GeoSELECT.ru



Международное частное право / Реферат: Компетенция Международного Суда ООН (Международное частное право)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Компетенция Международного Суда ООН (Международное частное право)



СОВРЕМЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ



КУРСОВАЯ РАБОТА



по дисциплине: «Международное право»


Тема: «Компетенция Международного Суда ООН»



Выполнил студент

дневного отделения
группа ОЮ-80901
Чебулаев Дмитрий Михайлович



Научный руководитель

Мирошниченко Елена Николаевна


Дата сдачи_____________
Дата защиты___________
Оценка________________



Г. Пятигорск, 2001 г.


План:



Компетенция Международного Суда

- Международный Суд Организации Объединенных Наций

- Компетенция Международного Суда

- Юрисдикция Международного Суда ООН

- Право, применяемое Судом

- Решения Международного Суда ООН



Компетенция Международного суда ООН.

Международный Суд, согласно пункту 1 статьи 7 Устава ООН,
является одним из главных судебных органов Организации Объединенных Наций.
Исходя из статьи 92 Устава ООН Международный Суд является главным судебным
органом ООН. Его основное назначение состоит в том, что он должен разрешать
любые международные споры, которые будут переданы ему спорящими
государствами. В пункте 1 статьи 33 Устава ООН перечислены мирные средства
урегулирования международных споров, одним из которых является судебное
разбирательство, а именно международный суд, функционирующий постоянно.
Организационное оформление третейский способ разрешения
международных споров получил лишь в начале ХХ века, после первой
конференции мира 1899 года в Гааге, созванной по инициативе России.
Державы, участвовавшие в конференции подписали Гаагскую конвенцию о мирном
разрешении международных споров, в соответствии с которой обязались
прилагать максимальные усилия, чтобы обеспечить урегулирование
международных разногласий мирными средствами с целью избежать, насколько
это возможно, применение силы в отношениях между государствами. Участники
Конвенции учредили Постояннуюю Палату Третейского Суда. Хотя Палата была
создана как постоянный орган, она не стала постоянно действующим судом в
полном смысле этого слова. Конвенция предусматривала составление списка из
150-200 лиц (по 4 судьи от каждого договаривающегося государства), из
которого государства могли выбирать одного или более арбитров,
образовывавших состав суда для рассмотрения того или иного конкретного
спора.


Международный Суд Организации Объединенных Наций


В соответствии с Уставом ООН в 1945 году был учрежден новый
судебный орган - Международный Суд. Согласно статье 92 Устава ООН,
Международный Суд является главным судебным органом Организации
Объединенных Наций. Его учреждение означало реализацию пункта 1 статьи 33
Устава ООН в той части, которая предусматрела в качестве одного из мирных
средств разрешения международных споров возможность организации судебного
разбирательства.
Статут Международного Суда вместе с главой ХIV Устава ООН,
неотъемлемой частью которого он является, был разработан на конференции в
Думбартон-Оксе (1944 год), в Комитете юристов в Вашингтоне и на конференции
в Сан-Франциско 1945 года.
За исключением незначительных изменений, большая часть которых
носит чисто формальный характер, Статут Международного Суда тождественен
Статуту Постоянной Палаты Международного Правосудия.
Согласно Статуту, подписанному 26 июня 1945 года и вступившему в
силу 24 октября того же года, Международный Суд является главным судебным
органом ООН. Значение и место Суда в рамках ООН хорошо отразил в своей
инаугурациооной речи 18 апреля 1946 года, тогдашний председатель
Генеральной Ассамблеи Статута Суда господин Спаак: "Уважаемые члены Суда! Я
не рискну заявить, что Международный Суд является самым важным органом ООН,
но мне кажется, можно утверждать, что нет иного более важного органа.
Конечно, Генеральная Ассамблея является более многочисленной, Совет
Безопасности - более эффективным, возможно деятельность ЭКОСОС более
постоянна и разнообразна. Ваша работа будет, скорее менее заметной, но я
убежден, что она исключительна по своей значимости. Лично я надеюсь, что с
каждым днем ваши обя занности будут становиться все более важными."[1] Все
члены ООН являются одновременно участниками Статута Суда, а не члены ООН
могут стать такими участниками на условиях, определяемых Генеральной
Ассамблеей ООН по рекомендации Совета Безопасности (статья 13 Устава ООН).
Суд открыт для каждого отдельного дела и для других государств-неучастников
Статута на условиях, определяемых Советом Безопасности (статья 35 Статута).


Компетенция Международного Суда


Компетенция Международного Суда определена в главе II (статьи 34-
38), а также в главе IV (статьи 65-68) Статута Суда. Эти главы Статута
устанавливат границы компетенции Международного Суда.
Во-первых, компетенция Суда распространяется лишь на споры между
государствами. Суд не может рассматривать споры между частными лицами и
государством и тем более споры между частными лицами. Но и споры между
государствами могут рассматриваться лишь с согласия всех сторон. Таким
образом, компетенция Суда является для государства не обязательной, а
факультативной. Решение о предоставлении Суду лишь факультативной
компетенции было принято после весьма напряженной борьбы с достаточно
многочисленными сторонниками обязательной компетенции Суда на конференции в
Сан-Франциско в первом комитете 4-ой комиссии большинством голосов (31
против 14).
Факультативный характер передачи государствами споров на
разрешении суда проявляется, в частности, в том, что, согласно пункту 1
статьи 36 Статута Международного Суда, "к ведению Суда относятся все дела,
которые будут переданы ему сторонами...". Государства -участники Статута
могут, однако, признать для себя компетенцию Суда обязательной по
определенным категориям дел.
В 70-ых - 80-ых годах на целом ряде сессий Генеральной Ассамблеи
ООН дважды с интервалом в несколько лет обсуждался вопрос об усилении роли
и влияния Международного Суда посредством расширения его компетенции и
введения обязательной юрисдикции. На рубеже 70-ых годов с подобной
инициативой выступили западные, на рубеже 80-ых - развивающиеся страны.
В Статуте Международного Суда заложены несколько вариантов
признания за ним обязательной юрисдикции. Так, государство может выступить
с соответствующим заявлением либо являться участником двустороннего
международного соглашения, содержащего положения об обязательной
юрисдикции. К числу таких договоров относятся мирные договоры, договоры о
мире и сотрудничестве, о совместной эксплуатации природных ресурсов, о
разграничении морских пространств и некоторые другие. Клаузулу об
обязательной юрисдикции Международного Суда содержат также многочисленная
группа многосторонних и прежде всего универсальных международных
соглашений. Их участниками являются большинство государств.
Таким образом, обязательная юрисдикция Международного Суда в
договорном плане признается государством либо в целом, либо с оговоркой,
либо по конкретным категориям международных споров.
Широко применяемая практика оговорок с заявлением о признании
обязательной юрисдикции Международного Суда существенно сужает пределы
действия последней. На это обращали внимание, в частности, в советсткой
международно-правовой литературе. Так, например, Ф.И. Кожевников и Г.В.
Шармазанашвили отмечают: "... Большинство государств, признав обязательную
юрисдикцию Международго Суда, сделали такие оговорки, которые значительно
ограничивают ее, вызывая осложнения в деятельности Международного Суда"[2].
В юридической литературе обычно выделяются четыре вида оговорок,
которые, по сути дела, являются обычными нормами международго права. Речь
идет об изъятии из обязательной юрисдикции Суда споров, возникающих по
поводу ситуации или фактов, имевших место до принятия заявления; об условии
взаимности; о неподсудности споров, по существу входящих во внутреннюю
компетенцию государства; о частичном изъятии из обязательной юрисдикции
Суда споров, связанных с выполнением и толкованием многосторонних
конвенций.
Все остальные действующие оговорки можно подразделить на пять
видов. Наибольшее значение имеют оговорки о том, что признание обязательной
юрисдикции Международного Суда относится к спорам, по поводу которых
стороны согласились или согласятся прибегнуть к иному способу мирного
урегулирования. Данный вид оговорок встречается особенно часто. Он включен
в текст заявлений подавляющего большинства государств. Положение о
приоритетном использовании иных способов мирного урегулирования крайне
весомо. Оно ограничивает сферу действия обязательной юрисдикции только
такими спорами, в отношении которых не имеется договоренности об
использовании других мирных средств, и вводит границы дополнительности,
субсидиарности обязательной юрисдикции Международного Суда.
Очень важную группу международных конфликтных отношений
исключают из компетенции Суда оговорки, касающиеся событий, связанных с
военными действиями, войной, состоянием войны, военной оккупацией, другими
актами вооруженного насилия, а равно исполнения решений международной
организацией.
Своего рода опосредствованной международным договором является
оговорка, включенная в заявление государств-членов Британского содружества
наций (Австралия, Великобритания, Гамбия, Индия, Канада, Кения, Мальта,
Новая Зеландия), о неподчинении споров, возникающих между ними, юрисдикции
Международного Суда.
Имеется несколько оговорок, направленных против подчинения
обязательной юрисдикции Международго Суда конкретного спора или споров с
отдельными государствами. В частности, Гватемала подчеркнула, что ее спор с
Великобританией о Белизе носит неподсудный характер и может быть разрешен
Судом только на основах справедливости.
Также хотелось бы привести пример с США. В 1946 году США
выступили с заявлением о признании обязательной юрисдикции Международного
Суда ООН, предусматриваемом Статутом Международного Суда ООН. Они сделали
оговорку в отношении споров, которые по существу входят в область
национальной компетенции, как она определяется самими США. Формально
признав обзательную юрисдикцию Суда, они на деле сохранили возможность по
своему усмотрению уклоняться от судебного разбирательства в каждом
конкретном случае.
Наряду с заявлениями государств обязательная юрисдикция
Международного Суда предусматривается целым рядом международных конвенций,
регулирущие некоторые специальные области международных отношений. В них,
как правило, весьма жестко фиксируются условия и порядок передачи на Суд
рассмотрение споров, касающихся толкования или применения этих конвенций. Я
хотел бы сослаться в качестве примера на Факультативный протокол об
обязательном разрешении споров к Венской конвенции о дипломатических
сношениях 1961 года. Статья I протокола гласит: "Споры по толкованию или
применению конвенции подлежат обязательной юрисдикции Международного Суда и
соответственно могут передаваться в этот Суд по заявлению любой страны в
споре, являющейся участником настоящего Протокола".
Таким образом, несмотря на относительно низкий уровень признания
обязательной юрисдикции Международного Суда ООН, последний все-таки
наделяется в ряде случаев довольно широкими полномочиями, которые
свидетельствуют о больших потенциальных возможностях Суда в деле разрешения
межгосударственных споров.
Общепринятым является положение, в соответствие с которым
государство-истец должно обосновать компетенцию Суда в рассмотрении данного
спора по существу. Более того, именно на это государство возлагается
обязанность доказать факт существование спора и его юридическую природу.
Нарушение этого положения делает претензию беспредметной и, таким образом,
невозможным применение юрисдикции Международного Суда ООН.
Кроме собственно судебных функций, Суд имеет право давать
консультативные заключения по любому юридическому вопросу, по запросу
любого учреждения, уполномоченного делать такие запросы самим Уставом ООН
или согласно этому Уставу. Это прямо следует из статьи 96 Устава ООН и
статьи 65 Статута Международного Суда ООН. В соответствии со статьей 96
Устава право запроса у Международного Суда консультативных заключений по
любому юридическому вопросу принадлежит Генеральной Ассамблее и Совету
Безопасности. Другие органы ООН, а также и специализированные учреждения
ООН, которым Генеральная Ассамблея может дать в любое время разрешение на
это, также могут запрашивать консультативные заключения суда по юридическим
вопросам, возникающим в связи с их деятельностью. К их числу относятся:
Экономический и Социальный Совет, Совет по опеке, Международная организация
труда, ЮНЕСКО и многие др.
Консультативное заключение Международного Суда представляет
собой лишь выражение мнения международных судей по тому или иному
юридическому вопросу международного права. Оно не носит обязательного
характера и не связывает орган, который обратился в Международный Суд за
консультативным заключением.
Имеется большое колличество договоров и конвенций, в
соответствии с которыми государства обязались признавать в будущем
юрисдикцию Суда. К ним относятся: двусторонние договоры, касающиеся всех
или некоторых категорий споров, могущих возникнуть между двумя
государствами, многосторонние конвенции, касающиеся одного или более
категорий споров и т. д. (пункт 1 статьи 36 и статья 37 Статута).
Государства-участники Статута могут также принимать весьма
широкие обязательства в соответствии с пунктом 2 статьи 36. Они могут в
любое время заявить, что признают в отношении каждого государства,
принявшего такие же обязательства, юрисдикцию Суда обязательной по всем
правовым спорам, касающимся:
1) толкования договоров;
2) любого вопроса международного права;
3) наличие факта, которые, если он будет установлен,
представляет собой нарушение международного обязательства;
4) характера и размеров возмещений, причитающихся за нарушение
международного обязательства.
Такие заявления, как правило, оговариваются условиями,
ограничивающими, например, сроки судопроизводства, определяющими характер
спора и т.д.
На практике юрисдикция Международного Суда несколько шире. Суд с
определенными ограничениями может осуществлять косвенный контроль за
законностью решений международных организаций, выступать в роли
апелляционной инстанции и выносить заключения о пересмотре решений
международных административных трибуналов. Случаев реализации Судом
указанных полномочий достаточно много. В качестве примера можно указать на
решение от 12 ноября 1991 года по делу об арбитражном решении от 31 июля
1989 года (Гвинея-Бисау против Сенегала), которым он отклонил утверждение
истца о недействительности арбитражного решения и его необязательности для
тяжущихся сторон.


Право, применяемое Судом


Согласно статье 38 Статута Международный Суд применяет:
а) международные конвенции и договоры;
б) международный обычай;
в) общие принципы права, признанные цивилизованными нациями;
г) судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных
специалистов в качестве вспомогательного средства для определения правовых
норм.
Кроме того, Суд может разрешить дело ex aequo et bono, т.е.
согласно принципам справедливости, а не по формальному закону, если стороны
с этим согласны.


Решения Международного Суда ООН


С образованием Международного Суда ООН было связано немало
надежд и даже иллюзий. Предполагалось, что Международный Суд сможет внести
существенный вклад в реализацию целей Устава ООН. Однако ему не удалось
завоевать достаточно широкого признания со стороны членов мирового
сообщества, на практике государства с настороженностью относятся к
деятельности Суда.
В практической деятельности Международного Суда четко
прослеживаются два периода. Первый из них заканчивается 1966 годом, ставшим
для Международного Суда во многом переломным. Своим решением от 18 июля
1966 года по делу о Юго-Западной Африке Международный Суд нанес урон своему
престижу, дискредитировав себя в глазах общественного мнения, в глазах
государств. Это решение Суда вызвало негодование во всем мире, так как оно
носило откровенно противоправный характер. Международный Суд фактически
пересмотрел решение, принятое им четыре года назад по этому же делу, в
котором он отверг предварительные возражения ЮАР и постановил рассмотреть
дело по существу. Он сделал это без соблюдения статьи 61 Статута и
процедуры, предусмотренной Регламентом. Тем самым он пошел против положений
Статута об обязательности и окончательности решений Суда. Главный судебный
орган ООН отказал в иске Эфиопии и Либерии на том "основании", что
"государства-заявители не могут рассматриваться как доказавшие в своих
исковых требованиях какое-либо юридическое право или интерес в предмете
спора".[3]
По существу, решение Суда прямо противоречило общепризнанным
принципам современного международного права, осуждающим колониализм,
колониализм и расовую дискриминацию, Декларации о предоставлении
независимости колониальным странам и народам, многочисленным рекомендациям
Генеральной Ассамблеи ООН. Отказавшись по чисто формальным основаниям
продолжить разбирательство дела, Международный Суд противопоставил себя
антиколониалистскому блоку государств. Это имело для него тяжелые
последствия.
Таким образом, во второй половине 60-ых годов Международный Суд
ООН пережил кризис доверия. На протяжении нескольких лет он вынужден был
бездействовать, т.к. к его услугам перестали обращаться. Впоследствии
положение начало выправляться.
Второй период продолжается вплоть до настоящего времени. В
практику Международного Суда ООН вносятся существенные коррективы. Суд
берется за разработку более демократичных и перспективных концепций
международного права. Он требует неукоснительного соблюдения международных
обязательств от любых государств, оказавшихся в роли ответчиков. Много
нового вносится в процесс судопроизводства. Суд становится более доступным.
Его международное влияние постепенно нарастает.
Все дела, рассмотренные Международным Судом за этот период можно
с определенной долей условности подразделить на несколько основных
категорий в зависимости от предмета разбирательства. Соответственно в
отдельную категорию попадают дела, связанные с ликвидацией остатков
колониальной системы, реализацию права наций на самоопределение и
пользование своими природными богатствами, возмещение ущерба от
колониальной деятельности. К их числу относятся консультативные заключения
по делу о юридических последствиях для государств, вызываемых
продолжающимся присутствием Южной Африки и Намибии (1970-1971 годы) и по
делу, связанному с Западной Сахарой (1974-1975 годы), а также дела,
возбужденные Науру против Австралии о некоторых районах
залежей фосфатных руд в Науру (1989-...годы) и Португалией против
Австралии о Восточном Тиморе (1991-...годы).
Наиболее многочисленную категорию образуют дела, касающиеся
нарушений государствами своих международных обязательств, а также некоторых
общепризнанных принципов и норм международного права. В нее входят дела
1972-1974 годов о рыбных промыслах (Великобритания против Исландии, ФРГ
против Исландии); 1973-1974 годов о ядерных испытаниях (Австралия против
Франции, Новая Зеландия против Франции); 1979-1981 годов о дипломатическом
и консульском персонале США в Тегеране (США против Ирана); 1984-1991 годов
о действиях военного и полувоенного характера в Никарагуа и против этой
страны (Никарагуа против США); 1986-1987 годов о пограничных и
трансграничных вооруженных действиях (Никарагуа против Коста-Рики); 1986-
1992 годов о пограничных и трансграничных вооруженных действиях (Никарагуа
против Гондураса).
Особую категорию составляют дела о делимитации континентального
шельфа между Тунисом и Ливией (1978-1982 годы) и между Ливией и Мальтой
(1982-1985 годы), проведение морской границы в районе залива Мэн между
Канадой и США (1981-1984 годы), пограничном споре между Буркина Фасо и
Республикой Мали (1983-1986 годы), в споре в отношении сухопутных и морских
границ и границей между островами между Сальвадором и Гондурасом (1986 год)
и территориальном споре между Ливией и Чад (1990 -... годы), а также дела
1988-... годов о делимитации спорной границы между Гренландией и Ли-Майеном
(Дания против Норвегии), 1991-... годов о делимитации морской границы между
Гвинеей-Бисау и Сенегалом (Гвинея-Бисаю против Сенегала), 1991-... годов о
проходе через пролив Большой Бельт (Финляндия против Дании), 1991-... годов
о делимитации морской границы и территориальных вопросах между Катаром и
Бахрейном (Катар против Бахрейна).
В порядке апелляционной и квазиапелляционной инстанции
Международный Суд за этот период вынес решения по делам 1971-1972 годов
относительно компетентности Совета ИКАО (Индия против Пакистана) и 1983-
1991 годов об арбитражном решении от 31 июля 1989 года (Гвинея-Бисау против
Синегала) и три консультативных заключения по заявлениям о пересмотре
решений N 158 (1972-1973 годы), 273 (1981-1982 годы) , 333 (1984-1987 годы)
Административного трибунала ООН. В эту же категорию попадает, видимо, дело
1989-... годов о воздушном инцеденте от 3 июля 1988 года (Иран против США).
Часть дел, в частности 1973 года о процессе пакистанских
военнопленных (Пакистан против Индии), 1976-1978 годов о континентальном
шельфе Эгейского моря (Греция против Турции), 1980 года о толковании
соглашения от 25 мая 1951 года между Всемирной организацией здравоохранения
и Египтом, 1984-1985 годов о пересмотре и толковании решения по делу о
континентальном шельфе между Тунисом и Ливией (Тунис против Ливии) и 1988
года о порядке разрешения спора между ООН и США - представляли интерес в
основном с процедурной точки зрения.
Фактически самостоятельные группы дел образуют дело 1987-1989
годов о компании "Элеттроника" (Сша против Италии), связанному с
нацианализацией принадлежащих американскому капиталу итальянских компаний;
консультативное заключение 1989 года о применимости части 22 статьи VI
Конвенции о привилегиях и иммунитетах ООН; дела 1992-... годов, касающихся
вопросов толкования и применения Монреальской конвенции 1971 года,
возникшего в связи с воздушным инцидентом в Локерби (Ливия против
Великобритании; Ливия против США) и ряд других.
Таким образом, несмотря на то, что Международный Суд ООН
обладает юрисдикцией, обязательной только для государств - сторон в споре,
выразивших на это согласие, а также может выносить консультативные
заключения, послужной список нго дел внушителен.
Реестрдел Международного Суда значительно увеличился за
последнее время. Рекордным в этом отношении стал 1992 год: было
зарегистрировано 13 дел. Cегодня на рассмотрение Суда представлено уже 72-
ое дело. Со времени своего учреждения Суд дал 21 консультативное
заключение. А Постоянная Палата Международного Правосудия и Международный
Суд ООН в общем вынесли решение по 101 спорному делу, сделали
консультативные заключения по 48 делам. На данный момент на рассмотрении
Суда находятся 10 спорных дел и 1 дело, по которому Суд может вынести
консультативное заключение.[4]


Участие Международного Суда в

формировании норм международного права

Анализ развития современного международного права и
международных отношений показывает, что Международный Суд превратился в
один из важных центров исследования и толкования современного
международного права. Формулируемые им конценпции, вследствие особого
порядка комплектования этого международного органа, его высокого статуса,
юридической природы выносимых им решений и консультативных заключений
оказывают серьезное воздействие на доктрину международного права и
существенно влияют как на процесс универсализации, так и кодификации
международного права.
Международный Суд не является правотворческим органом. Его
решения не создают и прецедентного права, поскольку они обязательны лишь
для участвующих в деле сторон и лишь по данному делу (статья 19 Статута).
Суд в своих решениях отмечает, что он не является законодательным органом,
его обязанность заключается в том, чтобы применять право таким, каким оно
есть, а не создавать его. В принципе такая позиция не вызывает сомнений. В
силу специфики межгосударственных споров Международный Суд должен особенно
строго придерживаться буквы закона.
Однако, как мы видим, практически зачение актов суда выходит за
эти формальные рамки. Суд не создает прецедентного права, но благодаря
своей юридической обоснованности и авторитета Суда, сформулированные им
положения пользуются большим влиянием. Суд сам ссылается на свои предыдущие
решения. Более того международные организации и государства с большим
уважением относятся к сформулированным Судом положениям. Государственный
секретарь США Д.Раск высказал даже такую точку зрения: "... Возникает
традиция воспринимать мнения Суда как право и поступать в соответствии с
ним"[5].
Любое судебное решение, а особенно решение Международного суда,
всегда в большей или в меньшей степени носит творческий характер. Так как
применяя нормы к конкретным обстоятельствам, Суд раскрывает, углубляет и
конкретизирует их содержание.
Творческое влияние Международного Cуда на международное право
объясняется не формально-правовым моментом, а потребностью права в
подобного рода деятельности и в отсутствии другого органа, способного ее
осуществить. Консультативные заключения по своему общему влиянию на
международное право мало чем отличаются от его решений, так как они
касаются не основополагающих принципов и норм, а конкретных вопросов.
Международный Суд изложил четкое и недвусмысленное понимание
взаимных прав и обязанностей государств, вытекающих из важнейших
общепризнанных принципов и норм современного международного права:
неприменение силы и угрозы силой, невмешательство во внутренние дела других
государств, суверенного равенства, права народов и наций на
самоопределение, свободы международного судоходства. Он провел
разграничительную линию между применением силы в международных отношениях и
актами агрессии, уточнил содержание и границы прав государств на
самооборону и коллективную самооборону. Им была сформулирована концепция
параллельного действия обычной и договорной норм международного права.
Международный Суд способствовал укреплению международно-правового режима,
предусматривающего запрет на испытания ядерного оружия в трех средах. Он
оказал непосредственное влияние на становление некоторых узловых положений
международного морского права в их современном понимании, нашедшем
отражение в Конвенции ООН по морскому праву 1982 года. Ему принадлежит
заслуга в формировании основ международного права делимитации
континентального шельфа и разграничении морских границ.
Теперь хотелось бы остановиться на проблеме взаимосвязи
деятельности Международного суда и национальных судов. Пока доктрина не
уделяет сколько-нибудь значительного внимания этому вопросу. И такое
положение не случайно. Оно отражает реальное положение вещей. Пока эта
взаимосвязь слабо развита. Тем не менее, на мой взгляд, доктрина
недооценивает ее значение. Уже сегодня взаимосвязь могла бы быть более
активной, что принесло бы несомненную пользу, прежде всего национальным
судам.
Причины такого положения многообразны. Во многих случаях вопрос
об осуществлении решений Международго Суда вообще не возникает, поскольку
его задача сводиться к определению правового положения, например,
подтверждению законности той или иной фактической ситуации, установлению
юридического положения сторон. Далее, передача дела на рассмотрение Суда по
соглашению сторон в значительной мере снимает проблему принуждения
осуществления решений. Все это, на мой взгляд, не исключает необходимости
участия национальных судов в исключительных случаях имплементации решений
Международного Суда. В международной практике можно считать широко
принятыми два правила. Первое заключается в признанании национальными
судами обязательной для себя юридической силы за решениями международных
судов по таким впросам, как статус государства или территории,
правопреемство, юрисдикция, установление фактов и т.д. В пример хотелось бы
привести решение Верховного Суда Норвегии по делу Король против Купера от
24 октября 1953 года. Оно основывалось на решении Международного Суда ООН,
который незадолго до этого подтвердил правомерность границы Норвегии.
Приведу еще один пример. В своем решении по делу: "Права граждан США в
Марокко" 1952 года Международный Суд установил, что консульская юрисдикция
США в Марокко была ограничена спорами между американскими гражданами и что,
соответственно, юрисдикция марокканских судов ограничивалась только в этих
пределах. В дальнейшем суды Марокко при определении своей юрисдикции
ссылались на решение Международного суда и отклоняли возражения против их
компетенции, не соответствовавших решению Международного Суда.
Второе правило включало в себя признание национальным судом
толкования международных договорных и обычных норм, содержащихся в решениях
международных судов. Таким образом, у нас есть все основания для вывода о
том, что решения Международного Суда не могут игнорироваться судами
государств при решении дел, связанных с международным правом.
Следовательно, решения Международного Суда должны иметь прямое значение для
национальных судов в следующих случаях:
1) решения и консультативные решения Международного Суда
используются при установлении и использовании норм международного права в
качестве вспомогательных средств. Если Международный Суд использует решения
национальных судов в качестве вспомогательного средства для определения
правовых норм, то тем более это уместно в отношении актов такого
авторитетного органа, как Международный Суд;
2) решение обязывает государство суда и, следовательно, все
государственные органы, включая судебные, должны руководствоваться им;
3) решения определяют объективный режим, например, линию
прохождения государственной границы. В таком случае не только суды
участвовавших в деле государств, но и третьих стран обязаны исходить из
такого решения.



БИБЛИОГРАФИЯ:

1. Кожевников Ф.И., Шармазанашвили Г.В. Международный суд ООН:
организация, цели, практика. Москва, изд. Международные отношения, 1999 г.
2. Крылов С.Б. Международный Суд ООН. Москва, Госюриздат, 1990 г.
3. Международные суды и международное право (сборник обзоров).
Москва, изд. Академии Наук СССР, 1986 г.
4. Международный Суд. Нью-Йорк, издание ООН, Департамент
общественной информации.
5. Полянский Н.Н. Международный Суд. Москва, изд. Академии Наук СССР,
1951 г.
6. Энтин М.Л. Международные судебные учреждения. Москва, изд.
Международные отношения, 1998 г.
7. “Советское государство и право”, 1992 г., N12
8. “Cоветское государство и право”, 1991 г., N11
9. “Советское государство и право”, 1989 г., N8
-----------------------
[1] М. Беджауи, Международный Суд ООН: прошлое и будущее, Московский журнал
Международного права, 1995, N2, стр. 42
[2] И.Ф. Кожевников, Г.В. Шармазанашвили, Международный Суд ООН:
организация, цели, практика, М. , 1971 г., стр. 17

[3] Сборник обзоров, Международные суды и международное право, М.: Академия
наук СССР,1986, стр. 31
[4] М. Беджауи, Международный Суд: прошлое и будущее, Московский журнал
международного права, 1995, N2
[5] Rusk D. The role of I???????????????????????????†??????????nternational
Law in World Affairs, 1964, p. 803





Реферат на тему: Контрольная

Ц е н т р о с о ю з Р Ф
__________________________________


Московский Университет потребительской кооперации



Кафедра международного права



Контрольная работа №1

По предмету: Международное частное право
Вариант № 8.


Группа № 4, ЮС6-128-97



Черноголовка

2000 год



ВАРИАНТ № 8

Тема: Семейное право.

Раскрыть содержание темы:

1. Общая характеристика коллизий законов в области семейного права
различных стран.

2. Кодификация коллизионных норм в Семейном кодексе РФ.

3. Унификация коллизионных и некоторых материальных норм
семейного права в договорах о
правовой помощи, заключенных с другими странами.

4. Многосторонние конвенции по вопросам брачных и семейных отношений.

5. Заключение браков с участием иностранцев. Браки, заключенные за
границей.

6. Значение личного закона иностранца, вступившего в брак. Консульские
браки



В России в последнее время все большее распространение получают
брачно-семейные отношения с участием иностранных граждан. Естественно, в
данных обстоятельствах возникает множество вопросов о применении
материально-правовых норм семейного права. Наряду с особенностями
экономического строя существенное влияние на регулирование семейных
отношений оказывают национальные, бытовые, религиозные особенности и
традиции. Говоря об этом, необходимо, прежде всего, отметить особенности
нашего законодательства в этой области. Согласно Конституции РФ, мужчины и
женщины имеют равные права и свободы. Для семейных отношений характерно
полное равноправие супругов в решении всех вопросов семейной жизни, в том
числе и в отношении воспитания детей.
Законодательство большинства государств исходит из единобрачия
(моногамия). Однако до сих пор в отдельных странах Азии и Африки признается
многоженство (полигамия), сохраняются архаические обычаи уплаты выкупа за
невесту, установлен крайне низкий возраст для вступления женщины в брак.
Все это свидетельствует о дискриминации женщины в семейном праве.
Законодательству и практике ряда стран известны расовые ограничения; не
допускаются браки между людьми разной расы или разного вероисповедания.
В государствах Запада коллизионные нормы семейного права отличаются
большим разнообразием. Брачная правоспособность, то есть само право
вступать в брак, отсутствие препятствий для вступления в брак — все это
определяется в ряде государств личным законом каждого из супругов. В случае
расторжения брака между супругами различного гражданства в ряде стран
применяется законодательство страны гражданства мужа.
В договорах о правовой помощи, заключенных в 80-х годах с Болгарией,
Вьетнамом, Венгрией, Чехословакией, Финляндией, предусматривается, что
форма заключения брака определяется законодательством той страны, на
территории которой заключается брак. В отношении материальных условий
заключения брака специальные правила имеются в договорах о правовой помощи
с Вьетнамом и Чехословакией. Так, согласно ст. 23 договора СССР с
Вьетнамом, этот вопрос решается для каждого из будущих супругов по закону
государства, гражданином которого он является. Кроме того, в отношении
препятствий к заключению брака должны быть соблюдены и требования
законодательства государства, на территории которого заключается брак.
Согласно многосторонней Конвенции о правовой помощи стран СНГ от 22
января 1993 г., условия заключения брака определяются для каждого из
будущих супругов законодательством государства, гражданином которого он
является, а для лиц без гражданства — законодательством государства,
являющегося их постоянным местом жительства. Кроме того, в отношении
препятствий к заключению брака должны быть соблюдены требования
законодательства государства, на территории которого заключается брак.
Согласно ст. б Закона о гражданстве РФ от 28 ноября 1991 г., заключение или
расторжение брака гражданином РФ с лицом, не принадлежащим к гражданству
РФ, не влечет за собой изменения гражданства. Изменение гражданства одним
из супругов не влечет изменения гражданства другого супруга.
Согласно ст.156 и 160 Кодекса о браке и семье РФ, форма и порядок
заключения брака на территории РФ определяются законодательством РФ;
расторжение брака между гражданами РФ и иностранными гражданами или
лицами без гражданства, а также брака между иностранными гражданами на
территории РФ также производится в соответствии с российским
законодательством. Однако условия заключения брака (брачный возраст
и.т.п.) определяются для каждого из лиц, вступающих в брак,
законодательством того государства, гражданином которого лицо является в
момент заключения брака (п.2 ст.156; исключение составляют лица, имеющие
иностранное гражданство наряду с гражданством РФ (по отношению к ним
применяется законодательство РФ, а также лица гражданства нескольких
иностранных государств, которые выбирают законодательство одного из
соответствующих государств. Вместе с этим, на всех без исключения
иностранных граждан, равно, как и на граждан России, распространяются
ограничения, касающиеся обстоятельств, препятствующих заключению
брака, которые сформулированы в ст.14 Кодекса о браке и семье РФ. Браки
между иностранными гражданами, заключенные в России в посольствах или
консульствах иностранных государств, признаются на условиях взаимности
действительными в России, если эти лица в момент вступления в брак являлись
гражданами государства, назначившего посла или консула.
При подаче заявления иностранный гражданин, постоянно проживающий в
России, предъявляет в орган загса наряду с действительным заграничным
паспортом вид на жительство в России. Иностранный гражданин, временно
пребывающий в России, предъявляет в орган загса действительный заграничный
паспорт или заменяющий его документ, зарегистрированный в органе
внутренних дел. Наряду с предъявлением заграничного паспорта (документа,
удостоверяющего личность),иностранный гражданин должен представить в
орган загса перевод его текста на русский язык, верность которого
свидетельствуется консульством (посольством) государства, гражданином
которого является это лицо (страны постоянного проживания лица без
гражданства), министерством иностранных дел или иным соответствующим
органом этого государства либо нотариусом.
Не допускается заключение брака между лицами, из которых хотя бы одно
состоит уже в другом браке, иностранный гражданин при подаче заявления о
вступлении в брак должен представить справку, выданную компетентным
государственным органом или консульством (посольством) государства,
гражданином которого он является, подтверждающую, что он в браке не
состоит, и легализованную в соответствующем консульском учреждении России
или в Консульском управлении МИД России, если иное не вытекает из
международных договоров. Справка должна быть составлена на русском языке
или к ней прилагается перевод текста на русский язык, верность которого
свидетельствуется консульством (посольством) государства, гражданином
которого является это лицо (страны постоянного проживания лица без
гражданства), инистерством иностранных дел или иным соответствующим
органом этого государства либо нотариусом. В справке полностью указываются
фамилия, имя, отчество иностранного гражданина. Если в паспорте
иностранного гражданина отчество не указано, оно не указывается и в
документах для регистрации брака. Справка действительна в течение трех
месяцев со дня ее выдачи. Этот срок исчисляется на день подачи заявления о
вступлении в брак. Лица, состоявшие ранее в зарегистрированном браке,
должны предъявить органу загса документ, подтверждающий прекращение
прежнего брака. Для гражданина России, расторгнувшего брак за границей,
а также иностранного гражданина таким документом может быть решение суда о
расторжении брака, свидетельство о смерти супруга либо другой документ,
подтверждающий прекращение прежнего брака, выданный компетентным органом и
соответствующим образом легализованный, если иное не вытекает из
международных договоров.
Решение иностранного суда либо другой документ, подтверждающий
прекращение брака, должно быть представлено вместе с переводом текста на
русский язык, верность которого свидетельствуется консульским учреждением
России за границей, консульством (посольством) государства, гражданином
которого является иностранный гражданин (страны постоянного проживания лица
без гражданства), министерством иностранных дел или иным соответствующим
органом этого государства либо нотариусом. Это правило относится и к тем
случаям, когда в соответствии с международными договорами такие документы
считаются действительными на территории России.
В связи с тем, что законодательство ряда государств признает
действительными браки граждан этих государств с иностранными гражданами
только тогда, когда лица, вступающие в брак, получили на это разрешение
компетентного органа данного государства, орган загса при приеме заявления
должен выяснить у заявителей, требуется ли получение такого разрешения от
компетентного органа государства, гражданином которого является
иностранный гражданин. В том случае, когда законодательство требует
получения от компетентного органа специального разрешения на брак с
иностранцем, а иностранный гражданин такого разрешения не имеет, орган
загса при приема заявления должен разъяснить вступающим в брак, и в
первую очередь российскому гражданину (гражданке), что их брак может быть
признан недействительным в стране, гражданином которой является иностранный
гражданин, со всеми вытекающими из этого последствиями. Если, несмотря на
такие разъяснения, заявители настаивают на регистрации брака, этот брак
регистрируется, а в записи акта о заключении брака делается отметка о том,
что лица, вступающие в брак, ознакомлены с действующими в соответствующем
государстве порядком и условиями вступления в брак с иностранцами.
Процедура разъяснения в случаях такого рода имеет существенное значение,
поскольку наш гражданин, вступающий в брак с иностранцем, должен знать
заранее, что не исключено, что он не будет пользоваться в государстве
гражданства другого супруга, а также в третьей стране ни личными, ни
имущественными правами супруга, и будет ощущать ряд других отрицательных
последствий, вызванных возможным непризнанием действительности брака за
рубежом.
Наше законодательство допускает заключение на территории РФ так
называемых консульских браков, то есть браков, регистрируемых в иностранных
дипломатических или консульских представительствах.
Браки между иностранными гражданами, заключенные в РФ в посольствах
или консульствах иностранных государств, признаются на условиях взаимности
действительными в РФ, если лица в момент вступления в брак являлись
гражданами государства, назначившего посла или консула (ст. 161 Кодекса
законов о браке и семье РСФСР). Из этого следует, что такой брак будет
признан нашими органами власти действительным при условии: а) наличия
взаимности, то есть если в соответствующем иностранном государстве
допускается регистрация брака в российском посольстве или консульстве; б)
когда оба лица, вступающие в брак, являются гражданами страны, назначившей
дипломатического или консульского представителя.
Консульские конвенции, заключенные с другими странами, допускают
регистрацию консулом браков граждан своей страны. В большинстве таких
консульских конвенций (с Болгарией, Румынией, ФРГ, Чехословакией, Швецией и
др.) предусматривается, что консул имеет право регистрировать браки
согласно законодательству представляемого им государства при условии, что
оба лица являются гражданами представляемого государства. Лишь в отдельных
соглашениях это правило сформулировано несколько иным образом (например,
согласно консульской конвенции с КНР, консул имеет право регистрировать
браки «в соответствии с законодательством представляемого государства и
если это не противоречит законодательству государства пребывания»). В
консульских конвенциях с Кубой и Финляндией указывается, что консул
регистрирует браки в тех случаях,когда он управомочен на это представляемым
государством и при условии соблюдения законодательства страны пребывания. В
консульских конвенциях предусматривается уведомление местных органов о
произведенной в консульстве регистрации брака, если это требуется по
местным законам.
Согласно консульской конвенции с США, консулы могут регистрировать
заключение и расторжение браков, когда оба лица, вступившие в брак или
расторгающие его, являются гражданами представляемого государства, а также
принимать заявления, касающиеся семейных отношений гражданина
представляемого государства, если это не запрещается законодательством
государства пребывания (п. 7 ст. 7). Граждане Российской Федерации могут
вступать в брак с иностранцами, как в РФ, так и за границей. Такие браки
могут заключаться с соблюдением формы брака, установленной законом места
его совершения, то есть в соответствии с законодательством того
государства, в котором заключается брак. Будут ли такие браки, заключенные,
например, в муниципалитете, мэрии или ином органе иностранного государства
или же по религиозному обряду, если заключение брака в такой форме возможно
в данном государстве, впоследствии признаны в России? Наше законодательство
о браке и семье отвечает на этот вопрос утвердительно.

Брак признается в РФ, если при его заключении не были нарушены материальные
условия, необходимые для вступления в брак по российским законам. Это
правило понимается в РФ следующим образом: материальные условия
действительности брака для лица, состоящего в нашем гражданстве, должны
всегда определяться по нашему праву, независимо от места совершения брака.
Что же касается иностранца, вступившего в брак с российским гражданином за
границей, то от него нельзя требовать соблюдения всех предусмотренных
российским законодательством материальных условий вступления в брак; не
может, например, быть признан недействительным такой брак на том основании,
что применительно к иностранцу не были соблюдены условия о брачном
возрасте, предусмотренные нашим законом. Относительно же формы брака
условия его действительности иные: брак, заключенный с соблюдением формы,
установленной законом места его совершения, признается в РФ даже в том
случае, если такая форма брака неизвестна Российскому законодательству.



Задачи:

1. Российская гражданка К. после регистрации брака с французским
гражданином, сохраняя российское гражданство, получает также и Французское
гражданство. Впоследствии, желая расторгнуть брак, она обращается в
Мосгорсуд с иском о расторжении брака и разделе имущества по нормам
российского права. Ее супруг, не возражая против расторжения брака,
настаивал на том, что раздел имущества должен быть произведен по
французскому законодательству, поскольку оба супруга имеют общее
гражданство.

Обладая двойным гражданством, должна ли К. рассматриваться судом как
Французская гражданка?
Законодательством какой страны регулируется личные и имущественные
правоотношения супругов в соответствии с договорами о правовой помощи по
гражданским, семейным и уголовным делам?
Как разрешить возникшую коллизию, предположив, что К. вышла замуж за
гражданина ФРГ, на территории которой супруги имели совместное
местожительсттво?


Статья 3 Закона «О гражданстве Российской Федерации» (в ред. закона РФ от
17 июня 1993 г. N 5206-1) гласит что, граждане Российской Федерации,
имеющие также иное гражданство, не могут на этом основании быть ограничены
в правах, уклоняться от выполнения обязанностей или освобождаться от
ответственности, вытекающих из гражданства Российской Федерации.
Следовательно, согласно законодательству о браке и семье, расторжение
браков российских граждан с иностранными гражданами, а также браков
иностранных граждан между собой в РФ производится по российскому
законодательству. Это означает, что указанные лица вправе расторгнуть брак
как в суде, так и в органах загса (при наличии необходимых условий,
установленных законом). Российский суд рассматривает дела о расторжении
брака нашего гражданина с иностранцем и в тех случаях, когда оба супруга
проживают за границей. Кроме того, в нашем суде возможно рассмотрение дела
о разводе супругов — российских граждан и в тех случаях, когда такие
супруги проживают за границей (ст.166 СК РФ).
Личные и имущественные права и обязанности и обязанности скпругов
определяются законодательством государства, на территории которого они
имеют совместное место жительства, а при отсутствии совместного места
жительства законодательством государстваЮ на территории которого они имели
последнее место жительства. Личные неимущественные и имущественные права и
обязанности супругов, не имевших совместного места жительства, определяются
на территории РФ законодательством РФ.



2. В 1983 г. российская гражданка М. обратилась с иском в городской суд
Санкт-Петербурга с просьбой расторгнуть ее брак с гражданином Греции К.,
который, в свою очередь, предъявил встречный иск о признании брака
недействительным. Свое требование он обосновал тем, что данный брак был
зарегистрирован только органами ЗАГСа в России в соответствии с нормами
российского законодательства, но в нарушение предписаний греческого закона,
который требует совершения брака в религиозной форме. Как утверждал К.,
данное требование греческого закона является существенным условием
заключения и действительности брака, а также представляет собой элемент
личного статуса, определяемого в соответствии с греческим законом, и
несоблюдение этого требования делает брак недействительным.
Что такое формальные и материальные (существенные) условия
действительности брака? В соответствии с какими коллизионными привязками
определяется закон, регулирующий указанные условия?
По закону какой страны суд должен квалифицировать формальные и материальные
условия действительности брака?
Что «такое "хромающие" браки?
Как решить данное дело?


Условия регистрации брака делятся на материальные и формальные.
Материальными считаются позитивные или негативные требования, с наличием
или отсутствием которых связан вопрос о действительности брака (достижение
брачного возраста, наличие дееспособности, отсутствие родственных связей).
Формальные условия брака - это требования процедуры его оформления.
Материальные условия вступления в брак иностранцев определяются не по их
национальному закону, а по нашему закону. Кодекс о браке и семье
устанавливает, что браки не могут быть заключены между лицами, если хотя бы
одно из них уже состоит в другом браке, поэтому гражданин страны, которому
его национальный закон разрешает многоженство, не может вступить в брак в
РФ, если он состоит в другом браке, заключенном вне пределов РФ. Иностранец
не вправе требовать регистрации брака, несмотря на то, что закон страны его
гражданства допускает многоженство. В некоторых мусульманских странах
(Турции, Ираке) полигамия не допускается.При вступлении в брак иностранцев,
так же как и при вступлении в брак наших граждан, проверяется, нет ли
препятствий к заключению брака, и, прежде всего, не состоят ли такие лица в
другом браке. Обязанность сообщать о препятствиях к вступлению в брак лежит
на лицах, вступающих в брак. Браки наших граждан с иностранными гражданами,
а также браки иностранных граждан между собой заключаются в РФ по
российскому законодательству (ст. 161 Кодекса о браке и семье). Иными
словами, в этой области применяется коллизионный принцип «места заключения
брака». Брак заключается в форме, предусмотренной нашим законодательством,
то есть регистрируется в бюро записи актов гражданского состояния (загсе) в
соответствии с установленными для такой регистрации правилами. Заключение в
РФ брака по религиозному обряду не порождает юридических последствий, хотя
бы отечественный закон и признавал такие браки. Брак, заключенный в одном
государстве в соответствии с законом места его заключения, может быть не
признан в другом государстве, что порождает так называемые «хромающие
браки».

Список литературы:



1. Богуславский М.М. "Международное частное право". Москва, 1994.

2. Марыиева Н.И., Хлестова И.О. "Правовое положение российских граждан за
границей". Москва, 1994.

3. Семейный кодекс РФ.

4. Кодекс о браке и семье РСФСР.







Новинки рефератов ::

Реферат: Методы сбора социологической информации (Социология)


Реферат: Восстановление физической работоспособности (Физкультура)


Реферат: Социометрия, отчет по результатам исследования (Социология)


Реферат: Социально-психологический тренинг (Психология)


Реферат: Открытие Южной Америки португальцами и испанцами (География)


Реферат: Стресс сельскохозяйственных животных (Сельское хозяйство)


Реферат: "Лишние люди" в произведениях Тургенева (Литература : русская)


Реферат: Воспитание сопереживания у дошкольников в процессе ознакомления с животным миром (Педагогика)


Реферат: Драма «Пучина» и ее место в драматургии А.Н.Островского (Литература)


Реферат: Методика преподавания написания сочинения в начальных классах (Педагогика)


Реферат: История государства и права (Право)


Реферат: Банки и банковская система (Деньги и кредит)


Реферат: Договор купли-продажи (Гражданское право и процесс)


Реферат: Ответы на вопросы по философии нефилософских специальностей (Философия)


Реферат: "Моя мама самая лучшая" (Литература)


Реферат: Агропроизводственная группировка почв (Сельское хозяйство)


Реферат: Особенности оценки стоимости имущества, арестованного на основании судебного решения для его продажи в рамках исполнительного производства (Бухгалтерский учет)


Реферат: Рынок ГКО в Беларуси (Менеджмент)


Реферат: Механизм государственного управления (Политология)


Реферат: Изобретение книгопечатания (История)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист