GeoSELECT.ru



Литература / Реферат: Федор Кузьмич Сологуб (1863-1927) (Литература)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Федор Кузьмич Сологуб (1863-1927) (Литература)


Федор Кузьмич

Сологуб

(1863-1927)

Федор Кузьмич Сологуб (настоящая фамилия - Тетерников), один из самых
мрачных романтиков в русской литературе, родился 17 февраля (1 марта) 1863
года в Петербурге в бедной семье. Отец занимался портняжным делом в
Петербурге; умер от чахотки, когда Федору было 4 года. Мать-крестьянка;
работала прислугой в господском доме. Рос и учился Федор вместе с
господскими детьми, но спать ему приходилось на кухне. У Федора была
сестра, которая была младше его на 2 года. Мать горячо любила своих детей,
но в то же время была настоящим деспотом в семье: будущего поэта часто
секли. В детстве Федор много читал. К 12 годам он прочел всего Белинского,
Добролюбова, Писарева, Некрасова.

В 1882 году окончил Учительский институт и, взяв с собой мать и сестру,
уезжает работать в г. Крестцы Новгородской губернии.

В 1884 году были опубликованы первые стихи Сологуба.

В 1885 году переезжает в г. Великие Луки Псковской губернии, где продолжает
работать учителем математики.

В 1889 году переводится в г.Вытегра Олонецкой губернии. В годы учительства
создается никогда самим поэтом не публиковавшийся цикл стихотворений,
получивший условное название «Из дневника» (1883-1904г.г.)

В 1892 году переезжает в Петербург, где входит в круг сотрудников журнала
«Северный Вестник», «старших» символистов Д. Мерешковского, З. Гиппиус, Н.
Минского.

В 1895 году в журнале «Северный Вестник» был опубликован роман «Тяжелые
Сны». В его основе - тяжелые впечатления уездной России 80-х годов.

На первых порах произведения Сологуба публиковались только в «Северном
Вестнике», а затем в таких журналах как «Весы», «Русская мысль»,
«Образование»; в газетах «Речь», «Слово», «Утро России» и др.

В период с 1892 по 1898 года Сологубом были написаны следующие
произведения: рассказы «Свет и тени» и «Червяк»; стих-ия «Я ждал, что
вспыхнет впереди…», «О смерть! Я твой…», «Я-бог таинственного мира…»,
«Звезда Маир».

В 1896 году в Петербурге выходит первый поэтический сборник Сологуба,
который называется «Стихи».В это время продолжается и карьера Солгуба на
поприще просвещения:из учителя математики он превращается в инспектора
училищ, становится членом Петербургского уездного училищного совета.

В «литературных сборищах» он был незаметен: «тихий, молчаливый, невысокого
роста, с бледным худым лицом и большой лысиной, казавшийся старше своих
лет, он как-то пропадал в многолюдных собраниях».(П.Перцов)В период
революции 1905 года Сологуб публикует стихи, пародии и острые «политические
сказочки» (язвительные, злые эпиграммы на царя и его окружение).

В 1905 году в журнале «Вопросы жизни» печатается создававшийся 10 лет (1892
- 1902) и пренесший Сологубу шумную известность роман «Мелкий бес», в
котором на фоне затхлой жизни уездного городишки и колоритных портретов
обывателей возвышается сразу же вписавшийся в галерею масштабных
сатирических типов русской литературы образ учителя гимназии Передонова ,
существа отвратительного, все оскверняющего и патологического, кончающего
преступлением и сумасшедшим домом. Этот образ поразил современников и
вызвал самые противоречивые суждения о себе. Высказывались предположения,
что в Передонове Сологуб изобразил темные стороны своего «я». В поздние
годы писатель признавался, что «Передонова ему пришлось протащить через
себя». Самое яркое высказывание о Передонове принадлежит А. Блоку:
«Передонов – это каждый из нас. В каждом из нас есть передоновщина».

В 1906 году выходит шестая по счету книга стихов Сологуба «Змий». В ней
мотив солнца последовательно разрабатывается как тема извечно тяготеющего
над человеком зла и проклятия.

В 1907 году Сологуб уходит с поприща педагогической деятельности. В этом же
году в альмонахе «Шиповник» печатается самый большой роман Сологуба «Навьи
чары» (в завершенном виде получил название «Творимая легенда» - 1913 год).
В 1907 году Сологубом были написаны следующие произведения: рассказ
«Маленький человек» и пьеса «Победа смерти».

В 1908 году Ф.К.Сологуб женится на Анастасии Николаевне Чеботаревской. Их
квартира сразу же становится одним из литературных салонов Петербурга.
Изменяется, по свидетельству современников, и внешний облик писателя.
Недавний типичный разночинец с бородкой и в пенсне делается теперь «сущим
патрицием», в облике которого отчетливо проступают писательские черты. В
этом же году создаются почти все мифологические драмы Сологуба : «Дар
мудрых пчел», «Ночные пляски», и др. ,в которых автор раскрывается глубоким
тайновидцем человеческой души на путях двоемирия. С выходом в 1908 году
лучшей итоговой книги стихов «Пламенный круг»(VIII книга по счету) Сологуб,
безусловно, признается крупнейшим явлением в поэзии. «В современной
литературе я не знаю ничего более цельного, чем творчество Сологуба.
Сологуб давно уже стал художником совершенным и, может быть, не имеющим
себе равного в современности. В «Пламенном круге» он достиг вершины
простоты и строгости.» – так писал А. Блок в своей статье «Письма о
поэзии»(1908 год).Даже М. Горький ,всегда недолюбливавший Сологуба за его
«пессимизм»,вынужден признаться, что «Пламенный круг» – это книга
удивительная и надолго».

10-ые годы XX века – полный расцвет творчества и популярности Сологуба.
Издательствами «Шиповник» и «Сирин» (Петербург) выпускается сразу три его
собрания сочинений: два в 12-ти и одно в 20-ти томах (вышло неполным).
Сологуб, признанный современниками, входит в четверку наиболее знаменитых
писателей вместе с Андреевым, Куприным и Горьким. Сологуб является
безусловным авторитетом для поэтов. «Я всегда вас считал и считаю одним из
лучших вождей того направления, В котором протекает мое творчество»,-
признавался ему Н.Гумилев в письме в 1915 году. Война 1914 года вызывает в
Сологубе подъем национального духа, выраженного им в статье «Почему
символисты приняли войну»(1914 год) и в книге стихов «Война»(1915 год).
Встретив приветствием Февральскую революцию 1917 года, Сологуб отрицательно
отнесся к Октябрьскому перевороту и к дальнейшей власти большевиков, как
неотвечающим его идеалу «европейской гуманитарной цивилизации».

С апреля 1917 года Сологуб возглавляет «литературную курию» в союзе
деятелей искусства, выступившую с требованием «свободы» и «независимости»
искусства от государства. В своих знаменитых «Петербургских дневниках»
этого периода З. Гиппиус отмечала: «Все – таки самый замечательный русский
поэт и писатель – Сологуб – остался «человеком». Не пошел к большевикам. И
не пойдет. Не весело ему за то живется».

В 1921 году жена писателя, А.Н.Чеботаревская, в приступе меланохолии
покончила с собой, бросившись в Неву. Писатель тяжело переживал смерть
жены. Спасение от одиночества находит в творчестве. В этом году выходят
сборники стихов: «Одна любовь», «Соборный благовест», «Фимиамы»; роман
«Заклинательница змей».

В1922 году выходят следующие сборники стихов: «Костер дорожный», «Свирель»,
«Чародейная чаша».

В 1923 году выходит сборник стихов «Великий благовест».

Поздняя лирика Сологуба претерпевает значительную эволюцию в сторону
опрощения и приятия жизни. М.Кузьмин в 1922 году писал : «В лучших стихах
Сологуба Вы найдете примиренность, большее приятие жизни и милое
простодушие, вообще свойственное этому поэту, но которое прежде он часто
маскировал наивным демонизмом».

Сологуб предвидел свою кончину именно в декабре:
«Каждый год я болен в декабре,
Не умею я без солнца жить.
Я устал бессонно ворожить,

Я склоняюсь к смерти в декабре…»


(«Триолетты», 1913 год).
Он и скончался 5 декабря 1927 года. Похоронен на Смоленском кладбище,
неподалеку от места первоначального захоронения А.Блока.




Реферат на тему: Федор Михайлович Достоевский (биография)

ДОСТОЕВСКИЙ Федор Михайлович (1821-81), русский писатель, член-
корреспондент Петербургской АН (1877). В повестях "Бедные люди" (1846),
"Белые ночи" (1848), "Неточка Незванова" (1849, не окончена) и др. описал
страдания "маленького" человека как трагедию социальную. В повести
"Двойник" (1846) дал психологический анализ расколотого сознания. Участник
кружка М. В. Петрашевского, Достоевский в 1849 был арестован и приговорен к
смертной казни, замененной каторгой (1850-54) с последующей службой
рядовым. В 1859 возвратился в Санкт-Петербург. "Записки из Мертвого дома"
(1861-62) - о трагических судьбах и достоинстве человека на каторге. Вместе
с братом М. М. Достоевским издавал "почвеннические" журналы "Время" (1861-
63) и "Эпоха" (1864-65). В романах "Преступление и наказание" (1866),
"Идиот" (1868), "Бесы" (1871-1872), "Подросток" (1875), "Братья Карамазовы"
(1879-80) и др. - философское осмысление социального и духовного кризиса
России, диалогическое столкновение самобытных личностей, страстные поиски
общественной и человеческой гармонии, глубокий психологизм и трагизм.
Публицистический "Дневник писателя" (1873-81). Творчество Достоевского
оказало мощное влияние на русскую и мировую литературу.
* * *
ДОСТОЕВСКИЙ Федор Михайлович [30 октября (11 ноября) 1821, Москва - 28
января (9 февраля) 1881, Петербург, похоронен в Александро-Невской лавре],
русский писатель.
"Я происходил из семейства русского и благочестивого"
Достоевский был вторым ребенком в большой семье (шестеро детей). Отец, сын
униатского священника, врач московской Мариинской больницы для бедных (где
и родился будущий писатель), в 1828 получил звание потомственного
дворянина. Мать - из купеческой семьи, женщина религиозная, ежегодно возила
детей в Троице-Сергиеву лавру, учила их читать по книге "Сто четыре
священные истории Ветхого и Нового Завета" (в романе "Братья Карамазовы"
воспоминания об этой книге включены в рассказ старца Зосимы о своем
детстве). В доме родителей читали вслух "Историю Государства Российского"
Н. М. Карамзина, произведения Г. Р. Державина, В. А. Жуковского, А. С.
Пушкина. С особым одушевлением Достоевский вспоминал в зрелые годы о
знакомстве с Писанием: "Мы в семействе нашем знали Евангелие чуть не с
первого детства". Ярким детским впечатлением писателя стала также
ветхозаветная "Книга Иова".
С 1832 семья ежегодно проводила лето в купленном отцом селе Даровое
(Тульской губернии). Встречи и разговоры с мужиками навсегда отложились в
памяти Достоевского и служили в дальнейшем творческим материалом (рассказ
"Мужик Марей" из "Дневника писателя" за 1876).
Начало учения
В 1832 Достоевский и его старший брат Михаил (см. Достоевский М. М.) начали
заниматься с приходившими в дом учителями, с 1833 обучались в пансионе Н.
И. Драшусова (Сушара), затем в пансионе Л. И. Чермака. Атмосфера учебных
заведений и оторванность от семьи вызывали у Достоевского болезненную
реакцию (ср. автобиографические черты героя романа "Подросток",
переживающего глубокие нравственные потрясения в "пансионе Тушара"). Вместе
с тем годы учебы отмечены пробудившейся страстью к чтению. В 1837 умерла
мать писателя, и вскоре отец отвез Достоевского с братом Михаилом в
Петербург для продолжения образования. Больше писатель не встретился с
отцом, скончавшимся в 1839 (по официальным сведениям, умер от
апоплексического удара, по семейным преданиям, был убит крепостными).
Отношение Достоевского к отцу, человеку мнительному и болезненно
подозрительному, было двойственным.
В Инженерном училище (1838-43)
С января 1838 Достоевский учился в Главном инженерном училище (впоследствии
всегда считал, что выбор учебного заведения был ошибочным). Он страдал от
военной атмосферы и муштры, от чуждых его интересам дисциплин и от
одиночества. Как свидетельствовал его товарищ по училищу, художник К. А.
Трутовский, Достоевский держался замкнуто, однако поражал товарищей
начитанностью, вокруг него сложился литературный кружок. В училище
оформились первые литературные замыслы. В 1841 на вечере, устроенном братом
Михаилом, Достоевский читал отрывки из своих драматических произведений,
которые известны только по названиям - "Мария Стюарт" и "Борис Годунов", -
рождающим ассоциации с именами Ф. Шиллера и А. С. Пушкина, по-видимому,
самыми глубокими литературными увлечениями молодого Достоевского;
зачитывался также Н. В. Гоголем, Э. Гофманом, В. Скоттом, Жорж Санд, В.
Гюго. По окончании училища, прослужив меньше года в Петербургской
инженерной команде, летом 1844 Достоевский уволился в чине поручика, решив
полностью отдаться литературному творчеству.
Начало литературного труда
Среди литературных пристрастий Достоевского той поры был О. де Бальзак:
переводом его повести "Евгения Гранде" (1844, без указания имени
переводчика) писатель вступил на литературное поприще. Одновременно
Достоевский работал над переводом романов Эжена Сю и Жорж Санд (в печати не
появились). Выбор произведений свидетельствовал о литературных вкусах
начинающего писателя: ему не чужда была в те годы романтическая и
сентименталистская стилистика, нравились драматичные коллизии, крупно
выписанные характеры, остросюжетное повествование. В произведениях Жорж
Санд, как вспоминал он в конце жизни, его "поразила ... целомудренная,
высочайшая чистота типов и идеалов и скромная прелесть строгого сдержанного
тона рассказа".
Триумфальный дебют
Зимой 1844 Достоевский задумал роман "Бедные люди", работу над которым он
начал, по его словам, "вдруг", неожиданно, но отдался ей безраздельно. Еще
в рукописи Д. В. Григорович, с которым он в то время делил квартиру,
доставил роман Н. А. Некрасову, и они вместе, не отрываясь, ночь напролет
читали "Бедных людей". Под утро они пришли к Достоевскому, чтобы выразить
ему восхищение. Со словами "Новый Гоголь явился!" Некрасов передал рукопись
В. Г. Белинскому, который сказал П. В. Анненкову: "... роман открывает
такие тайны жизни и характеров на Руси, которые до него и не снились
никому". Реакция кружка Белинского на первое произведение Достоевского
стала одним из самых известных и имевших продолжительный резонанс эпизодов
в истории русской литературы: почти все участники, включая Достоевского,
позднее возвращались к нему и в воспоминаниях, и в художественных
произведениях, описывая его и в прямой, и в пародийной форме. Роман был
напечатан в 1846 в "Петербургском сборнике" Некрасова, вызвав шумные споры.
Рецензенты, хотя и отмечали отдельные просчеты писателя, почувствовали
громадное дарование, а Белинский прямо предрекал Достоевскому великое
будущее. Первые критики справедливо заметили генетическую связь "Бедных
людей" с гоголевской "Шинелью", имея в виду и образ главного героя
полунищего чиновника Макара Девушкина, восходивший к героям Гоголя, и
широкое воздействие гоголевской поэтики на Достоевского. В изображении
обитателей "петербургских углов", в портретировании целой галереи
социальных типов Достоевский опирался на традиции натуральной школы
(обличительный пафос), однако сам подчеркивал, что в романе сказалось и
влияние пушкинского "Станционного смотрителя". Тема "маленького человека" и
его трагедии нашла у Достоевского новые повороты, позволяющие уже в первом
романе обнаружить важнейшие черты творческой манеры писателя:
сосредоточенность на внутреннем мире героя в сочетании с анализом его
социальной судьбы, способность передавать неуловимые нюансы состояния
действующих лиц, принцип исповедального самораскрытия характеров (не
случайно избрана форма "романа в письмах"), система двойников,
"сопутствующих" главным героям.
В литературном кругу
Войдя в кружок Белинского (где познакомился с И. С. Тургеневым, В. Ф.
Одоевским, И. И. Панаевым), Достоевский, по его позднейшему признанию,
"страстно принял все учение" критика, включая его социалистические идеи. В
конце 1845 на вечере у Белинского он читал главы повести "Двойник" (1846),
в которой впервые дал глубокий анализ расколотого сознания, предвещающий
его великие романы. Повесть, сначала заинтересовавшая Белинского, в итоге
его разочаровала, и вскоре наступило охлаждение в отношениях Достоевского с
критиком, как и со всем его окружением, включая Некрасова и Тургенева,
высмеивавших болезненную мнительность Достоевского. Угнетающе действовала
на писателя необходимость соглашаться почти на любую литературную
поденщину. Все это мучительно переживалось Достоевским. Он стал "страдать
раздражением всей нервной системы", появились первые симптомы эпилепсии,
мучившей его всю жизнь.
Достоевский и петрашевцы
В 1846 Достоевский сблизился с кружком братьев Бекетовых (среди участников
- А. Н. Плещеев, А. Н. и В. Н. Майковы, Д. В. Григорович), в котором
обсуждались не только литературные, но и социальные проблемы. Весной 1847
Достоевский начал посещать "пятницы" М. В. Петрашевского, зимой 1848-49 -
кружок поэта С. Ф. Дурова, состоявший также в основном из петрашевцев. На
собраниях, носивших политический характер, затрагивались проблемы
освобождения крестьян, реформы суда и цензуры, читались трактаты
французских социалистов, статьи А. И. Герцена, запрещенное тогда письмо
Белинского к Гоголю, вынашивались планы распространения литографированной
литературы. В 1848 вошел в особое тайное общество, организованное наиболее
радикальным петрашевцем Н. А. Спешневым (имевшим значительное влияние на
Достоевского); общество ставило своей целью "произвести переворот в
России". Достоевский, однако, испытывал некоторые сомнения: по
воспоминаниям А. П. Милюкова, он "читал социальных писателей, но относился
к ним критически". Под утро 23 апреля 1849 в числе других петрашевцев
писатель был арестован и заключен в Алексеевский равелин Петропавловской
крепости.
Под следствием и на каторге
После 8 месяцев, проведенных в крепости, где Достоевский держался
мужественно и даже написал рассказ "Маленький герой" (напечатан в 1857), он
был признан виновным "в умысле на ниспровержение ... государственного
порядка" и первоначально приговорен к расстрелу, замененному уже на
эшафоте, после "ужасных, безмерно страшных минут ожидания смерти", 4 годами
каторги с лишением "всех прав состояния" и последующей сдачей в солдаты.
Каторгу отбывал в Омской крепости, среди уголовных преступников ("это было
страдание невыразимое, бесконечное ... всякая минута тяготела как камень у
меня на душе"). Пережитые душевные потрясения, тоска и одиночество, "суд
над собой", "строгий пересмотр прежней жизни", сложная гамма чувств от
отчаяния до веры в скорое осуществление высокого призвания, - весь этот
душевный опыт острожных лет стал биографической основой "Записок из
Мертвого дома" (1860-62), трагической исповедальной книги, поразившей уже
современников мужеством и силой духа писателя. Отдельной темой "Записок"
оказался глубокий сословный разрыв дворянина с простонародьем. Хотя Аполлон
Григорьев преувеличивал в духе собственных убеждений, когда писал, что
Достоевский "достиг страдательным п с и х о л о г и ч е с к и м процессом
до того, что в "Мертвом доме" слился совсем с народом", однако шаг к такому
сближению - через сознание общности судьбы - был сделан. Сразу после
освобождения Достоевский писал брату о вынесенных из Сибири "народных
типах" и знании "черного, горемычного быта" - опыте, которого "на целые
томы достанет". В "Записках" отражен наметившийся на каторге переворот в
сознании писателя, который он характеризовал позднее как "возврат к
народному корню, к узнанию русской души, к признанию духа народного".
Достоевскому ясно представилась утопичность революционных идей, с которыми
он в дальнейшем остро полемизировал.
Возвращение в литературу
С января 1854 Достоевский служил рядовым в Семипалатинске, в 1855
произведен в унтер-офицеры, в 1856 в прапорщики. В следующем году ему было
возвращено дворянство и право печататься. Тогда же он женился на М. Д.
Исаевой, принимавшей еще до брака горячее участие в его судьбе. В Сибири
Достоевский написал повести "Дядюшкин сон" и "Село Степанчиково и его
обитатели" (обе напечатаны в 1859). Центральный герой последней, Фома Фомич
Опискин, ничтожный приживальщик с притязаниями тирана, лицедей, ханжа,
маниакальный себялюбец и утонченный садист, как психологический тип стал
важным открытием, предвещавшим многих героев зрелого творчества. В повестях
намечены и основные черты знаменитых романов-трагедий Достоевского:
театрализация действия, скандальное и, одновременно, трагическое развитие
событий, усложненный психологический рисунок. Современники остались
равнодушными к "Селу Степанчиково...", интерес к повести возник значительно
позднее, когда Н. М. Михайловский в статье "Жестокий талант" дал глубокий
анализ образа Опискина, тенденциозно отождествляя его, однако, с самим
писателем. Много споров вокруг "Села Степанчиково..." связано с
предположением Ю. Н. Тынянова о том, что в монологах Опискина пародируются
"Выбранные места из переписки с друзьями" Н. В. Гоголя. Идея Тынянова
спровоцировала исследователей на выявление объемного пласта литературного
подтекста в повести, в т. ч. аллюзий, связанных с произведениями 1850-х
гг., за которыми Достоевский жадно следил в Сибири.
Достоевский-журналист
В 1859 Достоевский вышел в отставку "по болезни" и получил разрешение жить
в Твери. В конце года он переехал в Петербург и совместно с братом Михаилом
стал издавать журналы "Время", затем "Эпоха", сочетая огромную редакторскую
работу с авторской: писал публицистические и литературно-критические
статьи, полемические заметки, художественные произведения. При ближайшем
участии Н. Н. Страхова и А. А. Григорьева, в ходе полемики и с радикальной,
и с охранительной журналистикой, на страницах обоих журналов развивались
"почвеннические" идеи (см. Почвенники), генетически связанные со
славянофильством, но пронизанные пафосом примирения западников и
славянофилов, поисками национального варианта развития и оптимального
сочетания начал "цивилизации" и народности, - синтеза, выраставшего из
"всеотзывчивости", "всечеловечности" русского народа, его способности к
"примирительному взгляду на чужое". Статьи Достоевского, в особенности
"Зимние заметки о летних впечатлениях" (1863), написанные по следам первой
заграничной поездки 1862 (Германия, Франция, Швейцария, Италия, Англия),
представляют собой критику западноевропейских институтов и страстно
выраженную веру в особое призвание России, в возможность преобразования
русского общества на братских христианских основаниях: "русская идея ...
будет синтезом всех тех идей, которые ... развивает Европа в отдельных
своих национальностях".
"Униженные и оскорбленные" (1861) и "Записки из подполья" (1864)
На страницах журнала "Время", стремясь укрепить его репутацию, Достоевский
печатал свой роман "Униженные и оскорбленные", само название которого
воспринималось критикой 19 в. как символ всего творчества писателя и даже
шире - как символ "истинно гуманистического" пафоса русской литературы (Н.
А. Добролюбов в статье "Забитые люди"). Насыщенный автобиографическими
аллюзиями и обращенный к основным мотивам творчества 1840-х гг., роман
написан уже в новой манере, близкой к поздним произведениям: в нем ослаблен
социальный аспект трагедии "униженных" и углублен психологический анализ.
Обилие мелодраматических эффектов и исключительных ситуаций, нагнетение
таинственности, хаотичность композиции побуждали критиков разных поколений
низко оценивать роман. Однако в следующих произведениях Достоевскому
удалось те же черты поэтики поднять на трагедийную высоту: внешняя неудача
подготовила взлеты ближайших лет, в частности, напечатанную вскоре в
"Эпохе" повесть "Записки из подполья", которую В. В. Розанов считал
"краеугольным камнем в литературной деятельности" Достоевского; исповедь
подпольного парадоксалиста, человека трагически разорванного сознания, его
споры с воображаемым оппонентом, так же как и нравственная победа героини,
противостоящей болезненному индивидуализму "антигероя", - все это нашло
развитие в последующих романах, лишь после появления которых повесть
получила высокую оценку и глубокое истолкование в критике.
Семейные катастрофы и новая женитьба
В 1863 Достоевский совершил вторую поездку за границу, где познакомился с
А. П. Сусловой (страстным увлечением писателя в 1860-е гг.); их сложные
отношения, а также азартная игра в рулетку в Баден-Бадене дали материал для
романа "Игрок" (1866). В 1864 умерла жена Достоевского и, хотя они не были
счастливы в браке, он тяжело пережил потерю. Вслед за ней внезапно
скончался брат Михаил. Достоевский взял на себя все долги по изданию
журнала "Эпоха", однако вскоре прекратил его из-за падения подписки и
заключил невыгодный договор на издание своего собрания сочинений,
обязавшись к определенному сроку написать новый роман. Он еще раз побывал
за границей лето 1866 провел в Москве и на подмосковной даче, все это время
работая над романом "Преступление и наказание", предназначенным для журнала
"Русский вестник" М. Н. Каткова (в дальнейшем все наиболее значительные его
романы печатались в этом журнале). Параллельно Достоевскому пришлось
работать над вторым романом ("Игрок"), который он диктовал стенографистке
А. Г. Сниткиной (см. Достоевская А. Г.), которая не просто помогала
писателю, но и психологически поддерживала его в сложной ситуации. После
окончания романа (зима 1867) Достоевский на ней женился и, по воспоминаниям
Н. Н. Страхова, "новая женитьба скоро доставила ему в полной мере то
семейное счастье, которого он так желал".
"Преступление и наказание" (1865-66)
Круг основных идей романа писатель вынашивал долгое время, возможно, в
самом туманном виде, - еще с каторги. Работа над ним шла с увлечением и
душевным подъемом, несмотря на материальную нужду. Генетически связанный с
неосуществленным замыслом "Пьяненькие", новый роман Достоевского подводил
итог творчеству 1840-50-х гг., продолжая центральные темы тех лет.
Социальные мотивы получили в нем углубленное философское звучание,
неотделимое от нравственной драмы Раскольникова, "убийцы-теоретика",
современного Наполеона, который, по словам писателя, "кончает тем, что п р
и н у ж д е н сам на себя донести ... чтобы хотя погибнуть в каторге, но
примкнуть опять к людям...". Крах индивидуалистической идеи Раскольникова,
его попытки стать "властелином судьбы", подняться над "тварью дрожащею" и
одновременно осчастливить человечество, спасти обездоленных - философский
ответ Достоевского на революционные настроения 1860-х гг. Сделав "убийцу и
блудницу" главными героями романа и вынеся внутреннюю драму Раскольникова
на улицы Петербурга, Достоевский поместил обыденную жизнь в обстановку
символических совпадений, надрывных исповедей и мучительных сновидений,
напряженных философских диспутов-дуэлей, превращая нарисованный с
топографической точностью Петербург в символический образ призрачного
города. Обилие персонажей, система героев-двойников, широкий охват событий,
чередование гротесковых сцен с трагическими, парадоксалистски заостренная
постановка моральных проблем, поглощенность героев идеей, обилие "голосов"
(различных точек зрения, скрепленных единством авторской позиции) - все эти
особенности романа, традиционно считающегося лучшим произведением
Достоевского, стали основными чертами поэтики зрелого писателя. Хотя
радикальная критика истолковала "Преступление и наказание" как произведение
тенденциозное, роман имел огромный успех.
Мир великих романов
В 1867-68 гг. написан роман "Идиот", задачу которого Достоевский видел в
"изображении положительно прекрасного человека". Идеальный герой князь
Мышкин, "Князь-Христос", "пастырь добрый", олицетворяющий собой прощение и
милосердие, с его теорией "практического христианства", не выдерживает
столкновения с ненавистью, злобой, грехом и погружается в безумие. Его
гибель - приговор миру. Однако, по замечанию Достоевского, "где только он
ни п р и к о с н у л с я - везде он оставил неисследимую черту". Следующий
роман "Бесы" (1871-72) создан под впечатлением от террористической
деятельности С. Г. Нечаева и организованного им тайного общества "Народная
расправа", но идеологическое пространство романа много шире: Достоевский
осмыслял и декабристов, и П. Я. Чаадаева, и либеральное движение 1840-х
гг., и шестидесятничество, интерпретируя революционное "бесовство" в
философско-психологическом ключе и вступая с ним в спор самой
художественной тканью романа - развитием сюжета как череды катастроф,
трагическим движением судеб героев, апокалипсическим отсветом, "брошенным"
на события. Современники прочитали "Бесов" как рядовой антинигилистический
роман, пройдя мимо его пророческой глубины и трагедийного смысла. В 1875
напечатан роман "Подросток", написанный в форме исповеди юноши, сознание
которого формируется в "безобразном" мире, в обстановке "всеобщего
разложения" и "случайного семейства". Тема распада семейных связей нашла
продолжение в итоговом романе Достоевского - "Братья Карамазовы" (1879-80),
задуманном как изображение "нашей интеллигентской России" и вместе с тем
как роман-житие главного героя Алеши Карамазова. Проблема "отцов и детей"
("детская" тема получила обостренно-трагедийное и вместе с тем
оптимистическое звучание в романе, особенно в книге "Мальчики"), а также
конфликт бунтарского безбожия и веры, проходящей через "горнило сомнений",
достигли здесь апогея и предопределили центральную антитезу романа:
противопоставление гармонии всеобщего братства, основанного на взаимной
любви (старец Зосима, Алеша, мальчики), мучительному безверию, сомнениям в
Боге и "мире Божьем" (эти мотивы достигают кульминации в "поэме" Ивана
Карамазова о Великом инквизиторе). Романы зрелого Достоевского - это целое
мироздание, пронизанное катастрофическим мироощущением его творца.
Обитатели этого мира, люди расколотого сознания, теоретики, "придавленные"
идеей и оторванные от "почвы", при всей их неотделимости от российского
пространства, с течением времени, в особенности в 20 веке, стали
восприниматься как символы кризисного состояния мировой цивилизации.
"Дневник писателя". Конец пути
В 1873 Достоевский начал редактировать газету-журнал "Гражданин", где не
ограничился редакторской работой, решив печатать собственные
публицистические, мемуарные, литературно-критические очерки, фельетоны,
рассказы. Эта пестрота "искупалась" единством интонации и взглядов автора,
ведущего постоянный диалог с читателем. Так начал создаваться "Дневник
писателя", которому Достоевский посвятил в последние годы много сил,
превратив его в отчет о впечатлениях от важнейших явлений общественной и
политической жизни и изложив на его страницах свои политические,
религиозные, эстетические убеждения. В 1874 он отказался от редактирования
журнала из-за столкновений с издателем и ухудшения здоровья (летом 1874,
затем в 1875, 1876 и 1879 он ездил лечиться в Эмс), а в конце 1875
возобновил работу над "Дневником", имевшим огромный успех и побудившим
многих людей вступить в переписку с его автором (вел "Дневник" с перерывами
до конца жизни). В обществе Достоевский приобрел высокий нравственный
авторитет, воспринимался как проповедник и учитель. Апогеем его
прижизненной славы стала речь на открытии памятника Пушкину в Москве
(1880), где он говорил о "всечеловечности" как высшем выражении русского
идеала, о "русском скитальце", которому необходимо "всемирное счастье". Эта
речь, вызвавшая огромный общественный резонанс, оказалась завещанием
Достоевского. Полный творческих планов, собираясь писать вторую часть
"Братьев Карамазовых" и издавать "Дневник писателя", в январе 1881
Достоевский внезапно скончался.





Новинки рефератов ::

Реферат: Общие положения подряда (Гражданское право и процесс)


Реферат: "Русский Тарзан" (реферат о российском пловце Александре Попове) (Спорт)


Реферат: Налоги в РФ (Гражданское право и процесс)


Реферат: Г.К.Жуков (История)


Реферат: Формирование действия контроля в процессе работы над вычислительными приёмами и навыками у младших школьников (Педагогика)


Реферат: Гибкость как физическое качество и методика её развития (Спорт)


Реферат: Подготовка договора. Порядок заключения (Гражданское право и процесс)


Реферат: Гражданская война (История)


Реферат: Карл Брюллов - художник и гражданин (Исторические личности)


Реферат: Взаимодействие общества и природы (Биология)


Реферат: Возбуждение уголовного дела (Уголовное право и процесс)


Реферат: Аветис Айрапетович Калантар (Сельское хозяйство)


Реферат: Проблемы биосферы (Биология)


Реферат: История психологии (Психология)


Реферат: Лидерство. Управление персоналом (Менеджмент)


Реферат: Территория государства (Контрольная) (География)


Реферат: Учет кредитов, займов и средств целевого финансирования (Бухгалтерский учет)


Реферат: Анализ и возможности улучшения финансового состояния ТОО "Дорстройсервис" (Финансы)


Реферат: Яркость (Физика)


Реферат: Афинская рабовладельческая демократия при Перикле (История)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист