GeoSELECT.ru



История / Реферат: Откуда есть пошла земля русская (История)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Откуда есть пошла земля русская (История)




ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ


ИНСТИТУТ ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ



РЕФЕРАТ



По дисциплине: «История»


Тема: «ОТКУДА ЕСТЬ ПОШЛА ЗЕМЛЯ РУССКАЯ»



Выполнила: Максимова Милана Иосифовна


Группа УП 3 – 1 – 99/2



СОДЕРЖАНИЕ.



|ВВЕДЕНИЕ |стр. 3 |
| | |
|1.ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЛЮДЕЙ В ПЕРВОБЫТНУЮ ЭПОХУ. |стр. 4 |
| | |
|2.ХОЗЯЙСТВО ДРЕВНИХ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН. РАЗЛОЖЕНИЕ РОДОВОЙ | |
|ОБЩИНЫ. |стр. 5 |
| | |
|3.ОБЪЕКТИВНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ОБРАЗОВАНИЯ ДРЕВНЕРУССКОГО | |
|ГОСУДАРСТВА. |стр. 7 |
| | |
|4.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ | |
|КИЕВСКОЙ РУСИ. |стр. 9 |
| | |
|5.РАЗВИТИЕ ГОРОДОВ И РЕМЕСЕЛ. | |
| |стр. 12 |
|6.ТОРГОВЛЯ И ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ | |
| |стр. 13 |
|ЗАКЛЮЧЕНИЕ | |
| |стр. 15 |
|СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ | |
| |стр. 16 |



ВВЕДЕНИЕ.


Прежде чем разобраться, откуда пошло государство Российское, важно
понять, «откуда есть пошла» сама земля Русская.
Этот вопрос интересовал уже первых известных нам летописцев Никона,
Ивана, Сильвестра. Попробуем ответить на него и мы. И первое слово –
«Повести временных лет». Летопись начинается, как было принято в средние
века, с «сотворения мира» и расселения рода человеческого после всемирного
потопа. Согласно этой мифологической версии славяне восходят к младшему
сыну Ноя Иафету, который разделил землю с братьями, получив в удел северные
и западные страны. После вавилонского столпотворения Бог смешал языки, и
вот от «племени Иафета» и произошел народ славянский.
Но постепенно фантастический рассказ начинает обретать реальные
географические ориентиры и наполняться исторически достоверными
подробностями.
Полна загадок «Русь изначальная. Научные споры о том, кто такие
славяне, откуда пошла Русская земля, какова предыстория государства
Российского, будут продолжаться, ибо новые факты об этом времени редки. А
новые поколения историков ищут и новые концепции прошлого, «вырабатывают
свой взгляд на него. Одно бесспорно – история у нас древняя и богатая. И
изучать ее удивительно интересно.



1. ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЛЮДЕЙ В ПЕРВОБЫТНУЮ ЭПОХУ.

Восточные славяне прошли долгий путь развития от самых ранних форм
первобытных сообществ (стада) до государственной организации. По
современным оценкам этот период занимал сотни тысяч лет, и через него
прошли все народы.
Люди в первобытном обществе чрезвычайно зависели от окружающей среды:
стихийных бедствий, климата, диких зверей. У них имелись примитивные орудия
труда, которые находились в их совместной собственности. Вся их жизнь была
подчинена борьбе с природой за выживание. В эту эпоху люди начинали
разводить культурные растения, приручать диких животных, использовать огонь
в хозяйственных целях, то есть происходил переход к осознанному труду и
формированию общества.
Первобытную эпоху можно условно разделить на несколько основных
исторических периода. С точки зрения материальных условий производства
различают: палеолит (древний каменный век), мезолит (средний каменный век),
неолит (новый каменный век), бронзовый век и раннюю железную культуру. Эти
периоды различались между собой не только по орудиям труда, которые
использовал человек, но и по формам общественной организации, видам
хозяйственной деятельности.
Так первобытные люди эпохи палеолита (400-40 тысяч лет до нашей эры)
использовали самые примитивные каменные, деревянные, костяные инструменты,
занимались собирательством и охотой, вели кочевой образ жизни. Они
объединялись для охоты на крупных животных, для защиты от врагов, зверей и
стихии. Эти объединения, называемые первобытным стадом, были непостоянными,
непрочными, случайными.
Археологические данные эпохи мезолита (40-14 тысяч лет до нашей эры)
свидетельствуют об использовании людьми лука, стрел, множества каменных
орудий труда. Наряду с собирательством и охотой развивались рыболовство,
обработка шкур диких животных и другие виды деятельности. Происходили
изменения и в общественных отношениях: первобытное стадо уступало место
первобытной общине, основанной на кровнородственных связях под руководством
женщины и получившей название матриархат.
В неолитическую эпоху (4-2 тысячи лет до нашей эры) люди стали
переходить к прочному оседлому образу жизни. Появились орудия для обработки
земли: соха. Мотыга и др. Приручение диких животных и их одомашнивание
достигло больших результатов. В домашнем хозяйстве были козы. Свиньи, овцы,
коровы, быки. Домашняя птица и пр. Период неолита характеризовался также
развитием различных видов ремесел: гончарного производства, обработки
дерева, выделки шкур, шитья обуви, производства тканей и т.д. В этот же
период происходил переход от матриархата к патриархату, когда главную роль
в общине стали занимать мужчины, а передача имущества и имени шла по
отцовскому роду.
Примерно во втором тысячелетии до нашей эры новый каменный век уступил
место периоду ранней металлической культуры (меди и бронзы). Позже стала
развиваться железная культура. Из болотных и озерных руд производилось
железо в примитивных глиняных горнах (ямах). Это был огромный шаг в
развитии производства, повлиявший на все стороны жизни человеческого
общества. В этот период произошло крупное обобществленное разделение труда:
скотоводство отделилось от земледелия.
В эпоху железной культуры появились принципиально иные орудия труда для
сельского хозяйства и ремесла, которые коренным образом изменили сам
процесс производства, неизмеримо подняли производительность труда. Это
привело к тому, что отдельная семья в составе общины стала производить
продукцию не только для собственного потребления, но и для обмена излишками
продуктов с другими семьями, в результате чего стали формироваться
постоянные отношения обмена. Все это создавало условия для возникновения
частной собственности отдельной семьи, имущественного неравенства в общине,
выделения племенной знати.

2. ХОЗЯЙСТВО ДРЕВНИХ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН. РАЗЛОЖЕНИЕ РОДОВОЙ ОБЩИНЫ.

В начале первого тысячелетия новой эры на территории Восточно-
Европейской равнины расселились древнейшие племена восточных славян.
Начиная с VI века, восточные славяне занимали огромные пространства от
Онежского и Ладожского озер до низовий рек Прут, Днестр, Южный Буг, от
Карпат до Оки и Волги. Здесь поживали многочисленные племенные союзы
(княжения) полян, древлян, радимичей, дреговичей, северян, уличей, волынян,
белых хорватов, кривичей, вятичей и др. В тесном соседстве с ними
находились иные племена: на северо-западе были эсты (чудь), водь, ижора,
лопари, корелы и другие угро-финские племена. На севере жили югра, остяки,
вогулы, весь. В междуречье Волги и Оки жили мещера, мурома, меря, черемисы,
мордва, а далее на восток – вотяки, зыряне, пермяки (коми). На западе со
славянами соседствовали многочисленные прибалтийские племена: ливы, жмудь,
пруссы, ятвяги, корсь и др., а также поляки (ляхи), жившие по берегам
Вислы.
Природно-климатические условия способствовали формированию успешной
хозяйственной деятельности славян: полноводные реки, плодородные почвы,
густые леса, полные различных зверей и птиц, умеренный ровный климат. Эти
условия сыграли заметную роль в развитии экономики древних славян. На южных
плодородных землях люди занимались земледелием, в юго-восточных степях –
кочевым скотоводством, в северных и северо-западных районах – охотой,
добычей меха ценных пород зверей, бортничеством (сбором меда диких пчел и
воска).
Археологические раскопки поселений говорят о том, что основным занятием
восточных славян во II – V веках было земледелие. Они сеяли просо, рожь
(жито), пшеницу, лен и другие культуры. Для сельскохозяйственных работ
применялось рало – примитивная деревянная соха с железным наконечником
(наральником), мотыга, серп, грабли, коса. Позже появился плуг с железным
лемехом.
Земледелие осуществлялось в переложной (залежной) или подсечно-огневой
форме. Перелог предполагал использование одних и тех же участков в течение
нескольких лет подряд, после чего он не обрабатывался примерно 20-30 лет до
восстановления естественного плодородия. Эта система существовала в
основном в степных и лесостепных районах. Подсечная система применялась
чаще всего в северных лесных краях, где сначала подрубали (подсекали)
деревья, а когда они высыхали, их сжигали, чтобы зола при этом служила
удобрением почвы. Но эта система требовала больших затрат физического труда
людей, Которые должны были объединяться в большие трудовые коллективы, и
была под силу только родовой общине.
Родовая община в виде большой патриархальной семьи располагалась обычно
в виде поселения, которое называли двор (дворище, городище, печище). Это
была отдельная хозяйственная единица с коллективной собственностью на
землю, орудия и продукты труда. Производство и потребление внутри родовой
общины было совместным. Размеры земельных участков определялись только тем,
сколько земли мог освоить каждый член рода.
Повсеместное распространение плуга и переход от мотыжного к пашенному
земледелию заметно повысил культуру сельского хозяйства и его
продуктивность. Так, сначала появилось двуполье, а потом и трехполье, то
есть ежегодное чередование различных посевных культур и пара. Лошадей
разводили не только для военной конницы, но и для использования их в
качестве рабочего скота наравне с волами. Развитие факторов производства
обусловило разложение кровно-родственной общины и переход ее в VI-VIII
веках к соседской, сельской общине.
Этот переход означал, что основной хозяйственной единицей стала
отдельная семья. При этом обработку земли уже можно было осуществлять
небольшими коллективами, которые расселялись по принципу соседства, а не
родства. Усадьба, скот, жилище переходили в частную собственность, что
означало полное разложение родовой общины. Дворища (печища) уступали место
поселениям под названием деревня, а сама община стала называться «вервь»
(мир).
И хотя в соседской общине основные сельскохозяйственные земли еще долго
оставались в совместной собственности, они уже делились на участки –
наделы, которые передавались общинникам в пользование на определенное
время. А лесные угодья, водоемы, сенокосы и пастбища оставались в
совместной собственности. Еще долго сохранялись различные виды работ,
выполнение которых требовало объединенного труда: прокладывание дорог,
корчевание леса и др.
Земельные наделы обрабатывались теперь членами отдельной семьи своими
собственными орудиями, урожай также принадлежал данной семье. Таким
образом, эта хозяйственная единица уже не должна была участвовать в
принудительном равенстве при производстве и распределении продуктов. Это
приводило к имущественному расслоению внутри соседской общины, появлению
старейшин, племенной знати, патриархальных фамилий, будущих крупных
земельных собственников – феодалов.
На последнем этапе перехода к феодализму у восточных славян
сформировался особый тип отношений, который называется военной демократией.
В VII-VIII веках славянские племена осуществляли многочисленные военные
походы в Византию, на Балканы и восточные земли, вели оборонительные войны
против кочевников с юга. В этот период усиливается роль высшего
военачальника - князя, который был одновременно и верховным правителем
племени или племенного союза. Если первоначально князь избирался народным
собранием – вече, то со временем он стал передавать свою власть по
наследству.
Князь создавал свое войско, или дружину, которая, как правило, была
немногочисленной, но состояла из храбрых, сильных, профессионально
обученных войсковому делу людей. Дружинники, лично свободные люди,
заключали с князем договор о службе, а вся дружина представляла собой союз
верных князю людей. Дружина состояла из двух частей: младшей и старшей.
Младшую часть («молодь») еще называли «отроками», «гридями» («гридьбою»).
Старшую часть дружины называли «княжьими мужами», куда входили наиболее
отличившиеся военачальники.
Первоначально дружинники содержались и кормились при княжеском дворе за
счет добровольных взносов со всего племени, а также за счет военной добычи
и захвата новых земель. Постепенно князь и его старшие дружинники
становились независимыми от народного собрания. «Княжьи мужи» начали
приобретать землю, создавать свое хозяйство с собственными «отроками».
Князь и дружина стали присваивать себе практически неограниченную власть
над соплеменниками.

3. ОБЪЕКТИВНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ОБРАЗОВАНИЯ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА.

Прогрессивные изменения в земледелии, превращение родовой общины в
соседскую, возникновение частной собственности и связанная с этим
самостоятельная хозяйственная деятельность отдельных семей приводили к
имущественному неравенству, появлению сильной в экономическом отношении
племенной знати.
Как известно из древних летописей, первоначально славянские племена не
знали сословий, и свободные жители пользовались одинаковыми правами. Но
постепенно различные группы населения фактически стали отличаться между
собой по богатству и социальному положению. Представители знатных слоев
назывались «лучшие», «лепшие», «большие», «старейшие», «передние»,
«нарочитые» мужи. Наиболее высокий статус среди них занимали «земские
бояре» («боляре»), то есть представители местной племенной аристократии,
потомки древних родовых старейшин, а также торговцы, жившие на пути «из
варяг в греки». Наряду с ними в высшие социальные слои входили и верховные
дружинники, «княжьи мужи», среди которых, кстати сказать, было немало
представителей варягов-скандинавов, финнов, венгров и других народов. Они
поступали на службу к князьям, постепенно ассимилируясь со славянами. В
течение IX-XII веков шел процесс сближения земской и военной аристократии.
Они приобретали большие земельные угодья и становились крупными
землевладельцами.
В это же время племенные вожди, старейшины вели активное наступление на
общину. Они больше не хотели возвращать в совместную собственность свои
угодья, которые получали наравне с другими общинниками. Таким образом
возникла «вотчина» («отчина», «дедина»), или крупные хозяйства,
переходившие по наследству от отца к сыновьям и являвшиеся полной
собственностью данной семьи. С другой стороны, эти знатные люди стали
постепенно присоединять к себе земельные наделы других общинников, особенно
обедневших, которые не могли расплатиться за долги с богатыми вотчинниками.
Они же часто присоединяли угодья рядовых общинников не только за долги, но
и насильственным путем, заставляя их платить натуральные подати (дань) и
выполнять определенные повинности. Процесс превращения вотчинников в
крупных землевладельцев, а обедневших общинников – в феодальнозависимых,
получил название «обояривание».
Крупные феодалы, князья были заинтересованы в создании определенных
правовых норм для юридического закрепления подобных отношений. Эти правовые
нормы могла обеспечить только крепкая государственная власть. Таким
образом, множество социально-экономических предпосылок объективно приводили
сначала к созданию племенных союзов, а позже – к государственным
образованиям.
Древние летописцы отмечали, что поляне, древляне, волыняне и другие
славянские племена имели государственные объединения во главе с княжескими
династиями уже в VI-VIII веках. Так, у полян в среднем течении Днепра
княжил «род Кия». Между князьями шла бесконечная борьба за присоединение
близких и дальних земель. В IX веке на некоторых территориях, находившихся
на пути «из варяг в греки», образовалось несколько княжеств, где князьями
были варяжские военачальники: Рюрик в Новгороде, Аскольд и Дир в Киеве,
Рогволд в Полоцке и др.
В 882 году соратник Рюрика новгородский князь Олег с дружиной приплыл
по Днепру к Киеву и, уничтожив киевских князей, объединил новгородское,
смоленское и киевское княжества в Древнерусское государство – Киевскую
Русь, провозгласив себя великим киевским князем.
Киевские князья на протяжении IX-X веков проводили активную политику по
насильственному присоединению восточных славян, что позволило превратить
Киевскую Русь в одно из самых могущественных государств средневековой
Европы. Объединив под свою власть огромную территорию со славянскими и угро-
финскими племенами, киевские князья удерживали их в своем подчинении при
помощи военной силы, стараясь при этом организовать и хозяйственное
управление на этих землях.
По мере укрепления Древнерусского государства и преодоления племенной
разобщенности все более необходимым становилось принятие идеологии, которая
смогла бы поддержать процесс объединения восточных славян вокруг Киева. Тем
более, что язычество уже не способствовало интеграционной тенденции на
Руси, поскольку не имело в себе ничего общего с развитием крепкого
централизованного государства. Еще в 980 году великий князь Владимир
попытался провести религиозную реформу по созданию единого пантеона
языческих богов, расположив их в стройную систему во главе с Перуном, но
эта реформа ему не удалась.
Согласно летописи, Владимир обращался к различным религиям, изучал их
основные принципы, но в конце концов остановил свой выбор на христианстве,
которое уже имело к тому времени большое распространение в Европе.
Известно, что княжеская знать в Киеве уже давно была знакома с
христианством. Так, княгиня Ольга еще в 950-х годах приняла христианство,
но не была в этом поддержана своими подданными. В 988 году произошло
окончательное признание христианства официальной религией – Крещение Руси,
а князь Владимир получил имя «креститель».
Принятие христианства имело большое значение для Руси не только в
идеологическом аспекте. Этот шаг способствовал дальнейшему укреплению
государственности, а также повысил международный авторитет Киевской Руси,
поскольку поставил ее в ряд с цивилизованными европейскими державами.
Например, киевские князья могли теперь участвовать в династических
европейских браках. Кроме тог, христианство оказало большое влияние на
развитие культуры. Византийские монахи Кирилл и Мефодий способствовали
распространению письменности, на Руси стали возводить храмы, монастыри и
т.д.

4. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КИЕВСКОЙ
РУСИ.

В IX-XII веках экономику Древнерусского государства можно
охарактеризовать как период раннего феодализма. В это время еще только
закладываются основы прочной системы взаимоотношений между государством,
феодалами и сельским населением по поводу производства продукции, сбора
налогов, военной службы.
Первоначально великие киевские князья собирали дань-полюдье с
подвластных им территорий, периодически объезжая их или посылая туда своих
наместников – «посадников», старших «мужей» - дружинников. Кроме полюдья,
еще существовал «повоз»: население тех земель, куда князь и наместники
ехать не могли или не хотели, должно было само везти дань в Киев. Во время
полюдья князь или посадники чинили суд и расправу по тем жалобам, с
которыми население обращалось к князю.
Такая форма сбора дани возникла еще в VI-VIII веках. Сохранялась она и
в Древнерусском государстве. Размеры дани, место и время сбора не
определялись заранее, а зависели от случая. Позже из-за протестов
населения княгиня Ольга в 946 году установила «уроки», то есть
фиксированные нормы дани, время и место ее сбора. В этих же местах стали
собираться и торговцы. Единицей обложения были «дым» (двор, семья) или
«плуг» («рало»). Постепенно дань приняла форму подати в пользу государства
и форму феодальной ренты – оброка.

Известно, что основой феодального землевладения является полная
собственность феодала на земельные угодья и неполная - на зависимого
(закрепощенного) крестьянина. Но следует отметить, что феодальные
отношения в Киевской Руси не были определяющими и еще долгое время
сохранялась сильная патриархальная соседская община, что можно объяснить
различными причинами, в том числе и наличием свободных территорий, куда
могли уйти общинники.


Сельские общинники на Руси назывались смердами, которые долгое время
были юридически свободными. Они состояли из смердов, зависимых только от
государства, которому они платили налоги и отбывали различные повинности, и
смердов, зависимых от феодалов. Постепенно доля последних увеличивалась,
поскольку их мелкое хозяйство было весьма неустойчивым. Процесс разорения
смердов происходил из-за непомерных государственных поборов, бесконечных
военных походов, набегов кочевников, неурожаев в засушливые и дождливые
годы и пр. Общинники были вынуждены обращаться за помощью к феодалу и
заключать с ним особый договор – «ряд», по которому они отрабатывали свой
долг, выполняя различные виды работ. На этот период свободные смерды
становились рядовичами, которых можно условно разделить на закупов и
вдачей. Если рядович брал взаймы ссуду («купу»), то на период отработки
этой ссуды (деньгами, скотом, семенами) он селился на земле феодала со
своим инвентарем и становился закупом, или ролейным закупом («ролья» -
пашня). После выплаты купы с процентами закуп снова мог стать свободным
смердом. Вдачи, или «изорники» - это более обедневшие, почти полностью
разорившиеся, полусвободные смерды. Свой долг они отрабатывали на земле
феодала его же орудиями на условиях найма.

Следует отметить, что все рядовичи (закупы, вдачи, изорники)
одновременно с экономической зависимостью попадали и в юридическую
зависимость от заимодавца, который мог с ними расправиться по своему
усмотрению. Если должник укрывался от выплаты купы, то после поимки его
могли сделать рабом. Постепенно закупам и вдачам все труднее было отдавать
ссуды, и они становились неоплатными должниками, а временная юридическая
зависимость превращалась в постоянную. Смерды навсегда теряли положение
свободных общинников и становились полностью зависимыми от феодалов.
Еще в сельской общине имелись так называемые «изгои», «сироты», которые
представляли ее малоимущие слои. Изгоями, в частности, признавались
выкупившиеся из неволи рабы, разорившиеся купцы, поповичи, которые не
выучились грамоте, а потому не имели права служить в церкви и т.д.
Среди самых низших, бесправных слоев населения были «холопы», или
«челядь», близкие по положению к рабам. Они выполняли тяжелые работы по
хозяйству в феодальной вотчине, В основном на полях (так называемые
«страдники»). Были также «обельные» (полные) холопы, холопы «по ряду»,
которые добровольно отказывались от личной свободы и поступали к феодалу на
основе договора-ряда.
На Руси также существовало и патриархальное рабство, но оно не стало
преобладающей формой хозяйствования. Рабы, в основном из военнопленных, со
временем получали земельные наделы, «усыновлялись» общиной, поскольку
использование рабов было неэффективно. Многие благочестивые люди перед
смертью отпускали часть своих рабов на свободу или завещали их церкви.
Такие рабы, отпущенные на волю по духовным завещаниям или завещанные церкви
«на помин души», назывались «задушными людьми».
Постепенное наступление на общину, закабаление смердов, захват общинных
земель – все это приводило к росту сопротивления земледельцев. Они убегали
от феодалов на «пустоши», то есть на свободные земли, поднимали стихийные
бунты, убивали представителей вотчинной администрации, устраивали массовые
хищения имущества феодалов. Это заставляло киевских князей уделять внимание
разработке правовых норм внутригосударственной жизни. Так, в 1016 году при
Ярославе Мудром появилась «Русская правда» («Правда Роська», «Древнейшая
правда»), которая стала важнейшим сводом норм древнерусского
законодательства. Позже, в конце XI века была выпущена «Правда
Ярославичей», вторая составная часть «Русской правды». В этих документах
ограничивалась, а позже – отменялась кровная месть как страшный пережиток
первобытного общества, определялась ответственность за кражу и порчу
имущества, скота, за нападение на представителей вотчинной администрации.
Например, за убийство огнищанина (старшего дружинника), тиуна (приказчика),
сельских старост полагалось выплатить штрафы в размере 80 гривен, то есть
примерно 16 кг серебра, а за убийство смердов и холопов страдников – 5
гривен (1 кг серебра).
В XI веке начали формироваться, наряду с княжескими, боярские вотчины.
Это происходило несколькими путями: 1) князь жаловал своим дружинникам на
определенный период территории для сбора дани – «прокорма». Со временем эти
земли становились наследными владениями бояр; 2) князь награждал
дружинников за службу государственной землей; 3) князь мог отдать своим
приближенным часть своих владений.
Смерды, жившие на этих землях, становились лично зависимыми от новых
собственников. Бояре осуществляли наступление на сельскую общину такими же
методами, как и князья, через постепенное их экономическое и юридическое
закабаление.
Следует отметить, что после принятия христианства на Руси церковь и
монастыри также становились крупными земельными собственниками. Процесс
закабаления, характерный для вотчинников-феодалов, происходил и в церковных
вотчинах. Церковь принимала княжеские пожалования, она захватывала земли
свободных общинников и т.д.

5. РАЗВИТИЕ ГОРОДОВ И РЕМЕСЛА.

Восточные города появились из небольших ремесленно- торговых поселений
еще до образования Древнерусского государства. Города чаще всего возникали
на торговых перекрестках и водных транспортных путях. Так, на пути «из
варяг в греки», то есть из Северной Европы в Византию, были расположены
такие древние города, как Новгород Великий, Смоленск, Чернигов, Киев,
Любеч, Псков, Полоцк, Витебск и др. Позже великие киевские князья стали
возводить города-крепости на новых землях в целях защиты их от внешних
врагов, для торгового обмена с завоеванными народами: Ярославль, Ростов
Великий, Владимир, Суздаль, Муром, Рязань. С распространением христианства
на Руси города начали возникать возле больших монастырей. Они
образовывались также на месте племенных градов и центров языческих
поклонений, около крупных вотчинных усадеб.
Города становились административными, торговыми, ремесленными центрами,
в них предпочитали ставить свои дворы князья и бояре. Западноевропейские
путешественники отмечали большое количество городов на Руси, они даже
называли ее «страной городариков, или гардариков». Эти города постепенно
подчиняли себе окрестные земли и таким образом происходило первое
административное и политическое деление Руси на городовые области, или
«волости», которые уже почти не имели племенного происхождения. Так, в
Чернигово-Северскую волость входили северяне, радимичи, вятичи и т.д. В
результате этого процесса племенное деление отходит на второй план, уступая
место общегосударственному устройству страны.
Ремесло первоначально зарождалось в патриархальных семьях как домашние
промыслы для обслуживания себя и своих родственников в простейших изделиях
обихода: льняных тканях, коже, посуде, обуви и др. Эти изделия не выходили
за рамки семьи и не поступали в продажу. В процессе дальнейшего
общественного разделения труда домашние промыслы выделялись в отдельную
отрасль народного хозяйства – ремесленное производство. Ремесленники
постепенно начинали работать не только для внутреннего потребления
патриархальной семьи, но и для обмена. Они все меньше занимались
земледелием и со временем теряли связь с сельским хозяйством, перебираясь в
городские поселения.
Мастера семьями селились в городах отдельными посадами, слободами,
улицами по определенному отраслевому принципу: слободы гончаров, кузнецов,
оружейников, кожевенников и т.п. Ремесленные посады зачастую примыкали
вплотную к укрепленным кремлям-детинцам, как например, мастеровой посад
около Московского кремля, позже названный Китай-городом.
Своего расцвета ремесленное производство достигло в XI-XIII веках,
когда на Руси насчитывалось несколько десятков специальностей. Из-за
высокого спроса на изделия из железа (орудия для сельского хозяйства,
металлические доспехи, оружие для воинов) первое место среди ремесел
занимала выплавка железа, которая в те времена часто объединялась с
кузнечным делом и металлообработкой. Особенно ценился труд оружейников,
бронников, златокузнецов, чьи слободы в городах занимали особое почетное
место.
Большое развитие получило плотницкое мастерство, поскольку и церковные
храмы, и дома простых людей, и боярские хоромы возводились преимущественно
из дерева. Высокого качества достигло изготовление тканей, особенно изо
льна и шерсти. С распространением христианства особым почетом стали
пользоваться зодчие по возведению каменных церквей и монастырей, а также
художники по внутренней росписи храмов, иконописцы.

6. ТОРГОВЛЯ И ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ.

Достаточно высокий уровень развития земледелия, скотоводства и ремесла
на Руси, оживленное строительство городов привело к становлению торговых
отношений. Но торговля еще не занимала заметного места в народном хозяйстве
киевской Руси, которое оставалось глубоко натуральным. Даже городские
ремесленники работали, как правило на заказ, по которым заказчики часто
расплачивались другой продукцией, то есть осуществлялся натуральный обмен.
Тем не менее Киевская Русь уже имела определенные сложившиеся
внутренние торговые связи между весьма отдаленными друг от друга
древнерусскими городами, где формировались местные рынки.
Традиционно торговля называлась «гостьба», сами торговцы или купцы –
«гости», а места торговли – «погосты». Позже, после принятия христианства,
при погостах стали строить храмы, около которых устраивались и кладбища.
Кстати, в каменных подвалах церквей купцы в целях безопасности зачастую
хранили свои товары, различные торговые договоры и документы, и за это
церковь имела свой доход.
Купцы-гости традиционно почитались, население и государство высоко
ценило их труд. В XI-XII веках за убийство купца полагалось выплатить штраф
в 12 гривен серебра, то есть в два раза больше, чем за простого смерда.
Гораздо большее развитие получила внешняя торговля. Русские купцы
торговали с Византией, Центральной Европой, Скандинавией, Средней Азией,
арабскими странами. Кроме известного пути «из варяг в греки», купцы
использовали Дунай как традиционную артерию для торговли с Европой. Они
плавали также по Балтийскому, Каспийскому, Азовскому, Черному, Средиземному
морям. Крупнейшими центрами международной торговли были Киев и Новгород.
Особая роль принадлежала здесь Новгороду, который можно назвать первым
«окном в Европу» для всей Киевской Руси.
Основными экспортными товарами были меха, воск, мед, лен, кожа, пенька,
ювелирные изделия, оружие, кольчуги и др. Импорт составляли товары роскоши
для знати: шелковые ткани, парча, бархат, оружие, благородные и цветные
металлы, пряности, драгоценные камни.
В результате развития торговли на Руси появились деньги. Деньги, как
средство обмена, у восточных славян существовали достаточно давно, задолго
до образования Древнерусского государства. В древности южные славяне
использовали при обмене в качестве денег скот, поэтому позже металлические
деньги тоже назывались «скот», а княжеская козна – «скотница». В северных
краях, где население занималось охотой, в качестве денег служил мех ценных
зверей, в частности куницы – «куна». Со временем это название перешло и на
металлические деньги.
В Киевской Руси чеканкой денег почти не занимались, а использовали
арабские и византийские монеты из серебра и золота, в основном во внешней
торговле. Гораздо большее распространение внутри страны имели серебряные и
медные слитки. Так, с XI века известна единица «гривна» - слиток серебра
весом в один фунт, или примерно 400 г. Гривну рубили пополам и каждая
половина гривны называлась «рубль», или «рублевая гривенка». На слитках
ставилось княжеское клеймо с указанием веса. Далее рубль делили на две
части – две полтины, и еще пополам – два четвертака. В названиях мелких
денежных единиц долго сохранялись отголоски так называемых «меховых денег»:
резана, скора (шкура), бела (белка), ушки, мордки и т.д. На протяжении
столетий считалось, что на Руси нет залежей драгоценных металлов и поэтому
для изготовления денег пользовались привозным сырьем.
Следует отметить, что в «Русской правде» имелось много подтверждений
того, что уже в XI веке в Киевской Руси были достаточно развиты кредитные
отношения. В тексте встречались такие понятия, как «одолжение по дружбе»,
«отдача денег в рост», «процент», «торговля в кредит», «долгосрочный и
краткосрочный кредит», «барыш» (прибыль), определялся порядок взыскания
долгов, различалась несостоятельность злостная и в результате несчастного
случая и т.д.
Считалось не по-христиански брать высокие проценты за кредит. Когда в
начале XII века ростовщики стали взимать до 50% годовых, население Киева в
1113 году выступило против таких грабительских условий, и великий князь
Владимир Мономах был вынужден вмешаться. Он ввел «Устав о резах»
(процентах), в котором было указано снизить долговые проценты до 20%. Было
запрещено обращать в полное рабство полузависимых людей, отрабатывающих
свой долг у заимодавца. Этим же уставом запрещалось заниматься
паразитическим ростовщичеством. Устав Владимира Мономаха законодательно
завершил создание феодальной системы Древнерусского государства.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Итак, в начале XII века Киевская Русь достигла наивысшего развития.
Именно законодательное оформление раннефеодальной империи стало началом ее
раздробленности. По имеющимся законам местные князья и бояре получили
большую самостоятельность во всех делах, что привело их к борьбе с великим
киевским князем и между собой. Начиная с 1130-х годов Киевская Русь
распалась на несколько самостоятельных государств.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1.ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО. Историко-библиографические очерки.
С.В. Бушуев, Г.Е. Миронов. Книга первая. IX-XVI вв. Москва, изд.
«Книжная палата» 1991г.

2.ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ РОССИИ. Учебное пособие. Под ред. Проф. М.Н.
Чепурина. Издание 4-е, стереотипное. – М.: «Информационно-издательский
Дом «Филинъ», 2000 г.







Реферат на тему: Откуда есть пошла земля русская
Содержание

|Содержание |1 |
|Пролог или вступление |2 |
|Происхождение восточных славян |2 |
|Хозяйство |4 |
|Религия |6 |
|Социальный строй |7 |
|Культура восточных славян |9 |
|Образование Древнерусского государства |10 |
|Социально-экономическое развитие |11 |
|Список использованной литературы |15 |
Пролог или вступление

К
аждого человека, кого раньше, кого позже наверняка волнует вопрос - а
откуда я взялся? Как я появился на свет?
Совсем недавно отмечали 850-летие Москвы, города, в котором живу я, родные
и близкие мне люди, мои друзья. Первое упоминание о Москве датируется 1147
годом, но и до этого жили здесь люди, среди лесов, на берегу той же самой
реки, под этим же самым небом. Наши предки. Кто они были, как они жили,
откуда они пришли на эти земли? Заглянуть в прошлое своей страны, своего
народа, интересно и заманчиво. Почти два века назад это сделал Николай
Карамзин в “Преданиях Веков”, описав историю Государства Российского, а до
него еще в 70-х годах XI в. монах Киево-Печерского монастыря летописец
Нестор создал на основании древних сказаний основной исторический документ
о Древней Руси - “Летопись временных лет”. Эти два труда позволили мне
заглянуть в далекое прошлое, почти на два тысячелетия назад. Оттуда и
начнем наш путь. Итак...

Происхождение восточных славян

П
редки славян издавна жили на территории Центральной и Восточной Европы. По
своему языку они относятся к индоевропейским народам, которые населяют
Европу и часть Азии вплоть до Индии. Археологи считают, что славянские
племена можно проследить по данным раскопок с середины второго тысячелетия
до н.э. Предков славян (в научной литературе их называют праславяне)
предположительно находят среди племен, населявших бассейн Одры, Вислы и
Днепра; в бассейне Дуная и на Балканах славянские племена появились лишь в
начале н.э. Возможно, что о предках славян говорит Геродот, когда описывает
земледельческие племена среднего Поднепровья.
Он называет их "сколотами" или "борисфенитами" (Борисфен — название Днепра
у античных авторов), отмечая, что греки ошибочно причисляют их к скифам,
хотя скифы совершенно не знали земледелия.

Предполагаемая максимальная территория расселения предков славян на западе
доходила до Эльбы (Лабы), на севере до Балтийского моря, на востоке — до
Сейма и Оки, а на юге их границей была широкая полоса лесостепи, шедшая от
левого берега Дуная на восток в направлении Харькова. На этой территории
обитало несколько сот славянских племен.

В VI в. из единой славянской общности выделяется восточно-славянская ветвь
(будущие русский, украинский, белорусский народы). Приблизительно к этому
времени относится возникновение крупных племенных союзов восточных славян.
Летопись сохранила предание о княжении в Среднем Поднепровье братьев Кия,
Щека, Хорива и их сестры Лыбеди и об основании Киева. Такие же княжения
были и в других племенных союзах, включающих в себя 100-200 отдельных
племен.
Многие славяне, единоплеменные с ляхами, обитавшими на берегах Вислы,
поселились на Днепре в Киевской губернии и назывались полянами от своих
чистых полей. Это имя исчезло в древней России, но сделалось общим именем
ляхов, основателей польского государства. От этого же племени славян были
два брата, Радим и Вятко, главами радимичей и вятичей: первый избрал себе
жилище на берегах Сожа, в Могилевской губернии, а второй на Оке, в
Калужской, Тульской или Орловской. Древляне, названные так от своей лесной
земли, обитали в Волынской губернии; дулебы и бужане по реке Бугу,
впадающему в Вислу; лутичи и тивирцы по Днестру до самого моря и Дуная, уже
имея города в земле своей; белые хорваты в окрестностях гор Карпатских;
северяне, соседи полян, на берегах Десны, Семи и Суды, в Черниговской и
Полтавской губернии; в Минской и Витебской, между Припетью и Двиною
Западною, дреговичи; в Витебской, Псковской, Тверской и Смоленской, в
верховьях Двины, Днепра и Волги, кривичи; а на Двине, где впадает в нее
река Полота, единоплеменные с ними полочане; на берегах же озера Ильменя
собственно так называемые славяне, которые после Рождества Христова
основали Новгород.
Наиболее развитыми и культурными среди восточно-славянских объединений были
поляне. К северу от них проходила своеобразная граница, за которой племена
жили "зверинским образом". По данным летописца «земля полян также носила
название "Русь". Одно из объяснений происхождения термина "Русь",
выдвигаемых историками, связано с названием реки Рось, притока Днепра,
давшей имя племени, на территории которого жили поляне.
К тому же времени относится и начало Киева. Нестор в летописи рассказывает
об этом так: «Братья Кий, Щек и Хорив, с сестрою Лыбедью, жили между
полянами на трех горах, из коих две слывут, по имени двух меньших братьев,
Щековицею и Хоривицею; а старший жил там, где ныне (в Несторово время)
Зборичев взвоз. Они были мужи знающие и разумные; ловили зверей в тогдашних
густых лесах днепровских, построили город и назвали оный именем старшего
брата, т. е. Киевым. Некоторые считают Кия перевозчиком, ибо в старину был
на сем месте перевоз и назывался Киевым; но Кий начальствовал в роде своем:
ходил, как сказывают, в Константинополь, и приял великую честь от царя
греческого; на возвратном пути, увидев берега Дуная, полюбил их, срубил
городок и хотел обитать в нем, но жители дунайские не дали ему там
утвердиться и доныне именуют сие место городищем К.иевцом. Он скончался в
Киеве, вместе с двумя братьями и сестрою».

Кроме народов славянских, по сказанию Нестора, жили тогда в России и многие
иноплеменные: меря вокруг Ростова и на озере Клещине или Переславском;
мурома на Оке, где река впадает в Волгу; черемиса, мещера, мордва на юго-
восток от мери; ливь в Ливонии, чудь в Эстонии и на восток к Ладожскому
озеру; нарова там, где Нарва; ямь, или емь в Финляндии, весь на Белоозере;
Пермь в губернии сего имени; югра, или нынешние березовские остяки, на Оби
и Сосве; печора на реке Печоре.
Данные летописца о размещении славянских племенных союзов подтверждаются
археологическими материалами. В частности, данные о различных формах
женских украшений (височные кольца), полученные в результате
археологических раскопок, совпадают с указаниями летописи о размещении
славянских племенных союзов.


Хозяйство

О
сновным занятием восточных славян было земледелие. Это подтверждается
археологическими раскопками, при которых были обнаружены семена злаков
(рожь, ячмень, просо) и огородных культур (репа, капуста, морковь, свекла,
редька). Выращивались также и технические культуры (лен, конопля). Южные
земли славян обгоняли в своем развитии северные, что объяснялось
различиями' в природно-климатических условиях, плодородии почвы. Южные
славянские племена имели более древние земледельческие традиции, а также
имели давние связи с рабовладельческими государствами Северного
Причерноморья.

У славянских племен существовали две основные системы земледелия. На
севере, в районе густых таежных лесов, господствующей системой земледелия
была подсечно-огневая.
Следует сказать, что граница тайги в начале 1 тыс. н.э. была гораздо южнее
современной. Остатком древней тайги является знаменитая Беловежская Пуща. В
первый год при подсечно-огневой системе на освояемом участке деревья
подрубали, и они высыхали. На следующий год срубленные деревья и пни
сжигали, и в золу сеяли зерно. Удобренный золой участок два-три года давал
довольно высокий урожай, потом земля истощалась, и приходилось осваивать
новый участок. Основными орудиями труда в лесной полосе были топор, мотыга,
заступ и борона-суковатка. Убирали урожай при помощи серпов и размалывали
зерно каменными зернотерками и жерновами.
В южных районах ведущей системой земледелия был перелог. При наличии
большого количества плодородных земель участки засевали в течение
нескольких лет, а после истощения почвы переходили ("перекладывались") на
новые участки. В качестве основных орудий использовали рало, а впоследствии
деревянный плуг с железным лемехом. Плужное земледелие было более
эффективным и давало более высокие и стабильные урожаи.
С земледелием тесно было связано скотоводство. Славяне разводили свиней,
коров, овец, коз. В качестве рабочего скота в южных районах использовали
волов, в лесной полосе — лошадей. Важное место в хозяйстве восточных славян
играли охота, рыболовство и бортничество (сбор меда диких пчел). Мед, воск,
меха были основными предметами внешней торговли.
Набор сельскохозяйственных культур отличался от более позднего: рожь
занимала в нем еще небольшое место, преобладала пшеница. Совсем не было
овса, но были просо, гречиха, ячмень.

Разводили славяне крупный рогатый скот и свиней, а также лошадей. Важная
роль скотоводства видна из того, что в древнерусском языке слово «скот»
означало также деньги.
Лесные и речные промыслы также были распространены у славян. Охота давала в
большей степени пушнину, чем продовольствие. Мед получали при помощи
бортничества. Это был не простой сбор меда диких пчел, но и уход за дуплами
(«бортями») и даже их создание. Развитию рыболовства способствовало то
обстоятельство, что славянские поселения обычно располагались по берегам
рек.
Большую роль в экономике восточных славян, как во всех обществах, стоящих
на стадии разложения родоплеменного строя, играла военная добыча: племенные
вожди совершали набеги на Византию, добывая там рабов и предметы роскоши.
Часть добычи князья распределяли между своими соплеменниками, что,
естественно, повышало их престиж не только как предводителей походов, но и
как щедрых благотворителей.
Одновременно вокруг князей складываются дружины — группы постоянных боевых
соратников, друзей (слово «дружина» происходит от слова «друг») князя,
своего рода профессиональных воинов и советников князя. Появление дружины
не означало на первых порах ликвидации всеобщего вооружения народа,
ополчения, но создавало предпосылки для этого процесса. Выделение дружины —
существенный этап в создании классового общества и в превращении власти
князя из родоплеменной в государственную.
Рост количества кладов римских монет и серебра, найденных на землях
восточных славян, свидетельствует о развитии у них торговли. Предметом
экспорта было зерно. О славянском экспорте хлеба во II—IV вв. говорит
заимствование славянскими племенами римской хлебной меры — квадрантала,
получившего название четверик (26, 26л) и существовавшем в русской системе
мер и весов до 1924 г. О масштабах производства зерна у славян
свидетельствуют найденные археологами следы ям-хранилищ, вмещавших до 5 т
зерна.

По археологическим данным мы можем судить в какой-то степени о быте древних
славян. Их располагавшиеся по берегам рек поселения группировались в своего
рода гнезда из 3—4 поселков. Если между этими поселками расстояние не
превышало 5 км, то между «гнездами» оно достигало не менее 30, а то и 100
км. В каждом поселке жило несколько семей; иногда они исчислялись
десятками. Дома были небольшие, типа полуземлянок: пол на метр-полтора ниже
уровня земли, деревянные стены, глинобитная или каменная печь, топящаяся по-
черному, крыша, обмазанная глиной и порой доходящая концами кровли до самой
земли. Площадь такой полу•землянки была обычно невелика: 10—20 м2.
Несколько поселков, вероятно, составляли древнеславянскую общину — вервь.
Прочность общинных институтов была настолько велика, что даже повышение
производительности труда и общего уровня жизни далеко не сразу привели к
имущественной, а тем более социальной дифференциации внутри верви. Так, в
поселении X в. (т. е. когда уже существовало Древнерусское государство) —
городище Новотроицком — не обнаружено следов более и менее богатых
хозяйств. Даже скот был, видимо, еще в общинном владении: дома стояли очень
тесно, порой соприкасаясь крышами, и не оставалось места для индивидуальных
хлевов или загонов скота. Прочность общины на первых порах тормозила,
несмотря на сравнительно высокий уровень развития производительных сил,
расслоение общины и выделение из нее более богатых семей.

Приблизительно в VII - VIII вв. ремесло окончательно отделяется от
земледелия. Выделяются специалисты—кузнецы, литейщики, мастера золотых и
серебряных дел, позднее гончары. Ремесленники обычно концентрировались в
племенных центрах — градах или на городищах — погостах, которые из военных
укреплений постепенно превращаются в центры ремесла и торговли — города.
Одновременно города становятся оборонительными центрами и резиденциями
носителей власти.

Города, как правило, возникали при слиянии двух рек, так как такое
расположение обеспечивало более надежную защиту. Центральная часть города,
окруженная валом и крепостной стеной, называлась кремлем или детинцем. Как
правило, со всех сторон кремль был окружен водой, так как реки, при слиянии
которых строился город, соединялись рвом, наполненным водой. К кремлю
примыкали слободы — поселения ремесленников. Эта часть города называлась
посадом.

Древнейшие города возникали чаще всего на важнейших торговых путях. Одним
из таких торговых путей был путь из варяг в греки". Через Неву или Западную
Двину и Волхов с его притоками и далее через систему волоков суда достигали
бассейна Днепра. По Днепру они доходили до Черного моря и далее до
Византии. Окончательно этот путь сложился к IX в.
Другим торговым путем, одним из древнейших на территории Восточной Европы,
был Волжский торговый путь, связывавший Русь со странами Востока.

Религия

Д
ревние славяне были язычниками, обожествлявшими силы природы. Главным богом
был, по-видимому, Род, бог неба и земли. Он выступал в окружении женских
божеств плодородия — Рожаниц. Важную роль играли также божества, связанные
с теми силами природы, которые особенно важны для земледелия: Ярило — бог
солнца (у некоторых славянских племен он назывался Ярило, Хорос) и Перун
—бог грома и молнии. Перун был также богом войны и оружия, а потому его
культ впоследствии был особенно значителен в дружинной среде. В России, до
введения христианской веры, первую степень между идолами занимал Перун, бог
молнии, которому славяне еще в VI веке поклонялись, обожая в нем верховного
Мироправителя. Кумир его стоял в Киеве на холме, вне двора Владимирова, а в
Новгороде над рекою Волховом был деревянный, с серебряною головою и с
золотыми усами. Известны также «скотий бог» Волос, или Белее, Даждьбог,
Стрибог, Самаргла, Сварог (бог огня) Мокоша (богиня земли и плодородия) и
др. Богам приносили жертвы, иногда даже человеческие. Языческий культ
отправлялся в специально устроенных капищах, где помещался идол. Князья
выступали в роли первосвященников, но были и особые жрецы — волхвы и
кудесники. Язычество сохранялось и в первое время существования
Древнерусского государства, а его пережитки сказывались еще несколько
веков.

В договоре Олега с греками упоминается еще о Волосе, которого именем и
Перуновым клялися россияне в верности, имея к нему особенное уважение, так
как он считался покровителем скота, главного их богатства.— Сии. Бог
веселья, любви, согласия и всякого благополучия именовался в России Ладо;
ему жертвовали вступающие в брачный союз. Славяне охотно умножали число
идолов своих и принимали чужеземных. Русские язычники ездили в Курляндию и
в Самогитию для поклонения кумирам; следственно, имели одних богов с
латышами. Купалу, богу земных плодов, жертвовали перед собиранием хлеба, 23
июня, в день св. Агриппины, которая для того прозвана в народе Купальницею.
Молодые люди украшались венками, раскладывали ввечеру огонь, плясали около
его и воспевали Купала. Память сего идолослужения сохранилась в некоторых
странах России, где ночные игры деревенских жителей и пляски вокруг огня с
невинным намерением совершаются в честь языческого идола.
24 декабря язычники русские славили Коляду, бога торжеств и мира. Накануне
Рождества Христова, дети земледельцев собирались колядовать под окнами
богатых крестьян, величали хозяина в песнях, твердили имя Коляды и просили
денег. Святошные игрища и гадание кажутся остатком этого языческого
Праздника.
Желая выразить могущество и грозность богов, славяне представляли их
великанами, с ужасными лицами, со многими головами. Греки хотели любить
своих идолов (изображая в них примеры человеческой стройности), а славяне
только бояться; первые обожали красоту и приятность, а вторые—одну силу и,
еще не довольствуясь собственным противным видом истуканов, окружали их
гнусными изображениями ядовитых животных: змей, жаб, ящериц и проч.
О капищах славян российских не имеем никакого сведения: Нестор говорит
только об идолах и жертвенниках; но удобность приносить жертвы во всякое
время и почтение к святыне кумиров требовали защиты и крова, особенно же в
странах северных, где холод и ненастье столь обыкновенны и продолжительны.
Нет сомнения, что на холме Киевском и на берегу Волхова, где стоял Перун,
были храмы, конечно не огромные и не великолепные, но сообразные с
простотою тогдашних нравов и с малым сведением людей в искусстве зодческом.
Священники именем народа приносили жертвы и предсказывали будущее. В
древнейшие времена славяне заклали в честь Богу невидимому одних волов и
других животных; но после, омраченные суеверием идолопоклонства, обагряли
свои требища кровию христиан, выбранных по жребию из пленников или
купленных у морских разбойников. Жрецы думали, что идол увеселяется
христианскою кровию, и к довершению ужаса пили ее, воображая, что она
сообщает дух пророчества. В России также приносили людей в жертву, по
крайней мере во времена Владимировы. Балтийские славяне дарили идолам
головы убиенных опаснейших неприятелей.
У славян существовал годовой цикл земледельческих праздников в честь солнца
и смены времен года. Языческие обряды должны были обеспечить высокий
урожай, здоровье людей и скота.
. Главный из них был по собрании хлеба и происходил таким образом:
первосвященник накануне должен был вымести святилище, неприступное для
всех, кроме его; в день торжества, взяв из руки Святовида рог, смотрел,
наполнен ли он вином, и по тому угадывал будущий урожай; выпив вино, снова
наполнял им сосуд и вручал Святовиду; приносил богу своему медовый пирог,
длиною в рост человеческий; спрашивал у народа, видит ли его, и желал,
чтобы в следующий год сей пирог был уже съеден идолом, в знак счастия для
острова; наконец, объявлял всем благословение Святовида, обещая воинам
победу и добычу. Другие славяне, торжествуя собрание хлеба, обрекали петуха
в дар богам, и пивом, освященным на жертвеннике, обливали скот, чтобы
предохранить его от болезней.

Особыми обрядами сопровождались важнейшие события в жизни человека —
рождение, свадьба, смерть. Погребение мертвых было также действием
священным между языческими славянами. Старейши на деревни объявлял жителям
смерть одного из них посредством черного жезла, носимого со двора на двор.
Все они провожали труп с ужасным воем, и некоторые женщины, в белой одежде,
лили слезы в маленькие сосуды, называемые плачевными. Разводили огонь на
кладбище и с сжигали мертвого с его женою, конем, оружием; собирали пепел в
урны, глиняные, медные или стеклянные, и зарывали вместе с плачевными
сосудами.
Иногда сооружали памятники: обкладывали могилы дикими камнями или ограждали
столпами. Печальные обряды заключались веселым торжеством, которое
именовалось стравою и было еще в VI веке причиной великого бедствия для
славян: ибо греки воспользовались временем сего пиршества в честь мертвых и
наголову побили их войско.
Славяне российские — кривичи, северяне, вятичи, радимичи —творили над
умершими тризну: показывали силу свою в разных играх воинских, сжигали труп
на большом костре и, заключив пепел в урну, ставили ее на столпе в
окрестности дорог.

Социальный строй

Т
огдашний уровень развития производительных сил требовал значительных затрат
труда для ведения хозяйства. Трудоемкие работы, которые нужно было
выполнять в ограниченные и строго определенные сроки, мог выполнить только
коллектив. С этим связана большая роль общины в жизни славянских племен.
Обработка земли стала возможна силами одной семьи. Хозяйственная
самостоятельность отдельных семей делала излишним существование прочных
родовых коллективов. Выходцы из родовой общины уже не были обречены на
гибель, т.к. могли осваивать новые земли и стать членами территориальной
общины. Родовая община разрушалась также в ходе освоения новых земель
(колонизация) и включения в состав общины рабов.
Каждая община владела определенной территорией, на которой жили несколько
семей. Все владения общины делились на общественные и личные. Дом,
приусадебная земля, скот, инвентарь были личной собственностью каждого
общинника. Общую собственность составляли пашня, луга, леса, промысловые
угодья, водоемы. Пахотная земля и покосы могли периодически делиться между
общинниками.
Распаду первобытно-общинных отношений способствовали военные походы славян
и, прежде всего, походы на Византию.
Участники этих походов получали большую часть военной добычи. Особенно
значительной была доля военных предводителей — князей и родоплеменной знати
— лучших мужей. Постепенно вокруг князя складывается особая организация
профессиональных воинов — дружина, члены которой и по экономическому, и по
социальному положению отличались от своих соплеменников. Дружина делилась
на старшую, из которой выходили княжеские управители, и младшую, жившую при
князе и обслуживавшую его двор и хозяйство.
Важнейшие вопросы в жизни общины решались на народных собраниях —вечевых
сходах. Помимо профессиональной дружины существовало также и общеплеменное
ополчение (полк, тысяча).
Культура восточных славян

О
культуре славянских племен известно мало. Это объясняется крайне скупыми
данными источников. Меняясь с течением времени, народные сказки, песни,
загадки сохранили значительный пласт древних верований. Устное народное
творчество отражает разнообразные представления восточных славян о природе
и жизни людей.
До наших дней дошло очень немного образцов искусства древних славян. В
бассейне реки Рось был найден интересный клад из вещей VI-VII вв., среди
которых выделяются серебряные фигурки коней с золотыми гривами и копытами и
серебряные изображения мужчин в типичной славянской одежде с узорчатой
вышивкой на рубахе. Для славянских серебряных изделий из южнорусских
областей характерны сложные композиции из человеческих фигур, зверей, птиц
и змей. Многие сюжеты в современном народном искусстве имеют очень древнее
происхождение и мало изменились с течением времени.
В древних могилах находили много глиняных урн, весьма хорошо сделанных, с
изображением львов, медведей, орлов и покрытых лаком; также копья, ножи,
мечи, кинжалы, искусно выработанные, с серебряною оправою и насечкою. Еще в
XVII веке найдены медные истуканы славянских богов, работы их собственных
художников, которые, впрочем, не имели понятия о красоте металлических
изображений, отливая голову, стан и ноги в разные формы и весьма грубо. Так
было и в Греции, где во времена Гомеровы
художники уже славились ваянием, но еще не умели отливать статуй в одну
форму. Памятником каменотесного искусства древних славян остались большие
гладко обделанные плиты, на коих выдолблены изображения рук, пят, копыт и
проч.
Любя воинскую деятельность и подвергая жизнь свою беспрестанным опасностям,
наши предки мало успевали в зодчестве, требующем времени, досуга, терпения,
и не хотели строить себе прочных домов: не только в шестом веке, но и
гораздо попозже обитали в шалашах, которые едва укрывали их от непогод и
дождя.
Славянские города были ни чем иным, как собранием хижин, окруженных забором
или земляным валом. Там возвышались храмы идолов, не такие великолепные
здания, какими гордились Египет, Греция и Рим, но
большие деревянные кровы. Не зная выгод роскоши, которая сооружает палаты и
выдумывает блестящие наружные украшения, древние славяне в низких хижинах
своих умели наслаждаться действием так называемых изящных искусств. Первая
нужда людей есть пища и кров, вторая — удовольствие, и самые дикие народы
ищут его в музыке, в согласии звуков, веселящих душу и услаждающих слух.
Предки брали с собой в путь не оружи

Новинки рефератов ::

Реферат: Европейский союз и его позиция в международных отношениях (Политология)


Реферат: Генри Кавендиш (1731-1810) (Исторические личности)


Реферат: Теория конфликта в отечественной и зарубежной социологии (Социология)


Реферат: Ричард Львиное Сердце (Исторические личности)


Реферат: Селекция растений на устойчивость к загрязнителям окружающей среды (Сельское хозяйство)


Реферат: Планирование персонала (Менеджмент)


Реферат: Гражданское право(конспект) (Гражданское право и процесс)


Реферат: Происхождение христианства (Религия)


Реферат: Биография и творчество Пришвина (Литература : русская)


Реферат: Исследование толерантности (Психология)


Реферат: Автоматизированный учет личных финансов (Аудит)


Реферат: Проблема выбора стиля управления руководителем (Психология)


Реферат: Мотив (Социология)


Реферат: Аргон инертный газ (Химия)


Реферат: Теневая экономика в Казахстане (Предпринимательство)


Реферат: Внутрифирменное планирование на туристическом предприятии (Менеджмент)


Реферат: Награды Емануеля (Исторические личности)


Реферат: Государственная Дума РФ и ее полномочия (Политология)


Реферат: Новые подходы в химической переработке ископаемых углей (Технология)


Реферат: Право граждан на свободу собраний и ассоциаций: российское законодательство и евростандарты (Международное публичное право)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист