GeoSELECT.ru



Право / Реферат: Основные права человека (Право)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Основные права человека (Право)



ВВЕДЕНИЕ

После второй мировой войны проблема прав человека из чисто
внутренней стала превращаться в международную. Постепенно Конституционное
право начало попадать под влияние международных стандартов. Сегодня, в
какой бы стране не жил человек, его права находятся под защитой мирового
сообщества. Были приняты ряд международных документов, обязывающие
государства, подписавшие их соблюдать и развивать уважение к правам
человека, без какой-либо дискриминации. Первым крупным правовым актом стала
Всеобщая декларация прав и свобод человека, принятая Генеральной Ассамблеей
ООН 10 декабря 1948 года, причем СССР и другие социалистические страны при
голосовании воздержались. 3 сентября 1953 года была принята Европейская
конвенция о правах человека. Этот документ гарантировал гражданам
государств членов Совета Европы соблюдение их конституционных прав. Для
того чтобы эффективно защищать права человека и надлежащим образом
реагировать на их нарушение, созданы органы контроля: комиссия по правам
человека, центр прав человека, Европейский суд, который рассматривает
нарушение прав человека на государственном уровне.
Существенным отличием международных правовых документов от прочих
международных соглашений является то, что обязательства, накладываемые на
государства члены Совета Европы, регулируют отношения не столько с другими
государствами, сколько имеют своей целью защитить права и свободы граждан
именно этого государства. Однако, во многих странах дела с развитием
конституционного права, а самое главное с его выполнением обстоят не лучшим
образом. Казалось бы, что говорить о рабстве в 20 веке уже смешно, но в
средневосточном султанате Оман рабство было отменено лишь в 1962 году. Даже
в России порой граждане и сейчас не знают своих основных прав и свобод.
Основные права личности - прежде всего конституционные права. В этом
реферате будут названы и рассмотрены те основные конституционные права,
которые имеют все граждане России - государства члена Совета Европы с 1996
года.

ОСНОВНЫЕ ПРАВА ЛИЧНОСТИ


“Статья 17
1. В РФ признаются и гарантируются права и свободы человека и
гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права
и в соответствии с настоящей Конституцией.
2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат
каждому от рождения.
3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно
нарушать права и свободы других лиц”.
Конституция подчеркивает невозможность и недопустимость лишения
человека неотчуждаемых прав. Нельзя, не опираясь на закон, лишить человека
его прав и свобод.
Система прав и свобод должна обеспечивать законные интересы людей и
предотвращать возможное ущемление их прав и свобод в результате
злоупотреблений ими со стороны отдельных лиц.
“Статья 19
1. Все равны перед законом.
2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и
гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения,
имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к
религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также
других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по
признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной
принадлежности.
3.Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности
для их реализации.”
Конституционное правило, согласно которому “все равны перед законом
и судом”, имеет своей основой положения статей 7 и 8 Всеобщей декларации
прав человека. Согласно с ней ст.7 “все люди равны перед законом и имеют
право, без всякого различия, на равную защиту закона”. Ст.8 Всеобщей
декларации прав человека гласит: ”каждый человек имеет право на эффективное
восстановление в правах компетентными национальными судами в случае
нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом”.

В Конституции содержится перечень того, что не должно служить
основанием для какого-либо ущемления его прав и свобод, а именно: пол,
раса, национальность, язык, происхождение, имущественное и должностное
положение, место жительства, отношение к религии, убеждения, принадлежность
к общественным объединениям.
Хотя фактор пола упоминается выше, вопрос о равноправии полов выделен
в ч.3 ст.19. Необходимость включения в Конституцию такой нормы обусловлена
требованиями Конвенции ООН “О ликвидации всех форм дискриминации в
отношении женщин“ 1979 г., которая была ратифицирована СССР в 1980. Ст.2
этой Конвенции обязывает государства-участников “включить принцип
равноправия мужчин и женщин в свои национальные конституции”.
“Статья 20
1. Каждый имеет право на жизнь.
2. Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться
федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо
тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на
рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей”.
Во Всеобщей декларации прав человека провозглашаются “ценность
человеческой личности” и право каждого на жизнь. Международный пакт о
гражданских и политических правах обращает внимание на неотъемлемость этого
права, охрану его законом и недопустимость произвольного лишения жизни
(ст.6). Российская Конституция исходит из этих положений.
Смертная казнь - уголовное наказание, применяемое только на основании
приговора суда. Смертная казнь - исключительная мера наказания. В
Конституции РФ и в УК РСФСР (ст.23) высказано намерение отменить смертную
казнь. В России смертная казнь отменялась трижды - в 1917, 1920 и 1947-50
гг. Восстановление смертной казни обуславливалось ростом преступлений, их
тяжести, варварских способов совершения преступлений, появлением
организованной преступности, низкой раскрываемостью преступлений. К 1993 г.
осталось несколько составов преступлений, за совершение которых
предусматривалась смертная казнь. Действующий УК РСФСР допускает замену
смертной казни пожизненным заключением. Международный пакт о гражданских и
политических правах в виде компромисса допускает для стран, еще не
отменивших смертную казнь, применения этой меры наказания “за самые тяжкие
преступления” (ст.6). По новой Конституции РФ смертная казнь применяется
только за особо тяжкие преступления против жизни. Не могут быть приговорены
к смертной казни лица, не достигшие до совершения преступления 18 лет,
женщины, а также мужчины старше 65 лет.
Международный пакт о гражданских и политических правах установил, что
смертный приговор может быть приведен в исполнение только после вынесения
окончательного приговора компетентным судом (ст.6). Это значит, что жалоба
осужденного к смерти должна пройти все судебные инстанции, прежде чем
приговор будет приведен в исполнение. Согласно сложившейся в РФ практике,
уголовное дело, по которому вынесен смертный приговор, истребуется
Верховным Судом РФ для проверки в порядке надзора даже при отсутствии
жалобы осужденного.
После отклонения жалобы всеми судебными инстанциями осужденный к
смерти может быть помилован Президентом РФ (пункт “в” ст.89 Конституции).
До рассмотрения ходатайства о помиловании приговор не приводится в
исполнение.
Российское законодательство допускает только один метод исполнения
смертной казни -расстрел (ст.23 УК). При этом запрещены мучительство и
позорящие действия. Не допускается публичное приведение в исполнение
смертной казни.

“Статья 21
1. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть
основанием для его умаления.
2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому
или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не
может быть, без добровольного согласия, подвергнут медицинским, научным или
иным опытам.”
В статье 21 говорится о том, что каждый человек имеет право на то,
чтобы никто не умалял его достоинство.
В части 1 ст.21 Конституции большую смысловую нагрузку несет слово
“ничто”. Ни преступление, ни обездоленность или нищета, ни тяжкая болезнь
- ничто не может служить основанием для умаления достоинства личности.
Уголовный кодекс РСФСР в обеспечение ст.21 Конституции устанавливает
уголовную ответственность за преступления, связанные с посягательством на
честь и достоинство личности.
Часть 2 ст.22 Конституции воспроизводит положения Всеобщей декларации
прав человека, Международного пакта о гражданских и политических правах.
Разновидностью насилия или жестокости являются принудительные
медицинские, научные или иные опыты над людьми (часть 2 ст.21 Конституции).

Запрет, установленный частью 2 ст.21 Конституции основывается на
международных актах, в частности, Международном пакте о гражданских и
политических правах. Российское законодательство запрещает проводить
медицинские и научные опыты на задержанных, арестованных и отбывающих
наказание в виде лишения свободы (ст.29 Основ законодательства РФ об охране
здоровья граждан).
“Статья 22
1. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.
2. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются
только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть
подвергнуто задержанию на срок свыше 48 часов”.
Право на свободу и личную неприкосновенность принадлежит любому
гражданину России, иностранцу, лицу без гражданства и лицу и с двойным
гражданством.
Правом на свободу и личную неприкосновенность пользуются
несовершеннолетние и душевнобольные, в том числе признанные недееспособными
или ограниченно дееспособными. Однако свобода и неприкосновенность этих лиц
могут быть до известных пределов ограничены на законных основаниях.
Государство гарантирует право гражданина на свободу и личную
неприкосновенность. Во всех случаях нарушения этого права гражданин может
требовать его восстановления по суду.
Под правом личной неприкосновенности следует понимать гарантированную
государством личную безопасность и свободу человека, состоящую в
недопущении, пресечении и наказуемости посягательств на: 1) жизнь,
здоровье, телесную неприкосновенность и половую свободу (физическая
неприкосновенность); 2) честь, достоинство, нравственную свободу
(нравственная неприкосновенность); 3) нормальное течение психических
процессов (психическая неприкосновенность); 4) индивидуальную свободу
человека, выражающуюся в предоставленной ему возможности располагать собой,
своим свободным временем, по своему усмотрению определять место пребывания,
не находиться под наблюдением или охраной (личная безопасность).
В части 2 ст.22 Конституции указаны самые строгие и нежелательные для
человека ограничения свободы и личной неприкосновенности, для применения
которых необходимы судебные гарантии охраны конституционных прав личности.
Под арестом понимается: 1) административный арест, то есть наказание,
налагаемое на срок до 15 суток (в условиях чрезвычайного положения на срок
до 30 суток); 2) заключение под стражу в качестве меры пресечения в
уголовном процессе; 3) дисциплинарный арест, то есть дисциплинарное
взыскание, налагаемое командирами и начальниками на военнослужащих и
приравненных к ним лиц в виде содержания на гауптвахте до 10 суток. В
соответствии с ч.2 ст.22 арест возможен только по судебному решению
(исключая дисциплинарный арест, применяемый по решению командира и
начальника).
Задержание без судебного решения допускается лишь в течение 48 часов
(до принятия новой Конституции это срок составлял 72 часа). На срок свыше
48 часов могут быть задержаны бродяги (до 20 суток) и несовершеннолетние
(могут быть помещены в приемник-распределитель на срок до 30 суток).
“Статья 23
1. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и
семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.
2. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров,
почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается
только на основании судебного решения”.
Частная или личная жизнь представляет собой жизнедеятельность
человека в сфере семейных, бытовых, личных, интимных отношений, не
подлежащих контролю со стороны государства, общественных организаций,
граждан.
Частная жизнь, личные и семейные тайны охраняются законом.
Наибольшие ограничения права на неприкосновенность частной жизни, на
сохранение личных и семейных тайн существуют при отбывании лицом наказания
в виде лишения свободы, а также в уголовном процессе и в оперативно-
розыскной деятельности.
Часть 2 ст.23 Конституции предусматривает, что недопустимо
разглашение информации, которой обмениваются между собой люди. Вся эта
информация не подлежит цензуре. Должностные и иные официальные лица несут
ответственность за разглашение содержания почтово-телеграфной
корреспонденции.
Часть 2 ст.23 требует судебного решения для всякого ограничения тайны
переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений.
Это требование распространяется на лиц, ведущих дознание, предварительное
следствие, а также на лиц, которые осуществляют оперативно-розыскную
деятельность. Они могут производить осмотр и выемку почтово-телеграфной
корреспонденции и прослушивать телефонные переговоры не иначе как на
основании судебного решения. Эта норма вступила в силу со дня опубликования
новой российской Конституции (25 декабря 1993 г.).
“Статья 26
1. Каждый вправе определять и указывать свою национальную
принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию
своей национальной принадлежности.
Эта глава регламентирует права человека, связанные с его
принадлежностью к определенной этнической группе - национальностью.
Ранее графа “национальность” содержалась во всех анкетах, которые
заполняли в обязательном порядке граждане России. Эта графа сохранена в
настоящее время в общегражданских паспортах, действующих на территории
страны.
В соответствии с подзаконными актами, действующими на территории
России, национальность человека определялась на основании национальной
принадлежности родителей, зафиксированной в удостоверениях личности. Только
в том случае, если родители принадлежали к различным национальностям,
человек мог самостоятельно определить, какую из этих национальностей он
предпочитает указать в собственном общегражданском паспорте.
В новой Конституции сформулирован иной подход к этой проблеме.
Указание собственной национальности - не обязанность, а право человека. При
этом определение национальной принадлежности осуществляется на основании
самоопределения человека в решении этого вопроса. Такой подход требует
внесения изменений в действующее законодательство.

“Статья 27
1. Каждый, кто законно находится на территории РФ, имеет право
свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
2. Каждый может свободно выезжать за пределы РФ. Гражданин РФ имеет
право беспрепятственно возвращаться в РФ”.
Применительно к части 1 настоящей статьи следует сослаться на
принятый 25 июня 1993 г. Закон РФ ”О праве граждан РФ на свободу
передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ”. Закон
определил основные понятия, относящиеся к предмету его регулирования,
конкретизировал положения, касающиеся правил регистрации граждан по месту
пребывания и места жительства, а также установил основания возможного
ограничения права граждан на выбор места пребывания и места жительства.
Законом установлены основные правила регистрации граждан по месту
пребывания и месту жительства. Система регистрации отличается от системы
прописки. Регистрация или ее отсутствие не могут ныне служить основанием
для приема на работу или отказа в предоставлении работы, для решения
вопроса о предоставлении медицинской помощи и т.п.
Закон дал исчерпывающий перечень оснований ограничения граждан на
свободу передвижения, выбор места жительства и места пребывания.
Законом предусмотрена судебная защита права граждан на свободу
передвижения, выбор места пребывания и жительства, а также возможность
обжалования в административном порядке действий или бездействия
государственных органов и иных лиц, нарушивших права граждан.
Эти положения соответствуют содержанию ст.12 Международного пакта о
гражданских и политических правах, провозгласившей право каждого лица,
законно находящегося на территории какого-либо государства, на свободу
передвижения и свободу места жительства в пределах этой территории.
Право граждан, а также иностранцев свободно выезжать за пределы РФ и
право граждан РФ беспрепятственно возвращаться на ее территорию отвечает
правилам ст.12 Международного пакта о гражданских и политических правах,
согласно которым “каждый человек имеет право покидать любую страну, включая
свою собственную” и никто не может быть произвольно лишен права въезда в
собственную страну.
“Статья 28
Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания,
включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими людьми
любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и
распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с
ними”.
В содержание понятия свободы совести, характеризующей отношение
человека к религии, включается в основном право иметь религиозные или
атеистические убеждения. Такое право гарантируется каждому человеку.
Конституция гарантирует каждому свободу принадлежать к любой религии,
конфессии, церкви.
Реализация свободы совести и свободы вероисповедания заключается в
праве исповедовать индивидуально или вместе с другими любую религию или не
исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные
или иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Механизм реализации
указанных в статье принципов свободы совести и вероисповедания установлен
Законом РСФСР от 25 октября 1990 г. “О свободе вероисповеданий”.
Нарушение гарантированных Конституцией свободы совести и свободы
вероисповедания преследуется по закону.
“Статья 29
1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.
2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную,
расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается
пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового
превосходства.
3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений
или отказу от них.
4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать,
производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень
сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным
законом.
5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается”
Свобода мысли и слова - право, без которого невозможна нормальная
жизнедеятельность людей, общества в целом. Это право провозглашено в
статьях 18 и 19 Всеобщей декларации прав человека и гражданина и в статьях
18 и 19 Международного пакта о гражданских и политических правах.
Свобода слова - позволяет выявлять и учитывать мнения и убеждения
людей, начиная с индивида и кончая социальными группами и мировым
сообществом. Но эта право не может быть безграничным. Этот право может
быть ограничено в случаях: 1) для уважения прав и репутации других лиц;
2) для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья
или нравственности населения.
Предусмотрено уголовное наказание за нарушение равноправия по
отношению к религии. Запрет на пропаганду религиозной вражды или
религиозного превосходства подкрепляется ст.14 Конституции,
предусматривающей, что никакая религия не может устанавливаться в качестве
государственной или обязательной.
Необходимое ограничение свободы слова, введенное для защиты чести,
достоинства и репутации граждан и объединений, содержится в ст.7 ГК РСФСР,
согласно которой гражданин или организация вправе требовать по суду
опровержения порочащих их честь и достоинство сведений, если
распространивший не докажет, что они соответствуют действительности.
Мнения и убеждения человека - часть его внутреннего мира,
определяющая своеобразие и неповторимость личности. Эти мнения и убеждения
человек вправе оставлять при себе. Никто не может принуждать человека к
выражению своего мнения, а также отказываться от него.
В целях обеспечения свободы мысли и слова ч.5 ст.29 Конституции
гарантирует свободу массовой информации и запрет цензуры. Эти гарантии
содержатся в Законе от 27 декабря 1991 г. “ О средствах массовой
информации”.

“Статья 45

1. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в РФ
гарантируется.
2. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не
запрещенными законом.”
Гарантия государственной защиты прав и свобод человека
непосредственно связана с обязанностью государства признавать, соблюдать и
защищать права и свободы человека и гражданина.
Обеспечение государственной защиты прав и свобод человека и
гражданина гарантируется государством. Для усиления гарантий соблюдения
прав граждан создана Комиссия по правам человека при Президенте РФ.
Важнейшей юридической гарантией прав и свобод является судебная защита,
которая в соответствии с Конституцией гарантируется каждому. Используются
также административно-правовые способы защиты прав и свобод граждан (ст.33
Конституции). Граждане имеют право обращаться лично, а также направлять
индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы
местного самоуправления.
Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью
охраняются конституционно. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к
правосудию и компенсацию причиненного ущерба (ст.52). Государство обязано
возместить вред, причиненный незаконными действиями (или бездействием)
органов государственной власти или их должностных лиц. Ранее практика
возмещения ущерба государством отсутствовала. Каждому гарантировано право
на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях,
предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно.
Гражданин может и сам защищать свои права и свободы (обращаться в
средства массовой информации, использовать различные общественные
объединения, обращаться к трудовому коллективу и т.д.).
Предоставленная человеку возможность самостоятельной защиты своих
прав и свобод не должна нарушать закон, общественный порядок, публично
оскорблять лиц, которые, по его мнению, виновны в нарушении его прав и
свобод.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Итак, выше изложены основные права граждан России согласно
Конституции РФ 1993 года. Если вспомнить о том, что в Совет Европы
Российская Федерация была принята в 1996 году, становится очевидным, что,
несмотря на то, что большинство статей воспроизводят положения
международных пактов о правах личности, существуют положения, которые
нуждаются в изменениях и дополнениях.
К примеру, ввиду отсутствия четкой разработки процедур получения
сведений о частной жизни граждан закон “Об оперативно-розыскной
деятельности” не соответствует требованиям Всеобщей декларации прав
человека и Международного пакта о гражданских и политических правах.
Требуются изменение в действующее законодательство по поводу права
человека на определение принадлежности к какой-либо национальности.
Очень часто в России нарушаются права человека сотрудниками
правоохранительных органов. На мой взгляд, эти нарушения связаны не только
с недочетами в правовом законодательстве и незнанием или нежеланием
сотрудников правоохранительных органов следовать законам, но и с незнанием
самими гражданами своих конституционных прав и мер по их защите.
Хотелось бы еще раз вернуться к проблеме смертной казни в России.
Отмена исключительной меры наказания, ее замена, допустим, на пожизненное
заключение, на мой взгляд, еще преждевременна. Для этого есть несколько
весьма существенных причин. Во-первых, чисто экономические причины:
потребуется строительство новых тюрем, необходимы людские и материальные
ресурсы для охраны и наблюдения за заключенными, экономическое бремя их
содержания будут нести законопослушные граждане, что вряд ли будет вызывать
их восторг. Во-вторых, помимо экономических причин есть и другие
соображения. Как показывают опросы самих заключенных, отмена смертной казни
повлечет за собой рост преступлений именно по тем статьям, за которые ранее
назначалась именно исключительная мера наказания. До 70% опрошенных
преступников заявили, что не пошли бы на преступление в случае, если за
него полагалась бы смертная казнь (“Московский Комсомолец” “Быть ли
смертной казни в России” 23.11.97).
Конечно, нельзя пока еще Россию считать правовым государством, то
есть той формой организации и деятельности государственной власти, которая
строится во взаимоотношениях с гражданами и их различными объединениями на
основе норм права. Пока говорят лишь о строительстве правового государства,
и хочется верить, что мы его все-таки построим.



Литература

1. Конституция Российской Федерации 1993 года.
2. Баглай М. В. “Конституционное право РФ”, учебник для юридических ВУЗов и
факультетов, издательская группа Норма-Инфра М, Москва, 1998.
3. А.В. Зиновьев “Основы Конституционного права”, издательство “Альфа”,
Санкт-Петербург, 1996.
4. Уткин Э.А., Мирошникова В.А. “Граждановедение. Учебник для средней
школы”, Москва, издательство “Экмос”, 1997
5. “Европейская конвенция о правах человека и Европейская социальная
хартия: право и практика” Донна Гомьен, Дэвид Харрис, Лео Зваак,
издательство Московского Государственного Независимого Института
Международного Права, Москва, 1998.



МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ
ЭКОНОМИКИ, МЕНЕДЖМЕНТА И ПРАВА


ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ



ПРАВА ЧЕЛОВЕКА


Реферат по теме “ОСНОВНЫЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА”

Пасхин Сергей Владимирович
4 курс 7 семестр
Руководитель:
Раскевич Елена Анатольевна



МОСКВА
1999

СОДЕРЖАНИЕ


1. Введение 1
2. Основные права личности 2
3. Заключение 13
4. Список литературы 15




Реферат на тему: Основные права, свободы и обязанности и механизм их реализации

План


1. Понятие и юридическая природа основных прав, свобод и обязанностей
граждан. 2


2. Система основных прав и свобод граждан. 12


3. Механизм реализации основных прав и свобод граждан. 32


Институт прав и свобод является центральным в конституционном праве. Он
закрепляет свободу народа и каждого человека от произвола государственной
власти. Это — сердцевина конституционного строя.
Философской основой этого института является учение о свободе как о
естественном состоянии человека и высшей ценности после самой жизни. Люди
начали осознавать эти истины на заре создания человеческого общества, но
потребовались века для того, чтобы сложились ясные представления о
содержании свободы и ее соотношении с государством.
В XVIII в. происходит документальное закрепление естественно-правового
понимания свободы.
В Декларации независимости США 1776 г. говорится: "Мы считаем
очевидными следующие истины: все люди сотворены равными и все они одарены
своим Создателем некоторыми неотчуждаемыми правами, к числу которых
принадлежит: жизнь, свобода и стремление к счастью. Для обеспечения этих
прав учреждены среди людей правительства, заимствующие свою справедливую
власть из согласия управляемых".
В Декларации прав человека и гражданина 1789 г. (Франция) сказано: "1.
Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах. 2. Цель каждого
государственного союза составляет обеспечение естественных и неотъемлемых
прав человека. Таковы свобода, собственность, безопасность и сопротивление
угнетению".
Эти великие документы, действующие в своих странах и поныне, заложили
фундамент современной цивилизации, в них смысл и цель демократического
правового государства. В тех странах, где общественное устройство
утвердилось на принципе свободы (гражданское общество), были достигнуты
большие успехи в развитии экономики, культуры, науки и техники, социальной
защиты населения.
Учение о свободе, составляющее фундамент прав и свобод человека и
гражданина, постоянно развивается философами, политологами и юристами,
пытающимися найти разумный баланс между свободой и социальной
справедливостью, свободой и государственным регулированием. При всей своей
многогранности и сложной детерминированности современное конституционно-
правовое учение о свободе может быть кратко выражено в следующих основных
положениях:
1. Все люди свободны от рождения и никто не вправе отчуждать их
естественные права. Обеспечение и охрана этих прав — главное назначение
государства.
2. Свобода состоит в возможности делать все, что не приносит вреда
другому. Свобода человека, следовательно, не может быть абсолютной, она
ограничена таким же состоянием других людей. Равенство возможностей для
всех — основа свободы.
3. Границы свободы могут быть определены только законом, который есть
мера свободы. Свобода и правопорядок не антагонисты, если закон
демократический. Следовательно, все, что не запрещено, то дозволено.
4. Часть дозволенного определяется через права человека. Закрепление
прав необходимо для того, чтобы помочь человеку осознать свои возможности,
но ни один набор прав не исчерпывает содержания свободы.
5. Ограничение прав возможно исключительно с целью способствовать
общему благосостоянию в демократическом обществе.
Основные постулаты учения о свободе легли в основу новой российской
Конституции, а некоторые из них прямо ею закрепляются. Так, в ч. 2 ст. 17
устанавливается, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и
принадлежат каждому от рождения, а в ч. 3 — что осуществление прав и свобод
человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Такой
подход способствует глобальной унификации прав и свобод, обеспечивает
соответствие российских институтов по правам и свободам общечеловеческим
ценностям.
Термин "свобода" употребляется в двух значениях, хотя и неразрывно
связанных. В общем смысле он обозначает состояние народа и отдельного
человека, которое характеризуется возможностью действовать по своему
усмотрению. Этот термин в Конституции выполняет роль основополагающего
философского принципа, который реализуется через весь комплекс
конституционно-правовых норм. Иное дело — свобода как субъективная
возможность совершать или не совершать какие-то действия (например, свобода
совести, свобода слова и др.). В этом смысле термин "свобода" по существу
тождествен термину "субъективное право", а различие объясняется только тем,
что такая юридическая лексика сложилась исторически. Но нельзя не
учитывать, что свобода в субъективном смысле (как субъективные права)
является юридической формой реализации свободы народа и отдельного человека
в общем, философском смысле этого слова.
В каком бы государстве ни находился человек, в месте ли своего
постоянного жительства или пребывания (по своим делам и интересам) — он
остается свободным существом, находящимся под защитой мирового сообщества,
собственного государства, гражданином которого он является, а также
государства, в котором он находится. Состояние свободы не даруется какой-
либо публичной властью, а принадлежит человеку в силу его рождения.
Состояние свободы реализуется через субъективные права, которые
указывают направления и формы использования свободы. Эти права тоже носят
естественно-правовой характер, а потому неотъемлемы и неотчуждаемы. Они
сохраняются за человеком даже тогда, когда он сам от них отказывается.
Однако на пути свободы всегда стоит государство, создаваемое людьми для
поддержания условий реализации свободы. Государство через законы закрепляет
права и свободы человека, и тогда они становятся мерой возможного, т. е.
обретают границы дозволенного. Закрепление, охрана, поддержание прав и
свобод, создание условий для их претворения в жизнь составляют длительную
цепь правовых актов и действий, начало которым кладет конституция.
Конституционные права и свободы — это не все права и свободы, которыми
обладает человек, а только основные, или фундаментальные. Почти все
демократические конституции при самом полном перечислении прав и свобод в
заключение признают, что перечень не является исчерпывающим, т. е. что за
человеком и гражданином остаются и другие права и свободы. В Конституции РФ
по этому поводу говорится (ч. 1 ст. 55). "Перечисление в Конституции
Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как
отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и
гражданина". Ясно, что если бы эти "другие", да еще общепризнанные, права и
свободы были законодателю известны, то они должны были бы попасть в
перечень конституционных. А раз этого нет, то данную формулировку можно
толковать только как признание неисчерпаемости свободы и как уважение
многогранных прав и свобод, которые при всей их важности не относятся к
категории основных. Такие права и свободы неконституционного уровня
закрепляются всеми отраслями национального законодательства .
Следовательно, под конституционными правами и свободами понимаются
наиболее важные права и свободы человека и гражданина, раскрывающие
естественное состояние свободы и получающие высшую юридическую защиту.
Конституционные права и свободы являются главным элементом
конституционных правоотношений. Эти правоотношения возникают между
человеком (гражданином) и государством, порождая обязанность государства
защищать и охранять основные и другие права и свободы каждого отдельного
человека (гражданина) Он вправе не просить, а требовать защиты прав,
которые государство признало естественными и неотъемлемыми.
В то же время Конституция связывает основные права и свободы с
обязанностями человека и гражданина. Совокупность основных прав, свобод и
обязанностей образует конституционно-правовой статус человека и гражданина.
Этот статус и есть мера свободы, т. е. сочетание возможного и должного в
поведении каждого человека.
Понимание отношений человека и государства как правоотношений не
означает полной зарегламентированности. Для человека смысл этих
правоотношений состоит в получении защиты своих прав (при необходимости), а
для государства — в обязанности оказать эту защиту Одновременно человек и
государство "выясняют отношения" по поводу конституционных обязанностей
человека (гражданина), и тогда государство во имя правопорядка и в законных
формах требует (а порой принуждает) соблюдать эти обязанности. Но за
пределами своих выполненных обязанностей и в рамках охраняемых государством
прав человек остается свободным.
Конституционные права и свободы обладают специфическим набором средств
и методов своей защиты. К их числу относятся:
. конституционно-судебный механизм (конституционный суд),
. судебная защита (суды общей юрисдикции);
. административные действия органов исполнительной власти,
. законная самозащита человеком своих прав,
. международно-правовой механизм.


Теперь попытаемся разграничить конституционные права и права человека
и гражданина .Эти две категории прав обычно упоминаются вместе, однако их
содержание не тождественно. Права человека проистекают из естественного
права, а права гражданина — из позитивного, хотя и те и другие носят
неотъемлемый характер. Права человека являются исходными, они присущи всем
людям от рождения независимо от того, являются они гражданами государства,
в котором живут, или нет, а права гражданина включают в себя те права,
которые закрепляются за лицом только в силу его принадлежности к
государству (гражданство). Таким образом, каждый гражданин того или иного
государства обладает всем комплексом прав, относящихся к общепризнанным
правам человека плюс всеми правами гражданина, признаваемыми в данном
государстве. Поэтому правомерен термин "гражданские права и свободы",
синтезирующий обе группы прав и свобод.
Права гражданина — своеобразное ограничение равенства между людьми,
поскольку их лишаются лица, живущие в стране, но не имеющие гражданства.
Эти права обычно предполагают возможность участия в государственных делах,
в выборах высших и местных органов государственной власти, допуска в своей
стране к государственной службе. Следовательно, лица, не имеющие
гражданства, этих прав в данном государстве не имеют. Такая дискриминация,
допускаемая международным сообществом, объясняется правомерным желанием
каждого государства предоставить указанные права только лицам, устойчиво
связанным с судьбой страны и в полной мере несущим конституционные
обязанности. Это не означает, что лица без гражданства не несут никаких
обязанностей (например, соблюдать конституцию, уплачивать налоги и др.).
Некоторые права предоставляются исключительно гражданам по
соображениям общенародных интересов (например, в Российской Федерации право
частной собственности относится к категории прав человека, а право частной
собственности на землю — только прав граждан) или в силу особенностей
некоторых гарантий (Российское государство в состоянии гарантировать защиту
и покровительство за пределами страны только своим гражданам).
Обязанность государств осуществлять сотрудничество в поощрении и
развитии уважения к правам человека и основным свободам без какой-либо
дискриминации была зафиксирована в Уставе Организации Объединенных Наций.
Однако потребовалась длительная борьба западных держав против сопротивления
тоталитарных государств, прежде чем появились крупные международно-правовые
акты в этой области. Первым из них стала Всеобщая декларация прав человека,
принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. (СССР и другие
социалистические страны при голосовании воздержались).
Всеобщая декларация прав человека состоит из преамбулы и 30 статей. В
ней не делается различия между правами человека и правами гражданина, и все
права трактуются как принадлежащие всем людям. Статья 1 гласит: "Все люди
рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены
разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе
братства". Далее провозглашаются права на жизнь, свободу и личную
неприкосновенность, другие личные права и свободы, а также экономические,
социальные и культурные права, на которые человек вправе претендовать как
"член общества" (право на труд, социальное обеспечение, образование и др.).
Нормы этого документа имеют декларативный характер, а сам он не содержит
механизма обеспечения этих норм. Однако Декларация сыграла и продолжает
играть важную роль в утверждении прав человека.
В 1966 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла новые важные акты —
Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и
Международный пакт о гражданских и политических правах (ратифицированы СССР
в 1973 г.). В этих актах дается более детализированный перечень прав
человека и гражданина, а, кроме того, Пактом о гражданских и политических
правах предусматривается создание Комитета по правам человека,
ответственного за соблюдение и принятие мер по претворению в жизнь прав,
признаваемых в этом Пакте. В 1984 г. аналогичный Комитет был создан по
экономическим, социальным и культурным правам. Оба пакта составили
своеобразный международный кодекс прав человека и гражданина, а государства-
участники взяли на себя обязательство принять необходимые законодательные
меры по обеспечению предусмотренных в пактах прав и свобод.
Важнейшим международно-правовым актом о правах человека является
Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, принятая в
Риме 4 ноября 1950 г. В Конвенции и связанных с ней протоколах (их в
настоящее время насчитывается одиннадцать) закреплены основные права и
свободы, уголовно-процессуальные гарантии, имущественные и другие права.
Для охраны этих прав и свобод учрежден Европейский Суд по правам человека,
юрисдикция которого распространяется на все дела, касающиеся толкования и
применения Конвенции. Участниками Конвенции являются члены Совета Европы
(их сейчас вместе с Россией 39), который является межправительственной
организацией, Согласно ст. 3 Устава этой организации каждый член
Совета Европы должен признавать принцип верховенства права и принцип,
в соответствии с которым все лица, находящиеся под его юрисдикцией, должны
пользоваться правами человека и основными свободами. Членом Совета Европы
может стать также любое европейское государство, которое рассматривается
как способное и стремящееся соответствовать положениям ст. 3 (в таком
статусе, изложенном в ст. 4 Устава, в Совет в 1996 г. принята Россия).
Существуют и другие международно-правовые акты о правах человека:
Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или
унижающего достоинство обращения или наказания, Международная конвенция о
ликвидации всех форм расовой дискриминации и др. Серьезные документы в этой
области — конвенции и рекомендации — приняты специализированной
организацией ООН — Международной организацией труда (МОТ).
Указанные международно-правовые акты послужили базисом для
соответствующей главы в Конституции России. Часть 1 ст. 17 устанавливает:
"В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека
и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного
права и в соответствии с настоящей Конституцией". Такая формулировка
означает, что любое из прав человека, перечисленных в международно-правовых
актах, действует в России только в том случае, если оно зафиксировано в
российской Конституции. Но, как отмечалось выше, среди основ
конституционного строя действует правило о том, что общепризнанные принципы
и нормы международного права являются составной частью правовой системы
Российской Федерации (ч. 4 ст. 15). Налицо очевидное несоответствие.
Однако, учитывая, что статус норм, являющихся основами конституционного
строя, выше, чем статус других норм Конституции, следует признать, что
общепризнанные принципы и нормы международного права в области прав
человека имеют в России прямое действие и не требуют механизма
имплементации, т. е. закрепления через внутреннее законодательство.
Это тем более важно, что международно-правовые акты и конституция
часто закрепляют по сути одинаковые права не в идентичных формулировках,
что рождает различные толкования по поводу последствий. В Конституции РФ
нет нормы, равносильной ст. 2 Пакта об экономических, социальных и
культурных правах, в которой закреплено "право каждого на достаточный
жизненный уровень для него самого и его семьи, включающий достаточное
питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни". К тому
же со временем международное сообщество может принять акты о новых правах и
свободах, включение которых в Конституцию России по каким-то причинам будет
задерживаться или вообще признано нецелесообразным. Аналогичный вопрос
встает в связи со вступлением России в Совет Европы — основные европейские
конвенции содержат высокие стандарты по правам человека, что требует
приведения в соответствие с ними внутреннего законодательства страны. Ясно,
что права человека во всех таких случаях должны быть защищены, и формой
этой защиты выступает прямое действие международно-правовых актов.
Процесс правовой интернационализации прав человека развивается быстро
и в весьма эффективных формах, превращая гражданина государства в
гражданина планеты. Фактически уже сейчас в силу признания международного
права внутренним правом страны ни одно государство не должно отказывать
человеку в каком-то субъективном праве на том основании, что оно не
зафиксировано в конституции данного государства. Трудно предположить, что в
России Государственная Дума откажется ратифицировать какой-либо
международно-правовой акт, закрепляющий новые права и свободы, а гражданам
будет отказано в этих правах по соображениям их отсутствия в Конституции.
Это указывает на неуклонное сближение международно-правового и
конституционно-правового институтов прав и свобод, что в перспективе может
сделать последний излишним. Единый всемирный правовой статус человека и
гражданина, несомненно, будет чертой будущей цивилизации.

Классификация основных прав и свобод

Права и свободы традиционно делятся в науке на три группы: 1.личные,
2. политические и 3. экономические, социальные и культурные. Эта
классификация помогает уяснению относительной целостности прав и свобод
каждой группы. В Конституции России такое разделение на группы прямо не
делается, но в изложении заметна сгруппированность прав по указанным
основаниям. Данная классификация в достаточной мере условна, поскольку
отдельные права по своему характеру могут быть отнесены к разным группам.
Например, свобода слова в равной мере может быть отнесена как к личным, так
и к политическим правам. Все права и свободы неразделимы и взаимосвязаны,
так что любая их классификация носит условный характер.
Личные права и свободы включают: право на жизнь, на свободу, на личную
неприкосновенность, на неприкосновенность частной жизни, жилища, свободное
передвижение и выбор места жительства, свободу совести, свободу мысли и
слова, на судебную защиту своих прав, на юридическую защиту, на
процессуальные гарантии в случае привлечения к суду и др.
Политические права и свободы включают: право на объединение, на
проведение собраний, митингов и демонстраций, на участие в управлении
делами государства, избирать и быть избранным и др.
К числу экономических, социальных и культурных прав относятся: свобода
предпринимательства, право частной собственности, право на труд, на отдых,
на забастовку, на охрану семьи, на социальное обеспечение, на жилище, на
охрану здоровья, на образование, на участие в культурной жизни, свобода
творчества и др.
Теперь подробнее рассмотрим основные из перечисленных выше прав и
свобод.
Политические права составляют одну из сторон совокупности прав и
свобод человека и гражданина, гарантируемых Конституцией Российской
Федерации. Вместе они составляют систему, охватывающую все сферы
существования человека и гражданина. Располагаются они в главе 2
Конституции РФ и не подразделяются на какие-либо группы, но каждое право
касается определенной области жизни гражданина, чем и вызвана необходимость
классификации прав и свобод. Наиболее распространенным способом стало
разделение прав и свобод на группы по важнейшим сферам жизнедеятельности
гражданина. По этому основанию все права и свободы подразделяются на личные
(гражданские, частные), социальные, экономические, культурные (духовные) и
политические
Политические права и свободы являются выражением принадлежности власти
народу, реализацией народовластия
Особенность их заключается в том, что осуществляются они не
индивидуально, а в сообществе с другими гражданами
Совокупность политических прав включает в себя следующие конкретные
права и свободы:

Статья 20 Российской Конституции гласит:
1. Каждый имеет право на жизнь.
2. Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться
федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо
тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на
рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.

Жизнь человека—высшая социальная ценность, охраняемая законом. Право
на жизнь является естественным и неотъемлемым.
Во Всеобщей декларации прав человека провозглашаются «ценность
человеческой личности» (преамбула) и право каждого человека на жизнь
(статья 3). В Международном пакте о гражданских и политических правах
обращено внимание на неотъемлемость этого права, его охрану законом и
недопустимость произвольного лишения жизни (статья 6). Российская
Конституция исходит из этих положений.
Право на жизнь сохраняет свое значение вплоть до смерти человека.
Однако до сих пор не прекратились дискуссии по вопросу о том, в какой
момент наступает смерть. Этот вопрос приобрел особую актуальность в связи с
все расширяющейся практикой трансплантации человеческих органов. Вправе ли
врач отключить приборы, искусственно поддерживающие некоторые
физиологические функции человека (дыхание, сердцебиение), и изъять у него
для пересадки органы, если установлено, что клетки мозга необратимо умерли?
Имеют ли при этом правовое значение возражения родственников погибшего? На
поставленные вопросы отвечает Закон Российской Федерации от 22 декабря 1992
г. «О трансплантации органов и (или) тканей человека». В статье 9
предусмотрено, что заключение о смерти (открывающее возможность пересадки
органов) дается на основе констатации необратимой гибели всего головного
мозга (смерть мозга).

Статья 21 Российской Конституции гласит:
1. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть
основанием для его умаления.
2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или
унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может
быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным
опытам.
Каждый человек представляет собой высшую ценность как существо,
наделенное разумом, волей и чувствами. Достоинство—признание за человеком
этой ценности независимо от того, что он о себе думает и как его оценивают.
Другие. Достоинство субъективно (чувство собственного достоинства) и в то
же время объективно (всеобщее признание и уважение личности). Каждый
человек имеет право на то, чтобы никто не умалял его достоинство.
Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам охрану
достоинства личности. Эта гарантия дается любому человеку, т. е.
Конституция ставит знак равенства между понятиями «человек» и «личность».
Охраняется достоинство не только взрослого и дееспособного человека, но и
ребенка, а также душевнобольного. В частности, оскорбление таких лиц, ими
не осознанное,—тоже преступление (статья 131 УК РСФСР). Запрещая унижать
достоинство и честь всех лиц, подвергаемых освидетельствованию (статья 181
УПК РСФСР), привлекаемых к участию в следственном эксперименте (статья 183
УПК РСФСР), закон исходит из того, что они—личности.

В статье 22 Конституции сказано:
1. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.
2. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются
только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть
подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.
Право на свободу и личную неприкосновенное принадлежит каждому
гражданину России, иностранцу, лицу без гражданства, лицу с двойным
гражданством.
Правом на свободу и личную неприкосновенность пользуются
несовершеннолетние и душевнобольные, в том числе признанные недееспособными
или ограниченно дееспособными. Однако свобода и неприкосновенность этих лиц
могут быть до известных пределов ограничены на законных основаниях
родителями, усыновителями, опекунами и попечителями в интересах надлежащего
воспитания несовершеннолетних или охраны жизни, здоровья, прав и законных
интересов душевнобольных. Но злоупотребление родительскими правами,
жестокое обращение с детьми, оставление подопечных без надзора и помощи
влекут соответственно лишение родительских прав или отстранение опекунов и
попечителей от исполнения ими своих обязанностей (статьи 59, 138 Кодекса о
браке и семье РСФСР).
Государство гарантирует право гражданина на свободу и личную
неприкосновенность. Во всех случаях нарушения этого права человек может
требовать его восстановления по суду (см. комментарий к статье 46).
Частью первой статьи 22 учреждены два правовых института: 1)
неприкосновенность личности, 2) неприкосновенность личной жизни. Первый
институт закреплен в статьях 21 и 22, а второй—в статьях 23, 24, 25
Конституции.
В статье 22 право на свободу связано с личной неприкосновенностью. Под
правом личной неприкосновенности следует понимать гарантированную
государством личную безопасность и свободу человека, состоящую в
недопущении, пресечении и наказуемости посягательств на: 1) жизнь,
здоровье, телесную неприкосновенность и половую свободу (физическая
неприкосновенность); 2) честь, достоинство, нравственную свободу
(нравственная неприкосновенность); 3) нормальное течение психических
процессов (психическая неприкосновенность); 4) индивидуальную свободу
человека, выражающуюся в предоставленной ему возможности располагать собой,
своим свободным временем, по своему усмотрению определять место пребывания,
не находиться под наблюдением или охраной (личная безопасность).
Статья 23 Российской Конституции гласит:
1. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и
семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.
2. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров,
почтовых, телеграфных и иных сообщении. Ограничение этого права допускается
только на основании судебного решения.
Частная жизнь (в некоторых правовых и литературных источниках—личная
жизнь) представляет собой жизнедеятельность человека в особой сфере
семейных, бытовых, личных, интимных отношений, не подлежащих контролю со
стороны государства, общественных организаций, граждан; свободу уединения,
размышления, вступления в контакты с другими людьми или воздержания от
таких контактов; свободу высказываний и правомерных поступков вне сферы
служебных отношений; тайну жилища, дневников, других личных записей,
переписки, других почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений,
содержания телефонных и иных переговоров; тайну усыновления;
гарантированную возможность доверить свои личные и семейные тайны
священнику, врачу, адвокату, нотариусу без опасения их разглашения.
«Неприкосновенность» и «тайна»—два понятия, характеризующие природу данного
института.
Следует различать тайны исключительно личные (никому не доверенные) и
тайны профессиональные (личные тайны, доверенные представителям различных
профессий—врачам, адвокатам, нотариусам, священникам). Субъекты
профессиональных тайн несут юридическую или иную (например, религиозную)
ответственность за их разглашение. Не всякая личная тайна является
семейной. Не все, что человек сообщает врачу, адвокату, нотариусу, является
его тайной, однако эти лица обязаны не разглашать любые сообщенные им
сведения (например, об обстоятельствах уголовного дела).
Вынужденная необходимость разглашения личных и семейных тайн, сведений
о частной жизни граждан возникает в трех основных сферах: 1) борьбы с
преступностью; 2) защиты здоровья граждан; 3) при объявлении чрезвычайного
и военного положения.

Статья 20 Российской Конституции гласит:
Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли
проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным
законом, или на основании судебного решения.
Запрет проникновения в жилище означает недопустимость не только
вхождения в него вопреки воле проживающих в нем лиц, но и иных форм
получения сведений о том, что происходит в жилище. В частности, по общему
правилу недопустимы использование современных технических средств для
прослушивания разговоров, ведущихся в жилище, и визуальные наблюдения за
жилищем. Имеется в виду недопустимость установки в жилище
микроаудиозаписывающей и видеоаппаратуры, использование чердаков, подвалов,
каналов вентиляции для установки аудио- и видеоаппаратуры, фиксирующей все
происходящее в жилище, дистанционного наблюдения за жилищем. Такие действия
возможны лишь на основании и в порядке, установленном законом. В
комментарии к статье 23 Конституции были названы законы Российской
Федерации, допускающие негласную оперативно-розыскную деятельность.

В Статье 30 Российской Конституции говорится:
1. Каждый имеет право на объединение, включая право создавать
профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности
общественных объединений гарантируется.
2. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение
или пребыванию в нем.
Право на объединение—одно из политических прав, цель которого
обеспечить возможность участия каждого в общественной и политической жизни,
а также юридически установить создание разного рода общественных
объединений (подчеркнем, что на территории России до- принятия
соответствующих нормативных актов нормы правовых актов бывшего СССР
применяются в части, не противоречащей Конституции, законодательству
Российской Федерации).
Конституция Российской Федерации (часть третья статьи 13, статья 30) и
законодательство (Закон СССР от 9 октября 1990 г. «Об общественных
объединениях», Закон СССР от 10 декабря 1990 г «О профессиональных союзах,
правах и гарантиях их деятельности», статьи 2 и 225 КЗоТ Российской
Федерации) закрепляют право на создание и деятельность политических партий,
общественных движений, профсоюзов, предпринимательских объединений, женских
и молодежных организаций, творческих союзов, социально-экономических и
социально-культурных обществ и ассоциаций.

Статья 31 Российской Конституции гласит:
Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без
оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и
пикетирование.
Право проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и
пикетирование—важный элемент правового статуса гражданина Российской
Федерации. Право на проведение публичных мероприятий—субъективное право
граждан, имеющее целью оказать воздействие на органы государственной власти
для решения вопросов жизнедеятельности общества (политических, правовых,
социально-экономических, социально-культурных и др.). Оно является важным
элементом народовластия, формой участия граждан в управлении делами
государства, как на общефедеральном уровне, так и на уровне субъектов
Федерации и местного самоуправления.
Основными законодательными актами, регулирующими право на проведение
публичных мероприятий, являются, в частности: Указ Президента Российской
Федерации от 25 мая 1992 г. «О порядке организации и проведения митингов,
уличных шествий, демонстраций и пикетирования», Указ Президиума Верховного
Совета РСФСР от 29 июля 1988 г. «Об ответственности за нарушение
установленного порядка организации и проведения собраний, митингов, уличных
шествий и демонстраций».

В Статье 32 Российской Конституции говорится:
1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении
делами государства как непосредственно, так и чере

Новинки рефератов ::

Реферат: Находка (География)


Реферат: Иван Владимирович Мичурин (Сельское хозяйство)


Реферат: Московское сражение Второй Мировой войны (История)


Реферат: Украинская вышивка (Искусство и культура)


Реферат: Семейное право (Доклад) (Право)


Реферат: Проблема обеспечения безопасности человека при воздействии звуковых и световых эффектов (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Теория конфликта в отечественной и зарубежной социологии (Социология)


Реферат: Власть как первооснова политики (Политология)


Реферат: Центральный район России (География)


Реферат: Розробка бізнес-плану МПП СОФ (Менеджмент)


Реферат: Зарождение магии и ее отражение в монотеистических религиозных системах на примере Христианства (Религия)


Реферат: Арбат (История)


Реферат: Организация оформления и учет депозитных операций физических лиц в кредитных организациях (Бухгалтерский учет)


Реферат: Исследование cвязи типа высшей нервной деятельности и свойств темперамента (Психология)


Реферат: Договор долевого участия в строительстве (Гражданское право и процесс)


Реферат: Углеводы, жиры и белки - источники энергии для человека и животных (Биология)


Реферат: Иностранные инвестиции в России (Инвестиции)


Реферат: Мое любимое время года в творчестве русских поэтов (Литература : русская)


Реферат: Дидактика (Педагогика)


Реферат: Синтез речи (Программирование)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист