GeoSELECT.ru



Культурология / Реферат: Фольклор (Культурология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Фольклор (Культурология)


НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ



Р Е Ф Е Р А Т


Тема : Фольклор

Предмет : Культурология


Студентки первого курса НГТУ

Группа № 043у

Попковой Елены Витальевны

Шифр № 33110124
Вариант № 24

Домашний адрес :
633007 г. Бердск, ул. Кр. Сибирь, 110 – 13



г. Бердск
2001 г.
Содержание :

1. Введение. …………………………………………………………… стр. 3.
2. О русском фольклоре ……………………………………………... стр. 5.
3. Русский героический эпос ……………………………………….. стр. 7.
4. Песенная лирика ……………………………………………………стр. 9.
5. Заговоры …………………………………………………………….стр. 13.
6. Русский советский фольклор ………………………………………стр. 15.
7. Заключение ………………………………………………………… стр. 18.
Использовавшаяся литература …………………………………….стр. 19.



1. Введение.
«Русский народ создал огромную изустную литературу : мудрые
пословицы и хитрые загадки, весёлые и печальные обрядовые песни,
торжественные былины, - говорившиеся нараспев, под звон струн, - о
славных подвигах богатырей, защитников земли народа – героические,
волшебные, бытовые и пересмешные сказки.
Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом народного
досуга. Она была достоинством и умом народа. Она становила и
укрепляла его нравственный облик, была его исторической памятью,
праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю
его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его
трудом, природой и почитанием отцов и дедов.»[1]
Слова А. Н. Толстого очень ярко и точно отражают суть
фольклора. Фольклор – это народное творчество, очень нужное и важное
для изучения народной психологии в наши дни. Фольклор включает в
себя произведения, передающие основные важнейшие представления народа
о главных жизненных ценностях: труде, семье, любви, общественном долге,
родине. На этих произведениях воспитываются наши дети и сейчас. Знание
фольклора может дать человеку знание о русском народе, и в
конечном итоге о самом себе.
В фольклоре первоначальный текст произведения почти всегда не
известен, так как не известен автор произведения. Текст передается
из уст в уста и до наших дней доходит в том виде, в котором
его записали писатели. Однако писатели пересказывают их по своему,
чтобы произведения было легко читать и понимать. В настоящее время
выпущено в свет очень много сборников, включающих в себя один или
сразу несколько жанров русского фольклора. Это такие, например, как
«Былины» Л. Н. Толстого, «Русское народное поэтическое творчество» Т. М.
Акимовой, «Русский фольклор» под редакцией В. П. Аникина, «Русские
обрядовые песни» Ю. Г. Круглова, «Струны рокотаху: очерки о русском
фольклоре» В. И. Калугина, «Русский советский фольклор» под редакцией К. Н.
Феменкова, «О русском фольклоре» Э. В. Померанцевой, «Народные русские
легенды» и «Народ–художник : миф, фольклор, литература» А. Н. Афанасьева,
«Славянская мифология» Н. И. Костомарова, «Мифы и предания» К. А. Зурабова.
Во всех изданиях авторы выделяют несколько жанров фольклора – это
гадания, заговоры, обрядовые песни, былины, сказки, пословицы,
поговорки,
загадки, былички, пестушки, заклички, частушки и т. д. Ввиду того, что
материал очень огромен, и за короткое время его изучить невозможно, я
использую в работе лишь четыре книги, выданные мне в центральной
библиотеке. Это «Русские обрядовые песни» Ю. Г. Круглова, «Струны рокотаху:
очерки о русском фольклоре» В. И. Калугина, «Русский советский фольклор»
под редакцией К. Н. Феменкова, «Русское народное поэтическое творчество»
Т. М. Акимовой.
Более подробно на страницах реферата будут рассмотрены такие вопросы
как русский героический эпос, песенная лирика, заговоры, а также русский
советский фольклор.



2. О русском фольклоре.
Слово фольклор в буквальном переводе с английского означает
народная мудрость. Фольклор - это создаваемая народом и бытующая в
народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую
деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы,
культы и верования. В фольклоре воплощены воззрения, идеалы и
стремления народа, его поэтическая фантазия, богатейший мир мыслей,
чувств, переживаний, протест против эксплуатации и гнета, мечты о
справедливости и счастье. Это устное, словесное художественное
творчество, которое возникло в процессе формирования человеческой
речи. М. Горький говорил: «… Начало искусства слова – в фольклоре»1
В доклассовом обществе фольклор тесно связан с другими видами
деятельности человека, отражая зачатки его знаний и религиозно-
мифологических представлений. В процессе развития общества возникли
различные виды и формы устного словесного творчества. Некоторые
жанры и виды фольклора прожили длительную жизнь. Их своеобразие
прослеживается только на основании косвенных показаний : на текстах
позднейшего времени, сохранивших архаические черты содержания и
поэтической структуры, и на этнографических сведениях о народах,
находящихся на доклассовых ступенях исторического развития. Только
от 18 века и позже известны подлинные тексты народной поэзии. Очень
немного записей сохранилось в 17 веке. Вопрос о происхождении
многих произведений народной поэзии значительно сложнее, чем
произведений литературных. Неизвестны не только имя и биография
автора – создателя того или иного текста, но и неизвестна социальная
среда, в какой сложилась сказка, былина, песня, время и место их
сложения. Об идейном замысле автора можно судить только по
сохранившемуся тексту, притом нередко записанному много лет спустя.
Важным обстоятельством, обеспечивающим развитие народной поэзии в
прошлом, являлось, по словам Н. Г. Чернышевского, отсутствие «резких
различий в умственной жизни народа». «Умственная и нравственная жизнь, -
указывает он, - для всех членов такого народа одинакова – потому и
произведения поэзии, порожденной возбуждением такой жизни, одинаково близки
и понятны, одинаково милы и родственны всем членам народа». В таких
исторических условиях появлялись произведения, созданные «всем народом, как
одним нравственным лицом»1. Благодаря этому народную поэзию пронизывает
коллективное начало. Оно присутствует при возникновении и восприятии
слушателями вновь создаваемых произведений, в их последующем бытовании и
переработках. Коллективность проявляется не только внешне, но и внутренне –
в самой народно-поэтической системе, в характере обобщения
действительности, в образах и т. д. В портретных характеристиках героев, в
отдельных ситуациях и образах фольклорных произведений мало индивидуальных
особенностей, занимающих столь видное место в художественной литературе.
Как правило, в момент создания, произведение переживает период
особой популярности и творческого расцвета. Но наступает время, когда
оно начинает искажаться, разрушаться и забываться. Новое время
требует новых песен. Образы народных героев выражают лучшие черты
русского национального характера ; в содержании фольклорных
произведений отражаются наиболее типичные обстоятельства народной
жизни. Вместе с тем народное поэтическое творчество дореволюционного
не могло не отразить историческую ограниченность и противоречия
крестьянской идеологии. Живя в устной передаче, тексты народной
поэзии могли значительно измениться. Однако, достигнув полной идейной
и художественной завершенности, произведения нередко сохранялись
долгое время почти без изменений как поэтическое наследие прошлого,
как культурное богатство непреходящей ценности.



3. Русский героический эпос.
Русский героический эпос (былины) – замечательное наследие
прошлого, свидетельство древней культуры и искусства народа. Он
сохранился в живом устном бытовании, возможно, в первоначальном виде
сюжетного содержания и главных принципов формы. Свое название былина
получила от близкого по смыслу слова «быль». Это означает, что былина
рассказывает о том, что некогда происходило на самом деле, хотя и не все в
былине правда. Былины записаны от сказителей (часто неграмотных),
воспринявших их по традиции от прежних поколений. Зафиксированы былины
только на территории России, главным образом на Севере и в Сибири.
В южных областях – в Поволжье и на Дону –
они оказались в сильно измененном и полуразрушенном виде. А между
тем, следует предположить, что основное количество сюжетов было
создано в пределах Киевского государства, т. е. в тех местах, какие в них
изображаются. Но на территории Украины былины не обнаружены. Нет в их языке
и украинизмов. Источником каждой героической песни был какой-то
исторический факт. В былине, как и в народной сказке, много выдумки.
Богатыри – люди необыкновенной силы, они скачут на могучих конях через реки
и леса, поднимают на плечи тяжести, которые не под силу ни одному человеку.
Например, так описывается богатырь Сятогор в былине «Святогор – богатырь»,
изложенной Л. Н. Толстым:
… Выезжал ли Святогор гулять в чисто поле,
Никого-то Святогор он не нахаживал,
С кем бы силой богатырскою помериться ;
А сам чует в себе силу он великую,
Чует – живчиком по жилкам разливается..1
Вот как описывает Н. М. Карамзин богатыря Илью Муромца :
…Он подобен мирту нежному :
Тонок, прям и величав собой.
Взор его быстрей орлиного,
И светлее ясна месяца.
Кто сей рыцарь ? – Илья Муромец.1
Былина – старая песня, и не все в ней бывает понятно, рассказывается
она неторопливым, торжественным тоном. Многие русские былины говорят о
героических подвигах народных богатырей. Например, былины о Вольге
Буслаевиче, победителе царя Салтана Бекетовича ; о герое Сухмане,
победившем врагов – кочевников ; о Добрыне Никитиче. Русские богатыри
никогда не лгут. Готовые умереть, но не сойти с родной земли, они почитают
службу отечеству своим первым и святым долгом, хотя их нередко и обижают не
доверяющие им князья. Рассказанные детям былины учат их уважать труд
человека и любить свою родину. В них объединился гений народа.
Однако не всегда былины рассказывают о богатырях. Очень
интересна былина «Об Авдотье Рязаночке», не побоявшейся самого хана
Золотой Орды и вызволившей из плена не только своих родных – мужа, сына и
брата, но и весь рязанский полон.
Своих любимых богатыри не уподобляли ни Венерам, ни Дианам, которых
они никогда не видели. Сравнения они черпали из природы видимых ими вещей.
Например, когда хотели похвалить ту, которая им нравится, то говорили, что
у ней:
Очи соколиные,
Брови соболиные,
Походка павлиная;
По двору идет,
Как лебедь плывет.2
Отдельным жанром фольклора являются исторические песни. Их
художественное своеобразие остается недостаточно изученным. В
дореволюционной науке их нередко признавали деградацией героического
эпоса, сколком с былин и в этой связи их достоинством считали общие с
былинами мотивы, образы и стилевые приемы (как бы остаточные явления).3
Позволю себе не согласиться с авторами сборника. «Песнь о вещем Олеге»,
«Песни о Степане Разине» можно поставить сегодня в одном ряду с
«капитанской дочкой», «историей Пугачева» и другими историческими
произведениями. Они также представляют собой огромную художественную
ценность. Это выражение исторического самопознания народа. Русский народ в
своих исторических песнях осознал свое историческое значение. Это также
художественно-историческое произведение о прошлом. Ее отношение к прошлому
активно : в ней отражены исторические воззрения народа в еще большей мере,
чем историческая память. Историческое содержание в песнях передается
сказителями сознательно. Сохранение исторически ценного в эпосе (будь то
имена, события, отношения) есть результат сознательного, исторического
отношения народа к содержанию эпоса. Народ в своем творчестве исходит из
довольно четких исторических представлений о времени. Сознание исторической
ценности передаваемого и своеобразные представления народа, а не только
механическое запоминание, обуславливают устойчивость исторического
содержания песен.

4. Песенная лирика.
Народная лирическая песня существенно отличается от других родов и
видов фольклора. Её состав разнообразнее, чем героического эпоса, сказок и
других жанров. Создавались песни в далеко не одинаковое время. Каждое время
слагало свои песни. Неодинакова и длительность жизни каждого песенного
жанра. Например, женские песни семейной тематики, начиная со свадебных, как
наиболее старые и традиционные помнятся лучше других. Песни же рекрутские
18 века и несколько больше половины 19 века, прожили чуть больше столетий и
совсем исчезли из народного репертуара после военной реформы 70 – х годов
19 века.
Недолог был век и удалых песен. Возникшие как противодействие
крепостному гнету, они были поддержаны вниманием передовых поэтов и вызвали
множество откликов и подражаний в художественной литературе. Но они быстро
забывались после реформы, уступив место новым произведениям и новым формам
борьбы и протеста.
Песни очень различны. Например, песни детские и разные виды песен
свадебного обряда или хоровода ни по содержанию, ни по оформлению не
сходны. Для более полного представления. Остановимся на некоторых из них.
Пестушки – песенки и стишки, которыми сопровождают первые сознательные
движения ребенка. Например :
«Ах, поет, поёт
Соловушка !
Ах поёт, поёт
Молоденький;
Молоденький,
Хорошенький,
Пригоженькой.»1
Потешки – песенки и стишки к первым играм ребенка с пальцами, ручками,
ножками. Например :
«Потягунючки, поростунюшки !
Роток – говорунюшки,
Руки – хватунюшки,
Ноги – ходунюшки.»
Заклички – детские песенные обращения к солнцу, радуге, дождю,
птицам :
- Весна красна ! На чём пришла ?
- На сошечке, на бороночке,
На овсяном снопочку,
На ржаном колосочку.
Приговорки – словесные обращения к кому-либо. Например говорят в
бане:
С гоголя – вода,
С младенца – худоба !
Укатись вся.
Подблюдные песни. Данные песни использовались в гадании и свое
название получили в связи с игрой, которой сопровождалось гадание. В блюдо
каждый играющий клал свой предмет (обычно колечко), затем пелись
«подблюдные» песни. Ведущий игру не глядя вынимал из блюда первое попавшее
под руку кольцо. Содержание песни относили к тому, чье кольцо оказывалось
вынутым. Образ подблюдной песни заключал в себе иносказание, намек, по
которому судили о будущем. У песни был обязательный припев, который
закреплял гадание. Например ;
Котик кошурку манит в печурку :
- поди-ка, кошурка, в печурке поспать
У меня ли в печурке теплёхонько,
И постеля легохонька.
Кому же мы спели,
Тому добро,
Кому вынется
Тому сбудется.1
Самое важное место занимали песни и в составе свадебного
обряда : они принадлежат обряду и вне обряда не исполняются. Их функция –
обрядовая, они придают гласности начало, ход и завершение свадьбы как
бытового юридического акта. Своё назначение эти песни сочетают с
поэтизацией традиционного ритуала. Отличительной особенностью свадебных
песен является эпический, повествовательный стиль.
Величания – жанр песенного восхваления преимущественно жениха,
невесты. Например ;
- Какова, какова красна девушка ?
- Ростом она ростом
Ни малая, ни великая,
Личиком, личиком
Бело-круглоликая,
Глазушки, глазушки
Что ясного сокола,
Бровушки что у черного соболя.
Сама девка бравая,
В косе лента алая.2
Изначально функция величания в свадьбе соединялась с заклинательной магией
: благополучие, счастье невесты и жениха, их родных представлялись
реальными, уже наступившими. В поздних формах заклинательную магию в
величаниях вытеснило выражение идеального типа нравственного поведения,
красоты, бытового достатка вне связи с магией. В этих песнях создавались
идеализированные образы девушки и парня, жениха и невесты.
Причитания – лирические произведения, непосредственно передающие
чувства и мысли невесты, её родственников и подруг, других участников
свадьбы:
…В тереме Феклуша умывается,
В высоком Климовна умывается,
Горючими слезами обливалася,
Как-то мне с батюшкой расстатися,
Как-то мне с матушкой прощатися…1
Изначально функция причитания была всецело предопределена обрядом. Невеста
представляла свой уход из семьи как действие, свершающееся против ее
воли, чтобы избежать нежелательной мести покровителей очага. Но, возможно,
что уже и в ту далекую пору плач явился в какой-то степени и прямым
выражением подлинных чувств невесты в момент расставания с семьёй. Позднее
причитания лишь отчасти следовали древнему ритуалу и по большей части стали
прямым выражением чувств людей, которых кровно касалось драма разлуки с
семьёй. Наиболее существенная стилевая особенность причитания – передача
смятенных чувств человека.
Слёзную тональность причитаний, строгую эпичность песен и
торжественность величаний в свадьбе хорошо дополняли так называемые
корильные песни – песни – шутки, часто пародии на величания. Корильные
песни исполнялись в семье жениха и невесты после свершения всех основных
действий свадебного «чина». Их функция чисто развлекательная и
юмористическая. Цель исполнения корильных песен в обряде – высмеять его
участников, укорить их, обругать за скупость, нежелание наградить певцов за
исполнение песни :
… Мы все песни перепели,
У нас горлышки пересохли!
Мы невестина пива не пивали,
Мы женихова - не видали,
Невестино пиво – как наливо,
Женихово – как помои.1
Однако назначение корильных песен и в другом. В рамках обрядового
жанра народ выразил свои взгляды на весьма существенные явления социально-
бытовой жизни, мешавшие осуществлению идеалов, о которых шла речь в
величальных песнях. Осмеянию подверглись жадность, пьянство, глупость,
семейные неурядицы.
Заклинательные песни – это одно из важнейших средств, которым древний
человек пытался повлиять на природу, на враждебные ему силы. Цель таких
песен – воздействовать на какое-нибудь явление природы, от которого
ожидалась помощь в трудах земледельца, на тот или иной заповедный предмет,
которому приписывалось магическое значение, на неведомую силу – судьбу,
распоряжавшуюся счастьем человека в его личной жизни. Эти песни в основном
исполнялись при приготовлении каравая на свадьбу :
Ты, святой Кузьма – Демьян,
Скуй нам свадебку
Крепкую, лепкую.2

Заговоры.
Заговоры и заклинания – прозаические произведения магического
характера и практического назначения. Художественную природу жанра
определяет, с одной стороны, связанная с анимизмом стихийная поэтизация
древних верований, с другой – важное, с точки зрения простолюдина,
практическое назначение заговорного слова. Отсюда в них отчетливые
представления о действенном слове как слове точном и сильном. Древняя
поэзия заговоров свидетельствует, что верования живут дольше той
действительности, в которой они возникли.
В настоящее время заговоры интересны в научном и художественном
отношении как древнейший вид поэзии, поэтический памятник борьбы человека
со всем враждебным и непонятным, что его окружало, и веры в то. Что злые
силы и недуги можно победить. В народной систематизации заговоров отражены
представления о них как о необходимости в повседневной жизни : «против
болезней», «чтобы муж жену любил», «от грому», «от порчи пищали», «о
ворожбе для успешного торга» и т. д. Наиболее распространены и поныне
заговоры «на любовь». Когда я училась в выпускном классе средней школы, я
и мои подруги вели тетради, в которые записывали такие заговоры, вот один
из них, наиболее короткий, который необходимо читать глядя на зажжённую в
руках свечу, в пустой темной комнате, в одиночестве :
«Я зажгу свечу в ночной темени, поклонюся ей трижды покорно я и скажу
слова заговорные : «Ой вы духи великие, светлые, зло-напасть от любви
отводящие. Вы услышьте меня, вас молящую, не гасите свечу, мной зажженную.
Зажигала её с чистым помыслом, не чужого мужа приманивала, не чужого жениха
приваживала, но зажгла ради мужа (жениха) любимого, мне самою судьбою
сулимого. И молю я вас, духи светлые, наделите огонь вашей силою, силой
доброй, всепроникающей, от погибели любовь защищающей. Вы зажгите огонь в
сердце милого, осветите в нём все излучины, посветите до самого донышка –
чую, там лежит льдинка стылая – ревность лютая злой разлучницы. Растопите
ту льдинку колючую, ей слезой возверните горючею. И ещё вас молю, духи
добрые, разожгите огонь в крови милого, чтоб в любви он был нежен – яростен
и как глоток воды в самый знойный зной, поцелуй мой ему был бы сладостен.
И в третий раз вас молю, духи светлые, защитите любовь мою чистую,
сохраните мне мужа (жениха) любимого с сердцем верным, ни с кем не
делимого».
Весь текст данного заклинания пронизан уважением, безоговорочной
верой в духов, которые помогут, глубоким смыслом. Позволю себе не
согласиться с авторами сборника «Русское народное творчество», которые
отметили, что заговоры «…не представляют самостоятельной художественной
функции..» Ведь все в тексте пронизано болью, оттого, что любовь стала
угасать ; боязнью потерять свое счастье, глубокой верой. Очень интересен и
слог, которым написан этот заговор.
В заговорах и народной медицине видят не только проявление темных
суеверий, с которыми необходимо вести борьбу, но и народные знания,
народные философские воззрения, мифологические представления, поэтическое
искусство.

Русский советский фольклор.
Русский советский фольклор представляет собой массовую форму народной
поэтической культуры эпохи социализма. Своими корнями эта культура уходит
в вековые народно - поэтические традиции, она вырастает на их основе и
является органическим и закономерным их продолжением в новых исторических
условиях. Особенности советского фольклора тесно связаны с историей
советского общества. В ходе борьбы за Советскую власть, в кровопролитных
битвах в гражданскую и великую отечественную войны народное поэтическое
творчество обогащалось новыми чертами и новым содержанием. По сравнению
с традиционным текст в советском фольклоре приобрел более устойчивое и
самостоятельное значение, однако и здесь он окончательно не закреплен за
автором и не канонизирован. Поэтому он может подвергаться действию
фольклорных законов бытования.
Расширилось и утеряло свою прежнюю определенность и во многом
наполнилось новым содержанием само понятие «фольклор». Оно стало
применяться к тем видам и формам непрофессионального творчества, в основе
которых лежит коллективное или индивидуальное начало, продолжающее и
развивающее традиции русского народного искусства.1
В традиционном фольклоре в советскую эпоху протекали живые и очень
сложные процессы, связанные как с разными периодами ее истории, так и с
внутренним развитием ее жанров. Из массового бытования постепенно исчезало
все то, что было обусловлено исторически преходящими сторонами народной
жизни (религиозные легенды, духовные стихи, некоторые обряды и т. д.).
Этот процесс не всегда был последовательным. В определенных условиях
отдельные исчезнувшие жанры или определенные традиции вновь оживали и
становились продуктивными. Так, в годы Великой Отечественной войны широкое
распространение, в особенности на русском Севере, получили причитания и
плачи-сказы. Между тем они уже давно считались потерявшими свое значение.
Социалистическое преобразование нашей страны сопровождалось борьбой за
формирование нового человека – носителя коммунистического идеала. Эта тема
является ведущей на протяжении всей истории советского фольклора. Она
широко представлена в песнях и частушках, созданных рабочими и солдатами в
период подготовки и проведения Великой Октябрьской социалистической
революции :
Из-за лесу, лесу копий и мечей
Вышла рота коммунаров-лихачей,
Гей, гей, пусть говорят,
Вышла рота коммунаров-лихачей.
Впереди всех командир их молодой,
Ведет роту коммунаров за собой.1
С революционной ломкой старого уклада жизни, с процессом рождения
нового, социалистического, сознания связаны многие произведения советского
фольклора, относящиеся как к периоду гражданской войны, так и к более
позднему времени. Они отражают сложность художественного развития. Новое
рождалось в острой борьбе со старым, в преодолении различных пережитков
прошлого.
Как в годы гражданской войны, так и позднее возникновение новых
произведений чаще всего происходило путем переработки старых. Для этого
использовались известные и популярные мотивы и тексты. Раньше всего
подвергались переработке старые революционные песни и солдатские песни, как
наиболее близкие по содержанию к событиям первых лет жизни Советского
государства. Ротные и полковые поэты на скорую руку подтекстовывали под
старую популярную солдатскую мелодию новые, отвечающие обстановке слова.
Нередко объекты переделки совпадали по обе стороны фронта. Например, романс
«Белые акации» был переделан в походную песню «Смело мы в бой пойдем». Этот
же романс, но другими словами, на тот же мотив пелся и в белой армии.2
Важнейшей темой фольклора гражданской войны является непосредственное
изображение самой борьбы, ее участников и героев. В большинстве случаев
такие произведения построены на совершенно конкретных событиях и эпизодах
войны с интервентами и белой армией.
Для произведений советского фольклора более позднего времени
характерно сочетание личного с общественным. Основными их героями стали
передовики труда 6 ударники, стахановцы и т. д. Среди этих героев и люди,
прославившие своими подвигами родину : летчики, совершившие небывалый
перелет, челюскинцы и полярники, красноармейцы и пограничники. Задержавшие
шпионов и давшие отпор врагу. В большинстве случаев они имеют конкретные
имена (Чкалов, Стаханов, паша ангелина, Кривонос и т. д.). Однако при всей
совей конкретности эти имена воплощают в себе качества, становящиеся
типическими для советских людей и потому открывающие возможность для
появления новых и новых героев.
С трудовым подъемом, охватившем всю страну, с постепенно
складывающимся новым социалистическим отношением к труду связано и
возникновение новых произведений колхозной деревни. Рассказывая о новой
колхозной жизни, произведения народного творчества нередко стремятся
использовать традицию старой лирической песни, перерабатывают отдельные
песенные сюжеты или образы и придают им новое значение. В этом смысле
показательна песня «ты удайся, удайся, ленок» :
Колхозом сеем мы, сеем ленок.
Мы сеем, приговариваем,
Чоботами приколачиваем :
«Ты удайся, удайся, ленок,
Ты удайся, самый высший номерок».1
В ее основе лежит старинная хороводная песня. Рождение таких
произведений в большинстве случаев связано с художественной
самодеятельностью, получившей в эти годы очень широкое развитие.
Народное искусство в годы Великой отечественной войны явилось
действенным оружием в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками. Ведущей
темой, определяющей содержание фольклора, стал патриотический подвиг
советских людей в борьбе за свободу и независимость нашей родины. Как и в
предыдущие периоды, возникновение новых произведений шло по двум линиям : с
одной стороны, были заново переосмыслены и перерабатывались песни
профессиональных поэтов и произведения советского фольклора, начиная с
времен гражданской войны; с другой стороны, появилось большое количество
оригинальных народных произведений.
Песня, ставшая в буквальном смысле в годы войны одним из видов оружия,
прочно вошла в быт советских воинов. Она сопровождала их на всех дорогах
войны, во всех событиях фронтовой и партизанской жизни. Особое значение
русская и советская песня имела на оккупированной врагом территории, а
также в фашистских лагерях смерти. Она поддерживала дух советских людей,
укрепляла их волю и решимость бороться до конца.

Заключение.
Я лишь поверхностно рассмотрела некоторые жанры русского фольклора.
Еще многие вопросы остались не освещенными. Однако даже это поверхностное
изучение показывает какой громадный путь развития прошел русский фольклор.
Он вошел в историю нашей страны как активный участник всей нашей жизни,
каждого человека в отдельности, начиная с рождения до самой его смерти.
В течение всей жизни фольклор помогает человеку жить, работать,
отдыхать, помогает принимать решения, а также бороться с врагами, как
показывалось выше на примерах.
По своей специфике фольклор является самой демократичной формой
искусства, и при любых обстоятельствах – мир ли на земле или война, счастье
или горе, фольклор остается устойчивым, а также активным. Наиболее
показательна в этом смысле частушка, придуманная народом в 80-е годы, когда
многие продукты отсутствовали с магазине, а некоторые можно было купить
лишь в ограниченном количестве :
Водку мы давно не пьем,
Колбасу не кушаем,
Банку браги навернем,
Горбачева слушаем.
Здесь мы видим, что при любых обстоятельствах русский народ не теряет
оптимизма и всегда надеется на лучшее.

Использовавшаяся литература.
Русский советский фольклор. Антология/ под ред. К. Н. Феноменова.- Л.,
Изд – во «Наука», 1968. – 201 с. ;
Русский фольклор / Под ред. В. П. Аникина; - М.: Худ. Лит., 1985. –
367 с.;
Т. М. Акимова, В. К. Архангельская, В. А. Бахтина/Русское народное
поэтическое творчество (пособие к семинарским занятиям). – М.: Высш. Школа,
1983. – 208 с. ;
Л. Н. Толстой Былины/ Переизд. Предисл. В. П. Аникина; - М.: Дет.
Лит., 1984. – 32 с. ;
Круглов Ю. Г. Русские обрядовые песни: Учеб. пособие для пед. ин-тов
по спец «рус. яз. и лит.». – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Высш. шк. 1989. –
320 с.

-----------------------
[1] «Русский фольклор» / Под ред. В. П. Аникина; - М.: Худ. Лит., 1985. –
с. 3.


1 Т. М. Акимова, В. К. Архангельская, В. А. Бахтина /Русское народное
поэтическое творчество (пособие к семинарским занятиям). – М.: Высш. Школа,
1983. с. 16.
1 Русский советский фольклор. Антология/ под ред. К. Н. Феноменова.- Л.,
Изд – во «Наука», 1968. – с. 10
1 Л. Н. Толстой Былины/ Переизд. Предисл. В. П. Аникина; - М.: Дет. Лит.,
1984. – с. 2.

1 Калугин В. И. Струны рокотаху : очерки о русском фольклоре – М.: Худ.
Лит., 1987. – с. 9
2 Калугин В. И. Струны рокотаху : очерки о русском фольклоре – М.: Худ.
Лит., 1987. – с. 11
3 Т. М. Акимова, В. К. Архангельская, В. А. Бахтина /Русское народное
творчество (пособие к семинарским занятиям). – М.: Высш. Школа, 1983. - с.
20.

1 «Русский фольклор» / Под ред. В. П. Аникина; - М.: Худ. Лит., 1985. –
с. 362.
1 «Русский фольклор» / Под ред. В. П. Аникина; - М.: Худ. Лит., 1985. –
с. 169.

2 «Русский фольклор» / Под ред. В. П. Аникина; - М.: Худ. Лит., 1985. –
с. 174.

1 «Русский фольклор» / Под ред. В. П. Аникина; - М.: Худ. Лит., 1985. –
с. 169.


1 Круглов Ю. Г. Русские обрядовые песни: Учеб. пособие для пед. ин-тов по
спец «рус. яз. и лит.». – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Высш. шк. 1989. – с.
231.
2 «Русский фольклор» / Под ред. В. П. Аникина; - М.: Худ. Лит., 1985. –
с. 108.
1 Русский советский фольклор. Антология/ под ред. К. Н. Феноменова.- Л.,
Изд – во «Наука», 1968. – с. 16.

1 Русский советский фольклор. Антология/ под ред. К. Н. Феноменова.- Л.,
Изд – во «Наука», 1968. – с. 49.

2 Русский советский фольклор. Антология/ под ред. К. Н. Феноменова.- Л.,
Изд – во «Наука», 1968. – с. 19.

1 Русский советский фольклор. Антология/ под ред. К. Н. Феноменова.- Л.,
Изд – во «Наука», 1968. – с. 89.







Реферат на тему: Фольклор


Министерство профессионального образования РФ

Усть-Лабинский социально-педагогический колледж.



Реферат по детской литературе на тему:

«Фольклор детского чтения и его значение»



Выполннила: студентка

2 «З» (К) курса

Ландина Е.

Переподаватель:

Щербина Л.Г.

г. Усть-Лабинск

2001г.



Одна из центральных задач педагогики раннего детства -изучение ранних
проявлений интеллектуальной жизни, а также поиск эффективных методов и
приемов подхода к малышу, позволяющих установить с ним двусторонний
контакт. Этой проблеме посвящено большое количество исследований, как в
нашей стране, так и за рубежом.
Психологи и педагоги (А. Н. Леонтьев, А. М. Фонарев, С. Л. Новоселова,
Н. М. Аксарина, В. В. Гербова, Л. Н. Павлова) отмечают, что знание законов
развития эмоциональной и психической жизни ребенка позволяет грамотно
строить свое взаимодействие с малышом, а, следовательно, обеспечить ему
радость бытия и познания мира. Именно в раннем возрасте закладывается тот
фундамент познавательной деятельности, который обеспечит дальнейшее
постижение тайн природы и величие человеческого духа.
По мнению ученых, ранний возраст обладает особой благодатной
восприимчивостью. У ребенка интенсивно формируется наглядно-образное
мышление и воображение, развивается речь, психическая жизнь обогащается
опытом, возникает способность воспринимать мир и действовать по
представлению. Появление некоторых обобщенных знаний о предметах и явлениях
является важным этапом в ознакомлении с окружающим миром через народные
произведения.
В последние годы, наряду с поиском современных моделей воспитания,
возрастает интерес к фольклористике, возрождаются лучшие образцы народной
педагогики. Фольклор - одно из действенных и ярких средств ее, таящий
огромные дидактические возможности. Знакомство с народными
произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к
окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.
Интересно исследование Л. Н. Павловой, где, в частности, показаны роль
и место фольклора в современной педагогике раннего детства. Отмечается, что
фольклор - действенный метод гуманизации воспитания с первых лет жизни
ребенка, так как содержит множество ступеней педагогического воздействия на
детей с учетом их возрастных возможностей. Наше исследование продолжает
разработку этой проблемы, связанной с использованием малых форм
фольклора в развитии познавательной активности детей,
формировании первоначальных навыков художественно-речевой деятельности,
воспитание любви к народному национальному искусству.
Целенаправленное и систематическое использование произведений
фольклора в детском саду позволит заложить фундамент психофизического
благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в
дошкольный период детства.


Первое знакомство ребенка с народной поэзией начинается с малых
фольклорных форм: пестушек, потешек, прибауток, считалок, поговорок,
скороговорок, песенок-небылиц. И хотя они состоят из нескольких строк
незатейливых по содержанию и простых по форме, однако, таят в себе немалые
жанровые богатства.
Детский фольклор обширная область устного народного поэтического
творчества. Это целый мир - яркий, радостный, наполненный жизненной силой и
красотой. Он соседствует с миром взрослых, но не подвластен ему и живет по
своим законам в соответствии со своим ведением природы и человеческих
отношений. Дети с живым интересом вглядываются в жизнь взрослых и охотно
заимствуют их опыт, но видоизменяют и выкраивают приобретенное. Мысль детей
связана с конкретными образами - в этом ключ к тайнам детского
художественного творчества. Особенности детской психики, мышления
определили отбор произведений детского фольклора.
Фольклор для детей созданный взрослыми включает в себя колыбельные
песни, пестушки, потешки, прибаутки, сказочки. Это область народного
творчества представляет собой одной из средств народной педагогики. Г.С.
Виноградов писал: «У народа были и есть известные представления, взгляды на
жизнь, на воспитание и обучение появляющихся новых поколений, цели и
задачи воспитания и обучения их, известны средства и пути воздействия на
юные поколения совокупность и взаимозависимость их и дают, что
следует назвать народной педагогикой» .
Поэзия пестования, материнская поэзия открывается колыбельными
песнями, назначение которых убаюкать, усыпить младенца. Когда ребенок
начинает понимать речь, узнавать близких его забавляют песенками и
короткими стишками-пестушками. Их назначение - вызвать у ребенка радостные,
бодрые эмоции. За ними следуют потешки-стишки и стихи к первым играм с
пальцами, ручками, ножками. Позднее наступает черед прибауток-песенок и
стихов, интересных, прежде всего своим занятным содержанием, затем сказок.
Содержание небольших произведений народного поэтического
творчества многоплановая. В потешках и песенках оживают явления природы
(«Ночь пришла, темноту привела», «Солнышко-ведрышко», «Обогрело телят,
ягнят и еще маленьких ребят», на небе появилась радуга-дуга «высока и
туга»), действуют животные (кисонька-мурысонька, курочка-рябушечка, сорока-
белобока и многие другие персонажи). Описание их не только поэтично, но и
образно: курочка-рябушечка идет на реку за водичкой - цыпляток поить;
кисонька - мурысонька едет на мельницу, чтобы испечь прянички; сорока-
белобока кашку варит - деток кормить; котик идет на торжок и покупает
пирожок;

заинка горенку метет и т.д. Персонажи трудолюбивы, ласковы и

заботливы: собачка не лает, чтобы деток не пугать, а котик качает люлечку,
баюкает младенца и т.д.
Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности
для пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой
индивидуальности малыша, для развития речевых навыков. Поэтому необходимо
как можно шире использовать его воспитание детей.
Быстротечность и значимость первых лет жизни ребенка предъявляют
особые требования педагогу, работающему с детьми раннего возраста, а
именно: он должен хорошо знать возрастные особенности детей, видеть
индивидуальность каждого малыша, прогнозируя «зону ближайшего развития»
(Л.С. Выгодский). Все это позволит дать многое малышам в плане их
умственного развития. Педагог должен знать, что дети раннего возраста имеют
неповторимые особенности в общем развитии и учитывать это при организации и
методики ознакомления с народной поэзией.
Фольклорно-игровые занятия с малышами - деятельность специфическая и
требует профессиональных знаний и умений в области народного искусства.
Педагог должен научиться владеть художественными средствами (петь,
танцевать, играть на народных инструментах), только тогда он сможет
привнести в занятия элементы артистичности, индивидуальности в
исполнении народных произведений. Тогда фольклорно-игровые
занятия будут проходить не в традиционной форме, а как яркое общение с
малышами.
Педагог должен знать уровень развития своих воспитанников и
преподносить произведения адекватно этому уровню, не занижая возможности
детского восприятия. В связи с этим больше использовать словесные,
наглядные, игровые методы в ознакомлении с народными произведениями,
варьировать методические приемы. Необходимо помнить, что ребенок,
откликаясь на красочность и богатство зрительных образов, способен принять
любой забавный сюжет, войти в игровое взаимодействие со взрослым и взять на
себя любую роль.
При исполнении народного произведения воспитатель должен обеспечить
понимание смыслового содержания его детьми, благодаря эмоциональной окраски
речи, изменению тембра голоса. Таким образом, устанавливается речевое
взаимодействие с ребенком, развивается образное восприятие и наглядно-
образное мышление.
На фольклорно-игровых занятиях желательно использовать прием
действенного соучастия детей, привлечение малышей к поисковой деятельности,
самостоятельности, развивать их фантазию.
Отбирая произведения фольклора для занятий с детьми раннего возраста,
необходимо учитывать, чтобы они отражали все стороны жизни человека,
развития взаимоотношений с окружающей действительностью общения со
взрослым.
Особую значимость приобретает фольклор в первые дни жизни ребенка в
детской саду. В период привыкания к новой обстановке он скучает по дому,
маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми. Педагог может
подобрать, выразительно рассказать потешку, которая поможет установить
контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока
еще мало знакомому человеку - воспитателю. Учитывая, что многие народные
произведения позволяют ставить любое имя, не изменяя содержание, желательно
в адаптационный период использовать такие потешки как, например:


Вот проснулся петушок,

Встала курочка.

Подымайся, мой дружок,
Встань, мой Юрочка. или:

Кто у нас хороший?

Кто у нас пригожий?

Ванечка - хороший!
Ванечка - пригожий!
Нельзя забывать, что словарный запас детей раннего возраста не
велик, реальный мир воспринимается своеобразно. Поэтому потешки должны
соответствовать уровню развитию детей. И интонация, с которой они
произносятся воспитателем, должна быть понятна детям. Простые, короткие,
они побуждают детей к действию, произнесенные на распев, ласково, негромко,
успокаивают, настраивают на сон, отдых.
Воспитатели могут использовать потешки, чтобы заставить детей
двигаться:

Киска, киска, киска, брысь!

На дорожку не садись.

На деточка пойдет,
Через киску упадет! или:

Встань, малыш, еще разок,

Сделай маленький шажок,

Топ,топ!

Ходит мальчик наш с трудом,

Первый раз обходит дом,

Топ, топ!
Удачно подобранная потешка может помочь и во время кормления. Даже те
дети, которые обычно отказываются от еды, начинают есть с удовольствием.

Травка - муравка, сосна поднялась,

Птица - синица за зерна взялась,

Зайка - за капустку, мышка - за корку,

Детки - за молоко.

или:
Умница Катенька, Ешь кашку сладеньку, Вкусную,
пушистую, Мягкую, душистую.
При подготовке детей ясельных групп ко сну желательно использовать
потешки:

Вот и люди спят,

Вот и звери спят.

Птицы спят на веточках,

Лисы спят на горочках,

Зайцы спят на травушке,

Утки на муравушке,

Детки все по люлечкам...
Спят - поспят, всему миру спят велят.
Во время одевания на прогулку:

Вот они, сапожки:

Этот с левой ножки,

Этот с правой ножки,

Если дождичек пойдет,

Наденем калошики;

Этот - с правой ножки,

Этот - с левой ножки.

Вот так хорошо!
Простота и мелодичность звучания потешек помогают детям запомнить их.
Они начинают вводить народные потешки в свои игры - во время кормления
куклы или укладывание ее спать.
Очень большое значение имеют потешки для воспитания у малышей
дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания. Если в группе
кто-то из детей плачет, то остальные стараются успокоить, приговаривая: «Не
плачь, не плачь, куплю калач».
Воспитатели могут вводить в игры - забавы хорошо известные детям
потешки, чтобы дать возможность проявить речевую активность. Например, в
игре - забаве «Моя доченька» малыши слышат уже знакомые им «Баю-баюшки-
баю», «Катя, Катя маленькая...».

В развлечении «Солнышко, загляни в окошечко»:

Солнышко, солнышко,

Загляни в окошечко.

Ждут тебя детки,

Ждут малолетки.

Дождик, дождик,

Полно лить,
Малых детушек мочить.
В потешках, в которых имеется звукоподражание голосам животных и
конкретно описываются их повадки, малыши улавливают доброе, гуманное
отношение ко всему живому:



Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Что так рано встаешь,

Деткам спать не даешь?

Наши уточки с утра:

Кря,кря, кря.
Наши гуси у пруда:
Га-га! Га-га! Га-га! Наши курочки в окно:

Ко-ко, ко-ко, ко-ко...

На дубочке,

Тут сидят два голубочка.

У них шейки голубые,

У них перья золотые.
В раннем возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных
слов у ребенка. Увеличить запас слов помогут малые формы фольклора, в
которых привлекается его внимание к предметам, животным, людям.
Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает
детей, вызывают желание повторить, запомнить, что, в свою очередь,
способствует развитию разговорной речи.
Необходимо подобрать соответствующие настольно-печатные игры,
книги, наглядный материал, которые помогали бы детям закрепить простейшие
речевые навыки и знания произведений народного жанра, формировать
умения самостоятельно использовать эти знания. В книжном уголке разместить
книги - игрушки, книги - раскладушки, книги -картинки, книжки - малышки.
Здесь же поместить фигурки персонажей знакомых потешек, прибауток,
сказок, дидактические настольно-печатные игры по мотивам этих же
произведений. Все это сразу привлекает внимание детей. Они с
радостью рассматривают иллюстрации, пересказывают содержания знакомых
потешек.
Хочется отметить особую роль семьи в приобщении детей к народному
поэтическому слову.
В первые годы жизни ребенок почти все время находится в окружении
самых близких ему людей, и только семья способна развить его эгоистические
чувства, интерес и любовь к богатству и красоте всего, что его окружает, к
народному искусству. Поэтому надо как можно шире и многообразнее
использовать возможности семьи. Если вы просто напеваете ребенку
колыбельную песню или, поглаживая его, приговариваете потешку, прибаутку,
он уже приобщается к народному искусству, и тем самым вы передаете ему
частицу вашего вдохновения.
Еще Сократ заметил, что все хорошее в жизни происходит от удивления.
Это изречение можно отнести к самым маленьким детям. Их поведение
эмоционально и непосредственно, знакомство с необъятным и волшебным миром
народного поэтического слова вызывает у малышей восторг и удивление.
Мудрость сократовской мысли в том, что он имел в виду, прежде всего,
воспитание чувств человека. Без них, как вы понимаете, не может быть
рассвета человеческой личности и добрых поступков.
В результате общения с фольклорными произведениями ребенку передаются
их настроения и чувства: радость, тревога, сожаление, грусть, нежность. Они
расширяют словарный запас малыша, активизируют познавательное и умственное
развитие, способствуют ознакомлению с окружающим миром, в результате чего
развивается их восприимчивость и чувствительность, формируется гуманное
отношение к миру.
Чтение народных песенок, потешек, сопровождаемые показом наглядного
материала, более глубоко воздействует на чувства ребенка, способствуют
запоминанию текста. Поможет вам и улыбка, спокойный, слегка игривый тон.
Выразительная речь, эмоциональное исполнение обязательно вызовут у малыша
удовольствие и радость.
Так, родители, лаская своего ребенка, играя с ним, могут напевать
потешки или проговаривать их детям. Ласковое обращение к ребенку -
«пшеничный колосочек, лазоревый цветочек» и т.д. создают эмоциональный
положительный фон, снимает напряжение, успокаивает и радует ребенка. Одевая
на прогулку, мама приговаривает:

Валенки - валенки,

Невелички маленьки.

Опушка бобровая,

Маша чернобровая.

Завяжу потуже шарф, Будем делать снежный шар, Шар
покачу, гулять хочу



При укладывании спать:
Спи, усни, дитя, Сереженька, Все ласточки спят,
Все касаточки спят, Нашему Сереженьке Спать велят.

Баю-бай, баю-бай,

Ты, собаченька, не лай.

Белолапа, не скули,
Нашу Таню не буди.

Очень важно научить малыша слушать, вслушиваться в фольклорный сюжет и
понимать его содержание. С этой целью можно обыгрывать малые формы
фольклора, используя красочную наглядность, музыкальные игрушки,
инструменты. Не забывайте, что детей, особенно маленьких, надо учить играя.
Возможно, для этого пригодятся те игрушки, с которыми ваш ребенок играет.
Заранее подберите к игрушечной кошке или собачке маленького котенка или
щенка, мишку, зайчика, птичку,

и конечно, куклу. Среди музыкальных инструментов могут быть «
металлофон, бубен, барабан, треола, дудочка, треугольник. Внимание,
необходимое на занятии, будет зависеть от того, на сколько вы заинтересуете
малыша, увлечете ребенка своими действиями.
Итак, ранний период жизни ребенка во многом зависит от взрослых,
воспитывающих малыша. Прекрасно, если родители и воспитатели наполняют
жизнь ребенка светом добра и ласки, если способны обогатить среду, в
которой он растет, расцветет всеми цветами радуги, заложит предпосылки
высоких
человеческих начал. Мы считаем, что народное поэтическое слово, образец
духовного служения людям, может и должно духовно обогатить эту среду.
(Потешки и песенки, которые можно использовать в работе с детьми,
представлены в Приложении ).
ПРИЛОЖЕНИЕ

***
Наши уточки с утра Кря-кря-кря! Кря-кря-кря! Наши гуси у пруда -Га-га-га!
Га-га-га! А индюк среди двора -Бал-бал-бал! Балды-балды! Наши гуленьки в
верху -Грру-грру-грру! Наши курочки в окно -Ко-ко-ко! Ко-ко-ко! А как Петя
- петушок Ранним-рано по утру

Нам споет - ку-ка-ре-ку!
***
Петушок, петушок, Золотой гребешок, Масляна головушка, Шелкова бородушка.
Что ты рано встаешь, Голосисто поешь,

Деткам спать не даешь?
***
Ой, люли-люлюшеньки, Биньки-баюшеньки... Сладко спи по ночам Да расти по
часам.

***
Ранним-рано по утру Пастушок: «Ту-ру-ру-ру!» А коровки в лад ему Затянули:
«Му-му-му!» Ты, Буренушка, ступай, В чистом поле погуляй, А вернешься
вечерком,

Нас напоишь молочком.
***
Дай молочка, Буренушка, Хоть капельку -на донышко! Ждут меня котята, Малые
ребята. Дай им сливок ложечку, Творогу немножечко. Всем дает здоровье

Молоко коровье.
***
Люли, люли, люли, Прилетели гули, Сели гули на кровать, Стали гули
ворковать, Тихо Машу усыплять:
«Спи, малютка, почивай, Глаз своих не открывай».



Баю-баюшки-баю, Баю Верочку мою. Приди, котик, ночевать, Мою доченьку
качать. Я тебе-то уж, коту, За работу заплачу:
Дам кусочек пирога Да кувшин молока. Ты уж ешь, не кроши,

Больше, котик, не проси.
***
Большие ноги Шли по дороге:
Топ,топ,топ, Топ,топ,топ. Маленькие ножки Бежали по дорожке:

Топ,топ,топ,топ,топ,

Топ,топ,топ,топ,топ.
***
Этот пальчик - детка, Этот пальчик - бабка, Этот пальчик - папенька, Этот
пальчик - маменька, А вот этот- наш малыш, И зовут его Денис!

Топ-топ по земле -Ведь земля-то наша, И для нас на ней растут

Пироги и каша!
***
Солнышко, солнышко, Выгляни в окошечко, Ждут тебя детки,

Ждут малолетки.
***
Валенки, валенки, Невелички, маленьки, Опушка бобровая,

Маша чернобровая.
***
Пальчик-мальчик, Где ты был? С этим братцем В лес ходил. С этим братцем
Кашу ел.

С этим братцем песни пел.
***
Скачет зайка маленький Около завалинки. Быстро скачет зайка, Ты его поймай-
ка.
***
Поехали, поехали С орехами, с орехами, К дедке по репку, По пареньку,

По сладеньку.
***

Еду-еду

К бабе, к деду

На лошадке

В красной шапке,

По ровной дорожке

На одной ножке,

В старом лапоточке

По рытвинам, по кочкам,

Все прямо и прямо,

А потом вдруг ... в яму

Бух!

Ночь прошла, Темноту увела, Замолчал сверчок, Запел петушок. Встала
маменька, Отрыла ставенку:
«Здравствуй, солнышко -Колоколнышко!»

- Курочка-рябушечка, Куда идешь?

- На речку.
- Курочка-рябушечка, Зачем идешь?

- За водой.
- Курочка- рябушечка, Зачем тебе вода?

- Цыплят поить.

Они пить хотят,

На всю улицу пищат:

Пи-пи-пи!
***
Ночь пришла, Темноту привела. Задремал петушок, Запел сверчок. Вышла
маменька, Закрыла ставенку, Засыпай,

Бай-бай.
***
Чики-чики-чикалочки, Едет Ваня на палочке, А Дуня - тележке, Щелкает
орешки.




Новинки рефератов ::

Реферат: Модели развития демократии в России (Политология)


Реферат: Бронхиальная астма и ее профилактика (Спорт)


Реферат: Радиосетевые карты Wavelan Lucent Orinoco (Программирование)


Реферат: Договор энергоснабжения (Гражданское право и процесс)


Реферат: Фрезерные станки (Технология)


Реферат: Налоговая система Украины (Налоги)


Реферат: Мохообразные (Биология)


Реферат: Изучение EXCEL (Компьютеры)


Реферат: Великобритания 1945-1998 гг. (История)


Реферат: Возникновение психики. Ситуации, где психика не нужна, и где она необходима (Психология)


Реферат: Общие и специальные способности (Психология)


Реферат: Огюст Конт - основатель социологии (Социология)


Реферат: Мусульманский тип культуры (Культурология)


Реферат: Вопросы для программированного контроля по курсу "Механика" (Программирование)


Реферат: Звезды (Астрономия)


Реферат: Кредитование юридических лиц (Финансы)


Реферат: Бухгалтерский учет в России (Бухгалтерский учет)


Реферат: Военные реформы Петра I (Государство и право)


Реферат: Душа. Миф или реальность (Религия)


Реферат: Нематериальные блага и способы их защиты (Право)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист