GeoSELECT.ru



Музыка / Реферат: Программа обучения игре на балалайке (Музыка)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Программа обучения игре на балалайке (Музыка)


Управление образования г. Новороссийска
Муниципальное внешкольное учреждение
дополнительного образования
«Дворец творчества г. Новороссийска»



Программа

обучения игре на народных инструментах
(балалайка)

Автор : Лычева Н.В.



Согласовано : Утверждаю :

Научно-методический решение педсовета
совет МВУДО Протокол № 1
«Дворец творчества» от «___» ______2001г.
Протокол № 1
«___» ________2001г.
______ В. Г. Федотова _________ Н. И. Давтян


Содержание .

1. Пояснительная записка ……………………….. 2 с.
2. Условия реализации программы ……………… 7с.
3. Контроль и учет успеваемости. …………………8 с.
4. Годовые требования. …………………………….. 9 с.
5. Примерный перечень музыкальных
произведений, рекомендованных для
показа в течение учебного года
на академических концертах ……………………..11 с.
6. Рекомендуемые сборники. ………………………..13 с.
7. Тематическое планирование. ……………………...14 с.
8. Рекомендуемая методическая литература. ……….14 с.
9. Список использованной литературы ……………...15 с.



…Балалайка – инструмент
любительский : таким он
и должен быть , в этом сила
балалайки и её значение ;
но образцовое исполнение на
ней, как показатель игры,
должно существовать, иначе
не может быть подражания …
В. В. Андреев



Пояснительная записка


Предлагаемая программа обучения является адаптированной, созданной на
основании существующих программ для ДМШ, ДШИ (музыкальных отделений ) по
классу балалайки Москва 1962г. и Москва 1988г.
От прежних программ она отличается вводным разделом, включающим в
себя особенности передовой школы балалаечного исполнительства, новым
разделом : «Условия реализации программы с указанием определенных норм для
успешного обучения и воспитания. Предлагаются конкретные требования для
учащихся по каждому году обучения и примерное распределение учебных часов
по годам обучения.
Современная музыкальная педагогика уделяет вопросам эстетического
воспитания большое внимание. Она строится на принцципе единства обучения и
воспитания и ставит прежде всего задачу развития в человеке идейного
богатства творческих сил и художественных способностей.
Выдающийся советский педагог В. А. Сухомлинский (1918-1970) называл
музыку могучим средством эстетического воспитания. «Умение слушать и
понимать музыку – один из элементарных признаков эстетической культуры, без
этого невозможно представить полноценного воспитания»,- писал он.
Удивительно ли, что личность Сухомлинского, его деятельность, взгляды
привлекают всех педагогов, кто стремится творчески мыслить, кто хочет в
своем труде добиться нового и лучшего, кто видит свою задачу не только в
том, чтобы чему-то обучить весь класс, но прежде всего в том , чтобы помочь
раскрытию и формированию личности каждого , кто класс этот составляет, и
тем самым формировать живой, богатый индивидуальностями коллектив.[1] Д.К.
Кабалевский дает высокую оценку мысли Сухомлинского о единстве этического и
эстетического в воспитании детей. Он говорил : «Сама по себе мысль конечно
не нова, но Сухомлинский пропитал ею буквально все звенья своей
педагогической концепции с такой последовательностью и так убедительно, как
никем из педагогов это, кажется, до сих пор еще не было сделано. Учение,
труд, наука, искусство, отношения между детьми и взрослыми в школе и дома,
проведение часов политинформации, экскурсии в лес, собственное тврчество
детей – нет, кажется такой области жизни в школе и вне школы, в которой
Сухомлинский не показывал бы, что нравственность есть высший критерий
оценки личности человека, всей его деятельности, а этическое и эстетическое
в нравственности не разделимы.
Единство этического и эстетического наиболее полно обнаруживает себя
при общении детей с искусством. «Этический заряд есть в любом произведении
искусства, но нельзя забывать, что заряд этот может быть не только
положительным, но и отрицательным. Вот почему воспитание
высокоэстетического вкуса, выработка «иммунитета против пошлости» -
важнейшая задача не только эстетического, но прежде всего нравственного
воспитания. И тут искусство заменить ничем нельзя».
Очень важно, чтобы воздействие искусства на человека начиналось как
можно раньше, с детского возраста. Воспитанная с ранних лет способность
глубоко чувствовать и понимать искусство, любовь к нему сохраняются затем
на всю жизнь. «То, что упущено в детстве, очень трудно, почти невозможно
наверстать в зрелые годы»- предупреждал В. А. Сухомлинский.
Цель занятий искусством с детьми – пробуждать творческие силы,
воспитывать любовь к прекрасному, любовь к искусству. Педагогика учит нас в
процессе эстетического воспитания не ограничиваться лишь пассивным
наблюдением ; необходимо также и творческое проявление себя в искусстве,
овладение навыками коллективного и индивидуального исполнительства.
В настоящее время одно из ведущих мест в системе музыкально –
эстетического воспитания занимает русское народное инструментальное
исполнительство.
Больших исполнительских высот в области балалаечного искусства достиг
замечательный советский музыкант, мастер игры на балалайке, педагог ,
дирижер – народный артист РСФСР, лауреат всесоюзного смотра и лауреат
Государственной премии СССР, профессор Государственного музыкального
педагогического института имени Гнесиных Павел Иванович Нечепоренко.
В результате многолетней целенаправленной педагогической работы им
создана передовая школа балалаечного исполнительства. Стремясь к
совершенству в искусстве игры на балалайке Нечепоренко ориентировался
конечно на своих современников, балалаечников старого поколения, стоявших у
истоков возрождения балалайки, массового исполнительства на этом старинном
русском инструменте. Ученики и соратники В. В. Андреева : Б.С. Трояновский,
Н.П. Осипов, Т.Н. Успенский, А.Д. Доброхотов – каждый по своему раскрывали
выразительные возможности балалайки.
Школа Нечепоренко является новым этапом развития исполнительства на
балалайке. Она возникла как результат особой ударной манеры игры, в отличие
от существовавшей до него щипковой.
«Тихий и мягкий звук балалайки окреп, приобрел силу и резкость, стал
богаче тембром. Таким образом, произошла переоценка критериев музыкальной
выразительности инструмента, что сразу же сказалось на репертуаре
балалаечников, ан обогатился произведениями старых мастеров и современных
композиторов…»
«Нечепоренко впервые широко внедрил в искусство игры на балалайке гитарную
технику, расширив таким образом исполнительские возможности балалаечников.
Например, стало возможным исполнение форшлагов, трелей, мордентов,
характерных атрибутов старинной музыки…»[2] Нечепоренко воспитал целую
плеяду балалаечников по праву занимающих ведущее место в современном
исполнительстве на инструменте. Среди его воспитанников ( их свыше
пятидесяти – высококвалифицированных музыкантов народников) известные
музыканты : З. Ставицкий, П. Шалов, Л. Самсонов-Роговицкий, Н. Шубин, Н.
Титов, Н. Свиридов, Ю. Данилов, известные педагоги, имеющие свой богатый
исполнительский и методический опыт работы.
Надо отметить высокий уровень исполнительства на балалайке и его
рост, чему в значительной степени способствует включение балалайки в
программы профессиональных музыкальных учебных заведений – школ, училищ и
вузов, а также широкое распространение балалайки в сфере художественной
самодеятельности.
В детских учреждениях низшего звена музыкально – образовательной
системы (ДМШ, ДШИ, Дтв-ва) созданы условия для образования и воспитания
подрастающего поколения исполнителей на русских народных инструментах, в
том числе исполнителей на балалайке. Классы балалайки призваны
способствовать распространению народной музыкальной культуры среди широких
масс учащихся, воспитанию активных участников художественной
самодеятельности, подготовке наиболее способных детей к поступлению в
музыкальные училища. Педагог класса балалайки должен считать своей главной
задачей – ознакомление ребят с традициями исполнительства на балалайке и
других русских народных инструментах, приобщение их к истокам народной
музыкальной культуры и пропаганде русской народной музыки.
В соответствии с учебными планами, утвержденными приказом
министерства Культуры от 28.05.87 прjграмма для ДМШ, ДШИ – предусматривает
возможности не только 5-6-летнего срока обучения, но и 7-ми, 8-ми летнего.
Детям дошкольного возраста рекомендуется начинать обучение в
подготовительных группах. Предполагается дифференцированный подход к
обучению с учетом индивидуальных особенностей учащихся, различных по
возрасту, музыкальным данным, уровню подготовки и т.д.
Обучение игре на балалайке ведется во взаимной связи с другими
предметами (сольфеджио, муз. литература, ансамбль, оркестр, общий курс
фортепьяно). Важное значение придается формированию ряда знаний, умений и
навыков в области исполнительства, необходимых в творческой деятельности
ребят.
В ходе занятий решаются тесно связанные между собой задачи
музыкально – воспитательного процесса:
1. Овладение знаниями основ теории музыки, ее закономерностей,
художественно- выразительных средств, наиболее важных этапов
развития музыкального искусства, его основных направлений и стилей;
2. Формирование восприимчивости к музыке и отзывчивости на нее;
3. Прочных умений и навыков индивидуальной и ансамблевой игры.
4. Воспитание целеустремленности, самообладания, исполнительской воли,
активности и других качеств личности.
Установлению тесной связи между обучением, воспитанием и развитием
творческих способностей уделяется особое внимание.
Несмотря на то, что основные теоретические знания учащиеся
приобретают на школьных уроках по музыке, на уроках сольфеджио, муз.
литературе, педагог учитывает необходимость повторения полученных ранее
знаний и их углубления (по возможности) в процессе музыкально –
исполнительской деятельности на всем протяжении обучения. Так, педагог
сообщает учащемуся знания по муз. литеретуре (основные сведения из
биографии композиторов, краткий обзор их творчества, особенности стиля
исполняемых произведений) с учетом поэтапной работы над произведениями.
В целях развития музыкально – слуховых представлений и осуществления
общественно-практической направленности занятий изыскивается специальное
время на уроке для обучения игре по слуху, транспортированию (в старших
классах), чтению нот с листа. В ходе занятий педагог сосредотачивает свое
внимание на формировании определенных качеств личности, инициативности,
самостоятельности, эмоциональной восприимчивости и др.
Индивидуальные занятия проводятся два раза в неделю по одному
академическому часу . Начиная со 2-го года обучения и из наиболее
успевающих учащихся 1-го года могут быть сформированы ансамбли (дуэт, трио,
квартет и другие).
Основная практическая задача коллективного музицирования –
формирование специальных ансамблевых навыков игры, которые предполагают
умение слушать звучание ансамбля, ощутить единый ритмический пульс, играть
согласованно и художественно в изменчиво- гибком ритме; совместно
исполнять, свободно «общаться» и взаимодействовать с участниками ансамбля.
Привитие учащимся необходимых исполнительских навыков и умений
происходит в процессе работы над различными по содержанию, характеру и
стилю художественными произведениями, а музыкальное воспитание и развитие
их основывается на изучении народной музыки, творчества советских, русских
и зарубежных композиторов.
Успеваемость учащихся во многом зависит от правильной организации их
самостоятельных домашних занятий. В целях наиболее рационального
использования времени, педагогу следует помочь ученику составить расписание
«рабочего дня» с учетом времени, необходимого на приготовление заданий по
общеобразовательным и музыкально-теоретическим предметам, специальности, не
допуская при этом перезагрузки, пагубно отражающейся на здоровье детей.
Педагог должен систематически учить ребенка сознательно и вдумчиво работать
над изучаемым произведением, анализировать встречающиеся трудности,
добиваясь их устранения путем тщательной работы над отдельными сложными
тактами.
Основной формой учебной и воспитательной работы в классе является
урок в форме индивидуального занятия педагога с учеником. Однако, в первые
годы обучения (подготовительной группе, 1,2 годах обучения) наряду с
традиционной индивидуальной формой проведения урока возможны также
мелкогрупповые формы, при которых время урока целиком или какая-либо его
часть используется на занятия с двумя, тремя учениками одновременно. [3]
Это дает педагогу возможность работать эффективнее и большее внимание
уделять развитию навыков чтения нот с листа, подбора по слуху, ансамблевой
игры, а также расширению музыкального кругозора учащихся.
Большое значение для обогащения музыкальных представлений ученика,
воспитания навыков ансамблевой игры имеет работа с концертмейстером.
Наряду с урочной формой могут использоваться и внеурочные формы
занятий с учащимися: тематические собрания, посещение и обсуждение
концертов, прослушивание аудио и видеокассет с записями своих выступлений,
а также известных исполнителей, оркестров, посещение выставок, встречи с
музыкальными деятелями, исполнителями, а также поэтами, художниками,
композиторами; творческие встречи с коллективами общеобразовательных школ,
представителями национальных обществ в рамках культурного обмена и т. д.

Условия реализации программы.

Залогом успешной творческой деятельности педагога являются
предоставленные ему необходимые для работы условия и благоприятная
творческая атмосфера в педагогическом коллективе. Занятия должны проходить
в просторном (с учетом индивидуальной и коллективной форм музицирования)
теплом, хорошо освещенном и проветриваемом помещении с хорошей акустикой,
оснащенным необходимой аппаратурой для прослушивания и желательно просмотра
записей выступлений учащихся класса балалайки, известных исполнителей и
коллективов, творческих встреч с учащимися других коллективов, классов,
проведенных совместных мероприятий (утренники, тематические вечера,
фестивали, концерты и т.д.) с целью расширения кругозора учащихся,
воспитания нравственности и патриотических чувств. В связи с тем, что
работа с учащимися балалаечниками предусматривает совместную работу
педагога класса с педагогом концертмейстером, необходимо иметь в кабинете
хорошо настроенный инструмент (фортепьяно). Воспитание эстетического вкуса
неразделимо связано с качеством звукоизвлечения на инструменте, что
обеспечивается наличием в арсенале класса балалайки (примы) только хорошего
качества.
Ввиду необходимости использования ансамблевой формы исполнения желательно
иметь в классе несколько (минимум 2-3) концертных балалаек, причем в
чехлах, удобных для транспортировки на выездные концерты. Кроме балалаек ,
педагог пользуется другими инструментами русского народного оркестра. Могут
быть использованы в работе с ансамблем разновидности балалаек : балалайка
секунда, альт, бас, контрабас и ударные инструменты, такие, как :
треугольники, трещотки, ложки, металлофон, бубен и другие. Воспитывая
бережное отношение к имуществу класса (инструментам, пультам, струнам,
нотной литературе и т.д.). Нужно продумать о приспособлениях для содержания
и хранения инструментов на стеллажах, полках, столиках, в шкафу и т.д.),
учитывая определенную степень влажности воздуха в помещении.
Ввиду того, что физиология ребенка 5-7 лет, а во многих случаях и 7-9
лет не соответствует размеру инструмента, возникают трудности в определении
возраста поступающих на обучение игре на балалайке.
Целесообразно проводить наборы учащихся начиная с 9-10 летнего
возраста, предлагая 5-6 летний срок обучения. Дети до этого возраста могут
получить музыкальную подготовку в специальных подготовительных группах.
Планируя учебную работу по обучению игре на инструменте, педагог
должен руководствоваться принципом постепенности и последовательности
обучения. Недопустимо включение в индивидуальный план произведений,
превышающих музыкально-исполнительские (художественные, технические)
возможности учащегося и не соответствующие его возрастным особенностям.
Работа учащегося над такими произведениями становится сильнейшим тормозом
для его музыкального развития и часто наносит большой вред.
Однако, в некоторых случаях, когда это педагогически целесообразно,
возможно включение в репертуар ученика отдельных произведений из репертуара
следующего года обучения.
Развитие техники в широком смысле этого слова осуществляется на всех
произведениях, которые проходит ученик; развитию техники в узком смысле
слова способствует работа над инструктивным материалом (этюды, гаммы,
упражнения). Основным ведущим учебным материалом в классе балалайки должен
быть художественный репертуар – народные песни, произведения русских
классиков, оригинальные произведения современных авторов.
Нельзя допускать, чтобы работа над техникой сводилась к нагромождению
большого количества упражнений и механическому их отыгрыванию. Важна не
количественная их сторона, а качественная, с постоянным совершенствованием
исполнения, как в техническом, так и в музыкальном отношении.
Постоянное внимание должно быть уделено свободной и естественной
посадке за инструментом и освоению целесообразных движений, обусловленных
теми или иными художественными или механическими задачами.
Правильная аппликатура является одним из элементов игры на балалайке.
Аппликатура должна быть логически оправданной, способствующей возможно
более свободному и выразительному исполнению. Переходы из позиции в позицию
являются не только одним из элементов техники балалаечника, но и важным
средством выразительности. Поэтому, работая над интонационно точными и
свободными переходами, необходимо учитывать в каждом отдельном случае в
зависимости от характера произведения, их музыкально-выразительное
значение.
Работа над выразительностью исполнения, качеством звукоизвлечения,
интонацией, ритмом и динамикой, как важнейшими средствами музыкального
выражения должна последовательно проводиться на протяжении всех лет
обучения учащегося и быть предметом постоянного внимания.

Контроль и учет успеваемости.
Успеваемость учащихся в игре на инструменте учитывается на экзаменах,
академических концертах , контрольных уроках, а также на открытых
концертах, конкурсах, прослушиваниях и т.д.
Экзамены проводятся в выпускных классах. На Выпускные экзамены
четыре произведения различные по жанру и форме. В течении учебного года
учащиеся экзаменационных классов выступают на прослушиваниях, обыгрывая
(без оценки) произведения выпускной программы. В остальных классах
учащиеся, как правило, выступают на академических концертах. За учебный год
педагог должен подготовить с учеником 3-4 произведения, различных по жанру
и форме (в т.ч. возможны ансамблевые) для показа на академических
концертах.
Академические концерты рекомендуется проводить систематически (2 раза
в учебном году: по 1 в каждом полугодии).
Участие в отборочных прослушиваниях, концертах, конкурсах и т.д.
приравнивается к выступлению на академическом концерте.
Оценка на академических концертах выставляется за каждое выступление
ученика. При выведении итоговой (переводной) оценки учитывается следующее:
1. Оценка годовой работы ученика ;
2. Оценка ученика за выступление на академическом концерте или экзамене,
а также другие выступления ученика в течение учебного года.

Годовые требования.

1 год обучения.
В течение 1-го года обучения ученик получает элементарные, основные
знания по истории возникновения балалайки, как сольного и оркестрового
инструмента, развитии исполнительского мастерства, знакомится с устройством
и техническими возможностями инструмента.
Ученик осваивает приемы исполнения : щипок большим пальцем правой
руки, арпеджио, удары указательным пальцем по 3-м струнам, как одного из
элементов «бряцания». Закрепляется посадка и постановка рук. Левая рука
задействована преимущественно в 1-ой позиции.
За год учащийся должен пройти :
Гаммы: Ми-мажор, Фа-мажор (в одну октаву);
Этюды: 4-5 этюдов с простым ритмическим рисунком.
Пьесы: 8-10 пьес разного характера (в том числе ансамбли)
Произведения для чтения с листа.
2 год обучения.
В течение года ведется работа над укреплением посадки и
исполнительским аппаратом (мышечной свободой рук). Осваивается прием
исполнения : двойной щипок «pizz2», а так же «бряцание». Подготавливается
база для освоения «тремоло».
Игра 3-х звучными аккордами с использованием одной открытой струны.
Штрихи : легато, стаккато.
За год учащийся должен пройти:
Гаммы: Соль-мажор, Ля мажор, Си-мажор, До-мажор, Ре-мажор;
Этюды: 4-5 этюдов
Пьесы: 8-9 пьес различного характера ( в том числе и ансамбля);
Произведения для чтения с листа.
3 год обучения.
В течение учебного года осваиваются приемы: «тремоло» по 3-м струнам,
а также тремоло на одной струне, подцеп указательным пальцем, сдергивание,
дробь. Начинается освоение «vibrato» , ведется работа над техническим
развитием учащегося.
За год учащийся должен пройти:
Гаммы: Си-мажор, Ми -мажор, Фа # -минор (натуральный);
Этюды: 4-5 этюдов;
Пьесы: 8-10 пьес различного характера (в том числе пьесы для ансамбля);
Произведения для чтения с листа.
4 год обучения.
В течение года продолжается работа по техническому развитию
учащегося. Закрепляется ряд изучаемых приемов исполнения на произведениях
больших по объему с аккордовой фактурой с использованием мелкой техники,
усложненный ритм. Осваиваются новые приемы исполнения : глиссандо,
флажолет, гитарный прием.
За год учащийся должен пройти :
Гаммы: Фа- # мажор, ре –мажор (натуральные, гармонические и мелодические);
Этюды: 4-5 этюдов;
Пьесы: 8-9 пьесы различного характера (в том числе ансамбли);
Произведения для чтения с листа.
5 год обучения.
В течение года продолжается работа над техническим развитием
учащегося, более глубоком осмыслением и восприятием исполняемых
произведений. Больше внимания уделяется самостоятельности в трактовке
произведений, выборе выразительных средств исполнения (приемов, штрихов,
аппликатуры, динамики и др. ), а также подборе репертуара.
За год учащийся должен пройти:
Гаммы: Ми-минор 2-х октавная 3 вида, Ми-мажор 2-х октавная, арпеджио,
хроматическая гамма, упражнения (Дорожкин, Шрадик, «Самоучитель»,
«Упражнения для скрипки»);
Этюды: 3-4 этюда на различные виды техники;
Пьесы: 6-7 пьес различного характера ( в том числе ансамбли);
Произведения для чтения с листа.
6 год обучения.
Шестой год обучения предполагает продолжение работы по
совершенствованию исполнительского мастерства учащегося, выработка своего
«почерка», своей манеры игры. Усиливается самоконтроль в работе над
деталями, ответственность за выполнение художественных задач.
За год учащийся должен пройти:
Гаммы: Хроматические гаммы в разных тональностях;
Упражнения для пальцевой беглости;
Этюды: 3-4 этюда на различные виды техники;
Пьесы: 6-7 разнохарактерных пьес (в том числе ансамбли);
Произведения для чтения с листа.

Примерный перечень музыкальных произведений,
рекомендованных для показа
в течение учебного года
на академических концертах.

1-й год обучения:
Тамарин И. Этюд
Авксентьев Е. (обр.) «Как со горки» (1)[4]
Марченко И. «Марш» (3)

Глейхман В. Этюд
Белорусец И. (обр.) «Галя по садочку ходила» (3)
Пирогов О. Частушка (4)

Куликов П. Этюд
Черемухин М. (обр.) «Долия-раздолия» (5)
Иванов Аз. Полька (4)
2-й год обучения:
Рябинин А. Этюд
Авксентьев Е. (обр.) «Светит месяц» (6)
Польшина А. «Осень» (4)

Муха Н. Этюд
Камалдинов Г. (обр.) «Скоморошья небылица» (4)
Будашкин Н. Вальс (4)

Иванов В. Этюд
Илюхин А. (обр.) «Вы послушайте, ребята» (6)
Виноградов Ю. «Танец медвежат» (7)
3-й год обучения:
Гедике А. Этюд
Шутенко Т. (обр.) «Шла крольчиха за травкой» (8)
Зверев А. «Ку-ку»

Прошко Н. Этюд
Попонов В. (обр.) «Я с комариком плясала» (4)
Чайкин Н. Скерцино (3)

Марутаев М. Этюд
Глейхман В. (обр.) «Коробейники» (7)
Петров А. «Эксцентрический танец» (7)
4-й год обучения:
Черемухин Н. Этюд
Авксентьев Е. (обр.) «Что-то звон» (9)
Дварионас Б. Прелюдия (10)

Блинов Ю. Этюд
Илюхин А. (обр.) «Ехал казак на Дунай) (11)
Широков А. «Зеленый хоровод» (12)

Поздняков А. Этюд
Вязьмин Н. (обр.) «Посею лебеду на берегу» (13)
5-й год обучения:
Рябинин А. Этюд
Куликов А. (обр.) «То не ветер ветку клонит» (14)
Корелли А. «Гавот» (9,15)

Птичкин А. Этюд
Балмашов И. (обр.) «Перепелочка» (16,17)
Барчунов П. «Пляска» (18)

Кабалевский Д. Этюд
Андреев В. (обр.) « Как под яблонькой» (19)
Хватов В. Наигрыш (20)
6-й год обучения:
Чайкин н. Этюд
Шалов А. (обр.) «Волга-реченька глубока» (21)
Андреев В. «Румынская песня и чардаш» (22)

Феоктистов Б. Этюд
Трояновский Б. (обр.) «Уральская плясовая» (23)
Зверев А. Вальс (24)

Блинов Ю. Этюд
Осипов Н. (обр.) «Камаринская» (25)
Фибих З. Поэма (26)

Рекомендуемые сборники.

1. Балалайка 1 кл. ДМШ сост. П. Манич Киев.,1980
2. Альбом ученика – балалаечника. Вып. 1 сост. П Манич .Киев,1972
3. Легкие пьесы. Вып.1/Сост. А. Дорожкин.М.,1959
4. Хрестоматия балалаечника 1-2 кл. ДМШ Вып.1 Сост. В. Глейхман.М.,1976
5. Пьесы/Сост. А. Шалов.М.-Л.,1966
6. Хрестоматия для балалайки 1-2 кл. ДМШ/Сост. В. Авксентьев, Б.
Авксентьев, Е. Авксентьев.М.,1963
7. Педагогический репертуар 1-2 кл. ДМШ.Вып.3/Сост. В. Глейхман.М.,1979
8. Балалайка.3 кл.ДМШ/Сост.П. Манич.Киев,1982
9. Хрестоматия для балалайки. 3-4 кл.ДМШ/Сост. В. Авксентьев, Б
Авксентьев, Е. Авксентьев.М.,1965
10.Легкие пьесы. Вып.5 М.,1964
11. Балалайка.4 кл. ДМШ./Сост. П. Манич.Киев,1983
12. Альбом начинающего балалаечника. Вып.7 .М.,1978
13. Репертуар балалаечника. Вып.12/Сост. Н. Вязьмин.М.,1978
14. Дорожкин А. Самоучитель игры.М.,1982
15. Балалаечнику – любителю. Вып.2.М.,1979
16. Педагогический репертуар.3-5 кл. ДМШ. Вып5/Сост. В.
Глейхман,1982
17. Репертуар балалаечника. Вып.18.М.,1983
18. Хрестоматия для балалайки. 5 кл. ДМШ/Сост. В. Авксентьев, Б.
Авксентьев, Е. Авксентьев.М.,1965
19. Андреев. Избранные произведения. М.,1983
20. Легкие пьесы. Вып. 2/Сост. А. Дорожкин. М.,1983
21. Репертуар балалаечника. Вып. 3/Сост. В. Ильяневич.Киев,1984
22. Педагогический репертуар. Вып.2.М.,1966
23. Репертуар балалаечника. Вып. 2.М.,1966
24. Юный балалаечник. Л.,1982
25. Пьесы, народные песни и танцы. Вып. 2/Сост. В. Мурзин.М.,1963
26. Репертуар балалаечника. Вып.18.М.,1983
27. Зверев А. Детский альбом. Изд.2-е.М.,1980
28. Зверев А. Букварь балалаечника.1-2 кл. ДМШ.М.,1988
29. Трояновский Б. Русские народные песни/ред. А. Илюхина. М.,1962
30. Хрестоматия балалаечника. . Младшие классы ДМШ/Сост. В. Щербак
М.,1996
31. Пьесы для балалайки.1-3 кл. ДМШ /Сост. В. Глейхман.М.,1999
32. Дуэты балалаек. Хрестоматия для 1-2 кл. ДМШ/Сост. М. Грелавин.М.,1991

Тематическое планирование.

Примерное распределение учебных часов по годам обучения:

№ п/п |Содержание работ |1год |2год |3год |4год |5год |6год | |1. |Посадка,
постановка рук |22 |10 |8 |- |- |- | |2. |Теоретические сведения |16 |5 |4
|4 |4 |4 | |3. |Гаммы, упражнения |8 |8 |8 |8 |8 |8 | |4. |Чтение нот с
листа, подбор по слуху |2 |3 |4 |4 |4 |4 | |5. |Этюды |8 |14 |8 |8 |8 |8 |
|6. |Произведения русских и зарубежных композиторов |6 |7 |7 |12 |12 |12 |
|7. |Обработка народных песен и танцев |10 |17 |17 |20 |20 |20 | |8.
|Повторение концертного репертуара |- |8 |16 |16 |16 |16 | |9. |Ансамбль
|36 |36 |- |- |- |- | |10. |Социальная практика |12 |12 |12 |12 |12 |12 | |
|ИТОГО: Часов в год |120 |120 |84 |84 |84 |84 | |
Рекомендуемая методическая литература.

1. Андрюшенков Г. Начальное обучение игре на балалайке.Л.,1983
2. Нечепоренко П., Мельников В. Школа игры на балалайке. Изд. 2-е
.М.,1991
3. Александров П. Способы извлечения звука, приемы игры и штрихи на
домре.М.,1975
4. Методика обучения игре на народных инструментах.Л.,1975
5. Ставицкий З. Начальное обучение игре на домре.Л.,1984
6. Шалов А. Основы игры на балалайке.Л.,1970
7. Соколов Ф. Русская народная балалайка.М.,1962
8. Васильев Ю., Широков А. рассказы о русских народных инструментах.
М.,1979

Список использованной литературы:

1. Халабузарь П., Попов В., Добровольская Н. «Методика музыкального
воспитания».М. «Музыка»-1990
2. Пересада А. Справочник балалаечника. М.,1977
3. Панин В. Павел Нечепоренко : исполнитель, педагог,дирижер. М.,1986
4. Купфер М. «Слово о балалайке» журнал «Наука и жизнь» №8
5. Андреев В. Статьи. Интервью. Воспоминания./Сост., текстологическая
подготовка, примечания Б. Грановского.М.,1986
6. Петрушин В. Музыкальная психология - учебное пособие для студентов и
преподавателей. – М. Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997
7. Кабалевский Д. Воспитание ума и сердца : книга для учителя./Сост. В.
Викторов.-М:Просвещение,1981
Статьи: «С мыслью о Сухомлинском»
« О творческом начале»
«Композитор и музыка для детей»
«Большой резерв в педагогическом арсенале»
8. Кононова Н. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных
инструментах.(из опыта работы) М.,1990
9. Андрюшенков Г. Начальное обучение игре на балалайке. Л.,1983
10. Современные проблемы советского музыкально-исполнительского
искусства/ред.-сост. А. Алексеев. М.,1985
11. Очерки по методике обучения игре на скрипке – сборник статей/общая
ред. М. Блока. М.,1960



-----------------------
[1] Д. Е. Кабалевский «Воспитание ума и сердца» Глава 4 «С мыслью о
Сухомлинском»
Издательство «Просвещение» 1981г.
[2] Панин « Павел Нечепоренко – исполнитель, педагог, дирижер»
Издательство «Музыка» 1986г.
[3] Речь идет о нетрадиционных формах проведения урока
[4] Цифры в скобках обозначают номер сборника в рекомендуемом далее
списке.





Реферат на тему: Психолого-педагогические и организационные основы функционирования самодеятельного хорового коллектива

московский государственный
УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ
(МГУК)



КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ
И ПСИХОЛОГИИ



КУРСОВАЯ РАБОТА НА ТЕМУ
"Прикладные аспекты
музыкальной педагогики"


ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
САМОДЕЯТЕЛЬНОГО ХОРОВОГО КОЛЛЕКТИВА
(хоровая педагогика)



Автор: Тараканова Елена Владимировна

Курс: III
Факультет: КНМТ (з/о)
Специальность: Академ. хор



МОСКВА
1998



СОДЕРЖАНИЕ



ВВЕДЕНИЕ 3


Руководитель самодеятельного хора как педагог-организатор. 5


Особенности организации самодеятельного хора 6

Материально-техническая база и основные фонды. 6
Реклама и информация 7

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕВЧЕСКОГО СОСТАВА 7


ОРГАНИЗАЦИЯ РЕПЕТИЦИОННОЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ 9

Руководитель хора как генератор традиций 9
Организация занятий и методы разучивания репертуара 9
Педагогическое значение хорового распевания 10
Разучивание репертуара. Психолого-педагогические особенности 11
"Педагогика сотрудничества" 13
Психолого-педагогические особенности расположения хора 14

ОСОБЕННОСТИ МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В САМОДЕЯТЕЛЬНОМ ХОРЕ 16

Некоторые методы и приёмы музыкально-педагогической работы 16
"Фундамент музыкальности" или музыкальное обучение артистов хора 17

КОНЦЕРТНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЕЁ ЗНАЧЕНИЕ 19

Виды и особенности концертных выступлений 20

ВЫВОДЫ 21


Использованная литература и источники 23



ВВЕДЕНИЕ


"Идите в хоры и обретёте гармонию"
(Роберт Шоу)

В педагогической формуле профессора Б.В. Баранова представлено
определение хоровой культуры нации как совокупности трёх взаимосвязанных
составляющих:

. хорового творчества (создание репертуара);
. хорового исполнительство (реализация репертуара);
. хоровой педагогики (как совокупности методологий обучения творчеству
и исполнительству).

В работе самодеятельных (в современной терминологии "некоммерческих")
хоровых коллективов как нельзя лучше подтверждается истинность этого
определения: руководство самодеятельным хором — сложная и ответственная
работа, включающая в себя элементы всех трёх перечисленных составляющих.
Репетиционная и концертно-исполнительская деятельность доставляет не только
радость творчества, но и является систематическим тяжелым трудом,
отнимающим много сил и энергии у каждого участника хора. Без грамотного
музыкально-педагогического подхода со стороны руководителя хоровой
коллектив не добьется заметных художественных результатов, что непременно
приведёт к его распаду.

В последние несколько лет обосновано возрос интерес к хоровой
педагогике. На фоне пресыщенного хорового рынка происходит массовое
образование хоровых коллективов и столь же массовый их распад. Комплексное
исследование этого явления, проведённое в Академии хорового искусства п/у
Г.А. Струве, выявило ряд "узких мест" в процессе функционирования типового
самодеятельного хорового коллектива. В частности, стало очевидным, что
одной из основных причин самоликвидации самодеятельных хоровых коллективов
является низкое качество музыкально-педагогической и психолого-
педагогической работы. То есть факторов, имеющих не только обучающее, но и
воспитательное значение. С одной стороны в ряде самодеятельных коллективов
ярко выражено отсутствие или недостаточно высокое качество учебной работы,
призванной повышать вокально-исполнительский и профессиональный (насколько
этот термин возможен в контексте художественной самодеятельности) уровень
хорового коллектива. С другой стороны — недостаточное качество (или вообще
отсутствие) работы психологического характера, направленной на воспитание
участников коллектива и формирование особой среды человеческих отношений.
Общеизвестно, что человеческие отношение внутри отдельно взятого
творческого коллектива являются одной из определяющих начал его нормального
функционирования и творческого развития. Известный американский педагог и
хоровой дирижер Роберт Шоу сказал на одной из педагогических конференций,
что: "…если в хоре два певца, стоящих рядом, в одной партии, ненавидят
друг друга, то унисон между ними однозначно невозможен! Нет унисона в
партии — звучание всего хора невозможно считать полноценным…".
Это утверждение вызывает немало споров среди теоретиков хорового
искусства, однако хоровая и педагогическая практика автора работы не раз
заставляла убедиться в истинности этого интересного высказывания.

Целью настоящей курсовой работы является обобщение ранее описанных и
наиболее близких автору методов "расшивки узких мест" в музыкально-
педагогической и психолого-педагогической работе в самодеятельных хоровых
коллективах. При этом представляется недальновидным воспринимать хоровую
педагогику в отрыве от организационных особенностей функционирования
хорового коллектива, т.к. оба этих гибких явления неразрывно связаны между
собой и подвержены значительному взаимному влиянию.
Описываемые методы были изучены и успешно опробованы в Академическом
хоре Российского химико-технологического Университета (РХТУ) им. Д.И.
Менделеева, где автор с 1993 года работает в должности хормейстера-
консультанта.


Руководитель самодеятельного хора как педагог-организатор.


Наиболее сложной частью работы руководителя самодеятельного хора
является создание творческого коллектива любителей хорового пения. В этом
коллективе одна из главных задач — воспитание уважительных отношений между
его участниками, потребности к совместному общению, главной целью которого
является хоровое пение.
Подлинная увлеченность хоровым пением возникает не сразу. Нужна система
психологических контактов, способных сплотить людей в единый коллектив:
совместное посещение художественно-творческих мероприятий, вечера отдыха,
диспуты по различным проблемам жизни и т.д. Во всей этой работе значение
руководителя хора трудно переоценить.
Создание спаянного дружбой и любовью к хоровому пению коллектива
невозможно без глубокого уважения и даже расположения его участников к
своему руководителю.
Руководитель хора должен внимательно относиться к каждому участнику
хора, знать его трудности и заботы, уметь добрым советом и конкретным делом
помочь членам хорового коллектива, быть им настоящим товарищем.
Руководитель хора должен беззаветно любить не только хоровое искусство, но
и многоплановую работу, связанную с организацией коллектива, посвящать этой
работе всего себя.
В задачу руководителя хора входит:

. подбор репертуара;
. музыкально-педагогическая деятельность;
. организация и проведение репетиционной работы
. концертно-исполнительской деятельности,
. организация творческих встреч с различными самодеятельными и
профессиональными коллективами,
. организация и осуществление гастрольных поездок хора,
. деловые контакты.

В задачу руководителя хора входит не только обучение его участников
правильным певческим и хоровым навыкам, развитие музыкальности, но и
воспитание у них хорошего художественного вкуса, высокой духовности, любви
к хоровому искусству. Задача эта усложняется тем, что руководителю
приходится работать с людьми разного возраста, различного образовательного
и культурного уровня.
Такой широкий и разнообразный спектр деятельности руководителя
самодеятельного хора требует от него не только знаний, умений и навыков в
области хорового искусства, но и широкой общей эрудиции и педагогической
образованности. Он должен быть разносторонне подготовленным, творчески
активным педагогом. Для этого необходимы большие знания в области
литературы, театра, изобразительного искусства, общественных наук, основ
психологии. Руководитель хора должен обладать развитым интеллектом и силой
воли. Работа с самодеятельным хором требует от руководителя большой
работоспособности, выносливости и крепкого здоровья, а также оптимизма и,
естественно, чувства юмора.
Все эти знания, умения, навыки, способности и черты характера являются,
по существу, профессиональными качествами руководителя самодеятельного
хорового коллектива.


Особенности организации самодеятельного хора


Самодеятельные хоры создаются при различных учреждениях: ВУЗах, домах и
дворцах культуры, культурных центрах и ассоциациях и т.д.
Как было сказано выше, организационная работа теснейшим образом связано
с работой педагогической и осуществляется на протяжении всей деятельности
коллектива.


Материально-техническая база и основные фонды.


Для создания самодеятельного хора нужны определенные условия:
материально-техническая база, репетиционное помещение, музыкальные
инструменты, необходимая для работы хора мебель, а также денежные средства
на оплату труда руководителя хора и его помощников, приобретение концертных
костюмов, нотной библиотеки, фонотеки и т.д.
Важно, чтобы репетиционное помещение было пригодно для работы в нем
хорового коллектива. Для репетиционных занятий хора желательно иметь
несколько изолированных помещений, оснащённых музыкальными инструментами.
Это позволит хору проводить репетиции по партиям (группам). Практика
показывает, что такие условия для работы с хором возникают очень редко. Для
занятий хора должно быть отведено как минимум два просторных помещения.
Необходимо, чтобы каждое помещение было с хорошей акустикой, вентиляцией и
освещением. Акустические условия репетиционных помещений требуют особого
внимания. Комнаты с плохой акустикой (полное поглощение звука или отражение
его с эффектом "эхо") совершенно непригодны для занятий. Обычно в помещении
для улучшения акустики задрапировываются углы. Для занятий хора должны быть
хорошо настроены музыкальные инструменты в соответствии с принятым
стандартом (для первой октавы — 440 герц). Желательно, чтобы стулья в
репетиционном помещении были расположены с небольшим повышением каждого
ряда (амфитеатром).


Реклама и информация


Создание и организация хорового коллектива — сложный процесс, требующий
большой заинтересованности и помощи от руководства организации, при которой
создаётся коллектив. В процессе организации хора следует использовать
различные средства рекламы, агитации и пропаганды: объявления о создании
хора по местному радио и в печати и т.д.


ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕВЧЕСКОГО СОСТАВА


Важнейшим этапом формирования состава хора является прослушивание его
участников. Результаты прослушивания должны строго и систематически
фиксироваться в специально заведенном журнале. В нем, помимо вокально-
музыкальных данных прослушивающихся, следует фиксировать общее и
специальное образование, место работы или учебы, домашний адрес (телефон,
год рождения семейное положение).
При прослушивании следует определить качество голоса (тип, диапазон),
музыкального слуха, чувство ритма, музыкальной памяти, а также выяснить
музыкальную подготовку: знание нотной грамоты, владение каким-либо
музыкальным инструментом, опыт пения в хоре. Существуют различные методы
прослушивания поступающих в хор. Как правило, поступающему предлагается
исполнить какое-либо вокальное произведение; песню, романс, арию. После
этого определяется диапазон голоса, тип голоса (тенор, баритон, бас и
т.д.). На несложных упражнениях определяется качество музыкального слуха. К
примеру, предлагается повторить за инструментом или голосом различные по
высоте звуки в пределах среднего отрезка диапазона голоса поступающего,
повторить голосом проигранное на инструменте несложное построение из трех-
пяти звуков. Если поступающий имеет музыкальное образование или опыт пения
в хоре, упражнения могут быть несколько усложнены. Например, поступающему
предлагается на слух определить несложные интервалы в мелодическом, а затем
и в гармоническом виде, построить голосом от заданного звука разные
интервалы. В прослушивание целесообразно включать хроматические построения.
Чувство ритма проверяется повторением несложного ритмического рисунка.
Если у пришедших прослушиваться в хор нет певческого опыта и
отсутствует музыкальная подготовка, то прослушивание целесообразно
проводить в несколько этапов» На первом этапе можно ограничиться только
общим знакомством с поступающим, предложив ему начать посещать занятия
хора, а через три-четыре недели провести более тщательное знакомство с
вокально-музыкальными данными и только после этого окончательно высказать
мнение о его пригодности для участия в хоре. Нередко застенчивость, робость
пришедшего на прослушивание мешают выяснить его вокально-музыкальные
данные. В этом случаев, как исключение, можно попытаться провести эту
работу в процессе репетиции хора.
Формировать состав хора без всякой проверки вокально-музыкальных данных
поступающих в хоровой коллектив нецелесообразно.
Следует заботиться о том, чтобы новые участники хорового коллектива не
снижали уровень исполнительского мастерства хора. С этой целью желательно
иметь подготовительную группу хора.


ОРГАНИЗАЦИЯ РЕПЕТИЦИОННОЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ



Руководитель хора как генератор традиций


Важнейшим организационно-педагогическим вопросом в работе хорового
коллектива является создание традиций. Без интересных, разнообразных,
крепких традиций деятельность самодеятельного хорового коллектива
недолговечна.
Главнейшей традицией хорового коллектива должна быть дружба его
участников, творческая атмосфера его деятельности. Традиции могут
создаваться в различных нормах: организация совместных вечеров отдыха,
поездки за город, поздравления с днем рождения участников хора, творческая
дружба с самодеятельными и профессиональными хоровыми коллективами, а также
с композиторами и известными артистами, поддерживание контактов с бывшими
участниками хора и т.д.



Организация занятий и методы разучивания репертуара


Самодеятельный хор должен заниматься регулярно в течение 10-11 месяцев
в году. Основной вид занятий хора — репетиция. В неделю проводится не менее
двух репетиций, каждая по 2-3 часа с 10-15-минутным перерывом. Репетиции
проводятся в точно намеченное время, обычно после основной работы
участников хора. Нередко выбор времени для репетиций осложняется сменной
работой артистов хора. В таком случае одна репетиция в неделю может
проводиться разновременно, с учетом сменной работы участников хора, а
вторая репетиция обязательно должна проводиться в выходной день, когда
артисты хора могут собраться все вместе. Иногда репетиции проводятся в
обеденный перерыв или между сменами. Такие репетиции должны быть
исключением, так как они изначально обладают невысоким педагогическим
потенциалом и не могут обеспечить значительного роста исполнительского
мастерства хора.
Каждое занятие хора следует четко организовывать и планировать с учетом
долговременных творческих задач хорового коллектива.


Педагогическое значение хорового распевания


Репетиция, как правило, начинается с распевания —обязательной формы
работы самодеятельного хора. В профессиональных хорах распевание может не
проводиться, так как артисты-профессионалы должны являться на работу уже в
распетом (рабочем) состоянии. В самодеятельных хорах это исключено.
Распевание может проводиться одновременно со всем хором, по группам
(женская, мужская), по хоровым партиям. Распевание, проводимое со всем
хором, способствует организации начала занятий. Однако для достижения
прочных вокальных навыков целесообразно проводить распевание по партиям или
группам, в процессе распевания, которое обычно длится 10-20 минут, артисты
хора помимо разогревания голосового аппарата совершенствуют певческие
навыки. Следовательно, распевание преследует три основные задачи:
разогревание голосового аппарата, психологический настрой для вокально-
хоровой работы и совершенствование певческих приемов и навыков.
Начинать распевание целесообразно в среднем отрезке диапазона каждой
хоровой партии. Немаловажно учитывать структуру упражнений, особенно в
начале распевания.
Нецелесообразно начинать распевание в очень медленном или быстром
темпе. Упражнения в быстрых и медленных темпах необходимы только после
того, когда певцы уже приведут голоса в рабочее состояние и смогут
заниматься совершенствованием певческих навыков.
Вариантов упражнений может быть много. Руководитель хора должен уметь
подобрать для конкретного состава хора и решения конкретных педагогических
задач те или иные упражнения.
Необходимо, чтобы упражнения носили стабильный характер, так как
положительный результат возникает только при многократном повторении одних
и тех же попевок. Прочные навыки вырабатываются в результате длительных и
систематических тренировок.
Упражнения для распевания должны быть несложными для восприятия,
удобными для усвоения, лаконичными, предельно ясными и целенаправленными.
Подбор упражнений, интенсивность распевания определяются следующим:
происходит ли распевание перед выступлением хора или оно — часть очередной
репетиции. Если распевание предшествует концертному выступлению хора, то
имеет большое значение объем выступления: несколько произведений, отделение
или целый концерт. Чем короче выступление, тем значительнее должно быть
распевание. Недостаточная распетость хора отрицательно сказывается на
качестве исполнения. Не следует проводить длительное, напряженное
распевание перед концертом хора в двух или одном большом отделении, так
как большая певческая нагрузка артистов хора во время распевания может
утомить их и привести к потере певческой формы в процессе концерта.
Освоение руководителем методики и практики распевания необходимо для
правильной организации певческого воспитания хорового коллектива.


Разучивание репертуара. Психолого-педагогические особенности


Основное репетиционное время отводится работе над репертуаром.
Репетиции условно можно подразделить на две группы: рабочие репетиции и
репетиции перед концертом. Две-три репетиции перед концертом хора должны
включать, главным образом, репертуар, который будет исполнен в концерте.
Если выступление хора состоит всего из двух-трех произведений, то
непосредственная репетиционная подготовка к выступлению может быть
сокращена. Следует выделить репетицию в день концерта. Помимо распевания в
нее включается повторение наиболее сложных фрагментов из исполняемого в
концерте репертуара. Не следует стремиться пропевать все произведения
полностью. По времени репетиция в день концерта не должна превышать один-
полтора часа.
Методы организации рабочей репетиции хора во многом определяются
уровнем исполнительского мастерства и музыкальной грамотности участников
хора. Чем выше этот уровень, тем меньше времени можно отводить на репетиции
по хоровым партиям. Низкий уровень исполнительского мастерства хорового
коллектива требует не только больше времени отводить занятиям по хоровым
партиям, но и организовывать занятия с отдельными певцами хора.
Организация рабочей репетиции определяется степенью сложности
репертуара, состоянием его освоения на данный момент.
Рабочую репетицию самодеятельного хора целесообразно проводить,
используя разнообразные формы ее организации (по партиям, группам,
совместно). Разнообразные формы оживляют содержание работы, вызывая меньшую
утомляемость участников хора. Наиболее целесообразно первую половину
репетиции (один-полтора часа) заниматься по партиям или группам хора, а
после перерыва предпочтительна общая репетиция, когда произведения,
включенные в репертуар хора, находятся на разной стадии освоения. На общей
репетиции следует работать над произведениями, уже прошедшими стадию
разучивания по партиям или группам хора. Группы хора могут состоять из
различных партий. Разделение хора на группы определяется спецификой фактуры
изучаемых произведений.
Помимо организации занятий качество репетиционной работы с хором
зависит от правильного выбора методов разучивания произведения. Детальная
их разработка определяется хормейстером в процессе подготовительного этапа
работы над произведением и составления тщательного и хорошо продуманного
плана работы. "Дирижер должен прежде всего усвоить простую истину, — пишет
П.Г.Чесноков в своём бестселлере "Хор и управление им" —...нельзя учить
других тому, чего сам не знаешь. Самое подробное и глубокое предварительное
изучение сочинения составляет долг дирижера".
Начинать работу над новым произведеньем целесообразно с общего
знакомства с ним артистов хора. Формы знакомства с новым произведением
могут, быть разными: можно сыграть произведение на фортепиано, прослушать
его в записи. Следует рассказать о его художественных достоинствах, кратко
остановившись на тех или иных вокально-хоровых сложностях, которые придется
преодолевать хору в процессе его разучивания. Главное — заинтересовать
участников хора новой работой.
Методы работы над репертуаром — повторение, вычленение, сопоставление
отдельных частей и всего произведения.
План работы хормейстера над каждым произведением включает в себя
ближайшие задачи, касающиеся очередной репетиции, и хорошо продуманную
систему различных этапов работы над каждым произведением репертуара хора
вплоть до полного его освоения. Художественному совершенствованию
исполнительского процесса не бывает предела, но сроки разучивания каждого
произведения должны иметь определенные границы. Для разучивания
произведение следует разделить на несколько частей. Очередность их
разучивания может быть различной. Не обязательно начинать работать над
произведением с его начала. Обычно на репетиции разучивается несколько
произведений, каждое из которых находится, как правило, в разной стадии
освоения, это объясняется различной сложностью произведений,
неодновременностью включения их в репетиционный процесс. Поэтому на каждой
репетиции должен решаться широкий круг учебно-методических задач. Не
следует на одной репетиции заниматься только самыми сложными задачами в
работе над репертуаром, а на другой наиболее простыми. Каждая рабочая
репетиция должна быть насыщена творческими задачами и носить разнообразный
характер их решения.
Руководителю хора следует помнить, что педагогические аспекты в работе
над репертуаром не следует отрывать от художественно-выразительного начала.
На начальной стадии освоения произведения преобладают педагогический и
технологический процессы, на заключительной — процесс художественно-
выразительный. На любом этапе работы над произведением хормейстер должен
ясно и четко формулировать задачи, стоящие перед хором. Нельзя повторять с
хором отдельный эпизод или произведение в целом, не объяснив коллективу,
какие цели и задачи решаются в процессе этого повторения.
Каждое разученное произведение с хором должно пройти стадию впевания —
процесс прочного закрепления вокально-хоровых навыков и приемов,
приобретенных за время разучивания этого произведения. Ощущение
хормейстером степени впевания произведения достигается опытом работы с
хором.


"Педагогика сотрудничества"


Репетировать с хоровым коллективом нужно интенсивно, эмоционально,
энергично, но не суетливо, чётко реагируя на реакцию хора. Хормейстер,
работая с самодеятельным хором, обязан всегда помнить, что он занимается с
людьми, добровольно и бескорыстно отдающими свое время любимому искусству.
В работе с хором недопустима грубость, раздражительность,
невыдержанность. Наряду с требовательностью к коллективу хормейстеру нужно
уметь доброй шуткой, мягким юмором смягчить порой напряженную репетиционную
работу хорового коллектива. Один из популярных принципов декларации статуса
руководителя самодеятельного хора — "Старший среди равных". При этом в
деятельности хора должна доминировать аксиома — и дирижёр и артисты хора
делают одно дело, все заинтересованы сделать его хорошо.


Психолого-педагогические особенности расположения хора


Успешная творческая деятельность хора во многом зависит от правильного
расположения его участников на репетициях и концертной эстраде.
В самодеятельных хорах участвуют певцы, имеющие не только различные
вокальные данные, но и неодинаковую музыкальную подготовку и опыт пения в
хоре. Помимо этого они различаются по возрасту, образованию, роду основной
трудовой деятельности, коммуникабельности, психологической адаптивности и
культурному уровню. Успех репетиционной работы хорового коллектива
определяется не только вокально-хоровым мастерством его участников, но и
психологической атмосферой в хоровом коллективе. Особенно это относится к
артистам хора, находящимся на репетиции и концертной эстраде рядом друг с
другом. Они в первую очередь должны ощущать дружескую эманацию внутри
хоровой партии. Это необходимо учитывать руководителю хора при расположении
певцов внутри каждой хоровой партии. Непонимание руководителем
исключительной важности этого аспекта приносит коллективу множество
неприятностей. При нахождении хотя бы пары певцов в отношении конфликта
руководителю следует принять все меры для его погашения или вынесения за
пределы хорового коллектива. Если в данный момент времени это не
представляется возможным, то в процессе репетиции или концерта
конфликтующие певцы не должны располагаться в зоне "личного пространства"
друг друга. "Собака не виновата, что она собака. Кошка не виновата, что она
кошка. Просто не следует сажать их в один ящик", — пишет Роберт Шоу в соей
педагогической монографии "Хор. Маленькие инструкции". Безусловно, маэстро
утрирует, но в этом высказывании заложен один из принципов, которым должен
руководствоваться руководитель самодеятельного хора в подобных ситуациях.
Кроме психологического аспекта, при взаимном размещении артистов хора
нужно руководствоваться их вокальными данными. Голоса рядом находящихся
певцов должны быть предельно органичны между собой по тембру и силе. При
расположении певцов в хоровой партии следует учитывать не только вокально-
хоровые умения и навыки, но и музыкальную грамотность участников хора.
Хороший результат, получается, когда вместе собрана группа певцов с
хорошими певческими и хоровыми навыками, но при этом не должны быть
изолированы и начинающие, малоопытные артисты хора.
С целью успешного и наиболее скорого преодоления отставания одних
певцов от других в самодеятельных хорах распространена система
наставничества. К опытному, музыкально грамотному певцу прикрепляются один-
два начинающих артистов хора. На репетиции они должны располагаться вместе.
Такое размещение певцов в хоровой партии создает благоприятные условия для
активного процесса самообучения участников хора, способствует не только
ускоренному изучению репертуара, но, что особенно важно, росту вокально-
хорового мастерства малоопытных участников хора.
В начинающих хорах случается так, что опытных певцов очень мало или их
нет совсем. В этих случаях следует наиболее способных, голосистых певцов
располагать вместе, учитывая и их товарищеские интересы. Это будет
способствовать быстрому созданию прочной основы хора.
Нередко новичков, пришедших в опытный хоровой коллектив, располагают с
краю, с тем, чтобы в первое время они, находясь в хоре, больше вслушивались
в пение своих опытных товарищей и постепенно входили в исполнительский
процесс.
Необходимо, чтобы участники хора располагались на репетициях и
концертной эстраде в строго определенном руководителем хора порядке. Все
перемещения певцов осуществляются только с разрешения и по указанию
руководителя хора.
На концертной эстраде следует вместе располагать артистов, хорошо
спевшихся друге другом в процессе репетиций. Наиболее квалифицированные
певцы с хорошими вокальными данными размещаются в центре хорового
коллектива.


ОСОБЕННОСТИ МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В САМОДЕЯТЕЛЬНОМ ХОРЕ


Под музыкально-педагогической работой в самодеятельном хоре
подразумевается:

. занятия по постановке голоса (хоровой вокал)
. обучение нотной грамоте;
. обучение пению по нотам;
. общая музыкальная эрудиция.

Артисты большинства самодеят

Новинки рефератов ::

Реферат: Кандидатский минимум по философии (Философия)


Реферат: Поэт и поэзия в обществе в творчестве Пушкина и Рылеева (Литература : русская)


Реферат: Алкоголизм (Спорт)


Реферат: Акцентуации характера (Психология)


Реферат: Ядерное оружие (Военная кафедра)


Реферат: Юрий Владимирович Андропов (Политология)


Реферат: Описание графического формата TGA (Программирование)


Реферат: Роль Сталина в Великой Отечественной Войне (История)


Реферат: Культ давних славянских богов Рода и Рожениц (История)


Реферат: Человек и человечество в учении В С Соловьева (Философия)


Реферат: Банковская система Великобритании (Банковское дело)


Реферат: Атомная энергетика, атомные станции (Физика)


Реферат: Основы конституционного строя (Право)


Реферат: Социокультурный подход к анализу общества (Социология)


Реферат: Возрождение христианства (Культурология)


Реферат: Происхождение жизни на земле (Естествознание)


Реферат: Охрана труда (лекции, Украина) (Право)


Реферат: Учет расчетов с использованием векселей (Бухгалтерский учет)


Реферат: Отчет по бухгалтерскому учету общий, общие принципы и законы ведения бухгалтерского учета (Бухгалтерский учет)


Реферат: Аристотель и его представления о государстве (Исторические личности)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист