GeoSELECT.ru



Кибернетика / Реферат: Теория организации и системный анализ фирмы (Кибернетика)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Теория организации и системный анализ фирмы (Кибернетика)


МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЭКОНОМИКИ, СТАТИСТИКИ И ИНФОРМАТИКИ
КАФЕДРА ОБЩЕЙ ТЕОРИИ СИСТЕМ и СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА МЭСИ



КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА


по дисциплине


ТОиСА

ТЕМА : «Системный анализ на примере своей организации»



Выполнила: Пахомова Л.В.
Группа: ЗФ-14
Факультет: Целевой Экономико-Правовой
Специальность: Финансы и кредит


Проверил: проф. Кацман В.Е.



МОСКВА

28.05.2001
СОДЕРЖАНИЕ:

Ч А С Т Ь 1 | |- 3 | |
|I. | |- 4 |
| |1.1. | |
| |1.2. |- 7 |
| |1.3. |- 10 |
| |1.4. |- 11 |


II.
| | |- 13 |


|2.1. |- 15 | |
|Ч А С Т Ь 2 | |- 17 |


Литература: | |- 19 | |
Ч А С Т Ь 1
ВВЕДЕНИЕ
Организация – это объект, обладающий упорядоченной внутренней
структурой. В нем сочетаются многообразные связи (физические,
технологические, экономические, правовые) и человеческие отношения.
Организация как объект представляет собой целостный комплекс
взаимосвязанных элементов (свойство организационной сложности) и особое
единство с внешним окружением. Для нее характерна целенаправленность
функционирования и развития. Она самоорганизующая система на всех этапах
своего жизненного цикла. Именно такое понимание и положено в основу всего
комплекса знаний о теории организации.
Организации создают структуры, чтобы обеспечить координацию и контроль
деятельности своих подразделений и работников. Структуры организаций
отличаются друг от друга сложностью, формализацией, соотношением
централизации и децентрализации.
Структурные взаимосвязи в организациях находятся в центре внимания
многих исследователей и руководителей. Для эффективного достижения цели
необходимо понимание структуры работ, подразделений и функциональных
единиц. Организация работы и людей во многом влияет на поведение
работников. Структурные и поведенческие взаимосвязи, в свою очередь,
помогают установить цели организации, ориентирование на их достижение.
К организациям относятся различные образования (предприятия,
коммерческие фирмы, учебные и научные организации и др.)
Структура организации – это те фиксированные взаимосвязи, которые
существуют между подразделениями и работниками организации. Ее можно
понимать как установленную схему взаимодействия и координации
технологических и человеческих элементов.

I.

Организация является одним из частных элементов системы. Суть данной
контрольной работы представить организацию как систему, исследовать ее с
помощью методов системного анализа, с применением соответствующих
математических и эвристических (интуитивных) методов. В качестве
математических методов используем методы теории графов.
За систему я приняла Экономический бизнес колледж города Москвы (ЭБК),
который является обособленным структурным подразделением Международной
Школы Бизнеса (МШБ) и начал свою работу в 1996 году в городе Москве. ЭБК
осуществляет подготовку специалистов со средним специальным
профессиональным образованием, а также повышение квалификации и
переподготовку кадров.

1.1.
Структура может быть простой или сложной в зависимости от числа и типа
взаимосвязей между частями системы. В сложных системах должна существовать
иерархия, т. е. упорядочение уровней подсистем, частей и элементов. От типа
и упорядоченности взаимоотношений между компонентами системы в значительной
степени зависят функции систем и эффективность их выполнения.

В данном учебном заведении используется иерархическая структура. Она
характерна тем, что реализует все виды связей, т.е. предполагает выполнение
каждым работником определенной работы, функциональные связи между
исполнителями, линейные – руководителя с исполнителем, характеризуется
передачей управленческого воздействия в виде конкретного набора функций:



Рис.1 Иерархическая структура управления ЭБК



Система – это конечное множество функциональных элементов и отношений
между ними, выделенная из внешней среды с определенной целью в рамках
некоторого временного интервала.


Как я уже говорила, за систему в данной контрольной работе я приняла
Экономический бизнес-колледж г.Москвы (ЭБК). На организацию (систему)
находящуюся как в рентабельном так и нерентабельном состоянии (в данном
случае в рентабельном) влияют многие внешние факторы, которые в понятиях
рыночной экономики называют «макроокружением», а с точки зрения ТО и СА –
внешней средой.



Внешняя среда – есть совокупность всех объектов, изменение свойств которых
влияет на систему, а также тех объектов, чьи свойства меняются в результате
поведения системы. На данном ниже примере (рис.2) видно, что ЭБК находится
под влиянием внешних факторов окружающей его среды. Это и социально-
экономические и демографические (что тоже не маловажно) факторы, а также
ряд других (налоговая служба (система), Базовый ВУЗ (МШБ) и др.


Рис.2 Внешняя среда:



1.2.

Основные функции системы:
. удовлетворение потребностей личности в индивидуальном, культурном и
нравственном развитии, приобретении средне-специального образования и
квалификации в избранной области профессиональной деятельности;
. удовлетворение потребностей общества в квалифицированных специалистах;
. Подготовка специалистов;
. переподготовка и повышение квалификации;
. распространение знаний среди населения, повышение его
общеобразовательного и культурного уровня;
. обеспечение непрерывности между средним и высшим образованием (ЭБК (
МШБ);
. образование креативной личности, способной адаптироваться в быстро
меняющемся современном мире.

Рис.3 Экономический Бизнес-Колледж как СИСТЕМА



Рассматривая данную систему (Рис.3), можно заметить, что она состоит из
элементов.


Элемент системы – предел деления системы с точки зрения аспекта
рассмотрения (решения).

Современная система может содержать огромное количество элементов. Для
ее исследования применяется разделение на части - декомпозиция. Таким
образом, большую систему разбивают на относительно небольшие части. Каждую
из которых возможно исследовать, и взаимосвязь между ними. Последующий
процесс разбиения частей на составляющие их части – многоуровневая
декомпозиция.


Рассмотрим на примере рис.3 (стр.7, п/п 1.2.) деление системы на
составляющие элементы (рис.4):



Рис.4 Пример деления системы на составляющие элементы:



В свою очередь, каждый элемент можно также разделить на составные
элементы. Например,
КУРАТОРЫ ( КУРАТОР ГРУППЫ №1, КУРАТОР ГРУППЫ №2, КУРАТОР ГРУППЫ №3.
Каждого куратора, в свою очередь можно «разделить» на обязанности, которые
он выполняет.
Это:
> Заполнение классных журналов;
> Проверка посещаемости;
> Составление расписания факультативных занятий для своей группы;
> Назначение дежурств по закрепленной за группой аудитории;
> Проведение родительских собраний;
> Проверка успеваемости;
> Устройство студентов на практику
и мн. др.
В свою очередь, каждую обязанность куратора можно также разделить на
выполняемые им операции.
1.3.
Части системы можно классифицировать на подсистемы и компоненты.
Подсистема – относительно независимая часть системы, обладающая ее
основными свойствами.
В данной контрольной работе я рассматриваю как систему Экономический
бизнес-колледж г.Москвы. Хотя, в принципе, он сам является подсистемой.
Подсистемой Международной школы бизнеса, его основательницы, его базового
ВУЗа. Потому что сохраняет все его основные функции.
Для ЭБК подсистемами будут являться (рис.3, стр.7, п/п 1.2.):
> Дневное отделение;
> Вечернее отделение
Они сохраняют все основные функции колледжа (системы):
. Подготовка специалистов;
. Переподготовка специалистов;
. удовлетворение потребностей общества в квалифицированных специалистах;
. Направление студентов в базовый ВУЗ (МШБ)
и др.

Если часть системы, не сохраняет ее некоторые основные свойства, то она
называется компонентом. Компонент – набор однородных элементов системы,
выделенных по определенному признаку.
Выделим по однородному признаку для ЭБК некоторые компоненты:
> Группы студентов по специальности «Менеджер по туризму»;
> Группы студентов по специальности «Бухгалтер-менеджер»;
> Группы студентов по специальности «Оператор ЭВМ»;
> Группы студентов по специальности «Юрист».
Все эти компоненты выделены по определенному признаку, в данном случае
– специальность, выбранная студентами при поступлении в ЭБК.

1.4. Связи в системе
Связь определяется как ограничение степени свободы элементов. Элементы
в системе утрачивают часть своих свойств, которыми они обладали в свободном
состоянии, но также и приобретают. Связи можно охарактеризовать
направлением (направленные и ненаправленные), силой (сильные и слабые),
видом (подчиненные, связи порождения, управления и равноправные). Одна и та
же связь может характеризоваться несколькими признаками.
Рассмотрим связи в системе (ЭБК) с применением теории ГРАФОВ.



Рис.5 Связи в системе с применением теории графов



В данном примере представлен пример системы методом смешанного графа. Т.е.
в этом графе присутствуют как направленные так и ненаправленные связи.
Является наиболее общим случаем графа.

II.
Одной из причин, объясняющей, почему ЭБК является прибыльной
организацией, заключается в очень упорной работе собственников и
сотрудников фирмы. Стремление к лидерству и качество команды позволили
поставить перед собой широкий набор целей, которые должны соответствовать
постоянно меняющимся требованиям на рынке образования.
Миссия ЭБК состоит в том, чтобы предоставить самый широкий и
качественный спектр услуг по подготовке-переподготовке специалистов по
представленным сертифицированным специальностям.
Стратегическая цель ЭБК - Завоевание лидирующего положения на рынке
образования за счет расширения списка специальностей и качества обучения.
Тактические цели:
. Быть прибыльным предприятием и использовать полученные средства для новых
инвестиций по мере возникновения возможностей;
. Отобрать и принять на работу новых педагогов и кураторов, усвоивших
принципы самомотивации, ориентированных на успехи и привыкшие к упорной
работе;
. Иметь в ЭБК достаточное количество педагогического состава,
удовлетворяющих указанным требованиям;
. Завоевать для нашей фирмы на целевом рынке имидж солидной организации;
. Разработать комплекс льгот по оплате обучения для детей инвалидов,
неполноценных семей и семей с низким уровнем доходов;
. К концу пятого выпуска получить государственную аккредитацию (июнь-август
2001 года).

Рис.6 Дерево целей:



A. Обеспечение образовательного процесса;
B. Организация перспективных н-т разработок (создание образовательной
компьютерной программы для упрощения процесса обучения)
C. Расширить спектр сертифицированных специальностей;
D. Обеспечение высокой эффективности работы преподавателей, кураторов и др.
персонала;
E. Техническое сопровождение (полная компьютеризация);
F. Использовать полученные средства для новых инвестиций.
G. Получение государственной аккредитации;
H. Получение сертификата для новых специальностей («Менеджер по
гостиничному бизнесу», «Банковское дело»;
I. Набор достаточного количества педагогического состава для обеспечения
качественного образования по новым специальностям;

2.1.
Проектирование организационных структур управления осуществляется на
основе следующих основных взаимодополняющих методов:
1.Аналогий;
2.Экспертно-аналитического;
3.Структуризации целей;
4.Организационного моделирования.
Метод аналогий состоит в применении организационных форм и механизмов
управления, которые оправдали себя в организациях со сходными
организационными характеристиками (целями, типом технологий, спецификой
организационного окружения, размером и т.п.) по отношению к проектируемой
организации. К методу аналогий относится выработка типовых структур
управления производственно-хозяйственных организаций и определение границ и
условий их применения.
Экспертно-аналитический метод состоит в обследовании и аналитическом
изучении организации силами квалифицированных специалистов с привлечением
ее руководителей и других работников для того, чтобы выявить специфические
особенности проблемы, «узкие места», в работе аппарата управления, а также
выработать рациональные рекомендации по его формированию или перестройке
исходя из количественных оценок эффективности оргструктуры, рациональных
принципов управления, заключений экспертов, а также обобщения и анализа
наиболее передовых тенденций в области организации и управления.
Метод структуризации целей предусматривает выработку системы целей
организации, включая их количественную и качественную формулировки, и
последующий анализ организационных структур с точки зрения их соответствия
системе целей. При его использовании чаще всего выполняются следующие
этапы:
a) разработка дерева целей;
b) экспертный анализ предлагаемых вариантов;
c) составление карт прав и ответственности.
Метод организационного моделирования представляет собой разработку
формализированных математических, графических, машинных и других
отображений распределения полномочий и ответственности в организациях,
являющихся базой для построения, анализа и оценки различных вариантов
организационных структур по взаимосвязи их переменных.
Можно назвать несколько типов организационных моделей:
. математико-кибернетические модели управленческих структур;
. графоаналитические модели организационных систем;
. натуральные модели организационных структур и процессов;
. математико-статистические модели зависимостей исходными факторами
организационных систем.



Ч А С Т Ь 2

ПЕРСПЕКТИВЫ ДЛЯ ДАЛЬНЕЙШЕГО ПРИМЕНЕНИЯ СА В ДАННОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ (ЭБК)

В этой части контрольной работы я рассмотрю перспективы дальнейшего
применения в ЭБК системного анализа. Конечно, в учебных заведениях, обычно,
редко этим занимаются, но стоит, все-таки попробовать это сделать.
Наш колледж довольно-таки маленькая организация, с минимальным
количеством штатных работников (директор, кураторы, бухгалтер, уборщица,
оператор ЭВМ и секретарь) все остальные работают по трудовому соглашению.
Вся ответственность за какие-либо организационные проекты или исследования
лежит на руководителе ЭБК – директоре, Репине Н.Н.
Поэтому, рассмотренные мной перспективы будут несколько интуитивными и
займут немного места.

1. Перспектива первая состоит в применении организационных форм и
механизмов управления, которые оправдали себя в учебных заведениях со
сходными организационными характеристиками (целями, типом технологий,
спецификой организационного окружения, размером и т.п.) по отношению к
данной организации ЭБК;
2. Дальше, выработать или реорганизовать структуру управления организации
и, после, определить границы и условия их применения;
3. Перспектива третья связана с экспертно-аналитическим методом. Он
состоит в обследовании и аналитическом изучении данной организации силами
квалифицированных специалистов с привлечением ее руководителей и других
работников для того, чтобы выявить специфические особенности проблемы, в
работе аппарата управления, а также выработать рациональные рекомендации
по его формированию или перестройке исходя из количественных оценок
эффективности организационной структуры, рациональных принципов
управления персоналом ЭБК, а также обобщения и анализа наиболее передовых
тенденций в области организации и управления данного Колледжа;
4. Предусмотреть выработку системы целей ЭБК, включая их количественную и
качественную формулировки, и последующий анализ организационной
структуры, с точки зрения их соответствия системе целей;
5. С методом организационного моделирования связана пятая перспектива. Она
представляет собой разработку формализированных математических,
графических, машинных и других отображений распределения полномочий и
ответственности в организациях, являющихся базой для построения, анализа
и оценки различных вариантов организационных структур по взаимосвязи их
переменных.

Процесс проектирования организационной структуры управления должен быть
основан на совместном использовании охарактеризованных выше методов, но
возможен и выбор метода решения той или иной организационной проблемы
зависит от ее характера, а также от возможностей для проведения
соответствующего исследования. А именно анализ графоаналитических систем
или сетевых систем в которые входят анализ, отображение распределения
функций, полномочий, ответственности, организационных связей.

Использованная литература:

1. «Теория систем и методы системного анализа» Волкова, Денисов;
Москва, изд-во «Инфра-М», 1998 год;
2. «Управление персоналом организации» под ред. Кибанова; Москва, изд-
во «Инфра-М», 1999 год;
3. Лекции по курсу «Теория организации и системный анализ»
Преподаватель – Кацман В.Е.; МЭСИ, ЦЭПФ, 2000-2001 учебный год.
-----------------------
[pic]


Налоговая
система


Система
образования

Платежеспособный спрос


Базовый ВУЗ



ЭКОНОМИЧЕСКИЙ БИЗНЕС-КОЛЛЕДЖ



Специалисты


Политическая
система

Социально-экономические факторы

Демографические факторы


Муниципалитет


Территориальные факторы


Бухгалтерия


Секретариат



Буфет



Учебно-методический


отдел



Директор ЭБК


Зав. уч. частью

Штат педагогов

кураторы

Гл. бухгалтер

Оператор ПК

Секретарь

Буфетчица

Уборщица

Учебно-методический
отдел

Кураторы

Зав. уч. частью

Преподаватели


ЭБК (система)


Э Б К


Группа №Д-5

Группа №Д-3

Группа №Д-4

Группа №Д-2

Специальность менеджер по туризму

Специальность Бухгалтер-менеджер

Специальность Бухгалтер-менеджер


Сециальность Оператор ЭВМ

Специальность юрист

Группа №Д-1

Сециальность Оператор ЭВМ


Специальность менеджер по туризму


Дневное отделение


Вечернее отделение

Группа №Д-6

Группа №В-1

Группа №В-2

Группа №В-3

Группа №В-4

Группа №В-5

Группа №Д-2

Группа №Д-1

Группа №Д-5

Группа №Д-6

Группа №В-1

Группа №В-2

Группа №Д-4

Группа №Д-3

Группа №В-3

Группа №В-4

Группа №В-5

Специальность менеджер по туризму

Специальность юрист

Сециальность Оператор ЭВМ

Специальность Бухгалтер-менеджер


Специальность менеджер по туризму

Сециальность Оператор ЭВМ


Специальность Бухгалтер-менеджер


Дневное отделение


Вечернее отделение


Э Б К

система


Учебно-методический отдел


Бухгалтерия


Буфет


Секретариат

Преподаватели

Бухгалтер

Уборщица

Буфетчица

кураторы

Завуч

Секретарь

Оператор ПК



ЦЕЛИ ЭБК



Стратегическая цель



Тактическая цель


Миссия


Быть прибыльным предприятием


Обеспечение качества образования


Завоевание лидирующего положения на рынке
образования

Спектр услуг по подготовке-переподготовке кадров


G.;H.;I.


F.


D.;E.


A.;B.;C.







Реферат на тему: Традиционные методы прогнозирования
Министерство науки и образования Украины
Запорожский государственный университет

Курсовая работа

по теме


“Традиционные методы прогнозирования”


Выполнила: студентка 3-го курса
экономич. факультета
гр. 5120-2
Малеева Светлана
Приняла: доц. кафедры
эконом. кибернетики
Максишко Н.К.

Запорожье
2002

содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1. Прогнозирование и его роль 5
1.1 Типы прогнозов 8
1.2 Виды прогнозов 10

2. Методы прогнозирования деловой среды 13
2.1 Методы экспертных оценок 13
2.2 Методы составления сценариев 15
2.3 Методы экстраполяции трендов 18
2.4 Методы регрессионного анализа 21
2.5 Методы экономико-математического моделирования 21

3. Технологическое прогнозирование 23
3.1 Морфологический анализ 25
3.2 Анализ перекрестного влияния 26

4. Социально-политическое прогнозирование 27
4.1 Профили общественных ценностей 28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31

Введение

В народе говорят, что мудрость – это умение предвидеть будущие
последствия происходящих в данный момент действий и умение руководить ими.
Другими словами, мудрость – это обращение в будущее, то есть человек
знающий пытается влиять на будущее. Особенно это важно в экономике.
Для того чтобы управлять будущим, человечество создало определенные
механизмы, которые в экономической науке называются прогнозирование,
макроэкономическое планирование и экономическое программирование.
В данной курсовой работе мы попытаемся разобраться, что представляет
собой прогнозирование.
Убедительное истолкование даётся в проекте Закона Украины “ Про
державне прогнозування, планування і розробку програм економічного і
соціального розвитку України та її регіонів”, автором которого является
доктор экономических наук, профессор Беседин В. Ф.
Прогнозирование – это получение информации о будущем; это предвидение,
которое делится на научное и ненаучное (интуитивное, каждодневное и
религиозное – псевдопредвидение).
Научное предвидение базируется на знаниях закономерностей развития
природы, общества и мышления; интуитивное – на так называемом жизненном
опыте, связанными с аналогиями, приметами и т. д.; религиозное предвидение
ещё называют пророчеством, то есть верой в надприродные силы, предрассудки
и др.
Прогнозирование – это предвидение, которое базируется на специальном
научном исследовании. Какие же бывают прогнозы? Поисковый – это определение
возможного положения явления в будущем; нормативный – определение путей и
сроков достижения возможного положения явления, которое принято за цель.
Целевой прогноз отвечает на вопрос: что именно желательно и почему?
Программный прогноз отвечает на вопрос: что конкретно необходимо сделать,
чтобы достичь желаемого?
За отрезком времени, на который они рассчитаны, различают
краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные и длительносрочные (за пределами
долгосрочных) прогнозы.
Понятие срока относительно – например, в некоторых научно-технических
прогнозах период может измеряться днями (в бурении газовых скважина), а
собственно говоря в геологии – миллионами лет. В сфере политики диапазон
между кратко- и долгосрочностью сужается к ближайшему десятилетию, а в
городостроение – на целые столетия.
Основные сферы прогнозирования – гидрометеорология, геология, медицина,
география, экология, наука и техника, экономика и социология и др.
Прогнозирование имеет два конкретных аспекта: предсказывать и
предвидеть. В зависимости от того, какой результат необходимо получить или,
что необходимо спрогнозировать, преимущество предоставляется то одному, то
другому аспекту.
Прогнозирование необходимо, потому что будущее необычно и эффект многих
решений, принимаемых сегодня, на протяжении определённого времени не
ощущаются. Поэтому точное предвидение будущего повышает эффективность
процесса принятия решения.

1. Прогнозирование и его роль

Прогноз – это поиск реального и экономически оправданного решения.
Прогнозирование определяет процессы, которые необходимо учитывать в будущем
периоде, и позволяет обосновывать методы активного воздействия на них.
Основными, или базисными, понятиями прогностики являются:
Вариант прогноза – один из прогнозов, составляющих группу возможных
прогнозов объекта прогнозирования.
Метод прогнозирования – способ исследования объекта прогнозирования
направленный на разработку прогноза.
Методика прогнозирования – совокупность методов и правил разработки
прогнозов конкретных объектов.
Объект прогнозирования – процессы, явления и события, на которые
направлена деятельность субъекта прогнозирования. В зависимости от:
1. природы объекта различают:
. социальные;
. научно-технические;
. экономические;
. экологические;
2. возможности воздействия на него субъекта прогнозирования:
. управляемые;
. неуправляемые.
Потребитель прогноза – организация, предприятие, учреждение или
отдельное лицо, использующее результаты прогнозов, а также в ряде случаев
формулирующее задание на прогноз. Иногда потребитель может выступать в
качестве заказчика.
Приём прогнозирования – одна или несколько математических или
логических и других операций, направленных на получение конкретного
результата в процессе разработки прогноза (например: а) вычисление
средневзвешенного значения оценок эксперта; б) определение компетентности
эксперта; в) сглаживание и выравнивание динамического ряда и т.д.).
Прогнозная модель – модель объекта прогнозирования, исследование
которой позволяет получить информацию о возможных состояниях объекта в
будущем и/или путях и сроках их осуществления. Прогнозная модель в виде
графика называется “граф-моделью объекта прогнозирования” или “граф-
моделью”.
Прогнозный фон – совокупность внешних по отношению к объекту
прогнозирования условий (факторов). Существенных для решения задачи
прогноза.
Система прогнозирования – система методов прогнозирования и средств их
реализации, функционирующая в соответствии с основными принципами
прогнозирования.
Средствами реализации являются экспертная группа, организационные
мероприятия, технические средства и т.д. Системы прогнозирования могут быть
автоматизированными и неавтоматизированными и разрабатываться на различных
уровнях управления.
Субъект прогнозирования – организация, предприятие, учреждение или
отдельное лицо, разрабатывающее данный прогноз.
Этап прогнозирования – часть процесса разработки прогнозов,
характеризующаяся своими задачами, методами и результатами. Деление на
этапы связано со спецификой построения систематизированного описания
объекта прогнозирования. Сбором данных прогнозного фона, с построением
поисковой и нормативной моделей, верификацией прогноза. Особое место
занимает прогнозная ориентация, предшествующая операциям собственного
прогнозирования, а также разработка рекомендаций для целеполагания,
программирования, планирования, проектирования, т.е. для управления на
основе данных, полученных в результате прогнозирования.
Необходимость прогнозирования возникает из-за неопределённости будущего
и из-за того, что эффект многих решений, которые принимаются сегодня, в
течении определённого времени не ощущается.
Можно привести такой общеизвестный пример. В большинстве стран
составляются и публикуются средствами массовой информации прогнозы погоды,
к которым проявляют интерес работники сельского хозяйства, путешественники
и широкая масса населения. Если бы погода не менялась ежедневно, то такие
прогнозы не составлялись бы. Именно изменчивость погоды делает её прогнозы
необходимыми.
Как и планирование, прогнозирование – это род предвидения, поскольку
имеет дело с получением информации о будущем. Вместе с тем между
планированием и прогнозированием существуют серьёзные различия.
Известный отечественный футуролог И. Бестужев-Лада разделил
прогнозирование и планирование как предсказание и предуказания.
Предсказание, к которому относится прогнозирование, предполагает
описание возможных или желательных аспектов, состояний, решений, проблем
будущего. Помимо формального, основанного на научных методах
прогнозирования к предсказанию относятся предчувствие и предугадывание.
Предчувствие – это описание будущего на основе эрудиции, работы
подсознания. Предугадывание использует житейский опыт и знание
обстоятельств.
Прогнозы экономического и социального развития Украины разрабатываются
на длительносрочные, долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные
перспективы. Они выполняться, исходя из анализа демографической ситуации,
научно-технического потенциала, накопленного национального богатства,
внешнеэкономического положения Украины, наличия природных ресурсов,
социальной структуры общества, а также принятой стратегии экономического
развития. Прогнозы составляются в нескольких вариантах с учётом возможного
влияния внутренних и внешних политических, экономических и других факторов.
Прогнозы разрабатываться в целом по Украине с выделением
народнохозяйственных комплексов, отраслей и регионов, а так же по отдельным
социально значимым сферам экономики и конъюнктуры рынка.
Результаты прогнозов экономического и социального развития Украины и
прогнозы конъюнктуры рынка используются во время принятия органами
законодательной и исполнительной власти конкретных решений в области
экономической политики и во время разработки индикативных планов и
государственных программ.
Процесс разработки прогнозов и планов очень трудоёмкий. Кроме того, он
требует сведения прогнозов и планом разных уровней. Для проведения таких
работ необходимо обеспечения единства методологии.
Методология – это совокупность методов и приёмов исследования, которые
применяются в какой-либо науке с учётом специфики объекта его познания.
Экономическое прогнозирование – это система научных исследований про
возможные направления будущего развития экономики её отдельных отраслей. В
макроэкономическом планировании оно играет особую роль, потому как даёт
возможность вероятного видения исследования объекта в будущем. Научное
прогнозирование есть формой научного предвидения. Оно как правило
предшествует разработке социально-экономических и научно-технических
программ и планов.
В зависимости от сферы применения прогнозирование бывает социально-
экономическим и научно-техническим. Социально-экономическое прогнозирование
даёт оценку возможным перспективным изменениям экономических и социальных
условий жизнедеятельности общества. Научно-техническое прогнозирование
направлено на разработку научных, технических и технологических способов
реализации планов социально-экономического развития.
В зависимости от уровня управления прогнозирование делится на народно-
хозяйственное, отраслевое (или региональное) и прогнозирование развития
предприятия. Народно-хозяйственное прогнозирование учитывает возможности
оптимального достижения цели производства, выполнения задач экономического
развития. Отраслевое прогнозирование осуществляется с учетом предложения
различных отраслей и регионов. Прогнозирование развития фирм, корпораций,
предприятий выполняется с учётом новых тенденций экономического и
социального аспекта и новейших достижений техники и технологии
производства.
По уровню обоснованности прогнозы делят на поисковые
(исследовательские) и нормативные. Поисковое прогнозирование оценивает
перспективные тенденции развития экономики, а нормативное связано с
определением путей и сроков достижения желаемого состояния экономики и
социального развития страны на основе достигнутых результатов. Нормативное
прогнозирование осуществляется на основе заблаговременно определённой цели.
Его задание – определить пути и сроки достижения возможного состояния
экономики в будущем на основе заданных нормативов.

1.1 Типы прогнозирования

Для предсказания будущего фирмы используют следующие типы
прогнозирования:
1. Прогнозирование, основанное на творческом видении будущего, использует
субъективное знание прогнозиста, его интуицию. Часто прогнозы такого
рода имеют фирмы “утопий” или “антиутопий” – литературных описаний
вымышленного будущего. Несмотря на кажущуюся отдалённость от мира
экономики, подобные произведения являются хорошим дополнением к сухому
количественному прогнозу. Недаром для обоснования своих идей некоторые
известные отечественные экономисты использовали не только научные
теории, но и литературные утопии. Прогнозирование, основанное на
творческом видении, может использоваться для непосредственного
предсказания менеджерами и др. участниками экономической организации
будущих результатов её деятельности.
2. Поисковое прогнозирование – способ научного прогнозирования от
настоящего к будущему. Прогнозирование начинается от сегодняшнего дня,
опирается на имеющуюся информацию и постепенно проникает в будущее
(рис. 1).

[pic]

Рис 1. Схема поискового прогнозирования

Поисковое прогнозирование может быть двух видов:
. Традиционным, или экстраполятивным;
. Новаторским – альтернативным.
Экстраполятивный подход предполагает, что экономическое и прочее развитие
происходит гладко и непрерывно, поэтому прогноз, может быть, простой
проекцией (экстраполяцией) прошлого в будущее.
Экстраполятивный подход означает, во-первых, оценку прошлых показателей
деятельности фирмы и тенденций их развития (трендов) и, во-вторых,
перенесение этих тенденций в будущее.
Таким образом, главное предположение экстраполятивного подхода в
прогнозировании заключено в признании того, что в диапазоне ключевых
интересов фирмы силы прошлого в состоянии контролировать будущее.
Несмотря на возникновение альтернативного подхода, экстраполятивный
подход очень широко применяется в прогнозировании и так или иначе
отражается в большинстве методов прогнозирования.
Альтернативный подход исходит из того, что внешняя и внутренняя
среда бизнеса подвержена постоянным изменениям, и в следствии этого:
. развитие фирмы происходит не только гладко и непрерывно, но и
скачкообразно и прерывисто;
. существует определённое число вариантов будущего развития фирмы
(или определённое число положений равновесия фирмы).
Таким образом, в рамках альтернативного подхода, во-первых,
создаются прогнозы, включающие сочетание различных вариантов развития
выбранных показателей и явлений. Каждый из вариантов развития лежит в
основе особого сценария будущего. Во-вторых, альтернативное
прогнозирование может объединять в единой логике два способа
развития – гладкий и скачкообразны, создавая синтетическую картину
будущего.
Альтернативный подход сравнительно молод (широкое применение
его началось в 80-е годы), однако он быстро завоёвывает популярность
в практике внутрифирменного планирования.
В целом поисковое прогнозирование опирается как на
количественные, так и на качественные методы.
* Примером качественных (не количественных) прогнозов могут быть
опросы руководителей промышленных предприятий, брокерских и
посреднических фирм. В основу опросов положена неколичественная
методика мюнхенского IFO-института. Респонденты оценивают
текущее и будущее состояние отрасли и фирмы не в количественных
показателях, а в категориях “больше-меньше”, “лучше-хуже”.
Специальные исследования, проводившиеся в Европе, показали, что
участники опросов признали подобные конъюнктурные опросы
полезными для себя, особенно в отраслевом разрезе. Фирмы –
участники опросов – сообщают, что используют прогнозы при
разработке краткосрочных оперативных планов и бюджета. Около
четверти респондентов применяют результаты опросов в бизнес-
планировании.
Исходя из результатов опросов о динамике объема производства,
предприятия фирмы определяют направленность деловой политики и
текущих планов.
Таким образом, качественные (не количественные) методы
прогнозирования оказывают не меньшую помощь в определении
будущей деятельности предприятия, чем прогнозы, выраженные в
конкретных цифрах и абсолютных показателях.*
3. Нормативное (нормативно-целевое) прогнозирование. В рамках
нормативного прогнозирования сначала определяются общие цели и
стратегические ориентиры на будущий период времени, а затем менеджеры
оценивают развитие фирмы, исходя из этих целей.
Чаще всего нормативный подход используется тогда, когда фирма не
обладает необходимыми исходными (историческими) данными. Поэтому для
нормативного подхода характерно преимущественное применение
качественных методов исследования (рис. 2)

[pic]

Рис 2. Схема нормативного прогнозирования

Как и экстраполятивное, нормативное прогнозирование является в
большей степени традиционным подходом к предсказанию будущей среды
организации.

1.2 Виды прогнозов

Прогноз – это результат процесса прогнозирования, выраженный в
словесной, математической, графической или другой форме суждения о
возможном состоянии фирмы и её среды в будущий период времени.
Виды прогнозов можно классифицировать по нескольким признакам.
Во-первых, прогнозы разделяют в зависимости от их временного охвата.
Различная длительность прогнозов определяется существованием различных
горизонтов планирования: от краткосрочного до долгосрочного.
Существуют прогнозы на очень короткий период времени – сроком до
месяца. К таким прогнозам относятся месячные и недельные прогнозы движения
наличности.
Краткосрочные прогнозы обычно применяются при составлении годичных
планов.
Средние и долгосрочные прогнозы иначе называют перспективными.
Во-вторых, прогнозы делятся по типам прогнозирования на поисковые,
нормативные и основанные на творческом видении.
В-третьих, в связи с возможностью воздействия фирмы на своё будущее
прогнозы делятся на пассивные и активные.
Пассивный прогноз – исходит из того, что фирма в силу ряда причин
(отсутствие необходимых средств, наличие благоприятных тенденций развития и
т.д.) не намерена воздействовать на свою среду и предполагает возможность
самостоятельного, не зависимого от действий фирмы развития внешних
процессов.
Активный прогноз – предусматривает возможность активных действий фирмы
по проектированию собственного будущего, её реальное воздействие на внешнюю
среду.
В заключении можно отметить некоторые источники ошибок применения
методов прогнозирования среды бизнеса и способы их преодоления.
Основными источниками могут быть названы:
1. простое перенесение (экстраполяция) данных из прошлого в будущее
(например, отсутствие у фирмы иных вариантов прогноза, кроме 10% роста
продаж).
2. невозможность точного определить вероятность события и его воздействия
на исследуемый объект.
3. непредвиденные трудности (разрушительные трудности), влияющие на
осуществление плана, например, внезапное увольнение начальника отдел
сбыта.
Ошибки первой категории могут быть сужены путем применения методов
регрессионного анализа, криволинейного сглаживания и других техник.
Ошибки второй категории частично могут быть преодолены при помощи
метода Дельфи, сценариев, моделей, анализа модели жизненного цикла.
В целом точность прогнозирования повышается по мере накопления опыта
прогнозирования и отработки его методов.
*Например, предприятие, выпускающее известь, столкнулось с насыщением
спроса на свою продукцию на рынке строительных материалов. Пассивный
прогноз в этом случае предположил бы сохранение тенденции падения спроса на
известь, а значит, сокращение ее производства. Активный прогноз напротив,
мог бы включить дополнительные усилия фирмы по стимулированию спроса на
известь, например, за счет проведения агрессивной рекламной кампании на
рынке товаров для садоводов с акцентом на универсальное применение извести
на их участках. Тогда в рамках активного прогноза могло бы быть высказано
суждение о возможном сохранении или даже увеличении спроса на известь. *
В-четвертых, прогнозы делятся на вариантные и инвариантные в
зависимости от степени вероятности будущих событий.
Если вероятность прогнозируемых событий велика, или, другими словами,
фирма рассчитывает на высокую степень определенности будущей среды, то
прогноз включает в себя только один вариант развития, то есть является
инвариантным. Обычно инвариантный прогноз основывается на экстраполятивном
подходе, простом продолжении сложившейся тенденции.
Вариантный прогноз основан на предположении о значительной
неопределенности будущей среды и, следовательно, наличии нескольких
вероятных вариантов развития.

Таким образом, в рамках вариантного прогноза описывается несколько
вероятных состояний фирмы в будущий период времени (рис. 3).


[pic]

Рис. 3. Вариантный прогноз

Каждый из вариантов развития учитывает специфическое состояние будущей
среды фирмы и, исходя из этого, определяет основные параметры данного
бизнеса. Такого рода вариант будущего состояния фирмы называют сценарием.
В-пятых, прогнозы подразделяются по способу представления результатов
на точечные и интервальные.
Точечный прогноз предполагает, что данный вариант включает единственное
значение прогнозируемого показателя. Например, через 6 месяцев цены на
фотоаппараты вырастут на 10%.

[pic]


Рис. 4. Точечный и интервальный прогнозы

Интервальный прогноз – это такое предсказание будущего, в котором
предлагается некоторый интервал, диапазон значений прогнозируемого
показателя (рис. 4). Например, через 6 месяцев цены на фотоаппараты
вырастут на 10-15%.

2. Методы прогнозирования деловой среды


Первоначально прогнозирование в рамках фирмы возникло как предсказание
экономических параметров длительности бизнеса (как внешних по отношению к
фирме, так и внутренних).
Позднее фирмы освоили прогнозирование технологического (технологическое
прогнозирование), а также социального и политического компонентов
(социально-политическое прогнозирование) своей среды.
Поэтому общие, наиболее распространенные методы прогнозирования
возникли в рамках экологического прогнозирования, однако позднее они нашли
свое применение также и в технологическом, и в социально-политическом
прогнозировании. Кроме того, для технологического и социально-политического
прогнозирования характерны собственные, специфические методы исследования.
Общие методы прогнозирования можно разделить на четыре крупные группы-

. методы экспертных оценок;
. методы экстраполяции трендов;
. методы регрессионного анализа;
. методы экономико-математического моделирования.
Методы экстраполяции трендов и методы регрессионного анализа объединяют
в общее понятие “методы анализа временных рядов”.
Методы регрессионного анализа и метод экономико-математического
моделирования вместе составляют понятие “методы анализа причинных связей”.

2.1 Методы экспертных оценок

Эта группа методов прогнозирования предполагает учет субъективного
мнения экспертов о будущем состоянии дел. Для экспертных оценок характерно
предсказание будущего на основе как рациональных доводов, так и
интуитивного знания. Методы экспертных оценок, как правило, имеют
качественный характер. Экспертные оценки разделяют на индивидуальные и
коллективные.
К индивидуальным экспертным оценкам относят:
. сценарии;
. метод “интервью”
. аналитические докладные записки.
Метод “интервью” предполагает беседу организатора прогнозной
деятельности с прогнозистом-экспертом, в которой ставятся вопросы о будущем
состоянии фирмы и ее среды.
Метод аналитических докладных записок означает самостоятельную работу
эксперта над анализом деловой ситуации и возможных путей ее развития.
Коллективные экспертные оценки можно назвать комплексными методами
прогнозирования, поскольку они включают:
. подготовку и сбор индивидуальных экспертных оценок;
. статистические методы обработки полученных материалов.
Коллективные экспертные оценки включают:
. метод “комиссий”
. метод “мозговых атак”;
. метод Дельфи.
Метод “комиссий” может означать организацию “круглого стола” и других
подобных мероприятий, в рамках которых происходит согласование мнений
экспертов.
Для метода “мозговых атак” характерны:
. коллективная генерация идей
. творческое решение проблем.
Мозговая атака представляет собой свободный, неструктурированный процесс
генерирования любых идей по избранной теме, которые спонтанно высказываются
участниками встречи. Оптимальное число участников -6-12 человек,
желательно, чтобы это были люди, имеющие различные профессии и
специализации.
Метод Дельфи был разработан известным экспертом из исследовательской
корпорации “РЭНД” Олафом Хельмером, математиком по образованию. Может быть,
поэтому в методе Дельфи сочетаются творческий подход к решению проблемы и
достаточная точность прогноза.
Свое название метод получил по древнегреческому городу Дельфи,
прославившемуся своими предсказателями.
Суть метода Дельфи состоит в проведении анкетных опросов специалистов
выбранной области знаний (наиболее часто этот метод используется в
технологическом прогнозировании, при предсказании открытий и нововведений в
области технологии). Полученные анкетные данные подвергаются статистической
обработке, в результате которой формируется диапазон мнений экспертов,
отражающий их коллективное мнение по избранной проблеме.
Обычно после первого опроса наблюдается значительный разброс мнений.
Поэтому процедура осуществления метода Дельфи предполагает проведение еще
трех-четырех опросов, в преддверии которых каждого из экспертов знакомят с
итогами предыдущего опроса, но не для того, чтобы оказать на него давление,
а для того, чтобы эксперт мог получить дополнительную информацию о предмете
опроса. Идеально опрос повторяется до совпадения мнений экспертов,
реально – до получения наиболее узкого диапазона мнений.
Из всех перечисленных методов экспертных оценок очень высокую
популярность в последние десятилетия получил метод составления сценариев.
Рассмотрим его более подробно.

2.2 Метод составления сценариев

Впервые термин “сценарий” был употреблен в 1960 г. футурологом Х. Каном
при разработке картин будущего, необходимых для решения стратегических
вопросов в военной области.
Сценарий – это описание (картина) будущего, составленное с учетом
правдоподобных предположений. Как правило, для прогноза ситуации характерно
существование определенного количества вероятных вариантов развития.
Поэтому прогноз обычно включает в себя несколько сценариев (рис. 5). В
большинстве случаев это три сценария:
. оптимистический;
. пессимистический;
. средний (наиболее вероятный, ожидаемый).
[pic]

Рис.5. Так изобразил модель сценариев немецкий исследователь X. Гешка
Сценарии разрабатываются для определения рамок будущего развития:
. технологии;
. рыночных сегментов;
. стран или регионов и т.д.
Экономическая организация со смежной структурой и разнообразием
направлений деятельности меньше поддается прогнозированию в рамках
сценария.
В целом сценарий подчинен стратегической функции фирмы и
разрабатывается в процессе долгосрочного планирования. Широкий временной
охват предполагает усиление неопределенности среди бизнеса, и поэтому для
сценария, как правило, характерны некоторая недостоверность и повышенное
количество ошибок. Поскольку определение количественных параметров будущего
затруднено (так, трудно точно определить величину продаж фирмы через 5
лет), при составлении сценариев чаще всего используются качественные методы
и интервальные прогнозы показателей.
Вместе с тем сценарий предполагает комплексный подход для его
разработки, помимо качественных могут использоваться количественные методы:
. экономико-математические;
. моделирование;
. анализ перекрестного влияния;
. корреляционный анализ и т.д.
Составление сценария обычно включает в себя несколько этапов.

Первый этап. Структурирование и формулировка вопроса.

Вопрос, выбранный для анализа, должен быть определен так точно, как это
возможно. На данном этапе должна быть собрана и проанализирована базовая
информация. Поставленная задача должна быть согласована со всеми
участниками проекта.
Необходимо осветить структурные характеристики и внутренние проблемы
проекта.

Второй этап. Определение и группировка сфер влияния.

Для осуществления второго этапа необходимо выделить критические точки
среды бизнеса и оценить их влияние на будущее организации.

Третий этап. Установление показателей будущего развития критически
важных факторов среды организации.

После того, как основные сферы влияния обозначены, необходимо
определить их возможное состояние в будущем, исходя из намеченных фирмой
целей.
Показатели будущего состояния не должны быть чрезмерно благополучными,
амбициозными.
Для сфер, развитие которых может включать несколько вариантов, будущее
состояние должно быть описано при помощи нескольких альтернативных
показателей (например, фирму устраивает. чтобы численность населения в
регионе увеличилась на 2,3 или 5%).

Четвертый этап. Формирование и отбор согласующихся наборов
предположений.

Если на третьем этапе фирма определяла будущее состояние среды и ее
влияние на фирму, исходя из собственных целей, то на четвертом этапе
возможное развитие сфер влияния определяется исходя из их сегодняшнего
состояния и всевозможных изменений.
Различные альтернативные предположения о будущем состоянии наиболее
значимых компонентов среды комбинируются в наборы. Формирование наборов
обычно осуществляется при помощи компьютерных программ. Из полученных
наборов отбираются, как правило, три набора. Отбор осуществляется исходя из
следующих критериев:
. высокая сочетаемость предположений, входящих в набор;
. наличие большого числа значимых переменных;
. высокая вероятность событий, относящихся к набору предположений.

Пятый этап. Сопоставление намеченных показателей будущего состояния
сфер влияния с предположениями об их развитии.

На этом этапе сопоставляются результаты третьего и четвертого этапов.
Повышенные или заниженные показатели состояния среды корректируются при
помощи данных, полученных на четвертом этапе.
Так, если фирма на третьем этапе прогнозировала увеличение рождаемости
в регионе в 2000 г. на 5%, а анализ на четвертом этапе показал, что
произойдет ухудшение экономической конъюнктуры, экологической обстановки,
возможны политические и социальные коллизии, то на пятом этапе показатель
5% должен быть изменен в сторону его уменьшения, например до 3%.
Для более точного прогноза необходимо сокращать интервал между
сегодняшним днем и конечным временем прогнозирования. Так, если прогноз
составляется в 1995 г для 2000 г., то период прогнозирования нужно
разделить на два этапа по три года: сначала разработать сценарий для 1997
года, а уже затем для 2000 года.

Шестой этап. Введение в анализ разрушительных событий.

Разрушительное событие – это внезапно случившийся инцидент, который не
был ранее спрогнозирован и который может изменить направление тенденции.
Разрушительные события могут иметь как отрицательный характер
(наводнения, землетрясения, аварии атомных реакторов и т.д.), так и
положительный (технологические взрывы, политические примирения между
бывшими противниками и т.д.).
Из возможных разрушительных событий нужно выделить те, которые способны
оказать наиболее сильное воздействие, и учесть их при составлении сценариев
(например, на состояние рождаемости в регионе могут повлиять: во-первых,
авария на атомной станции; во-вторых, вероятность локального конфликта; в-
третьих, открытие нового месторождения полезных ископаемых. Однако реальное
воздействие возможно только первого из событий).

Седьмой этап. Установление последствий.

На этом этапе сопоставляются стратегические проблемы фирмы (например,
возможность роста за счет более широкого освоения рынка) и выбранные
варианты развития среды. Определяются характер и степень воздействия тех
или иных вариантов развития на стратегические области действий фирмы.

Восьмой этап. Принятие мер.

В узком смысле этот этап уже не относится к анализу. Однако он
естественно вытекает из предыдущих этапов.

2.3 Методы экстраполяции трендов

Методы экстраполяции трендов основаны на статистическом наблюдении
динамики определенного показателя, определении тенденции (трения) его
развития и продолжении этой тенденции для будущего периода. Другими
словами, при помощи методов экстраполяции трендов закономерности прошлого
развития объекта переносятся в будущее.
Обычно методы экстраполяции трендов применяются в краткосрочном (не
более одного года) прогнозировании, когда число изменений в среде
минимально. Прогноз создается для каждого конкретного объекта отдельно и
последовательно на каждый следующий момент времени. Если прогноз
составляется для товара (продукта/ услуги), в задачи прогнозирования,
основанного на экстраполяции трендов, входят анализ спроса и анализ продаж
этого продукта Результаты прогнозирования используются во всех сферах
внутрифирменного планирования, включая общее стратегическое планирование,
финансовое планирование, планирование производства и управления запасами,
маркетинговое планирование и управление торговыми потоками и торговыми
операциями.
Наиболее распространенными методами экстраполяции трендов являются:
. метод скользящего среднего;
. метод экспоненциального сглаживания.
Метод скользящего среднего исходит из простого предположения, что
следующий во времени показатель по своей величине равен средней,
рассчитанной за последние три месяца.
Например, если объем продаж составил.
1. в марте – 270 единиц
2. в апреле – 260 единиц
3. в мае – 290 единиц, то

[pic]=[pic]=[pic]
Если реальный показатель продаж за июнь составил 280 единиц, то прогноз
продаж на июль уже будет равен

[pic]
и так далее.
Метод экспоненциального сглаживания представляет прогноз показателя на
будущий период в виде суммы фактического показателя за данный период и
прогноза на данный период, взвешенных при помощи специальных коэффициентов.
Представим, что составляется прогноз продаж на следующий месяц Тогда:
[pic],где
[pic]прогноз продаж на месяц 1+1;
[pic] продажи в месяце (фактические данные);
[pic]прогноз продаж на месяц I,
[pic]специальный коэффициент, определяемый статистическим путем.
Рассмотрим прогнозирование продаж методом экспоненциального сглаживания
на конкретном примере
Предположим, что[pic]
Тогда, используя формулу экспоненциального сглаживания, можно заполнить
графу “Прогноз продаж” в таблице 1 при условии, что известны фактические
данные о продажах.
Таблица 1
|Месяц |Фактические |Прогноз |
| |продажи |продаж |
|Январь |50 |65 |
|Февраль |68 |61 |
|Март |47 |53 |
|Апрель |39 |56 |
|Май |55 |46 |
|Июнь |64 |51 |
|Июль |70 |57 |
|Август |75 |62 |
|Сентябрь |80 |67 |
|Октябрь |72 |69 |
|Ноябрь |67 |68 |
|Декабрь |75 |70 |
|Январь |58 |66 |
|Февраль |62 |65 |


Так, если продажи в январе составили 50 единиц, а прогноз на январь был
равен 65 единицам, то

[pic]=[pic][pic][pic][pic][pic]

Полученные данные можно отразить на графике (рис 6).

[pic]

Рис. 6. Метод экспоненциального сглаживания
Как видно из графика, кривая прогнозов представляет собой сглаженную
тенденцию по сравнению с кривой фактических продаж.
В прогнозировании методы экстраполяционных трендов дополняются методами
корреляции трендов, в рамках которых исследуется взаимосвязь между
различными тенденциями в целях установления их взаимного влияния и,
следовательно, повышения качества прогнозов.
Корреляционный анализ может исследовать взаимосвязь между двумя
показателями (парн

Новинки рефератов ::

Реферат: Возникновение и развитие Киевской Руси (История)


Реферат: Контрольная работа по информатике (Компьютеры)


Реферат: Основы права (Право)


Реферат: Тестирование программного обеспечения (Программирование)


Реферат: Концепция культуры в работе О Шпенглера "Закат Европы" (Культурология)


Реферат: Трубопроводный транспорт в России (География)


Реферат: Культура (Культурология)


Реферат: Тестирование ППП автоматизации учета основных средств (Программирование)


Реферат: Учет основных средств (Бухгалтерский учет)


Реферат: Творчество Иоганна Себастьяна Баха (Музыка)


Реферат: Контрольная работа по биологии (Биология)


Реферат: Методика документальной проверки учетной документации движения денежных средств, синтетического и аналитического учета (Бухгалтерский учет)


Реферат: История Дальнего Востока России (История)


Реферат: Моделирование сигнатурного анализатора (Радиоэлектроника)


Реферат: Хохломская роспись (Искусство и культура)


Реферат: Алкоголь и курение (Спорт)


Реферат: Лидерство (Политология)


Реферат: Фарадей (Исторические личности)


Реферат: Движение модернизма в русской живописи (Искусство и культура)


Реферат: Новейшая история Лаоса (История)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист