GeoSELECT.ru



История / Реферат: Развитие Франции в начале 20 века (История)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Развитие Франции в начале 20 века (История)



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ И ИСТОРИИ



Доклад
по истории

на тему:

«Развитие Франции в начале 20 века».



|Выполнил: | |
|Группа: | |
|Руководитель: |Коренев В. И. |



Орёл, 2002 г.

Экономика.
Франция в конце XIX — начале XX вв. оставалась страной, где сельское
хозяйство первенствовало перед промышленностью, а ремесло и мелкие
предприятия первенствовали перед крупной фабрикой. Банковский капитал,
проценты на банковские вклады, мелкая собственность — движимая и недвижимая
— характерные черты французской экономики. В 1869 г. население Франции было
равно 38,4 млн. человек, в 1903 г. — 39,1 млн., в 1906 — 39,25 млн. чел. Из
этого числа в первые годы XX в. самостоятельных работников (зарабатывающих
самостоятельно) было 15, 8 млн. чел. В свою очередь из этих 15,8 млн. чел.
промышленных рабочих было 6,8 млн.
В начале XX в. в экономической жизни Франции наступило некоторое
оживление. В восточных районах и на севере быстро развивалась новая
металлургическая база. С 1903 по 1913 г. добыча железной руды выросла в три
раза. Однако большая часть руды потреблялась не французской, а германской
металлургией.
Прежняя главная металлургическая база Франции в центральном массиве, в
районе Соны и Луары, находилась в упадке. Франция заняла второе место в
мире (после Соединенных Штатов) по выпуску автомобилей, но французское
машиностроение росло по-прежнему очень медленно, и 80 % всех станков
ввозилось из-за границы.
Ускорился процесс концентрации производства. В департаменте Паде-Кале в
1906 г. в руках компаний сосредоточилось около 90% всей угледобычи. На
шести автомобильных заводах, построенных в начале XX в. в парижском районе,
сконцентрировался выпуск почти всех автомобилей, производившихся в стране.
Фирме Шнейдера принадлежали не только крупнейшие в Европе военные заводы,
но и рудники, сталеплавильные заводы и другие предприятия в разных районах
Франции. Французские железные дороги были монополизированы шестью
железнодорожными компаниями.
Несмотря на значительный промышленный подъем, Франция отставала от
других крупных капиталистических государств, как по уровню производства,
так и по степени его концентрации. Еще в 1880 г. Франция, Германия и
Соединенные Штаты выплавляли примерно одинаковое количество стали (1,2 — 1,
5 млн. т), но к 1914 г. Соединенные Штаты выплавляли уже почти 32 млн.т,
Германия — 16, 6 млн., а Франция — всего 4, 6 млн. т. В 1912 г. на одно
предприятие во Франции в среднем приходилось в два с лишним раза меньше
рабочих, чем в Германии. Больше трети всего французского пролетариата было
занято в текстильной промышленности, в производстве предметов роскоши и
моды; в этих отраслях преобладали мелкие предприятия, работа на дому.
Одним из факторов, тормозивших развитие французской промышленности,
была бедность угольных ресурсов. В 1913 г. пришлось ввезти из-за границы
более трети всего потребляемого в этом году угля. Недостаток угля, особенно
коксующегося, усиливал экспансионистские настроения руководителей
французской металлургии, стремившихся овладеть богатыми германскими
угольными бассейнами.
Но главная причина сравнительной отсталости французской индустрии
заключалась в структурных особенностях французской экономики, важную роль в
которой играл ростовщический капитал. Французские банки, концентрировавшие
вклады бесчисленных мелких вкладчиков, экспортировали капитал в грандиозных
размерах, размещая его то в правительственных и коммунальных займах
иностранных держав, то в частных и казенных промышленных предприятиях и
железных дорогах за границей. К середине 1900-х годов около 40 млрд.
франков французских капиталов было вложено в заграничные займы и
предприятия, а к началу войны эта цифра уже равнялась около 47-48 млрд.
Политическое влияние принадлежало во Франции не столько промышленникам,
сколько банкам и бирже.
По размерам вывоза капитала Франция заняла второе место в мире после
Англии. Франция владела огромной колониальной империей, уступавшей по
размерам только английской. Территория французских колоний почти в двадцать
один раз превышала территорию метрополии, а население колоний составляло
свыше 55 млн., т.е. примерно в полтора раза превосходило по численности
население метрополии.
Во Франции после крушения Коммуны окончательно консолидировался строй
сильно централизованной.
Верховными законодательными учреждениями Франции согласно конституции
были палата депутатов, формируемая на основе прямых выборов, и сенат,
основанный на двухстепенном выборе, избираемый от местных выборных
учреждений — генеральных советов. Эти органы на общем заседании (конгрессе)
избирали главу государства, президента республики. Президент назначал
кабинет министров, ответственный перед законодательными палатами. Всякий
закон должен был пройти как через палату, так и через сенат.
Ключевые позиции французской экономики — банки, промышленные
объединения, транспорт, связь с колониями, торговлю — держала в своих руках
могущественная группа финансистов. Она, в конечном счете, направляла и
политику правительства.
В силу сравнительной «застойности» французской экономики значительную
часть населения составляли так называемые средние слои — мелкие
предприниматели города и деревни.
Замедление темпов экономического развития страны отражалось и на
положении рабочего класса. Рабочее законодательство было чрезвычайно
отсталым. Закон об 11-часовом рабочем дне, введенный сначала для женщин и
детей, был в 1900 г. распространен и на мужчин, но обещание правительства о
переходе через несколько лет на 10-часовой рабочий день не было
осуществлено. Только в 1906 г. был окончательно установлен обязательный
еженедельный отдых. Франция отставала от ряда западноевропейских стран
также в области социального обеспечения.

Политика
Парламентские выборы 1902 г. принесли победу радикалам (тогда
называвшим себя уже радикал-социалистами), и новый кабинет во главе с Э.
Комбом решил поставить борьбу с клерикализмом в центр политической жизни. В
политике радикалов сказывалась присущая этой партии противоречивость.
На все решающие посты в правительстве были назначены лица, тесно
связанные с крупными предпринимателями и финансистами. Лишь в вопросах
борьбы с влиянием церкви, расширения светской школы и т.п. Комб повел себя
гораздо более решительно, чем его предшественники. Антиклерикализм давал
возможность радикалам сохранять союз с реформистским крылом французского
социализма, которое возглавлял Жорес.
Тем не менее, антиклерикальные мероприятия правительства вызвали резкое
сопротивление церкви и римского папы, что вынудило Комба порвать
дипломатические отношения с папской курией, а в дальнейшем внести в
парламент законопроект об отделении церкви от государства. Политика Комба
стала казаться многим предпринимателям слишком прямолинейной, и в начале
1905 г. его кабинет пал. Новому кабинету, возглавленному Морисом Рувье, все
же удалось добиться принятия закона об отделении церкви от государства.
Проведение этого закона содействовало демократизации образования и
укреплению светской школы. Процент неграмотных, составлявший ко времени
франко-прусской войны около 60, упал в первом десятилетии XX в. до 2 — 3.
Особый характер получило рабочее движение во Франции. Здесь
профессиональные союзы или так называемые синдикаты заставили о себе
говорить, как о крупном общественном явлении, только в самом конце XIX в.,
несколько позже, чем в Германии. Но зато французский синдикализм принял
такой политический и революционный характер, какого профессиональные союзы
в других странах не имели. Другая особенность социального движения во
Франции — та, что здесь не было создано единой рабочей партии, как в
Германии, а существовало несколько партий с разными программами, не
находящих общего языка.
На рубеже XIX и XX веков объединения рабочих одной и той же отрасли
труда стали образовывать «федерации», а рабочие союзы разных специальностей
в одном и том же городе — «биржи труда». Все федерации и биржи труда
составляли «Генеральную конфедерацию труда». Очень быстрыми темпами
увеличивалось число рабочих синдикатов. Столь же быстро росло и число бирж
труда, главной целью которых было помогать рабочим в поисках работы, в
приобретении знаний и т.п.
Рабочие синдикаты во Франции стали точками сопротивления рабочих.
Большая часть многочисленных забастовок и стачек организовывалась рабочими
членами синдикатов.
Особенностью Франции была раздробленность социалистических сил. В конце
XIX в. в стране было четыре социалистические партии:
1) бланкисты, стремившиеся к установлению социалистического строя путем
захвата власти пролетариатом;
2) гедисты, они же коллективисты, последователи марксизма;
3) бруссисты, или поссибилисты, находившие нетактичным пугать население
крайними требованиями и рекомендовавшие ограничиваться пределами возможного
(откуда их второе название);
4) аллеманисты, группа, отколовшаяся от третьей и видевшая в выборах
только агитационное средство, а главным орудием борьбы признававшая
всеобщую забастовку.
В 1901 г. гедисты и бланкисты с некоторыми мелкими группами на съезде в
Иври образовали «Социалистическую партию Франции», или социально-
революционное единение, а в 1902 г. их противники объединились на конгрессе
в Type во «Французскую социалистическую партию». Главным пунктом
противоречий этих двух партий была позиция о возможности участия в
буржуазном министерстве социалиста. В 1905 г. жоресисты, гедисты,
аллеманисты и «автономисты» объединились в одну группу под названием
«Социалистическая партия французской секции рабочего Интернационала». После
своего объединения Социалистическая партия добилась парламентского успеха.
Съезд Социалистической партии в 1914 г. принял постановление о том, что
в случае войны Интернационал должен призвать к всеобщей стачке. Такие же
решения принимались неоднократно конгрессами Всеобщей конфедерации труда.
Однако руководители Социалистической партии и профессиональных союзов, не
считаясь с тем, что надвигающаяся война неизбежно будет с обеих сторон
империалистической, единодушно высказывались за необходимость «защиты
отечества» в случае, если на Францию «нападут». В профессиональных союзах
анархо-синдикалистское руководство во главе с Леоном Жуо свертывало
антимилитаристскую деятельность.



Литература.
1. Всемирная история. В 24 томах. Том 19. – 1997. – с. 34-47.
2. Большая Советская Энциклопедия. Том 28.




Реферат на тему: Развитие английского абсолютизма

|Московская Государственная Юридическая Академия |
|МДФ |
|I курс, 13 группа |
| |Кафедра Истории | |
| |государства и права | |
| |зарубежных стран | |
|КУРСОВАЯ РАБОТА |
| |ДИСЦИПЛИНА: История государства и права |
| |зарубежных стран |
| |ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Губарь Анатолий Иванович |
| |ТЕМА: Развитие английского парламентаризма с |
| |XII до конца XVII в.в. |
| |ИСПОЛНИТЕЛЬ: Карамыслов Дмитрий Александрович|
| | |
| |
|Москва |
|2000г. |


ПЛАН РАБОТЫ
I. Введение. Буржуазные революции в Европе XVI-XVII в. в.
II. Английские государственно-правовые акты ХVII в.в.:
. Петиция о праве 1628 г.;
. Трехлетний билль 1641 г.;
. Бредская декларация 1658 г.;
. Акт о лучшем обеспечении свободы... 1679 г.;
. Билль о правах 1689 г.
III Государственно-правовые акты ХVIII века:
. Акт об устроении 1701 г.;
. Семилетний акт 1716 г.;
. формирование "ответственного правительства"
IV. Заключение. Парламентские традиции Англии.

Решительный бой феодальным порядкам и средневековью был дан еще в ХVI
веке в маленькой стране Нидерландах.
Английская революция ХVII века нанесла сокрушительный удар феодально-
абсолютистскому строю в сравнительно небольшой островной стране, вместе с
тем явилась первой буржуазной революцией "европейского масштаба".
Провозглашенные ею политические принципы выражали потребности
капиталистического развития не только Англии, но и других европейских
стран. Революция была подготовлена разложением феодальных отношений,
развитием капиталистического уклада производства, как в промышленности, так
и в сельском хозяйстве, формированием новых общественных классов, интересы
которых пришли в решительное противоречие с феодально-абсолютистским
строем, что привело к обострению идейно-политической борьбы.
Хотя в Нидерландах в первой стране произошла победа буржуазных
отношений над феодализмом, но эта страна была слишком мала, чтобы дать
толчок бурному капиталистическому развитию, формированию новых политических
институтов. К тому же Нидерландам пришлось вести долгую войну за
независимость против католической, феодальной Испании.
Экономической основой политического господства английского дворянства
являлась феодальная земельная собственность. По способу хозяйственного
использования этой собственности английское дворянство подразделялось на
новое и старое. Новое дворянство вело хозяйство по-капиталистически; либо
хозяйничая с помощью батраков (наемные работники), либо сдавая землю
крупным арендаторам (фермерам) за рыночную ренту.
Как правило, новое дворянство участвовало в торговле и в
предпринимательстве. Заинтересованное в развитии капитализма, оно выступало
против феодально-абсолютистских порядков. Старое дворянство отстаивало
средневековые аграрные порядки в деревне и для увеличения доходов
использовало свои родовые привилегии и положение при королевском дворе. С
началом революции новое и старое дворянство оказались по разные стороны
баррикады.
Крайне неоднородной по своему составу оказалась и буржуазия. Верхний
её слой составлял несколько сот денежных и торговых дельцов Сити и
провинции - обладатели торговых монополий и промышленных патентов,
откупщики налогов и придворные кредиторы. Их интересы были тесно связаны с
короной и феодальной аристократией. Однако преобладающую часть английской
буржуазии составляли владельцы мануфактур и мастерских, средние и мелкие
торговцы. Именно их интересы более всего ущемлялись многочисленными
королевскими монополиями и стеснялись абсолютизмом. Тем беспощаднее они
эксплуатировали своих наемных рабочих. Значительная часть купечества
использовала корпоративный строй городов для эксплуатации малоимущих
городских ремесленников.
Неоднородность правящих классов и сословий вели к тому, что, с одной
стороны, велась борьба с королевским произволом и с королевской властью, а
с другой - сохранялась тенденция сохранить королевскую власть, но
значительно ограничить её парламентом, в котором бы были представлены и
крупные землевладельцы - лендлорды, и буржуазия, бюргерство, новое
дворянстве - в палате общин.
Первый парламент в истории Англии собрался в 1265 году, но его власть
была номинальной. Когда король нуждался в деньгах, она обращалась за ними к
парламенту, чтобы вместе определить размеры налога на подданных. При этом
парламент позволял себе почтительно указывать государю на непорядки в
управлении страной, на недостатки королевских министров.
Совсем иначе дело обстояло в ХVII веке, В 1625 году на английский
престол вступил безвольный Карл I, который пошел на поводу у своих
неумелых советников. Они довели взаимоотношения короля и парламента до
полного разрыва. Настаивая на "неограниченности" королевской власти, Карл I
распустил парламент, не получив от него субсидий. В 1628 году парламент
принял "Петицию о праве" - документ, в котором была сформулирована
политическая программа буржуазии и нового дворянства - классов-союзников.
Основное содержание петиции сводилось к требованию обеспечить
неприкосновенность буржуазно-дворянской собственности на землю и торгово-
промышленные доходы. Чтобы получить субсидию, королю пришлось
санкционировать петицию о праве. Получив субсидию, король прервал сессию,
но вторая сессия парламента осенью того же года подвергла резкой критике
религиозную политику Карла I. Карл I ответил заявлением в духе
абсолютистских притязаний своего отца Якова I и распустил парламент,
В 1638 году Англия развязала англо-шотландскую войну, в которой
терпела одно поражение за другим. В апреле 1640 года Карл спустя много лет
созвал, наконец, парламент и потребовал от него немедленного предоставления
субсидий на войну с Шотландией. В ответ палата общин потребовала
восстановить нарушенные королем "права и привилегии парламента".
Разгневанный король распустил парламент. Он вошел в историю под названием
"Короткого". Однако положение государства было настолько катастрофическим,
что Карлу I пришлось вновь собирать парламент. Он просуществовал без малого
13 лет и получил название "Долгого." В феврале 1641 года был принят так
называемый "Трехлетний билль" об обязательном созыве парламента не реже
одного раза в три года независимо от воли короля. 10 мая 1641 года король
утвердил билль о нераспускаемости существующего парламента до тех пор, пока
последний сам того не пожелает.
"По существу произошел революционный переворот в государственном строе
Англии, прикрытой "одобрением" короля. Уступчивость короля имела простое
объяснение.


Королевская казна была пуста, в то же время на защиту парламента
выступали вооруженные толпы ремесленников и торговых учеников, подмастерьев
и портового люда Лондона."1
Во многих графствах восстали крестьяне. И до тех пор, пока шотландская
армия находилась на территории Англии, а парламент был под защитой народа,
король являлся, по существу, его пленником. В один из критических моментов
борьбы парламент прямо обратился к народу. Это было время суда палаты
лордов над лордом Стаффордом - ненавистным временщиком Карла I,
запятнавшего себя многими злоупотреблениями и преступлениями. Палата лордов
и палата общин, под давлением толп народа, который собрался вокруг здания
парламента, проголосовали за смертную казнь. 12 мая он был казнен; как
этого и не хотелось, но Карлу I пришлось подписать смертный приговор своему
любимцу.
В это время в Ирландии началось восстание за национальную
независимость. Ирландское восстание поставило на повестку дня вопрос об
организации войска. Трудность этой задачи была уже не столько финансовой,
сколько политической - в чьих руках окажется контроль над армией: короля
или парламента. Радикальное крыло палаты общин снова сочло необходимым
заручиться поддержкой народа. С этой целью и была составлена "Великая
ремонстрация" (декларация, воззвание), содержавшая 204 статьи, в которых
были, по существу, сформулированы и обвинительный приговор абсолютизму, и
программа классов-союзников в революции. Подробно разбирая злоупотребления
Карла I в период беспарламентского правления. Ремонстрация повторяла
требования "Петиции о праве": свобода торгово-промышленной деятельности от
всех ограничений и "регулирований";
запрещение собирать налоги без разрешения парламента; ответственность
правительства перед парламентом; завершение кальвинистской реформации
1 Новая история под ред. Юровской Е.Е. М. Высшая школа 1983

церкви; борьба с опасностью со стороны папы римского.
Красной нитью через весь этот документ проходила идея обеспечения
неприкосновенности буржуазной собственности. Вместе с тем не были учтены
интересы простого народа. И, тем не менее, это был документ огромного
мобилизующего значения. Карл I считал (и справедливо), что Ремонстрация
несовместима с единовластием и королевской властью.
10 января 1642 года король со своими сторонниками покинул Лондон и
направился на север. Буржуазная революция переросла в гражданскую войну.
Гражданскую войну можно разделить на два этапа;
I этап(1642-1646), 2 этап (1648) и пленение короля.
14 июня 1645 г. в битве у Несби армия короля Карла I потерпела
сокрушительное поражение. Кард признал свое поражение и бежал к
шотландцам. 24 февраля 1646 года парламент принимает решение:
все феодальные держания на рыцарском праве от короля отменяются,
превращаются в частную собственность их владельцев. Палата феодальных
сборов упраздняется. Теперь, когда король оказался в плену у парламента,
его власть была сильно ограничена, значительная часть торгово-денежной
буржуазии хотела окончания гражданской войны. Но народ практически ничего
от своей борьбы не получил, поэтому гражданская война принимала все более
острые формы.
В 1648 году по вине короля начался второй этап гражданской войны, в
которой и на этот раз Карл I потерпел поражение. Было распространено
воззвание: Карл Стюарт должен быть призван к ответу за пролитую им кровь и
за тягчайшие преступления против бога и народа". Большую роль в решении
судьбы короля сыграл герой гражданской войны Оливер Кромвель, который
обратился к судьям, судившим Карда Стюарта: "Совершите короткое, но
справедливое дело". 30 января 1649 года английский король был казнен.
Актом парламента от 17 марта 1649 года королевская власть, "как
ненужная, обременительная и опасная", была уничтожена. Через два дня её
судьбу разделила палата лордов, которая в свое время ожесточенно боролась
за короля. 19 мая 1649 года Англия была провозглашена республикой. "Отныне,
было сказано в Декларации - Англия будет управляться... представителями
народа в парламенте, "Законодательную власть республики осуществлял
однопалатный парламент (в лице палаты общин Долгого парламента). Из 100
членов её едва ли 50-60 являлись в зал заседаний. Действительная
исполнительная власть принадлежала Государственному совету в составе 41
члена (из которых 31 являлись одновременно и членами парламента). Действия
нового парламента не внесли улучшения ни в экономическую, ни в социальную
жизнь Англии. Мало того, из-за приближающегося голода начались волнения не
только среди крестьян и горожан, но ж в армии. Напрасно народ обращался с
петициями в парламент с просьбами о помощи. Парламент, как и
Государственный совет, оставался глухим к жалобам народа. По требованию
парламента, в котором заседали представители и магнаты Сити, Кровель с
верными ему частями разгромил нестройные толпы отдельных воинских частей,
поддерживавших народ. Кромвель железной рукой подавил недовольство. Так же
решительно он действовал и в Ирландии, подавив национально -
освободительную борьбу этого народа. Так же решительно он действовал и с
Шотландией, разгромив её армию и покончив с независимостью этого ближайшего
соседа Англии, Это произошло в 1651 году. 16 декабря 1653 года в Англии
установилась военная диктатура (протекторат) Оливера Кромвеля. 3 сентября
1658 года Кромвель умер. С этого времени усилилась тяга к реставрации
королевской власти в Англии. Решено было призвать на престол Карла II, сына
Карла I.
Для обеспечения своей личной безопасности и ограждения своих
приобретений от преследований со стороны короны представители буржуазии и
нового дворянства добились от Карла II подписания "Бредской декларации". В
ней король обещал;
а) не преследовать никого, кто в годы революции боролся против короля
и его сторонников;
6) сохранять свободу совести для всех подданных;
в) передавать все споры по поводу земли на усмотрение парламента,
который может лучше всего обеспечить справедливое удовлетворение всем
заинтересованным в этом лицам."1
Последнее положение имело важное значение потому, что ставило под
защиту парламента те изменения в землепользовании, которые были проведены
во время революции.
Таким образом в Англии была установлена конституционная монархия.
Свое юридическое закрепление она получила в постановлении палаты общин от 1
мая 1660 года. Постановление объявляло, что согласно законам английского
королевства "правительство состоит и должно состоять из короля, лордов и
общин." В новом парламенте, созванном в 1661 году, решающее значение
приобрели представители реакционной части дворянства. Они всеми средствами
поддерживали короля и его реакционные мероприятия. Обещания» данные королем
в Бредской декларации были нарушены. Участники революции преследовались,
король пытался возродить старые, дореволюционные порядки. Реакционная
политика короля и его правительства стала, в конце концов, раздражать
буржуазию. Парламент стал вновь ареной борьбы между реакционерами
(монархистами) и радикальной частью (республиканцами). В ходе этих
разногласий возникли две политические партии - виги (оппозиционеры королю)
и торя (земледельческая монархически настроенная аристократия). В 1679 году
виги, используя свое кратковременное большинство в палате общим, а ещё
больше выгодную позицию и ситуацию, добились цели.
1 Беляева Г.П., Ливанцев К.Е. История государства и права зарубежных
стран Л. 1966


Новый закон назывался "Акт о лучшем обеспечении свободы подданного и о
предупреждении заточений за морями."
Закон 1679 года устанавливал, что всякий, кто считал себя неправильно
или незаконно арестованным, имел право обратиться в суд с просьбой выдать
ему приказ об "Акте о лучшем обеспечении свободы..." По получении этого
приказа должностное лицо, в ведении которого находился арестованный,
обязано было в течение трех дней доставить последнего к судьям, выдавшим
приказ. Закон освобождал должностных лиц от выполнения обязанностей
доставить арестованного или задержанного в суд только в тех случаях, когда
"арест произведен за государственную измену или тяжкое уголовное
преступление, что ясно и точно выражено в предписании об аресте."1
Лицо, освобожденное по приказу об "Акте о лучшем обеспечении свободы
подданного и о предупреждении заточений за морями", нельзя было
вновь заключать в тюрьму или арестовывать за то же преступление. "Анализ
акта дает основание говорить о том, что он содержит ряд юридических
гарантий неприкосновенности личности. В то же время следует иметь в виду»
что, независимо от своего формального содержания, данный акт служит
интересам, главным образом, господствующих классов Англии."2 Дело в том,
что сама неопределенность понятия государственной измены, равно как и право
судьи по своему усмотрению решать вопрос о правильности или неправильности
произведенного ареста, открывала широкие возможности произвола.
В начале 80-х годов ХVII века король Яков II, опираясь на партию тори,
добился смещения с должности мировых судей представителей партии вигов и
отнял хартии о самоуправлении у тех городов, которые поддерживали вигов.
Внутренняя и внешняя политика Якова II отличалась крайней
1 Хрестоматия по всеобщей истории государства и права М. Юристъ
2 Новая история ч. I под ред. Юровской Е.Е. М. Высшая школа


реакционностью. В своем стремлении восстановить в Англии абсолютизм Яков II
осуществляет одну реакционную меру за другой. В конце концов тори и виги
объединились против Якова II и в 1688 году добились его свержения. Так
произошла славная революция. На английский престол парламент пригласил
голландского штатгальтера Вильгельма Оранского (мужа дочери Якова II -
Марии). С этого момента в Англии окончательно утверждается
конституционная монархия.
Коронация Вильгельма произошла в 1689 году. И тогда же им был подписан
акт, который сделался юридической основой английской конституционной
монархии. Этот акт был одновременно с тем договором между королем и
английскими правящими классами. Известное под названием Билля о правах.
Его основные положения состоят в следующем:
а) всякий закон и всякий налог исходит только от парламента;
б) никто, кроме парламента, не может освобождать из-под действия
закона, отменять закон или приостанавливать его;
в) узаконивается свобода прений в парламенте (что так не понравилось
при посещении английского парламента Петру I), свобода петиций,
гарантируется частый и регулярный созыв палат;
г) парламент определяет состав и численность армии на каждый данный
год и выделяет для этого средства.
Несомненно, что английская конституционная монархия явилась
компромиссом между буржуазией и всем дворянством. Сущность этого
политического компромисса характеризуется тем, что победные "трофеи
революции" - высокие должности» синекуры и большие оклады достались на долю
знатных родов земельной аристократии, но с условием: последние должны были
соблюдать экономические интересы буржуазии. Успешное развитие внешней и
внутренней торговли, банковского дела. Возникновение в конце ХVII - в нач.
ХVIII века новых отраслей промышленности обусловили превращение буржуазии в
признанную часть господствующих классов Англии. Наживалы из землевладельцев
и капиталистов освятили новую эру, доведя до колоссальных размеров
расхищение государственных земель, владений церкви, общинных земель
крестьян. Буржуазия оказывала покровительство этому расхищению и
разграблению. Вот почему союз между земельной аристократией и буржуазией
был таким прочным. Юридическим основанием разграбления общинных земель
явились парламентские законы об огораживании. Разграбление общинных и
пахотных земель английского крестьянства вигской аристократией, банкирами и
купцами привело к тому, что уже к 1750 году в Англии исчезают крестьяне -
йомены. Крестьянин-землевладелец сменяется капиталистическим фермером,
берущим в аренду значительные участки господской земли, которую он
обрабатывает, используя наемных сельскохозяйственных рабочих.
Но вернемся к Биллю о правах. После "славной революции" в Англии
укрепляется конституционная монархия. Её основные принципы, о которых уже
говорилось, равно как и присущие ей приемы управления, сложились не сразу.
То, что может быть названо английской конституцией представляет собой
совокупность определенных законов и устных (неписаных) соглашений,
подучивших значение прецедента. Первым из английских конституционных
законов рассматриваемого периода является Билль о правах 1689 г. (Весьма
часто к числу английских конституционных законов причисляют также принятый
ранее "Акт о лучшем обеспечении свободы подданного и о предупреждении
заточений за морями.")
Билль провозглашал верховенство парламента в области законодательства.
Билль запретил королю приостанавливать действие законов или их исполнение
без согласия парламента (ст. 1) Признавались противоречащими закону всякие
сборы в пользу короны, взимаемые без согласия парламента (ст. 4) Только с
согласия парламента разрешалось производить набор в армию и содержать
постоянное войско (ст. 6). Билль о правах запрещал королю освобождать кого
бы то ни было из-под действия законов, учреждать суды по церковным делам и
всякие другие учреждения (ст.2 и ст. 3). Устанавливалось право подданных
обращаться с ходатайством к королю. Преследования или задержания за такие
ходатайства объявлялись незаконными ст.5) Как уже отмечалось, объявлялась
свобода прений и право высказывать свои мнения в парламенте; преследования
за выступления запрещались.
"Трехгодичный акт" 1694 года предусматривал созыв парламента "по
крайней мере, раз в три года" (ст. I) Им устанавливался также трехлетний
срок полномочий парламента и членов палаты общин.
Правда, в 1716 году по предложению вигов был принят "Семилетний акт",
согласно которому срок полномочий парламента увеличивался до семи лет.
Следующим важным конституционным законом явился "Акт об устроении"
1701 года. Вследствие того, что Вильгельм Оранский и его жена не имели
детей, вопрос о замещении престола занял важное место в названном
документе. Он устанавливал, что вступившие на английский трон обязаны
присоединиться к англиканской церкви (протестантская церковь под
главенством английского короля); так как при вступлении на трон иностранца
можно было опасаться наплыва его соотечественников, постановлялось, что
никакое лицо, рожденное за пределами Англии. Шотландии или Ирландии, не
может стать членом Тайного совета, иди членом какой-либо из палат
парламента, или занимать военную или гражданскую должность, соединенную с
оказанием доверия.
Весьма важное место имело включение в Акт правила контрассигнатуры:
согласно этому правилу, издаваемые королем акты были недействительны, если
они не были скреплены подписью соответствующего министра.
Дополнение к этому правилу было принято аж в 1811 году; согласно ему
король ни при каких обстоятельствах не может нести ответственность за
действия своих министров. Последние отвечают сами, в том числе и тогда,
когда скрепляют своей подписью королевский акт.
Важное конституционное значение имело провозглашение принципа
несменяемости судей. Судьи, назначенные короной, могли отправлять свои
обязанности до тех пор, пока "они ведут себя хорошо". (Эта дата не вполне
поддается юридической расшифровке). Отстранение от должности судей могло
произойти только по представлению обеих палат парламента (ст. 2)
Таким образом, в указанных актах подучили известное оформление
важнейшие институты буржуазного государственного права:
а) верховенство парламента в области законодательства;
б) признание за парламентом исключительного права в решении бюджетных
вопросов и в определении военного контингента;
в) принцип несменяемости судей.
Кроме того, были провозглашены некоторые буржуазно-демократические
свободы: свобода слова, свобода выборов и пр.
Итак, в английской политической жизни важнейшую роль еще с ХVII века
стал играть парламент. Верхняя палата английского парламента (палата
лордов, буквально палата господ), как и в прежние времена, составлялась их
лиц, которые занимали в ней места по наследству, по назначению короля и по
должности.
По наследству места в палате лордов занимали потомки баронов -
непосредственных вассалов короля. Чтобы заседать в парламенте, они должны
были иметь документы, подтверждающие, что хотя бы один из их предков был
назван в королевском приглашении заседать в палате общин. После смерти
главы семьи соответствующее право переходило к старшему сыну (как майорат).
За королем сохранилось право жаловать места в палате лордов по своему
усмотрению. В дипломах, выдаваемых новым лордам, были записаны их права и
содержалось указание о том. что они "призываются для подачи совета и для
защиты короля."
По должности места в палате лордов занимали духовные лица. К ним
относились два архиепископа и 26 епископов англиканской церкви.
С 1701 года аристократия Шотландии избирала в палату лордов на
парламентский срок 16 своих представителей.
Нижняя палата английского парламента - палата общин - мало чем
отличалась по своему классовому составу от палаты лордов, хотя
формировалась путем выборов, а не назначений. Высокий имущественный ценз в
размере определенного годового дохода от недвижимой собственности,
установленный в 1710 году, обеспечивал представительство в палате общин за
дворянством. Согласно акту 1710 года правом быть избранным в парламент
наделялись лица, которые имели доход от недвижимой собственности в размере
500 фунтов стерлингов в сельской местности и 300 фунтов в городах. По тем
временам это были громадные деньги.
Засилию в палате общин представителей землевладельческой и финансовой
аристократии не в меньшей степени, чем высокий имущественный ценз,
содействовала унаследованная от эпохи феодализма избирательная система,
сохранявшаяся без изменения вплоть до 1832 года. Суть этой системы состояла
в том, что города и графства посылали в палату общин такое количество
депутатов, которое было определено для каждого из этих городов или графств
королевскими грамотами, но отнюдь не с количеством проживавшего населения
или с числом избирателей. Более того, в течение 150 лет (с 1673 по 1830
г.г.) ни одному городу не было предоставлено право избирать своих
представителей в парламент, хотя за это время в результате бурного
экономического роста одни города и районы страны выросли, а другие пришли в
упадок. Некоторые населенные пункты исчезли почти совсем, а в других
количество жителей резко выросло, или же наоборот сократилось. Однако по-
прежнему, как в средние века, населенные пункты с крохотным населением
посылали своих представителей в парламент. Эти "карманные местечки", как их
стали называть, принадлежали, как правило, богатым дворянам, и они там
назначали депутатов. Местечко Олд Сарум, например, насчитывавшее всего 12
жителей, посылало двух депутатов. Эти жители, известные наперечет, избирали
тех, кого приказывал избирать владелец местечка: голосование было
открытым. Помимо местечек, находившихся в "кармане" крупного
землевладельца, были еще и так называемые "гнилые местечки". В соответствии
с их старинными привилегиями право голоса в этих местечках принадлежало
только корпорациям или владельцам недвижимости.
Чтобы стало ясно, насколько мало было избирателей в английский
парламент в ХVIII веке, укажем на те, что из 240 городов, посылавших
депутатов в палату общин, только в 22 было более одной тысячи избирателей.
Особое значение для английской государственности ХVIII века играло
возникновение и развитие такой политической структуры как кабинет
министров. Странно, что Англия и до ныне являющаяся конституционной
монархией, не имеет в чистом виде конституции, какая она, к примеру, есть в
ФРГ, США или России. А кабинет министров появился лишь в ХVIII веке и
король играл очень большую роль.
К началу ХVIII века возник и оформился новый для Англии орган -
кабинет министров, деятельность которого желали контролировать как король,
так и парламент.
Прерогатива английского короля, несмотря на её ограничения актами
парламента, изданными после "славной революции", оставалась весьма
обширной. Король принимал участие в издании законов. Без его согласия
никакой акт парламента не становился законом, назначения на все
административные и судебные должности в государстве производились или лично
королем или от его имени. Он представлял Великобританию за границей,
посылал послов в другие страны. Король имел право заключать договоры с
другими государствами. Командование вооруженными силами страны принадлежало
ему же. Он являлся верховным судьей и обладал правом прекращения процесса и
правом помилования. Но, понятно, король не непосредственно осуществлял все
эти полномочия, а через министров. Поэтому вполне естественно, что с
появлением кабинета министров борьба парламента за ослабление роли
королевской власти находит свое выражение в стремлении подчинить своему
влиянию новый орган.
Кабинет министров возник не на основе какого-либо закона.
Вначале из Тайного совета (ближайшего совещательного органа при
короле) выделилась коллегия из пяти-семи его членов. Она состояла из
наиболее влиятельных людей, которым король поручал фактическое управление.
Впоследствии эта коллегия стала составляться из лиц, возглавлявших основные
министерства, и превратилась в "правительство его величества."
С формальной точки зрения английский король продолжал сохранять за
собой право избирать министров по своему усмотрению. Однако уже в начале
ХVIII века состав кабинета министров стал все более зависеть от соотношения
сил партий в парламенте. В конце концов стадо обычаем, что кабинет
составляется из лидеров победившей на выборах партии. Иначе говоря,
определяется состав ответственного кабинета. В соответствии с этим король
был вынужден поручать формирование правительства лидеру партии, подучившей
большинство мест в парламенте.
Постепенно утверждается и другой важный принцип - солидарная
ответственность кабинета перед палатой общин. Практически это заключалось в
тем, что в своих публичных выступлениях члены кабинета не должны были
высказывать мнения, расходящиеся с политикой кабинета в целом, а свою
конкретную деятельность осуществлять в соответствии с этой политикой.
Ответственность кабинета министров перед парламентом, подкрепленная правом
палаты общин предавать любого министра суду, обеспечивала установление
полного контроля парламента над правительством. Король теряет и другие свои
полномочия. Право "вето" (право отвергать законопроекты, принятые
парламентом) английский король перестал использовать с 1707 года. Право
объявлять войну и заключать мир перешло от короля к парламенту. Право
помилования по политическим преступлениям также перешло фактически к
парламенту и правительству. Ослабление влияния короля на кабинет министров
способствовало и те, что оказавшиеся на английском престоле в силу "Акта об
устроении" короли Георг I и Георг II, будучи весьма посредственными людьми,
больше интересовались немецкими (будучи немцами), чем английскими делами. К
тому же плохо знали по-английски и не участвовали в заседаниях кабинета
министров. Поэтому сложилась традиция - кабинет заседает без короля. С
течением времени прежние коронные должности были преобразованы в
министерства, ведавшими отдельными отраслями управления. За министрами,
правда, сохранились старые (со времен феодализма) названия должностей:
лорд-казначей, лорд-канцлер, лорд адмиралтейства и т.д., фактически же лорд-
казначей являлся первым министром и осуществлял руководство кабинетом в
делом и министерством финансов в особенности, лорд-канцлер возглавлял
судебную систему государства и председательствовал в палате лордов и пр. В
конце ХVIII века в Великобритании возникли три новых самостоятельных
министерства: министерство внутренних дед, министерство иностранных дел и
военное министерство.
Местное управление в течение ХVIII века не подвергалось существенному
изменению. Неоплачиваемые должности на местах могли быть заняты только
представителями землевладельческой аристократии. К тому же закон
устанавливал высокий имущественный ценз для лица, желавшего отправлять ту
или иную должность.
Итак, подведем итоги. В течение всего ХVIII века получает свое
развитие принцип "ответственного правительства". Английский кабинет
министров выделился из Тайного совета, состав которого подбирался королем.
Время от времени тому или иному члену совета поручалось руководство
определенным ведомством. Совокупность такого рода министров составляла
кабинет, не признаваемый, однако, ни законом, ни теорией. Юридически
кабинета министров не существовало, а на деле он не только действовал, но и
укреплялся.
С помощью парламента кабинету министров удалось довольно быстро
оттеснить короля. Но почти тотчас же обнаружились противоречия между
кабинетом и парламентом. Выяснилось, что ни одно правительство не может
стоять у власти (ни провести закон, ни утвердить бюджет, ни набрать солдат,
ни объявить войну, ни заключить мир), если оно не имеет за собой поддержки
большинства депутатов палате общин. Парламент уже не ограничивается
законодательством. Он берет на себя контроль за исполнительной властью,
вторгаясь в прерогативы короны. Таким образом, возникает ответственное
правительство- правительство, ответственное перед парламентом (перед его
нижней палатой - палатой общин).
В своей борьбе с палатой общин правительство было не вполне
беззащитно. Требованиям отставки оно могло противопоставить указ (короля) о
роспуске парламента и назначении новых выборов. Победив на выборах,
правительство оставалось у власти; в противном случае оно уступало место
соперникам,
В 1782 году, впервые в истории, ушел в отставку не отдельный министр,
а весь кабинет (во главе о премьер-министром Нортом):
палата сочла его виновным в поражении в войне с американскими
колониями. Первый роспуск палаты, совершенный в интересах кабинета
(которому угрожали отставкой), имел место в 1784 году при известном Питте
Младшем. Питт правильно оценил положение и выиграл выборы.
Англичане бережно относятся к своей истории и к своим традициям, и
многое, что было раньше, дошло и до нашего времени.

Список использованных источников:


1. Беляева Г.П., Ливанцев К.Е. История государства и права зарубежных
стран. Ленинград ЛГУ 1966
2. История государства и права зарубежных стран под ред. Галанзы
П.Н., Жидкова О.А. Л. Высшая школа 1969
3. История буржуазного государства и права М. Высшая школа 1964
4. Новая история ч. I под ред. Юровской Е.Е. М. Высшая школа 1983
5. Федоров К.Г. История государства и права зарубежных стран
Ленинград ЛГУ 1977 6. Хрестоматия по всеобщей истории государства и
права под ред. Черниловского З.М. М. Юристъ 1996
7. Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права М. Юристъ
1995






Новинки рефератов ::

Реферат: Н.Я. Данилевский. Россия и Европа (Философия)


Реферат: Римское право (Искусство и культура)


Реферат: Из истории народного образования города Москвы (История)


Реферат: Предложения с именным предикатом состояния и их коммуникативные функции (Литература)


Реферат: Діяльність земств у напрямку допомоги населенню (Социология)


Реферат: Эволюция звезд (Астрономия)


Реферат: Зарубежный опыт работы с управленческим персоналом (Менеджмент)


Реферат: Лжедимитрий 1 (История)


Реферат: Учет и анализ затрат на производство (Бухгалтерский учет)


Реферат: Историческая школа Германии (История)


Реферат: Современные методы позиционирования и сжатия звука (Компьютеры)


Реферат: Что представляет собой группа (Социология)


Реферат: Выбор стратегии деятельности предприятия (Менеджмент)


Реферат: Стратификация городского населения (Социология)


Реферат: Понятие государственного режима (Право)


Реферат: Институт президентства ФРГ (Право)


Реферат: Типы темперамента учащихся и учет его особенности в учебно-воспитательной работе (Психология)


Реферат: Автоматизация банковских систем (Программирование)


Реферат: Устройства хранения данных (Цифровые устройства)


Реферат: Генеральный план порта (Транспорт)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист