GeoSELECT.ru



История / Реферат: Памятник Права (История)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Памятник Права (История)


Сибирский Филиал Международного Университета
Юридический факультет



Контрольная работа
по истории государства и права России
На тему: Русская Правда памятник права



Выполнил студент: Проверил:


гр.412 Киргетова О.В.



Оценка _____________

Подпись_____________



Г. Новосибирск 2000

Оглавление


Ведение 3 стр.


Русская Правда как паямятник права 3 стр.


Форма кодификации 4 стр.


Редакции Русской Правды 5 стр.


Правовое положение отдельных групп населения 6 стр.


Русская Правда – кодекс частного права 7 стр.


Преступления и наказание 7 стр.

1. Общий характер памятника 9 стр.
2. Судьба памятника 10 стр.
3. Заключение 10 стр.
4. Список использованной литературы 11 стр.

1. Введение.

В настоящее время огромное значение в человеческой жизни
имеет право. Развиваясь в течение веков, она постоянно изменяла свой
состав: впитывала новые, более совершенные нормы и избавлялась от
устаревших, потерявших свою былую значимость, отживающих свой век. Давно
доказано, что институты права и государства тесно взаимосвязаны, что они
постоянно пересекаются, помогая развиваться друг другу. Наука права
отнюдь не является исключением. Она так же, как и многие другие правовые
отрасли, прошла длинный путь развития, вытекая из обычного права и,
объединившись вместе с государством на протяжении многих столетий, дошла до
наших времён.
В своей работе я хочу обратиться к истокам, к корням писаного права Древней
Руси. Первым источником его были обычаи, перешедшие в классовое общество из
первобытно - общинного строя и ставшие теперь обычным правом. Наиболее же
крупным памятником древнерусского права является Русская Правда,
сохранившая свое значение и в следующие периоды истории, и не только для
русского права.


2. Русская правда, как памятник права

Правда составлялась не без влияния памятников церковно-византийского права,
среди которых она вращалась.
Читаемый нами текст Русской Правды сложился в сфере не княжеского, а
церковного суда, в среде церковной юрисдикции, нуждами и целями которой и
руководствовался составитель Правды в своей работе. Церковный кодификатор
воспроизводил действовавшее на Руси право, имея в виду потребности и основы
церковной юрисдикции, и воспроизводил только в меру этих потребностей и в
духе этих основ. Вот почему она молчит о преступлениях политических, не
входивших в компетенцию церковного суда, также об умычке, об оскорблении
женщин и детей, об обидах словом: эти дела судились церковным судом, но на
основании не Русской Правды, а особых церковных законоположений, как
увидим.
С другой стороны, до половины XI столетия княжескому судье едва ли был и
нужен писаный свод законов. Княжеский судья мог обходиться без такого свода
по многим причинам:
1) были еще крепки древние юридические обычаи, которыми руководствовались в
судебной практике князь и его судьи;
2) тогда господствовал состязательный процесс, пря, и если бы судья забыл
или не захотел вспомнить юридический обычай, то ему настойчиво напомнили
бы о нем сами тяжущиеся стороны, которые, собственно, и вели дело, и при
которых судья присутствовал более безучастным зрителем или пассивным
председателем, чем руководителем дела; наконец,
3) князь всегда мог в случае нужды своей законодательной властью восполнить
юридическую память или разрешить казуальное недоумение судьи.
Но если княжеские судьи до половины или до конца XI в. могли обходиться без
писаного свода законов, то такой свод был совершенно необходим церковным
судьям. Со времени принятия христианства русской Церкви была предоставлена
двоякая юрисдикция. Она, во-первых, судила всех христиан, духовных и мирян,
по некоторым делам духовно-нравственного характера, во-вторых, некоторых
христиан, духовных и мирян, по всем делам церковным и не церковным,
гражданским и уголовным. Эти некоторые христиане, во всех делах подсудные
Церкви, образовывали особое церковное общество, состав которого скоро
увидим. Церковный суд по духовным делам над всеми христианами производился
на основании Номоканона, принесенного из Византии, и церковных уставов,
изданных первыми христианскими князьями Руси. Церковный суд по не церковным
уголовным и гражданским делам, простиравшийся только на церковных людей,
должен был производиться по местному праву и вызывал потребность в
письменном своде местных законов, каким и явилась Русская Правда.
Необходимость такого свода обуславливалась двумя причинами:
1) первые церковные судьи на Руси, греки и южные славяне, незнакомы были
с русскими юридическими обычаями;
2) этим судьям нужен был такой письменный свод туземных законов, в
котором были бы устранены или, по крайней мере, смягчены некоторые
туземные обычаи, особенно претившие нравственному и юридическому
чувству христианских судей, воспитанных на византийском церковном и
гражданском праве. В самом языке Русской Правды можно найти некоторые
указания на то, что она вышла из среды, знакомой с терминологией
византийского и южнославянского права: так, встречаем чуждое русскому
языку слово братучадо в значении двоюродного брата, представляющее
довольно механический перевод термина византийских кодексов, также
слово вражда в смысле пени за убийство или вообще судебного взыскания,
довольно употребительное в южнославянских юридических памятниках,
между прочим в Законнике Душана и в законе Винодольском. Наконец, и
внешним видом своим Русская Правда указывает на свою связь с
византийским законодательством. Это - небольшой синоптический кодекс
вроде Эклоги и Прохирона. Сама эта форма права, кодификация, была
принесена нам церковными законоведами, которые одни понимали ее смысл
и надобность.


3. Форма кодификации.
Есть две основные формы права: юридический обычай и закон. Юридический
обычай - первоначальная, естественная форма права: на первых ступенях
общежития все право заключено в юридическом обычае. Он слагается постепенно
путем продолжительного применения к одинаковым случаям или отношениям
известного правила, выработанного юридическим сознанием народа под влиянием
исторических условий его жизни. Согласие с юридическими и религиозными
воззрениями народа и продолжительность действия сообщают этому правилу
физиологически принудительную силу привычки, предания. Закон есть правило,
установленное верховной государственной властью для удовлетворения текущих
нужд государства и под их давлением тотчас получает обязательную силу,
поддерживаемую всеми средствами государственной власти. Закон является
позднее юридического обычая и первоначально только дополняет или поправляет
его, а потом вытесняет и заменяет новым правом. Кодификация является еще
позднее и обыкновенно совмещает в себе обе предшествующие формы права. По
общепринятому ее пониманию, она не дает новых юридических норм, а только
приводит в порядок правила, установленные юридическим обычаем и
законодательством, или применяет их к изменяющимся нравам и юридическим
воззрениям народа или потребностям государства. Но само это упорядочение и
применение действующих норм нечувствительно изменяет их и подготавливает
новое право.
В Византии по традиции, шедшей от римской юриспруденции, усердно
обрабатывалась особая форма кодификации, которую можно назвать кодификацией
синоптической. Образец ее дан был Институциями Юстиниана, а дальнейшими
образчиками являются соседи Русской Правды по Кормчей книге Эклога и
Прохирон. Это - краткие систематические изложения права, скорее,
произведения законоведения, чем законодательства, не столько уложения,
сколько юридические учебники, приспособленные к легчайшему познанию
законов. Главы или параграфы титулов, на которые разделены эти кодексы,
похожи на тезисы конспекта лекций из курса гражданского права. Кроме
руководств такого рода, исходивших от законодательной власти, составлялись
по их типу перерабатывавшие или пополнявшие их частные своды, известные под
названием "Эклога превратная", "Эпанагога, сведенная с Прохироном",
"Эклога, переработанная по Прохирону", и т.п.
Эти приватные руководства были в ходу у греков в те же XI и XII вв., когда
и у нас производилась по византийским образцам подобная кодификационная
работа. Нужды местной церковной юрисдикции привели к этой работе, а
византийская синоптическая кодификация дала ей готовую форму и приемы. При
таких пособиях изложенными потребностями и вызвана была в церковной среде
попытка составить кодекс, который воспроизводил бы действовавшие на Руси
юридические обычаи применительно к принесенным Церковью или измененным под
ее влиянием понятиям и отношениям. Плодом этой попытки и была Русская
Правда. Итак, повторяю, Русская Правда родилась в сфере церковной
юрисдикции.



4. Редакции Русской Правды

Ко второй половине IX в. в Среднем Поднепровье – Русской земле произошла
унификация близких по составу и социальной природе Правд племен,
проживавших на этой территории, в Закон Русский, юрисдикция которого
распространялась на территорию государственного образования славян с
центром в Киеве.
Русская правда была первым, дошедшим до нас русским писаным памятником
обычного права. Известны ее разные списки. Это различие списков Правды
объясняется тем, что она была уставом не одного, а нескольких князей:
Ярослава, Изяслава с братьями и Владимира Мономаха.
До нас дошли несколько редакций этого памятника: наиболее известны –
Краткая и Пространная. Краткая редакция составляет первоначальный подлинный
пакет Правды. За ней установилось название Правды Ярослава. В основу этой
правды были положены обычаи славянских племен, приспособленные к условиям
феодальных отношений. Пространная же редакция есть не что иное, как
измененная и дополненная последующими князьями Правда Ярослава, получившая
название Правды Ярославичей. Обе эти редакции носят общее название Суд
Ярослава Владимировича.
Последняя редакция Пространной Правды приходится на великое княжение
Владимира Мономаха (1113-1125 гг.) и, вероятно, его сына Мстислава Великого
(1113-11132 гг.).
Русская правда широко распространилась во всех землях Древней Руси как
основной источник права и стала основой юридических норм вплоть до 1497 г.,
когда на смену пришел Судебник, изданный в Московском централизованном
государстве.
В нашей исторической литературе господствует убеждение, что частная
юридическая жизнь древнейшей Руси наиболее полно верно отразилась в
древнейшем памятнике русского права, в «Русской Правде».
В нашей литературе по истории русского права господствуют два взгляда на
происхождение Русской Правды. Одни видят в ней не официальный документ, не
подлинный памятник законодательства, как он вышел из рук законодателя, а
приватный юридический сборник, составленный каким-то древнерусским
законоведом или несколькими законоведами для своих частных надобностей.
Другие считают Русскую Правду официальным документом, подлинным
произведением русской законодательной власти, только испорченным
переписчиками, вследствие чего явилось множество разных списков Правды,
различающихся количеством, порядком и даже текстом статей.


5. Правовое положение отдельных групп населения
В Русской Правде содержится ряд норм, определяющих правовое положение
отдельных групп населения. По ее тексту достаточно трудно провести грань,
разделяющую правовой статус правящего слоя и остальной массы населения. Мы
находим лишь два юридических критерия, особо выделяющих эти группы в
составе общества: нормы о повышенной (двойной) уголовной ответственности за
убийство представителя привилегированного слоя (ст. 1 ПП) и нормы об особом
порядке наследования недвижимости (земли) для представителей этого слоя
(ст. 91 ПП). Эти юридические привилегии распространялись на субъектов,
поименованных в Русской Правде следующим образом: князья, бояре, княжьи
мужи, княжеские тиуны, огнищане. В этом перечне не все лица могут быть
названы «феодалами», можно говорить лишь об их привилегиях, связанных с
особым социальным статусом, приближенностью к княжескому двору и
имущественным положением.
Основная масса населения разделялась на свободных и зависимых людей,
существовали также промежуточные и переходные категории. Юридически и
экономически независимыми группами были посадские люди и смерды-общинники),
и уплачивали налоги и выполняли повинности только в пользу государства).
Городское население делилось на ряд социальных групп: боярство,
духовенство, купечество, «низы» (ремесленники, мелкие торговцы, рабочие и
пр.). Кроме свободных смердов существовали и другие их категории, о которых
Русская Правда упоминает как о зависимых людях. В литературе существует
несколько точек зрения на правовое положение этой группы населения, однако,
следует помнить, что она не была однородной: наряду со свободными были и
зависимые («крепостные») смерды, находившиеся в кабале и услужении у
феодалов. Свободный смерд-общинник обладал определенным имуществом, которое
он мог завещать детям (землю — только сыновьям). При отсутствии наследников
его имущество переходило общине. Закон защищал личность и имущество смерда.
За совершенные проступки и преступления, а также по обязательствам и
договорам он нес личную и имущественную ответственность. В судебном
процессе смерд выступал полноправным участником.
Более сложной юридической фигурой является закуп. Краткая редакция Русской
Правды не упоминает закупа, зато в Пространной редакции помещен специальный
Устав о закупах. Закуп — человек, работающий в хозяйстве феодала за «купу»
— заем, в который могли включаться разные ценности: земля, скот, зерно,
деньги и пр. Этот долг следовало отработать, причем установленных
нормативов и эквивалентов не существовало. Объем работы определялся
кредитором. Поэтому с нарастанием процентов на заем, кабальная зависимость
усиливалась и могла продолжаться долгое время.
Первое юридическое урегулирование долговых отношений закупов с кредиторами
было произведено в Уставе Владимира Мономаха после восстания закупов в 1113
г. Были установлены предельные размеры процентов на долг. Закон охранял
личность и имущество закупа, запрещая господину беспричинно наказывать его
и отнимать имущество. Если сам закуп совершал правонарушение,
ответственность была двоякой: господин уплачивал за него штраф
потерпевшему, но сам закуп мог быть «выдан головой», т.е. превращен в
полного холопа. Его правовой статус резко менялся. За попытку уйти от
господина, не расплатившись, закуп также обращался в холопа. В качестве
свидетеля в судебном процессе закуп мог выступать только в особых случаях:
по малозначительным делам («в малых исках») или в случае отсутствия других
свидетелей («по нужде»). Закуп был той юридической фигурой, в которой
больше всего отразился процесс «феодализации», закабаления, закрепощения
бывших свободных общинников.
Холоп — наиболее бесправный субъект права. Его имущественное положение
особое: все, чем он обладал, являлось собственностью господина. Все
последствия, вытекающие из договоров и обязательств, которые заключал холоп
(с ведома хозяина), также ложились на господина. Личность холопа как
субъекта права фактически не защищалась законом. За его убийство взимался
штраф как за уничтожение имущества либо господину передавался в качестве
компенсации другой холоп. Самого холопа, совершившего преступление,
следовало выдать потерпевшему (в более ранний период его можно было просто
убить на месте преступления). Штрафную ответственность за холопа всегда нес
господин. В судебном процессе холоп не мог выступать в качестве стороны
(истца, ответчика, свидетеля). Ссылаясь на его показания в суде, свободный
человек должен был оговориться, что ссылается на «слова холопа».
Закон регламентировал различные источники холопства. Русская Правда
предусматривала следующие случаи: самопродажа в рабство (одного человека
либо всей семьи), рождение от раба, женитьба на рабе, «ключничество» —
поступление в услужение к господину, но без оговорки о сохранении статуса
свободного человека. Источниками холопства были также совершение
преступления (такое наказание, как «поток и разграбление», предусматривало
выдачу преступника «головой», превращение в холопа), бегство закупа от
господина, злостное банкротство (купец проигрывает или транжирит чужое
имущество). Наиболее распространенным источником холопства, не упомянутым,
однако, в Русской Правде, был плен.



6. Русская Правда – кодекс частного права

Русскую Правду можно определить как кодекс частного права — все ее субъекты
являются физическими лицами, понятия юридического лица закон еще не знает.
С этим связаны некоторые особенности кодификации. Среди видов преступлений,
предусмотренных Русской Правдой, нет преступлений против государства.
Личность самого князя как объекта преступного посягательства
рассматривалась в качестве физического лица, отличавшегося от других только
более высоким положением и привилегиями. С конкретными субъектами
связывалось содержание права собственности; оно могло быть различным в
зависимости и от объекта собственности. Русская Правда еще не знает
абстрактных понятий: «собственность», «владение», «преступление». Кодекс
строился по казуальной системе, законодатель стремился предусмотреть все
возможные жизненные ситуации.
Эти юридические особенности обусловлены источниковой базой Русской Правды.
Включенные в нее нормы и принципы обычного права несовместимы с абстрактным
понятие юридического лица. Для обычая все субъекты равны, и все они могут
быть только физическими лицами.
Другой источник — княжеская судебная практика — вносит субъективный элемент
в определение круга лиц и в оценку юридических действий. Для княжеской
судебной практики наиболее значительными субъектами являются такие, которые
всего ближе стоят к княжескому двору. Поэтому правовые привилегии
распространяются, прежде всего, на приближенных лиц.
Нормы Русской Правды защищают частную собственность (движимую и
недвижимую), регламентируют порядок ее передачи по наследству, по
обязательствам и договорам. Обязательственные отношения могли возникать из
причинения вреда или из договоров. За невыполнение обязательств должник
отвечал имуществом, а иногда и своей свободой


7. Преступления и наказания

Частный характер древнего права проявился и в сфере уголовного права.
Преступление по Русской Правде определялось не как нарушение закона или
княжеской воли, а как «обида», т.е. причинение морального или материального
ущерба лицу или группе лиц. Уголовное правонарушение не отграничивалось в
законе от гражданско-правового. Объектами преступления были личность и
имущество. Объективная сторона преступления распадалась на две стадии:
покушение на преступление (например, наказывался человек, обнаживший меч,
но не ударивший) и оконченное преступление. Закон намечал понятие соучастия
(упомянут случай разбойного нападения «скопом»), но еще не разделял ролей
соучастников (подстрекатель, исполнитель, укрыватель и т. д.). В Русской
Правде уже существует представление о превышении пределов необходимой
обороны (если вора убьют после его задержания, спустя некоторое время,
когда непосредственная опасность в его действиях уже отпала). К смягчающим
обстоятельствам закон относил состояние опьянения преступника, к отягчающим
— корыстный умысел. Законодатель знал понятие рецидива, повторности
преступления (в случае конокрадства).
Субъектами преступления были все физические лица, включая рабов. О
возрастном цензе для субъектов преступления закон ничего не говорил.
Субъективная сторона преступления включала умысел или неосторожность.
Четкого разграничения мотивов преступления и понятия виновности еще не
существовало, но они уже намечались в законе. Ст. 6 ПП упоминает случай
убийства «на пиру явлено», а ст. 7 ПП — убийство «на разбое без всякой
свады». В первом случае подразумевается неумышленное, открыто совершенное
убийство (а «на пиру» — значит еще и в состоянии опьянения). Во втором
случае — разбойное, корыстное, предумышленное убийство (хотя на практике
умышленно можно убить и на пиру, а неумышленно — в разбое). Тяжелым
преступление против личности было нанесение увечий (усечение руки, ноги) и
других телесных повреждений. От них следует отличать оскорбление действием
(удар чашей, рогом, мечом в ножнах), которое наказывалось еще строже, чем
легкие телесные повреждения, побои.
Имущественные преступления по Русской Правде включали: разбой (не
отличаемый еще от грабежа), кражу («татьбу»), уничтожение чужого имущества,
угон, повреждение межевых знаков, поджог, конокрадство (как особый вид
кражи), злостную неуплату долга и пр. Наиболее подробно регламентировалось
понятие «татьба». Известны такие ее виды, как кража из закрытых помещений,
конокрадство, кража холопа, сельскохозяйственных продуктов и пр.
Система наказаний по Русской Правде достаточно проста. Смертная казнь не
упоминается в кодексе, хотя на практике она, несомненно, имела место.
Умолчание может объясняться двумя обстоятельствами. Законодатель понимает
смертную казнь как продолжение кровной мести, которую он стремиться
устранить. Другим обстоятельством является влияние христианской церкви,
выступавшей против смертной казни в принципе.
Высшей мерой наказания по Русской Правде остается «поток и разграбление»,
назначаемое только в трех случаях: за убийство в разбое (ст. 7 ПП), поджог
(ст. 83 ПП) и конокрадство (ст. 35 ПП). Наказание включало конфискацию
имущества и выдачу преступника (вместе с семьей) «головой», т. е. в
рабство.
Следующим по тяжести видом наказания была «вира» — штраф, который
назначался только за убийство. Вира поступала в княжескую казну.
Родственникам потерпевшего уплачивалось «головничество», равное вире. Вира
могла быть одинарная (за убийство простого свободного человека) или двойная
(80 гривен за убийство привилегированного человека — ст. 19, 22 КП, ст. З
ПП). Существовал особый вид виры — «дикая» или «повальная», которая
налагалась на всю общину. Для применения этого наказания необходимо, чтобы
совершенное убийство было простым, не разбойным; община либо не выдает
своего подозреваемого в убийстве члена, либо не может «отвести от себя
след», подозрения; община только в том случае платит за своего члена, если
он ранее участвовал в вирных платежах за своих соседей. Институт «дикой»
виры выполнял полицейскую функцию, связывая всех членов общины круговой
порукой. За нанесение увечий, тяжких телесных повреждений назначались
«полувиры» (20 гривен — ст. 27,88 ПП). Все остальные преступления (как
против личности, так и имущественные) наказывались штрафом — «продажей»,
размер которой дифференцировался в зависимости от тяжести преступления (1,
3, 12 гривен). Продажа поступала в казну, потерпевший получал «урок» —
денежное возмещение за причиненный ему ущерб.
В Русской Правде еще сохраняются древнейшие элементы обычая, связанные с
принципом «око за око, зуб за зуб» в случаях с кровной местью. Но главной
целью наказания становится возмещение ущерба (материального и морального).
Судебный процесс носил ярко выраженный состязательный характер: он
начинался только по инициативе истца, стороны в нем (истец и ответчик)
обладали равными правами, судопроизводство было гласным и устным,
значительную роль в системе доказательств играли «ордалии» («суд божий»),
присяга и жребий. Процесс делился на три этапа (стадии).
«Заклич» означал объявление о совершившемся преступлении (например, о
пропаже имущества), производился в людном месте, «на торгу», объявлялось о
пропаже вещи, обладавшей индивидуальными признаками, которую можно было
опознать. Если пропажа обнаруживалась по истечении трех дней с момента
заклича, тот, у кого она находилась, считался ответчиком (ст. 32, 34 ПП).
Вторая стадия процесса — «свод» (ст. 35–39 ПП) напоминал очную ставку. Свод
осуществлялся либо до заклича, либо в срок до истечения трех дней после
заклича. Лицо, у которого обнаружили пропавшую вещь, должно было указать, у
кого эта вещь была приобретена. Свод продолжался до тех пор, пока не
доходил до человека, не способного дать объяснение, где он приобрел эту
вещь. Таковой и признавался татем. Если свод выходил за пределы населенного
пункта, где пропала вещь, он продолжался до третьего лица. На того
возлагалась обязанность уплатить собственнику стоимость вещи и право далее
самому продолжать свод.
«Гонение следа» — третья стадия судебного процесса, заключавшаяся в поиске
доказательств и преступника (ст. 77 ПП). При отсутствии в Древней Руси
специальных розыскных органов и лиц гонение следа осуществляли потерпевшие,
их близкие, члены общины и все добровольцы.
Система доказательств по Русской Правде состояла из свидетельских показаний
(«видоков» — очевидцев преступления и «послухов» — свидетелей доброй славы,
поручителей); вещественных доказательств («поличное»); «ордалий» (испытания
огнем, водой, железом); присяги. На практике существовал также судебный
поединок, не упоминавшийся в Русской Правде. В законе ничего не говорится
также о собственном признании и письменных доказательствах.


8.Общий характер памятника.

Теперь, наконец, мы можем ответить на вопрос: насколько полно и верно
отразился в Русской Правде действовавший на Руси юридический порядок? В ней
можно заметить следы не сочувствия некоторым юридическим обычаям Руси,
слишком отзывавшимся языческой стариной. Но, воспроизводя порядок,
действовавший в княжеском суде, она не отмечает отступлений от этого
порядка, какие допускал церковный суд по не церковным делам, не исправляет
местного юридического обычая введением новых норм взамен
действовавших. У нее другие средства исправления. Она, во-первых, просто
умалчивает о том, что считает необходимым устранить из судебной практики и
чего не применял церковный суд, а во-вторых, может быть она пополняет
действовавшее право, формулируя такие юридические случаи и отношения, на
которые это право не давало прямых ответов, что можно предположить о
статьях ее, касающихся наследования и холопства. Многого в действовавшем
праве она не захватила или потому, что не было практической надобности это
формулировать, или потому, что при неупорядоченном состоянии княжеского
судопроизводства трудно было формулировать. Поэтому Русскую Правду можно
признать довольно верным, но не цельным отражением юридического порядка ее
времени. Она не вводила нового права взамен действовавшего; но в ней
воспроизведены не все части действовавшего права, а части воспроизведенные
пополнены и развиты, обработаны и изложены так отчетливо, как, может быть,
не сумел бы сделать этого тогдашний княжеский судья. Русская Правда -
хорошее, но разбитое зеркало русского права XI-XII вв.
.


9. Судьба памятника.

Русская Правда была произведением княжеской законодательной власти; но она
не осталась и частным юридическим сборником, получила обязательное действие
как законодательный свод в одной части русского общества; именно в той, на
которую простиралась церковная юрисдикция по не церковным делам, и в таком
обязательном значении признаваема была самой княжеской властью. Впрочем,
можно подумать, что действие Русской Правды с течением времени перешло за
пределы церковной юрисдикции.
До половины XI в. еще крепкий древний обычай давал княжеским судам
возможность обходиться без письменного свода законов. Но различные
обстоятельства, успехи гражданственности, особенно появление христианской
Церкви с чуждым для Руси церковным и византийским правом, с новыми для нее
юридическими понятиями и отношениями - все это должно было поколебать
древний туземный юридический обычай и помутить юридическую память судьи.
Теперь судебная практика на каждом шагу задавала судье вопросы, на которые
он не находил ответа в древнем туземном обычае или ответ на который можно
было извлечь из этого обычая лишь путем его напряженного толкования. Это
должно было вызвать и среди княжеских судей потребность в письменном
изложении действовавшего судебного порядка, приноровленном к изменившемуся
положению дел. Русская Правда устраняла часть этих судебных затруднений:
она давала ответы на многие из этих новых вопросов, старалась примениться к
новым понятиям и отношениям. Возможно, с течением времени Русская Правда,
имевшая обязательное действие только в сфере церковной юрисдикции, стала
служить руководством и для княжеских судей, но едва ли обязательным,
скорее, имевшим значение юридического пособия, как бы сказать, справочного
толкования действовавшего права.



10. Заключение


Бесспорно, Русская Правда является уникальнейшим памятником
древнерусского права. Являясь первым писаным сводом законов, она, тем не
менее, достаточно полно охватывает весьма обширную сферу тогдашних
отношений. Она представляет собой свод развитого феодального права, в
котором нашли отражение нормы уголовного и гражданского права и процесса.
Русская Правда является официальным актом. В самом её тексте
содержатся указания на князей, принимавших или изменявших закон (Ярослав
Мудрый, Ярославичи, Владимир Мономах).
Русская Правда - памятник феодального права. Она всесторонне защищает
интересы господствующего класса и откровенно провозглашает бесправие
несвободных тружеников - холопов, челяди.
Русская Правда настолько хорошо удовлетворяла потребности княжеских
судов, что её включали в юридические сборники вплоть до XV в. Списки ПП
активно распространялись ещё в XV - XVI вв. И только в 1497 году был издан
Судебник Ивана III Васильевича, заменивший ПП в качестве основного
источника права на территориях, объединённых в составе централизованного
Русского государства.
Законы всех времен и народов – прекрасный материал для изучения
общественного строя, государственного механизма, формы государственного
единства, различных отраслей права. Однако нельзя забывать, что в законе
устанавливалась лишь должное поведение людей. Порой нормы, закрепленные в
законе, и их реальное воплощение на практике были весьма различными. Тем не
менее, сопоставление одного закона с другим и с иными историческими
источниками, да и сам анализ того или иного закона, позволяют с высокой
степенью достоверности восстановить истинную картину общества.



11. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. В.О.Ключевский. Русская история. Полный курс лекций в трех книгах..

2. И.А.Исаев. История государства и права России.






Реферат на тему: Памятники Кубани

КУБАНЬ И ЧЕРНОМОРЬЕ В ПЕРИОД ПЕРВОБЫТНООБЩИННОГО И РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОГО
СТРОЯ 2
III - II ТЫСЯЧЕЛЕТИЕ НАШЕЙ ЭРЫ 2
НАРОДЫ ПРИКУБАНЬЯ В I ТЫСЯЧЕЛЕТИИ ДО НАШЕЙ ЭРЫ 3
АНТИЧНЫЕ КОЛОНИИ НА СЕВЕРНОМ ПОБЕРЕЖЬЕ ЧЕРНОГО МОРЯ. БОСПОРСКОЕ ЦАРСТВО
3
НОВАЯ ИСТОРИЯ НА КУБАНИ 4
ДЕКАБРИСТЫ НА КУБАНИ 5
ПАМЯТЬ ЭТОЙ ЗЕМЛИ СВЯЩЕННА 7
ОГНЕННЫЕ МИЛИ РЫБАКОВ 10
ЗОЛОТОЕ СОЗВЕЗДИЕ 13
ПАМЯТНИКИ ПРИРОДЫ 15
КОМПЛЕКСНЫЕ ПАМЯТНИКИ ПРИРОДЫ 16
ГЕОЛОГО-ГЕОМОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ: МЫСЫ, БЕРЕГОВЫЕ СКАЛЫ И КОСЫ 18
ГРЯЗЕВЫЕ ВУЛКАНЫ 19
ПЕЩЕРЫ 20
ГИДРОЛОГИЧЕСКИЕ УНИКУМЫ:ВОДОПАДЫ 21
ИСТОЧНИКИ 22
ПОЛЯНА ДРУЖБЫ 23
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. КАРТА ПРИРОДНЫХ ПАМЯТНИКОВ КУБАНИ 24

КУБАНЬ И ЧЕРНОМОРЬЕ В ПЕРИОД ПЕРВОБЫТНООБЩИННОГО И РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОГО
СТРОЯ


III - II ТЫСЯЧЕЛЕТИЕ НАШЕЙ ЭРЫ


Заселение Кавказа первобытным человеком шло с юга и было длительным и
сложным. Древнейшие остатки жизни человека у нас в крае относятся ко
времени за 700—600 тысяч лет назад. Установить это помогла одна случайная
находка. На берегу р. Псекупса было найдено орудие первобытного человека —
ручное рубило.

Климат нашего края был тогда относительно теплый. Земли его отличались
и прежде плодородием. Растительность была самой разнообразной. В степной
части поражали разнотравье и продолжительность зеленого покрова.
Сохранялись в , то время в большей мере такие растения, как самшит и тис.
Изобиловали разнообразным животным миром горы и леса. Тут встречались олени
и косули, зубры, медведи и барсы. Воды края и омывающие его моря
изобиловали рыбой. Человек бродил, собирая съедобные растения, корни, плоды
и охотясь на животных. Следы пребывания этого древнейшего человека найдены
не только на р. Псекупсе, но и по течению соседних речек Апчас, Марты, а
также на р. Белой. С постепенным похолоданием климата, связанным с
наступлением с севера ледника, жизнь человека изменялась. Охота па крупных
животных становится одним из основных занятий человека. В качестве жилищ он
использует пещеры, а там, где их не было, селится под скальными навесами,
строит простые жилища, обтягивая их шкурами животных. Известно много
пещерных стоянок. Это — Большая Воронцовская пещера, Хостинские,
Навалишенская, Ацинская, Лхштырская.

Орды первобытных охотников в это время жили не только по Черноморскому
побережью, но и по северному склону Кавказского хребта. На обширных степных
просторах Прикубанья паслись стада мамонтов, бизонов, оленей, диких
лошадей и ослов. Все оци становились добычей человека. Одна из наиболее
изученных стоянок — Ильская. Люди здесь жили в шалашах, укрепленных у
основания камнями. Мужчины занимались охотой, главным образом па зубров,
женщины — собирательством. Съедобные растения могли надолго обеспечить
питанием людей во время неудачных охот. Охотились всем коллективом путем
облав и загонов. Орудиями были уже не ручные рубила, а остроконечники,
скребла, кремневые ножи и наконечники копий.

В эпоху неолита (V—IV тысячелетия до нашей эры) родовые общины, жившие
на территории нашего края, переходят к животноводству и начинают заниматься
земледелием. Но окончательно земледелие завоевало себе прочное место в
эпоху медно-каменного века (III тысячелетие до нашей эры). К этому времени
относятся наиболее древние в Прикубанье земледельческие поселки. Их
сравнительно недавно открыли в предгорьях южнее г. Майкопа. Одно из таких
поселений находится на окраине поселка Каменномостского. Оно было,
ограждено каменной стеной, дома располагались вдоль стен, а центральная
часть поселения служила для загона скота. Население занималось мотыжным
земледелием и скотоводством. Охота стала иметь подсобное значение. Основные
орудия труда — топоры, тесла, ножи, наконечники стрел, скребки, вкладыши
для серпов и другие делались еще из камня. Медных изделий было мало.

В горных районах нашего края и на Черноморском побережье во второй
половине III и II тысячелетий до нашей эры жили племена, оставившие
интереснейшие погребальные памятники — дольмены. Обычно дольмены сложены из
пяти огромных плит, четыре из которых составляли стенки, а пятая . крышу. В
передней плите, как правило, имеется отверстие, закрывающееся каменной
пробкой. Иногда дольмены высекались в целых глыбах и только сверху
покрывались плитой. Дольмены служили для захоронений и представляли как бы
наземные склепы. При раскопках в дольменах были найдены медные топоры,
тесла, наконечники копий, глиняные сосуды. Строители этих громадных гробниц
занимались охотой, мотыжным земледелием и жили оседло.

В степях Прикубанья в это же время жили племена скотоводов. Они
разводили коров, овец, приручена уже была лошадь. Орудия труда они делали
из бронзы, хотя продолжали существовать еще и каменные. Памятниками их
времени остались курганы, которые встречаются по всей Кубанской степи.

НАРОДЫ ПРИКУБАНЬЯ В I ТЫСЯЧЕЛЕТИИ ДО НАШЕЙ ЭРЫ


В то время, когда скифы жили в степях Северного Причерноморья,
Прикубанье и восточное побережье Азовского моря заселили племена меотов. По
образу жизни, занятиям и культуре очи напоминали скифов, но принадлежали к
кавказской группе племен. Так же, как и у скифов, часть меотских племен,
обитавшая в степных районах Прикубанья, вела кочевой образ жизни, разводя
огромные табуны лошадей, отары овец, стада крупного рогатого скота,
передвигаясь с места на место в поисках новых пастбищ. В кургане у аула
Уляп вместе с вождем было погребено около 500 лошадей — целый табун. Но
основную массу населения составляли земледельцы. Они жили оседло в
небольших поселках, расположенных у рек и лиманов. Особенно густо было
заселено правобережье р. Кубани. Река с ее крутыми берегами давала надежную
защиту от нападения врагов. С напольной стороны поселки были окружены
земляными валами и рвами. По валу иногда возводились крепостные стены,
построенные из двух рядов плетня с насыпанной между ними землей. За стенами
тесно жались друг к другу маленькие глинобитные домики, крытые соломой и
камышом. Жизнь на поселении начиналась, когда первые лучи солнца озаряли
восток и ночная мгла покидала степь. В поле выезжали пахари, пастухи
гнали стада коров и овец, к реке спускались рыбаки, чтобы закинуть большие
сети. Пахота производилась деревянным плугом, в который впрягали
несколько пар волов. Сеяли пшеницу, ячмень, просо. Хранили зерно не в
амбарах, а в ямах — зернохранилищах. Во дворах стояли каменные ручные
«мельницы». Они состояли из деревянного столика с вертикальной стойкой и
двух прямоугольных каменных плит — жерновов. Из зерен изготовляли муку и
различные крупы.

Население состояло не только из земледельцев и скотоводов, жили в
поселках также и ремесленники. По временам на окраине поселка поднимались
густые столбы дыма — это гончары начинали топить печи, в которых обжигалась
посуда. И каких только сосудов не изготовляли древние мастера! Здесь были и
кувшины различной формы и величины, миски, бокалы, чаши, кружки, вазочки и
др. Некоторые кувшины расписывались белыми и розовыми красками. Кроме
гончаров, были и другие ремесленники: металлурги, кузнецы, литейщики,
оружейники, плотники и столяры, кожевники и сапожники, косторезы, ювелиры.
В каждом доме был ткацкий станок, на котором женщины пряли пряжу.

Иногда к поселку приплывали большие гребные суда, груженные различными
товарами. Все население спешило на место торжища. Боспорские купцы
выгружали на берег дорогие разноцветные ткани, золотые украшения и бусы,
сверкающие на солнце медные шлемы и панцири и другие изделия мастеров
боспорских городов. Жители поселка предлагали в обмен кожи и меха, зерновой
хлеб. вяленую рыбу и «живой» товар — рабов. Это были военнопленные,
которых продавали в рабство грекам. Во главе дружины становится
военачальник. Прежнее равенство в роде. племени исчезает, выделяются
богатые и знатные семьи. Вождей своих они хоронят в больших курганах с
пышным обрядом погребения. Так же как и скифы, меоты убивали слуг вождя,
его рабов и рабынь, лошадей и погребали в могиле вместе со своим владыкой.

Рядовое население хоронило своих покойников в простых неглубоких ямах
на общих кладбищах. По обряду меотов в могилу помещали сосуды с пищей и
питьем и личные вещи покойника: воину — оружие, женщинам — украшения.

Меоты в Ш—IV веках нашей эры были вытеснены с правобережья р. Кубани
новыми кочевыми племенами в Закубанье. Они не исчезли, как скифы, а в более
позднее время с племенами Черноморского побережья образовали адыгейскую
народность.

АНТИЧНЫЕ КОЛОНИИ НА СЕВЕРНОМ ПОБЕРЕЖЬЕ ЧЕРНОГО МОРЯ. БОСПОРСКОЕ ЦАРСТВО


На северном побережье Черного моря в VI веке до нашей эры образовались
древнегреческие колонии. Наиболее густо были заселены берега Керченского
пролива, в древности называвшегося Боспором Киммерийским. Здесь возникли
города: Пантикапей (на месте теперешней Керчи), Фанагория (на юго-восточном
берегу Таманского залива), Гермонасса (на месте нынешней станицы Тамань) и
др. Вначале они были самостоятельными городами-государствами, а в V веке
до нашей эры объединились в одно крупное рабовладельческое государство —
Боспорское царство. На западе граница его доходила до г. Феодосии, на
востоке боспорские правители подчинили меотские племена нижнего течения р.
Кубани и Восточного Приазовья. Столицей государства стал город
Пантикапей. Вторым крупным городом была Фанагория. Город был окружен мощной
каменной стеной и правильно распланирован. Улицы его располагались
перпендикулярно друг к другу. Вся территория разделялась на верхний и
нижний город. В настоящее время, в связи с частичным опусканием берега и
наступлением моря, часть города находится под водой. Центр расположен на
нижнем плато. Здесь стояли большие общественные здания, храмы, статуи
древнегреческих богов Аполлона, Афродиты. Улицы города вымощены, под
мостовыми устроены водостоки для отвода дождевых вод, имелись
многочисленные колодцы с каменной выкладкой. В западной части было
расположено большое общественное здание с колоннадой, предназначенное для
физической культуры (гимнасий). В домах богатых рабовладельцев комнаты
оштукатуривались и покрывались росписью. На юго-восточной окраине
Фанагории располагался квартал гончаров.

Жители Фанагории и близлежащих деревень занимались земледелием. Они
пахали тяжелым деревянным плугом в упряжке быков. Имели железные мотыги и
серпы. Сеяли главным образом пшеницу, а также ячмень и просо. Вокруг города
возделывались сады. в которых выращивались груши, яблоки, сливы, алыча.
На холмах, окружавших Фанагорию, находились виноградники. В проливе и в
морях вылавливалось большое количество рыбы, особенно славились осетровые,
которые вывозились в Грецию, где они высоко ценились.

Фапагория имела две гавани — одну морскую, где приставали суда,
прибывшие из Греции, и вторую — речную на одном из рукавов Кубани. Отсюда
суда, груженные товарами, плыли вверх по Кубани в земли меотов. Особенно
тесные торговые связи в V—IV веках до нашей эры были с Афинами. Этот
крупнейший город Греции вечно страдал от недостатка собственного хлеба, и
половину всего необходимого ему привозного хлеба — около i миллиона пудов в
год — получали из Боспора. Афинским купцам боспорские правители
предоставляли право грузить свои суда первыми и освободили их от уплаты
пошлины за вывозимый хлеб. Кроме Афин, Боспорское государство вывозило хлеб
и в другие города древней Греции. Помимо хлеба, Боспор вывозил соленую и
вяленую рыбу, скот. кожи, меха, рабов.

Население Фанагории. как и других городов, состояло из греков и
выходцев из местной племенной знати, которые усвоили греческую культуру и
превратились в таких же рабовладельцев, как и сами греки. Боспорские
правители обладали внушительными военными силами, состоявшими из
тяжеловооруженной и легковооруженной-пехоты и из конницы. .

В первые века нашей эры Боспорское государство было в зависимости от
могущественной Римской империи. С ослаблением ее слабеет и Боспорское
царство. В середине III века чашей эры Боспор уже не имел сил, чтобы
успешно отражать натиск варварских племен. В IV веке нашей эры Фанагория
пережила катастрофу — значительная часть города была разрушена и сожжена.
Город подвергся разгрому во время нашествия кочевников — гуннов.

Их влияние на коренное население Прикубанья оказалось незначительным,
рабство здесь не утвердилось. К Х веку начинают устанавливаться феодальные
отношения, а племена, жившие в Закубанье,-в предгорной части края и на
Черноморском побережье, сложились в адыгейскую народность. К тому времени
крепнут связи между адыгами и Киевской Русью, чему способствует
существование русского Тмутараканского княжества на Таманском полуострове.

В XIII—XIV веках адыгам пришлось выдержать натиск орд Батыя и Тимура,
а в XV веке втянуться в длительную борьбу с султанской Турцией и Крымским
ханством. Эти обстоятельства сильно задержали экономическое и социальное
развитие края, поставили под угрозу существование адыгов как целой
народности. В 1557 году, избрав единственно верный путь, Адыгея добровольно
присоединилась к России.

НОВАЯ ИСТОРИЯ НА КУБАНИ


В XVIII веке помещичье землевладение и крепостное право
распространяется на причерноморские и приазовские степи, Крым и
Приднепровье. Этот район становится объектом активной государственной
политики царской России. Во время войн против Турции во второй половине
XVIII века боевые действия происходят и в зоне Прикубанья, которое
переходит в состав Русского государства. В 90-е годы XVIII столетия
начинается русское заселение правобережной Кубани и Таманского полуострова.
Несмотря на особенности колонизации наших земель, здесь также утверждаются
феодальные отношения: землю расхватывают казачьи старшины, нещадно
эксплуатируются беднота и беглый люд, распространяется крепостное право.
Антифеодальные народные восстания в России нашли отголоски и на Кубани: в
1797 году произошло восстание казачьей бедноты, вошедшее в историю как
Персидский бунт. Капиталистические отношения, развивающиеся в России, еще
очень слабо проникают в экономическую жизнь края.

В XIX веке, особенно после реформы 1861 года, страна быстро идет по
капиталистическому пути развития. В конце века начинается этап
пролетарского освободительного движения. Развитие капитализма на Кубани и
Черноморье выражается в росте торговых связей, увеличении товарности
сельскохозяйственного производства, появлении и развитии промышленности.

Общероссийские события в разной степени отразились и на истории нашего
края. Казаки и адыги принимали участие в Отечественной войне 1812 года, на
Черноморском побережье и Тамани происходили боевые действия Крымской войны,
крестьянские восстания в Адыгее слились с общерусской борьбой против
крепостного права. В 30—40-е годы на Кубани находились ссыльные декабристы,
в 70-е и в первой половине 80-х годов в станицах и городах велась
народническая пропаганда. Начинается и рабочее движение, а в 90-е годы
появляются первые марксистские кружки.

ДЕКАБРИСТЫ НА КУБАНИ


Даже после долгих лет сибирской каторги и ссылки декабристы' не
получали разрешения возвратиться домой — слишком напугано было самодержавие
восстанием 14 дакабря 1825 года. Царь тогда цинично заявил: «Этим господам
— путь в Россию ведет через Кавказ)). Многие декабристы были направлены в
звании нижних чинов в действующую Кавказскую армию. Шла война, и таким
образом всякий удостоившийся императорского «благоволения» обрекался на
верную гибель. О своем переселении из Сибири на Кавказ декабристы говорили:
«Из ада в ад».

В 1837 году, проделав двухмесячный путь через Тобольск, Казань,
Ростов, группа декабристов прибыла на Кубань. Их определили на службу в
крепость Прочный Окоп. Это укрепление было основано в 1794 году донскими
казаками. Здесь находилась штаб-квартира Кубанского казачьего войска и
размещалась артиллерийская бригада.

В Прочном Окопе декабристов радушно встретили офицеры, как могли,
облегчали их тяжелую участь. Ссыльные декабристы числились в солдатском
звании. Однако иные командиры тайно, с риском для своего служебного
положения разрешали им в походах иметь верховую лошадь и вьючную для личных
вещей.

Декабристы — русские дворянские революционеры, борцы против
крепостного права в России 14 декабря 1825 года на Сенатской площади в
Петербурге с оружием выступили против царизма. Летом декабристы вместе со
всеми участвовали в походах и экспедициях, запинались строительством
укреплений. В частности, именно они строили Махошевское укрепление. На
зимние квартиры возвращались в Прочноокопское.

В Прочном Окопе постоянно жила семья декабриста М. М. Нарышкина. Член
«Союза благоденствия» и Северного тайного общества Михаил Михайлович
Нарышкин был приговорен за участие в восстании 1825 года к двенадцати годам
сибирской каторги. Его жена была одной из одиннадцати женщин, которые
последовали за своими мужьями в Сибирь. Елизавета Петровна Нарышкина
являлась дочерью прославленного героя 1812 года, искусного военачальника
генерала П. П. Коновницына. Она была умна, блестяще образованна, остроумна,
отлично пела. Ее любили в обществе.

Елизавета Петровна разделяла с мужжем суровую участь ссыльной и его
политические убеждения. Еще из Сибири полицейский агент доносил начальству:
«Между дамами две самые непримиримые и всегда готовые разрывать на части
правительство — княгиня Волконская и генералыла Коновницына (Е. П.
Нарышкина). Их частные 'кружки служат средоточием для всех недовольных, и
нет брани злее той, которую они извергают на правительство и его слуг^.

Брат Елизаветы Петровны П. П. Коновницын был членом Северного тайного
общества. Лишенный дворянского звания и осужденный к каторге, он одним из
первых был переведен на Кавказ. Участвовал здесь во многих сражениях.
Сестра, приехав сюда, уже не застала брата: он умер от холеры.

В Прочноокопском Нарышкины занимали довольно большой дом на широкой
улице, окруженный тенистым садом со сливовыми деревьями. Здесь всегда
находили радушный прием декабристы и сочувствующие им офицеры.

Библиотека Нарышкиных была достоянием всех желающих. В этом доме
устраивались музыкальные и литературные вечера. Н. И. Лорер, один из
деятельных членов Южного тайного общества, умел развлечь всех забавными
рассказами.

Постоянно бывали у Нарышкиных декабристы М. А. Назимов и В. Н.
Лихарев, позднее погибший в бою под Валериком. Стали завсегдатаями у
Нарышкиных декабристы братья Беляевы, прибывшие из Сибири тремя годами
позднее их.

Разжалованный полковник М. М. Нарышкин, дослужившись на Кавказе до
чина прапорщика, получил наконец в 18^4 году разрешение вернуться в Россию.
Он поселился с женой в небольшом поместье недалеко от Тулы. До конца дней
жизнь их была посвящена заботам об обездоленных друзьях-декабристах.

Дом Нарышкиных в Прочноокопском, где собирались ссыльные декабристы, к
сожалению, не сохранился до наших дней. На его месте сейчас стоит старая
пекарня. И лишь мемориальная доска, установленная в 1972 году, хранит
память о пребывании на Кубани столь замечательных людей России, которых В.
Н. Ленин назвал самыми выдающимися деятелями дворянского периода в
освободительном движении России.



Казаки и иногородние, крестьяне, адыгейские крестьяне страдали от
социального и национального угнетения, темноты и невежества, но своим
трудом, ратными подвигами в борьбе с иноземцами они укрепили экономическую
и военную мощь страны. Участвуя в революционном движении вместе со всеми
трудящимися России, они делали первые шаги в борьбе за со-' циальное
освобождение. В конце XIX века на арене революционной борьбы трудящихся
края появился рабочий класс, которому суждено было возглавить крестьянское
и национальное движение в борьбе против царизма и капитализма.

Жители Кубани принимали активное участие в военных действиях
Гражданской и Великой Отечественной войн. Просто невозможно расскозать обо
всех подвигах российсктх людей на Кубани. Наиболее ярким моментом в истории
обороны Кубани была Малая Земля

ПАМЯТЬ ЭТОЙ ЗЕМЛИ СВЯЩЕННА


Летом 1942 года на Кубани развернулись ожесточенные бои с немецко-
фашистскнми захватчиками. Стремясь продвинуться к Тереку и перевалам
Главного Кавказского хребта, гитлеровцы несли большие потери.

К Черноморскому побережью рвалась 17-я немецкая армия. На пути черных
полчищ врага грудью встали боевые подразделения Новороссийского
оборонительного района, Азовской военной флотилии, Темрюкской, Керченской,
Новороссийской военно-морских баз и сводной авиагруппы.

Враг был остановлен на девятом километре Новороссийского шоссе. Заняв
значительную часть города, гитлеровцы не смогли продвинуться дальше по
Сухумскому шоссе. У стен цементного завода «Октябрь» огненной чертой прошел
рубеж обороны.

Наша артиллерия держала под контролем Цемесскую бухту, и немцы не
смогли использовать гавань как военно-морскую базу. Остановив врага,
командование Красной Армии приступило к подготовке наступательной операции.
В ночь с 3 на 4 февраля 1943 года, переправившись на бронекатерах-
охотниках, на Мысхако — западный берег бухты — высадился десант особого
назначения под командованием майора Цезаря Львовича Куянкова. С ходу
преодолевая сопротивление врага, ошеломив его в ночном бою внезапным
ударом, десантники захватили участок от рыбозавода до Суджукской косы.
Создавалась реальная угроза разгрома всей новороссийской группировки
противника, включавшей шесть ударных дивизий, много артиллерии и техники.

Начальник политотдела полковник Л. И. Брежнев в обращении от имени
Военного совета 18-й армии призывал десантников: «Отвоеванный нами у врага
клочок земли под городом Новороссийском мы назвали «Малой землей». Она
хоть и мала, но она наша, советская, она полита нашим потом, нашей 'кровью,
и мы ее никогда и никакому врагу не отдадим... Клянемся своими боевыми
знаменами, именем наших жен и детей, именем нашей любимой Родины, клянемся
выстоять в предстоящих схватках с врагом, переломить его силы и очистить
Тамань от фашистских мерзавцев. Превратим Малую землю в большую могилу для
гитлеровцев!»

В знак верности своей клятве под обращением бойцы и командиры
расписывались кровью.

«И в тяжелейших семидневных боях сдержали свое слово,— вспоминает
бывший командир 142-го отдельного батальона .морской пехоты С. Т.
Григорьев.— Воин со связкой гранат, бутылкой с зажигательной смесью вступал
в поединок с фашистским танком — и уничтожал его. Автоматным, пулеметным
огнем и дерзкими контратаками десантники опрокидывали и обращали в бегство
вражескую пехоту, устилая землю трупами фашистов».

Несмотря на огромное преимущество в живой силе и боевой технике,
фашистам не удалось уничтожить или сдвинуть с места первых десантников.
Больше того: ни на одной захваченной нашими бойцами позиции они не
продвинулись ни на шаг.

Плацдарм Малая земля по фронту шесть километров, в глубину четыре с
половиной. Случалось, в окопах сражались почти по колено засыпанные
раскаленными гильзами. Малая земля всего 30 квадратных километров, на
каждую пядь ее гитлеровцы обрушили тонны металла.

Оборона Малой земли окрепла день ото дня, приковывая к себе все более
крупные воинские формирования врага. Советские десантники, чудо-богатыри
нашего века, стояли насмерть, проявляя .массовый героизм, невиданное
мужество. За 225 дней сюда высадились 62 тысячи бойцов и командиров. Они
сразу же вступали в бой, методически уничтожая врага, готовя неминуемый
крах операции «Эдельвейсы».

Накопив силы, малоземельцы — западная группа войск 18-й десантной
армии — пошли в наступление. Огромный вклад внесли они в освобождение
Новороссийска и Тама-ни от немецко-фашистских захватчиков.

Малая земля — земля героев — стала священным, вечно впечатляющим
памятником подвигу нашего парода.

Буквально на третий день освобождения, 19 сентября 19^3 года, в
разрушенном до основания городе бюро Новороссийского горкома ВКП(б) приняло
постановление «Об увековечении памяти .бойцов и офицеров Красной Армии и
Военно-Морского Флота, партизан, погибших в боях за освобождение
Новороссийская.

Там, где в февральскую ночь 1943-го высадился морской десант отважного
майора Ц. Л. Куникова, воздвигнута памятная стела. Территория вокруг нее
решением Новороссийского горисполкома объявлена заповедной. Бережно
охраняются обвалившиеся и заросшие травой окопы, траншеи, воронки от
снарядов, разрушенные огневые точки, наблюдательные пункты. На площадке у
береговой кромки собраны образцы боевой трофейной и отечественной техники
военного времени. В последнюю субботу апреля, когда в городе-герое
проводится день памяти павших в борьбе против врагов нашей Отчизны, 9 мая и
16 сентября (в день освобождения Новороссийска) тысячи горожан приходят
сюда, к этому памятнику на Мысхако. Один за другим подъезжают автобусы с
экскурсантами и туристами.

Сейчас в городе-герое сооружен мемориальный комплекс воинской славы в
честь подвигов героев гражданской н Великой Отечественной сойи. Основу
грандиозного худо-:чс'ственного произведения составляют три композиционных
узла: «Малая земля», «Линня обороны» и «Потопление эскадры».

Неподалеку от места высадки куниковского десанта со стороны моря
поднимается гигантских размеров десантное судно, выполненное из
металлоконструкций, каменных блоков и гранитных плит красного, черного и
серого цветов. На плоскостях корабля разместились горельефы солдат и
матросов, как бы выходящих из морских волн на берег, на штурм врага и
закрепляющих на узкой полоске земли красное знамя.

Монумент заключает в себе галерею памяти героев Малой земли, в центре
зала вспыхнул Вечный огонь. На наружных сторонах памятника высечены
наименования воинских частей, особо отличившихся в сражениях за город.
Вновь созданные в мемориальной зоне фортификационные сооружения с точностью
воспроизводят облик, который это место имело в военную пору.

Авторами мемориального комплекса «Малая землях являются победители
Всесоюзного творческого конкурса на лучший проект Новороссийского мемориала
народный художник СССР, лауреат Государственной премии, участник боев на
Малой земле В. Е. Цигаль, заслуженный архитектор РСФСР, лауреат Ленинской
премии Я. Б. Белопольский, архитекторы Р. Т. Кананин и В. И. Хавин.

Один из первых послевоенных памятников павшим малоземсльцам установлен
у въезда в поселок виноградарского совхоза «Малая земля». Отлит памятник в
бронзе: воин с автоматом наизготовку н воин с венком Славы, преклонивший
колено. На пьедестале — скорбный список погибших.

Среди новостроек — промышленных и жилых зданий — помещения старой
архитектуры, у входа в одно из них мраморная мемориальная доска: «1943 год.
Здесь находился штаб 83-й дважды Краснознаменной бригады морской пехоты».
Там, где между склонами гор по зеленой долине, обрамленной совхозными
виноградниками, деревьями и густым кустарником, неприметно торопится с
журчанием навстречу морю речушка Мысхако, в 1974 году создан мемориальный
комплекс «Долина смерти».

На стеле перед въездом памятная надпись: «По этой долине
осуществлялось обеспечение левого фланга войск Малой земли боеприпасами,
продовольствием и всем необходимым для жизни, ведения боя. Здесь находились
единственные источники питьевой воды. Весь район противник держал под
постоянным массированным огнем.»

Рядом разместилось еще девять стел, рассказывающих о самых
кровопролитных сражениях в апреле 1943 года, смотровая площадка, карта-
макет боев в Долине смерти и на всей Малой земле.

На невысоком постаменте — оригинальный по своему решению и материалу
памятник: взметнувшийся кверху взрыв, созданный из крупных осколков и целых
болванок снарядов, мин, авиабомб.

«Помни, товарищ! — гласит текст, читая который, чувствуешь, как
холодеет сердце и по телу разливается озноб.— 1250 килограммов
смертоносного металла обрушил враг на каждого малоземельца в дни
беспримерного подвига. Горели камни, и земля плавилась. Они выстояли, за
ними была Родина. Запомни это, современник, запомни и передай потомкам!»

В неглубокой долине у Колдун-горы запомнится еще один своеобразный
памятник мемориального комплекса — обычный колодец. В дни особенно
кровопролитных боев он был одним из немногих источников питьевой воды на
Малой земле. Недаром бойцы называли его: «Источник жизни в Долине смерти».

Завершает этот уникальный мемориал многотонный противотанковый «еж»,
поднятый на бетонный постамент и обозначающий передний край обороны Малой
земли. Кубанцы видят особый смысл в том, что беспримерная героическая
эпопея Малой земли происходила на территории нашего края.

ОГНЕННЫЕ МИЛИ РЫБАКОВ


Изменчиво Азовское море. То стелется оно спокойной серебристой гладью,
то, взъярившись, бьет тугой волной в невысокий восточный берег. А рядом
лиманы... лиманы. Древняя земля — край нелегкого рыбацкого труда. Испокон
веков рыбак окружен здесь и почетом, и уважением. От Ейска до Тамани
разбросаны но побережью рыболовецкие хозяйства. Десятки тысяч центнеров
рыбы ежегодно добывали они в водах Азовского моря.

Так было и в весеннюю путину 1941 года. Но грянула война. Из Темрюка и
Приморско-Ахтарской, из Голубицкой и Бриньковской, из Ачуева и Тамани
потянулись рыбаки в военкоматы. Опустели рыбацкие хутора и станицы.

В октябре сорок первого года гитлеровцы подошли к Ростову-на-Дону.
Началась срочная эвакуация в глубь страны приазовских рыболовецких
предприятий. Рыбаки прячут орудия лова, промысловые суда объединяются в
боевые дивизионы. Уже в обороне Ростова участвовал 18-й рыбацкий дивизион
под командованием А. Г. Горбанева. В короткий срок под огнем врага он
переправил через Дон свыше 40 тысяч советских солдат со всем вооружением,
техникой и боезапасом.

А когда началось сражение на Керченском полуострове, рыболовецкие суда
вместе с кораблями Азовской военной флотилии участвуют в эвакуации воинских
частей, продовольствия и техники, переправляют на таманский берег
гражданское население. Под бомбами и снарядами днем и ночью снуют они по
проливу. Немало погибло их в это тяжелое время, но поставленная задача была
выполнена.

В Керчи уже

Новинки рефератов ::

Реферат: Павел I : задумки и результаты (История)


Реферат: Суспільна свідомість та її структура (Философия)


Реферат: Земледелие с основами почвоведения (Ботаника)


Реферат: Лекции по педагогической психологии (Психология)


Реферат: Серебряно-цинковые источники тока (Химия)


Реферат: Роль пропаганды в жизни общества (Социология)


Реферат: Склад i класифiкацiя обєктiв бухгалтерського облiку в комерцiйному банку (Банковское дело)


Реферат: Хозяйственная деятельность предприятия (Бухгалтерский учет)


Реферат: Понятие формы государства (Теория государства и права)


Реферат: Налогообложение Резидентов и Неризидентов в Казахстане (Право)


Реферат: Финансовый менеджмент и ПК (Финансы)


Реферат: Битлз и их роль в развитии молодежной музыкальной культуры (Культурология)


Реферат: Особо охраняемые природные территории РФ (Экологическое право)


Реферат: Калькуляция себестоимости продукции нормативный метод (Аудит)


Реферат: радиационные ЧС (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Біохімічна характеристика розтренованості, тренованості та перетренованості (Физкультура)


Реферат: Народные сказки как средство воспитания детей школьного возраста (Педагогика)


Реферат: Сравнительная характеристика меди и калия (Химия)


Реферат: Творчество Ван Дейка (Искусство и культура)


Реферат: Рассмотрение судом дел об установлении отцовства в порядке искового производства (Гражданское право и процесс)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист