GeoSELECT.ru



Литература : русская / Реферат: Образ Петербурга в романе Достоевского "Преступление и наказание" (Литература : русская)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Образ Петербурга в романе Достоевского "Преступление и наказание" (Литература : русская)





Петербург в романе Достоевского
«Преступление и наказание»



.



Под вечер жарчайшего июльского дня, незадолго до захода солнца, уже
бросающего свои косые лучи, из жалкой каморки “под самой кровлей высокого
пятиэтажного дома” выходит в тяжкой тоске бывший студент Родион
Раскольников. Так начинается роман Ф.М.Достоевского “Преступление и
наказание”. Уже в самом начале произведения автор показывает нам гнетущую
обстановку, которая будет окружать героев на протяжении всего действия. С
этого момента - без передышки, без покоя и отдыха, в исступлении и в
задумчивости, в бреду и страхе - мечется по петербургским улицам ,
останавливается на мостах, заходит в грязные распивочные герой Достоевского
Родион Раскольников. И все это время мы не перестаем ощущать присутствие
рядом с ним некоего неживого персонажа - огромного города.
Действие романа погружено в эпоху, эпоху, прозванную “железным веком”.
И не случайно Петербург у Достоевского становится ее олицетворением.
Ведь было два Петербурга. Один - город, созданный руками гениальных
архитекторов, Петербург Дворцовой набережной и Дворцовой площади, Петербург
дворцовых переворотов и пышных балов, Петербург - символ величия и
расцвета послепетровской России, поражающий нас своим великолепием и по сей
день. Но был и другой, далекий и неизвестный нам , теперешним людям,
Петербург - город, в котором люди живут в “клетушках”, в желтых грязных
домах с грязными темными лестницами, проводят время в маленьких душных
мастерских или в смердящих кабаках и трактирах, город полусумасшедший, как
и большинство знакомых нам героев Достоевского.
Первый Петербург был воспет многими поэтами-лириками. Вот, например,
бессмертные слова Пушкина о нем:
“Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит,
Твоих оград узор чугунный,
Твоих задумчивых сводов
Прозрачный сумрак, блеск бездонный,
Когда я в комнате моей
Пишу, читаю без лампады,
И ясны спящие громады
Пустынных улиц и светла
Адмиралтейская игла...”
А вот как описан Петербург второй, увиденный Достоевским: “ На улице
жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса,
кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому
петербуржцу, не имеющему возможность нанять дачу, - все это разом неприятно
потрясло и без того уже расстроенные нервы юноши”.
Образ жизни людей из высшего света, “высшего” и роскошного Петербурга
характеризуется только одной строкой из пушкинского “Евгения Онегина”:
“Полусонный в постелю с бала едет он”. А людям Петербурга “низшего”
приходится добывать свой кусок хлеба трудом тяжким, имея одну только
радость - горько напиться под вечер.
Если верить, что все на Земле получает энергию из космоса, то тогда
то, как распределил свою долю Петербург между своими обитателями, нельзя
сравнить даже с тем, как делится добычей лев с гиенами: Петербург трущоб
как-будто выжат весь в пользу Петербурга дворцов. И это та цена, которую
должен заплатить город за свое видимое процветание. Ведь не будь этого
несправедливого деления, в среднем, мы получили бы посредственный, серый
город, который не смог бы вдохновлять собой писателе и поэтов, окутывая их
своей магической философией “двуличности”
При всем этом Петербург еще и поразительно замкнут. Живущий в нем
“закрыт от солнца” и от других людей, каждый - своем “шкафу”-каморке.
Город болен, и чудовищно больны его обитатели. Сама окружающая обстановка
создает у человека чувство безвыходности и озлобления. Она стимулирует
возникновение самых невероятных и фантастических теорий: “ Я тогда, как
паук, к себе в угол забился. Я любил лежать и думать”. Город - прекрасный
материал для раздумий, подталкивает мысль в определенном направлении, и в
конце концов заражает человека идеями, больше похожими на бред. Чертой, по
которой мы узнаем зараженного “болезнь большого города”, является
навязчивый желтый цвет. Желтые обои и мебель в комнате у старухи, желтое от
постоянного пьянства лицо Мармеладова, желтая,”похожая на шкаф или на
сундук”, каморка Раскольникова, желтоватые обои в комнате у Сони, “мебель
из желтого отполированного дерева” в кабинете Порфирия Петровича. Эти
детали подчеркивают безысходную атмосферу существования главных действующих
лиц романа, являются предвестниками недобрых событий. Город, как зловещий
демон, ищущий грешные души, опутал все вокруг своими черными сетями, в
которые попадают его обитатели. Он как бы отыгрывается на своих жертвах,
высасывая из них недостающую ему энергию. И в эти мастерски расставленные
ловушки попадают герои романа. Мармеладов испивается в грязной распивочной,
Раскольников привязан нуждой к старухе-процентщице, Сонечка попала в
“когти” Дарьи Францевны,” женщины злонамеренной и полиции многократно
известной”. Раскольников, совершив свое преступление, пошел не только
против человеческой морали и своей совести, он невольно нанес рану и
городу, обрубив одно из его щупалец. И город отомстил ему. задавив свой
громадой, заставив страдать во много раз сильнее. Но события помогают
Раскольникову, выхватив его из этого озлобленного мира. Он, дитя огромного
мрачного города, попав в Сибирь, оказывается в новом для себя мире,
вырванным из той искусственной почвы, на которой взросла его страшная идея.
Это - иной, доселе неведомый Раскольникову мир, мир вечно обновляющейся
Природы. И здесь, вместе с весною, охватывает его “необъятное ощущение
полной и могучей жизни”. Начинается его новый путь, свободный от своеволия
и бунта, путь любви и человеколюбия. И тут мы видим, что каторга - место,
предназначенное по своей сути для ограничения человеческой свободы ,
оказывается местом более пригодным для свободного проявления человеческой
личности, нежели реальная “воля” большого города.
Итак, Достоевский показал нам , что появление его героя во многом
предопределила эпоха. И именно такой, неразрывно связанный с окружающим его
миром герой интересен и автору, и бесконечной череде благодарных ему
читателей.






Реферат на тему: Образ Петербурга в цикле Н.А. Некрасова "О погоде"

Образ Петербурга цикле стихотворений Н.А.Некрасова «О погоде».
В стихах Н.А. Некрасова главной темой является тема народных
страданий. Писателю самому пришлось пережить много трудностей и невзгод,
после того как он переехал в Петербург. Но это позволило ему увидеть город
изнутри.
На мой взгляд, цикл стихотворений "О погоде" - редкий случай, когда
цензура в чем-то поспособствовала увеличению художественных достоинств
произведения. Ее запрет на открытые обличения и политические призывы привел
к тому, что Н.А Некрасов стал писать цикл стихотворений о нелегкой судьбе
петербургской бедноты под видом заметок о погоде. Это привело к созданию
поразительно "одухотворенного" образа города. Если бы не этот конфликт,
стихотворение могло бы сильно потерять в художественном отношении. А так,
будучи вынужден прибегать к иносказаниям, Некрасов, может быть, и создал
образ Петербурга как живого существа, настроение которого отражается в
явлениях природы.
Погода - это "выражение лица" города, если идет дождь, можно сказать,
что он плачет, выглянувшее солнце кажется нам улыбкой. Петербург предстает
перед нами то рыдающим, когда идут бесконечные осенние дожди, то с
прекрасной и одновременно смертоносной улыбкой мифической Горгоны, когда
красота зимних улиц оказывается для человека губительной. Он старается
сделать все, чтобы досадить человеку : летом поднимает столбы пыли, весной
нагоняет завесу тумана. Этой череде выражений гнева, горя, ужаса и страха
Некрасов противопоставляет спокойное, умиротворенное описание сельской
идиллии:
Солнце, воздух, цветов аромат -
Это всех поколений наследство.
Изображение Некрасовым города в виде живого существа не случайно. Это
стихотворение, как и многие другие его "гражданские" произведения,
пронизано довольно тривиальным умозаключением - корень народных страданий
не в самом народе, а вне его. Образ города, который занят истреблением
своих обитателей, тех, кто создает его и о нем заботится, напрашивается сам
собой.
Словно цепи куют на несчастный народ,
Словно город обрушиться хочет.
Не случайно вместе с природными бедствиями, буквально через несколько
страниц, Некрасов описывает человеческое злодеяние, совершенное богатыми
против бедных.
Это изображение Петербурга можно обобщенно назвать образом русской
столицы. Мне кажется, что такой образ не вяжется с нашим представлением о
Петербурге времен Петра - городе молодом и прекрасном. Не подходит этот
образ и Ленинграду, который, в отличие от Москвы, называвшейся до
восстановления в правах столицы "Москвой купеческой", всегда хранил дух
возвышенной интеллигентности. Зато теперешней Москве, с ее контрастом
роскоши и нищеты, этот образ весьма к лицу. По моему мнению, город
становится врагом бедняков не по своей воле и даже не по воле богачей. Суть
гораздо глубже - в самом человеке. Ведь даже во времена Некрасова был
сильный поток людей из деревни в город, а особенно в столицу. Столица - это
не просто сосредоточение дворцов и галерей, как поначалу кажется приезжему.
Это центр человеческой жизни, деловой и социальной, это отражение иерархии
человеческого общества, его неотъемлемая часть. Даже если всех людей
переселить из Столицы, мне кажется, что на новом месте люди выстроят себе
новую столицу, потому что стремление к иерархии, к борьбе, к власти -
неотъемлемая часть человеческой природы.




Новинки рефератов ::

Реферат: Управление маркетингом на предприятии на примере ОАО "Гурьевский металлургический завод" (Менеджмент)


Реферат: Личность как продукт общественно-исторического развития (Социология)


Реферат: Отчет по производственной практике по бухгалтерскому учету на ГХЗ (Бухгалтерский учет)


Реферат: Биография и вклад в науку Н И Вавилова (Сельское хозяйство)


Реферат: Землеведение (Ботаника)


Реферат: Теория государства и права (шпаргалка) (Государство и право)


Реферат: Словообразовательные модели неологизмов в современном английском языке (Иностранные языки)


Реферат: Анализ пакетов обработки экспериментальных данных SABR и BOOTSTRAP (Программирование)


Реферат: Вычисление координат центра тяжести плоской фигуры (Математика)


Реферат: Организация молочного скотоводства в хозяйстве (Сельское хозяйство)


Реферат: Связь Пушкина с Брянщиной (История)


Реферат: Разработка автоматического устройства (Радиоэлектроника)


Реферат: Любимая героиня Л.Н. Толстого - Наташа Ростова (Литература : русская)


Реферат: Пути повышения эффективности образования (Педагогика)


Реферат: Конституция Российской Федерации и ее развитие (Право)


Реферат: Международно-правовые стандарты в Украине (Право)


Реферат: Российские РСЗО (Военная кафедра)


Реферат: Вопросы компьютерной безопасности (антивирусы) (Программирование)


Реферат: Влияние СМИ на формирование общественного мнения (Социология)


Реферат: Социализация подростков (Социология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист