GeoSELECT.ru



Педагогика / Реферат: А.К. Гастев и альтернативная педагогика 20-х гг. XX века (Педагогика)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: А.К. Гастев и альтернативная педагогика 20-х гг. XX века (Педагогика)



Реферат по педагогике
студентки III курса МГЛУ
304 а/в факультета ГПН
Яншиной Марии



Алексей Капитонович Гастев
и альтернативная педагогика
20-х годов XX в.



В традиционной истории педагогики советского периода сложилось
представление о “монолитном”, идеологически цельном развитии
коммунистической официальной педагогики. Всякого же рода сомнения,
высказывания и тем более подходы, отличавшиеся от официальной,
зафиксированной программными документами ВКП(б), рассматривались как
“ревизионистские” и заведомо ошибочные. Речь отнюдь не идет о тех
концепциях, которые отстаивали традиции отечественной и мировой педагогики,
выступали против партийной пристрастности и классового подхода, в защиту
общечеловеческих ценностей и философского плюрализма (П.Ф. Каптерев, В.П.
Вахтеров, С.И. Гессен и др.). Речь идет о наличии альтернативных подходов и
критического анализа официальной теории и практики внутри коммунистической
концепции образования и воспитания. С одной стороны, это проявилось в
пролеткультовском, “левацком” отказе от преемственности новой школы с
традициями российского образования (П.Н. Лепешинский, З.И. Лилина, В.М.
Познер и др.), что, в конечном счете, привело к разрушению исторически
сложившейся в России системы низшего и среднего профессионально-
технического образования и не оправдавшей себя попытке ее замены единой
трудовой, т.е. общеобразовательной, школой, якобы способной взять на себя
эти задачи.
С другой стороны, как реакция на ошибочную политику Наркомпроса в
деле подготовки квалифицированных рабочих в 1919-1921 гг. возникла
концепция монотехнического образования. Она противостояла педагогическому
романтизму официальной политики забегания вперед, фетишизации некоторых
пунктов Программы ВКП(б) по народному образованию, вступивших в
противоречие с социально-экономическими реалиями, чрезмерной политизации и
идеологизации образования. На платформе монотехнизма не случайно оказались
“реалисты” ( деятели профсоюзов, промышленности, организаторы
профессионального образования России и Украины (О.Ю. Шмидт, Б.Г. Козелев,
Ф.В. Денгник, Я.П. Ряппо, Г.Ф. Гринько и др.). В противовес идее тотальной
общеобразовательной школы до 17 лет они выдвигали примат профессионального
образования над общим, профессионализацию старшей ступени средней школы,
требовали восстановления профессиональной школы. Анализируя противоречия
между “политехнистами” (Н.К. Крупской, А.В. Луначарским и др.) и
“монотехнистами” русский педагог-эмигрант С.И. Гессен неоднократно писал,
что в дилемме “политехническое или монотехническое образование” выражены
противоречия между коммунистической партией и государством ( партии нужна
“смена”, а государству “спецы”. Хотя официально “монотехнизм” был расценен
как отход от партийной платформы, многие идеи монотехнистов в силу своего
социально-экономического реализма нашли воплощение в развитии системы
народного образования России и Украины. Но от участия в организации
народного образования представители монотехнизма в 1921 г. были отстранены.
Для понимания последующего развития теории и практики альтернативной
педагогики важно сказать, что, возникнув в недрах экономики и производства,
монотехническая платформа несла в себе не только реализм, но и тенденции
технократического подхода, которого опасались представители официальной
педагогики (Н.К. Крупская и др.). Историческая значимость монотехнизма в
том, что он расшатал “железобетонность” абстрактных романтико-
педагогических доктрин первых послереволюционных лет, но, призывая к учету
социально-экономических реалий, его представители в то же время впадали в
чрезмерный прагматизм. В числе тех, кто своими работами и научной практикой
способствовал становлению монотехнизма и по существу в новых формах уже
продолжил это направление альтернативной педагогики, был Алексей
Капитонович Гастев и созданный им Центральный институт труда (ЦИТ).
Возникнув в начале 20-х годов, затем в течение почти 20 лет в центре
педагогических дискуссий находилась педагогическая концепция ЦИТа. Острая
полемика шла по проблемам трудовой педагогики, подготовки квалифицированных
рабочих, новой производственной культуры и социализации личности, методов
профессионального обучения и др. Центральной фигурой и вдохновителем этой
концепции был видный деятель движения НОТ, пролетарский поэт, рабочий-
металлист Алексей Капитонович Гастев (1882-1941), объединивший большую
группу единомышленников в ЦИТе и акционерном обществе “Установка”.
В полемику вокруг идей и практики ЦИТа были втянуты государственные
и партийные деятели, руководители предприятий и рабочие, педагоги и
психологи. Полемика сразу выплеснулась за пределы “чистой” педагогики и
приобрела политический характер, отразив различные взгляды на цели и задачи
воспитания, на тип личности, нужный социалистическому государству в период
НЭПа, на пути его воспитания и практической подготовки. Нацеленная на
решение “земных” задач подготовки квалифицированных рабочих в условиях
возрождения экономики и кризиса рабочей силы, концепция ЦИТа вызвала
безоговорочную поддержку со стороны руководителей промышленности,
профсоюзов, органов труда (Ф.Э. Дзержинский, В.В. Куйбышев, М.П. Томский,
В.В. Шмидт и др.).
Концепция ЦИТа была настороженно встречена в педагогической печати,
среди ученых-педагогов. Это было вызвано, в первую очередь, тем, что она
шла не от идеологии, не от идеала “всесторонне развитой личности”, а от
потребностей экономики, психофизиологии труда, динамики производства.
Методологию педагогики ЦИТ выводил не из идеологии и политики (хотя
им явно не противоречил), а “непосредственно из анализа новейших
производственных форм”, рассматривая свою педагогику как “производственную
форму организации труда”.
Для педагогической концепции ЦИТа и для А.К. Гастева характерно во
многом иное, альтернативное понимание целей и задач педагогики и самого
образования.
Прежде всего, в противовес “школьной классической педагогии” Гастев
видел задачу создания новой индустриальной педагогики в широком смысле
слова, направленной на воспитание профессионально устремленной личности,
разработку социальной и трудовой технологии воспитания, формирование новой
трудовой культуры и производственного поведения. Он выступал против
неоправданной идеологизации воспитания, за общечеловеческий тип трудовой
личности.
Трудовому типу личности должны быть присущи такие качества:
наблюдательность, изобразительность (умение изображать, отображать и
фиксировать в слове, в письме, в графике и фотографии), воля (готовность к
действию, способность к переключению), двигательная культура (культура
тела, трудовых, спортивных, бытовых движений), владение режимом (времени,
жизни, труда), искусство отдыха и восстановления сил, умения и культура
организатора, политехнизм.
У Гастева речь шла не просто о педагогике профессионального обучения
(хотя и о ней тоже), но прежде всего о воспитании человека для индустрии и
с помощью индустрии, о формировании “психологии работающего человека”.
Познакомившись с достижениями цивилизованного мира в области техники и
труда, Гастев был убежден, что можно импортировать оборудование, но нельзя
импортировать профессиональную, организаторскую и трудовую культуру его
обслуживания.
Профессионализация личности как социализированный процесс для А.К.
Гастева ( это владение трудовой (в широком смысле слова) и производственной
культурой, “новая культурная установка”. При всем разноречии трактовки
термина “культура”, для Гастева это прежде всего “техническая и социальная
сноровка”, которая становится реальностью не через школу и народное
просвещение, а через “новых агентов культуры”, которыми выступают как
учреждения и организации (заводы, лаборатории, армия, скауты, милиция,
спорт...), так и люди “двигательной культуры” ( организаторы, наблюдатели
(сыщики, журналисты и т.п.), монтажеры (строители, врачи и др.). Для
Гастева культура ( это не овладение высотами цивилизации, а тренировка,
тренаж, сноровка, что также стало объектом серьезной критики.
Свою концепцию А.К. Гастев называл “педагогикой тренировки”. Ее
можно отнести к рефлексологическому направлению педагогики 20-х годов (Ф.А.
Фрадкин). Для ее обоснования, помимо достижений мировой и отечественной
науки и практики в области организации труда и производства, технологии и
профессионального обучения (Ф. Тейлор, А. Фридрих, Г. Форд, Ф. Джилбрет,
В.К. Делла-Вос, А.П. Гавриленко и др.), ЦИТом был вовлечен в научный оборот
огромный материал по психологии, физиологии, психофизиологии, биологии,
рефлексологии, биомеханике, психотехнике, педологии, естественно трудовой
педагогике (Ж. Амар, В. Меде, О. Лимпанн, И.М. Сеченов, И.П. Павлов, В.М.
Бехтерев, П.П. Блонский, А.Н. Граборов, Ю.П. Фролов, И.Н. Шпильрейн, А.Г.
Калашников, И.Л. Зайдель и др.).
Социально-педогогическая технология ЦИТа была разработана в конце 20-
х гг. для проектирования рабочего состава крупнейших заводов-новостроек
(Уралмашстроя, Сталинградского и других тракторных заводов, Нижегородского
автозавода и др.). В ЦИТе наряду с общей методологией проектирования был
составлен универсальный алгоритм сбора, анализа и отбора исходных
материалов по изучению производства. Он включал в себя характеристику
завода, карты организации труда по цехам, схемы рабочих типов,
квалификационные характеристики персонала, методику подготовки и
расстановки рабочих по рабочим местам, материалы по организации учебно-
установочных цехов, систему подготовки рабочих и их производственный
инструктаж на рабочих местах, систему экспертизы и сдачу продукции
заказчику. Вся система ЦИТа подчинялась универсальной формуле: расчет (
установка ( обработка ( контроль ( обслуживание (Р-У-О-К-О). Будучи
универсальной и функциональной, формула в разных условиях наполнялась
различным содержанием (под обработкой, например, понимались и процесс
производства и процесс обучения). Таким образом, реализовывалась идея
подготовки и адаптации определенных, заданных производством рабочих. ЦИТ
принципиально отвергал идею приспособления производства к личности,
эргономический подход. Ему были чужды идеи социальной охраны личности от
агрессии техники.
Педагогическая концепция технологизации профессионального обучения
была связана и с общей методологией ЦИТа, и с ее социально-педагогическими
аспектами. Здесь нашла психолого-педагогическую интерпретацию теория
“трудовых установок”, “установочный метод” Гастева, который впервые ввел
понятие “установки”. Он выделял культурные, биологические
(психофизиологические) и организационно-вещевые установки, имея в виду
ценностные ориентации личности, систему “предписаний”, способствующих
созданию путем тренажа устойчивых комплексов движений, организационно-
технические факторы (“оргустановки”) и заводскую среду, создающие систему
объективных предписаний. Очевидно, что это понятие не несло в себе
принятого в современной психологии смысла, однако включало бихевиористский,
рефлексологический подход к формированию поведения человека.
Педагогическая технология ЦИТа опиралась на вполне определенную
концепцию образования и воспитания. Открытия конца XIX - начала XX в. в
области биологии и психофизиологии (пластичность нервной системы,
упражняемость, теория условных рефлексов, дрессура и др.), вскрывая
действительные резервы личности, привели Гастева к выводу о возможности их
использования для радикального повышения трудовых потенций, вплоть до
генетического, биохимического и хирургического вмешательства в природу
человека... О восприятии человека как объекта воздействия говорит факт
отождествления педагогики в “человеководством”.
В своем стремлении жестко детерминировать и технологизировать
процесс профессионального обучения Гастев пришел к идее программированного
профессионального обучения, в котором субъективное искусство инструктора
заменяется объективными воздействиями вещной среды и предписаний, создающих
и корректирующих формирование “цепей” реакций работника. Идея машинизации
воспитания путем детерминации деятельности с помощью инструкций, водителей,
шаблонов, направителей, тренажеров получила окончательное завершение в
конструкции “социально-инженерной машины”, выстроенной в ЦИТе. Речь шла об
обучении ученика “в особой машине, где все установки ученика определяются
не окриками и указаниями инструктора, а железными и деревянными деталями
машины”. Ученик в ней закреплен как объект обучения, как “элемент” самой
машины. Это еще раз подтверждает, что концепция была концепцией как
безмашинного, так и машинного программированного обучения, основанного на
идеях “обратной связи”, алгоритмизации и программирования.
Педагогическая концепция ЦИТа в современном ключе может быть
рассмотрена как воспитательная система, интегративным центром которой
является установочная доктрина. В ней синтезированы инженерно-
технологический, организационный и психолого-педагогический компоненты, в
жесткой взаимообусловленности структурированы необходимые элементы
воспитательной системы: концепция (цели, задачи, методология), содержание,
организационные формы, методика обучения, средства обучения, экспертиза
качества.
Литература.

1. Ф.А. Фрадкин, М.Г. Плохова, Е.Г. Осовский. Лекции по истории
отечественной педагогики. М., 1995
2. А.К. Гастев. Трудовые установки. М., 1973
3. А.К. Гастев. Поэзия рабочего удара. М., 1971




Реферат на тему: А.С. Макаренко

На службе отечеству

1 марта 1888 года в городке Белополье Харьковской губернии (Сумская
область) в семье старшего маляра железнодорожных мастерских Смена
Григорьевича Макаренко родился сын Антон, Тося, как его называли родители.
Семье Макаренко жилось трудно. Еле-еле удавалось свести концы с концами.
Отец трудился в мастерских от рассвета до заката, но заработки были
скудными. Маленький Тося с детства усвоил твёрдое правило: человек должен
трудиться. Ему было достаточно примера отца, который рано осиротев, уже
мальчиком вынужден был пойти работать, поэтому он и не получил никакого
образования.
Отец всегда был примером для сына. Спустя много лет, когда Семена
Григорьевича уже не было в живых, А.С. Макаренко воскресит многие черты
характера и даже внешнего облика дорогого для него человека в одном из
героев повести « Честь »: та же честность, та же прямолинейность, та же
принципиальность, та же законная гордость своей принадлежностью, к рабочему
классу.
А мать, Татьяна Михайловна… Сколько тепла вмещало сердце этой
женщины, сколько энергии, силы, подлинного мужества обнаруживала она в
борьбе с трудностями. В доме Макаренко всегда чувствовалась подлинная
дружба, взаимное уважение, забота друг о друге. Сюда любили заходить
друзья, а их у Макаренко было много. Их встречали весело, радушно, угощали,
чем могли, поддерживали дружеским советом, подбадривали шуткой.
Антон рос активным, любознательным мальчиком. Научившись читать в
пятилетнем возрасте, до конца своих дней не расставался с книгой.
Семён Григорьевич и Татьяна Михайловна твёрдо решили дать своему сыну
образование. И Антон в 1895 году поступил учиться сперва в Белопольскую
школу, а затем в 1901 году в Кременчугское четырёх классное училище. И в
Белопольской школе, и в Кременчугском училище Антон учился отлично, сильно
выделялся среди соучеников своими знаниями, своим кругозором.
Антон Семенович Макаренко с большой теплотой вспоминал свои
ученические годы и своих учителей, таких как Григорий Петрович Каминский и
Константин Максимович Сальник. Г.П. Каминский был у Макаренко учителем
словесности. Может быть благодаря ему, слово “учитель” приобрело в душе у
Макаренко особый смысл. И после того как родители решили, что Макаренко
пойдёт учиться дальше на учителя, он воспринял это с восторгом. С помощью
этих педагогов Антон смог понять и осмыслить слова отца “настоящий человек
достоин уважения, и надо стремиться стать настоящим человеком”.
Макаренко закончил училище на пятёрки. В 1905 году он закончил
специальные педагогические курсы, которые давали ему право преподавать в
сельских двухклассных училищах.
В сентябре 1905 года, юный Антон Семенович Макаренко занял должность
учителя в двухклассном железнодорожном училище небольшого посёлка Крюков.
Он преподавал русский язык, черчение и рисование.
Молодой учитель не оставался в стороне от событий. В эти годы Антон
Семенович начел изучать Марксистскую литературу, изучал работу Ленина. А
так же Макаренко не забывал про своих учеников, знакомился с их родителями
(железнодорожными рабочими).
В 1905 году Антон Семенович Макаренко принимает активное участие в
организации съезда учителей Южных железных дорог. И в речи, с которой он
выступает на съезде, и в резолюции, которую составляют делегаты при
непосредственном его участии, чувствуется твердость убеждений,
определенность требований, живая заинтересованность в том деле, которому
взялся служить Макаренко.
Не сразу ученики восприняли Антона Семеновича как учителя. Но очень
скоро привыкли к нему, слушали его рассказы, советы, даже иногда играли с
ним.
Антон Семенович был очень энергичен, он неутомимо носился из класса в
класс с журналом под мышкой, а на переменах был слышен его смех среди
голосов ребят.
На уроках Антон Семенович словно порхал в воздухе, ему очень нравилось
преподавать, говорить что-то новое для своих учеников. А каждому сидящему
ученику казалось, что Антон Семенович ведёт беседу именно с ним.
Антон Семенович искренне любил детей. Он всегда помогал в беде,
выслушивал, давал советы.
Он находил и уделял время родителям своих учеников. Он делился с ними
своими взглядами по воспитанию, давал советы. Хоть его собеседник чаще
всего оказывался старше, к его словам прислушивались, старались их
запомнить.
С помощью Долинской школы Макаренко определил для себя педагогические
принципы, которым следовал в практике последующих лет.
В 1914 году в Полтаве открывается педагогический институт. И хоть
Антон Семенович был учителем со стажем работы с детьми, поступить в
институт становится следующей целью.
Блестяще сдав вступительные экзамены, Антон Семенович Макаренко стал
студентом Полтавского педагогического института.
Макаренко сильно выделялся и среди студентов, он много читал, помнил
все даты, факты, всё было у него в голове.
В 1916 году Антона Семеновича призвали в царскую армию. Через полгода
его сняли с учета. Макаренко был близорук.
Антон Семенович вернулся в Полтавский педагогический институт, и
закончил его с золотой медалью.
Сразу после окончания учебы Макаренко едет к матери в Крюков.
Октябрьскую революцию Макаренко принял восторженно. По его признанию,
она открыла перед ним невиданные перспективы.
Вскоре Антон Семенович получает новое назначение, он становится
директором 10-й Полтавской трудовой школы. Из этой школы вышло много
большевиков.
В 1920 году Советское правительство поручило отделам народного
образования организовать колонии для несовершеннолетних правонарушителей.
Заведующий Полтавским районом предложил Антону Семёновичу взять на себя
это сложное дело.
Все понимали, что в колониях должны воспитываться новые люди, нужные
нашей стране, нашему народу, и «делать» таких людей надо по новому, но как
– никто не знал. Не знал и Макаренко. И хоть Макаренко понимал, что надо
искать новые методы образования, он не испугался, и пошел по этому трудному
пути.
Его первые воспитанники прибыли 4 декабря, их было шестеро.
Они не хотели работать, не желали убирать за собой постели, носить
воду для кухни, придерживаться какого бы то ни было режима, а воспитателей
просто не замечали. Когда им хотелось есть, они воровали еду. Когда они
мёрзли, они жгли мебель или забор. Макаренко с каждым днем терял все
больший и больший контроля над ними. Но Макаренко не сдавался и добился
своей цели. Как-то раз в гневе своего воспитателя, воспитанники увидели
обиду за общее дело колонии. Воспитанники поверили в своего педагога. После
этого, требования Макаренко начали безоговорочно выполняться.
Макаренко знал, что положительного эффекта в деле создания коллектива
он добьётся лишь в том случае, если вовлечет своих воспитанников в дела
важные не только для колонистов и колонии, а в дела общегосударственные,
даст возможность колонистам почувствовать себя частью огромного коллектива
советских людей.
Работа Макаренко в Долинской и Крюковской школах убедила его в том,
что огромное значение для создания коллектива имеет труд, объединяющий
людей. После этого Макаренко стал понимать правдивость своих выводов.
Антон Семенович Макаренко очень четко сформулировал тот принцип,
которым руководствовался в отношениях со своими воспитанниками: «Как можно
больше уважения к человеку, как можно больше требовательности к нему ».
Практика убеждала Макаренко в правоте своих позиций. Работы В. И.
Ленина, к которым еще и еще раз возвращался Антон Семенович, вдохновляли
его на продолжение того дела, которое он взялся выполнять. Труды
прогрессивных педагогов прошлого подкрепляли его теоретические позиции.
В это время на окраине Харькова чекисты строили здание для новой
детской коммуны. Они попросили Макаренко посмотреть здание с педагогической
точки зрения. Макаренко посмотрел, внёс кое-какие изменения.
Антон Семенович Макаренко предложил свою педагогическую систему.
Нашлись и противники этой системы. Сначала они были против, но в конце
концов они признали предложенную систему воспитания несоветской молодёжи.
Чекисты открывали перед Макаренко огромные возможности. И Антон
Семенович Макаренко 3-го сентября 1928 года ушел с поста заведующего
колонией имени М. Горького (где он проработал 8 лет), и возглавил трудовую
коммуну имени Ф.Э. Дзержинского. Возглавив
коммуну, Макаренко используя опыт полученный им в период работы в колонии,
продолжал интенсивную работу.
Коммуна существовала на средства которые добровольно отчисляли из
своей зарплаты чекисты.
Макаренко требовал от своих воспитанников, чтобы у них было уважение к
человеку, к товарищу. Антон Семёнович очень хотел, чтобы его ребята,
лишившиеся с раннего возраста семьи, материнской ласки, домашнего тепла,
всё это приобрели в дружном коллективе коммуны. Макаренко был строг со
своими воспитанниками, но они ощущали необыкновенную силу настоящей дружбы.
Антон Семенович с детства любил природу, любил походы, разговоры у
костра. Он хотел, чтобы эти радости жизни не обошли его воспитанников, вить
в этих походах расширяется кругозор, определяются интересы.
4-го июня 1934 года Антон Семёнович Макаренко был принят в члены Союза
советских писателей СССР.
В июле 1935-го года Макаренко был назначен на должность помощника
Отдела трудовых колоний Народного комиссариата внутренних дел УССР. Он
распрощался с коммуной и уехал к месту своей новой работы в Киев.
В жизни Макаренко особую роль сыграл А.М. Горький. Он был его
советчиком, его руководителем, его большим другом. Горький был для
Макаренко и первым из тех, кто верил в правоту его дел, кто поддерживал его
в трудную минуту.

Художественная деятельность
Макаренко собирался написать несколько работ, в которых хотел обобщить
некоторые наблюдения своего многолетнего опыта. Помимо «Педагогической
поэмы», над которой работал всё это время, он за два месяца 1930 года
написал книгу «Марш 30 года», в которой рассказывал о жизни коллектива
“Дзержинцев” в течение первых трёх лет существование коммуны. Через 2 года
– опять в течение двух отпускных месяцев – написал повесть «ФД-1».
В начале Антон Семёнович задумал «ФД-1» как продолжение
«Педагогической поэмы» и даже послал в редакцию рукопись, озаглавив её «3-я
часть «Педагогической поэмы». По совету А. М. Горького отказался от этого
замысла. «Фд-1» стало самостоятельным произведением, правда, близко
примыкающим по стилю к «Педагогической поэме».

В это же время Макаренко пишет ряд педагогических статей и пьесу
«Мажор», подписанную псевдонимом Андрей Гальченко. Во всех этих книгах
говорилось о “Дзержинцах”, об их труде, учении, характерах, их праздниках и
буднях.
Вначале 1937-го года Макаренко переезжает в Москву. В это время он много
пишет. На страницах газет и журналов печатаются его статьи, посвящённые
вопросам воспитания. По ленинградскому радио он выступает с циклом лекций о
воспитании в семье, и делает несколько докладов для работников просвещения.
Постепенно включается Макаренко и в жизнь московской писательской
организации, членом которой он стаёт.
Тему своей новой повести «Флаги на башнях» писатель определил так: «Моя
тема образцовая, воспитательный советский коллектив, давно сложившийся,
растущий материально и духовно».
В 1937 году Макаренко пишет повесть «Честь» и «Книгу для родителей».
Повесть «Честь» некоторые критики рассматривали как своего рода
повествование о детстве и юности самого автора. Правда, некоторые черты
своих родителей Макаренко придал героям повести – отцу и матери Тепловым.
Макаренко ставил перед собой иную цель: он хотел показать, как понимали
проблему чести до революции и в первые послереволюционные годы, как
относились к этой моральной категории различные классы.
Одновременно с повестью «Честь» Макаренко работал над «Книгой для
родителей». Писал он её в соавторстве со своей женой Галиной Стахиевной
Макаренко. Было задумано 4 тома, но написанным оказался один: помешала
внезапная смерть Макаренко. Книга имеет точную пометку – для родителей.

Государственные награды
29-го декабря 1932 года, в день пятилетия коммуны, Макаренко был
торжественно премирован коллегией Государственного политического управления
УССР грамотой и золотыми именными часами. Правление трудовой коммуны
премировало его грамотой, значком и званием лучшего ударника, а народный
комиссариат просвещения УССР – почётной грамотой.
1-го февраля 1939-го года Антон Семёнович Макаренко был награждён
Трудового Красного Знамени «За выдающиеся заслуги в области литературы».
Народ подтвердил свою искреннюю любовь к писателю Макаренко.
В УССР в 1958 году учреждена медаль “Макаренко”, которой награждаются
особо отличившиеся учителя и др. работники народного образования.

Личный вклад
Макаренко внес большой вклад в теорию и практику коммунистического
воспитания показал огромные возможности целенаправленного воспитательского
воздействия. По Макаренко, цель воспитательской работы определяется
закономерностями общественного развития, целью и задачами борьбы советского
народа за коммунизм, политикой коммунистической партии и советского
государства в области политического воспитания.
Педагогика должна учить тому, как воспитывать человека нового
общества. Никакое педагогическое средство не может быть объявлено
постоянным, полезным и действующим всегда одинаково эффективно. Никакая
система воспитательных средств не может быть установлена навсегда.
Макаренко разработал теорию воспитания в коллективе и через коллектив,
методику целесообразного в зависимости от конкретных условий
организационного строя коллектива, самоуправления, дисциплинирования,
формирования общества мнения как регулятора отношений в коллективе,
непрерывного выдвижения перспектив перед ним, укрепления и развития
традиций и др. В методике Макаренко четко определена решающая роль
руководителя воспитательного учреждения и его ответственность за единство
педагогических действий воспитателей. Требуя концентрации сил педагогов на
задачах формирования “воспитательного коллектива”, Макаренко подчеркивал
необходимость одновременного внимания к формированию каждой личности в
отдельности, воспитательные воздействия на неё через коллектив (“педагогика
параллельного действия”) и непосредственно педагогом. Сущность своего
педагогического опыта Макаренко определял принципом «Как можно больше
уважения к человеку, как можно больше требовательности к нему ». Макаренко
старался “проектировать лучшее в человеке”, стремился видеть в личности
воспитанника прежде всего положительные качества, задатки и силы. Подлинный
гуманист Макаренко требовал от воспитателя высокого идейно-морального и
профессионального уровня, считал необходимым систематическое нравственное и
политическое просвещение воспитанников, выступал за претворение в жизнь
марксистко-ленинской идеи соединения обучения воспитания с производительным
трудом учащегося. Макаренко многое сделал для развития советской теории
развития советской теории семейного воспитания, был зачинателем массовой
пропаганды педагогически основанных принципов воспитания в семье. Макаренко
утверждал, что воспитать ребёнка правильно и нормально гораздо легче, чем
перевоспитать его. Высокие требования к себе, контроль родителей за каждым
своим шагом – вот первый и главный метод воспитания. Нужен серьёзный,
простой, искренний тон в отношениях с детьми.
“Я писатель Макаренко”
1 апреля 1939 года Антон Семенович Макаренко на 51 году жизни
скончался в поезде направляясь на кинофабрику. Умер он со словами: “Я
писатель Макаренко”. Врачи констатировали смерть от разрыва сердечной
мышцы.



Елабужский государственный педагогический университет
Кафедра педагогики



Контрольная работа на тему:
А.С. Макаренко



Работу выполнил
студент 1 курса

факультета иностранных языков 335 группы
Нечепурнов Егор
Александрович



Научный руководитель:

Старший преподаватель кафедры педагогики:
Немтылев Анатолий
Анатольевич



Елабуга 2003




Новинки рефератов ::

Реферат: Образовательная программа школы: назначение, содержание, участие учителей и учащихся в ее разработке (Педагогика)


Реферат: Контрольная (Право)


Реферат: Гигиена (Спорт)


Реферат: Бухгалтерский учет движения денежных средств (Бухгалтерский учет)


Реферат: РГР по БЖД (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Рейтинг страховых компаний Украины (Страхование)


Реферат: Мясная промышленность (Кулинария)


Реферат: Владимир Высоцкий (Музыка)


Реферат: Методы политологических исследований (Контрольная) (Политология)


Реферат: Особенности оценки стоимости имущества, арестованного на основании судебного решения для его продажи в рамках исполнительного производства (Бухгалтерский учет)


Реферат: Решение математических задач в среде Excel (Программирование)


Реферат: Культура Византии (История)


Реферат: Palestinian liberation organization (Международные отношения)


Реферат: ЛАЗЕРЫ (Физика)


Реферат: Общерусский судебник 1497 года (Право)


Реферат: Государственные реформы Петра I (История)


Реферат: Коробка передач (Технология)


Реферат: Расследование и учёт несчастных случаев на производстве (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Наказание (Уголовное право и процесс)


Реферат: История перестрахования (Страхование)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист