GeoSELECT.ru



Культурология / Реферат: Религия и мифология Древней Месопотамии (Шумер, Вавилон) (Культурология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Религия и мифология Древней Месопотамии (Шумер, Вавилон) (Культурология)


План.

1. Понятие мифа и религии………………………………………..……3
2. «Древний Восток»………………………………………………..……3
2.1. Древний Шумер………………………………………………4
2.2. Вавилон…………………………………………………….….5
3. Религия и мифология Древней Месопотамии…………………….6
4. Месопотамские мифологические существа и божества………….7
5. Жречество………………………………………………………….….12
6. Демоны…………………………………………………………….…..13
7. Магия и мантика……………………………………………………..13
8. Достижения народов Древней Месопотамии………………..……14
9. Заключение………………………………………………………..…..15
10. Список литературы………………………………………………....17
1. Понятие мифа и религии.

Миф и религия — формы культуры, обнаруживающие в ходе истории
глубинную взаимосвязь. Религия, как таковая, предполагает наличие
определенного мировоззрения и мироощущения, центрированных на вере в
непостижимое, божеств, источник существующего. Религиозный взгляд на мир и
сопутствующий ему тип мироощущения первоначально складываются в границах
мифологического сознания. Разные типы религии сопровождаются несхожими
между собой мифологическими системами.
Миф — первая форма рационального постижения мира, его образно-
символичного воспроизведения и объяснения, выливающихся в предписание
действий. Миф превращает хаос в космос, создает возможность постижения мира
как некоего организованного целого, выражает его в простой и доступной
схеме, которая могла претворяться в магическое действие как средство
покорения непостижимого.
Мифологические образы понимаются как реально существующие.
Мифологические образы в высшей степени символичны, являясь продуктом
соединения чувственно-конкретного и понятийного моментов. Миф — средство
снятия социокультурных противоречий, их преодоления. Мифологические
представления получают статус религиозных не только через их ориентацию на
непостижимое, но и благодаря их связи с обрядами и индивидуальной жизнью
верующих.
Религия – одна из форм общественного сознания, одна из форм
идеологии. А всякая идеология есть, в конечном счете, отражение
материального бытия людей, экономической структуры общества. В этом
отношении религия может быть поставлена в один ряд с такими идеологическими
формами, как философия, мораль, право, искусство и т.д.
И в первобытной общине, и в классовом обществе имеются общие
условия, поддерживающие веру в сверхъестественный мир. Это – бессилие
человека: его беспомощность в борьбе с природой при первобытнообщинном
строе и бессилие эксплуатируемых классов в борьбе с эксплуататорами в
классовом обществе. Именно такого рода бессилие порождает неизбежным
образом искаженные отражения в сознании человека общественной и природной
среды в виде тех или иных форм религиозных верований.
Т.о., религия есть не только отражение каких-либо реальных явлений
жизни, но и восполнение недостающих у человека сил.

2. «Древний Восток».

Термин "Древний Восток" состоит из двух слов, одно из которых
является исторической характеристикой, второе — географической. Исторически
термин "древний" относится в данном случае к самым первым известным
человечеству цивилизациям (начиная с IV тысячелетия до н.э.). Термин
"Восток" в данном случае восходит к античной традиции: так называют бывшие
восточные провинции Римской империи и прилегающие к ним территории, то есть
то, что было на востоке от Рима. То, что мы называем Востоком сегодня:
Центральная и Южная Азия, Дальний Восток и т.п. в понятие "Древний Восток"
не входит. В целом под восточными понимаются культуры народов, имеющих
неантичные культурные корни.
В древности на территории Ближнего Востока расцвели могучие
цивилизации: Шумер, Египет, Вавилон, Финикия, Палестина. В социально-
политическом плане общей отличительной чертой всех этих цивилизаций была их
принадлежность к восточным деспотиям, которым в той или иной степени
присущи монополизация и централизация власти (черты тоталитаризма),
персонификация власти в фигуре деспота (царя, фараона), сакрализация, то
есть абсолютное подчинение религиозным нормам всей жизни общества, наличие
систем перманентного физического и психологического террора, жестокого
угнетения масс. Огромную роль играло здесь государство. Эта роль выражалась
в осуществлении ирригации, престижного строительства (пирамиды, дворцы и
т.п.), в контроле над всеми сторонами жизни подданных, проведении внешних
войн.
«Месопотамия» – значит «Земля между реками» (между Евфратом и
Тигром). Теперь под Месопотамией понимают в основном долину в нижнем
течении этих рек, причем присовокупляют к ней земли к востоку от Тигра и к
западу от Евфрата. В целом этот регион совпадает с территорией современного
Ирака, за исключением горных районов вдоль границ этой страны с Ираном и
Турцией.
Месопотамия – страна, где возникла древнейшая в мире цивилизация,
просуществовавшая около 25 веков, начиная со времени создания письменности
и кончая завоеванием Вавилона персами в 539 г. до н.э.

2.1. Древний Шумер.

На восток от Египта, в междуречье Тигра и Евфрата начиная с IV
тысячелетия до н.э. возникают, сменяя друг друга, целый ряд государственных
образований. Это Шумер, который считается ныне самой древней из известных
человечеству цивилизаций, Аккад, Вавилон, Ассирия. В отличие от египетской
культуры, в Двуречье стремительно сменяли друг друга, воевали, смешивались
и исчезали многочисленные народы, поэтому общая картина культуры предстает
чрезвычайно динамичной и сложной.
На юге Месопотамии, где широко проводилось сельское хозяйство,
развились древние города-государства: Ур, Урук (Эрех), Киш, Эриду, Ларса,
Ниппур, Умма, Лагаш, Сиппар, Аккад и др. Расцвет этих городов называют
золотым веком древнего государства шумеров.
Шумеры - первый из обитавших на территории Древней Месопотамии
народов, достигший уровня цивилизации. Вероятно, еще около 4000 лет до н.э.
шумеры пришли на болотистую равнину (Древний Шумер) в верховьях Персидского
залива с востока или спустились с гор Элама. Они осушили болота, научились
регулировать разливы рек и освоили земледелие. С развитием торговли
шумерские поселения превратились в процветающие города-государства, которые
к 3500 до н.э. создали зрелую цивилизацию урбанистического типа с развитыми
металлообработкой, текстильным ремеслом, монументальной архитектурой и
системой письма.
Шумерские государства были теократиями, каждое из них
рассматривалось как достояние местного божества, представителем которого на
земле являлся верховный жрец (patesi), наделенный религиозной и
административной властью.
Города постоянно воевали между собой, и если какому-то городу
удавалось захватить несколько соседних, то на короткий срок возникало
государство, имевшее характер небольшой империи. Однако примерно в середине
III тысячелетия до н.э. семитские племена с Аравийского полуострова,
заселившие северные области Вавилонии и воспринявшие шумерскую культуру,
настолько усилились, что начали составлять угрозу для независимости
шумеров. Около 2550 до н.э. Саргон Аккадский завоевал их и создал державу,
простиравшуюся от Персидского залива до Средиземного моря. Приблизительно
после 2500 до н.э. аккадская держава пришла в упадок, и для шумеров
наступил новый период независимости и процветания, это эпоха третьей
династии Ура и возвышения Лагаша. Она закончилась около 2000 до н.э. с
усилением Аморейского царства – нового семитского государства со столицей в
Вавилоне; шумеры навсегда утратили независимость, а территория прежних
Шумера и Аккада была поглощена державой правителя Хаммурапи.
Хотя народ шумеров исчез с исторической сцены, и в Вавилонии
перестали говорить на шумерском языке, шумерская система письма (клинопись)
и многие элементы религии составили неотъемлемую часть вавилонской, а позже
ассирийской культуры. Шумеры заложили основы цивилизации значительной части
Ближнего Востока, унаследованные от них способы организации хозяйства,
технические навыки и научные сведения сыграли исключительно важную роль в
жизни их преемников.
В конце ІІ тыс. до н. э. шумеры ассимилировались с вавилонянами.
Расцветало древнее рабовладельческое государство Вавилон, которое
просуществовало до VI в. до н. э. Вавилонская, халдейская и ассирийская
цивилизации очень много взяли от культуры шумеров.

2. Вавилон.

Вавилон на древнем семитском языке называли «Баб-илю», что означало
«Врата бога», на древнееврейском это название трансформировалось в
«Бабель», на греческом и латинском – в «Бабилон». Первоначальное
наименование города пережило века, и до сих пор самый северный из холмов на
месте древнего Вавилона называется Бабиль.
Древневавилонское царство объединило Шумер и Аккад, став наследником
культуры древних шумеров. Город Вавилон достиг вершины величия, когда царь
Хаммурапи (правил в 1792-1750 гг.) сделал его столицей своего царства.
Хаммурапи прославился как автор первого в мире свода законов, откуда до нас
дошли, например, выражение "око за око, зуб за зуб".
Государственный строй Вавилона отличался от древнеегипетского
меньшим значением жречества как аппарата управления государственным
орошением и сельским хозяйством в целом. Вавилонский политический режим
представлял собой образец теократии — единства светской и религиозной
власти, сосредоточенной в руках деспота. Эта иерархическая структура
общества находит отражение в вавилонских представлениях об устройстве мира.
Ассиро-вавилонская культура стала наследницей культуры Древней
Вавилонии. Вавилон, входивший в состав могучей Ассирийской державы, был
огромным (около одного миллиона жителей) восточным городом, горделиво
именовавшим себя "пупом земли".
Именно в Месопотамии появились первые в истории очаги цивилизации и
государственности.

3. Религия Древней Месопотамии.

Религия Месопотамии во всех ее главных моментах была создана
шумерами. С течением времени аккадские имена богов стали заменять
шумерские, а олицетворения стихий уступили место звездным божествам.
Местные боги могли также возглавить пантеон того или иного региона, как это
произошло с Мардуком в Вавилоне или Ашшуром в ассирийской столице. Но
религиозная система в целом, взгляд на мир и на происходившие в нем
изменения мало чем отличались от первоначальных представлений шумеров.
Ни одно из месопотамских божеств не было исключительным источником
силы, ни одно не имело верховной власти. Полнота власти принадлежала
собранию богов, по традиции избиравшему предводителя и утверждавшему все
важные решения. Ничто не было установлено навечно и не считалось само собой
разумеющимся. Но неустойчивость космоса вела к интригам среди богов, а
значит, сулила опасность и порождала тревогу у смертных.
Культ правителя-символа, посредника между миром живых и умерших,
людей и богов, был тесно связан не только с представлением о святости
власть имущего, обладавшего магической силой, но также с уверенностью в
том, что именно молитвы и просьбы вождя скорее дойдут до божества и будут
максимально результативны.
Месопотамские правители не именовали себя (и их не именовали другие)
сыновьями богов, а сакрализация их практически ограничилась предоставлением
им прерогатив первосвященника или признаваемым за ним правом на
непосредственный контакт с богом (например, сохранился обелиск с
изображением бога Шамаша, вручающего Хаммурапи свиток с законами).
Невысокая степень обожествления правителя и централизации политической
власти способствовала тому, что в Двуречье достаточно легко, без
ожесточенного соперничества уживались друг с другом многие боги с
посвященными им храмами и обслуживающими их жрецами.
Шумерский пантеон существовал уже на ранних ступенях цивилизации и
государственности. Боги и богини вступали друг с другом в сложные
взаимоотношения, трактовка которых изменялась со временем и в зависимости
от смены династий и этносов (семитские племена аккадцев, смешавшиеся с
древними шумерами, принесли с собой новых богов, новые мифологические
сюжеты).
Мир духовной культуры шумеров основан также и на мифологии.
Мифология Двуречья включает в себя истории о создании земли и ее
обитателей, в том числе вылепленных из глины людей, в которых запечатлелись
образы богов. Боги вдохнули в человека жизнь, т.е. создали его для того,
чтобы он служил им. Была разработана сложная космологическая система из
нескольких небес, полусводом покрывающих землю, плавающую в мировом океане.
Небеса были местожительством высших богов. В мифах рассказывается о начале
мира, о богах и их борьбе за мироустройство. Говорится о первобытном хаосе
– Апсу. Это, может быть, мужское олицетворение подземной бездны и подземных
вод. Тиамат – женское олицетворение той же бездны или первобытного океана,
соленой воды, изображавшееся в виде четвероногого чудовища с крыльями.
Происходила борьба народившихся богов с силами хаоса. Во главе богов
становится бог Мардук, но с условием, что боги признают его первенство
перед всеми другими. После жестокой борьбы Мардук побеждает и убивает
чудовищную Тиамат, рассекает ее тело и создает из его частей небо и землю.
Также существовал рассказ о великом потопе. Знаменитая легенда о
великом потопе, впоследствии столь широко распространившаяся среди разных
народов, вошедшая в Библию и принятая христианским учением, не праздная
выдумка. Жители Двуречья не могли воспринимать катастрофические наводнения
– разливы рек Тигра и Ефрата – иначе, как великий потоп. Некоторые детали
шумерского рассказа о великом потопе (сообщение богов добродетельному царю
о намерении устроить потоп и спасение его) напоминает библейскую легенду о
Ное.
В шумерской мифологии уже существуют мифы о золотом веке
человечества и райской жизни, которые со временем вошли в религиозные
представления народов Передней Азии, а позже - в библейские сюжеты.
Большинство шумеро-аккадо-вавилонских богов имели антропоморфный
облик, и лишь немногие, такие как Эа или Нергал, несли на себе зооморфные
черты, своеобразное воспоминание о тотемистических представлениях далекого
прошлого. К числу священных животных месопотамцы относили быка,
олицетворявшего могущество, и змею – олицетворение женского начала.

4. Месопотамские божества и мифологические существа.

Ану, аккадская форма имени шумерского бога Ана, - царь небес,
верховное божество шумеро-аккадского пантеона. Он – «отец богов», его
владение – небо. Согласно вавилонскому гимну творения «Энума элиш», Ану
произошел от Апсу (первоначально пресной воды) и Тиамат (моря). Хотя Ану
поклонялись во всей Месопотамии, его особенно почитали в Уруке и Дере.
Энки или Эа, один из трех великих шумерских богов (два других – Ану
и Энлиль). Энки тесно связан с Апсу, олицетворением пресных вод. Из-за
важности пресной воды в религиозных ритуалах Месопотамии Энки считался
также богом магии и мудрости. Он не пробуждал страха в сердцах людей. В
молитвах и мифах неизменно подчеркиваются его мудрость, доброжелательность
и справедливость. В «Энума элиш» он – создатель человека. Как бог мудрости
он упорядочил жизнь на земле. Культ Энки и его супруги Дамкины процветал в
Эриду, Уре, Ларсе, Уруке и Шуруппаке. Энки получил от своего отца Ана
божественные законы – «ме», чтобы передать их людям. «Ме» играли в
религиозно-этической системе взглядов шумеров огромную роль. Современные
исследователи называют «ме» «божественными правилами», «божественными
законами», «факторами, упорядочивающими организацию мира». «Ме» являлись
чем-то вроде установленных и контролируемых Энки закономерностей,
предписанных каждому явлению природы или общества, касающихся как духовной,
так и материальной стороны жизни. К ним относились самые разные понятия:
правосудие, мудрость, героизм, доброта, справедливость, ложь, страх,
усталость, различные ремесла и искусства, понятия связанные с культом и
т.п.
Энлиль, вместе с Ану и Энки, один из богов главной триады шумерского
пантеона. Первоначально он – бог бурь (шумерское «ен» – «господин»; «лиль»
– «буря»). По-аккадски он назывался Белом («господин»). Как «господин бурь»
он тесно связан с горами, а значит и с землей. Этого бога действительно
боялись. Может быть, даже больше боялись, чем чтили и уважали; его считали
свирепым и разрушительным божеством, а не добрым и милостивым богом. В
шумеро-вавилонской теологии Вселенная делилась на четыре главных части –
небо, землю, воды и подземное царство. Боги, властвовавшие над ними, –
соответственно Ану, Энлиль, Эа и Нергал. Энлиля и его супругу Нинлиль
(«нин» – «госпожа») особенно почитали в религиозном центре Шумера Ниппуре.
Энлиль являлся тем богом, который командовал «небесным воинством» и
которому особенно восторженно поклонялись.
Ашшур, главный бог Ассирии, как Мардук – главный бог Вавилонии.
Ашшур был божеством города, с древнейших времен носившего его имя, и
считался главным богом Ассирийской империи. Храмы Ашшура назывались, в
частности, Э-шара («Дом всемогущества») и Э-хурсаг-галь-куркура («Дом
великой горы земли»). «Великая гора» – один из эпитетов бога Энлиля,
перешедший к Ашшуру, когда он превратился в главного бога Ассирии.
Мардук - главный бог Вавилона. Храм Мардука назывался Э-саг-ил.
Храмовая башня, зиккурат, послужила основой для создания библейской легенды
о Вавилонской башне. В действительности она называлась Э-темен-ан-ки («Дом
основания небес и земли»). Мардук был богом планеты Юпитер и главным богом
Вавилона, в связи с чем он вобрал в себя признаки и функции других богов
шумеро-аккадского пантеона. Со времени возвышения Вавилона, с начала II
тыс. до н.э., Мардук выдвигается на первое место. Он ставится во главе
сонма богов. Жрецы вавилонских храмов сочиняют мифы о первенстве Мардука
над другими богами. Они пытаются создать нечто вроде монотеистического
учения: существует только один бог Мардук, все другие боги – это лишь его
разные проявления. В этом тяготении к монотеизму отразилась политическая
централизация: вавилонские цари как раз прибрали к рукам все Двуречье и
становились самыми могущественными правителями Передней Азии. Но попытка
введения монотеизма не удалась, вероятно, из-за сопротивления жрецов
местных культов, и прежние боги продолжали почитаться.
Даган по происхождению - немесопотамское божество. Вошел в пантеоны
Вавилонии и Ассирии во время массового проникновения западных семитов в
Месопотамию около 2000 до н.э. Имена царей севера Вавилонии династии Иссина
Ишме-Даган («Даган услышал») и Иддин-Даган («данный Даганом»)
свидетельствуют о распространенности его культа в Вавилонии. Один из
сыновей царя Ассирии Шамши-Адада (современника Хаммурапи) был назван Ишме-
Даганом. Этот бог почитался филистимлянами под именем Дагон.
Эрешкигаль, жестокая и мстительная богиня подземного царства
мертвых. Усмирить ее мог только бог войны Нергал, ставший ее супругом.
Страну умерших шумеры называли Кур. Это приют теней умерших,
блуждающих без всякой надежды.
Ад – не бездна, куда ввергаются одни лишь грешники, там встречаются
хорошие и дурные люди, великие и ничтожные, благочестивые и нечестивцы.
Покорность и пессимизм, которыми проникнуты картины ада, являются
естественным итогом представлений о роли и месте человека в окружающем
мире.
Люди после смерти находили вечное пристанище в сумрачном царстве
Эрешкигаль. Границей этого царства считалась река, через которую души
погребенных переправлял в царство мертвых специальный перевозчик (души
непогребенных оставались на земле и могли причинить немало бед людям). В
«стране, откуда нет возврата», действуют непреложные законы, обязательные
как для людей, так и для богов.
Жизнь и смерть, царство неба и земли и подземное царство мертвых –
эти начала отчетливо противопоставлялись в религиозной системе Двуречья.
В культуре шумеров впервые в истории человек сделал попытку морально
преодолеть смерть, понять ее как момент перехода в вечность. Шумерский рай
не был предназначен для людей. Это было место, где могли пребывать только
боги.
Страх смерти, боязнь неизбежного перехода в страну Эрешкигаль, - все
это рождало не только смирение и покорность, но и протест, тоску об иной,
лучшей и более достойной человека участи. Шумеры понимали, что вечная
жизнь, являющаяся уделом одних только богов, недостижима для простых
смертных, и все же мечтали о бессмертии.
Гильгамеш, мифический правитель города Урука и один из самых
популярных героев месопотамского фольклора, сын богини Нинсун и демона. Его
приключения описаны в длинном сказании на двенадцати табличках; некоторые
из них, к сожалению, полностью не сохранились.
Красавица Иштар, богиня любви и плодородия, самая значительная
богиня шумеро-аккадского пантеона. Позднее ей также были присвоены функции
богини войны. Наиболее интересная фигура в сонме шумерских богинь. Ее
шумерское имя – Инанна («госпожа небес»), у аккадцев ее называли Эштар, у
ассирийцев - Истар. Она – сестра бога Солнца Шамаша и дочь бога Луны Сина.
Отождествлялась с планетой Венера. Ее символ – звезда в круге. Как и другие
аналогичные женские божества плодородия, Иштар обнаруживала и черты
эротической богини. В качестве богини физической любви была
покровительницей храмовых блудниц. Ее считали также милосердной матерью,
заступающейся за людей перед богами. В истории Месопотамии в различных
городах ее почитали под разными именами. Одним из главных центров культа
Иштар был город Урук. Как богиня войны часто изображалась сидящей на льве.
Бог Дамузи (также известный под именем Таммуз) был мужским
дополнением богини Иштар. Это шумеро-аккадский бог растительности. Его имя
означает «истинный сын Апсу». Культ Дамузи был широко распространен в
Средиземноморье. Согласно сохранившимся мифам, Таммуз умер, сошел в Мир
мертвых, был воскрешен и поднялся на землю, а затем вознесся на небо. Во
время его отсутствия земля оставалась бесплодной, а стада пали. Из-за
близости этого бога с миром природы, полями и животными его называли также
«Пастухом». Дамузи – земледельческое божество, смерть и воскресение его –
олицетворение земледельческого процесса. Посвященные Дамузи обряды,
несомненно, носят отпечаток очень древних церемоний, связанных с
оплакиванием всего умирающего в осеннее-зимний период и возрождающегося к
жизни весной.
Громовержец Ишкур – бог грозы и сильных ветров – первоначально
представлял те же силы, что и Нингирсу, Нинурта или Забаба. Все они
олицетворяли могущественные силы природы (гром, грозу, дождь) и вместе с
тем покровительствовали животноводству, охоте, земледелию, военным походам
– в зависимости от того, чем занимались их почитатели. Как божество грозы
обычно изображался с молнией в руке. Поскольку земледелие в Месопотамии
было орошаемым, Ишкур, распоряжавшийся дождями и ежегодными разливами,
занимал важное место в шумеро-аккадском пантеоне. Он и его супруга Шала
особенно почитались в Ассирии.
Набу, бог планеты Меркурий, сын Мардука и божественный покровитель
писцов. Его символом был «стиль» - тростниковый стержень, использовавшийся
для нанесения клинописных значков на таблички из необожженной глины для
написания текстов. В старовавилонское время он был известен под именем
Набиум; его почитание достигло наивысшей точки в нововавилонской
(халдейской) империи. Имена Набопаласар (Набу-апла-ушур), Навуходоносор
(Набу-кудурри-ушур) и Набонид (Набу-наид) содержат имя бога Набу. Главным
городом его культа была Борсиппа близ Вавилона, где находился его храм Э-
зида («Дом твердости»). Его супругой была богиня Ташметум.
Шамаш, шумеро-аккадский бог солнца, по-аккадски его имя означает
«солнце». Шумерское имя бога – Уту. Ежедневно совершал свой путь с
восточной горы в сторону западной горы, а на ночь удалялся во «внутренности
небес». Шамаш – источник света и жизни, а также и бог справедливости, чьи
лучи высвечивают в человеке все зло. Главными центрами культа Шамаша и его
супруги Айи были Ларса и Сиппар.
Нергал, в шумеро-аккадском пантеоне бог планеты Марс и подземного
мира. Его имя по-шумерски означает «Мощь великой обители». Нергал воспринял
также функции Эрры, первоначально бога чумы. Согласно вавилонской
мифологии, Нергал сошел в Мир мертвых и отнял власть над ним у его царицы
Эрешкигаль.
Нингирсу, бог шумерского города Лагаша. Многие из его атрибутов – те
же, что у общешумерского бога Нинурты. Он бог, не терпящий
несправедливости. Его супруга – богиня Баба (или Бау).
Нинхурсаг, богиня-мать в шумерской мифологии, известная также как
Нинмах («Великая госпожа») и Нинту («Госпожа, дающая рождение»). Под именем
Ки («Земля») она первоначально была супругой Ана; от этой божественной четы
родились все боги. Согласно одному мифу, Нинмах помогла Энки создать из
глины первого человека. В другом мифе она прокляла Энки за то, что он съел
созданные ею растения, но затем раскаялась и вылечила его от болезней,
явившихся следствием проклятия.
Нинурта, шумерский бог урагана, а также войны и охоты. Его эмблема –
скипетр, увенчанный двумя львиными головами. Супруга – богиня Гула. Как бог
войны он весьма почитался в Ассирии. Его культ особенно процветал в городе
Кальху.
Син, шумеро-аккадское божество Луны. Его символ – полумесяц.
Поскольку Луна была связана с измерением времени, он был известен как
«Господин месяца». Син считался отцом Шамаша - бога солнца и Иштар – богини
любви. Популярность бога Сина на протяжении всей истории Месопотамии
засвидетельствована большим числом имен собственных, элементом которых
является его имя. Главным центром культа Сина был город Ур.
Функции шумерских богинь были схожи еще больше, чем богов. Называясь
по-разному, богини, по сути дела, представляли одну идею – идею матери-
земли. Каждая из них была матерью богов, богиней урожая и плодородия,
советчицей своего мужа, соправительницей и покровительницей города,
принадлежавшего богу-супругу. Все они олицетворяли женское начало,
мифологическим символом которого являлась Ки или Нинхурсаг. Нинлиль, Нинту,
Баба, Нинсун, Гештинанна, по существу, не особенно отличались от матери
богов Ки. В некоторых городах культ богини-покровительницы был старше
культа бога-покровителя.
Судьба, точнее, сущность или нечто «детерминирующее предначертание»
у шумеров называли «намтар»; так же звучало имя демона смерти – Намтар.
Возможно, это он выносил решение о смерти человека, которого не могли
отменить даже боги.
За все, что происходило на земле, надо было благодарить богов. Над
каждым городом храмы «воздевали руки» к небесам, откуда боги следили за
своими слугами. Богов нужно было постоянно молить о помощи и содействии.
Обращение к богам принимало самую различную форму: строительство храмов и
сети каналов, жертвоприношения и накопления храмовых богатств – «имущества
бога», молитвы, заклинания, паломничества, участие в мистериях и многое
другое.
Но даже самые могучие боги не могли избежать предначертанной им
судьбы. Подобно людям, они тоже терпели поражения. Шумеры объясняли это
тем, что право выносить окончательное решение принадлежало совету богов,
против которого не мог выступить ни один из его членов.

5. Жречество.

Жрецы считались посредниками между людьми и сверхъестественными
силами. Жрецы – прислужники храмов, происходили обычно из знатных фамилий,
их звание было наследственным. Одним из ритуальных требований,
предъявляемых к кандидатам в жрецы, было требование не иметь физических
недостатков. Наряду со жрецами существовали и жрицы, а также храмовые
прислужницы. Многие из них были связаны с культом богини любви Иштар. Этой
же богине служили и жрецы-евнухи, носившие женские одежды, исполнявшие
женские пляски.
Культ вообще был строго регламентирован. Вавилонские храмы были
весьма внушительным зрелищем, они послужили поводом к созданию еврейской
легенды о построении Вавилонской башни.
Доступ в храмы – «жилища богов» - имели только жрецы. Внутри храм
представлял собой лабиринт хозяйственных, жилых, культовых помещений,
украшенных с необычайной пышностью, великолепием и богатством.
Жрецы в то же время были учеными. Они монополизировали знания,
которые были необходимы для ведения организованного ирригационно-
земледельческого хозяйства. В Вавилонии очень рано развилась
астрономическая наука, не уступавшая египетской. Наблюдения велись жрецами
с высоты их башен-храмов. Ориентировка знаний на небо, необходимость
непрерывных наблюдений за светилами, а также сосредоточение этих наблюдений
в руках жрецов – все это отразилось существенным образом на религии и
мифологии народов Месопотамии. Довольно рано начался процесс астрализации
божеств. Боги и богини стали ассоциироваться с небесными светилами. Бог Ура-
Син был отождествлен с Луной, Набу – с Меркурием, Иштар – с Венерой, Нергал
– с Марсом, Мардук – с Юпитером, Нинурта – с Сатурном. Именно из Вавилонии
этот обычай называть небесные светила, особенно планеты, именами богов
перешел к грекам, от них к римлянам, и римские (латинские) имена богов
сохранились в названиях этих планет вплоть до наших дней. Месяцы года тоже
посвящались богам.
Астральная ориентировка религии Вавилона повлияла и на создание
календаря, 12-ричной системы времяисчисления, унаследованной впоследствии
европейцами. Вавилонские жрецы приписывали числовым отношениям отрезков
времени и делениям пространства священное значение. С этим связано
появление священных чисел – 3, 7, 12, 60 и др. эти священные числа тоже
были унаследованы европейскими и другими народами.

6. Демоны.

В религии Месопотамии большую роль играли чрезвычайно древние
верования о многочисленных низших духах, по большей части злых,
губительных. Это духи земли, воздуха, воды – Анунаки и Игиги, олицетворения
болезней и всяких несчастий, поражающих человека. Для борьбы с ними жрецы
составили множество заклинаний. В заклинаниях перечисляются их имена и
«специальности». Для защиты от злых духов помимо многочисленных
заклинательных формул широко употреблялись амулеты-апотропеи (обереги). В
качестве оберегов применялось, например, изображение самого злого духа,
настолько отвратительного вида, что, увидев его, дух должен в страхе
убежать.
Смерть и предшествующие ей болезни шумеры объясняли вмешательством
демонов, которые, по их представлениям, были злыми и жестокими существами.
Согласно верованиям шумеров, в иерархии сверхъестественных существ демоны
стояли на ступеньку ниже самых незначительных божеств. Тем не менее, им
удавалось терзать и мучить не только людей, но и могущественных богов.
Были, правда, и добрые демоны, те, что охраняли врата храмов, частные дома,
оберегали покой человека, но их было немного по сравнению со злыми.
Демоны могли вызывать разные болезни. Чем труднее было вылечить
недуг, т.е. чем могущественнее были демоны, которые вызывали болезнь, тем
сложнее была формула заклинания. К числу самых жестоких, непобедимых,
приносящих людям особенно много вреда, принадлежали демоны Удуг. Этих
могущественных демонов было семь. Их называли «духами смерти», «скелетами»,
«дыханием смерти», «преследователями людей». Одни только заклинания
посвященных в тайны самых сложных заговоров жрецов, которые знали имя
подходящего к случаю божества, могли отогнать Удуг.
Демоны не ограничивались одним лишь разрушением здоровья людей. По
их вине путешественники сбивались с пути в пустыне, бури разрушали их дома,
смерчи истребляли посевы. Демоны были созданы для того, чтобы приносить
несчастья, создавать трудности, мучить людей, усложнять им жизнь.

7. Магия и мантика.

На службу богам были поставлены достигшие немалых успехов магия и
мантика. Описания магических обрядов вместе с текстами заклинаний-заговоров
дошли до нас в большом количестве. Среди них известны обряды лечебной и
предохранительной, вредоносной, военной магии. Лечебная магия была
перемешана, как это обычно бывает, с народной медициной, и в сохранившихся
рецептах нелегко отделить одно от другого; но в некоторых магия выступает
вполне отчетливо.
Чрезвычайно развита была система мантики – различных гаданий. Среди
жрецов были особые специалисты-гадатели (бару); к ним обращались за
предсказаниями не только частные лица, но и цари. Бару толковали сны,
гадали по животным, по полету птиц, по форме масляных пятен на воде и т.п.
Но самым характерным приемом мантики было гадание по внутренностям
жертвенных животных, особенно по печени. Техника этого способа
(гепатоскопия) была разработана до виртуозности.
Ритуал жертвоприношений был сложным: там было и воскурение
благовоний, и возлияние жертвенной воды, масла, пива, вина; на жертвенных
столах резали овец и других животных. Ведавшие этими обрядами жрецы знали,
какие блюда и напитки приятны богам, что можно считать «чистым» и что
«нечистым». Во время жертвоприношений возносились молитвы о благополучии
жертвователя. Чем щедрее были дары, тем торжественнее церемониал.
Специально обученные жрецы аккомпанировали молящимся игрой на лирах, арфах,
цимбалах, бубнах, флейтах и других инструментах.

8. Достижения народов Древней Месопотамии.

Шумерские жрецы занимались не только теологией, но и точными
науками, медициной, сельским хозяйством, административным управлением.
Усилиями жрецов было многое сделано в области астрономии календаря,
математики и письменности. При этом следует заметить, что, хотя все эти
преднаучные знания имели вполне самостоятельную культурную ценность, связь
их с религией (причем связь не только генетическая, но и функциональная)
несомненна.
Множество источников свидетельствуют о высоких математических
достижениях шумеров, их строительном искусстве (именно шумеры построили
первую в мире ступенчатую пирамиду). 0ни авторы древнейшего календаря,
рецептурного справочника, библиотечного каталога. Шумерам принадлежит
важные открытия: они первыми научились изготовлять цветное стекло и бронзу,
изобрели колесо и клинописное письмо, сформировали первую профессиональную
армию, составили первые правовые кодексы, изобрели арифметику, в основе
которой была позиционная система обчисления (счеты). Они научились измерять
площадь геометрических фигур.
Жрецы вычислили протяжность года (365 дней, 6 часов, 15 минут, 41
секунд). Это открытие держалось жрецами в тайне и использовалось для
укрепления власти над народом, составления религиозно-мистических ритуалов
и организации руководства государством. Они первыми разделили час на 60
минут, а минуту на 60 секунд. Жрецы и маги использовали знания о движении
звезд, Луны, Солнца, о поведении зверей для гадания, предвидение событий в
государстве. Они были тонкими психологами, умелыми экстрасенсами,
гипнотизерами. Они научились отличать звезды от планет и посвятили каждый
день ими же "изобретенной" семидневной недели отдельному божеству (следы
этой традиции сохранились в названиях дней недели в романских языках).
Достаточно высоко развита художественная культура шумеров.
Отличаются красотой и художественным совершенством их архитектура и
скульптура. В Уруке был построен комплекс священных сооружений-заккуратов,
которые стали центром духовной культуры. В Шумере впервые золото было
использовано в комбинации с серебром, бронзой и костью.
В словесном искусстве шумеры первыми применил способ беспрерывного
рассказа о событиях. Это дало возможность создать первые эпические
сочинения, самое известное и привлекательное из которых - эпическая легенда
"Гильгамеш".
Персонажи мира животных и растений, фигурировавшие в баснях, были
очень любимы в народе, точно так же, как и пословицы. Иногда в литературе
проскальзывает философская нота, особенно в произведениях, посвященных теме
безвинного страдания, однако внимание авторов сосредоточивается не столько
на страдании, сколько на чуде освобождения от него.
Вавилоняне оставили потомкам и астрологию, науку о предполагаемой
связи человеческих судеб с расположением небесных светил.

9. Заключение.

Вавилонская религиозно-мифологическая система, связанная с обширными
знаниями вавилонских жрецов, особенно в области астрономии,
времяисчисления, метрологии, распространилась и за пределы страны. Она
повлияла на религиозные представления евреев, неоплатоников, ранних
христиан. В античную и раннесредневековую эпоху вавилонские жрецы считались
хранителями какой-то небывалой, глубокой мудрости. Особенно много оставила
демология: вся средневековая европейская фантасмагория о злых духах,
вдохновлявшая инквизиторов на их дикие преследования «ведьм», восходит
преимущественно к этому источнику.
Древние евреи широко использовали шумерские легенды, представления о
мире и человеческой истории, космогонию, приспосабливая их к новым
условиям, к своим этическим принципам. Результаты подобной переработки
шумерских представлений порой оказывались неожиданными и весьма далекими от
прототипа.
Яркие свидетельства влияния Месопотамии обнаруживаются и в Библии.
Еврейская и христианская религии неизменно противостояли духовному
направлению, сформировавшемуся в Месопотамии, но законодательство и формы
правления, о которых идет речь в Библии, обязаны влиянию месопотамских
прототипов. Подобно многим своим соседям, евреи подчинялись законодательным
и общественным установкам, которые в целом были присущи странам
Плодородного полумесяца и в значительной степени восходили к месопотамским.

Необходимо отметить, что отнюдь не все стороны жизни, не вся система
идей и институтов древней Месопотамии обуславливались религиозными
представлениями. В богатой вавилонской литературе можно найти некоторые
проблески критического взгляда на религиозные традиции. В одном философском
тексте – о «невинном страдальце» - автор его ставит вопрос о
несправедливости порядка, при котором божество наказывает человека без
всякой его вины, и никакие религиозные ритуалы ему не помогают. Также
тексты законов Хаммурапи убеждают в том, что нормы права были практически
свободны от них. Этот весьма существенный момент свидетельствует о том, что
религиозная система Двуречья, по образу и подобию которой впоследствии
формировались аналогичные системы других ближневосточных государств, не
была тотальной, т.е. не монополизировала всю сферу духовной жизни. Не
исключено, что это сыграло определенную роль в появлении свободомыслия в
античности.
История культур Междуречья дает пример противоположного типа
культурного процесса, а именно: интенсивного взаимовлияния, культурного
наследования, заимствований и преемственности.


10. Список литературы:

1. Авдиев В.И. История Древнего Востока. - М., 1970.
2. Афанасьева В., Луконин В., Померанцева Н., Искусство Древнего Востока:
Малая история искусств. - М., 1977.
3. Белицкий М. Забытый мир шумеров. – М., 1980.
4. Васильев Л.С. История религий Востока. – М., 1988.
5. История Древнего Востока. - М., 1979.
6. Культура народов Востока: Старовавилонская культура. - М., 1988.
7. Любимов Л.Д. Искусство Древнего мира: Книга для чтения. - М., 1971.
8. Токарев С.А. Религия в истории народов мира. – М., 1987.




Реферат на тему: Ренессанс-эпоха возрождения

Ренессанс
Ренессанс (итал. Rinascimento, франц. Renaissanse=Возрождение) -
общепринятое название эпохи, следовавшей в истории западноевропейского
искусства за готическое и продолжавшейся со средины пятнадцатого до начала
шестнадцатого столетия. Главное, чем характеризуется эта эпоха- возвращение
в архитектуре к принципам и формам античного, преимущественно римского
искусства, а в живописи и ваянии, кроме того - сближением художников с
природою, ближайшим вникновением их в законы анатомии, перспективы,
действия света и других естественных явлений. Движение в этом направлении
возникло прежде в Италии, где впервые его признаки были заметны ещё в
тринадцатом и пятнадцатом веках (в деятельности семейства Пизано, Джотто,
Орканьи и др.), но где оно твёрдо установилось только с 20-х годов
пятнадцатого века. Во Франции, Германии и др. странах это движении началось
значительно позже; не смотря на это, его свойства и ход развития, особенно
в том, что касается архитектуры, были везде почти одинаковы. Вообще эпоху
Ренессанса можно разделить на три периода. Первый из них, период так
называемого "Раннего Возрождения", обнимает собой в Италии время с 1420 по
1500 г. В течение этих восьмидесяти лет искусство ещё не вполне отрешается
от преданий недавнего прошлого, но пробует применить к ним элементы,
заимствованные из классической древности, и старается примирить между собой
те и другие. Лишь впоследствии, и только мало-помалу, под влиянием всё
сильнее и сильнее изменяющихся условий жизни и культуры, художники
совершенно бросают средневековые основы, и смело пользуются образцами
античного искусства, как в общей концепции своих произведений, так и в их
деталях. Церковное зодчество остаётся ещё верным типу базилик с плоским
потолком или с крестовыми сводами, но в обработке частностей, в расстановке
колонн и столбов, в их отделке, в распределении арок и архитравов, в
обработке окон и порталов, подражает греко-римским памятникам, при чём
стремится - по крайней мере, в Италии - к образованию обширных, свободных
пространств внутри зданий. Особенно излюбленным становится коринейский
орден, капители которого подвергаются разнообразным видоизменениям, подчас
весьма остроумным и красивым. Ещё более чем в храмоздательство, новизна
проникает в гражданскую архитектуру, произведения которой, главным образом
дворцы владетельных особ, городских властей и знатных людей, хотя и
удерживают в себе нечто средневековое, но изменяют свой прежний крепостной,
угрюмый характер на более приветливый и нарядный, становятся столь же
непохожими на прежние замки, как новая, более безопасная жизнь не похожа на
тревожное существование предшествовавшего времени. Повсюду в зданиях видно
стремление их соорудителей соблюсти симметричность и гармонию пропорций.
Замечательнейшие из итальянских архитектурных памятников раннего Ренессанса
мы находим во Флоренции.

Художники Раннего Возрождения в Италии создали пластически цельную,
обладающую внутренним единством концепцию мира. Систематически изучая
натуру, они черпали мотивы из жизненной повседневности, наполняли
традиционные религиозные сцены земным содержанием, обращались к сюжетам
античности. Искусство Возрождения, главной темой которого стал человек-
герой, постепенно распространилось по всей Италии. В скульптуре (Л.
Гиберти, Донателло, Якопо делла Кверча, семья делла Роббиа, А. Росселлино,
Дезидерио да Сеттиньяно, Б. да Майано, А. Верроккьо) получили развитие
свободностоящая статуя, перспективный живописный рельеф, реапистически
портретный бюст, конный монумент. Для итальянской живописи 15 в. (Мазаччо,
Филиппо Липпи, А. дель Кастаньо, П. Уччеллo, Фра Анджелико, Д. Гирландайо,
А. Поллайоло, Верроккьо и С. Боттичелли во Флоренции, Пьеро делла
Франческа, Л. Синьорелли в Урбино, Ф. Косса в Ферраре, А. Мантенья в
Мантуе, П. Перуджино в Перудже, Джованни Беллини в Венеции) характерны
ощущение гармонической упорядоченности мира, обращение к этическим и
гражданским идеалам гуманизма, радостное восприятие красоты и многообразия
реального мира, любовь к повествованию и смелая игра художественной
фантазии.
Тогда как искусство в Италии уже решительно шло по пути подражания
классической древности, в других странах оно долго держалось традиций
готического стиля. К северу от Альпов, а также в Испании, Возрождение
наступает только в конце пятнадцатого столетия, и его ранний период длится,
приблизительно, до половины следующего столетия, не производя, впрочем,
ничего особенно замечательного.
Второй период Возрождения- время самого пышного развития его стиля- принято
называть "Высоким Возрождением"; он простирается в Италии приблизительно от
1500 по 1580 г. В это время центр тяжести итальянского искусства, которое
возделывалось дотоле, главным образом, во Флоренции, перемещается в Рим,
благодаря вступлению на папский престол Юлия второго, человека
честолюбивого, смелого и предприимчивого, привлёкшего к своему двору лучших
артистов Италии, занимавшего их многочисленными и важными работами и
подававшего собою другим пример любви к художеству. В Риме созидается
множество монументальных зданий, исполняются великолепные скульптурные
произведения, пишутся фрески и картины, до сих пор считающиеся перлами
живописи; при этом все три отрасли искусства стройно идут рука в руку,
помогая одно другому и взаимно действуя друг на друга. Античное изучается
теперь более основательно, воспроизводится с большею строгостью и
последовательностью; спокойствие и достоинство водворяются вместо игривой
красоты, которая составляла стремление предшествовавшего периода;
припоминания средневековье совершенно исчезают, и вполне классический
отпечаток ложится на все создания искусства. Но подражание древним не
заглушает в художниках их самостоятельность, и они, с большею находчивостью
и живостью фантазии, свободно перерабатывают и применяют к делу то, что
считают уместным заимствовать для него из греко-римского искусства. Лучшие
памятники, оставленные нам итальянской архитектурой этой блестящей поры -
опять-таки дворцы и вообще здания светского характера, большинство которых
пленит нас гармоничностью и величием своих пропорций, изяществом
расчленений, благородством деталей, отделкою и орнаментацией карнизов, окон
и дверей и пр., а также дворами с лёгкими, по большей части двуярусными
галереями на колоннах и столбах. Главным двигателем архитектуры Высокого
Ренессанса был Донате Браманте, прославившийся составлением плана для
нового Петровского собора, который и начал строиться под его руководством.
Выступление на сцену Микеланджело Буонаротти, положившего надолго печать
своего гения на все три образные искусства, обозначает в истории зодчества
наступления самого полного расцвета стиля Ренессанса. С 1550 г., в
итальянском зодчестве заметна перемена, и именно более холодное,
рассудочное отношение художников к их задачам, стремление ещё более точно
воспроизводить античные формы, систематическому применению которых
посвящаются теперь целые трактаты; не смотря на то, возводимые сооружения
продолжают отличаться высоким изяществом и ничем не нарушенным
благородством. За пределами Италии, цветущая пора Ренессанса наступила
значительно позже, чем в этой стране, и длилась до половины семнадцатого
столетия. Стиль, выработанный итальянцами, проник всюду и пользовался везде
почётом, но при этом, приноравливаясь ко вкусам и условиям жизни других
национальностей, утратил свою чистоту и до некоторой степени лёгкость и
гармоничность.
В период Высокого Возрождения борьба за идеалы Возрождения приобрела
напряженный и героический характер, отражая мечты об освобождении и
объединении страны. Общенациональный подъём ярче всего выразился в
архитектуре и изобразительном искусстве, отмеченных синтетическим
обобщением действительности и мощью героических образов, полных духовной и
физической активности. Сложившись во Флоренции, классический стиль
Высокого Возрождения нашёл своё наивысшее выражение в произведениях,
созданных в Риме; позднее в число ведущих центров выдвинулась Венеция
(Венецианская школа). В архитектуре (Д. Браманте, Рафаэль, Антонио да
Сангалло) достигли своего апогея совершенная гармония, монументальность и
ясная соразмерность архитурных образов; были созданы крупные архитектурные
ансамбли, обладающие совершенством и художественной цельностью замысла,
богатством и разнообразием композиционных решений. Изменилось социальное
положение художника, занявшего достойное место в общественной жизни.
Творчество крупнейших мастеров Высокого Возрождения в Италии (Леонардо да
Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Джорджоне и Тициана) обладало
разносторонностью и широтой охвата явлений действительности.

Со 2-й четв. 16 в. в Италии в условиях наступления феодализма, а затем и
католической реакции, искусство Высокого Возрождения переживало кризис,
вызванный глубоким разочарованием в гуманистических идеалах самого
Возрождения. Как следствие этого кризиса возникло антиклассическое в своей
основе искусство маньеризма. Творчество мастеров, верных гуманистическим
идеалам, приобрело сложный, драматический характер. В архитектуре Позднего
Возрождения (Микеланджело, Дж. да Виньола, Джулио Романо, Б. Перуцци)
возрос интерес к пространственному развитию композиции: здания всё больше
подчинялись градостроительному замыслу, активнее вступали во взаимодействие
с природной средой; ясная тектоника построек Раннего Возрождения сменилась
большей напряжённостью и конфликтностью. Ренессансные типы обществ зданий,
виллы, дворцы, принципы композиции городской площади и района получили
богатую и сложную разработку (Я. Сансовино, Г. Алесси, М. Санмикели. А.
Палладио). Одной из главных тем живописных и скульптурных произведений
позднего Микеланджело и картин Тициана стали трагическая непримиримость
конфликтов, борьба и неизбежная гибель героя; небывалой глубины и сложности
достигла психологическая характеристика образов. Периоды развития
искусства Возрождения в Италии и в странах к северу
Третий период искусства Возрождения, так называемый период "Позднего
Возрождения", отличается каким-то страстным, беспокойным стремлением
художников совсем произвольно, без разумной последовательности,
разрабатывать и комбинировать античные мотивы, добиваться мнимой
живописности утрировкою и вычурностью форм,могучий подъем изобразительных
искусств итальянского Возрождения. Реализм Позднего Возрождения (Паоло
Веронезе, Якопо Тинторетто, Якопо Бассано) обогатился пониманием
противоречивости мира, интересом к изображению массового действия, народным
образам, взаимосвязи человека и среды, к пространственной динамике. Многие
черты искусства Позднего Возрождения подготовили почву для новых тенденций,
получивших развитие в последующие эпохи.
Если Англия дала миру Шекспира, а Испания - Сервантеса, то Италия дала ему
не только Боккаччо и Ариосто, но и Микеланджело, и Леонардо да Винчи, и
Рафаэля, и Тициана, и других титанов ренессансного искусства.
|Могучим талантом был наделен Микеланджело Буонаротти (1475- 1564), происходивший из старинной флорентийской семьи. |
|Мы не ошибемся, если скажем, что среди титанов европейского Возрождения он был самой грандиозной фигурой. По словам |
|В.Н. Лазарева, "он был одновременно великим скульптором, великим живописцем, великим архитектором и великим поэтом. |
|Он верил в безграничные возможности человека, которого он рассматривал как венец творения. Для него гуманизм был не |
|голой словесной программой, а сущностью всего его образа мыслей. Вот почему человек и человеческая фигура являлись |
|главной и основной темой микеланджеловского искусства" . |
|Еще в молодые годы (1498-1499) высек он из мрамора замечательную композицию "Пьета" (скорбь о Христе), пронизанную |
|глубокой и мудрой человечностью . Для флорентийской республики он изготовил огромную мраморную статую молодого |
|библейского героя Давида (1501-1504), поставленную на площади перед синьорией. По верной характеристике Дж. Вазари, |
|он создал Давида "с пращой в руке в знак того, что он защитил свой народ и справедливо им правил, так и правители |
|города должны мужественно его защищать и справедливо им править". Когда "статую окончательно укрепили на месте", |
|Микеланджело "снял с нее покрывало, и по правде,она отняла славу у всех статуй, современных и античных . Овеянный |
|героизмом и верой в неограниченные возможности человека, Давид, изваянный Микеланджело, стал эмблемой всего высокого|
|итальянского Возрождения. |
|С годами мировоззрение Микеланджело все более окрашивалось в трагические тона. Ведь он не был безучастен к судьбам |
|Италии. Тяжело переживал он судьбу своей родной Флоренции. Когда после разгрома Рима испанскими войсками в 1527 году|
|Флоренция прогнала Медичей и вновь стала республикой, Микеланджело принял активное участие в защите города от |
|императорских войск. Но вернулись Медичи, и Микеланджело навсегда покинул свой родной город, обосновавшись в Риме. |
|Интересно вспомнить при этом одну любопытную деталь его творческой биографии. В 1537 году был убит флорентийский |
|герцог Алессандро. Микеланджело по совету друзей изготовил бюст Брута, убившего Юлия Цезаря (1539) . Этим он как бы |
|отдал дань своим былым республиканским идеалам. |
|В Риме Микеланджело создал свои величайшие живописные произведения. По предложению папы Юлия II он принял участие в |
|росписи потолка и одной из стен Сикстинской капеллы в Ватикане. До него в росписи капеллы уже участвовал ряд |
|художников, в том числе С. Боттичелли, Д. Гирландайо и др. Работа над росписью потолка была очень трудной, тем |
|более, что Микеланджело вел ее почти без помощников. Многие библейские истории были уже перенесены на стены капеллы |
|предшественниками Микеланджело. Он должен был с этим считаться. Но не было еще самых древних ветхозаветных |
|эпизодов. И Микеланджело обратился к ним. С огромным душевным подъемом изобразил он сотворение мира (1508-1512). |
|Героическим духом Возрождения наполнены эти церковные росписи . Микеланджело придал Вседержателю и Творцу облик |
|могучего старца, источающего титаническую энергию. Из глубин своей неукротимой воли создает он зримый мир. Это |
|Первый Художник и Первый Ваятель. Какая мощь в его вдохновенном лице! Какая сила в его жестах и порывах! "В начале |
|было дело", - говорит гетевский Фауст. Микеланджело задолго до Гете средствами своей монументальной живописи уже |
|сказал то же самое. Мир Микеланджело - это мир, наполненный творчеством, движением, порывом. В отличие от Рафаэля |
|Микеланджело не питает склонности к безмятежной идиллии. Его мир пронизан борьбой. Он все время как бы приближается |
|к краю бездны. Ведь и создатель, носясь по просторам вселенной, все время борется с безжизненной пустотой. |
|Идиллический рай, намеченный художником, уступает место всемирному потопу . |
|А по краям этих и других ветхозаветных историй художник поместил запоминающиеся фигуры древних сивилл и пророков . |
|Все они - люди беспокойные, одержимые, способные видеть грядущий день и поэтому пребывающие в глубокой тревоге. Одни|
|из них провидели явление Христа и его тернистый путь, другие, как, например, пророки Иезекииль или Даниил, скорбели |
|о грозной участи, уготованной народам. Микеланджело не превратил их в безликую толпу, но каждому из них нашел особое|
|место, придав им резко выраженные индивидуальные черты. Вещий свиток развертывает Дельфийская сивилла. В тревожной |
|задумчивости пребывает пророк Исайя. Весь в порыве, в движении пророк Иезекииль, что-то говорящий людям. Наклонилась|
|над пророческой книгой Кумская сивилла. Пророк Даниил с могучей сосредоточенностью заносит в книгу свои трагические |
|видения грядущих судеб мира. Все они выполняют свой героический долг, большие, сильные, могучие люди. |
|Как бы продолжая речения пророка Даниила, Микеланджело на алтарной стене Сикстинской капеллы поместил грандиозное |
|изображение Страшного Суда (1535-1541), одно из самых потрясающих созданий европейского искусства эпохи Возрождения |
|. Согласно христианскому вероучению, наступит день, когда Христос вернется на землю, чтобы вершить суд над родом |
|человеческим. На картине этот день уже наступил. Жизненной силой поражают зрителя многочисленные фигуры грешников и |
|праведников, до отказа наполняющие композицию. Поражает тяжесть земной плоти, напряженная мускулатура, порывы |
|отчаяния, великое потрясение тех, кто внезапно оказался участниками этого грандиозного события. С удивительной |
|смелостью, нарушая привычные традиции, изображает Микеланджело панораму Страшного Суда. У ангелов, трубящих в трубы,|
|призывающих умерших и живых предстать перед ликом великого судии, нет крыльев. Да и Христос с грозно поднятой рукой,|
|молодой и обнаженный, скорее напоминает разгневанного Аполлона, чем евангельского Сына Божия. Нагота Христа и прочих|
|участников Страшного Суда еще при жизни Микеланджело (а ведь времена уже наступили мрачные) вызывала порицание |
|суровых догматиков. Позднее по повелению церковных властей она была прикрыта нарисованными тканями. Интересно |
|рассказывает об этом Дж. Вазари: "Уже закончил Микеланджело свое произведение больше чем на три четверти, когда |
|явился взглянуть на него папа Павел; вместе с ним пришел в капеллу мессер Бьяджо да Чезена, церемониймейстер, |
|человек придирчивый, который на вопрос, как он находит это произведение, ответил: "Полное бесстыдство - изображать в|
|месте столь священном столько голых людей... такое произведение годится для бань и кабаков, а не для папской |
|капеллы". Не понравилось это Микеланджело, который, желая ему отомстить, как только он ушел, изобразил его, списав с|
|натуры, в аду, в виде Миноса, с большой змеей, обвившейся вокруг его ног, среди кучи дьяволов. Сколько ни просил |
|мессер Бьяджо папу и Микеланджело уничтожить это изображение, последний сохранил его для памяти об этом, так что и |
|сейчас можно его увидеть" . |
|Изображение нагого тела пришло к Микеланджело из классической древности, хотя, конечно, люди, восставшие во плоти в |
|день Страшного Суда, не возвращались бы к новой жизни в истлевших земных одеждах. Но ведь и Данте, которого так |
|высоко ценил живописец, в своей "Божественной комедии" нередко обращался к античным образам и мотивам. В этом |
|Микеланджело следовал по его стопам. |
|Но "Страшный Суд" Микеланджело - не просто иллюстрация к библейским текстам. Это сама жизнь в ее трагическом |
|развороте, жизнь, в которой века и люди сплелись в гигантский трепещущий клубок. Это и приговор миру, вступившему на|
|преступный путь, и одновременно яростная надежда на торжество светлых сил. Лицу апостола Варфоломея, держащего в |
|руке кожу, содранную с него мучителями, Микеланджело намеренно придал собственные черты . Страдалец тянется к |
|грозному Судие, твердо уповая на его справедливость. |
|Но ко всему прочему Микеланджело был замечательным поэтом. Особенно в поздний период создавал он стихотворения |
|значительные, исполненные силы и душевного благородства. Его тревожила судьба отчизны, тревожило то, что из |
|трагических уроков мир не извлекает необходимые выводы - |
|"...все объемлет мрак, |
|И ложь царит и правда прячет око..." |
|(Сонет "Уж чуя смерть..." Пер. А.М. Эфроса). |
|При всем том яркий свет не угасал в душе престарелого Микеланджело. Он продолжал свой титанический труд, особенно |
|большое внимание на этот раз уделяя зодчеству. Как человек эпохи Возрождения, правда, уже вступившей в полосу мрака,|
|он и к зодчеству прежде всего подходил с масштабами живого человеческого организма. По его словам, "архитектурные |
|члены зависят от членов тела. И кто не был или не является хорошим мастером фигуры, а также анатомии, тот не сможет |
|это уразуметь..." . |
|Его величайшим архитектурным творением является постройка собора св. Петра в Риме. В 1546 году он был назначен |
|главным архитектором собора и, несмотря на противодействие ряда зодчих и церковников, все свои силы отдал труду, |
|вписавшему его имя в историю мировой архитектуры. |
|...Краткий вышеприведенный экскурс в изобразительное искусство Италии XV-XVI веков поможет читателю составить более |
|полное представление о великом вкладе Италии в европейскую культуру Возрождения. Ведь если Англия дала миру |
|Шекспира, а Испания - Сервантеса, то Италия дала ему не только Боккаччо и Ариосто, но и Микеланджело, и Леонардо да |
|Винчи, и Рафаэля, и Тициана, и других титанов ренессансного искусства. |
|

Новинки рефератов ::

Реферат: Монгольское завоевание Руси: последствия и роль в отечественной истории (История)


Реферат: История Санкт-Петербургской Фондовой биржи (Биржевое дело)


Реферат: НБУ-финансовый агент правительства (Право)


Реферат: Статья 213 УК РФ в редакции ФЗ от 08.12.2003 (Уголовное право и процесс)


Реферат: Культура Руси (Времен XII века) (История)


Реферат: Социальные институты. Семья (Социология)


Реферат: Представление об информационном обществе и этапы развития информационных технологий (Кибернетика)


Реферат: У истоков интегральной психологии (Психология)


Реферат: Виды нормативно правовых актов и способы их публикации (Право)


Реферат: Инновационная политика в России (Менеджмент)


Реферат: Налогообложение прибыли (Бухгалтерский учет)


Реферат: Государственный суверенитет РФ (Право)


Реферат: Деятельность Ивана Федорова в Украине (Культурология)


Реферат: Проблемы классификации документов (Управление)


Реферат: Short Overview of African Countries (География)


Реферат: Страхование автогражданской ответственности (Страхование)


Реферат: Дизартрия (Педагогика)


Реферат: Учет оплаты труда (Бухгалтерский учет)


Реферат: Гипоталамус (Биология)


Реферат: Анализ прибыли и рентабельности (Бухгалтерский учет)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист