самостоятельный слой общества, во главе
которого стояли король и его министры. Своего рода государство в
государстве, с особыми законами и обычаями.
С другой стороны, уголовное законодательство Китая занимало
главенствующее место в законодательной системе. «Китайские законы во все
времена отличались большой строгостью», так писал Шелгунов. В области
изощренности наказаний, пожалуй, ни одна культура не имеет аналогов.
В процессе многовековых изменений система наказаний постоянно
менялась, становясь более гуманной. Существовало пять родов наказаний:
«наказание кнутом или маленькими бамбуковыми палочками, наказание палками,
ссылка временная, ссылка вечная и смертная казнь». Особое внимание
уделялось смертным приговорам. «Уголовный закон признает десять главных
преступлений, которые он наказывает с особой жесткостью: возмущение или,
вернее, нарушение законов, гарантирующих общественную безопасность и
произведение земли. Разбой, состоящий в покушении разрушать храмы,
гробницы, дворцы императорские. Побег, или оставление своей родной страны
для земли иностранной. Отцеубийство. Убийство семейства или многих лиц
одного семейства. Святотатство. Отсутствие сыновней любви. Раздор в
семействе. Кровосмешение…». Решение о смертной казни выносилось только
после тщательной проверки верховным судом, также верховный суд
предварительно проверял правильность вынесения приговоров провинциальных
судов. Эта достаточно длительная процедура, скорее всего, была утомительной
для обвиняемых, но дополнительные исследования иногда приводили к вынесению
оправдательного приговора. Возможно, скрупулезность связана с такой
особенностью, как отсутствие у, обвиняемого правозащитника. Он должен был
сам себя защищать. Приговор, естественно выносился судьёй.
Один день в году назначался императором для исполнения смертных
приговоров по всей стране. Этот день принято было считать праздником,
работать запрещалось, народ толпами собирался в городах смотреть казни.
В своем труде Николай Васильевич Шелгунов, описал данный период
истории Китая, рассматривая политическое устройство, социальное и
экономическое положение народа, и обращая внимание в первую очередь на
личностные качества правителей, следуя личному избирательному принципу.
«Китай сложился потому, что ему никто не мешал; подле него не было
соседей, которые могли бы его поглотить». То есть, четыре тысячи
пятисотлетнее существование Китая в изоляции, без вмешательства иностранных
государств позволяет патриархальной форме правления находиться без
существенных изменений огромный период времени.



II История России в творчестве Н.В.Шелгунова
2.1 Оценка исторического развития допетровской Руси.

Историю России Н.В.Шелгунов делил на две эпохи: «допетровскую Русь» и
послепетровскую или «новую». Хотя некоторые публицисты умеренно-
демократического толка выделяли также «новейшую» эпоху в истории России,
которая, по их мнению, наступила после отмены крепостного права. Но
Н.В.Шелгунов считал такое мнение поспешным и необоснованным. «Ясно, что это
время какое-то особенное, более новое», писал он, однако его нельзя считать
рубежом «новейшей» истории России, сторонники подобной точки зрения, «не
разъяснив себе сущности всех свершившихся исторических явлений», «увидели в
отдельных моментах то, чего в них нет, и отдельные фазисы одного
продолжающегося до сих пор периода приняли за несколько периодов»№.
Наряду с делением истории России на «допетровскую» и «новую» Шелгунов
выделял также древний, удельно-вечевой периоды, период татаро-монгольского
ига, период укрепления и развития Московского государства, «эпоху
петровских реформ», «петербургский» и «дворцовый» период, то есть период
дворцовых переворотов, «екатерининский» и «александровский» периоды.І
Наиболее актуальной проблемой данного периода отечественной истории
Н.В.Шелгунов считал вопрос о судьбах русской общины. Эволюцию общины он
связывал с появлением частнособственнического землевладения. Причиной
появления этого института считал военные вторжения чужеземных завоевателей,
сопровождавшиеся захватами у общин их пашен, пастбищ, лесов и обложение
членов покоренной общины данью, а также причиной являлись и внутренние
проблемы.


1. Н.В.Шелгунов. Соч., 3-е изд., т. 1 с. 57, 60
2. См.: Н.В.Шелгунов. Россия до Петра I Соч., 3-е изд., т. 1
Вопрос о происхождении древнерусского государства Н.В.Шелгунов
связывал с призванием варяжских князей славянами для третейского суда
внутренних междоусобиц славянских общин, но он не был приверженцем
норманнской теории и вкладывал в нее иное по сравнению с норманистами
содержание. Так, Н.В.Шелгунов неоднократно подчеркивал, что насаждаемая
варяжскими князьями власть оказалась направленной против самих же славян,
эта власть была олицетворением «теории преобладания», «теории насилия,
оправдывающей всякий деспотизм и обвиняющий все слабое»№.
Н.В.Шелгунов рассматривая государство как исторический институт,
возникающий с появлением частной поземельной собственности и служащий
интересам владельцев этой собственности, указывал, что становление и
развитие древнерусского государства так же, как становление любого другого
европейского государства, протекало в борьбе большинства общинного
населения с частновладельческим меньшинством, ибо политика, проводимая
последним, носила ярко выраженный антинародный характер, что естественно
вызывало сопротивление со стороны народных масс.
Анализируя историю России, Шелгунов приходил к выводу, что
особенности нашего исторического развития обусловлены определенным
географическим положением, в силу которого Россия довольно легко
присоединяет к себе земли и получает, наконец огромную территорию.
Громадность же пространств и объясняет те исторические явления, которые по
его мнению, Западной Европе свойственны не были. Протяженность страны
считает он, обычно объясняют ее равнинной поверхностью, то есть отсутствием
естественных географических преград. Но исторический опыт показывает, что
при острой необходимости они все же преодолеваются, а отсутствие таковых не
влечет за собой слияния государств. Например, пишет Шелгунов, Россия и
Восточная Пруссия лежат в одной равнине, естественных границ не имеют, но
не

1. Шелгунов Н.В. Лукавое своекорыстие. Дело, 1869г. № 2, отд. II., с. 7
соединяются.
В таком же положении находятся мелкие княжества, но они не
слились. Финляндия, напротив гористая страна, но входит в состав
Российского государства. Англия отделена от Индии большими водными
пространствами, но этот фактор не повлиял на завоевания Индии. № Итак
наличие или отсутствие естественных преград не может серьезно объяснить, по
мнению Шелгунова, своеобразия России. В чем же оно заключается? Прежде
всего, в восточном положении, считает он, благодаря, которому россияне,
могли двигаться только на север и восток, где проживали народы, стоявшие на
более низкой ступени развития. На запад и юг путь был сильно затруднен
реальным военным отпором со стороны более сильных соседей, русские
первопроходцы Ермак, Поярков, Хабаров, просто не встретили на своем пути
силы, способной их задержать; ни естественной, ни военной, ни людской, что
позволило им в конце концов выйти к Тихому и Северному Ледовитому океанам.
В команде Ермака, сообщает Шелгунов, было всего 540 человек и такими
малыми силами был разбит Кучум, покорена вся его страна.І
Итак, причину больших размеров Российского государства историк
объясняет легкостью приобретения новых земель и восточным положением
страны.
Какую же роль сыграли огромная территория и связанная с ней плотность
населения в дальнейшем историческом развитии России? Естественно
предположить, что эти факторы влияли на гражданские и экономические
отношения между людьми, ослабляя их.
В связи с этим Шелгунов отмечает, что русские средневековые города
были значительно меньше европейских, а образ жизни в них напоминал
деревенский.
Для доказательства своей точки зрения, он приводит следующие

1. Шелгунов Н. В. Соч. Т.1. СПб., 1895. с. 168-169.
2. Шелгунов Н. В. Соч. Т.1. СПб., 1895. с. 171.
статистические данные: в 1654 году население г. Калуги составляло 2613
человек,
из которых от чумы вскоре умерло 1863 человека; в Туле жило 2568 человек,
умерло 1808; в Суздале насчитывалось 2567 жителей, болезни унесли 1177
человек.№
Как известно, европейские города насчитывали в это время десятки
тысяч жителей. И это маленькое население в Российских городах, по
справедливому замечанию автора; еще и уменьшалось от постоянных набегов
кочевых племен. И если при европейской территориальной тесноте, продолжает
он, люди объединялись в различные союзы, чтобы противостоять внешним
неблагоприятным воздействиям, в том числе и государственной власти, то
русский человек при своей много земельности просто уходил на новое место.І
С этим фактором Шелгунов связывает возникновение казачества, как
специфического для России явления.
Таким образом, громадность Российской территории, по мнению
Шелгунова, тормозит развитие экономических и социальных отношений,
заставляет идти это развитие не «вглубь», а «вширь», способствуя тем самым
отставанию России в своем историческом пути от стран Западной Европы.
Не отрицает он и влияния природных факторов на культуру и сознание
славянского народа, ссылаясь при этом на немецкого просветлителя Георга
Фостера, сторонника сенсуализма в теории познания.і
Что же понимает под природой Шелгунов? Для него это все внешние<

Новинки рефератов ::

Реферат: Финансовые возможности новых форм страхового бизнеса за рубежом (Страхование)


Реферат: Землетрясения (Геология)


Реферат: Поети "Молодої музи" (Литература)


Реферат: Обработка каучука и производство резины (Химия)


Реферат: Физкультура (Спорт)


Реферат: Археология. Камень (История)


Реферат: Основные школы менеджмента (Менеджмент)


Реферат: Вода. Тяжелая вода (Химия)


Реферат: Коммуникации предприятия (Программирование)


Реферат: Ростовская финифть (Искусство и культура)


Реферат: Ответы на билеты по Безопасности жизнедеятельности (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Фрески Ферапонтова Монастыря (Дионисий) (Искусство и культура)


Реферат: Разработка и изготовление декоративной резной вазы с подставкой (1) (4)) (Технология)


Реферат: Юридическая ответственность (Теория государства и права)


Реферат: Самостоятельная работа как средство обучения решению уравнений в 5-9 классах (Педагогика)


Реферат: Восточные славяне в Беларуси (История)


Реферат: Поршень (Технология)


Реферат: Озеро Иссык-Куль (География)


Реферат: Учет материальных запасов в соответствии с российскими стандартами (Бухгалтерский учет)


Реферат: Орган (Музыка)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист