GeoSELECT.ru



Социология / Реферат: Создание Службы занятости в России (Социология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Создание Службы занятости в России (Социология)


Сибирская Академия Государственной Службы
(СибАГС)



кафедра социальной политики


контрольная работа по социологии



«Создание Службы занятости в


России»



Выполнила: ст-ка 1 курса гр. 005
Галина О.С.
Проверила: канд. фил. наук,
доцент Кузьмен О.В.



Новосибирск 2001



Содержание



Введение 4

Предпосылки создания службы занятости населения 4

Государственная служба занятости населения и ее функции 6

Комплексная программа мер Б.Н.Ельцина на 1996-2000 г.г. 8

Структура расходов средств фонда занятости по регионам с различным
уровнем безработицы 10

Оценки деятельности ФСЗ и её территориальных органов 13

Заключение 14

Список используемой литературы: 15



Введение


Россия преобразуется в демократическое федеративное правовое
государство. Вот уже десять лет она живёт по новым законам. Удельный вес
государственного управления экономикой существенно сокращается. Происходит
перераспределение государственно-управленческих функций. В обозримой
исторической перспективе будет уже не прежняя командно- административная,
но ещё и не рыночная, а соответствующая переходному периоду система
государственного управления.
С безработицей Россия вплотную соприкоснулась, начиная с 1992 г.,
когда после принятия в 1991 г. Закона РФ о занятости населения службы
занятости стали официально присваивать статус безработным людям, ищущим
работу.
«Безработица нарушает одно из основополагающих прав человека- право
на труд»- отмечает Декларация прав человека. В Законе РФ «О занятости
населения» (ст.5 гл.1) записано: «Государство обеспечивает проведение
политики содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и
свободную избранную занятость».



Предпосылки создания службы занятости населения


Основная задача проводимой высшими органами власти России социальной
политики - максимальное поддержание уровня жизни населения и усиление мер
по социальной защите граждан, остающихся без работы. Для ее выполнения
разработана Государственная программа занятости населения, в которой
предусмотрены организационные и экономические меры по управлению трудовыми
ресурсами, отражена политика на рынке труда за очередной год, намечены
совместные действия структур государственного управления разного
территориального подчинения в решении конкретных задач.
В рамках этой программы в 1991 году и была создана Государственная
служба занятости населения, функции и сферы деятельности которой будут
сейчас рассмотрены.
В экономической и хозяйственной практике нашей страны вопросы
управления трудовыми ресурсами в различных формах решались всегда.
Возникновение современной службы занятости произошло на базе четкой системы
распределения трудовых ресурсов. Основными ее видами являлись:
. распределение выпускников средних специальных и высших учебных
заведений;
. организованный набор рабочих;
. сельскохозяйственное переселение семей;
. общественные призывы;
. самостоятельный прием предприятием работника;
. деятельность органов трудоустройства населения.

Некоторые из этих форм распределения и перераспределения рабочей силы
себя изжили, другие - трансформировались и передали свои функции службе
занятости населения.[2]
Система органов трудоустройства населения начала формироваться во
второй половине 1960-х годов. Экономическая потребность в создании этой
службы возникла по целому ряду причин. Во-первых, такие традиционные формы
комплектования важнейших хозяйственных объектов кадрами, как оргнабор,
переселение и общественные призывы, были ориентированы на территориальные
перемещения трудовых ресурсов, а проблема комплектования кадрами
предприятия отдельного города жителями того города осталась без внимания.
Во-вторых, возросли потери рабочего времени, связанные с поиском работы, а
также нерациональные перемещения рабочей силы, связанные с текучестью
кадров. Население города не имело информации о предложении рабочих мест в
городе. Всеми этими проблемами и должна была заняться служба
трудоустройства.
Сначала подразделения службы назывались "Бюро по трудоустройству
населения" и имелись всего в нескольких городах страны. Они занимались тем,
что выявляли потребность предприятий в кадрах, публиковали объявления в
местной печати и давали направления на предприятия для трудоустройства
обратившихся к ним гражданам. Такая служба носила, в основном,
информационный характер. Направления граждан на предприятия не всегда
заканчивались трудоустройством - предприятие не обязано было это делать.
Сами предприятия предоставляли в службу далеко не полные сведения о
свободных местах - в основном это были места для работников низшей
квалификации, с тяжелыми и вредными условиями труда. Поэтому возникла
потребность преобразовать службу организованного трудоустройства из
информационной в орган распределения трудовых ресурсов. При этом
значительно расширились и права, и обязанности службы трудоустройства, а ее
подразделения получили название "Государственное бюро по трудоустройству и
информации населения" (ГБТИН). Однако служба не смогла так организовать
свою работу, чтобы и предприятия, и трудящиеся были заинтересованы в ее
услугах, чтобы обращение в службу было не фиктивным и не принудительным.
Следующим шагом на пути преобразования службы трудоустройства было
создание на базе существующих ГБТИН центров (бюро) по трудоустройству,
переобучению и профориентации граждан. Оно было осуществлено в 1988 году.
Центры создавались как хозрасчетные региональные организации, работающие
под руководством местных Советом народных депутатов по договорам и в
сотрудничестве с предприятиями и учреждениями. Они занимались учетом
движения трудоспособного населения, созданием банков данных о потребностях
и источников рабочей силы, информированием населения о вакансиях,
проведением работы по трудоустройству незанятого населения, комплектованием
необходимыми кадрами предприятий, профориентационной работой и
консультацией всех групп населения по подбору и перемене профессии,
организации переобучения и повышения квалификации работников. При создании
системы центров по трудоустройству, переобучению и профориентации населения
значительно расширились функции и задачи существующей ранее службы
трудоустройства. Принципиальным отличием явилось также и то, что на смену
относительно разрозненным ГБТИН должна была быть создана
общегосударственная система трудоустройства, охватывающая уровни, начиная
от союзного, республиканского, краевого, областного и заканчивая городским.
Именно эта общегосударственная система трудоустройства явилась реальным
предшественником современной государственной службы занятости населения.
Однако на современном этапе для преодоления упрощенного подхода к
решению проблем занятости, осуществления глубокого анализа тенденций на
рынке труда, прогноза на будущее, оценке реальных масштабов безработицы и
ее социально-политических последствий необходимы новые структуры управления
занятостью, отвечающие потребностям общества.[6]

Государственная служба занятости населения и ее функции


Для реализации государственной политики в области занятости населения
и обеспечения гражданам соответствующих гарантий в Российской Федерации на
базе действующих центров по трудоустройству, переобучению и профориентации
населения создана Государственная служба занятости.
В связи с этим, нового определения потребовало понятие занятости. С
одной стороны, признается законной добровольная незанятость граждан. Она не
может, как раньше, осуждаться обществом или служить основанием для
привлечения человека к административной или уголовной ответственности. С
другой стороны - незанятость человека, который ищет работу. Именно эта
категория населения должна находиться в поле зрения государства,
призванного обеспечить каждому гражданину его конституционное право на
труд. Соответственно нужно решать проблему организации учета незанятого
населения, необходимо из миллионов незанятых выделить тех, кто оказался в
такой ситуации вынуждено.
Законодательство предусматривает обязанность вынуждено незанятого
гражданина заявить об этом. Это один из новых принципов, определяющих
правила поведения гражданина и государства на рынке труда: не государство
выявляет неработающих, а незанятый гражданин сам обращается за помощью к
государству, а именно в Государственную службу занятости. Человека
регистрируют как лицо, ищущее работу. И с этого момента у государства
наступает обязанность в течение 10 календарных дней предоставить ему
подходящую работу. Если по истечении этого периода предложений о подходящей
работе нет, то он приобретает статус безработного и начинает получать
государственное пособие.
Государственная служба занятости является структурой специальных
государственных органов, призванных обеспечить координацию, решение
вопросов занятости населения, регулировать спрос и предложение на рабочую
силу, содействовать неработающим гражданам в трудоустройстве, организации
их профессиональной подготовки, оказании социальной поддержки безработным.
Услуги предоставляются службой занятости бесплатно.[5]

Функции службы занятости многообразны:
Анализ и прогнозирование спроса и предложения на рабочую силу,
информирование населения и работодателей о состоянии рынка труда;
Учет свободных рабочих мест и граждан, обращающихся по вопросам
трудоустройства;
Для эффективного осуществления этих задач необходимо комплексное
внедрение автоматизации в процессы управления занятостью. Она позволяет
освободить персонал от рутинной работы по переработке информации, оставляет
время для разбора различных вариантов принимаемых решений. Основным
средством автоматизации является вычислительная техника.Наиболее
перспективным также представляется создание распределительных
информационных систем, сети локальных баз данных с обменом информацией
между ними по всем уровням службы занятости. На городском и областном
уровнях системы целесообразно создание персонифицированных банков данных по
гражданам, обратившимся в службу занятости за помощью в трудоустройстве.
Консультация обращающихся в службу занятости трудящихся и
работодателей о возможностях получения работы и обеспечения рабочей силой,
о требованиях, предъявляемых к профессиям и работникам;
Оказание помощи гражданам в выборе подходящей работы, а работодателям
- в подборе необходимых работников;
Для граждан, потерявших работу и заработок, подходящей
считается работа, соответствующая их профессиональной подготовке,
учитывающая возраст, трудовой стаж и опыт работы по прежней специальности,
транспортную доступность нового рабочего места. В соответствии с законом
граждане имеют право на свободный выбор работы путем прямого обращения на
предприятия, а не обязательно через службу занятости.
Организация профессиональной подготовки, переподготовки и повышения
квалификации граждан в учебных центрах службы занятости или других учебных
заведениях, оказание помощи в развитии и определении содержания курсов
обучения и переобучения;
Основным принципом обучения, в том числе и через систему служб
занятости, должно стать "непрерывное образование". На базе действующих
учебных заведений необходимо создать межреспубликанское учебное заведение
для переподготовки и повышения квалификации высвобождаемых работников и
незанятого населения. Служба занятости и соответствующие органы по
подготовке кадров, исходя из потребностей административно-территориальных
делений, анализа и прогноза занятости, будут определять тематическую
направленность обучения, перечень учебных заведений, а также набор учебных
программ, а региональные службы занятости - рассчитывать потребность в
учебных местах, заключать договоры и обеспечивать соответствующее
финансирование. Центры занятости городов, ориентируясь на свободные учебные
места, могут заключать с высвобожденными работниками соглашения и
направлять на профессиональную подготовку по избранной ими профессии.
Оказание услуг в профессиональной ориентации и трудоустройстве
высвобождаемым работникам и другим категориям населения;
В связи с этим необходима разработка новой концепции развития
системы профориентации, охватывающей все категории населения, определения
статуса различных звеньев этой системы, перспективы развития сети центров
профориентации и психологической поддержки. Профориентационные услуги
должны предоставляться не только учащейся молодежи, но и рабочим гражданам,
желающим сменить профессию. Это требует развитие сети профконсультационных
подразделений, входящих в службу занятости. В связи с новыми функциями
системы профориентации изменяются и требования к работникам службы
занятости. Сейчас необходимы специалисты для оценки ситуации в сфере
занятости, прогноза занятости, разработки программ и организации
общественных работ; по профессиональной ориентации взрослого населения и
организации профобучения безработных, финансовому обучению занятости;
инспекционной работе.
Регистрация безработных и оказание им в пределах своей компетенции
помощи;
В законе определен статус безработного, которым является
вынуждено незанятый человек, по отношению к которому государство не смогло
выполнить своих обязательств, то есть не предоставило работы. Однако не
всякий незанятый человек, желающий работать, получает статус безработного и
может рассчитывать на социальную помощь или поддержку государства. Для
этого требуется соблюдать два условия. Во-первых, гражданин должен быть
трудоспособного возраста и обладать способностью к систематической работе
по какой-либо профессии. Если профессии нет, то он обязан пронять
предложение службы занятости о предварительной профессиональной подготовке.
Во-вторых, необходима его готовность трудиться, то есть желание и
обязанность принять предложение о подходящей работе.
Оплата стоимости профессиональной подготовки, переподготовки граждан,
трудоустройство которых требует получение новой профессии, установление им
на весь период обучения стипендии;
Выдача в установленном законе порядке гражданам пособия по
безработице и приостановление выплаты этих пособий;
Подготовка предложений и заключений об использовании труда
иностранных рабочих, привлекаемых в РФ на основе межправительственных
соглашений и лицензий;
Разработка республиканских и региональных программ занятости, включая
финансовое обеспечение и мероприятия по социальной защищенности различных
групп населения.

Таким образом, функции Государственной службы занятости
значительно расширились по сравнению с функциями ранее действовавшей
системы трудоустройства населения.
Однако Федеральная программа занятости населения по таким
показателям, как организация и проведение общественных работ, а также
временная занятость подростков не была выполнена. В 1996 г. на общественных
работах было занято 291,5 тыс. человек вместо 350 тыс. человек по плану.
Причина - дефицит средств в ряде центров занятости, что существенно
скажется на реализации программы и в этом году. Что касается
трудоустройства подростков в возрасте от 14 до 18 лет, то вместо
предполагаемого миллиона обеспечить работой удалось 850 тыс. человек.
Связано это как с нехваткой средств в фондах занятости, так и с отсутствием
налоговых льгот для работодателей.
Несколько лучше ситуация в области содействия самозанятости
и предпринимательской деятельности граждан. Результаты здесь таковы: с 1994
г. по июнь 1996 г. более 7 тыс. безработных стали владельцами малых
предприятий или фермерских хозяйств, в которых было создано более 20,4
рабочих мест для безработных. Индивидуальной предпринимательской
деятельностью занялись 59 тыс. человек, ранее лишившихся работы.[9]



Комплексная программа мер Б.Н.Ельцина на 1996-2000 г.г.


В целях достижения эффективной занятости населения, способствующей
росту благосостояния россиян, и обеспечения необходимых условий для
создания и сохранения рабочих мест Президент Российской Федерации
Б.Н.Ельцин 23 мая 1996 г. утвердил Комплексную программу мер по созданию и
сохранению рабочих мест на 1996 - 2000 гг., обязал Правительство Российской
Федерации в двухмесячный срок обеспечить разработку и принятие плана
мероприятий по реализации Программы, возложить на Министерство труда
Российской Федерации общее организационно-методическое руководство и
контроль за обеспечением реализации Программы, а также координацию работ по
проведению социальной экспертизы разрабатываемых федеральных целевых и
инвестиционных программ и рекомендовал органам исполнительной власти
субъектов Российской Федерации разработать и утвердить план мероприятий по
обеспечению реализации Программы.
Комплексная программа мер по созданию и сохранению рабочих мест на
1996-2000 гг. включает систему мер, осуществляемых Президентом Российской
Федерации и Правительством Российской Федерации совместно с органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Реализация Программы призвана обеспечить координацию долгосрочных и
среднесрочных инвестиционных программ, федеральных целевых программ,
связанных со структурной перестройкой экономики, программ социально-
экономического развития отдельных регионов, иных программных решений,
принимаемых органами исполнительной власти на федеральном и региональном
уровнях, в целях повышения эффективности расходования финансовых и
материальных ресурсов, направляемых на создание и сохранение рабочих мест.
Анализ ситуации в сфере занятости в Российской Федерации в
предшествующие годы показывает, что способность складывающегося рынка труда
к саморегулированию все еще незначительна, поэтому остается необходимость в
использовании элементов государственного регулирования, которое
предусматривается организовать в ходе реализации Программы.
Целями Программы являются повышение уровня и изменение структуры
занятости населения Российской Федерации на основе создания экономически
эффективных рабочих мест в перспективных отраслях экономики.
Основными задачами Программы являются:
обеспечение правовых, экономических и организационных условий для
создания и сохранения рабочих мест, развития кадрового потенциала в
различных отраслях экономики и регионах Российской Федерации;
регулирование складывающегося национального рынка труда и повышение
конкурентоспособности отечественной рабочей силы;
формирование эффективной структуры занятости населения; повышение
качества создаваемых рабочих мест; развитие профессиональной и
территориальной мобильности рабочей силы; создание благоприятных условий
для повышения уровня жизни за счет стимулирования трудовой активности
населения, усиления роли и ответственности участников социально-трудовых
отношений в сфере занятости населения;
предотвращение роста неполной занятости и массовой безработицы;
развитие системы общественных работ.
Реализацию Программы предусматривалось осуществлять в два этапа в
течение 1996-2000 гг.
В рамках первого этапа реализации Программы, рассчитанного на 1996-
1997 гг., федеральным органам исполнительной власти необходимо осуществить
следующий комплекс мер.
1. Определение потребности в создании рабочих мест.
2. Выявление отраслевых и региональных приоритетов в развитии и
сохранении перспективных рабочих мест.
3. Проведение социальной экспертизы разрабатываемых федеральных
целевых и инвестиционных программ.
4. Разработка нормативной правовой базы, ориентированной на
формирование общих условий для создания и сохранения рабочих мест.
5. Создание механизма, обеспечивающего развитие профессиональной и
территориальной мобильности рабочей силы.
6. Повышение эффективности использования имеющихся производственных
мощностей.
7. Формирование системы организации временных рабочих мест на базе
общественных работ.
8. Разработка механизма развития социального партнерства в области
создания и сохранения рабочих мест.
9. Целевая поддержка создания и сохранения рабочих мест для
неконкурентоспособных граждан.
На втором этапе реализации Программы, охватывающем 1998-2000 гг.
федеральным органам исполнительной власти необходимо добиться решения
следующих задач:
1. Разработка и реализация пакета целевых программ, направленных на
создание рабочих мест в отраслях экономики и регионах Российской Федерации.
2. Создание условий для повышения качества рабочих мест.
3. Стимулирование формирования эффективной структуры занятости
населения.
Реализуемая политика занятости становится активной тогда, когда
средства Государственного фонда занятости населения (ГФЗН) используются в
полной мере, а в структуре расходов преобладают финансирование затрат на
сохранение рабочих мест и создание дополнительных, предоставление субсидий
для организации собственного дела, покрытие затрат на профессиональное
обучение, переподготовку и профориентацию и др.[4]



Структура расходов средств фонда занятости по регионам с различным уровнем
безработицы



В 1996 г. при содействии региональных служб занятости создано и
сохранено 132 тыс. рабочих мест. Приоритет был отдан оборонному комплексу,
текстильной и легкой промышленности. Затраты на эти цели из средств ГФЗН РФ
составили почти 481 млрд. руб.
Федеральная и региональные службы занятости населения, аккумулируя в
фондах занятости большую часть страховых платежей, должны с учетом
сложившихся и прогнозируемых показателей занятости и безработицы
определять кризисные территории - республики, края, области и автономии, а
в каждом из них - города и районы.
Федеральная служба занятости России использует арифметический подход
и группирует регионы по уровню безработицы в соответствии со следующими
критериями: 1) ниже среднего уровня по стране; 2) в пределах двукратного
превышения среднего уровня; 3) более двукратного превышения. По расчетам
ФСЗ РФ, ко второй группе (от 2 до 4% на конец 1994 г.) относились 27
регионов, а к третьей (от 4,3% в Ленинградской до 8,4% в Ивановской
области) - 16.
Для того чтобы представить в общих чертах специфику региональной
политики, все регионы Российской Федерации были поделены на 9 групп в
соответствии с уровнем безработицы (шаг - 1%), по каждому из них был
рассчитана доля средств, расходуемых по различным направлениям.[7]

| |Расходы фона занятости на мероприятия, связанные с |
|Регионы |( в % к общей сумме расходов ) |
|с уровнем |пассивной |активной |активной |содержанием |
|безработицы, |политикой |политикой, |политикой, |службы |
|% | |гарантиро-ва|не |занятости |
| | |нной |вытекаю-щей | |
| | |За-коном о |из За-кона о| |
| | |занятости |заня-тости | |
|менее 1 |12,6 |8,6 |51,6 |19,1 |
|1,0-1,8 |23,0 |13,3 |18,9 |25,4 |
|1,9-2,8 |34,2 |8,8 |19,3 |23,0 |
|2,9-3,8 |44,0 |9,5 |9,2 |24,3 |
|3,9-4,8 |51,0 |7,4 |13,4 |20,0 |
|4,9-5,8 |58,8 |7,8 |4,7 |25,5 |
|5,9-6,8 |61,7 |4,2 |12,9 |17,0 |
|6,9-7,8 |64,5 |2,7 |7,6 |19,1 |
|более 7,9 |68,3 |5,0 |16,5 |10,3 |
|В среднем по | | | | |
|России: |49,3 |9,4 |10,7 |22,3 |



Расчеты показывают, что с уровнем безработицы в регионах сопряжена
единственная статья расходов фонда занятости - денежные выплаты
безработным. Остальные расходы с ним прямо не связаны, они, скорее,
отражают региональные приоритеты политики в области занятости. Таким
образом, практика показывает, что региональные власти рассматривают фонды
занятости как дополнительный источник финансирования мероприятий по
проведению региональной политики, не всегда связанных с безработными и их
социальной защитой. И чем ниже уровень безработицы в регионе, тем больше
вероятность использования средств фонда не по назначению.
В регионах с высоким уровнем безработицы приоритетом в деятельности
служб занятости является выплата пособий (пассивная политика), хотя, по
мнению их руководителей, это не означает, что следует сокращать или
сворачивать программы переподготовки и обучения безработных. Лица,
прошедшие такие курсы, как правило, находят работу или повышают свою
конкурентоспособность на рынке труда в будущем. Вместе с тем, согласно
данным ФСЗ, большая часть прошедших переобучение, по всей видимости, только
"повышает свою конкурентоспособность", поскольку в среднем по России лишь
7% безработных, завершивших профессиональное обучение, трудоустраиваются.
Самый высокий показатель трудоустройства после завершения профобучения и
переподготовки отмечен в Эвенкийском АО (49,2%), Республике Дагестан
(22,7%) и Республике Тува (24,8%). В них расходы на переподготовку
составляли соответственно 11,2%, 1,6%, 7,6%.
В регионах с низким уровнем безработицы приоритет отдается формам
активной политики, не связанным с Законом о занятости и государственными
обязательствами по отношению к гражданам, потерявшим работу.
Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать ряд
выводов:
Значительная часть средств региональных фондов занятости расходуется
неэффективно и на цели, не являющиеся, по сути, прерогативой служб
занятости.
Отсутствует четко выраженная государственная политика при выборе
направлений расходования собранных в фондах занятости средств, а
региональные особенности можно, скорее, назвать региональным произволом
при поддержке местных властей.
Через фонд занятости в виде исключения может оказываться финансовая
поддержка тем видам предпринимательской деятельности, которые способствуют
развитию инфрастуктуры и сферы услуг в городах и поселках городского типа,
закрытие которых ставит под удар практически все население района. В этом
случае, однако, должны быть разработаны четкие критерии выделения и условия
возврата средств при жесткой финансовой ответственности и крупных штрафных
санкциях за нецелевое их использование.
Контроль за расходованием средств должен осуществляться финансовыми
органами совместно с представителями региональных служб занятости, в
ведении которых находится фонд занятости, и общественными организациями
(например, профсоюзами).
Приоритетом в период экономического спада должна быть не
высокозатратная при малой отдаче активная политика (в тех формах, в которых
она осуществляется сейчас), а эффективная пассивная политика на рынке
труда, проводимая во всех рыночно-ориентированных странах. Это означает
необходимость разработки принципиально иной системы страхования от
безработицы, то есть страхование риска остаться без работы.
Гарантии государства гражданам, потерявшим работу, могут быть
предоставлены в двух основных формах. Первая - гарантия стабильного
источника дохода на определенное законом и социально-экономической
необходимостью время. Вторая - гарантия свободы выбора способа своего
существования в период незанятости, в том числе и зарегистрированной:
работать или не работать, искать работу или получать пособие в течение
года, заниматься поиском работы самостоятельно или через службу занятости,
отказываться или соглашаться на работу с заработной платой ниже приемлемого
для гражданина России уровня, менять профессию или нет и т.д. Государство
не должно навязывать безработному форму не только его занятости, но и
незанятости.
Если следовать указанным критериям, то вне сферы социального
страхования оказываются выпускники школ, ПТУ, техникумов и вузов без стажа
работы, домохозяйки, беженцы и вынужденные переселенцы из стран СНГ и
т.п., то есть лица, не участвовавшие в формировании страховых фондов.
Названные категории населения должны быть объектами материальной поддержки
соответствующих служб - миграционной, социального обеспечения, поддержки
малоимущих и т.п.[1]



Оценки деятельности ФСЗ и её

территориальных органов


Сегодня становятся актуальными вопросы эффективности всей системы
государственной службы занятости и необходимости оценки деятельности ФСЗ и
ее территориальных органов. Правомерность постановки этих вопросов вызвана
еще и тем, что доля трудоустроенных службой занятости в общей численности
незанятых граждан, обратившихся по вопросу трудоустройства, в переходный
период оказалась ниже, чем до начала реформ: в 1994 г. - 29,5%, в 1995 г.
- 39,0%, в 1996 г. - 30,2% по сравнению с 48,9% в 1990 г.
Критериями эффективности работы органов службы занятости следует
считать повышение их роли в организации рынков труда - общероссийского,
регионального, местного и степень удовлетворения спроса со стороны как не
занятых трудовой деятельностью граждан, так и работодателей.
В Институте экономики РАН разработана такая методика,
предусматривающая не только анализ и оценку деятельности органов службы
занятости населения, но и механизм состязательности между ними на основе
принципов материального стимулирования.
Система показателей оценки деятельности службы занятости,
предложенная в упомянутой методике, включает следующие относительные
показатели:
. удельный вес численности незанятых граждан, трудоустроенных по
направлению центра занятости: в общей численности принятых на
работу в городе или районе;
. удельный вес безработных, трудоустроенных по направлению центра
занятости и оформленных на досрочную пенсию, в общей численности
снятых с учета безработных;
. удельный вес безработных, не работающих в течение более чем 8-ми
месяцев;
. уровень предотвращенной безработицы, рассчитываемый как отношение
количества сохраненных и созданных рабочих мест к экономически
активному населению.
Кроме основных показателей, предлагаются и дополнительные: полнота
сборов страховых взносов, своевременность представления в вышестоящий орган
отчетов и других материалов информационного характера, отсутствие
обоснованных жалоб.
Важнейшим элементом формирующейся рыночной экономики должно стать
управление занятостью, которое состоит в органическом сочетании механизмов
саморегуляции и государственного регулирования. Целесообразно, чтобы в
разработке и внедрении системы регулирования занятости, кроме Федеральной
службы занятости, Министерства труда РФ, Министерства экономики РФ,
Министерства образования РФ и Федеральной миграционной службы
взаимодействовали на всех уровнях управления и другие «причастные» органы
исполнительной власти (Миннауки, Минсоцзащиты, Минобороны, МВД, Госкомитет
по поддержке и развитию малого предпринимательства), а также Федеральное
управление по делам о несостоятельности (банкротстве) при Госкомимуществе
РФ. Подобное взаимодействие может быть обеспечено путем образования
Межведомственной комиссии при правительстве РФ по вопросам разработки и
реализации государственной политики занятости. Аналогичные межведомственные
комиссии целесообразно создать и на региональном уровне при органах
исполнительной власти.
Формирование и эффективное функционирование системы регулирования
занятости и безработицы объективно требует наличия адекватной
информационной базы. Для мониторинга движения рабочей силы и рабочих мест
необходимо проведение статистических группировок предприятий с различной
формой собственности. Заказчиком таких разработок могла бы выступить
Федеральная служба занятости.[3]



Заключение


Безработица и инфляция - естественные спутники рынка труда,
вызывающие социальную напряжённость в стране, развитие забастовочного
движения.
Безработные- часть экономически активного населения страны, которая
не может применить свою рабочую силу, становится «излишним населением»,
лишённым возможности на различный по продолжительности срок трудиться и
получать трудовой доход.
Статус безработного в России присваивается трудоспособным гражданам,
которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в службе занятости в
целях поиска подходящей работы и готовы приступить к ней.
Негативными социально- экономическими последствиями безработицы
являются: рост численности населения, относящегося к маргинальным группам;
рост числа криминальных элементов в обществе; рост психологической
подавленности безработных; рост числа самоубийств, численности алкоголиков
и наркоманов; снижение естественного прироста населения и продолжительности
жизни.
Под социальной защитой населения от безработицы понимается комплекс
мер по обеспечению гарантий в области занятости. Государство гарантирует
безработному: выплату пособий по безработице, выплату стипендии в период
профессиональной подготовки, возможность участия в оплачиваемых
общественных работах, компенсацию затрат в связи с добровольным переездом в
другую местность по предложению службы занятости, оплату за счет службы
занятости периода временной нетрудоспособности потерявшим работу и
заработок. Основные формы материальной поддержки безработных - пособие по
безработице и доплаты на иждивенцев, компенсации работникам, высвобождаемым
из организации. Помощь безработным включает также посредничество в
трудоустройстве.[8]



Список используемой литературы:


1. Ананьев А. «Новые процессы в занятости населения в условиях
перехода к рыночной экономике», «Вопросы экономики», № 5 – 1995.
2. Балацкий Е. «Россия: проблема безработицы в переходный период»,
«Проблемы теории и практики управления», № 1 –1993.
3. Батяева Т., Гарсия-Исер М., Касаткина А., Кутепова Н. «Безработица
среди специалистов - российкий феномен», «Человек и труд», № 11 –
1993.
4. Бородянский Э., Кузьмин В. «Реальный путь противодействия
безработице», «Человек и труд» № 9 – 1996.
5. Дикаpева А.А., Миpская М.И. «Социология труда» M.: Высшая школа,
1989.
6. Колосов В.«Правовое регулирование занятости», «Советские
профсоюзы» №2 – 1992.
7. Котляр С. «Методология оценки безработицы», «Человек и труд», № 8
– 1993.
8. Матыцина Н. «Обеспечение занятости населения», «Экономист», №4 –
1992.
9. Мацкуляк И.Д. «Стратегия занятости: предотвращение безработицы
(политико-экономический аспект)» М.: Экономика, 1990.







Реферат на тему: Сознание и мышление

МЕЖДУНОРОДНЫЙ НЕЗАВИСИМЫЙ ЭКОЛОГО-МОЛИТОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ



РЕФЕРАТ


по Человеку в природе в обществе
Тема: Сознание и мышление



Выполнил: студент 1 курса
юридического заочного факультета
Ф.И.О. Маматян Давид Рубенович



Москва 2000
Содержание

Введение
Смысл проблемы сознания
Метафора сознания
Открытия внутреннего духовного мира
Общее понятие о мышлении
Основные особенности мышления
Вывод
Используемая литература
Введение

Сознание – это особое состояние, свойственное только человеку, в
котором ему одновременно доступен и мир, и он сам. Сознание мгновенно
связывает, соотносит то, что человек увидел, услышал, и то, что он
почувствовал, подумал, пережил. Многие философы определяют сознание как
чудо из чудес мироздания, как великий благостный дар человеку, ибо лишь в
сознании он дан сам себе как «я», устремленное к вершинам духовного бытия,
возвышенной любви и дружбы, сострадания и радости и т. д.
В сознании дано не только все знание о мире, но и вся боль мира. Не
случайно, чтобы унять боль (душевую или физическую), отключают на какое-то
время сознание с помощью наркотиков, алкоголя и т. д. Именно потому, что у
человека есть сознание, он способен к душевному страданию; самоубийство –
чисто человеческий акт: животные, не обладая сознанием, не знают и
самоубийства.
Познать, описать, определить сознание очень трудно, поскольку оно не
существует как отдельный предмет или вещь. Нам все дано благодаря сознанию:
оно непременно присутствует в каждом нашем образе восприятия, оно мгновенно
приводит в связь, в соотнесение наши ощущения, восприятия, мысли, чувства,
причем без нашего на то согласия, а тем более контроля. Сознание нельзя
«вытащить» из этой содержательной связи, потому что вне ее оно не
существует.
Мышление – это движение идей, раскрывающей суть вещей. Его итогом
является не образ, а некоторая мысль, идея. Специфическим результатом
мышления может выступить понятие – обобщенное отражение класса предметов в
их наиболее общих и существенных особенностях.
Прежде всего мышление является высшим познавательным процессом. Оно
представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого
отражения и преобразования человеком действительности. Мышление порождает
такой результат, какого ни в самой действительности, ни у субъекта на
данный момент времени не существует. Мышление также можно понимать как
получение новых знаний, творческое преобразование имеющихся представлений.

1. Смысл проблемы сознания.

Проблема сознания - одна из самых трудных и загадочных. Перед взором
человека предстает мир, разворачивается зрелище бесчисленных предметов, их
свойств, событий и процессов; люди пытаются разгадать тайны мироздания,
объяснить причины своих переживаний, вызванных встречей с красотой или,
наоборот, с безобразным, понять смысл своего существования, отыскать истоки
своих мыслей и т. д. Но все процедуры данности нам мира и переживаний,
чувства и мыслей проходят через то, что называют сознанием. Сознание есть
то неуничтожимое, вечное, вездесущее, что сопутствует человеческому
освоению мира, оно входит обязательной «добавкой» во все, что мы
воспринимаем как данность. Чтобы войти в состояние сознания, недостаточно
просто, мыслить, просто переживать, чувствовать, воспринимать: необходимы
какие-то дополнительные акты, с помощью которых я не просто мыслю, а «я
мыслю, что я мыслю», я не просто переживаю, а «я переживаю, что я
переживаю», я не просто что-то знаю, но «я знаю, что я знаю» и т. д.
В истории философии проблема сознания имеет два уровня своего
решения. Первый заключается в описании способов, каким вещи даны в
сознании, существуют в нем. На философском языке – это описание феномена
сознания. Второй – имеет цель объяснить, как возможно само сознание, т. е.
объяснить сам феномен. В философии античности и Нового времени указанные
уровни не различались, а потому считалось, что если описаны способы, каким
вещи существуют в сознании, то тем исчерпан вопрос о природе сознания: В XX
в. философы выделили вопрос о возможности сознания в самостоятельный.
Познать, описать, определить сознание очень трудно, поскольку оно не
существует как отдельный предмет или вещь. Нам все дано благодаря сознанию:
оно непременно присутствует в каждом нашем образе восприятия, оно мгновенно
приводит в связь, в соотнесение наши ощущения, восприятия, мысли, чувства,
причем без нашего на то согласия, а тем более контроля. Сознание нельзя
«вытащить» из этой содержательной связи, потому что вне ее оно не
существует. Поэтому-то вплоть до XX в. философия занималась лишь описанием
способа существования вещей в сознании, «растягивало» во времени и
пространстве акт сознания, выделяя такие его «шаги», как ощущение,
восприятие, представление и так далее. В нашем столетии философы дерзнули
задать вопрос: как и почему эти «шаги» мгновенно сворачиваются в образ,
благодаря которому возникает связь человека с миром и с самим собой.
Ответить же на вопрос, как возможно восприятие образа, значит объяснить
феномен сознания.
Каждая эпоха имела свои представления о том, что такое сознание. В
итоге то, что называлось сознанием в одной эпохе, могло не признаваться в
качестве такового в другой. Представления о сознании тесно связаны с
господствующими мировоззренческими установками, а потому античный
космоцентризм, средневековый теоцентризм и антропоцентризм Нового времени
формировали разное понимание сознания. В свою очередь от того, как
представляли себе сознание люди той или иной эпохи, зависел их образ мира,
их понимание нравственности, политики, искусства, ибо сознание всегда
«вплетено в язык реальной жизни» (К. Маркс).
2. Метафора сознания

Метафора (гр. metaphora – перенос) – это оборот речи, в котором слова
употребляются в их переносном значении. Почему же мы назвали параграф
«метафора сознания», а не «понятие сознания»? Дело в том, что как мы уже
говорили, сознание – предмет неуловимый, вещь нематериальная. Поэтому в
обыденном языке очень мало слов, изначально относящихся к действиям
сознания. Описывать сознание чрезвычайно трудно, так же как и помыслить о
нем. Его реальность прячется, ускользает. Философы античности, поняв, что
сознание есть всеобщая связь между объектом и субъектом, попытались
рассказать о ней людям, сравнив ее с другой формой связи, более понятной
им, встречающейся в их повседневной жизни: речь идет о вощенной дощечке, на
которой писец процарапывал специальным крючком (стилем) очертания букв.
Отпечатывание на воске букв, конечно же, не есть акт сознания, однако
процедура получения печати на воске была использована для описания феномена
сознания. Соответственно и слова «воск», «печать» были использованы не в
собственном смысле, а в переносном. Это и есть метафора. Метафору печати на
воске для описания сознания применяли Платон, Аристотель: как буквы
отпечатываются на дощечке воска, так объект отпечатывается на «дощечке
разума». Так было словесно оформлено представление о сознании. Античная
философия открыла только одну сторону сознания – направленность на объект,
потому и была использована соответствующая метафора. Другая особенность
сознания – умение человека сосредоточиваться внутри себя, направлять свое
внимание на внутренний мир – не была проработана философией. Причина
одностороннего видения проблемы сознания кроется в специфике реального
мировоззрения и мироощущения античного грека, внимание которого было
всецело направлено на окружающий мир. Античный человек живет Космосом и
вещами, он философствует о Космосе и о внешнем мире, вырабатывая
соответствующие идеи. Даже сам термин «идея» означал первоначально «видимую
фигуру», «внешний вид». Греки – прирожденные реалисты: они уверены, что
предмет зрения существует до того, как он увиден, и продолжает существовать
в таком же виде и после акта его восприятия; что разум существует как вещь,
а потому он остается разумом, даже если в этот момент и не мыслит. Разум и
объект существуют независимо друг от друга, а в момент их встречи объект
оставляет след на «поле» разума. След же отражает только внешность вещей. В
мировоззрении грека отведено очень мало места личности. Даже Платон, как
отмечал Ортега-и-Гассет, предпочитал говорить чаще «мы», чем «я».
У античного грека нет еще навыка сосредотачивать по преимуществу
внимание на самом себе и своем внутреннем мире, он еще не приучен к такого
рода работе. Он живет постоянно «вне себя», его «я» направлено к вещам: оно
проходит сквозь себя подобно лучу света, проникающему сквозь зеркало. «Я»
не задерживается в самом себе, не делает себя предметом своего пристального
внимания и рассмотрения.
С точки зрения биологии и антропологии, такой способ отношения
античного грека к миру вполне естественен, и более того, он воспроизводится
постоянно в онтогенезе (индивидуальное развитие растения или животного от
момента зарождения до окончания жизни) человека. Так, ребенок примерно до
трех лет говорит о себе в третьем лице, т. е. даже к себе относится как к
объекту, и все его внимание сосредоточено на внешнем для него мире. Такое
поведение биологически обусловлено инстинктом самосохранения.
Античный грек знает о душе, философы античности рассуждают о ней. Но
душа еще не воспринимается как начало интимности. Тема души – это тема
обнаружения скрытого движителя вещей и человека в том числе. Душа как
движитель приписывается не только человеку: она есть у животных, у
минералов и т. п. Знаток античности, выдающийся философ А.Ф. Лосев отметил,
что даже у позднеантичных римлян настроение и душевное состояние играли
весьма малозначительную роль в их религии. Веруя в богов, они не столько
предавались внутреннему вдохновению и чувству любви к богам, сколько
просто, без душевных порывов, выполняли форму культа, будучи уверены в том,
что если знать, какому богу и когда молиться, то бог окажет помощь. Он
просто обязан помочь тому, кто выполнил все правила молитвы.
Таким образом, античный космоцентризм породил и вполне
соответствующие ему философские представления о сознании.
3. Открытие внутреннего духовного мира

Возникновение потребности во внутреннем сосредоточении. В культуре
христианства произошло одно важное событие: обострение потребности человека
обращать внимание на собственные переживания. Она была вызвана
необходимостью общения с трансцендентным Богом. Возникла практика такого
общения – молитва. В ней человек должен погрузиться внутрь себя,
отключиться от потока жизни, от чувственных восприятий, освободиться от
диктата тела. Молится душа. Появляется и отличное от античности, понимание
ее. Душа теперь – это то, что истинно существует, когда остается без мира,
освобождается от него. Христианство открывает одиночество как сущность
души. Бл. Августин говорил: хочу знать Бога и душу, и ничего больше, ровным
счетом ничего. Открытое одиночество души было одиночеством особого рода – в
Боге и с Богом. Молитву всегда сопровождают душевные переживания. Вот они-
то и становятся предметом внимания средневековых философов, которые начали
искать формы и способы их выражения. Античная философская классика не
оставила и не создала таких форм.
Наряду с молитвой возникла практика исповеди, стимулировавшей умение
совершать самоанализ, нравственный самоотчет. В процедуре исповеди
способность к самооценке закреплялась институционально.
Пытаясь найти способы выражения религиозных переживаний, мыслители,
по сути, открыли новую грань проблемы сознания: сознание – это не только
знание о внешнем мире, но прежде всего знание о собственном духовном опыте,
его содержании. Античная метафора отпечатка на воске уже не могла быть
использована. Требовались иные способы описания сознания, другие метафоры.
Если в античности точка отсчета для изучения сознания находилась вне
внутреннего мира человека – такой точкой отсчета выступали внешние вещи, то
теперь сознание могло изучать себя только с помощью анализа собственного
содержания. Проблему сознания как самосознания четко сформулировал Бл.
Августин (начало V в. н. э.), на которого оказал большое влияние греческий
философ-платоник, основатель неоплатонизма – Плотин (III в. н. э.)
Плотин заложил основы серьезной проработки темы духовной сущности и
связанной с ней темы сознания. Обнаружив, что обладает духовным опытом, он
начинает переживать состояние своей иномирности, т. е. своей
нетождественности только своему телу. Плотин не только обнаружил духовный
опыт, но и попытался рассказать о его содержании людям. В духовном опыте он
выделяет три уровня. Первый – высший, где происходит отдохновение в
Божественном. Чтобы выйти на этот уровень, надо, учил Плотин, пробудиться
от своего тела, прийти к самому себе, стать недосягаемым для внешнего мира.
Именно так можно приобщиться к красоте, исполненной величия, испытать
блаженство слияния с Божественной простотой, прожить лучшие моменты своей
жизни. Но долго, а тем более вечно, находиться в этом состоянии человек не
может: он с необходимостью опускается на второй уровень – рефлексии и
рассуждения. Это уровень, на котором человека одолевает многообразие
чувств, мыслей, помыслов, связанных с жизнью «по стихиям мира сего». Третий
уровень – низший. Здесь господствуют инстинкты и страсти.
Место сознания в структуре духовного опыта. Вторичность сознания.
Какое отношение к проблеме сознания имеют выделенные Плотином уровни
духовного опыта? Самое непосредственное, ибо сознание в структуре духовного
опыта, по его мнению, есть как бы возмещение нашей недостаточности, нашей
несостоятельности, проявляющейся в том, что нам не дано пребывать постоянно
в состоянии Божественной простоты. Если бы мы могли это делать, то жизнь
духа стала бы нашей жизнью. Сознание – это какой-то центр между двумя
теневыми зонами: безмолвной, не осознающей себя жизнью нашего «я» в Боге, и
молчаливой, бессознательной жизнью нашего тела.
Человек имеет божественно-духовную сущность, и для того, чтобы стать
тем, что он есть, он должен ощутить, пережить жизнь своего «я» в Боге, т.
е. «побывать» на высшем уровне своего духовного опыта, прикоснуться
святости. Русский мыслитель Г. Федотов считал, что святость есть утонченная
форма творчества, направленная на самого человека. Аналогичные мысли
высказывал А. Эйнштейн: если выгнать из храмов менял, то останутся люди,
бескорыстно занятые духовной работой. С точки зрения Плотина, у всех людей
есть способность выйти на высший уровень самих себя, на уровень
Божественной мысли нашего «я», ибо до своего рождения мы были частицами
духовного мира, не отделенными от него. Пробудить в себе духовное существо
очень трудно, ибо занятые заботами о земных делах, о телесном, мы слабо
ощущаем в себе жизнь Духа, не всегда умеем отгородиться от всякого
постороннего шума, от телесных желаний, для того, чтобы душа наша могла
остаться наедине с Богом. Однако на высших уровнях духовного слияния,
духовной простоты, где нет ни чувств, ни эмоций, ни мыслей, «я» погружается
в состояние безмолвия: оно просто пребывает в высшем мире, безмолвно
переживая лучшие минуты жизни.
И здесь возникает парадокс: когда «я» находится в состоянии своего
единства с Божественным, оно не обладает собой, не выделяет себя, забывает
о себе, а потому не рефлексирует, не рассуждает, не самосознает свои
состояния. Но в тот миг, когда «я» делает предметом своего рассмотрения
свое пребывание в состоянии Божественной простоты, его там уже нет. Другими
словами, чтобы рассказать об этом состоянии, «я» должно выйти из него,
покинуть его, перейти на средний уровень рефлексии и рассуждения, где оно
уже знает себя, знает, что оно знает. На его долю остается теперь только
воспоминание о состоянии отдохновения в Божественном. Это воспоминание и
есть сознание. Оно не реальность, а отражение того, что случилось на высшем
уровне. Сознание есть не только воспоминание, но и попытка зафиксировать
его содержание в языке. То есть сознание – явленность духовного, явленность
того переживания, которое испытал человек, поднявшийся на уровень
Божественной простоты. Но языковые средства и метод рефлексии не в
состоянии полностью и адекватно передать состояние отдохновения в
Божественном. Отсюда рождается осознание человеком своей беспомощности.
Итак, по Плотину, сознание – не самое лучшее в духовном опыте. Оно
дано нам для того, чтобы мы помнили: в своей обычной жизни мы удалены от
Бога, однако можем совершить переход на уровень Божественного отдохновения
с целью очищения. Сознание есть своеобразная память о нашей земной
ничтожности и нашей возможности достигать Божественное, становиться образом
Божиим.
Следует заметить, что некоторые религиозные русские философы,
например Н. А. Бердяев; также считали, что сознание дано людям, чтобы они
испытали муки души, потерявшей единение с Богом, но в то же время оно
гарантирует возможность творческого восстановления утерянного единения с
Богом.
Каждый индивид в своей душе по-своему решает и переживает проблемы
единения с Богом, падения в мир повседневности и пороков, по-своему
«помогает» душе отгородиться от всякого постороннего «шума», телесных
желаний, для того, чтобы она смогла подняться на верхний уровень
Божественной простоты и услышать голос сверху, по-своему учиться видеть мир
иначе – «закрыв глаза». Сознание – это индивидуальный и уникальный акт
воспроизведения переживания духовной простоты. И в этом смысле оно –
странная способность человека, ибо направляет внимание человека не на
внешний мир, а на внутренние духовные переживания. Естественно жить в мире,
а отворачиваться от него – противоестественно. Античный грек не понял бы
плотиновскую трактовку сознания; как замечено выше, то, что называется
сознанием в одной эпохе, может не восприниматься таковым в другой.
Сформировалось понимание сознания как явления духа. Традиция
подобного толкования природы сознания многократно воспроизводилось и в
Новое время, к примеру в философии Гегеля, хотя философ понимал дух как
некий Абсолют, существующий объективно и надындивидуально.
Отметим еще один момент в плотиновском понимании сознания. Выделив
три уровня в духовном опыте человека, Плотин поместил сознание на втором,
между двумя другими – высшим и низшим, где сознания нет. Следовательно, это
сферы бессознательного. Высший уровень нашей жизни в Боге – это безмолвное,
нерефлексивное блаженство, где «я» не господствует, не осознает своей
автономности. Низший уровень – молчаливая бессознательная жизнь нашего
тела. Сознание находится между двумя сферами бессознательного. Но очень
важно понять, что сознание, по Плотину, есть отражение бессознательной
нашей жизни в Боге. Сознание – способность воспроизвести переживание
духовной простоты. Оно не связано с жизнью тела, не отражает этот низший
уровень бессознательного. Плотин не понял бы Фрейда, ибо согласно Плотину,
сознание не связано с теми процессами, которые протекают, например, в
области моей печени или сексуальных физиологических влечений. Я не могу
вспомнить, что происходило там со мною. Не могу потому, что там нет моего
«я» – по исходу. Я не могу вспомнить, что происходило там со мной, ибо «я»
не присутствовало в физиологических процессах. «Я», как то, в чем сознание
себя являет, причастно только Богу. Тема бессознательного, как первичного
содержания, которое проявляется в сознании, определяя его вторичность,
войдет впоследствии в арсенал методологических средств, с помощью которых
европейская философия будет решать проблемы, связанные с сознанием.
Сознание, как наказание человека за грех. Начиная с Плотина и Бл.
Августина, сознание рассматривается как нечто вторичное, а потому не самое
подлинное, не самое лучшее и высокое, что есть в человеческом духовном
опыте. Почему? Во-первых, благодаря сознанию, человек понимает, как он
наказан тем, что не может долго пребывать в состоянии Божественной
простоты. Сознание постоянно напоминает ему об этом состоянии, заставляя
страдать и мучиться. В сознании «я» живет раздвоенной жизнью: ему
приходится постоянно соотносить жизнь «по стихиям мира сего» и жизнь в
Боге.
Во-вторых, сознание есть отпадение человека от вечности. Акт сознания
уже знает время, ибо знает, что что-то было «до» сознания. Вечность –
высшая ценность, время – это бренность, тлен, смерть. Бытие во времени, а
значит, в сознании, менее подлинно, чем бытие в вечности. Сознание всегда
лишь догоняет уже случившееся, важное и не может его догнать. Оно по
времени отстает от решающих событий духовной жизни людей. Его, как отмечено
выше, нет в состоянии единства «я» с Богом: оно появляется позже, оно
всегда опаздывает. Какие-то главные решающие события происходят в мире
духовного опыта человека до того, как «включается» сознание. И если бы люди
не были греховны, они могли бы обойтись без сознания. Состояние сознания –
следствие греха человека. Память о том, что сознание отражает уже
случившееся, уже происшедшее без его ведома, должна смирить человеческую
гордыню, научить его не возносить свою способность быть сознательным.
В-третьих, строгое противопоставление настоящего, прошлого и будущего
– это сущность сознания. Только для того существует необратимость времени.
Отсюда трагизм и грусть сознания, ибо сопоставляя временной ряд, оно
понимает хрупкость и эфемерность момента настоящего, которое неумолимо
мгновенно становится прошлым.. Смерть присутствует в каждом мгновении
жизни, и сознание не дает человеку забыть об этом. Чем старше становится
человек, тем глубже и ярче он осознает трагизм временности. В-четвертых,
сознание не только открывает человеку трагизм его существования во времени,
но часто просто мешает человеку в его деятельности. Как заметили еще Плотин
и Августин, сознательность и интенсивность деятельности часто находятся в
обратно пропорциональной зависимости. Например, мысль раньше сознания и не
всегда нуждается в нем. Даже человеческий младенец мыслит, когда сознание
(т. е. отражение его мысли) у него еще нет. То же происходит и в состоянии
Божественной простоты. Здесь в безмолвной тишине энергия ума собрана в
своей полноте и целостности, ум не нуждается для своих действий в сознании.
Сознание – отблеск ума, отображение процессов мышления, и как всякое
отображение, оно уменьшает энергию ума, мешает своим отблеском ему.
В-пятых, сознание напоминает человеку, что он есть не только
природное, физическое и физиологическое существо, но и нечто иное –
духовное. Сравнивая в сознании состояния Божественного экстаза с состоянием
телесных потребностей и отправлений, человек начинает стыдиться своих
природно-телесных свойств и влечений. Притча об Адаме свидетельствует: пока
Адам жил в Духе, он не знал стыда. Только сорвав запретный плод; он узнал,
что он наг, и устыдился. И когда Бог позвал его, Адам ответил, что не может
подойти, ибо наг. Как известно, Бог спросил: кто сказал тебе, что ты наг?
Стыд – оповещение об отпадении человека от вечности и Бога, оповещение о
сознании. Сознание – это обреченность человека на выбор: духовность или
телесность? Данный выбор каждое новое поколение и каждый рожденный человек
делают заново, вновь и вновь. В таком выборе – тяжесть одного из
противоречий человеческой жизни, и сосредоточена эта тяжесть в сознании.
Связь сознания и страдания признавали в дальнейшем многие философы.
Так, Гегель приписывал сознанию способность выносить напряжение
противоречий жизни, а Э. В. Ильенков писал, что «вся боль мира существует,
особенно, только в сознании».
В заключение отметим, что хотя плотиновское понимание сознания во
многом определило христианское учение о сознании, представленное, например,
в

Новинки рефератов ::

Реферат: Рембрандт (Искусство и культура)


Реферат: Договор проката (Гражданское право и процесс)


Реферат: Воспитание младшего школьника на основании мифов о Геракле (Педагогика)


Реферат: Война 41-45 (История)


Реферат: Контрольная работа по психологии по теме: Моральные суждения школьников (Психология)


Реферат: Власть как фундаментальная проблема Политологии (Политология)


Реферат: Производство железа, чугуна и алюминия (Металлургия)


Реферат: Электроэнергетика России (География)


Реферат: Поршень (Технология)


Реферат: Розенбаум (Музыка)


Реферат: Нобелевские премии по медицине и физиологии (Биология)


Реферат: Семейная политика российского государства (Социология)


Реферат: Лекции по философии (Философия)


Реферат: Свечение сопровождающее биологические реакции (Биология)


Реферат: Гетьман Іван Мазепа - державний та політичний діяч України (История)


Реферат: Структура арбитражных судов (Арбитражный процесс)


Реферат: Конспект традиционного урока (Педагогика)


Реферат: Организационная культура (о корпоративной культуре, стратегиях коммуникативного взаимодействия, влияния психотипа руководителя на структуру и стиль управления организацией, культура персонала на примере Японии) (Социология)


Реферат: Звіт про проходження практики в ДПІ (Налоги)


Реферат: Преподавание алгебраического материала в начальной школе (Педагогика)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист