GeoSELECT.ru



Цифровые устройства / Реферат: ПЭВМ (Цифровые устройства)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: ПЭВМ (Цифровые устройства)


Появление в 1975 г. в США первого серийного персонального
компьютера (пресональной ЭВМ – ПЭВМ) вызвало революционный
переворот во всех областях человеческой деятельности.
Первые персональные компьютеры создавались в виде электронных
блоков, обеспечивающих возможность конструировать различные ЭВМ
из отдельных узлов. Такие наборы пользовались большим успехом у
любителей-электронщиков. Однако уже в 1981 г. стали выпускаться
ПЭВМ, имеющие блочно-модульную конструкцию. Эти машины, простые в
эксплуатации и сравнительно дешевые, предназначались для
потребителей, не обладающих знаниями в области вычислительной
техники и программирования.
ПЭВМ относится к классу микроЭВМ и является машиной
индивидуального пользования. Это общедоступный и универсальный
инструмент, многократно повышающий производительность
интеллектуального труда специалистов различного профиля. ПЭВМ
предназначена для автономной работы в диалоговом режиме с
пользователем.
Персональный компьютер для удовлетворения требованиям
общедоступности и универсальности применения должен иметь
следующие характеристики:
(малую стоимость, находящуюся в пределах доступности для
индивидуального покупателя;
(автономность эксплуатации без специальных требований к
условиям окружающей среды;
(гибкость архитектуры, обеспечивающую ее адаптивность к
разнообразным применениям в сфере управления, науки, образования,
в быту ;
(“дружественность” операционной системы и прочего
программного обеспечения, обусловливающую возможность работы с
ней пользователя без специальной профессиональной подготовки;
(высокую надежность работы (более 5000 ч наработки на отказ).
Эта категория компьютеров получила особо бурное развитие в
течение последних двадцати лет. Из названия видно, что такой
компьютер предназначен для обслуживания одного рабочего места.
Как правило, с персональным компьютером работает один человек.
Несмотря на свои небольшие размеры и относительно невысокую
стоимость, современные персональные компьютеры обладают немалой
производительностью. Многие современные персональные модели
превосходят большие ЭВМ 70-х годов. Персональный компьютер
(Personal Computer, PC) вполне способен удовлетворить большинство
потребностей малых предприятий и отдельных лиц.
Особенно широкую популярность персональные компьютеры
получили после 1995 года в связи с бурным развитием Интернета.
Персонального компьютера вполне достаточно для использования
всемирной сети в качестве источника научной, справочной, учебной,
культурной и развлекательной информации. Персональные компьютеры
являются также удобным средством автоматизации учебного процесса
по любым дисциплинам, средством организации дистанционного
(заочного) обучения и средством организации досуга. Они вносят
большой вклад не только в производственные, но и в социальные
отношения. Их нередко используют для организации надомной
трудовой деятельности, что особенно важно в условиях безработицы.

Основой ПЭВМ является микропроцессор (МП). Развитие техники и
технологий микропроцессоров определило смену поколений ПЭВМ:


первое поколение (1975 – 1980 гг.) – на базе 8-
разрядного МП


второе поколение (1981 – 1985 гг.) – на базе 16-
разрядного МП


третье поколение (1986 – 1992 гг.) – на базе 32-
разрядного МП


четвертое поколение (1993 г. – по настоящее время) – на
базе 64-разрядного МП.


Большую роль в развитии ПЭВМ сыграло появление компьютеров IBM
PC, произведенного корпорацией IBM (США) на базе микропроцессора
Intel-8086 в 1981 году. Этот персональный компьютер занял ведущее
место на рынке ПЭВМ. Его основное преимущество – так называемая
«открытая архитектура», благодаря которой пользователи могут
расширять свои возможности приобретенной ПЭВМ, добавляя различные
периферийные устройства и модернизуя компьютер.

В дальнейшем другие фирмы начали создавать компьютеры,
совместимые с IBM PC и, таким образом, компьютер IBM PC стал как
бы стандартом класса ПЭВМ. В наши дни около 85% всех продаваемых
ПЭВМ базируется на архитектуре IBM PC.
Среди зарубежных ПК следует отметить компьютеры американской
фирмы IBM: IBM PC/XT, IBM PC/AT на микропроцессорах 80286 (16-
разрядные), IBM PS/2 8030-PS/2 8080 (PS – Personal System), все
PS, кроме PS/2 8080, 16 – разрядные, PS/2 8080 – 32- разрядная,
IBM PC на МП 80386 и 80486 (32 – разрядные), IBM PC на МП Pentium
и Pentium Pro (64 – разрядные).
Широко известны персональные компьютеры, выпускаемые
американскими фирмами: Compaq Computer, Apple (Macintosh),
Hewlett Packard, Dell, DEC, а также фирмами Великобритании:
Spectrum, Amstard; Франции: Micra; Италии: Olivetty; Японии:
Toshiba, PANASONIC и Partner.
Наибольшей популярностью в настоящее время пользуются
персональные компьютеры клона (архитектуры определенного
направления) IBM, первые модели которых появились в 1981 г.
Существенно им уступают по популярности персональные компьютеры
клона DEC (Digital Equipment Corporation), в частности
широкоизвестные ПК Macintosh фирмы Apple, занимающие по
распространимости 2-е место.
В начале 90-х гг. мировой парк компьютеров составлял примерно
150 млн. шт., из них около 90% - это персональные компьютеры, в
частности профессиональные ПК типа IBM PC более 100 млн. шт.
(окло 75% всех ПК); профессиональных ПК типа DEC около 5 млн. шт.
За рубежом самыми распространенными моделями компьютеров в
настоящее время является IBM PC с микропроцессорами Pentium и
Pentium Pro.
Отечественная промышленность (страны СНГ) выпускала DEC-
совместимые (диалоговые вычислительные комплексы ДВК-1 – ДВК-4 на
основе Электроники МС-101, Электроники 85, Электроники 32 и др.)
и IBM PC-совместимые (EC 1840 – EC 1842, EC 1845, EC 1849, EC
1861, Искра 4861, Нейрон И9.66 и др.) существенно уступают по
своим характеристикам вышеназванным. Причем если еще лет 8 –10
назад мы ориентировались в основном на DEC-совместимые ПК, то
сейчас подавляющее большинство отечественных персональных
компьютеров собирается из импортных комплектующих и относится к
IBM PC-совместимым.



До последнего времени модели персональных компьютеров условно
рассматривали в двух категориях: бытовые ПК и профессиональные
ПК. Бытовые модели, как правило, имели меньшую
производительность, но в них были приняты особые меры для работы
с цветной графикой и звуком, чего не требовалось для
профессиональных моделей. В связи с достигнутым в последние годы
резким удешевлением средств вычислительной техники, границы между
профессиональными и бытовыми моделями в значительной степени
стерлись, и сегодня в качестве бытовых нередко используют
высокопроизводительные профессиональные модели, а
профессиональные модели, в свою очередь, комплектуют устройствами
для воспроизведения мультимедийной информации, что ранее было
характерно для бытовых устройств.
Начиная с 1999 года, в области персональных компьютеров
начинает действовать международный сертификационный стандарт-
спецификация PC99. Он регламентирует принципы классификации
персональных компьютеров и оговаривает минимальные и
рекомендуемые требования к каждой из категорий. Новый стандарт
устанавливает следующие категории персональных компьютеров:
1.Consumer PC (массовый ПК);
2.Office PC (деловой ПК);
3.Mobile PC (портативный ПК);
4.Workstation PC (рабочая станция);
5.Entertainment PC (развлекательный ПК).
Согласно спецификации PC99 большинство персональных
компьютеров, присутствующих в настоящее время на рынке, попадают
в категорию массовых ПК. Для деловых ПК минимизированы требования
к средствам воспроизведения графики, а к средствам работы со
звуковыми данными требования вообще не предъявляются. Для
портативных ПК обязательным является наличие средств для создания
соединений удаленного доступа, то есть средств компьютерной
связи. В категории рабочих станций повышены требования к
устройствам хранения данных, а в категории развлекательных ПК – к
средствам воспроизведения звука.
--------------------------------------------------------------
-----------------------------------Классификация персональных
компьютеров по конструктивным особенностям:



Бытовые ПЭВМ предназначены для массового потребителя, поэтому
они должны быть достаточно дешевыми, надежными и иметь, как
правило, простейшую базовую конфигурацию. Бытовые ПЭВМ
используются в домашних условиях для развлечений (видеоигры), для
обучения и тренировки, управления бытовой техникой. Однако
архитектура этих машин позволяет пдключать их к каналам связи,
расширять набор переферийного оборудования. При некоторой
модернизации эти модели могут использоваться для индивидуальной
обработки текста, решения небольших научных и инженерных задач
(например, отечественная ПЭВМ “Амата”). Бытовые ПЭВМ снабжаются
пакетом игр, программным обеспечением локальной сети и др. Фирмы
предлагают за дополнительную плату нарастить комплектность
компьютера НЖМД типа “венчестер”, музыкальной картой, монитором и
т.д. Модель “Амата” легко превращается в ПЭВМ общего назначения.
Персональные ЭВМ общего назначения применяются для решения
задач научно-технического и экономического характера, а также для
обучения и тренировки. Они размещаются на рабочих местах
потребителей: на предприятиях, в учреждениях, в магазинах, на
складах и т.п.
Машины этого класса обладают достаточно большой емкостью
оперативной памяти, имеют внешнюю память на гибких и жестких
магнитных дисках, собственный дисплей. Интерфейсы позволяют
подключать большое количество переферийных устройств, средства
для работы в составе вычислительных сетей.
ПЭВМ общего назначения используется прежде всего
потребителями-непрофессионалами. Поэтому они снабжаются развитым
программным обеспечением, включающим опрационные системы,
трансляторы с алгоритмических языков, пакеты прикладных программ.
В состав аппаратуры входят устройства для вывода как текстового,
так и графического материала, принтеры с высоким качеством
печати. Этот класс ПЭВМ получил наибольшее распространение на
мировом рынке.
Профессиональные ПЭВМ используются в научной сфере, для
решения сложных информационных и производственных задач, где
требуется высокое быстродействие, эффективная передача больших
массивов информации, достаточно большая емкость оперативной
памяти. Потребителями профессиональных ПЭВМ, как правило,
являются профессионалы-программисты, поэтому программное
обеспечение должно быть достаточно богатым, гибким, включать
инструментальные программные средства.
Благодоря подключению широкой номенклатуры переферийных
устройств функциональные возможности ПЭВМ значительно
расширяются. Они могут работать в многозадачном режиме, с
алгоритмическими языками высокого уровня, в составе
вычислительных сетей. По своим функциональным возможностям
многопроцессорные профессиональные ПЭВМ не только приближаются,
но и вполне могут конкурировать с большими ЭВМ предыдущего
поколения.
В настоящее время появился новый признак классификации ПЭВМ
по конструктивному исполнению, связанному с микроминиатюризацией
изделий. Снижение веса и уменьшение габаритов привело к выпуску
компьютеров, называемых LAPTOP («наколенные» компьютеры),
NOTEBOOK (компьютеры-блокноты) и HANDLEND (ручной компьютер).
В LAPTOP-компьютере клавиатура и системный блок выполнены в
одном корпусе, который сверху, как крышкой, закрывается
жидкокристаллическим дисплеем, неразъемно-соединенным со своим
электронным основанием. Соединительные провода между дисплеем и
ЭВМ скрыты в корпусе. Компьютер можно легко переносить и держать
на коленях пользователя. Эти модели немного уступают по своим
техническим параметрам настольным ПЭВМ. Они построены на МП
180386, имеют встроенные НГМД и НЖМД. В большинстве моделей
LAPTOP используются монохромные дисплеи, так как применение
цветных дисплеев приводит к резкому удорожанию компьютера.
Компьютеры класса LAPTOP не должны весить более 3,5 кг.
NOTEBOOK (компьютеры-блокноты) имеют размеры одного
листа бумаги стандарта А4 (297*210), обладают неполной
клавиатурой (около 80 клавиш). В них используются НЖМД (например,
дисковод емкостью 120 Мбайт, диаметром 2,5 дюйма) и НГМД. В
комплекте с NOTEBOOK можно применять модем или факс-модем,
выполненные в виде отдельного настольного блока, присоединенного
кабелем к компьютеру и телефонной сети. Однако существуют блоки
модемов и факс-модемов, вставляемые в корпус NOTEBOOK и
работающие, как правило, только на передачу сообщений. Компьютеры
NOTEBOOK могут использоваться в деловых поездках, не требуют
места на рабочем столе, могут храниться в ящике для бумаг, в
портфеле.
ПЭВМ HANDHELD – ПЭВМ, размер которой меньше одного листа
бумаги стандарта А4 (например, модель Hewlett Packard 95 LX имеет
размеры 160*86*25 мм), поэтому они всегда под рукой (в кармане) в
готовом к работе состоянии. Эти модели могут работать независимо
от электросети. Программы при автономной работе вводятся с
помощью твердой карточки (ROM CARD) , на которых записаны
программы емкостью 32, 64 или 128 Кбайт. Карточки можно
перепрограммировать. Для хранения результатов расчетов,
введенного текста, составленных электронных таблиц и других
результатов работы пользователь применяет ROM CARD со встроенной
в них батарейкой. Это карточки очень небольшого размера (2*5 мм),
что позволяет вставлять их в специальные отверстия в корпусе
персонального компьютера для чтения с них программ, данных или
записи результатов работы пользователя. По мере надобности
результаты работы могут по кабелю перенесены на настольный
компьютер. В конструкциях этих моделей ПЭВМ предусматривается
гораздо больший объем постоянной памяти, чем в конструкциях
настольной ПЭВМ.
По прогнозам специалистов, миниатюрные компьютеры в ближайшем
будущем смогут включаться в вычислительные сети без проводов (с
помощью радиоволн), что потребует минимальных затрат. Такая
технология получила название «полевая компьютеризация» (Field
Computing). К концу 90-х годов ее внедрение вызовет новый
революционный скачок в информатизации общества.
Карманные компьютеры (Palm Top, что значит «наладонные»)
имеют массу около 300 г; типичные размеры в сложенном состоянии
150*80*25 мм. Это полноправные персональные компьютеры, имеющие
микропроцессор, оперативную и постоянную память, обычно
монохромный жидкокристаллический дисплей, портативную клавиатуру,
портразъем для подключения в целях обмена информацией к
стационарному ПК.
Электронные секретари (PDA – Personal Digital Assistent,
иногда их называют Hand Help – ручной помощник) имеют формат
карманного компьютера (массой не более 0,5 кг), но более широкие
функциональные возможности, нежели Palm Top (в частности:
аппаратное и встроенное программное обеспечение, ориентированное
на организацию электронных справочников, хранящих имена, адреса и
номера телефонов, информацию о распорядке дня и встречах, списки
текущих дел, записи расходов и т.п.), встроенные текстовые, а
иногда и графические редакторы, электронные таблицы.
Большинство PDA имеют модемы и могут обмениваться информацией
с другими ПК, а при подключении к вычислительной сети могут
получать и отправлять электронную почту и факсы. Некоторые из них
имеют даже автоматические номеронабиратели. Новейшие модели PDA
для дистанционного беспроводного обмена информацией с другими
компьютерами оборудованы радиомодемами и инфракрасными портами.
Ручной ввод информации возможен с клавиатуры (клавиатура
QWERTY у моделей HP 100LX, Casio Boss, Psion Series), у некоторых
моделей (Newton Message Pad, Dyna Pad, Versa Pad и др.) имеется
«перьевой» ввод: сенсорный экран, указка (перо) и экранная
эмуляция клавиатуры (указкой можно «нажимать» клавиши на экране),
у некоторых моделей (Sharp Wizard) имеется гибридный ввод: с
клавиатуры, для выбора пунктов меню и некоторых рукописных
записей – перьевой ввод.
Электронные секретари обычно имеют небольшой
жидкокристаллический дисплей (иногда размещенный в съемной крышке
компьютера) и возможность наращивания ресурсов по спецификации
PCMCIA. PDA, пожалуй, самый быстроразвивающийся вид портативных
компьютеров: по оценке специалистов, в 1996 г. парк PDA только в
США превысит 10 млн. шт.
Электронные записные книжки (organizer – органайзеры)
относятся к «легчайшей категории» портативных компьютеров (к этой
категории кроме них относятся калькуляторы, электронные
переводчики и др.); масса их не превышает 200 г. Органайзеры
пользователем не программируются, но содержат вместительную
память, в которую можно записать необходимую информацию и
отредактировать ее с помощью встроенного текстового редактора; в
памяти можно хранить деловые письма, тексты соглашений,
контрактов, распорядок дня и деловых встреч. В органайзер встроен
внутренний таймер, который напоминает звуком о деле в заданное
время. Есть защита информации от несанкционированного доступа,
обычно по паролю.
Есть разъем для подключения к компьютеру, небольшой
монохромный дисплей. Благодаря низкому потреблению мощности
питание от аккумулятора обеспечивает без подзарядки хранение
информации до 5 лет. К сожалению, большинство органайзеров не
русифицированы, а программную русификацию сделать невозможно.





Реферат на тему: Понятие информационные ресурсы

Содержание

Понятие информационные ресурсы……………………………………………….3
Возникновение информационных ресурсов………………………………………4
Возникновение компьютерных средств…………………………………………..6
Скачкообразное информационное развитие……………………………………...8
Динамика роста информационных потребностей………………………………10
Смена приоритета информационного развития…………………………………13
Заключение………………………………………………………………………...16
Список используемой литературы………………………………………………17



Понятие информационные ресурсы.
Изменение человеком окружающего мира влечет развитие информационного
пространства. На каждом этапе этого развития неизбежно накапливается
информация первого порядка - опыт деятельности человека и информация
второго порядка - сведения об опыте обработки и переработки информации.
Накапливающийся опыт деятельности человека, фиксируется в виде информации -
это сначала служит основной предпосылкой возникновения информационной
деятельности и информационных технологий.
Итак, Информация – это сведения, независимо от формы их представления,
усваиваемые субъектом в форме знаний.
Информационная система – это организационно упорядоченная совокупность
документов (информационных продуктов) и информационной инфраструктуры.
(Примеры информационных систем - библиотеки, архивы, фильмотеки, базы
данных, Internet.)
Информационные ресурсы – это отдельные документы, массивы документов,
которые входят в состав информационных систем.



Возникновение информационных ресурсов
В процессе жизни и деятельности человека его опыт как накапливающаяся в
огромном количестве субъективная и объективная информация может быть
зафиксирован, сохранен и передан другим людям. Исторический аспект
рассмотрения проблемы накопления информации позволяет вскрыть наиболее
значимые для человечества аспекты, проследить динамику информационного
развития. Сначала человек учится на своих ошибках, на своем опыте, затем
наиболее значимая информация, которая содержит знания о природе, о
деятельности, о людях, о событиях фиксируется и передается другим людям в
процессе коммуникации. Однако не меньшей ценностью для общества обладают
определенные методы и информационные механизмы фиксации и передачи
информации. Так потребность индивидуума в информации не только о своем
опыте, но и об опыте других стимулировала развитие речи. Речь явилась тем
революционным информационным механизмом, который позволил животному поднять
свой разум и образ жизни на новую высоту и таким образом стать человеком
разумным. Зарождение информационных технологий в развивающемся
информационном пространстве показано на рисунке 1.
[pic]

Рисунок 1. Возникновение информационных технологий


Информация первого порядка, фиксирующая опыт деятельности человека
неизбежно накапливается в таких количествах, что приходится решать вопрос,
как лучше фиксировать, упорядочивать и передавать необходимую информацию.
Решение подобных вопросов является для человечества неоценимым достоянием.
Сведения об опыте обработки и переработки информации и составляют
информацию второго порядка. Таким образом, формируется и фиксируется в виде
информации опыт деятельности человека, что и служит основной предпосылкой
зарождения информационных технологий.
Получив в виде готовой информации знания других людей, человек смог
смелее, быстрее достигать своих целей, стремится ставить новые цели и
узнавать о новых способах их достижения. То есть информация раскрывает
новые возможности, пробуждает дополнительные информационные потребности.
Как говорится, "чем больше знаешь, тем больше хочешь знать".

Постепенно потребность в информации вышла за границы личного общения -
обобщенный опыт начал накапливаться и фиксироваться при помощи все более
совершенных средств. Как речь, так и письменность - это весьма значимые для
развития человеческого общества информационные технологии. Все новые
технологии поддерживают производство и передачу информации, обеспечивая
развитие информационных потребностей и множество информационных ресурсов.
Далее объем общественно значимой информации превысил информационные
возможности одного отдельного человека, таким образом, информационная
технология стала нуждаться в изобретении все новых и новых средств
обеспечения информационной деятельности - так на основе письменности
возникло книгопечатание. В результате каждого революционного изобретения с
новой силой развивается процесс информатизации.
Такие информационные технологии, как письменная речь и книгопечатание
позволили человеку подняться на соответствующий культурный уровень.

Возникновение компьютерных средств
Возможность обладать информационными ресурсами, стимулировала развитие
новых и новых информационных средств. Новые средства, в свою очередь
раскрывали более широкие горизонты информационных потребностей. В отличие
от истории развития техники, новый информационный ресурс, или новое
информационное средство не вытесняет и заменяет старое, а дополняет собой
существующую систему информационного общения. Наконец, объем
информационного пространства вновь достиг критического объема, и это
явилось закономерной предпосылкой поиска и открытия современных
компьютерных средств фиксации и передачи информации. Зарождение
информационных технологий и возникновение компьютерных средств стимулируют
скачкообразное информационное развитие. В информационном плане это
равносильно новой информационной революции.
На рисунке 2 схематически показано, что развивающееся информационное
пространство, достигнув критического объема породило информационные
технологии, которые побудили еще большее развитие информационного
пространства, так и развивающиеся информационные технологии явились
закономерным толчком зарождения и дальнейшего стремительного развития
компьютерных средств.
[pic]

Рисунок 2. Возникновение компьютерных средств
И, наконец, развитие информационных ресурсов и информационных
технологий и средств передачи информации повлекло возникновение
усовершенствование средств ее обработки и фиксации - зародились и начали
активно развиваться компьютерные средства.
Такие средства меняют структурную основу системы общения. Новые
функциональные возможности компьютерной техники, которые с каждым годом
наращиваются, воспринимаются сегодня в качестве мощного усилителя
информационной деятельности человека и прогрессивного информационного
развития общества.



Скачкообразное информационное развитие
Оба процесса зарождения информационных технологий и возникновения
компьютерных средств, можно представить в виде графиков. Приведем два
графика функции, соответствующей уровню развития информационных ресурсов
Р(t) во времени, для двух исторических периодов. Первый период (I)
характеризуется возникновением речи. Второй период (II) характеризуется
развитием письменности. Для каждого из этих периодов может быть легко
показан скачкообразный рост. Каждый скачек знаменуется введением
определенных информационных инноваций (в данном случае речи и письменности)
и легко просматривается на рисунке 3.
[pic]
|Обозначения: |
|I – влияние возникновение речи на уровень развития информационных ресурсов|
|общества; |
|II – влияние возникновения письменности на уровень развития информационных|
|ресурсов общества. |
|P – уровень развития информационных ресурсов |
|t1 – скачек, связанный с возникновением речи |
|t2 – скачек, связанный с возникновением письменности |
| |


Рисунок 3. Динамика становления информационных ресурсов
Как говорилось выше, новые информационные ресурсы не перечеркивают, а
существенно дополняют предыдущие. Поэтому приведенные функции не заменяют
друг друга, а суммируются. Таким образом, на примере новой функции (III)
можно наблюдать последовательное, все более прогрессивное становление
информационных ресурсов.
Приведенные выше и подобные выкладки, изложенные в трудах
исследователей, позволяют судить об ускорении информационного развития.
Однако в настоящее время нет единого мнения о достоверности того или иного
прогноза дальнейшего информационного развития.



Динамика роста информационных потребностей
Общую тенденцию динамики доступных информационных ресурсов и активных
информационных потребностей за период развития человечества до 2000 года
можно проследить на графике двух функций: функции развития информационных
ресурсов и функции информационных потребностей. Функция развития
информационных ресурсов после сглаживания становится близка по виду к
экспоненте. На современном этапе для функции развития информационных
ресурсов характерен стремительный рост – этот этап является периодом
информационного «взрыва».
Общественное развитие средств передачи информации связано с уровнем
информационных потребностей общества и личности. Эта связь, начиная еще с
далекого прошлого человечества, отражалась достаточно стабильными
закономерностями. Однако со временем стало все более ясно, что наращивание
потенциала системы общения опережает организацию управления этой системой.
Такое нарастание информации затрудняет процедуру принятия решения,
осложняет выбор, который рано или поздно приходится делать. Затягивание
выбора ведет к ситуации истощения, когда на фоне внешнего (объективного)
избытка информации усугубляется внутренний (субъективный) недостаток
необходимой информации.
Потребности личности не безграничны. Это относится и к информационным
потребностям, которые на определенном уровне приближаются к насыщению.
Стремительный рост информационных ресурсов на определенном этапе проходит
через зону насыщения информационных потребностей.
Человеку, не адаптированному к избытку информации, грозит стресс.
Механизмами защиты от стресса являются своевременный выбор необходимой
информации и защита от информационного шума, то есть от лишней, ненужной
информации.
Другими словами, современный человек в информационном плане обладает
многими излишествами, но часто лишен жизненно необходимого. Отсюда основная
проблема информационного века - стресс. Стресс в информационном обществе
связан с активным приспособлением человека к большому количеству постоянно
меняющейся информации, соответственно условиям окружающей среды. Стресс
сопровождается мобилизацией всех средств защиты. Он включает механизмы, как
полезного, так и вредного для организма характера.
Сегодня информатизация охватывает все аспекты социальной сферы. Однако,
пока действие внешних регуляторов малозначимо. Рост возможностей
информационно-компьютерных инфраструктур уже не следует за потребностями
человека, а, опередив их, подчиняется новым законам, законам саморазвития.
Рассмотренные зависимости, отображающие соотношение информационных
потребностей личности и информационных ресурсов общества изображены на
рисунке 4.
[pic]

Рисунок 4. Соотношение информационных потребностей личности и
информационных ресурсов общества

Обозначения: t1 – 6 т. лет до н.э. – возникновение речи; t2 – возникновение
письиенности; t3 – книгопечатание; t4 – телефон, радио, телевидение; t5 –
компьютеры. Ир(t) - функция информационных ресурсов, возрастающая
скачкообразно; Ип(t) - функция информационных потребностей.
Функция информационных ресурсов И Р (t) со временем скачкообразно
продолжает расти.
Замедление роста функции информационных потребностей И П (t) означает
не столько отсутствие новых информационных потребностей у конкретной
личности, сколько приближение к пределу возможностей человека. Налицо
необходимость как внешних по отношению к человеку, так и внутренних мер
регулирования активного информационного пространства.
Двигающей силой развития информационных ресурсов И Р (t) всегда
являлось стремление этой функции приблизиться к уровню постоянно растущих
информационных потребностей личности.
На этапе развития общества, связанном с появлением телефона, телевизора
и компьютера разрыв между И Р (t) и И П (t) сократился. Усилилось
взаимовлияние функций, и последовал небывалый скачок роста функции
общественных информационных ресурсов И Р (t) .
К настоящему времени общественное развитие информационной сферы
находится в области равновесия потребностей и ресурсов, то есть
| И П (t) - И Р (t) |= d (t) , где d(t) близко к нулю.
Анализ скоростей роста обеих функций и их (предельных) максимальных
значений позволяет прогнозировать смену приоритетов дальнейшего
информационного развития, связанную с преодолением порога зоны насыщения.
То есть далее d(t) начинает расти уже за счет увеличения И Р (t) .



Смена приоритета информационного развития
Для того чтобы эффективно отслеживать необходимую информацию и
принимать опережающие решения человеку приходится не просто повышать свои
профессиональные знания и использовать новейшие информационные технологии
современные компьютерные средства, но и расширять кругозор, налаживать
связи с активизировавшейся общественностью. Овладение необходимыми
коммуникативными навыками с использованием современных информационных
технологий и компьютерных средств становится сейчас требованием времени.
Человек, сообразуясь с реальными условиями, на основе анализа внешней и
внутренней информации, должен делать выбор, принимать массу решений
относительно своей профессии, мета жительства, друзей, спутника жизни и
т.п. У каждого специалиста соответственно возникают свои ситуации,
связанные с необходимостью принятия решения.
Особенность современного динамичного информационного общества и новые
приоритеты информационного развития могут быть вскрыты на основе анализа
взаимодействия информационных потребностей и информационных ресурсов за
последние столетие и десятилетие. В исследовании мы сравнили количественные
данные, характеризующие динамику действующих, устаревающих и отменяемых
информационных документов в течение последнего столетия и десятилетия. Для
анализа взяты документы, регистрируемые в Министерстве юстиции, так как
этот класс документов снабжен полной хронологической справкой об их
издании, функционировании и отмене. Подробнее остановимся на особенностях
последнего десятилетия.
Приведенные данные характеризуют динамику действующих, устаревающих и
отменяемых информационных документов в девяностые годы 20 веке в нашей
стране (рисунок 5).

[pic]

Рисунок 5. Динамика роста информационного потока в последнем десятилетии XX
века
Сравнение данных, характеризующих динамику действующих, устаревающих и
отменяемых информационных документов в течение последнего десятилетия с
данными за все столетие позволяет сделать вывод не только о количественных,
но и о качественных изменениях. Налицо резкая смена закона информационного
развития. Действительно, количество документов в рамках каждого десятилетия
до 90-х годов 20 века еще могут быть с достаточной степенью точности
аппроксимированы линейной функцией. Однако далее для вновь принимаемых
информационных документов такой возможности уже нет, любой, даже малый
интервал времени требует аппроксимации сначала квадратичной и затем
экспоненциальной функцией. Динамика обработки, отмены и снятия с учета
определенных документов остается в рамках линейного закона. Такая частичная
смена закона информационного развития указывает на необходимость перемен в
общественных системах, связанных с производством, восприятием, и
переработкой информации.
Человечество вступило в информационную эпоху и не склонно отказываться
от порождаемой им информации в виде документов, бумаг, компьютерных файлов.
Даже не действующие документы продолжают храниться в архивах и временами
привлекаются к разнообразному учету и анализу. Люди создают новые
документы, но не отменяют старые, то есть принимаемые решения не обретают
завершенности. Если своевременный выбор не сделан, или сделан не
некорректно, то лавинообразно нарастают информационные потоки, которые
необходимо воспринимать и обрабатывать. Естественно, что неуправляемое,
бесконтрольное нарастание информации вызывает тревогу.



Заключение
Для современного периода характерно новое соотношение двух сторон
информационного общества - информационных ресурсов и информационных
потребностей. На основе анализа этих сторон показана динамика и возможные
сценарии дальнейшего развития общества в период информационного взрыва.
Сделан вывод, что инерционное саморазвитие информационных ресурсов должно
быть уравновешенно научно-обоснованной информатизацией образования,
направляющей информационное общество на стабильный путь.
Рост количества информации и повышение ее значения во всех сторонах
жизнедеятельности человека привел к вложению огромных средств и сил в
развитие возможностей информационно-компьютерных инфраструктур в обществе.
Научный поиск дал стимул техническому перевооружению этой сферы и привел к
столь стремительному возрастанию информационно-компьютерных возможностей и
к новому витку роста количества информации, что подавляющее большинство из
них остается не востребованным.
Множество информационных структур, пронизывая систему образования
составляет единую информационно-компьютерную и научную инфраструктуру
системы образования, которая в настоящее время активно развивается.
Интенсивный рост возможностей компьютерной техники и явное запаздывание ее
теоретического осмысления в педагогике привели к тому, что преобладание
бытового понимания и использования информационно-компьютерных систем в
настоящее время вызвало стихийный перекос основ информационного общества,
опасную однобокость и извращение самой идеи информатизации. Выравнивание
сложившейся ситуации должно осуществляться на прочном научно-обоснованном
фундаменте информационно-компьютерной подготовки современного человека.



Список используемой литературы

1. Кирилова Г.И. Информационные технологии и компьютерные средства в
образовании // Educational technology & Society., 2001
2. Мухаметзянова Г.В. и др. Научное обеспечения развития системы среднего
профессионального образования. Казань:ИСПО РАО. 1999.
3. Концепция развития информационных ресурсов. / Н.В.Каплунова,
В.В.Шарыхин, С.В.Хмельницкий / Под ред. С.В.Хмельницкого. – СПб. :
Европейский университет в Санкт-Петербурге, 1997.






Новинки рефератов ::

Реферат: Советско-Финская война 1939-1940 гг. (История)


Реферат: Защита организмов от радиации (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Химия вокруг нас (Химия)


Реферат: Наследование (Право)


Реферат: Учет затрат на производство (Бухгалтерский учет)


Реферат: Боевая техника 2-ой Мировой войны (История)


Реферат: Самоубийство Катерины в драме Островского: Сила или слабость? (Литература)


Реферат: Кое-что о цвето-звуковых ассоциациях (Психология)


Реферат: Земельное право (Государство и право)


Реферат: Кометы (Астрономия)


Реферат: Форма и содержание в искусстве (Культурология)


Реферат: Графика в Турбо Паскале (Компьютеры)


Реферат: Система законодательства (Право)


Реферат: Стивен Спилберг (Искусство и культура)


Реферат: Ректификационная установка непрерывного действия для разделения 4,1 т/ч бинарной смеси ацетон - этанол (Химия)


Реферат: Тарханы в творчестве Михаила Лермонтова (Литература : русская)


Реферат: Аттракция как механизм социальной перцепции (Социология)


Реферат: Философия - шпаргалка к кандидатскому минимуму (Философия)


Реферат: Анализ пропорциональности развития рынка банковских услуг (Банковское дело)


Реферат: Источники права (Теория государства и права)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист