GeoSELECT.ru



Литература : русская / Реферат: творчество Апухтина (Литература : русская)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: творчество Апухтина (Литература : русская)




Реферат

"Творчество Апухтина А. Н."



Ученика 10А класса
средней школы №3
Попова Антона



2001 г.
План:

1. Идейно–художественное своеобразие творчества Апухтина А.Н.
2. Становление поэта, первые публикации.
3. Поэт "чистого искусства".
4. Влияние великих современников XIX века на творчество Апухтина А.Н.
5. Мое отношение к творчеству Апухтина А.Н.

Апухтин А. Н. был одним из наиболее проницательных в русской
литературе поэтов – философов. В его творчестве в яркой форме соединились
идейное содержание с исключительной поэтической силой. Верное прочтение
Апухтина действительно возможно лишь на фоне поэтической традиции. Его
стихотворения насыщены литературными ассоциациями и цитатами, рассчитанными
на узнавание, и, чтобы быть правильно истолкованными, они должны постоянно
соотноситься с поэзией предшественников.
Психологическая лирика Апухтина во многом учитывает достижения русской
прозы второй половины 19 века. Поэту удается передать сложность,
многослойность человеческой психики. Каждое стихотворение поэт наполнил
искренним лиризмом и тончайшим психологизмом.

Апухтин Алексей Николаевич родился в Орловской губернии
17(29).07.1840, поэт–прозаик. Из старинного дворянского рода Апухтиных. С
детских лет его связывала теснейшая дружба с матерью, Марией Андреевной.
Она была женщиной ума замечательного, одаренной теплым сердцем и самым
тонким изящным вкусом. "Ей обязан я порывами сердца высказывать свои
ощущения". В 1852 году Апухтин был определен в Петербург, в училище
правоведения, где возникла его дружба с П.И. Чайковским. Апухтин проявил
блестящие способности, знал наизусть много стихов А.С. Пушкина и М.Ю.
Лермонтова, пытался сочинять сам. Как свидетельствует М.И. Чайковский,
автор наиболее полной биографии Апухтина, он был представлен И.С. Тургеневу
и А.А. Фету, которые ему покровительствовали. При содействии директора
училища А.П. Языкова в газете Русский инвалид" (1854, 6 ноября) появилось
первое стихотворение Апухтина "Эпаминонд", посвященное памяти
администратора В.А. Корнилова. По окончании училища (1859 год) Апухтин
поступил в Министерство юстиции и, дослужившись до младшего помошника
столоначальника, в 1862 году уехал в свое родовое имение в Орловскую
губернию. В 1863–65 годах – состоял старшим чиновником особых поручений при
орловском губернаторе, вел следственные дела (список – ЦГИА, ф. 1284, оп.
67, д. 121). Участвовал в местной печати. Вернувшись в 1865 году в
Петербург, он окончательно отказался от карьеры чиновник – был только
номинально причислен к Министерству внутренних дел (с 1867 года надворный
советник).
В 1859 году в "Современнике (№9; с цензурными изменениями) напечатано
девять стихов под общим заголовком "Деревенские очерки", где среди прочих
звучали и социальные мотивы ("Уныние пустых полей", "Ожидание свободы").
Гедонизм, присущий натуре Апухтина, со страстью отдававшегося наслаждениям
и призиравший труд как "величайшее наказание, посланное на долю человека"
вкупе с полемическим индифферентизмом определили его позицию – не
обремененного обязанностями светского человека в жизни, сочинителя –
дилетанта в поэзии (впрочем весьма тщательно работавшего над своими
стихами). С писателями "он сталкивался только как светский человек. Личные
отношения не играли никакой роли ни в его литературной деятельности, ни в
его жизни" (Чайковский М., Биографический очерк, с.XXIX). В сатирических
куплетах "Дилетант" (изд. 1896г.) открещиваясь от русского "Парнаса", с его
"разночинным" духом, Апухтин с полемическим вызовом повторяет "Я дилетант,
я дилетант". В своем дилетантизме как в форме творческого поведения – в
отличие от простого любителя – Апухтин ориентируется, скорее всего,
несознательно, на образ поэта начала 19 века, когда писательство лишь
становилось профессией. В некрологе Апухтина отмечалось: он относится к
искусству "согласно старым дворянским преданиям – слижи ему с гордостью
боярина и с презрением к ремеслу литератора" (РВ, 1893, №10, с.328). "Питая
отвращение к типографическому станку", который "обесчещивает" созданное
произведение (письмо Г.П. Карцову от 2 марта 1885г.), Апухтин допускал
широкое переписывание своих стихов. Примечательно, что своих рукописей он
не хранил (частью они были утеряны, частью уничтожены им самим); многие
стихи вписывались в тетради (как в начале 19 века – в альбомы) его друзьями
– Е.А. Хвостовой, Карцевым, роль которого в собрании стихов Апухтина
особенно велика. Вмете с тем в его интимной лирике уже тогда преобладали
меланхолические настроения : "Доля печальная, жизнь одинокая,/ Слез и
страданий цепь непрерывная.." ("Жизнь", 1856г.). Обе грани дарования
Апухтина проявились при его вступлении в литературу : в конце 50–х – начале
60–х годов успехом пользовались как его пародии и "переправы", напечатанные
в "Иллюстрации" и "Искре" (анонимно под псевдонимом Сысой Сысоев), так и
проникновенно–лирический цикл стихотворений "Деревенские очерки"
("Современник".– 1859 – №9). Юмористические, жизнерадостные стихи и
элегическая, подчас безысходно трагическая интонация соседствовали и в
зрелом возрасте Апухтина, отражая разные стороны его личности.
Со страниц большинства воспоминаний о поэте встает образ неистощимого
остроума, изобретательного шутника, блестящего импровизатора, чьи
каламбуры, быстро разносившиеся по Петербургу, были далеко не безобидны;
такова эпиграмма на министра внутренних дел А.Е Тиматева,
скульптора–дилетанта: "Он лепит, правда, хорошо/ Но министерствует нелепо".
Однако мемуаристы заметили лишь внешнюю канву поведения поэта –
культивируемый им самим образ беззаботного стихотворца. Из его частной
переписки, где остроты тонут в потоке горьких жалоб, вырисовывается иная
сторона личности Апухтина – ранимая натура, хорошо знакомая по его лирике.
Повышенной уязвимостью и мнительностью поэта объясняется полная крутых
поворотов его творческая судьба.
Принятый по началу исключительно благосклонно литераторами различной
ориентации – его поддержали А.А. Фет, считал "подающим надежды" Н.А.
Добролюбов (Добролюбов Н.А. Собр. соч. – М.; Л., 1964. – Т.9. – с.385),
опекал Тургенев, ценил Н.А. Некрасов, печатал в журнале "Время" Ф.М.
Достоевский, а в начале 60гг., когда обострилась общественно–литературная
борьба, Апухтин стал мишенью резких критических нападок , а то и насмешек.
В. Курочкин иронизировал над его лирическим циклом "Весенние песни" (Искра.
– 1860. – 29 апреля. – №16. – с.170), А.А. Минаев пародировал стихотворение
"Современным витиям" (Русское слово. – 1862. – №3. – отд.III., – с.5–7),
Добролюбов негативно отзывался о его лирике в целом (Добролюбов Н.А. Собр.
соч. – Т.7. – с.241). Реакция Апухтина, очевидно, была столь острой, что он
перестал печататься, оставил службу, вернувшись к себе на родину, и надолго
был забыт читательской аудиторией.
Отныне поэт "уединенный дилетант" (–Апухтин) в искусстве, по
возвращению через 3 года, держится в стороне от литературных кругов, мало
пишет, ведет светский образ жизни, изредка выезжая за границу и в
провинцию. Его стихотворения получают хождение "по рукам", декларируются
чтецами–любителями, служат основой многих популярных романсов ("Ночи
безумные, ночи бессонные"), музыку к которым писал П.И. Чайковский. Лишь
начиная с 70–х годов произведения Апухтина изредка просачиваются в печать
(газета "Гражданин", журнал "Новь", "Русская мысль", "Северный вестник" и
др.).
Неудивительно, что первый лирический сборник, выпущенный Апухтиным уже
в немолодом возрасте в 1886 году, заново открыл его творчество широкой
публике. Быстро раскупленный, а затем еще дважды переизданный при жизни
Апухтина, он получил значительный резонанс в печати; некоторые рецензеры
рассматривали томик его стихов как знамение надвигающейся поэтической эпохи
(Русская мысль. – 1886. – №5. – с.311–313). Единодушное восхищение вызывали
эмоциональность, мелодичность его лирики и, главное – удивительный
психологизм, поныне дающий основания исследователям сближать поэзию
Апухтина с прозой его великих современников. Так в стихотворной новелле "С
курьерским поездом" (начало 70 гг.) ощутимо влияние толстовского
психологизма: авторский, объективный рассказ "перетекает" во внутренний
монолог героев, раскрывая их меняющееся состояние мира, случайных деталей
бытовой обстановки: "И стало весело ей вдруг при мысли той,/ Все оживилося
в ее воображенье!/ Сидевший близ нее и спавший пассажир/ Качался так
смешно, с осанкой генерала,/ Что, глядя на него и на его мундир,/ Бог знает
от чего, она захохотала". К психологической новелле тяготит и одно из
лучших произведений Апухтина – поэма "Год в монастыре" (1883), написанная в
излюбленной Апухтиным дневниковой форме, но выходящая за рамки интимной
проблематики, господствующей в творчестве поэта; здесь драматически остро
звучат философские мотивы.
Успех сборника Апухтина вывел его на авансцену литературной жизни: его
имя стало часто упоминаться в критических обзорах, одно за другим выходят
его собрания сочинений (семь изданий с 1895 года по 1912 год), его взгляды
на искусство стали предметом общего, хотя и не всегда сочувственного
внимания. Так, после письма Апухтина к Л.Н. Толстому с осуждением
нравственной проповеди писателя и призывам вернуться к художественному
творчеству (см.: Литературное наследство. – М., – 1939. – т.37–38. –
с.441–442) за Апухтиным утвердилась репутация поэта "чистого искусства" и о
нем отзывались крайне критично многие литераторы, в частности Л.Н. Толстой
и Н.С. Лесков. Тем не менее в 90–х годах интерес к творчеству Апухтина
возрос, что объясняется отчасти литературными вкусами предсимволистской
эпохи, чутко откликнувшейся на "неуловимо тонкие формы поэтического
настроения" Апухтина (Волынский А. (А.Л. Флексер). Литературные заметки//
Северный вестник. – 1891. – №11. – Отд.II, – с.140–141), на "усталую,
настроенную на минорный лад" интонацию. Хотя младшие современники Апухтина
с горечью писали об отсутствии в его творчестве стройного мировоззрения,
тем не менее они высоко ценили глубокую связь поэта с "золотым веком"
русской лирики – с поэтическим преданием первых десятилетий XIX века.
Верное прочтение Апухтина действительно возможно лишь на фоне
поэтической традиции. Его стихотворения насыщены литературными ассоциациями
и цитатами, рассчитанными на узнавание, и что бы быть правильно
истолкованными, они должны постоянно соотноситься с поэзией современников.
Так, стихотворения Апухтина "Прощание с деревней" (1858г.) и "Приветствую
вас, дни труда и вдохновенья…" (1870г. и 1885г.) отчетливо ориентированы на
пушкинскую "Деревню"; начало стихотворения "Судьба" (1863г.) построено на
ритмико–тематических перекличках с "Анчаром"; а в стихотворении "К морю"
(1867г.) разработаны мотивы пушкинских элегий "Погасло дневное светило…" и
"К морю". Апухтин – лирик сформировался в "поэтическую" эпоху 50–х годов,
высоко чтившую Пушкина; простота и гармония пушкинского стиха остались до
конца жизни идеалом поэта. Однако по–своему мироощущению, Апухтин куда
ближе Лермонтову. Как и у Лермонтова, в его поэзии лирическое "Я" -–в
непримиримом противоречии с "толпой бездушной" ("В театре", 1863г.);
излюбленный Апухтиным мотив "светская жизнь – сцена" окрашен в
лермонтовские тона; и наконец, в творчестве Апухтина выражена
по–лермонтовски звучащая жажда приобщения к вечным ценностям – природе,
вере, несущим успокоение измученной душе: "Я хочу во что–нибудь да верить,/
что–нибудь всем сердцем полюбить!" (Современным витиям", 1861г.). В поэзии
Апухтина ощутимы и отголоски поэзии Ф. И. Тютчева ("Ночь в Монплезире").
" Но разум понимает,
Что в сердце есть у нас такая глубина,
Куда и мысль не проникает;
Откуда, как с морского дна,
Могучим трепетом полна,
Неведомая сила вылетает
И что–то смутно повторяет,
Как набежавшая волна".
Вместе с тем традиционно поэтическая лексика и фразеология нередко
уживаются в лирике Апухтина с прозаическим словом: "бездна роковая", "тоска
уединения" – с выражениями "по горло он погряз", мчался "на всех парах";
"страсти пламень беспокойный" – с выражениями "хоть тресни". Подобно
Некрасову, хотя и не так смело и не с такой интенсивностью Апухтин вводит в
поэзию прозаические детали и злободневную тематику. Ряд его стихотворений
представляет собой монолог человека, отделенного от автора психологическим
и социальным барьером (см. "Венеция", 1874 г.; "Письмо", 1882 г.) –
явление, близкое "ролевой" лирике Некрасова. Порой Апухтин обращался к
чисто некрасовским, драматургически–повествовательным, сюжетным принципам
развития темы ("В убогом рубище, недвижна и мертва…" 1871г.). В
стихотворениях из цикла "Деревенские очерки", как и в последующих за ними,
явственно ощутимы также следы воздействия Некрасова. "Деревенские очерки"
не только выдержаны в близком к стилю Некрасова поэтическом ключе, но и
схожи с его стихотворениями по мыслям и поэтическим средствам выражения.
Так, в стихотворениях "В полдень", "Проселок", "Песни", "Селение" поэт с
глубокой, некрасовской болью говорит о нищете и разорении русской деревни,
о родной земле, "политой слезами", о полях, смоченных "кровавыми слезами".
По–некрасовски Апухтин выражает веру в лучшее будущее своей родины, в то
что "полные сил молодых" "заунывные звуки" "с первым призывом" "грянут…из
оков / К вольным степям, к нескончаемым нивам, / В глубь необъятных лесов".
Пусть тебя, Русь, одолели невзгоды,
Пусть ты – уныния страна…
Нет, я не верю, что песня свободы
Этим полям не дана!
("Песни" (60))
В стихах поэта заметна инерция стиховых форм Некрасова, его
напряженно–драматическая, скорбная интонация. По примеру Некрасова Апухтин
активно включает в свой поэтический словарь бытовую лексику и прозаические
детали. А небольшое, в двенадцать строк, стихотворение "В полдень",
обладает широким эпическим фоном и в этом соотносимо с некрасовским
стихотворением "На родине".
Как стелется по ветру рожь золотая
Широкой волной
Как пыль поднимается, путь застилая
Густою стеной!
Как грудь моя ноет тоской безымянной,
Мученьем былым…
О, если бы встретить мне друга нежданно
И плакать бы с ним!
Но горькие слезы я лью только с вами,
Пустые поля…
Сама ты горька и полита слезами,
Родная земля!
Но, пожалую больше всего отражений некрасовской поэзии находим в
отрывках из поэмы "Село Колошовка" (1864г.), навеянных впечатлениями жизни
поэта в родных местах (в период службы в Орле 1863–1864 гг.).Отчетливо
просматривающийся в фрагментах поэмы социальный аспект отражения народной
жизни, сочувственный показ картины "унылой" природы, "бессмысленной вражды"
поколений, тяжкой доли женщины, весь век живущей "рабынею опальной / Под
гнетом тяжкого труда", выдержанная в суровых тонах сцена свадьбы и
самоубийства невесты, немереная, ненавязчивая прозаизация поэтической речи
– все это очень близко по духу настроениям Некрасова.
Творческое освоение Апухтиным традиций Некрасова не исключало, однако,
полемики с ним. И это вполне закономерно. В стихотворении "К поэзии" ("В
эти дни ожидания тупого…", 1881г.), написанном в связи с террористической
деятельностью "Народной воли" и убийством Александра II 1 марта 1881 года,
Апухтин отмежевывается от Некрасова, заявляя о себе как о противнике
демократической поэзии и стороннике "чистого искусства". Явственная
полемика с Некрасовым звучит в следующих строках, обращенных к "волшебнику"
поэзии:
От насилий, измен и коварства,
От кровавых раздоров людских
Уноси в свое в свое светлое царство
Ты глашатаев верных своих!
По своему трагическому мироощущению Апухтин ближе всего к Лермонтову.
Многие его стихотворения сверкают энергией лермонтовской поэзии. В них
находим мы типичные лермонтовские мотивы неразделенной "роковой" любви,
измены женщины, не оценившей возвышенных чувств друга, темы одиночества,
"тоски нестерпимой", неудовлетворенности жизнью, невозможности
взаимопонимания между людьми (см.: "Поэт", "Ночью",– 1855г.; "После бала",–
1857г.). В лермонтовские тона окрашен мотив бездушие и лицедейства людей
"светского" круга с их "взглядами притворными". Поэту чужд скучный мир этой
"толпы немых видений", ему претит страсть "светских" людей к мишуре, их
преклонение перед дешевой славой ("Публика. Во время представления
Росси",1877 г.).Отзвуки стихотворения Лермонтова "Умирающий гладиатор"
слышим в апухтинском "Шарманщике"(1885).Ассоциации с его поэзией возникают
в стихах "Подражание арабскому"(1885), через отголоски "Трех пальм", а
также "Песни араба над могилой коня" Жуковского и "Подражая Корану"
Пушкина. Аллюзии на лермонтовскую "Думу" можно увидеть в стихотворении "Мое
оправдание" (1858г.) Значительным воздействием Лермонтова отмечены поэмы
"Год в монастыре" (1883г.) и "Из бумаг прокурора" (1888г.). В которых
раскрыт основной образ поэзии Апухтина – усталого, разочарованного,
изверившегося человека. В центе первой из упомянутых поэм,– герой,
убежавший в монастырь из "мира лжи, измены и обмана". В "святой обители" он
пытается обрасти покой, но эта мечта оказывается тщетной:
Напрасно переплыл я океан безбрежный,
Напрасно мой челнок от грозных спасся волн,–
На камни острые наткнулся он нежданно,
И хлынула вода, и тонет бедный челн
В виду земли обетованной.
Герой поэмы "Год в монастыре" наделен аналитическим сознанием. Это тот
"человек внутри", который стал объектом пристального художественного
внимания Лермонтова в его стихах и в романе "Герой нашего времени". А его
монологи–признания с их напряженным пафосом лирической исповеди сродни
монологам–признаниям героев лермонтовской лирики.
Что касается влияния Тютчева на лирику Апухтина, близко по духу и
колориту к Тютчеву стихотворение Апухтина – "Осенние листья" (1868г.), в
котором, наряду с предметным планом, легко просматривается второй,
символический план: за "грустной повестью" осенних листьев угадываются
жалобы человека на краткосрочность индивидуальной жизни. Жалуясь на свою
"гнетущую судьбу", на то, что скоро охватит их "холодными руками" зима,
листья вместе с тем "счастливы", от того, что "Нам жизнь милей в
прощальный час / Смотри, как золотом облит наш парк печальный, / Как
радостно цветы в последний раз блестят, / Смотри, как пышно – погребально /
Горит над рощами закат./"
"Нам жизнь милей в прощальный час" – отголосок тютчевского: "Как
увядающе мило! / Какая прелесть в нем для нас, / Когда, что так цвело и
жило, / Теперь, так немощно и хило, / В последний улыбнется раз!…"
В стихотворении "Памяти Ф.И. Тютчева" (1873 – 1875 гг.) Апухтин создал
обаятельный образ "седого старика", / С улыбкой едкой, с душою
благосклонной"; Апухтин отмечает силу, мощь, поразительную точность
поэтического слова Тютчева: "Искусства, знания, события наших дней – / Все
отклик верный в нем будило неизбежно, / И словом, брошенным на факты и
людей, / Он клейма вечные накладывал небрежно." Язвительный смех Тютчева,
по словам Апухтина, мирил людей с "жизнью", а его "светлый лик" – с
"человеком".
Психологическая лирика Апухтина во многом учитывает достижения русской
прозы второй половины XIX века. Поэту удается передать сложность,
многослойность человеческой психики, диалектичность
нравственно–психологического состояния человека. Он понимает, что
противоречивая сложность переживаний далеко не выражается в произносимом
слове и действиях. Апухтин пишет "между строк". Глубокая человечность,
искренность и окрыленность чувства, тонкий, изящный психологизм роднят
лирику Апухтина с прозой его великих современников. Старые и новейшие
исследователи обратили на это внимание. Так, отмечена связь поэмы "Из бумаг
прокурора" с прозой Достоевского, в частности с разработкой им темы выбора,
включая выбор самоубийцы.
Кирилов из "Бесов" создает целую теорию самоубийства. Герой Апухтина,
подобно Кирилову, обостренно переживает ценность бытия. Оба они отличаются
жизнелюбием, неожиданным у этих апологетов самоубийства. В "Бесах" эмблемой
"живой жизни" и органической "нутряной" связи с ней служит лист зеленый,
яркий, с жилками; в поэме Апухтина – ярко зеленеющие ветви клена и тоже
лист. Кирилов и апухтинский лирический герой жизнь любят больше, чем смысл
ее.
Психологическая аналитика, открытая Достоевским в сфере душевной
жизни, не могла пройти мимо внимания поэта высокой культуры, ставшего
знаменем своего времени. С традицией Достоевского взаимодействует и такое
стихотворение Апухтина, как "Сумасшедший" (1890г.). В нем – та же глубина
постижения больной человеческой психики, та же боль за судьбу затравленного
человека, в состоянии безумия возомнившего себя всенародно избранным
королем: "Близ солнца, на одной из маленьких планет / Живет двуногий зверь
некрупного сложенья, / Живет сравнительно еще не много лет / И думает, сто
– он венец творенья…"
Очень похожими оказались апухтинское стихотворение "Гремела музыка,
горели ярко свечи" (1858г.) и тургеневская "Ася". В короткий
пространственный промежуток апухтинского стихотворения заключена целая
история драматических отношений героев, начиная от зарождения чувств и
кончая их разрывом, – ситуация довольно близкая той, о которой мы узнаем из
тургеневской "Аси". Та же нерешительность героя, от которого "жаждет
признанья" любимая женщина. То же запоздалое его раскаяние в своем неверии
и бездействии.
Конечно, невозможно со всей определенностью заявить в данном случае о
прямых влияниях и взаимодействиях – скорее всего, переклички вызваны
патологической общностью художественных восприятий. Хотя велик соблазн
заподозрить Тургенева в том, что он, создавая "Асю", "думал" апухтинскими
стихами. Или, наоборот, Апухтин, создавая стихи, "держал в душе"
тургеневскую повесть. Как бы то ни было, нельзя не поразиться удивительному
сходству той сюжетной "канвы", по которой поэт и прозаик "вышивают" свои
"узоры", раскрываю психологию своих героев.
В стихотворении Апухтина пунктирно намечены основные фазы душевных
состояний лирического героя (не верил, томился, плакал), те стадии, через
которые, собственно, прошло чувство тургеневского героя и которые в "Асе",
естественно,– в силу специфики жанра повести – получили развернутое
освещение. Стихотворение захватывает нас экономией речевых средств,
необычайной выразительностью, достигаемой паузами (отмеченными в тексте
многоточиями), параллелизмами – интонационными, лексическими,
синтаксическими. Усиливает интонацию выразительность стиха, заключая каждую
строфу в своеобразную анафору – рефрен, которая вместе с тем несет на себе
большую смысловую нагрузку, запечатлевая "вершинные" моменты
психологических состояний лирического героя в сценах бала, "последнего
прощания" и во время нахождения его в пути. В самой ситуации стихотворения
заложено огромное психологическое напряжение.
Конечно, сюжет "Аси" более трагичен, чем сюжетная канва стихов
Апухтина (это объясняется тургеневской концепцией любви как трагической
вечной универсальной стихии), он и социально обусловлен, но мы говорим о
своего рода психологической загадке – тех незримых линиях–связях, которые
устанавливаются между поэтами и неожиданно обнаруживаются в процессе
исследования сходных психологических феноменов. Апухтин и Тургенев, при
всех их индивидуальных различиях, при ближайшем рассмотрении находятся в
тесном живом общении, взаимодействуя между собой.
Обладая несомненно высоким художественным даром Апухтин не боялся
вводить в свои стихи образы и мотивы современников и предшественников – ему
не угрожала опасность быть в поэзии простым подражателем, эпигоном типа
Подолинского. Поэзия его не вторична, она свежа и оригинальна: ее питали не
чужие образы, а сама жизнь. Можно смело урверждать, что все лирическое
творчество Апухтина – это попытка, и весьма удачная и, может быть не до
конца нами оцененная, передать средствами художественного слова "такую
глубину" в сердце человека, "куда и мысль не проникает", выразить словами
сложные и неуловимые душевные порывы и переживания. Каждое стихотворение
поэт наполнил искренним лиризмом и тончайшим психологизмом. Тяжело было
Апухтину в соседстве с такими талантами, как Ф. Тютчев, А. Фет, А. Толстой,
А. Майков, Я. Полонский, К. Случевский, но он не затерялся среди них, не
отступил в тень.
Наследуя традиции пушкинской и лермонтовской поры, равно как опираясь
на опыт и открытия своих современников, Апухтин, по верному замечанию
исследователя "обрел содержательное начало своей лирики в диалоге не с
общественно–политическими течениями, а с произведениями изящной
словесности, образующими свою духовную вселенную, которую еще называют
второй реальностью" (Дмитриенко С. Указ. соч. – с.16).
В наши дни Апухтин, восстановил интерес к себе: увеличилось число его
изданий, включающих полузабытые произведения ("Дневник Павлика Лольсково",
"Архив графини А."), созданные поэтом в конце жизни, но опубликованные
посмертно.
Можно смело утверждать, что все лирическое творчество Апухтина – это
попытка, и весьма удачная, и, может быть не до конца нами оцененная,
передать средствами художественного слова "такую глубину" в сердце
человека, "куда и мысль не проникает", выразить словами сложные и
неуловимые душевные порывы и переживания.
Для меня творчество Апухтина это глубокая человечность, искренность и
тонкая психология. Каждое стихотворение поэта наполнено лиризмом.





Реферат на тему: "Актуальные проблемы отцов и детей" (по роману "Отцы и дети" Тургенева И.С.).

Красногорский МОУ СОШ №8.



Реферат.


Предмет: литература.


Тема: «Актуальные проблемы отцов и детей»


( По роману «Отцы и дети» Тургенева И.С.)



Ученика 10 класса



Булыгина Дмитрия.



Преподаватель



Хохлова Зоя Григорьевна



2003-2004 учебный год.



План


Вступление «Отцы и дети».


В чём сущность нигилизма Базарова?


Базаров и Павел Петрович Кирсанов.


Базаров и Аркадий.


Василий Васильевич Голубков об «Отцах и детях» Тургенева.


Г.А. Белый «Отцы и дети» Тургенева – современный роман.


«К 150-летию со дня рождения И.С Тургенева».



«Точно и сильно воспроизвести истину, реальность жизни – есть
высочайшее счастье для литератора, даже если эта истина не совпадает с его
собственным симпатиями»


Иван Сергеевич Тургенев.



Отцы и дети.

Написание романа "Отцы и дети" совпало с важнейшими реформами 19 века, а
именно отменой крепостного права. Век знаменовал собой развитие
промышленности и естественных наук. Расширилась связь с Европой. В России
стали принимать идеи западничества. "Отцы" придерживались старых взглядов.
Молодое поколение приветствовало отмену крепостничества и реформы. Ряд
эпизодов, которым начинается роман И.С.Тургенева «Отцы и дети», –
возвращение Аркадия Николаевича Кирсанова в имение своего отца Марьино.
Сама ситуация “возвращения домой после долгого отсутствия” предопределяет
отношение читателя к происходящему как к новому этапу в жизни молодого
человека. Действительно, Аркадий Николаевич закончил обучение в
университете и, как всякий молодой человек, стоит перед выбором дальнейшего
жизненного пути, понимаемого очень широко: это не только и не столько выбор
общественной деятельности, сколько определение собственной жизненной
позиции, своего отношения к нравственным и эстетическим ценностям старшего
поколения.
Проблема отношений “отцов” и “детей”, отразившаяся в заглавии романа и
составляющая основной конфликт его, – проблема вневременная, жизненная.
Потому Тургенев отмечает типичность “небольшой неловкости”, которую ощущает
Аркадий за первым после разлуки “семейным ужином” и “которая обыкновенно
овладевает молодым человеком, когда он только что перестал быть ребёнком и
возвратился в место, где привыкли видеть и считать его ребёнком. Он без
нужды растягивал свою речь, избегал слова «папаша» и даже раз заменил его
словом «отец», произнесённым, правда, сквозь зубы...”
Базаров, нигилист, представляет "новых людей", в качестве главного
противника ему противопоставлен Павел Петрович Кирсанов. Павел Петрович-сын
боевого генерала 1812 года. Окончил пажеский корпус. Имел противное
красивое лицо, юношескую стройность. Аристократ, англоман, был смешлив,
самоуверен, сам себя баловал. Живя в деревне у брата, сохранил
аристократические привычки. Базаров - внук дьячка, сын уездного лекаря.
Материалист, нигилист. Говорит он "ленивым, но мужественным голосом",
походка "твёрдая и стремительно смелая". Говорит ясно и просто. Важными
чертами мировоззрения Базарова являются его атеизм и материализм. Он
"владел особенным умением возбуждать к себе доверие в людях низших, хотя он
никогда не потакал им и обходился с ними небрежно". Взгляды нигилиста и
Кирсанова были совершенно противоположными.


В чём сущность нигилизма Базарова?
В чем сущность нигилизма Базарова? Роман "Отцы и дети" направлен против
дворянства. Это не единственное произведение Тургенева, написанное в таком
духе (вспомнить хотя бы "Записки охотника"), но оно особенно выделяется
тем, что в нем писатель обличил не отдельных дворян,а весь класс помещиков,
доказал его неспособность вести Россию вперед, завершил его идейный
разгром. Почему именно в начале 60-х годов XIX века появляется это
произведение? Поражение в Крымской -войне, грабительская реформа 1861 года
подтвердили упадок дворянства,-его несостоятельность в управлении Россией.
В "Отцах и детях" и показано, что старая, вырождающаяся мораль уступает,
хотя и с трудом, место новой, революционной, прогрессивной. Носителем этой
новой морали является главный герой романа - Евгений Васильевич Базаров.
Этот молодой человек из разночинцев, видя упадок господствующих классов и
государства, становится на путь нигилизма, то есть отрицания. Что же
отрицает Базаров? "Все", - говорит он, А все - это то, что относится к
минимальным потребностям человека и к познанию природы через личный опыт,
через эксперименты. Базаров смотрит на вещи с точки зрения их практической
выгоды. Его девиз: "Природа не храм, а мастерская, и человек в ней
работник". Евгений не признает авторитеты, условности, любовь, религию,
самодержавие. Но он не ищет себе последователей и не борется против того,
что отрицает. Это, по-моему, очень важная черта нигилизма Базарова. Этот
нигилизм направлен вовнутрь, Евгению все равно, будет ли он понят и признан
или нет. Базаров не скрывает своих убеждений, но он и не проповедник. Одна
из черт нигилизма вообще - отрицание духовных и материальных ценностей.
Базаров очень неприхотлив. Он мало заботится о модности своей одежды, о
красоте своего лица и тела, он не стремится любым путем раздобыть денег.
Того, что есть, ему вполне хватает. Мнение общества о его материальном
состоянии его не волнует. Пренебрежение Базарова к материальным ценностям
возвышает его в моих глазах. Эта чер-та - признак сильных и умных людей.
Отрицание же духовных ценностей Евгением Васильевичем разочаровывает.
Называя духовность "романтизмом" и "вздором", он презирает людей - ее
носителей. "Порядочный химик раз в двадцать полезней высокого поэта", -
говорит Базаров. Он насмехается над отцом Аркадия, играющем на виолончели и
читающим Пушкина, над самим Аркадием, любящим природу, над Павлом
Петровичем, бросившим свою жизнь к ногам любимой женщины. Мне кажется,
Базаров отрицает музыку, поэзию, любовь, красоту по инерции, не разбираясь
толком в этих вещах. Он обнаруживает полное незнание литературы ("Природа
навевает молчание сна", - сказал Пушкин и так далее) и неопытность в любви.
Любовь к Одинцовой, скорее всего первая в его жизни, никак не
согласовывалась с идеями Евгения, что приводило его в ярость. Но, несмотря
на то, что произошло с ним, Базаров не переменил своих прежних взглядов на
любовь и еще больше против нее ополчился. Это подтверждение упрямства
Евгения и его приверженности к своим идеям. Итак, ценностей для Базарова не
существует, и это - причина его цинизма. Базаров любит подчеркивать свое
непреклонение перед авторитетами. Он верит лишь в то, что увидел и пощупал
сам. Хотя Евгений и заявляет, что не признает чужих мнений, он говорит, что
немецкие ученые - его учителя. Я не думаю, что это противоречие. Немцы, о
которых он говорит, и сам Базаров являются единомышленниками, и тот, и
другие не признают авторитетов, так почему же Евгению не доверять этим
людям? То, что даже у такого человека, как он, есть учителя, естественно:
самому все познать невозможно, нужно опираться на уже приобретенные кем-то
знания. Базаровский склад ума, постоянно ищущий, сомневающийся,
допытывающийся, может быть образцом для человека, стремящегося к знаниям.
Базаров - нигилист, и в том числе за это мы его уважаем. Но словами героя
другого романа Тургенева, Рудина, "скептицизм всегда отличался
бесплодностью и бессилием". Эти слова применимы к Евгению Васильевичу. - Да
ведь надобно же -и строить. - Это уже не наше дело... Сперва нужно место
расчистить. Слабость Базарова в том, что он, отрицая, ничего взамен не
предлагает. Базаров - разрушитель, а не созидатель. Его нигилизм наивен и
максималистичен, но тем не менее он ценен и нужен. Он порожден благородным
идеалом Базарова - идеалом сильного, умного, мужественного и нравственного
человека. У Базарова есть такая особенность, что он принадлежит двум разным
поколениям. Первое - поколение времени, в котором он жил. Евгений типичен
для этого поколения, как любой умный разночинец, стремящийся к познанию
мира и уверенный в вырождении дворянства. Второе - поколение очень далекого
будущего. Базаров был утопист: он призывал жить не по принципам, а по
ощущениям. Это совершенно верный путь жизни, но тогда, в XIX веке, да и
сейчас он невозможен. Общество слишком испорчено, чтобы порождать
неиспорченных людей, и только. "Исправьте общество, и болезней не будет".
Базаров в этом абсолютно прав, но не думал он, что не так-то просто это
сделать. Я уверен, что человек, живущий не по кем-то придуманным правилам,
а по своим естественным ощущениям, по совести, - человек будущего. Поэтому
Базаров и принадлежит в какой-то мере поколению своих далеких потомков.
Базаров приобрел известность среди читателей благодаря своим необычным
взглядам на жизнь, идеям нигилизма. Этот нигилизм незрел, наивен, даже
агрессивен и упрям, но все равно он полезен как средство, заставляющее
общество очнуться, оглянуться назад заглянуть вперед и подумать, куда же
оно идет.

Базаров и Павел Петрович Кирсанов.

Для того чтобы осознать конфликт романа во всей его полноте, следует понять
все оттенки разногласий Евгения Базарова и Павла Петровича Кирсанова. "Кто
есть Базаров?" - спрашивают Кирсановы и слышат ответ Аркадия: "Нигилист".
По мнению Павла Петровича, нигилисты попросту ничего не признают и ничего
не уважают. Взгляды нигилиста Базарова можно определить, только выяснив его
позицию. Вопрос, что признавать, на чём, на каких основаниях строить свои
убеждения, - чрезвычайно важен для Павла Петровича. Вот что представляют
собой принципы Павла Петровича Кирсанова: право на ведущее положение в
обществе аристократы завоевали не происхождением, а нравственными
достоинствами и делами("Аристократия дала свободу Англии и поддерживает
её"),т.е. нравственные нормы, выработанные аристократами, - опора
человеческой личности. Без принципов могут жить лишь безнравственные люди.
Прочитав высказывания Базарова о бесполезности громких слов, мы видим, что
"принсипы" Павла Петровича никак не соотносятся с его деятельностью на
благо общества, а Базаров принимает только то, что полезно ("Мне скажут
дело- я соглашусь". "В теперешнее время полезнее всего отрицание- мы
отрицаем"). Евгений отрицает и государственный строй, что приводит Павла
Петровича в замешательство (он "побледнел").Отношение к народу Павла
Петровича и Базарова разное. Павлу Петровичу религиозность народа, жизнь по
заведённым дедами порядкам кажутся исконными и ценными чертами народной
жизни, умиляют его. Базарову же эти качества ненавистны: "Народ полагает,
что, когда гром гремит, это Илья-пророк в колеснице по небу разъезжает. Что
ж? Мне согласиться с ним?" Одно и то же явление и называется по-разному, и
по-разному оценивается его роль в жизни народа. Павел Петрович: "Он (народ)
не может жить без веры". Базаров: "Грубейшее суеверие его душит".
Просматриваются разногласия Базарова и Павла Петровича в отношении к
искусству, природе. С точки зрения Базарова, "читать Пушкина - потерянное
время, заниматься музыкой смешно, наслаждаться природою - нелепо". Павел
Петрович, напротив ,любит природу, музыку. Максимализм Базарова,
полагающего, что можно и нужно во всём опираться только на собственный опыт
и собственные ощущения, приводит к отрицанию искусства, поскольку искусство
как раз и представляет собой обобщение и художественное осмысление чужого
опыта. Искусство (и литература, и живопись, и музыка)размягчает душу,
отвлекает от дела. Всё это "романтизм", "чепуха". Базарову, для которого
главной фигурой времени был русский мужик, задавленный нищетой, "грубейшими
суевериями", казалось кощунственным "толковать" об искусстве,
"бессознательном творчестве", когда "дело идёт о хлебе насущном". Итак, в
романе Тургенева "Отцы и дети" столкнулись два сильных, ярких характера. По
своим взглядам, убеждениям Павел Петрович предстал перед нами как
представитель "сковывающей, леденящей силы прошедшего", а Евгений Базаров -
как часть "разрушительной, освобождающей силы настоящего".

Базаров и Аркадий.

После выхода в свет в 1862 году роман Тургенева "Отцы и дети" вызвал

буквально шквал критических статей. Ни один из общественных

лагерей не принял новое творение Тургенева. Либеральная критика не

могла простить писателю того, что представители аристократии,

потомственные дворяне изображены иронически, что "плебей" Базаров

все время издевается над ними и морально оказывается выше их.

Демократы восприняли главного героя романа как злую пародию.

Критик Антонович, сотрудничавший в журнале "Современник", назвал

Базарова "асмодеем нашего времени".

Но все эти факты, как мне кажется, как раз и говорят в пользу

И.С.Тургенева. Как настоящий художник, творец, он сумел угадать

веяния эпохи, появление нового типа, типа демократа-разночинца,

который пришел на смену передовому дворянству. Главная проблема,

поставленная писателем в романе, уже звучит в его названии: "Отцы и

дети". Это название имеет двойной смысл. С одной стороны, это

проблема поколений - вечная проблема классической литературы, с

другой - конфликт двух социально-политических сил, действовавших в

России в 60-е годы: либералов и демократов.

Действующие лица романа группируются в зависимости от того, к

какому из социально-политических лагерей мы можем их отнести.

Но дело в том, что главный герой Евгений Базаров оказывается

единственным представителем лагеря "детей", лагеря демократов-

разночинцев. Все остальные герои находятся во враждебном лагере.

Центральное место в романе занимает фигура нового человека -

Евгения Базарова. Он представлен как один из тех молодых деятелей,

которые "драться хотят". Другие - люди старшего поколения, которые

не разделяют революционно-демократических убеждений Базарова.

Они изображены мелкими, слабовольными людьми с узкими,

ограниченными интересами. В романе представлены дворяне и

разночинцы 2-х поколений - "отцов" и "детей". Тургенев показывает - как
действует демократ-разночинец в чужой ему среде.

В Марьине Базаров - гость, который отличается своим

демократическим обликом от хозяев-помещиков. И с Аркадием он

расходится в главном - в представлении о жизни, хотя поначалу они

считаются друзьями. Но их взаимоотношения все-таки нельзя назвать

дружбой, потому что дружба невозможна без взаимопонимания, дружба

не может быть основана на подчинении одного другому. На

протяжении всего романа наблюдается подчинение слабой натуры

более сильной: Аркадия - Базарову. Но все-таки Аркадий постепенно

приобретал свое мнение и уже переставал слепо повторять за

Базаровым суждения и мнения нигилиста. В спорах он не выдерживает

и выражает свои мысли. Однажды их спор дошел чуть ли не до драки.

Разница между героями видна в их поведении в "империи" Кирсанова.

Базаров занимается работой, изучением природы, а Аркадий

сибаритствует, ничего не делает. То, что Базаров человек дела, видно

сразу по его красной обнаженной руке. Да, действительно, он в любой

обстановке, в любом доме старается заниматься делом. Главное его дело

- естественные науки, изучение природы и проверка теоретических

открытий на практике. Увлечение науками является типичной чертой

культурной жизни России 60-х годов, значит, Базаров идет в ногу со

временем. Аркадий - совершенная противоположность. Он ничем не

занимается, из серьезных дел его ни одно по-настоящему не увлекает.

Для него главное - уют и покой, а для Базарова - не сидеть сложа руки,

трудиться, двигаться.

Совершенно разные суждения складываются у них в отношении

искусства. Базаров отрицает Пушкина, причем необоснованно. Аркадий

пытается доказать ему величие поэта. Аркадий всегда аккуратен,

опрятен, хорошо одет, у него аристократические манеры. Базаров же не

считает нужным соблюдать правила хорошего тона, столь важные в

дворянском быту. Это сказывается во всех его поступках, привычках,

манерах, речах, внешнем виде.

Крупное разногласие возникло между "друзьями" в разговоре о роли

природы в жизни человека. Здесь уже видно сопротивление Аркадия

взглядам Базарова, постепенно "ученик" выходит из-под власти

"учителя". Базаров ненавидит многих, а у Аркадия нет врагов. "Ты,

нежная душа, размазня", - говорит Базаров, понимая, что Аркадий уже

не может быть его сподвижником. "Ученик" не может жить без

принципов. Этим он очень близок к своему либеральному отцу и Павлу

Петровичу. Зато Базаров предстает перед нами как человек нового

поколения, которое пришло на смену "отцам", не способным решить

основные проблемы эпохи. Аркадий - человек, принадлежащий старому

поколению, поколению "отцов".

Писарев очень точно оценивает причины разногласий между

"учеником" и "учителем", между Аркадием и Базаровым: "Отношение

Базарова к его товарищу бросает яркую полосу света на его характер; у

Базарова нет друга, потому что он не встретил еще человека, который

бы не спасовал перед ним. Личность Базарова замыкается в самой себе,

потому что вне ее и вокруг нее почти нет вовсе родственных ей

элементов".

Аркадий хочет быть сыном своего века и напяливает на себя идеи

Базарова, которые решительно не могут с ним срастись. Он

принадлежит к разряду людей, вечно опекаемых и вечно не

замечающих опеки. Базаров относится к нему покровительственно и

почти всегда насмешливо, он понимает, что их пути разойдутся.

Главной проблемой в романе И.С. Тургенева становится проблема «отцов и
детей», которая существовала всегда. Дети не могут слушаться и во всем
потакать родителям, потому что так заложено во всех нас. Каждый из нас -
индивидуальность и каждый имеет свою точку зрения. Мы не можем копировать
кого-либо, в том числе и родителей. Самое большее, что мы можем сделать для
большего сходства с ними - это выбрать тот же путь в жизни, что и наши
предки. Некоторые, например, служат в армии, потому что военными были их
отец, дед, прадед и т.д., а некоторые лечат людей, так же как и их отец и
как Евгений Базаров. Проблема «отцом и детей» в романе это только повод для
конфликта, а причиной является то, что отцы и дети являлись представителями
разных идей. Уже описывая героев, Тургенев противопоставляет грязный
балахон Базарова, который самим же хозяином называется «одежонкой», модному
галстуку и полусапожкам Павла Петровича. Принято считать, что в общении
между Павлом Петровичем и Базаровым полная победа остается за последним, а
между тем на долю Базарова выпадает весьма относительное торжество. И
Базарова и Павла Петровича можно обвинить в том, что они любят спорить.
Кирсанов говорит о необходимости следовать авторитетам и верить в них. А
Базаров отрицает разумность того и другого. Павел Петрович утверждает, что
без принципов могут жить лишь безнравственные и пустые люди. А Евгений
считает, что принцип это пустое и нерусское слово. Кирсанов упрекает
Базарова в презрении к народу, а он говорит о том, что «народ заслуживает
призрения». И если проследить на протяжении всего произведения, то
существует множества областей, в которых они не сходятся во мнениях. Так,
например Базаров считает: «Порядочный химик двадцать раз полезнее всякого
поэта».

Голубков об «Отцах и детях» Тургенева И.С.

Чрезвычайно сложной была та общественно-политическая обстановка, в
которой был создан и вышел в свет роман Тургенева «Отцы и дети».
Всего пять лет прошло с тех пор, как Тургенев напечатал роман
«Рудин», но эти пять лет (1856-1861) были ознаменованы очень большими
изменениями в жизни русского общества. За эти годы в народной массе
чрезвычайно усилилось глухое брожение, связанное с ожиданием «воли»,
участились случаи крестьянских восстаний, и даже царское правительство
после крымского разгрома стало понимать необходимость ликвидации старых,
крепостнических отношений.
Большие сдвиги происходили и в культурных слоях общества: среди
журналов господствующие место занимали «Современник» и «Русское слово», всё
громче раздавались в них голоса Чернышевского, Добролюбова, Писарева,
Некрасова, всё шире и глубже становилось их влияние на молодёжь. В стране,
по свидетельству современников, создавалась революционная ситуация. С
каждым годом общественная борьба обострялась. Прежние единомышленники,
недавно стоявшие рядом в борьбе с крепостничеством, теперь, когда надо было
решать вопрос о дальнейшем экономическом и политическом пути России,
разошлись в разные стороны и разбились в общем на два лагеря : на одной
стороне стояли революционеры-демократы, а на другой – защитники старины и
либералы, сторонники умеренных реформ.
Перед Тургеневым, всегда отражавшим, по его собственным словам, «дух
и давление времени», и на этот раз встал вопрос о художественном показе
назревавшего общественного конфликта.
Тургенев подошёл к этой задаче не как сторонний наблюдатель, а как
живой участник событий, игравший в общественной жизни активную роль.
Все основные события романа проходят в течении всего двух месяцев:
Базаров приезжает в имение Кирсановых в конце мая, а в конце июля он
умирает. Всё, что происходило с героями до или после этих двух месяцев,
рассказывается в отступлениях биографического порядка (так мы узнаём о
прошлом Кирсановых и Одинцовой) и в эпилоге: это создаёт у читателя
впечатление, что он ознакомился со всей жизнью героя.
Основные события распределены равномерно между тремя главными
центрами действия: усадьбой Кирсановых, Одинцовой и Базаровых; четвёртое
место действия, губернский город, имеет в развитии сюжета второстепенное
значение.
В «Отцах и детях» - 30 действующих лиц (включая в это число таких
третьестепенных, как генерал Кирсанов, отец Николая Петровича), о многих из
них говорится буквально несколько слов, но у читателя о каждом из них
остается вполне отчётливое представления. Например, Катя, сестра Анны
Сергеевной Одинцовой не принадлежит к основным действующим лицам: ей
Тургенев посвещает всего 5 страниц: около страницы в 16 главе (первый день
пребывания Базарова и Аркадия в имения Одинцовой) и несколько страниц в 25
главе (объяснение Аркадия с Катей)…
Теми же, чрезвычайно скупыми, но выразительными художественными
средствами рисует Тургенев в «Отцах и детях» и образ современной русской
деревни, крестьянства. Этот коллективный образ создаётся у читателя через
ряд деталей, разбросанных по всему роману. В общем деревня в переходный
период 1859-1860 годов, на кануне отмены крепостного права, характеризуется
в романе тремя чертами. Это – бедность, нищета, бескультурье крестьян, как
страшное наследие их многовекового рабства. На пути Базарова и Аркадия в
Марьино попадались «деревеньки с низкими избёнками под тёмными, часто до
половины разметанными крышами, и покривившиеся молотильные сарайчики с
плетёными из хвороста стенами и зевающими воротищами возле опустелых гумен…

Особая черта крестьянства, показанная в романе, - полная отчуждённость
крестьян от господ и недоверие к ним, в каком бы обличии господа перед ними
не выступали. Такой смысл имеет смущавшая иногда читателей беседа Базарова
с крестьянами в 27 главе.


Г.А. Бялый «Отцы и дети» Тургенева.
Трудно назвать такое литературное произведение, о котором спорили бы
так много и ожесточенно, как об «Отцах и детях». Споры эти начались еще до
выхода романа в свет. Как только избранный круг первых читателей
ознакомился с рукописью «Отцов и детей» сразу возникли горячие схватки.
Редактор журнала «Русский вестник» М.Н. Катков, яростный враг
демократического движения пришел в негодование: «Как не стыдно было
Тургеневу спустить флаг перед радикалом и отдать ему честь, как перед
заслуженным воином…»
Можно было думать, что в демократическом лагере встретят роман
Тургенева с уважением и признательностью, но и этого не произошло. Во
всяком случае, единодушия там не было. М. Антонович, критик «Современника»,
прочитав роман, разгневался не меньше чем Катков. «Главного своего героя и
его приятелей он презирает и ненавидит от всей души», - писал Антонович о
Тургеневе.
Д.И. Писарев, в отличие от Антоновича, на страницах другого
демократического журнала, «Русское слово», горячо доказывал, что Базаров не
только не карикатура, а напротив, правильное и глубокое воплощение типа
современной передовой молодежи. Под влияниями всех этих толков и споров
растерялся и сам Тургенев: «хотел ли я обругать Базарова или его
превознести? Я этого сам не знаю, ибо я не знаю, люблю ли я его или
ненавижу».
В статье «По поводу «Отцов и детей» (1869), объясняя , «что
происходит в душе автора», «в чем именно состоят его радости и горести, его
стремления, удачи и неудачи,».
Не удивительно, что «Отцы и дети» оказали большое влияние и на
литературу, и – шире – на жизнь русского общества в разные периоды его
развития.
Значение «Отцов и детей» не утрачено и в наши дни. Роман Тургенева
живет новой жизнью, волнует, будит мысль, порождает споры. Умный и
мужественный Базаров не может не привлекать нас своей суровой, пусть
несколько угрюмой честностью, своей безукоризненной прямотой, горячим
энтузиазмом науки и труда, отвращением к пустой фразе, ко всяческой лжи и
фальши, неукротимым темпераментом борца.
Роман Тургенева возник в гуще «настоящего», в атмосфере политической
борьбы, он пропитался живыми страстями своей эпохи и потому стал
неумирающим прошедшим для нашего времени.

«К 150-летию со дня рождения И.С Тургенева».
«Точно и сильно воспроизвести истину, реальность жизни – есть высочайшее
счастье для литератора, даже если эта истина не совпадает с его
собственными симпатиями», - писал Тургенев. В Базарове самым важным, самым
интересным была «реальная жизнь», хотя именно в этом случае она не вполне
совпадала с симпатиями писателя. Некоторые подчёркивание крайностей,
вульгарных чёрточек материализма Базарова было вызвано тем, что Тургенев
разошёлся во взглядах с революционными-демократами, с Некрасовым,
Чернышевским и, как известно, с группой друних писателей ушёл из
«Современника». И тем не мение да же крайности Базарова не вымошленны, а
лиш заостренны писателем, может быть, кое-где чрезмерно. Базаров – сильный,
непремеримый, смело, хотя и прямо линейно мыслящий – был типической и в
основном положительной фигурой, хотя сам Тургенев относился к нему
критически и, разумеется, не случайно.
Демократическое движение 60-х годов было очень широко и разнообразно.
Писарев верно подметил, что Базаров – ранний предтеча движения разночинной
демократической интелегенции, когда её революционная деятельность ещё не
определилась с полной ясностью.
По всему складу своего характера Базаров, в противовес людям, -
личность деятельная, стремящаяся к делу. Но и по цензурным условиям и по
тому, что события романа относятся к лету 1859 года, Тургенев не мог
показать своего героя в революционной деятельности, в революционных связях.

Писарев отметил, что готовность Базарова к делу, его бесстрашие,
крепость его воли, способность на жертву ярко проявились в сцене его
трагической смерти. «Базаров не оплошал и смысл романа вышел такой, -
указывал Писарев, - теперешние молодые люди увлекаются и впадают в
крайности, но в самых влечениях сказываются свежея сила и неподкупный ум;
это сила и этот ум без всяких посторонних пособий и влияний выведут
молодых людей на прямую дорогу и поддержат их в жизни.
Кто прочёл в романе Тургенева эту прекрасную жизнь, тот не может не
изъявить ему глубокой и горячей признательности, как великому художнику и
честному гражданину России».



Список используемой литературы.
1. «Краткий справочник школьника» издательство «Олма Пресс».
2. В.В Голубков «Отцы и дети» Ивана Сергеевича Тургенева.
3. Г.А Бялый «Отцы и дети»
4. К 150-летию со дня рождения Ивана Сергеевича Тургенева.





Новинки рефератов ::

Реферат: А.С. Макаренко (Педагогика)


Реферат: Основания и условия назначения ежемесячного пожизненного содержания судей (Право)


Реферат: Оратории Йозефа Гайдна (Музыка)


Реферат: Сравнительная таблица митоза и мейоза (Биология)


Реферат: Приготовление к преступлению (Уголовное право и процесс)


Реферат: Роль фінансової системи в економічному зростанні перехідних економік: банківська система України (Банковское дело)


Реферат: Потребность карпа в кормах (Зоология)


Реферат: Акцентуация характера в подростковом возрасте (Психология)


Реферат: Налогообложение Резидентов и Неризидентов в Казахстане (Право)


Реферат: Религиозные правовые системы (Религия)


Реферат: Аристотель и его представления о государстве (Исторические личности)


Реферат: Изменение интенсивности дыхания в онтогенезе растений (Ботаника)


Реферат: Призма (Физика)


Реферат: Ethernet (Кибернетика)


Реферат: Роберт Инглунд пятница 13-ое (Культурология)


Реферат: Билеты по инновационному менеджменту за осенний семестр 2000 года (Менеджмент)


Реферат: Принтеры и их классификация, новинки на рынке принтеров (Компьютеры)


Реферат: Даосизм (Религия)


Реферат: Виссарион Григорьевич Белинский (Исторические личности)


Реферат: Государственный экзамен по Биологии (Биология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист