GeoSELECT.ru



Менеджмент / Реферат: Личностный профиль эффективного менеджера (Менеджмент)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Личностный профиль эффективного менеджера (Менеджмент)




СОДЕРЖАНИЕ


Введение стр. 2
Менеджер и требования, предъявляемые к нему стр. 6
Основные стадии подготовки и методы принятия

управленческих решений стр. 7
Важнейшие функции менеджера стр. 9
Лидерские качества менеджера стр. 10
Типы руководителей стр. 12
Что называется способностью эффективно управлять стр. 14
Как помочь совершенствованию менеджера стр. 14
Литература стр. 16

ВВЕДЕНИЕ

С развитием рыночной экономики, в частности в нашей стране, термины
“менеджмент” и “менеджер”, быстро и прочно вошли в нашу жизнь и в наш
словарный обиход, заменив такие термины, как “управление”, “управленческая
деятельность”, “руководитель”, “директор”. Хотя все эти слова являются
синонимами по отношению друг к другу, термин “управление” имеет более
широкий смысл. Вообще, “управление” ( это воздействие управляющей системы
(субъекта управления) на управляемую систему (объект управления) с целью
перевода управляемой системы в требуемое состояние. В частности, в роли
субъекта управления выступает менеджер.
В этой связи, нельзя пройти мимо антибюрократической кампании, которая
развернулась в нашей стране в последние годы в условиях перестройки. По-
видимому, как и во многом другом, мы зачастую, впадаем здесь в крайность.
Одно дело - бороться с административно-командной системой, при которой
социальный слой "бюрократии" - в государственном ли, партийном или
хозяйственном аппаратах - узурпирует монополию на власть и неизбежно
переносит патологию бюрократизированных систем на все общество, являясь
источником застоя. Но другое дело - пытаться искоренить руководителя,
управленца, профессионального менеджера как такового, подвергнуть его
изгнанию из экономической и политической системы, уповать на то, что
работники упраздняемых органов управления или сокращаемого
административного аппарата станут к станку, прилавку и т.п. Думать так -
опасная иллюзия, равносильная вырубке виноградников как радикальной мере
борьбы с алкоголизмом.
Рыночная экономика, основанная на конкуренции, свободе производителей,
а не на иерархическом подчинении хозяйственных процессов воле центра,
требует никак не меньше, а даже больше менеджеров, чем прежняя система.
Но менеджеры эти должны быть совсем иными, нежели раньше, обладать новыми
качествами. Ведь не случайно доля административно-упрвленческих работников
(вместе с инженерами и учеными) в общей численности занятых даже в
обрабатывающей промышленности США повысилась с 15.0% в конце 50-х годов до
30% в середине годов 80-х, а не некоторых фирмах эта доля достигает и 70-
80%. И это несмотря на то, что огромная масса специалистов по
управлению ушла из административного аппарата фирм в самостоятельные,
действующие на основах жесткой самоокупаемости компании по оказанию деловых
услуг. Нет никаких заметных тенденций сокращения и государственного
аппарата в ведущих капиталистических странах. Повышение численности,
удельного веса управленцев происходит в условиях, когда в частном бизнесе
идет учет каждого цента или пенни, затраченного на управление, а
государственные бюджеты находятся под контролем демократических институтов.
По-видимому, нам следует сделать важный вывод из этого - дело не в
механических сокращениях, а в глубоких преобразованиях аппарата управления.
Идея приспособления к принципиально новым условиям, - а переход от
административно-командной к рыночной системе - это настоящая революция, -
вот то главное, что должно выйти на первый план. Разумеется, далеко не все
бывшие "аппаратчики" способны на такого рода приспособление. Многим,
возможно, придется уступить свое место более молодым, прогрессивным и
энергичным менеджерам. Однако основная масса существующих работников
управления - это весьма ценный потенциал людей, знающих реальность, имеющих
немалую профессиональную подготовку, приученных к дисциплине, упорному
целенаправленному труду, обладающих чувством ответственности. С этими
людьми необходимо внимательно, вдумчиво работать, обеспечивать их
правильную расстановку в новых условиях, обучение, переквалификацию. Нужно
создать им стимулы к эффективному труду, да и защиту их прав, наконец,
сформировать активную среду социального отбора руководителей и
специалистов нового типа, в которой выживут и добьются успеха именно те,
кто быстрее и лучше приспособится к новым условиям.
Если же говорить о методах эффективной работы руководителей, то, не
умаляя значения, скажем, компьютеризации процессов управления, внедрения
рациональных методов анализа и обоснования решений, скрупулезного учета
затрат и результатов, нужно сказать, что эффективность управления
начинается, возможно, с малого - умения осознать свои личные цели, понимать
подчиненных, правильно распределять свое время, снимать стрессы,
контролировать свой вес, нормально одеваться и многое другое.
Кто знает, может быть овладение всеми этими простыми премудростями на
практике даст не только большой прямой, но и косвенный эффект, приведет к
тому, что предприятие, организация станут более гибкими, способными к
нововведениям, к преодолению трудностей, которых так много в нашей
хозяйственной жизни.
Конечно, очень многое в нашей работе, карьере, жизни зависит от общих
для всех общественных и других условий, от особенностей выпавшего на долю
каждого места работы, от многих других, возможно, и не очень-то
подвластных каждому отдельному человеку объективных обстоятельств. Но не
слишком ли часто мы объясняем наши неудачи объективными обстоятельствами,
полностью ли используем резервы, заложенные в нас самих? Ведь, как
признается в науке менеджмента, правильно сформулировать проблему - это
означает на 50% ее правильно решить.
"Именно на управленцах всех уровней лежит задача сделать все
возможное для создания подходящего варианта будущего и не дать втянуть
себя в водоворот неудач". Конечно, современный мир многообразен, зависит
от многих факторов, но этот тезис должен стать путеводным для тех, кто
хочет взять на себя бремя ответственности за руководство нашим хозяйством в
условиях перестройки и кто готов сделать все для того, чтобы быть на уровне
этой ответственности.

Понятие менеджмента

Прежде чем говорить о менеджере и его функциях, надо ввести понятие
“менеджмента”. Этот термин произошел от американского management (
управление. Менеджмент ( это самостоятельный вид профессиональной
деятельности, направленный на достижение в ходе любой хозяйственной
деятельности фирмы, действующей в рыночных условиях, определенных
намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых
ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического
механизма менеджмента.
Это понятие более узкое и применяется лишь к управлению социально-
экономическими процессами на уровне фирмы, действующей в рыночных условиях,
хотя в последнее время его стали применять в США и в отношении
непредпринимательских организаций.
Если немного раскрыть определение “менеджмента”, то мы увидим, что в
него входит:
. изучение рынка (спроса, потребления), т. е. маркетинг и
прогнозирование;
. производство продукции с минимальными затратами и реализация ее с
максимальной прибылью;
. управление персоналом, следовательно, знание социологии, психологии,
а также анализ информации и разработка программ для достижения
поставленной цели.
Я считаю, что основная функция менеджмента – это умение достигать
поставленных целей. В мелких фирмах эту роль выполняет сам директор, а в
крупных – менеджер (организатор, управляющий, руководитель). С одной
стороны, в связи с многоуровневой системой управления директор не может
довести свои решения сам и контролировать их выполнение на более низких
ступенях, к тому же, у него много других дел, более глобальных задач и
проблем. С другой стороны, профессиональный менеджер решит многие проблемы
зачастую лучше директора. Так что менеджер порой является важнейшим
человеком на фирме. Хочу привести тому один пример:
В 1981г. компания “Крайслер” пригласила на должность высшего
управляющего известного профессионала-менеджера Ли Яккоку. Суть сделки
состояла в том, что “Крайслер” в 1980г. понес убытки в размере 1,1 млрд.
дол., оказавшись на гране банкротства. Ли Яккока в то время занимал 1-ое
место в списке наиболее преуспевающих бизнесменов. Переговоры не ладились,
т. к. Ли Яккока никак не соглашался на переход в “Крайслер” несмотря на
фантастическую зарплату, предложенную ему. Разногласия состояли в правах
его управления на “Крайслере”. Пока эти права не были гарантированы, Ли
Яккока слышать не хотел о переходе. В конце концов на “Крайслере”
согласились с тем, что лучше дать неограниченные права человеку, знающему,
как вывести компанию из кризиса, чем потерять престиж, а затем и компанию.
И что же? За три года после упадка “Крайслер” достиг наивысшего уровня
производства и качества автомобилей за всю историю своего существования, а
с 1985г. от года к году стал отвоевывать дополнительную долю американского
и мирового рынка.
Этот пример показывает насколько важна профессия менеджера, и что
может сделать профессионал в этом деле. Но чтобы достичь высокого уровня в
управлении надо четко знать свои функции и что под ними подразумевается. Об
этом, т.е. о функциях менеджера и пойдет речь в этом реферате.

Менеджер и требования, предъявляемые к нему

Термин “менеджер” имеет довольно широкое распространение и
употребляется применительно к:
. организатору конкретных видов работ в рамках отдельных подразделений
или программно-целевых групп;
. руководителю предприятия в целом или его подразделений (управлений,
отделений, отделов);
. руководителю по отношению к подчиненным;
. администратору любого уровня управления, организующего работу,
руководствуясь современными методами и др.
К менеджеру любого уровня предъявляются высокие требования. Можно
выделить несколько ролей, в которых выступает менеджер:



Менеджер-дипломат

Среди навыков и умений менеджера – способность ведения переговоров
выступает как значимое свойство. Сейчас менеджеры высшего звена тратят
большую часть своего времени на установление контактов.

Менеджер-инноватор

Производительность труда гораздо проще повысить на базе новой техники
и технологий, чем постоянно ремонтировать старое оборудование.

Менеджер-управляющий

От него в частности требуется:
. наличие общих знаний в области управления предприятием;
. компетентность в вопросе технологии производства в той отрасли
производства, к которой относится фирма по виду и характеру своей
деятельности;
. владение не только навыками администрирования, но и
предпринимательства, умение владеть ситуацией на рынках, проявлять
инициативу и активно перераспределять ресурсы фирмы в наиболее
выгодных сферах применения;
. принятие обоснованных и компетентных решений на основе согласования с
нижестоящими руководителями и работниками и распределение участия
каждого в их исполнении.
Так как принятие управленческого решения – это сложный процесс, я бы
хотел рассмотреть его поподробней.

Основные стадии подготовки
и методы принятия управленческих решений

Управленческое решение – это творческий акт субъекта управления
направленный на устранение проблем, которые возникли в субъекте управления.

Любое управленческое решение проходит через три стадии:
1. Уяснение проблемы:
b. сбор информации;
c. анализ полученной информации;
d. выяснение актуальности;
e. выяснение, определение условий при которых эта проблема будет
решена.
6. Составление плана решения:
g. разработка альтернативных вариантов решения;
h. сопоставление альтернативных вариантов решения с имеющимися
ресурсами;
i. оценка альтернативных вариантов по социальным последствиям;
j. оценка альтернативных вариантов по экономической эффективности;
k. составление программ решения;
l. разработка и составление детального плана решения.
m. Выполнение решения:
n. доведение решений до конкретных исполнителей;
o. разработка мер поощрений и наказаний;
p. контроль за выполнением решений.

Методы принятия управленческих решений

Методы – это конкретные способы, с помощью которых может быть решена
проблема:
1. Декомпозиция. Представление сложной проблем, как совокупности простых
вопросов.
Диагностика. Поиск в проблеме наиболее важных деталей, которые решаются в
первую очередь. Используется при ограниченных ресурсах.
Экспертные оценки. Формируются какие-либо идеи, рассматриваются,
оцениваются, сравниваются.
Метод Делфи. Экспертам, которые не знают друг друга даются вопросы,
связанные с решением проблемы, мнение меньшинства экспертов доводится до
мнения большинства. Большинство должно либо согласиться с этим решением,
либо его опровергнуть. Если большинство несогласно, то их аргументы
передаются меньшинству и там анализируются. Этот процесс повторяется до тех
пор, пока все эксперты не прийдут к одному мнению, либо перейдут к тому,
что выделятся группы, которые не меняют своего решения. Этот метод
используется для достижения эффективности.
Метод неспециалиста. Вопрос решается лицами, которые никогда не занимались
данной проблемой, но являются специалистами в смежных областях.
Линейное программирование.
Имитационное моделирование.
Метод теории вероятности.
Метод теории игр. Задачи решаются в условиях полной неопределенности.
Метод аналогий. Поиск возможных решений проблемы на основе заимствования из
других объектов управления.

Важнейшие функции менеджера

Все же важнейшим требованием к менеджеру любого уровня является умение
управлять людьми. Что значит управлять людьми? Чтобы быть хорошим
менеджером вам надо быть психологом. Быть психологом – значит знать,
понимать людей и отвечать им взаимностью. В этом во многом поможет язык
жестов и телодвижений. Изучив этот язык менеджер сможет лучше понимать
людей, их действия, чем они обоснованы, сможет добиться взаимного согласия,
доверия людей, а это самое главное. Это способствует заключению выгодных
сделок и многому другому.
Кроме того, хороший менеджер должен быть и организатором, и другом, и
учителем, и экспертом в постановке задач, и лидером, и человеком, умеющим
слушать других... и все это только для начала. Он должен знать в
совершенстве своих прямых подчиненных, их способности и возможности
выполнения конкретной поручаемой им работы. Менеджер должен знать условия,
связывающие предприятие и работников, защищать интересы тех и других на
справедливой основе, устранять неспособных с целью удержания единства и
правильности функционирования фирмы.

Лидерские качества менеджера

Менеджер должен быть лидером, достойным подражания. На этом необходимо
остановиться и рассказать подробней. Главная задача менеджера – делать дело
при помощи других людей, добиваться коллективной работы. Это значит
сотрудничество, а не запугивание. Хорошего менеджера всегда заботят и
интересы всей фирмы. Он стремится сбалансировать интерес группы, интересы
“босса” и других менеджеров, необходимость выполнения работы с
необходимостью найти время для обучения, производственные интересы с
человеческими потребностями подчиненных.

Как стать лидером

Нельзя обозначить лидерство какой-то формулой. Это искусство,
мастерство, умение, талант. Некоторые люди обладают им от природы. Другие –
обучаются этому. А третьи никогда этого не постигают.
В конце концов каждый находит свой стиль. Один динамичен, обаятелен,
способен воодушевлять других. Другой спокоен, сдержан в речи и поведении.
Однако оба они могут действовать с равной эффективностью – внушать к себе
доверие и добиваться того, чтобы работа выполнялась быстро и качественно.
Но некоторые характерные черты, все же присущи лидерам различных стилей.
Лидер предан своей фирме, он не принижает свою фирму в глазах
сотрудников и не унижает своих сотрудников в глазах руководства фирмы.
Лидер должен быть оптимистом. Оптимист всегда охотно выслушивает
других и их идеи, потому что он всегда ждет хороших новостей. Пессимист
слушает как можно меньше, т. к. ожидает плохих новостей. Оптимист думает,
что люди по преимуществу готовы прийти на помощь, обладают творческим
началом, стремятся к созиданию. Пессимист считает, что они ленивы,
строптивы и от их мало прока. Интересно, что оба подхода обычно оказываются
правильными.
Лидер любит людей. Если работа менеджера состоит в управлении людьми,
как он может выполнять ее хорошо, если не любит людей. Лучшие лидеры
заботятся о своих сотрудниках. Их интересует, что делают другие. Хороший
лидер доступен и не прячется за дверью кабинета. Лучшие лидеры человечны,
они отдают себе отчет в собственных слабостях, что делает их терпимее к
слабостям других.
Лидер должен быть смелым. Он всегда попытается найти новый способ
выполнить задачу только потому, что этот способ лучше. Но он никогда не
делает это необоснованным. Если он разрешит кому-то провести эксперимент и
тот окончится неудачей, то он не возложит вину на него и не потеряет в него
веру.
Лидер обладает широтой взглядов. Он никогда не скажет: “Это не мое
дело”. Если Вы ожидаете, что Ваша группа сотрудников энергично включится в
работу, когда возникнут какие-либо необычные ситуации, нужно
продемонстрировать им, что Вы сами готовы взяться за новое дело, когда Вас
об этом попросят. Лидер проявляет большой интерес ко всем аспектам
деятельности фирмы.
Руководитель должен быть решительным. Лидер всегда готов принимать
решения. Когда есть вся необходимая информация, то правильное решение
всегда лежит на поверхности. Труднее, когда известны не все исходные
данные, а решение все равно необходимо принять. Требуется настоящая
смелость, чтобы принять решение и сознавать при этом, что оно может быть
ошибочным.
Лидер тактичен и внимателен. Основной принцип: критиковать работу, а
не человека, ее выполняющего. Один мудрец сказал, что каждое критическое
замечание нужно упаковывать как бутерброд – меж двух ломтей хвалы.
Справедливость – тоже важная черта лидера. Например, если сотрудник
получает надбавку, а он ничего не сделал, чтобы ее заслужить, у Вас,
вероятно появится десяток недовольных. Когда подчиненный совершает ошибку,
ему нужно указать на нее, он должен ее признать, а потом надо забыть об
этом.
Лидер всегда честен. Быть честным по отношению к руководству – это
говорить вышестоящим менеджерам то, что им, возможно, не всегда приятно
слышать. Быть честным по отношению к подчиненным – это говорить когда они
правы, и когда они неправы. Быть честным – это умение признавать свои
ошибки. Не всегда легко сказать правду, не ущемив чувства других и не
показавшись бестактным, но честность в интересах общего блага – фирмы и ее
сотрудников – всегда должна быть превыше всего.
Лидер честолюбив. Он радуется не только за себя, но и за достижения
сотрудников и разделяет их успех. Он вдохновляет таким образом других своим
энтузиазмом и энергией, и все преуспевают по службе.
Лидер последователен и скромен. Он не нуждается в лести окружающих, к
тому же ему не надо скрывать свои ошибки.
Лидер должен быть наставником. Он помогает своим подчиненным развивать
в себе уверенность, любовь к людям, честолюбие, энтузиазм, честность,
уравновешенность и решительность.
Лидер уверен в себе. Уверенность в себе без заносчивости, вера в свои
силы без высокомерия – вот отличительные черты сильного лидера.

Типы руководителей

Но несмотря на почти идеальные качества, которыми должен обладать
менеджер, он прежде всего человек. Со всеми его особенностями,
особенностями его характера, формой взаимоотношения с другими людьми. Как
всякому человеку, ему присущи характер и темперамент. От этого в
большинстве случаев и зависит его стиль, метод, тип руководства.
Для определения типа менеджера американские психологи Р. Блэйк и
Д. Моутон составили матрицу типов руководителей:


Диктатор (9,1). Стиль управления, полностью ориентирован на производство и
уделяющий мало внимания людям. Это жесткий курс администратора. Работа в
таких условиях не приносит удовлетворения. Каждый пытается уйти из
подчинения.
|отношение к работе | |
| | | | | | | | | | | |
|9 | | | | | | | | | | |
|8 | | | | | | | | | | |
|7 | | | | | | | | | | |
|6 | | | | | | | | | | |
|5 | | | | | | | | | | |
|4 | | | | | | | | | | |
|3 | | | | | | | | | |отношение к |
|2 | | | | | | | | | |людям (рабочим |
|1 |2 |3 |4 |5 |6 |7 |8 |9 | |и служащим) |

Демократ (1,9). Производительность труда у такого менеджера стоит на
последнем месте. Принцип: “Надо быть всегда самим собой”. Работнику
обстановка нравится, но польза небольшая, весь пыл – в дебаты.
Пессимист (1,1). Девиз “Не вмешиваться в ход событий”. Случайные люди,
назначенные кем-то.
Организатор (9,9). Самый продуктивный тип, учитывающий нужды производства,
а также людей. Важнейшая характеристика – устремленность к инновациям,
нацеленность на развитие организации. Предприятие при таком менеджере
процветает. Но такое практически не реально.
Манипулятор (5,5). Менеджера этого типа удовлетворяет средняя
производительность. Девиз: “Не хватать звезд с неба”. Манипулирование
людьми.
В зависимости от характера работ к менеджеру предъявляются различные
требования.

Что называется способностью эффективно управлять

Рабочее определение способности эффективно управлять необходимо дать
до того, как будут выявлены другие роли менеджера. Основываясь на данных
ранее одиннадцати факторах это:
. способность управлять собой;
. четкие личные цели;
. упор на постоянный личный рост;
. навык решать проблемы;
. изобретательность и способность к инновациям;
. высокая способность влиять на окружающих;
. знание современных управленческих подходов;
. способность руководить;
. умение обучать и развивать подчиненных;
. способность формировать и развивать эффективные рабочие группы.
Поскольку каждая управленческая задача предъявляет те или иные
конкретные требования, неправильно было бы считать, что каждый из
вышеупомянутых факторов в равной мере относится к любой ситуации. Однако
они действительно обеспечивают основу для оценки каждым работником своих
возможностей по отношению к требованиям их работы. Когда какие-либо из этих
навыков и способностей отсутствуют у менеджера, возникает ограничение.

Как помочь совершенствованию менеджера

Но в любом случае, как было отмечено выше, к менеджеру предъявляются
большие требования, которые хороший менеджер сможет удовлетворить только,
если он будет постоянно совершенствоваться, ведь нет пределов мастерству.
Хотя признание личного ограничения – это сама по себе движущая сила
для перемен, но часто требуются и другие опыт и обучение, чтобы углубить
свое понимание, приобрести новые навыки и подходы. Значительные
изменения личности предполагают уверенность в себе, умение, поддержку и в
первую очередь развитие умения делать все по-новому. Задача менеджера –
найти способ проанализировать свои подходы и способности, проверить
потенциал, научиться действовать по-иному. Каждому приходится учиться на
собственном опыте; мало в чем можно убедить с помощью описаний, пока
человек не почувствует и не познает это самостоятельно. Можно составить
личный план действий, состоящий из нескольких основных этапов:
1. Выявите ограничения.
2. Оцените и обсудите их.
3. Преодолейте препятствия.
4. Приобретите новые умения.
5. Внедрите новые методы работы.
6. Проанализируйте свое продвижение вперед.
В прошлом десятилетии люди, занимающиеся подготовкой и повышением
квалификации менеджеров, разработали много практических методов, помогающих
им развить и опробовать собственный стиль и способности. Почти всегда при
этом руководители овладевают новыми навыками, углубляют понимание своей
профессии, обнаруживают ранее скрытые способности. А ваше непосредственное
личное участие и обучение на собственном опыте – это самый плодотворный
путь приобретения и успешного применения новых навыков.

ЛИТЕРАТУРА

1. Герчикова И. Н. "Менеджмент", М–1994, издательское объединение
“Юнити”.
2. М. Вудкок, Д. Фрэнсис “Раскрепощенный менеджер”.
3. Д. Трейси “Менеджмент с точки зрения здравого смысла”, “Автор”
1993г.
4. Беликов К. Ф. Конспект лекций по курсу “Научно-производственный
менеджмент” на факультете МТМиК за 8 семестр. МИЭТ. 1996г.




Реферат на тему: Личные способности руководителя, как фактор его успешной деятельности в системе управления



ТАМБОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Контрольная работа №1
По дисциплине: «Управление персоналом»
Студента Х курса, группы У-ХХ
ХХХХХХХХХХХХХХХХХХ

Студенческий билет № ХХХХ



Личные способности руководителя, как фактор его успешной деятельности в
системе управления.

Откуда берется потребность в управлении персоналом? Я, думаю, что она
появляется тогда, когда хотя бы два человека объединяют свои усилия для
достижения какой либо общей цели. Возникает задача координации их
совместных действий, решение которой кто-то из них берет на себя. При этом
он становится руководителем, управляющим, а другой - его подчиненным,
исполнителем. Абсолютно не важно в какой ситуации это происходит.
Договариваясь о месте встречи или строя дом, люди следуют именно этому
правилу.
На всех этапах становления общества проблема управления стояла
довольно остро и многие люди пытались решить ее но их труды носили
разрозненный характер и не составляли обобщенной теории.
И только во второй половине прошлого века после победы промышленной
революции на Западе ситуация резко изменилась. Рыночные отношения владели
всеми сферами жизни общества. Как грибы после дождя росли крупные фирмы,
требовавшие большого числа руководителей высшего и среднего уровней,
способных принимать грамотные рациональные решения, умевших работать с
большими массами людей, которые были бы свободны в своих поступках. Поэтому
от управляющих требовался высокий профессионализм, компетентность,
умение соизмерять свою деятельность с существующими законами. В результате
появляется группа людей, специально занимающихся управленческой
деятельностью. Этим руководителям уже не нужно держать своих подчиненных в
повиновении властной рукой. Главной задачей становится кропотливая
организация и каждодневное управление производством в целях обеспечения
наибольшей прибыли собственникам фирмы. Эти люди стали называться
менеджерами.
В настоящее время существует некоторый минимум различных
характеристик присущих современному менеджеру. В этой работе я хочу
рассказать о личных способностях (врожденных и приобретенных), необходимых
для его успешной управленческой деятельности.
Сегодня фирмы выросли настолько, что единоличное управление ими стало
практически невозможным. Кроме того, у руководителей добавилось и много
внешних функций, в том числе взаимодействие с партнерами, профсоюзом,
государственными и политическими деятелями. Каждым направлением занимается
самостоятельный управляющий, поэтому глава корпорации становился менеджером-
организатором, основная обязанность которого – координировать деятельность
группы менеджеров.
Выполняя эту обязанность, современный менеджер выступает в нескольких
ролях.
Во-первых, это управляющий, облеченный властью, руководящий большим
коллективом людей.
Во-вторых, это лидер, способный вести за собой подчиненных, используя
свой авторитет, высокий профессионализм, положительные эмоции.
В-третьих, это - дипломат, устанавливающий контакты с партнерами и
властями, успешно преодолевающий внутренние и внешние конфликты.
В-четвертых, это - воспитатель, обладающий высокими нравственными
качествами, способный создать коллектив и направляющий его развитие в
нужное русло.
В-пятых, это – инноватор, понимающий роль науки в современных
условиях, умеющий оценить и без промедления внедрить в производство то или
иное изобретение или рационализаторское предложение.
В-шестых, это - просто человек, обладающий высокими знаниями и
способностями, уровнем культуры, честностью, решительностью характера и в
то же время рассудительностью, способный быть во всех отношениях образцом
для окружающих.
В процессе управления менеджер осуществляет ряд конкретных функций,
среди которых: организация и планирование деятельности коллектива и своей
собственной работы; распределение заданий и инструктаж подчиненных;
контроль за ними; подготовка и чтение отчетов; проверка и оценка
результатов работы; ознакомление со всеми новинками в мире бизнеса, техники
и технологии, выдвижение и рассмотрение новых идей и предложений; решение
вопросов, выходящих за пределы компетенции подчиненных; знакомство с
текущей корреспонденцией; ответы на звонки и прием посетителей; проведение
собраний и представительство; заполнение форм отчетности; ведение
переговоров; повышение квалификации.
Все эти работы характеризуются: высоким разнообразием, разнообразием
формы самих этих действий и места их осуществления, широкими контактами и
коммуникациями внутри и вне фирмы, быстрой сменой событий, людей и
действий.
В процессе общения менеджеру приходится выполнять три основных роли.
Во-первых, это роль координатора, связывающего одну группу людей с
другой и упрощающего диалог между ними. Эту роль (имидж и представительство
во внешнем мире) фактический может играть номинальный глава фирмы,
обеспечивающий и вдохновляющий действия людей, направленные на достижение
целей фирмы. Это и коммуникатор, создающий возможность надежных непрерывных
контактов между сотрудниками.
Во-вторых, это роль информатора, обеспечивающего прием, передачу и
обработку различного рода информации. Эту роль может играть контролер,
следящий за работой подчиненных, сравнивающий ее с поставленными целями. Ее
может взять на себя распространитель идей, который в курсе всех изменений,
влияющих на работу сотрудников, информирующий их об этом, разъясняющий
политику фирмы. Это и представитель, разъясняющий значение и характер
проблем другим подразделениям или партнерам.
В-третьих, это роль, связанная с принятием решений. Ее играет
предприниматель, ищущий новые пути достижения целей и берущий на себя всю
ответственность за риск, связанный с ними. Ее играет менеджер,
ответственный за распределение ресурсов фирмы. Ее, наконец, играет
представитель фирмы, ведущий переговоры с партнерами.
В современных условиях, в нашей стране, часто все эти проблеммы
ложатся на плечи одного человека, выступающего во всех вышеперечисленных
ролях – лидера.
Лидерство - это искусство влияния на людей, вдохновения их на то,
чтобы они по доброй воле стремились достичь неких целей. Очень часто, к
сожалению, особенно в политике, это оказываются личные амбициозные цели
самого лидера.
Люди следуют за лидером прежде всего потому, что он в состоянии
предложить им (хотя и не всегда реально дать) средства для удовлетворения
их важнейших потребностей, указать нужное направление деятельности.
Власть лидера основывается на хорошем знании подчиненных, умении
поставить себя на их место, анализировать ситуацию, определять ближайшие и
отдаленные последствия своих действий, стремлении к самосовершенствованию,
способности вселять в подчиненных уверенность, сознание необходимости
совершать те или иные поступки, ибо поведение сотрудников чаще всего
отражает то, чего от них ждут.
Лидер прекрасно чувствует и понимает психологические особенности
партнеров, противников, умело их использует в официальных и неофициальных
контактах. Убеждая других, он проявляет завидную гибкость и умение идти на
компромисс.
Но подлинным источником власти лидера над людьми является его
независимость, готовность в любой момент освободить занимаемое место,
поскольку выражение интересов коллектива вовсе еще не означает покорности
ему.
Так что же нужно человеку, для того, чтобы успешно реализовать все
эти потребности? Прежде всего, это личное желание занять высокий пост,
которое есть далеко не у всех, а соответственно и готовность брать на себя
сопряженные с этим обязанности, ответственность, риск. Считается, что
преуспевающий лидер обладает почти магическим умением оказаться в нужный
момент в нужном месте. Такое свойство не сваливается с неба, хотя в
определенном смысле оно, как и талант свойственно не многим. Но талант без
труда - ничто, поэтому лидер должен постоянно и упорно стремиться вперед,
несмотря ни на какие преграды, упорно двигаясь к собственной цели.
Наконец, претендент на лидерство на высоком уровне должен накопить
значительный опыт выполнения разнообразных функций и «созреть» как крупный
руководитель. Продолжительность такого созревания западные специалисты
определяют в 5 - 7 лет.
Жить лидерам не просто. На своем пути они встречают немало
трудностей, главная из которых по всеобщему признанию - руководство
подчиненными. На втором месте стоит планирование деятельности фирмы и на
третьем - увольнение сотрудников. Среди других, не попавших на «пьедестал
почета», можно отметить проблему распоряжения своим временем, делегирование
полномочий, финансовые «дебри», принятие решений и улаживание конфликтов.
Существует два психологических типа лидеров: «игроки» и «открытые».
Первые внешне выглядят эффектными, надежными, гибкими. Они умеют «пускать
пыль в глаза», а поэтому быстро меняют позиции, следуя исключительно своим
интересам. На деле они не умеют работать с полной отдачей и плохо
справляются с проблемами.
«Открытые» лидеры не столь заметны, но они последовательны; берутся
за любые самые трудные дела, стремятся добросовестно во все вникнуть, чем
завоевывают прочное доверие и уважение на долгое время. Они тоже гибки и
действуют с учетом обстоятельств, но живут не сегодняшним днем, а
устремлены в будущее. Именно они являются истинными лидерами, обладающими
непререкаемым авторитетом у своих подчиненных.
Подчиненным импонирует руководитель, берущий на себя ответственность,
смело принимающий решения, честно признающий ошибки. Росту авторитета
способствует также терпимость к слабостями людей, не мешающим работе.
Авторитет завоевывается долго, а теряется быстро. И главные причины
этого - бездеятельность и перестраховка. Ошибки же на авторитет влияют
меньше - от них никто не застрахован, а исправить. их при желании не
трудно.
Обычно авторитетный лидер - руководитель от природы. Но что же
делать, если этого нет? Единственный ответ - настойчивое стремление к
совершенствованию своего профессионального мастерства, подчинение цели
"развития выдающихся способностей у ординарных людей", руководствуясь
принципами японской народной педагогики, провозглашающей, что "усидчивость
и интенсивная работа над собой всегда ведут к успеху". Для этого нужно
знать качества, которые менеджеру в обязательном порядке должны быть
присущи. Существует три группы таких качеств: личные, профессиональные,
организаторские и деловые.
К личным качествам в первую очередь относят честность и порядочность,
предполагающие всегда соблюдение норм общечеловеческой морали, скромность и
справедливость по отношению к окружающим. Руководитель должен стараться
понимать своих подчиненных, видеть в них личности, достойные уважения,
уметь разбираться в их поведении, быть человечным и заботиться о людях,
стремиться к сотрудничеству, учитывая при этом интересы всех.
Предприниматель имеет дело не только с ресурсами, машинами и
продуктами, не только с различными документами, производственными,
снабженческими и сбытовыми процессами, он постоянно имеет дело с людьми -
руководит подчиненными, советуется со специалистами, ведет переговоры с
партнерами, общается с трудовым коллективом. И от того, насколько хорошо
он это делает, зависит его репутация и авторитет, а соответственно, и успех
предпринимательского дела.
Как пишет в своей книге «IBM. Взгляд изнутри» Дж. Роджерс: «Идеи
могут быть важными, чувства людей всегда важны».
Менеджер должен быть принципиален во всех вопросах, уметь
противостоять давлению как «сверху», так и «снизу», последовательно и
твердо стоять на своем, не скрывать своих взглядов, защищать до конца те
ценности, которые они исповедуют и помогать обретать эти ценности другим
посредством личного примера, а не морализирования, твердо держать данное
слово.
В работа менеджера важным личным качеством является хорошее здоровье,
которое помогает быть энергичным и жизнестойким, мужественно переносить
удары судьбы, успешно справляться со стрессами. Для поддержания хорошего
физического здоровья нужны постоянные тренировки, сбалансированные
нагрузки, предполагающие смену видов деятельности - ведь отдых не в
безделии, а в переключении на другую работу. Силы и энергию необходимо
поэтому рационально распределять между всеми своими делами, чтобы в каждом
добиться успеха, но нельзя приучать себя к постоянным стабильным нагрузкам
и время от времени разрушать привычные образцы действий, ибо когда
потребуется рывок, разомлевший руководитель на него уже не будет способен.
Однако одного физического здоровья менеджеру не достаточно. Он должен
быть еще и эмоционально здоровым человеком, иначе просто не выдержит всех
сваливающихся на его голову перегрузок.
Поэтому нужно загодя формировать у себя положительные эмоции:
сопереживание, делающее человека гуманным; волнение, стимулирующее
активность, заинтересованность и любознательность, помогающую продвигаться
вперед, освоению новых сфер деятельности; уверенность, добавляющую
солидности.
Принятие управленческих решений требует от менеджеров не только
квалификации, но и эмоциональной зрелости, которая выражается в умении и
готовности идти навстречу острым ситуациям, успешно справляться с ними, не
делать не переживаемой трагедии из поражений, неминуемых на жизненном пути
любого менеджера.
Современный менеджер должен активно бороться с собственными
недостатками, формировать у себя положительное отношение к жизни и работе,
создавать «здоровое» окружение путем выдвижения и обучения людей, раскрытия
их способностей и талантов; при этом не нужно опасаться потерять авторитет
- в большинстве случаев сотрудники за такое отношение к ним платят,
наоборот, признанием и благодарностью.
Другая группа качеств, необходимых любому менеджеру -
профессиональные. Это - компетентность, т.е. система специальных знаний и
практических навыков. Она бывает специальной и управленческой. Это культура
- общая, техническая, экономическая, правовая, информационная, психолого-
педагогическая. Важен и ряд других моментов. Прежде всего современного
руководителя отличает хорошее знание действительности как внутренней, так и
внешней, понимание целей фирмы и своего подразделения, умение видеть
проблемы, выделять в них наиболее существенные стороны, быть восприимчивым
к новизне и изменениям. Это невозможно без обладания умственными
способностями выше среднего уровня, умением анализировать ситуацию,
создавать и критически оценивать различные планы и программы, принимать
решения, брать на себя ответственность за их выполнение, много и упорно
работать для этого, быть энергичным и решительным.
Однако руководитель должен быть не только хорошо подготовленной и
высоко образованной, но еще и творческой личностью. От него требуется не
только верить в свои творческие способности, но и ценить такие способности
в других, уметь их мобилизовать и использовать, преодолевая все
встречающиеся на пути препятствия. Для этого необходимо быть настойчивым,
испытывать потребности в переменах, уметь порывать с традициями,
воспринимать новые идеи и новаторские решения, систематически ими
пользоваться. Творческий руководитель обычно работает с группами, используя
метод мозговой атаки, поощряет свободное выражение эмоций и идей и
непрестанно учится, в том числе и на собственных ошибках.
Творчество немыслимо без способности находить информацию и делиться
ею с подчиненными, прислушиваться к окружающим независимо от того, кто они,
держать себя откровенно с коллегами, добиваться обратных связей, не
отгораживаться от того, что угрожает устоявшимся взглядам на мир, ставя при
этом все под сомнение, понимать позицию других, везде находить людей,
представляющих хоть какой-то интерес для фирмы.
Для всех ведущих компаний характерен принцип «не оставлять ни
одного предложения, пусть даже незначительного, без ответа». С этой целью,
например на фирме «Toyota» ведется ежемесячный учет предложений, которые
рассматриваются на различные уровнях в зависимости от ценности
предложения.
Отличным примером этого может служить также политика фирмы
IBM. Два раза в год там проводятся опросы общественного мнения. Это
анонимные и добровольные опросы, охватывающие почти всех сотрудников IBM.
Анкета, используемая в опросах очень объемная. Вопросы охватывают самые
разные стороны жизни IBM - от оценки кадровой политики и дел фирмы в целом
до зарплаты и условий труда на рабочем месте. По их результатам каждый
руководитель готовит план действий по устранению выявленных недостатков и
согласовает его со своими подчиненными.
Но наиболее важно для менеджера схватывать все на лету, увязывать
вновь приобретаемые знания со старыми, обладать умением и способностью
учиться как на работе, так и вне ее, повышая компетентность, но избегая при
этом однобокой специализации. Настоящая учеба обычно начинается с момента
вступления в должность и никогда не прекращается.
Очередной группой качеств менеджера, определяющих его собственно
говоря как менеджера, являются организаторские, а также деловые.
Они отражают уровень организаторской культуры менеджера, владение им
технологией управленческой работы: подбором, расстановкой и использованием
кадров, выработкой норм, нормативов и регламентов, личных планов и планов
деятельности подразделений, служб, оперативных планов и планов-графиков
проведения мероприятий, доведением заданий до исполнителей, инструктажем,
распорядительством, контролем.
К организаторским качествам нужно отнести прежде всего
целеустремленность. Характер современной жизни требует от менеджера ясных и
обоснованных целей. Без них он может испытывать недостаток твердости и
решимости, упускать хорошие возможности, тратить время на пустяки.
Поскольку в мире все меняется, чтобы удержаться на плаву, менеджер должен
эти цели корректировать. Но целеустремленность заключается не только в том,
чтобы цели устанавливать, а упорно к ним стремиться. Это и отличает
менеджера от остальных работников.
Другим организаторским качеством, которое должно быть присуще
менеджеру, является деловитость. Она заключается в умении четко и
своевременно ставить задачи, принимать обоснованные решения, контролировать
их исполнение, быть оперативным и распорядительным в действиях и поступках.
Важным организаторским качеством менеджера является энергичность, то
есть способность заражать людей уверенностью, стремлением действовать путем
логического внушения, личного примера, собственного оптимизма.
Менеджеру должна быть присуща дисциплина и контроль над собой. Без
этого он не сможет ни призвать к порядку других, ни контролировать их
деятельность. Поэтому менеджер должен контролировать свои эмоции и
настроения, изучать эмоции других, чтобы найти подход к их поведению, а
также контролировать дисциплину подчиненных.
Отличительной чертой менеджера должна быть повышенная
работоспособность, умение трудиться напряженно, не принося, однако, себя в
жертву и не становясь «работоманом».
Силы нужно беречь для главного, не растрачивать их по-пустому, уметь
отдыхать. Менеджер должен быть коммуникабельным, контактным, т.е.
общительным, направленным на внешний мир, проявляющим интерес к окружающим.
Он должен уметь располагать к себе людей, слушать и понимать их, убеждать в
своей правоте.
С точки зрения контактности можно выделить несколько типов
руководителей.
Во-первых, те, кто большую часть времени, примерно 2/3, тратит на
своих подчиненных и только 1/3 на осуществление внешних связей.
Во-вторых, те, кто уделяет тому и другому примерно поровну времени.
В-третьих, те, кто осуществляет только вертикальные контакты с
начальством и подчиненными, но не желает знаться с коллегами своего уровня.

В-четвертых, те, кто сторонится вообще всех контактов. Первый и
второй типы руководителей хороши для оперативного управления, четвертый -
для стратегического, Третий тип руководителя не отвечает вообще
требованиям, предъявляемым к современным управляющим.
Важная черта менеджера - реализм. Он должен уметь правильно оценить
свои возможности и возможности подчиненных, их поступки, не витать в
облаках, тогда не так больно будет падать при неудаче.
Хороший менеджер характеризуется здоровым оптимизмом и уверенностью.
Руководить людьми без уверенности в себе невозможно. Уверенные люди
знают, чего хотят. Они никогда не прибегают к обходным путям. Их взгляды на
проблемы всегда четкие и ясные, и они стремятся к тому, чтобы все об этих
взглядах знали, а поэтому высказывают свободно свою точку зрения,
добиваясь, чтобы их услышали и поняли, но при этом уважают других людей и
их мнения.
Хороший руководитель должен уметь обеспечивать сопричастность
сотрудников к работе. Для этого необходимо правильно поощрять людей,
превращать любую, даже самую нудную работу в увлекательную игру, отыскивая
нестандартные подходы и неизвестные грани в деле решения проблемы,
сдабривать свои действия известной долей авантюризма для пущей
привлекательности. Т.е. по сути принять за аксиому теорию «Y» Дугласа
Макгрегора, разработаную им в 60х годах, первый пункт которой гласит:
«Работа для человека так же естественна, как игра». Руководитель должен
считаться с желанием подчиненных добиться определенного положения в этом
мире, знать их идеалы и способствовать реализации их в жизнь.
Но самое главное - менеджер должен обладать умением руководить,
организовывать и поддерживать работу коллектива, быть готовым к действиям,
риску. Он должен уметь определить объем своих служебных полномочий,
возможность действовать независимо от руководства, побуждать людей к
повиновению, избавляться от баласта, а оставшимся помочь стать самими
собой, а не подминать под себя. Для этого менеджер должен обладать
терпимостью к слабостям людей, не мешающим работать, и нетерпимостью ко
всему, что препятствует успешному решению стоящих перед ним и коллективом
задач.
Нужно иметь в виду, что не существует и не будет существовать
менеджера, обладающего универсальными способностями и одинаково эффективно
действующего в любой ситуации.
Существует определенный набор человеческих качеств, которые
были перечислили выше, составляющий основу организаторских способностей.
Эти качества не всегда зависят от производственного опыта работника,
поэтому руководителем человек может становиться в относительно раннем
возрасте. Не стоит сбрасывать со счетов и людей как у нас говорят
«пенсионного возраста». Подтверждением этого может послужить пример карьеры
Коноскэ Мацуситы, главы фирмы “Мацусита дэнки”. Его трудовая деятельность
началась в небольшой велосипедной мастерской, где он работал учеником
мастера на мизерную плату. Мацусита проникся неподдельной любовью к
изобретательству и решил открыть собственное дело. Вскоре он выбросил на
рынок свое первое изделие. Это была усовершенствованная электрическая
розетка, которая ввинчивалась в электропатрон. Событие это произошло в 1918
г., а через десять лет электротехническая компания “Мацусита дэнки” стала
задавать тон в новой отрасли японской промышленности.
Японская национальная культура пропитана националистическим
духом. В ней заложены идеи, побуждающие японцев осознать свою причастность
к общенациональным интересам. Исторически японцу внушали мысль о том, что
в своей жизнедеятельности он должен прежде всего заботиться о "наполнении
национального сосуда".
Мацусита умело воспользовался этим мировоззрением своих
соотечественников и в разработанной им воспитательной системе сделал акцент
на пропаганде прямой связи между процветанием фирмы и процветанием каждого
работника и японской нации в целом, что стало одним из важнейших
источников успеха.
В 1971 г. Мацусита сложил с себя полномочия президента и стал
председателем совета директоров. По этому поводу он писал: “Когда фирма
обгоняет в росте своих основателей, возникает опасность застоя. Именно это
стало теперь ощущаться в системе управления; все уповают на своего вождя, и
я почувствовал, что дела пошли не совсем гладко. Нельзя все время ожидать,
что скажет руководитель. Именно по этому я решил сложит с себя свои
полномочия и передать бразды правления своему преемнику”.
Однако в 1977г., в период очередных затруднений, он вновь вернулся к
оперативному руководству и перетасовал высший эшелон управления фирмой.
Мацусита окончательно удалился от дел в возрасте 86 лет.
Лучшим свидетельством успешной карьеры этого человека,
вобравшего в себя большинство лучших качеств руководителя, и являющегося
отличным примером для любого менеджера, может служить, по моему мнению
фирменный гимн “Мацусита дэнки”. Каждый день в восемь часов утра его
поют примерно 200 тысяч работников фирмы:
Объединим наши силы и разум,
Сделаем все во имя процветания производства.
Пусть наши товары текут к народам всего
мира.
Пусть текут они беспрерывно и вечно,
Как вода из нескончаемого фонтана.
Расти, индустрия, расти, расти!
Да здравствует гармония и честность!
Да здравствует "Мацусита дэнки!"



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1. Веснин В.Р. Менеджмент для всех . - М.: Знание, 1994. - 173 с.
2. Кузьмин И.А. Психотехнология и эффективный менеджмент . - М.: Россмен,
1995. - 491 с.
3. Мескон М.Х. Основы менеджмента. - М.: Человек, 1995.- 275 с.
4. Каору И. “Японские методы управления качеством”
5. Оучи У.Г. “Методы организации производства: японский и американский
подходы”
6. Пронников В.А., Ладанов И. Д. “Управление персоналом в Японии”
7. Мартынов С.Д. Профессионалы в управлении. – Л.:Лениздат, 1991 г.




Новинки рефератов ::

Реферат: Совет Безопасности Организации Объединенных Наций (Государство и право)


Реферат: Женский бизнес (социологическое исследование) (Социология)


Реферат: Фламандский часослов (Искусство и культура)


Реферат: Вопросы повышения экономической эффективности деятельности предприятия с использованием информационных технологий (Менеджмент)


Реферат: Жизнь и деятельность Петра Францевича Лесгафта (История)


Реферат: Градский (Музыка)


Реферат: Растворы и растворимость (Химия)


Реферат: Ураганы (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Защита населения и территорий в ЧС (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Совершенствования технологических процессов переработки зерна в муку и крупу (Технология)


Реферат: Тезисы к экзамену по Бух. учету (Аудит)


Реферат: Исторический путь императоров династии Юлиев-Клавдиев (История)


Реферат: Первые эмансипированные женщины (История)


Реферат: Ме163В. Немецкий реактивный самолет (Авиация)


Реферат: Культура России в конце 19 века (История)


Реферат: Чарли Чаплин (Искусство и культура)


Реферат: Богослужение (Религия)


Реферат: Оптические датчики газового состава (Технология)


Реферат: Художник Северного Возрождения: Ян ван Эйк (Искусство и культура)


Реферат: История хохломской росписи (Искусство и культура)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист