GeoSELECT.ru



Культурология / Реферат: Возникновение Царицына (Культурология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Возникновение Царицына (Культурология)



Государственный комитет Российской Федерации

по высшему образованию
Волгоградский Государственный Технический Университет



Кафедра истории



Реферат



«Причины превращения Царицына в развитый промышленный город»



Выполнил:

Студент группы ИВТ - 260


Гонжал М. И



Волгоград -1999.


[pic]
Общии вид Царицына (1636 г. С рисунка Адама Олеария)

Основанием города принято считать дату царской грамоты «казанскому воеводе
Кн. Григ. Осиповичу Засекину да Роману Вас. Ольферову, да Ивану Аф.
Нащекину на переволоке острог сделать». Грамота была помечена 2 июлем 1589
г, Город получил название от острова Царицын и р. Царица, а те в свою
очередь образовались от созвучия татарских слов Сары-Су (желтая вода), Сары-
чин (желтый песок). Впрочем на этот счет существуют и другие предания. В
сохранившихся архивах от начала ХVII столетия содержится описание города
уже на правом берегу. Наиболее полное из них и к тому же иллюстрированное
принадлежит Адаму Олеарию, секретарю Гольштинского посольства,
проплывавшего по Волге в 1632 г.: «Город Царицын находится в 350 верстах от
Саратова, лежит на правом берегу на холме, невелик, построен в форме
параллелограмма и заселен одними стрельцами, которых живет в нем 400
человек. Стрельцы эти обязаны держать стражу против татар и казаков и
служить охраной для проходящих мимо судов».[1] Крепость, согласно тому же
источнику, имела размеры в пределах «80 сажен в длину и 40 в ширину. Была
окружена деревянной крепостной стеной с двенадцатью башнями и усилена по
периметру рвом». Под защитой крепости постепенно о6разовались посады,
состоящие из деревянных домов ремесленников, рыбаков и разного белого люда.
Выбор территории для крепости, ее архитектура и укрепление соответствуют
тем приемам, которые сложились в русском градостроительстве в середине ХVI
столетия и получили распространение как в Поволжье, так и в Сибири. В
отличие от старых русских кремлей и монастырей сооружений, возводимых из
камня, крепости, построенные на вновь отвоеванных землях Поволжья и Сибири,
возводились наскоро из дерева. Место для нового города в военном отношении
было удобным—крутой берег Волги и р. Царица создавали естественные условия
для организации защиты. Внутри крепости находились управа, воеводские
здания и избы для стрельцов. В то время, как вышерасположенные города-
крепости постепенно теряли свое стратегическое значение. Царицын почти до
конца ХVIII столетия, т. е. более 200 лет носил исключительно военно-
крепостной характер. В 1689 г. были упразднены все ранее созданные по Волге
заставы, кроме Царицына, где стрельцы, предназначенные для охраны южных
границ, составляли основную часть населения и где постоянно поддерживался
строгий порядок. Объясняется это все тем же географическим положением
Царицына в Нижнем Поволжье, где длительное время сохранялось сложное военно-
стратегическое положение. Находясь под постоянной угрозой вражеских
вторжений, все понизовье представляло собой незаселенное дикое поле. А
между тем его просторы, богатые охотничьими, рыбными и другими угодьями,
привлекали к себе беглый люд, из которого со временем наряду с Донским
образовалось еще и более беспокойное и воинственное Волжское казачество.
Здесь же издавна кочевали Ногайская орда, а в 1632 г. к левому берегу Волги
прикочевали калмыки. Ногайская орда перешла на правый берег. И те и другие
находились в постоянных столкновениях с Донским и Волжским казачеством.
Калмыки в этих условиях то искали защиты у русского царя, то устраивали
опустошительные набеги на его города. Постоянной угрозой для южных границ
была Крымская орда, находившаяся под влиянием султанской Турции.
Царицынская крепость стояла на пересечении всех военных путей и разбойных
набегов. Здесь в 1606— 1609 гг. проходили вооруженные отряды трех
самозванцев, а в 1630 г крепость захватили калмыки и полностью разрушили
ее. В 1667 г. через город прошел отряд Степана Разина, направлявшийся через
Каспийское море в Персию. А с 1670 по 1671 гг. Царицын оказался в полосе
поднятой Разиным крестьянской войны В 1707 г. на Дону и Поволжье вспыхнуло
восстание возглавляемое Булавиным и Некрасовым, в орбиту которого входил и
Царицын.
В 1717 г. произошел крупнейший по своим масштабам набег крымских и
кубанских татар на Нижнее Поволжье в результате которого были разграблены
Царицын, Саратов и другие города Возникла крайняя необходимость создания
сторожевой укрепленной линии на территории между Волгой и Доном, наиболее
уязвимой для набегов враждующих племен. По указу Петра 1 в 1718—1720 гг.,
линия протяженностью 60 км была построена между Царицыном и Паньшино Это
было крупнейшее для того времени фортификационное сооружение, состоящее из
глубокого рва и вала высотой 12 м, с деревянными палисадами с 23 форпостами
и пятью земляными крепостями. Остатки этой линии в виде земляного вала и до
сих пор видны на Историческом шоссе и в степи за городом. Для несения
сторожевой службы на Царицынскую укрепленную линию были поставлены
регулярные войска и Донское казачество. Вслед за тем с учетом новых
требований военной техники в частности артиллерии была реконструирована и
Царицынская крепость. Петр I посетив по возвращении из Персидского похода в
1722 г. Царицын сам сочинил проект этой крепости в виде четырехугольной
бастионной цитадели, укрепленной земляными валами и рвом, прикрытым
палисадами и рогатками. Исторические условия заставляли возводить
оборонительные сооружения. Строительство Царицынской укрепленной линии
протяженностью 60 км. всего за два года даже по современным масштабам
представляется явлением уникальным, которое в то время возможно было
осуществить только благодаря жестокой эксплуатации десятков тысяч
подневольных людей. Что же касается гражданских сооружений, планировки
города и его облика, то все это изменялось весьма медленно как и условия и
образ жизни людей, медленно росло население. Единственно что заставляло
перестраивать город—это часто повторявшиеся опустошительные пожары (1728,
1791 1793 гг. и др. ). Академик Л. И. Лепихин посетивший город в 1768 г.
так описывает его: «Город делился на две части: на крепость и форштадт. На
территории крепости находились 25 жилых кварталов, дом коменданта, 4 церкви
и площадь. В форштадте за пределами крепости селилось прочее население, где
со временем образовались Преображенское предместье, примыкающее к западной
стороне крепости и Бутырское, расположенное севернее. В 1728 г.
образовалась зацарицынская часть города, где селились ремесленники
обслуживающие судоходство а также станичники Волжского казачества». Город в
основном был деревянным и только возвышавшиеся над ним церкви построены из
камня. Иоанно-Предтеченская 1664 г. — самое древнее сооружение в городе,
Успенская — 1718 г., Святотроицкая — 1720 г и Преображенская — 1771 г. Если
прибавить к тому калмыцкие кибитки которые ютились около города на
случайных местах, соляные рыбные склады на берегу, да песчаные безлесные
степи, на многие километры окружающие город, то можно себе представить
безрадостную картину полупустынного города, как его описывали современники.
Однако после строительства укреплений Царицынской линии и организации ее
регулярной охраны Нижнее Поволжье постепенно стало заселяться что в
значительной степени регулировалось правительством. В 1731 г. сюда на
поселение было направлено 1057 семейств украинцев и донских казаков
образовавших Волжское казачье войско. В дальнейшем рост населения уже так
называемого Царицынского уезда происходил за счет украинцев и выходцев из
Харьковской Полтавской губернии, а также из других мест в том числе и за
счет возвратившихся в 1748 г. из Персидского похода трех полков В 1765 г.
впервые в этих краях в результате двух манифестов Екатерины II, 1762—1793
гг. пригласивших людей из-за рубежа селиться в России, появляются
иностранцы, которым предоставлялся ряд льгот — освобождение от рекрутских
повинностей податей и налогов на 30 лет, право на беспошлинную торговлю, а
также выдача денег на проезд и поселение на новых местах В результате по
берегам Волги возникло 102 немецких колонии. И тогда же в 28 км. от
Царицына на почтовом тракте Саратов—Астрахань возникла колония, получившая
от речки Сарпы, на которой она расположена, название Сарепты. Первыми
поселенцами оказались ирнгутеры, принадлежавшие к ассоциации последователей
Яна Гуса, бежавшие из Чехии от преследования католического духовенства в
Саксонию, откуда они переселились на берега Волги. В те же годы появились
села Бекетовка, Отрада, Винновка, Городище и др. Наряду с интенсивной
колонизацией земель и укреплением границ, которые предпринимало царское
правительство, ХVIII столетие и в особенности его вторая половина
характеризуется постоянно возникающими крестьянскими волнениями. Несмотря
на жесткие меры, принимаемые правительством, Нижнее Поволжье было
переполнено беглыми обнищавшими людьми, из которых собирались большие и
малые ватаги, беспокоившие находившиеся здесь гарнизоны. Так, в 1734—1738
гг. вновь появились самозванцы «сыны Петра». В 1772 г. беглый крестьянин
графа Воронцова Богомолов, назвавший себя Петром III, вызвал волнение на
Волге и на Дону. Богомолов был выловлен и посажен в каземат Царицынской
крепости, а затем погублен истязаниями. А вскоре после того, в 1774 г.
началась крестьянская война, поднятая Емельяном Пугачевым, которая потрясла
до основания всю Россию. Царицын был на пути движения войск Пугачева, и
здесь под городом в районе Черного Яра состоялась трагическая развязка этой
войны. Многие месяцы шла жестокая расправа над участниками движения. Но и
после его подавления в Нижнем Поволжье еще долгие годы возникали
всевозможные волнения. В 1785 г. отряд атамана Замятина вызвал большой
переполох в царских войсках, в том же году был схвачен атаман Константин
Дудкин, затем атаман Филиппов. Несколько лет шли поиски других атаманов
Овчинникова, Збойкова, Гончарова, Дегтярева и др. Волновалось волжское
понизовье, волновалось донское казачество, придавленное царской властью. В
1776 г, с присоединением к России Крыма и Кубани границы государства
отодвинулись далеко на юг. Царицынская сторожевая линия была упразднена,
ликвидировано Волжское казачье войско и Царицын утратил свое военно-
стратегическое значение. На долгие годы он превратился в захолустный
уездный город Саратовской губернии, а унылое время его по-прежнему
отсчитывалось то опустошительными пожарами, которые в сухое время года
превращали в пепел если не все, то большую часть его строений—(1728, 1791,
1793 гг.), то страшными эпидемиями, идущими из Азии,— холеры и чумы
(1693,1807,1827—1830,1879, 1900 гг.), когда Царицын превращался в кордон,
защищавший центральные губернии России. Начатая при Петре I и Екатерине II
градостроительная деятельность по составлению планов городов дошла до
Царицына только сто лет спустя. В 1820 г. Александр I утвердил план
Царицына, по которому он с большими отклонениями застраивался вплоть до
Октябрьской революции. Этот план в соответствии с принятыми в то время
градостроительными принципами предусматривал прямолинейную планировку на
основе пересечения параллельных и перпендикулярных Волге улиц, намечал
главные улицы, соборные и торговые площади. По границе города был
предусмотрен вал. План разрабатывался без учета градообразующей базы, и в
нем не нашли отражения даже существовавшие в то время причалы, рыбные и
соляные склады, Не предусматривалось и благоустройство берега.
План реализовывался весьма медленно, В 1825 г. в Царицыне имелось девять
каменных и 717 деревянных зданий, а в 1860 г., т. е. за 35 лет прибавилось
только один каменный дом и 210 деревянных. А. Н. Минх так описывает город
того времени; «Царицын окружен песками — началом степного пространства,
лежащего по обоим берегам Волги и идущего до Астрахани; окрестности города
безлесны и унылы; недалеко к югу начинаются степные кочевья калмыков,
кибитки (юрты) которых стояли за городом, где в то время бродили волы
чумаков, перевозивших до устройства проезжих дорог товары на Дон и оттуда
возвращавшихся; грузы доставлялись тогда в Царицын (1861 г.) Волгою с
Нижегородской ярмарки, а затем шли в чумацких фурах на Дон, а также в
Ставрополь, на Кавказ».[2] Дальнейшее развитие города относится ко второй
половине ХIХ столетия, к пореформенному периоду, когда набрав силу,
капиталистическая система, сломив феодальную рутину, стала наращивать
производительные силы. Примером интенсивного развития оказался Царицын. За
короткое время он превратился в крупнейший торговый, а затем промышленный
узел Нижнего Поволжья. Через него пролегли возрастающие связи центральной
части с южной частью России. Товары, идущие с верховьев Волги здесь
перегружались с воды на чумацкие фуры и далее следовали в Донбасс и на
Кавказ. Значение торговых путей между Волгой и Доном, по которым
непрерывными потоками шли вереницы обозов, стало возрастать. Снова всплыла
идея строительства здесь судоходного канала, которая периодически возникала
в разные периоды истории. Соединить Волгу и Дон с помощью канала всегда
казалось очень заманчивым, поскольку обе реки в районе Царицына разделяли
всего 80 км., а впадающие в них реки Иловлю и Камышинку и того меньше.
Уместно здесь вспомнить многовековую историю этой идеи. В 1569 г. войска
турецкого султана Селима и крымского хана Девлет-Гирея начали поход против
России. Дойдя до переволоки в междуречье Волги и Дона они принялись копать
канал на соединение верховья Иловли с Камышинкой, чтобы судами выйти на
просторы Волги и двинуться на Астрахань. Построить канал им не удалось и
вместе с тем поход кончился неудачей. Более серьезная попытка была сделана
в 1696—1701 гг. Петром I. В связи с Азовским походом, который убедил в
необходимости строительства в этом месте канала, он дал указание
незамедлительно приступить к работам. Была собрана большая армия
строительных рабочих, но непреодолимые трудности заставили прекратить
работы. Спустя почти двести лет, в 1894 г. было образовано товарищество по
сооружению указанного канала, которое тоже потерпело неудачу. Но идея
строительства столь значительного сооружения продолжала жить и была
осуществлена только в наше время. А между тем возрастающая интенсивность
торговых связей в промышленно развивающейся России требовала поиска новых
технических средств передвижения. Когда появился железнодорожный транспорт,
одной из первых в этом крае была построена Волго-Донская железная дорога,
что сразу дало мощный толчок для развития торговли и промышленности города.
Сюда потекли новые большие капиталовложения на развитие железных дорог и
судоходства. Через шесть лет в 1868 г. было начато и в том же году
закончено строительство Грязе-Царицынской железной дороги, которая
соединила город с центральными районами страны на севере с Балтийским
побережьем, с Ригой. В 1897 г была построена Царицын-Тихорецкая железная
дорога, открывшая торговые пути на Кавказ и Донбасс. С целью
совершенствования железнодорожного узла и создания непосредственной его
связи с пристанями в 1896 г. была построена Волжская станция и железная
дорога на берегу Волги, соединившая лесные и соляные причалы с основными
железнодорожными магистралями. Город превратился в мощный узел
железнодорожных и судоходных путей. За короткое время он вырос в крупнейший
торговый и перевалочный пункт не только на Волге, но и в стране Перевалка
леса, соли, хлеба, нефтепродуктов, рыбы приносила торговым, железнодорожным
и судоходным компаниям огромные прибыли. По данным Министерства путей
сообщения, в 1900 г. было ввезено в Царицын 106 млн. пудов и вывезено
отсюда 83 млн. пудов грузов. Через местные причалы проходило 1,5 млн.
Бревен. Развитие торговли способствовало бурному росту промышленности.
Первоначально получила развитие промышленность, связанная с переработкой
леса, соли, рыбы, горчицы, в дальнейшем здесь разместились
металлургическая, металлообрабатывающая и нефтеперерабатывающая
промышленность. Лесозаводы размещались в трех узлах в Зацарицынской части,
Ельшанке (четыре завода Максимова) и Бекетовке, примерно на тех
территориях, где они расположены в настоящее время. В районе крутого оврага
располагалась соляная пристань и при ней пять соляных мельниц
производительностью 10 тыс. пудов соли. Перевалка хлеба вызвала создание в
городе мукомольной промышленности. В городе разместилось шесть паровых
мельниц, крупнейшие из них—в пойме р. Царицы. Заводы по переработке горчицы
размещались в Сарепте. С целью стимулирования развития промышленности
царское правительство широко привлекало иностранный капитал. В 1880 г. был
построен в районе нынешнего Банного кольца нефтепромышленный городок,
принадлежащий иностранной фирме Нобель, в дальнейшем он вырос в крупнейший
по тому времени нефтепромышленный комплекс В 1897 г с привлечением
капиталовложений французских фирм был построен металлургический завод «Урал-
Волга» или как его назвали ДЮМО. Строительство металлургического завода
повлекло за собой возникновение 16 металлоперерабатывающих предприятий
(гвоздильный, проволочный и др. ). В 1915 г. с привлечением английской
фирмы «Виккерс и К » был построен пушечный завод. Россия встала на
империалистический путь развития. Царицын оказался одним из крупнейших
индустриальных центров страны. О том, как развивался город со дня его
основания, говорят следующие цифры роста его населения: с 1589 по 1630 г. в
городе проживало около 400 человек, в 1786—627; в 1847 г—4805; в 1860—7027,
т. е. за 270 дореформенных лет население города выросло всего на 6627
человек. И только с началом развития капитализма начинается его рост с
возрастающей силой. Уже через 30 лет после реформы (1890 г.) в Царицыне
проживало 38 тыс. чел·; в 1900—63, а в 1915 г —135 тыс. человек. В 1915 г.
в городе насчитывалось 454 промышленных предприятий с общим числом рабочих
40 тыс. человек. Оказавшись в центре железнодорожных и водных путей,
Царицын стал одним из бурно развивающихся городов капиталистической России,
где развитие торговли стимулировало развитие промышленности, а развитие
промышленности способствовало развитию торговли В 1913 г. в России
насчитывалось 29 городов с населением свыше 100 тыс. чел. и в том числе был
Царицын. Царицынское купечество называло его русским Чикаго. И как во всех
городах периода капитализма второй половины ХIХ и начала ХХ столетия, в
Царицыне ярко проявились характерные противоречия капиталистической
системы. За короткое время в городе произошли огромные изменения. От
прежнего захолустья старой помещичьей России ничего не осталось, кроме
древних церквей. Город неизмеримо вырос, вырос стихийно, и уже к началу ХХ
столетия вступил в состояние того глубокого кризиса, в котором находились
индустриальные города России и многих других стран. Кризис социальный,
территориальный, жилищный, транспортный, архитектурно-градостроительный, из
которого его могли вывести только революционные преобразования. Быть может
наиболее ярко проявился социальный кризис, выразившийся в резком делении
территории города на буржуазный центр и рабочие окраины. Вокруг
Александровской площади на месте древнего Царицына и на улицах, идущих к
Волге, образовалось своего рода Сити. Здесь располагались крупные здания
магазинов — Губанова, Репникова Лапшина, Синявина и др. дворцы и особняки,
среди которых своей пышностью выделялись дворец Воронина (после революции
преобразованный в Дворец пионеров) дворец Миллера, построенный в виде замка
на склонах Царицы, Голдобина, занимавшего самое видное место в устье р.
Царицы и др. Здесь же расположились городская управа и городская дума
гостиницы и рестораны ( гостиницы «Столичные номера», «Люкс» и др.).
Разбогатевшие промышленники по примеру известных миллионеров из купеческого
тщеславия брали иногда на себя роль меценатов. Так на средства Репникова
(при участии городского бюджета) в 1915 г. был построен Дом науки и
искусства (впоследствии после реконструкции — театр им Горького),
промышленник Миллер построил здание мюзик холла, рядом был построен
роскошный банно-прачечный комбинат Бочкарева с бассейном. Впрочем щедрость
промышленников по отношению к городу не простиралась очень далеко.
В других компактных городах, железные дороги располагались по периметру их
территорий и на их основе возникал индустриальный барьер, препятствующий
развитию города вширь, а в Царицыне индустриальный барьер образовался вдоль
берега Волги, отрезав ее от города, и вдоль железной дороги, расположенной
параллельно реке. В результате город стал развиваться вдоль Волги
(вперемежку заводские территории и жилые кварталы) без соблюдения какой-
либо системы. К 1915 г. он достиг протяженности почти 40 км—от завода
Виккерс до Купоросного поселка. В итоге город совершенно утратил тот
элементарный порядок, который был заложен в плане 1820 г. Город превратился
в конгломерат отдельных, не связанных один с другим поселков. В нем было 10
площадей—Соборная, Александровская и Скорбящая, расположенные в центральной
части города, Базарная и Кладбищенская — за Царицей, Сенная, Сергиевская и
Ярмарочная — в заполотновской части и Никольская — на южной окраине
центральной части города, но все они были разобщены и не способствовали
планировочной организации города. Именно тогда, на рубеже ХIХ— ХХ столетий,
образовались те пороки в планировочной структуре города, которые
сказываются до настоящего времени. Город продолжал расти и одновременно
возрастал жилищный, транспортный и санитарный кризис. Даже барачное
строительство жилья не поспевало за ростом численности населения, которое
увеличивалось с ростом промышленности. Но самое устрашающее явление было
связано с санитарным состоянием города. В городе возникали эпидемии холеры,
чумы, тифа, уносившие тысячи человеческих жизней. Детская смертность в
Царицыне превосходила аналогичные показатели других городов России.
Эпидемии в Царицыне получили международную огласку, что заставило
правительство создать в 1908 г. специальную комиссию для разработки
мероприятий по оздоровлению городов Поволжья. Благоустройство города
практически не проводилось. Городской бюджет для этой цели не располагал
средствами, а местная буржуазия была к этому безучастной. В 1909 г. из всех
улиц только 1/12 площади имела булыжное покрытие, остальные тонули в пыли и
грязи, затрудняя растущее движение по городу. При огромном количестве
оврагов, перекидных мостов через них было только три. Низкая степень
благоустройства города вызывала возмущение населения. Под его давлением
городские власти в 1890 г. осуществили строительство первого водопровода, в
1913 г. была построена городская электростанция, в том же году был проложен
первый трамвай, К этому же времени относится строительство железобетонного
астраханского моста через Царицу. Вот почти весь перечень ничтожных
мероприятий по благоустройству, которые были проведены в крупнейшем
промышленном городе к 1917 г. На таком же уровне находилось развитие
учреждений обслуживания города. В 1914 г. перед началом первой мировой
войны в Царицыне имелись: мужская и две женские гимназии, реальное училище,
торговая школа, три высше-начальных училища, которые в большинстве случаев
размещались в частных домах, не приспособленных для ведения в них
нормальных учебных занятий. Город располагал всего двумя больницами на 214
коек. Весьма скудные культурные заведения города служили главным образом
развлечением местной знати. Это прежде всего Дом науки и искусства, затем
«Клуб приказчиков», ныне также реконструированное и расширенное здание
Театра музыкальной комедии, и театр «Парнас». Наконец, любимое место
царицынских гуляк, нашумевший в то время увеселительный сад «Конкордия» с
театром-кабаре, где развлекались купцы да лесопромышленники, сплавлявшие по
Волге лес. Имелось еще четыре небольших кинотеатра. Вот и все. Зато город
был богат другого типа заведениями. В нем насчитывались 154 трактира, 55
кабаков, 36 винных складов и погребов, 21 постоялый двор.
Таким образом, Царицын за время своего существования пережил несколько
периодов спада и нарастания промышленного потенциала (на микро уровне), был
не только торговым центром Поволжья, но и важным стратегическим объектом
Российского государства (на макро уровне).
-----------------------
[1] Исторические путешествия. Сталинград, 1936, с.59
[2] Минх А. Н. Историко-географический словарь Саратовской губернии; т. I,
вып. 1. – Саратов, 189??????????†????
8.





Реферат на тему: Возникновение буддизма


Государственный комитет Российской Федерации

по высшему образованию.

Ульяновский Государственный университет



Реферат


по культурологии

на тему: «Буддизм».



Студентки ? курса дневного Российско-Американского факультета

специальности мировая экономика



РАФАНОВИЧ ЕЛЕНЫ АЛЕКСАНДРОВНЫ



Ульяновск, 2001.

Буддизм возник в Индии в середине первого тысячелетия до н.э. в русле так
называемого неортодоксального направления религиозной мысли, и в течение
более пятнадцати веков развивался как составная часть идеологического и
историко-философского процесса в этом регионе. Это отнюдь не означает, что
первоначально буддизм выступал в роли секты по отношению к какой-либо
религиозной доктрине. Когда говорят об ортодоксальном и неортодоксальном
направлениях, то имеют в виду позицию этих направлений применительно к
ведам – своду древнейших текстов, по праву считающемуся духовной основой
индийской культуры. Варна брахманов (элитарная жреческая социальная группа
наследственного характера) толковала веды как истинного, сакральное по
своей природе. Согласно преданию, веды стали известны людям благодаря
божественной способности слуха древних риши – легендарных мудрецов,
родоначальников духовной культуры индоариев. Брахманистская религиозно-
философская традиция при известном разнообразии школ утвердила ведийское
Слово в качестве высшего гносеологического критерия, тем самым
придерживаясь абсолютного авторитета вед.


Буддийская традиция генетически не связывала себя с ведами и
относилась к проблеме авторитетности и гносеологической ценности ведийского
Слова индифферентно. В этом смысле буддизм наряду с джайнизмом и адживакой
не разделял базовых установок брахманской ортодоксии. Однако буддизм,
подобно брахманизу, - родное дитя индийской культуры, о чем свидетельствуют
как минимум три признака, характерных для обеих этих традиций и для
индийской культуры в целом. Это, во-первых, признание за человеком
уникальном способности к духовному саморазвитию, способности, которая
радикально отличает людей от иных классов «живых существ» индийского
культурного универсума, включая богов. Во-вторых, высший смысл
человеческого существования трактуется как практическая реализация этой
способности – достижение освобождения от жажды чувственного опыта и эго
центрированной деятельности. Мир в этом контексте рассматривается как
онтологическое следствие индивидуальных несовершенств – злых и добрых
аффектов, благой и неблагой деятельности. И, наконец, в-третьих, смерть
человека не есть завершающий факт его существования, она лишь условие
обретения субстанциальной душой (в брахманизме) или несубстанциальным
сознанием (в буддизме) нового рождения в одной из сфер универсума и
соответственно в благоприятной или неблагоприятной форме. Цепь новых
рождений обрывается только путём обретения духовного освобождения –
единения с мировом душой (в брахманизме) или причинно необусловленное
состояние (буддийская нирвана).


Носители буддизма в древней и раннесредневековой Индии избегали
оценивать свою религию как вообще единственно истинную, т.е. истинную для
всех без исключения, истинную априорно. Такая оценка не имеет смысла в
буддийской доктрине. Буддизм обретает свою ценность для каждого человека в
отдельности – в момент индивидуального сознания основополагающих догматов –
Четырёх благородных истин. Таким образом, с точки зрения исходной традиции,
буддистам нельзя родиться – буддистом должно сделаться сознательно.


Человек – существо незавершенное и потому вечно недовольное собой. Он
включён в жизненный процесс и в то же время возвышается над ним. Он не
отождествляет себя со своей жизнедеятельностью, он судит, оценивает её с
какой-т0 иной, более высокой, чем сама жизнедеятельность, позиции.
Сознательное стремление подняться над самим собой, завершить своё бытие
является видовым признаком человека, отличающим его от других существ.


Чтобы прийти к согласию с самим собой, преодолеть саморазорванность
собственного бытия, человек должен вырваться из мира, пробиться по ту
сторону добра и зла – таков общий пафос этики Будды. Будды исключительно
серьёзно относился к человеческой жажде бессмертия. Во-первых, он ясно
осознал предельность, абсолютность этого стремления. Жизнь и смерть связаны
между собой нерасторжимо. Тот, кто не желает умирать, не должен был бы
желать родиться. Желание бессмертия – больше, чем желание, оно является
желанием исчерпания всех желаний. Во-вторых, согласно Будде, идея
бессмертия имеет для человека не теоретический, я практический статус. Речь
идёт не о том, чтобы обосновать бессмертие, я о том, чтобы обрести его. Для
этого человек, не те или иные объединения людей, не человечество в целом, а
каждый отдельный человеческий индивид должен победить самого себя.


Учение Будды дошло до нас в позднейших изложениях и интерпретациях.
Реконструкция его первоначального содержания – предмет исследований и
дискуссий. Основными источниками для анализа взглядов и жизненного пути
Будды являются: буддийская каноническая книга «Типитака» («Три корзины
[закона]»), составлявшаяся последователями Будды в течение первых трёх
столетий после смерти учителя и записанная на языке пали в первые века н.э.
на Цейлоне; мифологизированный рассказ о жизни Будды на санскрите
«Лалитавистара»; поэма «Буддхачарита» )»Жизнеописание Будды» ) великого
классика буддийской санскритской литературы Ашвагхоши, жившего
предположительно в I – II веках до н.э.; существующая в палийской и
санскритской версиях книга «Милиндананьха» («Вопросы Милинды»),
представляющая собой беседу о сути буддийского учения между греческим царём
Милиндой (Менандром) и буддийским монахом Нагасеной и составленная примерно
во II в. н.э.


Будда является родоначальником одной из мировых религий, а культурное
освоение его образа продолжается в течение двух с половиной тысяч лет.
Свидетельства о нём представляют удивительное сочетание правды и вымысла.
Отделить в них реальные факты от мифов и поэтических преувеличений,
первоначальное историческое ядро от последующих наслоений – задача, которую
необходимо разрешить хотя бы в каком-то приближении. Религиозные и
эстетические образы складываются по законам, не требующих жесткой
привязанности к исторической первооснове. Инле дело – этический образ,
рассматривающий личность в контексте морального учения. Здесь речь идёт об
индивидуально-психологических предпосылках и эмпирическом воплощении
нравственного идеала, и потому человеческая достоверность образа имеет
первостепенное значение. Она, человеческая достоверность, может быть в
нашем случае одним из критериев, позволяющих лучше разглядеть за легендой о
Будде реальную жизнь реального индивида – Сиддхартха Гаутамы.


Критерий человеческой достоверности, конечно, не безусловен,
поскольку возможности разных индивидов могут сильно колебаться. Тем не
менее, он позволяет проводить различие между правдоподобными фактами и
несомненными вымыслами. Например, свидетельство о том, что Будда прожил 80
лет, вполне можно считать достоверным. А утверждение, что он после одного
из своих рождений в предшествующей жизни блаженствовал на небесах пятьсот
семьдесят миллионов шестьсот тысяч лет, следует считать мифом. Точно так же
можно принять, что Будда своей любовью укротил злого слона, но нельзя
поверить в то, что все переломные моменты в жизни Будды от зачатия до ухода
в безостаточную нирвану сопровождались великими землетрясениями.


Родился Сиддхартха Гаутама в семье царя маленькой страны племени
шакьев на северо-востоке Индии в середине VI века до н.э. Его поэтому в
последующем называли Шакьямуни (мудрец из племени шакья). Повествуется, что
в момент зачатия Будды его матери Майе приснилось, будто в её лоно вошёл
большой слон (слон в буддийской мифологии считается символом сдержанности,
терпения, самообладания; в «Лалитавистаре» самого Будду называют великим
слоном). Через семь дней после рождения мальчика мать умерла. Ребёнка
вырастила сестра матери, которая стала впоследствии его мачехой.
Воспитывался Сиддхартха изыскано, по-княжески, в неге и довольстве. Отец
намеренно оберегал его от неприятных впечатлений, искусственно изолировав
от мира роскошью княжеских дворцов. Но юный принц всё-таки увидел жизнь. Во
время прогулок он последовательно встретил больного, старика, покойника и с
ужасом узнал, что человеческая жизнь бренна. Он постиг, что и его ждут
впереди болезнь, старость и смерть. Привыкший к исключительности своего
существования, он стал размышлять над тем, нельзя ли избежать всеобщей
участи и найти путь к спасению. После он встретил аскета, что дало его
раздумьям совершенно иное направление. Когда у него родился свой сын – ещё
одна прочная привязанность к миру, принц решил покинуть дворец, полагая,
что найдёт спасение в аскетическом отрешении от удовольствий. Произошло
это, согласно легенде, следующим образом. Однажды, когда будущего Будду
красивые женщины по обыкновения развлекали пением, музыкой, танцами, он
внезапно уснул. Уснули также и танцовщицы с музыкантшами (дело происходило
в женской половине дворца). Проснувшись, Будда увидел спящих женщин и был
поражён их безобразным видом: у одной задралась одежда, другая храпела, у
третьей изо рта тянулась струйка слюны и т.д. И Сиддхартха Гаутама убежал
из своего искусственного рая; он, как буддийские источники, ушел из родины
в безродность, из дома в бездомность. Ему было в то время 29 лет.


Насколько позволяют судить факты, Будда совершил свой необычный
поступок, перевернувший всю жизнь, не потому, что он устыдился своей
праздной роскоши, и не потому, что пресытился удовольствиями. Во всяком
случае, здесь трудно усмотреть этические мотивы. Толчком к бегству
послужило сознание эфемерности, обманчивости, недолговечности красоты и
сладости жизни (в этом отношении примечателен эпизод с женщинами). Он хотел
для себя больше того, что имел, - спасения. Он хотел убежать от
подстерегающих его впереди страданий. Более того, он поставил перед собой
самую дерзновенную, предельную задачу, которую только можно помыслить, -
обрести бессмертие. Сиддхартха Гаутама бежал не из дворца, он убегал от
смерти.


Следующие 6-7 лет Будды были годами суровой аскезы. Под руководством
опытных наставников он познакомился с философскими традициями, пошёл школу
йоги, овладел техникой созерцания и управлением собственным телом. Будда
подвергал себя суровым испытаниям, чтобы добиться просветления, познать
высшую истину бессмертия. Однажды он решил в самоистязаниях пойти до конца
– для предельной концентрации мысли и воли вообще отказался от пищи,
удерживал дыхание. Пять странствующих отшельников наблюдали за ним,
поражаясь его выносливости и в готовности стать его учениками, если он
достигнет просветления. Будда, однако, потерял сознание. Очнувшись, он
понял, что через самоистязание не дойти до высшей истины, и снова принял
пищу. Отшельник покинули его.


Будда пришел к выводу, что спасение достигается через освобождение от
желаний. Так тридцатипятилетний принц Сиддхартха Гаутама, мудрец из племени
Шакья, стал Буддой (от слова Buddha, что означает «просветлённый»,
«пробуждённый»). Он достиг того желанного состояния, когда кончаются всякие
желания, вырвался из круговорота жизни и серти, обрёл бессмертие. В
буддийской традиции к нему прилагают характеристики, призванные подчеркнуть
его единственность и употребляющиеся часто вместо его имени: «бхагават»
(благословенный, блаженный); «татхагата» («так ушедший»); «сугата» (в добре
ушедший) и др.


После просветления Будда семь дней подряд сидел под смоковницей с
поджатыми под себя ногами, наслаждаясь обретённым блаженством; в целом он
четыре недели (по другим сведениям, три месяца) пребывал в созерцательном
самоуглублении. Преодолев некоторые сомнения, он решил поведать людям об
обретённом им всеведении, запустить колесо Дхармы (учения). Первыми его
слушателями и учениками стали пять наблюдавших его последний аскетический
опыт монахов, которых он нашел в парке близ Бенареса. Первая его проповедь,
получившая название Бенаресской, стала и самой знаменитой – в ней
излагаются первоосновы учения. Вокруг него сложилась община, которая быстро
достигла численности 60 человек. Будда решил охватить учением как можно
более широкий круг людей. И разослал с этой целью своих учеников в разные
стороны с наказом, чтобы они дважды не шли по одной и той же дороге. Сам он
возвратился в Урувелу – место, где он обрёл истину, - и обратил в свою веру
тысячу человек; перед ними на горе Гаяширша он произнёс вторую проповедь.


Среди последователей Будды было много представителей высших сословий,
хотя в рамках буддийского учения и практики никаких различий между людьми
разных сословий не проводилось. Будда полбзовался поддержкой правителей и
богатых людей в своей проповеднеческой деятельности и организации общинной
жизни. К нему примкнули многие из его родственников – сын, сводный брат,
мачеха, которую он принял после долгих колебаний, ибо тем самым он открывал
для женщин дверь к монашеской жизни. Будда считал, что из-за включения в
общину женщин он вдвое уменьшает шансы на спасение. Его единомышленниками
стали и два его двоюродных брата, из которых один – Ананда – стал ближайшим
помощником, тенью Будды на протяжении последних 25 лет его жизни, а другой
– Девадатта – его злым гением, трижды покушавшимся на жизнь Будды,
расколовший буддийскую общину.


Вся жизнь принца Гаутамы после того, как он стал Буддой, была
посвящена проповеди учения и организации общинно-монашеской жизни. Он ходил
по стране, чтобы нести своё слово и обретать новых последователей, прерывая
своё странничество лишь на четырёхмесячный период дождей, когда дороги
становятся труднопроходимыми и, кроме того, невозможно путешествовать, не
наступая на всякую обильную в это время живность. День Будды складывался
очень просто, как и у всякого монаха: утро посвящалось духовным
упражнениям, день – сбору подаяний на обед (Будда принимал приглашения к
обеду от любого человека – и от князей, и от бедняков, если же такого
приглашения не было, то он ходил по домам со своей специально для этого
предназначенной чашей, молча и покорно ожидая, пока кто-нибудь не наполнит
её едой) и полуденному отдыху, вечер до глубокой ночи – поучениям.


Будда учительствовал 44 года. О первых двадцати четырёх годах
существует предание, о последних двадцати четырёх годах ничего не
известно, за исключением нескольких предсмертных месяцев. Он смертельно
заболел, отведав жирной свинины в доме кузнеца по имени Чунда. Случилось
это предположительно в 447 году до н.э. ( Существует другая датировка
смерти Будды, относящая её к началу IV века). Будде было тогда 80 лет. Его
последними словами были: «Жизнь подвержена старению, прилежно трудитесь для
спасения»[1]


Что такое буддийский канон?


Канон, или Трипитака, состоит из трёх относительно атономных, но
идейно взаимосвязанных и состовляющих единое смысловое целое. Первый из них
– Сутра-питака – это собрание бесед-наставлений, ориентированных на самый
широкий круг слушателей, о чём свидетельствует известная простота его
текстов, а также их ситуационная содержательная приуроченность.
Совокупность текстов этого раздела следует понимать как духовную проповедь
в широком смысле, позволяющую с исчерпывающей полнотой реконструировать
буддийскую религиозную доктрину.


Второй раздел – Виная-питака – представляет собой свод правил,
регламентирующих жизнь членов сангхи. Ядром этого раздела является
Пратимокша – кодекс поведения, предназначенный специально для монахов.
Пратимокша оговаривает условия принятия монашеских обетов, получения
посвящений, свидетельствующих о продвижении монаха по ступеням йогической
практики и т.п. Виная регулировала также взаимоотношения как сангхи в
целом, так и её отдельных членов со светской властью.


Третий раздел канона – Абхидхарма-питака. В ранний период истории
канонической литературы термином «Абхидхарма» обозначался метод
наставления: изложение сутр как иллюстрация соответствующего положения
доктрины в совокупности с их логико-дискурсивной интерпретацией. Тесты
Абхидхарма-питаки позволяют нам составить представление уже не только о
духовной проповеди буддизма, но именно о философском пласте этого учения.


Учение о Четырёх благородных истинах


Учение о Четырёх благородных истинах составляет смысловой центр
буддийской религиозной идеологии.

Первый постулат, выдвинутый основателем доктрины, утверждает
тотальность страдания как фундаментальное свойство эмпирического
существования. Принцип страдания (духкха) в буддийском миропонимании
следует интерпретировать максимально широко, не ограничиваясь узкой сферой
индивидуальной эмоциональной жизни. Человеческое существование не содержит
ничего постоянного. Подверженность человеческой жизни внешним изменениям и
есть та данность, через которую, прежде всего, познаётся страдание. Именно
поэтому страдание определяется не как оппозиция счастью, но через
перечисление неизбежных факторов изменчивости. Самый факт рождения есть,
согласно первой «благородной истине», факт включения индивида в чувственный
мир, где господствует закон причинно-следственного возникновения (пратитья-
самутппада). Человеческая жизнь не есть нечто завершающееся смертью, это –
лишь предпосылка новых рождений в мире. Важно подчеркнуть, что «истина
страдания» не обосновывается в буддизме логически. Эта истина может быть
дана человеку лишь в акте непосредственного видения (даршана). Акт такого
видения знаменует собой первичную, чисто религиозную рефлексию, характерную
для буддизма как религиозно-идеологического движения.

Второй постулат буддийской доктрины носит название «истины
возникновения страдания». Этот постулат формулируется таким образом, чтобы
показать причины, порождающие страдание, т.е. причины существования
сансары.

В качестве исходной причины упоминается «жажда», страстное стремление
к переживанию чувственного опыта, т.е. влечение к пребыванию в сансарном
мире. Жажда, таким образом, представляет собой фактор, обусловленный именно
идей «я», которая, согласно буддийской доктрине, искажает видение
реальности и является содержательной основой эгоцентрированного отношения к
миру.

Третий постулат – «истина прекращения страдания» - вводит
представление о религиозной прагматике системы. Центральное понятие этого
доктринального положения – прекращения страдания (ниродха) – есть частичный
синоним нирваны – такого состояния сознания, при котором полностью сняты
иллюзорные субъективные установки и не остаётся никакого неведения (авидья)
относительно сансарного бытия и индивидуальной психики. Необходимо
отметить, что в отличие от первого постулата второй и третий обосновываются
логически – через концепцию причинно-зависимого возникновения.

Логика изложения доктринальных постулатов строится с таким расчётом,
чтобы подвсти аепта к осознанию необходимости обрести путь (марга), ведущий
к прекращению страдания. И четвёртый постулат – «истина пути» - касается
именно этого предмета. Он известен также под названием Восьмеричного
благородного пути.

Учение Будды нацелено на прекращение человеческих раздоров через
внутреннее самосовершенствование личности. В его основе лежат нравственные
цели. При этом нравственность интересует Будду прежде всего в её
практически действенном выражении, как путь спасения. В учении Будды крайне
слабо выражен религиозный элемент. Правда, ученики Будды были организованы
в монашеские общины. Община (сангха) наряду с учителем и учением – одно из
трёх прибежищ буддиста. Однако сама община цементировалась во времена Будды
общностью духовно-нравственных стремлений и соответствующего образа жизни;
составленный им устав общины основывается на прецедентах. Буддизм в его
первоначальном содержании не был отгорожен от мира ни философским, ни
религиозным панцирем. Это предопределило его удивительную пластичность,
способность к изменениям и ассимиляции. На почве разнообразных философских
и исторических традиций буддизм стал быстро видоизменяться, он разделился
на ряд течений, из которых наиболее значительными стали северный буддизм
(махаяна, что переводится как «большая колесница») и южный буддизм (хинаяна
«маленькая колесница»). Одновременно происходило обожествление образа
Будды, превращение буддизма в религиозное мировоззрение и практику. В таком
виде он дошёл до наших дней. Буддизм имеет сегодня сотни миллионов
приверженцев и является очень заметным, значимым элементом в религиозно-
культурном многообразии современного мира.



-----------------------

[1] Топоров В.Н. Комментарии // Дхаммапада. С. 145.






Новинки рефератов ::

Реферат: Сборник Лекций по матану (Математика)


Реферат: Прогнозирование зон разрушения ударной волной и возможных последствий взрыва газовоздушных смесей (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Изучение конкурентов и завоевание преимуществ в конкурентной борьбе (Маркетинг)


Реферат: БАНКОВСКИЕ ОПЕРАЦИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ВЕКСЕЛЕЙ (Право)


Реферат: Олимпийские Игры (Спорт)


Реферат: Карл Черни (Музыка)


Реферат: История открытия первобытного искусства (Искусство и культура)


Реферат: МЧС (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Организация коллективного труда в детском саду (Педагогика)


Реферат: Отчет о специальной производственной практике в электросталеплавильном цехе №2 КМК (Металлургия)


Реферат: "Государство" Платона Том 3, гл. 8 (Философия)


Реферат: Договор подряда (Гражданское право и процесс)


Реферат: Аксаков (Литература)


Реферат: Институт президентства ФРГ (Право)


Реферат: Производство зерна (Сельское хозяйство)


Реферат: Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (Педагогика)


Реферат: Культ давних славянских богов Рода и Рожениц (История)


Реферат: Образ Петра I в творчестве А.С. Пушкина (Литература : русская)


Реферат: Приемы комического в языке произведений П.Г. Вудхауза (Литература)


Реферат: Биологическое и социальное в человеке (Философия)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист