GeoSELECT.ru



Педагогика / Реферат: Профориентация учащихся (Педагогика)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Профориентация учащихся (Педагогика)



Министерство образования Республики Беларусь
Учереждение образования Гродненский государственный университет им.
Я.Купалы



РЕФЕРАТ
Профориентация учащихся


Выполнил студент физико-
технического факультета 3-го курса 2-
й группы Субко Е.А.



Гродно 2004



Содержание:
История становления профориентации 2
Цели и задачи профориентации 3
Профессиональное просвящение учащихся 4
Профессиональная консультация учащихся 6
Профессиональный подбор учащихся 7
Социально-профессиональная адаптация молодёжи 8
Профессиональное воспитание учащихся 9
Список литературы 10



ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИИ.
Начало профориентации нередко относят к 1908 г. — к моменту открытия
первого профконсультационного бюро в г. Бостоне (США). Однако согласно
другой точке зрения профориентация появилась гораздо раньше, в глубокой
древности. Возникла профориентация из потребностей развития человеческого
общества, а потому она, как и общество, имеет свою историю и предысторию.
Естественно, что профориентация не могла появиться раньше, чем появились
профессии, а следовательно, и потребность в ориентации на эти профессии.
История появления некоторых элементов оценки профпригодности человека
уходит в глубину веков. Это относится в основном к диагностике знаний,
умений и способностей, Уже в середине III тысячелетия до н. э. в Древнем
Вавилоне проводили испытания выпускников школ, готовивших писцов. Благодаря
обширным по тем временам знаниям профессионально подготовленный писец был
центральной фигурой месопотамской цивилизации; он умел измерять поля,
делить имущество, петь, играть на музыкальных инструментах. Во время
испытаний проверяли его умения разбираться в тканях, металлах, растениях, а
также знания всех четырех арифметических действий.
В древнем Египте искусству жреца обучали только тех, кто выдерживал
систему определенных испытаний. Вначале кандидат проходил процедуру,
которую можно было бы сейчас назвать собеседованием. При этом выясняли
биографические данные, уровень образованности, оценивали внешность, умение
вести беседу. Затем проверяли умения трудиться, слушать, молчать, проводили
испытания огнем, водой, угрозой смерти тех, кто пе был уверен в своих
способностях к учению, кто сомневался в возможности выдержать все тяготы
длительного периода образования.
Сообщается, что эту суровую систему испытаний и отбора успешно преодолел
знаменитый ученый древности Пифагор. Вернувшись после учебы в Грецию, он
основал свою школу, допуск в которую открывал после серии различных
испытаний, похожих па те, которые он выдержал сам. Пифагор подчеркивал
важную роль интеллектуальных способностей, образно утверждая, что «не из
каждого дерева можно выточить Меркурия», и потому придавал значение
диагностике в первую очередь именно этих способностей. Пифагор обращал
также внимание на смех и походку молодых людей, утверждая, что манера
смеяться служит самым хорошим показателем характера человека. Он
внимательно относился к рекомендациям родителей и учителей, тщательно вел
наблюдение за каждым новичком, после того как последнего приглашали
свободно высказываться и, не стесняясь, смелее оспаривать мнение
собеседников.
В III тысячелетии до н. э. в Китае существовала широко распространенная
должность и профессия правительственного чиновника. Соответственно и здесь
появились первые элементы профотбора на эту должность. Церемонии заметно
способствовала атмосфера торжественности и благолепия вокруг молодых людей,
осмелившихся держать государственные экзамены на занятие этой должности.
Экзамены эти в китайском обществе воспринимались почти как празднество.
Тему экзамена нередко давал сам император, он же проводил непосредственную
проверку знаний на заключительном этапе многоступенчатого конкурсного
отбора претендентов.
Основателем научного изучения индивидуальных различий считается
английский ученый Ф. Гальтон. С целью изучения этих различий
он воспользовался случаем проведения в Лондоне Международной выставки
медицинского оборудования и методов охраны здоровья (1884 г,). На выставке
посетители могли проверить свои физические способности, некоторые
физиологические возможности организма и психические свойства — всего по 17
показателям. В числе показателей были рост, вес, жизненная емкость легких,
становая сила, сила кисти и сила удара, запоминание объектов, различение
цветов, острота зрения и др. По полной программе было исследовано 9337
человек.

В России профориентационная деятельность начала развертываться в первые
годы XX в. Педагогическим музеем учительского дома (Москва) был предпринят
ряд обследований, касающихся выбора профессии учащимися различных типов
школ. В процессе этой работы было решено выяснить, какие профессии
привлекают наибольшее внимание, в чем причины, побуждающие молодых людей
идти по тому или иному трудовому пути. С этой целью музей организовал в
школах опрос учащихся. Им были заданы вопросы: 1. Куда, на какое место ты
поступишь по окончании школы? 2. Почему ты поступишь именно на это место?
3. Кем .бы тебе самому больше всего хотелось быть в будущем? 4. Почему
именно им? 5. Кто твои родители? Чем они занимаются? 6. Имя, фамилия,
класс, возраст, тип школы. Наряду с ответами учеников сведения о них
собирались и через учителей.



ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОФОРИЕНТАЦИИ.
Цель профессиональной ориентации учащихся следует рассматривать
в общей связи с более широкими целями и задачами трудовой подготовки
школьников. Цель трудовой подготовки определена следующим образом:
Сформировать у школьников готовность к общественно полезному,
производительному труду, т. е. выработать совокупность качеств и свойств,
обусловливающих потребность и возможность
успешно, с пользой для общества, с удовлетворением для себя работать в
народном хозяйстве — это чувство общественного долга, трудолюбие,
сознательн и добросовестное отношение к труду, коллективизм,
организованность, дисциплинированность, прочные знания и умения по оснвам
наук, техники, технологии, организации и экономики производства.

Основные задачи центров профориентации связаны с общими целями трудовой
подготовки молодёжи.Эти центры решают следующие задачи:
1. Информационная работа: ознакомление учащихся с профессиограммами,
информация о потребностях в кадрах различих профессий, об
условиях труда, о зарплате, о возможностях повышения квалификации.
2. Пропаганда профессий, информация о потребности в кадра по которым
ощущается дефицит в наибольшей степени. При этом используются средства
массовой информации, специальные пропогандистские издания (плакаты,
буклеты, информационные сир вочники и т. п.).
3. Профессиональная диагностика: для этого один или два раза в год в
центре проводят полный цикл диагностического обследования школьников данной
территории. При этом широко используют анкеты, тесты, технические средства
диагностики и обработку полученных данных ЭВМ.
4. Профессиональная консультация, в процессе которой оказывают
помощь молодежи при решении вопроса о выборе профессии.
5. Разработка методических рекомендаций по внедрению профессионального
отбора в УПК и на предприятиях.
6. Организация совместной деятельности по улучшению условий социальной
и профессиональной адаптации молодежи в различных отраслях хозяйства.
7. Анализ результатов профориентационной деятельности школ,
УПК, предприятий и учреждений
8.Работа по повышению квалификации педагогов и наставников, занимающихся
профориентационной работой.



ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ УЧАЩИХСЯ.

Профессиональное просвещение в процессе изучения основ наук и трудового
обучения. Важным компонентом системы профессиональной ориентации учащихся
является профессиональное просвещение-сообщение школьникам сведений о
различных профессиях, их назначении для народного хозяйства, потребностях в
кадрах, условиях труда, требованиях, предъявляемых профессией к
психофизиологическим качествам личности, способах и путях их получения,
оплате труда.
Кроме того, учащиеся должны знать основные общетрудовые и
общепроизводственные понятия: что такое культура труда, тру-дзвая
дисциплина, принципы планирования, структура предприятия, оплата по единому
окладу , оплата труда по конечным результатам труда в сельском хозяйстве и
т. д.
Задача по ознакомлению учащихся с современными профессиями,
информированию их о потребностях народного хозяйства в кадрах поставлена и
в Основных направлениях (реформы общеобразовательной и профессиональной
школы.
Работа по профпросвещению включает в себя профинформацию, профпропаганду
и профагитацию.
Чтобы работа по профпросвещению имела положительные результаты, она
должна проводиться умело и с большим педагогическим тактом. Ориентируя
учащихся на профессии, в которых страна испытывает недостаток, нужно
избегать всякого рода нажимов, так как неумелое давление на школьников
может привести лишь к окончательной потере у них интереса к рабочим
профессиям.
Главный принцип, которым следует руководствоваться в работе по
профпросвещению, — связь его с жизнью.
Урок— основная организационная форма учебно-воспитательного процесса в
школе. Профессиональная ориентация — составная часть этого процесса.
Поэтому неотъемлемой частью урока должна стать работа по профессиональному
просвещению учащихся. При этом задача каждого учителя — увязать
познавательные сведения о профессиях и производствах с темой и содержанием
урока. Профпросвещение на уроках может осуществляться путем беседы,
рассказа, ситуационных производственных задач, использования литературных
источников, звукозаписи и т.д. Урок трудового обучения служит важнейшим
звеном в профессиональном просвещении. Основными методами при этом являются
практические работы по конструированию, планированию и изготовлению
изделий. Но, для того чтобы практические работы оказывали действенное
влияние на формирование у учащихся положительного отношения к рабочим
профессиям, необходимо сочетать их со словесными методами: с беседой о
профессиях ,о современном производстве, об условиях труда, технологических
процессах, требованиях, предъявляемых профессией к качествам и квалификации
человека, и т. п.



Профессиональное просвещение во внеурочное время. Большая роль в
профпросвещении учащихся принадлежит внеклассной работе, различным
внеурочным мероприятиям. При этом большую роль играют школьные кружки,
ученические производственные бригады, школьные лесничества и т. д.
Рассмотрим основные формы и методы работы по профпросвещению среди
учащихся во вненеклассной работе.
Значительное место в этой работе занимают беседы, которые проводят
классные руководители, учителя-предметники или представители разных
профессий, наставники. Такие беседы но посвящать ознакомлению с одной какой-
то профессией, с пой родственных профессий, вопросам значимости правильного
выбора их для человека. При этом тематика бесед должна отвечать возрастным
особенностям школьников и охватывать круг вопросов, интересующих самих
учащихся.
Ознакомление учащихся с профессиями в процессе беседы можно проводить по
т а ко м у плану: . /. Общие сведения о профессии:
краткая характеристика отрасли народного хозяйства, где применяется
профессия; краткий исторический очерк и перспективы развития профессии;
основные специальности, связанные с данной профессией; примеры биографий
лучших представителей профессии.
2. Производственное содержание профессии:
место и роль профессии в научно-техническом прогрессе, ее
перспективность; предмет, средства и продукт (результат) труда; содержание
и характер (функция) трудовой деятельности; объем механизации и
автоматизации труда; общие и специальные знания и умения специалиста данной
профессии, моральные качества; связь (взаимодействие) с другими
специальностями.
3. Условия работы и требования профессии к человеку:
санитарно-гигиенические условия труда; требования к возрасту и
здоровью; элементы творчества, характер трудностей, степень
ответственности, специальные требования к физиологическим и
психологическим особенностям человека, отличительные качества
хорошего работника; специальные условия: влияние профессии на образ жизни
работника, его быт и т. д.; экономические условия: организация труда,
система оплаты, отпуск.
4. Система подготовки к профессии;
пути получения профессии: бригадно-индивидуальное обучение, учебные
комбинаты, курсы, УПК, СПТУ, техникумы, вузы; связь профессиональной
подготовки с учебной и трудовой деятельностью в школе;

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ.

Задачи, содержание и формы профессиональной консультации. В широком
смысле слова профконсульта ция — это система оказания действенной помощи в
трудовом самоопределении учащихся, основанная на изучении личности.
Подготовительная профконсультация должна подвести учащихся к осознанному
и правильному выбору профессии, ведется она в течение всего периода
школьного обучения.
Цель завершающей профконсультации — оказание помощи в выборе профессии в
соответствии с интересами, склонностями и психофизиологическими
способностями ученика. Эту консультацию в VIII и X (XI) классах проводят
специалисты-профконсультанты совместно с учителями школы.
Уточняющая профконсультация нередко выходит за рамки школы и
осуществляется в средних профессионально-технических училищах, вузах, на
предприятиях и т. п.
В содержании профконсультационной беседы выделяют аспекты: психолого-
педагогический, медицинский, информационно-ознакомительный, справочно-
информационный.
психолого-педагогический аспект имеет своей целью оказание помощи
учащимся в осознании себя активными участниками общественно-трудавой
деятельности.
Медицинский аспект профконсультации определяет физическую пригодность
школьника к избираемой профессии в соответствии с состоянием его здоровья,
а также физиологическими особенностями организма.
Информационно-ознакомительный аспект беседы направлен на расширение
представлений учащихся о различных видах профессиональной деятельности.
Справочно-информационный аспект беседы связан с конкретными сведениями о
возможности получения специального образования, трудоустройства (об учебном
заведении, его местоположении, продолжительности обучения, о требованиях к
учащимся, о возможности трудоустройства, перспективах квалификационного и
должностного роста).

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОТБОР (ПОДБОР) УЧАЩИХСЯ.

Цели и задачи профотбора (подбора). Составная часть профориентации —
профессиональный отбор (подбор), т. е. выбор лиц, которые с наибольшей
вероятностью смогут успешно освоить данную профессию и выполнять связанные
с нею трудовые обязанности.
В процессе профессионального отбора (подбора) определяют
профессиональную пригодность человека на основе существующих у людей
физиологических и интеллектуальных различий.
К. X. Кекчеев, утверждая, что правильное распределение людей по
профессиям является одной из составных частей научной организации труда.
Под профессиональным отбором (подбором) понимают специально
организованный исследовательский процесс, цель которого — выявить и
определить с помощью научно обоснованных методов степень и возможность
психофизиологической и социально-психологической пригодности претендентов
на обучение и работу по сложным ответственным профессиям.


СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ МОЛОДЕЖИ.

Профессиональная адаптация. Профессиональная адаптация — важнейший этая
процесса профессионального самоопределения человека. На этом этапе
выявляются недостатки предшествующей профессиональной ориентации и
профессиональной подготовки, осуществляется процесс формирования новых
установок, потребностей, интересов в сфере труда и, наконец, выявляется,
насколько жизненные планы оказались реальными. Поэтому адаптация является
своеобразным критерием эффективности профориентационной работы с
молодежью.
Профессиональная адаптация — это процесс приспособления учащихся к
будущей профессии в общеобразовательных школах, профтехучилищах,
техникумах, вузах и т. д., а также молодых рабочих, служащих к условиям их
профессионального труда, в результате чего происходит закрепление кадров в
хозяйстве.
Профессиональная адаптация как процесс приспособления к труду начинается
с раннего детского возраста, когда ребенок выращивает растения дома или на
приусадебном участке, ухаживает за животными и птицей в личном хозяйстве
или в школьном живом уголке, помогает родителям по дому.
Социально-психологическая адаптация заключается в приспособлении
молодого работника к правилам поведения, действующим в конкретной социально-
профессиональной группе. Сюда входит ознакомление с целями и задачами
коллектива, его традициями, отношениями между руководителями и
подчиненными, между смежными подразделениями, с критериями оценки действий
работника и т. д. В процессе приспособления к трудовому коллективу можно
выделить три стадии:
ознакомление с новой ситуацией;
стадия приспособления к этой ситуации — работник переориентируется,
признает главные элементы новой системы ценностей (например, правила
внутреннего распорядка), но у него сохраняются в качестве равноценных
многие прежние установки;
стадия ассимиляции — полное приспособление к трудовому коллективу,
усвоение его установок.



ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ.

Известно, что процесс воспитания — это организованное влияние на
подрастающее поколение, результатом которого является формирование личности
советского человека. Важнейшими составными частями коммунистического
воспитания являются идейно-политическое, трудовое, нравственное, физическое
и эстетическое воспитание. Профессиональное воспитание — также неотъемлемая
и важнейшая часть коммунистического воспитания. Оно осуществляется в
процессе учебной и внеучебной деятельности, что обеспечивается
педагогической направленностью учебно-воспитательного процесса, работой
учащихся по выбору и освоению избранной профессии. Таким образом, под
профессиональным воспитанием понимают процесс формирования у школьников
потребности в труде и профессиональной деятельности.

Профессиональное воспитание —завершающий этап системы профориентации
школьников. В процессе профессионального становления будущего
квалифицированного рабочего можно выделить три четко выраженных периода:
1. Период до поступления в профессиональное учебное заведение
(профессиональная ориентация в школе, участие в деятельности трудовых
объединений школьников, мотивированный выбор старшеклассниками той или иной
профессии, профессиональное обучение).
2. Период обучения в .профессиональном учебном, заведении, (овладение
соответствующими теоретическими знаниями, практическими умениями и
навыками, предварительная апробация пра-вильности выбора, развитие
профессиональных способностей):
3. Начало трудовой .деятельности (профессиональная адаптация в период
прохождения производственной практики; закрепление и развитие полученных в
школе, профтехучилище,' техникуме, вузе умений И навыков, приобретение
опыта работы по специальности, окончательное утверждение в избранной
профессии).
Работа по решению задач, стоящих на каждом из этих этапов, и составляет
сущность процесса профессионального воспитания.
Цель профессионального воспитания в советской системе образования —
формирование личности труженика, отвечающего требованиям современного
производства и социального прогресса, обладающего высокими, нравственньцш
.и профессиональными качествами.



ЛИТЕРАТУРА:


1.Выпускник перед выбором пути: социально-нравственный облик. Под редакцией
Бабосова , Минск, Народная Асвета,1988.
2.Профориентация молодёжи. М., Высшая школа,1978,
3.Прошицкая Е.Н. Выбирайте профессию. М., Просвещение,1991.
4.Профессиональная ориентация учащихся: Учеб. Пособие для студентов пед.ин-
тов; Под ред. А. Д. Сазонова.—М.: Просвящение, 1988.
5.Самсонкина Л.В., Миттельман Р.И. Воспитывать в труде.К.,Рад.школа,1988.



Реферат на тему: Профориентация школьников и формирование элементов духовной культуры

I Введение .

Профориентация учащихся на современном этапе.

На современном этапе определены основные требования к
общеобразовательной школе. Это развитие индивидуальных способностей
учащихся,
Расширение дифференцированного обучения в соответствии с их запросами и
склонностями , развитие сети специализированных школ и классов с
углубленным изучением различных предметов, обеспечение соответствия уровня
среднего образования требованиям научно-технического прогресса.
Реализация современных требований, предъявляемых к
общеобразовательной школе , значительно активизировала разработку научных и
практических проблем профориентации. Можно выделить ряд направлений ,
способствующих решению практических вопросов профессионального
самоопределения подрастающего поколения. К ним относятся : система
профориентации , вооружающая школьников необходимыми знаниями для
ориентации в мире профессий , умениями объективно оценивать свои
индивидуальные особенности ( руководитель Б.А.Федоришин, Киев);
диагностические методики изучения личности школьников в целях оказания
индивидуальной помощи в выборе профессии (В.Д.Шадриков, Москва); (Воронин
Н.П., Ярославль; Забродин Ю.,Москва); теоретические и методические основы
проф.консультации молодежи,банк профессиокарт (Е.А.Климов,Москва);
системный подход к профориентации школьников
(В.Ф.Сахаров,Киров;Н.К.Степаненков,Минск); общественно-значимые мотивы
выбора профессии (Е.М.Павлютенков,Комсомольск-на-Амуре); особенности
профориентации студентов в условиях высшей школы (Н.Ш.Шадиев, Ташкент;
П.А.Шавир,Тюмень ; Н.Н.Чистяков,Кемерово); формирование элементов духовной
культуры в процессе подготовки учащихся к сознательному выбору профессии
(Г.П.Шевченко,Луганск).
Однако , несмотря на некоторые положительные результаты
,профориентация в современных условиях всё ещё не достигает своих главных
целей – формирования у учащихся профессионального самоопределения,
соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам
общества в кадрах, его требованиям к современному труженику .Существенным
тормозом развития профориентации является то, что она, как правило ,
рассчитана на некоторого усредненного ученика; отсутствует индивидуальный
, дифференцированный подход к личности выбирающего профессию; используются
в основном словесные , декларативные методы, без предоставления возможности
каждому попробовать себя в различных видах деятельности , в том числе и в
избираемой. Многие города и районы не обеспечены текущей информацией о
потребностях в кадрах ; слабо осуществляется подготовка квалифицированных
специалистов - профориентаторов.
О низкой результативности профориентационной работы со школьниками
свидетельствуют и противоречия ,связанные с профессиональным
самоопределением учащихся : между их склонностями , способностями и
требованиями избираемой профессии; осознанием уровня своего общего развития
и возможностью менее квалифицированной работы ; их притязаниями и реальными
возможностями заполнения вакантных мест ; склонностью и представлениям о
престиже профессии ; желанием заранее попробовать себя в избираемой
профессиональной деятельности и отсутствием таковой возможности в школе и
ближайшем её окружении; несоответствием здоровья , характера, превычек
требованиям ,предъявляемым профессией и др. Данные противоречия можно
отнести к группе внутренних , личностно-психологических.
Но не менее значимы и противоречия социально – экономические : между
возросшими требованиями к современному специалисту и действующими формами и
методами , сложившимися на основе представлений об экстенсивных путях
развития народного хозяйства, его кадрового обеспечения; профессиональными
планами молодежи с высоким уровнем образования и экономической
необходимостью народного хозяйства заполнить вакантные рабочие места с
тяжелым физическим трудом; потребностью общеобразовательной школы и других
социальных институтов в специалистах – профориентаторах и отсутствием
стабильной комплексной подготовки их в вузах страны ; необходимостью
координации и интеграции профориентированных воздействий и решением её
узковедомственными путями и средствами.
Анализ накопленного опыта в области теории и практики профориентации
, выявленных противоречий, путей их развития и решения позволяет следующим
образом сформулировать определение профориентации : это многоаспектная ,
целостная система научно – практической деятельности общественных
институтов , ответственных за подготовку подрастающего поколения к выбору
профессии и решающих комплекс социально – экономических , психолого –
педагогических и медико – физиологических задач по формированию у
школьников профессионального самоопределения , соответствующего
индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах
высокой квалификации.
Система профориентации является подсистемой общей системы трудовой
подготовки школьников , непрерывного образования и воспитания , цель
которых – всестороннее развитие личности , гармоническое раскрытие всех
творческих сил и способностей, формирование духовной культуры подрастающего
поколения. Она реализуется решением комплекса вышеназванных задач ,
обеспечивающих профессиональное самоопределение учащихся.
Профориентация , являясь целостной системой , состоит из
взаимосвязанных подсистем (компонентов), объединенных общностью целей ,
задач и единством функций. Организационно – функциональная подсистема -
деятельность различных социальных институтов , ответственных за подготовку
школьников к сознательному выбору профессии, выполняющих свои задачи и
функциональные обязанности на основе принципа координации.
Логико-содержательная подсистема – профессиональное просвещение
учащихся, развитие их интересов и склонностей, максимально приближенных к
профессиональным ; профессиональная консультация , профессиональный подбор
, социально – профессиональная адаптация.
Личностная подсистема – личность школьника рассматривается в качестве
субъекта развития профессионального самоопределения. Последнее
характеризуется активной позицией, т.е. стремлением к творческой
деятельности , самовыражением и самоутверждением в профессиональной
деятельности ; направленностью , т.е. устойчивой доминирующей системой
мотивов , убеждений , интересов , отношением к усваиваемым знаниям и
умениям , социальным нормам и ценностям; уровнем нравственной и
эстетической культуры ; развитием самосознания ; представлением о себе ,
своих способностях , особенностях характера.
Процесс профессионального самоопределения обусловлен расширением и
углублением творческой , общественно –значимой (трудовой ,познавательной
,игровой ,коммуникативной ) деятельности учащихся, формированием
нравственной .эстетической и экологической культуры.
Управленческая подсистема предполагает сбор и обработку информации о
процессах, явлениях или состоянии системы профориентации , выработку
программы действий , регулирование процесса реализации и разработку
рекомендаций по её совершенствованию. Программа управления профориентацией
школ является составной частью управления социально-экономическим развитием
района , города, региона.
Все подсистемы профориентации взаимосвязаны между собой и в этой
взаимосвязи приобретают новые , интегративные качества .Система
профориентации выполняет диагностическую , обучающую , формирующую и
развивающую функции.
Профориентация является непрерывным процессом и осуществляется
целенаправленно на всех возрастных этапах.
Понимая важность и сложность формирования духовного мира и духовной
культуры труженика любой отрасли народного хозяйства , мы выбрали для
курсовой работы малоисследованную сторону профессиональной ориентации и
сформулировали тему следующим образом : « Формирование элементов духовной
культуры в процессе подготовки учащихся к сознательному выбору профессии ».
Предметом исследования является духовная культура учащихся.
Задачи , которые мы поставили перед собой и решали в процессе
выполнения курсовой работы:
1. Ознакомиться с педагогической, психологической и методической
литературой по формированию духовной культуры личности и профориентации.
2. Выделить те элементы духовной культуры, на формирование которых можно
воздействовать в процессе профориентации.
3. Определить содержание , пути и средства профориентационной работы ,
оказывающие влияние на формирование духовной культуры личности.
4.Изучить возможности школьной библиотеки в формировании духовной культуры
личности в процессе профориентации.
Выдающиеся представители педагогики А.В.Луначарский ,А.С.Макаренко,
В.А.Сухомлинский обращали внимание на то, что в трудовом воспитании и
профориентации молодежи должна присутствовать духовность, т.е. само
представление о труде следует поднимать до уровня «духовной потребности» ,
связанной с вдохновением , творчеством , моральной чистотой , осознанностью
социальной ценности его. На этой основе формируются черты как
нравственного взросления , так и волевой целеустремленности.

II. Духовная культура личности. Понятие о духовной культуре личности и
проблемы её формирования на современном этапе.

Анализ проблем духовной жизни общества , вопросов , связанных с его
культурой , во многом зависят от особенностей подхода к определению
последней. Ныне существует более 360 определений этого понятия. Данное
многообразие обусловлено прежде всего объективной многозначностью культуры.
« Чем богаче подлежащий определению предмет ,- писал Гегель , - т.е. чем
больше различных сторон он представляет рассмотрению, тем более различными
оказываются даваемые ему дефиниции».
Каждая из наук , изучающих вопросы культуры , исходя из своего
предмета исследования выявляет те её стороны и отношения , которые попадают
в спектр рассмотрения данной науки. Возрастание роли культуры в жизни
общества , успехи , достигнутые в научно – теоретической мысли , во многом
обусловили усиления внимания обществоведов к теоретико-методологическим
вопросам духовной культуры.
История разработки философских теоретических проблем культуры
восходит к XVIII – XIX вв.Шеллинг, Гегель,Шопенгауэр ,Гердер, многие
другие философы рассматривали культуру в русле классического идеализма ,
где за основу , как писал К.Маркс , принимался «только один вид труда ,
именно абстрактно-духовный труд».
В противовес природе культура обозначала духовное начало , духовные
способности и возможности человека , вся культурно-творческая практика
которого осознавалась в домарксистской культурологии « как чисто духовная
практика , целиком обусловленная деятельностью сознания и резюмирующая себя
в идейных продуктах этого сознания » . С возникновением материалистической
диалектики , признающей основополагающую роль материального производства в
жизни общества , закономерно утверждается концепция двуединого строения
культуры- материальной и духовной.
Формирование духовного мира всесторонне, гармонично развитой личности
предполагает использование комплексного и системного подходов в процессе её
воспитания. Комплексное и планомерное воздействие на все факторы
формирования духовной культуры – от социально – экономических отношений
до окружающей воспитуемого морально – психологической атмосферы –
необходимо в процессе профессиональной ориентации школьников.
Формирование культуры личности , включающее в себя действие как
объективных так и субъективных факторов , взаимодействующих между собой ,
происходит не только в результате сознательного и целенаправленного на неё
воздействия . но и стихийно , под влиянием объективных условий жизни людей.
Мир материальных предметов , отражаясь в сознании ребёнка , рождает
определённое к ним отношение, создаёт потребность в них , критерии их
оценки. Это обуславливает объективное включение его в социальную жизнь
помимо своих желаний и устремлений. Казалось бы , данная особенность
человеческого существования не даёт оснований говорить о возможности
формирования духовного мира по заданной модели. Однако люди в процессе
создания материальных благ опредмечивают в них свои цели и волю , вступают
в отношения с другими людьми , т.е. действуют в соответствии с
установившимися нормами социальной коммуникации. Учёт этого является одним
из важных условий разработки концепции формирования личности , её
духовного мира.
Объективные условия формирования культуры подрастающего поколения не
всегда достаточно точно и полно отражают особенности его возрастного ,
профессионального и индивидуально – типологического характера. Только
органическая связь воздействий объективных условий и субъективного фактора
может обеспечить целенаправленное формирование духовного мира личности
согласно заданной модели.
Этим объясняется значение комплексного , системного характера
формирования духовной культуры учащихся. Данный процесс должен строго
отвечать требованиям социальной жизни , представляющей собой целостную
систему.
В своей работе «Духовная жизнь общества» А.К.Уледов даёт определение
духовной жизни общества , как реальный процесс существования людей, способ
общественной деятельности и в то же самое время самостоятельную сферу ,
связанную с производством и распространением сознания , удовлетворения их
духовных потребностей. Духовная же культура рассматривается как
образование, выражающее то общее , что присуще духовной жизни как системе.
Выступая качественным показателем духовной жизни общества , духовная
культура по своей структуре идентична структуре духовной сферы общественной
жизни, которая в качестве системы представляет собой единство таких
компонентов ,как духовная деятельность , духовные потребности, духовное
потребление , социальные институты , духовные отношения и общение.
По содержанию духовное восприятие в процессе профориентации учащихся
есть единство прежде всего морально-нравственного , экологического и
трудового воспитания.
Одно из преимуществ системного подхода заключается в том, что он даёт
возможность исследовать в единстве и взаимосвязи все компоненты духовной
культуры, проанализировать процессы, обуславливающие формирование духовного
мира школьников в условиях страны, перестройки всех сфер общественной жизни
, раскрыть закономерности становления гармонически развитой , общественно
активной личности.
« Духовное выживание возможно » - так считали участники дискуссии ,
которая состоялась 15 ноября 1991 года в Академии педагогических наук СССР
на расширенном заседании Бюро отделения философии, политологии , культуры.
В ней приняли участие : Б.Неменский – член-корреспондент АПН, народный
художник ; Е.Квятковский – действительный член АПН ; В.Лакшин – главный
редактор журнала «Иностранная литература»; Н.Кушаев – кандидат
педагогических наук ; Л.Буева – академик , секретарь отделения философии,
политологии, культуры АПН и многие другие. Обсуждалась концепция
художественного образования как фундамента системы эстетического развития
учащихся в школе ( руководитель работы Б.Неменский ) и современная
концепция эстетического воспитания учащихся общеобразовательных школ (под
редакцией Е.Квятковского).
Б.Неменский , в частности , утверждает , что различные виды искусства
способны вводить ребёнка в мир природы , в мир характеров окружающих его
людей, в историю, в мир красоты и нравственности. И делают это лучше и
легче , чем научные дисциплины. Художественные дисциплины по самой сути
своей могут и должны быть направлены на формирование внутреннего мира
растущего человека . «Какое место по времени должно занимать в школе
изучение искусства ? Сейчас , например, его снизили с 7-го до 6-го класса.
Кстати снижение шло на протяжении всех лет Советской власти…Можно ли без
искусства в старших классах ? Где это доказано , что старшеклассник может
развиваться без музыки и ИЗО ? Без искусства – от первого до выпускного
класса – школа существовать не может, развивая гармонично своего ученика.
Итак искусство является важнейшим средством приобщения человека ко всем
явлениям бытия и к самому себе. Этим и определяются особые возможности
художественного цикла на пути гуманизации школы. Она должна занять равное
положение в структуре образования , стать точкой роста новой ,
очеловеченной системы образования ».

III.Выбор профессии как показатель духовной культуры личности.

Цели профориентации продиктованы обществом , его задачами ,
потребностями. Ведущей целью в деятельности учителя является подготовка
школьников к сознательному выбору профессии. На основе общей
стратегической цели и главных задач профориентации учитель ставит перед
собой задачу и более близкие , конкретные цели: вооружение учащихся
определёнными знаниями , формирование умений и навыков , раскрытие
творческих возможностей и потребностей , воспитание эстетического сознания
, нравственности и т.д. В результате это определит уровень развития
личностных качеств школьников. В зависимости от степени воспитанности
учеников их цели могут быть направлены на решение близких и более
отдалённых , как социально значимых , так и личных целей. Деятельность,
ограниченная постановкой и реализацией эгоистических целей , приобретает
потребительский характер , а не созидательный , тем самым ограничивая
развитие полноценной личности.
Своеобразными оказываются результаты деятельности педагогов и
воспитанников в процессе профориентации. Продукт деятельности педагога
воплощается в психическом облике школьников – в их знаниях , умениях ,
навыках, чертах личности , мировоззрении , духовных потребностях . Создание
ценностей предметного и идеального характера , осознание собственного роста
( интеллектуального , нравственного, эстетического , творческого и т.д.),
стремление к более сложной и совершенной деятельности – результат
деятельности ребенка.
Продукт деятельности школьников – конкретный выбор профессии , в
котором реализуются их знания , умения , познавательные возможности. Они
должны осознавать вместе с учителем , что выполняемая трудовая подготовка в
школе должна быть не имитационной вне личностного участия и
заинтересованности , не формальной , а именно общественно- полезной ,
воспитывающей нравственно , физически и духовно здорового человека .Об этом
говорилось ещё в учениях выдающихся педагогов – мыслителей прошлых
столетий.
Необходимо помочь школьнику выбрать именно ту профессию , чтобы
требования , которые она предъявляет к работающему , совпадали с его
личностными качествами и возможностями. Неоценимую помощь человеку
ответить на важнейшие вопросы : кто я ? чего я хочу ? что я могу ?, окажет
психодиагностика – одно из самых молодых направлений в психологии.
Вот главные принципы этой области знаний.
1.Всеобщая талантливость. Бесталанных нет, а есть занятые не своим делом.
2.Взаимное превосходство. Если у вас что-то получается хуже , чем у других
,- значит, что-то должно получиться лучше. Ищите.
3.Неизбежность перемен. Ни одно суждение о человеке не может считаться
окончательным. Хотя бы потому , что если сегодня у вас есть возможность
узнать что-то новое , то завтра вы уже будете чуточку другим.
Методы психодиагностики позволяют делать выводы с помощью тестов.
«Тест» по-английски значит «короткое испытание», «проба», их применяют для
определения способностей человека и прогнозирования его поведения очень
давно. Один из первых психологических тестов описан в Библии , в книге
судей. Войскам полководца Гедеона , уставшим после изнурительного перехода
, предстояла тяжелая битва с маданитянами. Чтобы отобрать наиболее стойких
бойцов, полководец велел им напиться из источника. Часть уставших бойцов,
став на четвереньки, жадно пили воду. Другие , не теряя достоинства ,
черпали её ладонями. Они-то и составили потом отборный отряд.
В прошлом веке английский учёный Ф.Гальтон впервые использовал тесты
для измерения умственных способностей человека. С тех пор было создано
около 10 тысяч тестов , с помощью которых их авторы надеялись выяснить все
что угодно – от профессиональной пригодности работника до степени его
искренности.
«Жизнь отчетливо указывает на две категории людей – художников и
мыслителей – писал И.П.Павлов. – Между ними резкая разница. Одни –
художники во всех их родах: писатели , музыканты ,живописцы и т.д. –
захватывают действитель-ность целиком , сплошь , сполна , живую
действительность , без всякого дробления , без всякого разъединения. Другие
– мыслители – именно дробят её и тем самым как бы умерщвляют её , делая из
неё какой-то временный скелет , и затем только постепенно как бы снова
собирают её на части и стараются таким образом оживить , что вполне им всё-
таки и не удаётся».
Выяснить свою принадлежность к художникам или мыслителям по
биологическим признакам поможет несложный экспресс анализ (см.приложение
1).
По мнению авторов этого теста , совпадающие результаты тестирования разных
людей говорят о психологической совместимости личностей, в то время как
полные антиподы совместимы очень редко.
Сочетание ЛЛЛЛ соответствует художественному типу, а ПППП присуще
мыслителям. Но поскольку в чистом виде эти типы встречаются нечасто, то
остальные сочетания в какой-то мере отражают существующее многообразие
психологических структур. Предложенная классификация – лишь первый шаг к
познанию самого себя.
Ответив на вопросы (приложение 2), пользуясь одиннадцатибальной
системой , можно также определить к какому типу относиться ребёнок.
Говорить , кто из них умнее , нет смысла , поскольку речь идёт лишь о
двух специфических особенностях человеческого восприятия мира. Мыслитель со
слабыми художественными задатками вряд ли добьётся успехов в науке .Верно и
другое: если художественный тип заметно преобладает над мыслительным , то
прежде чем посвятить себя точным наукам , стоит серьёзно подумать. Не
следует ,конечно , делать вывод , будто человеку на роду написано быть
художником , если у него на первом месте этот тип мышления. Зато
небесполезно знать , что подавляющее большинство художников , скульпторов ,
музыкантов , актеров имеют более или менее выраженные черты этого типа.
Но что делать, если ученик считает , что недобрал нужных баллов ?Тут-
то учитель и должен вмешаться и дать совет не отчаиваться, а больше
работать над собой. Сумела же обыкновенная женщина ,которой, как известно,
до недавних пор был закрыт путь на флот, стать капитаном дальнего плавания,
а инвалид , обречённый из-за травмы позвоночника провести остаток жизни в
постели – победить судьбу и вернуться в цирк. Таких людей, сумевших сделать
себя , множество. Такие примеры прибавят ребятам сил – ведь волю и
настойчивость ничем не заменить.

IV . Элементы духовной культуры , которые возможно формировать в процессе
профессиональной ориентации.

Всестороннее развитие личности , формирование эстетических,
экологических , нравственных и творческих элементов духовной культуры у
школьников – одна из задач профориентационной работы в школе. И задача
педагогических работников – воспитать будущих молодых рабочих и
специалистов так, чтобы ,выйдя из школы они были способны вносить красоту в
жизнь, в труд , в отношения людей. Основные элементы духовной культуры
невозможно формировать каждый в отдельности. Они тесно взаимосвязаны между
собой. Говоря об экологии , отношении человека к окружающей среде, нельзя
не упомянуть о красоте живого и неживого мира, о чести и долге людей перед
природой. И сразу же возникает творческий аспект. Необходимо научиться жить
на Земле, не мешая другим обитателям , не калеча , не разрушая сотворённое
нашей планетой и великим космосом , а разумно и гармонично дополнять своими
творениями и облагораживать её.
Рассмотрим каждый элемент в отдельности , определим важность каждого
из них и покажем необходимость воспитания этих качеств у подрастающего
поколения.



4.1. Экологическая культура.

«Берегите эти земли, эти воды,
даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.»
Е.
Евтушенко


Мир и экология. Эти слова стали своеобразными лозунгами
современности, настоятельными призывами, обращенными ко всему человеческому
сообществу и к каждому из людей. Но если слово « мир» издревле укоренилось
в лексике разных народов , то термин «экология» ( в переводе с греческого
– наука о доме , о местопребывании) появился только в 1866 году и до
недавних пор употреблялся главным образом специалистами биологии. И
действительно, планета Земля , её природа – материки и океаны , зелёный и
животный мир – дом человечества. Это и среда обитания людей и мастерская ,
в которой они трудятся , и кладовая жизненно необходимых ресурсов , и
источник здоровья , вдохновения. Вот почему сохранение природных основ
жизнеобеспечения общества является глобальной , общечеловеческой задачей.
Но ввиду того, что научно-техническая революция и мировое производство не
приобрели ещё экологическую ориентацию и по прежнему развёртываются без
учёта возможностей и ограничений природы резко усилились негативные
последствия этих тенденций: загрязнение окружающей среды , нарушение
экологического равновесия , уменьшение способностей природных компонентов к
самовосстановлению , истощение невозобновимых ресурсов. Перечень глобальных
и региональных экологических угроз очень велик. «Экологическая карта» нашей
страны отражает и эти угрозы и разновеликие очаги экологической
напряженности в Отечестве.
Экологическая культура – ёмкое понятие , но главное содержание
фиксирует особенность современного этапа взаимодействия общества и природы,
когда противоречие между ними достигло небывалой остроты.
С одной стороны , «ответная реакция» природы на разрушительные
действия даёт мощный толчок , побуждающий , а точнее – вынуждающий общество
переосмыслить своё отношение к природе, отказаться от старого взгляда на
неё как на сферу свободной игры человеческих сил и способностей , встать на
путь выработки экологической культуры.
С другой стороны , процесс формирования и развития экологической
культуры становится импульсом духовно-практической деятельности ,
направленной на преодоление кризисного состояния системы «общество-природа»
, на оздоровление этого состояния, а в перспективе – на гармонизацию
отношений между обществом и природой.
«Заряженность» на улучшение природопользования должна стать общей
чертой всех социальных групп и поколений, но особенно молодёжи. И не
случайно во время международной конференции учёных «Охрана окружающей среды
и защита всеобщего мира» (1986 г) был проведен «круглый стол» «Молодёжь и
борьба за охрану природы и мира».
Подрастающее поколение олицетворяет не только ближайшее будущее , но
и более отдалённое будущее , и поэтому особенно заинтересовано, чтобы
будущее было мирным и экологически безопасным. Поколение, вступающее в
самостоятельную жизнь наиболее восприимчиво к новым принципам и нормам
взаимоотношений с природой, отличается духом новаторства, энергии и другими
качествами, столь необходимыми для реализации этих принципов и норм.
Наконец , сегодняшние дети в перспективе - весьма близкой – возьмут на
себя всю полноту ответственности за судьбу планеты – колыбели и обители
человечества. Тревожные изменения в природе и воочию воспринимаемые, и
лежащие за порогом ощущений, но выявленные в результате исследований и
ставшие достоянием гласности, - ведут к тому , что всё более широкие слои
населения осознают насущную потребность в оздоровлении естественной среды
своей жизни и деятельности.
Эта потребность побуждает новых и новых людей разобраться в
экологической обстановке, уяснить причины её неблагополучия , осмыслить
способы её улучшения, а тем самым «выводит» на экологические знания,
стимулирует овладение ими.
В какой мере эта тенденция проявляется в молодёжном сознании ? Ряд
социологических исследований «Молодёжь и окружающая среда» проведённых
группой специалистов в том числе Ю.П.Ожеговым и Е.В.Никоноровой ,и
изложенных в книге «Экологический импульс», даёт следующие результаты.
Отвечая на вопрос : « Считаете ли Вы необходимым углублять свои
экологические знания ?» – 69,6% опрошенных юношей и девушек заявили «да». В
их числе 77,6 % школьников , 70 % студентов ,68,2 % учащихся профтехучилищ.
Не видят необходимости в углублении своих знаний 10,2 % опрошенных и 2,6 %
- затруднились ответить на вопрос , так как не задумывались над ним или не
выработали определенного мнения.
В анкету был включен вопрос : « если вы считаете необходимым
углублять свои экологические знания , то для чего Вам нужны они?». Далее
следовали девять вариантов ответа на вопрос. Итак, что же побуждает
молодёжь обращаться к различным источникам знаний о состоянии природной
среды , причинах её защиты от загрязнений и т.д.?
Самое высокое место в иерархии занял мотив , выраженный в ответе:
«Эти знания мне нужны для общего развития».Такой ответ дали около 30 %
юношей и девушек , в том числе 39,6 % школьников , 37 % учащихся ПТУ.
На второе место вышел ответ: « Такие знания помогают самостоятельно
разбираться в экологической обстановке» – 24,2 % опрошенных (31,5 %
школьников , 26 % - студентов , 18,2 % - учащихся ПТУ ).
Третьим по степени распространения оказался мотив сформулированный в
ответе: « Экологические знания являются одним из условий здорового образа
жизни». Этот вариант ответа отметили 16,1 % респондентов. Из них –18 % -
школьников и студентов , 13,3 % - учащихся училищ.
Четвёртую позицию занял ответ : « Эти знания необходимы для
удовлетворения интереса к жизни природы»,- собравший 15,5 % голосов ( 23 %
- студентов, 17 %- школьников, 12 % учащихся ПТУ).
Лишь на пятом месте оказался мотив , производный от ярко выраженной
практической потребности : «Эти знания нужны для того, чтобы с пониманием
участвовать в экологической деятельности».
Этот вариант ответа выбрали 14,3 % опрошенных ( 20 % - студентов,
15,1 % - школьников, менее 5 % учащихся ПТУ ).
Шестое место занял ответ : «Эти знания входят в изучаемые мною в
школе (ПТУ, техникумах, вузе) учебные предметы и курсы. Здесь возникает
недоумение : почему лишь 18,5 % учащихся ПТУ , 13,7 % школьников , менее
6,6 % студентов испытывают тягу к учебному материалу , несущему
экологическую информацию, или , на худой конец, хотя бы вынуждены осваивать
его ? Не потому ли , что во многих учебных заведениях явно недостаёт такого
материала , или же преподносится он так , что не может пробудить интерес
учащихся.
Острую тревогу вызывает то , что только седьмое место занял мотив,
порождаемый профессиональными запросами реальной или будущей деятельности.
Всего лишь 7,4 % опрошенных выбрали вариант ответа : «Экологические знания
требуются по роду производственной деятельности».
Эти цифры – наглядное свидетельство того, сколь слабо ещё
экологизирована , то есть сопряжена с задачами охраны природы ;
рационального использования её ресурсов ; профессиональная деятельность
учащихся.
Экологизация современного познания, обусловленная общественными
потребностями, выдвигает задачу – придать системе образования экологическую
ориентацию. Научное знание лежит в основе образования . в том числе и
экологичес-кого.Из этого исходят и международная программа Юнеско – ЮНЕП по
образованию в области окружающей среды и программы экологического всеобуча
, разрабатываемые в нашей стране.
В ходе учебного процесса и подготовки учащихся к выбору профессии
необходимо :
1. Усиление эколого-мировоззренческой нагруженности образования , и прежде
всего более широкое освещение философских проблем взаимодействия человека
и природы;
2. Сопряжение различных школьных предметов с вопросами экологии,
формирование межпредметных связей , выявленных в ходе развития
междисциплинарных исследований проблем охраны природы, оздоровления
окружающей среды ;
3. Разработка и введение целостных учебных курсов охраны природы, общей
экологии, которые отражают в образовательном процессе такую тенденцию
научного познания, как становление и развитие целостных комплексных сфер
экологических исследований ;
4. Включение в экологическое образование результатов тех научных
исследований в области окружающей среды , которые связаны с регионально –
отраслевой специализацией.
Эти линии экологического образования должны не только пронизывать процесс
образования ,но и объединять все те знания , которые усваивает молодёжь,
сквозной идеей о единстве общества и природы.


2. Нравственная культура.

« Посеешь поступок – пожнёшь
привычку ,
Посеешь привычку – пожнёшь
характер,
Посеешь характер – пожнёшь
судьбу .»


(Восточная пословица)

Огромное значение нравственного воспитания в развитии и формировании
личности осознавалось в педагогике с древних времён. Многие выдающиеся
педагоги прошлого отмечали , что подготовка доброжелательного человека не
может сводиться только к его образованию и умственному развитию , и на
первый план в воспитании выдвигали нравственное формирование. В своём
трактате «Наставление нравов» чешский педагог Я.А.Коменский цитировал
древнеримского философа Сенеку , который писал : «Научись сперва добрым
нравам, а затем мудрости. Ибо без первой трудно научиться последней».Там же
он приводил известное народное изречение : «Кто успевает в науках, но
отстаёт в добрых нравах, тот больше отстаёт, чем успевает».
Большую роль отводил нравственному воспитанию выдающийся швейцарский
педагог-демократ Песталоцци. Нравственное воспитание он считал главной
задачей детского воспитания. По его мнению , только оно формирует
добродетельный
характер , стойкость в жизненных невзгодах и сочувственное отношение к
людям.
Однако из педагогов – классиков прошлого наиболее полно и ярко
характеризовал преобразующую роль нравственного воспитания в развитии
личности К.Д.Ушинский. Он писал : « Конечно, образование ума и обогащение
его познаниями много принесёт пользы , но увы , я никак не полагаю, чтобы
ботанические или зоологические познания… могли сделать гоголевского
городничего честным челове-ком , и совершенно убеждён , что будь Павел
Иванович Чичиков посвящён во все тайны органической химии или политической
экономии , он останется тем же весьма вредным для общества пронырой.
…Нет одного ума и одних познаний ещё не достаточно для укоренения в нас
того нравственного чувства , того общественного цемента , который иногда
согласно с рассудком , а часто и в противоречие с ним , связывает людей в
честное , дружное общество».(Ушинский К.Д. О нравственном элементе в
воспитании.)
На огромную роль нравственного воспитания в процессе обучения и
формирования личности указывал В.Г.Белинский . Он отмечал , что образование
и приобретаемые человеком знания и умения принесут большую или меньшую
пользу в зависимости от того , какую нравственность он усвоит.
Ребёнок находится в состоянии тихой , скрытой от посторонних глаз
душевной работы – работы роста и развития. Под дождём , градом так же , как
под палящими лучами солнца , плохо растёт молодое деревце. Так и ребёнку
вредны для нормального развития постоянные эмоциональные встряски , в том
числе разносы и неумеренные похвалы.
У болгарского писателя П.Вежинова есть фантастический рассказ «Синие
бабочки».На далёкой планете живут бабочки и гусеницы. Бабочки наделены
только утончённо-эмоциональным , а гусеницы – только умственным началом.
Бабочки живут возвышенно -легкомысленно , в конечном счёте их жизнь
сводиться лишь к продолжению рода. Они лёгкие , стройные, изящные , их тело
словно обтянуто нежной, мягкой , переливающейся тканью. Они смотрят на
космонавтов с любопытсвом , волнением и живым интересом , слетаясь на
музыку , звучащую из магнитофона , словно зачарованные. Кроткие и
доверчивые , они приближались к магнитофону ближе и ближе , забыв обо всём
на свете , их волновали музыка , природа , любовь. Гусеницы же слепые ,
глухонемые , они лишены эмоций и страстей . ведут тусклое и безрадостное
существование. Они слепы к чуду , которое их окружает , они не слышат
голоса истины. Лёд сковал их сердца. У них холодный разум и мёртвое сердце.
Жизнь и тех и других лишена творчества , потому что для него нужна
гармония ума и чувства.
В той же сказке есть робот Дирак , летевший с космонавтами в звездолёте.
Он не проявлял никакого интереса к прекрасной планете : он был лишен
способности чувствовать. Всё окружающее для него было только поводом для
умозаключений. Попав на новую планету , робот прежде всего убил бабочку ,
чтобы увезти диковинный экземпляр на Землю ; он не хотел принимать во
внимание , что это не насекомое , а разумное существо.
Лишь единство интеллектуального, эмоционального , нравственного развития
делает человека способным к прекрасным , возвышенным формам душевного
состояния , которые нужно сохранять в ребёнке и лелеять , это чувства
патриотизма, любви к природе, людям , Родине.
Нравственное воспитание начинается с упражнений в нравственных поступках,
с проявлений чувств любви , благодарности ,а не путём обучения нравственным
истинам. Разговоры о долге, поучения , если они предшествуют нравственным
поступкам , - как тени , появляющиеся при закате солнца раньше
действительных вещей , утверждал Песталоцци.
Развитые нравственные и умственные запросы побуждают ребёнка к прилежанию
в труде.
Негармоничность развития Белинский оценивал как скрытое от глаз уродство.
У одного человека , отмечал он, ум едва заметен из-за сердца, у другого
сердце как будто поместилось в мозгу; Этот страшно умён и способен на дело
, да ничего сделать не может ,потому что у него нет воли: а у того страшная
воля , да слабая голова , и из его деятельности выходит или вздор , или
зло.
Исключительно важная задача учителя – волевое развитие каждого школьника
. Не будет сформирована воля – человек вырастет пустоцветом , ни к чему не
пригодным существом. Все его благие порывы будут разбиваться об его же
собственное малодушие , трусость и лень.
В процессе профориентации школьникам можно предложить ответить на анкету
, позволяющую оценить уровень развития волевых качеств .
Именно достижение цели , преодоление препятствий на пути к ней
свидетельствуют о сильной воле. Однако следует различать волю и упрямство.
Бывает , что стремление добиться чего-либо , настоять на своём «я»
приобретает болезненный характер и становиться более важным ,

Новинки рефератов ::

Реферат: Петр Первый (История)


Реферат: Вальдорфская школа (Педагогика)


Реферат: Понятие и значение производительности труда (Социология)


Реферат: Культура Византии. Крещение Руси. (Культурология)


Реферат: Александр Васильевич Колчак и "белое движение" (История)


Реферат: Моя карьера (Менеджмент)


Реферат: История психологии (Психология)


Реферат: Кран козловой ПТМ 00.000.ПЗ. (Технология)


Реферат: Сословия в России (История)


Реферат: Получение препарата РНК-азы из автолизных дрожжей. Мощность производства 80,3 кг (год (Курсовая) (Технология)


Реферат: Конституция Российской Федерации (Государство и право)


Реферат: Растворы и растворимость (Химия)


Реферат: Показникові та логарифмічні рівняння, нерівності та їх системи в шкільному курсі математики (Педагогика)


Реферат: Аудит затрат на обслуживающие хозяйства и производства (Бухгалтерский учет)


Реферат: Девятый транспортный коридор (Транспорт)


Реферат: Проектирование участка по изготовлению широкодиапазонного генератора импульсов (Радиоэлектроника)


Реферат: Социальные группы, классы, статы (Социология)


Реферат: Анализ и оценка актива и пассива бухгалтерского баланса на примере конкретного предприятия (Бухгалтерский учет)


Реферат: Биосфера и человек (Естествознание)


Реферат: Мораль и политика (Политология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист