GeoSELECT.ru



Политология / Реферат: Как становятся политиками (Политология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Как становятся политиками (Политология)


»
1. Как соотносятся политика и политическая деятельность.

Политика - деятельность органов власти, объединений граждан и
„отдельных лиц в сфере отношений между государствами, классами, нациями,
большими группами людей направленных на реализацию, отстаивание своих
интересов и связанная с устремлениями к завоеванию, обладанию и
использованию политической власти.
Можно выделить области политики по различным основаниям: - по сферам
жизни ( экономическая, социальная, культурная, национальная, военная );
- по областям ( внутренняя, внешняя );
- по масштабам ( международная, мировая, локальная, региональная );
- по носителям
- по срокам действия.
Политическая деятельность - это, как правило, формы и методы
реализации политики. Одной из основных форм политической деятельности
можно выделить политическую борьбу, которая является одной из сторон
политической жизни, заключающаяся во взаимодействии различных политических
сил между собой во имя достижения определенных политических целей. В ее
основе лежат интересы тех социально-классовых слоев, групп, общности людей,
которые образуют собой субъекты политических отношений. Объектом
политической борьбы являются прежде всего отношения власти, поскольку ее
цель - достижение прочных позиций в системе политической структуры
общества, реализация тем или иным субъектом политических отношений своей
политической воли.

2. Как соотносятся политика и экономика.

Экономика напрямую связана с политикой и непосредственно зависит от
нее. К основным аспектам экономической политики относятся:
- управление государственными предприятиями и организациями;
- установление правовых: основ рынка и ценовой политики;
- регулирование внешнеэкономических отношений;
- налогообложение и взимание налогов.
В Российской Федерации декларируется единство экономического
пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых
средств, поощрение конкуренции, свобода экономической деятельности.
В зависимости от проводимой политики в экономике можно наблюдать или
кризис ( экономический спад ), или экономический подъем. С другой стороны
состояние экономики влияет на общую политическую ситуацию в стране.
В странах с благополучной экономикой не стоят острые политические
проблемы.

3. Как соотносятся политика и власть.

Власть - это способность, право или возможность распоряжаться кем-
либо, чем-либо; оказывать решающее воздействие на судьбы, поведение или
деятельность людей с помощью различного рода средств - права, авторитета,
воли принуждения.
В демократическом государстве определяющую роль играют устройство и
система власти, участие людей в осуществлении власти, контроль за
властью. Власть есть законодательная и исполнительная.
В основном главной целью политики является контроль власти. Для
этого устанавливается конституция в соответствии с проводимой политикой,
устанавливаются законы ( законодательная власть ). Производится
реорганизация органов исполнительной власти на местах.
Таким образом политика направлена на сохранение и укрепление власти.

4. Как соотносятся правовое государство и гражданское общество.

Правовое государство - правовая форма организации и деятельности
публичной политической власти и ее взаимоотношений с индивидами как
субъектами права. Правовое государство - это государство, где господствует
право.
Б правовом государстве система государственной власти основана на
принципе разделения властей, на верховенстве права. Верховенство права
означает, что государственные органы связаны правом, т.е. действуют в
строгом соответствии с конституцией, законами, в рамках своей компетенции,
в пределах тех государственно-властных полномочий, которыми они
наделяются для выполнения стоящих перед ними задач. Власть подчинена
праву.
Гражданское общество - это система самостоятельных и независимых от
государства общественных институтов и отношений, которые обеспечивают
условия для реализации частных интересов и потребностей индивидов и
коллективов, для жизнедеятельности социальной культурной и духовной сфер,
их воспроизводства и передачи от поколения к поколению.
Государство оказывает влияние на гражданское общество, его структуры.
Но вместе с тем, оно испытывает и обратное влияние. Например,
правотворческая деятельность государства, работа органов народного
представительства тесно взаимосвязаны с деятельностью политических
партий, общественных организаций граждан. Более того, можно заключить что
нормальная и эффективная работа государственного механизма, всей
организации политической власти общества невозможна без развитого
гражданского общества как своеобразного посредника, важного звена между
личностью и государством. Гражданское общество есть та социальная среда,
где реализуется большинство прав и свобод граждан и их объединений.

5. Как соотносятся политика и социальное обеспечение.

Одной из составляющих политики является социальная политика.
Социальная политика направлена прежде всего на равноправные, основанные на
договорных началах отношения между классами, нациями, территориальными,
демографическими и другими социальными общностями людей, на высокую
социальную защищенность граждан от произвола государственных,
политических, хозяйственных структур и конкретных их представителей, а
также частных предпринимателей, защищенность граждан от посягательств на
их личность и имущество со стороны антиобщественных преступных элементов,
максимально возможная справедливость в распределении материальных и
духовных: благ.
Одним из направлений социальной политики является социальное
обеспечение. Социальное обеспечение предусматривает обслуживание
престарелых: и нетрудоспособных граждан, а также семей, где есть дети.
Кроме того: пенсии, пособия работающим ( по временной нетрудоспособности,
по беременности и родам и т.д. ), многодетным и одиноком матерям и
малообеспеченным семьям, в которых: есть дети; содержание и обслуживание
престарелых и инвалидов в специальных учреждениях; протезирование
профессиональное обучение и трудоустройство инвалидов; льготы инвалида и
многодетным матерям.

6. Каковы направления современной политической мысли.

Из множества направлений современной политической мысли можно выделить
следящие:
- консерватизм и неоконсерватизм;
- либерализм и неолиберализм;
- доктрины социал-реформизма;
- политический экстремизм;
- политический клерикализм.
Консерватизм - политическая идеология ориентирующаяся на сохранение
и поддержание исторически сформировавшихся форм государственной и
общественной жизни, в первую очередь морально-правовых ее оснований,
воплощенных в науке, религии, браке, семье, собственности в современном
обществе.
В настоящее время консервативные настроения вылились в форму
неоконсерватизма. Сторонники неоконсерватизма, принимая технические и
социальные последствия НТП, отказываются принимать его политические
выводы, стремясь отделить государство от масс, передать его в руки
профессионалов. Примером неоконсерватизма является тетчеризм и рейганизм.
Либерализм - политическая идеология, ставящая целью ликвидацию или
смягчение различных форм государственного и общественного принуждения по
отношению к индивиду. Либерализму соответствует свобода от ' групповых,
классовых, националистических: и т.д. предрассудков, космополитизм,
терпимость, гуманизм, индивидуализм, демократизм, подчеркивание
самоценности личности. Либерализм основывается на признании прав
человека, разделении законодательной и исполнительной власти, свободе
выбора занятий, свободе конкуренции.
Новейшее развитие общества привело к возникновению неолиберализма -
доктрины, сохраняющей верность принципам демократии, свободной
конкуренции, частного предпринимательства, полагающий, что они сами по себе
не смогут достичь успеха автоматически, а требуют постоянного
вмешательства государства, создающего благоприятные условия для их
реализации. Важнейшим течением и направлением политической мысли была и
остается социал-демократия с ее концепцией реформизма, демократического
социализма. Основными положениями этой доктрины являются: - провозглашение
социализма как цели социал-демократии.
При этом социализм в понимании социал-демократии рассматривается не
как состояние общества, а как процесс утверждения некоей совокупности
этических ценностей;
- определение основных ценностей "демократического социализма". Среди
них: свобода, справедливость, солидарность всех людей; равное право на
сосуществование общественной, коллективной, индивидуальной и частной
собственности - смешанной экономики.
Крайне левыми и крайне правыми политическими течениями, которые во
многом смыкаются, несмотря на противоположные полюса, на которых они
находятся, являются различные разновидности политического экстремизма,
приверженные крайним взглядам и мерам в политике. Наиболее одиозными
являются: фашизм и неофашизм, сионизм и антисемитизм, расизм.
Фашизм и неофашизм - названные доктрины возникли в период кризиса
буржуазной демократии и либерализма и выражают интересы наиболее
реакционных и агрессивных сил.
Сионизм и антисемитизм. Доктрина сионизма является в настоящее время
основой политики и деятельности международного сионисткого движения,
созданного австрийском журналистом Теодором Герцяем, издавшим книгу
"Еврейское государство" (1986).
И еще одно направление современной политической мысли - марксизм-
ленинизм.

7. Как связаны политическая и социальная структура общества.

Социальная структура общества - это совокупность взаимосвязанных между
собой и упорядоченных относительно других социальных: групп, которые:
- занимают разные места в системе по критериям: власти,
собственности, доходу, престижу;
- связаны между собой политическими, экономическими и культурными
отношениями. Социальная структура зависит от политики и в то же время
влияет на политику. В зависимости от проводимой политики социальная
структура может существенно изменяться.
Например, до 1985 года в СССР, преемником которого после распада
является Россия, можно было выделить следующие элементы социальной
структуры общества:
1. Относительно немногочисленный слой профессионально-
квалифицированных рабочих;
2. Основной ( наиболее многочисленный ) слой рабочих средней
квалификации;
3. Слой рабочих, развращенный длительной практикой получения
незаработанного дохода;
4. Колхозное крестьянство;
5. Научно-техническая интеллигенция ( специалисты народного
хозяйства, ученые технического профиля );
6. Хозяйственные руководители сферы материального производства;
7. Ответственные работники торговли и бытового обслуживания населения;
8. Социальная и гуманитарная интеллигенция ( педагоги, врачи,
журналисты, писатели, художники, ученые-обществоведы и гуманитарного
профиля и т.д. );
9. Ответственные работники аппарата политического управления, т.е.
партийных, государственных и общественных органов;
10. Политические руководители общества;
11. Пенсионеры;
12. Учащиеся молодежь;
13. Военнослужащие.
После смены власти и изменения политического курса произошли
существенные изменения в уже существовавши элементах, социальной структуры
и исчезновения некоторых вообще.
Появились новые элементы социальной структуры общества характерные для
всех развитых стран мира:
14. Мелкие, средние предприниматели и фермеры;
15. Крупные предприниматели ( руководители банков, финансовых
компаний, промышленных негосударственных предприятий );
16. Клан организованной преступности.



8. Что представляет политическая система общества. России.

Политическая система - часть политической сферы, интегрированная
совокупность государственных и негосударственных социальных институтов,
осуществляющих власть, управление делами общества, регулирование
взаимоотношений между классами, социальными группами, нациями,
государствами, обеспечивающих стабильность общества и определенный
социальный порядок. Структуру политической системы общества можно
представить:
- политическая власть; - субъекты политики; - политическая
организация;
- политические отношения; - политическая культура.
Сущность политической системы проявляется также через ее функции.
Основными из них являются:
- определение перспективных и ближайших целей, задач, путей развития
общества, его социальных общностей, слоев, групп, граждан на выполнение
определенных целей задач, программ;
- проведение политики практической деятельности в гармонизации
интересов и деятельности государственных образований: штатов, кантонов,
республик, т.п., классов, наций, демографических групп и других социальных
общностей;
- духовно-идеологическая деятельность.
Характер, структура, функции политической системы общества
обусловлены его социально-экономической основой.
Декларировано, что Россия - правовое, федеративное государство с
республиканской формой правления. Высший орган власти - президент,
парламент России - федеральное собрание, состоит из верхней палаты -совет
федерации и нижней палаты - государственная дума.
Допускается оппозиция, гарантируются права и свободы, признаются и
защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные
формы собственности. Принципы разделения властей: - законодательная; -
исполнительная
- судебная.

9. Что представляет политическая культура.
Культура - это качественная характеристика жизни общества (
распределение, потребление материальных и духовных ценностей ).
Политкультура - это уровень и характер политических знании, оценок;
содержание и качество традиций, ценностей, норм, регулирующих политические
отношения.
В общей культуре можно выделить ее итог ( совокупность материальных и
духовных ценностей ) и процесс - сохранения, освоения, усвоения
потребления:' передачи, распространения ценностей, отобранных
человечеством в ходе его развития как необходимых, истинно
человеческих. Культура - процесс - это создание новых ценностей на базе
исторически определенного уровня развития творчества, сил и способностей
личности, общества.
В политкультуре выделяют ее историю, теорию, практику разных формаций,
цивилизаций, эпох, периодов развития регионов, стран, народов.
Политическая культура - это совокупность стереотипов сознания и
поведения социальной общности, т.е. укоренившихся представлений о
политической жизни общества: - о его политической системе; - о
политическом режиме; - о механизме власти и управлении; - о принятии
решений и их реализации; - о носителях властных полномочий; - о
собственном месте в политической жизни; - компетентности, эффективности
участия в политической деятельности. Составными элементами политической
культуры являются:
- мировоззрение;
- убеждения и установки;
- поведение при решении политических вопросов и т.д.

10. Как связана политика и национальные отношения.

Национальные отношения - сложная социально-политическая категория,
одна из специфических форм социальных отношений. В национальных
^отношениях проявляется вся совокупность общественных отношений.
Поскольку политика - это деятельность в сфере отношений между большими
социальными группами, то, по существу, вое аспекты взаимоотношений
наций и народностей, регулируемых государственной властью, носят
политический характер. Это обусловлено значением государства как важного
фактора формирования и развития наций и народностей.
Национальная политика - это целостная система, представляющая собой
концентрированное выражение социально-экономической, языковой,
демографической, правовой, культурной политики в отношениях между нациями
и народностями.
Иными словами, национальная политика - это целенаправленная
деятельность по регулированию отношений между нациями и народностями в
основных сферах общественной жизни, как правило, закрепленная в
соответствующих документах и юридических актах государства.
Основные концептуальные положения национальной политики: - признание
права национального самоопределения, равенство народов, взаимовыгодное
сотрудничество, взаимное уважение интересов и ценностей всех народов,
непримиримость к национализму и расизму, политическое и моральное осуждение
людей, стремящихся достигнуть благополучия своего народа за счет
ущемления интересов других: народов, учет интересов малочисленных
национальных групп.
При выработке и осуществлении национальной политики следует учитывать
всю сложность и специфичность национальных отношений как объекте
социального управления.
Во-первых, - степень решения национального вопроса, национальных
проблем. Национальный вопрос - это прежде всего отношения национального
неравноправия, деления наций на привилегированные и неполноправные, это
неравенство уровней экономического и политического развития, отставание
неравноправных и угнетенных наций от наций великодержавных,
привилегированных, это, и атмосфера национальной розни, вражды и распрей
на национальной почве, закономерно возникающих в условиях дискриминации и
фактического неравенства наций в доступе к экономическим и культурным
ценностям, режима национальных привилегий.
Во-вторых, сложность и специфичность национальных отношений
заключается в существовании национальных интересов, которые в определенной
мере и определенных условиях могут выражать устремления к
самоопределению, самоуправлению, самоутверждению очень широких слоев
населения, можно сказать всех социальных групп.
В-третьих, - в заметном влиянии на межнациональные отношения
национальных традиций, национальной психологии, национального
самосознания. Это особенно проявляется на этапе национальных движений
государственной независимости.
В-четвертых, - в огромном значении в жизни общества исторической
памяти, традиций, особенностей национальной культуры, в которых
запечатлены единство судеб и своеобразие духовного облика народа, его
национальный характер.
В-пятых, - национальные процессы подвержены активному влиянию религии,
в нашей стране особенно христианской и исламской, поэтому национальные
чувства переплетаются с религиозными.
Основными стадиями управления современными национальными процессами
выступают: прогнозирование, предвидение будущих демографических ситуаций
и перспектив развития, политических последствий принимаемых решений,
выработка и принятие управленческих задач; организационная и культурно-
массовая, воспитательная работа для создания благоприятных условий
реализации поставленных целей и задач; применительно к каждому этапу
развития общества разрабатывается концепция национальной политики, в
которой выделяется ведущий, приоритетный вопрос, требующий первоочередного
решения.

II. Каковы глобальные проблемы современного общества.

Современное высокоразвитое гражданское общество становится основой
стабильности политических режимов, и если государство начинает шататься,
его надежно подпирает прочная структура гражданского общества. Гражданское
общество становится как бы фундаментом, на который опирается
государственная власть. Это особенно характерно для Скандинавской стран.
В основе благоденствия государства и каждого его гражданина лежит
гражданское общество со всеми его атрибутами и прежде всего личная
ответственность каждого гражданина за результаты своего труда, в какую бы
организацию или ассоциацию он не входил. В этом, пожалуй основная, главная
особенность современного этапа развития гражданского общества.
В ряде стран современный этап развития гражданского общества
характеризуется все большей актуализацией его национальных аспектов.
Как объективная реальность, гражданское общество является системой
самоорганизующейся и саморазвивающейся. Вместе о тем практика, опыт
высокоразвитых стран свидетельствуют, что гражданское общество
функционирует и развивается гораздо успешнее и эффективнее, когда для этого
не только складываются, но и создаются определенные благоприятные условия.
Условия эти в значительной мере создает само общество, причем, с одной
стороны, это делается через государство, с которым оно находится в
единстве, с другой стороны - вопреки государству, так как это единство
диалектическое, противоречивое.
Основополагающим условием жизнедеятельности гражданского общества
является обладание каждым его членом конкретной собственностью или
участие опять же конкретное в обладании этой собственностью, право
использовать ее и распоряжаться ею по своему усмотрению. Наличие
собственности является базисным, фундаментальным условием свободы личности
в гражданском, как и в любом другом, обществе, об этом неопровержимо
свидетельствует практика жизнедеятельности общества.
Важным условием функционирования гражданского общества является
наличие в обществе развитой, многообразной социальной структуры, отражающей
все богатство и разнообразие интересов представителей различных групп и
слоев. Это многообразие не может быть застывшим, закостеневшим и в
количественном и в качественном отношении. При "размытой" социальной
структуре индивид связан о государством напрямую, а это существенно
ограничивает возможности реализации его личных прав и свобод.
Следящим условием жизнедеятельности гражданского общества является
достаточно высокий уровень социального, интеллектуального, психологического
развития личности членов общества, ее внутренней свободы и способности к
полной самодеятельности при включенности в тот или иной институт
гражданского общества.

12. Каково направление перспективного, прогрессивного развития России.

Направление перспективного развития России - дальнейшее развитие по
пути демократических реформ.
Путь реформ можно разделить на два взаимосвязанных блока: 1)
Дальнейшее совершенствование политической системы обществ; 2) Экономические
реформы.
Под совершенствованием политической системы понимается: реформа
законодательства - принятие законов в соответствии о международным правом и
обеспечивающих соблюдение прав человека, исполнительной власти -
неукоснительное соблюдение принимаемых законов, строгое следование им на
местах, а также реорганизация органов исполнительной власти до уровня
дееспособных и оперативных полномочных представительств на местах,
обеспечение соблюдения прав человека, развитие структуры социального
обеспечения; возрастание роли России в международных отношениях.
Экономические реформы подразумевают:
- стабилизация финансовой системы;
- выход экономики страны из кризиса, стабилизация экономической
системы и прогрессивное развитие;
- возрастание роли промышленного капитала;
- повышение общего благосостояния граждан и т.д. Постепенное вхождение
России в мировую экономику и закрепление За собой статуса развитой
промышленной державы.
Список используемой литературы:

1. Краткий политический словарь. - 6-е изд. Москва, 1989.

2. Основы политологии: Курс лекций для

высших учебных заведений. - 'Киев, 1991.

3. Политология. Текст лекций. Часть 2,

Учебное пособие /Колл. авторов./ - Москва, Изд-во РЭА

им. Плеханова, 1992.

4. Голосов Г. В. , Лифанов А. В.
Введение в политологию. - Учеб. пособие.

Новосибирск, 1991.

5. Политическая система и политическая

жизнь общества: Лекции по курсу

"Политология "/под ред. Калины В.Ф./ - Москва, 1991.







Реферат на тему: Кириенко, как государственный и политический деятель
Сергей Кириенко родился 26 июля 1962 года в городе Сухуми. Семьи его
родителей занимали видное место в городе.


Дед по отцовской линии - "партиец до мозга костей" - Яков
Владимирович, командовал погранзаставой, затем был на партийной работе.
По семейному преданию во время пожара он вошел в горящий дом и спас самое
дорогое - партийный билет. Говорят, что он получил от Ленина именной
пистолет.


Дед по материнской линии возглавлял Сухумское отделение Госбанка
(Комсомольская правда, 24 марта 1998 г.).


Родители Кириенко жили в одном доме и учились в одной школе. Они
поженились во время учебы - отец - Владилен Яковлевич Израитель, окончил
Московского государственного университета, мать - Лариса Васильевна
Кириенко, окончила Одесский экономический институт. После окончания Вузов
семья переехала в Сочи, а в 1963 году - в Горький, где после
распределения, Владилен Израитель преподавал в Горьковском институте
инженеров водного транспорта. Там он проработал всю жизнь, в последние
годы работал заведующим кафедрой научного коммунизма, защитил диссертацию
доктора наук. (после переименования - кафедра философии). Отец Кириенко
скончался в 1995 году.


В начале 70-х родители Кириенко разошлись. Сергей с матерью уехал
обратно в Сочи, где Лариса Васильевна взяла для себя и сына девичью
фамилию Кириенко. До сих пор она живет в Сочи, настоящее время работает
экономистом в фирме "Траснконтинент".


С четвертого класса Сергей учился в сочинской школе №7. После
окончания школы он решил поступать в ВУЗ, выбрав для этого институт, где
преподавал его отец.


По воспоминаниям его школьной учительницы, Сергей был тихим мальчиком
и его иногда били. Однако битье не сломало подростка - он смог, в конце
концов, адаптироваться к школьному коллективу и его приняли "за своего".


Высшее образование


В 1979 ГОДУ КИРИЕНКО ПОСТУПИЛ НА КОРАБЛЕСТРОИТЕЛЬНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ
ГОРЬКОВСКОГО ИНСТИТУТА ИНЖЕНЕРОВ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА (СЕЙчАС - АКАДЕМИя
ВОДНОГО ТРАНСПОРТА, Г.НИЖНИЙ НОВГОРОД), ГДЕ ПРЕПОДАВАЛ ЕГО ОТЕЦ. В ЭТО
ВРЕМя СЕРГЕЙ ЖИЛ В СЕМЬЕ ОТЦА.


По отзывам однокурсницы Ольги Бессмертной "всегда сидел на первой
парте и смотрел в рот преподавателю. Учился изумительно - без единой
четверки" (Экспресс-газета, 1998, № 15, с.7.). По словам профессора
Е.Роннова "первое впечатление о нем - щуплый, застенчивый мальчик с тихим
голосом, развеялось быстро. Сергей сразу стал выделяться на фоне своих
однокашников. Прежде всего недюжинным интеллектом, умением убедительно
излагать мысли" (Московский комсомолец, 31 марта 1998 г.).


В институте Сергей активно занимался общественной работой: со второго
курса возглавлял комитет ВЛКСМ факультета, занимался организацией работы
стройотрядов.


По словам Александра Борисова (старший преподаватель ГИИВТ, тогда -
секретарь комитета комсомола института) "Сергей был безусловно самым
активным из секретарей факультетских комсомольских бюро. Что интересно,
помню, он сам почти ни в чем не участвовал, зато организовывал все: от
стройотрядов и турпоходов, до агитбригад" (Московский комсомолец, 1998,
31 марта. с.2).


О Кириенко-студенте сложилось мнение, что он - человек добрый,
общительный, но не рубаха-парень. Если того требовало достижение цели,
мог быть и настойчивым, жестким. Ни разу никто не слышал, как он повышал
голос или матерился. Со всеми имел ровные отношения и в то же время
особенно близко ни с кем не сходился. "Открытый, но с "железинкой"
внутри".


В 1984 году Кириенко с отличием окончил институт по специальности
"судостроение и судоремонт", и получил квалификацию "инженер-
кораблестроитель". Кириенко отказался от предложения поступить в
аспирантуру без необходимой трехгодичной работы на производстве и решил
пойти на завод.


По его собственным словам, Кириенко сделал это вопреки общественному
мнению. Аспирантура и потенциальная защита диссертации жестко связывали
его с отцом. Зашита, даже самая блестящая была бы воспринята не как
заслуга Кириенко, а как протекция отца - заведующего кафедрой в
институте. В случае провала он стал бы в глазах окружающих полным
неудачником, который не смог защититься не смотря на явный "блат".


Возможно, что подобное решение было принято из карьерных соображений.
Для продвижения Кириенко аспирантура могла оказаться тупиковой ветвью - в
этом случае ему "светило" оказаться кандидатом наук в НИИ или инженером
на заводе. В тоже время, работа на производстве давала ему в дальнейшем
широкое поле для карьеры в комсомоле, а затем возможно и в партии.


Начало карьеры


ПОСЛЕ ОКОНчАНИя ИНСТИТУТА КИРИЕНКО ПОСТУПИЛ НА РАБОТУ НА
СУДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД "КРАСНОЕ СОРМОВО" (Г.НИЖНИЙ НОВГОРОД) ПРОИЗВОДяЩИЙ
АТОМНЫЕ ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ. С ЗАВОДА ОН БЫЛ ПРИЗВАН В РяДЫ СОВЕТСКОЙ АРМИИ,
ПРОХОДИЛ СЛУЖБУ (1984 - 1986 ГОДА) В чАСТяХ ВВС ПОД НИКОЛАЕВЫМ (УКРАИНА),
ОКОНчИЛ СЛУЖБУ В ДОЛЖНОСТИ ЗАМЕСТИТЕЛя КОМАНДИРА ВЗВОДА. В ТО ВРЕМя В
АРМИИ БЫЛО ГОРАЗДО ЛЕГчЕ ВСТУПИТЬ В РяДЫ КПСС, чТО КИРИЕНКО И СДЕЛАЛ В
1984 ГОДУ. ПО СОБСТВЕННЫМ СЛОВАМ, ПОСЛЕ ЗАПРЕЩЕНИя КПСС В АВГУСТЕ 1991
ГОДА ПАРТБИЛЕТ НЕ СДАЛ.


В октябре 1986 года Кириенко вернулся на "Красное Сормово". Он стал
работать мастером судокорпусного цела, где руководил бригадой сварщиков.
Старший мастер цеха Владимир Сироткин "даже не ожидал от ""салаги" -
всего-то 24 года, такой проворности". Кириенко сумел организовать работу
бригады, добивался хороших производственных показателей. Как вспоминал
один из коллег Кириенко Александр Сизов, "с мужиками в бригаде он никогда
панибратски себя не вел, не выпивал, но и без этого его зауважали. Даже
вместо того, чтобы в обед "козла" забивать, сварщики ходили к нему
беседовать на разные темы". Кириенко практически не пил, хотя, как
говорил сам, во время спуска подводной лодки вместе с бригадой отмечал
это событие, причем пил, как все разбавленный спирт.


С начала 1987 года Кириенко - секретарь комитета ВЛКСМ цеха. Занимая
этот пост он сумел практически заново организовать работу комсомольской
организации, число членов ВЛКСМ выросло вдвое. В это время Кириенко стал
организатором команды КВН, агитбригады и иных культурно-массовых
мероприятий. Де-факто, он проводил линию на отделение комсомола от
политики, акцентируя внимание на молодежном досуге. С лета 1987 года
Кириенко был избран секретарем комитета ВЛКСМ завода "Красное Сормово".


С конца 80-х он начал проявлять интерес к деятельности "неформальных"
организаций. С 1989 года в Сормове действовал политклуб "Выбор", не
последнюю роль в организации которого сыграл Кириенко. В числе активистов
клуба было немало людей, ставших впоследствии заметными политическими
фигурами на нижегородской сцене - народный депутат РФ в 1990 - 1993 годах
Сергей Полозков, вставший затем в ряды оппозиции, заместитель мэра,
директор департамента экономики и планирования администрации Нижнего
Новгорода Сергей Обозов.


В 1989 году Кириенко приобрел первый опыт публичной политики - он стал
доверенным лицом директора завода "Красное Сормово" Николая Жаркова,
баллотировавшегося в народные депутаты СССР. По словам последнего,
Кириенко по своей инициативе посмотрел и отредактировал программу
кандидата, после чего стал незаменимым в ходе кампании - активно
выступал, агитировал. Однако Жарков выборы проиграл.


В 1990 году Кириенко был избран вторым секретарем нижегородского
обкома ВЛКСМ. В сферу его ответственности входило научно-техническое
творчество молодежи, строительство МЖК (молодежных жилых комплексов). Он
был избран членом ЦК ВЛКСМ и активно участвовал в работе реформаторской
группы в комсомоле (т.н. "сургутская инициатива").


Люди, с которыми он работал в обкоме комсомола, сопровождали Кириенко
на протяжении всей нижегородской карьеры. Первый секретарь обкома - Вадим
Воробьев - с которым Кириенко познакомился еще во время учебы, и
подружился во время комсомольской работы, стал затем заместителем
председателя правления банка "Гарантия", председателем бюджетного
комитета городской думы Нижнего Новгорода, секретарь Алексей Лихачев -
президентом страховой компании "Аваль" (один из крупных акционеров
"Гарантии"). Единственным исключением стал пожалуй Александр Золотов -
ныне один из идеологов Российской коммунистической рабочей партии (РКРП).



Кириенко запомнился нижегородской общественности самостоятельными,
аргументированными выступлениями. По словам нижегородской журналистки
Валентины Урусовой "Кириенко выступал всегда сам, в отличии от
большинства своих косноязычных "коллег", всегда говорил хорошо"
(Известия, 25 марта 1998 года).


Накануне выборов народных депутатов РФ и местных советов весной 1990
года Кириенко в числе других "неформалов" оказался в рядах блока
"Кандидаты за демократию" - местного аналога "Демократической России" и
принимал участие в митингах, например 15 февраля 1990 года на пл.Минина в
Нижнем Новгороде.


В марте 1990 года Кириенко был избран депутатом Нижегородского
областного совета народных депутатов. Одновременно, курируя выборы
народных депутатов РФ по линии ВЛКСМ, немало способствовал избранию
Б.Немцова народным депутатом РФ.


От комсомола - к бизнесу


С КОНЦА 80-Х КИРИЕНКО, КАК И БОЛЬШИНСТВО "ПРОГРЕССИВНЫХ" КОМСОМОЛЬЦЕВ,
НАчАЛ ПРОяВЛяТЬ УСИЛЕННЫЙ ИНТЕРЕС К БИЗНЕСУ. ПЕРВОНАчАЛЬНО ДЕяТЕЛЬНОСТЬ В
ЭТОМ НАПРАВЛЕНИИ БЫЛА ОБУСЛОВЛЕНА НЕОБХОДИМОСТЬЮ ПОЛУчЕНИя СРЕДСТВ ДЛя
КУЛЬТМАССОВЫХ МЕРОПРИяТИЙ КОМСОМОЛЬСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАВОДА - КВНОВ,
ТУРСЛЕТОВ И Т.П. В РЕЗУЛЬТАТЕ КИРИЕНКО СТАЛ ИНИЦИАТОРОМ СОЗДАНИя ЦЕНТРА
ТВОРчЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ (ЦТМ), СРЕДИ ПРОчИХ ИСТОчНИКОВ "ДОХОДА" КОТОРОГО БЫЛО
И ВЕСЬМА ПОПУЛяРНОЕ МОЛОДЕЖНОЕ КАФЕ "СЕМЬ ФУТОВ", ОТКРЫТОЕ ЦТМОВЦАМИ
РяДОМ С ЗАВОДСКИМ ОБЩЕЖИТИЕМ. ОДНАКО ПОДОБНАя ДЕяТЕЛЬНОСТЬ СКОРО СТАЛА
ВЫЗЫВАТЬ НЕДОВОЛЬСТВО РАБОчИХ ЗАВОДА, КОТОРЫЕ СчИТАЛИ чТО МОЛОДЕЖЬ
ПОЛУчАЕТ СЛИШКОМ МНОГО ДЕНЕГ. ТОГДА КИРИЕНКО ПРИЛОЖИЛ СВОИ УСИЛИя НА
СОЗДАНИЕ НЕЗАВИСИМОЙ ОТ ЗАВОДА СТРУКТУРЫ.


АМК


В КОНЦЕ 80-Х ГРУППА МОЛОДЫХ КОМСОМОЛЬСКИХ ЛИДЕРОВ, ПОДДЕРЖАННЫХ ЦЕЛЫМ
РяДОМ ПАРТИЙНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ СРЕДНЕГО ЗВЕНА ОРГАНИЗОВАЛА В НИЖНЕМ
НОВГОРОДЕ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ КОНЦЕРН АМК ("АКЦИОНЕРНЫЙ МОЛОДЕЖНЫЙ КОНЦЕРН").
СХЕМА КОНЦЕРНА ПОВТОРяЛА МНОГОчИСЛЕННЫЕ "КОМСОМОЛЬСКИЕ" ПРЕДПРИяТИя,
ВОЗНИКШИЕ НА РУБЕЖЕ 90-Х - КОНЦЕРН ЗАНИМАЛСя ПРАКТИчЕСКИ ВСЕМ
(СТРОИТЕЛЬСТВОМ, ПРОЕКТИРОВАНИЕМ, ТОРГОВЛЕЙ), ВО МНОГОМ ПРЕДОСТАВЛяя
ЛЕГАЛЬНУЮ "МАРКУ" МНОГОчИСЛЕННЫМ СТРУКТУРАМ, НЕ ИМЕЮЩИМ ВОЗМОЖНОСТИ
ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСя В ОФИЦИАЛЬНОМ ПОРяДКЕ. КАК ПРАВИЛО, В ПОДОБНЫХ
СТРУКТУРАХ "КРУТИЛИСЬ" ДЕНЬГИ КПСС И ВЛКСМ. ОДНАКО, ГОВОРя ОБ АМК, МОЖНО
СКАЗАТЬ, чТО КОНЦЕРН ДОСТАТОчНО СКОРО ВЫШЕЛ НА УРОВЕНЬ НОРМАЛЬНОГО
МНОГОПРОФИЛЬНОГО ПРЕДПРИяТИя.


С 1991 года Кириенко - президент концерна АМК. Управляя концерном,
Кириенко всячески старался оптимизировать управленческую работу и работу
с персоналом. Сам он, в 1991 - 1993 годах прослушал двухгодичный курс в
Академии народного хозяйства при Правительстве РФ по специальности
"финансы и банковское дело" получив квалификацию "менеджер высшей
квалификации".


Социально-коммерческий банк "Гарантия"


В 1994 ГОДУ В НИЖНЕМ НОВГОРОДЕ БЫЛ ОСНОВАН СОЦИАЛЬНО-КОММЕРчЕСКИЙ БАНК
"ГАРАНТИя". УчРЕДИТЕЛяМИ БАНКА ВЫСТУПИЛИ ОБЛАСТНОЙ ПЕНСИОННЫЙ ФОНД И
СТРУКТУРЫ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РФ, А ТАК ЖЕ РяД КОММЕРчЕСКИХ БАНКОВ.


Нижегородский социально-коммерческий банк "Гарантия"


ЛИЦЕНЗИя № 2651 ОТ 19 яНВАРя 1994 ГОДА.


Юридический адрес: 603600, Нижний Новгород, пр-т. Ленина. д.54а.


Фактический адрес: 603600, Нижний Новгород, Советская пл., д.3.


Телефоны: 67-77-22, 67-75-51.


|Основные владельцы (на 1996 год) |Доля в банке |
| |млн. рублей |% |
|Отделение пенсионного фонда РФ по |3675 |28,57 |
|Нижегородской области | | |
|Отделения пенсионного фонда РФ в |3360 |26,12 |
|субъектах РФ | | |
|Исполнительная дирекция пенсионного |525 |4,08 |
|фонда РФ | | |
|ТОО “Страховая компания “Аваль” |1338,9 |10,4 | |
|Республиканский социально-коммерческий|949,7 |7,38 | |
|банк | | | |
|Борский коммерческий банк (г.Борск, |1338,9 |10,4 | |
|Нижегородская область) | | | |
|КБ “Южный регион” (Ростов-на-Дону) |500 |3,89 | |
|АКБ “Саровбизнесбанк” (г.Саров, |300 |2,33 | |
|Нижегородская область) | | | |



|Структуры, в которых банк входит в число |Доля банка в |
|учредителей |структуре |
|АОЗТ “Финансовая компания “Траст-Гарантия |56% |
|Негосударственный пенсионный фонд “Гарантия - |50% |
|Нижний Новгород” | |
|ТОО рекламное агентство “ТЕТрис” |90% |
|Нижегородский банковский институт |15,6% |
|ТОО “Страховая компания “Аваль” |30% |
|ТОО “Великовское” |30% |
|ТОО “Предприятие “Дирекция лотерей”” |97% |



|Структуры, в которых банк является |Доля банка в уставном |
|владельцем акций |капитале |
|АОЗТ “Нижегородский ритуальный фонд” |70% |
|Волго-Вятский проминбанк |6% |
|АКБ “Саровбизнесбанк” |24,8% |


Председателем правления банка "Гарантия" стал Кириенко, заместителем -
Вадим Воробьев (первый секретарь Горьковского обкома ВЛКСМ).


Председателем Совета директоров банка стал Виктор Прохорович Бабакаев
(управляющий отделением пенсионного фонда РФ по Нижегородской области,
1996).


Таким образом, банк сочетал в себе кадры комсомольцев-бизнесменов и
пенсионные средства.


Идея создания подобного банка не была оригинальной - во многих
регионах РФ комсомольцы, и не только они, брали под свой контроль
пенсионные средства. Однако реализация подобной программы в Нижегородской
области требовала санкции губернатора Б.Немцова.


Кириенко был к этому моменту уже достаточно близко знаком с Немцовым,
однако нельзя сказать, что это знакомство имело деловую подкладку. По
словам Вадима Воробьева, Немцова и Кириенко в 1991 году познакомил
Алексей Лихачев. Это произошло в тот момент, когда Немцов собирался
разогнать обком ВЛКСМ. Тем не менее, за все время работы Кириенко в АМК,
он практически не контактировал с Немцовым.


Кириенко пришел с идей банка, работающего с деньгами областного
пенсионного фонда к Немцову. По официальной версии, губернатор
организовал конкурс, основным условием которого было предложение бюджету
области максимальных средств за использование остатков пенсионных счетов.
Первоначально конкурс выиграл НБД-банк (Борис Бревнов), затем -
"Гарантия".


По другим сведениям, Немцов первоначально не хотел включать в свою
"финансовую систему" посторонний банк - губернатор плотно работал с НБД-
банком. Однако, по данным газеты "Собеседник", Немцова уговорили провести
встречу с Кириенко. Губернатор организовал трехстороннюю встречу, на
которой кроме него и Кириенко присутствовал и Борис Бревнов. Через пять
минут дискуссии Бревнов - Кириенко губернатор подписал последнему все
необходимые бумаги (Собеседник, 1998, № 17.).


С этого момента начинается деловое сотрудничество Немцова и Кириенко.
Банк "Гарантия", получив доступ к пенсионным средствам, реализует ряд
программ. В их числе - возврат денег вкладчикам лопнувшего банка
"Нижегородский кредит".


Газета "Совершенно секретно" утверждает, что дело не обошлось и без
участия вице-губернатора Ю.Лебедева, жена которого занимала пост вице-
президента банка (Совершенно секретно, 1998, № 6, с.4.).


Через банк "Гарантия" проходила нижегородская программа жилищного
кредитования увольняемых в запас военных. Согласно ей, часть средств
выделялась увольняемому в запас за счет бюджета, а часть - за счет
собственных средств или банковского кредита. Подобные мероприятия
приносили дополнительные очки не только Кириенко, но и губернатору.


В этот период контакты бизнесмена и губернатора выходят на
неформальный уровень. По некоторым данным, отец Кириенко, известный
разработками в области "стратегии проведения выборов в переходный
период", в это же время возглавлял ряд фирм ("Прагма, "Дело"),
занимавшихся вопросам политического консультирования. Эти группы работали
с Немцовым (Московские новости, 1998, №12, 29 марта - 5 апреля). В
августе 1994 года, во время посещения Б.Ельциным Нижнего Новгорода,
Кириенко был представлен Президенту РФ, и выступил с краткой речью о
создании российской национальной резервной системы. По данным газеты
"Московские новости", выступление понравилось Президенту РФ, и он
предложил Кириенко заняться этим в Москве, однако Немцов предпочел все
обратить в шутку. Тем не менее, с августа 1994 года Кириенко вошел в
Совет по промышленной политике и предпринимательству при Президенте РФ.
Работа в банке принесла Кириенко и депутатский мандат - в 1994 году он
стал депутатом Законодательного Собрания Нижегородской области.


Совместная работа Немцова и Кириенко делала их все более незаменимыми
друг для друга. Лоббистские способности Немцова и менеджерские - Кириенко
позволили реализовать один из самых удачных нижегородских проектов -
программу "пенсионная нефть".


В 1995 году руководитель Пенсионного фонда Нижегородской области
Кузьменко и Кириенко предложили Немцову схему погашения части
федерального пенсионного долга за счет прямой поставки нефти из регионов-
доноров. 12 сентября 1995 года Председатель правления Пенсионного фонда
РФ В.Барчук и губернатор Нижегородской области Б.Немцов подписали
соглашение о погашении долгов федерального пенсионного фонда за счет
поставок нефти. Так начала реализоваться схема "пенсионная нефть".


В 1995 году руководитель Пенсионного фонда Нижегородской области
Кузьменко и Кириенко предложили Немцову схему погашения части
федерального пенсионного долга за счет прямой поставки нефти из регионов-
доноров. 12 сентября 1995 года Председатель правления Пенсионного фонда
РФ В.Барчук и губернатор Нижегородской области Б.Немцов подписали
соглашение о погашении долгов федерального пенсионного фонда за счет
поставок нефти. Так начала реализоваться схема “пенсионная нефть”.


На основании соглашение между ПФ РФ и губернатором Нижегородской
области Б.Немцовым, соглашения между отделением ПФ должника, ПФ
Нижегородской области и КБ “Гарантия Пенсионный фонд и банк “Гарантия”
заключили договор, по которому нефтяные компании (а долги взыскивались с
крупнейших неплательщиков в Пенсионный фонд РФ - НК “ЛУКойл”, АО
“Ноябрьскнефтегаз”, АО “ЮКОС” и др. ) расплачивались с фондом векселями
КБ “Гарантия”. А качестве компенсации поставляли нефть на АО “НОРСИ-ойл”,
через фирмы, которые по данным “Новых Известий” были созданы теми же
лицами, что и банк “Гарантия”. С этого момента им прекращалась начисление
штрафов и пени (Новые Известия, 25 марта 1998 г.). Выручка средств от
нефтепродуктов поступала в банк “Гарантия”, а Пенсионный фонд взыскивал с
банка средства по векселям. Данная схема не содержит ничего незаконного,
однако критики Кириенко считают, что таким образом банк получал огромные
беспроцентные кредиты (в 1996 году по схеме прошло около 1,98 трлн
рублей). "Живые деньги" шли из АОЗТ "НОРСИ" в пенсионный фонд и далее на
выплату пенсий, в тоже время, в качестве средств за залог простых
векселей и в счет оплаты векселей и процентов за кредит "Гарантия"
получала средства должников - всего 209 079 272 142 р. Таким образом,
кроме контроля за значительной частью пенсионных денег, банк получил
возможность получать с должников дополнительные средства и значительно
расширил рынок своих векселей.


В то же время, КБ "Гарантия" заключил несколько договоров с "союзными"
фирмами, на проведение информационного обслуживания. Основанием для этого
стал договор № НЯЦ-1 от 26 декабря 1995 года между банком и фирмами
(Новые Известия, 2 апреля 1998 г.). По мнению критиков, именно здесь
осуществлялось "изъятие" средств в пользу Кириенко. Две фирмы - ТОО СК
“Аваль” (А.Лихачев) и АОЗТ “СОЮЗ” (Н.Спирин) в ходе пяти этапов
реализации программы получили за консультационно-аналитические услуги 14
935 549 050 р., в том числе - "Аваль" - 1 293 217 050 р. и "Союз" - 13
642 332 000.


В частности, за разработку схемы вексельно-кредитного погашения было
получено 284 175 000 р. и 1 610 325 000 р. соответственно, за
аналитическую справку по НК “ЛУКойл” - 300 000 000 и 1 700 000 000 р.,
анализ финансово-экономического состояния АО “Нижневартовскнефтегаз” и АО
“Сургутнефтегаз”- 480 000 000 р. и 700 000 000; за обзорный анализ рынка
нефти и нефтепродуктов - 229 042 050 р. и1 317 904 950 р.


Кроме того, "Союз" дополнительно получил за организационно-
консультационный услуги3 021 648 000 р. и 4 992 454 050, а также 300 млн
р. - за продажу векселя банку “Гарантия”


"НОРСИ-ойл"


АКТИВНАя ПОЗИЦИя КИРИЕНКО В РЕШЕНИИ ПЕНСИОННОЙ ПРОБЛЕМЫ ДЕЛАЛА ЕГО
ОДНИМ ИЗ ГЛАВНЫХ ПРЕТЕНДЕНТОВ НА ПОСТ ПРЕЗИДЕНТА НЕФТяНОЙ КОМПАНИИ "НОРСИ-
ОЙЛ" - КРУПНОГО ПЛАТЕЛЬЩИКА ОБЛАСТНОГО БЮДЖЕТА, ЕДИНСТВЕННОГО
НЕФТЕПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕГО ПРЕДПРИяТИя ОБЛАСТИ, КОТОРОЕ, В ОТЛИчИИ ОТ
АНАЛОГИчНЫХ ЗАВОДОВ ПО ВСЕЙ СТРАНЕ, РАБОТАЛО КРАЙНЕ НЕЭФФЕКТИВНО.


АО "НОРСИ-ойл" было образовано в сентябре 1995 года. Создание подобной
компании - результат лоббистской деятельности Б.Немцова, поскольку "НОРСИ-
ойл" стала одной из четырех вертикально интегрированных нефтяных
компаний, созданных под контролем региональных властей ("Татнефть",
"Башнефть", Оренбургская нефтяная компания и "НОРСИ-ойл"). Ей удалось
избежать и включения в "Роснефть". Однако, из-за отсутствия в области
нефтедобычи компания оказалась неполноценной - в нее вошло одно
нефтеперерабатывающее предприятие (АО "НОРСИ", в уставной капитал "НОРСИ-
ойл" внесено 38 % акций) и трех сбытовых: АО "Владимирнефтепродукт" (38
%), АО "Марийнефтепродукт" (38 %), АО "Нижегороднефтепродукт" (38 %), и
АО"Нижегородниинефтепроект" (38 %). В качестве платы за самостоятельность
"НОРСИ-ойл" была вынужден отказаться от претензий на снабжение нефтью со
стороны Минтопэнерго.


Базовое предприятие АО "НОРСИ-ойл" - АО "НОРСИ" - построенный в 50-е
годы в г.Кстове нефтеперерабатывающий завод, третий в России по мощности.
Возможный годовой объем переработки составляет около 22 млн тонн. К 1995
году завод выпускал 16% объема промышленной продукции Нижегородской
области, 39% - областного экспорта. Положение НОРСИ отличалось
нестабильностью. Предприятие по сути - градообразующее для г.Кстова - из
60 тысяч человек, проживающих в Кстове 10 тысяч работают на АО, в конце
1994 года было признано банкротом. Это заставило руководство региона
искать пути оптимизации работы завода. Был избран новый гендиректор и
председатель совета директоров - В.Стариков. Наметилась тенденция к
сокращению задолженности АО - как кредиторской так и дебиторской. Стали
меняться и отношения с поставщиками. Руководство завода выработало целый
пакет мер по выводу предприятия из кризиса, которые одобрены губернатором
области и министерством. Однако кризисные меры оказались недостаточными.


После создания АО "НОРСИ-ойл" Стариков стал генеральным директором АО.
Его действия по выводу НОРСИ из кризиса: мероприятия по расширению сбыта,
поиску стабильного поступления нефти, по прежнему считались
недостаточными.


При создании АО "НОРСИ-ойл" основной пакет акций (более 85%) остался у
государства. Компания, переработавшая в 1996 году 10,7 млн тонн нефти
(при потенциале около 22 млн тонн) являлась лакомым куском для соседней
"Татнефти" (у которой нефтепереработка отсутствует вообще) и "ЛУКойла",
перерабатывающего на собственных мощностях лишь треть добываемой нефти. В
силу этого обе фирмы начали экспансию: к началу 1996 года, структуры
союзные "Татнефти" контролировали около 15% уставного капитала завода
"НОРСИ", они же приобрели почти весь пакет акций "НОРСИ-ойл" (около 14%),
выставленный на аукцион в ноябре-декабре 1995 года.


Однако руководство области и АО старалось сохранить самостоятельность.
Ситуация, в которой НПЗ переходил под контроль любой из компаний была
чревата потерей большинства отчислений в бюджет области (большинство
нефтяных компаний переводят НПЗ на внутренний толинг, оплачивая лишь сам
процесс переработки нефти). С 1996 года активно обсуждался вопрос о
создании "Волжско-Камской нефтяной компании", где все заинтересованные
стороны должны были обладать, по мнению нижегородского руководств равными
долями - 20%. Однако проект не был реализован.


В ноябре 1996 года по рекомендации Правительства РФ и губернатора
Нижегородской области Кириенко был избран президентом нефтяной компании
"НОРСИ-ойл". В.Стариков сохранил пост гендиректора, но в апреле 1997 года
подал в отставку. Он был назначен вице-президентом компании по
нефтепереработке и нефтехимии. Генеральным директором стал Степан
Глинчак, занимавший пост технического директора АО "НОРСИ".


Для Кириенко новое назначение стало началом работы в нефтяном бизнесе.
До этого, он принимал активное участие в реализации различных социальных
программ, так или иначе связанных с нефтяным бизнесом: схема "пенсионная
нефть", компенсация (банком "Гарантия" совместно с Инкомбанком) вкладов
лопнувшего банка "НОРСИ" в октябре 1996 года, в ходе которой каждый банк
компенсировал практически в полном объеме вклады 2600 человек.


Теперь Кириенко предстояло провести санацию предприятия, находившегося
в весьма тяжелом финансовом положении. Он активно приступил к
реорганизации предприятия. Одним из первых действий нового президента
стала передача муниципальным властям объектов социальной сферы, что
позволило избавиться от дополнительных расходов. Затем из структуры
"НОРСИ-ойл" были выведены непрофильные предприятия.


Решение вопроса собственно с деятельность "НОРСИ" упиралось в
сложившуюся вокруг предприятия "товарную пирамиду" и финансовые проблемы.
АО работало в основном на давальческом сырье (в начале 1996 года его доля
доходила до 60-70%), а осуществлять самообеспечение нефтью могло только
за счет кредитов, что вело к значительному росту себестоимости продукции,
долгов.


По данным "Новых Известий", одним из первых распоряжение Кириенко на
новом посту было не возвращать долги вплоть до особого распоряжения
(Новые Известия, 25 марта 1998 г.). Реально подобное решение было принято
еще до появления Кириенко - летом 1996 года. Однако он не изменил
сложившегося Затем счета завода были фактически "обнулены", а все деньги
стали проходить через счета НОРСИ-ойл.


Эти меры привели к тому, что консолидированная балансовая прибыль
"НОРСИ-ойл", рассчитанная по методу отгрузки, в 1997 году составила 277.3
млрд рублей, увеличившись с 225,6 млрд рублей за 1996 год (в старом
масштабе цен). В то же время, деньги на счетах "НОРСИ" стремительно
убывали.


Основные консолидированные показатели деятельности "НОРСИ-ойл" 1997 в
сравнении с 1996 годом


|ПОКАЗАТЕЛЬ |1997 ГОД |1996 ГОД | |
|ВЫРУчКА ОТ РЕАЛИЗАЦИИ | | |
|ВСЕГО |6646.9* |3830.0 | |
|НОРСИ-ОЙЛ |4336.5 |269.5 | |
|НОРСИ |1327.0 |2538.1 | |
|ПРИБЫЛЬ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ | | | |
|ВСЕГО |362.6 |20.7 | |
|НОРСИ-ОЙЛ |330.8 |3.0 | |
|НОРСИ |0.4 |15.4 | |
|БАЛАНСОВАя ПРИБЫЛЬ | | | |
|ВСЕГО |277.3 |225.6 | |
|НОРСИ-ОЙЛ |177.4 |-0.4 | |
|НОРСИ |71.5 |202.8 | |


*- - МЛРД. РУБ., В СТАРОМ МАСШТАБЕ ЦЕН, ПО ОТГРУЗКЕ.


Такая деятельность Кириенко по решению вопроса вызывала и немало
критики. Досталось ему и тяжелое наследство: "НОРСИ", работавшее в 1994 -
1995 годах на давальческой нефти в результате санационных мер 1995 - лета
1996 года было должно поставщикам нефти значительные объемы
нефтепродуктов. После создания "НОРСИ-ойл" поставщики нефти, были лишены
возможности получить назад деньги, либо переработанную нефть. Наибольшую
известность получил достигший апогея к лету 1997 года скандал с компанией
"В.К.Импорт-Экспорт" (Василий Котлов), поставившая на завод нефти на
сумму 40 млн. долларов, не получила положенных ей 184 тысяч тонн
нефтепродуктов. В результате, произошел рост долгов НОРСИ поставщикам и
кредиторам. До определенного момента "НОРСИ-ойл" удавалось держать
занятые позиции: АО за свою "дочку" не отвечает. Суды Кстова и Нижнего
Новгорода были на стоне компании.


Основные финансовые результаты деятельности НК "НОРСИ-ойл" в 1997 году


|ПОКАЗАТЕЛЬ |1997 ГОД|1996 ГОД|
|ВЫРУчКА ОТ РЕАЛИЗАЦИИ |4336.5 |269.5 |
|СЕБЕСТОИМОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ |3866.6 |266.0 | |
|КОММЕРчЕСКИЕ РАСХОДЫ |43.2 |0.1 | |
|УПРАВЛЕНчЕСКИЕ РАСХОДЫ |96.0 |0.4 | |
|ПРИБЫЛЬ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ |330.8 |3.0 | |
|ПРОЦЕНТЫ К ПОЛУчЕНИЮ |0.7 |- | |
|ДОХОДЫ ОТ УчАСТИя В ДРУГИХ ОРГАНИЗАЦИяХ |0.2 |- | |
|ПРОчИЕ ОПЕРАЦИОННЫЕ ДОХОДЫ |7.9 |0.3 | |
|ПРОчИЕ ОПЕРАЦИОННЫЕ РАСХОДЫ |56.4 |5.1 | |
|ПРИБЫЛЬ ОТ ФИНАНСОВО-ХОЗяЙСТВЕННОЙ |283.2 |-1.8 | |
|ДЕяТЕЛЬНОСТИ | | | |
|ПРОчИЕ ВНЕРЕАЛИЗАЦИОННЫЕ ДОХОДЫ |3.8 |1.4 | |
|ПРОчИЕ ВНЕРЕАЛИЗАЦИОННЫЕ РАСХОДЫ |109.6 |3.9 | |
|ПРИБЫЛЬ ОТчЕТНОГО ПЕРИОДА |177.4 |-0.4 | |
|НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ |31.7 |- | |
|ОТВЛЕчЕННЫЕ СРЕДСТВА |9.3 |1.6 | |
|НЕРАСПРЕДЕЛЕННАя ПРИБЫЛЬ ОТчЕТНОГО ГОДА |136.4 |-0.2 | |
|АКТИВ |01.01.98|01.01.97| |
|ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ |10.0 |2.1 | |
|ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ |1270.8 |737.5 | |
|УБЫТКИ |2.0 |2.0 | |
|БАЛАНС |1282.8 |741.6 | |
|ПАССИВ | | |
|КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ |140.9 |15.1 | |
|ДОЛГОСРОчНЫЕ ПАССИВЫ |- |- | |
|КРАТКОСРОчНЫЕ ПАССИВЫ |1141.9 |726.5 | |
|БАЛАНС |1282.8 |741.6 | |


* - ПО ДАННЫМ АГЕНТСТВА AK&M.


Кириенко реально не удалось развязать весь клубок проблем “НОРСИ-ойл”
- разведение счетов позволило выделить свободные средства для поддержания
производства, но привело к скапливанию на счетах “НОРСИ” практически
неликвидных долгов: уже к осени 1997 года они составляли по разным данным
от 1,5 до 2,5 трлн рублей (Российский телеграф, 6 ноября 1997 г.). Однако
балансовая комиссия по несостоятельности и банкротству при Правительстве
РФ обязала объединить счета “НОРСИ” и “НОРСИ-ойл”, что существенно
осложнило положение компании. В частности “ЛУКойл” отказался принимать
участие в намеченных на 1997 год аукционах по “НОРСИ-ойл”. Тогда
государственный пакет акций “НОРСИ-ойл” (85,45%) планировалось выставить
на инвестиционный конкурс (40% акций) и спецденежный аукцион (45,45%).
Конкурс собирались осуществить до конца 1997 года. Уже к июлю свободные
акции перераспределились: у ЗАО “Татнефть - Нижний Новгород” осталось
8,4%, 6% приобрело ООО “ЛУКойл-Резерв-Инвест” (6%). Однако продажа акций
не состоялась.


Тем не менее деятельность Кириенко в компании “НОРСИ-ойл” принесла ему
известность в области. Начиная с 1996 года он прочно занял ведущие места
в рейтингах элиты региона. Так, по рейтингам ИА “Провинция”, в 1996 году
Кириенко занимал 12 место (при этом из представителей бизнеса он был
вторым, уступая лишь президенту АО “ГАЗ” Н.Пугину). В январе 1997 года он
был уже вторым, уступая лишь Немцову, в феврале - третьим, уступая
Б.Немцову и мэру Нижнего Новгорода И.Склярову в марте 1997 года - вновь
вторым (после Немцова), а в апреле - вторым после Склярова, ставшего
исполняющим обязанности губернатора .


Даже у местных коммунистов Сергей Владиленович не вызывает особого
раздражения. Например первый секретарь обкома КПРФ Владимира Кириенко
(которого часто ошибочно считают дядей С.Кириенко) так отзывается о нем:
“Вообще-то, насколько мне известно, Сергей человек очень толковый. Ничего
плохого о нем я сказать не могу, в отличие от Немцова или Бревнова”
(Московский комсомолец, 31 марта 1998 г.).


Небезынтересно, что в сравнении с другим нижегородским банкиром
перебравшимся в Москву - Б.Бревновым, Кириенко постоянно оказывался
впереди примерно на 30 пунктов - когда Кириенко был двенадцатым, Бревнов
делил 49-50 место, третьим - тридцатое.


Это позволяет сказать, что в отличии от “баловня судьбы”, каким
представляется Бревнов к моменту своего перехода в Москву, Кириенко был
уже вполне сложившимся опытным и влиятельным руководителем, фактически -
второй фигурой в области, что признавалось большинством нижегородских
экспертов и представителей элиты.

[pic]

В Правительстве РФ


13 МАя 1997 ГОДА КИРИЕНКО БЫЛ НАЗНАчЕН ПЕРВЫМ ЗАМЕСТИТЕЛЕМ МИНИСТРА
ТОПЛИВА И ЭНЕРГЕТИКИ РФ. ПОСТ МИНИСТРА ТОПЛИВА И ЭНЕРГЕТИКИ РФ В ЭТОТ
МОМЕНТ ЗАНИМАЛ Б.НЕМЦОВ И ФАКТИчЕСКИ, ОН ПРИГЛАСИЛ В МИНИСТЕРСТВО
“СВОЕГО”, НАДЕЖНОГО ПЕРВОГО ЗАМЕСТИТЕЛя. ПО СЛОВАМ САМОГО КИРИЕНКО,
НЕМЦОВ ПРОСТО “ВЫТАЩИЛ” ЕГО ИЗ НИЖНЕГО НОВГОРОДА - ВЕСНОЙ 1997 ГОДА У
КИРИЕНКО “НЕ БЫЛО НИ МАЛЕЙШЕГО ЖЕЛАНИя КУДА-ТО УХОДИТЬ С ДОЛЖНОСТИ
ПРЕЗИДЕНТА КОМПАНИИ “НОРСИ-ОЙЛ” (СОБЕСЕДНИК, 1997, № 41.). ПО НЕКОТОРЫМ
ДАННЫМ НЕМЦОВ ПРЕДЛАГАЛ КИРИЕНКО ЗАНяТЬ ПОСТ МИНИСТРА, ОДНАКО ПОСЛЕДНИЙ
ОТКАЗАЛСя - ПО ПРИчИНЕ МАЛОЙ ИЗВЕСТНОСТИ СРЕДИ ЛИД

Новинки рефератов ::

Реферат: Генетика и человек (Биология)


Реферат: Миграция химических элементов (Химия)


Реферат: Краткий анализ современного состояния рыбоводства (Биология)


Реферат: Бухгалтерский учет на Украине (Шпаргалка) (Бухгалтерский учет)


Реферат: Мустай Карим (Литература)


Реферат: Радиотехнические цепи и сигналы (Радиоэлектроника)


Реферат: Исполнительная власть РФ (Административное право)


Реферат: Индивидуальный подход в воспитании детей (Педагогика)


Реферат: А.А.Фет "Шепот, робкое дыханье, трели соловья..." (Литература)


Реферат: Герменевтика в социологии (Социология)


Реферат: Обработка результатов экспериментов и наблюдений (Математика)


Реферат: Защита прав человека в период вооруженных конфликтов (Международное публичное право)


Реферат: Древняя Греция и Рим: Общее и особенное в культуре (Культурология)


Реферат: Великая отечественная война на территории Беларуси 1941-1945гг. (История)


Реферат: Трудовой договор, договор купли-продажи (Право)


Реферат: Целлюлит (Косметология)


Реферат: Социум (Социология)


Реферат: Методологическое значение сравнительного метода в зоологических исследованиях (Биология)


Реферат: Кельтская цивилизация (История)


Реферат: Билеты за весенний семестр 2001 года по предмету ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (Менеджмент)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист