GeoSELECT.ru



Психология / Реферат: Индивидуум (человек), общество и бизнес (Психология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Индивидуум (человек), общество и бизнес (Психология)



Реферат на тему
Индивидуум (человек), общество и бизнес.

студентки группы ФМ-2-97
Ревской Марии



Москва, 1997


Содержание

1. Общее и различное в понятиях
......................................................
2. Что такое бизнес
............................................................................
..
3. Бизнес с точки зрения лидера
........................................................
4. Бизнес с точки зрения исполнителя
...............................................
5. Бизнес и конкуренция
.....................................................................
6. Бизнес с точки зрения неудачника
.................................................
7. Общество и бизнес
...........................................................................

8. Бизнес как сфера жизнедеятельности человека ............................

9. Подведение итогов
..........................................................................



Индивидуум (человек), общество и бизнес.


Общее и различное в понятиях

Для начала разграничим тезисно понятия, которыми мы собираемся
оперировать, не подвергая в дальнейшем их смысловое значение пересмотру
либо сомнению в их целесообразности, т.е. аксиоматически.

Соотношение понятий, вынесенных в название работы, с какой стороны не
рассматривали бы мы его, уже существует, существует уже длительное время и
подчиняется общим законам, которые работают и будут работать независимо от
того, как мы к ним относимся, принимаем ли мы их лично для себя и как мы их
классифицируем. Есть некие объективные соотношения сторон (понятий),
которые, оставаясь достаточно устойчивыми в-общем, имеют тенденцию к
развитию и, следовательно, некоторому изменению части составляющих их
определений в условиях общего развития общества в целом.

Соответственно, требуется наметить общие схемы соотношения понятий,
на которые в дальнейшем мы будем опираться в предлагаемом в данной работе
анализе каждого из составляющих /человек-индивидуум-общество-бизнес/ и их
общего взаимодействия.

Таким образом, можно определить следующее:

- Каждый человек является представителем общества, в котором он
существует. В дальнейшем в ходе рассуждений мы будем рассматривать
человека как человека внутри общества. (Варианты бобылей-сектантов из
тайги не рассматриваются как нетипичные и являющиеся теми исключениями из
правил, которые только дополняют сами правила).

- Каждый человек, являясь лишь безликим составляющим общества (как
социальной категории), или - в другом случае - представителем общества как
какой-либо из определенных групп людей (из которых в свою очередь, и
складывается общество как социальная категория в целом), является также
индивидуумом - как в своем самосознании, так и в законах, принятых
обществом, и закрепленных как юридически в жизнедеятельности общества, так
и индивидуально - в сознании его представителей. (За основу берется
общество, принятое как цивилизованное по социальным меркам).

Таким образом, говоря об усредненном представителе общества вообще,
мы будем оперировать термином “человек’’, а говоря об отдельной личности,
совершающей какие-либо действия в сфере бизнеса, мы будем пользоваться
термином ’’индивидуум”.

Каждый человек задействован в сфере бизнеса, независимо от его
понимания этого, и каждый человек зависим от действий в сфере бизнеса
других людей, независимо от понимания или непонимания им данной
зависимости.

Участие индивидуума в сфере бизнеса может быть как прямым, так и
опосредованным; соответственно, и зависимость его от действий других
индивидуумов в данной сфере также может быть как прямой, так и косвенной.

Чем более человек зависим от общества, в котором он существует, тем
более его личная зависимость от развития сферы бизнеса в данном обществе.
При этом его собственное участие в бизнесе может быть минимальным
(опосредованным).

Как следствие, каждый индивидуум, существуя в обществе, признает он это или
нет, подчиняется экономическим законам, нормам отношений, которые приняты в
данном обществе.

Даже нарушая существующие в обществе экономические законы, индивидуум
действует исходя из уже существующих экономических отношений в данном
обществе, принимая их - сознательно или бессознательно - как основу - или
антиоснову- для своих действий в сфере экономики (бизнеса), и,
соответственно, в жизнедеятельности всего общества.

Любое общество существует постольку, поскольку в нем существуют какие-либо
определенные либо находящиеся в процессе развития экономические отношения.

Экономические отношения, существующие в обществе, действуют на всех членов
общества, желают они того, как индивидуумы, или не желают.

Бизнес - действия индивидуума, направленные на получение им прибыли.

Бизнес в обществе - соотношение взаимных действий отдельных индивидуумов,
ограниченных законами, существующими в обществе.

Участие в бизнесе отдельного индивидуума требует согласия общества -
понимает это сам индивидуум либо не понимает.

Согласие общества может быть дано как законодательно - утвердительно
либо ограничительно, но - “по умолчанию”, - т.е. в соответствии с тем, что
закреплено обществом ранее, так и (в плане становления нового направления
в бизнесе) социальным путем, в соответствии с общественной моралью и
сложившимися к этому времени отношениями между индивидуумами как
выражателями мнения какой-либо части общества (одобрения - неодобрения
действий данного индивидуума в его бизнесе).

Бизнес различных индивидуумов в сфере их интересов может быть абсолютно
полярен, а его результаты могут одинаково не приниматься различными
группами (частями) общества, но объективно любое направление бизнеса всегда
соответствует не только выражению воли индивидуума, начавшего данный
бизнес, но также - в социально-экономическом плане - выражает волю части
общества, представлем которой в данный момент является индивидуум,
независимо от того, понимает ли сам индивидуум и то, и другое.

При этом направление, принятое им в бизнесе, в конечном счете может
оказаться тупиковым либо ошибочным, но и в этом случае оно будет
соответствовать выражению воли части общества в то время, в которое
реализуется его, как индивидуума, деятельность в бизнесе.

Общество, как социальная категория, является и истоком, и целью действий в
нем отдельных его представителей (индивидуумов).

С одной стороны, индивидуум с момента рождения, то есть с момента
существования его самого в обществе, попадает под влияние существующих в
этом обществе экономических и юридических законов и правил, исходящих из
морали, принятой обществом.

С другой стороны, как только он начинает какие-либо сознательные
(либо не до конца им осознанные) действия в сфере экономики, он уже сам
дополняет ими существующие в обществе экономические отношения, внося свою
деятельность в общий процесс развития, и, таким образом, сосуществует
внутри общества и внутри бизнеса вместе со всеми остальными.

При этом, исходя из тезиса получения прибыли для себя - по
определению бизнеса - он, тем не менее, подсознательно исходит и из
возможности принятия совершаемых им действий самим обществом, без чего его
бизнес в конечном счете станет невозможен. Причем принятие его действий
обществом должно быть таким, при котором его бизнес получил бы дальнейшее
развитие в рамках жизнедеятельности данного общества в настоящее время.

Таким образом, конечной целью любого бизнеса является то общество, в
котором существует индивидуум, и от того, насколько действия индивидуума в
сфере бизнеса будут соответствовать запросам общества, его потребностям в
данной деятельности в данное время этого индивидуума, зависит само развитие
бизнеса этого индивидуума.

В свою очередь, если сфера деятельности индивидуума была выбрана
удачно, и его бизнес расширился до охвата всего общества в целом - это,
возможно, изменит само общество и соответственно изменит существующие и
действующие в данный момент времени в обществе экономические законы и
отношения, что, опять же, даст новый толчок развитию бизнеса в целом, как
совокупности действий отдельных индивидуумов в данном обществе в данное
время.

Таким образом, сами понятия “индивидуум” - ”общество” - ”бизнес”
оказываются экономически и социально взаимосвязанными таким образом и в
такой степени, что существование каждого из этих понятий и рассмотрение их
в отдельности, без привязки к двум другим, и их взаимоотношений во
взаимодействии, объективно является некорректным.


Что такое бизнес?

Классическое определение бизнеса формулируется как
“предпринимательская деятельность, направленная на получение прибыли”. В
этой работе мы будем рассматривать бизнес как некий процесс взаимодействия
отдельных людей и внешних факторов, связанных с их деятельностью. Таким
образом, участниками бизнеса являются не только отдельные индивидуумы -
непосредственные сотрудники той или иной фирмы, но и государство как
законодательная и исполнительная власть, “рынок” как совокупность
конкурирующих фирм, и, наконец, общество в целом как конечный потребитель
продукции.

Соответственно, оценка проявлений бизнеса будет рассматриваться
именно в контексте влияния самого процесса на каждого из его участников.



Бизнес с точки зрения лидера

Роли лидера в бизнесе принято уделять большое внимание. Идеальна та
ситуация, когда лидер и руководитель соединяются в одном человеке. Когда
руководитель практикующий одновременно является идеологом процесса. И
наоборот, когда человек, выдвигающий идею, способен организовать ее
практическую реализацию, когда он готов к тому, какие последствия повлечет
эта реализация.

Таким образом, на первый взгляд можно выделить несколько факторов
воздействия, которые может оказывать лидер на процесс бизнеса, а именно:

. идеологический;
. административный;
. стимулирующий;
. корректирующий;
. фактор ответственности.

Поговорим об этом подробнее.

Идеологическая роль лидера в процессе достижения конечного результата
является, пожалуй, наиболее яркой и однозначной. Действительно, всегда
должен найтись один человек, который бы четко и точно сформулировал цели и
задачи совместной деятельности. Причем, здесь нужно говорить о целях и
задачах в общественном смысле.

Такая оговорка существенна - мы не рассматриваем мотивы и цели какого-
либо конкретного человека, принявшего на себя роль лидера. Мы не отвечаем
на вопросы “Что движет этим человеком?”, “Зачем этому человеку власть?”,
“Мог бы такой человек быть на другом месте, играть другую роль?”, “Имеет ли
право (с этической точки зрения) такой человек занимать эту роль?” и т.д.

Эти вопросы - удел психологии, и они более индивидуа-лизированы, чем
рассматриваемое нами направление деятельности индивидуума как представителя
общества, а не индивидуума - отдельно взятого конкретного человека.

Когда мы говорим о целях и задачах бизнеса в общественном смысле,
имеется в виду следующий спектр вопросов:

. Что мы можем сделать нового?
. Что мы можем сделать лучше других?
. Кому нужно то, что мы собираемся делать?
. Сможем ли мы получить прибыль?
. Как мы будем это делать?
. Что для этого нужно?

Причем, последние вопросы уже более конкретизированы и зачастую ответы на
них содержат технические характеристики, детальный анализ.

Таким образом, присутствует необходимость формализовать общественную
потребность и общественную оправданность того или иного вида деятельности.
И лидер - это тот индивидуум, который разрабатывает общую концепцию,
методологию такой деятельности, это тот человек, который принимает на себя
право и ответственность провозглашать от имени общества его, общества,
потребности применительно к своему виду бизнеса.

Есть специальная наука, которая рассматривает вопросы выдвижения
общественно-активного элемента, способного возглавить общественно-
политическое движение. Это наука политология.

На примере рассмотрения индивидуума как лидера можно наглядно
проследить взаимосвязь и преемственность наук. Действительно, формированием
лидера интересуется и политология в общественно-политическом смысле, и
психология в аспектах становления и развития личности, этика и эстетика
изучают роль лидерства в свете общественной морали. Философия объединяет
все эти науки, которые в общественном смысле каждая по-своему применима к
анализу вопросов, связанных с бизнесом.

Бизнес на современном этапе - это, на мой взгляд, определенного рода
философское учение и, в соответствии с этим, программа действий каждого
отдельного индивидуума. Получение прибыли нередко становится самоцелью
многих и многих людей, которых, вследствие этого, объединяет очень много
характерных черт, мнений, стереотипов поведения. Соответственно, когда
объективно существует некая общность людей, у которых в их морально-
этическом кодексе присутствует некие единые ценности, которыми они
руководствуются и в своей жизни, и в общении с другими индивидуумами, при
принятии решений, то мы можем говорить о философии.

Любой процесс можно рассматривать с двух точек зрения. Во-первых, как
индивидуум влияет на этот процесс. Во-вторых, как этот процесс влияет на
самого индивидуума.

В рассматриваемом нами аспекте индивидуум, принявший на себя роль
лидера, оказывает влияние на общество, предлагая ему результат своей
деятельности в виде товаров и услуг. Но и общество влияет на этого человека
и его деятельность. С одной стороны, как уже отмечалось выше, лидер
принимает на себя функцию высказывания общественного мнения, формулировки
общественной потребности. С другой стороны, общество постоянно изменяется
как живой организм (в том числе и под влиянием результатов бизнеса) и,
следовательно, изменяются и его запросы, а значит, предпосылки для создания
и условий существования бизнеса.

Роль лидера более заметна потому, что в силу самой этой роли, влияние
лидера на общество более существенно, нежели любого иного участника
исследуемого процесса. Можно много говорить о лидере как руководителе,
администраторе, организующей структуре. Но в этой части исследования
наиболее интересно именно глобальное взаимодействие.

Действительно, один человек, как индивидуум, движимый своими личными
целями - такими как удовлетворение амбиций, самовыражение, безусловно
получение прибыли, - может ли он при этом воздействовать на обществом в
целом? И если да, то как?

Допустим, активный человек находит некую область, некую новую идею,
сулящую ему деловой успех в случае ее реализации. Влияние такого
индивидуума на общество заключается в том, что он заполняет своим
интеллектуальным потенциалом эту свободную до сих пор нишу. Таким образом,
общество вынуждено пользоваться результатами деятельности такого человека,
причем от того, как был получен конечный результат, каким он был получен,
зависит реакция общества и, следовательно, дальнейшее воплощение идеи
лидера-индивидуума.

Теперь рассмотрим лидера как администратора. Простейший пример
административно-хозяйственной деятельности - от того, какой предстанет
перед публикой произведенные виды продукции или услуг, зависит, как и кем
они будет востребованы. Следовательно, воплощение поставленной задачи не
менее важно. Пример с упаковкой - классический из любого учебника по
экономике.

Причем, здесь важны те только изучение и анализ общественной
потребности, но и прогнозирование окончательной реализации конечного
продукта - вплоть до зарисовки конкретного человека, востребующего этот
продукт, включая определение его принадлежности к той или иной социальной
группе.
Именно такая конкретизация иллюстрирует высказанный ранее тезис о
том, что конечной целью любого бизнеса общество - если не все общество в
целом, то некоторая его часть. И именно это общество как потребитель
результатов бизнеса одновременно является стимулом развития этого бизнеса.

Взаимодействие производителя продукции и ее потребителя идет
вкруговую. Действие первой цепочки мы уже рассмотрели. Утверждалось, что
создание какого-либо нового бизнеса влияет на общество. Последнее
изменяется и, следовательно, изменяются предпосылки для становления и
развития уже именно этого бизнеса. Многие страницы исследований по
экономики посвящены проблеме выживания в постоянно меняющихся условиях
внешнего рынка, общественной среды. И они утверждают, что для того чтобы
выжить в таких условиях, бизнес сам обязан меняться, угадывая при этом
тенденции внешних изменений.

Этот элемент угадывания требует большого знания, чутья. Кто возьмет
на себя ответственность корректировать текущую деятельность, предвосхищая
события, делая полшага вперед. Любая большая фирма, пытающаяся выжить,
имеет специализированный отдел, который занимается развитием, предлагая
новые идеи, направления деятельности, методы и подходы. Большая фирма может
позволить себе консолидировать много умных голов для решения одного
вопроса. Но в любом случае, принятие окончательного решения в утверждении
таких новых разработок, лежит на одном индивидууме - лидере.

При принятии индивидуумом собственных и утверждении чужих решений,
при наличии всегда собственного мнения, настойчивости в его реализации и
воплощении, смелости возможного изменения первоначальных планов,
непременно нужно заметить, что вероятность ошибки при этом столь же высока,
как и вероятность удачи. Следовательно, в случае неверного расчета,
человек, осуществивший этот расчет, должен иметь мужество признать
собственные ошибки. Более того, он должен быть готов нести ответственность
за эти ошибки и последствия, которые они повлекли для его бизнеса и для
всего общества в целом.

Именно тот инициатор, который еще до начала осуществления задуманного
проекта, готов отвечать за его последствия в равной степени с ожидаемой
выгодой, - более всего близок к удаче. Здесь можно говорить о
ответственности как финансовой, так и юридической, и моральной в случае
публичного осуждения, неприятия обществом плодов деятельности.

Здесь можно привести множество разнообразных примеров. Например,
издатель порнографического журнала должен быть готов к осуждению его
деятельности со стороны поборников нравственности - таких же представителей
общества, как он сам. Чиновник, принимающий решение, должен быть готов к
тому, что те, на ком отразятся результаты принятия именно этого решения,
как минимум, не будут уверены в его целесообразности. Врач, назначающий
лекарство, должен иметь в виду возможные побочные эффекты от действия
этого лекарства.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что прогнозирование
общественной реакции на произведенную продукцию или услугу (как с
финансовой стороны - возможную прибыль, и в плане воздействия результатов
деятельности на общество) может существенно помочь в успешной реализации
проекта.



Бизнес с точки зрения исполнителя

Самым наглядным примером для описания оценки проявлений бизнеса с
точки зрения исполнителя может служить японская модель производства. Ее
характеризует жесткая иерархическая система подчинения. Четкое указание
действий со стороны начальника подчиненному, строгая подотчетность и,
соответственно, градированная ответственность. Идеальную ситуацию, при
которой по всей длине цепочки можно встретить единомышленников,
рассматривать некорректно. Любая тенденция более наглядно и демонстративно
прослеживается в критических ситуациях.

Проблеме общественного диктата посвящены многие и многие исследования
по политологии, психоанализ пытается помочь тем людям, которые
позсознательно страдают от влияния и подавления со стороны других людей.
Финансовый диктат не менее, а, может быть, и более сложен.

Интересующий нас процесс с точки зрения различных его участников
неравнозначен, как и их собственная неравнозначность в развитии этого
процесса.

Кто такой исполнитель? Это тот человек, который непосредственно
созидает, то есть своим трудом осуществляет какие-либо действия,
способствующие приближению или напрямую влекущие за собой появление
продукции, услуги. Следовательно, исполнитель должен обладать требующимися
для выполнения технологического процесса профессиональными знаниями и
навыками.

Приведем пример с театром. Актер - это исполнитель роли согласно
сценарию. Режиссер - исполнитель, воплощающий свое прочтение сценария в
действии. И можно перечислить всех задействованных лиц, от светоосветителя,
звукорежиссера, до работников сцены, буфетчицы и уборщиков как участников
спектакля (прямых или косвенных).

Следовательно, здесь можно говорить и о том, что лидер - равно такой
же исполнитель, только с большей степенью ответственности и с меньшей долей
фактической производительности.
Таким образом, напрашивается еще одно ограничение. Будем считать, что
исполнитель - это не руководитель, исходя из принципа лидерства. В то же
время лидер одновременно может сочетать в себе функция как руководителя,
так и исполнителя.

Итак, каким видится бизнес исполнителю? Во многом это зависит от
того, какую позицию сам бизнес занял относительно такого исполнителя.

Кто в данном случае представляет бизнес, олицетворяет его?
Безусловно, для работника отдельно взятой фирмы, таким олицетворением
является ее руководство. Помимо него, существуют еще предствители более
масштабных объединений - профсоюзов, любых общественных организаций,
выражающих мнение определенной социальной группы, к которой принадлежит
исполнитель.

Таких групп множество, потому что всегда можно выделить различный
уровень сложности решаемых задач, а на каждом таком уровне к исполнителю
предъявляются различные требования. Действительно, повар должен уметь
готовить, учитель - учить, менеджер - организовывать, слесарь - чинить
водопровод и, наконец, актер - лицедействовать. Каждый из перечисленных
исполнителей может оцениваться по-разному, в зависимости от личных качеств
и от принятых критериев оценки на том уровне административной иерархии, на
котором он находится, и тем обществом, в котором он находится.

Проиллюстрировать эту лестницу можно на примере колхозного рынка.
Цена на определенный вид овощей или фруктов колеблется в установленных
пределах, причем для каждого такого продукта такой ценовой коридор свой. И
картошка никогда не будет продаваться по ценам на виноград, а виноград - по
ценам кабачков. Любой экономист аргументирует подобное ценообразование, - и
будет прав. Он станет говорить о затратах на выращивание и сбор урожая, на
его хранение, о приспособленности видов и тысяче других факторов. Точно
также любой менеджер по кадрам скажет, что средний заработок юриста и
разнорабочего отличаются друг от друга.
Соответственно, у представителей разных уровней социальной системы
самой этой системой сформированы различные жизненные потребности и,
следовательно, различные критерии оценки тех процессов, в которых они
участвуют.
Можно понимать отношение исполнителя к бизнесу как обязательному
набору навязанных ему или одобряемых им правил, которым он вынужден
подчиняться, исполняя свою функциональную роль в данном бизнесе.

Итак, каким видится бизнес исполнителю? Чем выше тот уровень, на
котором находится исполнитель, тем больше его посвященность в общие цели и
задачи этого бизнеса, тем больше у него возможностей влиять на процесс его
реализации, тем выше его ответственность за его результаты. Бухгалтерия в
целом готовит годовой баланс, но подписывает его всегда главный бухгалтер.

Не случайно практика современного делопроизводства включает в себя
правило “двойной подписи” - ответственного лица, должностной инструкцией
наделенного соответствующими полномочиями, и непосредственного исполнителя
документа, разрабатывавшего его содержание. Именно поэтому можно говорить о
высшем руководстве фирмой как об уровне принятия решений, а о среднем
руководящем звене - как об уровне ответственного исполнения принятых
другими решений.
Индивидуум, выбирая себе ту или иную профессию, а, иначе, пытаясь
участвовать в той или иной области собственным бизнесом, ориентируется на
два фактора: собственные способности и профессиональный спрос на рынке
труда. Уже на этом этапе возникает вероятность подавления своих желаний и
интересов в угоду будущего возможного благополучия. А позже, в рамках
сделанного выбора, подготовленный специалист отдает предпочтение одному из
множества работодателей. В свою очередь этот выбор определяет более узкую
специализацию, а, следовательно, направление бизнеса. Принципы, которыми
руководствуется исполнитель, принимая решение о выборе места работы, не
ограничиваются материальной выгодой. Зачастую, люди меняют место работы,
проигрывая в размере должностного оклада, ради перспектив профессионального
роста.
Можно преположить, что любой специалист, какую бы ступеньку на
иерархической лестнице он не занимал, пытается найти воплощение собственной
созидательной потребности в своей профессиональной деятельности. И от того,
в какой мере ему это удается, зависит его отношение к месту работы,
работодателю.
В быту распрастранено такое понятие как “уживаться”, что по Далю
означает “...жить мирно, согласно, приноравливаться къ чему или къ кому въ
жiтии и сжиться, обжиться, свыкнуться съ тъмъ, чего нельзя миновать”. В том
числе и от умения индивидуума ужиться с коллегами, руководством зависит его
профессиональный успех. Иногда для сохранения хороших отношений с
коллективом, последний требует от индивидуума самоограничений, сдерживания
своих желаний.
Для исполнителя бизнес - это среда существования, которая, с одной
стороны, ставит его в жесткие рамки должностных инструкций и принятых
правил, а с другой - дает ему возможность не устанавливать, но менять эти
самые правила.

Бизнес и конкуренция
Свободная конкуренция- это та питательная среда, в которой могут
нормально развиваться экономика, появляться новые виды деятельности,
технологии - товары и услуги. Свободная конкуренция - та форма организации
рынка, которая ориентирована на потребителя и зависит от него.
Решение о том, что производить, как решение окончательное, выносит
не плановик, определяющий нужды населения, а само население своим выбором
в качестве потребителей. Массы потребителей оказывают также сильнейшее
влияние на то, как производятся товары, становясь клиентами правильно
учитывающих и оценивающих нужды рынка и более эффективных в своем бизнесе
индивидуумов-производителей. При такой системе не в интересах
предпринимателя пренебрегать допущенными им ошибками в планировании или же
скрывать их. Он первый ощущает последствия своих ошибок: сбыт и
производство сокращаются, прибыли падают.
Конкуренция является фактором, толкающим предпринимателей к развитию
собственного бизнеса, к изучению спроса. В конечном итоге выигрывает и сам
предприниматель, получая прибыль, и потребитель, получая более широкий
спектр товаров и услуг. Каждый успех в делах повышает эффективность
промышленности в целом: конкуренты преуспевающего индивидуума должны
стремиться превзойти его, чтобы, в свою очередь, добиться успеха.
Очередность в достижении некой высоты в бизнесе, как в плане
прибыльности, так и в плане престижа, имеет, кроме того, еще и социальную
значимость - это предполагаемая, но реальная возможность для каждого
индивидуума добиться успеха, собственно то, что морально движет вперед
лидера.
Хотя свободная конкуренция приносит иногда большие прибыли, однако
достаточно просчитаться, неправильно оценить желания и вкусы потребителя
или же нерационально организовать дело, чтобы немедленно сказались весьма
тяжелые последствия.
Причиной неудачи бизнесмена могут быть не только его собственные
ошибки и просчеты. Именно конкуренция побуждает сильных к подавлению
слабых. Большой бизнес, как и большая политика, - зачастую нечестная игра.
Наличие конкурентов побуждает индивидуума к изучению не только
спроса, но и соперника, его сильных и слабых сторон. Такое изучение влечет
за собой обмен опытом - то есть передачу полученных знаний. Совместное
накопление знаний дает возможность скорейшего развития для каждой из
сторон, задействованных в этом процессе.

Бизнес с точки зрения неудачника
Современный этап развития бизнеса предполагает наличие и постоянное -
явное и осознанное либо скрытое и теневое - обострение конкурентной борьбы
между индивидуумами, представляющими одно и то же направление бизнеса.
Результатом этой борьбы является постепенное вытеснение одного из
конкурирующих между собой индивидуумов, нередко вплоть до потери им
возможности не только развивать, но и продолжать собственный бизнес.
Програвший может относиться к состязанию по-разному.
Один может опустить руки, отказаться от каких-либо дальнейших попыток
сделать что-нибудь полезное. Другой - напротив, еще более рьяно взяться за
дело, желая взять реванш за предыдущую неудачу. Соответственно, уровень
общественной полезности такого индивидуума меняется, а вместе с ним и
позиция такого индивидуума в обществе, а, следовательно, и отношение
общества к нему.
Можно рассмотреть критическую ситуацию, в которой индивидуум в
результате краха в бизнесе теряет привычные и доступные средства
существования. При таком стечении обстоятельнтв общество автоматически, без
желания на то самого индивидуума, переносит его и его семью в другой
социальный слой, тем самым предписывая ему иные нормы общественного
поведения. Такой человек стоит перед проблемой психологической адаптации к
такой смене. Ведь ни для кого не секрет, что при достижении человеком
определенного уровня жизни, его представления о необходимом качестве жизни
меняются. Мы часто слышим выражение: “Я не знаю как другие, но я...”
В принципе, реакция общества на удачу или неудачу индивидуума в
деловой сфере притивоположны. В первом случае, индивидууму оказывается
больше доверия (причем, это доверие основывается на фактах, а не на личных
симпатиях), но, в обмен за это, от него требуется больше ответственности
перед обществом в целом. Во втором случае, - ровно наооборот. И степень
доверия и уровень ожидаемой ответственности понижаются.
В любом случае, если говорить о развитии индивидуума, то шагом вперед
в таком развитии будет стремление этого индивидуума к анализу ситуации в
целом и своих действий - как в бизнесе, так и в обществе - в-частности.

Общество и бизнес
Общество одновременно является средой существования и сферой
жизнедеятельности его представителей - индивидуумов, а, следовательно,
является сферой приложения действий этих индивидуумов, куда входит и
бизнес.
При этом следует учитывать, что не вся жизнедеятельность индивидуумов
затрагивает сферу бизнеса, что предполагает бизнес как составляющую, но не
единственную часть жизнедеятельности (cуществования) самого общества в
целом.
Но смело можно утверждать, что бизнес, как деятельность индивидуума,
являющаяся путем развития индивидуума в том или ином направлении, является
основной частью существования общества.
Рассмотрим пример с часами, где часы как целое - это общество. Часы
имеют шестеренчатый механизм, циферблат, стрелки, рычажок для завода.
Бизнес - это именно рычажок для завода часов, при отсутствии которого - или
неиспользовании - все остальное может рассматриваться частями как цельное и
законченное, может угадываться общее предназначение всего механизма, но при
этом он не будет действовать.
Лишь при заводе часов - при стремлении к развитию - прямому или
опосредованному участию в бизнесе всех индивидуумов - все части часов-
общества будут выполнять свои функции, т.е. действовать как слаженный
механизм.
Общество без развития бизнеса не имеет возможности собственного
развития. Все, окружающее индивидуума в настоящее время, является плодами
деятельности - бизнеса - других индивидуумов - либо в настоящее время,
либо в прошлом.
Совершенствование технологий, появление новых товаров, строительство,
досуг, появление новых направлений в науке и обучении, профессиональная
деятельность - все это составляющие результатов бизнеса индивидуумов,
которые, служа источником обретения прибыли для одних, являются средой
существования для других, т.е. сферой жизнедеятельности самого общества в
целом.
Общество одновременно пользуется результатами бизнеса и дает новые
направления в развитии бизнеса. Развитие бизнеса одного индивидуума зависит
от того, насколько своевременно и в удачно выбранном направлении он
находит тот или иной сегмент рынка, незаполненный другими и при этом
являющийся потребностью общества в этом направлении.
Товарный, технологический или интеллектуальный вакуум, вовремя
угаданный как область приложения бизнеса одного индивидуума, является в то
же время необходимой частью дальнейшего развития общества.
Юридическое закрепление в нашей стране частной собственности -
приватизация предприятий - появление акций - появление инвестиционных
институтов - появление депозитариев - биржи - брокерские конторы - все это
звенья одной цепи, за которыми закрепляется в обществе понятие “ финансовый
рынок”. Одно влечет за собой другое, бизнес как общее направление
деятельности разрастается, требуя участия все большего количества
индивидуумов, задействованных в данной области.
И генеральный директор, и курьер - это новые заполненные рабочие
места, активизация деятельности каждого из индивидуумов на которых приводит
к появлению дополнительных возможностей: в рамках одного предприятия - для
его разрастания и охвата все больших областей деятельности, для общества в
целом - привлечения все новых его членов - индивидуумов - к участию в
бизнесе.
При разрастании сферы деятельности в бизнесе участвующие в нем
индивидуумы начинают специализироваться на каком-либо направлении,
соответственно давая возможноть участия в бизнесе на сопредельных
направлениях деятельности для других индивидуумов, и в то же время развивая
и укрупняя сферу бизнеса в избранной области, что в свою очередь ведет
позже к раздроблению ее и специализации отдельных индивидуумов. Этот
процесс бесконечен, пока развивается само общество.
Таким образом, деятельность отдельного индивидуума, как представителя
общества, в бизнесе, связана с подобной деятельностью других членов
общества, и, соответственно, взаимосвязана с деятельностью всего общества.
С другой стороны, общество целиком зависит от успешности действий в бизнесе
его представителей, т.к. их деятельность позволяет обществу развиваться в
целом.
Выстроенный в тундре завод позволяет создать вокруг себя городскую
инфраструктуру, что позже привлечет сюда людей, которые, в свою очередь,
дадут новый толчок развитию производства и одновременно разрастанию данного
города.
Но если продукция завода - как результат бизнеса индивидуумов,
населяющих данный город - не будет представлять интерес для других
индивидуумов, другой части общества, это повлечет за собой остановку
завода, сокращение рабочих мест , отъезд людей из города - и, наконец,
прекращение жизнедеятельности самого города.
Каждое действие в бизнесе отдельного индивидуума имеет три точки
отсчета. Во-первых, это его личная заинтересованность в получении прибыли и
дальнейшем развитии своего бизнеса. Во-вторых, его зависимость от бизнеса
(деятельности) других индивидуумов, и их оценки его собственного бизнеса.
В-третьих, его дальнейшее пребывание в обществе как представителя
общества, пользующегося плодами его деятельности, и как представителя
своего бизнеса, результаты которого служат обществу.
От способности каждого индивидуума связать между собой эти три
вопроса и зависит его собственное пребывание в обществе и развивается - или
не развивается- его бизнес.

Бизнес как сфера жизнедеятельности человека
Утверждая, что бизнес является сферой жизнедеятельности общества, мы
также можем определить бизнес как сферу жизнедеятельности человека,
являющегося представителем этого общества. В то же время мы говорим о том,
что бизнес не является единственной сферой жизнедеятельности человека. Живя
в обществе, человек попадает под действие как экономических законов
развития общества, так и социальных проблем развития данного общества.
Попробуем связать воедино эти отношения и вывести схемы взаимодействия
индивидуума и общества.
На социальном уровне, не связанным напрямую с бизнесом индивидуумов,
и лишь опосредованно соприкасаясь со сферой бизнеса, действует схема
“человек-человек”. Это общение в семье, с друзьями, на отдыхе и т.п. В этой
схеме сфера бизнеса выступает как возможная, но не обязательная тема
общения, не затрагивая смысл общения напрямую.
Следующая к рассмотрению схема - “человек-общество”. Она
подразумевает жизнедеятельность и общение индивидуума и других индивидуумов
в окружающей его в данное время обстоятельствах. Здесь влияние сферы
бизнеса на общение индивидуума в зависимости от обстоятельств и места
общения составляет от 50 до 100 % . Отличие ее от следующей схемы в том,
что человек выступает здесь не как производитель товаров и услуг в сфере
бизнеса, а как их потенциальный потребитель.
Схема “индивидуум - общество” подразумевает прямую деятельность
человека в сфере бизнеса как производителя товаров и услуг для общества,
где общество или отдельные индивидуумы выступают потребителями результатов
его бизнеса. В то же время следует отметить, что в этой схеме индивидуум
выступает и как представитель общества и как представитель бизнеса, и
одновременно попадает как в сферу социальных, так и производственных
(результативных) отношений в обществе и бизнесе.
Но влияние социальной сферы на личность самого индивидуума весьма
велико. Так или иначе, именно социальная сфера служит точкой отсчета -
положительной или отрицательной - для деятельности человека как индивидуума
в бизнесе. Таким образом общество условно расслаивается в социальном плане
на отдельные группы индивидуумов со сходными взглядами, понятиями и
моралью, от которых зависят их потенциальные действия в собственном
бизнесе и восприятии плодов чужого бизнеса. Взаимодействие этих разных
социальных частей общества вне прямой деятельности в сфере бизнеса можно
обозначить как схему “общество - общество”.
Наконец, рассматривая деятельность индивидуумов - как выражателей
взглядов и устремлений отдельных социальных слоев общества -
непосредственно в сфере бизнеса, можно рассматривать схему их
взаимодействия как “бизнес - бизнес”, где результатом этого взаимодействия
будут какие-либо их собственные действия в сфере своего собственного
бизнеса, которые затем будут непосредственно влиять на общество или какую-
то его часть (социальную группу) и, возможно, изменят существующие в
обществе экономические или социальные отношения как между социальными
группами, так и между отдельными индивидуумами.
Также как результаты нашего социального общения влияют на нас, как
на индивидуумов, тем или иным образом - результаты чьего-либо бизнеса
напрямую влияют на общество, как на объединение индивидуумов и, затем,
напрямую или косвенно на каждого индивидуума.
Из всего сказанного можно сделать на первый взгляд парадоксальный
вывод о том, что бизнес является также и способом общения в обществе как
между индивидуумами, так и между социальными группами.

Подведение итогов
Успех в бизнесе требует изучения общественных предпосылок для
возникновения такого рода деятельности, общественной реакции еще до
появления результатов этой деятельности и постоянной корректировки
направлений развития бизнеса в процессе его существования, - словом,
изучения тех или иных как социальных, так и экономических тенденций,
наличествующих в обществе.
Бизнес - это способ развития общества. Техническое облегчение
практической (бытовой) стороны существования каждого индивидуума, наилучшее
удовлетворение жизненно важных потребностей человека и повышение общего
уровня жизни делают возможным реализацию общественной деятельности в самых
разных направлениях, в том числе научных, взаимно дополняющих и развивающих
друг друга, зачастую совершенно новых. И если за высшую цель деятельности
общества принять развитие мысли, сознания, то бизнес, безусловно,
способствует достижению этой цели.



Литература

1. Маршал А. “Принципы политической экономики”, Москва, “Прогресс”, 1984
2. Котнер Ф. “Основы маркетинга”, Москва, “Прогресс”, 1990
3. Пигу А. “Экономика благосостояния”, Москва, “Прогресс”, 1986
4. Кашапов Р.Р. “Курс практической психологии, или Как научиться работать и
добиваться успеха”, учебное пособие для высшего управленческого состава,
Ижевск, Изд-во Удмуртского университета, 1995
5. Краткий внешнеэкономический словарь-справочник, Москва, “Международные
отношения”, 1988
6. Словарь-спровочник. Основы внешнеэкономических знаний, Москва, “Высшая
школа”, 1990






Реферат на тему: Инновационные конфликты

Министерство образования и науки Республики Казахстан



Курсовая работа
на тему:
Инновационные конфликты: сущность и содержание



Выполнила:___________________
Проверил(а):__________________



Астана 2004
Содержание

Введение 3
Глава 1. Основные понятия. 5
1.1 Понятие инновации. 5
1.2 Понятие конфликта 6
Глава 2. Сущность и содержание инновационных конфликтов 11
2.1. Этапы протекания инновационного конфликта. 11
2.2. Причины инновационного конфликта. 15
2.3. Острота инновационного конфликта. 16
2.4. Длительность инновационного конфликта. 17
2.5. Последствия инновационного конфликта. 17
Глава 4. Способы разрешения конфликтов. 19
Заключение. 22
Список литературы 23
Введение

Конфликтные процессы мало кто одобряет, но почти все в них участвуют.
Если в конкурентных процессах соперники просто пытаются опередить друг
друга, быть лучше, то при конфликте делаются попытки навязать противнику
свою волю, изменить его поведение или даже вообще устранить его. В связи с
этим, под конфликтом понимают попытку достижения вознаграждения, путем
подчинения, навязывания своей воли, удаления или даже уничтожения
противника, стремящегося достичь того же вознаграждения. Отдельные убийства
или целая битва, угрозы, обращение к закону для воздействия на противника,
создание коалиций для объединения усилий в борьбе - это всего лишь
некоторые проявления инновационных конфликтов.
Во многих случаях крайних проявлений инновационных конфликтов их
результатом становится полное уничтожение противника (например, Рим
уничтожил Карфаген или американские переселенцы практически перебили
некоторые племена североамериканских индейцев, враждующих с ними). В
конфликтах с менее насильственной формой основная цель враждующих сторон
состоит в отстранении противников от эффективной конкуренции путем
ограничения их ресурсов, свободы маневра, в снижении их статуса или
престижа. Например, конфликт руководителя с исполнителями в случае победы
последних может привести к понижению руководителя в должности, ограничению
его прав по отношению к подчиненным, падению престижа и, наконец, к его
уходу из коллектива.
Конфликты между индивидами чаще всего основаны на эмоциях и личной
неприязни, в то время как межгрупповой конфликт обычно носит безликий
характер, хотя возможны и вспышки личной неприязни.
Возникший конфликтный процесс трудно остановить. Это объясняется тем,
что конфликт имеет кумулятивную природу, т.е. каждое агрессивное действие
приводит к ответному действию или возмездию, причем более сильному, чем
первоначальное.
Конфликт обостряется и охватывает все больше людей. Простая обида
может, в конечном счете, привести к проявлению жестокости в отношении своих
противников. Жестокость в социальном конфликте иногда ошибочно
приписывается садизму и природным задаткам людей, однако чаще всего ее
совершают обычные люди, попавшие в экстраординарные ситуации. Конфликтные
процессы могут заставить людей играть роли, в которых они должны быть
жестокими. Так, солдаты (как правило, обычные молодые люди) на территории
противника не щадят мирное население, или в ходе межнациональной вражды
обычные мирные жители могут совершать крайне жестокие поступки.
Трудности, возникающие при гашении и локализации конфликтов, требуют
тщательного анализа всего конфликта, установления его возможных причин и
последствий.
Глава 1. Основные понятия.

1.1 Понятие инновации.

Прежде всего необходимо ответить на вопрос: “Что же такое инновация?”
Инновация может быть определена так, как Ж.Б. Сэй определил
предпринимательство - то есть как изменение отдачи ресурсов. Или, как
сказал бы современный экономист в терминах спроса и предложения, - как
изменения в ценности и удовлетворённости, получаемых потребителем из
используемых им ресурсов (или же нововведения в их использовании).
Таким образом, предпринимателей отличает инновационный тип мышления.
Предпринимательство основывается на экономических и социальных теориях,
согласно которым изменения - вполне нормальное и естественное явление.
Главная же задача общества и особенно экономики видится в получении чего-то
иного, отличного от предыдущего, а не в улучшении уже существующего. Таким
образом, перед предпринимателями сиоит задача научиться осуществлять
инновационные решения на систематической основе.
Систематическая инновация, поэтому, состоит в целенаправленном,
организованном поиске изменений и в систематическом анализе тех
возможностей, которые эти изменения могут дать для экономических или
социальных нововведений.

Выделяют следующие изменения, или источники инноваций:
. Неожиданное событие, которым может быть неожиданный успех, неожиданная
неудача;
. Несоответствие между реальностью, такой, каковой она является, и её
отражением во мнениях и в оценках людей;
. Изменение потребностей производственного процесса;
. Изменения в структуре отрасли или рынка;
. Демографические изменения;
. Изменения в восприятии и в ценностных установках;
. Новые знания, научные и ненаучные.
Инновация есть скорее есть скорее экономический и социальный, нежели
технический термин. Она не обязательно должна быть чем-то техническим, да и
вообще, чем-то вещественным. Мало существует технических инноваций, которые
смогут соперничать по влиянию с такими изобретениями, как, например,
продажа товаров в рассрочку, которая буквально преобразила всю сферу
торговли.

1.2 Понятие конфликта


Конфликт—явление социальное, порождаемое самой природой общественной
жизни. Он непосредственным образом выражает те или иные стороны социального
бытия, место и роль человека в нем.
Социальные связи, свойственные обществу как сложной системе и
целостному образованию, имеют устойчивый характер и воспроизводятся в
историческом процессе, переходя от одного поколения людей к другому. Они
реальны, поскольку осуществляются при совместной деятельности в
определенное время и для достижения конкретных целей. Эти связи и отношения
устанавливаются не по чьей-либо прихоти, а объективно, под воздействием тех
условий, в которых человек существует, совершает поступки, творит.
К тому же общество не есть простая совокупность индивидов и их
взаимосвязей. Представляя собой целостную систему с характерным для нее
качественным состоянием, оно первично по отношению к отдельной личности.
Каждый индивид, рождаясь, застает оформленную структуру ранее сложившихся
связей и по мере своей социализации включается в нее, усваивает ставшие к
тому времени доступными людям знания и ценности, определившиеся нормы
повеления.
Следует учитывать также и то, что самое главное для человека — это
принадлежность к общности себе подобных. Обстоятельства жизни человека с
древнейших времен складывались таким образом, что ему было предназначено
сотрудничество с другими людьми. Вместе с тем в процессе взаимодействия
индивидов и усложнения социальных связей на определенной ступени
общественного развития во взаимных отношениях наряду с сотрудничеством
стали проявляться соперничество, конкуренция, психологическая
несовместимость, противоположность интересов и выбора средств достижения
целей. Обострение подобных противоречий, их эскалация привели в конечном
счете к активному противоборству, конфликтам.
Мы приходим к выводу к выводу о том, что конфликт должен
восприниматься вполне нормальным общественным явлением, свойством
социальных систем, процессом и способом взаимодействия людей. Как и
человек, общество по самой своей природе не может быть абсолютно
совершенным, идеальным, бесконфликтным. Дисгармония, противоречия,
конфликты — постоянные и неизбежные составные части общественного развития.
Конфликт — явление осознанное, действие обдуманное. Он подтверждает ту
истину, что человек принципиально отличается от других живых существ тем,
что его намерения и поступки направляются не врожденными инстинктами, не
«меркой своего вида», а программой, целевыми установками, которые
вырабатываются им самим в процессе своей жизнедеятельности. Человек наделен
специфическим, только ему присущим качеством — разумом, способностью
отражать реально существующий мир и общественно-историческую практику.
Сознание в его индивидуальной и общественной формах представляет собой
совокупность идей и взглядов, чувств, привычек и нравов. Оно охватывает все
богатство духовной культуры — той «второй природы», что сотворена людьми.
Обладая разумом и способностью к самосознанию, человек, в большей
степени свободен в выборе направлений деятельности, может регулировать свои
отношения. Будучи потенциально рациональным, он склонен считаться с
писаными и неписаными правилами поведения, которые усваиваются им в
процессе социализации, приобщения к достижениям культуры.
Таким образом, конфликт предстает как осознание на уровне отдельного
человека, социальной группы или более широкой общности противоречивости
процесса взаимодействия и отношений, различий, а то и несовместимости
интересов, ценностных оценок и целей, как осмысленное противостояние.
Следующая черта: конфликт — явление широко распространенное,
повсеместное, вездесущее. Конфликтные ситуации возникают во всех сферах
общественной жизни — будь то экономика, политика, быт, культура или
идеология. Они неизбежны как неотъемлемый компонент развития общества и
самого человека.
В самом деле, разве можно представить себе становление отдельной
личности или деятельность организации без внутренней напряженности,
противоречий, преодоления застоя и косности, столкновений и борьбы.
Причинами их могут быть, в частности, условия хозяйствования, стечение
неблагоприятных для функционирования организации обстоятельств; проблемы
трудовой мотивации, связанные с оплатой труда, содержанием и престижностью
работы, отношениями в коллективе между отдельными лицами и социальными
группами; структурные нестыковки, обрывы в коммуникативных связях,
недовольство работников решениями администрации; эмоциональные всплески,
вызываемые различиями в темпераменте, характере и манере поведения
совместно работающих людей, их возрасте и жизненном опыте, нравственных
представлениях, уровне образования, квалификации и общей культуры.
Бесконфликтность — это иллюзия, утопия и уж тем более не благо.
Конфликты, как и любые социальные противоречия, являются формой реальных
общественных связей, которые как раз и выражают взаимодействие личностей,
отношения социальных групп и общностей при несовпадении, несовместимости их
потребностей, мотивов и ролей. Словом, там, где действуют люди, практически
всегда есть место и конфликтам.
Весьма существенно, что конфликт — это такое взаимодействие, которое
протекает в форме противостояния, столкновения, противоборства личностей
или общественных сил, интересов, взглядов, позиций по меньшей мере двух
сторон. В процессе его развертывания имеют место и действия и
контрдействия, так как осуществление намерений участников конфликта
неизбежно сопряжено с вмешательством в дела другой стороны (или сторон),
нанесением ей определенного ущерба, преодолением сопротивления, созданием
помех, мешающих добиться поставленной цели.
И еще одна важная черта, которая выражается в том, что конфликт —
прогнозируемое явление, подверженное регулированию. Это объяснимо самой
природой возникновения конфликтных столкновений, формами взаимодействия
участвующих в них сторон, заинтересованностью в исходе и последствиях
противоборства.
Во-первых, конфликтное взаимодействие отличается тем, что
противостояние в нем выразителей несовпадающих интересов и целей служит для
них одновременно и связующим звеном.
Во-вторых, любой участник конфликтного противостояния так или иначе
должен аргументировать свою позицию, обосновывать притязания и
мобилизовывать силы для реализации выдвигаемых им требований.
Психологи рассматривают конфликт как естественное условие
взаимодействия людей, в основе которого лежат противоречия, существенные
различия между интересами и ценностями субъектов социальных связей на
соответствующем этим различиям эмоциональном фоне. Они утверждают, что
конфликт, будучи проявлением общения существ, способных к самосознанию,
означает отсутствие согласия, расхождение во мнениях, столкновение разных
взглядов и желаний, противоположных при данных обстоятельствах тенденций,
потребностей, интересов, мотивов и стилей поведения.
Если суммировать вышесказанное о конфликте и исходить из его
распространенного понимания как столкновения сторон, мнений и сил, то для
управленческой науки и прикладной значимости конфликтологии наиболее
близким и приемлемым будет, вероятно, следующее определение: конфликт—это
нормальное проявление социальных связей и отношений между людьми, способ
взаимодействия при столкновении несовместимых взглядов, позиций и
интересов, противоборство взаимосвязанных, но преследующих свои цели двух
или более сторон. Возможен выбор и других определений. Но при любом
варианте важно соблюсти ряд требований, включая указание на общественную
природу и закономерный характер конфликта как условия и процесса
взаимодействия субъектов социальных связей, подчеркнутую фиксацию внимания
на столкновении и противоборстве вовлеченных в конфликт сторон, выделение
возможностей влияния на конфликтное поведение, урегулирования конфликта.
Глава 2. Сущность и содержание инновационных конфликтов

2.1. Этапы протекания инновационного конфликта.

Анализ конфликтов надо начинать с элементарного, простейшего уровня, с
истоков возникновения конфликтных отношений. Традиционно он начинается со
структуры потребностей, набор которых специфичен для каждой личности и
психосоциальной группы. Все эти потребности можно подразделить на пять
основных типов:
1 - физические потребности (пища, материальное благополучие и т.д.);
2 - потребности в безопасности;
3 - социальные потребности (общение, контакты, взаимодействие);
4 - потребности в достижении престижа, знаний, уважения, определенного
уровня компетенции;
5 - высшие потребности в самовыражении, самоутверждении.
Все поведение человека упрощенно можно представить как ряд
элементарных актов, каждый из которых начинается с нарушением равновесия в
связи появлением потребности и значимой для индивида цели, а заканчивается
восстановлением равновесия и достижением цели. Любое вмешательство (или
обстоятельство), создающее преграду, перерыв в уже начавшемся или
намечаемом действии человека, называется блокадой.
В случае появления блокады от индивида или социальной группы требуется
переоценка ситуации, принятие решения в условиях неопределенности,
постановка новых целей и принятие нового плана действий.
В такой ситуации каждый человек пытается избежать блокады, ищет
обходные пути, новые эффективные действия, а также причины блокады. Встреча
с непреодолимым затруднением в удовлетворении потребности может быть
отнесена к фрустрации, которая обычно связана с напряжением,
неудовольствием, переходящим в раздражение и злость.
Реакция на фрустрацию может развиваться по двум направлениям - это
может быть или отступление, или агрессия.
Отступление - это избежание фрустрации путем кратковременного или
долговременного отказа от удовлетворения определенной потребности.
Отступление может быть двух видов: 1) сдерживание - состояние, при котором
индивид отказывается от удовлетворения какой-либо потребности из страха; 2)
подавление - уход от реализации целей под воздействием внешнего
принуждения, когда фрустрация загоняется вглубь и может в любой момент
выйти наружу в форме агрессии.
Агрессия может быть направлена на другого человека или группу людей,
если они являются причиной фрустрации. Агрессия при этом носит социальный
характер и сопровождается состояниями гнева, враждебности, ненависти.
Агрессивные социальные действия вызывают ответную агрессивную реакцию и с
этого момента начинается социальный конфликт.
Таким образом, для возникновения инновационного конфликта необходимо,
во-первых, чтобы причиной фрустрации было поведение других людей; во-
вторых, чтобы на агрессивное социальное действие возникла ответная
реакция.
Любой инновационный конфликт имеет сложную внутреннюю структуру.
Анализ содержания и особенностей протекания социального конфликта
целесообразно проводить по трем основным стадиям:

- предконфликтная ситуация;
- непосредственно конфликт;
- стадия разрешения конфликта.

1. Предконфликтная ситуация.

Ни один инновационный конфликт не возникает мгновенно. Эмоциональное
напряжение, раздражение и злость обычно накапливаются в течение некоторого
времени, предконфликтная стадия иногда затягивается настолько, что
забывается первопричина столкновения.
Предконфликтная стадия - это период, в который конфликтующие стороны
оценивают свои ресурсы, прежде чем решиться на агрессивные действия или
отступать.
Первоначально каждая из конфликтующих сторон ищет пути достижения
целей избежания фрустрации без воздействия на соперника. Этот момент в
предконфликтной стадии называется идентификацией.
Предконфликтная стадия характерна также формированием каждой из
конфликтующих сторон стратегии или даже нескольких стратегий.

2. Непосредственно конфликт.

Эта стадия характеризуется, прежде всего, наличием инцидента, т.е.
социальных действий, направленных на изменение поведения противника. Это
активная, деятельная часть конфликта.
Действия, составляющие инцидент, могут быть различными. Их можно
разделить на две группы, каждая из которых имеет в своей основе
специфическое поведение людей.
К первой группе относятся действия соперников в конфликте, носящем
открытый характер. (Словесные прения, экономические санкции, физическое
воздействие, политическая борьба и т.п.)
Ко второй группе относятся скрытные действия соперников в конфликте.
Основным образом действия в скрытом внутреннем конфликте является
рефлексивное управление. Это способ управления, когда основания для
принятия решения передаются одним из действующих лиц другому. Один из
соперников пытается передать и внедрить в сознание другого такую
информацию, которая заставляет этого другого действовать так, как выгодно
тому, кто передал данную информацию.

3. Разрешение конфликта.

Внешним признаком разрешения конфликта может служить завершение
инцидента. Именно завершение, а не временное прекращение. Устранение,
прекращение инцидента - необходимое, но недостаточное условие погашения
конфликта. Часто, прекратив активное конфликтное взаимодействие, люди
продолжают переживать фрустрирующее состояние, искать его причину. И тогда
угаснувший было конфликт, вспыхивает вновь.
Разр

Новинки рефератов ::

Реферат: Декабристы: тайные общества, журналы, особенности мировоззрения и поведения (Журналистика)


Реферат: Буддизм (Искусство и культура)


Реферат: Сравнительная характеристика операционных систем семейства UNIX (Программирование)


Реферат: Информационная культура как качественная характеристика жизнедеятельности человека (Культурология)


Реферат: Совершенствование учета денежных средств в учхозе "Кубань" (Бухгалтерский учет)


Реферат: Библия в системе поэтики Ф.М. Достоевского "Братья Карамазовы" (Литература : русская)


Реферат: Совершенствования технологических процессов переработки зерна в муку и крупу (Технология)


Реферат: История появления реактивной авиации (Авиация)


Реферат: Графика в Турбо Паскале (Компьютеры)


Реферат: Анализ производства и реализации продукции (Бухгалтерский учет)


Реферат: Культурологическая и сексуальная теория Фрейда (Психология)


Реферат: Биологические периоды в жизни птиц (Биология)


Реферат: Эмоции в жизни человека (Психология)


Реферат: Техническое зрение роботов (Технология)


Реферат: Генетика, особенности индивидуального развития (Биология)


Реферат: Альбрехт Дюрер (Исторические личности)


Реферат: Страхование имущества юридических и физических лиц (Страхование)


Реферат: Организация выполнения задачи командиром инженерно-саперного взвода по проделыванию проходов в минно-взрывных заграждениях перед переднем краем обороны противника (Военная кафедра)


Реферат: Виды и типы уроков истории (Педагогика)


Реферат: Учет износа основных средств (Бухгалтерский учет)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист