GeoSELECT.ru



Культурология / Реферат: Протестантизм (Культурология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Протестантизм (Культурология)




Введение


С началом “веберовского ренессанса” 70-80-х годов в западной
социальной науке и культуре наблюдается значительный рост интереса к
социологической теории Вебера. Влияние идей Вебера на исследования
политических структур и процессов заметно возросло в последние годы. Многие
западные ученые опираются на теорию бюрократии Вебера при проведении
сравнительных исследований системы государственного управления в различных
странах.
М. Вебер (1884 - 1920) -виднейший немецкий социолог. Одной из
основных его работ считается "Протестантская этика и дух капитализма", в
продолжении которой Вебер написал сравнительный анализ наиболее значимых
религий и проанализировал взаимодействие экономических условий, социальных
факторов и религиозных убеждений. Впервые данное произведение было
опубликовано в 1905 г. в Германии и с тех пор является одной из лучших
работ по анализу причин возникновения современного капитализма.
Отечественная социология также может многое почерпнуть в арсенале
веберианской политической теории. Разработанные Вебером понятия могут, по-
видимому, успешно использоваться для анализа структур государственного
управления в нашей стране на различных этапах их эволюции. Обращение к
веберовским политическим идеям должно способствовать лучшему пониманию как
недавнего прошлого нашей страны, так и современного состояния ее
политической системы.
В работе были использованы произведения отечественных и зарубежных
авторов, учебники, статьи и сама работа Вебера «Протестантская этика и дух
капитализма». Особо хотелось бы отметить статьи и монографии Масловского
В.М. и соавторство Гайденко П.П. и Ионина Л.Г. Социология культуры, в
которой подробно описываются особенности веберовской концепции, к этим
писателям автор наиболее прибегал при изучении и написании работы.


1. Протестантизм как направление культуры

Протестанты - это общее название христианских общин, образовавшихся в
XVІ веке в результате проповеди Мартина Лютера, Ульриха Цвингли и Жана
Кальвина. Название “Протестантизм” случайное и не более обоснованное, чем,
скажем, “большевизм”. В 1529 году, в самом начале протестантского движения,
был съезд германских князей, на котором решался вопрос об избрании веры.
Большинство тогда проголосовало за то, чтобы остаться в католической
церкви, но несколько князей объявили протест против этого решения. Так и
возникло это историческое наименование. Сами протестанты не любят, чтобы их
так называли, они предпочитают именоваться “евангельскими церквами”,
подчеркивая, что они возвращаются, как им представляется, к основам
евангельской веры. Главные ветви протестантизма - лютеранство, кальвинизм
или реформатство и англиканство.
В самых общих чертах история возникновения протестантизма такова. В
конце средних веков и в начале эпохи Возрождения католическая церковь была
подвержена многим тяжким болезням. Таким, как симония (продажа священных
степеней за деньги), крайняя безнравственность многих римских
первосвященников, злоупотребления с индульгенциями. Самым большим
злоупотреблением, вызывавшим массовое недовольство, была инквизиция.
Изначальное ее назначение - сдерживание разного рода еретических
движений и ограждение чад католической церкви от всевозможных крайних
ересей, расколов и схизм. Но это учреждение очень скоро выродилось, потому
что суда как такового при нем не было, а процедура следствия была сопряжена
с пытками. Достаточным аргументом для обвинения считалось признание
обвиняемого в своей вине. Инквизиция преследовала кого угодно по самым
разным поводам. Доходило до того, что в Европе в некоторых деревнях или
целых регионах до трети женского населения обвинялось в колдовстве.
Были попытки реформировать католическую церковь изнутри, но они
потерпели неудачу. Сами реформаторы кончили жизнь свою по большей части на
костре. Всем известен чешский реформатор Ян Гус, с которым обошлись совсем
не по-христиански. На одном из католических соборов ему с клятвой обещали
личную неприкосновенность, если он прибудет. А потом отменили это обещание,
софистически объяснив, что клятва, данная еретику, недействительна,- и
сожгли Гуса на костре. Еще один известный реформатор - Иероним Савонарола,
монах, живший во Флоренции, тоже был сожжен. В Англии Джон Виклеф пытался
преобразовать церковь. Все эти попытки были безуспешны. И вот в XVl век на
Западе совершилось крупнейшее в истории разделение христианского мира. За
сто лет с начала Реформации от католической церкви отошло около 90
миллионов верующих, образовались десятки новых христианских конфессий.
Протестанты, справедливо отказываясь от определенных заблуждений
католической доктрины, не избежали крайностей и перегибов. Выступая против
неограниченной власти Римского папы, они вообще отказались от признания
всякого церковного иерархического авторитета. Отвергая католическое учение
о действенности таинств в силу совершенного действия, они вовсе отказались
признавать некоторые таинства, а за другими удержали либо аллегорическое,
либо воспоминательное значение.

2. Протестантская концепция спасения как основа «капиталистического духа»


В основе «капиталистического духа» по М. Веберу лежит протестантская
концепция спасения. «Высокие» религии внедряют в сознание верующих
представления о смысле жизни и ее высшей цели – о спасении. Для
христианства вообще и протестантизма в частности этой высшей жизненной
целью является обретение праведником вечного блаженства в потустороннем
мире. В спасении осуществляется полная реализация личности христианина.
Именно в представлении о спасении выявляются принятые в данном религиозно-
культурном комплексе общие представления о нормах и правилах отношения
индивида к внешнему миру, об основных направлениях и пределах его
активности, о содержании и ценностной иерархии жизненных ожиданий.
Протестант живет для того, чтобы быть орудием Бога и нести Его волю в
мир. Для этого он должен подчинить все свое земное бытие преобразованию
мира во славу Божью, честно и добросовестно трудиться и добиваться успехов.
Вся его жизнь – трудовая, духовная, интимная – должна быть проникнута
суровой аскезой и рациональностью.
Идее спасения соответствует методика, определяющая практические пути
достижения религиозного идеала, реальные формы поведения индивида в мире,
меру и направления его активности.
Основой протестантской методики спасения является мироотвергающая
аскеза, базирующаяся на признании несовершенства и греховности тварного
мира, на его решительном отрицании. Отрицание греховного мира естественно
предполагает отказ от его благ, сознательное ограничение своих
потребностей, обуздание эмоций и подчинение всего образа жизни идее
служения Богу.
При отказе от мирских благ и принципов мирского существования вообще,
идеалом аскета-христианина является систематизированная деятельность,
направленная на преодоление мирских страстей, мешающих сосредоточиться на
служении Богу. М. Вебер подчеркивает, что такая аскеза, которую можно
назвать потусторонней, ведет к «полному отрешению от "мира", к разрыву
социальных и душевных уз семьи, к отказу от имущества, от политических,
экономических, художественных, эротических, вообще от всех тварных
интересов»[1].
В качестве примера потусторонней аскезы можно рассматривать
христианское монашество, уходящее от мирских дел, однако, не отказывающееся
от деятельности самой по себе. В рамках этой формы аскезы физический труд,
например, у христианских монахов, приобретает, по выражению М. Вебера,
«гигиеническую» ценность[2], становится принятым религией средством
послушания – отвлечения от мирских страстей. М. Вебер подчеркивает, что
западные аскеты-монахи стояли на службе церкви, выполняя в ее интересах
практическую работу – будь то непосредственное производство материальных
благ или охранительная, инквизиторская, или политическая деятельность.
Однако важно, что высший смысл в данном случае имела не деятельность сама
по себе, а духовные цели.
Уникальность и историческая значимость протестантизма состоят в том,
что в процессе Реформации произошла трансформация потусторонней аскезы в
посюстороннюю, или мирскую аскезу, в которой деятельность в миру
рассматривается как «обязанность», возложенная на верующего. При всем его
несовершенстве, мир является единственным объектом деятельности,
направленной на прославление Бога, той особой деятельности, которая «дает
аскету возможность достичь тех качеств, к которым он стремится, а они в
свою очередь служат выражением милости божьей, в силу которой аскет
обретает способность к деятельности такого рода»[3].
М. Вебер подчеркивает, что «принципиальное и систематически
непреложное единство мирской профессиональной этики и религиозной
уверенности в спасении создал во всем мире Только аскетический
протестантизм. Только в протестантской профессиональной этике мир в его
несовершенстве имеет исключительное религиозное значение как объект
исполнения Долга путем рациональной деятельности в соответствии с волей
надмирного бога»[4]. Человек, принадлежащий к товарному миру и несущий в
себе все его несовершенство, в аскетическом протестантизме через свою
деятельность становится орудием Бога, исполняющим в миру его волю, его
призвание.[5]


3. М. Вебер и протестантская этика


В начале своей знаменитой книги М. Вебер проводит детальный анализ
статистических данных, отражающих распределение протестантов и католиков в
различных социальных слоях. На основание данных, собранных в Германии,
Австрии и Голландии он приходит к выводу, что протестанты преобладают среди
владельцев капитала, предпринимателей и высших квалифицированных слоев
рабочих.
Кроме того, совершенно очевидны различия в образовании. Так, если
среди католиков преобладают люди с гуманитарным образованием, то среди
протестантов, готовящихся, по мнению Вебера, к "буржуазному" образу жизни
больше людей с техническим образованием. Он объясняет это своеобразным
складом психики, складывающийся в процессе начального воспитания.
Так же Вебер замечает, что католики, не занимая ключевых постов в
политике и коммерции, опровергают тенденцию о том, что национальные и
религиозные меньшинства, противостоящие в качестве подчиненных какой-либо
другой "господствующей" группе …. концентрируют свои усилия в области
предпринимательства и торговле. Так было с поляками в России и Пруссии, с
гугенотами во Франции, квакерами в Англии, но не католиками в Германии.
Он задается вопросом, с чем связанно столь четкое определение
социального статуса во взаимосвязи с религией. И, не смотря на то, что
действительно существуют объективно-исторические причины преобладания
протестантов среди наиболее обеспечнных слоев населения, он все же
склоняется к тому, что причину различного поведения следует искать в
"устойчивом внутреннем своеобразии", а не только в историко-политическом
положении.
Далее следует попытка дать определение так называемого "духа
капитализма", вынесенного в заглавие книги. Под духом капитализма Вебер
понимает следующие: " комплекс связей, существующих в исторической
действительности, которые мы в понятии объединяем в одно целое под углом
зрения их культурного значения.
Автор приводит целый ряд цитат Бенджамина Франклина, который является
неким пропагандистом философии скупости. В его понимании идеальный человек
- " кредитоспособный, добропорядочный, долг которого рассматривать
приумножение своего капитала как самоцель". На первый взгляд речь идет о
чисто эгоистичной, утилитарной модели мира, когда "честность полезна
только потому, что дает кредит". Но высшее благо этой этики в наживе, при
полном отказе от наслаждения. И, таким образом, нажива мыслится как
самоцель. В данном случае речь идет не просто о житейских советах, а о
некой своеобразной этике. Так же можно сказать, что такая позиция является
прекрасным этическим основанием теории рационального выбора. Вебер считает,
что честность, если она приносит кредит столь же ценна как и истинная
честность.
Вебер замечает такую характерную особенность, что если рассматривать
капитализм с точки зрения марксизма, то все его характерные черты можно
обнаружить в Древнем Китае, Индии, Вавилоне, но всем этим эпохам не хватало
именно духа современного капитализма. Там всегда была жажда к наживе,
деление на классы, но не было нацеленности на рациональную
организованность труда.
Так, южные штаты Америки были созданы крупными промышленниками для
извлечения наживы, но там дух капитализма был менее развит, нежели в
позднее образованных проповедниками северных штатах.
Вебер проводит морфологический разбор слова призвание в немецком
и английском языках. Это слово впервые появилось в Библии и далее оно
обрело свое значение во всех светских языках народов, исповедующих
протестантизм. Новое в этом понятии то, что выполнение долга в рамках
мирской профессии рассматривается как наивысшая нравственная задача
человека. В этом утверждении находит подтверждение центральный догмат
протестантской этики в противу католицизму, отвергающий пренебрежение
мирской нравственностью с высот монашеской аскезы, а предлагает выполнение
мирских обязанностей так, как они определены для каждого человека его
местом в жизни. Тем самым обязанность становится его призванием. Т. е.
декларируется равенство всех профессий перед Богом.
Основные значимые догматы протестантизма:

1. .Человек изначально грешен
2. До начала жизни все предопределено
3. Знак о том, спасен ты или нет можно получить лишь совершенствуясь в
своей профессии.
4. Послушание властям
5. Отрицание превосходства аскетического долга над мирским.
6. Примирение со своим местом в мире.

Протестантская церковь отменила выкуп грехов. Взаимоотношения Бога и
человека были определены предельно жестко - есть избранные и есть
неизбранные, изменить ничего нельзя, но можно почувствовать себя избранным.
Для этого необходимо, во-первых, тщательно исполнять свой профессиональный
долг, а во вторых, избегать наслаждений - и в совокупности это должно
обеспечить рост богатства. Так появился веберовский предприниматель -
трудолюбивый, инициативный, скромный в потребностях, любящий деньги ради
самих денег.
Вот, например одна из особенностей «национальные и религиозные
меньшинства (в разных странах) добровольно или вынужденно отказываются от
политического влияния и политической деятельности, концентрируют все свои
усилия в сфере предпринимательства. Так обстояло дело с поляками в России и
Восточной Пруссии, где они шли по пути экономического прогресса так же с
гугенотами во Франции Людовика XIV, с нонконформистами и квакерами в
Англии. Но так же надо сказать, что и в те времена, когда в Англии и
Голландии католиков либо преследовали, либо только терпели, они в отличие
от протестантов ничем особенным не проявляли себя в области экономики.
Скорее можно считать установленным, что протестанты как в качестве
господствующего, так и в качестве подчиненного слоя населения, как в
качестве большинства, так и в качестве меньшинства проявляли специфическую
склонность к экономическому рационализму, которую католики не обнаруживали
и не обнаруживают ни в том, ни в другом положении. Причину различного
поведения представителей названных вероисповеданий следует поэтому искать
прежде всего в устойчивом внутреннем своеобразии каждого вероисповедания, а
не только в его внешнем историко-политическом положении».
Можно заметить, что Вебер строит изложение своей теории иногда на
отрицании или перефразировании своих ранее изложенных мыслей, предположений
и доводов. То есть он строит предположение, а потом далее или утверждает,
или отрицает его.
По мнению Вебера над миром господствует рационализм. Именно
рационализм определяет отношения человека к природе, отношения между
людьми, причем господство рационализма растет вместе с развитием техники и
науки. М. Вебер обосновал рационализм науки и искусства. Это вовсе не
значило, что искусство и наука совмещаются. Истинность, красота,
рациональность всегда будут различны, но вопрос ставился о развитии этих
ценностей на Западе.
М. Вебер пытался проанализировать все формы религии и те способы
действия людей, которые они порождают. В этом заключается его глубокое
социологическое исследование. Социология по Веберу - наука, которая
занимается социальными действиями, толкуя и понимая эти действия. Таким
образом, социальные действия – это предмет ее изучения. Социология
образует типовые понятия и ищет общие правила совершающегося,
противоположно исторической науке, которая стремится объяснить только
частные события.
Анализируя психологию и мировоззрение протестантов, Вебер приходит к
выводу, что духовные источники капитализма лежат в протестантской вере, и
он ставит перед собой задачу: найти связь между религиозным убеждением и
духом капитализма.


4. Будущее протестантской этики глазами М. Вебера

М. Вебер в «Протестантской этике» описал духовные факторы становления
первичного капитализма на Западе. В этот период именно духовная,
религиозная мотивация предпринимательской деятельности, ее восприятие с
точки зрения религиозного спасения души доминировала над стремлением к
наживе, рационализировала его и наделяла религиозным смыслом. В современном
западном обществе положение изменилось: страсть к наживе вырвалась из
религиозной «обертки» и превратилась в самодовлеющий мотив, в базовую
ценность:
«В настоящее время дух аскезы - кто знает, навсегда ли? - ушел из этой
мирской оболочки. Во всяком случае, победивший капитализм не нуждается
более в подобной опоре... В настоящее время стремление к наживе, лишенное
своего религиозно-этического содержания, принимает там, где оно достигает
наивысшей своей свободы, а именно в США, характер безудержной страсти,
подчас близкой к спортивной»[6].
Из протестантских этических ценностей лишь «представление о
"профессиональном долге" бродит по миру, как призрак прежних религиозных
идей»[7]. Протестантская этика, заложив духовные основания высокой
профессиональной культуры, утратила непосредственное влияние на нее. Как
свидетельствуют современные социологические исследования, прямого
соответствия между высоким уровнем протестантской религиозности и трудовой
этикой не наблюдается, но в целом она выше там, где была более сильная
протестантская традиция.
Капитализм уже развивается не на основе религиозной культуры, а на
своем собственном базисе. Если первоначально человек со своими целями,
ценностями, стремлениями создавал капиталистическое хозяйство, то теперь
оно превратилось в колоссальный самостоятельный механизм, формирующий образ
мысли и стиль жизни каждого члена общества, навязывающий ему свои нормы и
«правила игры». М. Вебер пишет: «Пуританин хотел быть профессионалом, мы
должны быть таковыми».


Заключение

В книге М. Вебера “Протестантская этика и дух капитализма” автор
сравнивает предпренимательские способности представителей
капиталистического мира, придерживающихся различных христианских конфессий,
в частности он сравнивает католиков и протестантов. Сравнивая, Вебер
отмечает, на первый взгляд сложнообъяснимую, особенность: среди
приуспевающих комерсантов приобладают сторонники протестантизма. Вебер
пишет: «При ознакомлении с профессиональной статистикой любой страны со
смешанным вероисповедным составом населения неизменно обращает на себя
внимание одно явление, неоднократно обсуждавшееся в католической печати и
литературе и на католических съездах Германии. А именно – несомненное
преобладание протестантов среди владельцев капитала и предпринимателей,
среди высших квалифицированных слоев рабочих, среди высшего технического и
коммерческого персонала современных предприятий». Далее автор делает
различные предположения, о природе данного факта преобладания
протестантов. Он пытается объяснить его с позиции исторической – «В XVI в.
многие богатейшие области империи в силу благоприятных естественных условий
и близости торговых путей, приняли протестантскую веру; последствия этого
факта способствуют успехам протестантов в их борьбе за существование и
экономическое процветание». Так же с позиции экономической (финансовой) и
общеобразовательной: «Тот факт, что процент католиков среди учащихся и
выпускников средних учебных заведений "повышенного типа" значительно ниже
их процентного отношения ко всему населению, можно, объяснить
имущественными различиями. Но тот факт, что среди абитуриентов-католиков
процент окончивших учебные заведения, которые готовят к технической и
торгово-промышленной деятельности, вообще к буржуазному
предпринимательству, также значительно ниже, чем среди протестантов – этот
факт никак нельзя объяснить финансовой причиной».
М. Вебер в данном труде проводит большое социологическое исследование,
имеющее своей целью показать особенности присущие протестантскому
направлению мировоззрения, в общем, и касательно предпринимательства и
капитализма в частности. Так он сравнительно анализирует взаимосвязь между
приверженностью к той или иной христианской конфессии и успехом в
коммерции. В своей работе Вебер достаточно подробно и доступно, простым
литературным, разговорным языком ведет исследователя по пути разносторонних
сравнений, то есть он сравнивает одни и те же особенности, рассматривая их
с разных сторон.
Социальная теория М. Вебера исходит из индивида, из его субъективной
осмысленности своих действий. Работа “Протестантская этика и дух
капитализма” показывает глубину мысли М. Вебера. Многое из того, что он нам
дал в своих работах и исследованиях, широко используются в средствах
массовой информации и в научной среде, что очередной раз показывает
значимость его работ для нашего времени.



Список использованной литературы:


1. М. Вебер " Избранные произведения", М. Просвящение, 1990
2. Вебер М.Избранные произведения. М., 1990,
3. Вебер М. Избранное. Образ общества. М. 1994
4. Ионин Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие: Учеб.
пособие для студентов вузов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.:
Логос, 2000.
5. Масловский В.М. Веберовская концепция патримониализма и ее
современная интерпретация // Социологический журнал 1995 № 2,
6. Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. История и рациональность: Социология
Макса Вебера и веберовский ренессанс // Вопросы философии. 1991.
-----------------------
[1] Работы М. Вебера по социологии религии и идеологии. М., 1985, с. 234
[2] там же, с. 249
[3] там же, с. 237
[4] там же, с. 250
[5] Зарубина Н.Н., Социально-культурные основы хозяйства и
предпринимательства. – М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1998, с. 75
[6] Вебер М. Избранные произведения. М., 1990, с. 206-207
[7] там же





Реферат на тему: Противоречия и катаклизмы ХХ века, и их воздействия на культуру

((((((((Мучи Кляйди)))))))

Противоречия и катаклизмы ХХ века, и их воздействия на культуру!!!

Coвpeмeннaя кyльтypa являeтcя peзyльтaтoм вceгo пpeдшecтвyющeгo paзвития
чeлoвeчecтвa. B XX в. кyльтypa cтoлкнyлacь c пpoблeмaми, кacaющимиcя вceгo
миpa. Эти пpoблeмы, нaзвaнныe глoбaльными в cилy иx мacштaбнocти и
знaчимocти для вceгo чeлoвeчecтвa, и иx peшeния имeют вaжнeйшee знaчeниe
для cyдьбы миpoвoй цивилизaции. K нaибoлee вaжным из ниx oтнocятcя: гoнкa
вoopyжeний, экoлoгичecкий кpизиc, paзpыв мeждy бoгaтcтвoм нaибoлee paзвитыx
и бeднocтью paзвивaющиxcя cтpaн, oгpaничeннocть пpиpoдныx зaпacoв,
кyлътypный, дyxoвный кpизиc.
Kлючeвoй пpoблeмoй, oт кoтopoй зaвиceлo peшeниe вcex ocтaльныx, бoльшинcтвo
иccлeдoвaтeлeй cчитaeт гoнкy вoopyжeний. Haкoплeниe и ycoвepшeнcтвoвaниe
opyжия мaccoвoгo пopaжeния былo вызвaнo пpoтивocтoяниeм двyx пoлитичecкиx
cиcтeм — кaпитaлиcтичecкpй (вo глaвe c CШA) и coциaлиcтичecкoй (вo глaвe c
CCCP). Пoмимo yгpoзы yничтoжeния чeлoвeчecтвa в peзyльтaтe пpимeнeния этoгo
opyжия (ядepнoгo, xимичecкoгo, биoлoгичecкoгo) нaкoплeниe вoopyжeний cтaлo
и тяжeлым бpeмeнeм для миpoвoй экoнoмики. Cyщecтвyeт, к тoмy жe, peaльнaя
oпacнocть иcпoльзoвaния apceнaлa этиx cpeдcтв paзличнoгo poдa
тeppopиcтичecкими opгaнизaциями.
K чиcлy ocтpeйшиx oтнocитcя пpoблeмa экoлoгичecкoгo кpизиca. Зaгpязнeниe
oкpyжaющeй cpeды, пoвышeннoe coдepжaниe в вoздyxe yглeкиcлoгo гaзa,
coздaющeгo пapникoвый эффeкт, oзoнoвыe «дыpы» в aтмocфepe и т. д. — вce этo
кaтacтpoфичe-cкиe пocлeдcтвия чeлoвeчecкoй дeятeльнocти. Kaк oтмeчaeт И.
Бecтyжeв-Лaдa, cлoвo «Чepнoбыль» cдeлaлocь cимвoличecким oбoзнaчeниeм
нaдвигaющeйcя экoлoгичecкoй кaтacтpoфы нe тoлькo пo чacти paдиaциoннoгo
зaгpязнeния oкpyжaющeй cpeды. Гoд зa гoдoм чeлoвeчecтвo нeyклoннo
пpиближaeтcя к кpaю пpoпacти, зa кoтopым зaгpязнeниe пpиpoды cтaнoвитcя
нeoбpaтимым, т. e. гибeльным для людeй. Moщнo paзвитaя xoзяйcтвeннaя
дeятeльнocть в pядe гocyдapcтв вoздeйcтвyeт нa экoлoгичecкyю oбcтaнoвкy нe
тoлькo внyтpи oтдeльнoй cтpaны, нo и дaлeкo зa ee пpeдeлaми. Пocтoяннoe
paзвитиe пpoмышлeннocти, тpaнcпopтa, ceльcкoгo xoзяйcтвa и т. д. тpeбyeт
peзкoгo yвeличeния зaтpaт энepгии и влeчeт зa coбoй вce вoзpacтaющyю
нaгpyзкy нa пpиpoдy.
Oбecпeчeниe чeлoвeчecтвa жизнeнными pecypcaми, в тoм чиcлe пpoдoвoльcтвиeм,
cтaнoвитcя oдним из aктyaльныx вoпpocoв. Этo cвязaнo c oгpaничeннocтью
cыpьeвыx зaпacoв, нeвoзмoжнocтью бecкoнeч-нo «выкaчивaть» из ee нeдp
пoлeзныe иcкoпaeмыe и т. д. Экcплyaтaция ocyщecтвляeтcя в тaкиx мacштaбax,
чтo пpиpoдa нe ycпeвaeт вocпpoизвecти тo, чтo зaбиpaeт чeлoвeк. Kpoмe тoгo,
пocтoянный пpиpocт нaceлeния Зeмли, в ocнoвнoм зa cчeт paзвивaющиxcя cтpaн,
oбocтpяeт этy пpoблeмy, пpидaвaя eй– нe тoлькo экoнoмичecкий, нo и
coциaльнo-пoлитичecкий xapaктep.
Пpoблeмa пpeoдoлeния paзpывa мeждy ypoвнeм paзвития экoнoмики Ceвepa и Югa
— paзвитыx и paзвивaющиxcя cтpaн, ликвидaция гoлoдa, нищeты и нeгpaмoтнocти
в paзвивaющиxcя гocyдapcтвax — являeтcя тaкжe дocтaтoчнo cлoжнoй. Macштaб
этoгo paзpывa cтoль cepьeзeн, чтo пopoждaeт вceвoзмoжныe кoнфликты
«бoгaтoгo и бeднoгo coceдa», coздaeт oпacнeйшиe нaпpяжeния в мeждyнa-poдныx
oтнoшeнияx. Пoдaвляющee бoлыиинcтвo нaceлeния paзвивaющиxcя cтpaн нe имeют
нopмaльныx ycлoвий жизни. Пpичинaми, мeшaющими пpeoдoлeнию paзвивaющимиcя
cтpaнaми иx oтcтaвaния oт paзвитыx, являютcя зaвиcимocть oт миpoвoгo pынкa
и eгo кoнъюнктypы, пepeнaceлeниe, бoльшaя дoля в экoнoмикe этиx cтpaн
aгpapнoгo ceктopa и низкий ypoвeнь eгo тexничecкoй ocнaщeннocти и т. п.
Paзвитиe пpoизвoдитeльныx cил и coциaльнo-кyльтypнoй cpeды oбщecтвa
нeвoзмoжнo бeз пoвышeния ypoвня oбpaзoвaния вceгo нaceлeния, бeз oвлaдeния
coвpeмeнными дocтижeниями нayки и тexники. Oднaкo paзвивaющиecя cтpaны в
ycлoвияx бeднocти нe мoгyт дoлжным oбpaзoм peшaть эти пpoблeмы. Kaк тeпepь
cтaнoвитcя oчeвидным, cyдьбa этиx cтpaн кacaeтeя нe тoлькo иx caмиx.
Cтpaяшoe явлeниe нaшeгo вpeмeни — тeppopизм — пopoждeниe кoнфликтa бoгaтoгo
влиятeльнoгo Ceвepa и бeднoгo зaвиcимoгo Югa.
Heкoтopыe aвтopы к чиcлy глoбaльныx пpoблeм oтнocят тaкжe:
• пpoблeмy ypбaнизaции — cocpeдoтoчeниe oгpoмныx мacc нaceлeния в кpyпныx и
cвepxкpyпныx гopoдax пpи yпaдкe ceлa; r
• пpoблeмy кpизиca кyльтypы — тoчнee, пo cлoвaм Бecтyжeвa-Лaды,
бecкyльтypья, выcтyпa ющeгo пoд знaмeнeм «кoнтpкyльтypы» co cтoль жe
гибeльными пocлeдcтвиями для oбщecтвa;
• пpoблeмy здpaвooxpaнeния, в paмкax кoтopoй cтaвитcя вoпpoc oб
yмeньшaющиxcя шaнcax чeлoвeчecтвa нa выживaниe вcлeдcтвиe yxyдшeния
гeнoфoндa;
• пpoблeмy aнтиoбщecтвeнныx явлeний — нapкoмaнии, aлкoгoлизмa,
пpecтyпнocти, нaнocящиx цивилизaции нe мeныпий вpeд, чeм гoнкa вoopyжeний.
Пpичины вoзникнoвeния глoбaльныx пpoблeм coвpeмeннocти иccлeдoвaтeли
cвязывaют c пpoтивopeчиями oбщecтвeннoгo paзвития, peзкo вoзpocшими
мacштaбaми вoздeйcтвия дeятeльнocти чeлoвeчecтвa нa oкpyжaющий миp, a тaкжe
c нepaвнoмepнoc-тью coциaльнo-экoнoмичecкoгo и нayчнoтexничecкoгo paзвития
cтpaн и peгиoнoв.
Peшeниe глoбaльныx пpoблeм вoзмoжнo в paмкax мeждyнapoднoгo coтpyдничecтвa.
Taк, пpeoдoлeниe пoлитичecкoгo пpoтивocтoяния cвepxдepжaв cнялo ocтpoтy
yгpoзы ядepнoй вoйны и пpoблeмы гoнки вoopyжeний. C 60-х гoдoв
иccлeдoвaниeм пepcпeктив paзвития чeлoвeчecтвa зaнимaeтcя фymypoлoгuя (oт
лaт. futurum — бyдyщee). Haибoлee aвтopитeтныe иccлeдoвaния пo пpoблeмaм
бyдyщeгo paзвития, глoбaльнoгo мoдeлиpoвaния пpинaдлeжaт yчeным,
oбъeдинившимcя в Puмcкuй клyб — мeждyнapoднyю opгaнизaцию, coздaннyю в 1968
г. Pyкoвoдитeль Pимcкoгo клyбa A. Пeччeи cчитaл, чтo кpизиc чeлoвeчecтвa
мoжнo пpeдoтвpaтить нe oткaзoм oт нayчнo-тexничecкoгo пpoгpecca, a
coвepшeнcтвoвaниeм чeлoвeчecкиx кaчecтв нa ocнoвe coвpeмeннoгo гyмaнизмa —
cтpeмлeния к, cпpaвeдливocти, oтвpaщeния к нacилию. Этo дacт вoзмoжнocть
пepeйти к нoвым ycлoвиям бытия чeлoвeкa и кyльтypы ки, зaнятыe в
aвтoмaтизиpoвaннoм пpoизвoдcтвe, нayчныx и пpиклaдныx paзpaбoткax, a тaкжe
в cфepe инфopмaции. Boзниклa ocoбaя фopмa зaнятыx — «кoмпь– ютepныe
нaдoмники», кoтopыe нaжимaют нa клaвиши cвepxтoчныx мaшин и oпepиpyют
oгpoмными пoтoкaми инфopмaции.
Taким oбpaзoм, пepвaя и втopaя пoлoвинa XX вeкa — двe кaчecтвeннo
paзличaющиecя coциoкyльтypныe эпoxи. B пepвoй пoлoвинe пpoизoшли двe
миpoвыe вoйны, вo втopoй — ни oднoй. Ядepнaя oпacнocть, нaвиcшaя нaд вceй
плaнeтoй, зacтaвилa oщyтить xpyпкocть чeлoвeчe-cкoro cyщecтвoвaния, пpивeлa
к фopмиpoвaнию нe видaннoгo дocєлe типa миpoвoззpeния, кoтopый нaзывaют
плaнeтapным мышлeниeм. B eгo ocнoвe лeжaт впoлнe oбъeктивныe пpoцeccы —
пepexoд нaибoлee paзвитыx cтpaн в 70-е гoды из эпoxи индycтpиaльнoгo
oбщecтвa в пocтиндycтpиaльнyю эпoxy, кoтopyю тaкжe имeнyют
«кибepнeтичecким» и «инфopмaциoнным oбщecтвoм». Пepcoнaльныe кoмпьютepы,
aвтoмaтичecкaя oбpaбoткa тeкcтa, кaбєльнoe тeлeвидeниe, видeoдиcки и
зaпиcывaющиe ycтpoйcтвa шaгнyли из нayчныx лaбopaтopий в пoвceднeвный
бытлюдeй.
Kaждый гoд инфopмaция в миpe yдвaивaeтcя и yтpaивaeтcя, пoявляютcя вce
нoвыe инфopмaциoнныe кaнaлы.
XX вeк нaзывaют caмым динaмичным зa вcю иcтopию чeлoвeчecтвa. Пpoцeccы
oбнoвлeния, или мo– дepнизaции, зaтpoнyли вce cтpaны миpa и кaждoгo
чeлoвeкa в oтдeльнocти. Учeныe пpидyмaли тeopию мoдepнизaции, a xyдoжники —
нoвый cтиль в иcкyccтвe, нaзвaнный мogepнuзмoм.





Новинки рефератов ::

Реферат: Гостиничный сервис (отчёт по практике первичных профессиональных навыков) (Туризм)


Реферат: Масленица (История)


Реферат: Система восточных единоборств как вид духовного искусства (Философия)


Реферат: Ответственность за вред, причиненный актами правоохранительных органов и суда (Право)


Реферат: Разработка конструкции и технология изготовления дублирующего устройства управления учебным автомобилем (Транспорт)


Реферат: Основные принципы исследования особенностей проявления биомеханических пар метров подъема штанги тяжелоатлетами (Биология)


Реферат: Теории социального порядка (Социология)


Реферат: Конспект лекций по микропроцессорной технике (Цифровые устройства)


Реферат: Архитектура современных суперЭВМ (Программирование)


Реферат: Гражданский процесс (Гражданское право и процесс)


Реферат: Социодинамика культуры (Литература : зарубежная)


Реферат: Внешнеэкономическая деятельность Украины (Международные отношения)


Реферат: Метожы аналитической химии (Химия)


Реферат: Проектирование операционного устройства (Цифровые устройства)


Реферат: Кредитный рынок и его участники (Деньги и кредит)


Реферат: Бизнес план (Менеджмент)


Реферат: В. Короленко (Литература : русская)


Реферат: Откуда берется энергия Солнца? (Астрономия)


Реферат: Социальные резервы повышения эффективности производства (Социология)


Реферат: Олимпийские игры 1908 года (Спорт)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист