GeoSELECT.ru



История / Реферат: Хазары. Воины России с хазарским Карганатом (Доклад) (История)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Хазары. Воины России с хазарским Карганатом (Доклад) (История)






ХАЗАРЫ
(Первый внешний враг Земли Русской)
"Как ныне сбирается Вещий Олег отмcтить неразумным хазарам..." Именно этими
пушкинскими строками ограничиваются у большинства русских людей знания о
хазарах. А ведь хазары - это первый серьезный внешний враг Киевской Руси.
Кроме того - это еще и первое знакомство Древней Руси с иудаизмом,
еврейской религией, провозглашающей богоизбранность и право на мировое
господство этого ветхозаветного народа.
Когда в середине VII века на обломках Тюркского каганата поднялась держава
Хазар - Хазарский каганат, на землях восточных славян еще не было единого
государства. Славяне жили отдельными племенами. Значительная их часть,
попав после много численных военных столкновений под власть хазар, платила
им дань. В числе данников были поляне, северяне, радимичи, вятичи.
Покоренных русских князей обязали выставлять по первому требованию
хазарских правителей вспомогательное войско, вынуждая их тем самым вопреки
собственным интересам, участвовать в войнах на стороне хазар. Помимо всего
прочего, завоеватели заставляли русских князей отдавать в гарем хазарского
правителя своих дочерей. Описание этого унижения часто встречается в
древнерусских сказаниях и былинах, повествующих о том, как славянские
князья для того, чтобы сохранить свои земли от разорения, отдавали своих
любимых дочерей поганому змею.
Что же представляло из себя хазарское царство, существовавшее свыше тысячи
лет назад на территории нашей Родины? Хазарскии каганат был гигантским
государством, занимавшим все Северное Причерноморье, большую часть Крыма,
Приазовье, Северный Кавказ, Нижнее Поволжье и Прикаспийское Заволжье. В
результате многочисленных военных сражений Хазария превратилась в одну из
могущественнейших держав того времени. Во власти хазар оказались важнейшие
торговые пути Восточной Европы: Великий Волжский путь, путь "Из Варяг в
греки", великий шелковый путь из Азии в Европу. Огромная дань, собираемая с
многочисленных покоренных народов, обеспечивала процветание и благополучие
этого государства. Этнически Хазария представляла из себя конгломерат
тюркских и финно-угорских народов, ведших полукочевой образ жизни. Зимой
хазары проживали в городах, в теплое же время года кочевали и обрабатывали
землю а также, устраивали регулярные набеги на соседей. Во главе хазарского
государства стоял каган, происходивший из династии Ашинов, власть которого
держалась на военной силе и глубочайшем народном почитании. В глазах
простых язычников-хазар каган был олицетворением божественной силы. Он имел
25 жен из дочерей подвластных хазарам правителей и народов, 60 наложниц, и
являлся как бы залогом благополучия государства. В случае серьезной военной
опасности хазары выводили своего кагана, один вид которого, как считалось,
мог обратить врага в бегство. Правда, при каком-либо несчастье - военном
поражении, засухе, голоде и т.д., знать и народ могли потребовать смерти
кагана, так как бедствие напрямую связывалось с ослаблением его духовной
мощи.
По существовавшему тогда обряду при возведении на престол нового кагана ему
набрасывали на шею шелковую петлю и, хорошо придушив, спрашивали о том,
сколько он собирается царствовать. Когда каган в полубессознательном
состоянии называл число лет, его возводили на престол. Если правитель,
процарствовав названный срок, не умирал своей смертью - его умерщвляли.
Максимальный срок правления кагана ограничивался сорока годами. По
истечению этого времени его убивали, так как по верованию хазар ум и
рассудок кагана, а также его божественная сила ослабевали, и он уже был не
в состоянии приносить пользу своему народу.
В первой половине VIII века один из знатных людей Хазарии Булан принял
иудейскую веру и сумел навязать ее ряду других хазарских князей. Принял
иудаизм и сам каган.
Потомок Булана хазарский военачальник Обадия, совершив государственный
переворот, захватил в стране власть и превратил кагана в послушную
марионетку. Каган стал лишь сакральным государственным символом и
олицетворением в глазах простых хазар могущества и силы Хазарии. Вся же
реальная политическая власть полностью перешла к царю-иудею (беку) и его
ближайшему иудейскому окружению, состоявшему из нескольких тысяч человек.
Каган, лишенный власти, превратился в своего рода жертвенное животное,
которое при любом слухе об ослаблении его божественной силы можно было
спокойно убить "по требованию народа" или самого бека. Это превратило
кагана в послушное и безропотное существо, слепо повиновавшееся Беку и его
иудейскому окружению и рабски благословлявшее все их действия. Удаленный от
народа, каган стал жить в полном затворничестве в своем дворце под
пристальным наблюдением бека и иудеев. И лишь изредка его показывали людям,
дабы убедить их в том, что он жив и здоров.
Обадья построил в Хазарии синагоги и школы, собрал большое количество
еврейских мудрецов со всего света и заплатив им много золота и серебра,
получил разъяснения священных иудейских писаний, Талмуда, Мишны и
праздничных молитв. Именно с Обадии пошли 12 хазарских царей-иудеев.
Но иудаизм не стал государственной религией Хазарского каганата. Лишь
хазарская знать во главе с каганом и беком удосуживалась чести считаться
"богом избранным народом", превосходящим все остальные. Основная же масса
простых хазар исповедовала другие религии и считалась правящим иудейским
слоем гоями, отношение к которым, как к иноверцам, было самым
презрительным. Новая религия не объединяла, а разъединяла хазарское
общество. Ведь она не требовала совестливого отношения к людям иного
вероисповедания, считавшимся чужими и в отношении которых нечестность и
злоупотребления поощрялись и ставились в заслугу. Принятие иудаизма
каганом, беком и хазарской знатью полностью оторвало их от остальной части
населения страны и превратило в жирующую паразитирующую прослойку.
Реформы Обадия способствовали резкому увеличению еврейской диаспоры
Хазарии, сложившейся еще ранее в результате бегства иудеев из Сасанидского
Ирана и, позднее, из Византии. Одна из крупнейших еврейских общин
существовала в Крыму.
Постепенно в Хазарском каганате образовался мощный торговый еврейский клан,
взявший под свой контроль всю политическую и экономическую систему
государства. Многие из евреев, вера которых была идентична вере
господствующей верхушки, оказались мудрыми политическими советниками при
царе-иудее, финансистами, помогавшими хазарам выбивать с подданных налоги и
дань, а так же решать другие важные государственные проблемы. Политика
каганата стала осуществляться исключительно в интересах торговой еврейской
диаспоры, достигшей со временем значительного количества. Огромное
государство постепенно превратилось из чисто военного, занимавшегося
набегами на соседние племена и грабежами, в паразитическое, живя
исключительно за счет посреднической торговли, сбора дани с покоренных
народов и проезжающих через территорию Хазарии купцов. (С них бралась, как
правило, 1/10 часть стоимости товара). Значительной статьей доходов
Хазарского каганата продолжала оставаться работорговля. Регулярные набеги
на соседние земли (преимущественно славянские) давали хазарам большое
количество рабов, которых иудейские купцы продавали по всему миру. В стране
не осталось ничего национального: крепости строили византийцы, товары и
продукты поступали в виде дани с подвластных народов, и даже оружие либо
закупалось, либо изымалось в виде дани. Единственное, что производилось
внутри страны - был рыбный клей.
К IХ-Х в.в. произошло серьезное изменение положения иудеев в мире - на базе
Хазарского каганата им удалось завершить создание мощной международной
торговой организации, оказывавшей сильнейшее влияние на всю мировую
политику того времени. Французские императоры династии Каролингов получали
средства от хазарских иудеев. Покровительствовали им и испанские Омейяды. В
руках хазарских евреев оказалась значительная часть всей международной
торговли. Большинство собираемой хазарами дани оседало у царя-бека, его
ближайшего окружения и еврейской диаспоры, сосредоточившей в своих руках,
фактически, всю монополию на торговлю в государстве. Иудеи-торговцы, будучи
главной опорой властей, составляли верхний слой хазарского общества.
Простым же хазарам предоставлялось право лишь охранять их, живших во всех
городах Хазарии в роскоши и достатке.
Бек и его ближайшее иудейское окружение не доверяли коренному населению.
Хазарского царя охраняла хорошо вооруженная стража, состоявшая из 10-12
тысяч наемников-мусульман, с помощью которых иудеи подавляли всякие
антиправительственные выступления, держа народ в страхе и покорности.
Жестокая, беспощадная политика продолжала осуществляться хазарами в
отношении славян, земли которых стали для поработителей неисчерпаемым
источником "живого товара". Основной целью славянской политики Хазарского
каганата было максимальное ослабление русских территорий и уничтожение
Киевского княжества. Это превратило бы евреев в финансовых господ всего
евроазиатского пространства.
Итак, в Х веке иудейская диаспора, оплотом которой стал Хазарский каганат,
была на пороге невиданного взлета. Хазария стала мощной опорной базой
иудаизма и очагом его распространения по всему миру. Казалось, что
"избранный народ", спустя тысячелетие после сокрушительного военного
поражения, нанесенного ему римскими легионерами, вновь близок к
осуществлению своей давней мечты о мировом господстве...
Далеко идущие планы хазарских правителей оказались разрушены благодаря
мужеству, воле и военному гению одного человека. Русский князь Святослав
нанес сокрушительный удар по иудейской империи, после которого она,
фактически, прекратила свое существование, как единое государство.
Еще задолго до Святослава в борьбу с Хазарским каганатом вступали другие
русские князья - Олег и Игорь. Но окончательный смертельный удар по
паразитическому государству нанес именно Святослав.
Спустившись в 965 году по Волге в хазарские земли, Святослав разгромил в
открытом бою кагана и его войско, захватил город Саркел (Белая Вежа),
столицу Хазарии город Итиль, а, чуть позже - город Семендер. Эти победы
решили судьбу войны и определили дальнейший распад Каганата. Еврейская
диаспора в ужасе разбежалась, оказался разрушен иудейский центр сложной
политической, военной и торговой системы, что повлекло за собой серьезное
изменение всей геополитической обстановки того времени.
В результате сокрушения Хазарии произошло слияние большей части
восточнославянских племен в единое государство, получившее полную
политическую и экономическую независимость. Киевская Русь установила
контроль над важнейшими торговыми путями по Волге и Дону, обезопасила свои
границы и стала одним из сильнейших европейских государств.
Окончательный разгром Хазарского царства был завершен князем Владимиром в
конце Х века. Отголосками тех давних сражений являются русские былины и
сказания о "Бое Ильи Муромца с жидовином".
Впоследствии провалом закончилась попытка хазарских евреев взять реванш за
военное поражение через навязывание князю Владимиру иудаизма в качестве
государственной религии (то есть повторить хазарский сценарий захвата
власти в стране через правящую верхушку). Владимир с негодованием отверг
это предложение, остановив свой выбор на христианстве. В 1917 году кучка
большевиков-иудеев во главе с полуевреем Лениным (Бланком), совершив
государственный переворот, захватила в России власть. В новом советском
правительстве из 556 человек, занимавших высшие партийные и государственные
должности, 448 были евреи. (Дикий А. "Евреи в России и СССР". Нью-Йорк.
1976 год.)
Далекие потомки хазарских работорговцев, разгромленных тысячелетие назад
Святославом, превратили Россию в некое подобие Хазарского каганата. Так же,
как когда-то в Хазарии, они держали коренное население при помощи наемников
из Латвии, Эстонии, Чехии, Венгрии и Китая в страхе и покорности, топя в
крови всякое антиправительственное выступление. Усмиряя народ при помощи
террора и насилия, большевики уничтожили при этом десятки миллионов русских
людей, сопротивлявшихся господству инородцев. Укрепив огнем и мечем
собственную власть, большевики во главе государства, как и в Хазарии,
поставили двух правителей: бека и кагана. Мало кто знает, что во главе
правящей коммунистической партии с 1936 по 1939 гг. стояло два секретаря:
Сталин и Каганович (см. А.Дикий, "Евреи в России и СССР").
И даже еврейскую республику долгое время планировалось создать в Крыму -
именно там, где во времена Хазарского царства существовала наибольшая
еврейская торговая диаспора.
Объявив конечной целью построение коммунизма и заботу о человеке труда,
творцы новой религии заставили народ работать за гроши и довольствоваться
крохами, давиться в очередях даже за самым необходимым. Сами же
коммунистические вожди, образуя избранный привилегированный клан, жили,
подобно хазарской верхушке, в роскоши и достатке, снабжаясь элитными
товарами и продуктами через спецраспределители, презрительно и сыто
посматривая свысока на остальное нищее и голодное общество.
И сейчас, вновь прорываясь к вершинам политической власти, они опять, как и
80 лет назад обещают народу "светлое будущее", изобилие и благополучие.
Что же касается далеких потомков простых хазар... Так они до сих пор, как
когда-то и их предки, занимаются в горах Северного Кавказа грабежами и
разбоем, совершая набеги на русские села и торгуя захваченными пленниками.
Военный же опыт наших пращуров, столкнувшихся еще тысячу лет назад с этой
проблемой, учит, что данная публика понимает и уважает только жесткость и
силу оружия!
Кандидат исторических наук Д.Волгин.
ЛИТЕРАТУРА:
1. С.А.Плетнева "Хазары" М. 1976г.
2. А. М.Макаров "Сокрушение Хазарского каганата Святославом" М. 1995г.
3. М.И.Артамонов "История Хазар" Л. 1962г.
4. "Советская историческая энциклопедия" М. 1974г.
5. Е.Л. Разин "История военного искусства" Т.2.М. 1957г.
6. Л.Гумилев "Открытие Хазарии" т.б. 1996г.
7. П.К.Коковцев "Еврейско-хазарская переписка в Х в." Л. 1932г.
"Русский Порядок" N 3(44) 1997 г.





Реферат на тему: Хан Тауке и Семь установлений


КАЗАХСТАН ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XV-XVI вв.

В результате распада государства Абулхаира в середине XV в. появляются
несколько политических образований - Ногайское государство. Казахское,
Сибирское и Озбекское ханства. С этого момента начинается борьба между
Казахским и Ногайским государствами за политическое влияние среди казахских
племен. Процесс объединения казахов в рамках Казахского ханства начинается
в период правления Хак-Назара. Именно об этих событиях пойдет речь в этой
главе.
10.1. СООТНОШЕНИЕ ТЕРМИНОВ «КАЗАК», «НОГАЙ», «ОЗБЕК»

Здесь мы считаем необходимым более подробно остановиться на значениях
терминов «казак», «ногай» и «озбек», чтобы избежать путаницы в изложении
материала.
Озбек. Термины «озбек», «Озбекское ханство» - возникли во второй половине
XIV в. и связаны с именем хана Улуг Улуса Озбека (1312-1342), известного
своей приверженностью исламу. После его смерти весь Улуг Улус стали
называть «владением озбека» или «озбекским ханством». «Озбекскими» в
восточных источниках стали называть и кочевников, населявших Улуг Улус.
Сами кыпчаки никогда не называли себя так. Об этом свидетельствовал и
Мухаммед Шайбани, заявивший, что никакого озбекского ханства на самом деле
не было, и что его дед Абулхаир владел частью Улуг Улуса, Ибн Рузбихан
писал что «озбеки» состоят из трех частей - «шибанцев», т.е. сторонников
Мухаммеда Шайбани, «казахов», т.е - подданных Казахского ханства, и
«мангытов», т.е. населения Ногайского Улуса. Как видим, восточные писатели
и историки под термином «озбек» подразумевали не какой-либо отдельный этнос
или группу племен, а все кочевое население Улуг Улуса. Лишь позже, с уходом
части кочевников с Мухаммедом Шайбани в Мавераннахр и образованием там
централизованного государства, термин «озбек» превращается в этноним и
обозначает все тюркоязычное (карлыкское и кыпчакское) население оседлых
областей.
Ногаи. Термин «ногай» появляется позже в связи с событиями,
происходившими в Улуг Улусе после смерти Бердибека в 1359 г. В 1360 г. на
берегах Сырдарьи образуется новое ханство, во главе которого стал Кара-
Ногай и по его имени все государство получило название «Ногайского Йурта»
(Ногайлы журт). После смерти Кара-Ногая ханом стал его племянник Тура-
Темир, затем Орыс хан. Последнему удалось объединить большую часть Улуг
Улуса и термин «ногайлы» на время отошел на второй план.
После смерти Орыс хана и прихода к власти Токтамыса термин «ногайлы»
возрождается и начинает обозначать ту группу кочевой знати, которая
поддерживала Едиге и внуков Орыс хана - последнего хана «ногайского йурта».
После победы Едиге и признанием его фактическим правителем Улуг Улуса
термин «ногай» постепенно становится этническим самоназванием кыпчакских
племен от Черного моря до Ертиса. Население Мангытского Йурта, Казахского и
Сибирского ханств продолжали называть себя «ногайлы». Отражением той эпохи
являются многочисленные казахские героические эпосы XV-XVII вв.,
посвященные истории народа «ногайлы», «ногайлинским» батырам - Едиге,
Камбару, Таргыну и др. Лишь в начале XVII в., с распадом Мангытского
государства и изоляцией группы ногайцев от основной части этноса на
Северном Кавказе, только за ними сохранился этноним «ногай». Ногайцы,
вошедшие в состав Казахского ханства, стали называться «казахами». В
русскоязычной литературе «ногайцами» именуют только подданных Мангытского
Йурта.
Казах. Термин «казах» или правильнее «казак» вызывает очень много споров
в среде исследователей. Мы считаем необходимым дать ниже сводку сведений о
термине «казах», сделанную Мухаммеджаном Тынышпаевым в работе «Материалы к
истории кыргыз-казахского народа», вышедшей в Ташкенте в 1925г.
В 1356 г. «казахи» напали на Мавераннахр. В 1397-1410 гг. часть крымских
кыпчаков переселилась в Литву и несла службу при королях, называясь
«казаками» (русских казаков еще не было). В 1474 г. крымский хан Менгли
Керей писал Ивану III: «Мне твоей земли не воевать, моим уланам, ни
князьям, ни казакам». В 1523 г. русский посол в Стамбуле И. Морозов говорит
султану: «Твои казаки азовские наших имают в поле, а водят в Азов и
продают». В 1471 г. в походе на Новгород участвовал Касимовский царевич
Данияр «со своими казаками». В 1481 г. на хана Ахмета напали Ибак хан с
«1000 казаками» и ногайские мурзы Муса и Жамбырши с «15000 казаками». В
1499 г. «ордынские казаки и азовские под Козельск пришли, взяли село
Олешию». В 1508 г. казанский хан Абдуллатиф обещает князю Василию «не
пускать воевать своих казаков».
Из этой краткой подборки видно, что термин «казак» вначале имел чисто
социальное значение и обозначал группу кочевников, занимавшихся военным
ремеслом, либо отделившихся от основной части государства и не признающих
центральной власти.
Именно поэтому группа кочевников, откочевавших с Жанибеком и Кереем в
Могулистан, получила название «казак». Ханство, основанное ими, получило
название «казахского». С этого момента значение слова «казак» начинает
изменяться. Из социального термина оно превращается в политический,
обозначая подданных Казахского ханства. Выходя из-под власти ханов,
кочевники переставали называть себя «казаками» и становились «ногайлы», а
принимая подданство ханов, вновь назывались «казаками». Лишь с объединением
всех ногайских племен в рамках Казахского ханства термин «казак»
превращается из политического в этнический, став самоназванием всех кыпчак-
ногайских племен и родов. Однако в официальных кругах предпочитали вплоть
до XX в. пользоваться для обозначения казахского этноса термином «Алты
алаш», общим для ногаев и казахов.
В дальнейшем термином «казах» мы будем обозначать и весь этнос в целом и
население Казахского ханства, в частности, термином «ногай» - казахские
роды в составе Мангытского Йурта, термином «озбек» - кочевников,
поддерживающих Мухаммеда Шайбани.

10.2. КАЗАХСКОЕ ХАНСТВО ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XV-НАЧАЛЕ XVI вв.

Образование Казахского ханства. Как мы уже говорили в предыдущих главах,
султаны Жанибек и Керей откочевали от Абулхаира и обосновались в Западном
Жетысу.
Правитель Могулистана Есен-Буга, занятый борьбой со своим братом Юнусом и
попытками сохранить развалившееся государство, не имел реальных сил, чтобы
остановить сторонников Жанибека и Керея и в 1459 г. был вынужден
предоставить им территорию в долине реки Шу, Кочевники, поселившиеся в
Жетысу, получили прозвище «казак», которое впоследствии распространилось на
всех подданных Жанибека и Керея и постепенно превратилось в этноним.
Ослабление Могулистана и неспособность могульских ханов сдерживать
усилившийся в середине XV в. натиск ойратов поставили казахских султанов
перед необходимостью создания собственного государства. В этих условиях в
долинах Шу и Таласа в 1465 г. было провозглашено Казахское ханство, первым
ханом которого стал Керей (1465-1474). Абулхаир, обеспокоенный усилением
казахов, пытался организовать поход в Жетысу, но в 1468 г. умирает, после
чего его государство перестало существовать. Керей и Жанибек вернулись в
Дешт-и-Кыпчак и к ним присоединилось основное население центрально-
казахстанских степей. Таким образом, в 1469 г. Казахское ханство выходит на
политическую арену как самостоятельное государство кочевых племен Дешт-и-
Кыпчака.
Политическая жизнь казахских степей после распада государства Абулхаира
характеризовалась попытками шайбанидов вернуться к власти, борьбой за
присырдарьинские города. Мухаммед Шайбани, бежав в Туркестанский вилайет,
начал собирать здесь своих сторонников, заручился поддержкой тимуридов
Мавераннахра. Однако уже в 1470 г. в присырдарьинских степях появились
казахские отряды. Старший сын Жанибека Махмуд занял Созак, а другой его сын
Еренши - Сауран. Здесь Еренши столкнулся с войсками Мухаммеда Шайбани,
который в последовавшей битве был разгромлен и вынужден был бежать в
Бухару. В 1472 г. Шайбани заключает союз с Муса мырзой, правителем
Мангытского Йурта, получил военную помощь тимуридов и начал новый поход на
Сырдарью. Ему сдалась небольшая крепость Аркук, которую он сделал своей
главной опорой в борьбе за присырдарьинские города. Вначале Мухаммеду
Шайбани и Муса мырзе сопутствовал успех. Муса обещал даже провозгласить
Мухаммеда ханом всего Дешт-и-Кыпчака. Союзникам удалось взять Сыгнак, но на
этом их успех закончился. Из Западного Жетысу на помощь казахским отрядам
прибыла большая армия под командованием султана Мурундыка -сына Керея.
Встреча союзников с казахами произошла у перевала Сагунлык в Каратауских
горах. Войска Мусы и Мухаммеда Шайбани были наголову разбиты, а
несостоявшийся хан бежал в Мангастау. Таким образом, в 60-70 гг. XV в. были
уничтожены последние следы государства Абулхаира и на политической карте
Евразии появились три новых государства, населенных казахами. Степи от
Едиля до Нуры и Есиля, Приаралья и Мангыстау занимало Мангытское
государство, населенное родами мангыт, алшын, тама, керей, найман, кыпшак.
Территории севернее Нуры, долины То-была, Есиля и Ертиса входили в состав
Сибирского ханства, главной опорой которого были кереи, найманы, уаки и
кыпчаки. Наконец, Жетысу, долины Сырдарьи и Сарысу составляли территорию
Казахского ханства, населенного аргынами, дулатами, канглы и жа-лаирами.
Борьба за сырдарьинские города. Молодое Казахское ханство с начала своего
образования повело борьбу за объединение всех казахских племен и
присоединение присырдарьинских городов. Со смертью Муса мырзы большая часть
ногайцев присоединилась к Казахскому ханству и его территория вышла на
западе к Едилю.
После смерти Керея в 1474 г. ханом стал его сын Мурундык (1474-1511). При
его правлении были проведены значительные меры по централизации
государственной власти, укреплению позиции ханства в западных и южных
районах Казахстана.
С начала 80-х годов начинается новый период войн с Мухаммедом Шайбани за
присырдарьинские города. Эта борьба была осложнена вмешательством
могульских ханов, пытавшихся овладеть Ферганой и средним течением Сырдарьи.
Юнус хану в 1482-1485 гг. удалось овладеть Сайрамом и Ташкентом и вплотную
приблизиться к владениям Мурындыка и Мухаммеда Шайбани. Последнему удалось
на короткое время овладеть Сыгнаком. Казахи осадили Отрар, Туркестан,
Аркук, вынудив Шайбани вновь бежать, на этот раз в Хорезм.
Могульский хан Султан Махмуд, правивший в Сайраме и Ташкенте, пытался
расширить свое влияние в Туркестане и с этой целью в начале 90-х годов
овладел Отраром и призвал в качестве союзника Мухаммеда Шайбани. Получив
этот важный в стратегическом отношении город Шайбани смог овладеть Саураном
и Туркестаном. В Сауране был посажен брат Мухаммеда Махмуд султан.
Казахские султаны, встревоженные союзом моголов с озбе-ками, вновь
двинули войска в долину Сырдарьи. В последовавших двух битвах могулы были
разбиты, а население Саурана, подняв восстание против озбекского гарнизона,
открыло ворота перед казахами, выдав Махмуд султана со всем его окружением.
Мурындык хан пытался с ходу овладеть Отраром, но это ему не удалось. Отрар,
как и Туркестан, остался в руках Шайбани. Таким образом, к концу XV в.
долина Сырдарьи оказалась разделенной между тремя государствами -
Озбекским, Казахским и Могульским.
Хан Косым. Опираясь на присырдарьинские города, Мурындык хану удалось
объединить кочевые роды Жетысу, Центрального и Западного Казахстана. Конец
XV-начало XVI вв.- время возвышения Казахского ханства, связанное с именем
султана, а в последствии хана Касыма (1511-1518).
Как сообщают источники, «между казахскими ханами и султанами не было
никого, кто был бы так могущественен, как Касым хан, и что никто не думал о
Мурындыке». Еще при господстве Мурындык хана вся полнота власти в Казахском
ханстве находилась в руках Касыма. В год наступления Мухаммеда Шайбани в
казахскую степь в 1510 г. под началом Касыма насчитывалось 200 тыс. воинов.
В «Тарихи Рашиди» есть очень интересные сведения об этих событиях: «Мойын
Мир Хасан, который являлся одним из эмиров Касым хана, услышав, что Шайбани
совершил вторжение, собрав своих людей, выступил против этого сборища, и
распустив слух, что движется Касым хан, сам издали выказывал себя, дабы
подтвердить этот слух. Войны Шахибек хана (Шайбани -авт.) были совершенно
уверены, что перед ними сам Касым хан, и побросав все, что они захватили и
привезли с собой, в панике и смятении возвратились к Шахибек хану и
доставили весть о приближении Касым хана. В одно мгновение Шахибек хан
приказал бить в барабаны отбытия и двинулся, никого не дожидаясь, кто
отстал, тот остался, кто успел, тот ушел. Разбитые и рассеянные в конце
зимы они добрались до Самарканда».
Между Мурындыком и Касымом шла острая борьба за власть, которая
завершилась к началу второго десятилетия XVI в. победой Касыма. В 1511 г.
Мурындык, лишенный авторитета, был изгнан и полновластным ханом стал Касым.
С этого времени верховная власть надолго перешла к потомкам Жанибек хана.
Первое десятилетие XVI в. было временем ожесточенной борьбы с Мухаммедом
Шайбани, ставшим правителем Мавераннахра. Он предпринял несколько походов
на казахские земли (1503-1504,1505-1506,1509-1510 гг.). Однако всякий раз
ему приходилось отступать на юг. В конце 1510г. Мухаммед Шайбани был убит в
сражении с иранским шахом и Касым поспешил воспользоваться этим случаем.
В 1513 г. казахские войска подошли к Сайраму. Правитель города Катта бек
перешел на сторону Касыма и сдал ему город без боя. Касым пытался овладеть
и Ташкентом, однако в бою с озбе-ками был ранен и отошел в степи. Так, за
казахами были окончательно закреплены присырдарьинские города.
Удачно складывались отношения Касым хана с могульскими правителями.
Основные районы Могулистана - Жетысу и При-тяньшанье были уже давно для них
потеряны, так как входили в состав Казахского ханства. Могульские ханы
фактически имели власть только в Юго-Западном Могулистане и постоянно
искали союза с казахским ханом.
Расширились территориальные владения хана Касыма на западе. Мангытский
Йурт переживал в то время тяжелый кризис. Мурзы, управители родов боролись
между собой за власть. Часть родов и племен Мангытского Йурта откочевала
под власть казахских ханов и султанов.
Таким образом, во втором десятилетии XVI в. Касым хан окончательно
утвердился, распространив свое господство над обширными степными
пространствами казахской территории. На юге границы ханства выходили на
правобережье Сырдарьи, включая часть городов Туркестана, на юго-востоке
охватывали предгорья и долины значительной части Жетысу, на северо-востоке
проходили в районе гор Улытау и озера Балхаш, доходя до отрогов Каркаралы,
на северо-западе достигали бассейна реки Жаик.
Число подданных хана Касыма современники определяют миллионом человек.
Казахское ханство постепенно втягивалось в международные отношения того
времени. Одним из первых государств, вступивших в дипломатические связи с
Казахским ханством, было Московское государство. При Касым хане казахи, как
самостоятельный этнос, стали известны и в Западной Европе. Возвышение
ханства в первой четверти XVI в. нельзя, конечно, объяснить лишь личными
качествами хана Касыма, оно происходило, прежде всего, в результате
внутренних социально-экономических и этнических процессов, этому
способствовала и политическая обстановка в регионе в целом.

10.3. ПОЛИТИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО КАЗАХСКОГО ХАНСТВА В ПОСЛЕДНЕЙ ТРЕТИ XV-XV1
вв.

Органы власти. Высшей законодательной властью в Казахском ханстве обладал
маслихат - съезд султанов и представителей общин. Маслихат собирался раз в
год и решал наиболее важные государственные вопросы - заключение мира,
объявление войны, перераспределение пастбищ, определение маршрутов
кочевания.
Кроме того, маслихат выбирал и смещал ханов, исходя из принципа
меритократии - выбора наиболее достойного. Обязательным условием для
участия в работе маслихата было наличие оружия - полноправными членами
этого органа были только мужчины.
Вся полнота исполнительной власти находилась в руках хана. Хан избирался
маслихатом из сословия торе - потомков Чингисхана и исполнял свои
обязанности пожизненно. Известны случаи, когда ханы смещались и изгонялись.
Хан выполнял следующие функции:
1. Организация вооруженной охраны государства от внешних врагов.
2. Определение внешнеполитического курса государства.
3. Функции высшей судебной власти.
4. Охрана существующего порядка и общественного устройства.
В XV-XV1 вв. казахские ханы обладали широкими полномочиями, вытекающими
из исполняемых ими функций. Так, хан, как верховный главнокомандующий, мог
объявить войну, заключить мир, распоряжаться всей территорией ханства,
назначать глав улусов и правителей подвластных городов. Кроме того, хану
принадлежало право выносить смертный приговор своим подданным и издавать
законы и распоряжения, обязательные для всего населения ханства.
Процедура возведения нового хана на престол заключалась в поднятии
провозглашаемого на белой кошме. Только при выполнении этого древнего
обряда хан считался юридически избранным.
При хане существовал совет биев-совещательный орган, в который входили
наиболее авторитетные бии и представители ассоциаций общин. Кроме того, для
ведения делопроизводства при хане была канцелярия. Весь центральный аппарат
ханства в XV-XV1 вв. не имел постоянного места размещения и кочевал вместе
с ханским аулом. Только Мурындык и Касым хан на короткое время устраивали
ставку в г.Сарайшыке, постоянной же столицы государство не имело.
Административное устройство. Территория и население ханства делились на
уделы во главе с султанами-родственниками хана. В составе каждого удела
было 50-60 тысяч семей, он в свою очередь делился на улусы по 10 тысяч
семей в среднем. Во главе улусов стояли также султаны, назначаемые ханом.
Они исполняли гражданскую, судебную и военную власть на всей территории
улуса и подчинялись непосредственно хану.
Основной социальной и политической ячейкой казахского общества была
община, в силу специфики кочевого хозяйства, принимавшей форму коллектива
кровных родственников. Объединение нескольких общин составляло ассоциацию с
вымышленной генеалогией и иерархией общин. Несколько таких ассоциаций и
составляло улус. Во главе ассоциаций и отдельных общин стояли бии и
старшины, биям принадлежала вся полнота военной, административной и
судебной власти в пределах данного коллектива, власть их основывалась на
личном авторитете.
Войско ханства формировалось из постоянной дружины хана, дружин султанов
и ополчений улусов. Воины, набранные в одной общине, ассоциации или улусе,
составляли отдельные подразделения со своим знаменем и боевым кличем -
ураном. В мирное время ханская и султанская дружины служили для поддержания
внутреннего порядка и выполнения различных поручений хана -сбора налогов,
дипломатических миссий и т.п.
Право. В начале XVI в., при правлении хана Касыма был разработан и принят
кодекс законов, известный как «Касым ханньщ каска жолы» (Светлый путь Касым
хана). Он включал в себя пять основных разделов:
1. Имущественный Закон. В него входили положения о решении споров о
земле, скоте и имуществе.
2. Уголовный Закон. Здесь рассматривались различные виды уголовных
преступлений и наказания за них.
3. Военный Закон. В нем оговаривались повинности населения по содержанию
армии в военное время, воинская повинность, принципы формирования
подразделений, раздел военной добычи.
4. Посольский обычай. В этом разделе оговаривались вопросы международного
права, посольского этикета.
5. Закон общественности (журтшылык). Этот раздел был посвящен
обязательствам общинной и межобщинной взаимопомощи, а также правилам
устройства празднеств и дворцовому этикету.
Описанная политическая система оказалась неустойчивой и держалась только
наличном авторитете верховного правителя. Это с яркой силой проявилось в
ходе событий второй трети XVI в., когда каждый улусный султан пытался
провозгласить себя ханом.

10.4. МАНГЫТСКОЕ И СИБИРСКОЕ ГОСУДАРСТВА

Мангытский Йурт. После распада государства Абулхаира западные районы
Казахстана оказались под властью потомков Едиге из рода мангыт. Поэтому
государство, возглавленное едигеидами, называлось Мангытским Йуртом. В
исторической литературе оно именуется также Ногайским улусом. Занимало это
государство земли между Едилем и Жаиком, однако в периоды наибольшего
могущества власть мангытов распространялась от Кубани до Ертиса. Кроме
мангытов в состав Йурта входили алшины, тама, табыны, найманы, кереи,
кыпчаки, барыны и другие общинные группы.
Высшим органом власти являлся Большой Совет - Маслихат, в который входили
высшие чиновники и потомки Едиге. Маслихат решал вопросы войны и мира,
избирал верховного бия из числа едигеидов.
Бий обладал всей полнотой исполнительной и судебной власти, из своих
ближайших родственников назначал высших чиновников и членов Малого Совета -
совещательного органа. Кроме того существовал специальный орган управления
- кара-дуан, ведший делопроизводство и регулирующий сборы налогов с
подвластного населения.
Кроме бия в государстве существовали также высшие должностные лица -
кейкабат, нурадин и тайбуга. Они были верховньми правителями в приграничных
районах государства и могли замещать бия в случае необходимости. Занимать
эти должности могли только его близкие родственники. Мангытский Йурт
делился на улусы, во главе которых стояли мырзы - потомки Едиге, обладавшие
в своих владениях судебной, административной и военной властью.
Таким образом, мы видим, что власть в Мангытском Йурте находилась в руках
потомков Едиге, устанавливавших внутри своего клана порядок управления и
судебного разбирательства, в их взаимоотношениях действовал принцип
старшинства.
Старшины общин и объединений были оттеснены в Мангытском Йурте на второй
план и составляли служилую аристократию-улан. К этой же категории примыкали
караши и имельдеши.
Столица Мангытского Йурта Сарайшык находилась в низовьях Жаика, недалеко
от современного Атырау. Особенно сильным Ногайский улус был при Муса мырзе,
однако после его смерти большинство кочевых родов переходит под власть
казахского хана Мурындыка, который даже обосновался в столице мангытских
мурз
- Сарайшике. Под властью мангытов остались только районы Приуралья, где
правил сын Жамбыршы Агысбек, а после его смерти, - сын Мусы,
- Алшагыр мырза.
Сибирское ханство. Одним из крупнейших этнополитических образований в
Северном Казахстане было объединение кыпчакских племен на территории
Среднего Ертиса, Тобыла, Есиля и Туры, в котором главенствующую роль играли
кереи. Основателем местной династии был потомок кереитского Тогурул хана -
Тайбуга.
В XIII в. Тайбуга получил земли Западной Сибири и Северного Казахстана в
качестве пожалования от Чингисхана и заложил здесь город Чимги-Тура (совр.
Тюмень). Кроме кереев и кыпчаков, в его владения вошли земли, населенные
оседлыми тюр-коязычными племенами, составившими позже этнос сибирских
татар, а также часть хантов.
Все, что происходило в Улуг Улусе, непосредственно отражалось на
положении Западной Сибири. До конца XIV в. она была полуавтономной частью
Ак-Орды, а в 1398 г. здесь укрепился Токтамыс, потерпевший поражение от
Едиге. После смерти Ток-тамысатайбугинцы вновь признали власть Едиге, хотя
и ненадолго. Воспользовавшись начавшимися в начале 20-х годов
междоусобицами, тайбугинцы пытались отделиться от Улуг Улуса и создать
собственное государство. При их поддержке ханом был провозглашен шейбанид
Мухаммед-Кожа, а в 1428 - Абулхаир. В 60-х годах здесь укрепляется Ибак,
который после смерти Абулхаира был провозглашен ханом. Так образовалось
независимое Сибирское ханство, занимавшее долины Тобыла, Есиля и Ертиса и
было населено кереями, найманами, уаками и кыпчаками, а также ханты, манси
и сибирскими тюрками (татарами). Господствующее положение в государстве
занимал род Тайбуга кереев, из которого происходили сибирские мурзы,
осуществлявшие верховную гражданскую, судебную и военную власть.
Периодически на первый план выдвигались чингизиды, оттеснявшие
тайбугинцев на второй план. Чтобы сохранить свою власть, Ибак женился на
дочери знатного тайбугинского Омар бия. Будучи союзником Муса мырзы, Ибак
начал присоединять земли по долине Тобыла. Не имея сил для упрочения своего
положения в Центральном Казахстане, он направил острие внешней политики на
захват сарайского престола, где в это время правил брат Керей хана - Ахмет.
К концу 70-х годов сложился союз между Сибирью, Ногайским Улусом, Москвой
и Крымом. В 1480 г. Ахмет начал поход на Москву, но вынужден был простоять
до наступления зимы на реке Угре. В этот момент на Сарай напали отряды
Ибака и Мусы. Убив Ахмета, Ибак становится ханом древней столицы Улуг Улуса
-Сарая. Чувствуя непрочность положения, хан стал налаживать отношения с
Москвой, однако в 1495 г. тайбугинская знать, недовольная его политикой,
подняла мятеж. Ибак был убит, в Чимги-Туре закрепился его сын Мамук. Новый
правитель Сибири - тай-бугинец Муххамед - перенес столицу в г.Искер. В
первое десятилетие XVI в. Сибирское ханство вновь было объединено под
властью тайбугинцев.

10.5. НАЧАЛО ОБЪЕДИНЕНИЯ КАЗАХСКИХ ЗЕМЕЛЬ В ЕДИНОЕ ГОСУДАРСТВО
Казахское ханство в 20-30-х гг. XVI в. После смерти Касым хана среди
казахских султанов началась ожесточенная борьба за власть. В конце концов в
1523 г. султанские группировки избрали ханом внука Жанибека - Тахира.
Пытаясь укрепить свою власть среди казахов, Тахир стал искать поддержки у
Ташкентского правителя Кельды-Мухаммеда. Когда же власть Тахира временно
укрепилась, он расправился с очередным посольством из Ташкента и начал
готовиться к походу на Ташкент. Узнав об этом, Кельды-Мухаммед первым
вторгся в пределы Казахского ханства. Сражение произошло у Туркестана, в
нем Тахир потерпел поражение. Часть его владений перешла в руки победителя.
Обострились отношения Тахир хана с Мангытским Иуртом. Мангыты заняли часть
земель в Западном и Центральном Казахстане, подвластные ранее казахским
ханам.
Народ отошел от такого правителя, восставшие казахи убили его брата Абул-
Касыма. В 1526 г. Тахир вместе с сыновьями и некоторым числом своих
сторонников и слуг удалился к киргизам. Он умер приблизительно в 30-х годах
XVI в. в Киргизии.
После этих событий большая часть родов Центрального и Западного
Казахстана приняла подданство мангытских биев. Старшим среди них считался
Алшагыр, владевший основными землями Мангытского Йурта - междуречьем Едиля
и Жаика. Земли При-аралья входили во владения его брата Шагыма, аторгайские
степи - другого брата, Сейдака.
Под властью казахских ханов остались лишь Жетысу и города Сырдарьи.
Правитель Жетысу - Бойдас хан - правил лишь небольшой частью казахов и
киргизов. На Сырдарье в это же время властвовали Тогым хан и Ахмет хан.
Ахмет пытался захватить низовья Торгая, но был разбит Сейдаком и попал к
нему в плен с пятнадцатью сыновьями. В 1535 г. Ахмет был убит Орак батыром,
после чего под власть мангытов переходит и значительная часть Центрального
Казахстана. После смерти Шагима и Сейдака Ногайский Улус возглавляет Ших-
Мамай.
Хан Хак-Назар. После смерти Касыма Казахское ханство распалось на
несколько владений. Территориями на среднем течении Сырдарьи владел Тогым
хан, внук Касыма. В 1538 г. Тогым хан со всем потомством был убит, а на его
место был избран сын
Касыма - Хак-Назар (1538-1580).
Придя к власти, Хак-Назар начал активную деятельность по объединению
казахских родов. В 50-х годах начались междоусобицы среди мангытских мурз.
Часть их хотела перейти в русское подданство, часть ориентировалась на
казахов. В итоге большая группа ногайских родов откололась от Йурта и
приняла казахское подданство. МырзаСмаил писал русскому царю: «Племянники
мои от нас отстали, а приложились Казацкому Царю, со мной завоева-лися, да
надо мной смерти ищут». Значительно усилившись, Хак-Назар в 1568 г.
совершил поход против Мангытского Йурта и закрепил за собой земли Северного
Приаралья.
Весной 1577 г. Хак-Назар начал новую войну с мангытами и завладел всеми
землями восточное Жаика. Одновременно велась упорная борьба с ханом Сибири
- Кошимом. После ряда походов Хак-Назару удалось присоединить земли в
верховьях Тобыла и Жаика. Кроме того, под его власть перешла большая часть
башкурт-ских родов, входивших ранее в Сибирское и Казанское ханства.
Продолжалась борьба с могульскими ханами. В 1560 г. хану Абд-ар-Рашиду
удалось нанести поражение Хак-Назару в Жетысу, но вскоре объединенное
казахско-кыргызское войско нанесло могулам поражение, в бою погиб и сын Абд-
ар-Рашида. Следующая битва состоялась на Емиле, казахи были разбиты и
отступили из Жетысу. Положение казахов осложнилось набегами ойратов.
Казахское войско во главе с султаном Тауекелем выступило в поход, но было
разбито ойратами и вынуждено отступить к Ташкенту. К концу 70-х гг. под
властью Хак-Назара осталась лишь западная
часть Жетысу.
Неспокойными были и южные границы Казахского ханства. В течение трех лет
(1555-1558 гг.) казахские отряды теснили ташкентского правителя Наурыз-
Ахмета. Вынужденный вести войну одновременно на западе, севере и в Жетысу
Хак-Назар заключает в 70-х союз с бухарским ханом Абдаллахом II. В 1579 г.
Хак-Назару удалось присоединить к Казахскому ханству округа Туркестана и
Саурана. Правитель Ташкента Баба султан, зажатый с одной стороны казахами,
с другой - войсками Абдаллаха, решил физически устранить казахских
правителей. В конце 1579 г. он приказал убить прибывших для переговоров
двух сыновей Хак-Назара, а вскоре, в 1580 г., от рук наемного убийцы пал и
сам Хак-Назар.
В народных легендах имя Хак-Назара овеяно славой. Ему удалось объединить
распавшееся после смерти Касыма Казахское ханство, к концу его правления
границы ханства на западе проходили по Жаику, на севере - по Есилю и Нуре,
на востоке - по Шынгыстау, Балхашу и реке Шу. На юге казахские владения
вплотную подходили к Ташкенту. Кроме собственно казахов, Хак-Назару
подчинялись часть башкуртов и кыргызов.
Казахское ханство в конце XVI века. После смерти Хак-Наэара и его сыновей
на съезде родовой знати - маслихате было решено избрать ханом сына Жадика -
Сыгай султана, прославившегося в войнах с мангытами. Сыгаю в год избрания
было уже 80 лет, но несмотря на это, он считался самым авторитетным среди
казахов. После избрания хан Сыгай (1580-1582) заключает новый союз с
Абдаллахом, направленный против Баба султана. Фактически власть в ханстве
находилась в руках сына Сыгая Тауекеля и именно он повел решительную борьбу
с ташкентским правителем, которая увенчалась полной победой казахов.
В июне 1582 г. Тауекель разбил войско Баба султана около г. Яссы
(Туркестан) и убил его самого. «Затем он привез к подобному Сатурну дворцу
головы Бабы и Джан Мухаммед бия, также... хан пожаловал ему в виде
вознаграждения Африкенский вилайет - прекраснейшие места Согда и
Самарканда». В 1583 г. Тауекель порвал отношения с правителем Бухары и
вернулся в Дешт-и-Кыпчак.
Сыгай хан умер близ Бухары и был похоронен в селении Кум-ушкент. Кроме
Тауекеля, у него было еще несколько сыновей. В истории казахов конца XVI-
начала XVII вв. известны имена Ондан султана (Узын окты Ондан - военный
предводитель во времена Есим хана), Шах-Мухаммед султана - правителя
калмыков.
Тауекелю (1586-1598) после возвращения на родину пришлось с оружием в
руках утверждать свое право на ханский престол. Только после трехлетней
борьбы с сепаратистскими силами им в 1586 г. был принят ханский титул. Тем
временем международное положение Казахского ханства ухудшилось. Главной
целью своей внешней политики Тауекель ставил закрепление за ханством южных
городов.
Особенно острая борьба шла за обладание Ташкентом. Здесь сидел бухарский
наместник. В 1588 г. казахам удалось добиться преимущества и захватить
Ташкент. Но наместник из-под Самарканда привел сильное войско под
предводительством брата Абдуллы. Тауекель вынужден был отступить в глубь
степей. Ташкент оставался под властью Бухары.
Перед Тауекель ханом в конце XVI в. стояли две важные внешнеполитические
задачи - овладение Ташкентом и борьба с сибирским ханом Кошимом.
В поисках внешней поддержки Тауекель стал искать союзников. Так например,
одной из проблем, поставленных казахским посольством в 1594 г. на встрече с
московским царем, было предложение координации сил против Абдуллы. Посол
Тауекеля Кул-Мухаммед просил Бориса Годунова отпустить вместе с ним в
Казахстан представителей персидского шаха, которые в то время находились в
Москве. Казахи рассчитывали заключить военный союз с персидским шахом для
совместной борьбы против Бухары.
Переговоры Тауекеля с Москвой к успеху не привели. Россия хотела, чтобы с
Бухарой и Сибирским ханством Тауекель воевал самостоятельно, взамен на
«огнестрельный снаряд».
Благоприятная обстановка на юге возникла для казахов только в 1597 г. В
Бухарском ханстве начались раздоры. Против Абдуллы выступил его собственный
сын, поддержанный многими влиятельными людьми. В 1598 г. войска Тауекеля,
овладев Ташкентом, у стен Самарканда разбили Абдуллу. Все города Средней
Азии, в том числе Туркестанский оазис, Ташкент, Самарканд были подчинены
казахским султанам. Правителем Самарканда был назначен брат хана - Есим
султан.
После смерти Абдуллы Тауекель решился на захват Бухары. С 80 тыс. армией
он осадил этот древний город. В одном из штурмов Тауекель был ранен и в
скором времени скончался. Его преемник Есим хан заключил с Бухарой мир.
Самарканд был возвращен бухарским эмирам, а Ташкент, Сайрам и Андижан вошли
в состав Казахского ханства.




Новинки рефератов ::

Реферат: Федотов (Искусство и культура)


Реферат: Учет нематериальных архивов (Бухгалтерский учет)


Реферат: Текстовый редактор Word для Windows (Компьютеры)


Реферат: Кузовной участок автомобилей (Москвич, ГАЗ, ИЖ) (Транспорт)


Реферат: Генная инженерия (Биология)


Реферат: Анализ себестоимости (Бухгалтерский учет)


Реферат: Частная школа и новые методы образования (Педагогика)


Реферат: Уголовный процесс зарубежных стран (Государство и право)


Реферат: Конституция Европейского Союза (Право)


Реферат: Римский Клуб и его историческое развитие (Политология)


Реферат: Нотариат и его задачи (Гражданское право и процесс)


Реферат: Сущность и функции религии (Религия)


Реферат: Билеты по аграрному праву (Ботаника)


Реферат: ВРЕДНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НИТРАТОВ И НИТРИТОВ НА ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА (Спорт)


Реферат: Бухгалтерский учет резерва незаработанной премии (Бухгалтерский учет)


Реферат: Культура (Искусство и культура)


Реферат: Компетенция Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (Право)


Реферат: Хранение и переработка сельскохозяйственной продукции (Сельское хозяйство)


Реферат: Мутагены (Биология)


Реферат: Лекции по высокоуровневым методам информатики и программированию (Программирование)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист