GeoSELECT.ru



Социология / Реферат: Социология религии (Социология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Социология религии (Социология)



Министерство образования
Российской Федерации

Санкт-Петербургский государственный

инжененрно-экономический университет
институт туризма и гостиничного хозяйства



Р Е Ф Е Р А Т

по дисциплине: социология
«Социология религии»



Выполнила

студентка
1 курса, группы 5022

Смирнова Антонина.



2003

План:

1. Введение…3
2. Религия как объект социологии…7
3. Структура религии…10
1. С каких позиций изучают религию?…14
2. Проблема возникновения религии…15
3. Многообразие и классификация религий…17
4. Роль религии в жизни человека и общества…19
5. Социология религии и другие науки о религии…23
6. Социология религии и теология…25
7. Методы социологии религии…29
8. Возникновение и развитие социологии религии…31
9. Список используемой литературы…40



1. ВВЕДЕНИЕ

Социология религии является частью социологии, одной из социологических
дисциплин, которые используют выработанные социологией понятия и методы для
анализа отдельных социальных феноменов, таких, как семья, политика,
образование и т.д. Социолог имеет дело с религией как социальным феноменом,
т.е. он изучает религию как доступное наблюдению, эмпирическими методам
исследования социальное поведение человека (индивидов и групп): как
образуются и функционируют и религиозные группы и институты, благодаря
чему они сохраняются или перестают существовать, каковы отношения между
религиозными группами, почему между ними возникают конфликты, что лежит в
основе ритуальных действий и т.д. Проблема заключается в том, чтобы выявить
мотивацию человеческих действий. При этом не обязательно верования влияют
на поведение: индивид может стать членом религиозной группы и не зная тех
верований, которых она передерживается. Религиозные институты, учреждения,
организации могут влиять на поведение помимо верований и даже идти вразрез
с ними, стимулируя по тем или иным причинам действия, противоречащие
официальному учению. Но это вовсе не отменяет того факта, что социальное
действие есть действие осмысленное, т.е. в его основе лежат определенные
социальные регуляторы – нормы, ценности, верования, ожидания и предпочтения
индивидов и групп. Таким образом, религия как предмет социологического
анализа есть совокупность структур и процессов, связанных с
функционированием общества на разных уровнях, система регуляторы социальных
связей, образцов поведения и т.д. – система структур и отношений по поводу
религиозного феномена, на нем именно «завязанных» Поэтому одна из главных
проблем социологии религии – проблема определения того, что относится к
понятию «религия».
Социология религии относится к числу социологических теорий среднего
уровня. Она добывает эмпирические данные, характеризующие религию как одну
из социальных подсистем, и, обобщая эти данные, разрабатывает ее
теоретическую модель в рамках общесоциологической теории.
Будучи частью социологии, социология религии использует выработанные ею
понятия и методы, без которых невозможно познание социальной реальности как
целостной системы (группа, роль, власть, культура и т.д.) и внутри нее –
отдельных социальных феноменов (семья, класс, экономика и т.д.) Применение
социологического инструментария и социологических методов в изучении
религии оказалось оправданным и эффективным прежде всего для объяснения
этой социальной подсистемы. Однако особенность религии как одной из
социальных подсистем выразилась в том факте, что на основе анализа
религиозного феномена оказалось возможным выявить многие
общесоциологические параметры, определить подходы и разработать важнейшие
модели, обосновать смену парадигм социального познания.
Социология религии – одна из многих наук, занимающихся изучением
религиозного феномена в различных его аспектах. Не только социологи, но и
историки, филологи, психологи, в принципе - все ученые, имеющие дело с
человеком и его культурой, так или иначе в своих исследованиях затрагивают
религию. Однако, к религиоведению относятся лишь те науки, предмет которых
составляет именно религия и только религия. К их числу наряду с
социологией относятся психология религии, история религии, представляющие
собой самостоятельные научные дисциплины.
Если понимать религиоведения предельно широко, как совокупность всех
возможных способов осмысления религиозного феномена, то в него следует
включить наряду с научным подходом, т.е. отмеченными выше научными
дисциплинами, так же феноменологию религии и теологию. Таким образом, место
социологии религии в религиоведении определяется ее отношением к другим
наукам о религии.
Методы социологии религии. Социолог использует для анализа религии
методы, выработанные и применяемые социологией в исследовании социальных
явлений вообще: опрос и статистический анализ; наблюдение и эксперимент;
кросс-культурный сравнительный анализ; континент-анализ, анализ письменных
источников, исторических документов.
Одним из важнейших является методом опроса, который проводится либо в
виде стандартизованного интервью, когда вопросы задает интервьюер, либо в
форме письменного заполнения анкеты респондентом. Респондентам задаются
вопросы об их религиозной принадлежности, о том, как часто они посещают
церковь, молятся, в какой мере знают вероучения, как относятся к отдельным
его моментам, например, верят ли в жизнь после смерти, в существования
дьявола и т.д., т.е. вопросы, которые позволяют судить о характере и
интенсивности религиозности.
Опросный метод полезен в установлении корреляций между теми или иными
специфическими чертами религиозности и определенными социальными
установками и характеристиками. Для установления более глубоких причинных
связей он нуждается в дополнении данными, полученными с помощью
статистического анализа, наблюдения, эксперимента. Одна из трудностей, с
которыми сопряжено использование этого метода, связана с несовпадением слов
и мыслей опрашиваемых. Поэтому весьма существенное значение имеет
интерпретация полученных в результате опроса данных.
Еще одним методом эмпирических исследований является наблюдение. Это
может быть стандартизированное наблюдение, когда социолог располагает
определенной программой исследования и осуществляет по определенной
процедуре фиксацию выделенных им показателей. Это может быть также
включенное наблюдение, когда исследователь живет или работает в среде тех,
кого он изучает. Этот метод использовался, в частности, в последнее время
социологами, изучавшими новые религиозные движения. Участвуя в жизни
группы, социолог имеет возможность наблюдать поведение людей в религиозном
контексте. При этом наблюдение может быть скрытым или открытым, если
наблюдаемые доверяют новому члену группы. Этот метод имеет очевидные
преимущества хотя бы потому, что дает возможность выявить такие
обстоятельств, которые доступны только при условии участия наблюдаемых
действиях. Можно сопоставить – что говорят наблюдателю верующие и о своих
взглядах и что они делают. С помощью наблюдения можно получить более
точные и глубокие, «качественные» данные. У этого метода есть свои
ограничения. Прежде всего, он требует высокой квалификации наблюдателя, его
умения общаться, устанавливать по возможности объективно то, что имеет
существенное значения, отсеивая второстепенное (преодолевая при этом и
собственный, подчас неосознаваемый субъективизм).
Включенное наблюдение почти исчерпывает возможность для социолога
религии в какой-то мере контролировать исследуемые обстоятельства. Метод
экспериментирования, применяемый в других областях социологического
исследования, в социологическом изучении религии почти не применялся по той
причине, что религия затрагивает глубокие, сокровенные чувства личности,
которые уже просто по эстетическим мотивам не должны становиться объектом
манипулирования в каких бы то ни было целях. Правда, есть все же ситуации,
когда по тем или иным причинам индивиды согласны с проведением эксперимента
и его проведение сопряжено с этическими проблемами. Это может быть связано,
например, с демонстрацией необычных способностей (экстрасенс, целитель,
шаман) или экспериментом по внедрению программ религиозного обучения с
точки зрения эффективности предлагаемых модулей.
Важным инструментом социологического исследования религии является
анализ исторических данных, письменных источников, документов. Эти способы
исследования были с успехом использованы в разработке типологии религиозных
организаций, исследовании этапов эволюции религии в истории общества,
влияния протестантизма на развитие капитализма и т.д. Достаточно строгим
методом анализа содержания разного документов является контент-анализ -
выделение исследователем религиозных тем или невысказываемых,
непроговариваемых предложений в исследуемых материалах. Это может быть
анализ текстов проповедей, характерных для какого-то отдельного
проповедника или религиозной организации, течения, это может быть анализ
популярной религиозной литературы и т.п. Этот анализ дает возможность
увидеть реальное религиозное сознание данной группы, которое отличается от
официального учения (как обыденное сознание отличается от идеологических
концепций)
Таким образом, социолог располагает разнообразными и взаимодополняющими
методами, позволяющими на эмпирическом уровне исследовать религиозные
поведения, накапливая необходимые данные для теоретических обобщений.



2. Религия как объект социологии

Социология религии лежит на стыке двух областей знания: она является
частью социологии и в то же время — одной из религиеведческих наук, таких
как история религии или психология религии. В силу специфики своего
предмета она лежит в той пограничной области, где соприкасаются
эмпирическая наука, философия и теология. Таким образом, чтобы представить
социологию религии как научную дисциплину, необходимо рассмотреть ее в
контексте социологического знания и в контексте других наук о религии, а в
более широком плане — определить соотношение социологии и теологии.
Наконец, следует учитывать общественную значимость и остроту проблематики,
касающейся религии, начиная уже с вопроса о том, можно ли делать религию
предметом научного изучения, не является ли социологический анализ религии
грубым вторжением в запретную для него область «сокровенного». В этой связи
имеет существенное значение представление о том, как возникла и развивалась
социология религии, как она связана с основными направлениями общественного
развития последних двух столетий и каковы ее социально-культурные
импликации.
Социология религии является частью социологии, одной из социологических
дисциплин, которые используют выработанные социологией понятия и методы для
анализа отдельных социальных феноменов, таких, как семья, политика,
образование и т.д. Социолог имеет дело с религией как социальным феноменом,
т.е. он изучает религию как доступное наблюдению, эмпирическим методам
исследования социальное поведение человека (индивидов и групп): как
образуются и функционируют религиозные группы и институты, благодаря чему
они сохраняются или перестают существовать, каковы отношения между
религиозными группами, почему между ними возникают конфликты, что лежит в
основе ритуальных действий и т.д. Для социолога религиозные верования
интересны и важны не сами по себе. В отличие от философа, например, для
него существенное значение имеет не вопрос о том, истинны они или ложны, а
вопрос о том, как эти верования — наряду с религиозными организациями —
влияют на поведение людей. Проблема заключается в том, чтобы выявить
мотивацию человеческих действий. При этом не обязательно верования влияют
на поведение: индивид может стать членом религиозной группы и не зная тех
верований, которых она придерживается. Религиозные институты, учреждения,
организации могут влиять на поведение помимо верований и даже идти вразрез
с ними, стимулируя по тем или иным причинам действия, противоречащие
официальному учению. Но это вовсе не отменяет того факта, что социальное
действие есть действие осмысленное, т.е. в его основе лежат определенные
социальные регуляторы — нормы, ценности, верования, ожидания и предпочтения
индивидов и групп. Таким образом, религия как предмет социологического
анализа есть совокупность структур, процессов, связанных с
функционированием общества на разных уровнях, система регуляторов
социальных связей, образцов поведения и т.д. — система структур и отношений
по поводу религиозного феномена, на нем именно «завязанных». Поэтому одна
из главных проблем социологии религии — проблема определения того, что
относится к понятию «религия».
Если исходить из классификации социологических знаний по их уровням —
конкретно-социологические исследования; теории среднего уровня, изучающие
ту или иную социальную подсистему; и общесоциологические теории,
объясняющие общество как целостную систему, — то социология религии
относится к числу социологических теорий среднего уровня. Она добывает
эмпирические данные, характеризующие религию как одну из социальных
подсистем, и, обобщая эти данные, разрабатывает ее теоретическую модель в
рамках общесоциологической теории.
Будучи частью социологии, социология религии использует выработанные ею
понятия и методы, без которых невозможно познание социальной реальности как
целостной системы (группа, роль, власть, культура и т.д.) и внутри нее —
отдельных социальных феноменов (семья, класс, экономика и т.д.). Применение
социологического инструментария и социологических методов в изучении
религии оказалось оправданным и эффективным прежде всего для объяснения
этой социальной подсистемы. Однако особенность религии как одной из
социальных подсистем выразилась в том факте, что на основе анализа
религиозного феномена оказалось возможным выявить многие
общесоциологические параметры, определить подходы и разработать важнейшие
методы, обосновать смену парадигм социального познания. Из истории
социологии видно, что такие крупнейшие ученые, как Э. Дюркгейм, М. Вебер,
Г. Зиммель, Б. Малиновский, выступили в своих работах одновременно и как
основоположники социологии в целом, и как родоначальники и классики
социологии религии.
Место, которое принадлежит социологии религии в «пространстве»
социологического знания таково, что и сегодня теоретические разработки
классиков в области социологии религии относятся к тому обязательному для
социологического образования стандарту, который необходим любому социологу
вне зависимости от его специализации.
Социология религии — одна из многих наук, занимающихся изучением
религиозного феномена в различных его аспектах. Не только социологи, но и
историки, филологи, психологи, в принципе — все ученые, имеющие дело с
человеком и его культурой, так или иначе в своих исследованиях затрагивают
религию. Однако к религиоведению относятся лишь те науки, предмет которых
составляет именно религия и только религия. К их числу наряду с социологией
религии относятся психология религии, история религии, представляющие собой
самостоятельные научные дисциплины.
Если понимать религиоведение предельно широко, как совокупность всех
возможных способов осмысления религиозного феномена, то в него следует
включить наряду с научным подходом, т.е. отмеченными выше научными
дисциплинами, также феноменологию религии и теологию. Таким образом, место
социологии религии в религиоведении определяется ее отношением: а) к другим
наукам о религии, б) к феноменологии религии и в) к теологии.



3. Структура религии.

Дать точное и однозначное определение понятия религия невозможно. В
науке таких определений существует множество. Они зависят от мировоззрения
тех ученых котоые их формулируют. Если спросить любого человека, что такое
религия, то в большинстве случаев он ответит: ‘’Вера в Бога.’’
Слово ‘’религия’’ буквально обозначает , связывание, запрягание ,
повторное обращение (к чему либо). Возможно ,что первоначально это
выражение обозначало привязанность человека к чему-либо священному,
постоянному, неизменному. Это слово впервые было использовано в речах
знаменитого римского оратора и политика 1в. до н. э. Цицерона, где он
противопоставлял религию другому термину, обозначавшему суеверие
(темное, простонародное, мифическое верование).
Слово ‘’религия ‘’ вошло в обиход в первые века христианства и
подчеркивало , что новая вера - не дикое суеверие, а глубокая философская и
нравственная система.
Религия может быть рассмотрена в разных ракурсах: с точки зрения
психологии человека, с исторической, социальной , с какой угодно ,но
определение этого понятия будет в решающей степени зависеть от главного:
признания существования или несуществования высших сил, т. е. Бога или
богов.

Религия — очень сложное и многоплановое явление. Попытаемся выделить ее
главные элементы.
1. Изначальным элементом всякой религии является вера. Верующим может
быть человек образованный, много знающий, но может быть и не имеющий
никакого образования. По отношению к вере первый и второй будут равны.
Вера, идущая от сердца, многократно ценнее для религии, чем идущая от
разума и логики! Она предполагает в первую очередь религиозное чувство,
настроение, эмоции. Вера наполняется содержанием и питается от религиозных
текстов, изображений (например, икон), богослужений. Важную роль в этом
смысле играет общение людей, так как представление о Боге и «высших силах»
может возникнуть, но не сможет быть облечено в конкретные образы и систему,
если человек находится в изоляции от сообщества себе подобных. Но подлинная
вера всегда проста, чиста и обязательно наивна. Она может рождаться
стихийно, интуитивно, из созерцания мира.

Вера вечно и неизменно пребывает с человеком, но в процессе общения
верующих людей между собой она часто (но совершенно не обязательно)
конкретизируется. Возникает образ Бога или богов, имеющих конкретные имена,
названия
и атрибуты (свойства) и появляется возможность общения с Ним или с
ними, утверждается истинность священных текстов и догматов (вечных
абсолютных истин, принимаемых на веру), авторитет пророков, основателей
церкви и священства.
Вера всегда была и остается важнейшим свойством человеческого сознания,
важнейшим способом и мерилом его духовной жизни.
2. Наряду с простой чувственной верой может существовать и более
систематическая, специально разрабатываемая для данной религии совокупность
принципов, идей, понятий, т.е. ее учение. Это может быть учение о богах или
Боге, об отношениях Бога и мира. Бога и человека, о правилах жизни и
поведения в обществе (этики и морали), о церковном искусстве и т.п.
Создатели религиозного учения — специально образованные и подготовленные
люди, многие из которых обладают особыми (с точки зрения данной религии)
способностями общаться с Богом, получать некую высшую информацию,
недоступную остальным. Религиозное вероучение создается философами
(религиозная философия) и теологами. В русском языке может применяться
полный аналог слова «теология» — богословие. Если религиозные философы
занимаются наиболее общими вопросами устройства и функционирования божьего
мира, то богословы излагают и обосновывают конкретные аспекты данного
вероучения, изучают и толкуют священные тексты. Богословие, как и всякая
наука, имеет отрасли, например, нравственное богословие.
3. Религия не может существовать без какой-либо религиозной
деятельности. Миссионеры проповедуют и распространяют свою веру, теологи
сочиняют научные труды, преподаватели преподают основы своей религии и т.д.
Но стержень религиозной деятельности — это культ (с лат. возделывание,
уход, почитание). Под культом понимается вся совокуп"
ность действии, которые совершают верующие с целью поклонения Богу,
богам или каким-либо сверхъестественным силам. Это обряды, богослужения,
молитвы, проповеди, религиозные праздники.
Обряды и другие культовые действия могут быть магическими (от лат.-
чародейство, колдовство, волшебство), т.е. такими, с помощью которых особые
люди или служители культа пытаются таинственным, непознаваемым способом
воздействовать на окружающий мир, на других людей, изменить природу и
свойства тех или иных предметов. Иногда говорят о «белой» и «черной» магии,
то есть колдовстве с привлечением светлых, божественных сил и темных сил
дьявола. Однако магические колдовские действия всегда осуждались и
осуждаются большинством религий и церквей, где считаются «происками
нечистой силы». Другая разновидность культовых действий — символические
обряды (от гр. зилЬоюп — условный вещественный опознавательный знак),
которые только изображают или имитируют действия какого-либо божества с
целью напоминания о нем.
Можно выделить также определенную группу обрядов и других религиозных
действий, которые явно не относятся к колдовству или волшебству, но, с
точки зрения верующих людей, содержат сверхъестественный, таинственный и
непостижимый элемент. Они обычно направлены на то, чтобы «раскрыть Бога в
себе самом», соединиться с ним путем «растворения в Боге» собственного
сознания. Такие действия обычно называют мистическими (от гр. ггизикоз —
таинственный). Мистические обряды могут воздействовать не на всех, а только
на посвященных во внутренний смысл данного религиозного учения. Элементы
мистики присутствуют во многих религиях, в том числе и великих мировых.
Некоторые религии (как древние, так и современные), в учении которых
преобладает мистический элемент, религиоведы так и называют — мистическими.
Для того, чтобы осуществлять культ, необходимы церковное здание, храм
(или молитвенный дом), церковное искусство, предметы культа (утварь,
облачения священства и т.п.) и многое другое. Для совершения культовых
действий в большинстве религий требуются специально подготовленные
священнослужители. 0ни могут восприниматься как носители особых свойств,
приближающих их к Богу, например обладать божественной благодатью, как
православные и католические священники (см. темы VI, VII, IX, X), а могут
быть и просто организаторами и руководителями богослужений, как в
протестантизме или исламе (см. темы VIII, XI). Каждая религия разрабатывает
свои правила отправления культа. Один культ может быть сложным,
торжественным, детально утвержденным, другой — простым, дешевым, а возможно
и допускающим импровизацию.
Любой из перечисленных элементов культа — храм, предметы культа,
священство — может отсутствовать в некоторых религиях. Существуют такие
религии, где культу придается столь малое значение, что он может быть
практически незаметен. Но в целом роль культа в религии чрезвычайно велика:
люди, осуществляя культ, общаются друг с другом, обмениваются эмоциями и
информацией, любуются великолепными произведениями архитектуры, живописи,
слушают молитвенную музыку, священные тексты. Все это на порядок
увеличивает религиозные чувства людей, соединяет их и помогает в достижении
высшей духовности.
4. В процессе отправления культов и всей своей религиозной деятельности
люди объединяются в сообщества, называемые общинами, церквями* (необходимо
отличать понятие церковь как организация от того же самого понятия, но в
значении церковное здание). Иногда вместо слов церковь или религия (не
религия вообще, а конкретная религия) употребляют термин конфессия (от лат.
прилагательного сопГеззюпаПз — церковный, вероисповедальный). В русском
языке к этому термину ближе всего по значения слово вероисповедание
(говорят, например, «человек православного вероисповедания»).
Смысл и суть объединения верующих по-разному понимаются и трактуются в
разных религиях. Например, в православном богословии церковь — это
соединение всех православных:живущих ныне, а также уже умерших, т. е.
пребывающих в «жизни вечной» (учение о видимой и невидимой церкви). В этом
случае церковь выступает в качестве некоего вневременного и
внепространственного начала. В других религиях под церковью понимается
просто объединение единоверцев, признающих определенные догматы, правила и
нормы поведения. Некоторые из церквей делают акцент на особую «по-
священность» и изолированность своих членов от всех окружающих, другие,
наоборот, открыты и доступны для всех.
Обычно у религиозных объединений существует организационная структура:
органы управления, объединительный центр (например, римский папа,
патриархия и т.п.), монашество со своей специфической организацией;
иерархия (соподчинение) духовенства. Существуют религиозные учебные
заведения, готовящие священников, академии, научные подразделения,
хозяйственные организации и т.п. Хотя все перечисленное абсолютно не
обязательно для всех религий.
Церковью обычно именуют крупное религиозное объединение, имеющее
глубокие духовные традиции, проверенные временем. Отношения в церквях
упорядочены веками, зачастую в них имеется деление на священнослужителей и
простых мирян. Последователей у каждой церкви, как правило, очень много, в
основной своей массе они анонимны (т.е. учет церковью не ведется), их
религиозная деятельность и жизнь постоянно не контролируется, за ними
остается относительная свобода мыслей и поведения (в рамках учения данной
церкви)*.
От церквей принято отличать секты. Это слово несет на себе негативную
окраску, хотя в буквальном переводе с греческого оно означает всего лишь
учение, направление, школа. Сектой может являться оппозиционное течение
внутри какой-либо церкви, которое может превратиться со временем и в
господствующее, а может бесследно исчезнуть. На практике секты понимаются
более узко: как группы, складывающиеся вокруг
какого-либо лидера-авторитета. Они отличаются
замкнутостью,изолированностью, строгим контролем за своими членами,
распространяющимся не только на их религиозную, но и на всю частную жизнь.
Бывает, что секты требовали и требуют права на имущество своих
последователей, превращают последних в постоянных профессиональных
миссионеров и вербовщиков новых членов секты. Вопрос об оценке каждого
такого религи-
3.1. С каких позиций изучают религию.

Может ли существовать объективная и беспристрастная наука, а вслед за
ней и учебная дисциплина, изучающая религию? Не спешите говорить «да» или
«нет»: этот вопрос не имеет однозначного ответа.
Среди научных подходов к изучению религии выделяются три:
1. Конфессиональный (от лат. сопГеззюпаИз — церковный,
вероисповедальный), т.е. религиозный. Так как ученые, придерживающиеся
такого подхода, принадлежат к конкретным конфессиям (церквям, религиям), то
они, выстраивая картину развития религии, сравнивая и сопоставляя разные
религиозные учения, имеют своей конечной целью утвердить истинность своей
религии, доказать ее превосходство над другими. Иногда бывает так, что,
рассматривая историю религий
как исторический процесс, они вообще не включают в общий обзор сведения
о «своей» религии, считая, что она должна рассматриваться отдельно, вне
общего течения истории, по особой методологии. Такой подход можно назвать
еще апологетическим (от гр. аро1о§е11коз — защитительный).
2. Атеистический или натуралистический*, рассматривающий веру людей в
Бога как ошибку, временное, преходящее, но занимающее определенное место в
истории явление. Для этого подхода более важной является не столько сама
религия, сколько история ее изживания в человеческом сознании. Как правило,
исследователи, стоящие на атеистических позициях, уделяют большое внимание
социальной, экономической, политической стороне религиозной жизни, тонкости
же вероучения их интересуют в гораздо меньшей степени, а иногда даже
отвлекают и раздражают как что-то незначительное и даже смешное**.
3. Феноменологический (от гр. рЬашотепоп — явление, данность) подход, с
точки зрения которого религия описывается и изучается вне связи с проблемой
бытия или небытия Бога. Если религия существует как явление, следовательно,
ее можно и нужно изучать. Большую роль в феноменологическом изучении
религий сыграли историки культуры, археологи, этнографы, искусствоведы,
т.е. все исследователи, сферы интересов которых естественным образом
соприкасались с религиозной жизнью как в древности, так и в настоящее
время. Их может интересовать историческая роль церкви, которую они считают
на каких-то этапах реакционной, мешающей человеческому прогрессу, либо
положительной и прогрессивной , либо нейтральной к нему.
Все эти подходы имеют свои слабые и сильные стороны, но не следует
думать, что они так уж непримиримы. Ученые историки, этнографы,
культурологи, принадлежащие ко всем трем группам, создали замечательные и
очень ценные труды, которые помогут нам при изучении курса.
Вам следует четко осознать, что существуют две различные вещи: изучение
религии и обучение религии. Данный учебный курс предполагает именно
изучение религии. Но это абсолютно не противоречит тому, чтобы и вы
обучались конкретной религии. А обучаться ей можно в воскресных школах, в
церкви, у священнослужителей и проповедников. Идти или не идти к ним — это
дело вашего свободного выбора, вашей совести.

3.2. Проблема возникновения религии.

Вопрос о том, как и когда возникла религия, — сложный дискуссионный и
философский вопрос. На него можно дать два взаимоисключающих ответа.
1. Религия появилась вместе с человеком. В этом случае человек (что
согласуется с библейской версией) должен был
быть создан Богом в результате акта творения*. Религия возникла потому,
что существуют Бог и человек, который способен воспринимать Бога.
Сторонники этой точки зрения говорят, что если бы Бога не было, то не
возникло бы и понятия о нем в человеческом сознании. Таким образом, вопрос
о возникновении религии снимается: она существует исконно.
2. Религия — продукт развития человеческого сознания, т. е. человек сам
создал (придумал) Бога или богов, пытаясь осознать и объяснить окружающий
мир. Поначалу древние люди были атеистами, но вместе с искусством,
зачатками науки, языком у них появились элементы религиозного
мировоззрения. Постепенно они усложнялись и систематизировались. Отправной
точкой для такого воззрения стала теория происхождения человека и его
сознания в процессе биологической эволюции. Эта теория (гипотеза**)
достаточно стройна, но имеет два «слабых места»: 1) происхождение человека
от обезьяноподобных (либо иных зоологических) предков никак не может
считаться окончательно доказанным: слишком много здесь «темных мест», да и
археологические находки останков древнего обезьяночеловека весьма
отрывочны; 2) находки, сделанные при раскопках древнейших стоянок человека
современного типа подтверждают, что он уже имел некие (не совсем понятные
нам) религиозные представления, а убедительных аргументов в пользу
существования «дорелигиозного периода» в истории человечества так и не
обнаружено.
Не вдаваясь в детальные споры, мы можем констатировать, что вопрос о
происхождении религии остается открытым и вызывает острые мировоззренческие
дискуссии.
Недостаточно ясно, какой была религия древнейшего человека. Согласно,
например, библейскому учению, она должна была быть религией единого Бога.
Ведь Адам и Ева никак не могли верить во множество богов! По Библии, Бог
покарал человечество за попытку построить Вавилонскую байню «до неба». Он
разделил людей на языки (т. е. отдельные народы), которые стали верить в
многочисленных богов. Так вместе с разными языками появились и разные
языческие религии. Если следовать этой логике, то человечество шло от
единобожия первочеловека к многобожию, а затем (с появлением ветхозаветной
религии, христианства, ислама) снова к единобожию. Данную точку зрения
разделяют не только богословы, но и весьма серьезные ученые. Они находят ей
подтверждение, анализируя древнейшие мифы, данные археологии, этнографии и
филологии.
Другие археологи и историки (придерживающиеся натуралистического
взгляда на мир) утверждают, что первоначально человек обожествлял силы
природы, предметы, животных и не имел ни малейшего понятия о едином Боге.
Схематично религиозный путь человека можно выразить так:
от примитивных верований к языческому многобожию (политеизму), а затем
к единобожию (монотеизму).
Археология и этнография подтверждают наличие у древних людей
примитивных верований в сверхъестественные силы. Вера в магические свойства
предметов — камней, кусков дерева, амулетов, фигурок и т.п. — получила в
науке название фетишизм (от порт. п(.1со — магическая вещь)*. Если люди
(племя, род) поклоняются животному и растению как своему мифическому предку
или защитнику, то это верование обычно называют тотемизмом (слово «тотем»
пришло от североамериканских индейцев и буквально означает «его род»). Вера
в существование бесплотных духов и душ, населяющих мир, называется
анимизмом (от лат. атта — душа). Древний человек одушевлял, уподобляя себе,
грозу, дождь, скалы, реки, источники и многое другое. Возможно, что именно
из этого родилось представление о множестве богов.


3.3. Многообразие и классификация религий.

Как вы уже, наверное, заметили, «религии вообще» не существует.
Существуют христианство, буддизм, синтоизм и т.д. В мире бытует множество
религий, включая совсем малочисленные по количеству приверженцев. Точно
подсчитать все религии мира, как и количество их последователей, весьма
трудно. Возникает вопрос: почему религий много? Ответ достаточно очевиден:
люди различны, они живут в непохожих условиях в разных частях земли, по-
разному воспринимают окружающее. Столь же различны и их представления о
Боге или богах, о том, каким должен быть культ, как строить храмы (и
строить ли их вообще). Но, изучая курс «Религии мира», вы узнаете и другое:
многие положения разных вероисповеданий, сюжеты мифов и священных писаний,
нормы нравственности и правила богослужения у разных народов, живущих в
отдаленных концах земли, могут быть в чем-то очень схожи. Иногда это
сходство легко объяснимо заимствованиями, иногда оно является загадкой для
исследователя. Ученые, изучающие культуру, называют совпадающие и очень
близкие представления, мифологические сюжеты разных народов архетипами. Они
возникают в сознании людей, разделенных тысячекилометровыми пространствами,
параллельно и независимо друг от друга. Архетипньши являются, например,
представления о всемирном потопе, которые встречаются у древних китайцев,
инду-
сов, египтян, вавилонян и др. Вы сами без труда назовете несколько
архетипных сюжетов сказок.
Любое исследование или изучение начинается с классификации изучаемых
объектов. Классификация помогает понять внутренние связи, определяет логику
изложения материала. Самая простая классификация религий сводится к делению
их на три группы:
1. Родоплеменные примитивные древние верования. Они возникли в очень
глубокой древности, но не исчезли в сознании человека, а сохранились и
бытуют среди людей и по сей день. От них происходят многочисленные суеверия
(суе — напрасно, без пользы, попусту) — примитивные верования, которые
имеют много общего с религией по природе своего возникновения, но не могут
быть признаны собственно религиями, так как в них нет места Богу или
богам,'и они не составляют целостного мировоззрения человека.
2. Национально-государственные религии, которые составляют основу
религиозной жизни отдельных народов и наций (например, индуизм в Индии или
иудаизм у еврейского народа).
3. Мировые религии (вышедшие за пределы наций и государств и имеющие
огромное число последователей во всем мире). Общепризнано, что мировых
религий три: христианство, буддизм и ислам.
Все религии можно также разделить на две большие группы:
монотеистические (от гр. топоз — один, единственный и Аеоз — бог), т.е.
признающие существование единого Бога, и политеистические (ро1у — много и
Шеоз — бог), поклоняющиеся множеству богов. Вместо термина «политеизм»
иногда используется его русский аналог — многобожие.



4. Роль религии в жизни человека и общества.


Вероятно, никто не будет спорить, что религия — это один из важнейших
факторов человеческой истории. Можно, в зависимости от ваших взглядов,
утверждать, что человек без религии не стал бы человеком, можно (и это тоже
существующая точка зрения) с равным упорством доказывать, что без нее
человек был бы лучше и совершеннее. Религия — реальность человеческой
жизни, именно так и следует ее воспринимать.
Роль религии в жизни конкретных людей, обществ и государств
неодинакова. Достаточно сравнить двух человек: одного — живущего по законам
какой-либо строгой и изолированной секты, а другого — ведущего светский
образ жизни и абсолютно индифферентного к религии. Так же обстоит дело с
различными обществами и государствами: одни живут по строгим законам
религии (допустим, ислама), другие предлагают полную свободу в вопросах
веры своим гражданам и вообще не вмешиваются в религиозную сферу, а в
третьих религия может находиться под запретом. В ходе истории положение с
религией в одной и той же стране может меняться. Яркий пример того —
Россия. Да и конфессии отнюдь не одинаковы в тех требованиях, которые они
предъявляют к человеку в своих правилах поведения и кодексах морали.
Религии могут объединять людей либо разъединять их, вдохновлять на
созидательный труд, на подвиги, призывать к бездействию, покою и
созерцанию, способствовать распространению книжности и развитию искусства и
в то же время ограничивать какие-либо сферы культуры, накладывать запреты
на отдельные виды деятельности, науки и т.д. Роль религии всегда необходимо
рассматривать конкретно как роль данной религии в данном обществе и в
определенный период. Ее роль для всего общества, для отдельной группы людей
или для конкретного человека может быть различна.
Вместе с тем можно говорить, что религии обычно свойственно выполнять
по отношению к обществу и отдельным личностям определенные функции. Вот
они.
Во-первых, религия, являясь мировоззрением, т.е. системой принципов,
взглядов, идеалов и убеждений, объясняет человеку устройство мира,
определяет его место в этом мире, указывает ему, в чем состоит смысл жизни.
Во-вторых (и это следствие первого), религия дает людям утешение,
надежду, духовное удовлетворение, опору. Совершенно не случайно люди чаще
всего обращаются к религии в тяжелые моменты своей жизни.
В-третьих, человек, имея перед собой некий религиозный идеал, внутренне
меняется и становится способен нести идеи своей религии, утверждать добро и
справедливость (так, как понимает их данное учение), смиряясь с лишениями,
не обращая внимания на тех, кто осмеивает или оскорбляет его. (Конечно,
доброе начало можно утверждать лишь в том случае, если ведущие человека по
этому пути религиозные авторитеты сами чисты душой, нравственны и стремятся
к идеалу.)
В-четвертых, религия управляет поведением человека через свою систему
ценностей, моральных установок и запретов. Она может существенно влиять на
большие сообщества и целые государства, живущие по законам данной религии.
Конечно, не стоит идеализировать положение: принадлежность к самой строгой
религиозно-нравственной системе не всегда
удерживает человека от совершения неблаговидных действий, а общество от
безнравственности и преступности. Это печальное обстоятельство есть
следствие слабости и несовершенства человеческой натуры (или, как сказали
бы последователи многих религий, «происки сатаны» в человеческом мире).
В-пятых, религии способствуют объединению людей, помогают складыванию
наций, образованию и укреплению государств (например, когда Русь переживала
период феодальной раздробленности, отягощенный иноземным игом, наших
далеких предков объединяла не столько национальная, сколько религиозная
идея — «все мы — христиане»). Но тот же самый религиозный фактор может
приводить к разделению, распаду государств и обществ, когда большие массы
людей начинают противостоять друг другу по религиозному принципу.
Напряженность и противостояние возникает и тогда, когда из какой-нибудь
церкви выделяется новое направление (так было, например, в эпоху борьбы
католиков с протестантами, всплески которой ощущаются в Европе и по сей
день).
Среди последователей разных религий периодически возникают крайние
течения, члены которых считают, что только они живут по божеским законам и
правильно исповедуют свою веру. Нередко эти люди доказывают правоту
жестокими методами, не останавливаясь перед террористическими актами.
Религиозный экстремизм (от лат. ехп-етиз — крайний), к сожалению, остается
и в XX в. довольно распространенным и опасным явлением — источником
общественной напряженности.
В-шестых, религия является вдохновляющим и сохраняющим фактором
духовной жизни общества. Она сберегает общественное культурное наследие,
подчас буквально преграждая дорогу всякого рода вандалам. Хотя церковь
чрезвычайно неверно воспринимать как музей, выставку или концертный зал;
приезжая в любой город или в чужую страну, вы наверняка одним из первых
мест посетите храм, который вам с гордостью покажут местные жители.
Обратите внимание, что само слово «культура» восходит к понятию культ. Мы
не будем вдаваться в давний спор о том, является ли культура частью религии
или, наоборот, религия частью культуры (среди философов бытует и та, и
другая точка зрения), но совершенно очевидно, что религиозные идеи со
времен глубокой древности лежали в основе многих сторон творческой
деятельности людей, вдохновляли художников. Конечно, в мире существует и
светское (внецерковное, мирское) искусство. Иногда искусствоведы пытаются
столкнуть светское и церковное начала в художественном творчестве и
утверждают, что церковные каноны (правила) мешали самовыражению. Формально
это так, но, если проникнуть в глубину столь непростого вопроса, мы
убедимся, что канон, отметая все лишнее и второстепенное, наоборот,
«раскрепощал» художника и давал простор его самовыражению.
Философы предлагают четко различать два понятия: культура и
цивилизация, относя к последней все достижения науки, техники, расширяющие
возможности человека, дающие ему жизненный комфорт и определяющие
современный образ жизни. Цивилизация подобна мощному орудию, которое можно
употребить во благо, а можно превратить в средство убийства: в зависимости
от того, в чьих руках оно находится. Культура, как медленная, но могучая
река, вытекающая из древнего истока, весьма консервативна и часто вступает
в конфликт с цивилизацией. А религия, составляющая основу и стержень
культуры, — один из главных факторов, который предохраняет человека и
человечество от распада, деградации и даже, возможно, от нравственной и
физической гибели — то есть всех угроз, которые может нести с собой
цивилизация.
Таким образом, религия выполняет в истории созидательную культурную
функцию. Ее можно проиллюстрировать на примере Руси после принятия
христианства в конце IX в.
Христианская культура с многовековыми традициями утвердилась и расцвела
тогда в нашем Отечестве, буквально преобразив его.
Опять же не будем идеализировать картину: ведь люди есть люди, а из
человеческой истории можно извлечь и совершенно противоположные примеры.
Вы, вероятно, знаете, что после утверждения христианства государственной
религией Римской империи, в Византии и в ее окрестностях христианами было
разрушено немало величайших памятников культуры античной эпохи.
В-седьмых (это связано с предыдущим пунктом), религия способствует
упрочению и закреплению определенных общественных порядков, традиций и
законов жизни. Так как религия более консервативна, чем любой другой
общественный институт, она в большинстве случаев стремится к сохранению
устоев, к стабильности и покою. (Хотя, безусловно, и это правило не
обходится без исключений.) Если вы помните из новой истории, когда в Европе
зарождалось политическое течение консерватизма, у его истоков стояли
деятели церкви. Религиозные партии находятся, как правило, в правой
охранительной части политического спектра. Их роль в качестве противовеса
бесконечным радикальным и подчас неразумным преобразованиям, переворотам и
революциям очень важна. Покой и стабильность очень нужны сейчас и нашему
Отечеству...



5. Социология религии и другие науки о религии.

Религия — явление сложное, многослойное. Она интегрирована в различные
сферы жизнедеятельности человека. Отсюда — возможность и необходимость
разных подходов, методов ее исследования, отсюда — такая характеристика
религиоведения как его многодисциплинарность. Психолог имеет дело с
религией как психическим феноменом, а не социальным, т.е. его интересуют не
те процессы, которые происходят в обществе под воздействием религии, не
функции, выполняемые религией в обществе в отличие от морали, права,
искусства или философии, а скорее субъективная сторона религии, религия в
контексте человеческой психики. При всем различии, эти два подхода к
изучению религии взаимно предполагают и дополняют друг друга.
Центральная тема социологии религии — взаимодействие религии и
общества. Социология концентрируется на социальном «измерении» религии, ее
влиянии на социальное поведение. Социолог должен при этом опираться и на
исторические данные, но в отличие от историка его интересуют общие правила,
образцы поведения, способы религиозной мотивации, а не то, что составляет
неповторимость той или иной религии.
Общий для всех наук о религии, включая социологию религии, принцип —
принцип опоры на эмпирические данные. Этот конституирующий научные знания о
религии принцип одновременно является разделительной чертой между научным
подходом к изучению религии и феноменологическим, философским и
теологическим. Социолог, изучая религию, имеет дело с тем, что доступно
чувственному восприятию. Поэтому в религию как предмет социологического
анализа он не включает сверхъестественное, ограничиваясь только
эмпирическими данными. Социолог занимается тем, что может быть измерено,
что можно наблюдать и подлежит проверке. Он не может удовольствоваться
общим впечатлением или теологическими аргументами в подтверждение,
например, тезиса о том, что религиозная вера вызывает и обусловливает
нравственное поведение. Только эмпирические данные могут подтвердить или
опровергнуть это утверждение. Социолог должен получить эти данные, и только
располагая ими, он может строить теоретические модели.
Социология религии — эмпирическая наука, основывающаяся на фактах, т.е.
тех моментах социальной действительности, которые можно увидеть, строго
зафиксировать и научно описать. Для социолога религия — совокупность
поведенческих актов индивидов и групп, вербальных действий людей и
продуктов их деятельности (материальной и духовной), т.е. то, что делают,
что высказывают и думают люди, их мнения, и то, что ими сделано,
достигнуто, реализовано в этой их деятельности. Таким образом, областью, к
которой относится предмет социологии религии, является лишь доступное
наблюдению поведение человека в широком смысле слова, которое включает его
деятельность (действия, или устремления от них, отказ от действий, речь,
или наоборот — молчание и т.д.), а также те факторы, которые включены в эту
деятельность (среда обитания, климат и т.п.).
Как видим, вне поля зрения, не включенным в предмет научного
социологического исследования остается объект, на который направлено
субъективное религиозное поведение: сверхъестественное, бог,
трансцендентное и т.д.
Сказанное вовсе не означает, что социология религии занимается только
лишь внешней стороной религии, ее внешними проявлениями, фиксирует лишь то,
что лежит на поверхности и оставляет вне поля зрения «сущность» религии.
Исходя из эмпирических данных, социология и в данной области стремится к
познанию реальных, конкретных связей, взаимодействий, институтов, проникая
в сущность социальных явлений, постигая их природу, раскрывая до самых
первооснов религию как социальный феномен.
Плодотворность социологического анализа религии в значительной мере
зависит от того, насколько широко он использует данные, полученные в
результате исследования религии другими областями научного знания —
историей, антропологией, этнологией, психологией, лингвистикой и др. В свою
очередь, социологическая концепция религии способствует развитию
исследований в других научных дисциплинах. Так, например, теоретические
разработки М. Вебера в области социологии религии оказались весьма важными
в экономических исследованиях, для развития теории модернизации,
культурологии.



6. Социология религии и теология.

Теология, как и феноменология религии, в отличие от социологии религии
и научного подхода к изучению религии вообще, основывается на признании
действительного существования объекта религиозного отношения. Предмет
теологии — бог и самообнаружение бога в мире, его «откровение». Предмет же
социологии религии как науки — действия, включая и суждения, которые
направлены также и к богу (в представлении действующих лиц), к тем
явлениям, в которых он, согласно их взглядам, себя обнаруживает.
Исследования религии, в которых понятия «священное», «встреча со
священным», «союз с богом» присутствуют в качестве предмета исследования,
неизбежно оказываются лишенными эмпирической основы.
Таким образом, в теологии обязательно присутствует тот момент, который
в феноменологии может выступать в отвлеченно-теоретической форме, — теолог
находится в религиозной связи с объектом, который он стремится осмыслить. В
противоположность этому научное знание о религии является объективным и,
таким образом, отличается от оценочного, идеологического, нацеленного
заранее на то, чтобы нарисовать либо позитивный, либо негативный образ
религии.
Наука о религии не берет на себя не свойственные ей функции обоснования
и защиты или опровержения религии. Социология религии занимает нейтральную
позицию в споре между воинствующей верой и воинствующим неверием. Вопрос —
«как ты относишься к религии» и вопрос — «что ты знаешь о религии»,
конечно, соприкасаются, но все же это разные вопросы. Апологетически-
религиозная позиция лишает социолога объективности, возможности
рассматривать все без исключения религиозные феномены как мирские и
доступные научному анализу. Придерживаясь такой позиции, социолог может
рассматривать, например, христианскую веру как социальный феномен в том
смысле, что с первых шагов христианство выражало себя в социальных
действиях общин и социально звучащей проповеди. Христианская вера влечет за
собой определенные социальные последствия. Однако, признавая это,
религиозно ангажированный социолог не может тем не менее идентифицировать
веру с социальным поведением: для него за социальными формами проявления
христианской веры стоит ее главная и единственная основа — евангелие
Христа, Слово Божие. И только слово создает Веру, а Вера — способы его
восприятия. Вера — как личная вера, которую ничто не может заменить и для
которой ее социальное воплощение есть лишь нечто производное и неглавное.
Сказанное подтвержает опыт так называемой «религиозной cоциологии»,
которая имеет мало общего с социологией религии как научной дисциплиной. Во
Франции после первой мировой войны под влиянием Ле Бра проводилось изучение
различных показателей религиозности населения в интересах католической
церкви. Оно носило преимущественно социографический характер: выяснялись не
мотивы, а лишь внешние признаки культурного поведения (частота посещения
богослужений и т.п.), — и имело прикладной характер, поставляя церкви
информацию о состоянии дел и ориентируясь на «пасторальную теологию»,
работу с прихожанами.
После второй мировой войны на фоне клерикализации общества в 50—60-е
гг. получила развитие сначала в Европе, а затем в США церковная социология,
исследовавшая церковные организации как социальные явления, церковь как
социальную реальность. Опыт развития церковной социологии показал границы,
пределы возможного сотрудничества между теологами и социологией. Взаимный
интерес заключался в том, что теология искала контакт с эмпирическими
социальными исследованиями, тогда как для социологов представлял интерес
такой социальный феномен как религиозные группы. В 60 гг., особенно в США,
достаточно широко практиковалось выполнение социологами заказов со стороны
различных религиозных организаций, тогда как религиозные интеллектуалы
использовали в теологических разработках методы социологического анализа.
Однако достаточно быстро обнаружилось, что теология и социология религии не
смогли достичь согласия в качестве дополняющих друг друга величин,
выявилось их взаимное отчуждение. Теологи рассматривали социологические
исследования чисто инструментально, как средство достижения религиозных
целей. Социологи видели свой профессиональный интерес в другом — в
исследовании религии как социального и культурного феномена. Для теологии
церковь была и остается вневременной величиной, стоящей вне общества. С
точки зрения теологии церковь может быть вовлечена в поток социальных
изменений, но в них она постигает себя как нечто принципиально
внесоциальное, как «вечное» воплощение Слова. Понятие церкви наглядно
демонстрирует размежевание теологии и социологии. Учитывая сказанное,
понятно, почему возможное сотрудничество между теологией и социологией
исчерпывается обменом информацией. Размежевание между теологией и
социологией не сводится к разногласиям в интерпретации тех или иных
отдельных социальных явлений, оно лежит глубже, в исходных основах
понимания человека и его социального поведения.
Опасность агрессивно антирелигиозной позиции для социолога также
заключается в том, что научное исследование религии подчиняется чисто
инструментальной цели идеологического порядка — борьбе против религии.
Аналогом церковной социологии как попытки придать социологии религии чисто
служебную роль по отношению к теологии была широко представленная в
советской литературе 70—80 гг. концепция социологии религии как составной
части научного атеизма. Согласно этой концепции, социологическое понимание
религии включает в качестве определяющего момента «веру в
сверхъестественное», которая и отделяет «культовое поведение» от других
форм социального поведения. Когда Ю.А. Левада в книге «Социальная природа
религии» (1965) попытался отказаться от понятия «сверхъестественного» в
социологической характеристике религии, он был обвинен в уступке
«буржуазной социологии», в противопоставлении гносеологического подхода к
религии социологическому ее анализу. Фактически в советском религиеведении,
включая и социологию религии, религия рассматривалась как внесоциальный
феномен по отношению к социалистическому обществу, т.е. как чуждый ему
«пережиток прошлого». Примечательно, что противоположности — теология и
научный атеизм — сошлись в отрицании специфически социологического видения
религии.
Научное знание о религии само по себе не является ни религиозным, ни
антирелигиозным. Среди ученых, успешно работавших и работающих в
религиеведении и социологии религии, есть люди религиозные и нерелигиозные.
Они имеют свои предпочтения и убеждения, в том числе и касающиеся религии.
Однако профессиональные обязательства и этика обязывают их в
исследовательской деятельности не переступать границы, отделяющие ученого
от религиозного проповедника или атеистического критика религии. М. Вебер
считал соблюдение этих обязательств делом «интеллектуальной честности».
Такая объективность (когда исследователь, вне зависимости от того,
соглашается он или нет с деятельностью и взглядами религиозной группы,
которую он изучает, строго следует фактам), конечно, требует самодисциплины
и может даваться нелегко. Она требует ясного понимания того, что предметом
социологии религии является религиозное поведение, включающее в качестве
компонента представления о «святом», «боге», «трансцендентном», но не
«священное», «бог», «трансцендентное» как таковые. Как и любая другая
наука, социология религии основывается на «методологическом атеизме», т.е.
ищет решения своих проблем и объяснения изучаемых ею явлений, «как если бы
бога не было». Иными словами, социолог не может объяснить существование у
индивидов и групп веры в бога существованием бога, «встречей человека с
богом» и т.п. Социология руководствуется подходом, который Э. Дюркгейм
сформулировал следующим образом: социальные феномены должны получить
объяснение в социальных категориях.



7. Методы социологии религии.

Социолог использует для анализа религии методы, выработанные и
применяемые социологией в исследовании социальных явлений вообще: опрос и
статистический анализ; наблюдение и эксперимент; кросс-культурный
сравнительный анализ; контент-анализ, анализ письменных источников,
исторических документов.
Одним из важнейших является метод опроса, который проводится либо в
виде стандартизированного интервью, когда вопросы задает интервьюер, либо в
форме письменного заполнения анкеты респондентом. Респондентам задаются
вопросы об их религиозной принадлежности, о том, как часто они посещают
церковь, молятся, в какой мере знают вероучение, как относятся к отдельным
его моментам, например, верят ли в жизнь после смерти, в существование
дьявола и т.д., т.е. вопросы, которые позволяют судить о характере и
интенсивности религиозности.
Опросный метод полезен в установлении корреляций между теми или иными
специфическими чертами религиозности и определенными социальными
установками и характеристиками. Для установления более глубоких причинных
связей он нуждается в дополнении данными, полученными с помощью
статистического анализа, наблюдения, эсперимента. Одна из трудностей, с
которыми сопряжено использование этого метода, связана с несовпадением слов
и мыслей опрашиваемых. Поэтому весьма существенное значение имеет
интерпретация полученных в результате опроса данных.
Еще одним методом эмпирических исследований является наблюдение. Это
может быть стандартизированное наблюдение, когда социолог располагает
определенной программой исследования и осуществляет по определенной
процедуре фиксацию выделенных им показателей. Это может быть также
включенное наблюдение, когда исследователь живет или работает в среде тех,
кого он изучает. Этот метод использовался, в частности, в последнее время
социологами, изучавшими новые религиозные движения. Участвуя в жизни
группы, социолог имеет возможность наблюдать поведение людей в религиозном
контексте. При этом наблюдение может быть скрытым или же открытым, если
наблюдаемые доверяют новому члену группы. Этот метод имеет очевидные
преимущества хотя бы потому, что дает возможность выявить такие
обстоятельства, которые доступны только при условии участия в наблюдаемых
действиях. Можно сопоставить — что говорят наблюдателю верующие о своих
взглядах и что они делают. С помощью наблюдения можно получить более точные
и глубокие, «качественные» данные. У этого метода есть свои ограничения.
Прежде всего он требует высокой квалификации наблюдателя, его умения
обобщать, устанавливать по возможности объективно то, что имеет
существенное значение, отсеивая второстепенное (преодолевая при этом и
собственный, подчас неосознаваемый субъективизм).
Включенное наблюдение почти исчерпывает возможность для социолога
религии в какой-то мере контролировать исследуемые обстоятельства. Метод
экспериментирования, применяемый в других областях социологического
исследования, в социологическом изучении религии почти не применялся по той
причине, что религия затрагивает глубокие, сокровенные чувст

Новинки рефератов ::

Реферат: Основы политологии (Политология)


Реферат: Анаксагор (Философия)


Реферат: Идеи развития в трудах Я.А. Коменского, М. Монтеня, Ж.-Ж. Руссо (Педагогика)


Реферат: Восстание Булавина (История)


Реферат: Начало христианства в Армении (Мифология)


Реферат: Боги древнего Рима (Религия)


Реферат: Матричные операции в вейвлетном базисе (Математика)


Реферат: Економічне становище Запорізького краю (История)


Реферат: Виды и типы уроков истории (Педагогика)


Реферат: Булева алгебра (Программирование)


Реферат: Бронхиальная астма и ее профилактика (Спорт)


Реферат: Египет (История)


Реферат: Феномен любви в русской культуре (Искусство и культура)


Реферат: Волоконно-оптические линии связи (Радиоэлектроника)


Реферат: Дополнение в английском и русском языках (Иностранные языки)


Реферат: Анализ операций умножения и деления в конкретной модели АЛУ (Радиоэлектроника)


Реферат: Диагностика межличностных отношений Тимоти Лири (Психология)


Реферат: Методики розслідування хуліганства (Криминалистика)


Реферат: Общество – государство – право (Теория государства и права)


Реферат: Основные закономерности развития компьютерных систем (Компьютеры)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист