GeoSELECT.ru



Литература / Реферат: "СтранныйТургенев" (Литература)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: "СтранныйТургенев" (Литература)



ТОПОРОВ В.Н. СТРАННЫЙ ТУРГЕНЕВ (ЧЕТЫРЕ ГЛАВЫ).

Немногие русские прозаики девятнадцатого столетия вызвали так много
споров, как Тургенев. Его произведения трактовались самым разным, порой
взаимоисключающим образом. При этом большинство исследователей обращалось к
«светлому», «дневному» Тургеневу, игнорируя «темного», «ночного»,
«странного». Но такой тоже существует, и книга Топорова говорит в основном
о нем. Это попытка определить природу тургеневской «странности», ее
проявления в жизни и творчестве писателя.
Книга состоит из четырех частей: «Предрасположенности и возможности -
врожденное и благоприобретенное», «Любовь и смерть», «Архетип моря
(«морской синдром»)», «Сны, видения, призраки» - и приложения «О жанре
«ночного» или «сонного» мечтания и происхождении слова».
Эта книга или, точнее, брошюра известного современного филолога
представляет собой, вероятно, всего лишь фрагмент (о чем свидетельствует
подзаголовок «Четыре главы») из обширного труда, посвященного облику
замечательного русского писателя в несколько необычном его отражении. Можно
сказать, что данная книга является некоей системой зеркал, в центре которой
стоит Тургенев, а мы рассматриваем и изучаем его многочисленные отражения.
Главная задача литературы как раз в этом - отражать, проектировать -
известна еще со времен Платона. О том, что литература - вовсе не зеркало, а
система зеркал, пройдя которую облик может не только измениться до
неузнаваемости, но сделаться вообще иным обликом (или обликом иного). К
сожалению, возможность говорить об этом открыто представилась только в
последнее десятилетие. Работа Топорова представляет нам как раз такого -
иного - Тургенева. Это уже не ратователь за освобождение крестьян, не
обладатель необыкновенного, живого и могучего русского языка, не
представитель западничества в известной полемике со славянофилами. Нет. Это
Тургенев - мистик, Тургенев - эзотерик, Тургенев «мрачных пропастей» темной
стороны человеческого духа. Анализируются, главным образом, его поздние
повести о «странной любви», причем речь ведется не об интимных особенностях
и странностях человека Ивана Тургенева, но о тех чувственных безднах,
открывающихся перед его героями, когда любовь вырывает их из житейского
моря и возносит в туманные небеса иномирья.
Инструменты Топорова как исследователя и читателя - это
контрпереживание, фильтрация фактов через призму импрессионизма. Это
совершенно новый и необычный подход, претензия обнаружить и показать то,
чего раньше не было в русской классике. Для такого подхода становятся
актуальными приемы психоанализа. Например, описание родовых и генетических
травм, - деспотичной матери, красавца и Дон Жуана отца – красной нитью
проходят через всю биографию писателя и предопределяют появление главного
комплекса, главного архетипа Тургенева - морского, всюду словно бы
преследующего его. На самом деле, подбор подобных примеров впечатляет:
«Вешние воды», «Накануне» - описание Царицынских прудов, в рассказе «Касьян
с Красивой мечи» небо. Вот цитата из этого произведения, описание неба –
«бездонное море... оно широко расстилается под вами, деревья... словно
корни огромных растений, спускаются, отвесно падают в те стеклянно ясные
волны... Волшебными подводными островами тихо наплывают и тихо проходят
белые круглые облака - и вот вдруг все это море, ... все заструится,
задрожит беглым блеском, и поднимется свежее, трепещущее лепетание, похожее
на бесконечный мелкий плеск внезапно набежавшей зыби». Вот он, морской
синдром, морской архетип в действии. Море ритмически отмеривает наступление
жизни и смерти, соединяет сознательное с бессознательным – и так с раннего
детства. В свою очередь сама книга Топорова ритмическим чередованием и
монтажом цитат Тургенева, других классиков, стилистически однородных
комментариев - завораживает, постепенно обнаруживая свою власть над
читателем. Текст её, этой книги, как бы прошит словами «роковой»,
«безысходный», «трагический», «темный», «пленник фатума».
Этот новый взгляд на Тургенева, как на личность, необычайно
интересен. Мы привыкли получать зачастую совершенно сухие сведения, голые
факты. А увидеть любимого писателя во всей полноте красок, эмоций и чувств
– это не просто ново и необычно. Взгляд на человека с такой точки зрения,
изображение «темной» или «странной» стороны личности лишний раз дает
понять, что нельзя ни о чем судить слишком плоско, просто и поверхностно.
Чтобы понять человека – а писатель, каким бы великим он не был, тоже
человек – надо поймать множество его отражений, вглядеться в них
внимательнее и попытаться понять. Может, в конечном итоге, это поможет
понять и свою сущность.







Реферат на тему: "Теория" и поведение Раскольникова в романе Ф.Достоевского "Преступление и наказание"

«Теория» и поведение Раскольникова
в романе Ф.Достоевского «Преступление и наказание»

Роман Достоевского «Преступление и наказание» вырос на почве
русской действительности середины 60-х годов 19 века. Писатель воссоздал
правдивую картину жизни обездоленных городских низов, мир нищеты и
человеческих страданий. Этому миру отверженных противостоит лагерь
хищников, хозяев жизни, бессердечных жестоких людей, презирающих человека.
В этом мире нищеты и мечется в поисках выхода Родион Раскольников.
Он крайне беден, худо одет, озлоблен против людей, но душевное состояние
его было таково, что он даже не смущался своим видом. «Столько злобного
презрения уже накопилось в душе молодого человека», что «он менее всего
совестился своих лохмотьев».
Болезненно ощущая унизительность своего положения, Родион мучился
сознанием бессилия облегчить собственную судьбу и судьбу матери и сестры. В
таком душевном состоянии у Раскольникова рождается протест против законов,
моральных норм, которые проповедуются для бедняков. Он пишет статью,
развивая теорию деления людей на две категории: одни властвуют – это
сильные личности, Наполеоны, удел других – вечное подчинение. Герой
рассуждает «о разрешении крови по совести».
И вот Раскольников совершает преступление – убивает старуху-
процентщицу. Исповедуясь Соне, он заявляет: «Я сам хотел поскорее узнать,
вошь ли я, как все, или человек?.. Тварь я дрожащая или право имею…»
Разговор о старухе вызывает у Раскольникова мысль о том, можно ли
пожертвовать жизнью одного человека для спасения многих, можно ли загладить
добрыми делами преступление.
У Раскольникова соединяются протест с индивидуализмом, стремление
помочь людям с теорией «сильной личности».
Он полагал, что сможет соединить в себе власть Наполеона с
назначением благодетеля, ведущего человечество к счастью, был уверен, что
убийство ростовщицы окажется той пробой, которая докажет правоту его идеи,
возможность её претворения в жизнь. Но оказалось всё не так. Убийство Алёны
Ивановны и тем более Лизаветы превращало его в его же глазах в тирана и
злодея. Раскольников потрясён, страдает, временами замирает от ужаса. Его
теория не выдерживает проверки, и он сам сделать вывод: «Я себя убил, а не
старушонку».
Проба Раскольникова доказывала, что в одном лице несовместимы тиран
и благодетель рода человеческого, а задуманный им путь спасения не
выдерживает суда совести. Совершенное кровавое дело опустошило его душу.
Раскольников хотел привести мир к справедливости, но наполеоновский путь
исключал равенство и братство.
Только поняв антигуманность теории господства одним над другим,
Раскольников становится на путь новой жизни, которая заключается в единении
с людьми, в желании примкнуть к людям, глотнуть живой воды из чистого
духовного источника.




Новинки рефератов ::

Реферат: Демографическая ситуация в России (Социология)


Реферат: Методы оценки управленческого персонала в организации (Психология)


Реферат: Дипломная работа. Формирование и использование внебюджетных фондов (Деньги и кредит)


Реферат: Глобальные гипертекстовые структуры: WWW (Программирование)


Реферат: Петр I - рождение империи (История)


Реферат: Вред и польза химии (Химия)


Реферат: Дифференциация доходов населения и социальная политика государства (Социология)


Реферат: Государственный кредит как экономическая категория (Финансы)


Реферат: Учет основных средств (Бухгалтерский учет)


Реферат: Краткосрочное кредитование с.х. предприятий (Финансы)


Реферат: История экономических учений (История)


Реферат: Военное искусство в России 2-й половины XVIII века. (История)


Реферат: Работа над полифонией в классе баяна (Музыка)


Реферат: Продвижение товара на рынке и методы его продвижения (Предпринимательство)


Реферат: Реформа Петра Первого (История)


Реферат: Ремонт оросительной системы (Сельское хозяйство)


Реферат: История государства и права зарубежных стран (полный курс) (Право)


Реферат: Профессиональная преступность (Криминология)


Реферат: Мировое автомобилестроение на рубеже веков (Менеджмент)


Реферат: Биография ДДТ (Музыка)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист