GeoSELECT.ru



Культурология / Реферат: Культура Древнего Египта (Культурология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Культура Древнего Египта (Культурология)





Культура Древнего Египта.



План.


1. Общая характеристика.

2. История Древнего Египта.
1). Египетская религия.
2). Мифы о солнечных богах.
3). Другие боги.

4. Изобразительное искусство.

1). Архитектура.
2). Скульптура.
3). Рельефы и росписи.

5. Древнеегипетская музыка.

6. Заключение.

7. Список используемой литературы.



Общая характеристика.
Систематическое изучение Египта начинается с 19 века.До этого
пользовались отрывочными библейскими данными и произведениями греческих и
латинских авторов.
В известной ”Истории” Геродота прошлое Египта описано
достаточно подробно ,хотя некоторые сведения, полученные им от самих
египтян , были недостоверны.
Несмотря на то , что в Египте сохранилось много памятников,лишь в
1822 году , благодаря усилиям французского ученого Франсуа Шамполь - она ,
удалось найти ключ к расшифровке египетских иероглифов.В распоряжении
ученых оказались надписи на стенах пирамид и храмов , папирусы самого
различного содержания - произведения религиозной литературы , летописи ,
поучения , сказки и повести.
Сами египтяне называли свою страну “Черная земля”,подчеркивая
плодородие ее почвы , в противоположность “Красной земле”, т.е.
пустыне.Слово “Египет” (“Айгюптос”) - греческого происхождения,представляло
из себя искаженное поэтическое обозначение древней столице
Мемфиса - Хет-ка-Птах (Крепость бога Птаха).Геродот называл Египет “Даром
Нила” ,ибо эта река стала основой хозяйства дожди почти не выпадали , и
жизнь для человека стала здесь возможной лишь в результате использования
речных вод.
Вследствие сильных тропических ливней переполнялись истоки этой
огромной реки и ежегодно (в середине июля) происходили ее разливы.Почти вся
старана оказывалась под водой,за исключением естественных возвышенностей и
искусственных насыпей , на которых располагались
города и селения , превращающиеся на время в островки .К ноябрю воды Нила
спадают , оставляя на полях плодородный слой ила.
Вслед за временем наводнения начинается второй
четырехмесячный сезон (время посева) , а за ним следует третий - жатва (
март -июль ).
История Древнего Египта.
Необходимость регулировать разливы Нила и распределять его воды
в общеегипетском масштабе способствовала объединению множества областей
(номов) в единое государство. Правда,в самом начале египетской истории их
было два : Верхний Египет (на юге,в узкой до-
лине Нила) и Нижний Египет (на севере,в дельте).Более прочное объединение
страны осуществил царь Верхнего Енипта Менес ( Мина ) , подчинивший Египет
около 3000 г. до н.э. и основавший первую династию объединенной страны.С
этого времени летописцы ведут счет времени по годам правления
царей(фараонов).Обычно выделяют следующие периоды истории Древнего Египта :
Додинастический период.
Раннее царство : 1 и 2-я династии.
Древнее царство : 28-23 вв. до н.э.3-4-я династии.Время
наибольшего могущества фараона божественного “Владыки Обеих земель”,
носителя двойной крорны Египта , олицетворителя бога Гора,сына Ра.Все эти
определения , имевшие к тому же и конкретные имена, т.н. титулатуру египет-
ского фараона,обладавшего неогранниченной экономической,политической и
верховной жречес -
кой властью . Подтверждение тому - грандиозные гробницы-пирамиды.
23-21 вв. - Египет переживает период политической
раздробленности;усиливается власть отдельных монархов.
Среднее царство : 21-18 вв. до н.э. - 11-13-я
династии.Борьбу за центральную власть ведут представители двух различных
династий.Побеждает фиванская династия ,но власть фараонов явно
тускнеет.Наиболее известные фараоны Среднего царства - Аменемхет I ,
Сенусерт III -его походы в Палестину,Аменемхет III - грандиозное
ирригационное строительство в Фаюмском оазисе.
18-17 вв. до н.э. - нашествие гиксосов (из Сибири и
Палести -
ны).Победа над ними открывает период
Нового царства - 16-11 вв. до н.э. 18-20-я династии.Время
широкого развития связей благодаря дальнейшему развитию всех сфер
хозяйственной деятельности.Среди фараонов выделя- ются : Тутмос I ,
дошедший со своими войсками до Евфрата;царица Хатшепсут и ее сын Тутмос II;
Аменхотеп IV, он же Эхнатон - фараон,попытавшийся,пусть и вынужденно , из -
за внешних обстоя- тельств посягнуть на пантеон египетских богов ; Рамсес
II , прославившийся сражением с хеттами.
Поздний период : 11-6 вв. до н.э.Усилившееся влияние
жречества теснит фараонов,и при Рамсесе ХI власть над Египтом переходитк
верховному жрецу Амона Херихору.
332г. до н.э.-Египет покорен Александром Македонским,а в
30г. до н.э. он становится провинцией Римской Империи.


Египетская религия.

Огромное место в жизни египетского государства играла
религия.И здесь особенно важны два момента : сложение египетского пантеона
и заупокойный культ.
Сложение египетского пантеона богов - сложный процесс , в
котором переплелись тотеми- стические представления и культ различных
явлений природы.Египетский пантеон богов составля - ют божества
,олицетворяющих небо,солнце,влагу,воздух,землю,растительность,Нил,а также
судьбу,истину,войну,справедливость,разум,искусство и т.д.При этом их
внешний облик соединяет в себе черты человеческого существа и животного
(чаще всего это человек с головой сокола,кош-
ки,львицы,ибиса,обезьяны,осла и т.п.).
Среди множества божеств особое значение очень рано
приобретает солнечное божество,
которое в разных номах представлялось в различном облике : в одной
местности это был крылатый диск,летящий по небу;в другой-огромный
жук,катящий по небу солнечный диск;иногда солнечный бог мыслился в виде
сокола или человека с соколиной головой.Имена этих божеств были различны Ра
, Атум , Амон,Хепри,Гор.Иногда названия дифференцировались:Хепри-утренное
солнце,Ра-дневное, Атум-вечернее.
Из различных вариантов солнечного божества раньше всего
выделяется бог солнца Ра.
Центр его культа-город Гелиополь . Воплощался он в образе сокола или
человека с соколиной головой ,увенчанной солнечным диском.С возвышением 5-й
династии Древнего царства (26-25 вв. до н.э.),происходившей из Гелиополя,Ра
становится главным богом пантеона и его культ приоб - ретает
общеегипетский характер.Он оттесняет более древнего гелиопольского демиурга
Атума , и обожествленный с ним ( Ра - Атум ) становится во главе Эннеады
(девятки) богов.Его стали считать созидателем мира и людей , возникших из
его слез , отцом богов , отцом царя.
У Ра есть несколько дочерей,которые отождествляли око
Ра:Сехмет - грозное око Ра,боги -
ня войны,богиня-целительница;Тефнут-любимое око Ра,богиня влаги;Хатор-
солнечное око Ра,бо - гиня неба,богиня любви,веселья,музыки,пляски.В
Дендере сыном Хатор считался бог музыки Ихи.
Помимо того , что все боги ни считались дочерьми Ра,их
объединяла “иконография”:все они изображались в виде женщины с головой
львицы.
Великий Ра не был единственным великим солнечным
богом.Не менее великим был и солнечный бог Амон.В эпоху 18-й династии , 16-
14 вв. до н.э.,он становится всеегипетским богом,а его культ приобретает
государственный характер.Центр культа - Фивы. Изображался в виде челове- ка
с головой барана в короне с двумя высокими перьями и солнечным диском.Амон
возглавляет фиванскую триаду :
Амон
Мут
Хонсу


богиня неба,жена бог луны,сын

Самой драматичной была судьба еще одного солнечного
бога-Атона.Именно с ним решил связать свою религиозную реформу фараон
Аменхотеп IV : он ломает все,что было связано с культом верховного бога
Амона и создает новый государственный культ Атона -солнечного диска, меняет
свое имя на Эхнатон,что означает “Угодный Атону” и строит новую столицу
Ахетатон (“Горизонт Атона”),а спустя четверть века после его смерти жрецы
объявляют Эхнатона еретиком , разрушают его город , а имя его вычеркивают
из списков ”законных” фараонов - в официальных египетских хрониках после
Аменхотепа III значится Хоремхеб.

Мифы о солнечных богах.

Отражали две группы представлений - о смене времен года
и о борьбе солнца с мраком и злом.Вот некоторые из них:
Знойный ветер пустыни , хамсин,приносящий засуху,дул
в определенное время года; когда он прекращался , начинался бурный рост
растительности. Эти явления природы отразились в следующем
повествовании:дочь Ра Тефнут поссорилась с отцом и,превратившись в
львицу,гордо удалилась в Нубию.Ра,скучающий по своей любимицепосылает за
ней Шу и Тота , которые стали павианами . Им надо вернуть Тефнут отцу ,
завлекая пением и танцами.Они успешно справляются со своим заданием и
гордая Тефнут возвращается.На радостях она вступает в брак со своим бра -
том Шу , что предвещает рождение природой новых богатых плодов.
Праздник возвращения дочери Ра в египетских календарях
назывался “днем виноград- ной лозы и полноты Нила”.
В наиболее знойное время года считалось , что
солнце распаляется гневом на людей и наказывает их с помощью своей
другой дочери - Сехмет : когда Ра состарился и “его кости стали из серебра
, его плоть из золота , волосы из чистой ляпис-лазури” , люди перестали
почитать бога-царя и даже “замыслили против него злые дела”.Тогда Ра собрал
совет старейших богов во главе с их прародителем Атумом, которые и
решили наказать людей.На них напустили другую люби -
мую дочь Ра Сехмет,которая превратившись в львицу , стала пожирать
людей.При этом она так разъярилась,что ее невозможно было остановить.И
вновь мудрейшие собрались на совет, где реши- ли напоить Сехмет красным
пивом,дабы она,опьянев,уснула......Когда же Сехмет пробудилась , то она
уже забыла о своих кровожадных подвигах...
Борьба солнца с силами мрака представлялась как борьба
Ра с владыкой подземного мира , огромным змеем Апопом.

Другие боги.

Хапи - бог Нила.Его символы - лотос и папирус.Его
праздник соединялся с началом разлива Нила.
Апис - бог плодородия в виде быка - черного , но с
белым круглым пятном на лбу и с особыми волосами на хвосте.Кроме того он
был душой бога Птаха и бога Ра.
Хнум - бог плодородия в виде человека с головой барана.Он
известен как один из прародителей рода людского,вылепив последних на
гончарном круге.Он же позаботился и о духовном двойнике человека - его ка.
Рененутет - богиня плодородия и собранного урожая , что
отразилось в ее эпитетах : “владычица плодородия”,”правительница
закромов”.Представала в образе змеи или женщины с головой змеи.Праздник
,посвященный богине Рененутет, проводился в день окончания жатвы.А немного
позже она становится еще и богиней судьбы.
Шаи - бог виноградной лозы и судьбы.
Онурис - бог охоты и войны.
Маат - богиня истины и справедливости,жена
Тота.Изображалась в виде женщины со страусовым пером на голове.
Тот - бог мудрости , счета и письма , муж Маат.Его
священные животные - павиан и ибис.Изображался в виде человека с головой
ибиса и палеткой писца в руках.Как божество астральное отожествляется с
луной и в этом божественном статусе вел счет дням , месяцам и годам
египетского календаря.
Сиа - богиня мудрости и познания-женщина,соправождавшая
бога Тота с правой стороны.
Птах - помимо того , что он был демиургом от Мемфиса ,Птах
считался покровителем ре- месел и искусств.
А теперь обратимся к заупокойному культу. К основным
письменным источникам относятся следующие произведения :
“Тексты пирамид” - древнейшие тексты заупокойных царских
ритуалов,вырезанные на стенах погребальных камер в пирамидах фараонов 5 и
6 -й династий Древнего царства (26-23 вв. до н.э.).
“Тексты саркофагов” - ритуальные тексты ,которые должны
были обеспечить фараону (а со временем 11 -й династии и частным лицам)
продолжение жизни в царстве мертвых.Они были заимствованы из “Текстов
пирамид” и размещались на стенках саркофагов , начиная с периода
Среднего царства.
“Книга мертвых”-составлялась с периода Нового
царства.Свитки папируса содержали не-
обходимые магические формулы,заклинания и около двухсот изречений,которые
должны были по-
мочь умершему вступить в загробное царство.
Заупокойный культ египтян опирается на следующие
представления : со смертью челове -
ка умирает только его тело , тогда как продолжают жить другие ипостаси его
существа - имя (рен) ,
душа (ба), вылетающая из тела в виде птицы , двойник человека (ка) ; именно
судьба Ка связана с
судьбой тела , ибо Ка не бессмертен , он может погибнуть от голода и жажды
, если при погребении
покойник не будет снабжен всем необходимым ; Ка может быть съеден
загробными чудовищами ,
если его не защитят магические формулы.
В разработанной до мельчайших подробностей системе
представлений египтян о потусто-
роннем мире одно из главных мест занимают “поля блаженных” (поля Иалу) , на
которых умерший
должен был совершить все земледельческие процессы от возделывания земли до
сбора урожая.
Повелителем загробного мира был Осирис - один из самых
почитаемых в Египте богов .
Поначалу Осириса считали богом природы: с ним связывали жизнь растений -
умер Осирис -умерла
природа ; расцветет все весной - значит , Осирис ожил. Именно поэтому он
и превратился в бога мертвых , который вершил свой суд.

Изобразительное искусство
Древнего Египта.

Архитектура.

Изобразительное искусство Древнего Египта , представленное
архитектурой , скульптурой , рельефами и росписями , теснейшимобразом
связано с заупокойным культом.При этом ведущим видом была архитектура.
Первым значительным сооружением в ряду грандиозных
царских усыпальниц была т.н.ступенчатая пирамида фараона Джоссера в Саккара
(28 в. до н.э.).С детищем зодчего Имхотепа связаны два важных момента :
первый - создание целого ансамбля , вобравшего в себя комплекс заупокойных
храмов , молелен и дворов , окружающих 60 - метровую
усыпальницу.Ансамблевое начало подчеркивалось стеной отгораживающей
прямоугольную территорию заупокойного ком-
плекса ; второй - воплощение идеи увеличения гробницы по
вертикали.Выделение гробниц фараона за счет резкого увеличения масштабов
отражало растущую власть “сынов бога”.
Классическим образцом такого рода сооружений являются
пирамиды фараонов 4 - й династии (27 в. до н.э.) Хеопса , Хефрена и
Микерина (греч.вариант их имен).Их отточенная форма , основанная на
пропорциях “золотого сечения” , была предельно лаконична и бесконечно
вырази - тельна.Два элемента определяли закономерности формы : основание,
квадратное в плане , и схож -
дение сторон в одной точке , подобно тому , как вся египетская жизнь
сходилась , сфокусировалась в обожествленном фараоне.Гениальная в своей
простоте пирамидальная конструкция несла худо - жественное обобщение самой
сути египетского общества , подчиненного безграничной власти фараона.
Характерной особенностью пирамид как архитектурных
соображений было отношение массы и пространства:погребальнаякамера , где
стоял аркофаг с мумией , очень небольшая , а подводили к ней длинные и
узкие коридоры.Пространственный элемент был сведен к минимуму.
Безраздельно господствовала масса всей пирамиды , в то время каксама
пирамида была завершающей частью огромного пространственного ансамбля : на
берегу Нила стоял небольшой нижний заупокойный храмик , от которого шел
длинный крытый коридор.Поднимаясь по склону Ливийского плоскогорья , он
подводил к верхнему заупокойному храму , расположенному у подножия пирамиды
.Ансамбль фараона Хефрена имел гигантского сфинкса,которого египтяне
называли “отцом страха”.Считается , что это было изображениеХефрена в
львином образе (голова человека и тело льва).
В эпоху среднего царства (21-18 вв. до н.э.) появляется
новый тип заупокойного храма. Ярчайший образец-храм Ментухотепа I долине
Деир-эль-Бахари (западный берег Нила).
Первое,бросающееся в глаза новшество,изменение местности
: не в пустыне,а у скал Ливийского нагорья.
Второе - усложнение композиции заупокойного храма ,
состоящего из двух террас,распо- ложенных одна над другой и завершаемых
небольшой пирамидой.Горизонтальнаяраспластанность террас ,подчеркнутая
пологим пандусом , как бы притормаживается верти кальными портиками ,
идущими по фасаду и по бокам храма.
За основным ядром комплекса шел небольшой открытый
двор,окруженный колоннадой.
Он вел во второй гипостильный зал (первый - нижняя терраса) и помещения ,
вырубленные в скале.
К этому добавлялся нижний храмик (или пропилеи) и
дорога , огражденная с двух сто - рон стенами и соединяющая храмик с
главным заупокойным ансамблем.
Дополнительными элементами этого архитектурного ком
плекса были каменные раскра - шенные статуи царя , стоявшие на дороге , и
сад с двумя бассейнами перед первым гипостильным залом.
От заупокойного комплекса Менхотепа I тянется ниточка к
храмовой архитектуре Нового царства, одним из наиболее ранних образцов
которой был заупокойный храм царицы Хатшепсут (нач. 15 в.до н.э.).Он
возведен уже в знакомой нам долине Деир-эль-Бахари архитекторомСенмутом ,
рядом с храмом Ментухотепа I.
Самая главная новация - захоронение отдельно от
храма.Царская мумия спрятана где-то в тайнике, в горах.Ансамбль же состоит
в целом из тех же элементов , что и храм “соседа” , но с тенденцией к
большей грандиозности :три террасы,возвышающиеся одна над другой , имеют
большие масштабы ; богатейшая декорировка , широкое использование
скульптур(свыше 250 статуй),обилие колоннад,деревья и искуственные пруды ,
размещавшиеся и на террасах.
Идея пространственно развитого храмового
комплекса,подчиненного принципу центральной оси,наиболее полное и
совершенное выражение получила в ансамблях Карнака и Луксора на восточном
берегу Нила в Фивах , посвященных богу Амону-Ра (16-15 вв.до н.э.).
Основными элементами сложного и гармонического целого
были следующие объемные и пространственные компоненты : молельня,коронный
зал,открытый двор.Они выстраивались по одной оси, продолжавшейся за стенами
длинной аллеей со сфинксами.Чередование их акцентиро - валось огромными
пилонами - входами , представляющие собой плоские трапециевидные формы ,
возвышающиеся над остальными архитектурными объемами храмового
комплекса.Перед пилонами размещались огромные скульптурные статуи фараонов
и обелиски (т.н.”иглы фараона”).
Основным средством архитектурной выразительности была
колонна : в карнакскомхраме их 270,в луксорском- 151.Характернейшая черта
этих колонн - использование растительных материалов: колонны напоминают
связки гигантских папирусов и лотоса.
Одним из наиболее совершенных храмовых ансамблей среди
египетских архитектурных памятников является Луксорский храм, называвшийся
Ипет-Рес.В большей своей части построен архитектором Аменхотепом-младшим в
15 в. до н.э.
Рассмотрим его план: в нем нетрудно выделить три основные
части.Первая-вытянутый прямоугольник,юбозначающий первый открытый двор с
колоннадой по центральной оси (около 20 м высоты с капителями в виде
цветущего папируса);вторая - квадратная , обозначающая второй открытый
двор,обнесенный двухрядной колоннадой ; третья - самая
обширная,прямоугольная,обо-
значающая комплекс помещений , расположенных по центральной оси (святилища
и молельни со статуями богов) и рядом с ней (кладовые).Эта третья часть
начинается вестибюлем с 32 колоннами.
Постепенное движение к молельням через величественно-
гигантские “заросли”каменного папируса имело и “световую драматургию”от
ярко освещенного солнцем двора ,через сумрак колонного зала , куда свет
проникал сквозь верхние зарешеченные проемы, к таинственному полумраку
искусственно освещенной молельни.Недаром некоторые ученые считали,что
египетское храмовое сооружение является скорее дорогой для процессий
,нежели пространством для пребывания.
И завершает основную линию архитектуры культовых
памятников Древнего Египта т.н.Рамсессум : комплекс , состоявший из Дворца
и заупокойного храма Рамсеса II в Фивах, и два храма Рамсеса II в Абу-
Симбеле (Нубия) , которые полностью высечены из скального массива , включая
четыре 24-метровые статуи Рамсеса на фасаде.
Они сохраняли основные композиционные принципы храмовых
комплексов Нового царства,максимально акцентируя при этом идею прославления
фараона.

Скульптура.

Отличительная черта египетского изобразительного
искусства его каноничность.Офор-
мившиеся характерные особенности изобразительной форм,композиционного
решения становятся обязательными для всех последующих произведений
определенного жанра ,будто портретная скульптура , рельеф , роспись.При
всем этом египетское искусство претерпевает и некоторую эволюцию,ибо
истинное художественное творчество не может не реагировать на те изменения
кото - рые происходят в духовной культуре общества.Поэтому мы будем
рассматривать весьма ограни -
ченный круг произведений,связанных со скульптурными статуями,рельефами и
росписями,отобрав те образцы,в которых наиболее ярко отразились основные
моменты развития египетского
искусства.
В Древнем царстве вырабатываются строго определенные
типы статуй: стоящая с выдви- нутой левой ногой и опущенными
руками,прижатыми к телу (статуя Микерина с богинями,статуя
Ранофера);сидящая,с руками ,положенными на колени (статуя Рахотепа и его
жены Нофрет ,статуя царскогописца Каи).
Для всех характерны следующие художественные
приемы:фигуры построены со строгим соблюдением фронтальности и
симметричности;голова поставлена прямо и взгляд устремлен вперед;фигуры
неразрывно связаны с блоком, из которого высечены , что подчеркивается
сохране- нием части этого блока в виде фона ; статуи раскрашивались:тело
мужских фигур - красновато-ко -
ричневого цвета ,женских-желтого , волосы - черного , одежды - белого
цвета.
Основной характер - торжественная монументальность и
строгое спокойствие.К этим общим для всех скульптурных статуй
закономерностям следует добавить небольшой , но очень существенный штрих -
портретные черты в передаче лица.Невозможно перепутать лицо писца Каи с его
чуть плоским носом и выдающимися скулами и лицо царевича Рахотепа с
напряженными морщинками у переносицы,аккуратными усиками и пухлыми губами
;надменное лицо зодчего Хе-
миуна,чуть полноватое , с маленьким , но энергичным и жестким ртом и лицо
верховного жреца Ранофера с правильно строгими и бесстрастными чертами.
Довершает индивидуализацию канонических черт тщательная
пластическая обработка тела: молодого ,физически развитого или полного ,
слегка оплывшего жиром , с дряблой кожей и морщинками.
В период Среднего царства,дабы усилить значимость верховной
власти в создании народа, скульптурные изображения живых владык Египта,
посвященные богам, стали устанавливать перед храмами и внутри их.Личность
фараона возвеличивается с еще большей наглядностью (последнее достигнет
небывалых масштабов в период Нового царства).Это повлекло за собой усиление
инди - видуально-реалистического начала при сохранении основополагающих
канонов художественной практики.
Голова статуи Сенусерта III (19 в. до н.э.) -
замечательный образец египетского
реалистического портрета: резкие морщины ,глу-
боко посаженные глаза , крупный нос и слегка выступающий власт -
ный рот.Большое выразительное значение приобретает светотеневая моделировка
лица : острый контраст бликов и затемненных частей на
черном камне (обсидиан) подчеркивает более сложную психологичес -
кую трактовку образа, в котором энергия и проницательный ум соче-
таются с моментами рефлексии.
В мелкой пластике Среднего царства появляются произве -
дения,отличающиеся таким новым качеством , как изящество и строй-
ность .Гармоничность линий рук и ног , более тонкая раскраска одеж-
ды,воспроизводящая различные узоры,миниатюрность фигур-харак -
терные стилистические приемы одного из произведений эпохи Средне-
го царства - статуэтки слуг , несущих жертвенные дары (19 в. до н.э.).
Лирическое начало в наибольшей степени характерно для
скульптурных образцов Нового царства. Статуэтки жрицы Раннаи и жреца
Аменхотепа отличаются изысканным качеством работы : они сделаны из дерева
,глаза и курашения инкрустированы золотом ,одеж-
да посеребрена.Мягкие очертания округлых лиц , изящество фигур ,
приобретающие в образе “певицы Амона” хрупкость и рафинирован -
ность за счет удлиненных пропорций и текучести линий.
Интереснейшим периодом в искусстве Нового царства стало
время правления Аменхотепа IV-Эхнатона в первой половине 14 в. до
н.э.Его новая столица - Ахетатон строилась по единому плану и вклю-
чала в себя несколько крупных частей : центральная была застроена дворцом и
главным храмом Атона,включавшим административно-хо-
зяйственные здания , домами - усадьбами вельмож.Окраину занимало
жилье ремесленников и бедняков.
Существенным новшеством храмовых ансамблей,при сохра-
нении общего принципа размещения преимущественно открытых по -
мещений центральной оси , был отказ от многоколонных залов.Их за-
менили просторные дворы с многочисленными жертвенниками.
Но наиболее значительные изменения произошли в изобра-
зительном искусстве .Разрыв с древней религиозной традицией озна -
меновал отход от героизации царского образа.Акцент теперь был сде-
лан на требовании простоты и естественности , которые должны были
проявиться не только в чертах лица , но и передаче душевного состоя-
ния.Сохранилось несколько скульптурных портретов и статуй Эхна -
тона , поражающих реалистичностью трактовки.При этом в первые годы
правления реализм приобрел характер утрирования индивидуа- льных черт
облика фараона , доходящий иногда до гротеска : статуя Аменхотепа IV в
Карнаке;рельеф “Семья Эхнатона” на пограничной стеле.Это исчезает в более
поздних произведениях - гипсовая голова Эхнатона и портретная голова
Эхнатона , незаконченная.Здесь уже нет гротесковых преувеличений губ и
носа , моделировка лица отличается мягкостью.
Скульптуру второй половины Нового царства , ее основ
-ную линию , представляют следующие произведения : гигантские ста-
туи Рамсеса II на фасаде его большого храма в Абу-Симбеле; колоссы
Рамсеса II в храмах Амона в Карнаке и Луксоре и в Рамсессуме.Самая
яркая черта этих памятников - огромные масштабы , сочетающиеся в
общественными,монументализированными объемами.”Вспомнились”
древние традиции египетского искусства - торжественно-героический
монументальный стиль , подавляющая грандиозность сооружений ,ут-
верждающая величие фараона-бога.
Но по сравнению с Древним царством вся эта скульптура об-
рела оттенок гигантомании , когда внешнее слишком превосходит внутреннее.

Рельефы и росписи.

Завершают характеристику египетского искусства рельефы и
росписи , которые в великом множестве украшали стены гробниц , за-
упокойных храмов , колонны , саркофаги и вообще все то , что могло быть
ими оформлено.
Характерные особенности изобразительного канона в рель-
ефе сложились еще в додинастический период,что нашло свое отраже-
ние и в росписях, развивающихся уже в искусстве Среднего царства .
Известная “Плита Нармера”,созданная в честь царя Нармера, объеди-
нившего Верхний и Нижний Египет,содержит в себе основные канони-
ческие черты.К ним относятся :
1.Построчное размещение сюжетных сцен(разделение плоскости го-
ризонтальные пояса).
2.Композиционная организация сцен(внутри поясов)на основе упо-
рядоченности.С наибольшей ясностью этот принцип проступает в т.н.
мотивах шествия , где фигуры движутся одна за другой , через одина -
ковые интервалы , с повторяющимися жестами.
3.Разномасштабность фигур.Так как фараон был главным действу-
ющим лицом в каждой композиции ,то его ,как впрочем и богов ,изо-
бражали в больших размерах , чем все остальные фигуры.
4.Изображение человека - принцип распластывания фигуры на пло-
скости , когда голова и ноги изображались в профиль , а торс и глаз - в
фас.Избирались самые четкие , ясно читаемые аспекты , органично
соединенные силуэтом обобщающего типа и соотнесенные с двухмер -
ной плоскостью.
5.Изображение предметов с различных точек зрения с помощью их
вертикального расположения : то , что находится дальше , изобража -
ется на плоскости выше.
6.Единство изображений и иероглифических надписей.
Наиболее распространенной темой рельефов и росписей бы-
ла тема пира ,обычно связанного с заупокойным культом . Роспись из
гробницы в фиванском акрополе относится к периоду Нового царства Именно
здесь с наибольшей отчетливостью проступают характерные
черты египетского искусства , поскольку любая сюжетная композиция
использует много различных “элементов”-человеческие фигуры,пред-
меты обихода(столы, кресла, посуда), деревья, птицы, животные и т.п.
И все это множество изображений размещается на плоскости , разде -
ленной на горизонтальные пояса так , чтобы каждая из фигур и пред-
метов ясно“читалась” глазами,не заслоняя друг друга.Расположенные
через одинаковые интервалы , с повторяющимися жестами , они как будто
застывают:вся “картинка” какой бы ни была ее тема восприни-
иается как торжественное ритуальное действо, воспарившее над обык-
новенным миром реального бытия.Все конкретные и заимствованные
из жизни сюжеты,воссозданные в египетских рельефах и росписях,бла-
годаря композиционному решению , приобретали характер священно-
действия , ибо они воспроизводили жизнь после смерти.

Древнеегипетская музыка.

Мы еще раз вернемся к теме пира в рельефах и росписях, ибо
именно здесь встречаются многочисленные изображения музыкантов .
К сожалению -это почти единственный фактологический материал, на
основе которого можно попытаться составить некоторое представле -
ние о древнеегипетской музыке.Правда,в музеях мира хранятся экзем-
пляры древнеегипетской арфы; в Берлине находится струнный инстру-
мент с длинным грифом - набл; два экземпляра деревянных флейт хра-
нятся во флорентийском и луврском музеях,а в последнем еще имеется
и египетский барабан.
В этом смысле египетская музыка находится в самом невы -
годном положении, по сравнению с изобразительным искусством , ли-
тературой.Опираясь на визуальный материал, равно как и на здравый смысл ,
мы можем смело утверждать, что существовала музыка народ-
ная , храмовая и дворцовая. Вполне естественно, что две последние формы
существования египетской музыки отличались определенным
профессионализмом.Большинство исследователей склоняются к мне -
нию ,что египетская музыка была одноголосой. Ее звуковая субстан -
ция опиралась на унисонное сочетание вокальных инструментальных
тембров -хор и певцы-солисты исполняли одноголосую мелодию, тон-
ко расцвеченную нежными тембрами арф, набл и флейт, поддержива -
емых ударными инструментами. В области тональной системы все
дружно склоняются к заключению о существовании простой пентато -
ники , а также зародыша дирижирования , называемого хейрономией.



Заключение.

Египетская культура была наиболее яркой на фоне
куль-
тур других цивилизаций . Во время процветания египетской дина -
стии египтяне изобрели много полезных вещей , например , как оп -
ределять поверхность куба, решать уравнение с одним неизвестным и
т.п.Египетская культура внесла огромный вклад в культуру всемир -
ную. После исчезновения египетской цивилизации осталось много
полезных сведений и информации , которыми люди пользуются до сих пор .



Список используемой литературы.


1. Н.Г.Грибунина“История мировой художественной культуры”,
Тверь , 1993 год.

2. В.И.Кузнецова“История Древнего Востока”,Москва ,“Высшая
школа”, 1979 год.

3. В.Семенов “Культура Древнего Египта”, Москва , 1975 год.







Реферат на тему: Культура Древнего Китая

Оглавление


Введение 2

Уровень развития материальной цивилизации. 2

Государство и генезис социальных связей. 3

Мировосприятие и религиозные верования. 4

Философия 5

Конфуцианство 7

Труд Конфуция «Лунь юй» (Изречения). 9

Основные принципы учения Конфуция 10

Учение Конфуция о государстве. 11

Даосизм 14

«Дао де дзин» 16

Литература: 18



Введение

Китай - страна древней истории, культуры, философии; одна из
древнейших цивилизаций, просуществовавшей тысячелетия и сохранившей,
несмотря на все катаклизмы, свою целостность и своеобразие, была китайская
цивилизация, сформировавшаяся в бассейне рек Хуанхэ и Янц-зы. В общую
культуру Китая внесли свой вклад многие народы Восточной Азии, обитавшие на
его территории и создавшие самобытные культуры, синтез которых на
протяжении веков и породил тот уникальный феномен, который называют
китайской цивилизацией. Лишь с конца III тыс. до н.э. определяется ведущая
роль в этом синтезе ханьской народности, давшей название народу, создавшему
величайшую цивилизацию древности.
Название «хайнцы», или «ханьжень» (так называют себя китайцы)
происходит от названия огромной деспотической империи эпохи поздней
древности – Хань (202 г. до н.э.). А к названию ее предшественницы – Цинь
восходит европейское название европейское название Китая со времен
античности: лат. – sinae, фр. – chine, англ. – china.
Древнее общество на территории Китая представляло собой замкнутый
социальный и политический комплекс с присущими всем древним обществам
закономерностями различных этносов и укладов:
1. I-II тыс. до н.э. – возникновение государства, период Шань (Инь)
2. XI-VIII - вв. до н.э. - государство Чжоу (Западное)
3. VII-VI вв. до н.э. – период «многоцарствования» (Лего)
4. V-III вв. до н.э. – эпоха «воющих царств»
5. III вв. до н.э. – II в. н.э. – империя Цинь и Хань
6. III – VI вв. н.э. – период «трехцарствования»

Уровень развития материальной цивилизации.

В середине II тыс. до н.э. в Северном Китае по берегам поселения
раннегородского типа, охватывающие одну или несколько общин. Такие
территориальные общины явились основой становления
протогосударственных объединений. В конце II тыс. до н.э. во главе
одного крупного этнически однородного конгломерата таких общин встала
наиболее сильная община – Шанская. Ее предводитель обладал большими
военными полномочиями и назывался ваном. Постепенно в общине –
государстве Шан особое развитие получил культ предков вана, что
выражалось особым покровительством богов роду вана. В дальнейшем
сакрализация власти, в эпоху Западного Чжоу, ван был провозглашен
сыном Неба и его единственным земным воплощением.
Наиболее значительные изменения в социально-политическом,
экономическом и духовном развитии древнекитайское общества произошли
качественные сдвиги в развитии земледелия, ремесла и торговли. Первое
упоминание о железоплавильном деле содержится в летописе, сообщающей
об отливке в царстве Цинь железного треножника с записью уголовных
законов (513 г. д.э.). Эта дата фиксирует важную веху в развитии
Древнего Китая и знаменует появление писанного государственного
законодательства взамен устного обычного права.
В период «воющих царств» бурно развиваются различные виды более
сложных ремесел: ткацкого, столярного, лакового, керамического,
ювелирного. Важное значение стала приобретать международная торговля,
расцвет которой связан с открытием Великого Шелкового Пути от ханьской
столицы Чанани через Азию на римский Восток. Свое название он получил
из-за главного предмета китайского экспорта – щелка. Кроме него по
этому пути вывозили железо, никель, драгоценные металлы, изделия
ремесла. Предметами импорта были драгоценные камни, пряности,
благовония.

В эту эпоху создавались мощные крепостные стены, ограждающие
царства от набегов кочевников и друг друга. Позже они стали частью
Великой Китайской стены, построенной в период империи Цинь, - мощного
фортификационного сооружения, протяженностью почти четыре тысячи
километров, состоящая из утрамбованной земли и каменных глыб.
Сооружение стены длилось почти десять лет и стоило неимоверных тягот и
людских потерь.
Реформаторская деятельность первого императора Цинь Шихуанди
привела к ускорению социально-экономических процессов, обусловленных
развитием частнособственнических и рабовладельческих отношений, и
коренному переустройству общественной и политической жизни.

Государство и генезис социальных связей.

Основные социальные и политические институты древнекитайского
общества сложились в эпоху «воющих царств». Две главные линии развития
определяли общественные процессы этого времени: во-первых, усиление
имущественного и социального расслоения в родовых крестьянских общинах
и ранних государствах (царствах); во-вторых, ожесточенное военное
соперничество между царствами и необходимость централизации,
объединения в единое государство.
Субъектами власти-собственности в царствах были правители –
ваны, которые передавали часть своих прав земельной аристократии,
главам родовых кланов. Первоначально социальное, правовое,
имущественное неравенство социальное, правовое, имущественное
неравенство не было слишком заметным, но постепенно все большее число
чиновников, аристократов, воинов и их слуг выделялось из среды
общинного крестьянства и жило за их счет. С увеличением незанятого,
привилегированного населения и общей массы избыточного продукта стала
нарастать тенденция к индивидуализации и приватизации.
Реальной же властью правителей-воинов ослабевала, и перед ними
вставала жизненно важная проблема – преодолеть децентрализацию и
раздробленность. Поэтому в ряде царств были проведены реформы, суть
которых сводилась к изменению характера налогообложения и упорядочения
централизованного управления, с учетом нарождающихся товарно-денежных,
частнособственнических и рабовладельческих отношений. Наиболее
успешно такие реформы были проведены в самом «молодом» царстве Цинь в
середине IV в до н.э. министром Шан Яномю
Суть реформ Шан Чна сводилась к подрыву сельской общины и
могущества потомственных знатных родов. Для этой цели были узаконены
взятие в залог и скупка земли, отменены ограничения на размеры
земледельческих владений. Шан Ян поощрил крупное земледелие, видя в
нем основу экономики. В то же время он стремился ограничить
разбогатевших соотечественников и поставить их под строгий контроль.
Для этого Шан Ян ввел 20 степеней гражданских рангов знатности на
основе имущественного ценза, но с учетом военных заслуг. Это был
своеобразный механизм экспроприации: за большой взнос можно было
повысить свой статус и избежать неприятностей как представителю
частного сектора.
Первый китайский император Цинь Ши-хуанди распространил на всю
империю порядки, установленные Шан Яном. Политическое объединение
страны, разграничивание населения по имущественному признаку,
проведение мероприятий, способствующих развитию товарно-денежных
отношений, несомненно, открывали простор для развития общества во всех
сферах. Однако для успешной реализации этих новых перспектив
требовались перемены в общественном сознании, мировоззрении,
ценностных ориентация древнекитайского общества.

Мировосприятие и религиозные верования.

Перемены в общественном сознании и соответствующее их осмысление
в политичесеких, философских и религиозных учениях Древнего Китая
подобно другим восточным учениям этого периода отражали все стадии
развития общества – от разложения родовой общины с ее культом
архаических божеств до появления единого всемогущего божества эпохи
империй, однако имели ряд особенностей. Во-первых, для Древнего Китая
характерна незначительная роль духовенства, приоритет человеческого
начала над богами; во-вторых, преобладание рационального осмысления
жизненных ситуаций обусловили выдвижение на первый план этических
норм; в-третьих, приоритет этики над религией привел к вытеснению
собственно религиозных функций духовенства (соблюдение ритуалов и
церемоний) чиновничье-бюрократической администрацией; в-четвертых,
поскольку основные философские школы складывались в Древнем Китае в
период ожесточенной борьбы «воюющих царств», то первостепенны в них
оказались преимущественно социально-политические вопросы. Не проблема
«человек-мир» и тем более «человек-космос» были в центре внимания
древних мыслителей, а проблема «человек-общество».
Таким образом религия превращалась в этику, а Небо олицетворяло
собой всеобщий порядок – космический и нравственный. Подобная
религиозная картина позволила создать своеобразную картину мира,
согласно которой последний изначально совершенен, гармоничен и его не
надо переделывать, преобразовывать. Творчество принадлежит Небу, оно
делает возможным произрастание всего сущего и жизнь всех вещей.
Поэтому необходимо самоустраниться, уподобиться природе и не мешать
осуществление гармонии.
Таким образом, древнекитайская религиозно-этическая традиция не
ориентирована на деятельное отношение к миру, а приказывала жить в
согласии с природой. Более подробно такие идеи развивались в даосизме
и конфуцианстве – учениях, составивших духовный стержень китайской
культуры, определивших менталитет китайцев на долгие годы.



Философия

Китайская философия, как и китайская культура в целом, в период своего
возникновения и развития не испытала существенного влияния никаких иных, не
китайских, духовных традиций. Это вполне автохтонная философия, в
наибольшей степени отличная от европейской.
Далее, я приведу тексты, характеризующие китайскую классическую
философию, которая представляет собой оригинальные, самостоятельно
возникшие в Китае философские учения, не включающие иностранные источник
(например, буддизм) и не опирающиеся на него.
Уже в древних памятниках письменности: «Шу цзине» («Каноне писаний»),
«Ши цзине» («Каноне стихов»), сложившихся в первой половине 1 тыс. д. э.
содержалась философская терминология и значительная часть ее проблематики.
Первым философом Китая и по значимости учения, и по исторической
достоверности был Конфуций (551 – 479 гг. до н.э.). По сложившийся традиции
другого крупного китайского философа – Лао-Цзы, основателя даосизма,
считают старшим современником Конфуция. Однако, это спорно, так как первые
подлинно даосские тексты написаны позже конфуцианских.
Само Конфуцианство во II в д.э, уже обладая превалирующим влиянием на
духовную жизнь Китая, добилось официального статуса господствующей
идеологии. Отношение к конфуцианству было гранью определяющей той или иной
философской школы в истории всекитайской философии. Последнее можно отнести
к одной из специфических черт развития китайской философии. Прежде, нежели
указать и на другие, следует отметить одну из ее основополагающих – это
иероглифический характер китайской культуры в целом, в отличие от
алфавитной культуры греческого типа.
Здесь истоки тотального натурализма, определяющего специфику китайской
классической философии, и своеобразие эквивалента европейской науки логики
– китайской нумерологии. Последняя согласно определению известного
российского синолога А. Кобзева, есть форматизированная, теоретическая
система, элементами которой являются математические или математико-образные
объекты, связанные, однако между собой главным образом не по законам
математики, а как-то иначе – символически, ассоциативно, фактуально,
эстетически, мнемонически, суггестивно и т.д.».
Классифицирование, составление таблиц, разложение по группам без
обязательной логической обоснованности – для китайской классической
философии это знак достаточной познавательной оформленности. Получаются
устойчивые числовые комплексы феноменов окружающего мира («пять свойств»,
«семь занятий», «два очищения» и т.д.), которые пронизывают текстовую ткань
китайской мысли и представляют собой ее отличительную черту.
Встречающаяся в текстах практика вводит в состав таких комплексов
феноменов макрокосмоса социальные понятия, что указывает на невыделенность
человеческого плана из общекосмического в сфере древнекитайского
теоретического мышления. С другой стороны, в «чисто» социальных моделях
управления, созданных, по преданию, мифическими культурными героями Китая,
в ряд равнозначных объектов поставлены и народ, и природа, и божества.
Таким образом, соблюдается некая коррелятивная согласованность
природных и социальных явлений. На представлении об этой согласованности
основывается концепция гармонического устройства мира, а главным принципом
древнекитайской космологии устанавливается гармония.
Космическая гармония, достигнутая в результате усилий культурных
героев, связывала различные аспекты бытия и служила источником покоя
(порядка)и в природе, и в обществе.
Согласно древним, гармония основывалась на постоянстве двух
космических начал – земли и неба, рождающая образы, уподобления которым
обеспечивает народу (третьей космической сущности) покой (порядок).
Принцип, регулировавший поведение народа в этой триаде, именовался в
древнекитайских текстах «ли».
Таким образом, первоначально «ли» выступает как категория космической
гармонии, соразмерность функционирования третьего космического начала
(народа)двум другим (небу и земле). Благодаря своему статусу, категория
«ли» приобретает регулирующее значение и в повседневной практики китайского
общества, выступая здесь в роли нормы социальной жизни.
Такая историко-социальная «протяженность» философских категорий и
понятий повлияла в известной степени и на форму подачи новой философской
мысли. Специфичным для Китая является традиционная «обернутость» новой
идеи, когда последняя только тогда может получить известное признание или
право на достойное внимание, если будет истолкованием или восстановлением
старинной концепции (будет введена в ареал одного из устойчивых числовых
комплексов).

Конфуцианство

Имя Конфуций - латинизированная форма китайского имени Кун-цзы
(Учитель Кун). Вопросы веры занимали самое незначительное место в
мировоззрении Конфуция, однако его имя очень часто упоминается в одном ряду
с именами Будды, Заратустры, пророка Мухаммеда. Не был он и умозрительным
философом: теория познания и загадки бытия также оставались вне его поля
зрения. Несмотря на всё это Конфуций оставил широкий и неизгладимый след в
духовном развитии целого культурного региона. Сверх того , его общественные
и нравственные идеалы стали впоследствии предметом повышенного внимания ина
Западе и в России .
Этого мыслителя древности , в отличии от многих других , не скрывает
завеса , сотканная воображением последователей .Наоборот - благодаря им мы
можем узнать о его привычках, характере, манёрах , о событиях его жизни
,услышать его подлинные слова. Оказывается , в его облике нет ничего
сверхчеловеческого , он удивительно прост , даже прозаичен.
Однако Конфуций не оставил цельного письменного изложения своих идей
. Ему приписывают составление и редактирование знаменитого ''Пятикнижия'' ,
которое издавна рассматривалось в Китае как исходный пункт всей китайской
литературы . Особое место среди этих источников занимает книга ''Лунь-юй''--
''Изречения'', составленная учениками Конфуция уже после его смерти . Она
состоит главным образом из отдельных афоризмов ,которые начинаются словами
''Учитель сказал ...''.
В этих афоризмах мы можем найти мысли сходные с мыслями античных
философов, например мысли об идеальном правителе и идеальном государстве :
какими они должны быть?

2.1 ...Кто правит согласно добродетели,
Подобен северной звезде:
Стоит на своем месте
В кругу других созвездий.

4.10 ...Благородный муж
Ничего не разрешает
И не запрещает в Поднебесной
А соизмеряется со справедливостью
Правление -- это:

12.11 ...когда будет государем государь,
Слугой слуга,
Отцом отец,
И сыном сын.

12.17 ...есть исправление.
Кто же посмеет не исправиться,
Когда исправитесь вы сами?

13.6 ...Когда ведешь себя ты правильно,
То за тобой пойдут и без приказа;
Когда же ты ведешь себя неправильно,
То не послушают, хоть и прикажут.

13.10 ... Когда бы власть в стране принадлежала добрым людям,

Они в течении ста лет могли бы победить жестоких И отменить казни.
Т.е. идеальный правитель должен быть справедливым , стремиться к добру
,тогда и народ пойдет за ним ,как ''...склоняется трава вслед ветру .'' .По
словам Конфуция ,на месте государя должен стоять человек , которому от
рождения положено править. Правитель должен быть такой , чтобы ''...были
рады те, что близко ,и приходили те, что далеко.'' Также мы можем
встретить мысли об идеальном государстве:
''...Если богатство распределить равномерно, то не будет бедных , если
в стране установить гармонию , то население не будет казаться малочисленным
.Если же народ будет находиться в состоянии покоя ,то государству не будут
грозить никакие опасности ''. Но самое главное ,по мнению Конфуция , это
то, что народ должен верить своим ''управляющим, иначе государству не
устоять''. Большая часть афоризмов , приведенная в хрестоматии, относится к
очень интересным жизненным поучениям и правилам:

8.13 ...Всегда будь искренним , люби учиться,

Стой насмерть, совершенствуй путь...

Стыдись быть бедным и убогим, когда в стране есть путь;

Стыдись быть знатным и богатым, когда в ней нет пути.

4.14 …Не печалься о том ,что нет места, А заботься о том ,чем себя
утвердить;

Не печалься о том,что никто не знает тебя ,

А стремись быть тем, кого могут знать.

15.29 ... Человек может сделать путь великим , Не путь делает великим
человека.

Представляют большой интерес некоторые философские афоризмы Конфуция,
которые имеют жизненную ценность вплоть до настоящего времени:

15.28 ...Что ненавидят все, то требует проверки. Что любят все, то
требует проверки.

15.30 ...Лишь та - ошибка ,что не исправляется.

17.3 ...Не происходит изменений лишь с высшей мудростью, И низшей
глупостью.
Все эти афоризмы дают некоторое представление о характере
мировосприятия Конфуция , становиться ясно, почему его учение нашло столько
много последователей. Однако они не могут дать полное представление об этом
, влиятельнейшем учении древности .

Труд Конфуция «Лунь юй» (Изречения).

«Лунь юй» - «Изречения» - наиболее надежный памятник, передающий
воззрения Конфуция, аутентичность которого не оспаривается специалистами.
Конфуций (ср. кит. – Кун Фу-цзы, т.е учитель Кун) жил в VI-V вв. до н.э.
Основное в его учении – социально-этический аспект, опирающийся на
авторитет древности. Конфуций разделяет людей на три этические категории:
цзинь-цзы, жэнь, и сяо жень.
Цзюнь-цзы – благородный муж, совершенный человек, обладающий
человеколюбием и чувством долга. Сяо жэнь – маленький человек или человек с
маленькой буквы, Жэнь – средний человек, потенциально могущий стать либо
тем, либо другим.
Основой правил поведения людей, по мнению Конфуция, должно быть сяо –
сыновья почтительность, которая вместе с любовью к старшим братьям являлось
основой человеколюбия.
Управление государством и обществом базируется на «ли», правилах,
приобретших функцию закона. Для того, чтобы поддержать управление,
основанное на правилах поведения, Конфуций выдвинул требование «об
исправлении имен», т.е. о соответствии слов реалиям, тем самым привести
действительность в надлежащий порядок.
Согласно учению Конфуция, идеальные правила существовали только в
древности, поэтому именно тогда в Поднебесной царил порядок. На этот
«золотой век», в прошлое ориентировал мыслитель свою модель государства.
Во II в. до н.э. при императоре У-ди принципы конфуцианства были
канонизированы, сам же Конфуций был обожествлен. При династии Тан текст
«Лунь юй» вместе с другими конфуцианскими текстами был выбит на каменных
стеллах.
Каждый образованный китаец был обязан знать текст «Лунь юй» наизусть,
а затем руководствоваться им в течении всей своей жизни.

Основные принципы учения Конфуция

К тридцати годам созрели основные этико - философские концепции
будущего учения Конфуция.
1. Концепция жень ("гуманность", "человеколюбие") и ли ("правила",
"этикет"). Ли провозглашалось высшим проявлением жень. Эти два компонента
отражали воззрения Конфуция на государственное устройство и социальную
организацию общества.
2. Суть второй концепции - "быть преданным, (честным) сановником,
почитать правителей". Она охватывала целый комплекс проблем, связанных с
системой управления и прежде всего с нормами взаимоотношения главы
государства и чиновничества.
3. Третья концепция известна как "следование среднему пути" (чжун
юн) или "учение о середине", которым Конфуций предостерегает от увлечения
крайностями.
4. Рассуждая о проблеме власти, Конфуций считал, что все дела должны
решаться на основе принципа справедливости, т.е., по существу соединил
воедино такие отдаленные понятия, как "власть" и "справедливость".
5. Пятая концепция касается отношения человека к той вере, которую
он исповедует:" Будь непреклоненно верен нашему учению, старательно
овладевай им; рискуя жизнью, оберегай его".Куан Ямин отмечает, что вся
дальнейшая жизнь Конфуция явилась наглядным примером непрелонной
приверженности этой доктрине.
6. К этому времени сформировались его начальные представления о Воле
Неба, пока еще непоследовательно выразившие его критическое отношение к
повсеместно распространненой тогда вере в духов.

Нетрудно заметить, что большинство концепций было связано с проблемой
управления государством и обществом. Это вполне отражало ситуацию в
сложнейший переходный период в истории Китая и в социально-экономическом и
в политическом плане.

Учение Конфуция о государстве.

Учение Конфуция не содержит главы, специально посвященной устройству
государства, как нет разделов о человеке, либо об обществе. Конфуцианскую
модель приходится реконструировать по отдельным суждениям. Его понимание
государственного устройства еще более ценно потому, что он сам был на
государственной службе и как мы это уже видели служба эта была успешной. Но
Конфуций не видит государство в отдельности от общества и единичного
человека. Все его Учение в этой области взаимосвязано. Некоторые его
высказывания носят иносказательный характер и, поэтому, не могут быть
восприняты однозначно. Это может исказить суть Учения, как она была
искажалась китайской бюрократией на протяжение многих веков.
Согласно разработанной Конфуцием схемы государственного устройства
управление государством и обществом базировалось на ли("правилах") им он
предавал большое значение.
Правила по сути устанавливали морально-этические основы жизни
человека, общество и государства в целом. Значение ли весьма объемно. Сюда
входят и жень("человеколюбие") и прежде всего любовь к ближнему, сяо -
сыновья почтительность, уважение к старшим и подчинение им, честность и
искренность; постоянное стремление к внутреннему совершенству, вежливость и
др.
Причем жан (вежливости) он считал важным элементом в государственном
управление. "Учитель сказал: "Можно ли управлять с помощью вежливости не
возникнут ли трудности? Но если не придерживаться вежливости в управление,
то будут ли существовать правила?!".Вежливость по - сути означала верность
ритуалам и на политическом уровне служила своего рода политической
культурой. Почтение к старшим и любовь к ближнему в равной степени
относилось как к семье в отдельности, так и к государству в целом, где
правитель становился главой "семейства". Идея заключалась в том, чтобы
ввести древнекитайские традиции в рамки государственного закона. Но закон
тот должен был быть условным, потому что мы знаем как Конфуций относился к
фа цзя (логистам), выступавшим за насаждение закона силой. В своем Учение
Конфуций большое значение возлагал на внутрисемейные отношения. "Если
наставлять народ путем введения правления, основанного на законе,
поддерживать порядок угрозами, то народ станет боятся наказаний и потеряет
чувство стыда. Если наставлять народ введением правления, основанного на
использование правил, то в народе появится стыд и он станет послушным."
Для того, чтобы создать правила, которые бы оставались жизнеспособными
в течение долгого времени Конфуций предлагал использовать принцип
"хе"(гармония, борьба противоположностей). "Правила надо создавать через
достижение единство через разногласия".
Большое внимание он уделял "главе семейства", чей образ был тщательно
интегрирован в ли как один из основных ее элементов. Для Конфуция и его
Учения было очень важен личный пример в реализации правил. Цзынь-
цзы("совершенно мудрый") по Конфуцию носитель правил, не должен находится в
отдаление от государственного правления, а должен наоборот быть активным
членом общества и государственным мужем. Именно на образе цзынь-цзы
основана идея государственного правления с помощью ли. Еще раз надо сказать
о роле личного примера в реализации Учения. "Если правитель любит ли, то
никто из народа не посмеет быть непочтителен; если правитель любит
справедливость, то никто из народа не посмеет не последовать ему; если
правитель любит искренность, то никто из народа не посмеет скрыть свои
чувства". В роле правителя у Конфуция должен выступать цзынь-цзы.
В своих суждениях о государстве он выделял два социальных слоя:
управляющие и управляемые. Под управляющими он понимал цзынь-цзы как
"благородного чиновника". Но это не значит, что только аристократы могли
быть такого рода чиновниками, но он также допускал и приток "новой крови"
из других социальных групп. Но в общем он хотел, чтобы "пахари возделывали
землю, а способные управлять управляли". Представление о "благородном
чиновнике" Конфуций как обычно раскрывает на конкретном примере. "Учитель
сказал о Цзы Чане(самый выдающийся дипломат и политик Древнего Китая):"Он
обладает четырьмя дао(сферы деятельности, направления в деятельности,
качества) благородного мужа: в своих поступках он проявляет чувство
самоуважения, находясь на службе вышестоящих, он проявляет чувство
ответственности, воспитывая народ проявляет чувство доброты, используя
народ проявляет чувство справедливости". Теперь попробуем расшифровать
значения этого высказывания.
Первым по важности из всех дао цзынь-цзы Конфуций считает личную
независимость, т.к. это выделяет личность от общей массы. Второе определяет
цзынь-цзы как человека уважающего принцип подчинения вышестоящему, более
старшему. Это делает систему управления государством более надежной.
Два последних касаются взаимоотношений "благородного чиновника" с
народом. Третье дао - воспитание народа, т.е. воплощение в жизнь одной из
важнейших составных частей Учения Конфуция. Сановник, если он истинный
"благородный муж", должен быть учителем народа, т.е. должен воздействовать
на него только добротой и личным примером, а если он начнет опираться на
закон (как логист), то это будет не воспитание народа, а народ потеряет
сыновья чувства к такому правителю (чиновнику), а сам он перестает быть
конфуцианцем.
Четвертое дао - использование народа. Речь идет о том, каким образом,
какими методами следует использовать народ на государственных повинностях
(трудовых, воинских), какую налоговую политику проводить, как вершить суд.
Во всей этой сфере контактов с народом претендент на звание цзынь-цзы
должен всегда исходить из принципа и (справедливости). Только сочетание
четырех перечисленных дао дает в итоге право называться цзынь-цзы.
Также для получения права называться цзынь-цзы надо быть человеком в
высочайшей степени образованным. Это условие Конфуция произвело на свет
культ знания в Китае. Конфуций тем самым открыл путь в цзынь-цзы для всех,
обладающих стремлением и упорством в получение знаний (т.к. для
земледельцев не по средствам было получать образование, то аристократия
была единственным источником пополнения чиновничества в Китае).
Возвышение правителя в государстве осуществлялось путем знамений Неба
(культ которого тогда зарождался в Китае) и проводилось чиновниками и из
чиновников (если они были цзын-цзы). Бюрократия, являясь носителем ли в
государстве получила в конфуцианстве своего верного покровителя, и дало ей
право на законное (легитимное) свержение не ус

Новинки рефератов ::

Реферат: Мелиоративные машины (Ботаника)


Реферат: Методические рекомендации по выполнению выпускной квалификационной работы бакалавра физико-математического образования профиль информатика (Педагогика)


Реферат: Ирландия (Культурология)


Реферат: Специфическая язва подошвы(Ulcus soleare specificus) (Ветеринария)


Реферат: Разработка управленческих решений (Менеджмент)


Реферат: Павел Первый (История)


Реферат: Социальный работник - новая профессия в России (Педагогика)


Реферат: Автоматическая гальваническая линия покрытий никель-хром (Технология)


Реферат: Гражданский процесс в России (Гражданское право и процесс)


Реферат: Особенности годового хода приземной температуры воздуха в разных частях Земли по данным ОА Гидрометцентра РФ (География)


Реферат: Налоги и платежи предприятия в бюджет и внебюджетные фонды (Бухгалтерский учет)


Реферат: Иван Крамской (Искусство и культура)


Реферат: Высшая школа и продвижение в науке (Педагогика)


Реферат: Технология производства калийных удобрений (Технология)


Реферат: Билеты с ответами за 2003 год (зима) (Транспорт)


Реферат: Профессиональное и высшее образование в Австралии (Педагогика)


Реферат: Процессоры ЭВМ (Кибернетика)


Реферат: Мария Монтессори (Педагогика)


Реферат: Просветительская деятельность передвижных художественных выставок (Искусство и культура)


Реферат: Облік грошових коштів (Бухгалтерский учет)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист