GeoSELECT.ru



Литература / Реферат: Биография Александра Дюма. Характеристика его романа "Учитель фехтования" (Литература)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Биография Александра Дюма. Характеристика его романа "Учитель фехтования" (Литература)


Александр Дюма прославленный романист родился в 1802 г. В
семье генерала Тома Дюма и дочери трактирщика - Марии-Луизы Лабурэ. Юные
годы Александр провел в родном городе Виллер-Котре; окончив в 1823 г.
местный коллеж, он направился в Париж, где некоторое время служил в
канцелярии герцога Орлеанского.
В молодые годы Дюма Увлекся поэзией и театром, стал ярым
поборником романтического искусства. В духе этого передового направления в
литературе он создает свои первые драмы – «Христина»(1827), «Гентих III и
его двор» (1829).
Пятого июня 1832 г. Париж хоронил генерала Ламарка. Дюма
был лично знаком с Ламарком, вот почему по просьбе родственников покойного
генерала он возглавил колонну артиллеристов, следовавшую за траурным
катафалком. Вскоре полиция стала разгонять толпу, но произошло то, что и
следовало ожидать: траурное шествие превратилось в революционное восстание.
Через несколько дней оно было жестоко подавлено. Одна из роялистских газет
напечатала ложное сообщение о том, что Александр Дюма с оружием в руках был
схвачен полицейскими и в ту же ночь расстрелян.
Дюма угрожал арест; по совету друзей он покинул Францию и
направился в Швейцарию, где прожил несколько месяцев, подготавливая к
изданию свой первый историко-публицистический очерк «Галлия и Франция».
В 1834 г., совершая путешествие по Испании и Италии,
Александр Дюма побывал в Сицилии, где по совету известного композитора
Беллини он осмотрел достопримечательности небольшого селения Баузо и на
основе бытовавшего там народного предания написал новеллу «Паскаль Бруно».
В тридцатых годах Дюма стал разрабатывать особый
литературный жанр, названый им « исторические сцены». То был вид романа,
повести, новеллы, в которых построенная на историческом материале
повествование перемежалось живым, динамичным диалогом; описательный элемент
в таких произведениях был сведен до минимума, с тем, чтобы с первых же
страниц книги ввести главных героев в стремительно развивающиеся действия.
Такова композиция повести «Правая рука кавалера де Жиака» (отнесенная
автором к виду «исторических сцен»), имеющая хронологическую общность с
романом «Изабелла Баварская».
Годы 1840-1848- период наиболее интенсивного труда
писателя, когда им были созданы произведения, ставшие известными во многих
странах мира. Поражает разнообразие жанров: роман исторический и
нравоописательный, новеллы фантастические и реалистические, драмы и
комедии, путевые очерки и газетные статьи.
«Граф Монте-Кристо»- классический образец жанра романа-
фельетона. Каждая глава включает напряженный момент из жизни того или иного
персонажа, перекидывает мост к следующей ступени увлекательного сюжета,
раскрывает новые грани характера героев.
Работая над «Графом Монте-Кристо» Дюма одновременно начал
публиковать роман «Три мушкетера» (1844), первую часть знаменитой трилогии,
в которую вошли романы «Двадцать лет спустя» и «Виконт де Бражелон или
Десять лет спустя».
Накануне революции 1848 г. Дюма обращается к эпохе, которой
он уделил исключительное внимание в своем творчестве, - к XVI веку, и пишет
вторую трилогию, посвященную борьбе Генриха Наваррского за Французский
престол: “Каралева Марго”, “Графиня Монсоро” и “ Сорок пять” (1845 –
1848).
Дюма отрицательно относился к монархии Луи-Филиппа и весть
о крушении королевского трона встретил с искренним ликованием. Он
устраивает на площади Парижа народное гуляние и уже в марте 1848 г.
начинает выпускать журнал, публикуя в нем статьи в защиту Республики. Но
Республика просуществовала всего лишь несколько лет.

В декабре Александр Дюма уехал в Брюссель, где начал писать
«Мемуары», которые по своим художественным достоинствам не уступают его
лучшим беллетристическим сочинениям.
Возвратившись в Париж в 1853 г., Александр Дюма основал
здесь собственный журнал «Мушкетер», пытавшийся быть не зависимым в
отношении нового режима. Но по-прежнему главным делом его жизни являлся
усердный труд над большими романами.
Продолжая заполнять «белые пятна» много вековой эпопеи,
Дюма в 1857 г. обращается к роману под несколько завуалированным названием
«Сообщники Иегу».
Этот роман представляет тот эпизод из истории Франции, когда она вела
революционные войны против коалиции Англии и Австрии. Под именем Иегу
скрывался Жорж Кадудаль, известный монархист, заговорщик. Действие романа
начинается в 1799 г., когда Наполеон был первым консулом Республики. В
стране создалась напряженная обстановка. Восстание в Вандее,
спровоцированное монархистами, поддерживалось бандами Кадудаля, грабившими
государственную казну и терроризировавшими мирных жителей.
В 1866 г. Александр Дюма направился в Пруссию и Австрию;
тогда между этими странами возникла война. С фронта он направляет в
парижские газеты обзоры военных действий и одновременно работает над новым
романом – «Прусский террор», в котором обличил под именем графа Безеверка
прусского канцлера Бисмарка.
Весной 1870 г. Александр Дюма уехал на юг Франции, где
должен был подготовить к изданию ряд книг, но франко-прусская война
произвела тяжелое впечатление на писателя, его здоровье резко ухудшилось. 6
декабря 1870 г. он умер и был похоронен в Виллер – Котре.



ХАРАКТЕРИСТИКА РОМАНА «УЧИТЕЛЬ ФЕХТОВАНИЯ»

Главные герои романа «Учитель фехтования» - Иван
Александрович Анненков и француженка Полина Гебль, ставшая после
замужества Прасковьей Егоровной Анненковой, запечатлевшей пребывание на
каторге в своей книге воспоминаний.
(Воспоминания Полины Анненковой. М., 1929.)
Композицию этого романа Дюма формирует, сообразуясь с теми
моментами из жизни героев, которые были зафиксированы Гризье. Богатая
фантазия писателя придала хроникальному материалу форму художественного
произведения, в котором историзм соседствовал с изрядной долей вымысла.
Узловыми эпизодами сюжета были:
Приезд Гризье в Петербург. Его знакомства с Луизой Дюпюи (
Полиной Гебль). Любовь Луизы и кавалергардского офицера Алексея
(Анненкова). Встречи республиканца Алексея с заговорщиками. Военное
восстание декабристов. Арест Алексея. Суд и ссылка. Следование Луизы в
Сибирь. Бракосочетание Луизы и Анненкова на Петровском заводе.
Итак, сюжет романа в основных своих разветвлениях построен
сообразно тем обстоятельствам, которые могли сложиться в жизни Анненкова и
его близкого друга. М.Н. Волконская в своих «Записках» образно рисует
момент приезда будущей супруги декабриста:
«Анненкова приехала к нам, нася еще имя м-ль Поль. Это была молодая
француженка, красивая, лет 30; она кипела жизнью и весельем и умела
удивительно выискивать смешные стороны в других. Тотчас по ее приезде
комендант объявил ей, что уже получил повеление его величества относительно
ее свадьбы. С Анненкова, как того требует закон, сняли кандалы, когда
повели в церковь, но, по возвращении, их опять на него надели. Дамы
проводили м-ль Поль в церковь; она не понимала по-русски и все время
пересмеивалась с шаферами - Свистуновым и Александром Муравьевым. Под этой
кажущейся беспечностью скрывалось глубокое чувство любви к Анненкову,
заставившее отказаться от своей родины и от независимой жизни». ( Записки
княгини М.Н. Волконской. Чита,1956, с.86.)
Анненков, как представил его Дюма, особо значительной
роли в движении декабристов не принимал, но он возвеличен как человек и
участник восстания, увлеченный мечтой – основать в России республику, он
отдает во имя торжества этого дела все свои средства. Увидев, как в
неравной борьбе пали его сподвижники, он не бежит с поля боя, а добровольно
вручает свою шпагу офицера царскому сановнику Орлову.
Романист явно обеднил духовную сторону жизни члена
Северного общества И.А. Анненкова, получившего прекрасное образование в
Московском университете. На следствии Анненков указал на исключительное
значение лекций швейцарского просветителя Дюбуа, которые он слушал в
университете: «Первые свободные мысли внушил мне мой наставник, ибо он
всегда выставлял свое правительство как единственное, не унижающее
человечества, а прочее говорил с презрением, наше же особенно было
предметом его шуток».
Академик М.В. Нечкина, выявляя рост политического
сознания русских революционеров, пишет: «Поручик кавалергардского полка
декабрист Анненков, объясняя Николаю I, почему не донес на Общество, также
(как А. Раевский.- М.Т.) мотивировал это честью: «Тяжело, не честно
доносить на своих товарищей». В ответ на это Николай, вспылив, крикнул: «
Вы не имеете понятия о чести!»
Столкнулись два понятия о чести – реакционное и
революционное». (Нечкина М.В. Грибоедов и декабристы. М., 1977, с.332.)
По показаниям Матвея Муравьева-Апостола, Анненков наряду
с Рылеевым, Н. Тургеневым, Оболенским выражал согласие с умыслом
цареубийства и установления республики. Арестованный 19 декабря Анненков
был приговорен Верховным уголовным судом к 20 годам каторжных работ с
последующей ссылкой на поселение. Поскольку события романа «Учитель
фехтования» завершались в 1826 г., естественно Дюма не мог рассказать о
жизни своего героя в последовавшие за тем годы.
В Сибири Прасковья Егоровна и Иван Александрович прожили
тридцать лет. В 1854 г. их навестил находившийся в ссылке Ф.М. Достоевский,
знавший, сколько вытерпели они горя. Несколько позже он писал П.У.
Анненковой: « Я всегда буду помнить, что с самого пребывания моего в
Сибири, вы и все превосходное семейство ваше брали и во мне и в товарищах
моих по несчастью полное и искреннее участие. Я не могу вспоминать об этом
без особенного, утешительного чувства, и, кажется, никогда не забуду». (
Письмо Ф.М. Достоевского П.Е Анненковой, 18 октября 1855 г.).
В 1856 г. И.А. Анненков с супругой переехали на
постоянное местожительство в Нижний Новгород. Здесь И.А. Анненков служил в
губернском управлении, состоял членом комитета по улучшению быта крестьян,
был избран почетным мировым судьей, принимал деятельное участие в
проведении крестьянской реформы.
В Нижнем Новгороде Анненков завел знакомство с
литераторами. Великий украинский поэт Т.Г. Шевченко сделал краткую запись в
своем дневнике от 16 октябре 1857 г.: «На квартире у Якобы встретился я
благоговейно познакомился с Иваном Александровичем Анненковым».
Здесь мы не будем говорить о серьезных ошибках автора
«Учителя фехтования», допущенных им при реализации столь сложной темы, как
деятельность русских революционеров 20-х годов. Причин тому множество.
Укажем лишь те, которые ясны каждому. Прежде всего «Учитель фехтования»,
один из ранних романов Дюма, и за плечами французского писателя не было еще
его известных творений – ни «Трех мушкетеров», ни «Графа Монте-Кристо»,
опыт создания которых помог бы ему, положить в основу эпохальное событие
русской действительности, создать масштабное художественное произведение.
Не забудем и другого немаловажного обстоятельства –
отсутствие объективных сведений о характере движения декабристов. Писатель
мог познакомиться лишь с «Докладом следственной комиссии» да с легендой «о
нескольких злодеях и безумцах мечтавших о возможности революции», для
которой в России не существовало благоприятных условий.
Известный литературовед С. Дурылин весьма объективно и
содержательно охарактеризовал значение книги французского писателя: «Роман
Дюма был повествованием о декабристе, основанном не на вымысле, а на
исторической правде, и повествованию этому, вышедшему из-под пера
популярнейшего писателя современности, был обеспечен успех и внимание
широкого европейского читателя. Для Николая I это не могло не быть весьма
неприятным сюрпризом. Роман Дюма привлек внимание – и сочувственное
внимание – широкой европейской аудитории к людям, самое имя которых для
Николая I было ненавистно. Присуждая декабристов к каторжному молчанию
сибирских пустынь, Николай хотел казнить их жестокой казнью полного
забвения. Дюма своим романом отменял этот приговор для одного из
декабристов и тем самым привлекал внимание к судьбе всех остальных. Эти
остальные героическими тенями проходят в романе». (Дурылин С. Александр
Дюма – отец и Россия. В кн.: Лит. наследство, №№31-32, М., 1937,с. 513.) И
действительно, стоит прочесть описание событий, происходивших 14 декабря на
Сенатской площади, и можно убедиться, что Дюма всецело на стороне храбрых
солдат и офицеров, принявших участие в памятном восстании.
В 1858 г. осуществилась давнишняя мечта французского
писателя – посетит Россию. Прибыв в Петербург 23 июня, он остановился в
особняке Г. А. Кушелева-Безбородко. В доме мецената и беллетриста постоянно
собирались многие литераторы.
У Кушелевых Дюма свел знакомство с Д.В. Григоровичем. А. К. Толстым и Л.А.
Меем. Григорович познакомил Дюма с Н. А Некрасовым супругами Панаевыми.
Петербург встретил французского писателя с искренним
радушием. Так как Дюма по свидетельству И. И. Панаева пользовался в России
почти такой же популярностью, как и во Франции.
В Петербурге Дюма провел полтора месяца, затем
направился в Москву. Далее он предпринял путешествие по Волге от Нижнего
Новгорода до Астрахани, а затем через Кизляр и Баку добрался до Кавказа и
только лишь в марте 1859 г. возвратился во Францию.
В результате поездки по России Александр Дюма смог
создать обширный цикл очерков, еженедельно выходивший в свет в его журнале
«Монте-Кристо».



Использованная
литература: Александр Дюма. «Учитель фехтования».

«Черный тюльпан». Новеллы.

Москва. Издательство «Правда» 1981 г.




Реферат на тему: Биография В.В. Маяковского

Биография Владимира Владимировича Маяковского.
(Составлена из произведения “Я сам”)

Владимир Владимирович Маяковский родился 7 июля 1893 года в селе
Багдады, Кутаисской губернии Грузии.
Отец : Владимир Константинович (багдадский лесничий), умер в 1906 году.
Мать: Александра Алексеевна.
Сестры: Люда и Оля.
У Маяковского с детства была превосходная память. Маяковский
вспоминает: " Отец хвалился моей памятью. Ко всем именинам меня заставляет
заучивать стихи “.
Семи лет отец стал брать его в верховые объезды лесничества. Там он
больше узнаёт о природе, её повадках.
Учение давалось ему с трудом, особенно арифметика, но читать он
научился с удовольствием. Вскоре вся семья переехала из Багдад в Кутаис.
Маяковский сдает экзамен в гимназию, но выдержал его с трудом. На
экзамене священник, который принимал экзамен, спросил у молодого
Маяковского - что такое "око”. Он ответил: "Три фунта" (на грузинском). Ему
объяснили, что “око” - это “глаз”, - по церковнославянскому. Из-за этого он
чуть не провалился на экзамене. Поэтому возненавидел сразу - все древнее,
все церковное и все славянское. Возможно, что отсюда и пошли его футуризм,
атеизм и интернационализм.
Во время обучения во втором подготовительном классе он учится на
“пятерки”. В нем стали обнаруживать способности художника. Дома увеличилось
количество газет и журналов. Маяковский читает все подряд.
Приехала сестра из Москвы. Восторженная. Тайком дала ему длинную
бумажку, в которой было написано:
Опомнись, товарищ, опомнись-ка, брат,
скорей брать винтовку на землю
...а не то путь иной -
к немцам с сыном, с женой и с мамашей...
(о царе)

Воспоминание Маяковского: “Это была революция. Это было стихами. Стихи
и революция как - то объединились в голове”.
1905 год.
В Грузии начались демонстрации и митинги, в которых принимает участие и
Маяковский. В памяти осталась яркая картина увиденного: “В черном
анархисты, в красном эсеры, в синем эсдеки, в остальных цветах
федералисты”. Ему не до учения. Пошли двойки. Перешел в четвертый класс
только по чистой случайности.
1906 год.
У Маяковского умирает отец. Уколол палец иголкой, когда сшивал бумаги,
заражение крови. С тех пор он не может терпеть булавок и заколок.
После похорон отца семья уезжает в Москву, где не было никаких знакомых
и, не имея никаких средств на существование (кроме трех рублей в кармане).
В Москве сняли квартиру на Бронной. С едой было плохо. Пенсия - 10
рублей в месяц. Маме пришлось сдавать комнаты. Маяковский начинает
зарабатывать деньги выжигаем и рисованием. Разрисовывает пасхальные яйца,
после чего ненавидит русский стиль и кустарщину.
Переведен в четвертый класс Пятой гимназии. Учится очень плохо, но
любовь к чтению не уменьшается. Увлекался философией марксизма.
Первое полу стихотворение Маяковский напечатал в нелегальном
журнальчике “Порыв”, издаваемого Третьей гимназией. Получилось невероятно
революционное и в такой же степени безобразное произведение.
В 1908 году вступает в партию РСДРП (большевиков). Был пропагандистом в
торгово-промышленном подрайоне. На городской конференции выбрали в Местный
Комитет. Псевдоним - “товарищ Константин” . 29 марта 1908 года нарвался на
засаду - арест. Просидел не долго - выпустили на поруки.
Через год снова арест. И опять кратковременная сидка - взяли с
револьвером. Его спас друг отца Махмудбеков.
Третий раз арестовали за освобождение женщин-каторжанок. Сидеть в
тюрьме ему не нравилось, он скандалил, и поэтому часто переводили из части
в часть - Басманная, Мещанская, Мясницкая и т.д. - и, наконец - Бутырки.
Здесь он провел 11 месяцев в одиночке №103.
В тюрьме Маяковский снова стал писать стихи, но был недоволен
написанным. В воспоминаниях он пишет: "Вышло ходульно и ревплаксиво. Что-то
вроде:
В золото, в пурпур леса одевались,
Солнце играло на главах церквей.
Ждал я: но в месяцах дни потерялись,
Сотни томительных дней.
Исписал таким целую тетрадку. Спасибо надзирателям - при выходе отобрали.
А то б еще напечатал! ”
Маяковскому, чтобы писать лучше современников, необходимо было учиться
мастерству. И он решает покинуть ряды партии, чтобы находится на легальном
положении.
Первым делом берется за живопись, учится у Жуковского. Через год
начинает учится рукоделию у Келина. Затем поступает в училище живописи,
ваяния и зодчества: единственное место, куда приняли без свидетельства о
благонадежности. Работал хорошо. В училище у него появился друг - Давид
Бурлюк. Появился российский футуризм.
Вскоре Маяковский читает свой стих Бурлюку, прибавляя: "это один мой
знакомый”. Бурлюку понравился этот стих, и он сказал: “ Да это вы же ж сами
написали! Да вы же ж гениальный поэт!” После этого Маяковский ушел весь в
стихи.
Выходит первое профессиональное стихотворение “Багровый и белый”, а за
ним и другие.
Бурлюк стал лучшим другом Маяковскому. Он пробудил в нем поэта.
Доставал для него книги. Не отпускал ни на шаг. И выдавал ежедневно 50
копеек, чтобы писать не голодая.
Различные газеты и журналы заполняются футуризмом благодаря разъярённым
речам Маяковского и Бурлюка. Тон был не очень вежливый.
Директор училища предложил прекратить критику и агитацию, но Маяковский
и Бурлюк отказались. После чего совет “художников” изгнал их из училища. У
Маяковского издатели не покупали ни одной строчки.
1914 год. Маяковский думает над “Облаком в штанах”.
Война. Выходит стих “Война объявлена”. В августе Маяковский идет
записываться в добровольцем. Но ему не позволили - политически не
благонадежен.
Зима. Интерес к искусству пропал.
Май. Выигрывает 65 рублей и уезжает в Финляндию, город Куоккала. Там он
пишет “Облако”. В Финляндии он едет к М. Горькому в город Мустамяки. И
читает части из “Облака”. Горький хвалит его.
Те 65 рублей “прошли” у него легко и без боли. И он начинает писать в
юмористическом журнале “Новый сатирикон”.
Июль 1915 года. Знакомится с Л.Ю. и О.М. Бриками.
Маяковского призывают на фронт. На фронт идти теперь не хочет.
Притворился чертёжником. Солдатам не разрешают печататься. Его спасает
Брик, покупает все его стихи по 50 копеек и печатает. Напечатал “Флейту
позвоночника” и “Облако”.
В январе 1917 года переезжает в Петербург.
26 февраля 1917 года Маяковский пишет Поэтохронику “Революции”.
В августе 1917 года задумывает написать “Мистерию Буфф”, а 25 октября
1918 года заканчивает ее.
С 1919 года он работает в РОСТА(Российское телеграфное агентство).
В 1920 году закончил писать “150 миллионов”.
С 1921 года печатается в “Известии”.
1922 год - Маяковский организует издательство МАФ(Московская ассоциация
футуристов ) , в котором вышло несколько его книг.
1923 год - журнал “ЛЕФ”(“Левый фронт искусств”) выходил в свет под
редакцией Маяковского (1923 по 1925 ). Написал “Про это” и начинает
обдумывать написание поэмы “Ленин”.
1924 год - закончил поэму “Ленин”.
1925 год - написал агитпоэму “Летающий пролетарий” и сборник стихов
“Сам пройдись по небесам”.
Отправляется в путешествие вокруг земли. Результатом поездки стали
произведения написанные в прозе , публицистика и поэзия. Были написаны :
“Мое открытие Америки” и стихи - “Испания”, “Атлантический океан”,
“Гаванна”, “Мексика” и “Америка”.
1926 год - усердно работает - разъезжает по городам, читает стихи,
пишет в газеты “Известия”, “Труд”, “Рабочая Москва”, “Заря Востока”,
“Бакинский рабочий” и др.
1927 год - восстанавливает журнал ЛЕФ. Но основная работа у него в
газете “Комсомольская правда”.
В это время пишет сценарий детской книги. Думает о книге “Универсальный
ответ”(но она так и не была написана).
1928 год - пишет поэму “Плохо”(но она также не была написана). Начинает
писать свою личную биографию “Я сам”. И ещё в течении года были написаны
стихотворения “Служанка”, “Сплетник”, “Подлиза”, “Помпадур”, “Столп”,
“Писатели мы” и другие. С 8 октября по 8 декабря - поездка за границу, по
маршруту Берлин - Париж. В ноябре выходит в свет ( и (( том собрания
сочинений. 30 декабря чтение пьесы “Клоп”.
1929 год. В январе опубликовано стихотворение “Письмо товарищу Кострову
из Парижа о сущности любви” и написано “Письмо Татьяне Яковлевой”. 13
февраля состоялась премьера пьесы “Клоп”. С 14 февраля по 12 мая - поездка
за границу (Прага, Берлин, Париж, Ницца, Монте-Карло). В середине сентября
закончена “Баня” - “драма в шести действиях с цирком и фейерверком”. В
течении всего этого года были написаны стихи: “Парижанка”, “Монте-Карло”,
“Красавицы”, “Американцы удивляются”, “Стихи о советском паспрте”.
1930 год. Последней крупной вещью, над которой работал Маяковский, была
поэма о пятилетке. В январе он пишет первое выступление к поэме, которую
напечатал отдельно под названием “Во весь голос”. 1 февраля в Клубе
писателей открылась выставка “20 лет работы”, посвященная юбилею его
творческой голос”. 6 февраля - выступление на конференции Московского
отделения РАПП с заявлением о вступлении в эту организацию, прочел “Во весь
деятельности. Там он читает “Во весь голос”. 16 марта - премьера “Бани” в
театре Мейерхольда.
14 апреля в 10 часов 15 минут в своей рабочей комнате в Лубянском
проезде выстрелом из револьвера покончил жизнь самоубийством Владимир
Владимирович Маяковский, оставив письмо адресованное “Всем”:
15, 16, 17 апреля через зал Клуба писателей, где был выставлен гроб с
телом поэта, прошло сто пятьдесят тысяч человек.
17 апреля - траурный митинг и похороны.


Маяковский и его творчество.

Владимир Маяковский был необычной личностью. Уже с детства он многое
повидал и многое возненавидел. Он перенёс смерть своего отца когда ему было
13 лет. Возможно именно поэтому он стал более эмоциональным и решительным.
Большую часть своей жизни он отдал партии и революции. Именно из-за
приверженности делу революции ему часто приходилось сидеть в тюрьмах.
Маяковский искренне считал революционный путь единственным, приводящим
к светлому будущему . Но он понимал, что революция - это не тихая и
незаметная смена одного правительства другим, а борьба порой жестокая и
кровавая. В стихотворении “Ода революции” Маяковский пишет:

О, звериная!
О, детская!
О, копеечная!
О, великая!
Каким названием тебя еще звали?
Как обернешься еще, двуликая?
Стройной постройкой,
грудой развалин?
.....................................

Вчерашние раны лижет и лижет,
и снова вижу вскрытые вены я.
Тебе обывательское
о, будь ты проклята трижды! -
и мое,
поэтово
- о, четырежды славься, благославенная!-
[1918]


Он активно включается в строительство нового общества и для него все,
что олицетворяло обновленное государство было предметом гордости. Так в
стихотворении “Стихи о советском паспорте” он пишет:

К одним паспортам -
улыбка у рта.
К другим -
отношение плевое.
С почтением
берут, например,
паспорта
с двухспальным
английским левою.
Глазами
доброго дядю выев,
не переставая
кланяться ,
берут,
как будто берут чаевые,
паспорт
американца.
На польский -
глядят,
как в афишу коза.
На польский -
выпячивают глаза
в тугой
полицейской слоновости -
откуда, мол,
и что это за
географические новости?
И не повернув
головы качан
и чувств
никаких
не изведав,
берут,
не моргнув,
паспорта датчан
и разных
прочих
шведов.
И вдруг,
как будто
ожогом,
рот
скривило
господину.
Это
господин чиновник
берет
мою
краснокожую паспортину.
Берет -
как бомбу,
берет -
как ежа,
как бритву
обоюдоострую,
берет,
как гремучую
в 20 жал
змею
двухметроворостую.

Этот большой, самобытный поэт слишком был погружен в заботы
суетного дня. Речь идет о плакатах, рекламе, агитстихах, стихотворениях,
написанных для газеты по сиюминутному поводу. Маяковский много, даже
демонстративно этим занимается. Он пишет о вреде рукопожатий (“Глупая
история”), о милиционерах, которые ловят воров (“Стоящим на посту”), о
рабочих корреспондентах (“Рабкор”), о снижении цен на товары первой
необходимости (“Негритоска Петрова”), о ценах в студенческих столовых
(“Дядя Эмэспо”) и т. д. и т. п. Таких стихотворений у Маяковского много.
Это не халтура, написаны все эти стихи мастерски, остроумно, привлекают
неожиданными рифмами, блеском каламбуров. Мандельштам писал о “газетных”
стихах Маяковского : ”Великий реформатор газеты, он оставил глубокий след в
поэтическом языке, до нельзя упростив синтаксис и указав существительному
почётное и первенствующее место в предложении. Сила и меткость языка
сближают Маяковского с традиционным балаганным раешником” (“Буря и
натиск”). И всё же в этих остросовременных “газетных” стихах, занимающих
немалое место в творческом наследии поэта, Маяковскому не удаётся
рассказать потомкам “о времени и о себе”, в них нет общечеловеческого
смысла, они утратили живую силу.
Взяв на себя эту неблагодарную, чуждую поэту обязанность, Маяковский в
течении нескольких лет постоянно пишет для “Комсомольской правды”,
“Известий” стихи на злобу дня, выполняет роль пропагандиста и агитатора.
Вычищая во имя светлого будущего “шершавым языком плаката” грязь,
Маяковский высмеивает образ “чистого” поэта, воспевающего “розы и грёзы”.
Полемически заостряя свою мысль, он пишет в стихотворении “Домой”:

Не хочу,
чтоб меня, как цветок с полян,
рвали
после служебных тягот.
Я хочу,
чтоб в дебатах
потел Госплан,
мне давая
задания на год.
Я хочу,
чтоб над мыслью
времен комиссар
с приказаниями нависал(
Я хочу,
чтоб в конце работы
завком
запирал мои губы
замком.
В контексте стихотворения, тем более в контексте всего творчества
поэта, ничего предусмотрительного в этом образе нет, он не бросает тени на
Маяковского. Но с годами, с движением истории образ этот приобрёл страшный
смысл. Образ поэта с замком на губах оказался не только символическим, но и
пророческим, высветившим трагические судьбы советских поэтов в последующие
десятилетия, в эпоху лагерного насилия, цензурных запретов, замкнутых ртов.
Через десять лет после того, как было написано это стихотворение, многие
оказались за колючей проволокой ГУЛАГа за стихи, за свободное слово. Таковы
трагические судьбы О. Мандельштама, Б. Корнилова, Н. Клюева, П. Васильева,
Я. Смелякова, Н. Заболодского, Н. Олейникова, Д. Хармса. А в более поздние
времена такая судьба ожидала Н. Коржавина, И. Бродского и многих других
поэтов.
Символический образ поэта с замкнутым ртом у Маяковского трагичен и
многозначен. Власть, превращая литературу в идеологическое оружие, в
средство воздействия на массовое сознание, одурманивая его, не только
пускала в ход запреты и страх, но и эксплуатировала веру, убеждения,
готовность беззаветно служить революции, которые выразил Маяковский в своём
стихотворении. Он имел в виду высший долг совести, года “голосует сердце” и
поэт пишет “по мандату долга”. Но эпоха повернулась так, что стихотворение
стало звучать как гимн несвободе, оправдание отказа от “творческой воли,
тайной свободы”(А. Блок), его можно истолковать как недобровольное
требование цензуры, идеологического контроля.
Блок в последнем своем стихотворении говорит, что только пушкинская
идея “тайной свободы” может спасти поэзию, оказавшуюся поле революции ву
новой и тяжелой ситуации:

Пушкин! Тайную свободу
Пели мы вослед тебе!
Дай нам руку в непогоду,
Помоги в немой борьбе!

Маяковский, утверждая новую роль нового поэта в новом обществе, считает
необходимым для пользы дела революции отказаться от этой свободы. Но
Маяковский, истинный, большой поэт, не мог существовать без творческой
свободы, он не смог бы и не когда не стал бы выполнять заданий
идеологического Госплана. Он издевался над такого рода руководством
литературы:

Лицом к деревне
заданье дано, -
за гусли,
поэты - други!
Поймите ж -
лицо у мня
одно -
оно лицо, а не флюгер.

От поэта - приспособленца, поэта флюгера ничего, кроме халтуры, нельзя
ждать. Маяковский с уничтожающей иронией писал, что “управление”
литературой приведёт в конечном счете к ликвидации, упразднению поэзии:

В садах коммуны вспомнят о барде, -
Какие
птицы
зальются им?
Что,
будет
с веток
товарищ Вардин
рассвистывать
свои резолюции?

Трагическая суть противоречий Маяковского в том, что он призна
классовые, революционные, а потом советские интересы за высшие,
общечеловеческие, за “веление божие”. Вот что подталкивало руку поэта,
когда “лира его издавала неверный звук”. Зловещий символ - поэт с замком на
губах - и выразил то глубинное противоречие в душе и творчестве
Маяковского, которое привело его к гибели. Во вступлении в поэму “Во весь
голос”, где Маяковский с гордым вызовом заявил:

Я, ассенизатор
и водовоз,
революцией
мобилизованный и призванный, -
прозвучали трагические строки:

И мне агитпроп
в зубах навяз,
и мне бы
строчить
романсы на вас -
доходней оно и прелестней.
Но я
себя
смирял,
становясь
на горло
собственной песне.

Марина Цветаева написала об этом: “Никакой державный цензор так не
расправлялся с Пушкиным, как Владимир Маяковский с самим собой...
Маяковский... кончил сильнее, чем лирическим стихотворением - выстрелом.
Двенадцать лет подряд человек Маяковский убивал в себе Маяковского-поэта,
на тринадцатый поэт встал и человека убил...”
Система отторгала о себя всё то, что ей противоречило, ей были чужды и
враждебны яркие индивидуальности, независимость, бунтарство, нелицеприятная
правда. Этот конфликт с системой порой воспринимался как разрыв с эпохой.
Есенину казалось, что он отстаёт от времени:

Какого ж я рожна
Орал в стихах, что я с народом дружен?
Моя поэзия здесь больше не нужна,
Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен.

Маяковскому тоже стало казаться, что он идет не в ногу со временем.
Стихотворение “Домой” заканчивалось горькими строками:

Я хочу быть понят моей страной,
а не буду понят -
что ж?!
По родной стране
пройду
стороной,
как проходит
косой дождь.

В одном из стихотворений, написанных Мариной Цветаевой после смерти
Маяковского, в стихотворении с горьким рефреном “Негоже Сережа! Негоже
Володя!”, она объединяет Маяковского с Есениным - для нее одинаков не
только их уход из жизни, во многом общими считает она и причины такого
ухода .
Маяковский по природе своей был трагическим поэтом, о смерти, о
самоубийстве он писал начиная с юности.”Мотив самоубийства, совершенно
чуждый футуристической и лефовской тематике, постоянно возвращается в
творчестве Маяковского, - заметил Р.Якобсон в статье “О поколении,
растратившем своих поэтов”. - Он примеривает к себе варианты
самоубийства... В душе поэта взращена небывалая боль нынешнего времени”.
Вертеровский мотив смерти, самоубийства звучит у Маяковского как вечный,
общечеловеческий. Здесь он свободный поэт, нет у него никакой агитационной,
дидактической, рациональной цели, он не связан ни групповыми
обязательствами, ни полемикой. Стихи его глубоко лиричны, раскованны, в них
он по-настоящему рассказывает “о времени и о себе”.
Внутренняя свобода, истинное вдохновение одушевляют стихи
Маяковского о любви, о революции, о родине, о будущем, о поэзии. В этих
стихах он большойпоэт, “великолепный маяк”, как сказал о нем Е.Замятин, в
его творчестве слышен”грозный и оглушительныи” гул мощного исторического
потока, который “всегда - о великом”.Ю.Тыньянов писал, что ”Маяковский
сродни Державину. Геологические сдвиги 18 века ближе к нам, чем спокойная
эволюция 19 века”. “Его митинговый, криковой стих” рассчитан”на площадной
резонанс (как стих Державина был построен с расчетом на резонанс дворцовых
зал)”. У Маяковского был такой мощный поэтический голос, потому что он с
первых шагов в литературе ощущал себя выразителем чувств и дум многих :
улицы, толпы, а после революции - массы.
В поэме “Облако в штанах” он обращался ко всем страдающим
людям, к человечеству :

…Вам я
душу вытащу,
растопчу,
чтоб большая! -
и окровавленную дам, как знамя.

“Первый в мире поэт масс”, - сказала о Маяковском Марина
Цветаева. И предрекла его поэзии долгую жизнь: “Эта вакансия: первого в
мире поэта масс - так скоро не заполнится. И оборачиваться на Маяковского
нам, а может быть, и нашим внукам, придется не назад, а вперёд”. Такой
мощности голос у Маяковского, что, не напрягая его, он обращается к
вселенной, мирозданию:

Ты посмотри, какая в мире тишь!
Ночь обложила небо звёздной данью.
В такие вот часы встаёшь и говоришь
векам, истории и мирозданию...

И этот поэт, говорящий от имени миллионов и обращающийся к
миллионам, был органическим, естественным лириком. Даже поэмы его насквозь
лиричны, по - существу, это развёрнутые лирические стихотворения.
“Лирическая личность Маяковского грандиозна, и грандиозность становится
господствующей чертой его стиля, - пишет Л. Гинзбург. - Гиперболы,
контрасты, развёрнутые метафоры - естественное выражение огромной
лирической личности”. Фантастический, фантасмагорический образ Маяковского
выражает реальное, но напряженное до предела чувство. “Чувства Маяковского
не гипербола, - утверждает Цветаева. - Маяковский в области чувствований,
конечно, Гулливер среди лилипутов, совершенно таких же, только очень
маленьких”.
Самые проникновенные строки Маяковского, трагический нерв его
поэзии - в великой, опьяняющей мечте о будущем счастливом человечестве,
которое искупит все сегодняшние грехи и преступления, о будущем, где бед и
страданий не будет. В поэме “Про это” он обращается к учёному, который в
далёком будущем сможет воскресить людей, подарить им новую, чистую,
исполненную счастья жизнь:

Ваш
тридцатый век
обгонит стаи
сердца раздиравших мелочей.
Нынче недолюбленное
наверстаем
звёздностью бесчисленных ночей.
Воскреси
хотя б за то, что я
поэтом
ждал тебя, откинув будничную чушь!
Воскреси меня
хотя б за это!
Воскреси -
своё дожить хочу!

Энергия и сила упругой, мощной строки Маяковского питается этой
верой. Последние написанные им строки - о силе свободного слова, которое
дойдёт до потомков через головы правительств:

Я знаю силу слов, я слов набат,
Они не те, которым рукоплещут ложи.
От слов таких срываются гроба
Шагать четвёркою своих дубовых ножек.
Бывает, выбросят, не напечатав, не издав.
Но слово мчится, подтянув подпруги,
звонят века, и подползают поезда
лизать поэзии мозолистые руки.
Поистине это “стих, летящий на сильных крыльях провиденциальному
собеседнику”. В 1933 году Цветаева предрекла: “Своими быстрыми ногами
Маяковский ушагал далеко за нашу современность и где - то, за каким - то
поворотом, долго ещё нас будет ждать”.



Смерть Маяковского.

Судьба Маяковского была трагической, как Есенин и Цветаева, он покончил
жизнь самоубийством. Трагической оказалась и судьба его стихов. Их не
понимали. После 17 года, когда в его творчестве наступил перелом,
Маяковскому не давали печататься. Это было, по сути, второй его смертью.
Ещё на самоубийство его подтолкнуло то, что когда решался любовный
вопрос, и ему надо было ехать в Париж к Т. Яковлевой, ему не выписывают
визы (1929 год).
В 30 годах поэт был загнанным и подавленным и растерянным. Это
сказалось на его отношениях с Вероникой Полонской (последней любовью
поэта). Приходит весть, что Т. Яковлева выходит замуж (Маяковский не терял
надежды с Яковлевой, но это сообщение дало отрицательный эффект на его
здоровье).
13 апреля Маяковский потребовал, что бы Вероника Полонская с той же
минуты оставалась с ним, бросила театр. Полонская ответила, что любит его,
будет с ним, но не может так скоро бросить театр и мужа...
14 апреля в 10 часов 15 минут в своей рабочей комнате в Лубянском
проезде выстрелом из револьвера покончил жизнь самоубийством Владимир
Владимирович Маяковский, оставив письмо адресованное “Всем”:
“В том, что умираю, не вините никого и, пожалуйста, не сплетничайте.
Покойник это ужасно не любил.
Мама, сестры и товарищи, это не способ (другим не советую), но у меня
выходов нет.
Лиля - люби меня.
Товарищ правительство, моя семья - это Лиля Брик, мама, сестры и
Вероника Витольдовна Полонская.
Если ты устроишь им сносную жизнь - спасибо.
Начатые стихи отдайте Брикам, они разберутся.

Как говорят -
“инцидент испорчен”,
любовная лодка
разбилась о быт.
Я с жизнью в расчете
и не к чему перечень
взаимных болей,
бед
и обид.
Счастливо оставаться.

Владимир Маяковский.

12 (( 30 г.”


От себя (заключение).

Маяковский был загадочной личностью. Его творчество было загадочным.
Загадочная жизнь. Загадочная смерть. Я считаю, что в его смерти принимали
участие люди с вышестоящих должностей. Он был человеком, который







Новинки рефератов ::

Реферат: Зорге (Исторические личности)


Реферат: Лизинг и его правовое регулирование (Гражданское право и процесс)


Реферат: Висловлювання відомих діячів про мову (Журналистика)


Реферат: План счетов (Бухгалтерский учет)


Реферат: Описание некоторых жуков (Зоология)


Реферат: Великий князь Владимир Мономах (История)


Реферат: Вайшнавийская философия (Философия)


Реферат: Чорнобильска трагедія: причини та наслідки (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Вселенная (Естествознание)


Реферат: Древние Японские искусство и культура (Культурология)


Реферат: Понятие криминалистической трасологии, виды следов преступления (Криминалистика)


Реферат: Расчет уборки навоза по технологии механизации животноводства (Сельское хозяйство)


Реферат: Гражданское право(конспект) (Гражданское право и процесс)


Реферат: Социальная структура личности (Социология)


Реферат: Правовой режим мирового океана (Международное публичное право)


Реферат: Реакция альдольно-кротоновой конденсации, и ее оптимизация (Химия)


Реферат: Шпоры по уголовному праву (Уголовное право и процесс)


Реферат: Гибкость как физическое качество и методика её развития (Спорт)


Реферат: Алгоритмы (Программирование)


Реферат: Компьютерные вирусы (Программирование)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист