GeoSELECT.ru



История / Реферат: Парламент Франции (История)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Парламент Франции (История)



Парламент франции

Содержание


Введение 3
Основная часть 6
Заключение 25
Литература 32



Введение

По своему государственному строю Франция является республикой. Это
одна из старейших (после Сан-Марино и Швейцарии) республик в Европе.

Утверждение республиканского строя было во Франции результатом
многолетней и драматической борьбы. Первая попытка учреждения республики
относится ко временам Великой Французской революции. В сентябре 1792 г.
королевская власть была официально упразднена, и Франция провозглашена
республикой. Но уже в мае 1804 г. Наполеон Бонапарт восстановил
наследственную монархию под названием империи. Первую республику (по
традиционной терминологии) сменила Первая империя, продержавшаяся до 1815
г. Затем в течение тридцати с лишним лет Франция снова была королевством.
После революции в феврале 1848 г. во Франции опять устанавливается
республиканский строй (Вторая республика), которая, в свою очередь, в
декабре 1852 г. становится жертвой переворота, осуществленного племянником
Наполеона I Луи-Наполеоном, восстановившим империю (Вторая империя) и
правившим под именем Наполеона III. Его самого свергают в сентябре 1870 г.
после ряда поражении во франко-германской войне. На свет рождается Третья
республика. Республиканский строй закрепляется конституционными законами
1875 г. и утверждается окончательно. В 1884 г. принимается закон, гласящий,
что . Третья республика оказалась долговечной: она продержалась до
поражения Франции во второй мировой войне и официально перестала
существовать в июле 1940 г. После четырех лет (названного так
по городу, где находилось правительство, сотрудничавшее с гитлеровцами) в
процессе освобождения Франции возникла Четвертая республика, существовавшая
с июня 1944 г. до октября 1958 г. (конституция была принята в 1946 г.).

В мае 1958 г. Франция оказалась в ситуации острого политического
кризиса, вызванного главным образом затяжной колониальной войной за
удержание Алжира и экономическими трудностями. Во французских войсках в
Алжире вспыхнул мятеж, возглавляемый представителями высшего командования.
Одним из требований мятежников было возвращение к власти генерала Шарля де
Голля, в прошлом популярного руководителя Движения Сопротивления. 1 июня
1958 г. Национальное собрание избрало де Голля главой правительства. Он
объявил о своем намерении ввести новую конституцию. Работа над ней началась
немедленно и закончилась к сентябрю того же года. Проект конституции был
рассмотрен высшими органами власти и вынесен 28 сентября на референдум. За
его одобрение проголосовало 79,2% участников референдума. 4 октября
конституция вступила в силу. В последующие месяцы прошли выборы в обе
палаты парламента (Национальное собрание и сенат), а также выборы
президента республики. Так возникла Пятая республика, существующая и по сей
день.



Законодательная власть осуществляется парламентом, состоящим из двух
палат: Национального собрания и Сената. Национальное собрание избирается по
мажоритарной системе в 2 тура сроком на 5 лет. Состоит из 557 членов: 555
членов избираются в 555 избирательных округах в метрополии и 22 члена — в
заморских департаментах. Сенат избирается путем косвенного голосования по
мажоритарной системе сроком на 9 лет. Каждые 3 года состав Сената
обновляется на одну треть. Сенаторы избираются не всеобщим голосованием, а
лишь голосами выборщиков-депутатов, членов областных и генеральных советов
департаментов, а также муниципальных советов. Согласно конституции
председателю Национального собрания предоставлено право обращаться в
Конституционный суд.



Основная часть


Итак, французский Парламент состоит из двух палат: Национального
собрания и Сената.
Примечательно, что в ч. 1 ст. 24 Конституции, устанавливающей состав
Парламента, нижняя палата указана первой в отличие от многих других
конституций, в том числе нашей. Этому есть исторические причины: после
Второй мировой войны левые силы очень энергично выступали против верхней
палаты, и к 1958 г. такие настроения еще были сильны.[1]
Когда Конституция (французский оригинал, а не русский перевод)
говорит о палатах как собирательном понятии, то именует их собраниями.
Компетенция палат одинакова, точнее, одинаковы предметы ведения и
почти одинаковы полномочия. Различия имеются лишь в законодательном
процессе, а также в сфере парламентского контроля.
Компетенция французского Парламента — абсолютно ограниченная, что
отличает его от парламентов других демократических стран.
Конституция в ст. 34, установив, что законы принимаются Парламентом,
очертила при этом сферу его законодательной компетенции, за пределы
которой он выходить не должен, ибо там лежит сфера регламентарной власти,
принадлежащей Президенту и Правительству. В этой статье определены
предметы подробного законодательного регулирования (гражданские права и
основные гарантии, выборы в палаты Парламента и представительные органы
местного самоуправления и др.), а также такие, в отношении которых законом
устанавливаются лишь основные принципы (с тем, очевидно, что их
конкретизация осуществляется Правительством) — оборона, образование,
собственность и др. Здесь же предусмотрено, что финансовые законы
определяют доходы и расходы государства с учетом содержащихся в
специальном органическом законе условий и оговорок и что программные
законы определяют цели экономической и социальной деятельности государства.
В то же время посредством органического закона приведенный в статье
перечень может быть уточнен и дополнен. Таких органических законов не было.
В отличие от оценок указанных положений, приводившихся обычно в
советской литературе, французский профессор Филипп Ардан полагает, что
ограничение законодательной компетенции Парламента, равно как и различие
между законодательными нормами и принципами, практического значения не
имеют, поскольку Правительство опирается на парламентское большинство.
Указанное ограничение продиктовано, по его мнению, не систематическим
стремлением принизить роль Парламента, а поиском большей эффективности
Правительства[2]. Нельзя, однако, не отметить, что эта большая
эффективность достигается именно за счет полномочий Парламента, что имеет
значение в тех случаях, когда парламентская поддержка Правительства
непрочна.
Из различных положений Конституции следует, что Парламент принимает
три вида законов — конституционные (изменяющие Конституцию), органические
(по особо указанным в Конституции вопросам) и обычные.
Французский Парламент применяет почти все известные формы контроля за
деятельностью Правительства, кроме интерпелляции. Хотя она и упомянута в
Регламенте Национального собрания 1959 г., процедура ее — та же, что и
процедура резолюции порицания, если не считать приоритета в получении слова
интерпеллянтом. Все формы парламентского контроля могут быть разделены на
две большие группы: не содержащие прямых санкций в отношении Правительства,
кроме публичной огласки; они осуществляются в обеих палатах; влекущие
политическую ответственность Правительства; осуществляются в Национальном
собрании. Следует, однако, подчеркнуть, что возможности реализации такой
ответственности, как мы увидим ниже, серьезно ограничены.
Министры обязаны отвечать на вопросы парламентариев. Ордонанс от 17
ноября 1958 г. о деятельности парламентских собраний, после своего издания
неоднократно новеллизованный, предусмотрел возможность создания
парламентских контрольных и следственных комиссий, имеющих временный
характер. Следственные комиссии собирают информацию об определенных
фактах, вопросах, событиях, однако не вправе дублировать деятельность
судов и правоохранительных органов, а контрольные — проверяют
административную, финансовую или техническую деятельность публичных служб
или национальных предприятии. О результатах своей деятельности комиссии
информируют соответствующую палату.
С контрольными полномочиями Парламента связано право петиций.
В сфере внешней политики, обороны и безопасности Парламент дает
разрешение на объявление войны (ст. 35 Конституции), на продление осадного
положения свыше 12-дневного срока (ч. 2 ст. 36) и на ратификацию или
одобрение определенных категорий международных договоров — мирных
договоров, торговых договоров, договоров или соглашений, относящихся к
международным организациям, договоров, обременяющих государственные
финансы, договоров, изменяющих законоположения о статусе лиц, а также
договоров, предусматривающих уступку, обмен или присоединение территории с
согласия заинтересованного населения (ст. 53).
В сфере судебной Парламент обладает правом амнистии. Он создает
судебные органы для рассмотрения обвинений высших должностных лиц —
Высокий суд правосудия и Суд правосудия республики и может, как
отмечалось, предавать Президента Высокому суду правосудия по обвинению в
государственной измене.
По вопросу о сроке полномочий и численном составе палат ст. 25
Конституции отсылает к органическому закону. Соответствующие положения
органического законодательства включены в Избирательный кодекс. В нем
определен пятилетний срок полномочий Национального собрания и полное его
обновление при каждых выборах. Что касается Сената, то, согласно
Избирательному кодексу, сенаторы избираются на девять лет, и обновляется
Сенат на 1/3 каждые три года. В департаментах метрополии и заморских
департаментах избираются 577 депутатов и 305 сенаторов.
Организация палат. Для руководства работой каждая палата создает
бюро. Помимо председателя палаты, играющего значительную роль в нижней и
особенно в верхней палате, в бюро входят вице-председатели, секретари и
квесторы.
Председатели палат — не просто их должностные лица, они имеют
некоторые самостоятельные властные полномочия: назначение членов
Конституционного совета, замещение Президента республики председателем
Сената, председательство в Конгрессе председателя Национального собрания
и др. Согласно ст. 32 Конституции, председатель Национального собрания
избирается на срок легислатуры, а председатель Сената избирается после
каждого частичного обновления этой палаты. В соответствии с Ордонансом №
58-1100 председатели палат заботятся о внутренней и внешней безопасности
палат, могут привлекать для содействия Вооруженные силы и иные властные
структуры, любой офицер или служащий которых обязан им подчиниться по их
требованию. [3]Такое полномочие они могут делегировать квесторам или
одному из них.
В палатах образуются совещания, председателей в составе председателя
и вице-председателей палаты, председателей постоянных комиссий,
председателей политических групп (парламентских партийных фракций), одного
из министров. В Национальном собрании в состав совещания входит также
генеральный докладчик финансовой комиссии. На совещаниях определяется
организация обсуждения вопросов повестки дня.
В каждой палате образуются, согласно ч. 2 ст. 43 Конституции, по шесть
постоянных комиссий, рассматривающих внесенные в палату проекты и
предложения. Они осуществляют и некоторые контрольные функции в отношении
Правительства. Каждый парламентарий должен входить в состав какой-либо
постоянной комиссии.
По требованию Правительства или по решению соответствующей палаты для
рассмотрения определенных законопроектов и законопредложений могут
создаваться специальные комиссии (ч. 1 ст. 43 Конституции), однако вопреки
намерениям разработчиков Конституции
практ†††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††
††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††
††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††
†††††††††††††††††††††††††††††††††???????????????????????????????????????????
???????????????????????????????????????????????????????????????????????
???????????????????????????????????????????????????????????????????????
????????????????????????????????????????????????????????????????????????????
????????????????????????????????????????????????????????????????????????????
????????????????????????????????????????????????????????????????????????????
????????????????????????????????????????????????????????????????????????????
????????????????????????????????????????????????????????????????????????????
????????????????????????????????????????????????????????????????????????????
???????????????????????????????????????????????????????????????????????
????????????????????????????????????????????????????????????????????????????
????????????????????????????????????????????????????????????????????????????
????????????????????????????????????????????????????????????????????????????
????????????????????????????????????????????????????????????????????????????
????????????????????????????????????????????????????????????????????????????
????????????????????????????????????????????????????????????????????????????
????????????????????????????????????????????????????????????????????????????
???????????????????????????????????????????????????????????????????????
???????????????????????????????????????????????????????????????????????
????????????????????????????????????????????????????????????????????????????
????????????????????????????????????????????????????????????????????????????
????????????????????????????????????????????????????????????????????????????
????????????????????????????????????????????????????????????????????????????
????????????????????????????????????????????????????????????????????????????
??????????????????????????в обеспечения независимости парламентария. Однако
это не относится к его партийной принадлежности.
Во Франции отсутствует право отзыва парламентария. Рядовой избиратель
может следить за деятельностью своего депутата или сенатора по отчетам в
прессе и по передачам аудиовизуальных СМИ. Публичность заседаний палат
Парламента, гарантии для представителей СМИ, публикации материалов
парламентских обсуждений и характера голосования каждого парламентария
(естественно, кроме случаев тайного голосования) дают избирателям
возможность судить об истинном политическом лице каждого депутата и
сенатора.[4]
Законодательство стремится оградить Парламент и его членов от
чрезмерного воздействия исполнительной власти. Такую цель имеют, в
частности, законоположения о несовместимости парламентского мандата с
определенными государственными должностями и другими мандатами в системе
публичной власти. Так, мандат депутата Национального собрания, согласно
Избирательному кодексу, несовместим с мандатом сенатора, с выполнением
функций заместителя депутата или сенатора, с членством в Экономическом и
социальном совете, в правительственном совете заморской территории, с
функцией судьи, с обладанием более чем одним выборным мандатом или
выборной должностью и др. Эти положения предназначены не только для
обеспечения независимости парламентария, но и для того, чтобы дать ему
возможность всецело посвятить себя .парламентской деятельности.

Согласно Ордонансу № 58-1100, в мирное время парламентарии не обязаны
нести военную службу, а если согласились на это, то не могут при
прохождении службы участвовать в обсуждениях, а голосовать могут лишь в
порядке упомянутой делегации. В случае же войны или ее угрозы
парламентарии, мобилизованные или заключившие контракт о несении военной
службы, сохраняют свои мандаты. Парламентарии не подлежат награждению
государственными наградами и отличиями, кроме как за военные подвиги или
сравнимые с ними действия.
Французский парламентарий не может подвергаться преследованию,
розыску, аресту за высказанные им мнения или за свое голосование при
исполнении своих функций. Что же касается совершения парламентарием
преступлений или административных проступков, то его иммунитет установлен
тремя последними частями ст. 26 Конституции. В результате конституционного
пересмотра в августе 1995 г. он значительно ослаблен. Парламентарий в
любой момент может подвергаться какому- либо «изучению» со стороны
правоохранительных органов, но арест парламентария и меры, ограничивающие
его свободу, могут быть предприняты только с
ра††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††
††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††
††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††
††††††††††††††††††††††††††††††??????????????????????????????????????????????
????????????????????????????????????????????????????????????????????????????
???????????????????????????????????????????????????????????????????????
????????????????????????????????????????????????????????????????????????????
????????????????????????????????????????????????????????????????????????????
????????????????????????????????????????????????????????????????????????????
????????????????????????????????????????????????????????????????????????????
????????????????????????????????????????????????????????????????????????????
????????????????????????????????????????????????????????????????????????????
????????????????????????????????????????????????????????????????????????????
????????????????????????????????????????????????????????????????????????????
???????????????????????????????????????????????????????????????????????
????????????????????????????????????????????????????????????????????????????
????????????????????????????????????????????????????????????????????????????
????????????????????????????????????????????????????????????????????????????
????????????????????????????????????????????????????????????????????????????
????????????????????????????????????????????????????????????????????????????
????????????????????????????позднее чем за один месяц до истечения срока
мандата депутат представляет новую декларацию, на основании которой бюро
палаты оценивает происшедшие изменения. При досрочном прекращении мандата
(кроме случая смерти) новая декларация представляется в течение 15 дней
после прекращения. Эти декларации направляются в Комиссию по финансовой
гласности политической жизни, которая производит сопоставление деклараций
в начале и в конце срока мандата парламентария. Комиссия, будучи
специализированным органом, состоит из членов высших судебных органов
(вице-председателя Государственного совета в качестве председателя,
первого председателя Кассационного суда и первого председателя Счетного
суда). Каждые три года она публикует в «Журналь офисьель» доклад о
проводимой ею работе.
В зависимости от своей политической принадлежности парламентарии
объединяются во фракции, именуемые политическими группами. Политическая
группа в Национальном собрании должна насчитывать не менее 20 членов, в
Сенате — не менее 14. Она публикует политическую декларацию о своих
целях. Бюро и постоянные комиссии палаты формируются на основе
пропорционального представительства политических групп. На практике,
несмотря на содержащееся в регламентах палат запрещение, председатели
групп имеют ключи от электронного табло отсутствующих парламентариев и
голосуют вместо них.
Парламентарий, не разделяющий в полной мере политику той или иной
политической группы, может по административным соображениям признать для
себя обязательной ее дисциплину и считается в этом случае присоединившимся
к группе. Оставшийся вне групп парламентарий именуется незаписавшимся.
Общая процедура. До 1995 г. ст. 28 Конституции предусматривала в году
две очередные сессии Парламента общей продолжительностью не более 170 дней.
Согласно действующей редакции этой статьи Парламент собирается по праву на
очередную сессию, которая начинается в первый рабочий день октября и
оканчивается в последний рабочий день июня. При этом каждая палата не
может заседать в течение очередной сессии более 120 дней. Она сама
определяет недели, когда заседает. Премьер-министр после консультации с
председателем или большинством членов соответствующей палаты может вынести
решение о дополнительных днях заседаний.
Внеочередная сессия проводится, согласно ст. 29 Конституции, по
требованию Премьер-министра или большинства депутатов Национального
собрания для рассмотрения определенной повестки дня. Если она была созвана
по требованию депутатов, то закрывается немедленно по исчерпании повестки
дня и не позднее, чем через 12 дней. До истечения месяца, следующего за
закрытием сессии, право требовать созыва новой сессии принадлежит только
Премьер-министру. Если Парламент не собирается по праву, внеочередные
сессии открываются и закрываются декретом Президента (ст. 30 Конституции).
Ордонанс № 58-1100 предусматривает, что обе палаты заседают в Париже,
а если в силу обстоятельств вынуждены собраться в другом городе, то
Правительство по согласованию с председателями палат принимает меры для
установления места этих заседаний вблизи местонахождения Президента и
Правительства. Палаты заседают раздельно. Резиденция Национального собрания
находится в Бурбонском дворце, резиденция Сената — в Люксембургском дворце,
а для заседаний Конгресса предоставляется Версальский дворец.
Конституция в ст. 33 установила, что заседания палат открытые и полные
отчеты о прениях публикуются в «Журналь офисьель». Закрытые заседания
палата может проводить по требованию Премьер-министра или 1/10. от числа
своих членов (по Регламенту соответствующие доли определяются от числа
фактически замещенных мандатов). Согласно вышеупомянутому ордонансу,
палата при заслушивании доклада следственной или контрольной комиссии
может преобразоваться в секретный. комитет и запретить публикацию всего
или части доклада. Члены Правительства имеют доступ на заседания обеих
палат и получают слово по своему требованию; им могут помогать комиссары
Правительства (ст. 31 Конституции).
Законодательный процесс. Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции,
законодательная инициатива принадлежит Премьер-министру и парламентариям.
Президент формально таким правом не обладает. По конституционной
терминологии, Премьер-министр вносит законопроекты, а парламентарии —
законопредложения. Законопроекты рассматриваются сначала Государственным
советом, который в данном случае выступает как консультативный орган
Правительства, затем обсуждаются в Совете министров и потом вносятся в
бюро одной из палат, причем финансовые законопроекты направляются прежде
всего в Национальное собрание (ч. 2 ст. 39). Законопредложения вносятся в
бюро той палаты, членами которой состоят соответствующие парламентарии.
Законопредложения, как и поправки парламентариев, неприемлемы, если
вследствие их принятия сокращаются публичные ресурсы либо возникают или
увеличиваются публичные расходы (ст. 40). Это положение препятствует
парламентариям выступать с безответственными, популистскими инициативами. В
соответствии с регламентами палат Правительство может отозвать свой
законопроект в любое время до окончательного принятия Парламентом, тогда
как законопредложение может быть отозвано парламентарием (если оно внесено
группой парламентариев, то первым подписавшим) лишь до принятия в первом
чтении. Отклоненные палатой законопредложения могут быть внесены повторно
не ранее, чем через год.
О внесении законопроекта или законопредложения палата извещается на
ее публичном заседании. Они передаются в специальную или постоянную
комиссию.
До начала обсуждения законопроекта или законодательного предложения в
Национальном собрании возможно внесение предварительного {преюдициального)
вопроса о целесообразности обсуждения представленного на рассмотрение
акта. При этом можно ссылаться на противоречие Конституции и вообще
ставить под сомнение своевременность обсуждения. Принятие соответствующих
предложений влечет отклонение акта, в отношении которого был внесен
предварительный вопрос. При обсуждении поставленного вопроса могут
выступать только его автор, один оратор, придерживающийся противоположного
мнения, Правительство или докладчик комиссии, рассматривавшей вопрос по
существу. Порой депутаты, внося предварительный вопрос, демонстрируют свое
чувство юмора, иногда хорошего, иногда не очень, как бы протестуя против
повестки дня, предложенной (навязанной) Правительством. Чаще всего,
ссылаясь на несвоевременность внесения проекта, депутаты проявляют
политическое несогласие с Правительством, но оно не юридическое, т. е. не
опирается на определенные правовые нормы, которые якобы нарушены внесением
правительственного проекта.
В 1994 г. в Национальном собрании вносился 21 предварительный вопрос,
и все они были отклонены при голосовании. Однако случается, что в Сенате
предварительный вопрос одобряется. Это, однако, чаще всего делается
палатой, чтобы оттянуть время или улучшить законопроект (так называемый
позитивный предварительный вопрос). Впрочем, предварительный вопрос —
обычный элемент законодательной процедуры, признаваемый зарубежным
законодательством.
На первом чтении проводятся общая дискуссия по докладу комиссии,
постатейное обсуждение и голосование в целом, после чего одобренный в
первом чтении акт передается в другую палату. По возвращении из нее
проводится второе чтение, а при необходимости — третье, четвертое и т. д.
При постатейном обсуждении поправки обсуждаются после текста, к
которому они относятся, а голосуются до голосования по нему. Обсуждаются
только поправки, внесенные в бюро палаты. При конкуренции поправок сначала
обсуждаются поправки, предлагающие исключить текст, затем — наиболее
отличающиеся от текста и в зависимости от того, противоречат ли тексту или
дополняют его. Поправки Правительства или комиссии обсуждаются в
приоритетном порядке. По требованию любого из этих органов возможно
упрощение процедуры (отказ от обсуждения или ограничение дебатов}.
Число вносимых поправок обычно весьма значительно. Например, в период
седьмой легислатуры (1981 — 1986 гг.) в Национальном собрании было
предложено 15 711 поправок на 524 принятых закона, или в среднем по 30
поправок на закон. Такая же пропорция была и в период восьмой (в 1986 —
1988 гг. — 4334 поправки на 174 закона) и девятой легислатур (в 1988 —
1993 гг. — 12 273 поправки на 456 законов). Интересно, что 60% поправок
вносилось самими же постоянными комиссиями, рассматривавшими проекты, а 20%
— Правительством. Некоторые поправки, внесенные простыми парламентариями,
фактически были инициированы Правительством.
По требованию Правительства палата должна провести голосование по
всему обсуждаемому тексту или по его части в целом, включая поправки,
предложенные или принятые Правительством (ч. 3 ст. 44 Конституции). Эта
процедура называется блокированным голосованием и позволяет Правительству в
любое время прервать дискуссию.
Если другая палата, получив принятый в первом чтении первой палатой
текст, одобряет его без изменений, то этот текст передается Президенту.
Если же в текст другой палатой вносятся изменения, он возвращается в
первую палату, где, как отмечалось, проводится второе чтение, причем
одобренные другой палатой положения изменению больше не подлежат.
Поскольку текст будущего законодательного акта может очень долго
ходить между палатами («челнок»), ст. 45 Конституции предусмотрела
возможность прекращения этого процесса по инициативе Правительства. Если
акт не принят после двух чтений в любой палате или одного чтения в каждой
из палат, Правительство может заявить, что вопрос не терпит
отлагательства, и Премьер-министр созывает смешанную паритетную комиссию
для выработки нового текста по спорным вопросам. Этот текст предлагается
палатам, и поправки к нему не могут приниматься без согласия Правительства.
Если же все это не удастся, то после нового чтения в обеих палатах
Правительство может потребовать от Национального собрания принять
окончательное решение. Национальное собрание может вернуться к тексту
смешанной комиссии или к своему последнему тексту с возможным учетом
поправок Сената.
Принятый Парламентом закон поступает для промульгации Президенту,
который в течение 15 дней после передачи закона Правительству может
потребовать нового обсуждения закона или его частей (ст. 10 Конституции).
Особенности прохождения проектов и предложений органических законов
определены ст. 46 Конституции. Обсуждение и голосование в палате проводятся
в течение 15 дней после внесения, а при отсутствии согласия между палатами
применяется процедура, предусмотренная ст. 45, которую мы только что
описали, с тем, однако, что в последнем чтении Национальное собрание
принимает закон абсолютным большинством голосов своих членов. Если
органический закон касается Сената, то без его согласия не может быть
принят. В любом случае Конституционный совет проверяет конституционность
органических законов до их промульгации.
Согласно ст. 47 Конституции, свои особенности имеет и прохождение
финансовых законопроектов. Проект вносится в Национальное собрание не
позднее третьего вторника октября, и оно должно провести первое чтение в
40-дневный срок. Сенату дается на первое чтение 20 дней. Если Национальное
собрание в указанный срок не приняло проекта, Правительство с возможным
учетом поправок Национального собрания передает его в Сенат, который в
этом случае должен высказаться в течение 15 дней. Затем применяется
процедура ст. 45 Конституции. Если Парламент не принял закон за 70 дней,
положения проекта могут быть введены в действие ордонансом Президента.
Если Правительство не внесло в Парламент проект бюджета своевременно,
то оно срочно испрашивает у Парламента разрешение на взимание налогов и
открывает декретом кредиты согласно принятым частям бюджета.



Заключение



Итак, резюмируя, Парламент Французской республики состоит из двух
палат: Национального собрания и сената. Обе заседают в Париже: Национальное
собрание - в Бурбонском дворце, сенат - в Люксембургском дворце. Для
совместных заседаний палат (конгресса) предоставляется Версальский дворец.

Мандат депутата несовместим с некоторыми государственными невыборными
и выборными должностями и с некоторыми видами частной предпринимательской
деятельности. Государственный чиновник, избранный депутатом, считается
откомандированным на период действия своего мандата.

Депутат пользуется правом неприкосновенности за высказанные им
убеждения или голосование при исполнении депутатских обязанностей. За
преступления или правонарушения он не может подвергаться аресту и мерам,
связанным с лишением или ограничением свободы, без разрешения бюро
Национального собрания. Такого разрешения не требуется в случае совершения
им уголовно наказуемого преступления или задержания на месте преступления
или окончательного осуждения.

Депутат получает жалование, равное средней величине между наименьшим и
наибольшим окладом государственных служащих, отнесенных к категории <вне
служебных классов>, и доплату (), размер которой,
как правило, равен четвертой части жалования, но меняется в зависимости от
участия депутата в работе Национального собрания. Иногородним депутатам
оплачиваются жилищные расходы, предоставляются льготы при оплате почтовых,
телеграфных и транспортных расходов. Депутаты получают дотации на зарплату
их сотрудникам.

От вторника до пятницы депутаты работают в Национальном собрании, а с
субботы до понедельника - в своих департаментах.

Регламент Национального собрания устанавливается им самим.

Национальное собрание избирает бюро из 22 депутатов во главе с
председателем Национального собрания. В нем представлены все политические
течения и партии пропорционально числу полученных ими мандатов. Бюро
собирается несколько раз в год. Председатель избирается на весь срок работы
Национального собрания данного созыва, до следующих выборов.

Национальное собрание имеет свой аппарат, набираемый по конкурсу.
Депутаты нанимают своих помощников лично.
В соответствии со своими политическими воззрениями депутаты могут
образовывать фракции численностью не менее 20 человек. При своем оформлении
фракция представляет в канцелярию председателя Национального собрания
политическую декларацию, подписанную всеми ее членами. Эта декларация
вместе со списком членов фракции и с указанием фамилии избранного ими
председателя публикуется в <Официальном вестнике>. Один и тот же депутат
может быть членом только одной фракции. Для организации своей внутренней
работы фракция может создавать свой секретариат. Фракции выделяют
представителей в бюро и депутатские комиссии. Председатель фракции
участвует в решении вопросов повестки дня и организации прений. Запрещается
образование фракций, защищающих частные, местные или профессиональные
интересы.

Национальное собрание образует на первой сессии каждого созыва шесть
постоянных комиссий'. 1) по делам культуры, семьи и социальным проблемам,
2) по иностранным делам, 3) по делам национальной обороны и вооруженных
сил, 4) финансов, общих проблем экономики и плана, 5) конституционных
законов, законодательства и общего управления республикой, 6) производства
и обмена. Кроме этого, по решению Национального собрания могут создаваться
специальные комиссии для рассмотрения законопроектов и законодательных
предложений, а также комиссии по расследованию и контролю.

Функция Национального собрания, как и сената, - принятие законов.
Конституция особой статьей (ст.34) определяет конкретно круг вопросов,
подлежащих регулированию законодательным путем. Парламент может разрешить
правительству в течение определенного срока издавать так называемые
ордонансы по вопросам, относящимся к сфере законодательства. Они должны
быть по окончании установленного срока утверждены парламентом. Законы,
принимаемые парламентом, делятся на обычные (или простые), органические
(касающиеся порядка деятельности органов, указанных в конституции) и
конституционные (изменяющие конституцию).

Законодательной инициативой обладают премьер-министр и члены
парламента. Премьер-министр вносит на рассмотрение законопроекты, члены
парламента - законодательные предложения. Законопроект предварительно
проверяется Государственным советом, затем обсуждается в Совете министров и
вносится в одну из палат (финансовые законопроекты обязательно вносятся
сначала в Национальное собрание).

Законопроекты и законодательные предложения направляются в одну из
постоянных комиссий или в специальную комиссию, создаваемую для их
рассмотрения. После принятия одной из палат законопроект (законодательное
предложение) направляется в другую палату. Закон должен быть одобрен в
идентичной форме обеими палатами парламента. Поэтому в случае расхождений
между ними начинается процедура согласования - при необходимости с помощью
смешанной паритетной комиссии. Если эта процедура затягивается,
правительство имеет право потребовать от Национального собрания принять
окончательное решение и утвердить закон без согласия сената. На принятие
финансового законопроекта конституция отводит самое большее семьдесят дней.
Если в течение этого срока закон не принят, правительство может ввести его
положения в действие путем издания ордонанса. Принятый закон передается
президенту республики для его промульгации через 15 дней после получения.
Президент может потребовать повторного рассмотрения закона или передать его
Конституционному совету для проверки его конституционности. Органические
законы направляются в Конституционный совет перед промульгацией в
обязательном порядке. После промульгации законы публикуются в <Официальном
вестнике>.

Парламент и правительство контролируют исполнение финансовых законов
при содействии Счетной палаты.

Парламенту принадлежит исключительное право объявления войны. Совет
министров может вводить осадное положение, но только парламент имеет право
разрешить продлить его на срок более двенадцати дней.

Как уже говорилось, президент может распустить Национальное собрание и
назначить новые выборы. Но между выборами должно пройти не менее года.

Вторая палата французского парламента - сенат, состоящий из 321
сенатора. Он избирается сроком на 9 лет по департаментам выборной коллегией
в составе депутатов Национального собрания, региональных советников,
генеральных советников, делегатов муниципальных советов и обновляется на
треть каждые три года.
Положения конституции о несовместимости мандата с другими функциями, о
парламентской неприкосновенности, о жаловании и т. п. распространяются как
на депутатов Национального собрания, так и на сенаторов.

В сенате, как и в Национальном собрании, существуют бюро, фракции,
постоянные и другие комиссии, проводятся совещания председателей постоянных
комиссий и фракций. Председатель сената избирается после каждого частичного
обновления этой палаты, т. е. каждые 3 года.

Сенаторы пользуются правом законодательной инициативы. Хотя
правительство предпочитает обычно передавать законопроекты в Национальное
собрание, закон допускает внесение их (за исключением финансовых)
первоначально в сенат. Процедура обсуждения законопроектов и
законодательных предложений та же, что и в Национальном собрании. Чтобы
быть принятым, закон требует одобрения обеих палат.

В отличие от Национального собрания, сенат не имеет права и
возможности правительство посредством вотума недоверия или
отказа в одобрении правительственной программы. Однако премьер-министр
имеет право просить сенат одобрить декларацию об общей политике
правительства.
Сенат не может быть распущен президентом.



Литература



Ардан Ф. Франция: государственная система. М.: ЮЛ, 1994.
Керимов А.Д. Парламентские представительства как средство контроля за
исполнительной властью (Пятая Французская Республика)// Государство и
право, 1992, № 7.
Конституционное (государственное) право зарубежных стран В 4 тт:
Т. 3 (под ред. док. юр. наук, проф. Страшуна Б. А. ) Москва, Изд. БЕК
1998
Керимов А.Д. Парламентские группы в Национальном собрании современной
Франции//Государство и право, 1993, № 12.
Керимов А.Д. Французские политические деятели, юристы — за расширение
полномочий парламента//Государство и право, 1995, № 6.
Керимов А.Д. Бюро палат французского парламента// Государство и
право, 1996, № 10.
Конституции зарубежных государств. Соединенные Штаты Америки,
Великобритания, Франция. Германия, Италия, Япония, Канада. М.:БЕК, 1997.
Круглоголов М.А Парламент Французской Республики. М.: Наука, 1988.
Маклаков В.В. Парламент Франции//Парламенты мира. М.: ВШ —
Интерпракс, 1991.

-----------------------
[1] Конституционное (государственное) право зарубежных стран В 4 тт:
Т. 3 (под ред. док. юр. наук, проф. Страшуна Б. А. ) Москва, Изд. БЕК
1998 с. 139
[2] .: Ардан Ф. Франция: государственная система. М.: ЮЛ, 1994, с. 113—
114
[3] Конституционное (государственное) право зарубежных стран В 4 тт:
Т. 3 (под ред. док. юр. наук, проф. Страшуна Б. А. ) Москва, Изд. БЕК
1998 с. 142
[4] Керимов А.Д. Парламентские группы в Национальном собрании современной
Франции//Государство и право, 1993, № 12.





Реферат на тему: Партизанское движение в СССР в годы ВОВ

ДО ВОЙНЫ
С 1932 года в оперативных планах приграничных округов в начальном
периоде войны важная роль отводилась партизанским формированиям. Ими
предусматривалось, что в случае, если войскам противника удастся
углубиться на нашу территорию, на расстояние около 100 км от
государственной границы, они должны были напороться на наши
укрепрайоны и увязнуть в боях по их преодолению. В это время на
оккупированной территории с первого дня начала боевых действий
партизанские формирования начинают организованные действия по
систематическому нарушению железнодорожных и других коммуникаций
противника. Израсходовав находящийся в войсках запас боеприпасов,
продовольствия, горючего и других материальных средств, противник
будет вынужден отступить. Партизанские формирования также
перемещаются, в том числе за пределы территории СССР, постоянно
оставаясь в тылу противника и продолжая проводить диверсии.
В соответствии с планом Генерального штаба РККА вдоль западной границы
оборудуются десятки тайников с вооружением и боеприпасами. О масштабе
этих работ можно судить по следующему факту.
За все время своего существования Центральным штабом партизанского
движения в годы Великой Отечественной Войны было переброшено в тыл
противника 98,5 тысяч единиц стрелкового оружия, на территории
Белоруссии только в 100-километровой приграничной полосе в начальном
периоде войны было тайно заскладировано свыше 50 тысяч винтовок, 150
пулеметов, десятки тонн минно-взрывных средств. Приблизительно такое
же количество оружия и боеприпасов, в том числе минно-взрывных средств
было подготовлено для применения с началом войны в Ленинградском
военном округе. Разведывательным управлением Украинского военного
округа в тайники было заложено, кроме отечественного оружия, 10 тысяч
японских карабинов, около 100 пулеметов, множество мин, гранат,
различных боеприпасов. Некоторые базы были подготовлены вне СССР.
Началась интенсивная подготовка специально отобранных военнослужащих и
целых подразделений к действиям в тылу противника со специальными
задачами. Собственно подготовка кадров к ведению партизанской войны не
прекращалась с гражданской войны. К 1932 году существовало три учебных
школы, где готовили специалистов по ведению партизанской войны: две
школы при IV (разведывательном) Управлении штаба РККА и одна при ОГПУ.

Школа ОГПУ в Харькове готовила в основном диверсантов-подпольщиков для
действий с нелегальных позиций. Школа IV Управления в Куперске
готовила группы по 10-12 человек, пришедших на советскую территорию из
районов Западной Украины и Белоруссии, в течение 6 месяцев. Крупная
школа Народного комиссариата обороны по подготовке офицерских кадров к
ведению войны партизанскими методами, а также офицеров-организаторов
партизанской борьбы была в местечке Грушки под Киевом.
Осенью 1932 года в Ленинградском военном округе проводились
специальные учения, на которых воинские партизанские формирования,
сформированные из выпускников партизанских спецшкол, показали высокую
эффективность действий в тылу противника. На них впервые были
организованы диверсионные действия на железных дорогах с применением
экспериментальных противопоездных мин. Свыше 500 выпускников
партизанских спецшкол участвовали в Бронницких учениях под Москвой. В
1933 году в Украинском военном округе проводятся специальные учения с
привлечением диверсионных отрядов и авиации. По их итогам делается
вывод, что заранее обученные подразделения при управлении из единого
центра в состоянии провести внезапную и широкомасштабную операцию,
которая парализовала бы все коммуникации в западных областях Украины и
Белоруссии, занятые условным противником...
Однако в июне 1937 года высшее военные руководители, допускавшие
возможность ведения боевых действий на территории СССР, в приказе
Наркома обороны Маршала К.Е. Ворошилова о "Раскрытии Наркоматом
внутренних дел предательской, контрреволюционной военной фашистской
организации в РККА" были обвинены в том, что "пытались подорвать мощь
Красной Армии и подготовить ее поражение в случае войны.
В результате репрессий 1937-1938 годов обученные и подготовленные, как
их тогда называли, кадровые советские диверсанты были поголовно
уничтожены. Уцелели только те, кто до начала массовых расстрелов был
отправлен в Испанию. Все партизанские отряды были расформированы, а
тайники с оружием, боеприпасами и минно-взрывными средствами
демонтированы. Сами термины "диверсия", "диверсионная деятельность",
"диверсант" и т.п. стали применяться исключительно в отрицательном
смысле и только применительно к врагам. Дальнейшее развитие Воздушно-
десантных войск пошло по линии наращивания возможностей по ведению
боевых действий в тылу противника только в форме общевойскового боя
при проведении Красной Армией наступательных операций.
Таким образом, теория и практика советского военного искусства
накануне Великой Отечественной
Войны перестала рассматривать партизанские, диверсионные или иные
специальные действия в тылу противника как важную составную часть
вооруженной борьбы. Вопросы подготовки и ведения специальных действий
не отрабатывались на военных играх и командно-штабных учениях, были
изъяты из оперативных планов Генерального штаба и приграничных военных
округов, не были включены в содержание боевой подготовки войск и сил
РККА.
Пренебрежительное отношение к вопросам организации диверсионных
действий на западном направлении было вызвано в том числе
недостаточным пониманием сущности немецкой стратегии "молниеносной
войны" относительно значительного, а подчас - решающего влияния
технического и материального обеспечения на ведение боевых действий
немецко-фашистскими войсками.
Партизанство в годы Великой Отечественной Войны.
В оперативной разработке к плану "Барбаросса", составленной
Управлением военной экономики и военной промышленности 13 февраля 1941
года, первой проблемой, с которой столкнется Германия в случае
затяжной войны, была названа транспортная проблема.
В ноябре 1940 года расчеты генерал-квартирмейстерской службы показали,
что немецкая армия начнет Восточную кампанию имея запасы горючего
всего на первые три месяца операции, при этом возимый запас горючего в
дивизии обеспечивал запас хода 100 км. Обеспеченность боеприпасами: в
каждой пехотной дивизии - 500 тонн, или два боекомплекта (в танковых
дивизиях - три); этого хватало на 10 дней при ежедневном расходе в 0,2
боекомплекта. На следующие 10 дней предусматривалось снабжение
боеприпасами из расчета по 0,3 боекомплекта в день. Продовольствия:
всего - 20 сутодач, из них в дивизии 6 сутодач. Дальнейшее снабжение
войск)[39].
Анализ немецких военно-экономических и боевых возможностей,
проведенный советским военным руководством подтверждал, что Германия
не способна вести длительную войну с Советским Союзом. Однако из этого
делался вывод только о том, что когда начнется война, немцы в первую
очередь будут стремиться захватить Украину и другие богатые сырьевыми
ресурсами районы страны. Вывод, что необходимо организовать
воздействие на наиболее уязвимое место военного противоборства -
тыловое и техническое обеспечение немецких войск, - сделан не был. В
результате широкомасштабные систематические действия в тылу противника
по уничтожению запасов и срыву снабжения войск противника
боеприпасами, горюче-смазочными материалами, продовольствием и другими
предметами тылового и технического обеспечения по железным и шоссейным
дорогам, как специальная задача какого-либо рода войск
Организация партизанских действий в тылу немецких войск советским
политическим руководством с началом войны рассматривалась в основном
не как задача вооруженных сил, а как одна из задач партийных и
советских органов. 29 июня 1941 года, т.е. через неделю после начала
вторжения, вышла Директива Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б) партийным и
советским организациям прифронтовых областей, где в частности
указывалось: "В занятых врагом районах создавать партизанские отряды и
диверсионные группы для борьбы с частями вражеской армии, для
разжигания партизанской войны всюду и везде, для взрыва мостов, дорог,
порчи телефонной и телеграфной связи, поджога складов и т.д. В
захваченных районах создавать невыносимые условия для врага и всех его
пособников, преследовать и уничтожать их на каждом шагу, срывать все
их мероприятия". С точки зрения организации вооруженного сопротивления
в тылу противника данная директива была лозунгом, поскольку никакой
руководящей партийной или государственной структуры, предназначенной
для "разжигания партизанской войны" заблаговременно создано не было.
Установка на ведение открытой вооруженной борьбы с хорошо оснащенными
и подготовленными частями немецкой армии обрекало партизанские отряды
на разгром и чрезвычайно большие потери.
Одной из причин неверного выбора целей и задач партизанских отрядов и
диверсионных групп в тылу противника был механический перенос форм
партизанской борьбы с гражданской войны на новые условия начавшейся
войны. Если в годы гражданской войны вооружение партизанских отрядов и
противостоящих им частей регулярных войск, за исключением артиллерии,
было в основном одинаковым (пулеметы, винтовки, гранаты, сабли), то в
1941 году противник имел большое количество танковых и
механизированных соединений и частей, которые при поддержке авиации и
артиллерии обладали подавляющим превосходством в открытом бою с
партизанами. Поэтому, если в гражданскую войну "партизанские отряды
занимали города" и могли разгромить противника в открытом бою, то к
началу второй мировой войны они эту способность в основном утратили.
Чем крупнее был партизанский отряд, ввязавшийся в открытый бой с
немцами, тем легче было противнику применить современные средства
поражения и уничтожить партизанское формирование.
10 июля 1941 года Государственный Комитет Обороны направил
главнокомандующим войсками направлений К.Е. Ворошилову, С.К.
Тимошенко, С.М. Буденному, а также командующим округами, фронтами и
армиями, председателям СНК и секретарям ЦК союзных республик
Постановление № ГКО-83сс за подписью И. Сталина, где предписывалось:
"Обязать главкомов почаще разбрасывать с самолетов в тылу немецких
войск небольшие листовки за своей подписью с призывом к населению
громить тылы немецких армий, рвать мосты, развинчивать рельсы,
поджигать леса, уйти в партизаны, все время беспокоить немцев-
угнетателей. В призыве указывать, что скоро придет Красная Армия и
освободит их от немецкого гнета". Громить тылы немцев, таким образом,
должны были не специальные части вооруженных сил, а безоружное мирное
население оккупированных областей, которое призывали к самоорганизации
для вооруженной борьбы на захваченных территориях.
8 июля 1941 года начальник Генерального штаба Сухопутных войск
Германии генерал-полковник Ф. Гальдер делает следующую запись в своем
дневнике: "Вагнер (генерал-квартирмейстер) представил доклад о
положении со снабжением. Оно всюду вполне удовлетворительное. Работа
железных дорог превзошла все наши ожидания.
Лишь на участке Брест - Минск пропускная способность железной дороги
несколько ниже ожидавшейся. Выполнение ближайших оперативных задач в
материально-техническом отношении вполне обеспечено. Автотранспорта
большой грузоподъемности вполне достаточно". Только с 1 по 16 августа
в немецкие войска было доставлено 340 эшелонов с боеприпасами, т.е.
такое количество боеприпасов, какое предусматривалось всем планом
"Барбаросса". Примечательно, что приблизительно к этому времени группа
армий "Центр" от ударов авиации, по техническим и другим причинам
потеряла одну треть своего автотранспорта большой грузоподъемности.
Партизанских действий на шоссейных дорогах противником не отмечается,
хотя основная масса немецкого автотранспорта большой грузоподъемности
еще занята перевозками боеприпасов и других предметов снабжения от
границы до Днепра.
18 июля 1941 года, когда немецкими войсками уже были оккупированы
Прибалтика, почти вся Белоруссия, западная часть Украины, вышло
постановление ЦК ВКП(б) "Об организации борьбы в тылу германских
войск", где партизанские действия, по-прежнему, рассматривались как
вооруженная форма политической борьбы. В нем подчеркивалась роль
партийного руководства и выдвигалась задача: "...развернуть сеть наших
большевистских подпольных организаций на захваченной территории для
руководства всеми действиями против фашистских оккупантов". Для
руководства партизанской борьбой развернулась организаторская работа,
направленная, прежде всего, на создание партийных комитетов на
оккупированной территории, и к концу 1941 года в тылу противника
действовало 18 подпольных обкомов, более 260 окружкомов, горкомов,
райкомов и других подпольных партийных организаций.
На основании данного Постановления и приказа Наркома обороны в Главном
политическом управлении РККА и политуправлениях фронтов были
организованы 10-е отделы, а в политотделах армий - 10-е отделения для
организации партийно-массовой работы среди населения оккупированных
областей и политического руководства партизанским движением. "Так как
в то время не существовало никаких пособий и наставлений по вопросам
организации и тактики партизанской борьбы, - вспоминал впоследствии
П.К. Пономаренко, - Главное политическое управление в октябре 1941
года разослало армейским политорганам "Инструкцию по организации
мелких местных партизанских отрядов", составленную в период
гражданской войны и интервенции против Советской России". Отсутствие
уставов, наставлений и других руководящих документов по подготовке и
ведению партизанских действий, тактике действий партизанских отрядов и
диверсионных групп явилось важным фактором, влияющим на выбор форм
специальных действий. Незнание основных положений по подготовке и
ведению специальных действий заставляло партизан искать наиболее
оптимальную структуру организации сил и средств, вырабатывать
специальные формы их боевого применения уже в ходе боевых действий и
нести большие потери.
Вопросы подготовки, вывода и руководства партизанскими отрядами в тылу
противника выходили также за рамки разведывательного обеспечения
операции и боя. Разведывательные отделы фронтов и армий пытались
направить деятельность партизанских отрядов и диверсионных групп
только на решение задач, возложенных на разведку. Этот недостаток, в
частности, был отмечен в постановлении смоленского обкома ВКП(б) от 11
ноября 1941 года при анализе состояния партизанского движения в
области: "Командование армий, дивизий и полков направляют деятельность
партизанских отрядов и используют их односторонне, только для
разведки, что ограничивает инициативу партизанских отрядов и их
командиров по уничтожению живой силы, материальной части, транспорта и
путей сообщения противника". Таким образом, наличие и ведомственная
принадлежность органа управления специальными действиями являлась
существенным фактором, влияющим на выбор задач и форм боевого
применения партизанских отрядов и диверсионных групп в тылу
противника.
С началом войны стала очевидной необходимость широкого развертывания
диверсионных действий партизанскими отрядами на коммуникациях
противника и подготовки соответствующих специалистов. В июле 1941 года
был создан Оперативно-учебный центр Западного фронта по подготовке
партизан к проведению диверсий. Вскоре аналогичные центры и школы по
подготовке партизан-диверсантов были созданы в других фронтах.
Отсутствие в партизанских отрядах минеров-подрывников тормозило
развитие и широкое применение таких эффективных способов диверсий как
крушение поездов, устройство засад с применением мин и управляемых
фугасов, уничтожение объектов с помощью мин и фугасов, управляемых по
радио, диверсий с применением мин-сюрпризов и других специальных акций
с применением минно-взрывных средств.
Применение диверсий как способа действий в широких масштабах, кроме
того, не представлялось возможным в результате отсутствия в
достаточном количестве мин и зарядов, специально приспособленных для
применения на коммуникациях противника. Табельные мины находившиеся на
вооружении Красной Армии, оказались трудно применимыми в тылу
противника. Они были громоздкими, тяжелыми и требовали значительного
времени на установку и маскировку.
Одновременному проведению согласованных по цели, месту и времени
специальных акций в форме удара препятствовало также отсутствие связи
партизанских отрядов с Центром из-за недостатка средств связи и
радистов. "К июню 1942 года в тылу врага действовало 387 учтенных
партизанских отрядов и групп, из них только 37, т.е. 10% имели
радиостанции для связи с Командованием". Недостаточное количество
минеров-подрывников, радистов и специального вооружения не позволило
на начальном этапе войны использовать в тылу противника такую форму
специальных действий как удар по железнодорожным коммуникациям. Только
по мере поступления в партизанские отряды специальных минно-взрывных
средств и подготовленных специалистов стали увеличиваться масштабы
диверсионных действий. Так, согласно данным главной железнодорожной
дирекции группы армий "Центр" количество партизанских налетов на
объекты железнодорожного транспорта в первой половине 1942 года
составляло: январь - 5, февраль - 6, март - 27, апрель - 65, май -
145; количество подорвавшихся на минах паровозов составляло: в феврале
- 5 (в ремонте 2), в марте - 5 (2), в апреле 13 (6), в мае 25 (13);
количество сильно поврежденных и полностью выведенных из строя
вагонов: январь - 0, февраль - 0, март - 57, апрель - 45, май - 166.
Таким образом, наличие или отсутствие специально подготовленного и
оснащенного личного состава, а также специального вооружения было
одним из решающих факторов, влияющих на масштабы диверсионной работы и
формы специальных действий в тылу противника.
В августе 1941 года первым секретарем ЦК КП(б) Белоруссии П.К.
Пономаренко была разработана и отправлена И.В. Сталину записка "К
вопросу о постановке диверсионной работы" в тылу врага. Однако только
в декабре ее автор был вызван в Москву, где ему предложили
ознакомиться с предложениями по организации партизанского движения,
разработанные недавно созданным Управлением по формированию
партизанских частей, отрядов и групп Главного управления формирований
(Главупраформ) НКО. О непонимании данным управлением сущности, целей и
задач партизанских действий говорит следующий факт. Главупраформом НКО
предлагалось создать на неоккупированной территории Дона, Кубани и
Терека 6-7 кавалерийских дивизий численностью 5483 человека каждая,
сведенных в "1-ю конную армию народных мстителей" общей численностью в
33 000 человек, а также пять партизанских дивизий из приволжских,
уральских и сибирских партизан, объединенных в "1-ю стрелковую
партизанскую армию народных мстителей" общей численностью свыше 26 000
человек. В записке подчеркивалось, что оперативное использование
партизанских армий целесообразно проводить крупной массой, т.к. "в
массе бойцы действуют смелее, решительнее и самостоятельнее". Эти
партизанские армады предлагалось выводить в тыл противника через линию
фронта для последующих действий в немецком тылу. Абсурдность подобных
предложений, их явное несоответствие реальным условиям войны не была
тогда очевидной и серьезно рассматривалась в ЦК ВКП(б), поэтому
аргументированное их опровержение требовало проведения большого объема
работы и времени. В конечном итоге они были отклонены, и П.К.
Пономаренко было предложено приступить к организации Центрального
штаба партизанского движения.
Однако уже в конце января 1942 год по решению ГКО работа по созданию
партизанских отрядов была остановлена. Как выяснилось впоследствии,
тогдашнее руководство НКВД подало И.В. Сталину записку, где считало
нецелесообразным

Новинки рефератов ::

Реферат: Автоматизация бухгалтерского учета (Аудит)


Реферат: Комплексное задание по курсу ОПГЗ (Предпринимательство)


Реферат: Сирия (География)


Реферат: Особенности бухгалтерского учета и налогообложения санаторно-курортных организаций (Аудит)


Реферат: "Career in hotel industry" (Иностранные языки)


Реферат: Хазарское государство (История)


Реферат: Факторы риска бытовой и производственной среды (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Православное воспитание (Педагогика)


Реферат: Системы органов государственной власти субъектов Российской Федерации и штатов Индии (сравнительный анализ) (Право)


Реферат: Сорные растения (Сельское хозяйство)


Реферат: Освещение в видеосъёмке (Физика)


Реферат: Биологическая роль, структура и выделение митохондрий из печени крыс. (Биология)


Реферат: Преобразования плоскости, движение (Математика)


Реферат: Информатизация как механизм социального управления (философский аспект) (Философия)


Реферат: Теория государства и права (Шпаргалка) (Теория государства и права)


Реферат: Регулятор температуры (Радиоэлектроника)


Реферат: Правда о войне (Ю.Бондарев "Батальоны просят огня") (Литература)


Реферат: Влияние использования схем, чертежей, иллюстраций на формирование ЗУН при обучении младших школьников решению задач на движение (Педагогика)


Реферат: Библейские мотивы в произведении М. Булгакова "Мастер и Маргарита" (Литература : русская)


Реферат: Адаптивное параметрическое оценивание квадратно-корневыми информационными алгоритмами (Математика)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист