GeoSELECT.ru



Психология / Реферат: Виды толкования (Психология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Виды толкования (Психология)



Содержание

Введение
1. Понятие толкования норм права и его способы ……………………….5
1. Способы толкования права ……………………………………….6
2. Систематический способ толкования ……………………………6
3. Филологический способ ………………………………………….7
4. Историко-политический способ …………………………………7
5. Логический способ ………………………………………………..8
2. Виды толкования права …………………………………………………10
1. Официальное толкование ………………………………………..10
2. Основные признаки актов официального толкования …………11
3. Аутентическое толкование ………………………………………14
4. Акты казуального толкования …………………………………..14
5. Неофициальное толкование ……………………………………..15
3. Виды актов официального толкования и основания для их классификации
…………………………………………………………...17
4. Место и роль актов официального толкования в системе правовых
актов ………………………………………………………………………20
5. Необходимость актов толкования …………………………………...…23
Заключение …………………………………………………………………..26
Библиография ………………………………………………………………..27
Приложения



Введение


Значение теории толкования норм права велико для правоприменительной
деятельности. Она является всего лишь малой частью общей теории права, но
важность и значимость ее довольно ощутимо, особенно в демократическом
обществе, где толкование норм права имеет своей целью правильное применение
содержащихся в них предписаний к определенным случаям жизни. Правильное
применение норм невозможно без четкого представления о содержании
действующих правовых норм, поэтому систематизировать или издать новый акт
невозможно без знания подлинной воли законодателя.
В данной курсовой работе я попыталась рассмотреть основные вопросы по
толкованию права, это такие вопросы как понятие толкования, его виды и
способы. Особое внимание в своей работе я решила уделить вопросу
официального толкования, данный вопрос является важной частью в теории
толкования норм права. Для этой цели мной были прочитаны труды таких
авторов как А,С. Пиголкина, Н.Н. Вопленко. В работе рассмотрены такие
вопросы как вопросы понимания официального толкования; виды толкования
права, необходимость актов толкования, место и роль актов толкования в
системе правовых актов, классификация актов (по форме наименованию,
юридической силе, структурным элементом, времени действия, объему и
субъекту толкования).
Кратко рассмотрено аутентическое и казуальное толкование, что, по-
моему мнению является не менее важным звеном в рассмотрении официального
толкования в целом. Уделено внимание признакам актов официального
толкования. Рассмотрены вопросы зн6ачимости толкования для уяснения норм
права, правильной интерпретации законодательных актов, уяснения и
разъяснения их смысла, необходимости толкования для познавательной
деятельности юриста, для правильного осмысления им сущности толкования
права.
1. Понятие толкования норм права и его способы

Толкование правовых норм – это сложное явление интеллектуально-
волевого характера, направленное на познание и объяснение смысла права.
Существуют несколько точек зрения об общем понятии толкования права:
- толкование норм права означает уяснение смысла правовых норм;
- сущность толкования составляет разъяснение норм права;
- толкование – это уяснение и разъяснение норм права.
Первые два определения неполны и односторонни. По-моему третья точка
зрения, которой придерживается Н.Н. Вопленко, наиболее точно отражает
сущность определения толкования права.
Деятельность по толкованию норм права объектируется в виде
определенных актов.
В теории толкования норм права можно выделить две части:
правотолковательную технику, т.е. учение о способах толкования и учение об
актах толкования.
Термин «толкование» связан с понятием «познание». Толкование - есть
смысл, разумное содержание чего-нибудь.[1]
Первый элемент толкования – это уяснение, т.е. характеристика
гносеологической природы процесса толкования, его направленность на
познание и объяснение смысла правовых явлений. С точки зрения А.С.
Пиголкина толкование – уяснение – это внутренний мыслительный процесс, не
выходящий за рамки сознания самого интерпретатора.[2]
Таким образом толкование норм права является сложным явлением
интеллектуального характера. Правильное применение норм невозможно без
знания подлинной воли законодателя.

1. Способы толкования права

Различают несколько способов толкования, которые обеспечивают ясность
смысла толкуемых норм: грамматический, филологический, исторический,
телеологический, функциональный, языковой, логический, систематический.[3]
Разделяют термины способ и прием толкования. Способ – это технические
приемы и средства познания. Прием – это конкретное познавательное действие,
движение мысли: сравнение, аналогия, выведение одних знаний из других,
логическое преобразование и др., т.е. инструменты познания права. Способы
толкования определены основными сферами правовой деятельности, те сферами
бытия права: основные виды правовых предписаний; специфика языка права;
правовые отношения; правосознание. Поэтому основными способами толкования
права являются: систематический, филологический, историко-политический,
логический.


1.2. Систематический способ толкования права

Систематический способ это уяснение смысла правовой нормы путем
сравнения ее с другими нормами, выявление ее связей в общей системе
правового регулирования и конкретного места в нормативном акте, отрасли или
системе права. В ходе уяснения системо-образующие связи права:
субординации, координации, управления, происхождения и др. В результате
устраняются противоречия (коллизии) между нормами и актами. Существуют
несколько правил устранения противоречий:
- Если в противоречие вступают нормы права, изданные разными
органами, то руководствуются нормой права, установленной
вышестоящим органом.
- Если возникает противоречие между нормами, изданными одним органом,
то руководствуются нормой, установленной позже по времени издания.


1.3. Филологический способ

В словаре русского языка сказано, что филология культуру народа,
выраженную в языке и литературном творчестве. Сущность филологического
способа заключается в выяснении смысла правовых норм средствами
грамматического анализа текста закона (в жизни этот способ применяется
наиболее часто). Содержанием филологического способа является совокупность
мыслительных операций, позволяющих путем грамматического разбора письменной
речи законодателя устранить возможные противоречия смысла нормы. При этом
внимание обращается на роль союзов, предлогов, запятых, точек и т.д.
Примером может служить известная фраза: «Казнить, нельзя помиловать.
Казнить нельзя, помиловать». Неясность закона возникает из-за применения
специфических терминов и слов, которые могут употребляться в обычном и
исключительном значении, в основном и переносном смысле, в обширном и
узком значении, в обычном и техническом.


1.4. Историко-политический способ толкования

При этом способе учитываются исторические условия нормативного акта и
социально-политические цели, которые преследовал законодатель, так же
учитываются социально-экономические факторы. При толковании используются
другие дополнительные источники: партийные документы, материалы обсуждения
проектов нормативных актов, обычаи, научные комментарии юридической
практики. При этом интерпретатор переносится в исторические условия
появления правовой нормы. Примером может служить глава 34 УК РФ
«Преступления против мира и безопасности человечества». Содержание данной
главы УК РФ из прошлой истории России (участие во многих войнах, борьба за
мирное существование).


1.5. Логический способ

При логическом способе толкования используются средства формальной и
диалектической логики при познании правовых явлений. Объектом исследования
в логическом способе являются внутренние связи между частями нормативного
акта, логическая структура правовых предписаний. Особенности
законодательной техники отражаются на логической структуре правовых
предписаний, и поэтому при уяснении смысла закона необходимо будет
осуществить мыслительное преобразование текста нормативного акта. Например,
в УК РФ говориться, что убийство, то есть умышленное причинение смерти
другому человеку, - называется лишением свободы на срок от шести до
пятнадцати лет.[4] Ясно, что законодатель имел в виду наказание не самого
убийства, а лица, которое его совершает. Такие преобразования
осуществляются часто интуитивно, не задумываясь. Необходимость логического
преобразования объясняется внутренней логической структурой правовой нормы,
так как структурные элементы правовых норм (гипотеза, диспозиция, санкция)
могут подразумеваться (быть опущены) законодателем для лаконичности, либо
находиться в других статьях и нормах права.
Соблюдение, использование и применение права невозможно без познания
правовых велений. От этого зависит эффект внедрения в общественную жизнь.
Разъяснения права является объективизацией предшествующей мыслительной
работы. Объективизация осуществляется в виде акта разъяснения,
мотивировочной части правоприменительного акта или юридического совета.
Разъяснение норм права – есть изложение смысла государственной воли,
выраженной в нормативном акте, которое стало возможным в результате
деятельности по ее уяснению. Содержание разъяснения включает в себя приемы
и способы объяснения смысла и целей правовых норм.
Толкование права это опосредованное познание в форме понятий,
суждений, умозаключений. Нельзя уяснить смысл правовой нормы вне
деятельности по ее объяснению (раскрытие содержания). Также нельзя
представить разъяснение правовой нормы без процесса познания. Тогда можно
сделать вывод, что уяснение и разъяснение – это диалектически связанные
стороны толкования. Поэтому существуют различные приемы, способы,
интерпретации правовых норм. Существует несколько приемов и способов
уяснения права: реконструирование правовых норм, конкретизация,
доказательство, опровержение тезисов, иллюстрация.
Разъяснение и уяснение сливаются вместе в акте толкования. Уяснение
может не перейти в разъяснение, но разъяснение всегда перерастает в акт
толкования. Отсюда следует, что толкование – это выражающаяся в особом акте
интеллектуально-волевая деятельность по уяснению и разъяснению смысла норм
права в целях их наиболее правильной реабилитации.



2. Виды толкования права

В зависимости от субъектов различают два вида толкования права:
официальное и неофициальное толкование.


2.1. Официальное толкование

Официальное толкование – это разъяснение смысла и целей правовых
норм, осуществляемое компетентными органами и влекущее определенные
юридические последствия. Те существуют два признака официального
толкования: принадлежность его компетентным органам и юридические
следствия. Эти признаки производны от субъектов толкования. И. Сабо
рассматривает виды толкования с учетом трех обстоятельств: кто компетентен
осуществлять толкование, толкование каких органов является обязательным, и
для кого оно обязательно.[5]
Официальное толкование это разъяснение смысла нормы права, исходящее
от государственно-властного органа и имеет обязательный характер для всех
субъектов, относящихся к данной норме. Официальное толкование
характеризуется формой и особым порядком осуществления. Форма официального
толкования бывает письменной (различные документы) и устной. Устная форма
является относительно редкой. Она выражается в разъяснении прав и
обязанностей участникам процесса со стороны судьи либо во время приема
должностными лицами посетителей. Официальное толкование еще часто
называется легальным, те официальные разъяснения, имеющие общественный
характер и обязательные для всех органов и лиц, подпадающих под действие
нормам.
Официальное толкование правовых норм по признаку юридических
последствий подразделяется на: нормативное и казуальное.
Нормативное толкование характеризуется:
. Государственной обязательностью;
. Распространяется на широкий круг общественных отношений;
. Обладает возможностью неоднократного использования юридической
практики.
Нормативное толкование выражено в актах Президиумом Верховного Совета РФ,
Верховного Суда РФ. Разновидностью нормативного толкования является
аутентическое толкование. Это разъяснение норм права органам ранее ее
установившим. Акт аутентического толкования следует отличать от
нормотворческого акта. Он выступает как разъяснение позитивного права, и
иногда содержит элементы развития законодательства. Поэтому акты
аутентического толкования можно рассматривать, как толкование действующего
права и как нормотворчества. Но при этом следует учесть, что толкование
носит вспомогательный характер и находится в состоянии соподчинения с
нормативным актом.
Казуальное толкование – такое толкование, которое применительно к
конкретному случаю. Оно обязательно только для лиц в отношении которых оно
дается. Часто оно является мотивировочной частью правоприменительного акта
(судебных решений, приговоров). Казуальное толкование нельзя распространять
на другие аналогичные случаи.


2.2. Основные признаки актов официального толкования

Акты официального толкования можно выделить в группы разъяснений,
издаваемых различными компетентными органами. Из этого деления можно
определить степень обязательности, форму и порядок доведения до сведения
субъектов права. Поэтому акты толкования можно подразделить на:
. акты толкования органов государственной власти;
. акты толкования органов государственного управления;
. акты толкования органов суда, прокуратуры, МВД, арбитража;
. акты толкования общественных организаций.
Многоуровневый характер системы актов официального толкования
определяется иерархичностью и сложным составом органов, осуществляющих
разъяснение смысла правовых норм. Существуют следующие уровни актов:
. уровень руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда РФ;
. разъяснения судебных коллегий Верховного Суда РФ;
. разъяснения президиумов Верховных судов автономных республик, краевых,
областных, городских и районных судов;
При этом приоритет толкования осуществляется по юридической силе.
Проанализировав различные официальные разъяснения, видно, что они
представляют собой объективированное выражение уяснения и разъяснения
структурных элементов правовых норм. Содержанием акта толкования выступают
разъяснение, уточнение либо конкретизация обстоятельств, относящихся к
гипотезе, диспозиции либо санкции толкуемой нормы права.[6]
Целостность системы актов официального толкования основана на единстве
их юридического содержания, и подтверждается следующими признаками:
1. Акты официального толкования обладают государственной
обязательностью, т.к. это одна из форм юридической деятельности
компетентных органов. Эта обязательность подтверждается
конкретно-надзорными полномочиями вышестоящих органов.
Игнорирование официальных разъяснений в процессе реализации
правовых норм влечёт отмену правоприменительных актов.
2. Акты официального толкования имеют форму аналогичную другим
правовым актам. Они бывают в виде постановлений, указов президиума
Верховного Совета РФ и автономных республик, приказы,
распоряжения, письма, постановления, инструкции органов
отраслевого управления, акты надзора органов суда, прокуратуры и
др.
3. Иерархичность актов официального толкования. Для них
характерен признак соподчиненности. Во главе системы
Конституционные законы, законы и подзаконные акты, т.е. та же
последовательность, что и у нормативных актов. Поэтому во главе
мы имеем разъяснения конституционных законов и далее разъяснения
законов и подзаконных актов.
Общая черта актов официального толкования заключается в том, что они
не ставят задачу создания новых правовых норм. Их задача - логическое
развитие, уточнение и конкретизация действующего права в целях эффективной
реализации. Из сказанного становится ясным ответ на вопрос: Официальное
разъяснение - это самостоятельная правовая норма или составная часть
разъясняемых нормативных актов? Ответ: Это составная часть.
П.Е.Нетбайло и А.В.Мицкевич считают, что неотъемлемая часть не может
выходить за рамки толкуемого закона, дополняя его новыми правовыми
положениями.[7] Такое признание может привести к произвольным действиям в
процессе осуществления норм права. Автор считает, что разъяснения являются
частью толкуемых норм права, и их следует рассматривать, как акты
правотворчества. Но законодательство рассматривает толкование и
правотворчество как самостоятельные формы юридической деятельности.
Самостоятельность толкования имеет пределы, так как оно не может подменять
собой правовую норму. Акты - это источники права. Акты толкования не могут
применяться самостоятельно и действуют до срока действия толкуемых норм
права. Ещё одним отличием толкования от правотворчества является внутренняя
структура официального разъяснения (правила понимания и реализации права).
О вспомогательном характере актов толкования говорит отсутствие в
интерпретационных правилах внутренней логической структуры, аналогичной
структуре нормы права. Если же толкование содержит в себе принципиально
новые положения, имеющие нормативное значение, то акт толкования
рассматривают, как модификацию правовой нормы.
Из сказанного вытекает вывод с том, что акты официального толкования
представляют собой проникнутую внутренним единством иерархическую систему
вспомогательных правовых актов. Они служат важным средством правильной и
эффективной реализации права путем установленных организациционно-
вспомогательных правил понимания и применения действующего
законодательства.


2.3. Аутентическое толкование

Внутри группы актов официального толкования, имеющих нормативный
характер, следует выделить группу актов аутентического толкования
(аутентическое, те основанное на первоисточнике). Они издаются органами,
установившими разъясняемые нормы. Такие акты обладают повышенной степенью
обязательности. Их можно рассматривать как акты правотворчества, которым
придана обратная сила. Но в противоположность этому утверждению следует
отметить то обстоятельство, что толкуемая норма права и после этого акта
существует как основная, а разъяснение носит вспомогательный характер.


2.4. Акты казуального толкования

Акты казуального толкования это разъяснения смысла правовой нормы,
осуществляемые компетентными органами (судебными) применительно к
конкретным обстоятельствам, рассматриваемого дела. Они имеют обязательное
значение только для данного случая, те имеют разовое значение. Не
сделанные по принципиальным делам (особенно в условиях пробела в праве)
приобретают значение прецедента толкования. Прецедент толкования - это
выработанный правоприменительной практикой образец требуемого понимания и
применения правовых норм, сформулированный при рассмотрении конкретного
юридического дела и признанный в юридической практике (публикуется в
специальных юридических журналах).[8] Казуальное толкование используется в
правоприменительной деятельности, способствует правильности и законности
решения дела. Оно служит обстоятельством, обосновывающим справедливость
решения. Существует два вида казуального толкования:
. интеллектуально-волевой процесс познания реализуемой нормы;
. составная часть содержания правоприменительного акта (мотивировочная
часть приговора);
Внутреннее содержание казуальных актов - это индивидуализированные право
положения, элементы обоснования принимаемого решения. Поэтому можно
сказать, что это правообосновывающий правовой акт. Правообосновывающие
положения необходимы, так как существует высокая степень обобщённости,
абстрактности норм права, которое порождает конкретизацию, как способ
реализации права. Поэтому казуальные акты отличаются разовым,
конкретным значением.
Значением актов официального казуального характера состоит в том, что
они являются образцами наиболее правильного применения правовых норм.
Повторяясь, они создают устойчивые правила и служат прообразом будущих
нормативных предписаний.


2.5. Неофициальное толкование

Под неофициальным толкованием подразумевается разъяснение смысла
права, осуществляемое неуполномоченными на это органами и лицами.
Неофициальное толкование не имеет обязательного характера и не порождает
юридических последствий. Такое толкование даётся адвокатами, учёными,
отдельными гражданами. Не обладая юридической силой, этот вид-
толкования оказывает большое влияние на формирование общественного и
индивидуального правосознания, на поведение конкретных субъектов
(комментарии к кодексам учёных-юристов).
Неофициальное толкование является доктринальным, когда оно
осуществляется специалистами в области права, имеет научный характер
(статьи, монографии). Особенность заключается в их убедительности,
основанной на авторитете и научном подходе лица, дающего толкование.
Доктринальное толкование играет важную роль в единстве понимания
правовых норм.
Обыденное неофициальное толкование осуществляется при разъяснении
права гражданами, не являющимися специалистами в юриспруденции.



3. Виды актов официального толкования и основания для их классификации


Классификация актов толкования норм права представляет собой
распределения их по группам с учётом их юридических свойств. Классификация
проводится по различным основаниям: по форме, по наименованию, по
юридической силе, по времени действия, по структурным элементам
разъясняемых норм, по сфере действия, по объёму толкования, по субъектам
толкования.
Существует два вида актов толкования: акты-действия и акты-документы.
Под актом-действием понимается уяснение и разъяснение права. Акты-документы
- это источники, которые содержат результаты интеллектуально-волевой
деятельности по разъяснению и уяснению смысла правовых норм. Не всякое
письменное толкование является нормативным документом, это могут быть
письма, мемуары, научная литература на правовые темы.
Юридическим документом является такой акт толкования, который издан
уполномоченным на это органом и имеет значение для юридической практики.
Отсюда и происходит деление актов на разъяснения и юридические документы.
Существуют ещё .устные акты толкования. Это могут быть ответы на вопросы
граждан, даваемые на личных приёмах, проводимых представителями органов
власти. Их преимуществом является оперативность и свободная форма
изложения.
1. Классификация по наименованию.
Классифицируя акты официального толкования по наименованию, следует
выделить указы, постановления, распоряжения, инструкции, письма. Одни из
них закреплены в положениях, уставах и др. актах, определяющих компетенцию
органов, другие - нет, что создаёт трудности в систематизации правовых
актов.
2. Классификация по юридической силе.
По юридической силе на верху стоят высшие органы государственной власти,
ниже центральные органы государственного управления, затем идут органы
отраслевого управления суда, прокуратуры, МВД. Поэтому мы имеем
следующий ряд документов в порядке снижения юридической силы: разъяснения
конституционных законов, обыкновенных текущих законов, подзаконные
нормативные акты.
3. Классификация по времени действия.
Классифицируя акты официального толкования по времени действия можно
сказать, что большинство актов рассчитано на неопределённый срок, который
определяется периодом действия разъясняемой нормы, также существуют акты,
рассчитанные на определённый период действия. Есть акты, которые могут
изменяться в течении определённого времени, например, разъяснения
пленума Верховного Суда РФ.
4. Классификация по структурным элементам правовых норм.
По структурным элементам разъясняемых норм акты делятся на:
. акты толкования гипотезы нормы права;
. акты толкования диспозиции нормы права;
. акты толкования санкции нормы права;
комплексные акты толкования, в которых разъясняется смысл нескольких
структурных элементов;
5. Классификация по сфере действия.
По сфере действия акты толкования подразделяются на:
. разъяснения, действующие на территории всего государства
(разъяснения Верховного Суда);
. разъяснения, имеющие локальную сферу действия (аналогичный орган
субъекта федерации); сфера действия также зависит от компетенции
органа, уполномоченного на дачу разъяснения смысла;
. разъяснения ведомственного характера (тресты, управления), те
ведомственная подчинённость.
6. Толкование права в зависимости от объёма.
Толкование норм права преследует цель точно познать подлинный смысл,
вложенный законодателем. Существуют ситуации, когда смысл нормы права
следует уже или шире, чем это усматривается из текста закона. Поэтому
существует буквальное (распространённое), расширительное и
ограничительное (исключение) толкование норм права. Большинство правовых
норм толкуются буквально с целью предотвратить намеренное искажение
государственной воли. Поводом для отступления от буквального толкования
являются: просчёт законодателя, нечёткость формулировок, специфика языка
права.
Толкование является буквальным, когда понимание смысла толкуемой
нормы права совпадает с текстом источника права, т.е. на лицо совпадение
"духа" и "буквы" законодательства.
Толкование является расширительным, когда действительный смысл нормы права
выходит за рамки её текстуальной формы. Примером может служить статья 120
Конституции РФ, согласно которой "судьи независимы и подчиняются только
Конституции Российской Федерации и федеральному закону". По буквальному
содержанию этой статьи они не подчиняются подзаконным нормативно-правовым
актам. Но ее надо толковать шире: судьи подчиняются всей системе нормативно-
правовых актов, действующих в государстве.
Ограничительное толкование нормы права получается в результате
интерпретации, когда подлинный смысл нормы права следует понимать
ограниченно, уже чем это выражено в словесном тексте.
Расширительное и ограничительное толкования опасны нарушением
законности, поэтому законодатель в некоторых нормах права не допускает их
расширительного толкования. Например, ст.63 УК РФ устанавливает перечень
обстоятельств, отягчающих ответственность, не может быть истолкована
расширительно и наоборот ст. 61 УК РФ, устанавливающая обстоятельства,
смягчающие ответственность.[9]



4. место и роль актов официального толкования в системе правовых актов

Акты официального толкования издаются уполномоченными органами
государства. Схожесть интерпретационных актов с другими правовыми актами
заключается в том, что они:
. являются продуктом волевой сознательной деятельности, охраняемой
государством;
. имеют целевой характер;
. существуют в строго определённой правовой форме;
. служат юридической основой и гарантией осуществления законности.
В юридической практике правовые акты подразделяются на нормативные
(источники права) и индивидуальные. Нормативные правовые акты в свою
очередь делятся на основные и вспомогательные.
К основным относятся законы, указы, постановления, приказы и др., те
первоначальные нормы права.
Вспомогательные правовые акты имеют целью уточнение, изменение,
утверждение, и разъяснение смысла правовых норм. К ним относятся:
. Акты - поручения другим органам об издании правовых норм;
. акты, в которых излагаются нормы, установленные вышестоящими органами;
. акты, в которых сообщается о частичном или полном изменении отдельных
правовых актов;
. акты конкретизации и разъяснения того, как следует понимать и
применять ранее изданные правовые нормы;
. акты контроля и надзора, которые обеспечивают эффективную реализацию
права (те соблюдение норм права, исполнение норм права,
использование норм права и применение норм права).
Действие вспомогательных правовых актов постоянно, а субъект их применения
индивидуально не определён.
Индивидуальные правовые акты, основанные на персонификации и отношении
к конкретной ситуации, делятся на акты применения, соблюдения и
использования казуального толкования права.
П.Е.Нетбайло отмечает, что кроме нормативных и индивидуальных актов
толкования, есть ещё интерпретационные акты толкования. Они конкретных
правоотношений не вызывают, но и новых правовых норм в себе не
содержат.[10]
И.С.Самощенко считает, что интерпретационные акты не содержат новых
правовых положений, но сами заключённые в них разъяснения законов могут
быть как общими (нормативными), так и конкретными (индивидуальными), так
как разъяснения облекаются в ту же форму, что и другие акты.[11]
По мнению С.С.Алексеева по содержанию интерпретационные акты являются
особым видом правовых актов.[12] Акты толкования осуществляют функцию
контроля и надзора, а значение актов официального толкования в общественной
жизни обусловлено многогранностью выполняемых ими функций. Основная функция
заключается в том, что интерпретационный акт является разновидностью
вспомогательных правовых актов, обеспечивающих единство правового
регулирования, те единство процесса воздействия государства на общественные
отношения с помощью юридических норм (норм права).
Акты толкования подключаются к разным звеньям механизма правового
регулирования и выполняют функции обслуживания, влияя на эффективность
действующих правовых норм. Интерпретационные акты могут быть рассмотрены с
разных сторон:
. как одна из правовых форм осуществления государством своих функций;
. как средстве укрепления законности в деятельности правоприменительных
органов;
. как форма правовой пропаганды;
. как метод повышения эффективности правового регулирования.
Формулируясь в общедоступной форме акты официального толкования
способствуют выработке у граждан устойчивого правосознания, что служит
укреплению законности и правопорядка.



5. Необходимость актов толкования

Необходимость актов толкования заключается в общих условиях
необходимости толкования норм права и конкретными обстоятельствами,
вызывающими появление актов толкования.
К общим условиям относятся:
1. относительная самостоятельность права, что может оказывать
влияние на базис общества. Самостоятельность выражается в
конкретной форме. Относительность заключается в том, что право
может отставать от развития общественных отношений, или опережать
ход развития. В общественной практике противоречия между
юридическим и фактическим незначительные либо кажущиеся. Они могут
быть устранены средствами официального толкования компетентными
органами.
2. Наличие общественных противоречий, создающих трудности
реализации права. Они могут быть устранены с помощью актов
толкования (история практики регулирования брачно-семейных
отношений; судебная практика по трудовым делам). Например,
затруднённое применение норм КЗОТа без знания актов официального
толкования.
3. Общие условия обосновываются потребностями юридической практики.
Юридическая практика - это деятельность по внедрению права в
общественную жизнь. Содержанием юридической практики является
создание и реализация правовых норм, исходя из требования
единообразного понимания и применения законодательства.
Частные случаи необходимости актов толкования многочисленны:
. недостаточная чёткость выражения мысли законодателя;
. несовершенство правовых норм из-за несовершенства законодательной
техники;
. специфика юридической терминологии.
Проанализировав деятельность Президиума Верховного Совета
А.В.Мицкевич выделил следующие случаи возникновения необходимости актов
толкования:
. стыковка межведомственной практики применения одних правовых норм
(например, при рассмотрении трудовых споров);
. неясность смысла закона;
. возникновение конкуренции сопоставляемых законов.
Н.Н.Вопленко выделяет ещё несколько случаев возникновения
необходимости в издании актов толкования:
1. Неверный путь практики реализации некоторых правовых норм (те
исправление ошибок юридической практики). Здесь можно выделить:
. неприменение закона, подлежащего применению в данных обстоятельствах;
. применение закона, который не должен быть применён к указанным
общественным отношениям;
. неправильное истолкование смысла закона;
. противопоставление законности и целесообразности при реализации права;
. нарушение установленных процессуальным законом порядка реализации
правовых норм. Например, ст. 345 УПК РФ "...Приговор подлежит
отмене во всяком случае, если:
1)судом при наличии оснований, предусмотренных статьей 259 настоящего
Кодекса, уголовное дело не было прекращено;
2) приговор вынесен незаконным составом суда;
3) дело рассмотрено в отсутствие подсудимого в тех случаях, когда по
закону его присутствие обязательно;
4) дело рассмотрено без участия защитника в тех случаях, когда по
закону его участие обязательно;
5) нарушена тайна совещания судей при постановлении приговора;
6) приговор не подписан кем-либо из судей;
7) в деле отсутствует протокол судебного заседания"
ст. 308 ГПК РФ "...Решение подлежит отмене в случае:
1) если дело рассмотрено судом в незаконном составе;
2) если дело рассмотрено судом в отсутствие кого-либо из лиц,
участвующих в деле, не извещенных о времени и месте судебного
заседания;
3) если при рассмотрении дела были нарушены правила о языке, на
котором ведется судопроизводство;
4) если суд разрешил вопрос о правах и обязанностях лиц, не
привлеченных к участию в деле;
5) если при вынесении решения были нарушены правила о тайне
совещания судей;
6) если решение не подписано кем-либо из судей или если решение
подписано не теми судьями, которые указаны в решении;
7) если решение вынесено не теми судьями, которые входили в состав
суда, рассматривавшего дело;
8) если в деле отсутствует протокол судебного заседания"
2. Требования мотивированного разрешения юридических дел. Субъекты
правоприменительной деятельности, осуществляя применение правовых норм к
конкретным фактам, производят и толкование норм права (объективизация в
правоприменительном акте). Это проявляется в деятельности судебных
органов. Особую роль акты толкования норм права играют в деятельности
кассационных и надзорных инстанций (своей деятельностью они показывают
нижестоящим судам, как правильно применять правовые нормы).
Необходимость издания актов официального толкования обусловлена
совокупностью объективных и субъективных факторов. В юридической практике
это способствует осуществлению руководства процессами реализации права в
общественной жизни.


Заключение


Из сказанного в данной курсовой работе можно сделать вывод о том, что
теория толкования права, как совокупность научных знаний о технике
(способах), видах и юридических свойствах интерпретационных актов,
составляет сферу профессионально необходимой для юриста информации.
Полученные сведения толкования права являются базой для приобретения
навыков и умений, эти сведения составляют своеобразное искусство
профессионально, грамотно умело познавать, использовать действующее
законодательство для осуществления задач юридической деятельности.
Рассмотренные вопросы теории толкования права помогают в некоторой степени
понять и осмыслить всю значимость общей теории права. Являясь маленькой
частью этой теории, теория толкования права призвана служить для
систематизации и упорядочивания нормативно правовых актов.



Библиография
1. Общая теория права. Курс лекций /Под ред. Профессора В.К. Бабаева –
Н. Новгород, 1993г.
2. Общая теория права и государства /Под ред. В.В. Лазарева – М.:
Юрист, 1994г.
3. Вопленко Н.Н. Официальное толкование норм права. - М.: Юридическая
литература, 1976г.
4. Пиголкин А.С. Нормы Советского права и их толкования. – Л. 1962г.
5. Черданцев А.Ф. Вопросы толкования советского права. – Свердловск,
1979г.
6. Эбзеев Б.С. Толкование Конституции Конституционным судом РФ.
Государство и право №5, 1998.
7. В.В. Суслов Герменевтика и юридическое толкование. Государство и
право №6, 1997г.
8. Уголовное право России. Учебник /Под общей ред. Профессора Ревина
В.П. – М.: «Брандес», «Альянс», 1998г.
9. Законодательство России и Москвы №8, 1997 /ЗАО «Информационные
системы и технологии».
10. Теория права и государства. Курс лекций /Под ред. Манова Г.Н.,
1995г.
11. Общая теория права. Курс лекций /Под ред. Пиголкина А.С., 1995г.
12. Энциклопедия права: Учебное пособие. М., Хутыз М.Х., Серженко П.Н.,
1995г.
13. Теория государства и права. Вып. 1 /Под ред. А.Б. Венгерова. М.,
1993г.
14. Теория государства и права Матузов Н.И., Малько А.В. М., 1997г.
15. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. В 2 т. – М.:
Юрист, 1996г.


Приложение 1.

Понятие и виды толкования права
[pic]


Приложение 2.

[pic]



-----------------------
[1] Словарь русского языка М.: Гос. Издательство иностранных и национальных
словарей 1953г. с. 740.
[2] Пиголкин А.С. Нормы советского права и их толкование. - Л, 1962, с.11
[3] Черданцев А.Ф. Вопросы толкования советского права. – Свердловск,
1927г.
[4] УК РФ ст.105
[5] И. Сабо Социалистическое право. – М.: Прогресс, 1964, с. 261
[6] Нетбайло П.Е. Применение советских правовых норм. – М.: Госюриздат,
1960, с.488 – 493.
[7] П.Е. Недбайло Указанное сочинение, с. 355
[8] Общая теория права. Курс лекций. / Под общей редакцией проф. В.К.
Бабаева. – Н.Новгород, 1993г.
[9] ж-л Налоги и платежи №9, 1997г.
[10] П.Е. Недбайло Указанное сочинение, с.488
[11] Теоретические вопросы систематизации советского законодательства. /Под
редакцией С.Н. Братуся, И.С. Самощенко, с.82-83
[12] С.С. Алексеев Механизм правового регулирования в социалистическом
государстве, с. 130.





Реферат на тему: Виховання дитини як важливий етап розвитку особистості


Виховання дитини як важливий етап розвитку особистості


УДК


Дана робота розкриває поняття “особистості дитини”, показує її
складові частини, а також фактори, які обумовлюють її формування. Особлива
увага приділяється процесу та стилю виховання дитини – Особистості у
родині. Робота може бути цікавою для всіх, хто небайдуже ставиться до
майбутнього нашого суспільства, хто готується стати батьками.

Ключові слова: особистість, ланки структури самосвідомості, образ
тіла, зазіхання на визнання, статева ідентифікація, психологічний час,
соціальний простір, сім’я, виховання.


Зараз ми завзято сперечаємося про економічну ситуацію у світі, про
конституцію України, про глобальні проблеми людства. Складно уявити, що
минеться кілька років, і ми так само завзято будемо обговорювати переваги
та недоліки тих чи інших Памперсів. Як би це ні було сумно чи, навпаки,
радісно усвідомлювати, в першу чергу ми не майбутні економісти й менеджери,
а ми - майбутні батьки, що накладає на нас не тільки відповідальність за
наших дітей, а й створює певні зобов'язання перед суспільством.. Нещодавно
проведені дослідження показали, що зі 100 опитаних пар молодих батьків
тільки 17% дійсно готові ними бути. Але ж ми повинні не просто поповнити
нашу перенаселену земну кулю новими представниками людства, а й дати
суспільству повноцінну Особистість. Що ж це таке - Особистість дитини?? Як
виховати дитину, щоб вона була Особистістю? І як допомогти молодим батькам
у вихованні? Отже, у першій частині своєї роботи розкривається поняття
особистості дитини і її складові, а у другій ми упритул наблизимося
безпосередньо до питань виховання Особистості.

Особистість - це сукупність різних рис та вад характеру, що роблять
людину унікальною, несхожою на всіх інших. Вона містить у собі не тільки
духовні властивості, але й фізичні, розумові, емоційні і соціальні, а також
відбиває властивості, уроджені або обумовлені навколишнім середовищем:



Фізичний розвиток безпосередньо впливає на самооцінку і погляди
дитини. Фізичні здібності і вродлива зовнішність є запорукою успіху
підростаючої дитини в складному світі.
Розумовий розвиток відіграє головну роль у розвитку інтересів,
поглядів і інтелектуальних здібностей дитини.
Емоційний розвиток є також невід’ємною частиною, оскільки любов
батьків або її відсутність на довгий час залишає відбиток на особистості
дитини. Підростаюча дитина піддається також зовнішньому емоційному впливу.
Гнів, біль, смуток, радість, сум, сміх, лемент, шепіт тощо -усе це створює
навколишню атмосферу і визначає поведінку дитини.
Велике значення має й соціальний розвиток, і перш за все розвиток
здатності до спілкування, що є надзвичайно важливим н лише для дитини, а й
для дорослої людини.
І, нарешті, слід пам’ятати про те, що у дітей є певні духовні потреби
про які, на жаль, батьки дуже часто забувають або на які не звертають
уваги.

Наведена структура особистості є дости загальною. Розглянемо
структуру, яку запропонувала психолог Валерія Сергіївна Мухіна [3]. Вона
ставить акценти на окремих ланках самосвідомості. Мені більше імпонує такий
підхід, він є більш індивідуалізованим, оскільки самосвідомість людини
являє собою ціннісні орієнтації, які складають індивідуальне буття
особистості.
В.С. Мухіна виділяє 5 ланок структури самосвідомості:


Ланки самосвідомості дитини:



Перша ланка структури самосвідомості являє собою кристал особистості,
що включає ім'я , ідентифіковане з тілесною і духовною індивідуальністю.
Ім'я і його значення. У дошкільному віці дитина починає усвідомлювати,
що вона має індивідуальне ім'я. При нормальних стосунках у сім'ї він любить
своє ім'я, бо постійно чує ніжне звертання до себе. Йому подобаються всі
домашні варіанти його дитячого імені, він вже знає, як його будуть
називати, коли він стане дорослим. «Мене зараз кличуть Митя, коли був
маленьким кликали Мотя, а коли виросту, мене називатимуть Дмитро Борисович»
— із задоволенням пояснює п'ятирічний Митя метаморфози свого імені в часі
його життя. Завдяки імені і займеннику «Я» дитина навчається виділяти себе
як персону. Ім'я набуває особливого значення. Ім'я дає дитині можливість
представити себе як окрему, виняткову людину.
Дитина органічно, починаючи з раннього віку, ідентифікує своє ім'я із
собою тілесним. Формування образу тіла. За нормальних умов дитина постійно
вправляеться в різноманітних рухах і діях Численні вправи, якими дитина
займається разом із дорослим, являють собою не просто мускульну роботу
(скорочення і розслаблення), а й формують складні інтеграційні зв'язки між
мускульною роботою, зором, дотиком, тілесним почуттям рівноваги і
координації в просторі, а також загальним результатом усіх зусиль і
переживань. При цьому кожен рух має бути чітко збалансованим не тільки на
рівні пальців, кисті, усієї руки, усього тіла, а й на рівні результатів від
зробленої вправи.
Хочеться ще раз підкреслити визначальну роль дорослого, який емоційно
і фізично сприяє тілесному розвитку дитини. Близький для дитини дорослий
охороняє його від ймовірних травм, чим наповнює його впевненістю у безпеці.
Дорослий захоплюється успіхами дитини, чим підтримує і розвиває в ньому
почуття самоцінності. Дитина із задоволенням опановує тілесні вправи, що
лягають в основу його особистості.
Друга ланка структури самосвідомості — зазіхання на визнання — одна із
найзначніших людських потреб. Вона грунтується на прагненні дістати високу
оцінку своїх досягнень, що відповідають соціальним вимогам суспільства.
Зазіхання на визнання з боку дорослого. Проявляється в тому, що дитина
постійно слідкує за дорослим - скільки уваги приділили йому, а скільки -
його братику або взагалі - іншій дитині. Тому не можна говорити дитині: «Ти
не зможеш цього зробити»; «Ти не знаєш цього»; «У тебе не вийде»; «Не
заважай мені порожніми запитаннями» і т.п. У нього може скластися комплекс
неповноцінності, відчуття своєї неспроможності, що ускладнить спілкування з
іншими людьми.
Зазіхання на визнання може виявлятися й у прагненні «бути кращим, ніж
інші» Прагнення «бути кращим, ніж інші» створює мотиви успіху, є однією з
умов розвитку волі і формування рефлексії, тобто здатності усвідомлювати
свої переваги і недоліки, і , безумовно, відіграє не останню рооль у
формуванні особистості дитини.
Третя ланка структури самосвідомості несе в собі ціннісні орієнтації
на свою стать як на соціальну роль і фізичну і психічну сутність.
Статева ідентифікація — ототожнення себе з фізичною і психологічною
статтю чоловіка чи жінки і прагнення відповідати прийнятим у культурі,
насамперед — у родині, стереотипам чоловічої або жіночої поведінки.
У спеціальному експерименті дітям пропонувалася ситуація вільного
вибору двох наборів іграшок з чотирьох. Були запропоновані чотири таці з
наступними предметами: машинки, посуд, кубики, ляльки. Дитину просили
назвати всі іграшки. Потім пропонувалося взяти для гри дві таці з найбільш
цікавими для нього іграшками. Усі дії дитини фіксувалися. У результаті
з'ясувалося, що, починаючи з чотирьох років, у хлопчиків і дівчинок
з'являється диференціація у виборі іграшок. Як виявилося, машики й кубики
вибирали для гри переважно хлопчики, а ляльок і посуд — дівчинки.
Позиція дитини як представника своєї статі визначає специфіку розвитку
самосвідомості. Усвідомлення своєї статевої приналежності має найважливіше
значення для розвитку особистості: почуття тотожності зі своєю статтю,
прагнення підтримати «престиж» своєї статі в рамках соціальних очікувань
визначають основні позитивні досягнення в розвитку особистості. Тому так
важливо, щоб хлопчик мав чоловічий зразок для наслідування і
солідаризувався з ним («Ми — чоловіки!»), щоб дівчинка
ідентифікувала себе з мамою.
Четверта ланка структури самосвідомості несе в собі ціннісні
орієнтації на індивідуальний життєвий шлях людини. У цьому випадку мова йде
про психологічний час особистості.
Психологічний час особистості — індивідуальне переживання своєї
фізичної і духовної зміни протягом часу, представленим у самосвідомості
особистим минулим, сьогоденням і майбутнім. У дитячому віці дитина тільки
лише відкриває для себе існування свого індивідуального минулого,
сьогодення і майбутнього. Він з цікавістю слухає історії про себе того
часу, «коли я був маленьким»; він тішиться розповідями про те, що він
«витворяв», коли був малям, яким він був веселим і безстрашним. Якщо «його
історія» розповідається дорослим зацікавлено і з любов'ю, дитина готова
слухати це багато разів з великим ентузіазмом. З таким же задоволенням
дитина дошкільного віку говорить про своє майбутнє. «Коли я виросту...» —
дуже важлива позиція дитини в тимчасовій перспективі його життя. Образи
пам'яті й уяви сприяють утворенню феномена психологічного часу.
П'ята ланка структури самосвідомості несе в собі ціннісні орієнтації
на соціальний простір, представлений у суспільній свідомості правами й
обов'язками.
Соціальний простір — умови розвитку і буття людини, що визначаються
значеннями і змістом прав і обов'язків людини.
Опановуючи обов'язки і права, накопичуючи певні знання про них,
дитина ще довго не усвідомлює їхнього значення для 'себе як людини, що
належить до певної культури. Практично права й обов'язки для дитини
дошкільного віку психологічно відчужені від його особистості, існують поза
ним, при цьому обов'язки виступають у його свідомості як акт насильства, а
права розчинені десь у соціальному просторі й існують як деяка абстракция.
Наш вітчизняний менталітет до того ж такий, що для .багатьох дітей у
дошкільному віці проблема прав дитини не виникає в жодному виді; про це з
дитиною досі не прийнято розмовляти.

Сформувати гармонічну особистість не просто.
Особистість формується в процесі активної взаємодії з навколишнім
світом, опановуючи соціальний досвід, суспільні цінності. На основі
відображення людиною об'єктивних відносин відбувається формування
внутрішніх позицій особистості, індивідуальних особливостей психічного
складу, складається характер, інтелект, його ставлення до навколишніх і до
самого себе. Ніхто не народжується на світ з готовим характером,
інтересами, волею тощо. Усі ці властивості виробляються і формуються
поступово, у ході всього життя, з моменту народження і до зрілості.
Першим навколишнім світом дитини, початковою одиницею суспільства є
родина, де і закладаються основи особистості. Що таке родина? Багато
авторів популярних публікацій міркують про неї так, немов би це визначення
зрозуміле усім, як поняття «хліб», «вода». А ось учені-фахівці вкладають у
нього різний зміст. Так, видний демограф Б.Ц.Урланис дав їй таке
визначення: це - мала соціальна група, об'єднана житлом, загальним бюджетом
і родинними зв'язками. Таке формулювання прийняте й у багатьох західних
демографів, насамперед - в американців. А угорці за основу беруть
«наявність сімейного ядра», тобто беруть тільки родинні зв'язки, відкидаючи
територіально-економічну спільність. Професор П.П.Маслов вважає, що трьох
показників недостатньо для того, щоб визнати визначення, надане Урланисом,
повним. Тому що при наявності всіх трьох «складових» сім'ї може і не бути
зовсім, якщо між її членами немає взаєморозуміння, взаємодопомоги, що і
необхідно ввести у визначення сім'ї.
Дитина бачить родину в якості оточуючих її близьких людей: тата й
мами, бабусі й дідуся, братів і сестер.
У родинах усіх станів традиційно виявлялася велика турбота про
виховання дітей. У народі воно найчастіше будувалося за принципом «роби, як
я», тобто в основу сімейного виховання був покладений авторитет батьків,
їхні справи і вчинки, сімейні традиції. Як зразок у першу чергу виступав
батько, голова. Його приклад, як правило, був зразком для наслідування
хлопчиків, дівчинки найчастіше училися в матері.
Створення духовної основи особистості і є мета, зміст сімейного
виховання. Цій же темі присвячено багато наукових праць, статей тощо. І
С.Г. Вешловський [2], і А.А. Бодолів[4] виділяють два протилежних способи
виховання дитячого «Я». Всі інші - у проміжку між цими крайностями. Щось
ближче до одного полюса, щось - до іншого.

Перший спосіб — спрощення життя для дитини. Варіантів багато, ідея
одна. Єдиним і найголовнішим критерієм всіх оцінок і самооцінок є
корисність, практичність. У важких життєвих ситуаціях переваги надаються
раціональному, а не емоційному вирішенню проблеми. Такими ж прагматиками
виростають і діти. Вони процвітають на цій землі, вони конформісти, хоча і
завжди готові змінити соціальне середовище, керуючись вигодою. Потенційні
кар'єристи.
Другий шлях - родина, орієнтована на ускладнення особистості. Часом це
непрактичні, з погляду попереднього типу, люди. Вони не на те витрачають
гроші, купують книги не за кольороом корінців. Вони пильно вдивляються в
складний світ і показують його дітям, живуть складним життям, мучаються не
завжди зрозумілими проблемами.
Сім'ї першого типу ставлять своїх дітей у центр життя і буквально
моляться на них. Будь-які бажання дитини, примхи і забаганки
задовольняються, ні в чому немає відмови. Такий тип виховання властивий
західним батькам. У родинах другого типу дітям дозволяється менше,
запитують же з них більше. І проте саме в цих родинах діти поставлені в
справді центральне положення. Основою цих родин є виховання особистості,
виховання «Я».

Але, який би з типів ви не обрали слід пам'ятати: мета і мотив
виховання дитини - це щасливе, повноцінне, творче, корисне для людей життя
цієї дитини. На творення такого життя і повинне бути спрямоване сімейне
виховання.


Література:
1. Кулик Л.А., Берестов Н.И. Семейное воспитание, - М.:
Просвящение, 1990.

Личность, семья, школа /Под редакцией ВешловскогоС.Г., - С-Пб., 1996.

2. Мухина В.С. Феноменология развития и бытия личности. – М.: МПСИ,
Воронеж: НПО «МОДЭК», 1999.
3. Популярная психология для родителей /Под ред. Бодалева А.А. – М.:
Педагогика 1988.
4. http://www.kindereducation.com/


-----------------------
Особистість

Фізичній розвиток


Духовний розвиток

Соціальний розвиток

Емоційний розвиток

Розумовий розвиток






Новинки рефератов ::

Реферат: Расчет распределения примесей в кремнии при кристаллизационной очистке и диффузионном легировании (Химия)


Реферат: Бухгалтерский и налоговый учет (Бухгалтерский учет)


Реферат: Розробка та виконання програм на мові Pascal (Программирование)


Реферат: Особенности работы над предлогами и приставками в начальной школе (Педагогика)


Реферат: Государство в политической системе общества (Политология)


Реферат: Интелегенция и революция (История)


Реферат: Ранние цивилизации (Культурология)


Реферат: Проблемы антропогенного воздействия на биосферу (Биология)


Реферат: Роль различных веществ в питании человека (Химия)


Реферат: Сущность финансов и их функции (Финансы)


Реферат: Основные задачи, принципы и направления внешней политики Республики Казахстан (Политология)


Реферат: Сборка и монтаж отдельных узлов ЭВМ (Компьютеры)


Реферат: ГУЛАГ (История)


Реферат: Итоги Крымской войны 1853-56 годов (История)


Реферат: Сущность и функции религии (Религия)


Реферат: Социально-правовая поддержка женщин в России (Социология)


Реферат: Понятие и особенности аграрных правоотношений (Контрольная) (Право)


Реферат: Значение научно-технической революции ХХ века (История)


Реферат: Дворянство (История)


Реферат: Формирование орфографических навыков в 4 классе (правописание слов с непроверяемыми гласными в корне) (Педагогика)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист