GeoSELECT.ru



Литература : русская / Реферат: Один день Ивана Денисовича (Литература : русская)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Один день Ивана Денисовича (Литература : русская)


Рецензия на рассказ А.И. Солженицына "Один день Ивана Денисовича".

"Один день Ивана Денисовича" связан с одним из фактов биографии самого
автора - Экибастузским особым лагерем, где зимой 1950-51 г. на общих
работах был создан этот рассказ. Главный герой рассказа Солженицына - это
Иван Денисович Шухов, обычный узник сталинского лагеря. В этом рассказе
автор от лица своего героя повествует о всего одном дне из трех тысяч
шестисот пятидесяти трех дней срока Ивана Денисовича. Но и этого дня хватит
чтобы понять то, какая обстановка царила в лагере, какие существовали
порядки и законы, узнать о жизни заключенных, ужаснуться этому. Лагерь -
это особый мир, существующий отдельно, параллельно нашему. Здесь совсем
другие законы, отличающиеся от привычных нам, каждый здесь выживает по-
своему. Жизнь в зоне показана не со стороны, а изнутри человеком, который
знает о ней не понаслышке, а по своему личному опыту. Именно поэтому
рассказ поражает своим реализмом.
"Слава тебе, Господи, еще один день прошел !"- заканчивает свое
повествование Иван Денисович,- "Прошел день, ничем не омраченный, почти
счастливый". В этот день Шухову действительно повезло: бригаду не выгнали
на Соцгородок тянуть проволоку на морозе без обогрева, миновал карцер,
отделался лишь мытьем полов в надзирательской, получил в обед лишнюю порцию
каши, работа досталась знакомая - стену класть на ТЭЦ, клал весело, миновал
благополучно шмон и пронес в лагерь ножовку, подработал вечером у Цезаря,
купил у латыша два стакана самосаду, а самое главное то, что не заболел,
перемогся.
Иван Денисович Шухов был осужден на десять лет по сфабрикованному делу: его
обвинили в том, что он вернулся из плена с секретным немецким заданием
заданием, а какое конкретно оно было - так и не смог никто придумать.
Шухова постигла та же судьба, что и миллионы других людей, воевавших за
Родину, но по окончанию войны из пленников немецких лагерей оказались
пленниками сталинских лагерей ГУЛАГа. Как человек он не может не вызывать
уважения: несмотря на все условия он сумел сохранить доброту,
благожелательное отношение к людям, не обозлился, не потерял человечности.
Шухов готов поделиться последним с хорошим человеком даже просто для того,
чтобы доставить тому удовольствие. Иван Денисович угощает печеньем Алешку-
баптиста чтобы хоть чем-то побаловать, поддержать его, ведь тот "всем
угождает, а заработать не может".А как Иван Денисович относится к Гопчику !
Для него Гопчик почти как родной сын. Это человек мне глубоко симпатичен,
в отличие, например, от шакала Фетюкова, бывшего высокого начальника
привыкшего командовать, который не брезгует даже доставать окурки из
плевательницы. Это настоящий шакал, живущий за счет объедков других. Лизать
чужие тарелки, смотреть человеку в рот в ожидании того, что ему что-нибудь
оставят - для него обычное дело. Он не может вызывать отвращения, даже зэки
отказываются с ним работать, называя его м-ом. В зоне у него не осталось
даже капли мужской гордости, он открыто плачет когда его бьют за лизание
тарелок. Действительно, каждый выбирает для себя путь выживания, но
наиболее недостойный путь - это путь стукача Пантелеева, живущего за счет
доносов на других зэков. Под предлогом болезни он остается в зоне и
добровольно стучит оперу. В лагере ненавидят таких людей, и тот факт, что
было зарезано трое, никого не удивил. Смерть здесь это обычное дело, а
жизнь превращается в ничто. Это пугает больше всего.
В отличии от них Иван Денисович "не был шакал даже после восьми лет общих
работ - и чем дальше, тем крепче утверждался". Он не выпрашивает, не
унижается. Все старается заработать только своим трудом: шьет тапочки,
подносит бригадиру валенки, занимает очередь за посылками, за что и
получает честно заработанное. У Шухова сохранились понятия о гордости и
чести, поэтому он никогда не скатиться до уровня Фетюкова, ведь он именно
подрабатывает, а не старается услужить, "подмазаться". Как и любой
крестьянин, Шухов человек на удивление хозяйственный: он не может просто
так пройти мимо куска ножовки, зная, что из него можно сделать нож, а это
возможность дополнительно заработать.
Уважения заслуживает и бывший капитан второго ранга Буйновский, который "на
лагерную работу как на морскую службу смотрит: сказано делать - значит
делай". Он не старается увильнуть от общих работ, привык все делать на
совесть, а не для показухи. Шухов говорит, что "осунулся крепко за
последний месяц, а упряжку тянет". Буйновский не может смириться с
произволом караула, поэтому заводит спор с Волковским о статье уголовного
кодекса, за что и получил десять суток карцера.. Симпатичен бригадир Тюрин,
попавший в лагерь только лишь потому, что его отец был кулак. Для бригады
он как отец родной, всегда старается отстоять интересы бригады: получить
больше хлеба, выгодную работу. Утром Тюрин дает кому надо чтобы его людей
не выгнали на строительство Соцгородка. Слова Ивана Денисовича о том, что
"хороший бригадир вторую жизнь даст" полностью подходят для характеристики
Тюрина как бригадира. Эти люди, несмотря на все, выживают за счет своего
труда. Они бы никогда не смогли избрать для себя путь выживания Фетюкова
или Пантелеева. Жалость вызывает Алешка-баптист. Он очень добрый, но очень
слабодушный - "им не командует только тот, кто не хочет". Заключение для
него - это воля Бога, в своем заключении видит только хорошее, он сам
говорит, что "здесь есть время о душе подумать". Но Алешка не может
приспособиться у лагерным условиям и, по мнению Ивана Денисовича, долго
здесь не протянет. Хваткой, которой не хватает Алешке-баптисту, обладает
Гопчик, шестнадцатилетний паренек, хитрый и не упускающий возможности
урвать кусок. Он был осужден за то, что носит молоко в лес бендеровцам. В
лагере ему прочат большое будущее: "Из Гопчика правильный будет лагерник …
меньше как хлеборезом ему судьбы не прочат ".
На особом положении находится в лагере Цезарь Маркович, бывший режиссер,
который не успел снять своей первой картины когда попал в лагерь. Он
получает с воли посылки, поэтому может себе позволить многое из того, что
не могут остальные заключенные: носит новую шапку и другие запрещенные
вещи, работает в конторе, избегает общих работ. Хоть Цезарь находится уже
довольно долго в этом лагере, его душа все еще в Москве: обсуждает с
другими москвичами премьеры в театрах, культурные новости столицы. Он
сторонится остальных заключенных, придерживается только Буйновского,
вспоминая о существовании других только тогда, когда он нуждается в их
помощи. Во многом благодаря своей отрешенности от реального мира, на мой
взгляд, и посылкам с воли ему удается выживать в этих условиях. Лично у
меня этот человек не вызывает никаких чувств. Он обладает деловой хваткой,
знает кому и сколько надо дать.

Рассказ Солженицына написан простым языком, он не прибегает к каким-либо
сложным литературным приемам, здесь нет метафор, ярких сравнений, гипербол.
Рассказ написан языком простого лагерного заключенного, именно поэтому
используется очень много "блатных" слов и выражений. "Шмон, стучать куму,
шестерка, придурни, падла",- все это нередко можно встретить в повседневной
речи зэков. В рассказе в изобилии встречаются и непечатные слова. Некоторые
из них изменены Солженицыным в написании, но смысл у них остается тот
же:"…бальник, …яди, грёбаный". Особенно много их употребляет завстоловой
когда старается столкнуть напирающих зэков с крыльца столовой. Я думаю,
чтобы показать жизнь в лагере, царящие порядки и атмосферу, просто было
нельзя это не использовать. Время уходит,а выражения остаются, ими
благополучно пользуются не только в современных зонах, но и обычном общении
между собой многие люди.






Реферат на тему: Окаянные дни

Бунин, как мы знаем, решительно не Февральскую, а затем и Октябрьскую
революцию 1917 года. В пору братоубийственной гражданской войны он занял
недвусмысленную позицию противника большевизма. Бунин характеризует
революцию как начало безусловной гибели России в качестве великого
государства, как развязывание самых низменных и диких инстинктов, как
кровавый пролог коэффициент неисчислимым бедствиям, какие ожидают
интеллигенцию, трудовой народ, страну.
Мыслью о трагической судьбе России подсвечено с большей или меньшей силой
вес бунинское творчество эмигрантской поры.
21 октября 1928 года в Грасе Галина Кузнецова, последняя любовь Бунина,
записала: «В сумерки Иван Алексеевич вошел ко мне и дал свои «Окаянные
дни». Как тяжел этот дневник!! Как ни будь он прав – тяжело это накопление
гнева, ярости, бешенства временами. Коротко сказала что-то по этому поводу
– рассердился! Я виновата, конечно. Он это выстрадал, он был в известном
возрасте, когда писал это….»
Эту книгу, как я уже говорил, у нас обходили молчанием, или бранили.
Между тем, при всем накоплении в ней «гнева, ярости, бешенства», а может
быть, именно поэтому, книга написана необыкновенно сильно, темпераментно,
«личностно». Он крайне субъективен, тенденциозен, этот художественный
дневник 1918-1919годов, с отступлением в предреволюционную пору и в дни
Февральской революции. Политические оценки в нем дышат враждебностью, даже
ненавистью коэффициент большевизму и его вождям.
Но без «Окаянных дней» трудно понять Бунина.
Книга проклятий, расплаты и мщения, пусть словесного, она по темпераменту,
желчи, ярости не имеет ничего равного в «больной» и ожесточенной белой
публицистике. Потому что и в гневе, аффекте, почти исступлении Бунин
остается художником: и в односторонности великой – художником. Это только
его боль, его мука, которую он унес с собой в изгнание.
Предельная чувствительность честность и порядочность Бунина, его чувство
независимости, собственного достоинства, неспособность лгать, притворятся,
идти на компромисс со своей совестью и своими убеждениями – все это было
жестоко попрано в хаосе гражданской войны.
Он увидел ее только с одной стороны. Однако ведь красный террор был такой
же реальностью, что и белый, и даже ему предшествовал. Производились
массовые расстрелы заложников, уничтожались сдавшиеся в плен офицеры и
юнкера.
Лейтмотив «Окаянных дней» очень мрачный, можно сказать – беспросветный.
На страницы Бунина выплескивается улица; митингуют, спорят до хрипоты или
же ропщут, жалуются, угрожают разношерстные лица – коренные москвичи и
сошедшиеся в российскую столицу рабочие, солдаты, крестьяне, барыни,
офицеры, «господа», просто обыватели.





Новинки рефератов ::

Реферат: Финляндия (География)


Реферат: Демократические преобразования в Росии (Политология)


Реферат: Мировая торговля (Банковское дело)


Реферат: Информационные технологии в социальной сфере (Социология)


Реферат: Семья как объект социологического исследования (Социология)


Реферат: Сравнительный анализ функциональных и семантических характеристик глагола to make в разговорном, газетно-публицистическом и научном стилях (Иностранные языки)


Реферат: Белогривка (История)


Реферат: Екатерина II: личность и деятельность (Исторические личности)


Реферат: 1. Римский гражданский процесс: понятие, формы, основные черты, вещи в римском праве. Классификация вещей (История)


Реферат: К вопросу о вентиляции (Теплотехника)


Реферат: Учет материалов (Бухгалтерский учет)


Реферат: Экзистенциальные проблемы в творчестве Ф.М.Достоевского ("Дневник писателя", "Сон смешного человека", "Идиот") (Литература)


Реферат: Православное воспитание (Педагогика)


Реферат: Договор поручение (Гражданское право и процесс)


Реферат: Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова (Литература)


Реферат: Расчет нагрузок с помощью ЭВМ (Компьютеры)


Реферат: Первые самодвижущиеся повозки (Транспорт)


Реферат: Места обучения детей с проблемами в развитии (Педагогика)


Реферат: История развития электрического освещения (Физика)


Реферат: Список экзаменационных вопросов и билетов по налоговой системе за осенний семестр 2000 года (Налоги)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист