GeoSELECT.ru



Культурология / Реферат: Духовный мир греческого полиса (Культурология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Духовный мир греческого полиса (Культурология)



Российская Федерация
Самарский институт управления
Кафедра социальных и гуманитарных дисциплин



Контрольная работа
на тему:

Духовный мир греческого полиса

по курсу Культурология



Выполнила:
студентка специальности
«Бухучет, анализ и аудит»
Чеботарева А. Е.

Руководитель:
Мокроусова Л.А., к. и. н.,
доцент



Самара 2000
Содержание



Введение 3
Возникновение полиса, его государственное устройство 4
Демократия 8
Основные черты афинского права 9
Воспитание и образование 11
Искусство, литература, театр 12
Наука 14
Греческие игры 16
Заключение 17
Список литературы 18

Введение


Каждый период в истории культуры по-своему ценен. Но Древняя Греция и
ее культура занимают особое место в мировой истории. Самые высокие оценки
греческой цивилизации не кажутся преувеличенными. Греческая цивилизация —
не единственная и не самая древняя. Когда она появилась, некоторые
цивилизации древнего Востока измеряли свою историю уже тысячелетиями. Это
относится, например, к Египту и Вавилону. Но феномен греческой цивилизации
заключается, скорее всего, в ее необычайно быстром расцвете. Создание
греческой цивилизации относится к эпохе “культурного переворота” — VII-V
вв. до н. э. В течение трех веков в Греции возникла новая форма государства
— первая в истории демократия. В науке, философии, литературе и
изобразительном искусстве Греция превзошла достижения древневосточных
цивилизаций, развивающихся уже более трех тысяч лет.
Духовная и художественная культура Древней Греции не просто является
ценнейшей частью мировой, она дала толчок развитию европейской культуры.
Демократическая и гуманистическая направленность греческой пайдеи позволила
ей стать духовной ценностью в полном смысле слова, обеспечив европейской
культуре возможность занять и сохранить ведущее место в мире вот уже на
протяжении двух тысячелетий. Это означает не просто то, что греческими
мотивами пронизана вся последующая европейская художественная культура.
Греки вытащили на белый свет, представили нашему сознанию основные проблемы
мироустройства: бытие и становление, истина, цель и благо, космос, единое и
многое, предел и беспредельное, число и величина, мера и сущность, разум и
логика, воображение и созерцание, теория и практика, природа, искусство и
техника, материя и ее двойственность...
Достоинство греческой культуры в том, что она открыла человека-
гражданина, провозгласив верховенство его разума и свободы, открыла
человека как прекрасное и совершенное творение природы, как меру всех
вещей. Греки впервые дали идеалы демократии и гуманизма. Истории неведомы
более выдающиеся открытия, ибо для человека нет ничего более ценного, чем
сам человек.

Возникновение полиса, его государственное устройство


В культуре Древней Греции наблюдается сочетание традиционных черт,
восходящих к архаической и еще более ранним эпохам, и совершенно иных,
порожденных новыми явлениями в социально-экономической и политической
сферах. Рождение нового отнюдь не означало гибели старого. Как в городах
строительство новых храмов весьма редко сопровождалось разрушением старых,
так и в других сферах культуры старое отступало, но обычно не исчезало
совершенно. Важнейший новый фактор, оказавший наиболее значительное
воздействие на ход культурной эволюции, — консолидация и развитие полиса,
особенно демократического.
Полис из небольшого поселения превратился в самодостаточный
политический и экономический центр. Формирование системы политических
органов полисной демократии было результатом длительного исторического
периода, начиная с реформ Солона. Самой развитой формой демократического
строя античных рабовладельческих государств считается афинская демократия.
По своей сущности Афинское государство являлось политической организацией
свободных граждан, обеспечивающей защиту их интересов и повиновение рабов.
По форме правления оно представляло собой демократическую республику, в
которой граждане пользовались равными правами и могли принимать участие в
политической жизни. Она окончательно сложилась в V в. до н.э. и
просуществовала до тридцатых годов IV в. до н.э.
Итак, в греческих полисах основой всей социально-экономической и
политической организации выступал коллектив граждан. Кроме них в афинском
обществе находились метеки, многочисленные рабы, которые в совокупности
составляли более половины всего населения. Однако афинская полисная система
опиралась на гражданина и была создана, прежде всего, для гражданина.
Античный полис издавна вызывал восторженное отношение как “идеальная
форма государственной жизни” с присущими ей порядком, свободой и
справедливостью. Для античности “политическое” – синоним “гражданского”.
Гражданин (“политес”) города-государства – полноправный участник в решении
всех государственных дел как внутреннего, так и внешнеполитического
значения.
Античная классическая демократия рассматривалась как форма
государственного устройства, в основе которого лежит свобода. Гарантией
личной свободы гражданина было право частной собственности на средства
производства (и, прежде всего, на главное из них — землю) с возможностью
продажи ее или передачи по наследству, право свободного распоряжения
произведенными товарами (то есть свободный рынок), право непосредственно
влиять на формирование внутренней и внешней политики государства и
антимонопольные законы, препятствовавшие концентрации экономической и
политической власти в руках одной личности, семьи, сословия, класса.
Однако и у полисной демократии существовали свои недостатки. Во-
первых, полисная демократия была рабовладельческой, т.е. рабы, которые не
только не обладали личной свободой, но и в саму категорию людей включались
только отдельными свободомыслящими греками, также как и метеки, постоянно
живущие в Афинах, не имели гражданских прав и не принимали участия в
управлении государством. Во-вторых, свободой в каждом из греческих
государств (а их было около 2 тысяч) обладал только полноправный гражданин
именно этого государства и только в пределах своего государства. Все прочие
лично свободные жители этого государства — иммигранты и женщины —
гражданскими правами не обладали и частной собственностью (особенно
недвижимой) владеть не могли.
Полноправным афинским гражданином мог быть житель Аттики, оба родителя
которого имели гражданские права, а его имя было записано в особом списке,
ведущемся в демах. В такие списки заносились юноши и девушки, достигшие 18-
летнего возраста. К 20 годам юноша заканчивал курс военно-воспитательного
обучения и становился полноправным гражданином. Наиболее существенными
правами гражданина были права на свободу и независимость от какого-либо
другого человека, право на земельный участок и помощь от государства в
случае материальных затруднений, право на ношение оружия и службу в
ополчении, право на участие в Народном собрании и т.д. Гражданин был обязан
беречь свое имущество и трудиться на земельном участке, приходить на помощь
полису в чрезвычайных обстоятельствах, защищать родной полис с оружием в
руках, почитать отеческих богов.
Полис включал в себя принадлежащие к городу земельные участки. При
этом индивид – член государства – имеет право на пользование общинной
землёй и является собственником своего участка.
Основными органами Афинского государства являлись: народное собрание,
Совет пятисот, гелиэя. Народное собрание – верховный орган власти. Оно
собиралось сначала десять, а позднее сорок раз в год. При особых
обстоятельствах (нападение врага, стихийное бедствие) могло быть созвано
чрезвычайное “собрание ужаса и смятения”. Компетенция народного собрания
была обширной: оно принимало законы, издавало постановления по частным
вопросам (псефизмы), избирало должностных лиц и производило проверку их
деятельности, решало вопросы войны и мира, обсуждало продовольственное
положение страны и т.д.
Специальные собрания посвящались рассмотрению просьб граждан и решению
вопроса об изгнании отдельных лиц в порядке остракизма из пределов
государства. В работе народного собрания могли участвовать только граждане,
достигшие 20-летнего возраста. Женщины и метеки (иностранцы) не
допускались. Редко участвовали в его деятельности крестьяне, хотя, начиная
с IV в. до н.э., за посещение собрания полагалось вознаграждение.
Для решения даже самых важных вопросов требовалось присутствие всего
6000 человек, то есть 1/5 афинян. Повестка дня каждого собрания
определялась заранее. Одно из собраний каждого месяца считалось главным.
Выступать и вносить проекты законов формально мог каждый участник.
Практически же выступали главным образом профессиональные ораторы –
демагоги. Законопроекты предварительно вывешивались для всеобщего обозрения
и поступали на обсуждение народного собрания после их рассмотрения в Совете
пятисот. Голосование по законопроекту производилось поднятием руки. Важным
было право любого участника собрания, сославшись на незаконность
законопроекта, потребовать снятия его с обсуждения или голосования под
угрозой привлечения автора к суду. Кроме того, председатель мог не ставить
на голосование те предложения, которые, с его точки зрения, являлись
незаконными. Принятый законопроект становится законом в том случае, если он
не отвергался затем гелиэей.
В Совет пятисот (буле) входило по 50 человек от каждой из десяти фил.
Члены совета (булевты) избирались по жребию на один год из граждан,
достигших 30 лет. К компетенции Совета относились вопросы управления:
осуществление дипломатических сношений с другими государствами, управление
финансами, надзор за арсеналами, доками, флотом, регулирование торговли,
контроль за должностными лицами. Последние имели право выступать и вносить
на рассмотрение свои предложения. Важнейшей функцией Совета было
предварительное обсуждение вопросов, поступавших на рассмотрение народного
собрания, что позволяло Совету направлять деятельность последнего.
Для ведения текущих дел Совет был разделён на 10 комиссий (пританий),
состоящих из 50 представителей одной филы. Комиссии по очереди выполняли
обязанности Совета, ежедневно избирая по жребию нового председателя Совета,
который во время работы народного собрания являлся и его председателем. В
IV в. до н.э. этот порядок был изменён: председатель стал избираться перед
каждым заседанием Совета (собрания). По окончании срока службы каждый член
Совета отчитывался в своей деятельности и мог быть привлечён к
ответственности.
Гелиэя была высшим судебным органом и состояла из 5000 судей и 1000
запасных: по 600 человек от каждой из 10 фил. Члены гелиэи избирались по
жребию на один год из граждан, достигших 30 лет. В составе гелиэи
функционировали 10 коллегий, в каждой было по 500 судей и 100 запасных. В
целях предотвращения злоупотреблений коллегиям было неизвестно, когда их
призовут к исполнению обязанностей. Это решалось жеребьёвкой в день суда.
Гелиэя была судом первой инстанции по делам о государственных преступлениях
и о злоупотреблениях должностных лиц и апелляционной инстанцией по делам,
рассмотренным другими судами. Она также обладала правом отвергать
законопроекты, принятые народным собранием. Важную роль играли должностные
лица. Выборы должностных лиц осуществлялись ежегодно или открытым
голосованием в народном собрании, или по жребию. Все избранные подвергались
проверке – докимасии, во время которой выяснялись их право на занятие
должности, политическая благонадёжность и личные качества. Нельзя было
занимать должность (кроме военных) дважды или две должности одновременно.
Исполнение должностей оплачивалось (исключение составляли стратеги).
После истечения срока должностные лица представляли отчёты о своей
деятельности Совету пятисот и гелиэе. Главными должностными лицами были
стратеги и архонты. Коллегия стратегов состояла из десяти членов,
избираемых народным собранием из числа женатых и имевших недвижимость
граждан. Они распоряжались средствами, отпущенными на содержание армии и
флота, организовывали сбор чрезвычайных военных налогов, руководили
доставкой продовольствия, принимали капитуляцию противника, заключали
перемирие, вели следствие и председательствовали в судах по делам о
воинских преступлениях, имели право требовать созыва внеочередных заседаний
Совета пятисот или народного собрания и принятия неотложных мер. Падало
значение архонтов. Девять архонтов избирались жребием из кандидатов,
предложенных филами. Коллегией они действовали редко – при решении народным
собранием вопроса об остракизме и при проверке должностных лиц. Специальные
должностные лица (около 700) управляли государственным имуществом, ведали
государственной казной, наблюдали за порядком на улицах и нравственностью
граждан, за торговлей на рынке, воспитывали и обучали молодёжь, проходившую
военную подготовку и т.д. Свои должностные лица были в филах и демах.

Демократия


Прежде всего, бросается в глаза важность и значимость вопросов,
решаемых в общественной сфере, по отношению к частной жизни граждан: это
вопросы войны и мира; хлебной и торговой политики; организации празднеств и
театральных представлений; распределение пошлин среди торговых,
ростовщических и вообще имущественных кругов; раздача денег малоимущим
гражданам; организация общественных работ и т.д.
Все важнейшие вопросы частной жизни (вопросы о наследовании имущества
и другие, требующие судебного разбирательства) находились в ведении
государства. Частных судов и всякого рода посреднических организаций не
существовало. Отношения граждан с государством – прямые и непосредственные.
Они основываются на том, что в государственной жизни полиса участвует
каждый взрослый мужчина, пользующийся правами гражданства. Предполагается,
что он – хозяин дома, ойкоса – частного хозяйства. Он одновременно
выступает и как организатор хозяйства (“ойконом”), и как гражданин
(“политес”). Хотя распространено невмешательство в дела домашние, хорошим
гражданином считается не только тот, кто отличается активностью, но и тот,
кто сумел сохранить отцовское наследство, не отличается мотовством и
расточительностью. Хороший хозяин ойкоса расценивается как хороший
гражданин, и, наоборот, плохой ойконом не может быть хорошим политиком.
Управление домом и участие в общественных делах расценивается как
однопорядковые способности. В ойкосе гражданин управляет трудом рабов или
трудится сам. Задача рабовладельца – распределить технологические операции
между рабами, обеспечить целостность технологического процесса. В
соответствии с этой задачей и распределяются рабы различного уровня: рабы,
привлечённые к управлению трудом (управляющий, ключница), рабы–искусники,
рабы – исполнители чёрной работы.
Таким образом, участие в гражданских делах, личная политическая
активность граждан полиса является исторически необходимой формой их
жизнедеятельности и вытекает из зависимости частных хозяйств от наличия
развитой государственной жизни, обеспечивающей их существование
(экономическую и военную безопасность).
Естественно, что разветвлённая, многоаспектная государственная жизнь
требовала определённой подготовки граждан, причём не только навыков
грамотности (письма), не только военных навыков или ораторской подготовки,
но и сформировавшихся личностей. Гражданин полиса отличался от героев
гомеровской эпохи и эпохи Гесиода. Прежде всего, можно зафиксировать
изменения в понимании добродетели. Добродетель (доблесть) – это привилегия
гражданина полиса. “Военные добродетели” получили некоторые ограничения
(прежде всего с экономической стороны). Уже Солон выполнение воинских
обязанностей ставит в зависимость от денежного дохода граждан. Так что не
военные доблести влияли на материальное положение, а сами оказывались
зависимыми от него. Важным компонентом добродетелей становятся добродетели
разума, умеренности и рассудительности. Сила перестаёт быть главной.
Требовалось уметь заставить себя слушать, убедить. И, разумеется, среди
всех добродетелей на первый план выступала справедливость.
Изменилось также представление о славе. Важно было не только одержать
победу, но и убедить в ней свидетелей как в случае большой военной победы
(народное собрание принимало по этому поводу специальное решение), так и в
любом небольшом, скажем, спортивном состязании. Кроме того, слава перестаёт
быть привилегией воина. Она распространяется не только на атлетов-
олимпиоников, её добиваются поэты, драматурги, философы.
Главное в том, что изменился механизм общественного признания. Он
осуществлялся теперь благодаря посредствующей роли государственных органов
и, прежде всего, народного собрания.
Жизнь в полисе воспитывала человека, приучала его к ответственности,
готовности принять новое решение, свободное от механического следования
догматическим образцам.


Основные черты афинского права


Обширная законодательная деятельность связывается с именами Драконта и
Солона. Законы, приписываемые Драконту, были изданы в 621 году до н.э. До
нас законы Драконта не дошли, но из сообщений древних авторов известно, что
они санкционировали ряд религиозных установлений и обычаев, вводя жестокие
наказания. Так, смертной казнью карались не только святотатство и
умышленное убийство (неумышленное каралось изгнанием), но и кража овощей,
праздность.
Законодательство Солона, относящееся к 594 году до н.э., затрагивало
круг вопросов, связанных с организацией государственной власти и
регулированием гражданско-правовых отношений (долговая реформа, закрепление
частной собственности на землю и др.).
От законов отличались принятые народным собранием псефизмы –
постановления, касавшиеся отдельных лиц, но иногда содержавшие и такие же
общие правовые нормы, как и законы. Однако основные институты гражданского
и уголовного права не были разработаны с достаточной полнотой.
Право собственности и обязательства. Различалось владение – как
фактическое обладание имуществом с его использованием и собственность – как
владение с правом распоряжения. Коллективная собственность господствующего
класса имела ограниченное распространение. К ней относились государственные
имения и рудники, доходы с которых делились между гражданами, а затем шли
на военный флот, храмовое имущество и др. Помимо государственной земли,
сдаваемой преимущественно в аренду, существовали общественные земли фил и
демов. Имущество, находившееся в частной собственности, делилось на
“видимое” (земля, дом, рабы и т.п.) и “невидимое”, способное “ускользать”
от налогообложения и конфискации (деньги, драгоценности).
Частная земельная собственность считалась предоставленной
государством. Поэтому архонты, вступая в должность, ежегодно объявляли о
сохранении за гражданами принадлежащего им имущества. Обременением, лежащим
на частной собственности, была обязанность состоятельных граждан устраивать
за свой счёт празднества (литургии). Размер расходов на литургию
определялся богатством обязанного лица. Во время войны на богатых
возлагалась и триерархия – обязанность снаряжать за свой счёт военный
корабль.
Основанием возникновения договоров считалось соглашение сторон, не
требовавшее особых формальностей. Но важные договоры заключались в
письменной форме. В зависимости от характера договора документ подписывался
или обеими сторонами (договор купли-продажи), или одной обязанной стороной
(договор займа). Исполнение договора обеспечивалось задатком,
поручительством третьих лиц и залогом. Особое значение имел залог земли –
ипотека. При ипотеке заложенная земля оставалась во владении и пользовании
должника, лишённого, однако, права распоряжаться ею. При неисполнении
обязательства должником заложенная земля переходила к кредитору. Заложенные
движимые вещи находились во владении кредитора, который мог их продать,
если должник не исполнил обязательство.
Брак и семья. Безбрачие осуждалось. Брак заключался посредством
договора между женихом и главой семьи невесты. Жених был обязан уплатить за
невесту, приданое же невесте давалось не во всех случаях. Многожёнство не
допускалось. После замужества женщина находилась и под властью отца, и под
властью мужа. Положение её было приниженным. Развод для мужчины был
свободен, для женщины затруднён. Власть отца над детьми была значительной.
Дети были обязаны повиноваться отцу, он мог лишить сына наследства за
неповиновение, а дочь выдать замуж по своему усмотрению.
Преступления и наказания. Право различало преступления против
государства и преступления против личных интересов. Наиболее тяжкими
преступлениями считались государственная измена, обман народа, внесение
противозаконных предложений в народное собрание, оскорбление богов,
безбожье, кража храмового имущества. К серьёзным преступлениям относились
также убийство, телесные повреждения, клевета, оскорбление, плохое
обращение детей с престарелыми родителями, измена жены, похищение девушки.
Близки к ним были и имущественные преступления (кража, поджог).
Характер наказания зависел от тяжести содеянного. При преступлениях
против личных интересов речь шла о возмещении вреда и штрафе (в двойном
размере от ущерба), при преступлении против интересов государства – о
наказании как таковом. За наиболее тяжкие преступления (измена, безбожие,
умышленное убийство) грозила смертная казнь. Вора обращали в рабство. Были
распространены штрафы и конфискация имущества. Телесные наказания
применялись только к рабам, ответственность которых за преступления была
более суровой, чем у свободных. Распространение получила атимия
(бесчестье), лишавшая осуждённого политических прав (на участие в народном
собрании, занятие государственных должностей). За ложное обвинение в
политическом преступлении доносчик (сикофант) мог быть предан суду.


Воспитание и образование


Афинская демократия заботилась об образовании и воспитании граждан.
Дети до 7 лет воспитывались дома. Мальчики с этого возраста начинали
посещать школу. Девочки получали дальнейшее воспитание в семье.
Первоначально дети (с 7 до 13-14 лет) обучались в школах грамматиста и
кифариста (или одновременно, или последовательно – сначала в школе
грамматиста, а затем кифариста). Эти школы были частными и платными, и
поэтому значительная часть детей свободнорожденных, но не имеющих средств
граждан не могла получать в них образования. Занятия вели учителя-дидаскалы
(“дидаско” – я учу). В школу мальчиков сопровождал один из рабов,
называвшийся педагогом (от слов “пайс” – ребёнок, “агогейн” – вести). В
школе грамматиста обучали читать, писать и считать. Для обучения письму
использовались навощенные таблички, на которых тонкой палочкой (стилем)
писались буквы. В школе кифариста мальчику давалось литературное
образование и эстетическое воспитание: он учился музыке, пению, декламации
(читались отрывки из “Илиады” и “Одиссеи”). В 13-14 лет мальчики переходили
в учебное заведение, называвшееся палестрой (школа борьбы). В продолжение
двух-трёх лет они занимались системой физических упражнений, которая
получила наименование пятиборья и включила в себя бег, прыганье, борьбу,
метание диска и копья и плавание. С ними велись беседы по политическим и
нравственным вопросам. Физическим воспитанием и беседами в палестре
руководили безвозмездно наиболее известные граждане. Обучение в палестре
было бесплатным и для значительной части молодёжи на этом и заканчивалось.
Обеспеченная часть молодёжи поступала в гимнасии, где изучала философию,
политику, литературу, для того чтобы подготовиться к участию в управлении
государством, и продолжала заниматься гимнастикой. Юноши с 18 до 20 лет
переходили в эфебию, где продолжалось их военное и политическое воспитание.
Они учились строить укрепления, управлять военными машинами, несли службу в
городских гарнизонах, изучали морское дело, участвовали в празднествах и
театральных представлениях.
Расслоение внутри общества сказалось в области воспитания в том, что
разностороннее воспитание стало доступно лишь детям богатых рабовладельцев.
Дети основной массы свободнорожденного населения (демоса) не могли
обучаться в школах. Отцы обучали детей ремеслу, а некоторые и грамоте. Это
было закреплено законом, согласно которому малоимущие родители обязаны были
обучать детей ремеслу, в противном случае дети освобождались в будущем от
материальных забот о престарелых родителях.


Искусство, литература, театр


Великолепный памятник античной культуры — поэмы Гомера "Илиада" и
"Одиссея" (VI в. до н. э.). Афинская молодежь заучивала их наизусть, что
являлось частью образования. Поэмы Гомера имели не только большое значения,
как произведения искусства, им предавалось также важное государственное,
социальное и нравственное значение. Эти поэмы о человеческих отношениях, о
добре и зле, о чести и бесчестии, о свободе и судьбе. Во все времена они
читались, как глубоко современные.
Античная культура — это также культура Сократа, философа, поставившего
знание превыше всех авторитетов и мнений. Этому принципу учил он и своих
учеников. Сократ не писал книг, считал, что в них мысль мертвеет,
становится правилом, а это уже не есть знание. Самая большая мудрость по
Сократу, состоит в том, чтобы не обольщаться своим знанием, не
абсолютизировать его ("Я знаю, что ничего не знаю"). Самое позорное
невежество — "воображать, что знаешь то, чего не знаешь". Сократ был
постоянно добродушен и радостен, чем раздражал, вызывал нападки, его били.
Ученики возмущались и спрашивали, почему учитель не отвечает тем же. Сократ
отвечал: "Разве я потащу в суд осла, если он меня лягнул?".
Особенностью античной культуры было стремление сделать культуру
способом жизни. Это относилось не только к философам, но и к искусству,
поэзии. Основными символами греческой культуры были два бога: Аполлон и
Дионис, породившие, как считали древние греки, два противоположных
мироощущения и две культуры. Бог Аполлон – бог пластического искусства,
умеренности, гармонии, красоты и покоя. Бог Дионис – бог раскованности и
свободы, стихии природы и инстинктов, бог вина и виноделия, непокоя и
чрезмерности.
Почитание Аполлона привело к господству пластического искусства,
искусства Гомера, эпохи Ренессанса, христианской религии; почитание Диониса
— к рождению греческой трагедии с ее (часто нелицеприятной) правдой жизни,
к философскому пессимизму и нигилизму.
Греки считали, что в культуре, как и в самой жизни, должно сочетаться
аполлоновское ее качество и дионисийское, в противном случае возможна
гибель культуры. Господство аполлоновского в культуре приведет, в конце
концов, к стагнации, застою. А возобладание дионисийского к разрушению,
протесту ради протеста.
IV в до н. э. ознаменовался в Древней Греции, как век создания
различных школ, хотя обучение стоило очень дорого. Например, обучение
риторике, у виднейшего, наряду с Демосфеном, греческого оратора той эпохи,
Исократа, стоило едва ли не дороже, чем обучение у софистов, и было
доступно только состоятельной верхушке горожан. Все более многочисленные
философские школы ориентировались также лишь на социальную элиту.
Интенсивная интеллектуальная, творческая жизнь все больше сосредоточивалась
на одном из полюсов общества. Характерно, что обращенное к широким массам
искусство театра, получившее столь явное развитие в Афинах V в. до н. э.,
уже не играло в следующем столетии прежней социально-воспитательной роли.
Трагедия переживала упадок, комедия претерпела существенные изменения. Но
если поэзия спустилась с высот, достигнутых ею в Греции эпохи Перикла, то
проза, напротив, поднялась на небывало высокий уровень. Ораторское
искусство IV в. до н. э. вплоть до последних веков античности оставалось
непревзойденным образцом литературного мастерства, правильности, чистоты и
красоты стиля. Еще большее влияние оказала на последующие поколения, и не
только в древности, философия IV в. до н. э., представленная именами
Платона и Аристотеля. Изобразительное искусство, особенно скульптуру,
прославили в то время шедевры Праксителя и Скопаса, не уступавшие великим
творениям Фидия, Поликлета и Мирона.
Особое место в жизни греков занимал театр. Он во многом не был похож
на современный театр. В Афинах театральные представления происходили
первоначально раз в год (затем – дважды) во время праздника бога Диониса
(Великие Дионисии - праздник начала весны, знаменовавший вместе с тем
открытие навигации после зимних ветров), когда в течение трех дней с утра
до вечера шли спектакли, о которых затем говорили в течение всего года.
Театр в отличие от хоровой лирики обращен ко всему демосу, он более
демократичен, он служит трибуной, с которой обращаются к демосу те, кто
стремится убедить его в правильности собственных идей и мыслей. Не случайно
своего наивысшего расцвета театр достиг в V в. в Афинах, наиболее
демократическом из полисов Эллады. Театр стал подлинным воспитателем
народа, он формировал взгляды и убеждения свободных граждан. Театр был
общественным институтом, включенным в систему полисных праздников.
Театральное зрелище было массовым, зрителями являлась большая часть
граждан, организация представлений – одна из самых важных и почетных
литургий. Со времени Перикла государство давало беднейшим гражданам деньги
для оплаты билетов. Театральные представления носили состязательный
характер, ставились пьесы нескольких авторов, и жюри, избранное из граждан,
определяло победителя.


Наука


Античная наука возникла в VI в до н. э. в весьма своеобразной
обстановке греческих городов-государств малоазийского и (несколько позднее)
италийского Средиземноморья. Именно эта обстановка послужила той средой,
которая способствовала зарождению особой формы умозрения, приведшей в
дальнейшем к развитию теоретического – как философского, так и научного –
мышления.
Любовь древних греков к словесному агону, т. е. спору,
засвидетельствованная еще у Гомера, привела в этих условиях к развитию
искусства устной аргументации и, в конечном счете, к разработке приемов
логического доказательства.
Одной из характернейших черт античного общества было отсутствие
заметного взаимодействия между наукой и техникой. Это не означало, что
античная техника была примитивной, находившейся на очень низком уровне
развития. Наоборот: в VI в. до н. э., в эпоху зарождения греческой науки,
греческие ремесла и такие инженерные дисциплины, как строительное дело,
кораблестроение и другие, находились на передовом крае технических
достижений той эпохи. Здесь действовали традиции отчасти заимствованные у
народов Востока, отчасти же унаследованные со времен эгейской цивилизации.
Так, например, Геродот приводит несколько примеров достижений инженеров с
острова Самос, которые особенно славились в то время. В частности он
говорит о водопроводе, созданном по проекту Эвпалина и проходившем по
туннелю, который был прорыт сквозь гору и имел длину около одного
километра. Долгое время историки относились к этому сообщению Геродота с
недоверием, но в конце XIX в. немецкая археологическая экспедиция
действительно обнаружила этот туннель. Самым интересным было то, что в
целях ускорения работы туннель рыли одновременно с обеих сторон горы.
Впоследствии Герон привел в сочинении "Диоптра" геометрическое построение,
которое должно было быть осуществлено для того, чтобы рабочие, прорывавшие
туннели, встретились в середине горы. Это была совсем не простая задача,
требовавшая не только определенных знаний, но и большой точности в
проведении геодезических измерений.
Зарождение теоретической математики следует отнести ко времени первых,
еще, вероятно, не очень строгих попыток Фалеса доказать геометрические
теоремы – о том, что круг делится диаметром на две равные части; о том, что
углы при основании равнобедренного треугольника равны и т. д. Сами по себе
эти положения уже в то время казались, вероятно достаточно тривиальными.
Новым было то, что Фалес впервые попытался их логически обосновать. Тем
самым он положил начало дедуктивной математике – той математике, которая
впоследствии была превращена в стройную и строгую систему трудами
Гиппократа Хиосского, Архита, Эвдокса, Евклида, Апполония Пергского и
других великих ученых эпохи расцвета греческой культуры. Но все открытия
этих ученых очень мало использовались в повседневной жизни.
Исключением может служить, казалось бы, пример Архимеда.
Действительно, Архимед был ученым, который соединил в своем лице
гениального математика и замечательного инженера. Подчеркивающие этот факт
историки науки указывают, что именно Архимед предвосхитил то развитие,
которое приняла наука нового времени.
Античная наука отражала особенности греческого склада мышления, несла
на себе печать греческого мироощущения, исходила из того образа мира,
который сложился еще в эпоху ранней греческой классики. Этот образ мира
нашел свое отражение и в других сферах античной культуры – в частности, в
греческой литературе и греческом искусстве.
Как было указано выше, основным методом греческой науки было
созерцание. Уже этим самым объясняется то развитие, которое в античности
получила астрономия. Действительно, что могло быть более достойным объектом
созерцания, чем небесный свод с движущимися по небу светилами? Это
прекрасно выразил Анаксагор в приписываемой ему знаменитой апофеме. На
вопрос, для чего человеку лучше родиться, чем не родиться, Анаксагор
отвечал: "чтобы созерцать небо и устройство всего миропорядка".
Между тем греческие ученые, начиная с Фалеса, только тем и занимались,
что конструировали различные модели космоса. Первые модели были крайне
несовершенными и произвольными, ибо они строились чисто умозрительно, без
учета данных о движении небесных тел. Таких данных вначале у греков вообще
не было. Но к началу IV в. до н. э. греческая наблюдательная астрономия уже
имела существенные достижения.

Греческие игры


Состязательное начало греческой культуры породило целую систему
знаменитых греческих игр. Настоящей жемчужиной среди них были олимпийские
игры, прославившие Древнюю Грецию в веках.
В греческом обществе постепенно утверждалась идея о победе в каком-
либо состязании как высшей ценности, приносящей победителю почет и уважение
среди граждан полиса. Еще в поэмах Гомера знатные аристократы состязались в
силе, ловкости и упорстве, а победа в этих соревнованиях могла принести
лишь славу, а не материальные блага.
Игры в Греции носили аристократический характер – участвовать в них
могли лишь полноправные граждане полиса (из этого числа исключались
женщины, рабы, полусвободные и иноземцы).
Древнейшими и самыми важными были игры, впервые проведенные в 776 году
до нашей эры в области Олимпия на юге Греции и посвященные Зевсу. Начиная с
этого времени, они повторялись каждые четыре года (до IV века нашей эры,
когда римский император Феодосий I отменил Олимпийские игры, объявив их
языческими забавами, не совместимыми с победившим в Риме христианством).
Кроме олимпийских в Греции существовали еще Пифийские игры (в Дельфах),
Истмийские (в Коринфе) и Немейские в тех местах, где когда-то Геракл убил
каменного льва. Все игры сопровождались общегреческим перемирием, а
наградой победителям были лишь венки из оливы, лавра или сосны. Но эта
скромная награда означала, что получивший ее является любимцем бога, и в
этом качестве его чтили и прославляли, воздвигали в его честь статуи и
слагали гимны.
Общегреческие игры и состязания сыграли огромную роль в истории
античного искусства: прекрасное обнаженное тело атлета стало одним из самых
распространенных мотивов древнегреческой скульптуры.

Заключение


Особенностью греческой культуры является то, что она вырастает и
развивается на основе полисной социальной и духовной жизни и построена на
вере в силу освобожденного человеческого духа, в знание и правду жизни.
Развиваясь под влиянием ранней цивилизации, древнегреческая культура внесла
огромный вклад в развитие мировой культуры. Дошедшие до нас памятники
архитектуры и скульптуры, шедевры живописи и поэзии являются свидетельством
высокого уровня развития культуры. Они имеют значение не только как
произведения искусства, но и социально-нравственное значение. И сейчас
сформулированные в них мысли о добре, зле, чести и бесчестии являются
современными. В социальной философской проблематике античности преобладает
этическая тематика: она рассыпана мудрыми афоризмами, которые заставляют
задумываться нас и сегодня.
На почве древнегреческой культуры впервые появились и стали
развиваться категории научного мышления, велик вклад античности в развитие
астрономии, теоретической математики. Именно поэтому античная философия и
наука сыграли столь важную роль в возникновении науки нового времени,
развитии техники.
Отточенность, яркость и глубина философской мысли, обширность
вопросов, волновавших древнегреческих философов, вершины, которых достигло
ораторское искусство, не перестают восхищать нас и сегодня.
Древняя Греция создала тот особый способ отношения человека к космосу,
обществу и к самому себе, который предопределил судьбу западного мира.
Именно благодаря этому способу отношения человека к миру античность
понимается как синоним классического, непревзойденного образца в
скульптуре, архитектуре, литературе, ораторском искусстве, философии и
других сферах творческой деятельности. Этот же способ отношения человека к
миру определил высочайшую гуманистическую ориентацию всей системы ценностей
древнегреческого мира, к которой обращались многие великие мыслители,
поэты, писатели, художники и музыканты.

Список литературы


1. Боннар Андре, "Греческая цивилизация". I-III книги.– Искусство, 1992.
2. Вернан Ж.-П. Происхождение древнегреческой мысли. – М., 1988.
3. Винничук Л. Люди, нравы, обычаи Древней Греции и Рима. – М., 1988.
4. Гаспаров М. Занимательная Греция. – Наука и религия, 1990-1991.
5. Дмитриева Н.А., Виноградова Н.А. Искусство Древнего мира. – М., 1986.
6. Историки Античности. Древняя Греция. Древний Рим. Т. 1-2. – М., 1989.
7. История Европы. Т. 1 "Древняя Европа". – Наука, 1988.
8. Куманецкий К. История культуры древней Греции и Рима. – М., Высшая
школа, 1990.
9. Левек П. Эллинистический мир. – М., 1989.




Реферат на тему: Европейская культура

1. От маньеризма к барокко. Принципы барокко как выражение дворянского
мировоззрения.



1. Эпоха, направление, стиль

... Эпоха, направление, стиль... Где границы этих понятий, как
соотносятся они друг с другом? Ответы на эти вопросы пыталось отыскать не
одно поколение искусствоведов. Десятки книг и статей посвящены этой теме. И
все же мы не найдем в них единственной истины. В самом деле, барокко - это
стиль, направление или эпоха? А может быть и то и другое и третье
одновременно?..
Средневековье - конечно, эпоха. Но есть ли у культуры этого времени какие-
то общие черты или преобладает смешение стилей? Правомерно ли вообще
деление культуры на какие-то периоды, этапы, эпохи? Недаром ученые уже не
одно столетие настойчиво пытаются найти то общее и особенное, что
таинственно связывает между собой явления искусства, восстановить цепь
случайностей, звенья которой оборачиваются к нам новыми гранями. Итак...


2. Исторические предпосылки

XVII век. Новое время, эпоха барокко. Загадочным образом эта эпоха все
еще живет в нашем сознании, ее новизна не устарела без малого четыре
столетия. Драматическая напряженность мироощущения, интенсивность духовной
жизни чувствуется на расстоянии, притягивая через века. Не ослабевает и
притяжение искусства барокко: драматургии Шекспира, архитектурных ансамблей
барочного Рима, живописи Рубенса, Рембрандта, скульптуры Бернини. Не
упомянуты еще Кальдерон, Грифиус, Гриммельсхаузен, Шенфельд, Эль Греко,
Декарт, Кеплер, Бёме, Паскаль... Порождением духовной атмосферы эпохи стала
музыка А.Скарлатти, Д.Скарлатти, Дж. Фрескобальди, К.Монтеверди,
И.Пахельбеля, Букстехуда, Шюца, Корелли, Вивальди, Генделя, Баха. Если
взглянуть из нашего “исторического далека” на эпоху барокко, в ней не может
не поразить внутренняя закругленность, завершенность, исчерпанность смысла.
Барокко - время от “Гамлета”, его “порвалась дней связующая нить” (1601) до
смерти Баха, его “Пред троном твоим предстаю я днесь” (1749). Начало эпохи
- прорыв в будущее. Но был ли он так уж неожидан?
Западная Европа вступила в новую фазу экономических и политических
отношений, принесшую с собой новую культуру. Эта фаза характеризуется
прежде всего развитием и борьбой феодальных и капиталистических отношений,
приводящей к столкновению двух классовых мировоззрений. Происходит
централизация государственной власти и образование национальных
государственных объединений, слагавшихся на основе абсолютистских режимов.
XVII век - одна из наиболее грандиозных эпох во всей истории: все
европейские страны развивались в одном направлении: от феодализма к
капитализму, причем движение это принимало остродраматические формы, а сам
характер развития был резко неравномерным:
в Голландии уже сложились буржуазные отношения;
в Англии - буржуазная революция;
во Франции - расцвет абсолютизма;
в Италии - контрреформация;
в Германии сохраняется феодальная раздробленность, идет
тридцатилетняя война (1618-1648гг.);
Испания является одной из самых отсталых окраин.
Ведущими социальными слоями становятся буржуазия, земельная аристократия
и крестьянство. Но именно с XVII в. намечаются контуры единого мирового
культурно-исторического процесса.
Это не просто время перехода от эпохи Возрождения (XIV-XVI вв.) к эпохе
Просвещения (XVIIв), а большая значительная самостоятельная фаза в развитии
мировой культуры. Поэтому при всей неравномерности движения стран (что и
будет определять национальные особенности духовной жизни, создание
национальных школ), большое значение уделяется общим моментам, таким, как
мироощущение, миропонимание...



3. Идеологическая основа

Идеологической основой для нового стиля было ослабление духовной культуры
и духовной силы религии, раскол церкви (на протестантов и католиков),
борьба различных вероучений, отражающих интересы различных классов:
католицизм выражал феодальные тенденции, протестантизм - буржуазные. В это
же время государство приобретает большую роль, соответственно происходила
борьба религиозного и светского начал. Одновременно развивается наука
(географическое познание Земли (за исключением Антарктиды), развитие
оптики, законы преломления света Декарта, разложение спектра цвета
Ньютоном, имеющие большое значение для живописи, развитие термодинамики).
В такой сложной, динамической, драматической обстановке складывался новый
стиль, новая культура. Утверждался же он в обстановке относительной
стабилизации жизненных условий. Она была результатом либо насильственной
политики государства и церкви, либо следствием затишья, пришедшего на смену
общественным потрясениям. Но со стабилизацией жизненных условий не
уничтожаются общественные противоречия.
Не случайно общественное сознание фиксирует острую противоречивость любой
ситуации, к которой оно прикасается: социальные отношения, политика,
экономика... XVIIв - время перелома в общественном сознании идеологии
гуманизма. Исчезает уверенность в неизбежном торжестве положительных начал
жизни. Обостряется ощущение трагических противоречий. Скепсис и дуализм -
вот основные характеристики общественного мнения, общественного сознания.
На рубеже XVI-XVII вв. образуется так называемый “трагический гуманизм” -
осознание трагедии человека в обществе и мире, борьба с ними и с самим
собой. Происходит “расслоение” человека на частного и родового, на
личностного и сословного, на эмпирического и абстрактно-всеобщего. Эти
коллизии имели грандиозные последствия для общественного сознания эпохи - и
обыденного и философского самосознания, и художественного мышления.


4. Философия

В XVIIв. господствующим становится новый тип мироощущения, для которого
Бытие - динамичное, изменяющееся, сталкивающееся, драматичное. Такой тип
мышления, который видит в самом фундаменте вещей противоречие,
разорванность, коллизию, а не единство, гармонию, свойственные эпохе
Возрождения, был известным возвратом к дуализму средневекового религиозного
сознания. Снова мир воспринимается в противопоставлении материального и
духовного, природного и божественного, эмоционального и рационального. В
результате возникают размышления о первичности того или иного начала, о
господстве одного над другим. В итоге в философии разгорается
противоборство диаметрально противоположных философских учений и принципов:
метафизики (Декарт) и материализма (Гоббс, Локк, Бэкон), т.е. борьба
идеалистического и материалистического подходов в онтологии, сенсуализма и
рационализма в методологии, индуктивного и дедуктивного методов познания. В
конечном счете, развитие философской мысли в данном направлении привело к
формулированию антиномий Канта, диалектического мышления Гегеля.
Т.о. идеология признает существование антагонизмов (противоречий), но
считает государство и церковь силами, примиряющими конфликты жизни,
придающими ей единство. Первоначально философия стремится найти
монистическое объяснение мира (в чем единство?):
Рене Декарт: единство мира в разуме. Именно сознание, по Декарту,
является исходной достоверностью познания. Бог - наиболее совершенное
сущее, его функции в гармонии и гарантии истинности познания;
Бенедикт Спиноза находит единство в пантеистическом восприятии Бога,
который включает в себя видимый и невидимый мир, материальную суть,
духовные элементы;
Томас Гоббс утверждает: единство - в материи. Все духовное есть суть
материального. Люди должны объединяться в общество с сильной абсолютистской
государственной властью.
Блез Паскаль находил единство и суть в идеальной любви, источнике
благородного поведения. Именно религия (Христианство) разрешает загадку
Бытия;
Готфрид Вильгельм Лейбниц видел единство в предустановленной гармонии
мироздания, состоящей из бесконечного числа монад - самоценных завершенных
жизненных организмов.
Вообще, идея Божества - как средоточия высшего разума, справедливости,
истины, милосердия, вносящего стройность во все сущее, - характерна для
умонастроения эпохи.



5. Антиномии

В тоже время, барокко - художественная система, отражающая мировоззрение
людей послеренессансной эпохи, которые усматривали главный порядок жизни в
его противоречиях и считали, что нет ничего, что не имело бы своей
оппозиции. Антиномии, несовместимые друг с другом противоположности,
сосуществуют в культуре барокко, создавая своеобразную гармонию. Гармонию
неустойчивую, исполненную тревоги. Теоретики барокко говорят о “созвучии
несозвучного”, о concordia discordans. Антиномии барочного мышления
проявляются во всем.
Антиномия “хаос (управляющий вселенной) - порядок (торжество
рационализма)”. Система, к которой тяготеет научное и художественное
мышление барокко (система созвездий Кеплера, учение о государстве Грация,
система планировки Ленотра...) понимается не как выражение порядка,
лежащего вне человеческого сознания, а как нечто соразмерное, рациональное,
упорядоченное, подчиненное рассудку человека. В то же время, духовное
открытие барокко - чувство безграничности мира (чему способствовали
географические открытия), трагичной незащищенности человека,
несопоставимости малой, бренной страдающей песчинки человеческой жизни и
неизменной, холодной, бесконечной бездны Космоса.
Кто ты, о человек? Сосуд свирепой боли,
Арена всех скорбей, превратностей поток,
Фортуны легкий мяч, болотный огонек,
Снег, тающий весной, мерцанье свеч, не боле.
Грифиус “Человеческая нищета”.

Т.о. личность человека “одновременно нечто и ничто” (Флеминг). Все
зависит от внешних воздействий, от природы, от окружения, от людской массы.
Фортуна неуправляема, поток времени неуправляем, его можно лишь наблюдать -
до тех пор, пока он не сметет наблюдателя. Смерть слепа, стреляет наугад...
Случайность, хаос управляют Вселенной. В этом хаосе одинаково иррационально
и трагическое (поэзия Грифиуса, музыка Шюца), и чудесно-мистическое
(“Экстаз святой Терезы” Бернини, живопись Эль Греко).
Еще одна антиномия: противопоставление жизни и смерти. Последняя
понимается как свет, утешение, покой, мысли о Христе.
Что смерть благочестивым?
Ключи от жизни вечной,
Времен граница лживых,
На поле битвы мир,
Идущий к солнцу путник,
Блаженства вечный пир,
В пути к отчизне спутник,
Пожатие десницы,
Пылающее пламя,
И райские зарницы,
Горящие над нами.
Хофмансвальдау “Смерть”.

Это и антиномия преувеличенной яркости, телесности жизни (театр, живопись
Рубенса) с одной стороны, и мрака, боли, мистицизма - с другой (гравюры
Шенфельда).
Противопоставления существуют и на уровне типа мышления, мироощущения,
пространства, времени...
Игралище времен, непостоянный род,
На сцене бытия в преддверии утраты
Тот вознесен, тот пал, тому нужны палаты,
Тому - дырявый кров; кто царствует, кто ткет.
Вчерашнее ушло, минутный счастья взлет
Сметает новый день и завтра в бездну канет
Зеленая листва поблекнет и увянет,
И острие меча на нежный шелк падет.
Грифиус “Подобье нашей жизни”.

Перед нами типично барочная картина мира. Он неустойчив, динамичен,
соткан из контрастов, подвержен метаморфозам.



6. Специфические черты

Кроме вышеизложенного, типичными специфическими чертами эпохи можно
считать:
1. Усиление религиозной тематики, особенно тем, связанных с
мученичеством, чудесами, видениями;
2. Повышенная эмоциональность;
3. Большое значение иррациональных эффектов, элементов;
4. Яркая контрастность, эмоциональность образов;
5. Динамизм (“мир барокко - мир, в котором нет покоя” Бунин);
6. Тяготение к обобщающим и связывающим формам:
а) целостностные системы философии;
б) поиск единства в противоречиях жизни;
в) в архитектуре:
овал в линии здания;
архитектурные ансамбли;
г) скульптура подчинена общему декоративному оформлению;
д) в живописи - отказ от прямолинейной перспективы, подчеркивание
“бесконечности” пространства;
е) в музыке - создание циклических форм (соната, концерт),
многочастных произведений (опера).
В эпоху барокко произведения искусства “активно стремятся соединиться с
другими” (Липатов). Т.о. Мастер эпохи барокко мыслит и как скульптор, и как
архитектор, и как декоратор одновременно (Бернини “Собор святого Петра”).



2. Вырождение дворянской культуры в период абсолютизма. Рококо и его
периоды.



С началом нового, XVШ столетия совершенно очевидно обозначился процесс
разложения французской абсолютной монархии. Смерть в 1715 г. "короля-
солнца", последнее десятилетие лишь формально сохранившего могущество, была
просто завершающим событием в том длинном ряду явлений, которые
подготавливали приход нового века, а с ним и новых веяний в искусстве.
Начало регенства герцога Орлеанского, дяди будущего короля Людовики XV,
было ознаменовано сменой строгого придворного этикета совершенно
противоположной атмосферой: легкомыслия, жажды наслаждений, развлечений,
роскоши не столь тяжеловесной, как в ушедшую пору, и жизненного распорядка
не столь торжественного. Но в этом бурном веселье, желании успеть
насладиться всем была и доля бравады, тревоги, предчувствие краткости
мгновения, надвигающихся грозных бедствий.
Многое меняется в искусстве. Король перестает быть единственным
заказчиком произведений искусства, а двор - единственным коллекционером.
Появляются частные коллекции, салоны. На долгие десятилетия Франция
превращается в центр художественной жизни Западной Европы, в
законодательницу всех художественных нововведений, она становится во главе
всей духовной жизни Европы.
В первой половине XVШ в., когда так активно вытеснялась религиозная
культура светской, ведущим направлением во Франции стало рококо. Многие
исследователи считают рококо лишь ответвлением позднего барокко, потерявшим
монументальность великого стиля. Тем не менее очевидно, что рококо в первой
половине "галантного века" складывается в определенную стилевую систему,
отчасти продолжающую черты, унаследованные от барокко, но еще более их
видоизменяющую. Рококо - порождение исключительно светской культуры, еще
уже - двора, французской аристократии, тем не менее оно сумело не только
оставить след в искусстве, но и повлиять на дальнейшее ее развитие. Мир
миниатюрных форм нашел свое главное выражение в прикладном искусстве - в
мебели, посуде, бронзе, фарфоре, а в архитектуре преимущественно в
интерьере, где важным теперь было не пышное и величавое, а приятное и
удобное. Городские дворцы знати, богатой буржуазии, - "отели", сооружаемые
в этот период, как правило, строго классицстичны по экстерьеру. Внутри же
стены разбиты филенками, нишами, обильно украшены живописью, лепниной,
позолотой, мелкой пластикой, декоративными тканями, бронзой, фарфором,
зеркалами. Все это вместе составляет праздничное, действительно феерическое
зрелище. Формы дробные, ажурные, орнамент сложный, построенный на изогнутых
линиях, краски живописных панно или станковых картин прозрачные, светлые.
Все искусство рококо построено на асимметрии, создающей ощущение
беспокойства - игривое насмешливое, вычурное. Не случайно термин "рококо"
возводят к слову "раковина", "рокайль". Сюжеты только любовные,
эротические, любимые героини - нимфы, вакханки, Дианы, Венеры. Новые веяния
проникли в Академию. Аллегории, темы исторические, мифологические, жанровые
- все это темы любви. Портрет и пейзаж - не случайно очень важные в эту
эпоху жанры. За легкомыслием, остроумием и насмешливой иронией рококо были
и раздумья о судьбе человека, о смысле существования. Рококо имеет право на
существование как стиль уже и потому, что оно дало новые грани, новое
развитие выразительным средствам искусства.
Предвестием этого направления в искусстве, но и явлением значительно
более глубоким, не укладывающимся в рамки какого-то одного направления, был
художник Жан Антуан Ватто, создавший в искусстве свой, неповторимый образ.
Ватто нашел себя, свою тему, когда приехал в Париж: это так называемые
галантные празднества - аристократическое общество в парке, музицирующие,
танцующие, праздное; живопись, в которой как будто нет ни действия, ни
сюжета, - сцены беспечной жизни, переданные с утонченной грацией. Все это
увидено как бы со стороны тонким, чуть ироничным наблюдателем с налетом
меланхолии и грусти. Колорит Ватто - одно из сильнейших качеств его
дарования - построен на тонких нюансах серых, коричневых, бледно-сиреневых,
желто-розовых тонов. В картинах Ватто никогда нет чистого тона. Как в цвете
даны все тончайшие оттенки любовного чувства. В 1717 году художник создал
одно из самых больших произведений "Паломничество на остров Цитеру". В этой
картине отражена тончайшая палитра чувств, которая прежде всего создана
самим цветом. Но все это не любовь, а игра в любовь, театр. Театральность
характерна для всего искусства XVШ в., и для Ватто особенно. Он не скрывает
театрального приема в композиции. Искусство театра не только было модно в
век Ватто, театром была вся жизнь общества, которое пишет художник. Ватто
вообще очень близко знал актерский быт и не раз писал актеров итальянской и
французской комедии. Делакруа называл технику Ватто изумительной,
объединившей Фландрию и Венецию. В самом конце жизни Ватто создал свою
последнюю работу - это вывеска антикварной лавки, которая так и называется
"Лавка Жерсена". В ней он возможно хотел показать, как быстротечна "слава
мира", как коротка власть и сама жизнь, а вечно лишь одно искусство.
Подлинным представителем французского рококо стал Франсуа Буше, ибо в его
искусстве гедонизм рококо, доходящий до фривольности, пренебрежение к
конструктивному, рациональному, разумному, как и вся утонченная культура
"рокайльного языка", выразилось в полной мере.


3. Становление буржуазной культуры. Классицизм и его принципы. Идеи
просвещения.


XVШ столетие принято называть веком Просвещения. Ранние буржуазные
революции победили только в двух странах - Англии и Нидерландах. В
большинстве европейских государств был сохранен старый порядок. XVШ век с
его просветительскими идеалами, идеями "свободы, равенства, братства"
подготовил господство классических форм развитого буржуазного общества, а
Французская революция 1789-1794 гг. явилась классической буржуазной
революцией, захватившей широкие народные массы.
XVШ столетие подготовило также господство буржуазной культуры. На смену
старой, феодальной идеологии пришло время философов, социологов,
экономистов, литераторов нового века Просвещения.
Литература, музыка и театр достигают в эту эпоху той художественной
зрелости, которая пришла к живописи в XVI-XVП вв., достаточно назвать
романы Прево, Филдинга, Смоллета, Вольтера, Гете, музыку Баха, Моцарта,
Гайдна.
Изобразительному искусству XVШ столетия в лучших произведениях
свойственны анализ тончайших переживаний человека, воспроизведение нюансов
чувств и настроений. Интимность, лиризм образов, но и аналитическая
наблюдательность - характерные черты искусства XVШ в. как в жанре портрета,
так и в бытовой живописи. Эти свойства художественного восприятия жизни
являются вкладом XVШ столетия в развитие мировой художественной культуры,
хотя следует признать, что это было достигнуто ценой утраты универсальной
полноты в изображении духовной жизни, цельности в воплощении эстетических
воззрений общества, свойственных живописи Рубенса, Веласкеса, Рембранда,
Пуссена.
Просвещение как мощное идейное движение, начавшееся в Англии, формируется
и во Франции с 40-х годов XVШ в. Монтескье, Вольтер, Гольбах, Руссо
происходили из разных слоев общества, но отношение к старому режиму,
несостоятельность которого была для них очевидна, требование равенства,
оценки человека по заслугам личности, а не по сословным привилегиям
объединили мыслящих людей Франции. Так во Франции началась эпоха
Просвещения, определенные нравственные, этические и эстетические принципы
которого направили искусство в новое русло.

4. Роль немецкой классической философии в формировании духовной культуры
конца XVIII – начала XIX веков.

В конце XVII - н. XIX вв. Германия приближалась к буржуазной
революции. Февральская революция предшествовала политическому перевороту.
Важную роль в формировании Немецкой классической сыграли достижения
естествознания и общественных наук. Кант - основоположник немецкого
классического идеализма. Он разработал концепцию происхождения
солнечной системы из гигантской газовой туманности.

Новинки рефератов ::

Реферат: Основы здорового образа жизни (Спорт)


Реферат: Программа прикладного социологического исследования на тему: "Изучение мнения потенциальных и реальных пользователей всемирной компьютерной сети Internet о проблемах ее существования и развития в Москве" (Социология)


Реферат: Жизнь и педагогическая деятельность К.Д. Ушинского (Педагогика)


Реферат: Логика составления бизнес-плана (Менеджмент)


Реферат: Социология 20 века: Взгляды на общество Питирима Сорокина (Социология)


Реферат: Исследование психологических особенностей наркозависимых больных среди молодежи (Психология)


Реферат: Газоочистка №2 ОАО "АВИСМА" (Технология)


Реферат: ПБОЮЛ (Аудит)


Реферат: Лизинговые операции коммерческих банков (Банковское дело)


Реферат: Doubts accident result of freak weather (Иностранные языки)


Реферат: Гипоталамус (Биология)


Реферат: Империя Карла Великого (История)


Реферат: Великая Отечественная Война (История)


Реферат: Объекты интеллектуальной собственности (Предпринимательство)


Реферат: Борьба с отмыванием денег (Деньги и кредит)


Реферат: I MUST TO DO MY DUTY (Физика)


Реферат: Государственная поддержка малого бизнеса (Предпринимательство)


Реферат: Управление качеством продукции (Менеджмент)


Реферат: Аграрное право (Государство и право)


Реферат: Планк Макс (Исторические личности)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист