|
Реферат: Мир и Россия: Основные тенденции истории (История)
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Мир и Россия: тенденции мировой истории
Учебное пособие
Воронеж 1999
ББК 60.5 +63.3(2 Рос)Я7
Очерки всеобщей и отечественной истории: Учебн. Пособие. /Под ред. Н. А. Душковой, Воронеж: Изд-во ВГТУ, 1999. ???c.
В учебном пособии показаны основные тенденции всеобщей истории. Подавляющая часть изложенного материала посвящена истории России, которая вписана в контекст мировой. Учитывая, что учебное пособие готовилось для студентов технических вузов, в центре внимания авторов находились проблемы экономического развития стран мира. В связи с этим более подробно освещены: предыстория промышленного производства, промышленный переворот, победа индустриальной цивилизации, развитие науки и техники, основные этапы современной научно-технической революции. Данное издание подготовлено преподавателями кафедры истории Воронежского государственного технического университета: 1 тема – д-р ист. наук Н. А. Душкова; 2 – тема – И. В. Негреско; 3 тема – канд. ист. наук И. Н. Богачев; 4 тема – канд. ист. Наук Л. А. Губарь; 5 тема – И. В. Негреско, канд. ист. Наук А. В. Струков; 6 тема – Л. А. Губарь; 7 тема – Н. А. Душкова, д-р ист. наук Н. Ф. Гончаров, А. В. Струков; 8 тема – А. В. Струков, Л. А. Губарь; 9 тема – И. Н. Богачев; 10 тема – И. Н. Богачев, Н. А. Душкова. Учебное пособие предназначено для студентов технических вузов.
Библиогр.: 20 назв.
Печатается по решению редакционно-издательского совета Воронежского государственного технического университета
Рецензенты: кафедра истории и политологии Воронежской государственной лесотехнической академии; канд. ист. наук, доцент Г. А. Кулагин.
( Коллектив авторов, 1999 ( Оформление. Издательство Воронежского государственного технического университета
ВВЕДЕНИЕ
История всегда вызывала и особенно сегодня вызывает большой общественный интерес. Этот интерес объясняется естественной потребностью знать историю развития цивилизации и места в ней России. Осмысление многотрудного пути исторического развития, пройденного народами мира, в том числе народов России, позволяет также правильно ориентироваться в непростых событиях дня сегодняшнего. В последние годы в вузах происходит перестройка преподавания исторических дисциплин. Вырабатываются новые подходы, глубоко переосмысливаются многие исторические события не только современной истории, но и далекого прошлого стран мира и нашего Отечества. Настоящее учебное пособие написано в соответствии с Государственными требованиями к изучению истории в вузе . Оно охватывает огромный период - со времен появления человека на Земле и до наших дней . В условиях сравнительно небольшого объема печатного материала невозможно подробно осветить все многообразие всемирной истории . Поэтому авторы постарались показать лишь основные тенденции, представить узловые проблемы. При этом они не претендуют не только на исчерпывающее изложение всех тем, но и на единственно правильное их толкование - они высказывают свою точку зрения. Подавляющая часть изложенного материала посвящена истории России, которая вписана в контекст мировой. Исторический путь России, бесспорно, своеобразен и самобытен. Однако его особенности не исключают Россию из мирового сообщества. В связи с этим историю нашего Отечества нельзя правильно понять вне связи с развитием других стран и народов. Поэтому авторы рассматривают историю России во взаимодействии с мировыми общественными процессами. При написании учебного пособия авторы исследовали самые разнообразные вопросы, которые связаны с формированием государств, становлением и совершенствованием социальной структуры общества различных стран, территориальными изменениями, взаимоотношением власти и общества, формированием общественных движений и партий, деятельностью различных политических сил, общими тенденциями развития культуры, науки и техники, их влиянием на социально-экономическую и политическую жизнь стран, причинами и характером войн и революций, уроками истории для современности . Тем не менее, учитывая, что учебное пособие готовилось для студентов технических вузов, в центре внимания авторов находились проблемы экономического развития стран мира. В связи с этим более подробно освещены: предыстория промышленного производства , промышленный переворот , победа индустриальной цивилизации, развитие науки и техники, основные этапы современной научно- технической революции. Учебное пособие базируется на плодотворных трудах обновляющейся отечественной историографии. Вместе с тем, авторы стремились быть преемниками всего лучшего, критически осмысливая то, что было сделано нашими и зарубежными историками предшествующих поколений. В основу исследований учебных тем положен проблемно-хронологический принцип, который помогает уяснить сложную логику исторического процесса . Представленное учебное пособие несет познавательную, интеллектуально - развивающую и воспитывающую функции . По мнению авторов, оно должно способствовать нравственному развитию личности, формированию гражданственности и патриотизма, сохранению и упрочению общечеловеческих ценностных ориентации , помогать развитию самостоятельного творческого мышления, мотивов, навыков и умений действовать на благо общества. Публикация новых исторических исследований позволяет продолжить работу над учебным курсом, выработать более полные и аргументированные оценки многих событий прошлого. Накапливаемый опыт преподавания курса по истории в технических вузах, несомненно, поможет и дальнейшему отбору учебного материала.
1.СУЩНОСТЬ, ФОРМЫ, ФУНКЦИИ ИСТОРИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ
В условиях современной научно-технической революции усложнение техники, появление принципиально новых “прогрессивных технологий, протекающих в экстремальных обстоятельствах, концентрация колоссальных энергий в различных объектах - все это требует исключительно высокой профессиональной подготовки специалистов, развития их творческих способностей и таланта еще на студенческой скамье. Вместе с тем сложность всей техносферы нашего времени, взаимозависимость процессов, порождающих огромные информационные потоки, работа операторов на пределе психофизиологических возможностей требуют воспитания у специалистов высоких нравственных качеств, гражданского мужества, ответственности и т.п. Отсутствие таких качеств у специалистов может привести в результате их деятельности к тяжелым последствиям, катастрофам для человечества, окружающей среды . Современно звучит предупреждение, сделанное великим античным мыслителем Аристотелем: "Природа дала человеку в руки оружие - интеллектуальную и моральную силу, но он может пользоваться этим оружием и в обратную сторону, поэтому человек без нравственных устоев оказывается существом самым нечестивым и диким…". Отсюда следует, что современный специалист должен обладать не только определенными профессиональными знаниями и навыками, но и богатой общей культурой. Поэтому образование в первую очередь призвано сформировать личность, а не какие-то узкопрофессиональные качества, которые будут использоваться для удовлетворения утилитарных потребностей общественно- государственного механизма.
Общая культура формируется главным образом , гуманитарными науками . Важное место среди них занимает история. В ходе ее изучения у студентов возникает историзм мышления, создаются условия для воспитания живой историей с ее коллизиями и судьбами, уроками и опытом. Таким образом формируется историческое сознание, которое является элементом общественного сознания, его составной частью. Под историческим сознанием в науке понимается совокупность представлений, присущих обществу в целом и составляющим его социальным группам в отдельности, о своем прошлом и о прошлом всего человечества . Историческое сознание - это результат познавательной деятельности, бесконечного процесса накопления исторических знаний. Необходимость исторического познания вызвана целым рядом общественных потребностей. В первую очередь оно приводит к формированию социального самосознания. Без этого будущие инженеры будут просто неспособными к самостоятельной социальной деятельности. Лишенные исторического опыта своего народа, своей страны, они окажутся вне исторической перспективы и будут жить только сегодняшним днем. Такие специалисты не будут искать путь к техническому и социальному прогрессу. Им это не нужно . Действительно, именно историческое познание обусловливает образцы значимого социального поведения, дает своеобразный социальный ориентир . Последний в новом для нас, плюралистическом обществе, с разными позициями его членов, с многообразием подходов, становится приоритетной жизненной потребностью. Другая социальная функция исторического познания связана с потребностью социального предвидения. Здесь роль истории также незаменима. Можно напомнить мудрую мысль о том, что история учит даже тех , кто у нее не хочет учиться, она их наказывает за невежество. Не поняв корней взаимных симпатий и антипатий, взаимопереплетения интересов народов и государств, будущие специалисты не смогут объяснить, а следовательно, и рационально перестроить настоящее. Актуальность проблемы формирования исторического сознания современного образованного человека усиливается еще одним фактором. В условиях, когда человечество осознало себя как глобальная целостность, необходимо направлять исторический процесс так, чтобы исключить самоуничтожение людей в войне, гибель в экологическом аду, избежать культурного вырождения. И именно историческое знание может избавить от чувства неизбежности, помочь найти пути предотвращения катастрофы, поверить в возможности человека как реальной силы истории. Только на основе изучения истории студенты смогут овладеть всем опытом развития цивилизации, всеми ценностями общечеловеческой культуры и одновременно ощутить самобытность своей Родины, проследить, как Россия впитывала на протяжении веков все лучшее , что было создано в мире, и сама обогащала человечество своими достижениями. Это порождает у студентов причастность ко всему происходящему на Земле , желание самим творить “историю людей” и свою "малую историю", создает основу для формирования нового мышления, ведущим принципом которого является общепланетарный гуманизм. В то же время растет и крепнет чувство патриотизма, когда молодежь живет болью Отечества, неравнодушна к его триумфам и поражениям,' испытывает гордость за свои национальные традиции, за принадлежность к своей стране. Особенно это важно в настоящее время, когда понятия - патриотизм, чувство Родины, подверглись девальвации. Необходимость обращения человека к истории - прошлому своего рода, племени, народа - была осознана еще на ранних ступенях развития общества. В былинах, сказаниях, героическом эпосе утверждался культ предков, закреплялись традиции знать и чтить прошлое своей общности, следовать ее обычаям как нормам отношения к труду, природе, вещам, к людям своей среды и другим народам. В эпоху древних цивилизаций история воспринималась как наставница жизни, дающая образцы для социального воспитания человека, как память народа, формирующая его этническое сознание. В начале нового времени в общении с прошлым виделся способ познания мира человека, средство просвещения, самопознания и развития личности. Интерес к прошлому претерпевал различные стадии, но общеизвестно обращение к исторической памяти в суровые и сложные периоды, когда решались судьбы народов: в переходные эпохи, во время войн, на крутых поворотах истории. Настоящее время характеризуется все возрастающим интересом к нашему прошлому у различных социальных групп, и особенно у студенческой молодежи. Важно этот интерес поддержать и направить в русло формирования у молодого человека элементов исторического сознания как необходимого компонента культуры мышления всесторонне развитой личности. Культура мышления предполагает прежде всего большой объем и глубину знания. История - это социальная память живущего поколения. Чем обширнее намять, тем духовно богаче человек и общество в целом, чем глубже проникновение современника в социально-экономический и культурный опыт, накопленный предшествующими поколениями, тем определеннее и предприимчивее становится его деятельность. Одним словом, изучение истории способствует нравственному развитию личности, формированию гражданственности, сохранению и упрочнению общечеловеческих ценностных ориентации, помогает развитию самостоятельного творческого мышления , мотивов, навыков и умений действовать на благо общества. Размышляя о практической значимости исторических знаний, исторического мышления, выдающийся русский историк В.0. Ключевский писал: "Определяя задачи и направления своей деятельности, каждый из нас должен быть хоть немного историком, чтобы стать сознательно и добросовестно действующим гражданином". Историческая наука о развитии человеческого общества имеет, как и любая другая наука, свой предмет исследования . Изучение деятельности людей, процесса развития человечества, накопления знаний о человеческом обществе, характера истолкования тех или иных явлений относится к области исторической науки . История - не просто наука о прошлом. Это наука о поступательном движении человеческого общества, как единого, разностороннего и противоречивого процесса. Для познания прошлого служит целью комплекс исторических наук. Среди них: всеобщая история и история отдельных стран и народов, история государства и права, военная история , история науки, техники, культуры , искусства, языка, археология , этнография, политология, хронология. Они, в свою очередь, опираются на данные целого ряда вспомогательных исторических дисциплин , разрабатывающих частные и общие вопросы методики и техники исторических исследований . Среди них: источниковедение (общие приемы и методы изучения исторических источников), палеография (история письма), геральдика (гербы), сфрагистика (печати), нумизматика (монеты, медали, ордена), топонимика (изучение названий географических пунктов) и др. Успешное изучение истории и ее научно-достоверная реконструкция зависят от методологии исследования. Под методологией понимается учение о методах научного поиска, о приемах и операциях по накоплению и освоению знаний, о способах построения и обоснования системы знаний об историческом прошлом. Безусловно, что достоверные исторические знания можно получить, руководствуясь принципами историзма, объективности, альтернативности, используя методы периодизации, проблемно-хронологический, статистический, сравнительно-исторический, синхронный и т.д. При этом важно учесть и еще одну характерную черту формирующегося в наши дни подхода к историческому прошлому . В течение многих десятилетий развитие человеческого общества рассматривалось нами как исторически последовательная смена типов производственных отношений и соответствующих им общественно-экономических формаций: первобытно- общинной- рабовладельческой- феодальной- капиталистической- коммунистической. Современные знания свидетельствуют, что формационный подход , который , бесспорно, позволяет понять важнейшие закономерности развития общества, не может дать исчерпывающих знаний об обществе и его истории, так как не охватывает всех сторон его жизни и взаимосвязей с предшествующими этапами развития . Так, теоретически рабовладельческий строй представляет собой следующую ступень после родового, а в реальной же истории он с этим строем сосуществовал вплоть до своей гибели, которую и принесли ему народы и племена, находившиеся на более примитивной стадии. Особенно ярко демонстрирует научную недостаточность формационной концепции российский пример. Не только советский период, но и все развитие России укладывалось в схему пяти формаций лишь с большими допусками и отклонениями. В настоящее время тоже нельзя однозначно характеризовать все страны мира . Более того, наряду с усилением интегральных процессов, нарастает и многообразие, мозаичность социальной действительности. Поэтому вряд ли стоит настаивать на формационном подходе, как абсолютном, к рассмотрению истории. Он дает чрезвычайно простую общую схему исторического развития. И главное - не позволяет проследить исторический процесс формирования основного субъекта истории - человека. В связи с этим в последнее время наметилась тенденция к использованию в исторических исследованиях так называемого "циви-лизационного" подхода. Он дополняет изучение движения социальных слоев и классов выяснением развития человека, его сущности, общих черт, передающихся из поколение в поколение, его общечеловеческих потребностей и интересов и их движущей силы в историческом процессе. В основе цивилизационного подхода лежит идея уникальности социальных явлений, своеобразие пути, пройденного отдельными народами. С этой точки зрения, исторический процесс предстает в виде смены целого ряда цивилизаций, существовавших в различное время в разных регионах планеты и одновременно существующих в настоящее время. Главное же, что дает этот подход, это преодоление обезличенности истории, растворенности индивида в массе, познание человека в истории. Итак, цивилизационный подход к историческому процессу предполагает учет и изучение, в первую очередь, того своеобразного, самобытного, что есть в истории народа или целого региона. Вместе с тем данный подход, доведенный до крайнего своего выражения, может привести к полному отрицанию общих черт в развитии народов, элементов повторяемости в историческом процессе. Так, русский историк Н.Я. Данилевский писал, что не существует всемирной истории, а есть лишь история данных цивилизаций, имеющих индивидуальный замкнутый характер. Эта теория расчленяет всемирную историю во времени и в пространстве на изолированные и противопоставляемые друг другу культурные общности. Она выглядит сейчас на исходе нашего столетия, когда резко усилилось взаимодействие и взаимовлияние различных стран и народов, исторически ограниченной. Вряд ли она в достаточной мере отражает и реальности прошлых этапов развития. Учитывая, что ни формационный, ни цивилизацией ный подходы не являются идеальными, целесообразно пока что встать на путь их разумного сочетания. В целом же, современная методология истории должна основываться на достижениях общечеловеческой мысли, впитывая в себя все лучшее, что дали мыслители прошлого и настоящего всех направлений и школ. Изучение истории предполагает анализ определенного круга источников: письменных, вещественных (от памятников археологии до современных машин и предметов бытового обихода), этнографических, лингвистических, устных, кинофонофотоматериалов. Все эти источники подчас содержат противоречивую информацию. В связи с этим возрастает необходимость квалифицированной научной критики источников, тщательного выявления лишь достоверной информации, позволяющей воспроизводить правду об исторических событиях.
2. ИСТОКИ И ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ДРЕВНИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ.
В последние десятилетия все большее число людей осознает, что оценка настоящего и даже "открытие" будущего невозможны без учета исторического прошлого человечества, без знакомства с шедеврами мировой цивилизации. Однако тому, что привычно называется "цивилизацией", предшествовал путь длиною в несколько миллионов лет - эпоха господства первобытно- общинного строя. Еще сравнительно недавно первобытное общество называлось "доисторическим", но после достижения значительных результатов в изучении этого периода от старого названия пришлось отказаться. Практически история начинается и выступает в многообразных локальных формах с появлением древнейших предков человека. Известно несколько периодизаций первобытной истории. Но наиболее распространена археологическая периодизация, основным принципом которой является учет различий в материале и технике орудий труда. Таким образом, различают: каменный век (древний каменный век или палеолит; средний каменный век или мезолит; новый каменный век или неолит); бронзовый век; железный век. Кроме того, палеолит делится на ранний (нижний), средний и поздний (верхний). Как же соотносятся эти археологические эпохи с различными стадиями антропогенеза (формирования человека) и социогенеза (формирования общества)? Вопрос о ближайших предках человека и даже прародине человечества остается в науке дискуссионным. Многочисленные археологические находки позволяют разным исследователям считать прародиной человечества Южную Африку или Южную Азию, область Средиземноморья (Северо - Восточную Африку и Южную Европу) либо Центральную Азию (Монголию). Важно лишь отметить, что все предполагаемые области появления древнейших предков человека находятся в тропической и субтропической зонах и что из возможных областей: прародины исключаются Австралия, где эволюционное развитие млекопитающих не пошло выше сумчатых животных, а также север Евразии и Америки, поскольку здесь не обитали высшие обезьяны. Смена стадий антропогенеза была связана с наиболее значительными качественными преобразованиями в трудовой деятельности человека, его морфологии и сознании, структуре социальной организации. Первой фазе антропогенеза предшествовал интенсивная эволюция высших обезьян, живших 25-30 (по мнению некоторых ученых 40) миллионов лет назад и постепенно переходивших к передвижению на двух ногах и употреблению природных предметов в качестве орудий. К таким приматам, представляющим уже первую стадию антропогенеза, относятся австралопитеки ("южные обезьянь!"). Двуногое передвижение, довольно крупный мозг, некоторые особенности внешнего облика и прежде всего - занятия австралопитеков (охота с применением орудий), - все это позволяет большинству современных ученых отнесли австралопитеков к гоминидам, а поэтому датировать появление первых людей 4-5 млн. лет назад. Возможно, к австралопитекам был близок и так называемый "Человек Умелый", живший в Восточной Африке около 2,5 млн. -1 млн. 750 тыс. лет назад. Дальнейшее совершенствование человека и отделение его от мира животных происходит в эпоху раннего палеолита (3-2 млн. -лет около 100 тыс. лет назад). Люди этого периода- питекантроп ("обезьяночеловек")., синантроп ("китайский человек") и другие- сохраняли в своем облике много обезьяньих черт, но были уже вполне двуногими; изготовляли каменные орудия, при помощи которых собирали съедобные растения и охотились; жили "первобытными человеческими стадами"; обладали зачатками речи и умели пользоваться огнем (хотя и не умели его добывать). Палеоантропы или древние люди (неандертальцы) сформировались к началу среднего палеолита (100 - 40 тыс. лет до н. э.). У них больше черт сходства с современным человеком; речь их была уже более четкой и совершенной, разделялась на отдельные слова. Резкое похолодание в этот период приводит к появлению искусственных жилит и одежды, усовершенствованию техники, развитию охоты (значение собирательства в это время резко падает), изобретению способов искусственного добывания огня. Необходимость объединения людей для борьбы за свое существование вела к укреплению социальных связей к появлению новой формы общественной организации - материнской родовой общины; а также к прогрессивным изменениям в сознании и мышлении неандертальца - появлению зачатков религиозных представлений, погребальных отрядов. В этот период человек продолжил освоение тропиков и субтропиков, расселился по всей Африке и Евразии. Период позднего палеолита (40-10 тыс. лет до н.э.) ознаменовался появлением человека современного типа - кроманьонца (от названия грота Кро- Маньон во Франции). Несколько ускорился технический прогресс, что способствовало росту производительности хозяйства. Однако хозяйство продолжало оставаться присваивающим - главным источником существования продолжали быть охота и собирательство, к которым добавлялось рыболовство. Происходило дальнейшее укрепление родовой общины; расширение обитаемого пространства (люди заселили Австралию и Америку), способствовавшее развитию зачатков по положительных знаний (накопление информации о новых видах животных и растений, необходимость использования в повседневной жизни астрономических ориентиров и своеобразного календаря). Несомненно существование в позднем палеолите религии в форме магии и тотемизма; а также появление искусства, в котором человек закреплял результаты своего трудового опыта, тем самым обогащая свой духовный мир и все более возвышаясь над природой. Появляются зачатки искусства танца, песни и музыки, архитектуры, скульптуры, живописи (около 30 тыс. лет до н.э.). В мезолите (10-6 тыс. до н.э.) прогрессировала техника обработки камня, кости, рога; совершенствовались приемы и орудия охоты и рыболовства (появились лук и стрелы, бумеранг; были изобретены лодка, сеть, крючок с бородкой); очевидно, произошло одомашнивание собаки; появились зачатки скотоводства и земледелия; дальше развивались религиозные представления и искусство. Неолит (8-6 тыс. до н.э. для Ближнего Востока, 8-3 тыс. до н.э. для большинства степных и лесостепных районов Европы и Азии характеризуется: близостью климатических условий, флоры и фауны к современным; усилившейся неравномерностью исторического развития отдельных территорий; более высокой техникой обработки камня. началом производства керамики и ткачества; переходом во многих районах к оседлому скотоводству и земледелию. Многие ученые считают отдельным историческим периодом энеолит, или меднокаменный век (4-3 тыс. до н.э.) - время появления орудий из меди. В некоторых районах (долина Нила, Двуречье) это явилось причиной такого роста производительности труда и накопления избыточного продукта, который создавал возможности для возникновения классового общества и древнейших государств. Большинство же племен Европы и Азии еще продолжало жить в условиях первобытнообщинного строя. Бронзовый век (5-2 тыс. до н.э.) - время первого крупного общественного разделения труда (отделения земледелия от скотоводства), дальнейшего совершенствования орудий труда, усиления роли мужчины в обществе (перехода к отцовской родовой общине). Железный век (1 тысячелетие до н.э.) связан о усилением трудовой специализации (происходит второе разделение труда -отделение ремесла от земледелия), резким повышением производительности труда; превращением общины в систему все более обособляющихся домохозяйств; превращением парной семьи в моногамную. Кроме того, переход от охоты к земледелию и скотоводству способствовал развитию новых тенденций в искусстве, совершенствованию скульптуры и зодчества. Таким образом, первобытный период человеческой истории был временем "накапливания" материальных и духовных ценностей, фундаментом всех мировых цивилизаций. Особую роль в продвижении человечества по пути прогресса сыграл переход от присваивающего хозяйства к производящему -событие, не зря названное английским ученым Гордоном Чайлдом "неолитической революцией". Среди основных последствий неолитической революции - не только дальнейший рост численности и плотности населения, но накопление и развитие культурных традиций (вследствие наличия большого количества свободного времени для занятия художественным творчеством), формирование нового образа жизни, появление возможности содержать лиц, не занятых непосредственно в процессе производства. Таким образом, "неолитическая революция" - кардинальный рубеж в истории человечества, выведший на авансцену истории в 9-3 тыс. до н.э. общества земледельцев-скотоводов (раннеземледельческие общества или культуры), явившиеся, в свою очередь, исходным пластом цивилизации. Общественные и природные факторы по-разному проявлялись в различных уголках земного шара. Отсюда значительное различие в характере раннеземледельческих культур и в созданных ими культурных комплексах. (Раннеземледельческие культуры в 9-3 тыс. до н.э. появились во многих регионах Старого и Нового Света: Передней, Юго-Восточной и Южной Азии; на юге Европы; на территории современного Китая; современной Юго-Западной Украины и Молдавии, Закавказья, южных районов Туркмении; в Центральной и Южной Америке). Однако многообразие форм и путей движения человечества по пути прогресса не заслоняет общих закономерностей раннеземледельческих культур. Это: 1)создание сложных хозяйственна систем, обеспечивающих достаточно высокие темпы развития и значительную продуктивность земледелия (прежде всего - создание поливного земледелия); 2) постепенная специализация деятельности, появление крупных населенных пунктов, превращающихся в города Иерихон, Джармо, Мохенджо-Даро и требующих все большего развитие управленческих функций; 3) постепенное усложнение социальной структуры общины и накопление богатств, ведущие к появлению социального неравенства (появление эксплуатации, развитие рабства и различных форм кабальной зависимости; все большее расслоение свободного населения на массу рядовых общинников и рядовую аристократию; появление наследственных правителей и жрецов; 4) неравенство общественно- политическое; 5) закрепление этого неравенства идеологическими и насильственными средствами. Словом, примитивное равенство раннеземледельческих общин постепенно сменяется неравноправием - как в повседневной жизни, так и в погребальных обрядах. Начинается становление классового общества и государства. Раннеклассовое общество отличает от варварства, на уровне которого находится даже самое развитое первобытное общество, именно ускорение прогресса во всех областях человеческой жизни. Это позволяет нам называть уже самое первое классовое общество "цивилизацией" (от латинского "civitis" - "гражданская община", "город"). Науке известно множество (около ста) определений понятия "цивилизация". Под цивилизацией большинством исследователей понимается качественная специфика (своеобразие материальной, духовной, социальной жизни) той или иной группы стран, народов на определенное этапе развития. Любая цивилизация характеризуется не только специфической общественно- производственной технологией, но и соответствующей культурой. Цивилизации, в том числе древние, отличаются друг от друга, так как основаны на несовместимых системах социальных ценностей Им присущ специфический образ жизни, а также специфическое отношение народа данной цивилизации к самому себе, обеспечивающее его единство на протяжении всей его истории... Что же объединяет все древние цивилизации и отличает их от предыдущих состоянии общества и культуры? Во-первых, при сохранении зависимости людей от природы (стихийные бедствий могли послужить даже причиной гибели целых цивилизаций - например, раннеклассовой цивилизации на О.Крит и других островах Эгейского моря), изменяются формы этой зависимости (ирригация на Востоке, мореплавание и морская торговля в Древней Греции). Этому способствовало прежде всего начало организованной производственной деятельности человека. Этот скачок в развитии общества получил название аграрной революции. И хотя на всем протяжении древности общество осознавало себя частью природы, тем не менее, человек уже начал играть роль творца и созидателя. Во-вторых, при переходе от первобытности к цивилизации рождается новый тип общественных отношений, вызванных ростом городов и сосредоточением в них значительной части населения и экономической деятельности. Вопрос о сущности этих отношений и о наличии единого или нескольких вариантов социально-экономического развития всех древних цивилизаций продолжает оставаться дискуссионным. Несомненно лишь, что в социально- экономическом развитии основных цивилизаций древности немалую роль сыграли рабы и другие категории зависимого населения, а государство, несмотря на различия внешних форм власти (монархия к республика, аристократия и демократия) было аппаратом классового господства не только над рабами, но и над малоимущими свободными производителями. В-третьих, появляются новые сферы деятельности, особенно в сфере управления и обучения. В-четвертых, изменяются способы хранения и получения информации (новые возможности для этого дала письменность). Именно чтение и изучение древних письменных источников позволяет представить целостную картину мира древних цивилизаций. Мир древних цивилизаций включает как общеизвестные и лучше изученные, так и менее известные цивилизации. К первым относятся: 1) цивилизация Древнего Египта, 2) цивилизации Месопотамии, 3) Древний Китай, 4) цивилизация Древней Индии, 5) древнегреческая цивилизация, 6) цивилизация эллинизма, 7) Древний Рим, 8) цивилизации Средней Азии, 9) цивилизации Закавказья. 10) цивилизация скифов. Ко вторым можно отнести: 1) цивилизации Африки южнее Сахары и Южной Аравии, 2) цивилизации Древней Малой Азии, 5) цивилизации Древнего Ирана, 4) цивилизацию Древнего Афганистана, 5) древние цивилизации Юго-Восточной Азии, 6) древне-японскую цивилизацию, 7) цивилизации Нового Света. Невозможно дать подробное описание мира древних цивилизаций. Попытаемся лишь разобраться в сущности сложившихся уже в древности двух типов мировых цивилизаций - восточного и западного. К первому типу относятся почти все цивилизации древности; ко второму - цивилизации Древней Греции, эллинистических государств и Древнего Рима. Следует отметить, что особенности конкретного типа цивилизации зависят от особенностей природных, в том числе и климатических условий; от системы ведения хозяйства, духовных основ жизни общества, особенностей его социальной и политической организации. Поэтому, сравнивая развитие основных цивилизаций древности по всем этим параметрам, можно проследить своеобразное их "противостояние". Основные черты развития западного и восточного типов цивилизации в древности таковы: 1) отсутствие ценности личности, индивида на Востоке (не случайно одним из наиболее распространенных символов восточной культуры является изображение человека в лодке без весел, т.е. подчиняющегося "течению реки" - природе, государству) - раннее создание основ гражданского общества, предусматривающих право каждого участвовать в управлении, признание его личности, прав и свобод на Западе. 2) стабильность восточной цивилизации, чрезвычайно медленный темп изменений (новые культуры не разрушают старые, а вписываются и растворяются в них); воспроизводство и сохранение биологических и социальных устоев жизни, верность традициям (недаром восточные цивилизации часто называют "традиционными обществами") -динамичный характер развития общества в цивилизации западной; 3) общественная собственность в восточном государстве на средства производства, землю и воду, признание за частным лицом лишь прав владельца; отсутствие на Востоке хозяйственной самостоятельности частных лиц, бюрократический контроль - преобладание в античном государстве частнособственнических интересов, ранняя ориентация на рынок; 4) абсолютное преобладание государства над обществом, регулирование всего многообразия человеческих отношений (на Востоке) -незначительное вмешательство государства в частную жизнь граждан (на Западе); 5) регулирующая роль религии, совокупности морально-этических принципов в обществе восточном - подчеркнутое уважение в обществе западном к законам, в рамках которых действуют ремесло и торговля; 6) деспотизм как общая линия социально-политического развития восточных цивилизаций - и появление на Западе первого в истории образца народовластия, демократии (хотя и ограниченной). Данное противоречие представляет особый интерес в наше время. Следует заметить, что, хотя термин "деспотизм" и происходит от древнегреческого слова "деспотес" - хозяин, глава дома, руководящий семейным хозяйством и распределяющий обязанности, - деспотия как форма организации государственной власти была распространена в Египте, государствах Междуречья, Китае, Индии и других странах Востока. К характеристике феномена восточной деспотии кроме уже названных черт можно добавить: почти обязательное присутствие в таком обществе политики принуждения и даже террора; парадоксальное сочетание страха перед верховной Властью с безграничной верой в конкретных правителей; полное отсутствие или незначительную роль сословных различий; сложную иерархическую социальную структуру; абсолютное господство государственного бюрократического аппарата; обезличенность государственной машины; отсутствие открытой конкуренции партий, идей или талантов; существование на низовом уровне экономически независимых и самоуправляющихся объединений религиозно- производственного характера (сельских общин, сект, цехов, каст и т.д.). Идею же демократии как наиболее яркой отличительной черты западного общества лучше всего воплощает цивилизация Древней Греции и, прежде всего, такая специфическая политическая структура, как «полис»-город - государство. Греческий мир всегда состоял из множества самостоятельных полисов, иногда вступавших в военные, религиозные или какие-то другие союзы («симмахии»), но обычно - независимых и самодостаточных в административном, хозяйственном и культурном отношении. Интересен процесс постепенного развития полиса: раннее о г-деление ремесла от земледелия и торговли, бурный рост товарно-денежных отношений способствовали превращению центрального поселения какого-либо греческого племени в город, т.е. средоточие не только торгово-промышленной деятельности, но и социальных связей, основу гражданской общины. В. VI-V вв. до н.э. полис развился в особую, гораздо более прогрессивную, чем восточная деспотия, форму государства. Граждане полиса имели право владеть землей (а полисный коллектив - верховный собственник и гарант земельной собственности отдельных граждан); обязаны были принимать участие в государственных делах, а случае войны - участвовать в гражданском ополчении; имели право публично высказывать свое мнение по любому вопросу, подавать жалобы на противозаконие. Верховным законодательным органом в; полисе бьыо народное собрание; исполнительная власть была представлена выборными (на определенный срок) органами и должностями: «советом пятисот» или булэ (Афины), судом присяжных или гелиэей (там же), коллегией десяти стратегов, архонтами (все-Афины) и др. Выше гражданина в полисе никто не стоял, кроме коллектива полиса (идея суверенитета народа)... Конечно, как уже было сказано, античная демократия была ограниченной: гражданскими правами не обладали женщины, лично свободные чужестранцы, жившие на территории того или иного полиса, рабы. Существовали, помимо демократических, и олигархические полисы (наиболее яркий пример- Спарта), где сильны были пережитки родового строя и власть принадлежала потомственной аристократии, представленной в совете старейшин (герусии) и коллегии эфоров (своеобразном органе, выполнявшем судебные, дипломатические, «контрольно-ревизионные» функции). Из этой же знати выбирались и спартанские цари" (последние выполняли роль «верховных главнокомандующих» и отчасти - верховных жрецов)... Тем не менее, древнегреческая цивилизация в целом наиболее полно выразила идею суверенитета народа и идеала демократической формы правления; а полисная организация общества стала уникальным явлением, неизвестным дотоле в мире древних цивилизаций, позволявшим эффективно решать экономические, военные и политические задачи, достичь высокого уровня развития культуры... Особым своеобразием отличается цивилизация эллинизма, возникшая в конце IV - начале III вв. на землях от Балкан до Индии и Средней Азии после походов Александра Македонского и просуществовавшая три столетия. Необходимость для пришельцев на Восток - эллинов - приспосабливать свои институты к жизненному укладу восточных стран вызвала к жизни своеобразную форму социально-политического устройства - эллинистическую монархию, сочетавшую элементы восточной деспотии и полисного устройства. Государство сохраняло свою важнейшую функцию - организатора общественных работ и самого крупного собственника. Полис же с самого начала являлся здесь не свободной республикой, а лишь городской общиной, обладавшей автономией, некоторыми политическими и экономическими привилегиями, но находившейся под контролем главы обширного государства и целиком зависевшей от политики центральной власти. Вновь основанным (иногда - на базе поселений военных колонистов) или преобразованным из старых восточных городских центров полисам нужна была сильная военно-монархическая власть - для удержания внешних рынков и торговых путей (резкий рост производства продуктов питания, торговли ими и ремесленными изделиями, расширение торговых путей и денежного обращения относятся к основным экономическим характеристикам данной цивилизации), а также для повышения жизненного уровня населения полиса за счет "варварской" периферии. Интересно, что в эллинистических государствах полисы оказались противопоставлены остальной территории страны - так называемой "хоре", в которую входили сельские поселения и города, не имевшие полисного устройства. Привилегированное положение полиса давало возможность его гражданам принимать участие в эксплуатации населения хоры - в качестве владельцев приписанной к полису царской земли, с помощью неэквивалентного обмена, ростовщических и иных операций. Даже термин «эллин» постепенно утратил на Востоке свой этнический смысл и стал применяться для обозначения представителей всех привилегированных слоев общества!.. Древнеримская цивилизация интересна собственной системой духовных ценностей, отличной не только от сложившихся на Востоке, но и в Древней Греции. Главными духовными ориентирами были: 1) патриотизм; 2) "особая богоизбранность" римского народа; 3) представление о Риме как высшей ценности. Кроме того, недостойными для римскою гражданина делами считались не только ремесло, но и занятия художественным творчеством (скульптурой, живописью, игрой на сцене, драматургией), даже педагогикой (!).. Своеобразие данной цивилизации еще и в том, что она позволяет судить о самых разных формах социально-политического устройства, известных в древности: от раннеклассового общества во главе с "царем" (семь легендарных римских царей, скорее всего, были верховными вождями союзов племен) к ранней республике, затем развитой республике (с п ос те пенным развитием олигархического, полисного устройства) и, наконец, к возникновению огромного и достаточно стабильного государства - Римской империи (новый тип монархии, отличавшийся от давно известной восточной деспотии), поглотившей почти все другие цивилизации древности. Одной из наиболее сложных проблем при изучении древних цивилизаций остается проблема их правильного понимания. У древних цивилизаций принципиально иной уровень отличия от нашей, чем, например, у цивилизаций Средневековья. Тот способ жить отделяет от более поз днях не жестокость (что такое принесение в жертву 3-х знатных персидских юношей перед началом Саламинской битвы или обязательный .допрос раба под пыткой по сравнению с жертвами Варфоломеевской ночи, не говоря уже о войнах нашего века?!), не "свобода отношения полов" (можно сравнить обычай храмовой проституции и "сексуальную революцию" 60-начала 70-х годов 20 столетия), а мера власти "Неизбежного", т.е. предопределения, в жизни людей. Кроме того, древние цивилизации были основаны на исключении чужака и презрении к неполноправному, не смягчаемому никакими "отговорками" (социальными, национальными, религиозными, партийными и т.д.). Именно в этом их коренное отличие от цивилизаций Средневековья и Нового времени. Но вместе с тем именно в древности были провозглашены два великих принципа - всечеловеческое единство и нравственное самостояние личности, нашедшие отражение во многих событиях экономической, социальной, политической, духовной жизни древних цивилизаций. Так, крупные сдвиги в социальной сфере, образование великих империй, укрепление научного знания встречаются в разных странах (что соответствует первому принципу); но рождение мировых религий я оформление философских систем; открытие власти и силы идеи, истины, а также принципа критики связаны не только с первым, но и со вторым принципом, любое религиозное или философское учение уже апеллируют не к ролу, а к личности; начинается борьба между религиозной верой и ее рационалистической критикой; выдвигается идеал верности истине, которая сильнее, чем страх: перед насилием. Общечеловеческий масштаб обмена материальными и духовными ценностями между Западом и Востоком был субъективно осознан в духовных движениях древности - учениях киренаиков, стоиков, буддийской и раннехристианской проповеди. Важно отметить и то, что в этом обмене восточные и западные цивилизации сыграли равную роль, даже в течение длительного времени Запад был "принимающей" стороной - заимствовал у Востока отдельные культуры (овес и рожь), достижения металлургии и науки (особенно астрономии и геометрии). Все эти контакты между Западом и Востоком привели к новому и своеобразному этапу развития культуры - синтезу культур (примеры: греко- бактрийское и гандхарское искусство; Кушанский пантеон богов; александрийская наука; позднее - фаюмские портреты, образный мир раннехристианской литературы). В этом синтезе закладывались основы канонов византийского и западно-европейского средневековья. В развитие самых известных цивилизаций древности внесли значительный вклад и так называемые "варвары", освоившие новые земли и нередко создававшие культуру, приспособленную к жизни в экстремальных условиях (скифы). Кроме того, "варварский" мир - постоянный источник сырьевых ресурсов для государств; и самое главное - "поставщик" рабов, труд которых - фундамент всех цивилизаций древности. Известно, что рабами были и выдающиеся афинские художники - вазописцы; и родоначальник жанра басни Эзоп; выдающийся философ Эпиктет ; и основатель европейской драмы Теренций... Таким образом, можно прийти к следующим выводам: 1) самый древний период в истории человечества - время не только появления самого человека, но и интенсивного накапливания материальных и духовных ценностей, повлиявших на дальнейшее развитие всех сторон жизни человека и общества; 2) вследствие разных природно-климатических, социально-экономических и исторических условий сложилось несколько глобальных типов цивилизаций со своей спецификой; 3) наметилась два основных типа отношений человека и общества (гражданин и подданный); 4) изменялись (зачастую - коренным образом) взаимоотношения человека с природой... Следует отметить, что цивилизация, по мнению многих заданных исследователей, проходит 3 основные стадии развития: 1) аграрное общество; 2) индустриальное общество; 3) постиндустриальное общество. Древние цивилизации представляли собой аграрные общества, то есть общества, основанные на преобладании аграрного сектора в экономике, ручное труде и т.п. Но данная стадия развития в истории цивилизаций разных народов продолжалась до последних десятилетий ХVIII в. -начала XIX в. новой эры, когда в результате "промышленной революции" сформировалось индустриальное общество, в котором коренным образом изменились и взаимоотношения человека с природой. Распространявшаяся в таком обществе идеология технократизма стремилась перенести принципы управления производством даже на взаимоотношения человека о природой, результатом чего явились экологические кризисы, ставящие под угрозу существование цивилизации. Постиндустриальное общество, переход к которому начался в наиболее развитых странах и последней четверти XX столетия новой эры и был обусловлен новым этапом научно-технической революции, должно обеспечить и новый подход во взаимоотношениях человека с внешней средой.
3. ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ЭПОХУ РАННЕГО И КЛАССИЧЕСКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
Эпоху античности в Европе сменяет Средневековье. Понятие “средний век” было введено итальянскими гуманистами эпохи Возрождения. Этим понятием обозначался период между падением Римской империи и их собственным временем и характеризовался культурным упадком, религиозным фанатизмом и безграмотностью. В ХVIII веке термин “средние века” вошел в периодизацию всемирной истории и стал одним из общепринятых понятий. Со временем изменились и оценки средневековья. Они стали более объективными и многомерными. Ученые увидели в нем позитивную динамику в развитии экономики, социальной, национальной, культурной, политической и других сфер. Несмотря на консервативный характер, именно Средневековье дало мощный толчок для становления новой эпохи. В средние века возникло большинство современных государств, определились в основном их границы, были заложены основы будущих наций и национальных языков. Средневековье создало новый городской образ жизни, высокие образод духовной и художественной культуры, в том числе центры научного познания и образования, среди которых - университеты. В отечественной историографии существует тенденция к сближению понятий средние века и феодализм, хотя и подчеркивается, что феодализм, во-первых, не был единственным социально-экономическим укладом средневекового общества, а, во-вторых, в отдельных странах исчерпал себя, раньше, чем к концу средневековья, либо, напротив, пережил эту эпоху, иногда на столетия. Само понятие феодализм, произошло от слова феод (лат.), что означает особый тип условного наследственного земельного держания, которое сеньор предоставлял вассалу за военную, как правило, службу. В зарубежной науке преобладает иной взгляд на проблему, согласно которому феодализм был определенной системой или явлением, существовавшим в эпоху средних веков, но им отнюдь не исчерпывалось ее содержание. Безусловно, средневековье - понятие более широкое, многогранное и разноликое, чем феодализм. Дискуссионной является и проблема периодизации истории средних веков. Особых разногласий относительно времени начала европейской эпохи средневековья нет. Оно датируется концом V века и связывается с падением Западной Римской империи и образованием на ее территории германских королевств. С V по X вв. - это раннее средневековье, которое характеризуется становлением европейской цивилизации средневековья. С начала XI в. до ХV в. происходит расцвет европейской средневековой цивилизации. Этот период принято называть классическим средневековьем. Сложнее ответить на вопрос, когда же завершается история средних веков. Традиционное для отечественной историографии последних десятилетий отнесение нижней границы средневековья к середине ХVII в, (точнее, к 40-м годам этого столетия, к Английской революции) сегодня многими историками, вслед за западными учеными, энергично оспаривается. Все определеннее звучат аргументы в пользу того предположения, что открытие Нового света, падение Константинополя и Восточной Римской империи (Византии), начало Реформации, означали, что с рубежа ХV-ХVI вв. Европа вступила в новую эпоху - эпоху перехода к новому времени, эпоху сложных и драматичных процессов модернизации и обновления традиционного общества. Период с ХV по ХVI вв. еще называют поздним Средневековьем. Что касается регионов Средневековья, то это были Европа, Византия и Азия. именно в средние века происходит становление европейской цивилизации.
Итак, в конце Х в. в эпоху Великого переселения народов пала Западная Римская империя под натиском германских племен. На ее территории они образовали так называемые варварские королевства вестготов, алеманов, вандалов, бургунов. Немногим позже сложились государства франков и остготов. В результате синтеза позднеантичного и, ваpварского социальныx укладов образовалось Европейское средневековое общество. Лучше всего изучены процессы становления средневекового общества в Северной Галии, где с 496 по 843 гг. существовало франкское государство, распад которого в 843 г. привел к возникновению Западно-франкского и Восточно-франкского государств, а также государства Лотаря. Впоследствии из них выросли средневековые Франция, Германия и Италия. Наиболее важным процессом в раннее Средневековье в социально- экономической сфере было становление феодальных отношений, стержнем которых явилось формирование феодальной собственности на землю. Это происходило двумя путями. Первый путь - через крестьянскую общину. Надел земли, которым владела крестьянская семья, переходил по наследству от отца к сыну (а с VI в. - и к дочери) и являлся их собственностью. Так постепенно оформлялся аллод - свободно отчуждаемая земельная собственность крестьян-общинников. Аллод ускорил имущественное расслоение в среде свободных крестьян: земли стали концентрироваться в руках общинной верхушки, которая уже выступает как часть класса феодалов. Второй путь складывания феодальной земельной собственности практика земельных пожалований королем или другими крупными землевладельцами -феодалами своим приближенным. Участок земли (бенефиций – благодеяние – лат.) предоставлялся при условии несения военной службы. Владелец земли считался по отношению к этим феодалам сеньором. (“старшим”), а феодалы, которые “держали от него земли”, становились его вассалами (то есть военными слугами). Вассал был обязан по приказу сеньора выступать в поход и приводить с собой отряд воинов, участвовать в суде сеньора и помогать ему советом. Он обязан был выкупать сеньора из плена и нести другие расходы. Сеньор защищал своих вассалов от нападения других феодалов и восставших крестьян. Со временем распространилась практика пожалования иммунитетов (изъятие - лат.). Получая права иммуниста, землевладелец становился независимым правителем в своих землях. В раннее Средневековье начинают формироваться два основных класса феодального общества: феодалы - духовные и светские, которые были собственниками земли, и крестьяне - держатели земли. В среде крестьян было две группы, различающиеся по своему экономическому и социальному статусу. Лично-свободные крестьяне и лично-зависимые. К концу раннего Средневековья все крестьяне имели хозяина. В период становления средневекового общества темпы экономического развития были медленными. Хозяйство было натуральным, и специально на рынок сельскохозяйственная продукция не производилась. Ремесло также существовало в виде работы на заказ. Внутренний рынок, таким образом, был очень ограничен. К Х-ХI вв. в Западной Европе утверждается феодальная раздробленность. Реальную власть короли сохраняли только в пределах своих владений. Феодальная раздробленность была обусловлена формированием частного землевладения, предоставлением феодалам широких привилегий, ростом городов, существовавшим натуральным хозяйством. Усиление власти и могущества феодалов привело к междоусобным войнам. Важнейшим фактором формирования Средневековой Европы было христианство, которое постепенно распространялось во всех европейских странах, становясь государственной религией. Христианство определяло культурную жизнь ранне-средневековой Европы, влияя на систему, характер и качество образования и воспитания. А это в свою очередь сказывалось на уровне экономического развития. На втором этапе развития феодализма завершается процесс формирования феодальных отношений и все структуры феодального общества достигают наиболее полного расцвета. Все ценности и нормы, которыми обычно наделяют европейское средневековье, были представлены в отдельных регионах Европы по- разному, где-то просто отсутствовали. Классическая средневековая цивилизация - это, в сущности, цивилизация Северной Франции, изучаемая дольше и исследованная лучше других. И тем не менее, ее основные черты прослеживаются у всех западноевропейских народов. Средневековое общество было прежде всего обществом аграрным. Сельское хозяйство основано было на ручном труде. Крестьяне в средние века не обладали собственностью на землю, а лишь пользовались ею, выполняя в пользу ее собственника определенные повинности (денежная рента, натуральный оброк, барщина). Зависимость крестьян могла быть поземельной, а могла быть и личной. Но и лично зависимый крестьянин не был прикреплен к земле и ее владельцу. Крепостного права западноевропейское средневековье не знало. Попытка его ввести не увенчалась успехом, так как натолкнулась на жесткое сопротивление. Последовала волна мощных крестьянских выступлений. Более того, уже с XII-XIII вв. начался процесс освобождения крестьян, которые выкупали наиболее тяжкие повинности и обретали личную свободу. Европейский крестьянин уже в ХIV-ХV вв. стал свободным, хотя и не добился юридического признания своих прав на землю. Процесс замены натуральных повинностей на денежные, затем освобождение крестьян от личной зависимости способствовали прогрессу в сельском хозяйстве, развитию товарно - денежных отношений. Отношения крестьян с землевладельцами поддерживались в рамках сеньорий (в Англии их называли манорами, в России - вотчинами). Сеньор в пределах своих владений являлся своеобразным государем, обладая административной, полицейской и судебной властью в отношении населения сеньории. В XI-XII вв. земледелец, как правило, имел собственное хозяйство (домен), земля которого обрабатывалась барщинным трудом крестьян. С XIII в. домен исчезает, земля сдается в аренду, возникает так называемая чистая сеньория. Наряду с сеньорией, редко совпадая с нею, существовала крестьянская община. Она регулировала порядок пользования угодьями, разбирала мелкие правонарушения, организовывала совместные работы, крестьянские праздники. Для средневекового общества была характерна вассально-сеньориальная иерархия. Главой ее считался король, от которого зависели непосредственные вассалы - графы, герцоги. Ниже стояли бароны, а затем рыцари, не имевшие своих вассалов. Один и тот же человек мог быть вассалом многих сеньоров. Крестьяне не входили в феодальную лестницу, Каждое сословие было корпоративным. Отношения между сословиями носили напряженный характер. Враждебность иногда выплескивалась наружу. Х1У-ХУ вв. являли собой картину бесконечной череды мощных крестьянских восстаний. Французская Жакерия, восстание Уота Тайлера в Англии, восстание Дольчино в Италии, гуситские войны в Чехии, выступления ременсов в Испании, знамя “Башмака”, поднятое в Германии, - таков неполный перечень крестьянских восстаний этого периода. Глухое напряжение прорывалось и в действиях, подобных тем, что известны из баллад о Робин Гуде, и в актах социальной борьбы, шедшей в городах. Несмотря на то, что средневековое общество было аграрным, наряду с сельским хозяйством успешно развивалось ремесло, росли города. Города в основном были небольшие, хотя был и стотысячный Париж, цветущие итальянские города-государства Венеция, Генуя, Милан. В городах сформировалось особое городско | |