GeoSELECT.ru



Культурология / Реферат: Духовные ценности ислама (Культурология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Духовные ценности ислама (Культурология)



Содержание

Введение 3
1. Зарождение и легенда возникновения Ислама 4
2. Духовные ценности Ислама 5
3. Распространение Ислама 9
4. Ислам в сравнении с другими религиями 11
Заключение 14
Список литературы 15



Введение

Самой поздней по времени возникновения мировой религией является ислам,
или мусульманство. Это одна из самых распространенных религий: приверженцев
ее насчитывается около 900 миллионов, преимущественно в Северной Африке,
Юго-Западной, Южной и Юго-Восточной Азии. Арабо-язычные народы почти
поголовно исповедуют ислам, тюрко-язычные и ирано-язычные — в подавляющем
большинстве. Много мусульман также среди северо-индийских народов.
Население Индонезии почти целиком придерживается ислама.
В сегодняшнем мире более 700 миллионов человек на вопрос: "Кто ты по
вере?" - отвечают арабским словом муслим: "Человек, исповедующий ислам",
мусульманин.
Связь веры с традиционным образом жизни была характерна для ислама во все
времена, но особенно очевидна она становится сегодня, когда идеологи и
политики, выступающие под лозунгом ислама, пытаются как можно больше людей
объявить мусульманами только потому, что они придерживаются многих обычаев
своих отцов.



1. Зарождение и легенда возникновения Ислама


Ислам зародился в Аравии в VII веке н.э. Происхождение его яснее, чем
происхождение христианства и буддизма, ибо оно почти с самого начала
освещается письменными источниками. Но и здесь много легендарного. По
мусульманской традиции, основателем ислама был пророк божий Мухаммед, араб,
живший в Мекке; он якобы получил от бога ряд "откровений", записанных в
священной книге Коране, и передал их людям. Коран — основная священная
книга мусульман, как Пятикнижие Моисеево для евреев, Евангелие для
христиан.
Сам Мухаммед ничего не писал: он был, видимо, неграмотен. После него
остались разрозненные записи его изречений и поучений, сделанные в разное
время. Мухаммеду приписываются тексты и более раннего времени и более
поздние. Около 650 года (при третьем преемнике Мухаммеда — Османе) из этих
записей был сделан свод, получивший название Коран ("чтение"). Книга эта
была объявлена священной, продиктованной самому пророку Архангелом
Джебраилом; не вошедшие в нее записи были уничтожены.
На основе Корана и хадисов мусульманские богословы пытались восстановить
биографию Мухаммеда. Самая ранняя из сохранившихся биографий составлена
мединцем Ибн Исхаком (VIII век) и дошла до нас в редакции IX века.
Можно считать установленным, что Мухаммед действительно жил около 570-632
гг. и проповедовал новое учение сначала в Мекке, где нашел мало
последователей, потом в Медине, где ему удалось собрать много приверженцев;
опираясь на них, он подчинил себе Мекку, а вскоре объединил и большую часть
Аравии под знаменем новой религии. Биография Мухаммеда лишена особой
фантастики (в отличие от евангельской биографии Иисуса). Но истоки
мусульманской религии нужно искать, конечно, не в биографии отдельных лиц,
а в социально-экономических и идеологических условиях, сложившихся в ту
эпоху в Аравии.
Аравия была издавна населена семитическими племенами, предками теперешних
арабов. Часть их жила оседло в оазисах и городах, занимаясь земледелием,
ремеслами и торговлей, часть кочевала в степях и пустынях, разводя
верблюдов, лошадей, овец и коз. Аравия была экономически и культурно
связана с соседними странами — Месопотамией, Сирией, Палестиной, Египтом,
Эфиопией. Торговые пути между этими странами шли через Аравию. Один из
важных узлов пересечения торговых дорог находился в Мекканском оазисе, близ
побережья Красного моря. Родоплеменная знать обитавшего здесь племени
корейш (курейш) извлекала для себя много выгод из торговли. В Мекке
образовался религиозный центр всех арабов: в особом святилище Кааба были
собраны священные изображения и культовые предметы разных арабских племен.
Были в Аравии и поселения иноземцев, в частности иудейские и христианские
общины. Люди разных языков и религий общались между собой, верования их
влияли друг на друга. В IV веке в Аравии начался упадок караванной
торговли, так как торговые дороги переместились на восток в Сасанидский
Иран. Это нарушило экономическое равновесие, державшееся веками. Кочевники,
потерявшие доход от караванного движения, стали склоняться к оседлому
образу жизни, переходить к земледелию. Возросла нужда в земле, усилились
столкновения между племенами. Стала чувствоваться нужда в объединении. Это
не замедлило отразиться и в идеологии: возникло движение за слияние
племенных культов, за почитание единого верховного бога Аллаха; тем более
что евреи и отчасти христиане подавали арабам пример единобожия. Среди
арабов возникла секта ханифов, чтивших единого бога. В такой обстановке и
развернулась проповедническая деятельность Мухаммеда, вполне отвечавшая
общественной потребности.
Проповеди Мухаммеда вначале были встречены окружающими недоверчиво, даже
враждебно, особенно предводителями его собственного племени корейш.
Торговая знать опасалась, что прекращение культа староарабских племенных
богов подорвет значение Мекки как религиозного, а значит, и экономического
центра. Мухаммеду с его приверженцами пришлось бежать из Мекки: это бегство
(хиджра), совершенное в 622 году н.э., считается мусульманами за начало
особого летоисчисления (мусульманская эра). В земледельческом оазисе Медине
(Ятриб) Мухаммед нашел более благоприятную почву для пропаганды: мединцы
соперничали и враждовали с мекканской аристократией и рады были выступить
против нее. Мухаммеда поддержало несколько местных племен; он пытался
опереться даже и на еврейские общины. Набрав себе много сторонников,
Мухаммед в 630 году захватил Мекку. Мекканские корейши вынуждены были
принять новую религию. С объединением арабских племен, которые одно за
другим примыкали к новому учению, значение Мекки как национально-
религиозного центра еще более возросло. Корейшитская знать, вначале
враждебная мусульманскому движению, теперь признала за благо примкнуть к
нему и даже возглавила движение.
В момент смерти Мухаммеда (632 год) новое вероучение было еще совсем не
оформлено. Основные его положения можно извлечь из Корана, при всей
хаотичности этой книги. Позже они были развиты мусульманскими богословами.



2. Духовные ценности Ислама

Знание основ мусульманской религии весьма различно у различных слоев
населения и в разных странах традиционного распространения ислама. Всякий
мусульманин знает арабское звучание и смысл символа веры религии ислама:
"нет никакого божества, кроме Аллаха, и Мухаммад - посланник Аллаха". Здесь
кратко выражены два главных догмата ислама: существует единый,
единственный, и вечный всемогущий бог - Аллах; своим посланником Аллах
избрал араба из Мекки, Мухаммада, через него бог передал людям текст
священной книги - корана, его руками он основал общину верующих (умма). За
14 веков из небольшой группы Аравии она превратилась в многомиллионную
массу людей разных национальностей, разных языков, разных социальных слоев
и культурных ориентаций.
Величие бога - Аллаха - выражено во многих формулах, хорошо известных
всем мусульманам и часто повторяемых ими в речи, молитвах, бытовых
восклицаниях, а также постоянно встречающихся в изящной вязе арабского
письма, на памятниках мусульманской архитектуры в Азии, Африке, Европе и
Америке: "Аллаху акбар" - "Аллах самый великий!" и т. д.
Кратчайшее изложение главного догмата ислама содержится 112 суре (главе)
Корана: "Во имя Аллаха милостивого, милосердного! Скажи: "Он - Аллах
единственный, Аллах могучий. Не рождал и не был рожден, и не было никого
подобного ему, никогда". По мусульманской доктрине, люди, не исповедующие
ислам, - "неверные", среди них иудеи и христиане выделяются особо как ахль
аль - китаб, т. е. "люди Писания". Согласно Корану они верят якобы в того
же бога, что и мусульмане. Этот бог и им посылал своих посланников - Моисей
(Мусу), Иисуса (Ису), которые несли людям слово божье. Однако люди исказили
и забыли то, чему те учили. Поэтому Аллах и направил людям Мухаммада,
своего последнего пророка, с божьим словом - Кораном. Это была как бы
последняя попытка наставить людей на праведный путь, последнее
предупреждение, после которого должен наступить конец мира и Суд, когда
всем людям будет воздано по их делам - они попадут в райские сады или в
адский огонь.
Эти основы религии знает всякий мусульманин, и образованный и
неграмотный. Почти всякий знает и "пять столпов" ислама, пять главных
обязанностей верующего. Первый из них - молитва (салят). Молитва мусульман
состоит из ряда поклонов, сопровождаемых произнесением различных
религиозных формул. Мусульманину предписано пять молитв в сутки; свершать
их можно и дома, и в мечети и в поле. Молитве предшествует ритуальное
омовение. Пятница является днем всеобщей молитвы, когда все мусульмане
должны собираться на коллективную молитву в главную мечеть города, села,
округа.
Мечеть (масджид) - и место моления, и помещения для религиозных школ, и
центр религиозных проповедей и диспутов.
Третьей ритуальной обязанностью мусульманина является пост (саум).
Мусульманский пост заключается в воздержании от пищи, питья и развлечений.
Все время должно быть в принципе посвящено человеком Аллаху, занято
молитвами, чтением Корана и религиозных сочинений, благочестивыми
размышлениями. Главным и обязательным для всех, кроме больных,
путешествующих и т. д., является пост в месяц рамадан; кроме того,
существует еще дата, в которой поститься желательно. Конец месяца рамадан и
соответственно месячного поста отмечается праздником разговенья, вторым по
значению праздником в исламе.
Кроме ограничений, связанных с постом, в исламе существует большое
количество запретов, регулирующих различные стороны жизни мусульманина.
Мусульманину запрещено пить алкогольные напитки, есть свинину, играть в
азартные игры. Ислам запрещает ростовщичество - риба. Конечно, не все эти и
другие правила строго соблюдаются, но время от времени, в частности в
семидесятые годы нашего века, в различных мусульманских государствах
усиливается контроль, за соблюдением культовых правил, например поста в
рамадан.
Четвертой обязанностью каждого мусульманина (с оговоркой - если у него
есть к тому физическая и материальная возможность), является хаджж -
паломничество в Мекку, прежде всего к Каабе, главной святыне ислама. Кааба
- небольшое здание, в юго - западной угол которого вмурован "черный камень"
(издревле хранящийся тут метеорит) - по преданию, посланный Аллахом с неба
людям как знак своего могущества и благоволения.
Паломничество совершается в месяце зу - ль - хиджжа, который, как
рамадан, является месяцем лунного календаря и потому приходится на разное
время года. Паломники, надев специальные белые одежды, и пройдя церемонию
ритуального очищения, совершают торжественный обход вокруг Каабы, пьют воду
из близлежащего священного источника Замзам. Далее следуют торжественные
процессии и моления у холмов и долин вокруг Мекки, связанных с легендой о
пребывании в тех местах праотца Ибрахима, первого проповедника единобожия.
Хаджж завершается праздником ид аль - адха, во время которого в память о
жертве, принесенной Ибрахимом Аллаху, режут жертвенных животных. Окончание
хаджжа является главным мусульманским праздником, который отмечается
молитвами и жертвоприношениями по всему мусульманскому миру. Люди,
совершившие хаджж, носят почетное прозвище хаджж или хаджжи и пользуются
уважением родных в своих родных местах.
Пятой обязанностью мусульманина является закят - обязательный налог на
имущество и доходы, который идет в теории на нужды общины и распределяется
среди бедных и малоимущих. Кроме того, каждому мусульманину предписывается
еще и садака - добровольные пожертвования и милостыня.
На самом деле все эти социально - экономические регуляторы справедливости
внутри исламской общины с самого начала были и остались благими
пожеланиями. Закят быстро стал обычным государственным налогом, садака шла
на нужды религиозного культа, запреты на ростовщичество легко обходились
оформлением дачи денег в рост как совместного финансового предприятия
кредитора и должника.
Иногда к "столпам ислама" причисляют джихад. Слово это означает полную
отдачу мусульманином своих сил, возможностей, времени и, если надо, жизни
для торжества своей религии. В большинстве случаев в средние века это
сводилось к участию в вооруженной борьбе с "неверными", а значение термина
- соответственно к понятию "священная война", и такое его понимание стало
традиционным для европейцев. На самом деле поняти джихад значительно шире,
и именно в таком широком значении оно употребляется сейчас в мусульманском
мире, в частности резолюциях и постановлениях различных общемусульманских
конференциях.
Почти каждый мусульманин знает хотя бы несколько фраз из священной книги
ислама - Корана, хотя многие значения этих фраз не понимают. Коран
произносился и записан по - арабски. В ритуальных целях он используется в
арабском оригинале. Для мусульман Коран - прямая речь Аллаха, обращенная к
Мухаммаду, а через него ко всем людям. В проповедях Корана и простые
мусульмане, и богословы ищут ответы на вопросы частной жизни и жизни
общества, текстами Корана оправдывают свои поступки.
Ислам является очень широкой по охвату системой социального
регулирования. Почти все стороны жизни мусульманина считаются религиозно
значимыми.
Мужчина становится мусульманином после того, как над ним в раннем
возрасте совершается обряд обрезания. Заключение брака совершается в
присутствии духовных лиц, ими фиксируется и закрепляется чтением священных
текстов Корана. Развод для мужчины мусульманина относительно прост, для
женщины осложнен, но тоже возможен. Ислам разрешает мужчине иметь до
четырех жен, если он в состоянии их одинаково хорошо содержать. В настоящее
время на практике многоженство встречается относительно редко, а в
некоторых мусульманских странах оно несколько ограничено законодательством.
Похоронный обряд также предполагает чтение определенных сур Корана. Хоронят
обычно в день кончины; тело кладут в могилу завернутым в саван, без гроба,
головой к Мекке. Согласно мусульманским представлениям, все мертвые в День
Суда воскреснут, чтобы предстать перед Аллахом и ответить за свои дела и
намерения.
Мужчины - мусульмане должны ходить с покрытой головой. Для этого служат
разные шапочки типа тюбетейки, а также различные виды чалмы - шарфа. особо
повязанного вокруг головы. Женщины должны закрывать лицо и тело от взглядов
посторонних мужчин. Традиционная одежда мусульман широкая и удобная для
носки в тех странах, в основном южных, где живет большинство мусульман.
Обычным атрибутом благочестивого мусульманина являются четки из 99 или 33
бусин, служащие для счета славословий Аллаху. В исламе многократное
восхваление Аллаха и повторение его девяносто девяти "прекрасных имен"
считается благочестивой обязанностью.
Несмотря на обилие в исламе различных течений, главными из которых
являются суннизм и шиизм, среди всех мусульман существует довольно стойкое
представление о принадлежности к единой общности людей, объединенных общей
верой, общими традициями, общей начальной историей и общими интересами в
современном мире.
Наиболее значительной и по сей день является система богословия,
созданная аль - Аш'ари (10в) . В 7 -10 вв. сложились и основные толки
фикха, обычно трактуемого как "мусульманское каноническое право". Эти
системы теоретических и практических принципов шариата - праведного образа
жизни мусульманина. Именно фикх стал основой социальной системы ислама. В
настоящее время сохранилось, да и в средние века, относительно
незначительное число людей знало тонкости догматики, а правила фикха
всегда были обязательным предметом обучения в семье и в школе, предметом
ученых и неученых споров и бесед, столь характерных для быта жителей
мусульманских городских кварталах. В трудах по фикху, составляющих наиболее
многочисленную группу средневековых арабских рукописей, регламентируются
поведение в быту и в обществе, имущественные отношения, правила торговли,
отношения в семье , брак.
С 6 - 7 вв. и по сей день концепция шариата - пути к богу через
выполнение всех правил Закона - уживается с концепцией тарика,
теоретической основой суфизма, согласно которой некоторые люди могут
заслужить благоволение Аллаха и даже приблизиться к нему и познать его
через состояние экстаза, венчающего жизнь, которая строится по особым,
отличным от будничных правилам благочестия и аскетизма.
Для понимания исторической социальной роли ислама важна проблема
соотношения государства и духовенства. В исламе нет и церкви, служащей
посредником между человеком и Аллахом, ни духовного сословия, обладающего
особой благодатью; духовная и светская власть в исламской теории, да
отчасти и на практике - нераздельны.
Лозунг превращения религиозной общности всех мусульман в единство
политического порядка не раз выдвигался и поддерживался крупными
мусульманскими государствами, претендовавшими на особую лидирующую роль.


3. Распространение Ислама


Особенности мусульманства, порожденные самими условиями его
возникновения, облегчили его распространение среди арабов. Хотя и в борьбе,
преодолевая сопротивление родоплеменной аристократии, склонной к
сепаратизму (восстание племен Аравии после смерти Мухаммеда), ислам
довольно скоро одержал среди арабов полную победу. Новая религия указывала
воинственным бедуинам простой и ясный путь к обогащению, к выходу из
кризиса: завоевание новых земель.
Преемники Мухаммеда — халифы Абу-Бекр, Омар, Осман — завоевали в
короткое время соседние, а потом и более отдаленные страны Средиземноморья
и Передней Азии. Завоевания совершались под знаменем ислама — под "зеленым
знаменем пророка". В покоренных арабами странах повинности крестьянского
населения были значительно облегчены, особенно для тех, кто принимал ислам;
и это содействовало переходу широких масс населения разных национальностей
в новую религию. Ислам, зародившись как национальная религия арабов, скоро
стал превращаться в наднациональную, мировую религию. Уже в VII-IX вв.
ислам сделался господствующей и почти единственной религией в странах
халифата, охватившего огромные пространства — от Испании до Средней Азии и
границ Индии. В XI-XVIII вв. он широко распространился в Северной Индии,
опять-таки путем завоеваний. В Индонезии ислам получил распространение в
XIV-XVI вв., главным образом через арабских и индийских купцов, и почти
начисто вытеснил индуизм и буддизм (кроме острова Бали). В XIV веке ислам
проник также к кыпчакам в Золотую Орду, к булгарам и другим народам
Причерноморья, несколько позже — к народам Северного Кавказа и Западной
Сибири.
В конце XIX и особенно в начале XX века большой размах по всему
мусульманскому миру приобретает движение за реформацию Ислама,
представители которого вступают в острую полемику и с мусульманскими
традиционалистами, и со сторонниками светских концепций общественного
развития.
Одновременно начинает складываться и международное исламское
движение, основанное на концепции исламской солидарности: в 1926 году была
создана первая международная мусульманская организация Всемирный исламский
конгресс.
Качественно новый этап в истории Ислама - вторая половина XX
века.
Широко развернулась борьба вокруг проблемы выбора пути развития
освободившимися странами, в ходе которой появляются многочисленные
концепции так называемого "третьего пути", отличного как от
капиталистического, так и от социалистического.
Во многих странах распространения Ислама действуют мусульманские
партии, играющие нередко важную роль в политике, например Партия
исламской республики в Иране, Партия единства и развития в Индонезии,
Панмалайская исламская партия в Малайзии, Джамаат-и ислами в Индии и
Пакистане.
Концепции "исламского государства" подразумевают воплощение в
современных условиях традиционной исламской модели политической
организации общества, в котором в той или иной форме сочеталась светская и
духовная власть (при признании Аллаха в качестве единственного источника
власти), осуществлялись бы принципы справедливого распределения доходов,
регулирования экономики в соответствии с предписанными шариата и т.д. В
целом эти концепции представляют собой модернизацию политической и
социально-экономической доктрин классического Ислама с учетом специфики
развития конкретной страны. Мероприятия по их реализации и пропаганде,
носящие название "исламизации", осуществляются как "сверху" - путем
законодательного введения тех или иных норм (например в Пакистане -
введение ушра и заката, исламизация банковской системы, в Иране –
провозглашение "исламского правления"), так и "снизу" - в результате
давления религиозно-политических организаций, среди которых наибольшую
активность в этом направлении проявляют "Братья-мусульмане". Под
"исламизацией" подразумевается и процесс расширения числа последователей
Ислама, происходящий в ряде стран Азии и Африки (прежде всего в регионе к
югу от Сахары), который нередко искусственно стимулируется активной
деятельностью многочисленных миссионерских исламских центров, создаваемых
преимущественно на средства нефтедобывающих государств Аравии.
В конце 70-х - начале 80-х годов определенную роль в международных
делах стали играть международные мусульманские организации, действующие
как на правительственном, так и на неправительственном уровне. Наиболее
значительная из них - Организация исламской конференции( ОИК ), созданная
в 1969 году и объединяющая 44 афро-азиатских государства, а также
Организацию освобождения Палестины. Мусульманские страны представлены в
ней главами государств и правительств.
В ряде стран распространены религиозно-политические организации (в том
числе и находящиеся вне закона, например "Братья-мусульмане", Партия
исламского освобождения и др.), функционируют многочисленные религиозные
учебные заведения (коранические школы, мадраса, мусульманские
университеты), исламские общества, миссионерские организации,
коммерческие предприятия (исламские банки, страховые компании).
Среди неправительственных мусульманских международных организаций на
ибольшую активность проявляют Лига исламского мира (создана в 1962 году в
Мекке), Всемирный исламский конгресс, Всемирная исламская организация,
Исламский совет Европы и др. Характерно, что в деятельности этих
организаций реакционные, антикоммунистические элементы играют
значительно большую роль, чем в деятельности ОИК. Их усилия направлены
преимущественно на пропаганду и распространение Ислама, организацию
международных встреч религиозных деятелей, оказание помощи мусульманским
общинам в различных странах.

4. Ислам в сравнении с другими религиями

Характерная особенность мусульманской религии состоит в том, что она
энергично вмешивается во все стороны жизни людей. И личная, и семейная
жизнь верующих мусульман, и вся общественная жизнь, политика, правовые
отношения, суд, культурный уклад — все это должно быть подчинено целиком
религиозным законам. В прежние времена в мусульманских странах имело место
полное сращивание государственной и церковной власти: глава государства
(халиф, падишах) считался преемником пророка, высшее духовенство составляло
штат его советников, суд находился целиком в руках духовных лиц. И
уголовное, и гражданское право было построено всецело на религиозном законе
— шариате. Следили за выполнением норм шариата и толковали их мусульманские
богословы.
Поэтому и мусульманское духовенство выполняло и выполняет больше
светские, чем чисто религиозные функции. Мулла, состоящий при мечети,— это,
собственно, учитель в церковной школе. Кади — это судья, знаток шариата.
Муфтий — более высокий духовный чин — главный авторитет в вопросах шариата.
Улем — ученый богослов, преподаватель в высшей религиозной школе; совет
улемов давал свои заключения по вопросам религии и права. Во главе
мусульманского духовенства в отдельных странах стоял – шейх-уль-ислам —
видный богослов, он же советник государя. Даваемые шейх-уль-исламом
разъяснения по тем или иным спорным вопросам догматики или политики, права
считались непререкаемым законом.
Обучение молодежи в мусульманских странах прежде было тоже чисто
религиозным. Низшие школы — мектебы — состояли при мечетях. Высшие школы —
медресе — представляли собой своего рода духовные академии. В них студенты
изучали Коран и прочую религиозную литературу, богословские вопросы. Язык
преподавания, язык церковной литературы был арабский. Кстати, арабская
система письма была принята и в тюркских, и в иранских языках, хотя она для
них и мало приспособлена.
Мусульманская церковь в станах ислама была обычно и крупной экономической
силой. Согласно шариату, церковь может владеть имуществом, и это имущество
считается неотчуждаемым (вакф, множественное число — вакуф). Вакуфные земли
состояли из пожалований от халифов (в эпоху завоеваний), из пожертвований и
пр. Они были очень велики: например, в странах Средней Азии до половины
всех обрабатываемых земель принадлежало церкви, и они приносили огромные
доходы; за счет вакуфных имуществ и кормилось многочисленное духовенство.
Хотя правоверный ислам не идет ни на какие компромиссы с другими
религиями (в отличие, например, от буддизма), но в народных массах
мусульманские верования очень часто переплетаются с древними,
домусульманскими. Почти повсеместно, особенно в слаборазвитых странах,
распространен культ местных святых. Мусульманские святые зачастую
оказываются не чем иным, как древними местными божествами-покровителями,
которым даны мусульманские имена. Во многих местах, особенно в Средней
Азии, культ святых связан с культом мазаров — якобы гробниц этих святых, а
на самом деле древних местных святилищ. Более того, в последнее время в
исламе обнаружено (особенно у народов Средней Азии) целый пласт влившихся в
него, но глубоко архаичных верований и обрядов, относящихся к культу
земледельческих божеств плодородия, к родовому культу предков, к шаманизму.
Повсюду в среде мусульман распространены также вера в магию, ношение
амулетов (часто с текстом из Корана). Многие муллы выполняют функции
заклинателей, знахарей.
Интересно отметить, что в многовековых столкновениях ислама с
христианством (точно так же, как с маздеизмом и другими религиями) ислам
почти всегда выходил победителем. В большинстве стран Средиземноморья, где
сейчас господствует ислам, он вытеснил преобладавшее здесь прежде
христианство (Северная Африка, Египет, Сирия , Малая Азия). На Кавказе
большинство народов до распространения ислама придерживалось христианства,
позже многие из них были исламизированы (черкесы, кабардинцы, аджарцы,
часть осетин и абхазов). На Балканском полуострове в ислам обращены были
некоторые группы болгар, македонцев, боснийцев, албанцев, бывших прежде
христианами. Обратных случаев массового обращения какого-либо
мусульманского народа в христианство история не знает. Правда, с
Пиренейского полуострова (Испания, Португалия) мусульмане в результате
христианской Реконкисты (XII-XV вв.) были вытеснены, но это произошло в
результате процесса насильственного изгнания исповедующих ислам, а не
идейной победы одной религии над другой.



Заключение


Вследствие своей большей простоты, доступности, понятности народным
массам, особенно в восточных странах, где преобладал патриархально-
феодальный быт, ислам был близок большинству людей.
В последние десятилетия, после первой мировой войны, во многих странах
произошли буржуазные реформы, ограничившие влияние религии. Развернувшееся
после второй мировой войны широкое демократическое прогрессивное движение в
странах "третьего мира" привлекло к еще более радикальным переменам в
мусульманских традициях и к их общему ослаблению. Характер перемен
происходил сообразно различным социально-политическим условиям.
Речь идет не только о мелких и внешних уступках мусульманского
духовенства требованиям времени: смягчение или отмена старых запретов,
модернизация культа и пр. , но и о более глубоких сдвигах. В ряде стран
проведены прогрессивные реформы, означающие решительную перестройку
правовых норм и культурно-бытового уклада, конфискацию церковных земель,
ограничение сферы действия шариата (не в пример возвращение к законам
шариата в Чечне), введение светского школьного и университетского обучения.
В частности, особенно радикальные реформы произошли в Турции после отмены
султаната и учреждения республики (реформы Кемаля Ататюрка, 1920-е годы).
Несмотря на многочисленные изменения, произошедшие в исламе с течением
времени, стержнем его остаются незыблимые духовные ценности, основанные на
общечеловеческих ценностях и морали.



Список литературы


1. Атеистический словарь,из - во полит. литер., М. 1986.
2. Ислам в странах Ближнего и Среднего Востока. М., 1982;
3. Ислам, краткий справочник, Из-во "Наука", М. 1983.
4. Основы религоведения., Учебник., «Высшая школа», 1994.
5. Климович Л., Книга о Коране, М. 1986.
6. Религии мира, Энциклопедия,т.6, "Аванта +", М. 1996.
7. Соловьев В., Магомет, его жизнь и религиозное учение. Спб., 1902.






Реферат на тему: Духовный мир греческого полиса

Российская Федерация
Самарский институт управления
Кафедра социальных и гуманитарных дисциплин



Контрольная работа
на тему:

Духовный мир греческого полиса

по курсу Культурология



Выполнила:
студентка специальности
«Бухучет, анализ и аудит»
Чеботарева А. Е.

Руководитель:
Мокроусова Л.А., к. и. н.,
доцент



Самара 2000
Содержание



Введение 3
Возникновение полиса, его государственное устройство 4
Демократия 8
Основные черты афинского права 9
Воспитание и образование 11
Искусство, литература, театр 12
Наука 14
Греческие игры 16
Заключение 17
Список литературы 18

Введение


Каждый период в истории культуры по-своему ценен. Но Древняя Греция и
ее культура занимают особое место в мировой истории. Самые высокие оценки
греческой цивилизации не кажутся преувеличенными. Греческая цивилизация —
не единственная и не самая древняя. Когда она появилась, некоторые
цивилизации древнего Востока измеряли свою историю уже тысячелетиями. Это
относится, например, к Египту и Вавилону. Но феномен греческой цивилизации
заключается, скорее всего, в ее необычайно быстром расцвете. Создание
греческой цивилизации относится к эпохе “культурного переворота” — VII-V
вв. до н. э. В течение трех веков в Греции возникла новая форма государства
— первая в истории демократия. В науке, философии, литературе и
изобразительном искусстве Греция превзошла достижения древневосточных
цивилизаций, развивающихся уже более трех тысяч лет.
Духовная и художественная культура Древней Греции не просто является
ценнейшей частью мировой, она дала толчок развитию европейской культуры.
Демократическая и гуманистическая направленность греческой пайдеи позволила
ей стать духовной ценностью в полном смысле слова, обеспечив европейской
культуре возможность занять и сохранить ведущее место в мире вот уже на
протяжении двух тысячелетий. Это означает не просто то, что греческими
мотивами пронизана вся последующая европейская художественная культура.
Греки вытащили на белый свет, представили нашему сознанию основные проблемы
мироустройства: бытие и становление, истина, цель и благо, космос, единое и
многое, предел и беспредельное, число и величина, мера и сущность, разум и
логика, воображение и созерцание, теория и практика, природа, искусство и
техника, материя и ее двойственность...
Достоинство греческой культуры в том, что она открыла человека-
гражданина, провозгласив верховенство его разума и свободы, открыла
человека как прекрасное и совершенное творение природы, как меру всех
вещей. Греки впервые дали идеалы демократии и гуманизма. Истории неведомы
более выдающиеся открытия, ибо для человека нет ничего более ценного, чем
сам человек.

Возникновение полиса, его государственное устройство


В культуре Древней Греции наблюдается сочетание традиционных черт,
восходящих к архаической и еще более ранним эпохам, и совершенно иных,
порожденных новыми явлениями в социально-экономической и политической
сферах. Рождение нового отнюдь не означало гибели старого. Как в городах
строительство новых храмов весьма редко сопровождалось разрушением старых,
так и в других сферах культуры старое отступало, но обычно не исчезало
совершенно. Важнейший новый фактор, оказавший наиболее значительное
воздействие на ход культурной эволюции, — консолидация и развитие полиса,
особенно демократического.
Полис из небольшого поселения превратился в самодостаточный
политический и экономический центр. Формирование системы политических
органов полисной демократии было результатом длительного исторического
периода, начиная с реформ Солона. Самой развитой формой демократического
строя античных рабовладельческих государств считается афинская демократия.
По своей сущности Афинское государство являлось политической организацией
свободных граждан, обеспечивающей защиту их интересов и повиновение рабов.
По форме правления оно представляло собой демократическую республику, в
которой граждане пользовались равными правами и могли принимать участие в
политической жизни. Она окончательно сложилась в V в. до н.э. и
просуществовала до тридцатых годов IV в. до н.э.
Итак, в греческих полисах основой всей социально-экономической и
политической организации выступал коллектив граждан. Кроме них в афинском
обществе находились метеки, многочисленные рабы, которые в совокупности
составляли более половины всего населения. Однако афинская полисная система
опиралась на гражданина и была создана, прежде всего, для гражданина.
Античный полис издавна вызывал восторженное отношение как “идеальная
форма государственной жизни” с присущими ей порядком, свободой и
справедливостью. Для античности “политическое” – синоним “гражданского”.
Гражданин (“политес”) города-государства – полноправный участник в решении
всех государственных дел как внутреннего, так и внешнеполитического
значения.
Античная классическая демократия рассматривалась как форма
государственного устройства, в основе которого лежит свобода. Гарантией
личной свободы гражданина было право частной собственности на средства
производства (и, прежде всего, на главное из них — землю) с возможностью
продажи ее или передачи по наследству, право свободного распоряжения
произведенными товарами (то есть свободный рынок), право непосредственно
влиять на формирование внутренней и внешней политики государства и
антимонопольные законы, препятствовавшие концентрации экономической и
политической власти в руках одной личности, семьи, сословия, класса.
Однако и у полисной демократии существовали свои недостатки. Во-
первых, полисная демократия была рабовладельческой, т.е. рабы, которые не
только не обладали личной свободой, но и в саму категорию людей включались
только отдельными свободомыслящими греками, также как и метеки, постоянно
живущие в Афинах, не имели гражданских прав и не принимали участия в
управлении государством. Во-вторых, свободой в каждом из греческих
государств (а их было около 2 тысяч) обладал только полноправный гражданин
именно этого государства и только в пределах своего государства. Все прочие
лично свободные жители этого государства — иммигранты и женщины —
гражданскими правами не обладали и частной собственностью (особенно
недвижимой) владеть не могли.
Полноправным афинским гражданином мог быть житель Аттики, оба родителя
которого имели гражданские права, а его имя было записано в особом списке,
ведущемся в демах. В такие списки заносились юноши и девушки, достигшие 18-
летнего возраста. К 20 годам юноша заканчивал курс военно-воспитательного
обучения и становился полноправным гражданином. Наиболее существенными
правами гражданина были права на свободу и независимость от какого-либо
другого человека, право на земельный участок и помощь от государства в
случае материальных затруднений, право на ношение оружия и службу в
ополчении, право на участие в Народном собрании и т.д. Гражданин был обязан
беречь свое имущество и трудиться на земельном участке, приходить на помощь
полису в чрезвычайных обстоятельствах, защищать родной полис с оружием в
руках, почитать отеческих богов.
Полис включал в себя принадлежащие к городу земельные участки. При
этом индивид – член государства – имеет право на пользование общинной
землёй и является собственником своего участка.
Основными органами Афинского государства являлись: народное собрание,
Совет пятисот, гелиэя. Народное собрание – верховный орган власти. Оно
собиралось сначала десять, а позднее сорок раз в год. При особых
обстоятельствах (нападение врага, стихийное бедствие) могло быть созвано
чрезвычайное “собрание ужаса и смятения”. Компетенция народного собрания
была обширной: оно принимало законы, издавало постановления по частным
вопросам (псефизмы), избирало должностных лиц и производило проверку их
деятельности, решало вопросы войны и мира, обсуждало продовольственное
положение страны и т.д.
Специальные собрания посвящались рассмотрению просьб граждан и решению
вопроса об изгнании отдельных лиц в порядке остракизма из пределов
государства. В работе народного собрания могли участвовать только граждане,
достигшие 20-летнего возраста. Женщины и метеки (иностранцы) не
допускались. Редко участвовали в его деятельности крестьяне, хотя, начиная
с IV в. до н.э., за посещение собрания полагалось вознаграждение.
Для решения даже самых важных вопросов требовалось присутствие всего
6000 человек, то есть 1/5 афинян. Повестка дня каждого собрания
определялась заранее. Одно из собраний каждого месяца считалось главным.
Выступать и вносить проекты законов формально мог каждый участник.
Практически же выступали главным образом профессиональные ораторы –
демагоги. Законопроекты предварительно вывешивались для всеобщего обозрения
и поступали на обсуждение народного собрания после их рассмотрения в Совете
пятисот. Голосование по законопроекту производилось поднятием руки. Важным
было право любого участника собрания, сославшись на незаконность
законопроекта, потребовать снятия его с обсуждения или голосования под
угрозой привлечения автора к суду. Кроме того, председатель мог не ставить
на голосование те предложения, которые, с его точки зрения, являлись
незаконными. Принятый законопроект становится законом в том случае, если он
не отвергался затем гелиэей.
В Совет пятисот (буле) входило по 50 человек от каждой из десяти фил.
Члены совета (булевты) избирались по жребию на один год из граждан,
достигших 30 лет. К компетенции Совета относились вопросы управления:
осуществление дипломатических сношений с другими государствами, управление
финансами, надзор за арсеналами, доками, флотом, регулирование торговли,
контроль за должностными лицами. Последние имели право выступать и вносить
на рассмотрение свои предложения. Важнейшей функцией Совета было
предварительное обсуждение вопросов, поступавших на рассмотрение народного
собрания, что позволяло Совету направлять деятельность последнего.
Для ведения текущих дел Совет был разделён на 10 комиссий (пританий),
состоящих из 50 представителей одной филы. Комиссии по очереди выполняли
обязанности Совета, ежедневно избирая по жребию нового председателя Совета,
который во время работы народного собрания являлся и его председателем. В
IV в. до н.э. этот порядок был изменён: председатель стал избираться перед
каждым заседанием Совета (собрания). По окончании срока службы каждый член
Совета отчитывался в своей деятельности и мог быть привлечён к
ответственности.
Гелиэя была высшим судебным органом и состояла из 5000 судей и 1000
запасных: по 600 человек от каждой из 10 фил. Члены гелиэи избирались по
жребию на один год из граждан, достигших 30 лет. В составе гелиэи
функционировали 10 коллегий, в каждой было по 500 судей и 100 запасных. В
целях предотвращения злоупотреблений коллегиям было неизвестно, когда их
призовут к исполнению обязанностей. Это решалось жеребьёвкой в день суда.
Гелиэя была судом первой инстанции по делам о государственных преступлениях
и о злоупотреблениях должностных лиц и апелляционной инстанцией по делам,
рассмотренным другими судами. Она также обладала правом отвергать
законопроекты, принятые народным собранием. Важную роль играли должностные
лица. Выборы должностных лиц осуществлялись ежегодно или открытым
голосованием в народном собрании, или по жребию. Все избранные подвергались
проверке – докимасии, во время которой выяснялись их право на занятие
должности, политическая благонадёжность и личные качества. Нельзя было
занимать должность (кроме военных) дважды или две должности одновременно.
Исполнение должностей оплачивалось (исключение составляли стратеги).
После истечения срока должностные лица представляли отчёты о своей
деятельности Совету пятисот и гелиэе. Главными должностными лицами были
стратеги и архонты. Коллегия стратегов состояла из десяти членов,
избираемых народным собранием из числа женатых и имевших недвижимость
граждан. Они распоряжались средствами, отпущенными на содержание армии и
флота, организовывали сбор чрезвычайных военных налогов, руководили
доставкой продовольствия, принимали капитуляцию противника, заключали
перемирие, вели следствие и председательствовали в судах по делам о
воинских преступлениях, имели право требовать созыва внеочередных заседаний
Совета пятисот или народного собрания и принятия неотложных мер. Падало
значение архонтов. Девять архонтов избирались жребием из кандидатов,
предложенных филами. Коллегией они действовали редко – при решении народным
собранием вопроса об остракизме и при проверке должностных лиц. Специальные
должностные лица (около 700) управляли государственным имуществом, ведали
государственной казной, наблюдали за порядком на улицах и нравственностью
граждан, за торговлей на рынке, воспитывали и обучали молодёжь, проходившую
военную подготовку и т.д. Свои должностные лица были в филах и демах.

Демократия


Прежде всего, бросается в глаза важность и значимость вопросов,
решаемых в общественной сфере, по отношению к частной жизни граждан: это
вопросы войны и мира; хлебной и торговой политики; организации празднеств и
театральных представлений; распределение пошлин среди торговых,
ростовщических и вообще имущественных кругов; раздача денег малоимущим
гражданам; организация общественных работ и т.д.
Все важнейшие вопросы частной жизни (вопросы о наследовании имущества
и другие, требующие судебного разбирательства) находились в ведении
государства. Частных судов и всякого рода посреднических организаций не
существовало. Отношения граждан с государством – прямые и непосредственные.
Они основываются на том, что в государственной жизни полиса участвует
каждый взрослый мужчина, пользующийся правами гражданства. Предполагается,
что он – хозяин дома, ойкоса – частного хозяйства. Он одновременно
выступает и как организатор хозяйства (“ойконом”), и как гражданин
(“политес”). Хотя распространено невмешательство в дела домашние, хорошим
гражданином считается не только тот, кто отличается активностью, но и тот,
кто сумел сохранить отцовское наследство, не отличается мотовством и
расточительностью. Хороший хозяин ойкоса расценивается как хороший
гражданин, и, наоборот, плохой ойконом не может быть хорошим политиком.
Управление домом и участие в общественных делах расценивается как
однопорядковые способности. В ойкосе гражданин управляет трудом рабов или
трудится сам. Задача рабовладельца – распределить технологические операции
между рабами, обеспечить целостность технологического процесса. В
соответствии с этой задачей и распределяются рабы различного уровня: рабы,
привлечённые к управлению трудом (управляющий, ключница), рабы–искусники,
рабы – исполнители чёрной работы.
Таким образом, участие в гражданских делах, личная политическая
активность граждан полиса является исторически необходимой формой их
жизнедеятельности и вытекает из зависимости частных хозяйств от наличия
развитой государственной жизни, обеспечивающей их существование
(экономическую и военную безопасность).
Естественно, что разветвлённая, многоаспектная государственная жизнь
требовала определённой подготовки граждан, причём не только навыков
грамотности (письма), не только военных навыков или ораторской подготовки,
но и сформировавшихся личностей. Гражданин полиса отличался от героев
гомеровской эпохи и эпохи Гесиода. Прежде всего, можно зафиксировать
изменения в понимании добродетели. Добродетель (доблесть) – это привилегия
гражданина полиса. “Военные добродетели” получили некоторые ограничения
(прежде всего с экономической стороны). Уже Солон выполнение воинских
обязанностей ставит в зависимость от денежного дохода граждан. Так что не
военные доблести влияли на материальное положение, а сами оказывались
зависимыми от него. Важным компонентом добродетелей становятся добродетели
разума, умеренности и рассудительности. Сила перестаёт быть главной.
Требовалось уметь заставить себя слушать, убедить. И, разумеется, среди
всех добродетелей на первый план выступала справедливость.
Изменилось также представление о славе. Важно было не только одержать
победу, но и убедить в ней свидетелей как в случае большой военной победы
(народное собрание принимало по этому поводу специальное решение), так и в
любом небольшом, скажем, спортивном состязании. Кроме того, слава перестаёт
быть привилегией воина. Она распространяется не только на атлетов-
олимпиоников, её добиваются поэты, драматурги, философы.
Главное в том, что изменился механизм общественного признания. Он
осуществлялся теперь благодаря посредствующей роли государственных органов
и, прежде всего, народного собрания.
Жизнь в полисе воспитывала человека, приучала его к ответственности,
готовности принять новое решение, свободное от механического следования
догматическим образцам.


Основные черты афинского права


Обширная законодательная деятельность связывается с именами Драконта и
Солона. Законы, приписываемые Драконту, были изданы в 621 году до н.э. До
нас законы Драконта не дошли, но из сообщений древних авторов известно, что
они санкционировали ряд религиозных установлений и обычаев, вводя жестокие
наказания. Так, смертной казнью карались не только святотатство и
умышленное убийство (неумышленное каралось изгнанием), но и кража овощей,
праздность.
Законодательство Солона, относящееся к 594 году до н.э., затрагивало
круг вопросов, связанных с организацией государственной власти и
регулированием гражданско-правовых отношений (долговая реформа, закрепление
частной собственности на землю и др.).
От законов отличались принятые народным собранием псефизмы –
постановления, касавшиеся отдельных лиц, но иногда содержавшие и такие же
общие правовые нормы, как и законы. Однако основные институты гражданского
и уголовного права не были разработаны с достаточной полнотой.
Право собственности и обязательства. Различалось владение – как
фактическое обладание имуществом с его использованием и собственность – как
владение с правом распоряжения. Коллективная собственность господствующего
класса имела ограниченное распространение. К ней относились государственные
имения и рудники, доходы с которых делились между гражданами, а затем шли
на военный флот, храмовое имущество и др. Помимо государственной земли,
сдаваемой преимущественно в аренду, существовали общественные земли фил и
демов. Имущество, находившееся в частной собственности, делилось на
“видимое” (земля, дом, рабы и т.п.) и “невидимое”, способное “ускользать”
от налогообложения и конфискации (деньги, драгоценности).
Частная земельная собственность считалась предоставленной
государством. Поэтому архонты, вступая в должность, ежегодно объявляли о
сохранении за гражданами принадлежащего им имущества. Обременением, лежащим
на частной собственности, была обязанность состоятельных граждан устраивать
за свой счёт празднества (литургии). Размер расходов на литургию
определялся богатством обязанного лица. Во время войны на богатых
возлагалась и триерархия – обязанность снаряжать за свой счёт военный
корабль.
Основанием возникновения договоров считалось соглашение сторон, не
требовавшее особых формальностей. Но важные договоры заключались в
письменной форме. В зависимости от характера договора документ подписывался
или обеими сторонами (договор купли-продажи), или одной обязанной стороной
(договор займа). Исполнение договора обеспечивалось задатком,
поручительством третьих лиц и залогом. Особое значение имел залог земли –
ипотека. При ипотеке заложенная земля оставалась во владении и пользовании
должника, лишённого, однако, права распоряжаться ею. При неисполнении
обязательства должником заложенная земля переходила к кредитору. Заложенные
движимые вещи находились во владении кредитора, который мог их продать,
если должник не исполнил обязательство.
Брак и семья. Безбрачие осуждалось. Брак заключался посредством
договора между женихом и главой семьи невесты. Жених был обязан уплатить за
невесту, приданое же невесте давалось не во всех случаях. Многожёнство не
допускалось. После замужества женщина находилась и под властью отца, и под
властью мужа. Положение её было приниженным. Развод для мужчины был
свободен, для женщины затруднён. Власть отца над детьми была значительной.
Дети были обязаны повиноваться отцу, он мог лишить сына наследства за
неповиновение, а дочь выдать замуж по своему усмотрению.
Преступления и наказания. Право различало преступления против
государства и преступления против личных интересов. Наиболее тяжкими
преступлениями считались государственная измена, обман народа, внесение
противозаконных предложений в народное собрание, оскорбление богов,
безбожье, кража храмового имущества. К серьёзным преступлениям относились
также убийство, телесные повреждения, клевета, оскорбление, плохое
обращение детей с престарелыми родителями, измена жены, похищение девушки.
Близки к ним были и имущественные преступления (кража, поджог).
Характер наказания зависел от тяжести содеянного. При преступлениях
против личных интересов речь шла о возмещении вреда и штрафе (в двойном
размере от ущерба), при преступлении против интересов государства – о
наказании как таковом. За наиболее тяжкие преступления (измена, безбожие,
умышленное убийство) грозила смертная казнь. Вора обращали в рабство. Были
распространены штрафы и конфискация имущества. Телесные наказания
применялись только к рабам, ответственность которых за преступления была
более суровой, чем у свободных. Распространение получила атимия
(бесчестье), лишавшая осуждённого политических прав (на участие в народном
собрании, занятие государственных должностей). За ложное обвинение в
политическом преступлении доносчик (сикофант) мог быть предан суду.


Воспитание и образование


Афинская демократия заботилась об образовании и воспитании граждан.
Дети до 7 лет воспитывались дома. Мальчики с этого возраста начинали
посещать школу. Девочки получали дальнейшее воспитание в семье.
Первоначально дети (с 7 до 13-14 лет) обучались в школах грамматиста и
кифариста (или одновременно, или последовательно – сначала в школе
грамматиста, а затем кифариста). Эти школы были частными и платными, и
поэтому значительная часть детей свободнорожденных, но не имеющих средств
граждан не могла получать в них образования. Занятия вели учителя-дидаскалы
(“дидаско” – я учу). В школу мальчиков сопровождал один из рабов,
называвшийся педагогом (от слов “пайс” – ребёнок, “агогейн” – вести). В
школе грамматиста обучали читать, писать и считать. Для обучения письму
использовались навощенные таблички, на которых тонкой палочкой (стилем)
писались буквы. В школе кифариста мальчику давалось литературное
образование и эстетическое воспитание: он учился музыке, пению, декламации
(читались отрывки из “Илиады” и “Одиссеи”). В 13-14 лет мальчики переходили
в учебное заведение, называвшееся палестрой (школа борьбы). В продолжение
двух-трёх лет они занимались системой физических упражнений, которая
получила наименование пятиборья и включила в себя бег, прыганье, борьбу,
метание диска и копья и плавание. С ними велись беседы по политическим и
нравственным вопросам. Физическим воспитанием и беседами в палестре
руководили безвозмездно наиболее известные граждане. Обучение в палестре
было бесплатным и для значительной части молодёжи на этом и заканчивалось.
Обеспеченная часть молодёжи поступала в гимнасии, где изучала философию,
политику, литературу, для того чтобы подготовиться к участию в управлении
государством, и продолжала заниматься гимнастикой. Юноши с 18 до 20 лет
переходили в эфебию, где продолжалось их военное и политическое воспитание.
Они учились строить укрепления, управлять военными машинами, несли службу в
городских гарнизонах, изучали морское дело, участвовали в празднествах и
театральных представлениях.
Расслоение внутри общества сказалось в области воспитания в том, что
разностороннее воспитание стало доступно лишь детям богатых рабовладельцев.
Дети основной массы свободнорожденного населения (демоса) не могли
обучаться в школах. Отцы обучали детей ремеслу, а некоторые и грамоте. Это
было закреплено законом, согласно которому малоимущие родители обязаны были
обучать детей ремеслу, в противном случае дети освобождались в будущем от
материальных забот о престарелых родителях.


Искусство, литература, театр


Великолепный памятник античной культуры — поэмы Гомера "Илиада" и
"Одиссея" (VI в. до н. э.). Афинская молодежь заучивала их наизусть, что
являлось частью образования. Поэмы Гомера имели не только большое значения,
как произведения искусства, им предавалось также важное государственное,
социальное и нравственное значение. Эти поэмы о человеческих отношениях, о
добре и зле, о чести и бесчестии, о свободе и судьбе. Во все времена они
читались, как глубоко современные.
Античная культура — это также культура Сократа, философа, поставившего
знание превыше всех авторитетов и мнений. Этому принципу учил он и своих
учеников. Сократ не писал книг, считал, что в них мысль мертвеет,
становится правилом, а это уже не есть знание. Самая большая мудрость по
Сократу, состоит в том, чтобы не обольщаться своим знанием, не
абсолютизировать его ("Я знаю, что ничего не знаю"). Самое позорное
невежество — "воображать, что знаешь то, чего не знаешь". Сократ был
постоянно добродушен и радостен, чем раздражал, вызывал нападки, его били.
Ученики возмущались и спрашивали, почему учитель не отвечает тем же. Сократ
отвечал: "Разве я потащу в суд осла, если он меня лягнул?".
Особенностью античной культуры было стремление сделать культуру
способом жизни. Это относилось не только к философам, но и к искусству,
поэзии. Основными символами греческой культуры были два бога: Аполлон и
Дионис, породившие, как считали древние греки, два противоположных
мироощущения и две культуры. Бог Аполлон – бог пластического искусства,
умеренности, гармонии, красоты и покоя. Бог Дионис – бог раскованности и
свободы, стихии природы и инстинктов, бог вина и виноделия, непокоя и
чрезмерности.
Почитание Аполлона привело к господству пластического искусства,
искусства Гомера, эпохи Ренессанса, христианской религии; почитание Диониса
— к рождению греческой трагедии с ее (часто нелицеприятной) правдой жизни,
к философскому пессимизму и нигилизму.
Греки считали, что в культуре, как и в самой жизни, должно сочетаться
аполлоновское ее качество и дионисийское, в противном случае возможна
гибель культуры. Господство аполлоновского в культуре приведет, в конце
концов, к стагнации, застою. А возобладание дионисийского к разрушению,
протесту ради протеста.
IV в до н. э. ознаменовался в Древней Греции, как век создания
различных школ, хотя обучение стоило очень дорого. Например, обучение
риторике, у виднейшего, наряду с Демосфеном, греческого оратора той эпохи,
Исократа, стоило едва ли не дороже, чем обучение у софистов, и было
доступно только состоятельной верхушке горожан. Все более многочисленные
философские школы ориентировались также лишь на социальную элиту.
Интенсивная интеллектуальная, творческая жизнь все больше сосредоточивалась
на одном из полюсов общества. Характерно, что обращенное к широким массам
искусство театра, получившее столь явное развитие в Афинах V в. до н. э.,
уже не играло в следующем столетии прежней социально-воспитательной роли.
Трагедия переживала упадок, комедия претерпела существенные изменения. Но
если поэзия спустилась с высот, достигнутых ею в Греции эпохи Перикла, то
проза, напротив, поднялась на небывало высокий уровень. Ораторское
искусство IV в. до н. э. вплоть до последних веков античности оставалось
непревзойденным образцом литературного мастерства, правильности, чистоты и
красоты стиля. Еще большее влияние оказала на последующие поколения, и не
только в древности, философия IV в. до н. э., представленная именами
Платона и Аристотеля. Изобразительное искусство, особенно скульптуру,
прославили в то время шедевры Праксителя и Скопаса, не уступавшие великим
творениям Фидия, Поликлета и Мирона.
Особое место в жизни греков занимал театр. Он во многом не был похож
на современный театр. В Афинах театральные представления происходили
первоначально раз в год (затем – дважды) во время праздника бога Диониса
(Великие Дионисии - праздник начала весны, знаменовавший вместе с тем
открытие навигации после зимних ветров), когда в течение трех дней с утра
до вечера шли спектакли, о которых затем говорили в течение всего года.
Театр в отличие от хоровой лирики обращен ко всему демосу, он более
демократичен, он служит трибуной, с которой обращаются к демосу те, кто
стремится убедить его в правильности собственных идей и мыслей. Не случайно
своего наивысшего расцвета театр достиг в V в. в Афинах, наиболее
демократическом из полисов Эллады. Театр стал подлинным воспитателем
народа, он формировал взгляды и убеждения свободных граждан. Театр был
общественным институтом, включенным в систему полисных праздников.
Театральное зрелище было массовым, зрителями являлась большая часть
граждан, организация представлений – одна из самых важных и почетных
литургий. Со времени Перикла государство давало беднейшим гражданам деньг

Новинки рефератов ::

Реферат: Общественный и государственный строй (Право)


Реферат: Проект реконструкции пункта послеуборочной обработки зерна (Сельское хозяйство)


Реферат: Внушение (Психология)


Реферат: Послание Божье (Религия)


Реферат: Крестовые походы (История)


Реферат: iMac (Программирование)


Реферат: Растения и животные Краснодарского края занесенные в красную книгу (Естествознание)


Реферат: Быт и верования восточных славян (История)


Реферат: Жизнь и смерть Клеопатры (Исторические личности)


Реферат: Насекомые лиственных пород деревьев (Биология)


Реферат: Виды оздоровительной физической культуры (по степени влияния на организм) (Спорт)


Реферат: Реформы образования в России и Англии (Педагогика)


Реферат: Учет денежных средств на предприятии (Бухгалтерский учет)


Реферат: Личность в дошкольном возрасте (Педагогика)


Реферат: ПРАВОСЛАВНЫЕ ХРАМЫ ПЯТИГОРСКА. История и современность. (Тезисы доклада, прочитанного 24 мая 2004 года на II Епархиальных Кирилло-Мефодиевских чтениях «Русь святая, храни веру православную») (Религия)


Реферат: Эпоха Екатерины 2 (История)


Реферат: Имущественное страхование (Страхование)


Реферат: Педагогический инструмент социального педагога по работе с подростками (Педагогика)


Реферат: Демография (Социология)


Реферат: Евреи - богоизбранный народ (Религия)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист