GeoSELECT.ru



Литература : русская / Реферат: Тема детства в романе Достоевского "Преступление и наказание" (Литература : русская)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Тема детства в романе Достоевского "Преступление и наказание" (Литература : русская)




Доклад.

Предмет: Литература

Тема: Дети в романе "Преступление и наказание".



Работу выполнил
Маев Роман
10 класс "б"



1999 г.
В теории Раскольникова, позволившей ему пойти на убийство, главным
аргументом становится обвинение общества в жестокости. Те самые люди,
которые на словах признают необходимость любви к ближнему, равнодушны к
реальным страданиям окружающих. Именно из этого , причем самого по себе
действительно верного наблюдения, и делает Раскольников вывод о
двойственности, лицемерии общепринятой морали, о необходимости "крови по
совести" для преодоления зла. Но, обвиняя мир в жестокости, Раскольников
прежде всего говорит о детях. В этой мучительной, горячей любви к детям
раскрывается с особенной силой умение главного героя романа сострадать
чужому горю.
Дети - беззащитны, они не могут сопротивляться беспощадному давлению
жизни. Они не виновны в горе окружающих, и поэтому их страдания особенно
несправедливы. Если общество "топчет" тех, кто ни в чем не виновен, значит,
его устройство безнравственно, ненормально. Впечатления от встреч с
несчастными детьми обостряют ненависть Раскольникова к окружающей
действительности и укрепляет уверенность в правильности своей теории.
Раскольников слышит звуки надтреснутого семилетнего голоска - в
трактире, среди пьяных криков и брани. Эти звуки дополняют трагический
рассказ Мармеладова. Следующее впечатление - встреча с Катериной Ивановной
и ее детьми. Вид этих несчастных детей заставляет Раскольникова отдать
Мармеладовым едва ли не последние свои гроши. В его измученной душе
закрепляется страшная мысль : "И нет никаких преград…" А далее еще одно
впечатление толкает Раскольникова на решение "переступить" : он видит
обманутую и опозоренную девочку на бульваре.
Раскольников с негодованием думает о тех ученых, которые утверждают,
что известный процент людей должен погибнуть, и считают это нормальным. Для
него за этим успокоительным словом "процент" стоит живой человек, и
мириться с гибелью хотя бы одного ребенка Раскольников не хочет и не может.
И вот здесь автор и его герой оказываются рядом, но только в этом.
Нравственное негодование диктует им принципиально разные выводы - это ясно
отражено в романе.
Достоевский видел в детях ту нравственную чистоту, доброту души,
которые утрачены взрослыми. Не случайно все лучшее, что свойственно
взрослым героям романа, связано с миром ребенка. Нельзя говорить о теме
детства в "Преступлении и наказании", имея в виду только детей Катерины
Ивановны. Как ребенок, слабый, беспомощный, с детски чистой, наивной и
светлой душой, рисуется Соня. Она похожа на ребенка в своих чувствах, в
своих поступках - искренностью и добротой. Чистый и справедливый мир
детской души открывается и во сне Раскольникова. Именно ребенок протестует
против жестокости взрослого мира в этом сне. Та непосредственная,
недумающая доброта, которую неоднократно проявляет Раскольников - вопреки
собственной теории - неразрывно связана с мальчиком Родей, с тем
нравственным "запасом", который сохранился в герое романа с детства. Убив
беспомощную, по детски беззащитную Лизавету, Раскольников словно поднял
руку на самого себя. Именно детям, искупая свои грехи, помогает в
"Преступлении и наказании" Свидригайлов.
Достоевский, безусловно, следует и христианскому пониманию. Дети в
Евангелиях символизируют нравственную близость человека к Богу, чистоту
души, способной поверить - и устыдиться. Раскольников двойственен в романе:
природная, данная Богом, доброта героя "затемнена" гордыней и озлоблением
взрослого человека. Весь роман ребенок в Раскольникове борется со
взрослым, доброта - с жестокостью и самолюбием. Нравственный перелом,
произошедший в душе Раскольникова в эпилоге "Преступления и наказания",
означает окончательную победу доброты,возвращение героя к себе самому -
ребенку, возвращение к Богу. И здесь автор романа, пройдя рядом со своим
героем его долгий, мучительный и противоречивый путь, впервые, наконец,
"встречается" с ним "лицом к лицу", как встречаются люди одной веры, одного
понимания жизни…






Реферат на тему: Тема любви в лирике Фета

План



Введение. 2
Мария Лазич. 3
Тема любви в лирике Фета 9
Красота любви. 10
Заключение. 17

Введение.
Афанасий Афанасьевич Фет (Шеншин) (1820-1892) - замечательный русский поэт,
тончайший лирик, открывший совершенно новую страницу в истории русской
поэзии. Не сразу оценили его многие современники: насмешки, резкое
неприятие, многочисленные пародии, отнюдь не безобидные, - вот шлейф
литературного успеха Фета на протяжении всей жизни. Но высочайшим образом
оценил поэта двадцатый век. Уже в самом начале века Фета называли "певцом
молчания", "певцом неслышимого", новый читатель с упоением внимал фетовским
строкам, что "движутся "воздушной стопою", "едва произнесенные". "Вся
мировая радость и сладость любви растворилась в утонченнейшую стихию и
наполняет ароматными парами его страницы; вот почему от его стихотворений
замирает сердце, кружится голова",- писал известный литературный критик
К.Айхенвальд. В книгу “Воздушный город” (М.- 1995, 243 стр.) вошли
избранные стихи 1840-1892 гг., а также статьи о Фете его современников-
почитателей:Вл.Соловьева, С.Страхова, Б.Садовского.
Любовная лирика Фета - самая откровенная страница его поэзии. Сердце поэта
открыто, он не щадит его, и этот драматизм его стихов буквально потрясает,
не смотря на то, что, как правило, кончаются они светло, мажорно.
Стихи А. А. Фета любимы у нас в стране. Время безоговорочно подтвердило
ценность его поэзии, показало, что она нужна нам, людям XX века, потому что
задевает самые сокровенные струны души, открывает красоту окружающего мира.

Афанасий Афанасьевич Фет родился в усадьбе Новоселки Мценского уезда в
ноябре 1820 года.
История его рождения не совсем обычна. Отец его, Афанасий Неофитович
Шеншин, ротмистр в отставке, принадлежал к старому дворянскому роду и был
богатым помещиком. Находясь на лечении в Германии, он женился на Шарлотте
Фет, которую увез в Россию от живого мужа и дочери. Через два месяца у
Шарлотты родился мальчик, названный Афанасием и получивший фамилию Шеншин.
Четырнадцать лет спустя, духовные власти Орла обнаружили, что ребенок
родился до венчания родителей и Афанасий был лишен права носить фамилию
отца, и лишен дворянского титула. Это событие ранило впечатлительную душу
ребенка, и он почти всю свою жизнь переживал двусмысленность своего
положения.
Особое положение в семье повлияло на дальнейшую судьбу Афанасия Фета - он
должен был выслужить себе дворянские права, которых его лишила церковь.
Прежде всего, он окончил университет, где учился сначала на юридическом,
затем на филологическом факультете. В это время, в 1840 году он и издал
отдельной книгой свои первые произведения, не имевшие, однако, никакого
успеха.

Мария Лазич.
В годы военной службы Афанасий Фет пережил трагическую любовь, которая
повлияла на все его творчество. Это была любовь к Марии Лазич, поклоннице
его поэзии, девушке весьма талантливой и образованной. Она тоже полюбила
его, но они оба были бедны, и А. Фет по этой причине не решился соединить
свою судьбу с любимой девушкой. Вскоре Мария Лазич погибла, она сгорела. До
самой смерти поэт помнил о своей несчастной любви, во многих его стихах
слышится ее неувядаемое дыхание.
Вдохновением для поэта была любовь его молодости к дочери помещика Марии
Лазич. Насколько их любовь была высока и огромна, настолько и трагична.
Мария Лазич знала, что Фет никогда не женится на ней, и последствием была
ее смерть. Смерть была темна и загадочна, можно даже предполагать, что это
было самоубийство. Чувство своей вины постоянно преследовало Фета на
протяжении его жизни, даже современники отмечали холодность, даже некоторую
жестокость Фета в жизни. И, может быть, все же переживания о потере своей
любимой нашли свое отражение в другом мире Фета – мире лирических
переживаний, настроений, чувств, воплощенных в стихотворения. Фет ощущал
себя в другом бытии, мире поэзии, где он не одинок, а рядом с любимым
человеком. Они снова вместе, и никто не сможет их разлучить.

И хоть жизнь без тебя
Суждено мне влачить,
Но мы вместе с тобой,
Нас нельзя разлучить.

Поэт все время ощущает духовную близость со своей любимой, о чем
свидетельствует стихотворения

Ты отстрадала, я еще страдаю…

В тиши и мраке таинственной ночи…

Образ Марии Лазич для поэта является нравственным идеалом, а вся жизнь
поэта – это стремление к идеалу и надежда на воссоединение с ним. Можно
отметить, что любовная лирика Фета наполнена не только чувством надежды и
упования. Она также глубоко трагична. Чувство любви – это не только
радость, накопленная трепетными воспоминаниями, но и любовь, которая несет
душевные муки и страдания.
Например, как стихотворение «На заре ты ее не буди» наполнено различным
смыслом. Вначале вроде бы показан тихий сон девушки, но уже потом
появляется какое-то напряжение…

И подушка ее горяча,
И горяч утомительный сон.

Это строка указывает на болезненное состояние. Любовь Фета – это
костер, как и поэзия, – пламя, в котором сгорает душа.
Ужель ничто тебе в то время не шепнуло: здесь человек сгорел!
Но время шло, а любовь его не угасла, она была настолько велик, сильна, что
даже его друзья удивлялись, как он смог написать стихотворение «На качелях»
– по прошествии сорока лет.
«Сорок лет тому назад я качался на качелях с девушкой, стоя на доске, а
платье ее трепетало от ветра», - пишет Фет в письме к Полонскому. Насколько
же память о своей девушке рождает такие воспоминания, не дает покоя в
течение всей жизни.
Поэзия поэта – это плод его любовных переживаний и воспоминаний, которому
он отдал все, что испытал, пережил, потерял.
Конечно же, потеря любимого человека произвела на Фета глубокое
впечатление, поэт пережил душевное потрясение, в результате чего у него
проявился великолепный талант, который открыл ему дорогу в поэзию для
выражения своих чувств и переживаний.
Стихи А. Фета - это чистая поэзия, в том смысле, что там нет ни капельки
прозы. Обыкновенно он не воспевал жарких чувств, отчаяния, восторга,
высоких мыслей, нет, он писал о самом простом - о картинах природы, о
дожде, о снеге, о море, о горах, о лесе, о звездах, о самых простых
движениях души, даже о минутных впечатлениях. Его поэзия радостна и светла,
ей присуще чувство света и покоя. Даже о своей загубленной любви он пишет
светло и спокойно, хотя его чувство глубоко и свежо, как в первые минуты.
До конца жизни Фету не изменила радость, которой проникнуты почти все его
стихи.
Красота, естественность, искренность его поэзии доходят до полного
совершенства, стих его изумительно выразителен, образен, музыкален. Недаром
к его поэзии обращались и Чайковский, и Римский-Корсаков, и Балакирев, и
Рахманинов, и другие композиторы. «Это не просто поэт, а скорее поэт -
музыкант...»- говорил о нем Чайковский. На стихи Фета было написано
множество романсов, которые быстро завоевали широкую известность.
Фета можно назвать певцом русской природы. Приближение весны и осеннее
увядание, душистая летняя ночь и морозный день, раскинувшееся без конца и
без к рая ржаное поле и густой тенистый лес - обо всем этом пишет он
в своих стихах. Природа у Фета всегда спокойная, притихшая, словно
замерзшая. И в то же время она удивительно богата звуками и красками, живет
своей жизнью, скрытой от невнимательного глаза:

Я пришел к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало;

Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой...

Превосходно передает Фет и «благоухающую свежесть чувств», навеянных
природой, ее красотой, прелестью. Его стихи проникнуты светлым, радостным
настроением, счастьем любви. Поэт необычайно тонко раскрывает разнообразные
оттенки человеческих переживаний. Он умеет уловить и облечь в яркие, живые
образы даже мимолетные душевные движения, которые трудно обозначить и
передать словами:

Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря!..

Обычно А. Фет в своих стихах останавливается на одной фигуре, на одном
повороте чувств, и в то же время его поэзию никак нельзя назвать
однообразной, наоборот, - она поражает разнообразием и множеством тем.
Особая прелесть его стихов помимо содержания именно в характере настроений
поэзии. Муза Фета легка, воздушна, в ней будто нет ничего земного, хотя
говорит она нам именно о земном. В его поэзии почти нет действия, каждый
его стих - это целый род впечатлений, мыслей, радостей и печалей. Взять
хотя бы такие из них, как «Луч твой, летящий далеко...», «Недвижные очи,
безумные очи...», «Солнце луч промеж лип...», «Тебе в молчании я простираю
руку...» и др.
Поэт воспевал красоту там, где видел ее, а находил он ее повсюду. Он был
художником с исключительно развитым чувством красоты, наверное, потому так
прекрасны в его стихах картины природы, которую он брал такой , какая она
есть, не допуская никаких украшений действительности. В его стихах зримо
проглядывает пейзаж средней полосы Росси.
Во всех описаниях природы А. Фет безукоризненно верен ее мельчайшим
черточкам, оттенкам, настроениям. Именно благодаря этому поэт и создал
изумительные произведения, вот уже столько лет поражающие нас
психологической точностью, филигранной точностью. К числу их принадлежат
такие поэтические шедевры, как «Шепот, робкое дыхание...», «Я пришел к тебе
с приветом...», «На заре ты ее не буди...», «Заря прощается с землей...».
Любовная лирика Фета - самая откровенная страница его поэзии. Сердце
поэта открыто, он не щадит его, и этот драматизм его стихов буквально
потрясает, не смотря на то, что, как правило, кончаются они светло,
мажорно.
Стихи А. А. Фета любимы у нас в стране. Время безоговорочно подтвердило
ценность его поэзии, показало, что она нужна нам, людям XX века, потому что
задевает самые сокровенные струны души, открывает красоту окружающего мира.



Тема любви в лирике Фета

Лирика Фета тематически крайне бедна: красота природы и женская любовь _
вот и вся тематика. Но какой огромной мощи достигает Фет в этих узких
пределах. Вот стихотворение 1883 года: "Только в мире и есть, что тенистый
Дремлющих кленов шатер.
Только в мире и есть, что лучистый
Детски задумчивый взор.
Только в мире и есть, что душистый
Милой головки убор.
Только в мире и есть этот чистый
Влево бегущий пробор".
Это своеобразная онтология (философское учение о бытии) Фета, хотя
философской его лирику назвать трудно. Мир поэта очень узкий, но какой же
прекрасный, полный изящества. Грязь жизни, проза и зло жизни не проникали в
его поэзию никогда. Прав ли он в этом?
Видимо, да, если видеть в поэзии искусство по преимуществу. Красота и
должна быть главным в ней.
Гениальна лирика природы Фета: "Я пришел к тебе с приветом", "Шепот. Робкое
дыханье", "Какая грусть! Конец аллеи", "Это утро, радость эта", "Жду я,
тревогой объят" и множество других лирических миниатюр. Они разнообразны,
непохожи, каждая являет собой неповторимый шедевр. Но есть общее: во всех
них Фет утверждает единство, тождество жизни природы и жизни человеческой
души. И поневоле задумываешься: где источник, откуда эта красота? Творение
ли это Отца небесного? Или источник всего этого _ сам поэт, его умение
видеть, его светлая, открытая красоте душа, каждое мгновение готовая
восславить окружающую красоту? В своей лирике природы Фет выступает как
антинигилист: если для тургеневского Базарова "природа не храм, а
мастерская, и человек в ней работник", то для Фета природа _ единственно
храм, храм и фон прежде всего любви, роскошная декорация для тончайших
сюжетных изгибов любовного чувства, а во-вторых, храм для вдохновения,
умиления и молитвы красоте.
Красота любви.
Если для Пушкина любовь была проявлением высшей полноты жизни, то для Фета
любовь есть единственное содержание человеческого бытия, единственная вера.
Эту мысль он утверждает в своих стихах с такой силой, что заставляет
усомниться, не язычник ли он. У него и сама природа любит _ не вместе, а
вместо человека ("В дымке-невидимке"). В то же время вполне в христианском
духе Фет считает человеческую душу частицей небесного огня, божьей искрой
("Не тем, господь, могуч, непостижим"), ниспосланной человеку для
откровений, дерзаний, вдохновения ("Ласточки", "Учись у них _ у дуба, у
березы"). Удивительны поздние стихи Фета, 80-90-х годов. Дряхлый старик в
жизни, в поэзии он превращается в горячего юношу, все мысли которого об
одном _ о любви, о буйстве жизни, о трепете молодости ("Нет, я не изменил",
"Моего тот безумства желал", "Люби меня! Как только твой покорный", "Еще
люблю, еще томлюсь"). Разберем стихотворение "Я тебе ничего не скажу",
датированное 2 сентября 1885 года. В нем выражена часто встречающаяся у
романтиков мысль о том, что языком слов нельзя передать жизнь души,
тонкости чувства. Например, стихотворение Фета "Как мошки зарею" (1844)
кончается мечтой "О, если б без слова/ Сказать душой было можно!".
Поэтому любовное свидание, как всегда, в окружении роскошной природы,
(открывается молчанием: "Я тебе ничего не скажу...". Романтики не доверяли
языку слов как средству выражения души человека, тем более поэта. Впрочем,
назвать Фета романтиком затруднительно: очень уж он "земной". Тем не менее
уделом героя стихотворения остается "молча твердить" слова любовного
признания. И этот оксюморон (сочетание контрастных по смыслу слов)
становится главным словесно-художественным образом стихотворения. Но все-
таки почему он молчит? Какая мотивировка дается этому? Вторая строка
уточняет: "Я тебя не встревожу ничуть". Да, как свидетельствуют другие
стихотворения, его любовь может и встревожить, взволновать девственную душу
его избранницы своими "томленьями" и даже "содроганьями". Есть и другое
объяснение, оно в последней строке второй строфы: его "сердце цветет",
подобно ночным цветам, о которых сообщается в начале строфы. Вот тождество
человеческой души и природы, выраженное, как и во многих других
произведениях Фета, с помощью особого художественного приема, называемого
психологическим параллелизмом. К тому же грудь, т.е. вместилище
эмоционально-духовного начала, героя "больная, усталая" (первая строка
третьей, последней строфы). "Я дрожу" - от ночного ли холодка или от каких-
то внутренних душевных причин. И поэтому конец стихотворения зеркально
повторяет начало: "Я тебя не встревожу ничуть,/ Я тебе ничего не скажу".
Трехстопный анапест стихотворения звучит напевно: "Я тебе ничего не скажу"
неоднократно вдохновляло многих композиторов. Стихотворение привлекает
тонкостью и изяществом выраженных в нем чувств и естественностью, негромкой
простотой их словесного выражения.

Кому венец, богине ль красоты,
Иль в зеркале её изображенью?
Поэт смущен, когда дивишься ты
Богатому его воображенью.
Не я, мой друг, а божий мир богат,
В пылинке он лелеет жизнь и множит.
И что один твой выражает взгляд,
Того поэт пересказать не может.
Восторженное удивление перед красотой божьего мира он сохранял всю жизнь и
выразил свой восторг так, как в русской поэзии этого не сделал никто. Он
вошёл в русскую поэзию стихотворением, которое явилось как бы его
лирическим автопортретом.
Я пришёл к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом,
По листам затрепетало …
Он пришёл рассказать о радостном блеске солнечного утра, о страстном
трепете молодой, весенней жизни, о жаждущей счастья влюблённой душе и
неудержимой песне.
Читая стихи Фета, я не раз задавал себе банальный вопрос: какие чувства
вызывает во мне его поэзия? И не мог ответить. И только потом понял, что
речь должна идти не о чувствах, а, скорее, об ощущениях. Вот так, когда я
вспоминаю детство, откуда-то из подсознания выплывают ощущения, пережитые
мною тогда. Я даже забыл причину своего горя или радости, но само
переживание вдруг нахлынуло с той остротой, какая возможна только в
детстве. То же происходит, когда я читаю стихи Фета.
В дымке-невидимке
Выплыл месяц вешний,
Цвет садовый дышит
Яблонью, черешней.
Так и льнёт, целуя,
Тайно и нескромно
И тебе не грустно?
И тебе не больно?
Есть красота, вызывающая радость и восторг. А есть другая, вызывающая
боль. И это ощущение боли от красоты передаётся мне, когда я читаю это
маленькое стихотворение.
Стихи Фета о природе разнообразны, не похожи, но у всех у них есть общее:
во всех них Фет утверждает единство жизни природы и жизни человеческой
души. Вот одно из моих любимых: «Жду я, тревогой объят». Оно о тревожном
ожидании любимой. В этом максимально напряжённом состоянии слух человека
предельно обострён. Он слышит шорох упавшего листа; звук жука ,налетевшего
на ель, подобен для него звуку лопнувшей струны. Тревога не только в душе
человека, она разлита и в природе, и коростель «хрипло» зовёт свою
подругу, словно у него от волненья тоже горло пересохло. Удивительны
последние 2-е строчки:
Ах, как пахнуло весной!
Это, наверное, ты.
Герой ещё не увидел свою возлюбленную, не услышал шороха её шагов, он
вдруг почувствовал запах весны - это природа возликовала от её появления .
Стихи Фета позволяют увидеть красоту трепетных, меняющихся на наших глазах
состояний природы, наполненность и неповторимость каждого мгновенья. Вот,
например, совсем коротенькое стихотворение «Весенний дождь»:
Ещё светло перед окном,
В разрывы облак солнце блещет,
И воробей своим крылом,
В песке купаяся, трепещет.
А уж от неба до земли,
Качаясь, движется завеса,
И будто в золотой пыли,
Стоит за ней опушка леса.

Поэт фиксирует каждое «сиюминутное» проявление жизни, которое через
мгновенье окажется уже другим. Вот мелькают крылья воробья, купающегося в
песке. Через миг он вспорхнет и улетит, и поэт останавливает для нас этот
миг. Или стоит опушка леса « в золотой пыли». Ведь через минуту облако
скроет солнце, пелена дождя перестанет просвечиваться, и лес потускнеет. А
сейчас он стоит радостный, свежий, нарядный. Задержать, остановить этот
миг, уловить этот оттенок и стремится поэт. Жизнь состоит из тысяч
радостных подробностей, которые поэт умеет увидеть и которыми щедро делится
с читателями, как бы говоря ему: «Смотри, как много в природе прекрасного,
как великолепен каждый миг жизни. Не проходи равнодушно мимо этой красоты,
остановись». В воспевании этой красоты Фет видел назначение поэта:
«Тоскливый сон прервать единым звуком,
Упиться вдруг неведомым, родным,
Дать жизни вздох, дать слабость тайным мукам,
Чужое вмиг почувствовать своим,
Шепнуть о том, пред чем язык немеет,
Усилить бой бестрепетных сердец…

Хотелось еще сказать, что биография Тютчева и Фета во многом сходны – оба
они пережили, смерть любимой женщины, и тоска дает им тему для создания
прекрасных любовных стихотворений.
Возможно, смерть его любимой девушки раскрыла в нем талант великолепного
поэта, который написал такие замечательные стихи любви, полные грусти и
тоски.
С другой стороны, если бы не было такой утраты для поэта, может быть, не
было бы такой поэзии илИмпрессионизм в лирике А.А.Фета.
Поэтическая позиция Афанасия Афанасьевича Фета долгое время трактовалась
неправильно. Фета считали "жрецом чистого искусства", однако, если
обратиться к его творчеству, даже программное фетовское заявление: "Не знаю
сам, что буду петь - но только песня знает", - может быть понято не как
поэтический "каприз", а как отзывчивость поэта на изменения окружающего
мира. Поэтический инструмент очень чуток, любое колебание в природе,
изменение состояния души тут же отзовется в стихах. Фета-стихотворца ведет
вперед впечатление о мире вокруг него, это впечатление живыми образами
передается человеку, читающему его стихи. Основываясь на впечатлении, он
создает целый яркий, сочный мир вокруг читателя.
Искусство поэта обладает волшебной силой, оно подчиняет человека, ведет его
среди житейских невзгод:
"Уноси мое сердце в звенящую даль,
Где как месяц за рощей печаль:
В этих звуках на жаркие слезы твои
Кротко светит улыбка любви.
О дитя! как легко средь незримых зыбей
Доверяться мне песне твоей".
("Певице", 1857)
Назначение поэта - воплотить невоплощенное, быть соединительным звеном
между разрозненными частями мира и человеческими душами:
"Дать жизни вздох,
дать сладость тайным мукам,
Чужое вмиг почувствовать своим,
Шепнуть о том, пред чем язык немеет,
Усилить бой бестрепетных сердец -
Вот чем певец лишь избранный владеет,
Вот в чем его и признак и венец!"
("Одним толчком согнать ладью живую...", 1887)



Заключение.

В лирике А.А.Фета немаловажную роль играет тема любви. Тема любви наиболее
широко отражена в русской литературе в стихах Тютчева и Фета. Создание
прекрасных стихов о любви объясняется не только великим даром и особым
талантом поэта. В случае с Фетом оно имеет реальное отражение в жизни.
Подводя итог всему сказанному, я хочу добавить, что любовь – это
действительно необыкновенная сила, которая творит чудеса.
«Любви все возрасты покорны».
Любовь – прекрасное чувство, и каждый человек хочет любить и быть любимым.
Любовная лирика дает нам возможность проникнуть и понять взгляды поэта.

Литература.

А. Фет. “Воздушный город” М.- 1995, 243 стр.
“Русское обозрение” 1990 г.
Путешествие в страну Поэзия. Лениздат . 1976




Новинки рефератов ::

Реферат: Договор аренды (Право)


Реферат: Работа педагога - музыканта с родителями по эстетическому воспитанию (Педагогика)


Реферат: "Метрология и нормирование точности", шпиндельная головка + контрольная по нормирование точности (Технология)


Реферат: Основные этапы эволюции управленческой мысли (Маркетинг)


Реферат: Емкостные преобразователи (Технология)


Реферат: Рецепты со всего света (пищевые продукты) (Кулинария)


Реферат: Нефть (Химия)


Реферат: Усыновление (Гражданское право и процесс)


Реферат: Медь. Серебро. Золото (Химия)


Реферат: Творчий шлях П. Сосюри (Литература : зарубежная)


Реферат: Семья и личность (Педагогика)


Реферат: Вычислительные машины, системы и сети телекоммуникаций (лекция 1) (Программирование)


Реферат: Человек, творчество, культура в философии Н.А.Бердяева (Культурология)


Реферат: Трагедия народа (Литература : русская)


Реферат: Миссия и цели организации (Менеджмент)


Реферат: Банкротство и пути выхода (Менеджмент)


Реферат: Контрольная по психологии (Психология)


Реферат: Манипулятивные технологии в системе массовых коммуникаций (Масс-медиа и реклама)


Реферат: Страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств (Страхование)


Реферат: Бухгалтерский учет материально-производственных запасов (Бухгалтерский учет)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист