GeoSELECT.ru



История / Реферат: Падение золотой империи инков (История)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Падение золотой империи инков (История)



ПАДЕНИЕ ЗОЛОТОЙ ИМПЕРИИ ИНКОВ

Светает. Лучи солнца, пробившись в утреннее небо, окрасили снежные вершины
Анд в бледно-розовые краски. Здесь, на высоте 4300 метров над уровнем моря,
индейцы, встречающие рассвет, радуются теплу, которое прогоняет ночной
холод. Солнечные лучи уже осветили храм солнца в центре столице государства
инков, городе Куско (что означает “центр мира”). Засияли на солнце золотые
стены храма. Засверкали в саду инков перед храмом отлитые из чистого золота
статуи лам, викуний и кондоров. В знак благоговения перед богом солнца
индейцы, проходящие мимо храма, посылают воздушные поцелуи. Они верят, что
солнце дает им жизнь и обеспечивает их всем необходимым, - как же
признательны они за эти щедрые дары!

В

XIV-XVI веках на западном побережье Южной Америки распространилась власть
могущественной “золотой империи”. Благодаря руководству талантливых
архитекторов и инженеров общественная жизнь инков достигла очень высокого
уровня. Территории государства охватывала все земли от южных районов
современной Колумбии до Аргентины и достигала протяженности 5000
километров. “Инки считали, что они завоевали почти весь мир”, - писалось в
журнале “Нэшнл джиогрэфик”. А те земли, что еще оставались за пределами их
государства, не представляли, по их по их мнению, никакой ценности. Однако
в другой части света никто даже и не знал о существовании их государства.
Кто же такие инки? Каково их происхождение?

Предшественники инков
Археологические находки свидетельствуют о том, что инкам
предшествовали другие развитые культуры. Они существовали за сотни и тысячи
лет до появления инков. Археологи выделяют культуры Ламбаек, Чавин, Мочика,
Чиму и Тиауанако.
Эти древние народы поклонялись различным животным- ягуару, пуме и
рыбам. Кроме того, было широко распространено поклонение богам гор.
Найденные керамические изделия показывают, что у некоторых племен
существовал культ сладострастия. В храме, построенном одним из племен
неподалеку от озера Титикака высоко в горах (на границе Перу и Боливии),
были найдены фаллоидные предметы- им поклонялись во время ритуалов
плодородия, чтобы получить от Пача-мама (матери-земли) хороший урожай.

Миф и реальность
Как народ инки сформировались примерно в 1 200 году. Историк Гарсиласо
де ла Вега, сын испанского конквистадора-землевладельца и инкской
принцессы, пишет, что, согласно легенде, бог солнца послал своего сына
Манко Капака, который стал первым Инкой, вместе с его сестрой ( и в то же
время невестой) к озеру Титикака, чтобы они научили всех людей поклоняться
солнцу. Эту легенду до сих пор рассказывают детям в школе.
Однако если оставить мифы и обратиться к реальности, мы узнаем, что
инки, вероятно, произошли от племени Тиауанако, жившего в районе озера
Титикака. Растущее инкское государство присваивало себе достижения
покоряемых племен, достраивая и совершенствуя созданные ими каналы и
террасы. Инки возводили грандиозные сооружения. Существует множество
предположений, касающихся того, как удалось инкам построить крепость-храм
Саксаваман, которая возвышается на холме в городе Куско. Она сложена из
каменных глыб весом по сто тонн. При строительстве не использовалось
никакого скрепляющего раствора. Однако эти стены древнего Куско,
построенные из тщательно обтесанных и точно подогнанных один к другому
камней, даже во время землетрясений практически не пострадали.

Сверкающий храм солнца
В храме столичного города Куско, построенном из отшлифованных камней,
жрецы совершали служение солнцу. Изнутри стены храма были отделаны чистым
золотом и серебром. В дополнение к служению жрецов были созданы своего рода
монастыри, здание одного из них было реконструировано, этот монастырь
относился к храму солнца в Пачакамаке, неподалеку от Лимы. Самые красивые
девушки. Начиная с восьми лет, проходили специальное обучение, чтобы
служить “девственницами, предназначенными солнцу”. Археологические раскопки
показывают, что инки совершали и человеческие жертвоприношения. Они
приносили детей в жертву апу- богам гор. На вершинах Анд были найдены
замершие детские тела.
Хотя ни у инков, ни у предшествовавших им племен не было письменности,
они создали специальный способ хранения сообщений- так называемое кипу.
Кипу использовалось теми, кому поручалось хранить память о различных
исчислениях и событиях и “состояло из системы шнуров различной толщины и
разных цветов. Числа и другие данные передавались узелками различных
размеров”.
Как поддерживалось единство государства
Мощь централизованного государства благодаря твердой политике и
жестким законам. Основным требованием для всех подданных было значение
кечуа - языка инков. В книге “Кечуа для всех” говорится, что “кечуа- это
самый богатый, живой и красивый язык Южной Америки”. На этом языке и по сей
день говорят пять миллионов человек, которые живут в горах Перу, и еще
миллионы жителей пяти других стран, входивших раньше в состав государства
инков. Население районов к юго-востоку озера Титикака говорит на языке
аймара, который произошел от кечуа, - на нем говорили предшественники
инков.
Язык кечуа сплотил более ста покоренных инками племен, а курака
селений (вождям) благодаря единому языку было намного легче управлять этими
народами. Каждая семья получала земельный надел. Покорив какое-либо племя,
Инка не только не запрещал принятые у местных жителей танцы и праздники, но
и даже устраивал для них представления и игры, чтобы его подданные были
довольны.

Трудовая повинность мита
В государстве не было никакой денежной единицы, и, следовательно,
золото само по себе не имело для жителей никакой ценности. Им дорожили
потому, что в нем отражалось солнце. Единственной повинностью- мита, что на
языке кечуа означает “очередность”, - было поочередное участие в
строительстве государственных дорог и различных сооружений. Тысячи индейцев
были призваны законом на подобные работы.
Используя индейцев, отрабатывавших миту, инки построили сеть дорог
протяженностью более 24000 километров! Эта система каменных дорог,
строительство которой началось в городе Куско, связала столицу с самыми
отдаленными районами государства. Дорогами пользовались специально
обученные курьеры - часки. Вдоль дороги на расстоянии от одного до трех
километров друг от друга располагались хижины для этих курьеров. Как только
часки, несущий весть, добегал до хижины, его сменял другой. И так, сменяя
друг друга, они пробегали 240 километров в день. Правящий же Инка за
короткое время получал сведения со всех сторон своего государства.
Вдоль дорог также были расположены склады. Продовольствие и одежда,
которые там хранились, были предназначены для армий инков, отправляющихся в
завоевательные походы. По мере возможности инки старались избегать войн.
Используя политический ход, они направляли к тому или иному племени послов
и предлагали подчиниться своему правлению и принять культ солнца. Если
племя соглашалось, то ему позволялось и дальше жить в своих селениях, но
уже под надзором обученных для этого дела инкских вождей. Если же племя
отказывалось от предложенных условий, то безжалостные завоеватели покоряли
его силой. Из черепов убитых врагов инки пили чичу - опьяняющий кукурузный
напиток.
Во времена правления Пачакути, Инки IX (1438 год и далее), его сына
Тупак Инки Юпанки и Вайна Капака, которому было поручено ведение военных
действий, владения государства стремительно расширялись и достигли своей
наибольшей протяженности с севера на юг. Однако вскоре наступили перемены.

Захватчики с севера
Около 1530 года испанский завоеватель Франсиско Писарро, узнав из
рассказов о золотых сокровищах Перу, двинулся туда из Панамы вместе со
своей армией - Перу в то время было ослаблено междоусобной войной.
Атавальпа, направляясь к столице, одержал победу над принцем Васкаром,
своим сводным братом и законным наследником престола, и взял его в плен.
Писарро и его солдаты, добравшись с трудом до города Кахамарка в
глубине страны, были радушно встречены узурпатором Атавальпой. Однако
испанцы, хитростью взяв его в плен, лишили его престола и убили тысячи его
воинов, которые совершенно не были готовы к тому, чтобы дать отпор.
Однако даже плен не помешал Атавальпе продолжать междоусобную войну.
Он направил в Куско посыльных, чтобы убить своего сводного брата Инку
Васкара и сотни остальных членов королевской семьи. Этим он, сам того не
подозревая, сыграл на руку Писарро.
Заметив, что испанцы неравнодушны к золоту и серебру, Атавальпа
пообещал в обмен на освобождение дать Писарро столько золотых и серебряных
статуй, что ими можно было бы заполнить огромную комнату. Но план Атавальпы
не удался. Его опять обвели вокруг пальца! После того как обещанный выкуп
был уплачен, Атавальпа, Инка XIII, которого священники считали
идолопоклонником, был крещен как католик, а потом задушен.

Начало конца
Захват и убийство Атавальпы стало смертельным ударом по государству
инков. Однако индейцы продолжали бороться, поэтому “предсмертная агония”
растянулась на сорок лет.
Когда прибыло подкрепление, Писарро и его солдаты устремились к Куско,
городу несметных сокровищ инков. Движимые жаждой золота, испанцы жестоко
пытали индейцев, чтобы выведать у них тайны скрытых сокровищ, а всех, кто
пытался им противостоять, - запугивая, заставляли молчать.
В сопровождении принца Манко II, который был братом Васкара и должен
был стать следующим Инкой (Манко Инка Юпанка), Писарро и его солдаты
ворвались в Куско и разграбили все золотые сокровища. Большую часть золотых
статуй они переплавили в слитки и отправили в Испанию. Неудивительно, что
испанские корабли, переполненные сокровищами Перу, были желанной добычей
для британских пиратов! Сам же Писарро, награбив немало добра. Отправился
на побережье материка и в 1535 году основал там новую столицу, город Лиму.
Ясно увидев, насколько жадны и вероломны завоеватели, Манко Инка
Юпанки поднял восстание. Вспыхивали и другие мятежи против испанцев, но в
конце- концов индейцам все же пришлось отступить и укрепиться в более
отдаленных районах. Одним из мест, где, возможно, укрывались индейцы, был
расположенный в горах священный город Мачу-Пикчу.

Последний Инка
Последним Инкой стал Тупак Амару(1572), сын Манко Инки Юпанки. В это
время в Перу правили испанские вице-короли. Вице-король Толедо решил во что
бы то ни стало уничтожить инков. Собрав большую армию, он направился в
область Вилькапампа. В джунглях Тупак Амару был схвачен. Вместе с
беременной женой его повезли в Куско- их ожидала смертельная казнь. Индеец
из Каньяра был исполнителем приговора. Один удар- и Инка был обезглавлен, в
этот момент раздался скорбный вздох тысячи индейцев, собравшихся на
рыночной площади. Его приближенные были замучены до смерти или повешены.
Так быстро и жестоко был положен конец правлению Инков.
Постепенно на жизни индейцев, к которым долгое время относились как к
рабам, стало отражаться влияние назначенных Испанией правителей, а также
католических монахов и священников, что имело как положительные, так и
отрицательные стороны. Многим индейцам пришлось работать на месторождениях
золота и серебра, одно из которых, серебряное, в Потосе, Боливия. Чтобы
уйти от страшной действительности индейцы начали употреблять листья коки,
которые обладали наркотическими свойствами. И только в начале XIX века Перу
и Боливия обрели независимость от Испании.

Современные потомки инков
Как же сегодня живут потомки инков? Подобно другим современным
городам, столица Перу, Лима, -шумный город с миллионным населением. Но в
провинциальных районах время, кажется, остановилось еще сто лет назад. Во
многих отдаленных селениях католические священники до сих пор имеют
огромное влияние. Простой индеец- крестьянин ни куда не пойдет с такой
охотой, как в католическую церковь на деревенской площади. Статуи святых в
длинных одеждах, разноцветные светильники, позолоченный алтарь, свечи,
таинственные богослужения и особенно танцы и празднества- все это вносит
хоть какое-то разнообразие в его жизнь. Однако, несмотря на то, что это
разнообразие, возможно, и радует глаз, крестьянин продолжает держаться и
своих прежних верований. Кроме того, многие индейцы, как и раньше
употребляли, употребляют листья коки, которым приписываются мистические
свойства.
Благодаря стойкости, свойственной потомкам инков (у многих из них уже
смешанное происхождение), им удалось сохранить свои яркие традиционные
танцы и народную музыку уайно. Хотя вначале индейцы обычно настороженно
относятся к чужим, присущее им гостеприимство обязательно проявится. Те,
кто лично знаком с современными потомками инков- кто наблюдал их
каждодневную борьбу за жизнь, старался проявлять к ним интерес и ближе
познакомиться с их жизнью, - те не останутся равнодушными к их истории!

-----------------------
[pic]


[pic]


[pic]



Владивостокский Государственный Университет Экономики и Сервиса



Реферат

Падение золотой империи инков



Руководитель _______________ Бурковская Е. Ю.



Исполнитель

студент ИС-97 _______________ Гавриленко А. С.



Находка 1998 г.






Реферат на тему: Падение крепостного права

Южно-Сахалинский филиал Московского
Государственного Университета коммерции



Контрольная работа по предмету:
История экономики.

Тема:
Падение крепостного права в России



Выполнил студент I курса
специальность «Бухучет и аудит»
(заочного отделения) 1.605(ускор.)
Руденко Виталий Анатольевич
Преподаватель: Шевченко А.Н
Проверил: ................................



г. Южно-Сахалинск
1999 год



План:



1. Кризис феодально - крепостнической системы хозяйства в
России, и формы его проявления

2. Основное содержание и значение реформы 1861 года в
России.

3. Влияние отмены крепостного права на развитие
капитализма и внутреннего рынка.



Кризис феодально - крепостнической системы хозяйства в России и формы его
проявления

В период царствования Александра II удалось провести ряд
прогрессивных для своего времени и российских условий реформ прежде всего
потому, что необходимость их осуществления - в силу ряда объективных и
субъективных причин - стала очевидной неизбежностью.

Промышленность, служившая основой развития капиталистических
отношений, была лишена необходимого ей рынка свободной рабочей силы. Эта
ситуация отрицательно сказывалась не только на предпринимателях, но и на
землевладельцах: последние, исчерпав возможности повышения доходности
имений за счет увеличения оброка и повинностей, вынуждены были отпускать
крестьян в город на заработки, распродавать или закладывать земли, что
объективно подрывало устои феодального землевладения.

Основной “бедой” России оставалось крепостничество. Крестьянство
разорялось. Прикрепленный к земле крестьянин был собственностью помещика,
который мог его купить, продать, выменять. Крестьянин не смел уйти в город
без разрешения барина. Помещик мог в любое время отозвать с фабрики своего
оброчного мужика и тем самым нанести урон промышленному производству.
Заработок такого крестьянина в значительной мере шел в карман помещика в
виде оброка. Сами предприниматели нередко были в прошлом крепостными
крестьянами или оставались таковыми до выкупа, хотя на их предприятиях
работали сотни наемных рабочих. Фабрики таких крестьян-предпринимателей
оставались собственностью помещика, порою даже после личного освобождения
крестьянина из крепостной зависимости, собственностью которую помещик мог
отобрать в любое время. И помещики широко пользовались этим правом . За
выкуп на волю предприниматели должны были платить огромные деньги, что
вело к сокращению предприятий. Крепостные предприниматели вынуждены были
хитрить, скрывать свои капиталы, прятать их, вместо того чтобы вкладывать в
производство.

Для сельского хозяйства были характерны рутинное состояние
техники, низкая урожайность, приводившая к периодическим голодовкам ,
крайне низкий уровень агрономической культуры. Доходность помещичьих
имений падала, а крестьянство разорялось и нищало.

Таким образом, самодержавно-крепостнический строй в значительной
мере сковывал развитие производительных сил России. Несостоятельность
российской экономики, внутренней политики и, как следствие военно-
техническая отсталость были подтверждены поражением России в Крымской
войне (1853-1856 гг.). Так к примеру основная масса
русской пехоты была вооружена кремневыми ружьями, а союзники нарезным
оружием, по всем техническим показателям выше русского вооружения. Более
слабой оказалась и русская артиллерия. К тому же не хватало снарядов.
Военные заводы с их крепостными рабочими и отсталой техникой не могли
обеспечить армию вооружением и боеприпасами. В.И. Ленин отмечал, что
«Крымская война показала гнилость и бессилие крепостной России». Эта война
способствовала обострению социально-экономической ситуации внутри страны.

Все активнее проявляло себя народное недовольство. В 30-40 годы
XIX века в среднем в год происходило от 30 до 40 крестьянских волнений:
крестьяне бежали от своих господ на окраины, отказывались от работы,
поджигали имения. В 1858 г. таких выступлений произошло уже 378, в 1859 г.
- 161, в 1860 - более тысячи.

Набирали силу общественно-политические движения, либеральное
дворянство требовало преобразований, выражая сомнения в способности
правительства обеспечить порядок и нормальное развитие государства.

Таким образом, опасения перед отменой крепостного права “снизу”
вынудила Александра II приступить к подготовке реформы “сверху”.

Подготовка реформы первоначально велась тайно. Затем к ней были
привлечены широкие круги дворянства: в 1858 году во всех губерниях были
созданы выборные дворянские комитеты для составления проектов реформы.
Центральное руководство подготовки реформы сосредоточилось в созданном в
1858 году Главном комитете по крестьянскому делу. Для сведения воедино
материалов губернских комитетов при Главном комитете были созданы
редакционные комиссии.

Ни торгово-промышленная буржуазия, ни тем более крестьянство к
подготовке реформы не были допущены. А готовившие реформу дворяне
стремились главным образом к тому, чтобы обеспечить собственные интересы.

Центральным вопросом реформы, по которому шла борьба внутри
момещечьего класса, был вопрос о том, освобождать крестьян с землей
или без земли. По этому вопросу шли споры между группами крепостников и
либералов. Борьба между ними была не принципиальной: и крепостники, и
либералы стояли за отмену крепостного права при сохранении помещичьего
землевладения и самодержавия, но либералы при этом хотели несколько
ограничить царский абсолютизм и были против освобождения крестьян без
земли.

Интересы народных масс в царских комитетах и комиссиях не
представлял никто. Основная борьба вокруг реформы велась не между
дворянскими группировками, а между помещиками и самодержавием, с одной
стороны, и крестьянством - с другой. Интересы крестьян выражали
революционные демократы. Несмотря на жесткую цензуру, в своих выступлениях
они призывали к полной ликвидации крепостничества и помещичьего
землевладения, к передаче всей земли крестьянам без всякого выкупа.
Борьба революционных демократов, непрекращающиеся крестьянские волнения
заставили царское правительство отказаться от наиболее реакционных
вариантов реформы и пойти на некоторые уступки крестьянству. Было принято
компромиссное, примирившее всех помещиков решение освободить крестьян с
минимальным наделом земли за выкуп. Такое освобождение обеспечивало
помещиков как рабочими руками, так и капиталом.


Основное содержание и значение реформы
1861 года в России.
19 февраля 1861 года, Александром II, был подписан закон об отмене
крепостного права «Положение о крестьянах вышедших из крепостной
зависимости». Этот закон состоял из отдельных «Положений», касавшихся трех
основных групп вопросов:

1.Упразднение личной зависимости крестьян от помещиков.
2. Наделения крестьян землей и определения крестьянских

повинностей.
3.Выкупа крестьянских наделов.


1. Упразднение личной зависимости.


Реформа предоставила крестьянам личную свободу и право
распоряжаться своим имуществом, покупать и продавать движимость и
недвижимость, заниматься торгово-промышленной деятельностью. Однако,
освободив крестьян от крепостной зависимости, реформа сделала их
зависимыми от сельской общины. Землею наделялась община, которая
распределяла ее между отдельными хозяйствами, производя периодические
переделы; без согласия общины крестьянин не имел права продать или
передать свою землю, уйти из деревни.

Через общину в определенной степени сохранилась и власть помещика
над крестьянством. Помещик имел также право отвода неугодных ему старост
и других выборных лиц в общине, без его согласия нельзя было изменить
севооборот или распахать пустырь. Община несла круговую поруку за
уплату податей каждым крестьянином.

Существование общины было выгодно помещикам, которых община
обеспечивала рабочей силой, и государству, которому она гарантировала
поступление налогов. Для крестьян община стала серьезным ограничителем
юридической свободы.


2. Наделы и повинности крестьян.


При определении норм наделов формально исходили из степени
плодородия земли в различных районах страны, а фактически - только из
интересов помещиков. Были определены нормы наделов для губерний
великороссийских, юго-западных малороссийских и западных.
Великороссийские губернии по нормам наделов делились в свою очередь на три
группы, в зависимости от того, в какой полосе они находились: в
черноземной, нечерноземной или степной. Наделялись землей только мужчины.
Размеры душевых наделов колебались в зависимости от плодородия почвы и
хозяйственных особенностей различных регионов. В черноземной и
нечерноземной полосах соотношение высшей и низшей нормы надела составляло
1:3, в степной полосе была установлена единая и сравнительно высока
норма наделов, что объяснялось нехваткой здесь рабочих рук и
заинтересованностью помещиков в привлечении в этот район крестьян.

В большинстве случаев до реформы у крестьян было больше земли,
чем это предусматривалось высшей нормой надела по «Положению». Разницу
помещики получили право отрезать в свою пользу. Если после наделения
крестьян землей у помещика ее оставалось менее 1/3 в черноземной или
нечерноземной полосе или 1/2 в степной, то он имел право уменьшить
крестьянские наделы, даже если они не превышали нормы. Отрезанная в
результате реформы 1861 года земля получила название отрезков.

Отнюдь не все бывшие крепостные получили землю в результате
реформы. Совершенно лишились прав на надел дворовые слуги и «месячники».
Беззастенчивое ограбление крестьян выразилось и в том, что при наделении их
землей помещики захватывали лучшие земли. Помещики вгоняли свои земли
«клином» в крестьянские, что создавало затруднения для крестьянских
хозяйств и вынуждало крестьян арендовать помещичью землю по ростовщическим
ценам.

До выкупа земли у помещика крестьяне оставались «времен-
нообязанными» и должны были по-прежнему выполнять барщину и платить
денежный оброк. Величина оброка была большей, чем до реформы, и
колебалась в зависимости от местности. Средством ограбления крестьян
была также установленная при исчислении оброка так называемая градация
при наделах менее 4 десятин. Ее суть состояла в том, что за первые
десятины надела вносился больший оброк, чем за последующие. В частности,
на первую десятину приходилось 50-65% всей суммы оброка. Таким образом,
меньший надел обходился крестьянину дороже. Отработочные повинности
временно обязанных за высший надел в барщинных имениях нечерноземной
полосы устанавливались в объеме 40 мужских и 30 женских дней в год, из них
3/5 нужно было отрабатывать летом. В результате малоземелья и
отработочной системы крестьянское хозяйство было обречено на зависимость
от крупного землевладения.


3.Выкуп крестьянских наделов.


По специальному «Положению о выкупе» выкуп усадьбы был
обязательным, а выкуп надела зависел от желания помещика. Величина выкупа
определялась размером капитализированного оброка из расчета 6% годовых,
т.е. должна была быть равной капиталу, приносящему при 6% годовых,
которые в то время выплачивали банки, доход в размере прежней суммы
оброка. Так, при размере крестьянского оброка в 10 руб. выкупная сумма
равнялась 166 руб. 66 коп. Положив эту сумму в банк при 6%
годовых, помещик получал бы ежегодно 10 руб., т.е. сумму прежнего оброка.

Поскольку выкупная цена была значительно выше, чем рыночные цены на
землю, то она включала в себя фактически выкуп не только земли, но и
личности крестьянина. Крестьяне в основной массе не могли сразу внести
выкупную сумму, поэтому государство взяло на себя роль посредника в
выкупной операции. Царская казна выплатила помещикам 80% выкупной суммы,
остальные 20% выкупа выплачивали крестьяне. Поэтому помещики получили
необходимый капитал сразу, без всякой рассрочки. Сумма, выплаченная
государством помещикам, была объявлена крестьянским долгом казне,
который нужно было погасить в течение 49 лет при 6% годовых. Выкупные
платежи крестьян прекратились только к 1906 году, когда была внесена
сумма, что втрое превышало рыночную цену надельной земли перед
реформой.

Выкупная операция проходила с неодинаковой быстротой в разных
районах страны. В тех районах, где товарно-денежные отношения были развиты
слабее и господствовала барщинная форма эксплуатации, крестьяне не имели
средств для выкупа наделов, нередко и помещики не были заинтересованы в
выкупе, считая для себя более выгодным использовать повинности временно
обязанных крестьян. Кроме того, за многими помещичьими имениями числились
огромные долги кредитным учреждениям и, получив выкуп, помещики должны
были бы немедленно рассчитаться с долгами, что зачастую означало
разорение.

Реформа изменила положение не только помещичьих, но и
государственных и удельных крестьян, а также рабочих посессионных и
вотчинных мануфактур.

Согласно специальному положению 1863 года, удельные крестьяне
в течение двух лет должны были выкупить свои наделы и перейти в разряд
крестьян-собственников. Государственные крестьяне могли выкупить свои
земельные участки, внося капитализированную, с учетом процентов, сумму
оброка, однако это было под силу весьма немногим. Большинство сохранило
свои наделы и выплачивало за них оброчную подать. Рабочие вотчинных
мануфактур наделялись землей, если они пользовались ею до 1861 года.
Посессионные рабочие, которые пользовались землей до реформы, получали
надел.

Рассматривая в целом выкупную операцию, можно сделать вывод, что
нищая русская деревня оказалась в кабале и у помещика, и у государства.
Выкупная операция дала огромные капиталы помещикам, чтобы те в свою очередь
имели возможность перевести своё хозяйство на буржуазные рельсы. Вместе с
тем затрудняла буржуазную перестройку крестьянства, так как доходы крестьян
шли не в их хозяйство, а на уплату выкупа и налогов.

«Пресловутое ‘освобождение’, - писал В. И. Ленин, - было
бессовестнейшим грабежом крестьян, было рядом насилия и сплошным
надругательством над ними». «Ни в одной стране в мире крестьянство не
переживало и после ‘освобождения’ такого разорения, такой нищеты, таких
унижений как в России».


Влияние отмены крепостного права на развитие
капитализма и внутреннего рынка.


Реформа 1861 г. по своему характеру была крепостнической, а по
содержанию - буржуазной. Она знаменовала конец феодальной эпохи и переход
России к капитализму.

После падения крепостного права Россия вступила в капиталистический
период своего развития. Реформа не могла решить всех противоречий, но все
же дала толчок развитию хозяйства страны.

В 60-80-х годах в деревне начали выделяться капиталистические
элементы - около 20 % всех крестьянских хозяйств. Путем аренды и скупки, в
своих руках они сосредоточили практически всю землю, подлежавшую купле-
продаже, и третью часть надельной земли. В их руках находилось более
половины всего рабочего скота, сельскохозяйственные машины, на них работала
основная масса сельскохозяйственных наемных рабочих. Ряды наёмных рабочих в
основном составляли лично свободные крестьяне.

Втягивание крестьянства в товарно-денежные отношения способствовало
разложению этого класса и создавало необходимые условия для развития
капиталистического сельского хозяйства. Это выражалось в расширении
посевных площадей, росте валовых объемов сельскохозяйственных культур,
повышении урожайности, использовании удобрений, машин и т.д.

Так же падение крепостного права являлось и началом развития
капитализма в помещичьем хозяйстве. Здесь начинали применять машины
агротехнику, что в свою очередь требовало наемной рабочей силы. Превращению
помещичьих хозяйств в капиталистические способствовала и выкупная
операция. Часть денежных средств, полученных помещиками в результате
выкупа крестьян, превращалась в капитал, вкладываемый в
сельскохозяйственное производство, промышленность, строительство. Но всё
же помещичье хозяйство крайне медленно приобретало капиталистический
характер. В центрально-черноземных районах, где почва имела высокую
урожайность, помещики сдавали часть земли в аренду, стоимость которой
крестьяне отрабатывали на барской запашке своим инвентарем (по феодальной
системе отработок). За арендованную землю в ряде районов крестьянин
расплачивался своей долей урожая, которая могла равняться половине и более
всего полученного им совокупного продукта (испольщина).

В целом же аграрный сектор российской экономики разительно отставал
от промышленного, и это отставание все более принимало форму острейшего
противоречия между потребностями буржуазной модернизации страны и
тормозящим влиянием феодальных пережитков в сельском хозяйстве.

Пережитки феодально-крепостнических отношений существовали еще
долгое время. Но тем не менее, начало капитализма было положено, и после
отмены крепостного права капитализм в России стал развиваться высокими
темпами. Последовавшее за реформой расслоение крестьянства представляло
собой предпосылку расширения внутреннего рынка, без чего невозможен рост
капиталистической промышленности.

Процесс монополизации российской экономики получил мощный импульс
на рубеже XIX-XX веков. Кризис начала века, разорив массу слабых
предприятий, ускорил процесс концентрации промышленных предприятий.
Бурными темпами шел процесс акционирования. В результате на смену
временным предпринимательским объединениям 80-90-х годов пришли мощные
монополии в основном картели и синдикаты, объединявшие предприятия для
совместного сбыта продукции. Одновременно шло укрепление банков,
образовывались банковские группы. Укреплялись их связи с промышленностью,
в результате чего возникали новые монополистические объединения типа
трестов и концернов.

Такая особенность монополистической стадии развития капитализма,
как вывоз капиталов в России не получил особого размаха, что объяснялось
как недостатком финансовых средств, так и необходимостью освоения огромных
колониальных районов империи.

В целом же, несмотря на высокие темпы экономического развития,
России все же не удалось догнать ведущие страны Запада. В начале
XX в. она была среднеразвитой аграрно-индустриальной страной с ярко
выраженной многоукладной экономикой. Наряду высокоразвитой
капиталистической индустрией большой удельный вес в ней принадлежал
различным раннекапиталистическим и полуфеодальным формам хозяйства -
от мануфактурного, мелкотоварного до патриархально-натурального.

Россия, вступившая на путь капиталистического развития позднее
ведущих стран Запада, относилась ко «второму эшелону» капиталистических
государств. Но за пореформенное сорокалетие, благодаря высоким темпам
роста, прежде всего промышленности, она проделала путь, на который
Западу потребовались века. Этому способствовал ряд факторов и прежде
всего возможность использовать опыт и помощь развитых капиталистических
стран, а также экономическая политика правительства, направленная на
форсированное развитие некоторых отраслей промышленности и
железнодорожное строительство.

В результате российский капитализм вступил в империалистическую
стадию почти одновременно с передовыми странами Запада. Для него были
характерны все основные черты, свойственные этой стадии, хотя имелись и
свои особенности.

Развивая теорию марксизма об эволюции капиталистического способа
производства и пролетарской революции Ленин создал учение об империализме
как высшей стадии капитализма и на кануне социалистической революции. Он
назвал пять признаков империализма:

1) концентрация производства и капитала, создание монополий;

2) слияние банковского капитала с промышленным, образование
финансовой олигархии;

3) вывоз товаров уступает место вывозу капиталов;

4) создаются международные союзы капиталистов, делящие мир между
собой;

5) территориальный раздел мира (с точки зрения экономического
влияния) закончен, начинается борьба за его пере раздел.

Однако позднее, обосновывая вывод о возможности победы в России
пролетарской революции, Ленин пришел к выводу о том, что с наибольшей
вероятностью может быть достигнута не в высокоразвитой, а в слабо развитой
капиталистической стране - “слабом звене в цепи империализма”, каковой, по
его оценкам и была Россия: в частности концентрация производства еще не
достигла необходимых размеров, были слабо развиты банковские и промышленные
монополии, не имел существенного значения вывоз капитала, сохранялись
феодальные пережитки в сельском хозяйстве.



Список использованной литературы:

В.И.Ленин Империализм как высшая стадия капитализма // Полн. Собр.

Чунтулов В.Г. и А.В. «Экономическая история СССР»

Карр. Э. История Советской России. Т. 1. - М., 1990.

Попов «Крестьянская реформа 1861г. Взгляд экономиста»

Краткое пособие по истории. - М.1992.






Новинки рефератов ::

Реферат: Бром (Химия)


Реферат: Анализ кредитоспособности ссудозаемщика на примере предприятия (Бухгалтерский учет)


Реферат: Социологическая концепция П. Сорокина (Социология)


Реферат: Three-party politics (Иностранные языки)


Реферат: Секунданты дуэли М. Ю. Лермонтова (Литература)


Реферат: Борьба с ведомством в средневековой Европе и в России (Религия)


Реферат: Общие положения договора поставки (Гражданское право и процесс)


Реферат: Дидактика вищої школи та шляхи її розвитку на сучасному етапі (Педагогика)


Реферат: Глобальные сети АТМ (Программирование)


Реферат: История возникновения театра в России (Искусство и культура)


Реферат: Билеты к экзамену по менеджменту (Менеджмент)


Реферат: Расчет по минеральным удобрениям (Ботаника)


Реферат: PowerPoint97 - работа с текстом в презентациях (Программирование)


Реферат: Работа с командами операционной системы MS - DOS (Программирование)


Реферат: Социальное призрение детей в России (Социология)


Реферат: Связь института семьи с другими социальными институтами и организациями (Социология)


Реферат: Фотосинтез - проще простого (Биология)


Реферат: Интеллигенция и революция (История)


Реферат: Социальные причины пьянства (Социология)


Реферат: Метрология (Технология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист