GeoSELECT.ru



История / Реферат: Эпоха просвещенного абсолютизма Екатерины II (История)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Эпоха просвещенного абсолютизма Екатерины II (История)


П Л А Н


1. Введение. 2- 4

2. Внешняя политика и дипломатия. 5- 8

3. Власть и управление. 8 - 14

4. Крестьяне и крепостное право. 14 - 17

5. Наука и культура. 17 - 18

6. Заключение. 18 - 19

7. Библиография 20



1. Введение.



годы жизни: 1729-1796.
годы царствования: 1762-1796.

XVIII в. - эпоха «просвещенного абсолютизма», «союза философов и
монархов». В ту пору широкое хождение получили теория и практика, согласно
которым отжившие институты феодального общества можно преодолеть не
революционным, а эволюционным путем, самими монархами и их дворянами, при
помощи мудрых советников-философов, прочих просвещенных людей. Самодержцы,
как предполагалось, были или должны быть людьми просвещенными, своего рода
учениками идеологов Просвещения. Такой и была Екатерина Вторая Российская.
Новый переворот был совершен, как и прежние, гвардейскими дворянскими
полками; он был направлен против императора, заявившего очень резко свои
национальные симпатии и личные странности детски капризного характера.
Переворот 1762г. поставил на трон женщину не только умную и с тактом,
но и чрезвычайно талантливую, на редкость образованную, развитую и
деятельную.
Императрица желала законности и порядка в управлении; знакомство с
делами показало ей, что беспорядок господствует не только в частностях
управления, но и в законах; её предшественники непрерывно заботились о
приведении в систематический кодекс всей громады отдельных законоположений,
накопившихся со времени Уложения 1649г.,и не могли сладить с этим делом.

Актуальность данной темы я вижу в том, что в наше политически и
экономически нестабильное время очень сложно выбрать правильный путь
развития страны, и не в нашей ли истории ответ о верной дороге, которая
приведет нас к всеобщему процветанию и благоденствию, не в деятельности ли
Екатерины II скрыто руководство к действию будущих правителей.
Цель данной работы - логично изложить основные моменты, касающихся
правления Екатерины Второй, и относящихся к тому периоду её правления,
который был назван «просвещенным абсолютизмом». Свою основную задачу,
состоящую в написании мной данного реферата, я понимаю как способ
обнаружить какие-либо познания в некотором отрезке отечественной истории.
Никакой практической значимости я от реферата не вижу ( в том смысле, что
пользу от него буду иметь только я сам).
Итак:

Реформа - от лат. reformare - преобразование, изменение,
переустройство.[1]
Вступая на престол , Екатерина поверхностно знала о состоянии дел в
Российской империи, свои правительственные средства и ожидавшие её
затруднения. Между тем, она должна была сгладить впечатление от переворота,
приведшего её к трону, оправдать незаконное присвоение власти. Однако, даже
король Фридрих II был прав, когда много лет спустя, говорил ехавшему в
Петербург французскому послу Сегюру, что Екатерина была не столько
виновницей, сколько орудием переворота: слабая, молодая, одинокая в чужой
земле, накануне развода и заточения она отдалась в руки людей, хотевших её
спасти, и после переворота не могла ещё ничем управлять.
«Екатерина совокупила в себе добрые качества Анны и Елизаветы с теми
достоинствами, которые сделали её создательницею, чем самодержицею своей
Империи. Она никогда не пускалась на удачу, как Пётр Великий, и ни в
победах, ни в мире не имела ни одной неудачи»[2].
Екатерина была сторонницею самодержавной формы правления, основанной
на законе и взаимном соблюдении монархом и подданными обязанностей в
отношении друг друга. Она была выдержанная, хорошо умеющая владеть собой,
подавлять вспышки гнева, поддержать беседу, одновременно терпелива к
недостаткам людей, но непримирима к противникам, умела быть жестокой.
Екатерина имела достаточно развитое чувство юмора, в её переписке много
язвительности и насмешливости.

Правление Екатерины продолжалось более трех с половиной десятилетий, с
1762 по 1796 гг. Оно наполнено многими событиями во внутренних и внешних
делах, осуществлением замыслов, продолжавших то, что делалось при Петре
Великом.
«Петру Первому - Екатерина Вторая» - такие слова выбиты на постаменте
знаменитого памятника первому императору России работы Э. Фальконе.
Екатерина вторая , деятельная и неординарная правительница, имела право на
подобное сопоставление. Достижения и победы времени её царствования носят
во многом отпечаток её личного участия, направляющего внимания. Натура
талантливая, образованная, литературно одаренная, она умела многое - и
управлять огромной империей, к сему страстно стремилась со времени
прибытия в Россию, и ладить с людьми, и, что важно, приближать к себе людей
талантливых, одаренных, поручать им важные дела в соответствии с их
способностями.


2. Внешняя политика и дипломатия.


Внешняя политика - самая блестящая сторона государственной
деятельности Екатерины, произведшая наиболее сильное впечатление на
современников и ближайшее потомство. Когда хотят сказать самое лучшее, что
можно сказать об этом царствовании, говорят о победоносных войнах с
Турцией, о польских разделах, о повелительном голосе Екатерины в
международных отношениях Европы. С другой стороны внешняя политика была
поприщем, на котором Екатерина всего удобнее могла завоевать народное
расположение: здесь разрешались вопросы понятные и сочувственные всему
народу. Наконец здесь не нужно было придумывать программы, ни искать
возбуждений : задачи были готовы, прямо поставлены вековыми указаниями
истории и настойчивее других требовали разрешения. Потому наибольшее
внимание императрицы было обращено в эту сторону. После Ништадского мира,
когда Россия твердой ногой стала на Балтийском море, на очереди оставались
два вопроса внешней политики, один территориальный, другой национальный.
Первый состоял в том, чтобы продвинуть южную границу государства до его
естественных пределов, до северной береговой линии Черного моря с Крымом и
Азовским морем и до Кавказского хребта. Это восточный вопрос в тогдашней
исторической постановке. Потом предстояло довершить политическое
объединение русской народности, воссоединив с Россией оторванную от нее
западную часть. Это вопрос западнорусский. По самому своему существу оба
вопроса имели местное значение, возникли исторически взаимных отношений
соседних государств, притом не имели никакой исторической связи между
собой. Поэтому для их успешного разрешения их следовало локализовать и
разделить, то есть разрешать без постороннего вмешательства, без участия
третьих, и разрешать не оба вместе, а тот и другой порознь.
В внешней политике Екатерина II была прямой последовательницей Петра
I. Она сумела понять коренные задачи внешней русской политики и сумела
завершить то, к чему стремились веками московские государи. Россия при
Екатерине вела войны с Турцией, Швецией, участвовала в трёх разделах Польши
и вследствие этого присоединила к себе все русские области кроме Галиции,
завоевала Крым, значительные территории в Белоруссии, Литве, Западной
Украине, Курляндии. Вступая на престол Екатерина застала конец Семилетней
войны в Европе, а в России--охлаждение к Австрии и сближение с Пруссией,
наконец, приготовление к войне с Данией, сделанные Петром III. Прекратив их
и сохранив нейтралитет в Семилетней войне, Екатерина уничтожила прусское
влияние при русском дворе и постаралась поставить себя вне всяких союзов и
дипломатических обязательств. Но положение дел заставило Екатерину связать
себя союзом с Пруссией, воевать в Польше и принять войну с Турцией,
объявленную вследствие интриг Франции. Такова была основная
внешнеполитическая деятельность Екатерины II.
С первых же шагов большое и активное участие во внешней политике
своего государства принимала сама Екатерина. Ни один серьезный вопрос в
этой области не проходил мимо нее, ни одно ответственное решение не
принималось без непосредственного ее вмешательства. «Я хочу управлять сама,
и пусть знает это Европа!» - говорила она Потемкину. С молодых лет
вовлеченная придворными интригами в большую политику, Екатерина уже имела
значительный опыт в деле дипломатии и свои недюжинные дипломатические
способности развила в дальнейшем до совершенства. Она обладала большим
искусством притворства, которое в XVIII веке, как и часто позже, считалось
основным качеством дипломата. «Весьма ошибутся, - говорила она сама про
себя, - кто по персональным приемам будет судить о делах». Не менее искусно
использовала Екатерина II «просветительную» фразеологию, которой она умело
прикрывала свои честолюбивые замыслы. Нарушая права Польши как независимой
державы, подготовляя ее расчленение, она облекала свои действия в форму
защиты свободы польского народа. «Просвещение - это был в восемнадцатом
веке лозунг царизма в Европе...»,-говорит Энгельс[3].
Сила Екатерины как дипломата заключалась, однако, не в этом. Как умная
женщина, она понимала, что достоинство страны, которой она управляет, и ее
собственное достоинство. В своих дипломатических выступлениях она
выставляла себя поборницей национальной политики, не отделяя себя от
России. « Я императрица России, - писала она по поводу задевшего ее лично
притязания датского двора участвовать в опеке над великим князем Павлом
Петровичем, - и худо оправдала бы надежды народа, если бы имела низость
вручить опеку над моим сыном, наследником русского престола, иностранному
государству, которое оскорбило меня и Россию своим необыкновенным
поведением». Она так часто повторяла подобные суждения, что, наконец, сама
убедила себя в их истине, и это давало всем ее действиям большую
уверенность и силу.
При Екатерине II стали применяться новые методы дипломатической
работы. Екатерина очень широко поставила дело политической пропаганды за
границей. Эту цель преследовала в частности ее собственная переписка с
Вольтером, Гриммом, Дидро и другими представителями «Просветительской
эпохи». Вместе с тем Екатерина деятельно следила за заграничными изданиями,
которые могли принести вред России или ей лично как императрице. Ей удалось
остановить печатание книги Рюльера о перевороте 1762 года.
К числу новых дипломатических приемов следует отнести и приглашение
иностранных дипломатов к участию в поездках императрицы по России, -
например в 1785 г. Для осмотра водного пути из Балтийского моря на Волгу и
в 1787г.- в Крым.
В момент вступления на престол Екатерины II русской дипломатии
предстояло в первую очередь принять меры к восстановлению международного
престижа России, расшатанного за время правления Петра III выходом из
Семилетней войны и резким переходом от союза с Австрией к союзу с Пруссией.
В позиции, которую заняла Екатерина II в отношении участников Семилетней
войны, сказалось новое направление международной политики России. Новый
внешнеполитический курс заключался в том, чтобы Россия могла следовать
своей собственной системе, согласно с ее истинными интересами, не находясь
постоянно в зависимости от желаний иностранного двора.
Таким образом русская дипломатия эпохи Екатерины в основном разрешила
задачи, унаследованные ею от XVII века; закреплены были достижения Петра
Великого в Прибалтике; воссоединены земли населенные родственными русскому
народу белорусами и украинцами. Россия стала твердой ногой на Черном море.
Наконец, Россия завоевала решающий голос в делах общеевропейских.

3. Власть и управление.


Чтобы сгладить впечатление от захвата престола Екатерине надо было
стать популярной в широких кругах народа, действуя наперекор
предшественнику, поправляя то, что им было испорчено. Петр III оскорбил ее
национальное чувство; Екатерина должна была действовать усиленно в
национальном духе, восстановить попранную честь народа. Прежнее
правительство вооружило против себя всех своим бесцельным произволом; новое
должно было упрочить законность в управлении, что и было обещано в
Манифесте Екатерины. Так, популярная деятельность нового правительства
должна была одновременно следовать национальному, либеральному и сословно-
дворянскому направлениям. Не будучи в состоянии согласить противоречивые
задачи и не решаясь пожертвовать какой-либо в пользу остальных, Екатерина
разделила их, каждую проводила в особой сфере правительственной
деятельности. Национальные интересы и чувства получили широкий размах во
внешней политике, которой был дан полный ход. Предпринята была широкая
реформа областного управления и суда по планам передовых публицистов
Западной Европы, но главным образом с целью занять праздное дворянство и
укрепить его положение в государстве и обществе..
По-прежнему правители создавали при своей особе учреждения, стоявшие
над всеми другими, из приближенных и доверенных деятелей. Это
елизаветинская Конференция при высочайшем дворе, Совет при высочайшем дворе
Петра III, Непременный совет при Екатерине II. Последняя реформировала
Сенат в 1763 году, прежде единое учреждение разделили на шесть
департаментов, каждый из которых ведал определенным кругом дел. Сильно
возросла роль генерал-прокурора - он теперь не только наблюдал за работой
Сената. Но самостоятельно решал сенатские дела. Екатерина назначила на эту
должность князя А.А. Вяземского , известного своей честностью и
неподкупностью.
Дальнейшая централизация, бюрократизация управления нашли свое
выражение в ликвидации гетманства на Левобережной Украине. Ею стали
управлять президент Малороссийской коллегии и генерал-губернатор Малой
России. Тем и другим Екатерина Вторая назначила П.А. Румянцева, выдающегося
полководца и государственного деятеля, человека решительного и энергичного.
Важный момент в политике «просвещенного абсолютизма» - созыв в 1767
году Комиссии для составления нового Уложения. Цель в созыве уложенной
комиссии видна из слов самой Екатерины в «Манифесте о созыве уложенной
комиссии и выборе депутатов»: «... начали сами готовить наказ, по которому
должны поступать те, кому от нас повелено будет сочинить проект нового
Уложенья.
И понеже наше первое желанье есть видети наш народ столь счастливым и
довольным, сколь далеко человеческое счастие и довольствие может на сей
земле простираться, для того дабы лучше нам узнать было можно нужды и
чувствительные недостатки нашего народа, повелеваем прислать ... в
первостоличный наш город Москву депутатов»[4].
Для руководства работой по составлению нового Уложения и решения
важнейших вопросов законодательства Екатерина написала «Наказ» Уложенной
комиссии. Это политико-философское произведение стола своеобразной
компиляцией текстов Монтескье (книга «Дух законов»), итальянского
криминалиста Беккариа («О преступлениях и наказаниях»)., Бильфельда,
Юсти и других европейских просветителей. Достаточно сказать, что из 507
статей «Наказа» тексты 408 статей были взяты у этих просветителей
(294 заимствованы у Монтескье), причем на первый план выдвигалось
обоснование самодержавно-крепостнического строя в России. Книгу Монтескье
Екатерина называла молитвенником государей, имеющих здравый смысл. Широко
воспользовалась Екатерина и трактатом Беккариа, направленным против
остатков средневекового уголовного процесса с его пытками и подобными
судебными доказательствами, проводившим новый взглад на вменяемость
преступлений. Самая обширная Х глава «Наказа» «о обряде криминального суда»
почти вся взята из этой книги (104 статьи из 108). Сенат разослал
«Наказ» по учреждениям, центральным и местным. Читать его велели только
начальникам, поскольку он содержал «опасные» мысли передовых философов-
просветителей. В Москву съехались более 500 депутатов от дворян, торгово-
ремесленного населения, государственных крестьян, казаков. Послали своих
депутатов также коллегии, Сенат и Синод. Крепостные крестьяне и
духовенство представителей не получили.
В 20 главах «Наказ» говорит о самодержавной власти в России, о
подчиненных органах управления, о хранилище законов (Сенате), о состоянии
всех в государстве живущих (о равенстве и свободе граждан). «Наказ»
возвещал, что равенство граждан состоит в том, что все подчинены были
одинаковым законам, что есть государственная вольность, т.е. политическая
свобода, и состоит она не только в праве делать все, что законы дозволяют,
но и в том, чтобы не быть принужденным делать, чего не должен хотеть.
Идеи просвещения находили отклик у части дворян и у депутатов разных
сословий. Кроме того, созыв комиссии Давал Екатерине II возможность
выяснить позиции и требования привилегированных и полупривилегированных
сословий, способствовали укреплению народных иллюзий о «добром царе».
Каждому депутату избиратели вручали наказ с изложением своих нужд и
пожеланий.
Необходимость нового свода законов чувствовалась давно. После
Соборного уложения 1649 года накопилось большое количество указов царя и
Боярской думы, императорских манифестов и указов. Уже при Петре Первом, в
самом конце предыдущего столетия, работала комиссия по подготовке текста
нового Уложения, но из этого ничего не получилось. Мысли о созыве депутатов
для законодательной работы высказывали публицисты и авторы проектов :
Посошков, Голицын, Татищев. В 50-60-е годы составлялись списки депутатов.
Наконец, в конце июля 1767 г., созвали Комиссию.
В декабре 1767 года заседания Комиссии в Москве прекратились и она
была переведена в Петербург, где 18 февраля 1768 года в Зимнем дворце
возобновила свою работы чтением и обсуждением законов о юстиции. Вообще при
работе комиссии плана занятий установлено не было, предметы назначались
случайно, вопросы сменялись неисчерпанные. Постепенно, с расширением поля
обсуждения, Комиссия поднималась от местных подробностей к общим вопросам
государственного порядка.
В конце XVIII века политика российского абсолютизма была направлена на
сохранение и укрепление феодально-крепостнического строя, господствующего
положения дворян в экономике и политической жизни, на юридическое
оформление полного бесправия крепостного крестьянства и в то же время на
предотвращение дальнейшего развития социального антагонизма и возможности
крестьянской войны.
Одной из главных форм решения этих задач стала перестройка органов
власти, управления и суда в губерниях и уездах, укрепление диктатуры дворян
как в деревне, так и в городе. Исключительную важность в этом отношении
имели «Учреждения для управления губерний» 1775г., разработанные и изданные
сразу после разгрома Крестьянской войны 1773-1775г.г. Этот акт вносил
важные изменения в структуру и функции правительственных учреждений в
губернии и уезде, устанавливая единый принцип территориально-
административного деления страны исходя из численности податного населения.
До реформы 1775 года губернаторы, провинциальные, уездные воеводы и их
канцелярии осуществляли одновременно административные, судебные и
финансовые функции. «Учреждения» же 1775 года создавали отдельные
административные, судебные и финансовые учреждения в губерниях и уездах,
тем самым значительно укрепляя и четко определяя функции чиновничье-
бюрократического аппарата абсолютизма. Но, используя в реформе 1775 года
буржуазный принцип «разделения властей», Екатерина II наполняла буржуазную
форму органов управления самодержавно-крепостническим содержанием. Суд не
только не контролировал деятельность администрации, на фактически
подчинялся ей. Во всех учреждениях закреплялось господствующее положение
дворян - чиновников, судей, администраторов, избираемых дворянскими
сословными организациями или назначаемых губернаторами, Сенатом,
императором.
Вторую, не менее важную сторону политики абсолютизма в сфере
управления во второй половине XVIII века составляло юридическое оформление
прав и привилегий сословий, их обязанностей и повинностей, создание
сословных организаций.
Чтобы правильно понять и оценить причины такой направленности политики
абсолютизма, нужно помнить, что деления общества на сословия было одним из
главных условий существования феодального строя и что формирование и
развитие капиталистических отношений неразрывно связано с разрушением
феодальных сословий, так как положение и роль классов буржуазного общества
определяется их имущественным положением в производственных отношениях.
Сословная политика абсолютизма нашла свое выражение в манифестах,
указах, уставах, жалованных грамотах и других законодательных актах.
Внутренние дела России как ничто иное показывает способность Екатерины
применять методы «просвещенной» части западного мира к ситуации,
сложившейся в стране. Практически по своей прихоти, задумав обобщить
законы, накопившиеся в стране, Екатерина пишет «Наказ», своеобразный свод
передовой мысли того времени. Перестройка органов власти, управления и суда
в губерниях и уездах, укрепление диктатуры дворян направляют политику
российского абсолютизма на сохранение и укрепление феодально-
крепостнического строя.

4.Крестьяне и крепостное право.


Одной из крупных акций политики «просвещенного абсолютизма» был
конкурс, объявленный Вольным экономическим обществом (ВЭО) в 1766г.
Екатерина II вступила на престол в период обострения классовой борьбы
крестьянства против крепостнического гнета. В 50-60-х годах XVIII века
волнения охватили крестьян разных категорий - церковных, помещичьих,
государственных. Особого накала достигла борьба приписных крестьян и
работных людей заводов Урала.
Подавив крестьянское движение, Екатерина II все же вынуждена была
признать, что положение помещичьих крестьян критическое и что предотвратить
грядущую беду, т.е. новые крестьянские восстания, можно лишь уменьшением
жестокости.
Одновременно с этим не менее остро стоял вопрос о том, как
заинтересовать крепостного крестьянина в добросовестной и качественной
работе на его барщине, что позволило значительно повысить доходы помещиков.
Именно последнее было в центе внимания ВЭО, основанного под
покровительством Екатерины II группой аристократов и сановников, в число
которой также входили помещики-практики и академики-иностранцы. Они прежде
всего делали ставку на совершенствование агротехники, орудий труда и
применение новых культур.
Вскоре, по инициативе Екатерины, обществом был объявлен конкурс на
тему: «Что полезнее для общества, чтоб крестьянин имел в собственности
землю или токмо движимое имение, и сколь далеко его права на то или другое
имение простираться должны?».
На конкурс было подано 162 работы. Конкурсный комитет отобрал всего 17
работ, разделив их на три класса.
Французские философы Вольтер и Мармонтель в своих конкурсных работах
подошли к решению вопроса с позиций естественных прав человека на свободу и
собственность, связав воедино вопрос о праве крестьян на собственность с
освобождением их от крепостного рабства (французские просветитель не делали
разницы между рабством и крепостной зависимостью). «Дух собственности
удваивает силы человека. Люди работают на себя и на свою семью с большей
энергией и удовольствием, чем на господина. У раба, который является
собственностью другого, мало склонности к женитьбе. К тому же он часто не
хочет производить подобных себе рабов. Его мастерство подавляется, душа
огрублена и его силы никогда не используются во всем их многообразии»,- так
писал Вольтер в своей работе. Именно теоретические, просветительские
исходные позиции этих работ, несмотря на непоследовательность,
противоречивость и готовность к компромиссу с дворянством, не устраивали
конкурсный комитет ВЭО, и он отнес эти работы к «третьему классу», как не
заслуживающие премии и опубликования.
Антикрепостнической направленностью, сочувствием к крепостному
крестьянину выделялись работы русских авторов, которые в своих конкурсных
работах исходили из незыблемости крепостничества, неограниченности прав
дворян на личность и имущество крестьян, дворянской собственности на землю.
«Ничто человека в большее уныние привести не может, как лишение соединенных
с человечеством прав... Наши крестьяне печальным своим примером могут
доказать, сколь пагубно конечное угнетение для людей... Я не нахожу
беднейших людей, как наших крестьян, которые не имея ни малой от законов
защиты, подвержены всевозможным не только в рассуждении имения, но и самой
жизни обидами и претерпевают беспрестанные наглости, истязания и
насильства, отчего неотменно должны они опуститься и придти в сие
преисполненное бедствий как для них самих, так и для всего общества
состояние, в котором мы их теперь действительно видим»,- выдержка из работы
А.Я. Поленова «О крепостном состоянии крестьян в России».
Первая премия была присуждена французскому ученому Беарде де Л’Абею.
Для его работы, как и для работы лифляндского помещика фон Мека, характерно
использование идей Просвещения в интересах дворянства и в целях сохранения
существующего порядка, хотя они также ссылаются на то, что «самая большая
государственная польза состоит в том, чтобы крестьянин имел совершенную в
земле собственность.»[5].
Ситуацию, сложившуюся в России с крестьянами, с решением вопроса о
предоставлении им земли в собственность нельзя назвать простой. Для этого
необходимо было сломать представление крепостников и дворян о крестьянах
как о вещи. Екатерина предпринимает еще один оригинальный шаг; как
передовые мысли западных философов были отражены в «Наказе» депутатам
Уложенной комиссии, так и ситуация с крестьянами решается путем «открытого
конкурса» в котором принимают участие просвещенные умы XVIII века, которые
настолько открыто говорят о причинах крестьянской нестабильности в стране и
способах ее ликвидации, что многие работы на русском языке не публикуются,
кроме того - не издана ни одна из работ русских авторов.

5.Наука и культура.


Екатерина II внесла существенный вклад в развитие культуры и искусства
в России. Сама она получила прекрасное домашнее образование: обучение
иностранным языкам, танцам, политической истории, философии, экономики,
права и считалась умной и образованной женщиной. При Екатерине была создана
Российская Академия, Вольное экономическое общество, основано множество
журналов, создана система народного образования, основание Эрмитажа,
открытие публичных театров, появление русской оперы, расцвет живописи.
Ряд мероприятий эпохи «просвещенного абсолютизма» имел прогрессивное
значение. Так, например, основанный по почину Шувалова и Ломоносова в 1755
году Московский университет сыграл огромную роль в развитии просвещения,
русской национальной науки и культуры, выпустив большое число специалистов
по разным отраслям знаний. В 1757г. Начала обучение Академия художеств.
Скуляризация церковного землевладения значительно улучшала положение бывших
монастырских крестьян, получивших пашню, луга и другие угодья, на которых
они до этого отбывали барщину, избавляла их от повседневных наказаний и
истязаний, от службы в дворне и насильственных браков.
Во второй половине столетия власти предприняли интересную попытку
реформы образования и воспитания. Ее инициатором и активным проводником
стал Иван Иванович Бецкой. Воцарение Екатерины II, матери которой в свое
время представили Бецкого, принесло ему огромные богатства и
начальствование над рядом заведений - Академией художеств, Сухопутным
шляхетским кадетским корпусом и воспитательными домами в Москве и
Петербурге, Смольным институтом.
В основу своей педагогической реформы Бецкой положил идею создания
новой породы людей путем воспитания. По его мысли, заимствованной у
французских просветителей и поддержанной императрицей дать юношеству
хорошее образование и нравственное развитие. Для этого учеников нужно
изолировать от косной среды и поместить в закрытые школы. Эти усилия
Бецкого способствовали распространению общего образования. Он же положил
начало женскому образованию.
Во время правлении Екатерины II творят такие мастера пера как Василий
Лукич Боровиковский, который приобрел известность портретами императрицы,
Державина, многих вельмож, Дмитрий Григорьевич Левицкий, в 60-е годы стол
академиком, преподавал в Академии художеств, Федор Степанович Рокотов,
который работал вместе с Ломоносовым, написал коронационный портрет
Екатерины II, который очень ей понравился.



6.Заключение


Историческое значение деятельности Екатерины II определяется на
основании того, что было сказано в реферате об отдельных сторонах
екатерининской политики. Историческое значение екатерининской эпохи
чрезвычайно велико именно потому, что в эту эпоху были подведены итоги
предыдущей истории, завершились исторические процессы, раньше
развивавшиеся. Эта способность Екатерины доводить до конца, до полного
разрешения те вопросы, какие ей ставила история, заставляет всех признать в
ней первостепенного исторического деятеля, независимо от её личных ошибок и
слабостей.
Способность Екатерины подводить итог видна в русской дипломатии эпохи
Екатерины и в решении основных задач, унаследованные ею от XVII века;
закрепление достижений Петра Великого в Прибалтике; воссоединение земель
населенных родственными русскому народу белорусами и украинцами. Завоевание
решающего голоса в делах общеевропейских.
От того, что в конце XVIII века политика российского абсолютизма была
направлена на сохранение и укрепление феодально-крепостнического строя,
господствующего положения дворян в экономике и политической жизни,
Екатерина II вступив на престол в период обострения классовой борьбы
крестьянства против крепостнического гнета, пытается привлечь к анализу
проблем и поиску путей выхода из них просвещенных людей, признанных
западным миром. Это прекрасно видно из попыток привлечь их к одной из
крупных акций политики «просвещенного абсолютизма», а именно к конкурсу о
праве крестьян иметь в собственности землю
С кончиной императрицы Екатерины закончилась целая эпоха русской
истории. Сама Екатерина и ее сподвижники сумели, опираясь на народные силы,
достичь блестящих успехов и во внешней политике, военных акциях, и во
внутреннем устройстве, и в культурных начинаниях.



7. Библиография:



1. Буганов В.И. «История России. Конец XVII-XIX век», М., 1995г.
2. Горский А.Д. ред. «Материалы по истории СССР» , М., 1989г.
3. Ключевский «О русской истории». М., 1993г
4. Платонов С.Ф. "Лекции по русской истории".
журнал "Родина" № 1 за 1993год.
5. Потемкин В.П. ред. «История дипломатии» М., 1941г.



-----------------------
[1] Словарь иностранных слов, Изд. «Русский язык» 1989
[2] А. М. Грибоевский. Записки о императрице Екатерине Великой
[3] Маркс и Энгельс, Соч., т. XVI, ч. II, стр. 14.
[4] Материалы по истории СССР для семинарских и практических занятий.
Вып.5. М.,1989
[5] Материалы по истории СССР. М., 1989г.





Реферат на тему: Эрос Древнего Китая

Университет Российских Академий Образования
Психолого-педагогический ф-т
Заочное отделение III курс.
Николаева А.С.
Рег №9700716/01
Реферат по сексологии на тему



ЭРОТИКА ДРЕВНЕГО КИТАЯ.



ПЛАН РЕФЕРАТА.


Вступление
Эрос в философии и иероглифике древнего Китая.
Социальные отношения.
Сексуальность в живописи.
Эротика в искусстве.
Гомосексуализм.
Даосизм и эрос.
Половое влечение монахов.
Феминистическое заключение.

*** *** ***



ЭРОС ДРЕВНЕГО КИТАЯ.

Китайская культура много и серьезно занималась проблемами пола и
сексуальности как в литературно-художественном. Так и в религиозно-
философском и медицинском аспектах.
При всей кажущейся универсальности сексуальной техники, ее правила
всегда ориентированы на определенный социо-культурный контекст, причем эти
сексуально-эротические сценарии в разных обществах далеко не одинаковы.
В отличие от христианской культуры, рассматривающей секс как нечто
грязное, низменное и чрезвычайно опасное, китайская культура видит в
сексуальности жизненно важное положительное начало, утверждая, что без
благополучной и здоровой половой жизни не может быть ни личного счастья, ни
здоровья, ни долголетия, ни хорошего потомства, ни духовного благополучия,
ни даже социального спокойствия в семье и в обществе. Сексуальность и все,
что с нею связано, воспринималось китайской культурой очень серьезно, и это
было правильно.
Китайская эротология чрезвычайно рационалистична. Здесь все взвешено,
выверено, регламентировано, разложено по полочкам, причем в основе всех
этих предписаний и классификаций лежат не случайные ситуативные
соображения, а религиозно-философские представления и тесно связанные с
ними нормы сохранения здоровья и долголетия.
Если воспользоваться фрейдистским противопоставлением принципа
реальности и принципа удовольствия, то придется сказать, что китайская
эротология ориентирована не на принцип удовольствия, а на принцип пользы.
Но какая именно и чья польза имеется при этом в виду?
Читая даосские и конфуцианские трактаты об «искусстве спальни», очень
важно помнить, что они написаны с мужской точки зрения и адресованы прежде
всего и даже исключительно мужчинам.
Женщина выступает в них не столько как равноправный сексуальный
партнер, сколько как объект мужского вожделения. Даже стараясь довести
женщину до оргазма, мужчина заботится не столько об ее удовольствии,
сколько о том, чтобы получить драгоценную женскую субстанцию инь, не
поделившись собственной жизненной силой – ян. Многие советы адресованы не
просто мужчине, а императору, обладателю гарема.
Современный мужчина, который всерьез воспримет рекомендацию жениться
сразу на девяти женщинах, не только не укрепит своего здоровья, но будет
иметь серьезные трудности как в личной, так и в общественной жизни.
Сегодняшние супружеские отношения, даже если ограничиться постелью, требуют
не только отточенной эротической техники, но также психологической
интимности и способности понять индивидуальность другого человека. Древние
китайские авторы об этом практически не задумывались.
Китайская эротология содержит множество полезных советов и
рекомендаций – относительно техники полового акта, правильного дыхания,
питания и т.п. Некоторые из этих советов принимает и современная западная
сексология, другие же являются спорными.
Самый важный из этих вопросов – способность мужчины сознательно
контролировать свое семяизвержение (эякуляционный контроль) и тем самым
произвольно регулировать длительность полового акта.
Поскольку Китайская, в частности даосская медицина, рассматривает
семя, как носитель жизненной силы, мужчинам настоятельно рекомендуют
расходовать его как можно бережнее, но не ценой полового воздержания, а с
помощью специальной техники, так, чтобы на десять половых сношений, в
каждом из которых женщина должна испытать оргазм, приходилось не более 2-3
эякуляций. Этой цели служат специальные упражнения, в частности, отсрочка
семяизвержения путем краткосрочного сдавливания основания полового члена.
Американские сексологи Уильям Мастерс и Вирджиния Джонсон разработали
специальную технику сдавливания полового члена у головки или у основания,
которая мало чем отличается от даосской техники, последняя даже проще. Эта
техника сейчас широко применяется во всем мире для лечения преждевременной
эякуляции.

ЭРОС В ФИЛОСОФИИ И ИЕРОГЛИФИКЕ КИТАЯ.

Неопровержимым доказательством эротического преуспеяния китайцев
может считаться само их количество, что является достижением более
грандиозным, чем Великая китайская стена.
Китайский эрос парадоксальным образом сочетает в себе стремление к
полной сохранности спермы с полигамией и культом деторождения. Не менее
удивительно и отделение оргазма от эякуляции, представляющее собой
фантастическую попытку провести грань между материей наслаждения и
наслаждением материей. Эта разработанная в даосизме особая техника оргазма
без семяизвержения, точнее, с «возвращением семени вспять» для внутреннего
самоусиления и продления жизни, есть один из видов «воровского похода на
небо», т.е. своеобразного обмана природы, что также более чем
парадоксально, ибо главный принцип даосизма – неукоснительное следование
естественному (цзы - ань) пути (дао) природы.
Иероглиф «шен» («жизнь») в китайском языке является одним из средств
индивидуализации и персонализации с выделительно-уважительным смысловым
оттенком. Этот же иероглиф знаменует собой связь в человеческом индивиде
жизненного начала с производительной функцией, поскольку он сочетает
значения «жизнь» и «рождение». Поэтому полноценной личностью китаец
признается лишь после того, как обзаведется собственным ребенком. Главный
закон мироздания – Путь-Дао в классической китайской философии трактуется в
качестве «порождающего жизнь» (шэн шэн), и соответственно тем же должен
заниматься следующий ему человек.
Понимание человека как субстантивированной и индивидуализированной
жизни, логически связано с китайским способом отсчитывать его возраст не с
момента выхода из утробы матери, а с момента зачатия, ибо, действительно,
тогда возникает новый комок жизни и начинается его обучение.
Понятие «цзин» выражает идею непосредственного тождества сексуальной
и психической энергий. Закрепленная термином «либидо», аналогичная
фрейдистская идея, после многовекового освященного христианством
противопоставления сексуального и духовного начал как двух антагонистов,
стала для Европы откровением, хотя для ее «языческих» мыслителей она была
достаточно очевидной. На подобной основе зиждились китайские, в
особенности даосские, теории продления жизни посредством накопления
анимосексуальной энергии.
Следует сразу отметить, что стандартный западный перевод иероглифа
«цзин» словом «сперма» не точен, поскольку этот китайский термин обозначал
семя вообще, а не специально мужское.
Древнегреческий термин «sperma», как и китайский «цзин», обозначал не
только мужское, но и женское семя, в отличие, например, от термина
«thoros», относившегося только к мужскому семени. По-видимому, в древности
общераспространенным было представление, что для зачатия требуется
соединение мужского и женского семени. В качестве последнего Аристотель
рассматривал месячные выделения.
Стояла перед древнегреческими философами также проблема соотношения
спермы и души, но это была именно теоретическая проблема, а не факт
языковой семантики. С точки зрения Аристотеля, сперма потенциально
предполагает душу, тогда как цзин, наоборот, потенциально предполагает
тело.
Наконец, термин «сперма» в древнегреческих текстах имел и самое общее
значение, сопоставимое со значением «цзин».
Вероятно, всем культурам знакомо более или менее проясненное разумом
интуитивное представление а сперме как жизненно-духовной сущности, растрата
которой – смертоносна, а накопление – животворно. В разных частях света
обыденная логика из этой предпосылки выводила стремление к половому
воздержанию, безбрачию во имя сохранения своих жизненных и духовных сил. А
древнекитайские мыслители, и прежде всего даоссы, предложили идти к той же
цели, но обратным путем – максимальной интенсификации половой жизни, однако
предельно минимализируя и даже сводя на нет семяизвержение. Секс не
рассматривается как нечто самоценное (например, источник высшего
наслаждения), но лишь как средство достижения более высоких ценностей,
охватываемых понятием «жизнь».
Диалектическое единство любви и смерти отражено в древнейших мифах
человечества и представлено фрейдистской метафорой тайного родства Эроса и
Танатоса в современной сексологии.
Специфичными являются такие категории, как инь и ян, которые
означают не только темное и светлое, пассивное и активное, но также женское
и мужское. Завораживающая привлекательность этих символов неотделима от
того факта, что иероглифы «инь» и «ян» служат важнейшими формантами
китайской эротологической терминологии, в частности буквально обозначая
соответствующие половые органы. Причем парадоксальным образом иероглиф
«инь» способен обозначать не только женские, но и мужские гениталии, что,
очевидно, связано и с его необычным первенством в паре с ян.
Необычно данное первенство потому, что, несмотря на кажущееся при
первом взгляде равноправие инь и ян, в их соотношении имеется глубинная
асимметрия в пользу второго, мужского, элемента, которая в китайской
эротологии усилена до степени явного маскулоцентризма. Последний находится
в сложном, но, видимо, в конечном счете гармоническом диссонансе с
повышенной значимостью символа левизны, т.е. женской стороны, в китайской
культуре и указанного приоритета инь.
В соотношении инь и ян нетривиальна не только их иерархия, но и
взаимная диффузия, что на терминологическом уровне можно проиллюстрировать
выражениями «инь цзин» – «иньский (женский) стебель» и «ян тай» – «янская
(мужская) башня», обозначающими соответственно пенис и вершину влагалища.
Основополагающая для Китая идея взаимопроникновения женского в мужское и
мужского в женское, самым непосредственным образом воплощенная в символе
Тай-цзи, где инь внедрено в ян, а ян – в инь.
Китайская эротология признавала транссексуализм как нормальность,
отвечающую самому общему мировому закону взаимоперехода инь и ян, что,
однако, в подтверждение хитрости мирового разума и на удивление наших
современников, получило практическое осуществление и на Западе, и у нас.
Однако и тут скрыт очередной парадокс. С одной стороны, китайская
эротология признавала транссексуализм, считала возможным прямой материально-
энергетический обмен между мужчиной и женщиной, их полную или частичную
трансформацию друг в друга. Это даже нашло свое отражение в эротической
живописи и порнографических картинках, где изображения сексуальных
партнеров порой настолько сходны, что с первого взгляда их трудно различить
по половому признаку. Но, с другой стороны, понимание двух полов как двух
разных видов природы, точнее даже разных «природ», различающихся между
собой, подобно воде и огню, обнаруживает радикальную противоположность
женщины и мужчины, которая в эротологической терминологии названа
«враждой», или «соперничеством».
Первичность инь отражает вполне здравое представление о доминантности
женского начала в детородном процессе. В древнекитайских эротологических
сочинениях подобный подход нашел свое проявление в том, что главные тайны в
них раскрывают женские персонажи (Чистая дева, Темная дева, Избранная дева
и др.). Это очередной раз ярко контрастирует с общей ориентированностью
данных произведений на мужчину.
И все же китайское общество на протяжении многих веков выглядело
пуританской обителью, где строжайший конфуцианский этикет запрещал мужчине
и женщине несанкционированно даже соприкасаться руками (откуда происходит
схоластическая проблема подачи руки утопающей незнакомке). Не говоря уж а
платонических поцелуях или о чем-то большем.
В Китае издавна различались любовь, секс и брак, допускались
многоженство и большая степень сексуальной свободы (правда, в основном для
мужчин) во внутрисемейных отношениях, не применились юридические санкции к
так называемым половым извращениям и т.д.

СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ЭРОТИКА.

Структура каждой цивилизации определяет присущую ей сексуальную
практику. В Китае тремя наиболее очевидными источниками влияния на нее
явились социальная приниженность женщин, рассудочная изобретательность
мужчин и свободные от комплекса вины элементы языческих верований даосов.
Представления о нормальном сексуальном поведении изменяются от эпохи к
эпохе, от общества к обществу, и любое исследование, определяющее один
подход как верный, а прочие – извращениями, всего лишь исходит из критериев
своего места и времени. Например, к обрезанию китайцы относились со
страхом, их приводила в недоумение клитородектомия, а поцелуи и случайные
ласки, не ведущие к естественной и исступленной кульминации, они считали
оскорблением начал инь и ян.
У китайцев не было непреодолимых религиозных и этических причин к
осуждению гомосексуализма, мастурбации, «игры на флейте», трансвестизма,
лесбиянства, полигамии, мазохизма или вуайеризма. Поскольку большинство из
этих способов получить удовлетворение – если они практиковались с согласия
всех участников – рассматривалось как вопрос личных предпочтений, то не
было оснований расценивать их как преступления против общества. В случае
садизма – извращения, способного привести к чрезвычайно разрушительным и
болезненным последствиям,- число зафиксированных письменно случаев,
позволяющих предположить, что китайцы прибегали к нему для сексуального
возбуждения, крайне невелико.
Как отмечалось выше, идея случайного поцелуя представлялась
бессмысленной, сам поцелуй – бесполезным сексуальным столкновением. Такой
свойственный китайцу неромантический подход, а также восприятие им
любовницы в качестве, скорее, сексуальной рабыни, нежели партнера,
означали, что он не очень-то стремился ставить ее удовлетворение выше
собственного и не слишком уж беспокоился, как бы проявить галантность на
западный манер. Таким образом, у китайца за подготовительным поцелуем в ром
вскоре последовало бы требование к женщине «сыграть на флейте»;
соответствующее искусство ставилось не ниже искусства музыканта.
Гарем неизбежно ассоциировался с любовью между женщинами. Иногда,
когда сотни женщин жили вместе, методы взаимного удовлетворения были
продуманы до мелочей, нередко с благословения понимающего господина. Самыми
лучшими считались искусственные пенисы из полированной слоновой кости или
лакированного дерева, имевшие волнистую поверхность.
Если бы требовалось определить ту единственную область сексуального
своеобразия, в которой китайцы преуспели больше всего, то таковой,
несомненно, явилось бы использование сексуальных вспомогательных средств и
приспособлений. Например, «бирманский колокольчик». Этот пустой серебряный
шарик размером с ягоду помещался в вагину перед сношением и вследствие
примечательного воздействия тепла и движений на находящийся внутри
колокольчика маленький шарик было слышно постоянное позвякивание. Другая
разновидность этого приспособления содержала каплю ртути и крохотный
«молоточек» такие «колокольчики», обернутые в вату, часто помещались под
большие половые губы и весело названивали, когда любовники начинали
движения. Эту игрушку любили также лесбиянки. Ее внедрение вместе с другими
приспособлениями при длительном использовании вызывало иногда деформации
малых половых губ и растяжение клитора. Средневековые китайские книги по
медицине описывают жалобу, характерную для наложниц, обойденных вниманием
мужчин. Она обозначена термином «возгордившийся клитор», это один из
признаков «гаремной нимфомании».
Эта очаровательная терпимость по отношению к большинству человеческих
слабостей не была, однако, всеобъемлющей, и среди тех немногих, к которым
относились с отвращением или враждебностью, были те, кто имел репутацию
лицемеров или людей, склонных к притворству. К этой категории относились
монахи и монахини. Китайцы не были религиозными, по крайней мере, в
общепринятом смысле, и буддийские монахи вызывали как презрение, так и
недоверие, особенно у непримиримых конфуцианцев, считавших их пришельцами с
Запада.
В обществе, где правосудие часто было скорым и безотлагательным, где
«Книга правил» и другие авторитеты ясно определяли происхождение и
последствия нарушений норм, вынесение телесный наказаний было обыденной
чертой жизни. Считалось, что свод законов призван регулировать все случаи
нарушений норм в жизни клана, племени или семье и таким образом установить
социальную гармонию и равновесие.
Если сексуальный садизм был мало распространен среди мужчин, то
сведения о его распространении в женской среде встречаются нередко –
особенно там, где полигамное строение домохозяйства доводило напряженность
и ревность до невыносимой степени. Обычная ситуация, которая должна была
повторяться очень часть, приведена в «Рисунках света и тени», романе
раннего периода династии Цин. В сцене описано наслаждение, с которым
старшая жена мучает одну из наложниц мужа. Двум слугам было приказано
привязать ее к деревянному столбу, затем началось зверское избиение. Оно
продолжалось большую часть дня, за это время и жена, и наложница дважды
принимали пищу. Страсть жены к применению бамбуковых палок и кожаных
ремешков, в конце концов, довели жертву до беспомощности, после чего ее
остригли наголо, а жена испытала в этот момент приступ оргазма.
Традиционный обычай «удержания цзин» (семени) с помощью метода
прерванного сношения имел в глазах китайцев, кроме его предполагаемого
терапевтического и омолаживающего эффекта, и два иных преимущества. Этот
метод позволял китайцу продлевать сношение, и когда он был обязан
распределять свои усилия между несколькими любовницами, ему было важно не
изнурять себя непрерывным семяизвержением. Этой техникой отнюдь не
пренебрегают и современные восточные любовники; китайцы и японцы по-
прежнему обладают уникальной репутацией за их изысканные и в то же время
марафонские по длительности любовные игры.
Практика «продления сношения», занимающая час или два, имела и
социальный аспект, часто заставляя партнеров в процессе полового акта
заниматься и другими делами. Жизнь в Китае всегда была социально
ориентирована, причем как стремится к уединению, так и ожидать его
соблюдения можно было лишь в самых минимальных дозах; присутствие
посетителей в спальне не вызывало того замешательства, которое оно вызвало
бы в других странах.
Самым жестоким в сумеречной стороне любви был обычай и героический,
и трагический одновременно. Он был широко распространен до начала нашего
века; речь идет о сатизме. Некоторые вдовы по смерти своих мужей решают не
жить без них и приступают к лишению себя жизни. Китайский сатизм отличается
от индийского тем, что он никогда не осуществлялся через самосожжение.
Способы его осуществления различны. Некоторые принимают опиум, ложатся и
умирают у тела своего мужа. Другие морят себя голодом до смерти, топятся
или принимают яд. Еще один способ, к которому иногда прибегают, это
прилюдное самоубийство путем повешения поблизости от своего дома или в нем.

Блаженное состояние невежества относительно связи между «небесным
сражением» и венерическим заболеванием позволило многим поколениям китайцев
вести свои любовные дела без оглядки на подобные соображения. Излюбленный
мужской студень для смазки имел природные антисептические свойства, а
полупрезерватив, применявшийся для сохранения «возбуждающего тепла»,
обеспечивал еще большую защищенность. Венерические заболевания достигли,
тем не менее, размеров эпидемии в XVI веке. Сведения о широком
распространении сифилиса на юге содержатся в записях Хью Джиллана, врача
британского посла в Китае лорда Маккартни в 1793-1794 гг.
Преобладающее отношение к венерическим заболеваниям состояло в том,
чтобы игнорировать их, где возможно, и наслаждаться «удовольствиями
бамбуковых зарослей», не заботясь о возможных болезненных последствиях.

СЕКСУАЛЬНОСТЬ, КАК ОСОБЫЙ КОЛОРИТ КИТАЙСКОЙ ТРАДИЦИОННОЙ ЖИВОПИСИ.

Анализ «сексуального кода» китайской традиционной живописи
представляет особый интерес уже по той причине, что все исследователи
этого искусства всегда отмечали подчеркнутую стыдливость китайских
художников. Действительно, основные жанры китайской классической живописи –
пейзаж, цветы и птицы (травы и насекомые) бытовая живопись и портрет, если
их сопоставить с классическим европейским искусством , предстают как
лишенные эротических сюжетов и чувственных образов. Конфуцианскими
правилами живописи предписывалось быть чисто интеллектуальным явлением
(вэнь), очищенным от неблагопристойностей. Сексуальные сюжеты имели право
на существование лишь в графике, которая почитались искусством вульгарным
(су).
Живописные свитки с изображениями цветка и бабочки, пейзажа,
архитектурного ансамбля, различных предметов, например вазы, стрелы,
скипетра и др. содержат богатый образный мир, пронизанный сексуальностью.
То обстоятельство, что живописный свиток представлял собой единство
символов, способствовала тому, что в сфере восприятия искусства развивалась
система ассоциаций, ибо прочтение этих символов требовало ассоциативного
мышления, которое создавало общность, целостность восприятия разрозненных
символов.
В психологии К.Г.Юнга архетипы обозначены как знаки «коллективно-
бессознательного» – это небо, луна, тень вода, дерево и др. Именно эти
образы-символы теснейшим образом связаны с сексуальным кодом китайской
живописи.
Образы-символы растений в китайском искусстве по своему значению
являются, пожалуй, центральными. Так, согласно Эберхарду, (крупному
немецкому синологу), практически все деревья, цветы, травы в той или иной
степени могут вызывать в человеке эротические ассоциации и являться
сексуальным возбудителем. Так же изображения насекомых и птиц вызывают
сексуальные ассоциации.
Лошадь в Китае является воплощением женского начала, вместе с тем
словосочетание «глаз коня» обозначает отверстие на головке фаллоса,
выражение «конь бьет копытом» характеризует одну из 30 поз при соитии.
Многообразный мир вещей, воплощенный в китайской живописи, раскрыт
В.Эберхардом как исполненный тонких игривых намеков, связанных с
сексуальной сферой жизни человека. Так, кольцо (юань-би) означаем
девственность; мяч прочитывается как подобие магическому, животворному яйцу
_ отсюда игра львов с мячом, драконов с жемчужиной (имеющей аналогичной
мячу символический смысл) предстают как сексуальные образы.
В пейзажных композициях с изображением гор и рек, деревьев, луны в
небе, различных мостиков и павильонов, одиноких задумчивых рыбаков в лодке
или странников В,Эберхард раскрывает определенный сексуальный смысл.
Горами, вернее яшмовыми горами, нередко называют женскую грудь, горная
долина – это впадина между ними, соски же подобны виноградинам и плодам
лотоса. Мост в эротической литературе обозначает область между анальным
отверстием и влагалищем. Картина с изображением одинокого мужчины,
прогуливающегося по мостику над водным потоком, имеет эротические аллюзии,
может означать и гомосексуализм. Изображение заднего сада в архитектурном
ансамбле определенно связывается с гомосексуализмом, как и выражение
«любоваться полной луной», «трехэтажной башней» метафорически обозначает
влагалище, треугольник – известный древний символ вульвы.
Особой чувственностью и сексуальной напряженностью пронизаны
различные природные стихии, взаимодействие объектов природы, функции
предметов и т.п. Верховая езда, «скакать на коне» – это метафора соития;
созерцать иву – значит посещать публичный дом.
Разумеется, выявленные В.Эберхардом сексуальные ассоциации,
пронизывающие большинство образов-символов китайской живописи, не всегда
воспринимаются зрителем. Возвышенные пейзажи Фань Куаня или виртуозные
монохромные листы с изображением бамбука мастера У Чжэня, чистые, простые
композиции Ни Цжаня не вызывают эмоций и мыслей из сексуального кода. Но
подавляющая часть живописи цветов и птиц, жанровой и портретной живописи и
частично пейзажа насыщена сексуальными аллюзиями в очень значительной
степени.

ЭРОТИКА В ИСКУССТВЕ ДРЕВНЕГО КИТАЯ.

Среди палеолитических статуэток наиболее интересны знаменитая «Венера
Леспчг» и так называемые «стержневидные женские фигурки», ибо в них
изображение женственных форм совмещается с формой фаллоса.
Ближе китайскому миропониманию оказались именно такие изображения,
которые объединяют женское начало с мужским. Отказ от одиночных изображений
женского тела и любовь к сюжетам, совмещающим оба начала, связаны в Китае с
тем, что основой миропонимания было разделение всего сущего на две стихии:
теневую, лунную, мягкую, женственную инь и световую, солнечную, твердую,
мужественную ян, высшей целью для которых было слияние. Гармоничное
единство двух мировых составляющих – «Великое Единое» (тай и) – оно-то и
обладало животворящей силой.
В произведении искусства, которое во всех культурах мыслилось как
модель мира, одинокое инь не могло быть самодостаточным.
Не прихоть художника, но идея вселенской гармонии требовали
обязательного изображения рядом с женской вульвой мужского фаллоса. Когда в
Китае начала распространяться западная порнопродукция, часто использующая
одиночные изображения женских или мужских гениталий, то китайское
традиционное наименование эротических сцен «чунь гун ту» (буквально:
«картинки весеннего дворца») оказалось для нее неприемлемо. Согласно
китайской терминологии, эротические изображения следует различать двух
типов: первый – «сэ цин хуа» (собственно: «рисунки плотских чувств») – это
современные западного толка картинки, которые могут быть и одноначальные, и
второй – это интересующие нас «чунь гун ту» – традиционно китайские и почти
всегда двуначальные. Именно «почти», поскольку реально среди картинок «чунь
гун» не часто, но иногда встречаются и гомосексуальные сцены.
Китайское эротическое искусства, в отличие от, например, южно-
индийского или тибетского, при всей его натуралистичности лишено плотской
мощи. Связано это вообще с особенностями исконно китайского отношения к
человеческой плоти. В Китае же не было культа плоти, мякоти человеческого
тела. Твердая костная ткань в человеческом теле олицетворяла силу ян, меж
тем как даосизм (а эротическое искусство Китая в основном связано с ним)
был ориентирован на мягкое и теневое инь в человеческом организме ипостасью
ци, т.е. чистым сущностным веществом, почитались сперма и менструальная
кровь.
В Китае, в отличие от христианского мира, духовные и телесные
сущности воспринимаются нераздельно. Эротическое искусство Китая – это одно
из идеальных и одновременно материальных выражений этой всеобщей
циркуляции.
Чтобы правильнее считывать композиционные построения китайских
картин, нужно не забывать об одной особенности зрительского их восприятия
китайцами. Европейцы, которые пишут и читают слева направо и сверху вниз, в
том же порядке рассматривают и живописное произведение. Азбучные законы
европейского искусства учитывают эту особенность. В Китае же тексты
традиционно писались сверху вниз и справа налево, таким образом, начальной
точкой для глаза был не левый верхний, но правый верхний угол картины.
Любопытно, что обычное для многих народов ассоциирование полового
акта с идеями плодородия оказалось малозначимым для Китая. Еще интереснее
то, что основополагающая для Китая идея преемственности, продолжения рода
(дерево должно расти, и ветвей на нем должно быть много) и культура
сексуальных отношений не имели между собой прямой зависимости. Более того,
даосизм, с которым связано большинство особенностей китайской эротики, не
ставил перед своими адептами цели деторождения, а даже, напротив,
проповедовал техники, способствующие его предотвращению. Целью сексуальных
отношений было совсем иное зачатие – не новое грубое человеческое тело,
которое создано так, что его всю жизнь приходится преодолевать, и все равно
не факт, что сумеешь освободиться от всех его «нечистот», но зародыш
бессмертия – истинная небесная жизнь внутри самого себя.
Совсе

Новинки рефератов ::

Реферат: Питирим Сорокин (Культурология)


Реферат: Определение производительности грузового автомобиля (Транспорт)


Реферат: Концепция Л.Н. Гумилева "Этногенез и биосфера земли" и ее значение в развитии философии истории (История)


Реферат: Религия и наука в контексте культуры (Мифология)


Реферат: Битлс (Культурология)


Реферат: Московский РУОП (Административное право)


Реферат: Диалектический характер процесса познания (Философия)


Реферат: Понятие, структура и методики построения страховых тарифов (Страхование)


Реферат: Иран (История)


Реферат: Защита прав потребителя (Гражданское право и процесс)


Реферат: Баланс его будова та структура задача (Бухгалтерский учет)


Реферат: Образование древнерусского государства (История)


Реферат: Творчество Нестерова на уроках (Искусство и культура)


Реферат: Принципы международного права (Менеджмент)


Реферат: Курс лекций по менеджменту (Менеджмент)


Реферат: Имидж Лидера (Психология)


Реферат: Шпаргалка по международному частному праву (2005г.) (Международное частное право)


Реферат: Органическая социология Спенсера (Социология)


Реферат: Васнецов Виктор Михайлович (Искусство и культура)


Реферат: История Тобольско-Тюменской епархии 17-18 вв. (История)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист