GeoSELECT.ru



История / Реферат: Николай Второй - последний русский царь (История)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Николай Второй - последний русский царь (История)




| |
|ЭКОНОМИКО-ФИНАНСОВЫЙ ИНСТИТУТ |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
|РЕФЕРАТ |
|На тему: |
|«НИКОЛАЙ II ПОСЛЕДНИЙ РУССКИЙ ЦАРЬ» |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
|Студентка: |
| |
|Группа № : |
| |
| |
| |
|Научный руководитель : доктор исторических наук |
|Лавров Владимир Михайлович |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
|Москва 2000 г. |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |



До сих пор биография императора Николая II окутана разными слухами,
противоречивыми утверждениями, и даже историкам порой трудно отделить
вымысел от правды, и, не смотря на обилие сохранившихся свидетельств и
документов, точно установить, где заканчивается вымысел и начинается
подлинность истории.
Император Николай II родился 6 мая 1868 года в Александровском
дворце Царского Села. С того времени 6 мая был государственным праздником
вплоть до последнего, 1917 года. Его отец, Александр Александрович, тогда
еще цесаревич; мать – цесаревна Мария Федоровна, урожденная датская
принцесса Дагмар, дочь короля Христиана IX. Это был их первый ребенок.
Через две недели, 20 мая, состоялись крестины.
Прошел еще год. И 20 мая 1869 г. Мария Федоровна родила второго сына,
которому дали имя Александр. Но в апреле 1870 г. он заболел и умер на руках
у матери. Мария Федоровна долго переживала это несчастье, но вскоре главным
центром внимания и забот для матери стал старший сын. У Марии Федоровны и
Александра Александровича родилось еще четверо детей: Георгий, Ксения,
Михаил и Ольга.
Старший мальчик был живым, любознательным и с ранних лет отличался
воспитанностью. Он, как и другие, шалил, но всегда беспрекословно
подчинялся отцу и матери. Мария Федоровна с малолетства приучала Николая к
неукоснительному выполнению своих обязанностей, и под ее постоянным
контролем сын вырос аккуратным, даже педантичным человеком.
Общественный статус семьи обязывал быть великодушным, этому учила
мать, и Николай сумел усвоить подобные истины. Воспитывали его по нормам,
принятым в то время в высшем свете, давали образование в соответствии с
порядком и традицией, установленными в императорской фамилии.
Регулярные занятия великого князя начались в восьмилетнем возрасте. В
десятилетнем возрасте Николай Александрович получал еженедельно 24 урока, а
к пятнадцати годам их количество превысило 30. Весь день расписывался по
минутам. Ежедневно надо было проводить по несколько часов на уроках. Даже
летом, когда семья оказывалась вдалеке от дома, в гостях, распорядок мало
менялся. Преподаватели не могли ставить оценки высокородному ученику, но
все отмечали усидчивость и аккуратность Николая Александровича. Он
прекрасно владел английским, французским и немецкими языками, очень
грамотно писал по- русски.
Николай Александрович рос в атмосфере патриархальной русской семьи,
которая, в силу исторических обстоятельств, занимала исключительное место
в общественной жизни. Он мог себе позволить мало из того, на что имели
право сверстники. Нельзя было шумно себя вести, возбранялось привлекать к
себе внимание играми и детской возней, не допускались бесконтрольные
забавы. Все свое детство Николай провел в императорских резиденциях, в
кругу придворных, слуг и наставников. И нельзя было побежать на пруд, когда
хотелось, и невозможно было общаться, с кем хотелось. Его друзьями могли
стать только лица определенного происхождения.
С детства последний русский царь испытывал большой интерес к военному
делу. Это было у Романовых в крови. Последний император был прирожденным
офицером. Традиции офицерской среды и воинские уставы он неукоснительно
соблюдал, чего требовал и от других. Любой командир, запятнавший
недостойным поведением мундир офицера, для него переставал существовать. По
отношению к солдатам чувствовал себя наставником. Смотры, парады, учения
Николая Александровича никогда не утомляли, и он мужественно переносил
армейские неудобства на сборах или маневрах. Русская армия была для него
олицетворением величия и мощи империи. Согласно традиции, первого внука
императора Александра II сразу после рождения зачислили в списки
гвардейских полков и назначили шефом 65-го пехотного Московского полка. В
декабре 1875 г. Николай Александрович получил свое первое воинское звание –
прапорщика, а в 1880 г. – подпоручика. В 1884г. великий князь поступает на
действительную военную службу и приносит воинскую присягу в Большой церкви
Зимнего дворца. Наследник русского престола получал высшие награды
иностранных государств, что служило выражением уважения к России.
С ранних лет Николая Александровича отличала черта, которая с одной
стороны, свидетельствовала о нравственном облике, а с другой – предвещала
трудную жизнь: он не умел врать. Но монарх находился в центре власти, где
перекрещивались все нити скрытых интересов и интриг. Ему трудно давалась
дипломатичность, которая была принята на Руси, и к чему давно привыкли и
управители, и управляемые. Его отец, император Александр III, «умел
поставить на место», мог бездельника назвать бездельником, а труса трусом
или выгнать со службы и лишить репутации. Последний царь, в силу природной
деликатности и благожелательного характера, подобного никогда не делал.
Если даже не любил кого-то, то никогда публичного этого не демонстрировал.
Расставаясь с должностным лицом, редко вступал в прямые объяснения,
понимая, что это будет неприятно ему и тому, кто потерял должность и
расположение.
1 марта 1881 г. отец Николая Александровича стал императором, а сам
он – наследником престола. В его жизни произошло немало изменений.
Родители стали очень занятыми и меньше времени проводили с детьми. Куда бы
теперь не приезжали, везде встречали иное отношение.
1883 г. оказался наполненным событиями и впечатлениями. В мае в Москве
состоялись пышные коронационные торжества, и цесаревич был в центре
событий. Каждый день переполняли торжественные церемонии, праздничные
шествия, официальные приемы и величественные парады.
К началу 80-х годов относится и еще одно примечательное событие в
жизни Николая Александровича: он начал вести дневник. До настоящего времени
дошло пятьдесят толстых тетрадей, последняя запись в которых оставлена за
три дня до убийства семьи Николая II в подвале дома Ипатьева в
Екатеринбурге, хотя царь и не думал оставлять потомкам историческое
свидетельство. В последние месяцы своей жизни, находясь в унизительном
положении заключенного, запечатлел на бумаге свою боль за судьбу страны.
Обязанностей год от года становилось все больше. Сидеть в
Государственном совете и Комитете министров, слушать споры и пререкания
сановников по различным вопросам государственного управления молодому
человеку было далеко не всегда интересно. Хотя своими обязанностями он
никогда не пренебрегал, душа рвалась в близкую гвардейскую среду, где
властвовали порядок, дисциплина, где чувствовал дух товарищества и дружбы.
Родители внимательно следили за поведением сына. Особенно щепетильной
была мать, придававшая огромное значение соблюдению писанных и неписаных
норм и правил, всему тому, что называлось «приличием».
С 1893 г. цесаревич служил в должности командира 1-го («царского»)
батальона лейб-гвардии Преображенского полка. В январе того же года был
назначен председателем Комитета Сибирской железной дороги. Никто не знал,
когда наступит срок воцарения старшего сына Александра III.
С ранних пор Николай Александрович испытывал большую тягу к театру,
его особенно увлекали балетные и музыкальные спектакли. Театр являлся
непременным атрибутом жизни, увлечением, которое не прошло с годами.
Зимними месяцами он успевал побывать на десятках спектаклей.
В 1890-1891 г. цесаревич совершил многомесячное путешествие вокруг
Азии.
Помимо служебных обязанностей и приятного времяпровождения в кругу
сослуживцев, приходилось задумываться и над своим семейным будущем. Многое
определяла родительская воля. Брак наследника престола – важное
политическое событие, и все имело значение. Многое зависело и от самого
Николая, но решающее слово принадлежало императору и особенно
императрице. Какое-то время русский престолонаследник симпатизировал княжне
Ольге Александровне Долгорукой, а позже у него возникла связь с балериной.
Это была восходящая звезда императорской сцены Матильда Кшесинская. Разрыв
с Матильдой произошел тогда, когда Николай окончательно решился расстаться
с холостой жизнью. Он уже знал имя той, с кем хотел вступить в брак. Это
была немецко-английская принцесса Алиса. Ее мать – вторая дочь королевы
Виктории.
В январе 1894г. отец Николая простудился и тяжело заболел. 20 октября
1894г. император Александр III умер, и уже через полтора часа после смерти
отца, в маленькой ливадийской церкви, императорская свита и другие
должностные лица присягали новому императору Николаю II. Ему только в мае
исполнилось 26 лет.
Многие говорили о том, что Николай II «не был готов» к царствованию,
что «он был слишком молод», «неопытен» для того, чтобы управлять огромной
империей и принимать ответственные решения. Он действительно боялся участи
правителя, той ответственейшей роли, которой не искал, но в судьбе своей
ничего изменить не мог. Для Николая II смерть отца стала глубоким
потрясением. Любящий и послушный сын переживал не только потерю близкого
человека. Его мучили страхи и опасения, связанные с новой для себя
общественной ролью, с той невероятной ношей , которая была возложена
судьбой на его плечи. Человек, не принимавший до этого момента никаких
ответственных решений, стал центром империи.
Для Николая II самодержавие было символом веры, который не подлежал
обсуждению и пересмотру. Россия и самодержавие - вещи неразрывные. В том он
никогда не сомневался, и когда уже в конце, под воздействием драматических
событий, отрекся от прав на престол, с болью в сердце увидел правоту своего
старого убеждения: падения власти царей неизбежно ведет и к крушению самой
России.
На первых порах Николай II не был посвящен во многие таинства
государственного управления, но одно знал наверняка: надо следовать курсом,
каким вел страну его отец, при котором страна добилась социальной
стабильности и завоевала прочные позиции на мировой арене.
Навалилось огромное количество вопросов, молодой монарх целыми днями
был затормошен так, что передохнуть в первое время почти не удавалось. В
первую очередь необходимо было решить два вопроса: похороны и
бракосочетание.
Аликс стала его невестой, и так как принадлежность к государственной
религии – православию считалась обязательной, она приняла ее и крестилась.
Имя Аликс получила новое - Александра Федоровна.
14 ноября 1894г. в церкви Спаса Нерукотворного Образа в Зимнем дворце,
через неделю после похорон, когда православная традиция позволяла ослабить
строгий траур, венчался император Николай II Александрович и благоверная
великая княгиня Александра Федоровна, ставшая в тот день императрицей.
Последнюю царицу многие не любили. Не складывались теплые отношения и со
свекровью. Многие считали, что именно Александра Федоровна «закабалила»
царя, «подчинила» его своей воле и «заставляла» проводить гибельную для
России политику. Это спорный вопрос, но все признавали только одно:
императрица играла в жизни Николая II огромную роль. Они прожили в мире и
согласии почти четверть века, и никогда этот союз не омрачала ни одна ссора
или серьезная размолвка.
После восшествия Николая II на престол быстро стало выясняться, что
новый царь, в отличие от предыдущего, не обладает крутым нравом, а
нерадивое выполнение поручений и приказов не чревато немедленной потерей
должности, а уж тем более ссылкой. За сплетни и слухи уже не наказывали
плетьми, не пытали каленым железом. Внешнеполитическая ориентация России не
изменилась, и к началу XX века позиции России на мировой арене были прочны
и общепризнанны. У нее была самая большая армия в мире, третий в мире флот.
Быстро развивались новые отрасли производства: тяжелое машиностроение,
химические производства, электроиндустрия, железнодорожный транспорт,
добыча полезных ископаемых. Россию боялись и с ней считались.
Главным органом административной власти являлся Комитет министров. К
началу царствования Николая II действовало 15 министерств и равнозначных им
государственных становлений. Наиболее обширную компетенцию имели два
министерства: внутренних дел и финансов. Император считался главой суда и
судебного управления, а весь суд осуществлялся от его имени. Свой надзор за
судом и администрацией самодержавец осуществлял через Правительствующий
Сенат. Царь являлся и главой Русской Православной Церкви, но
непосредственными делами церковного управления ведал Святейший Синод. В
административном отношении Россия делилась на 78 губерний, 18 областей и
остров Сахалин.
С первых же месяцев правления царь убедился, что единого
координирующего органа административной власти в стране нет. Каждый министр
вел свою политику. Николай Александрович стал практиковать создание
«междуведомственных» комиссий и проводить небольшие совещания под своим
председательством. Практически каждый день император принимал министров,
военных, родственников, занимавших различные должности в госаппарате,
русских и иностранных дипломатов. У него не было личного секретаря, считал,
что сам должен работать со своими бумагами.
Вера в Бога, искренняя и глубокая с ранних лет и до последнего земного
часа, многое объясняет в жизни последнего русского царя. Вера давала
надежную опору в окружающем мире, помогала мужественно и достойно
переносить любые испытания и неприятности. Но среди цинизма, безверия и
непримиримости, характеризовавших русскую политику начала ХХ века, верующий
в Бога, почитающий традицию, милосердный и доброжелательный политик не мог
не проиграть свою историческую партию. Он ее проиграл, что стало проигрышем
и всей России.
Мысль о грядущем крушении самодержавной империи в конце XIX века
казалась абсурдной. Все кругом представлялось надежным и крепким. Николай
II был уверен, что надо лишь поддерживать и развивать то, что создали его
предшественники. Рядом была Александра Федоровна, его другая надежная
опора.
В конце 1895 г. стало известно, что императрица беременна. Радость
охватила мужа, он старался еще бережней относиться к своей любимой, которая
порой чувствовала себя неважно. Ситуацию осложняло тяжелое заболевание
Александры Федоровны – гемофилия. Недуг передавался по женской линии, но
лишь мужчинам. У страдающего гемофилией человека любой ушиб, царапина,
кашель, удаление зуба или какая-нибудь иная ситуация, связанная с
кровотечением, могла привести к летальному исходу.
Александра Федоровна стала матерью четырех дочерей. 3 ноября 1894 г. в
Царском Селе в императорской семье родилась девочка, которую назвали Ольга.
После Ольги родились Татьяна, Мария, Анастасия. Девочки рождались крепкими
и здоровыми. Делу их образования и воспитания царица посвящала много
времени.
Одно из главных событий в жизни царя – коронация, состоялось 14 мая
1896 в Успенском соборе. Коронация всегда являлась великим национальным
событием, происходившим через год-два после восшествия на престол.
Церемониальные торжества неизменно проходили в сердце России – Москве.
Летом 1904 года в Петергофе, в самый разгар русско-японской войны и
почти через 10 лет замужества, царица родила сына. Эта радость была вызвана
не только естественным чувством отца, получившего известие о рождении сына.
На свет появился наследник престола, человек к которому должно перейти
управление империей. Не прошло и шести недель, как стало выясняться, что у
мальчика страшная болезнь – гемофилия, против которой медицина бессильна.
Царь и царица являлись людьми глубоко верующими и посчитали нужным
вести образ жизни, угодный Богу, избегать мирской суеты. Царская чета
свела к минимуму демонстрации роскоши и величия императорского двора. Были
прекращены пышные, грандиозные и дорогие царские увеселения. Повседневный
уклад Романовской семьи становился простым и бесхитростным. Когда же
цесаревич не болел, то сердце матери переполняло блаженство. Желание
Александры Федоровны изолировать себя и детей от любопытных глаз лишь
подогревало интерес в свете, и чем меньше здесь было действительных
сведений о жизни царей, тем больше появлялось домыслов и предположений. При
той нелюбви, которую вызывала императрица, они во многих случаях были
неблагоприятными.
В вопросах внешней политики Николай II был чрезвычайно чувствителен
ко всему, что хоть как-то задевало имперский престиж России. Политика
мирного сосуществования была близка и понятна Николаю Александровичу, она
отвечала его внутренним убеждениям и соответствовала ориентирам,
унаследованным от императора Александра III.
В январе 1904 года Япония объявила войну России. Таким образом,
России была навязана война, которой она не хотела, продолжавшаяся полтора
года и оказавшаяся бесславной для страны. В мае 1905 года царь принял
посредничество президента США Теодора Рузвельта по заключению мира, и 23
августа стороны заключили мирное соглашение.
Далее осенью этого же года в России развернулись бурные политические
события. Ничего подобного в стране раньше не было. 9 января 1905 года в
Петербурге состоялось многотысячное шествие рабочих к Зимнему дворцу. Тот
день получил название Кровавого воскресенья. В центре драмы оказался
священник Г.А. Гапон – личность во многих отношениях темная. Обладая даром
слова и убеждения, он занял заметное место в рабочей среде Петербурга, где
создал и возглавил легальную общественную организацию «Собрание русских
фабрично-заводских рабочих Санкт-Петербурга». По большому счету он
«заморочил голову» рабочим, преследуя свои личные интересы. Уже потом
выяснилось, что Гапон давно замышлял общественное действие, способное
поколебать устои и вызвать смуту в стране. Этот человек был абсолютно
аморален и мастерски лицедействовал. Огромная толпа рабочих двинулась к
Зимнему дворцу, чтобы вручить царю петицию, в которой выдвигались
требования заведомо невыполнимые, как и сам акт вручения. Николай II в эти
дни находился в Царском селе. Должностные лица приняли решение ввести в
столицу войска и блокировать центр города. В конце концов, тысячи человек
все-таки прорвались к Зимнему дворцу. В разных местах города была открыта
стрельба, и имелись многочисленные жертвы. Враги же трона и династии во
много раз завысили количество жертв и говорили (и до сих пор пишут) о
«тысячах убитых». Царь, находившийся в Царском Селе, узнав о случившемся,
горько переживал, но изменить уже ничего не мог. Престиж власти серьезно
пострадал. Недовольство и возмущение охватило даже тех, кто не был замешан
в антигосударственной деятельности. Царь уволил начальника петербургской
полиции и министра внутренних дел, выделил средства на помощь семьям
пострадавших, а через несколько дней принял рабочую депутацию.
Все это мало кого удовлетворило. Январские события имели огромное
отрицательное психологическое воздействие. В выигрыше оказались те, кто
грезил о разрушении. Революция перевернула весь уклад жизни страны.
Начиная с 1904 года у Николая II редко выдавался день, когда
политические события радовали. Все признаки грядущей социальной бури были
на лицо: недовольство открыто проявлялось на страницах газет и журналов, на
собраниях земских и городских деятелей. По стране покатилась волна стачек и
манифестаций. Вопросы реформирования выходили на первый план.
Страсти в стране накалялись. Зимой и весной 1905 года начались
беспорядки в деревне, сопровождавшиеся захватом, грабежом и поджогами
дворянских усадьб. Волнения охватили армию. 14 июня взбунтовалась команда
эскадренного броненосца Черноморского флота «Князь Потемкин-Таврический».
Это был один из лучших кораблей флота, вступивший в строй всего за год до
того. Восстание вспыхнуло стихийно и закончилось 25 июня в румынском порту
Констанца сдачей корабля румынским властям. Император был ошарашен. Опора
монархии, его «армия», оказалась не так надежна, как еще недавно казалось.
Натиск на власть все более осмелевшего либерального общественного
мнения не ослабевал. Общественные деятели уже открыто призывали к
конституции .
В сентябре-октябре 1905 г. Россию охватила почти всеобщая политическая
стачка. Печатники объявили забастовку с экономическими требованиями. К ней
присоединились представители других профессий. Забастовки стали объявляться
в других городах , а требования носить главным образом политический
характер. Центральная власть оказалась неспособной противодействовать
расширяющемуся хаосу.
17 октября 1905 года самодержавец подписал манифест «Об
усовершенствовании государственного порядка». Это – важнейшая политическая
декларация последнего царствования. Она содержала обещания «даровать
народу незыблемые основы гражданских свобод»: неприкосновенность личности,
свободу совести, слова, собраний, союзов, признать Думу законодательным
органом. Подпись под манифестом далась императору нелегко. Он долго
переживал, колебался, и принял то решение, которое не отвечало его
собственным представлением, но как его убеждали со всех сторон, необходимо
стране, благу России. К этому последний царь всегда был чувствителен и мог
преступить через личные взгляды во имя благополучия империи. Манифест
стал переломным моментом в истории России. Во имя мира и благополучия
страны монархическая власть отказалась от исконных прерогатив. Под напором
событий Николай II принял новые реальности, но манифест не погасил
революционный пожар. В середине декабря дело дошло до восстания в Москве.
Александра Федоровна не сомневалась, что супруг понимает положение
вещей , но не всегда может противостоять волевому напору других и порой
соглашается на то, на что согласиться нельзя. Когда императрица в апреле
1906 года оказалась перед толпой депутатов, то тайные страхи ожили с новой
силой. Но ничего не поделаешь: надо смириться и надеяться на Всевышнего.
Теперь Дума – реальность, с которой приходилось считаться. Император же
реагировал на происшедшее гораздо спокойнее.
В конце 1906 года царь утвердил новую редакцию «Основных законов
Российской империи». Они подтверждали незыблемость самодержавия.
Государственный совет реформировался и принял форму высшей законодательной
палаты.
Выборы в Государственную думу проходили в марте 1906 года. В различных
фазах избирательной процедуры участвовало лишь 20 процентов населения,
поэтому считать думцев представителями всего народа нельзя. Открытие Думы
стало крупным общественным событием, его подробно описывали все газеты.
Александра Федоровна весь этот период находилась в угнетенном
состоянии. Императрица очень переживала за мужа, даже плакала, когда
узнала, что ему пришлось пойти на подписание Манифеста, дарующего
невероятные свободы и права. Она знала какие муки испытывает ее супруг.
После многочасовых совещаний он возвращался изнеможденный и грустный.
Николай Александрович, в свою очередь, старался не расстраивать
императрицу; ей тоже было нелегко. Над сыном Алексеем постоянно весела
угроза какой-либо опасности: то царапина, то ушиб, и потом днями и неделями
приходилось лечить, ставить компрессы, примочки, смазывать кремами. А
маленькому бывало очень больно, он плакал, и мать баюкала его на руках.
Когда царь и царица оставались наедине, мало говорили о политике. Речь шла
или о сыне, или о разных событиях в семье, или о каких-то пустяках. Он, как
и в первые годы, ей вечерами читал что-нибудь. Она слушала всегда молча и
была счастлива. Но такие милые, теплые часы выдавались все реже и реже.
Господа депутаты хотели всего и сразу, и это страстное желание делало
Думу больше похожей на антиправительственный митинг, чем на работу
серьезного и ответственного государственного органа. Она имела право делать
запросы высшим инстанциям о неправомочных действиях лиц и учреждений.
Первая Дума просуществовала чуть больше двух месяцев. Желание думского
большинства принять законопроект, предусматривающий насильственное
перераспределение земли, вызвало возмущение в высших кругах. Царь был
раздосадован. Допустить подобного он не мог. Первая Государственная дума
была распущена, и объявлены новые выборы. Выборы во Вторую Государственную
думу проходили в начале 1907 года, но в начале июня того же года она была
распущена.
Неудачный опыт кратковременного существования первых двух Дум обострил
дискуссии и в правящих кругах России о характере избираемого
представительства и его необходимости. Противником ликвидации народного
представительства оставался Николай II, никогда серьезно не принимавший
призывы вернуться к прошлому.
Третья Государственная дума стала первой, проработавшей весь
положенный ей пятилетний срок.
26 апреля 1906 года министром внутренних дел был назначен П.А.
Столыпин, а в июле к нему добавился и пост председателя Совета министров.
Будучи просвещенным и целеустремленным политиком, Столыпин понимал, что
реформы необходимы и неизбежны. Тема «Петр Столыпин и Николай II» всегда
вызывает много споров. Многие уверены, что царь лишь «терпел» своего
премьера, что он не позволял ему действовать смело и решительно. При этом
игнорируется одна очевидность: сановник оставался на своих постах
исключительно благодаря поддержке императора, который, вне зависимости от
личных симпатий и антипатий, видел глубокий смысл в необходимости
осуществлять намеченные мероприятия в хозяйственной и социальной областях.
В отличие от некоторых других высших чиновников, Петр Аркадьевич никогда не
позволял нелицеприятных для самодержца высказываний даже в самом узком
кругу. Главную стратегическую цель премьер видел в принципиальной
реорганизации землепользования и землевладения крестьянства, понимая всю
пагубность существования общины. Не благоустройство значительной части
крестьянства давно уже заботило и Николая II, поэтому Столыпинская реформа
в большинстве случаев реализовывалась царскими указами, что гарантировало
оперативность ее проведения. Она базировалась на принципе
неприкосновенности частной собственности на землю, которая не могла ни в
какой форме насильственно отчуждаться.
Определенную роль в жизни царской семьи сыграл Григорий Распутин –
личность спорная и загадочная. Впервые разговоры о Распутине возникли в
столичном высшем обществе в 1908-1909 годах. Передавали друг другу
сенсационную новость: в царской семье появился советчик, родом из Сибири,
какой-то мужик. Слухи были неопределенные, никто толком ничего не знал, но
это, тем не менее, стало вызывать озабоченность у должностных лиц. «Роковой
цепью», связавшей, как оказалось, навсегда, семью последнего монарха и
Григория явилась болезнь цесаревича Алексея. В конце 1907 года Распутин,
оказавшись рядом с заболевшим наследником, «сотворил молитву», и положение
малыша улучшилось. Прорицатель-целитель стимулировал выздоровление не
только при личном присутствии, но и воздействовал по телефону, и некоторые
такие эпизоды описаны присутствовавшими. О несомненных психотерапевтических
способностях этого сибирского крестьянина сохранилось достаточно
свидетельств. Факт существования такого дара можно считать исторически
установленным.
В феврале 1912 года состоялось объяснение, при котором глава палаты
депутатов заявил о недопустимости влияния Распутина. В беседе с главой Думы
самообладание Николаю II изменило. Он несколько раз прерывал поток
страстных высказываний и «ставил на место» своего собеседника. Летом 1914
года на Распутина было совершено покушение, после чего, по высочайшему
распоряжению его снова начали охранять (еще в 1912 году была выставлена
охрана, но позже снята).
В 1913 году отмечали большое торжество – трехсотлетие Дома Романовых.
Это было событие общегосударственное, знаменовавшее историческую
преемственность, связь прошлого и настоящего, триумф государства, власти,
национального духа. Но радость торжества омрачалась плохим самочувствием
императрицы: болело сердце, изнемождали головные боли и такая слабость, что
часто на ногах долго стоять не могла. Цесаревича Алексея мучили последствия
болезни перенесенной осенью. Эта болезнь могла стоить ему жизни, и супруги
боялись этого страшного испытания – расстаться с сыном. Врачи были
бессильны. В этот трагический момент окончательно определилась
нерасторжимая привязанность царской семьи к Распутину. Он прислал
телеграмму, в которой говорилось, что «маленький будет жить», и
удивительным образом после этого состояние наследника резко стало
улучаться. День за днем он выздоравливал.
Вторая половина 1913- начало 1914 года прошли в империи, и в царской
семье тихо, никаких чрезвычайных происшествий не происходило. События
начали стремительно развиваться летом 1914 года.
Германия, объявив 19 июля 1914 года войну России, на следующий день
оккупировала Люксембург, а 21 июля объявила войну Франции. 22 июля
германская армия начала крупномасштабные военные действия, вторгнувшись в
Бельгию. В тот же день Великобритания объявила войну Германии. Вслед за
тем войну рейху объявили Австрия, Новая Зеландия, Канада и Южно-Африканский
союз. Война стала мировой.
В первые месяцы военной кампании порочащих власть сплетен и слухов
было мало. Даже о Распутине на время забыли. В некоторых исторических
романовских резиденциях, например, в Зимнем дворце, размещались раненые.
Царские дочери большую часть своего времени посвящали работе в госпиталях и
занятиям в благотворительных комитетах. Они считали это естественным и
обязательным в тяжелое для страны время и воспринимали с отчуждением всякие
формы праздного времяпрепровождения. Но в царской семье все понимали, что
главные тяготы суровых испытаний несет император. Он оставался верховным
правителем в стране, вступившей в жесточайшую военную схватку.
Экономическая, общественная, административная стороны жизни огромной
империи перестраивались, исходя из условий и потребностей времени.
Приходилось быстро решать много вопросов разного характера.
Лето 1915 года стало временем многих окончательных решений Николая II,
время бесповоротного избрания им своей судьбы. Груз проблем нарастал, а
изменений к лучшему не происходило. Страну охватывала волна общественного
недовольства. Император постоянно думал о том, что же предпринять, чтобы
переломить ход событий и добиться победоносного мира. Он пришел к решению
возглавить руководство армией. Царь всегда считал, что в дни военных
испытаний обязан находиться на поле сражений, и со свойственной ему
спокойной решимостью приступил к обязанностям. Император смолоду проявлял
особый интерес к военным проблемам, а после 19 июля этот интерес стал
всепоглощающим. Уклад жизни императора стал совсем простым, трапеза
непритязательна, а отношения с окружающими людьми легкими и откровенными.
17 декабря того же года был убит Григорий Распутин. План убийства
разработал и осуществил князь Феликс Феликсович Юсупов. К его реализации
он привлек любимца Николая II, его двоюродного брата великого князя Дмитрия
Павловича.
Время работало против Романовых. Отсутствие надежды на скорое
окончание войны и вызванная ею дестабилизация жизни рождали отчаяние и
возмущение в стране.
Вернувшись в Царское Село 19 декабря 1916 года, император пробыл здесь
более двух месяцев. Последний Новый год в звании императора Николай II
встретил в тихой домашней обстановке.
27 февраля 1917 года император Николай II получил сообщения из
Петрограда о происходивших там серьезных беспорядках. Толпы
расквартированных в столице солдат из запасных батальонов, вместе с
примкнувшими к ним группами гражданских лиц ходили с красными флагами по
главным улицам, громили полицейские участки, грабили магазины, вступали в
стычки с верховными войсками. Положение становилось критическим. Власть
правительства в столице была парализована.
В 8 часов вечера 27 февраля начался последний царский обед в Ставке.
Император появился за несколько минут до назначенного времени. По окончанию
обеда, как всегда, он первым встал из-за стола и, сделав общий поклон,
удалился в свой кабинет. Далее объявили, что государь распорядился
отправить батальон георгиевских кавалеров с некоторыми другими частями в
Царское Село, а затем – в Петроград для восстановления порядка. Сам
Николай II после полуночи перебрался в свой поезд, отбывший в 5 часов утра
в Петроград. До Петрограда оставалось около двухсот верст, когда
выяснилось, что все станции по пути следования заняты революционными
войсками. Двигаться дальше было невозможно. Приняли решение изменить
маршрут и ехать в Псков.
В столице же власти царя уже не существовало. 1 марта Временный
комитет Государственной думы был преобразован во Временное правительство, в
состав которого вошли давние недоброжелатели Николая II. Новой власти стали
присягать воинские части, и почти никто не сомневался, что со старым
режимом покончено раз и навсегда.
2 марта, ознакомившись с мнением военачальников, царь пересилил себя,
переступил через принципы и принял решение отказаться от короны. Он горячо
молился и просил Бога простить ему этот грех – измену клятве, данной при
воцарении. Если все кругом этого просят, если все считают, что он должен
принести эту жертву, он ее принесет. Многие из них лишаться своих
должностей, но царь уже никому не сможет помочь. Никто из них не пришел на
помощь к нему, никто не встал на защиту трона и династии.
Ближе к вечеру у императора состоялся разговор с лейб-хирургом С.П.
Федоровым, уже несколько лет лечившим цесаревича Алексея. Отец просил врача
сказать совершенно честно и откровенно о том, что ждет в будущем сына. Со
всей откровенностью профессор сказал, что, хотя Алексей Николаевич и может
прожить долго, но все же если верить медицине, он не излечим, и
предсказать будущее не возможно. Император не мог при таких обстоятельствах
оставить сына. Он принял решение быть с ним и императрицей, заняться его
воспитанием и уйти от политической жизни.
2 марта 1917 года, подписав манифест об отречении от престола в пользу
своего брата Михаила Александровича, Николай II отправился в Могилев, чтобы
попрощаться с армией. В дороге не было никаких инцидентов, внешне Николай
Александрович был совершенно спокоен. По прибытию в Могилев ему сообщили,
что брат Михаил отрекся от прав на престол (в конце концов, власть перешла
в руки большевиков). На следующий день Николай получил весточку от
Александры Федоровны. Она знала, что он не мог поступить по-другому. Она
все понимала и принимала.
А в Царском Селе ждали, все и всё было готово к приему бывшего
повелителя. В Александровском дворце уже стояли караулы охраны, а обитатели
дворца считались арестованными, хотя формально солдаты сводного полка, как
было заведено, несли почетную службу. Сам дворец превратился в острог, в
котором находилось несколько десятков человек. Режим содержания был
строгий. Заключенные пользовались правом передвижения только в пределах
дворца, богослужения могли совершать только в дворовой церкви. Здесь
царская семья провела почти пять месяцев. Вся семья сохраняла удивительное
самообладание, а выдержка Николая Александровича и Александры Федоровны
просто поражала приближенных. Кроме того, физический труд помогал забыться
и отвлечься от грустных мыслей. Бывший царь пилил сухие деревья на дрова с
таким усердием и так долго, что окружающие поражались его выдержке и
физической крепости. Наступило время, когда можно было читать сколько
угодно, и хотя члены императорской семьи читали всегда много, главным
книгочеем являлся Николай.
Царскосельское заключение завершилось 31 июля. За день до отъезда , 30
июля, был день рождения Алексея. Ему минуло 13 лет.
Временное правительство приняло решение вывести царскую семью в
Тобольск. Почему именно туда много обсуждалось. Власти объясняли это
необходимостью отправить семью в неспокойное время в безопасное место. В 6
часов утра 31 июля поезд с арестантами отправился в Тобольск. Прибыли
только 6-го августа, но лишь 13-го им предоставили новое жилище.
Сразу после наступления Нового, 1918 года, который встретили тихо, по-
семейному, пришли известия о заключения перемирия с Германией. Именно
тогда, через год после отречения, Николай впервые высказал сожаление, что
он отказался от власти (никогда раньше он об этом не говорил).
Уже с конца 1917 года в правящей большевистской верхушке обсуждался
вопрос о необходимости организовать публичный суд на Николаем II. Придя к
власти, большевики вообще никогда не забывали о Романовых, и о снисхождении
к ним не могло быть и речи. Правящая верхушка все время была озабочена лишь
одним: как удобней с ними расправиться. Приняли решение перевезти царскую
семью в Екатеринбург. Этот перевод диктовался намерением новых властей
ужесточить режим и подготовиться к ликвидации последнего царя и его
близких. 17 апреля в Екатеринбург перевезли супругов, Николая и Александру.
Вместе с царем и царицей прибыли: доктор Боткин, князь Долгоруков,
камердинер Чемодуров, прислуга императрицы Демидова. 10 мая прибыли дети.
Семью поселили в каменном доме, огороженном деревянным забором. Ранее он
принадлежал инженеру Н.Н. Ипатьеву и был реквизирован Уралсоветом.
Взаперти, на тесном пространстве, измеряемом всего несколькими
десятками шагов, русский монарх встретил свой последний день рождения. Что
будет дальше никто не знал. Предчувствия узников были тяжелые.
Последний день царской семьи – 3 июля 1918 года. Их разбудили в
середине ночи, заставили быстро одеться, провели в подвал - кладовую, и там
расстреляли.
В истории России император Николай II остался символом переломной
эпохи.



Перечень используемой литературы:
А. Боханов «Император Николай II», Москва 1998г.
А. Боханов «Николай II», Москва 2000 г.





Реферат на тему: Никон и возникновение раскола


Содержание.



Введение. 2

Глава I. Церковь и государство в XVII веке. 3

Глава II. Никон. Деятельность московского кружка ревнителей древнего
благочестия. 4

Глава III. Возвышение Никона. 7

Глава IV. Церковная реформа. 10

Глава V. Падение Никона. 12

Глава VI. Влияние церковной реформы на социальную жизнь России. Церковный
раскол. 15

Заключение. 18

Примечания. 20

Список использованных источников и литературы. 21



Введение.


Личность патриарха Никона и его церковная реформа оставили глубокий
след в истории России. Со времен крещения Руси церковь всегда играла
значительную роль в жизни общества и даже определяла внутреннюю и внешнюю
политику государства, хотя и находилась всегда под властью государства.
Иногда она объединяла страну, иногда – раскалывала на противоборствующие
лагери. В XVI веке ее роль несколько упала вследствие усиления
самодержавной царской власти. Но затем назрела необходимость церковной
реформы и патриархом, главой русской православной церкви, стал Никон.
Тысячелетняя история России хранит немало загадок. Но одной из
множества ее проблем является выбор пути развития. Но во время всех
серьезных политических и социальных преобразований у руля стояла сильная
личность, способная повести людей за собой.
Нельзя объяснить лишь объективными историческими процессами реформы
Петра I или революции. Так какова же роль личности в истории? Может ли один
человек или группа людей изменить что-либо? Этот вопрос особенно актуален в
наше время, когда множество политических партий обещают коренные
преобразования. А в действительности, способны ли они выполнить это?
Целью моей работы является: показать влияние церкви на социальную и
политическую жизнь России второй половины XVI века, объективную
необходимость и важность церковной реформы и роль личности патриарха Никона
в церковной реформе, которая повлекла за собой серьезные последствия во
внутренней, а возможно, и во внешней политике России.
При написании данного реферата я использовала статью О. Ф. Козлова
«Дело Никона», опубликованную в №1 журнала «Вопросы истории» за 1976 год,
книгу «Вехи истории», рассматривающую церковь во все периоды ее
существования, «Историю русской церкви» Н. М. Никольского, издание Спасо-
Преображенского Валаамского монастыря «История русской церкви» и некоторые
другие источники.



Глава I. Церковь и государство в XVII веке.


По мере развития российского самодержавия все острее вставал на
повестку дня вопрос о приоритете государственной власти над церковной. В
период феодальной раздробленности русская церковь сыграла существенную роль
в объединении страны для борьбы с монголо-татарским нашествием. Однако при
всем своем стремлении играть самостоятельную роль, русская православная
церковь всегда находилась в зависимости от государственной власти. Этим она
сильно отличалась от римско-католической церкви, обладавшей полной
самостоятельностью в церковных делах.
Превращение церкви из орудия господства феодалов в орудие господства
дворянского государства получило свое завершение в XVII веке, когда после
смуты дворянство окончательно захватило руководящее положение в Московском
государстве. Это коснулось и церкви. Она потеряла значительную часть своего
влияния, и даже патриарх был вынужден считаться с постоянным контролем со
стороны царя и боярской думы.
Это изменение в положении церкви имело под собой экономическое
основание. Правда, абсолютные размеры церковных вотчин и численность
церковных людей были в XVII веке весьма внушительны: патриарху,
митрополитам и епископам принадлежало в конце века около 37000 дворов, в
которых числилось около 440000 душ тяглового населения; кроме того,
значительные земли принадлежали отдельным монастырям. Но, все-таки, по
сравнению с дворянским государством, это было не так много. Росли торгово-
промышленные города и слободы. Дворянство ревниво следило за церковным
хозяйством и продолжало принимать меры против его роста. Московское
правительство провело на соборе 1580 г. постановление, согласно которому
запрещалось давать монастырям вотчины на помин души, а также вообще
запрещалось церковным лицам и учреждениям покупать и брать в залог земли.
Смута парализовала действие этого правила; но в 1649 г. при составлении
Уложения оно было восстановлено, расширено и введено в жизнь в качестве
общегосударственного закона. Именно Соборное Уложение постановило (гл.
XVII, ст. 42): «Патриарху и митрополитом и архиепископом и епископом, и в
монастыри ни у кого родовых, и выслуженных и купленных вотчин не покупати,
и в заклад не имати, и за собою не держати, и по душам в вечный поминок не
имати некоторыми делы…»
Уложение окончательно уничтожило церковную юрисдикцию по отношению к
церковным людям по гражданским и уголовным делам. Эти меры помимо их
юридического значения наносили церкви немалый материальный ущерб, лишая ее
постоянных и крупных доходов в виде судебных пошлин.
Инициатива учреждения патриаршества исходила от царя. Все они были
«избраны» соборами по указанию царя.
Царь вмешивался не только в административные, финансовые и судебные
дела. Он также издавал распоряжения о соблюдении постов, служении молебнов,
порядке в церквях. И нередко эти указы отправлялись не архиереям, а царским
воеводам, которые ревностно следили за их выполнением и наказывали
ослушников.
Таким образом, главенство в церкви во всех отношениях фактически
принадлежало царю, а не патриарху. Это положение в церковных кругах не
только не считалось ненормальным, но даже признавалось соборами официально.
Церковная реформа 50-60-х годов XVII века была вызвана стремлением
укрепить централизацию русской церкви аналогично другим звеньям
государственного аппарата.


Глава II. Никон. Деятельность московского кружка ревнителей древнего
благочестия.


Обеспокоенность «нестроениями» в церковной жизни возросла во второй
половине 40 - начале 50-х годов. Это нашло выражение в деятельности
московского кружка ревнителей благочестия (или «боголюбцев») и в
требованиях отдельных светских феодалов, участников земского собора
1648—1649 гг. В кружок ревнителей благочестия входили как духовные, так и
светские лица. Его главой был протопоп кремлевского Благовещенского собора
и духовный отец царя Стефан Вонифатьев. В кружок входили царь Алексей
Михайлович, любимец царя его постельничий Ф. М. Ртищев, сестра
постельничего А. М. Ртищева, архимандрит Новоспасского монастыря Никон
(позже - митрополит и патриарх), дьякон Благовещенского собора Федор
Иванов, провинциальные ревнители благочестия: священники Иван Неронов,
Аввакум Петров, Даниил, Лазарь, Логгин и другие. Начинания кружка
поддерживали и другие светские и духовные лица, в числе которых был
воспитатель царя боярин Б. И. Морозов.
Члены кружка добивались устранения прямых нарушений богослужебного
чина, в частности «многогласия», усиления «учительного» элемента за счет
введения проповедей, поучений и издания религиозной литературы для чтения,
устранения разночтений и разногласия в церковных чинах, повышения
нравственного уровня духовенства, в том числе и носителей церковной власти.
В 1648 г. Никон стал митрополитом новгородским и псковским. Тогда же
Стефан Вонифатьев добился перевода Ивана Неронова из Нижнего Новгорода в
Москву и назначения его протопопом Казанского собора, а несколько позже
состоялись назначения протопопами других ревнителей благочестия: Аввакума
Петрова - в Юрьевец-Поволжский, Даниила - в Кострому, Лазаря - в Романов и
Логгина - в Муром. Однако эти начинания не привели к желаемым результатам.
У новых протопопов, которые ввели «единогласие» и дополнили службы
проповедями и поучениями, не оказалось последователей среди приходского
духовенства. Нетерпеливый и решительный протопоп Аввакум Петров пытался
поднять благочестие священников и верующих Юрьевца-Поволжского
принудительными мерами, но это кончилось возмущением населения и избиением
протопопа.
Среди членов кружка не было единства в оценке расхождений в
богословской системе и церковно-обрядовой практике, существовавших между
русской и греческой церквами. По этому вопросу возникли две точки зрения, и
кружок разделился на две группы.
Одну группу составили провинциальные ревнители благочестия -
протопопы Иван Неронов, Аввакум Петров, Даниил, Лазарь и Логгин, а также
дьякон Благовещенского собора Федор Иванов. Их сторонником был
первоначально и Никон. Они придерживались традиционного для русского
духовенства взгляда, который утвердился в XVI в. Его сторонники считали,
что отличие чина богослужения и обрядов греческой церкви от русских
является показателем утраты греками истинной православной веры, что было,
по их мнению, следствием завоевания Византии турками, подчинения греков
«безбожным» завоевателям и сношений греческой церкви с «латинской»
(«еретической») римской церковью. Они считали также, что вследствие реформы
Петра Могилы (киевский митрополит с 1632 по 1647 г.) истинную веру утратила
и украинская церковь.
Вторую группу составили царь Алексей Михайлович, Стефан Вонифатьев,
Ф. М. Ртищев и другие столичные члены кружка. Позже к ним присоединился
Никон. Они отказались (в известной мере - по политическим мотивам) от
традиционной оценки греческой церкви, как уклонившейся от истинной веры.
Новую ее оценку они выразили в «Книге о вере», изданной в 1648 г. по
инициативе Стефана Вонифатьева, в частности в положении о том, что и в
«нынешнее время в неволе турецкой християне веру православную целу
соблюдают, ...да заградятся всякая уста глаголющих неправду ...на смиренных
греков». Эта группа ревнителей благочестия считала необходимым устранить
расхождения в богословской системе и церковно-обрядовой практике между
церквами на основе греческого образца. Это предложение получило поддержку
узкого, но влиятельного круга духовных и светских лиц в России, в том числе
патриарха Иосифа, и церковных иерархов Украины. Не дожидаясь решения
вопроса о путях проведения унификации богословской системы и церковно-
обрядовой практики, которое надлежало принять церковному собору, царь и
другие столичные ревнители благочестия осуществили некоторые меры,
положившие начало исправлению русских богослужебных книг по греческим
образцам. Так, из Киева были приглашены в Москву ученые монахи, хорошо
знавшие греческий язык, для исправления книг. Приехали в Москву в 1649 г.
Епифаний Славинецкий и Арсений Сатановский, а в 1650 г. - Дамаскин Птицкий.

Наибольшее недовольство патриарха Иосифа вызвало самочинное введение
ревнителями благочестия «единогласия» в ряде соборов и приходских храмов и
их вмешательство (благодаря принадлежности к кружку царя Алексея) в
назначения архиереев, архимандритов и протопопов. Чтобы положить конец
этому вмешательству, патриарх Иосиф на церковном соборе 11 февраля 1649 г.,
созванном по распоряжению царя, использовал слабость позиции ревнителей
благочестия в вопросе о «единогласии». Ревнители благочестия, настаивая на
«единогласии», не предусматривали сокращения богослужебного текста, поэтому
службы становились настолько продолжительными, что многие верующие не
выстаивали их до конца. Таким образом, верующие лишались установленной для
них «духовной пищи». Пропуск же службы или досрочный уход с нее считались
большим грехом. Поэтому при рассмотрении 11 февраля 1649 г. по инициативе
царя предложения ревнителей благочестия о введении в приходских церквах
«единогласия» патриарх и архиереи отвергли предложение о введении
«единогласия».
Царь Алексей Михайлович был недоволен решением церковного собора и
поведением патриарха. Он не утвердил этого решения, но и не мог отменить
его своей властью. В итоге царь потребовал передать вопрос о «единогласии»
на рассмотрение константинопольского патриарха. Переписка заняла два года.
В ответ на послание Иосифа, константинопольский патриарх, угождая по
спорному вопросу царю, писал, что «единогласие» и в приходских церквах «не
только подобает, но и непременно должно быть». В связи с этим в 1651 г.
был созван новый церковный собор. Он отменил решение предыдущего собора и
постановил «пети во святых божиих церквах, ...псалмы и псалтирь говорить в
один голос, тихо и неспешно». Патриарх и его сторонники выразили свое
недовольство вмешательством светской власти в церковно-обрядовые дела. Это
было осуждение намерений царя и близких к нему ревнителей благочестия самим
осуществить церковную реформу.


Глава III. Возвышение Никона.


До июля 1652 г., то есть до избрания на патриарший престол Никона
(патриарх Иосиф умер 15 апреля 1652 г.), положение в церковно-обрядовой
сфере оставалось неопределенным. Протопопы и священники из ревнителей
благочестия и митрополит Никон в Новгороде, не считаясь с решением
церковного собора 1649 г. об умеренном «многогласии», добивались совершения
«единогласной» службы. Напротив, приходское духовенство, отражая настроения
прихожан, не выполняло решения церковного собора 1651 г. о «единогласии», в
связи с чем в большинстве церквей сохранились «многогласные» службы.
Результаты исправления богослужебных книг не внедрялись в практику, так как
не было церковного одобрения этих исправлений. Эта неопределенность более
всего беспокоила царскую власть.
Во внешнеполитическом плане первостепенное значение приобрели для нее
вопросы воссоединения Украины с Россией и войны с Речью Посполитой, что
было связано с началом в 1648 г. освободительной войны украинского народа
против власти шляхетской Польши (уже в 1649 г. в Москву прибыл
представитель Б. Хмельницкого С. Мужиловский с предложением принять Украину
под власть России). Приступать к решению этих вопросов, не устранив
религиозно-обрядовых расхождений между русской и греческой церквами и не
преодолев отрицательного отношения русских православных иерархов к церкви
Украины, было, по меньшей мере, неосторожно. Однако события 1649 - 1651 гг.
в церковной сфере и особенно ухудшение взаимоотношений между светской и
церковной властями сыграли отчасти и положительную роль. Их следствием было
то, что царь и его ближайшее светское окружение почувствовали сложность и
грандиозность перемен, которые предстояло осуществить в религиозной
области, и невозможность проведения такого рода реформы без теснейшего
союза с церковной властью. Алексей Михайлович понял также, что недостаточно
иметь во главе церкви сторонника такой реформы. Успешное осуществление
преобразования церковной жизни России по греческому образцу было доступно
только сильной патриаршей власти, обладавшей самостоятельностью и высоким
политическим авторитетом и способной централизовать церковное управление.
Это определило последующее отношение царя Алексея к церковной власти.
Выбор царя пал на Никона, и этот выбор поддержал царский духовник
Стефан Вонифатьев. Казанский митрополит Корнилий и находившиеся в столице
ревнители благочестия, не посвященные в планы царя, подали челобитную с
предложением избрать в патриархи Стефана Вонифатьева, наиболее влиятельного
и авторитетного члена кружка. Реакции царя на челобитную не последовало, а
Стефан уклонился от предложения и настойчиво рекомендовал своим
единомышленникам кандидатуру Никона. Последний тоже был членом кружка.
Поэтому ревнители благочестия в новой челобитной царю высказались за
избрание в патриархи Никона, бывшего тогда новгородским митрополитом.
Никон (до пострижения в монахи—Никита Минов) обладал всеми нужными
царю Алексею качествами. Он родился в 1605 г. в Нижегородском уезде в семье
крестьянина. Богато одаренный от природы энергией, умом, прекрасной памятью
и восприимчивостью, Никон рано, с помощью сельского священника, овладел
грамотой, профессиональными знаниями служителя церкви и уже в 20 лет стал
священником в своем селе. В 1635 г. он постригся в монахи в Соловецком
монастыре и был назначен в 1643 г. игуменом Кожеозерского монастыря. В 1646
г. Никон по делам монастыря оказался в Москве, где и встретился с царем
Алексеем. Он произвел самое благоприятное впечатление на царя и потому
получил место архимандрита влиятельного столичного Новоспасского монастыря.
Новоиспеченный архимандрит сблизился со Стефаном Вонифатьевым и другими
столичными ревнителями благочестия, вошел в их кружок, неоднократно
беседовал о вере и обрядах с иерусалимским патриархом Паисием (когда тот
находился в Москве) и стал активным церковным деятелем. Перед царем он
выступал чаще всего в качестве ходатая за бедных, обездоленных или невинно
осужденных, и завоевал его расположение и доверие. Став в 1648 г. по
рекомендации царя новгородским митрополитом, Никон проявил себя как
решительный и энергичный владыка и ревностный поборник благочестия. Царю
Алексею Михайловичу импонировало и то, что Никон отошел от точки зрения
провинциальных ревнителей благочестия на церковную реформу и стал
сторонником плана преобразования церковной жизни России по греческому
образцу.
Никон считал себя единственным реальным кандидатом в патриархи. Суть
его далеко идущих планов сводилась к тому, чтобы ликвидировать зависимость
церковной власти от светской, поставить ее в церковных делах выше царской
власти и самому, став патриархом, занять, по меньшей мере, равное с царем
положение в управлении Россией.
Решительный шаг последовал 25 июля 1652 г., когда церковный собор уже
избрал Никона патриархом и царь одобрил результаты выборов. В этот день в
кремлевском Успенском соборе для посвящения новоизбранного в патриархи
собрались царь, члены царской фамилии, боярская дума и участники церковного
собора. Никон появился лишь после посылки к нему ряда делегаций от царя.
Никон объявил, что не может принять сан патриарха. Свое согласие он дал
только после «моления» царя и присутствовавших в соборе представителей
светской и церковной власти. Этим «молением» они, и, прежде всего царь
Алексей Михайлович, обязались слушаться Никона во всем, что он будет
«возвещать» им о «догматах божиих и о правилах», слушаться его «яко
начальника в пастыря и отца краснейшаго».1 Этот акт существенно поднял
престиж нового патриарха.
Светская власть приняла условия Никона потому, что считала эту меру
полезной для проведения церковной реформы, а самого патриарха - надежным
сторонником плана реформы. Более того, ради решения первоочередных
внешнеполитических задач (воссоединение с Украиной, война с Речью
Посполитой), чему должна была содействовать церковная реформа, светская
власть пошла на новые уступки. Царь отказался от вмешательства в действия
патриарха, затрагивавшие церковно-обрядовую сферу. Он допустил также
участие Никона в решении всех интересовавших патриарха внутриполитических и
внешнеполитических дел, признал Никона своим другом, и стал именовать его
великим государем, то есть, как бы пожаловал ему титул, который из прежних
патриархов имел только Филарет Романов. В итоге возник тесный союз светской
и церковной властей в форме «премудрой двоицы», то есть царя и патриарха.
Патриарх Никон вскоре после своего избрания стал самовластным
владыкой русской церкви. Он начал с устранения вмешательства в церковные
дела своих прежних единомышленников по кружку ревнителей благочестия. Никон
даже велел не допускать к себе протопопов Ивана Неронова, Аввакума, Даниила
и других. Их жалобы не поддержали ни царь, ни Стефан Вонифатьев, ни Ф. М.
Ртищев, которые уклонялись от вмешательства в действия патриарха.
Уже в конце 1652 г. некоторые из настоятелей монастырей, чтобы
угодить Никону, стали раболепно именовать

Новинки рефератов ::

Реферат: Бедность как социальный феномен (Социология)


Реферат: Молитва и святые таинства - средства для стяжания благодатных даров Святого Дух (Мифология)


Реферат: Англия 1485 (История)


Реферат: Организация франчайзной системы в бизнесе (Предпринимательство)


Реферат: Трансакционный анализ Эрика Бёрна (Психология)


Реферат: Культурное строительство в СССР в 20-30 годы (История)


Реферат: Внешние устройства персонального компьютера (Программирование)


Реферат: Алкоголизм, табакокурение, наркомания (Психология)


Реферат: Социально-педагогический комплекс как условие минимизации личностной тревожности ребенка (Педагогика)


Реферат: История Таганского района (Москвоведение)


Реферат: Солнце (Астрономия)


Реферат: Склад i класифiкацiя обєктiв бухгалтерського облiку в комерцiйному банку (Банковское дело)


Реферат: Общая гидродинамика (Физика)


Реферат: Уран (Химия)


Реферат: Арбитражный суд как гарантия реализации экономических интересов субъектов в Российской Федерации (Право)


Реферат: Активизация познавательного интереса на уроках биологии (Педагогика)


Реферат: Оптимизация отношений в семье: проблема удовлетворенности семейно-брачными отношениями (Психология)


Реферат: Социальные конфликты в современной России: причины, особенности и формы развития (Социология)


Реферат: Cоциальная стратификация (Социология)


Реферат: Налогообложение малых предприятий (Бухгалтерский учет)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист