GeoSELECT.ru



Культурология / Реферат: Внутренняя и внешняя культура (Культурология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Внутренняя и внешняя культура (Культурология)




ПЛАН РЕФЕРАТА:
1. Введение: из истории культуры……………..………………….2
2. Общество и культура: внешние и внутренние факторы………4
3. Человек и культура - внутренняя и внешняя…………………..9
4. Заключение……………………………………………………...12
5. Список использованной литературы…………………………..13



ВВЕДЕНИЕ: из истории культуры
На протяжении всей истории развития философской мысли культу-
ра в том или ином аспекте являлась предметом изучения различными
мыслителями, литераторами, историками. Первоначальное понятие
культуры, существовавшее в древних цивилизациях Китая (понятие
"жень") и Индии (понятие "дхарма"), означало прежде всего целенап-
равленное воздействие человека на окружающую его природу. Включало
оно также и воспитание и обучение самого человека. Философы древ-
ней Греции видели в "пайдейе", т.е. "воспитанности", которую они
считали синонимом культуры, главное свое отличие от "некультурных"
варваров. Эпоха Рима, особенно в поздний ее период, органично впи-
тав философские взгляды древнегреческих мыслителей, породила свое
представление о культуре, которое более близко к понятию цивилиза-
ции. Культура стала ассоциироваться с признаками личного совер-
шенства. В эпоху средневековья засилье теологии и схоластики в Ев-
ропе не позволяло ставить проблему изучения культуры, как важнейше-
го качественного и органичного признака человеческого бытия. Сам
процесс создания культурных ценностей и всей деятельности человека
целиком отдавался в удел бога. Процесс творческого подъема иногда
отождествлялся то с проявлением божьей милости, то с кознями дь-
явола. Подлинное возрождение интереса к изучению и познанию куль-
туры возобновилось лишь в эпоху Просвещения. Именно в этот период
под совершенством культуры стали понимать соответствие гуманисти-
ческому идеалу человека, а в дальнейшем - идеалу просветителей.
Для зарождавшейся буржуазной философии характерно понимание
под культурой различных форм духовного и политического саморазви-
тия общества и человека, проявляющихся в движении науки, искусс-
тва, морали, религии и государственном правлении. Французские
просветители XVIII века (Вольтер, Тюрго, Кондорсе) понимали содер-
жание культурно-исторического процесса как развитие человеческого
разума. Цель этого процесса, по их мнению, сделать всех людей
счастливыми, живущими в согласии с запросами и потребностями своей
"естественной" природы. Однако уже в то время зародилось философс-
кое направление "критики культуры". Последователи этого направле-
ния (Руссо) осуждали не только культурную эволюцию, но и саму че-
ловеческую цивилизацию. В своих работах они противопоставляли чис-
тоту и простоту нравов народов, находившихся на патриархальной
ступени развития, испорченности и развращенности "культурных" на-
ций. Восприняв эту критику культуры, как проблему общетеоретическо-
го осмысления противоречий буржуазной цивилизации, представители
немецкой классической философии стали искать выход в осознании
культуры как сферы "духа". Кант рассматривал культуру прежде все-
го с позиций морального сознания (его знаменитый категорический
императив). Шиллер как совокупность эстетических форм сознания, а
Гегель усматривал в развитии культуры эволюцию философского созна-
ния человека. С этой точки зрения, культура предстает как область
духовной свободы человека. Таким образом представители немецкой
классической философии рассматривали сущность культуры как единую
цепь множества ее типов и форм, располагающихся в определенной ис-
торической последовательности и образующих единую линию духовной
эволюции человечества.
Многочисленные философские школы ХХ века очень интенсивно за-
нимались и занимаются изучением феномена культуры. Собственно го-
воря, именно в это время возникла философия культуры как самостоя-
тельная философская дисциплина. Последователи неокантианства (Рик-
керт и М.Вебер) рассматривали культуру прежде всего как специфи-
ческую систему ценностей и идей, различающихся по их роли в жизни
и организации общества того или иного типа. Интересна концепция
немецкого философа-идеалиста О.Шпенглера. Сущность ее заключается
в рассмотрении культуры как организма, который обладает единством
и обособлен от других ему подобных организмов. Каждому культурному
организму, по Шпенглеру, заранее отмерен предел, после которого
культура, умирая, перерождается в цивилизацию. Таким образом, ци-
вилизация рассматривается как противоположность культуре. Это оз-
начает, что единой общечеловеческой культуры нет и быть не может.
С этой точки зрения на культуру очень тесно соприкасается теория
"локальных" цивилизаций английского историка А.Тойнби.
Диалектико-материалистическая философия рассматривает культу-
ру как специфическую характеристику общества, которая выражает
достигнутый человечеством уровень исторического развития, включаю-
щий в себя определенное отношение человека к природе и обществу,
развитие творческих сил и способностей личности. Важнейшей детер-
минирующей характеристикой культуры является ее качественная сто-
рона. Любое выражение культуры есть проявление качественных
свойств и признаков, степени развития человека. Реальная, живая
культура неотъемлема от человека как от субъекта культуры. Собст-
венно сам процесс формирования человека протекает как культурно-ис-
торический процесс. Его человеческие качества есть результат усво-
ения им языка, приобщения к существующим в обществе ценностям,
традициям,овладения присущими данной культуре приемами и навыками
деятельности. можно сказать, что культура - это мир человека, и, в
известном смысле, способ его бытия, созданный и постоянно воссоз-
даваемый им самим. Культура - это очеловеченный слой жизни,"вто-
рая" искусственно созданная человеком природа. Там,где есть чело-
век, его деятельность, ее продукты, взаимоотношения между людьми -
там и есть культура. Иными словами, культура представляет собой
меру человеческого в человеке.

ОБЩЕСТВО И КУЛЬТУРА:
ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ ФАКТОРЫ
Развитие культуры - органическая составная часть истории об-
щества. Поэтому детерминацию движения культуры следует искать и
вне ее самой, прежде всего в развитии основы общества, материаль-
ного производства, а также и всех иных подсистем и сфер обществен-
ной жизни - социальной и социально-политической. Характерно, что
при крайне низких темпах развития материального производства в эпо-
ху феодализма столь же низкой была и динамика развития в области
культуры. Специфическое место религии и церкви также в то время
обусловливало религиозную окраску практически всех сторон и всех
составляющих культуры этой эпохи. Однако, нельзя не отметить, что
в отдельные периоды могут наблюдаться активные всплески в культу-
ротворческом процессе при отсутствии аналогичных сдвигов в эконо-
мической сфере. Это, в частности, характерно для литературы и ис-
кусства эпохи возрождения в Европе, России в XIX веке.
Развитие культуры связано и с другими внешними детерминанта-
ми. Развитие стран и народов практически с первых шагов цивилиза-
ции утрачивает изолированный, замкнутый на себя характер. История
с течением времени все больше выступает в качестве всемирной исто-
рии, а вместе с тем становится реальностью мировая культура, акку-
мулирующая лучшие достижения всех стран и народов. В этих условиях
все большее значение для развития культуры каждой страны, каждого
народа приобретает расширение культурных связей и духовных контак-
тов с другими странами и народами.
Естественная изоляция или нарочитое самообособление народов
ничего хорошего развитию культуры принести не могут. Фактор изоля-
ции, например, одна из причин сохранения первобытных форм жизни у
аборигенов Австралии. Китай на рубеже I-II тысячелетия стоял в
первых рядах стран по развитию культуры, а затем наступили столе-
тия искусственной изоляции страны за китайской стеной, что привело
к утрате былых позиций. Только покончив в 60-е годы XIX века с
преградами на пути развития связей с остальным миром Япония уско-
ренно пошла вперед.
Следует отметить, что на развитие культуры, как впрочем и на
ее возникновение, сильнейшее воздействие оказали не только внешние,
но внутренние факторы. Необходимость углубленного анализа внутрен-
них причин развития культуры обнаруживается при рассмотрении влия-
ния разделения труда на развитие культуры. Разделение труда разру-
шило присущее первобытности единство материального и духовного, а
наряду с этим положило предел не только слитности материальной и
духовной культуры, но и ее единству, поскольку един был ее субъект
и носитель - первобытный коллектив.
В дальнейшем с развитием общества, когда умственный труд стал
все больше отделяться от физического, город - от деревни, когда об-
щество разделилось на классы, профессиональные группировки различ-
ных уровней, на этнические образования, территориально-региональные
общности, а также демографические страты - картина культуры в це-
лом, как и картина ее исторического движения усложняется.
Прежде всего с возникновением сложной социальной структуры
общества, возникшей в результате разделения труда, управление,
умственная деятельность, духовное производство стали преимущест-
венно сферой занятий определенного класса или социальной группы.
Автономизация умственного труда, его отделение от физического дали
мощный толчок развитию наук, прогрессу искусства и т.д. Она позво-
лила сделать интеллектуальную деятельность - профессией, которая
органически соединяет в себе признаки материальной и духовно-прак-
тической деятельности человека. С каждым этапом развития общества
и его фундаментальной основы- общественного производства, роль
умственного труда, его практическая значимость в жизни общества
все более возрастает.
Культура каждой эпохи неразрывно связана с потребностями и
интересами различных классов, социальных слоев и групп. В этом
суть механизма влияния различных классов и социальных слоев, групп
на содержание культуры. Безусловно, это влияние в значительной ме-
ре определяет разницу в содержании и формах культурных пластов и
уровней в общей структуре культуры общества. Однако, абсолютизация
господствовавшего до недавнего времени в отечественных общество-
ведческих науках классового подхода к анализу и классификации яв-
лений культуры неизбежно заводит исследователя в логический тупик.
Во-первых, в культуре есть явления, к которым критерий классо-
вости просто неприменим - это наука, техника, язык.
Во-вторых, культура включает группу явлений, которые несут в
себе общечеловеческое содержание, хотя на них и распространяется
влияние социально-классовых и групповых интересов - это искусс-
тво, мораль, философия и т.д.
В-третьих, отдельную группу составляют явления, связанные, в
силу их природы, непосредственно с возникновением классов, напри-
мер, область политической культуры, хотя даже здесь абсолютизация
классового подхода была бы неправомерна. Наиболее отчетливо соци-
ально-классовое начало проявляется в культуре в форме идеологии,
при посредстве которой каждый класс или социальная группа, ведущая
борьбу за власть направляет развитие культуры в своих интересах, в
соответствии со своими социальными идеалами. При этом выход за
пределы меры в воздействии идеологии на культуру может порой при-
вести к деформации последней, к лишению предметов культуры их
собственного содержания и их превращению в своего рода рупор для
распространения идеологических установок. Это отчетливо просматри-
вается в различного рода "культурных клише", назначение которых
состоит в навязывании через культуру определенных идеологических
стереотипов.
На развитие культуры в современных условиях оказывает свое
воздействие развертывающаяся и углубляющаяся НТР. Это воздействие
многогранно и противоречиво. С одной стороны, НТР неизмеримо рас-
ширила возможности приобщения самых широких масс к духовным цен-
ностям, в частности, через средства массовой информации, предъяви-
ла возросшие требования к образованности, к повышению интеллекту-
ального потенциала общества. Одновременно благодаря развитию
транспорта, средств связи НТР усилила подвижность населения, привела
к интенсификации процессов культурного обмена, к усилению интерна-
ционализации общественной жизни и культуры.
Национальные культуры являются специфическими культур-
ными системами, обладающими относительной автономностью и автох-
тонностью (коренным происхождением). Различные культуры многочис-
ленных народов и национальностей, имеют в своей основе единое об-
щечеловеческое творческое начало. Они отличаются друг от друга по
форме, которая определяется особенностями истории конкретных наро-
дов, различными условиями, в которых происходило формирование этих
культур. Необходимо учитывать и то обстоятельство, что подавляющее
большинство народов не существует в изоляции, а активно взаимо-
действует с другими народами. Поэтому многие национальные культу-
ры, представляют собой результат взаимодействия нескольких прожи-
вающих (или проживавших ранее) рядом друг с другом народов. Разви-
тие национальных культур - важное условие и предпосылка их взаимо-
обогащения, но это не должно вести к их отделению друг от друга, а
тем более к провозглашению их исключительности. Нельзя выстраивать
национальные культуры по ранжиру, рассматривать культуру одной на-
ции в качестве своеобразного эталона культуры. Националистическое
высокомерие тормозит развитие любой национальной культуры. Это
особенно важно, если учесть усиление процесса интернационализации
общественной жизни, а, значит, и необходимости участия в этом про-
цессе национальных культур, каждая из которых включает в себя как
свое национальное, так и интернациональное содержание.Не умаляя
ценности и уникальности существования и развития национальных
культур, следует отметить, что каждая нация вносит свой историчес-
кий вклад в мировую культуру и в то же время черпает из кладовой
мировой культуры. Магистральный путь развития мировой культуры
пролегает отнюдь не через сведение всего ее богатства к некоторому
единому образцу, а через аккумулирование всего лучшего в богатс-
твах культуры всех народов, сохранение богатства многообразия
культур не только в памяти, но и в культурной практике человечест-
ва.
Региональные особенности культуры проявляются не только в
специфических чертах культуры отдельных народов. Имеются опреде-
ленные существенные различия между городской культурой и культурой
села, культуры крупного города и культуры мелких и средних горо-
дов. Есть основания говорить об особенностях культуры в больших
регионах мира. Так Европа сделала упор на разум, рациональное ос-
воение действительности и использование его успехов. Восток же до
недавнего времени больший упор делал на чувственное восприятие ок-
ружающего мира, интуицию, самовнушение. Понятно, что все это боль-
ше относится к традиции. Сегодня граница между культурами Запада и
Востока уже основательно размыты, обмен принципами, идеями и ду-
ховными ценностями идет со все большей интенсивностью. Подводя
итог можно сказать, что мировая культура - явление достаточно
сложное и многогранное, куда входят формационные, региональные,
национальные типы культур и огромное число субкультур, существую-
щих в качестве подсистем в этих культурных типах.
Во внутренней организации культуры существуют также структур-
ные уровни, которые подразделяют ее на массовую и элитарную куль-
туры. Массовая культура сформировалась одновременно с обществом
массового потребления. В работах западных философов и социологов
данное понятие характеризуется как вид коммерческой культуры, по-
тому что продукты данной культуры выступают в ней в качестве пред-
метов потребления, способных при продаже приносить прибыль, если
они учитывают вкусы и запросы массового потребителя. Реклама,
ставшая обязательным атрибутом современного общества, является не-
отъемлемой частью массовой культуры.
Развитие культуры имеет свою внутреннюю логику и характеризу-
ется относительной самостоятельностью и своеобразной внутренней
детерминацией, которая реализуется не только в активном использова-
нии новыми поколениями накопленного запаса ценностей культуры, но
и в воздействии этого запаса на дальнейшее развитие культуры, его
основные направления, его содержание и темп.
Постоянно развиваясь, культура всегда проявляет себя в конк-
ретно-исторических формах. Особенно выпукло обнаруживают себя сдви-
ги в культуре в переломные периоды человеческой истории, например,
при переходе от античности к средневековью, а затем от средних ве-
ков к эпохе Возрождения.
Коренные перемены в культуре наблюдаются с переходом общества
от формации к формации. При этом в истории формирования культуры
имеется ряд особенностей. Накопление культурных ценностей идет как
бы по двум направлениям - по вертикали и по горизонтали. Важнейшей
закономерностью развития культуры является преемственность, в ко-
торой реализуется единство противоположностей - традиции и твор-
чества. История предметных результатов человеческой деятельности,
воплощающих культурные ценности, идет рядом и в синхронном взаимо-
действии со сменяющими друг друга поколениями людей, в которых
сохраняет себя преемственность истории человечества. При этом каж-
дое ныне живущее поколение как бы стягивает к себе прошлое и буду-
щее, как к центру, который с течением времени сдвигается к новым
поколениям.
Наиболее устойчивой стороной культуры являются культурные
традиции. Под ними понимаются элементы социального и культурного
наследия, которые не просто передаются от поколения к поколению,
но и сохраняются в течение длительного времени, на протяжении жиз-
ни многих поколений. Традиции подразумевают, что наследовать и как
наследовать. Каждое поколение осуществляет отбор тех или иных тра-
диций и в этом смысле выбирает не только будущее, но и прошлое.
Современное поколение не может не опираться на созданные ранее
ценности культуры, на традиции, так или иначе ему бы пришлось каж-
дый раз все начинать на пустом месте, создавать все заново.
Однако, культура - это не только традиции, процесс накопления
и сохранения духовных ценностей предыдущих поколений. Формирование
культуры предполагает и ее развитие, т.е. не только сохранение
лучших образцов прошлого, но и создание нового культурного богатс-
тва в процессе творчества. Данное направление в культуре называет-
ся новаторством. Конечно, не всякое новаторство можно безоговороч-
но причислить к творчеству. Создание нового становится творчеством
тогда, когда оно приобретает общественную значимость, получает
признание других людей. Хотя данный критерий новаторских культур-
ных ценностей не является абсолютным. Бывает и так, что произведе-
ния искусства или научные открытия не находят признания у совре-
менников. Тем не менее, если творец создает произведение или дела-
ет открытие, несущее подлинную духовную ценность, то их время рано
или поздно приходит, и, последующие поколения воздают им должное.
Творчество Ван Гога и Гюгена, гениальных художников, непризнанных
при жизни современниками, работы предтечи космических полетов чело-
вечества К.Циолковского - блестящее свидетельство этому.
В творчестве культуры общечеловеческое, всеобщее тесно связа-
но с неповторимостью, уникальностью созданной духовной ценнос-
ти. Тиражирование или репродуцирование не является творчеством, хотя
и играет важную роль в распространении культуры. Но, это именно
распространение, а не создание культуры.
Новое поколение не только пассивно потребляет уже созданное
культурное богатство, вместе с тем оно вносит и свой вклад в ко-
пилку мировой культуры в зависимости от того, что было унаследова-
но им от культуры прошлого. Таким образом, традиции и творчество в
развитии культуры органично взаимосвязаны.
В целом подход к культурному наследию должен быть диалекти-
ческим: не нигилистическое отбрасывание, а сохранение всех ценнос-
тей, которые способны работать на прогресс, и отрицание всего от-
жившего, консервативного в культурной традиции.


ЧЕЛОВЕК И КУЛЬТУРА - ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ
Само становление личности есть не что иное, как результата
культурной эволюции индивида. Только усваивая и соединяя в себе
определенную долю общественной культуры, человек становится лич-
ностью и персонифицирует обретенный культурный потенциал как свой
собственный мир, как богатство своего "Я".
Таким образом, лишь осваивая через познание и деятельность
внешнее, материализованное выражение культуры, индивид обретает
человеческое качество, становится способным сам участвовать в
культуротворческой деятельности. Культура - это процесс развития
человеческих сил и способностей, показатель меры человеческого в
человеке, характеристика развития человека как человеческого су-
щества, процесс, получающий свое внешнее выражение во всем богатс-
тве и многообразии создаваемой людьми действительности, во всей
совокупности результатов человеческого труда и мысли.
Центральной фигурой культуры является человек, ибо культура -
мир человека. Культура - это развитие духовно-практических способ-
ностей и потенций человека и их воплощение в индивидуальном раз-
витии людей. Через включение человека в мир культуры, содержанием
которой является сам человек во всем богатстве его способностей,
потребностей и форм существования, реализуется как самоопределение
личности, так и ее развитие. Каковы же основные пункты этого куль-
тивирования? Вопрос сложный, так как эти опорные пункты по своему
конкретному содержанию своеобразны в зависимости от исторических
условий.
Важнейший момент в этом процессе - формирование развитого са-
мосознания, т.е. способности к адекватной оценке не только своего
места в обществе, но и своих интересов и целей, способности к пла-
нированию своего жизненного пути, к реалистической оценке различ-
ных жизненных ситуаций, готовности к реализации рационального вы-
бора линии поведения и ответственности за этот выбор, наконец,
способности к трезвой оценке своего поведения и своих действий.
Задача формирования развитого самосознания чрезвычайно слож-
на, особенно если учесть, что надежным ядром самосознания может и
должно быть мировоззрение как своеобразное общее ориентирующее на-
чало, помогающее не только разбираться в различных конкретных си-
туациях, но и планировать, моделировать свое будущее.
Конструирование содержательной и гибкой перспективы, предс-
тавляющей собой набор важнейших ценностных ориентаций, занимает
особое место в самосознании личности, в ее самоопределении, а на-
ряду с этим характеризует и уровень культуры личности. Неумение
конструировать, вырабатывать такую перспективу чаще всего обуслов-
лено размытостью самосознания личности, отсутствием в нем надежно-
го мировоззренческого стержня.
Подобное неумение зачастую влечет за собой кризисные явления
в развитии человека, находящие свое выражение в преступном поведе-
нии, в настроениях крайней безысходности, в различных формах деза-
даптации.
Разрешение собственно человеческих проблем бытия на путях
культурного развития и самосовершенствования требует выработки
четких мировоззренческих установок. Это тем более важно, если
учесть, что человек не только действующее, но и самоизменяющееся
существо, одновременно и субъект, и результат своей деятельности.
В становлении личности важное место занимает образование, од-
нако понятия образованности и культурности полностью не совпадают.
Образованность чаще всего означает владение значительным запасом
знаний, эрудицию человека. В то же время она не включает целый ряд
таких важнейших характеристик личности, как нравственная, эстети-
ческая, экологическая культура, культура общения и т.д. А без
нравственных основ сама по себе образованность может оказаться
просто опасной, а развитый образованием ум, не подкрепленный куль-
турой чувств и волевой сферой, либо бесплодным, либо односторонним
и даже ущербным в своих ориентациях.
Вот почему так важны слитность образования и воспитания, со-
четание в образовании развития интеллекта и нравственных начал,
усиление гуманитарной подготовки в системе всех учебных заведений
от школы до академии.
Следующие ориентиры в становлении культуры личности - духов-
ность и интеллигентность. Понятие духовности в нашей философии до
недавнего времени рассматривалось как нечто неуместное лишь в пре-
делах идеализма и религии. Сейчас становится ясной однобокость и
ущербность подобной трактовки понятия духовности и его роли в жиз-
ни каждого человека. Что же такое духовность? Основной смысл ду-
ховности - быть человеком, т.е. быть человечным по отношению к
остальным людям. Правда и совесть, справедливость и свобода,
нравственность и гуманизм - вот ядро духовности. Антиподом духов-
ности человека являются цинизм, характеризующийся презрительным
отношением к культуре общества, к его духовным, нравственным цен-
ностям. Поскольку человек явление довольно сложное, в рамках инте-
ресующей нас проблемы можно выделить внутреннюю и внешнюю культу-
ру. Опираясь на последнюю, человек обычно подает себя окружающим.
Однако именно это впечатление может оказаться обманчивым. Иногда
за внешне утонченными манерами может скрываться циничный, презира-
ющий нормы человеческой морали индивид. В то же время не кичащийся
своим культурным поведением человек может обладать богатым духов-
ным миром и глубокой внутренней культурой.
Экономические трудности, переживаемые нашим обществом не мог-
ли не наложить отпечаток и на духовный мир человека. Конформизм,
презрение к законам и нравственным ценностям, равнодушие и жесто-
кость - все это плоды безразличия к нравственному фундаменту об-
щества, приведшего к широкому распространению бездуховности.
Условия преодоления этих нравственных, духовных деформаций -
в здоровой экономике, в демократической политической системе. Не
меньшее значение в данном процессе имеет и широкое приобщение к
мировой культуре, осмысление новых пластов отечественной художест-
венной культуры, в том числе и русского зарубежья, понимание куль-
туры как единого многоаспектного процесса духовной жизни общества.
Обратимся теперь к понятию "интеллигентность", которое тесно
связано с понятием духовности, хотя и не совпадает с ним. Сразу же
оговоримся, что интеллигентность и интеллигенция - это разноплано-
вые понятия. Первое включает в себе определенные социокультурные
качества человека. Второе говорит о его социальном положении, по-
лученном специальном образовании. На наш взгляд, интеллигентность
предполагает высокий уровень общекультурного развития, нравствен-
ную надежность и культурность, честность и правдивость, бескорыс-
тие, развитое чувство долга и ответственности, верность своему сло-
ву, высокоразвитое чувство такта и, наконец, тот сложный сплав
свойств личности, который называют порядочностью. Этот набор харак-
теристик, конечно же неполон, но главные из них перечислены.
В становлении культуры личности большое место отводится куль-
туре общения. Общение - одна из важнейших сфер жизнедеятельности
человека. Это важнейший канал трансляции культуры новому поколе-
нию. Дефицит общения ребенка со взрослыми сказывается на его раз-
витии. Быстрый темп современной жизни, развитие средств свя-
зи, структура поселения жителей больших мегаполисов зачастую приво-
дит к вынужденной изоляции человека. Телефоны доверия, клубы по
интересам, спортивные секции - все эти организации и институты иг-
рают очень важную положительную роль в деле консолидации людей,
создания сферы неформального общения, которая так важна для твор-
ческой и репродуктивной деятельности человека, сохранения устойчи-
вой психической структуры личности.
Ценность и эффективность общения во всех его видах - служеб-
ного, неформального, досугового, общения в семье и т.д. - в решаю-
щей степени зависит от соблюдения элементарных требований культуры
общения. Прежде всего это уважительное отношение к тому, с кем об-
щаешься, отсутствие стремления возвысится над ним, а тем более да-
вить на него своим авторитетом, демонстрировать свое превосходс-
тво. Это умение слушать, не прерывая рассуждения своего оппонента.
Искусству ведения диалога надо учиться, особенно это важно сегодня
в условиях многопартийности и плюрализма мнений. В такой обстанов-
ке особую ценность приобретает умение доказывать и обосновывать
свою позицию в строгом соответствии с жесткими требованиями логики
и столь же логически обоснованно, без грубых выпадов опровергать
своих оппонентов.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Движение к гуманному демократическому общественному строю
просто немыслимо без решительных сдвигов во всем здании культуры,
ибо прогресс культуры - одна из сущностных характеристик общест-
венного прогресса вообще. Это тем более важно, если учесть, что
углубление НТР означает и возрастание требований к уровню культуры
каждого человека, и в то же время создание для этого необходимых
условий.



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Баллер Э.А. "Преемственность в развитии культуры"
2. Орнатская Л.А. "Происхождение и формирование понятия "культура"
3. Межуев В.М. "О понятии "Культура"
4. Артановский С.Н. "Историческое единство человечества
и взаимное влияние культур"




Реферат на тему: Возникновение Царицына

Государственный комитет Российской Федерации

по высшему образованию
Волгоградский Государственный Технический Университет



Кафедра истории



Реферат



«Причины превращения Царицына в развитый промышленный город»



Выполнил:

Студент группы ИВТ - 260


Гонжал М. И



Волгоград -1999.


[pic]
Общии вид Царицына (1636 г. С рисунка Адама Олеария)

Основанием города принято считать дату царской грамоты «казанскому воеводе
Кн. Григ. Осиповичу Засекину да Роману Вас. Ольферову, да Ивану Аф.
Нащекину на переволоке острог сделать». Грамота была помечена 2 июлем 1589
г, Город получил название от острова Царицын и р. Царица, а те в свою
очередь образовались от созвучия татарских слов Сары-Су (желтая вода), Сары-
чин (желтый песок). Впрочем на этот счет существуют и другие предания. В
сохранившихся архивах от начала ХVII столетия содержится описание города
уже на правом берегу. Наиболее полное из них и к тому же иллюстрированное
принадлежит Адаму Олеарию, секретарю Гольштинского посольства,
проплывавшего по Волге в 1632 г.: «Город Царицын находится в 350 верстах от
Саратова, лежит на правом берегу на холме, невелик, построен в форме
параллелограмма и заселен одними стрельцами, которых живет в нем 400
человек. Стрельцы эти обязаны держать стражу против татар и казаков и
служить охраной для проходящих мимо судов».[1] Крепость, согласно тому же
источнику, имела размеры в пределах «80 сажен в длину и 40 в ширину. Была
окружена деревянной крепостной стеной с двенадцатью башнями и усилена по
периметру рвом». Под защитой крепости постепенно о6разовались посады,
состоящие из деревянных домов ремесленников, рыбаков и разного белого люда.
Выбор территории для крепости, ее архитектура и укрепление соответствуют
тем приемам, которые сложились в русском градостроительстве в середине ХVI
столетия и получили распространение как в Поволжье, так и в Сибири. В
отличие от старых русских кремлей и монастырей сооружений, возводимых из
камня, крепости, построенные на вновь отвоеванных землях Поволжья и Сибири,
возводились наскоро из дерева. Место для нового города в военном отношении
было удобным—крутой берег Волги и р. Царица создавали естественные условия
для организации защиты. Внутри крепости находились управа, воеводские
здания и избы для стрельцов. В то время, как вышерасположенные города-
крепости постепенно теряли свое стратегическое значение. Царицын почти до
конца ХVIII столетия, т. е. более 200 лет носил исключительно военно-
крепостной характер. В 1689 г. были упразднены все ранее созданные по Волге
заставы, кроме Царицына, где стрельцы, предназначенные для охраны южных
границ, составляли основную часть населения и где постоянно поддерживался
строгий порядок. Объясняется это все тем же географическим положением
Царицына в Нижнем Поволжье, где длительное время сохранялось сложное военно-
стратегическое положение. Находясь под постоянной угрозой вражеских
вторжений, все понизовье представляло собой незаселенное дикое поле. А
между тем его просторы, богатые охотничьими, рыбными и другими угодьями,
привлекали к себе беглый люд, из которого со временем наряду с Донским
образовалось еще и более беспокойное и воинственное Волжское казачество.
Здесь же издавна кочевали Ногайская орда, а в 1632 г. к левому берегу Волги
прикочевали калмыки. Ногайская орда перешла на правый берег. И те и другие
находились в постоянных столкновениях с Донским и Волжским казачеством.
Калмыки в этих условиях то искали защиты у русского царя, то устраивали
опустошительные набеги на его города. Постоянной угрозой для южных границ
была Крымская орда, находившаяся под влиянием султанской Турции.
Царицынская крепость стояла на пересечении всех военных путей и разбойных
набегов. Здесь в 1606— 1609 гг. проходили вооруженные отряды трех
самозванцев, а в 1630 г крепость захватили калмыки и полностью разрушили
ее. В 1667 г. через город прошел отряд Степана Разина, направлявшийся через
Каспийское море в Персию. А с 1670 по 1671 гг. Царицын оказался в полосе
поднятой Разиным крестьянской войны В 1707 г. на Дону и Поволжье вспыхнуло
восстание возглавляемое Булавиным и Некрасовым, в орбиту которого входил и
Царицын.
В 1717 г. произошел крупнейший по своим масштабам набег крымских и
кубанских татар на Нижнее Поволжье в результате которого были разграблены
Царицын, Саратов и другие города Возникла крайняя необходимость создания
сторожевой укрепленной линии на территории между Волгой и Доном, наиболее
уязвимой для набегов враждующих племен. По указу Петра 1 в 1718—1720 гг.,
линия протяженностью 60 км была построена между Царицыном и Паньшино Это
было крупнейшее для того времени фортификационное сооружение, состоящее из
глубокого рва и вала высотой 12 м, с деревянными палисадами с 23 форпостами
и пятью земляными крепостями. Остатки этой линии в виде земляного вала и до
сих пор видны на Историческом шоссе и в степи за городом. Для несения
сторожевой службы на Царицынскую укрепленную линию были поставлены
регулярные войска и Донское казачество. Вслед за тем с учетом новых
требований военной техники в частности артиллерии была реконструирована и
Царицынская крепость. Петр I посетив по возвращении из Персидского похода в
1722 г. Царицын сам сочинил проект этой крепости в виде четырехугольной
бастионной цитадели, укрепленной земляными валами и рвом, прикрытым
палисадами и рогатками. Исторические условия заставляли возводить
оборонительные сооружения. Строительство Царицынской укрепленной линии
протяженностью 60 км. всего за два года даже по современным масштабам
представляется явлением уникальным, которое в то время возможно было
осуществить только благодаря жестокой эксплуатации десятков тысяч
подневольных людей. Что же касается гражданских сооружений, планировки
города и его облика, то все это изменялось весьма медленно как и условия и
образ жизни людей, медленно росло население. Единственно что заставляло
перестраивать город—это часто повторявшиеся опустошительные пожары (1728,
1791 1793 гг. и др. ). Академик Л. И. Лепихин посетивший город в 1768 г.
так описывает его: «Город делился на две части: на крепость и форштадт. На
территории крепости находились 25 жилых кварталов, дом коменданта, 4 церкви
и площадь. В форштадте за пределами крепости селилось прочее население, где
со временем образовались Преображенское предместье, примыкающее к западной
стороне крепости и Бутырское, расположенное севернее. В 1728 г.
образовалась зацарицынская часть города, где селились ремесленники
обслуживающие судоходство а также станичники Волжского казачества». Город в
основном был деревянным и только возвышавшиеся над ним церкви построены из
камня. Иоанно-Предтеченская 1664 г. — самое древнее сооружение в городе,
Успенская — 1718 г., Святотроицкая — 1720 г и Преображенская — 1771 г. Если
прибавить к тому калмыцкие кибитки которые ютились около города на
случайных местах, соляные рыбные склады на берегу, да песчаные безлесные
степи, на многие километры окружающие город, то можно себе представить
безрадостную картину полупустынного города, как его описывали современники.
Однако после строительства укреплений Царицынской линии и организации ее
регулярной охраны Нижнее Поволжье постепенно стало заселяться что в
значительной степени регулировалось правительством. В 1731 г. сюда на
поселение было направлено 1057 семейств украинцев и донских казаков
образовавших Волжское казачье войско. В дальнейшем рост населения уже так
называемого Царицынского уезда происходил за счет украинцев и выходцев из
Харьковской Полтавской губернии, а также из других мест в том числе и за
счет возвратившихся в 1748 г. из Персидского похода трех полков В 1765 г.
впервые в этих краях в результате двух манифестов Екатерины II, 1762—1793
гг. пригласивших людей из-за рубежа селиться в России, появляются
иностранцы, которым предоставлялся ряд льгот — освобождение от рекрутских
повинностей податей и налогов на 30 лет, право на беспошлинную торговлю, а
также выдача денег на проезд и поселение на новых местах В результате по
берегам Волги возникло 102 немецких колонии. И тогда же в 28 км. от
Царицына на почтовом тракте Саратов—Астрахань возникла колония, получившая
от речки Сарпы, на которой она расположена, название Сарепты. Первыми
поселенцами оказались ирнгутеры, принадлежавшие к ассоциации последователей
Яна Гуса, бежавшие из Чехии от преследования католического духовенства в
Саксонию, откуда они переселились на берега Волги. В те же годы появились
села Бекетовка, Отрада, Винновка, Городище и др. Наряду с интенсивной
колонизацией земель и укреплением границ, которые предпринимало царское
правительство, ХVIII столетие и в особенности его вторая половина
характеризуется постоянно возникающими крестьянскими волнениями. Несмотря
на жесткие меры, принимаемые правительством, Нижнее Поволжье было
переполнено беглыми обнищавшими людьми, из которых собирались большие и
малые ватаги, беспокоившие находившиеся здесь гарнизоны. Так, в 1734—1738
гг. вновь появились самозванцы «сыны Петра». В 1772 г. беглый крестьянин
графа Воронцова Богомолов, назвавший себя Петром III, вызвал волнение на
Волге и на Дону. Богомолов был выловлен и посажен в каземат Царицынской
крепости, а затем погублен истязаниями. А вскоре после того, в 1774 г.
началась крестьянская война, поднятая Емельяном Пугачевым, которая потрясла
до основания всю Россию. Царицын был на пути движения войск Пугачева, и
здесь под городом в районе Черного Яра состоялась трагическая развязка этой
войны. Многие месяцы шла жестокая расправа над участниками движения. Но и
после его подавления в Нижнем Поволжье еще долгие годы возникали
всевозможные волнения. В 1785 г. отряд атамана Замятина вызвал большой
переполох в царских войсках, в том же году был схвачен атаман Константин
Дудкин, затем атаман Филиппов. Несколько лет шли поиски других атаманов
Овчинникова, Збойкова, Гончарова, Дегтярева и др. Волновалось волжское
понизовье, волновалось донское казачество, придавленное царской властью. В
1776 г, с присоединением к России Крыма и Кубани границы государства
отодвинулись далеко на юг. Царицынская сторожевая линия была упразднена,
ликвидировано Волжское казачье войско и Царицын утратил свое военно-
стратегическое значение. На долгие годы он превратился в захолустный
уездный город Саратовской губернии, а унылое время его по-прежнему
отсчитывалось то опустошительными пожарами, которые в сухое время года
превращали в пепел если не все, то большую часть его строений—(1728, 1791,
1793 гг.), то страшными эпидемиями, идущими из Азии,— холеры и чумы
(1693,1807,1827—1830,1879, 1900 гг.), когда Царицын превращался в кордон,
защищавший центральные губернии России. Начатая при Петре I и Екатерине II
градостроительная деятельность по составлению планов городов дошла до
Царицына только сто лет спустя. В 1820 г. Александр I утвердил план
Царицына, по которому он с большими отклонениями застраивался вплоть до
Октябрьской революции. Этот план в соответствии с принятыми в то время
градостроительными принципами предусматривал прямолинейную планировку на
основе пересечения параллельных и перпендикулярных Волге улиц, намечал
главные улицы, соборные и торговые площади. По границе города был
предусмотрен вал. План разрабатывался без учета градообразующей базы, и в
нем не нашли отражения даже существовавшие в то время причалы, рыбные и
соляные склады, Не предусматривалось и благоустройство берега.
План реализовывался весьма медленно, В 1825 г. в Царицыне имелось девять
каменных и 717 деревянных зданий, а в 1860 г., т. е. за 35 лет прибавилось
только один каменный дом и 210 деревянных. А. Н. Минх так описывает город
того времени; «Царицын окружен песками — началом степного пространства,
лежащего по обоим берегам Волги и идущего до Астрахани; окрестности города
безлесны и унылы; недалеко к югу начинаются степные кочевья калмыков,
кибитки (юрты) которых стояли за городом, где в то время бродили волы
чумаков, перевозивших до устройства проезжих дорог товары на Дон и оттуда
возвращавшихся; грузы доставлялись тогда в Царицын (1861 г.) Волгою с
Нижегородской ярмарки, а затем шли в чумацких фурах на Дон, а также в
Ставрополь, на Кавказ».[2] Дальнейшее развитие города относится ко второй
половине ХIХ столетия, к пореформенному периоду, когда набрав силу,
капиталистическая система, сломив феодальную рутину, стала наращивать
производительные силы. Примером интенсивного развития оказался Царицын. За
короткое время он превратился в крупнейший торговый, а затем промышленный
узел Нижнего Поволжья. Через него пролегли возрастающие связи центральной
части с южной частью России. Товары, идущие с верховьев Волги здесь
перегружались с воды на чумацкие фуры и далее следовали в Донбасс и на
Кавказ. Значение торговых путей между Волгой и Доном, по которым
непрерывными потоками шли вереницы обозов, стало возрастать. Снова всплыла
идея строительства здесь судоходного канала, которая периодически возникала
в разные периоды истории. Соединить Волгу и Дон с помощью канала всегда
казалось очень заманчивым, поскольку обе реки в районе Царицына разделяли
всего 80 км., а впадающие в них реки Иловлю и Камышинку и того меньше.
Уместно здесь вспомнить многовековую историю этой идеи. В 1569 г. войска
турецкого султана Селима и крымского хана Девлет-Гирея начали поход против
России. Дойдя до переволоки в междуречье Волги и Дона они принялись копать
канал на соединение верховья Иловли с Камышинкой, чтобы судами выйти на
просторы Волги и двинуться на Астрахань. Построить канал им не удалось и
вместе с тем поход кончился неудачей. Более серьезная попытка была сделана
в 1696—1701 гг. Петром I. В связи с Азовским походом, который убедил в
необходимости строительства в этом месте канала, он дал указание
незамедлительно приступить к работам. Была собрана большая армия
строительных рабочих, но непреодолимые трудности заставили прекратить
работы. Спустя почти двести лет, в 1894 г. было образовано товарищество по
сооружению указанного канала, которое тоже потерпело неудачу. Но идея
строительства столь значительного сооружения продолжала жить и была
осуществлена только в наше время. А между тем возрастающая интенсивность
торговых связей в промышленно развивающейся России требовала поиска новых
технических средств передвижения. Когда появился железнодорожный транспорт,
одной из первых в этом крае была построена Волго-Донская железная дорога,
что сразу дало мощный толчок для развития торговли и промышленности города.
Сюда потекли новые большие капиталовложения на развитие железных дорог и
судоходства. Через шесть лет в 1868 г. было начато и в том же году
закончено строительство Грязе-Царицынской железной дороги, которая
соединила город с центральными районами страны на севере с Балтийским
побережьем, с Ригой. В 1897 г была построена Царицын-Тихорецкая железная
дорога, открывшая торговые пути на Кавказ и Донбасс. С целью
совершенствования железнодорожного узла и создания непосредственной его
связи с пристанями в 1896 г. была построена Волжская станция и железная
дорога на берегу Волги, соединившая лесные и соляные причалы с основными
железнодорожными магистралями. Город превратился в мощный узел
железнодорожных и судоходных путей. За короткое время он вырос в крупнейший
торговый и перевалочный пункт не только на Волге, но и в стране Перевалка
леса, соли, хлеба, нефтепродуктов, рыбы приносила торговым, железнодорожным
и судоходным компаниям огромные прибыли. По данным Министерства путей
сообщения, в 1900 г. было ввезено в Царицын 106 млн. пудов и вывезено
отсюда 83 млн. пудов грузов. Через местные причалы проходило 1,5 млн.
Бревен. Развитие торговли способствовало бурному росту промышленности.
Первоначально получила развитие промышленность, связанная с переработкой
леса, соли, рыбы, горчицы, в дальнейшем здесь разместились
металлургическая, металлообрабатывающая и нефтеперерабатывающая
промышленность. Лесозаводы размещались в трех узлах в Зацарицынской части,
Ельшанке (четыре завода Максимова) и Бекетовке, примерно на тех
территориях, где они расположены в настоящее время. В районе крутого оврага
располагалась соляная пристань и при ней пять соляных мельниц
производительностью 10 тыс. пудов соли. Перевалка хлеба вызвала создание в
городе мукомольной промышленности. В городе разместилось шесть паровых
мельниц, крупнейшие из них—в пойме р. Царицы. Заводы по переработке горчицы
размещались в Сарепте. С целью стимулирования развития промышленности
царское правительство широко привлекало иностранный капитал. В 1880 г. был
построен в районе нынешнего Банного кольца нефтепромышленный городок,
принадлежащий иностранной фирме Нобель, в дальнейшем он вырос в крупнейший
по тому времени нефтепромышленный комплекс В 1897 г с привлечением
капиталовложений французских фирм был построен металлургический завод «Урал-
Волга» или как его назвали ДЮМО. Строительство металлургического завода
повлекло за собой возникновение 16 металлоперерабатывающих предприятий
(гвоздильный, проволочный и др. ). В 1915 г. с привлечением английской
фирмы «Виккерс и К » был построен пушечный завод. Россия встала на
империалистический путь развития. Царицын оказался одним из крупнейших
индустриальных центров страны. О том, как развивался город со дня его
основания, говорят следующие цифры роста его населения: с 1589 по 1630 г. в
городе проживало около 400 человек, в 1786—627; в 1847 г—4805; в 1860—7027,
т. е. за 270 дореформенных лет население города выросло всего на 6627
человек. И только с началом развития капитализма начинается его рост с
возрастающей силой. Уже через 30 лет после реформы (1890 г.) в Царицыне
проживало 38 тыс. чел·; в 1900—63, а в 1915 г —135 тыс. человек. В 1915 г.
в городе насчитывалось 454 промышленных предприятий с общим числом рабочих
40 тыс. человек. Оказавшись в центре железнодорожных и водных путей,
Царицын стал одним из бурно развивающихся городов капиталистической России,
где развитие торговли стимулировало развитие промышленности, а развитие
промышленности способствовало развитию торговли В 1913 г. в России
насчитывалось 29 городов с населением свыше 100 тыс. чел. и в том числе был
Царицын. Царицынское купечество называло его русским Чикаго. И как во всех
городах периода капитализма второй половины ХIХ и начала ХХ столетия, в
Царицыне ярко проявились характерные противоречия капиталистической
системы. За короткое время в городе произошли огромные изменения. От
прежнего захолустья старой помещичьей России ничего не осталось, кроме
древних церквей. Город неизмеримо вырос, вырос стихийно, и уже к началу ХХ
столетия вступил в состояние того глубокого кризиса, в котором находились
индустриальные города России и многих других стран. Кризис социальный,
территориальный, жилищный, транспортный, архитектурно-градостроительный, из
которого его могли вывести только революционные преобразования. Быть может
наиболее ярко проявился социальный кризис, выразившийся в резком делении
территории города на буржуазный центр и рабочие окраины. Вокруг
Александровской площади на месте древнего Царицына и на улицах, идущих к
Волге, образовалось своего рода Сити. Здесь располагались крупные здания
магазинов — Губанова, Репникова Лапшина, Синявина и др. дворцы и особняки,
среди которых своей пышностью выделялись дворец Воронина (после революции
преобразованный в Дворец пионеров) дворец Миллера, построенный в виде замка
на склонах Царицы, Голдобина, занимавшего самое видное место в устье р.
Царицы и др. Здесь же расположились городская управа и городская дума
гостиницы и рестораны ( гостиницы «Столичные номера», «Люкс» и др.).
Разбогатевшие промышленники по примеру известных миллионеров из купеческого
тщеславия брали иногда на себя роль меценатов. Так на средства Репникова
(при участии городского бюджета) в 1915 г. был построен Дом науки и
искусства (впоследствии после реконструкции — театр им Горького),
промышленник Миллер построил здание мюзик холла, рядом был построен
роскошный банно-прачечный комбинат Бочкарева с бассейном. Впрочем щедрость
промышленников по отношению к городу не простиралась очень далеко.
В других компактных городах, железные дороги располагались по периметру их
территорий и на их основе возникал индустриальный барьер, препятствующий
развитию города вширь, а в Царицыне индустриальный барьер образовался вдоль
берега Волги, отрезав ее от города, и вдоль железной дороги, расположенной
параллельно реке. В результате город стал развиваться вдоль Волги
(вперемежку заводские территории и жилые кварталы) без соблюдения какой-
либо системы. К 1915 г. он достиг протяженности почти 40 км—от завода
Виккерс до Купоросного поселка. В итоге город совершенно утратил тот
элементарный порядок, который был заложен в плане 1820 г. Город превратился
в конгломерат отдельных, не связанных один с другим поселков. В нем было 10
площадей—Соборная, Александровская и Скорбящая, расположенные в центральной
части города, Базарная и Кладбищенская — за Царицей, Сенная, Сергиевская и
Ярмарочная — в заполотновской части и Никольская — на южной окраине
центральной части города, но все они были разобщены и не способствовали
планировочной организации города. Именно тогда, на рубеже ХIХ— ХХ столетий,
образовались те пороки в планировочной структуре города, которые
сказываются до настоящего времени. Город продолжал расти и одновременно
возрастал жилищный, транспортный и санитарный кризис. Даже барачное
строительство жилья не поспевало за ростом численности населения, которое
увеличивалось с ростом промышленности. Но самое устрашающее явление было
связано с санитарным состоянием города. В городе возникали эпидемии холеры,
чумы, тифа, уносившие тысячи человеческих жизней. Детская смертность в
Царицыне превосходила аналогичные показатели других городов России.
Эпидемии в Царицыне получили международную огласку, что заставило
правительство создать в 1908 г. специальную комиссию для разработки
мероприятий по оздоровлению городов Поволжья. Благоустройство города
практически не проводилось. Городской бюджет для этой цели не располагал
средствами, а местная буржуазия была к этому безучастной. В 1909 г. из всех
улиц только 1/12 площади имела булыжное покрытие, остальные тонули в пыли и
грязи, затрудняя растущее движение по городу. При огромном количестве
оврагов, перекидных мостов через них было только три. Низкая степень
благоустройства города вызывала возмущение населения. Под его давлением
городские власти в 1890 г. осуществили строительство первого водопровода, в
1913 г. была построена городская электростанция, в том же году был проложен
первый трамвай, К этому же времени относится строительство железобетонного
астраханского моста через Царицу. Вот почти весь перечень ничтожных
мероприятий по благоустройству, которые были проведены в крупнейшем
промышленном городе к 1917 г. На таком же уровне находилось развитие
учреждений обслуживания города. В 1914 г. перед началом первой мировой
войны в Царицыне имелись: мужская и две женские гимназии, реальное училище,
торговая школа, три высше-начальных училища, которые в большинстве случаев
размещались в частных домах, не приспособленных для ведения в них
нормальных учебных занятий. Город располагал всего двумя больницами на 214
коек. Весьма скудные культурные заведения города служили главным образом
развлечением местной знати. Это прежде всего Дом науки и искусства, затем
«Клуб приказчиков», ныне также реконструированное и расширенное здание
Театра музыкальной комедии, и театр «Парнас». Наконец, любимое место
царицынских гуляк, нашумевший в то время увеселительный сад «Конкордия» с
театром-кабаре, где развлекались купцы да лесопромышленники, сплавлявшие по
Волге лес. Имелось еще четыре небольших кинотеатра. Вот и все. Зато город
был богат другого типа заведениями. В нем насчитывались 154 трактира, 55
кабаков, 36 винных складов и погребов, 21 постоялый двор.
Таким образом, Царицын за время своего существования пережил несколько
периодов спада и нарастания промышленного потенциала (на микро уровне), был
не только торговым центром Поволжья, но и важным стратегическим объектом
Российского государства (на макро уровне).
-----------------------
[1] Исторические путешествия. Сталинград, 1936, с.59
[2] Минх А. Н. Историко-географический словарь Саратовской губернии; т. I,
вып. 1. – Саратов, 189??????????†????
8.





Новинки рефератов ::

Реферат: Автоматизированное рабочее место регистрации и документирования комплекса средств автоматизации (Программирование)


Реферат: Александр Блок (Литература : русская)


Реферат: Государство: общая характеристика (Теория государства и права)


Реферат: Коллективный договор (Теория государства и права)


Реферат: Бородинское сражение (История)


Реферат: Драма "Гроза" в статье Добролюбова "Луч света в темном царстве" (Литература)


Реферат: Билеты по истории русского искусства XII-XVII вв (Искусство и культура)


Реферат: Автомат для дозарядки АБ (Радиоэлектроника)


Реферат: Дифференциация доходов населения и социальная политика государства (Социология)


Реферат: Изобразительное искусство республиканского Рима (Искусство и культура)


Реферат: Бухгалтерский учет материально-производственных запасов (Бухгалтерский учет)


Реферат: Коротко о Донецке (История)


Реферат: Молодежь на рынке труда (Социология)


Реферат: Вредные и опасные факторы при работе лазерных установок" (Спорт)


Реферат: Русская пейзажная живопись 19 века (Искусство и культура)


Реферат: Культура России (История)


Реферат: Этика поведения в конфликте и управление коллективом (Предпринимательство)


Реферат: Право (Теория государства и права)


Реферат: Возникновение ислама, Шариат - мусульманское право (Религия)


Реферат: Роберт Инглунд пятница 13-ое (Культурология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист