GeoSELECT.ru



Литература / Реферат: Пауло Коэльо - Алхимик литературы (Литература)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Пауло Коэльо - Алхимик литературы (Литература)



Пауло Коэльо – Алхимик литературы.

Современная литература во многом неоднородна и неоднозначна,
многогранна и противоречива. Поле художественной литературы, с одной
стороны, заполнилось дешевыми детективами и любовными романами - так
называемой бульварной, развлекательной литературой. Она не требует
вдумчивого чтения, как правило, характеризуется предельно простым языком и
незамысловатым, но увлекательным сюжетом. Современный темп жизни человека,
все ускоряющийся научно-технический процесс неминуемо ведут к тому, что
духовная сфера человека оказывается зажатой между быстротечностью времени и
новейшей технической мыслью. Человек уходит в себя, погружается в свое эго
и познает тот мир, который машинам не дано исследовать. Происходит духовное
истощение человека, потому что литература, находясь извне, не проникает
вовнутрь.

С другой стороны, это начало формирования новой литературы,
и этот процесс отчасти раздвигает границы искусства. Творчество
бразильского писателя Пауло Коэльо является ярким тому примером.

Первое знакомство с его прозой - это, словно, аромат
далекой эпохи, нечто ошеломляющее не своей экспрессивностью, а силой
ощущения чудесного и незабываемого мира. Здесь все наполнено теплом и
светом, даже описание психиатрической лечебницы вселяет в нас надежду и
желание жить.

Удивительно, как произведения этого бразильского писателя не похожи друг на
друга и в то же время они связаны воедино темой судьбы. Как осколки одного
зеркала, они отражают в себе и разные ее стороны. Трудно найти писателя,
который не затрагивал бы в своем творчестве данный вопрос. "Добиться
воплощения своей судьбы - это единственная подлинная обязанность человека",
- говорит писатель. Коэльо лишь предлагает свое мнение на предмет
обсуждения. Несмотря на то, что его книги производят на нас сильное
впечатление, в целом они нейтральны. Автор не поучает нас, а показывает те
пути, которые возникают перед каждым человеком.

Современному читателю покажется странной поэтическая
философия коэльевской прозы. Прежде всего, следует отметить то, что
философский смысл лежит в основе повествования. Реальность неотделима от
нее и психологии, вместе они представляют единство, которое нельзя ни в
коем случае разорвать. Коэльо не углубляется в психологию героя. Вся
тяжесть информации о нем падает на окружающие предметы. Таким образом,
внутренний мир героя не разбирается писателем, а собирается самим
читателем. Но эти частицы не могут быть рассмотрены как символы. Читатель
не задумывается над ним, а интуитивно чувствует их сущность. Отсутствие
символов как таковых делает прозу Коэльо легкой, прозрачной и поэтичной.
Писатель словно создает длинный коридор: предмет отдаляется от нас так, что
мы должны достроить в своем сознании его перспективу и найти истину,
которая для каждого человека будет своей. Коэльо не ставит никаких границ.
Реальность у него безгранична. Философский смысл окружает предмет, который
не тонет и не теряется в мире своих философских значений и в наших
ощущениях. По этой причине, к прозе Коэльо неприемлема логика. Все основано
на интуиции, на том, как чувствуется данное произведение. Отметить следует
и то, что повествования эти небольшие, предельно кратки и емки.

Итак, из всего выше сказанного, можно сделать следующие
выводы о расширении границ литературы прозой П. Коэльо. Связь реальности с
ее философским смыслом - явление сильное и многогранное для современной
литературы. Проза Коэльо, также как и произведения Р. Баха, показывают
приближение к качественно новой литературе. Какой она будет? Какие границы
возведет она, чтобы потом они были разрушены следующей волной? Искусство
всегда характеризовалось цикличностью: подъем следует за упадком, - и
каждый раз оно принимает новые формы. Поэтому стоит ли судить о том, какие
границы существуют внутри нее…



“Пауло Коэльо, Вы стали алхимиком для миллионов читателей. Ваши книги
приносят пользу, потому что они стимулируют нашу способность мечтать, наше
желание искать и находить себя через этот поиск”.

(Филип Дуст-Блэзи), Министр культуры Франции, апрель 1996

Наверное, многие, читающие эзотерическую литературу, сталкивались с
тем, что в какой-то момент неудержимо хочется поделиться своим новым
видением жизни со всеми родными, друзьями, знакомыми и даже первыми
встречными. Но не все еще готовы принять эти идеи. Особенно, если они
никогда не читали подобных книг. И попытки дать почитать серьезную
философскую литературу заканчиваются зачастую ничем. И самый действенный
шаг, возможно, - это предложить прочитать такую книгу, которая могла бы
ненавязчиво подтолкнуть тебя сделать первый шаг. И одни из лучших
кандидатов для этого – книги Паоло Коэльо. С одной стороны, это
действительно незаурядные произведения с литературной точки зрения, причем
настолько, что могут увлечь даже заядлых любителей смотреть телевизор,
предпочитающих экран книжной странице. С другой стороны, книги Паоло Коэльо
воодушевляют людей, направляют на путь поиска своего высшего предназначения
в этой жизни. Его книги не из тех, которыми украшают полки. Книги этого
загадочного бразильского писателя передаются из рук в руки по всем Вашим
знакомым. Это книги, прочитав которые, сразу хочется начать читать заново.
Где же Паоло Коэльо нашел свой философский камень, который превратил
его произведения в невероятно популярные бестселлеры? С 1988 года, с
момента выхода знаменитого “Алхимика”, его романы, переведенные на 52
языка, входят в разряд культовых и на сегодняшний день уже продано более
тридцати двух миллионов книг в 140 странах мира. Может, ответ лежит в том
нелегком пути, которым он пришел к своему звездному часу? Давайте
посмотрим.
Пауло Коэльо родился в Рио-де-Жанейро в 1947 году семье инженера. С
детства он мечтал стать писателем. Но в 60-е годы в Бразилии искусство было
запрещено военной диктатурой. В то время слово “художник” было синонимом
слов “гомосексуалист”, “коммунист”, “наркоман” и “бездельник”. И потому
добропорядочные представители среднего класса считали неприемлемым, что их
дети хотят стать “художниками”. Чтобы пресечь дурные наклонности сына,
родители отправили 17 летнего Пауло в психиатрическую больницу, на
основании того, что он очень плохо проявляет себя в школе, не слушается
родителей и не в состоянии адаптироваться к общественным правилам
поведения.
Выйдя из больницы, Коэльо вливается в ряды хиппи. Он читает все без
разбора – Маркса и Ленина, экспериментирует с различными идеологиями от
“Хари Кришна” до “магии и алхимии”. Затем, основывает подпольный журнал
“2001”, в котором обсуждаются проблемы духовности, Апокалипсис, с уклоном
психологии хиппи. Помимо этого Пауло пишет тексты анархических песен. А
звезда рока Raul Seixas, бразильский “Джим Моррисон”, сделал их такими
популярными, что Коэльо в одночасье становится богатым и знаменитым. Теперь
деньги уже не проблема для него. Он продолжает “себя искать” и работает
журналистом в газете, пробует себя как театральный режиссер и драматург.
Но вскоре темы его стихов привлекли внимание властей. Пауло Коэльо был
признан опасным подрывным элементом, представителем левых, за что трижды
попадал в тюрьму, подвергался пыткам. Позже Коэльо напишет, что это было
самое страшное испытание в его жизни.
Выйдя из тюрьмы, Коэльо решает, что пришло время остепениться и стать
нормальным человеком. Он перестает писать и делает карьеру в CBS Records.
На долгое время он подавляет в себе желание писать. “Я привык быть
писателем без книг. Это очень удобно. Я пытался избегать открывать свою
душу”. Но в один прекрасный день его увольняют без всяких объяснений.
И тогда он решает отправиться путешествовать. Случайная встреча в
Амстердаме, приводит его в католический Орден RAM, созданный в 1492 г.
Здесь Пауло научился понимать язык знаков и предзнаменований, приходящих в
нашу жизнь. Согласно ритуалу пути, орден направляет его в паломническое
путешествие в Сантьяго де Компостелла, дорогу литературной известности.
Преодолев 80 километров по легендарной тропе паломников, Коэльо вдруг
понял: либо он навсегда забывает то, о чем он когда-либо мечтал, либо идет
к этому прямо сейчас! И тогда он сжег все мосты, чтобы не было пути к
отступлению. Он сел писать свою первую книгу - "Паломничество", не оставив
себе выбора. Эта книга была издана в 1987 году. За ней вскоре последовала и
вторая - “Алхимик”, принесшая автору мировую известность.
А может быть, без чудес тут не обошлось?
И может недаром о Паоло Коэльо писала The New York Times в декабре
1999: “Бразильский волшебник заставляет книги исчезать с прилавков”.
А может быть он духовный наставник, избравший для себя путь донести до
нас знания посредством литературы? Сам Коэльо так отвечает на это: “Не
думаю, что мои книги вообще чему-то способны научить. Книги - всего лишь
катализатор, который помогает людям вспомнить то, что они уже давным-давно
знают. Когда вы читаете книгу, слушаете музыку или говорите с кем-то, вы
делитесь своими мыслями и чувствуете, что вы не одиноки. Таким образом
накапливается ваш опыт. И я, благодаря моим книгам, имею возможность
поделиться своими мыслями. Когда я встречаюсь с читателями, они не говорят:
ваши книги научили меня тому-то и тому-то, наоборот они говорят: вы
понимаете меня, потому что я думаю также. Таким образом, вы можете дать
начало чему-то в ком-то, но каждому человеку придется пройти необходимый
ему урок только на личном опыте. А что касается учителей, самый лучший из
них - сама жизнь. Важнейший урок всей моей жизни, который я усвоил лучше
всего, звучит так: никогда ничего не воспринимай как должное. Никогда и
ничего. Случиться может все, что угодно. Единственное, что я знаю
достоверно: все меняется. А что будет - этого я не знаю”.



Бразильцу Пауло Коэльо недавно исполнилось пятьдесят. Но в нем до сих
пор жив дух молодого хиппи, которым он был когда-то, живо стремление к
перемене мест и самопознанию. Громкая слава к Пауло Коэльо (род. в 1947 г.
в Рио-де-Жанейро) пришла сразу же после выхода его романа «Алхимик». Он
стал одним из самых читаемых современных писателей, подлинным феноменом.
Феномен Пауло Коэльо: «Идти по дороге света без предрассудков и
предубеждений». Критики считают, что невероятный успех романа объясняется
его мудростью, простотой, поэтичностью – тем, о чем истосковались люди на
всех континентах. «Алхимика» поставили в один ряд с такими мировыми
бестселлерами, как «Маленький принц» Экзюпери, «Чайка по имени Джонатан
Ливингстон» Баха. «Алхимик» - это философская сказка о странствиях молодого
пастуха - земными путями в поисках опыта и путями духа в поисках
совершенства. Мудрость, простота и поэтичность повести Коэльо оказались той
самой пищей, по которой истосковались люди на всех континентах.
Секрет, простой как музыка - мерцающий то в притчах, то в улыбках и словах
героев, то в родном дыхании ветра, то в монетах древнего клада, - секрет,
который скрыт в каждой странице...

Известный режиссер Клод Лелюш, взявшийся за экранизацию
повести, отозвался о ней так: "Инопланетянам, прилетевшим на Землю, было бы
достаточно прочитать эту книгу, чтобы понять о нас самое главное". А что
влечет людей из дома? В чем притягательность путешествий? В книге "Алхимик"
пастух отправляется к египетским пирамидам в поисках своего сокровища. Он
проходит длинный путь. Он находит сокровище и обретает себя. Те пути,
которые влекут нас, приводят нас в мир неизвестного.
Паломничество, путешествие - это замечательный способ познакомиться
с теми частичками самого себя, которые могли бы оставаться непознанными
для вас самих до самой смерти. Это способ вспомнить себя настоящего.
Обычная жизнь, когда уже все кажется давно известным и понятным, -
это существование, со всех сторон ограниченное стенами, которые
постоянно возводим и мы сами, и общество.
Путешествие помогает преодолеть эти стены. Стены, которые, на самом
деле, не только вне, но и внутри нас. Когда они исчезают, ты вдруг
оказываешься в океане собственной души, доселе неведомой.
Когда ты в дороге - ты должен доверять людям, потому что ты, не зная
их, зависишь от них. В дороге ты становишься невинным, как младенец. У тебя
нет знаний о том неизвестном, куда ты ступаешь, поэтому у тебя нет и
предубеждений. Ты чист в восприятии. И, наконец, в дороге ты должен
общаться с незнакомыми людьми, в противном случае ты вернешься в
собственное одиночество.
И еще… что от тебя, и только от тебя зависит, что ты почерпнешь из
своего путешествия.
Это философская сказка о поисках своего пути в жизни: "...кем бы ты ни
был, чего бы ни хотел, но если чего-нибудь сильно хочешь, то непременно
получишь, ибо желание родилось в душе Вселенной. Это твое предназначение на
Земле"
Чему учат книги Коэльо? Писатель отвечает: «Не думаю, что мои книги
вообще чему-то способны научить. Вообще книги – это лишь катализатор,
который помогает людям вспомнить то, что они уже давным-давно знают. В
своих книгах я просто говорю о том, в чем многие боятся себе признаться.
Тому, кто испытывает чувство разочарования в самом себе после моих книг, я
скажу: „Поверь, что ты не одинок! Таких, как ты, много. Просто вспомни свою
мечту или цель и иди к ней своим собственным путем. Потому что только так
ты можешь чего-то добиться“».
Сколько раз в своей жизни человек может испытать чувство настоящей
любви? Для писателя вопрос оказался трудным. «Это такой трудный вопрос –
сколько раз приходит настоящая любовь. Любовь и брак... Быть женатым,
состоять в браке – это очень не просто с точки зрения сохранения любви!..
Жить вместе так невероятно сложно! Это постоянный процесс разрушения и
восстановления. Ежедневно в браке вам приходится разрушать и
восстанавливать, разрушать и восстанавливать. Это сложно, это неизбежно...
Что такое любовь? «Любовь остается для меня загадочным явлением. Это
мистика, это загадочный магнетизм, который постоянно влечет людей друг к
другу... Любовь – это такое чувство, которое не имеет свойства
накапливаться. Новая любовь ничего не берет из опыта прошлой».
Выходит, что знаменитый писатель Коэльо, книги которого прочитали уже
десятки миллионов людей во всем мире, говорит, что он ничего не знает! А
как же быть остальным? Коэльо отвечает: «Никогда ничего не воспринимай как
должное. Никогда и ничего. Случиться может все, что угодно. Сейчас мы тут
сидим и разговариваем, а я встану – и через минуту умру. Или нам вдруг
явится пресвятая дева Мария. Единственное, что я знаю достоверно: все
меняется».
Значит, ни один человек на Земле не может быть уверенным в своем
собственном будущем? «Я с уверенностью могу говорить только о том, что
каждый человек может и должен обладать намерением. В жизни каждого есть
место для его собственного намерения, его собственной миссии, его
собственной мечты, Ведь именно для воплощения собственного намерения – или
мечты, или предназначения – каждый человек, собственно, и явился на этот
свет».
Коэльо говорит: «Я не пророк, не мастер и не учитель. Единственное,
что я знаю, это то, что я не могу молчать. Я должен говорить. Куда бы меня
ни приглашали, где бы я ни выступал, я буду продолжать бороться за
терпимость. Я католик, написавший книгу об исламе («Алхимик») и книгу об
иудаизме («Пятая гора»). Мне кажется, что я понял, что все религии ведут к
одной высшей цели. Мне кажется, что идеал человечества – идти по дороге
света без предрассудков и предубеждений. Религии лишь помогают обрести этот
путь, путь, который неизбежно приводит к необходимости быть с людьми и
оставаться терпимым и милосердным. И выбор своего духовного пути – это твоя
ответственность перед всеми остальными людьми».
Добиться воплощения своей судьбы - это единственная подлинная задача
человека...
Все люди, пока они еще молоды, знают свою судьбу..., но с течением
времени таинственная сила принимается их убеждать в том, что добиться
воплощения их судьбы невозможно. Сила эта кажется недоброжелательной, но в
действительности она указывает человеку на то, как воплотить свою судьбу.
Она готовит к этому его дух и волю. На этой планете существует одна великая
истина: когда ты по-настоящему чего-то желаешь, ты достигнешь этого, ведь
такое желание зародилось в душе Вселенной. И это и есть твое предназначение
на Земле...
...Ключевое понятие, которое лежит в основе повествования о
путешествии пастуха Сантьяго, — это понятие “Своя Судьба”. Что же такое
Своя Судьба? Это наше высшее предназначение, путь, уготованный нам Господом
здесь, на Земле. Всякий раз, когда мы делаем что-то с радостью и
удовольствием, это означает, что мы следуем Своей Судьбе. Однако не всем
достает мужества идти по этому пути, добиваясь встречи со своей заветной
мечтой.
Почему же не у всех сбываются желания и мечты?
Этому мешают четыре препятствия. Первое состоит в том, что человеку с
раннего детства внушают, что то, чего он в жизни больше всего желает,
просто неосуществимо. С этой мыслью он вырастает, и с каждым прожитым годом
его душа все больше обрастает коростой многочисленных предрассудков и
страхов, переполняется чувством вины. И однажды наступает момент, когда
желание следовать Своей Судьбе оказывается погребенным под тяжестью этого
груза, и тогда человеку начинает казаться, что он окончательно утратил
ощущение своего высшего предназначения. Хотя на самом деле оно, разумеется,
по-прежнему живет в его душе.
Если человеку все же хватит мужества извлечь свою мечту из недр души и
не отказаться от борьбы за ее осуществление, его ожидает следующее
испытание: любовь. Он знает, чего хотел бы добиться или испытать в жизни,
но боится, что, если бросит все и последует за своей мечтой, он тем самым
причинит боль и страдания своим близким. Это значит, что человек не
понимает, что любовь не преграда, она не мешает, а, наоборот, помогает идти
вперед. И тот, кто действительно желает ему добра, всегда готов пойти ему
навстречу, постараться понять и поддержать его в пути.
Когда человек осознает, что любовь не преграда, а подмога в пути, его
подстерегает третье препятствие: страх неудач и поражений. Тот, кто борется
за свою мечту, сильнее других страдает, когда у него что-то не получается,
поскольку он не вправе прибегнуть к известной отговорке вроде “ну и ладно,
не очень-то и хотелось”. Как раз ему-то очень хочется, и он сознает, что на
карту поставлено все. Он сознает и то, что путь, который определен Своей
Судьбой, так же труден, как и любой другой, с той лишь разницей, что “там и
будет сердце твое”. Поэтому Воин Света должен обладать терпением, столь
необходимым ему в трудные моменты жизни, и всегда помнить, что вся
Вселенная способствует тому, чтобы его желание осуществилось, пусть даже
самым непостижимым для него образом.
А так ли необходимы поражения?
Необходимы они или нет, они случаются. Когда человек только начинает
бороться за свои мечты и желания, он, по неопытности, совершает множество
ошибок. Но в том-то и смысл бытия, чтобы семь раз упасть и восемь подняться
на ноги.
В таком случае, спросите вы, зачем же нам следовать Своей Судьбе, если
из-за этого нам предстоит страдать сильнее, чем всем остальным?
Итак, когда человек извлек свою мечту со дна души и многие годы питал
ее силой своей любви, не замечая рубцов и шрамов, оставшихся на сердце
после многотрудной борьбы за ее воплощение, он вдруг начинает замечать, что
то, чего он так долго желал, уже совсем близко и вот-вот осуществится -
возможно, уже завтра. Именно на этом этапе его ожидает последнее
препятствие: страх перед исполнением мечты всей его жизни.
Из всех четырех это препятствие самое коварное, поскольку оно как бы
овеяно некой аурой святости - эдакого отречения от радости свершения и
плодов победы. И только когда человек осознает, что достоин того, за что он
так страстно боролся, он становится орудием в руках Господа, и ему
открывается смысл его пребывания здесь, на Земле. Обо всем об этом, в
символической форме, и повествует роман “Алхимик”.
Научись приглядываться к знакам и следовать им.
Помни: всегда надо точно знать, чего хочешь.
Никогда не отказывайся от своей мечты.
Не надо бояться неведомого, ибо каждый способен обрести то, чего хочет,
получить - в чем нуждается.
Посулить то, чем не обладаешь, значит рисковать самим правом на
обладание.
Читается "Алхимик" на одном дыхании с радостью узнаванья -
единственное, что можно поставить ему в минус (а можно, впрочем, и в плюс):
чрезмерную простоту. В нем нет семи уровней смысла, положенных, скажем,
софийской притче, и временами он напоминает книгу из серии "Как достичь
просветления самым надежным способом". А как же тайна, всегда
сопровождавшая Традицию, - Что до Традиции, в XXI веке не будет тайн, -
ответил автор. Что ж, ему виднее - в Традиции он разбирается лучше меня.
Впрочем, эта фраза показательна для Коэльо: он действительно скрещивает
либеральную традицию с традицией эзотерической - и потому легко осуждает в
интервью любой фундаментализм и любую революцию - включая, вероятно,
консервативную. Сегодня это не очень модно в России - но либо ты гонишься
за модой, либо идешь путем духовных исканий.

Прочитав " Алхимика ", для себя определила как ключевые - следующие
фразы:

1. Будущее приоткрывается человеку по одной-единственной причине: если
предначертанное должно быть изменено;
2. «Секрет счастья в том, чтобы видеть все, чем чуден и славен мир, и
никогда при этом не забывать о двух каплях масла в чайной ложке»;

3. Тот, кто вмешивается в чужую Стезю, никогда не пройдет свою собственную;

Поняла, что, значит, слушать свое сердце.

Мне кажется, что главная мысль заключена во фразе, которую, обращаясь
к пастуху Сантьяго, произносит царь Мелхиседек: «Когда ты чего-нибудь
желаешь очень сильно, вся Вселенная помогает тебе достигнуть этого».

Мне очень понравилось, что пастух говорит о любви: «Любовь – это,
когда любишь, то способен стать кем угодно. Когда любишь, совершенно не
нужно понимать, что происходит, ибо все происходит внутри нас, так, что
человек вполне способен обернуться ветром»; «Когда любишь, нельзя стоять на
месте, как пустыня, ни мчаться по всему свету, как ветер, ни смотреть на
все издали, как солнце. Любовь – это сила, которая преображает и улучшает
душу Мира. Когда я проник в нее впервые, она мне показалась совершенной. Но
потом я увидел, что она отражение всех нас, что и в ней кипят свои страсти,
идут свои войны. Это мы питаем ее, и земля, на которой мы живем, станет
лучше или хуже, в зависимости от того, лучше или хуже станем мы. Вот тут и
вмешивается сила любви, ибо, когда любишь, стремишься стать лучше»

Еще сильным моментом, является вера в Бога, пастух плача благодарит
Его за веру в Свою Стезю, за встречу с Мелхиседеком, с Продавцом Хрусталя,
с англичанином, с Алхимиком, и, главное, с женщиной пустыни, которая
заставила его поверить в то, что любовь никогда не отлучит человека от его
Стези.
Книга раскрывает жизненную философию автора. Философию, которую он открывал
для себя на протяжении многих лет. И философию, надо признать, интересную и
необычную.
Можно с ней согласиться полностью или частично, либо же не соглашаться
с нею в принципе. Но я убеждена, что каждый сумеет найти в ней что-то для
себя.
Несмотря на сильную философскую составляющую, книга читается легко, на
одном дыхании, чему причиной доступный язык и, очевидно, удачный перевод.
Мактуб…



Жизненные тезисы Пауло Коэльо
Все люди разные, и должны делать все, чтобы таковыми оставаться.
Каждому человеку предлагается два пути действия: один – через поступки, а
другой – через размышления. Оба приводят к одному и тому же.
Каждому дается два дара: способности и талант. Способности ведут человека к
встрече со своей судьбой, а талант обязывает делиться им с другими. Человек
должен знать, когда использовать способности, а когда талант.
Когда ты чего-либо желаешь, вся Вселенная помогает тебе достичь этого.
Каждому дается дар: возможность выбора. Для того, кто не использует этот
дар, он становится проклятием, – другие всегда будут выбирать за него.
Каждый благословляется идти по правильному пути и по ошибочному. Ведь даже
на этом тупиковом пути всегда есть тропинка, ведущая к истинному.
У каждого свое Личное предназначение в жизни и поэтому человек живет в
мире. Оно вдохновляет и определяет его поступки.
Одна часть Личного предназначения может на какое-то время быть оставлена,
но не забудь вернуться к ней при первой же возможности.
У каждого мужчины есть женская сторона, и у каждой женщины – мужская. Это
помогает нам понимать противоположный пол и поступать объективно.
Каждый живущий должен знать два языка – язык общества и язык знаков
(предзнаменований). Один нужен для общения с себе подобными, другой - чтобы
понимать послания свыше.
Человек имеет право на удовольствие, оно понимается человеком по-своему и
не важно какой смысл вкладывают в него другие.
Каждый человек должен хранить внутри себя священный огонь безумия, а вести
себя должен как нормальный человек.
Все религии ведут к одному Богу, и все они заслуживают одинакового
уважения. Приложение: Человек, выбирая религию, выбирает способ поклонения
и таинства. Тем не менее, он один ответственен за свои поступки и не имеет
права возлагать на религию ответственность за свои действия и решения.
Мы провозглашаем разрушение стены, отделяющей святое от мирского. Отныне и
навсегда свято все.
Все, что происходит в настоящем, воздействует на будущее и является
искуплением прошлого.
Разделение на противоположности отменяется!


Основные моменты


В настоящее время в Бразилии создан Фонд Пауло Коэльо, финансируемый
исключительно за счет авторских гонораров. Институт оказывает финансовую
поддержку пожилым людям из бедных слоев населения и опекает 270 детей.
“Алхимик” рекомендован для внеклассного чтения в школах во Франции, Италии,
Португалии, Бразилии, Tайване, США и Испании.
“Алхимик” рекомендован Высшей школой бизнеса Чикагского Университета, как
произведение, полезное с точки зрения приобретения способности к
самостоятельному пониманию.
“World Economic Forum” удостоил Пауло Коэльо самой престижной награды
“Crystal Award 1999”. А в феврале 2000 года Коэльо провел конференцию на
встрече “Annual Meeting 2000”, проходившей в Давосе.
Права на экранизацию “Алхимика” были приобретены Warner Brothers.
В июле 1994 года “Алхимик” впервые появился во французских списках
бестселлеров и остался там до сегодняшнего дня.
Пауло Коэльо был принят Его Святейшеством Римским папой Иоанном Павлом
ВТОРЫМ в Ватикане в апреле 1999 года.
Пауло Коэльо - специальный советник программы ЮНЕСКО “Духовная конвергенция
и межкультурный диалог ”.
BMG Classics выпускает компакт-диск с “Симфонией Алхимика” французского
композитора Вальтера Таеба, созданной под впечатлением этого романа. По
“Алхимику” в Токио поставлен мюзикл, в Италии с успехом идет музыкальная
пьеса, написанная Ирландо Даниэли, осуществлены театральные постановки в
Турции, Югославии, Норвегии, Польше, Хорватии и Словакии.
Пауло Коэльо – первый немусульманский писатель, посетивший Иран со времен
революции 1979 года. После его недавнего визита министр культуры и
исламского управления аятолла Мохеджерани впервые разрешил публикацию
произведений зарубежного писателя.
Мадонна назвала “Алхимика” своей любимой книгой.
Пауло Коэльо – автор воскресной колонки в “O Globo”, одной из наиболее
широко тиражируемых газет Бразилии. Эта колонка отражает философию Пауло
Коэльо и основана на легендах, собранных со всех уголков мира. Эта колонка
также публикуется в нескольких газетах, издаваемых в разных частях
Латинской Америки.


Изданные произведения Пауло Коэльо


. «Паломничество», 1987
. «Алхимик», 1988, рус. Пер.1998
. «Брида», 1990
. «Подарок», 1991
. «Валькирии», 1992
. «Мактуб», 1994
. «У реки Пьедра сидел я и плакал», 1994
. «Пятая гора», 1996, рус. Пер. 2001
. «Книга война света», 1997, рус. пер. 2002
. «Любовные письма пророка», 1997
. «Вероника решает умереть», 1998, рус пер. 2001
. «Дьявол и сеньорита Прим», 2000, рус. Пер. 2002
. «Отцы, сыновья и деды»



МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ



КАФЕДРА ЛИТЕРАТУРЫ



ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА

ПО ЛИТЕРАТУРЕ
НА ТЕМУ:

«Пауло Коэльо – Алхимик литературы.»



Выполнила:
Ученица 10 «фил» класса
МГЦО
Вайсблат Ирина



Учитель:
Заболотнова
Ирина
Вячеславовна



МОСКВА - 2002





Реферат на тему: Пейзаж в литературном произведении

Мне
не нужно ни богатой природы, ни
великолепной композиции, ни эффектного
освещения, никаких чудес, дайте мне
хоть лужу грязную, да чтобы в ней
правда была, поэзия, а поэзия во всем
может быть - это дело художника.

Третьяков из письма художнику
А.Г. Горавскому

Октябрь
1861год.
Конец XX века – это время жестоких испытаний для человека и
человечества. Мы пленники современной цивилизации. Наша жизнь протекает в
шатких городах, среди бетонных домов, асфальта и дыма. Мы засыпаем и
просыпаемся под рев автомобилей. Современный ребенок с удивлением
разглядывает птичку, а цветы видит лишь стоящими в праздничной вазе. Мое
поколение не знает, какой видели природу в прошлом веке. Но мы можем
представить ее благодаря пленительным пейзажам И.С. Тургенева, Л.Н.
Толстого, И.А. Бунина и других. Они формируют в нашем сознании любовь и
уважение к родной русской природе.
Писатели очень часто в своих произведениях обращаются к описании
пейзажа. Пейзаж помогает автору рассказать о месте и времени изображаемых
событий. Пейзаж – один из содержательных элементов литературного
произведения, выполняющие многие функции в зависимости от стиля автора,
литературного направления (течения), с которыми он связан, метода писателя,
а так же от рода и жанра произведения.
Например, романтический пейзаж имеет свои особенности: служит
одним из средств создания необычного, иногда фантастического мира,
противопоставленного реальной действительности, причем обилие красок делает
пейзаж еще и эмоциональным (отсюда исключительность его деталей и образов,
зачастую вымышленных художником). Такой пейзаж обычно соответствует натуре
романтического героя – страдающего, меланхолически – мечтательного или
неспокойного, бунтующего, борющегося, он отражает одну из центральных тем
романтизма – разлад между мечтой и самой жизнью, символизирует душевные
потрясения, оттеняет настроения персонажей.
Пейзаж может создавать эмоциональный фон, на котором, на котором
развертываются действие. Он может выступать как одно из условий,
определяющих жизнь и быт человека, то есть как место приложения человеком
его труда. И в этом смысле природа и человек оказываются нераздельными,
воспринимаются как единое целое. Неслучайно М.М. Пришвин подчеркивал, что
человек – часть природы, что он вынужден подчиняться ее законам, именно в
ней Homo sapiens обретает радости, смысл и цели существования, здесь
раскрывается его духовные и физические возможности.
Пейзаж, как часть природы, может подчеркивать определенное
душевное состояние героя, оттенять ту или иную особенность его характера с
помощью воссоздания созвучных или контрастных картин природы.
Пейзаж может играть и роль социальную (например, невеселый
деревенский пейзаж в третьей главе романа “Отцы и дети”, свидетельствующие
о крестьянском разорении: “Попадались и речки с открытыми берегами, и
крошечные пруды с худыми плотинами, и деревеньки с низкими избенками под
темными, часто до половины разметанными крышами”).
Посредством пейзажа выражают свою точку зрения на события, а
также свое отношение к природе, героям произведения.
С пейзажными описаниями у автора прежде всего неразрывно
связаны мотивы жизни и смерти, смены поколений, неволи и свободы.
Одним из лучших пейзажистов мировой литературы, по праву
считается Иван Сергеевич Тургенев. Он родился в средней полосе России –
одном из красивейших мест нашей необъятной родины, свое детство писатель
провел в усадьбе Спасское- Лутовиново Мценского уезда Орловской
губернии./Слайд # / Имение Тургеневых распологалось в березовой роще на
пологом холме. Вокруг просторного двухэтажного господского дома с
колоннами, к которому примыкали полукруглые галереи, был разбит громадный
парк с липовыми аллеями, фруктовыми садами и цветниками. Парк был
удивительно красив. Могучие дубы росли в нем рядом со столетними елями,
высокими соснами, стройными тополями, каштанами и осинами. У подножия
холма, на котором стояла усадьба, были вырыты пруды, служившие естественной
границей парка. А дальше, насколько хватило глаз, простирались поля и луга,
изредка перемешаемые небольшими холмами и рощами. Сад и парк в Спасском,
окрестные поля и леса – первые страницы книги Природы, которую Тургенев не
устает читать все жизнь. Вместе с крепостными наставниками он уходил по
тропам, дорогам, ведущими в поля, туда, где летом тихо зытлется рожь,
откуда видны почти затерявшиеся в хлевах деревушки. Именно в Спасском он
научился глубоко любить и чувствовать природу. В одном из писем к Полине
Виардо Тургенев говорит о том веселом волнении, которое вызывает у него
созерцание хрупкой зеленой веточки на фоне голубого далекого неба. Тургенев
поражает контраст между тоненькой веточкой, в которой трепетно бьется живая
жизнь, и холодной бесконечностью равнодушного к ней неба. “Я не выношу
неба, - говорит он, - но жизнь, действительность, ее капризы, ее
случайности, ее привычки, ее мимолетную красоту… все это я обожаю”. В
письме открывается характерная особенность писательского облика Тургенева:
чем острее он воспринимает мир в индивидуальной неповторимости переходящих
явлений, тем тревожнее и трагичнее становиться ее любовь к жизни, к ее
мимолетной красоте. Тургенев – непревзойденный мастер пейзажа. Картины
природы в его произведениях отличаются конкретностью.
Реальностью.
Зримостью.
Автор описывает природу не как бесстрастный наблюдатель; он
четко и ясно выражает свое отношение к ней.
В описании природы Тургенев стремиться передать тончайшие
отметки. Недаром в Тургеневских пейзажах Проспер Мерине находил
“Ювелирное искусство описаний”. И достигалось оно главным образом, с
помощью сложных определений: ”бледно - ясная лазурь”, “бледно – золотые
пятна света”, “бледно – изумрудное небо”, “шумливо сухая трава”.
Вслушайтесь в эти строки! Автор передавал природу простыми и точными
мазками, но как ярки сочны были эти краски. Следуя традициями устного
поэтического творчества народа, писатель черпая большинство метафор и
сравнений из природы, окружающих человека: ”дворовые мальчишки бегали за
долтуром, как собачонки”, ”люди, что деревья в лесу”, “сын – отрезанный
ломоть”, “гордость поднялась на дыбы”. Он писал: ”В самой природе нет
ничего ухищренного мудреного, она никогда ничем не щеголяет, не
кокетничает;? Самых своих прихотях она добродушна”. Все поэты с истинными и
сильными талантами не становились в “позитуру” пред лицом природы…великими
и простыми словами передавали они свою красоту и величие. Всемирную
известность приобрел тургеневский пейзаж. Природа средней полосы России в
произведениях Тургенева пленит нас своей красотой. Читатель не только видит
бескрайние просторы полей, густые леса, перелески, изрезанные оврагами, но
словно слышит шелест березовых листьев, звонкое многоголосья пернатых
обитателей леса, вдыхает аромат цветущих лугов и медовый запах гречихи.
Писатель философски размышляет то о гармонии в природе, то о равнодушии по
отношении к человеку. А его герои очень тонко чувствуют природу, умеют
понимать ее вещий язык, и она становится как бы соучастницей их
переживаний.
Мастерство Тургенева в описании природы было высоко оценено
Западно – Европейскими писателями. Когда Флотер получил от Тургенева
Двухтомный зборник его сочинений он писал: ”Как я благодарен за подарок,
который вы мне сделали… чем больше я вас изучаю, тем больше меня изумляет
ваш талант. Я восхищаюсь… этим сочуствием, которое одухотворяет пейзаж.
Видишь и Грезишь..”.
Природа в произведениях Тургенева Всегда поэтизирована. Она
окрашена чувством глубокого лиризма. Эту черту Иван Сергеевич унаследовал у
Пушкина, эту удивительную способность извлекать поэзию из любого
прозаического явления и факта; все то, что на первый взгляд может
показаться серым и банальным, под пером Тургенева приобретает лирическую
окраску и живописность.
Пейзаж Тургенева динамичен, он соотнесен к субъективным
состояниям автора и его героя. Он почти всегда преломляется в их
настроении. По сравнению с другими романами “Отцы и дети” значительно
беднее пейзажами и лирическими отступлениями. Почему тонки художник,
обладающий даром необыкновенной наблюдательности, умеющий замечать
“торопливые движения влажной лапки утки, которой она чешет себе затылок на
краю лужи”, различать все оттенки небесного свода, разнообразие птичьих
голосов, почти, почти не применять свое фимегранное искусство в романе
“Отцы и дети?” Исключение составляют лишь вечерний пейзаж в одиннадцатой
главе, функции которого явно полемические, да картина заброшенного
сельского кладбища в эпилоге романа.
Почему же так скуден колоритный тургеневский язык? Почему
писатель так “скромен” в пейзажных зарисовках этого романа? А может это
определенный ход, который нам, его исследователям, следует разгадать? После
долгих исследований мы пришли к следующему: такая незначительная роль
пейзажа и лирических отступлений была обусловлена самим жанром социально –
психологического романа, в котором главную роль играл философский и
политический диалог.
Для выяснения художественного мастерства Тургенева в
романе “Отцы и дети” следует обратиться к композиции романа, понимаемой в
широком смысле, как связь всех элементов произведения: и характеров, и
сюжета, и пейзажа, и языка, являющихся многообразными средствами выражения
идейного замысла писателя.
Чрезвычайно скупыми, но выразительными художественными
средствами рисует Тургенев образ современной русской крестьянской деревни.
Этот коллективный образ создается у читателя через ряд деталей,
разбросанных по всему роману. В деревне в переходный период 1859 – 1860г на
кануне отмены крепостного права ударяет бедность, нищета, бескультурье, как
страшное наследие их много векового рабства. На пути Базарова и Аркадия в
Марьино места нельзя было назвать живописными “Поля, все поля, тянулись
вплоть до самого небосклона, то слегка вздымаясь, то опускаясь снова; кое-
где виднелись небольшие леса, и, усеянными мелким и низким кустарником,
вились овраги, напоминая глазу их собственное изображение на старинных
планах екатериненского времени. Попадались и речки с обрытыми берегами, и
крошечные пруды с худыми плотинами, и деревеньки с низкими избенками под
темными, часто до половины разметанными крышами, и покривившиеся
молотильные сарайчики сплетенными из хвороста стенами и зевающими
воротищами возле опустелой церкви, то кирпичные с отвалившеюся кое – где
штукатуркой, то деревянные с поклонившиеся крестами и разоренными
кладбищами. Сердце Аркадия понемногу сжималось. Как нарочно, мужички
встречались все обтерханные, на плохих клячонках; как нищие в лохмотьях,
стали придорожные ракиты с ободранной корой и обломанными ветвями;
исхудавшие, шершавые, словно обглоданные, коровы жадно щипали траву по
канавам. Казалось, они только что вырвались из чьих-то грозных,
смертоносных когтей-и, вызванный жалким видом обессиленных животных, среди
весеннего красного дня вставал белый призрак безотрадной, бесконечной зимы
с ее метелями, морозами и снегами …” “Нет,- подумал Аркадий,- небогатый
край этот, не поражает он ни довольством, ни трудолюбием, нельзя ему так
оставаться, преобразования необходимы … но как их исполнить?” Даже само
противоборство “белого призрака” есть уже предопределение конфликта,
столкновение двух взглядов, столкновение “отцов” и “детей”, смены
поколений.
Однако затем картина весеннего пробуждения природы на обновление Отечества,
своей Родины; ”Все кругом золотисто зеленело, все широко и мягко
волновалось и ложилось под тихим дыханием теплого ветерка, все-деревья,
кусты и травы; повсюду нескончаемыми звонкими струнками заливались
жаворонки; чибисы то кричали, виясь над низменными лугами, то молча
перебегали по кочкам; красиво чернея в нежной зелени еще низких яровых
хлебов, гуляли грачи; они пропадали во ржи, уже слегка побелевшей, лишь
изредка выказывались их головы в дымчатых ее волнах.” Но даже в этом
радостном пейзаже по-разному показано значение этой весны в жизни героев
различных поколений. Если Аркадий рад “чудесному-сегодняшнему дню”, то
Николаю Петровичу лишь вспоминаются стихи Александра Сергеевича Пушкина,
которые, хотя и прерваны на страницах романа Евгением Базаровым, раскрывают
его душевное состояние и настроение:
“Как грустно мне твое явленье,
Весна, весна, пора любви!

Какое… “

(“Евгений Онегин”, гл.VII)
Николай Петрович Кирсанов-романтик по своему душевному складу. Через
природу он приобщается к гармоническому единению со вселенским миром. Ночью
в саду, когда на небе “роились и перемешивались звезды”, он любил
отдаваться “горестной и отрадной игре одиноких дум”. Именно в эти минуты в
его душевном состоянии была своя прелесть тихой элегической грусти, светлой
приподнятости над обыденным, каждодневным потоком:” Он ходил много, почти
до усталости, а тревога в нем, какая-то ищущая, неопределенная, печальная
тревога, все не унималось у него, у сорокачетырехлетнего человека, агронома
и хозяина, навертывались слезы, беспричинные слезы”. Все его мысли
устремлены в прошлое, поэтому единственной дорогой для потерявшего
“исторического зрения” Николая Петровича становится, дорога воспоминаний.
Вообще сквозь все повествование проходит образ дороги. Пейзаж передает
ощущение простора, не замкнутости пространства. Не случайно герой так много
путешествует. Гораздо чаще мы видим их в саду, аллее, дороге…- на лоне
природы, нежели в ограниченном пространстве дома. И это приводит к
широкомасштабности проблематики в романе; такой целостный и разносторонний
образ России, показанный в “пейзажных зарисовках”, полнее раскрывает
общечеловеческое в героях.
Усадьба Николая Петровича словно его двойник. “Когда Николай Петрович
размежевался со своими крестьянами, ему пришлось отвести под новую усадьбу
десятины четыре совершенно ровного и голого поля. Он построил дом, службу и
ферму, разбил сад, выкопал пруд и два колодца; но молодые деревца плохо
принимались, в пруде воды набралось очень мало, и колодцы оказались
солоноватого вкуса. Одна только беседка из сиреней и акации порядочно
разрослась; в ней иногда пили чай и обедали.” Николаю Петровичу не удается
претворить в жизнь хорошие задумки. Несостоятельность его как владельца
имения контрастирует с его человечностью. Тургенев симпатизирует ему, и
беседка, “разросшаяся” и благоухающая, есть символ его чистой души.
“Интересно, что Базаров прибегает к сравнению окружающих с миром природы
чаще, чем другие персонажи романа. Это, видимо, является отпечатком
присущего ему профессионализма. И все-таки эти сравнения иногда звучат в
устах Базарова иначе, чем в авторской речи. Прибегая к метафоре, Базаров
определяет, как ему кажется, внутреннюю сущность человека или явления.
Автор же придает порой многомерное, символическое значение “природным” и
пейзажным деталям.
Обратимся, к одному базаровскому тексту, от которого жизнь также заставляет
его отказаться. На первых парах для Базарова “люди, что деревья в лесу; ни
один ботаник не станет заниматься каждою отдельною березой.” Для начала
заметим, что у Тургенева между деревьями заметна существенная разница. Так
же, как и птицы, деревья отражают иерархию персонажей романа. Мотив дерева
в русской литературе вообще наделен весьма разнообразными функциями.
Иерархическая характеристика деревьев и персонажей в романе Тургенева
опирается скорее не на мифологическую символику, а на непосредственную
ассоциативность. Похоже, что любимое дерево Базарова-осина. Приехав в
имение Кирсановых, Базаров отправляется “в небольшое болотце, около
которого есть осиновая роща, за лягушками.” Осина-этои есть прообраз,
двойник его жизни. Одинокий, гордый, озлобленный, до удивления похож он на
это дерево. “Впрочем, в бедноватой растительности Марьина сказывается
приземленность хозяина имения Николая Кирсанова, так и общая с Базаровым
обреченность “живого мертвеца”, одинокого хозяина Бобыльего хутора Павла
Петровича.”
Все герои романа проверяются отношением к природе. Базаров отрицает природу
как источник эстетического наслаждения. Воспринимая ее материалистически
(“природа не храм, а мастерская, а человек в ней работник”), он отрицает
взаимосвязь природы и человека. И слово “небо”, написанное у Тургенева в
кавычках и подразумевающее собой высшее начало, горький мир, Бога, не
существует для Базарова, потому его и не может принять великий эстет
Тургенев. Деятельное, хозяйское отношение к природе оборачивается вопиющей
односторонностью, когда законы, действующие на низших природных уровнях,
абсолютизируются и превращаются в некую отмычку, с помощью которой Базаров
легко разделывается со всеми загадками бытия. Нет любви, а есть лишь
физиологическое влечение, нет ни какой красоты в природе, а есть лишь
вечный круговорот химических процессов единого вещества. Отрицая
романтическое отношение к природе, как к Храму, Базаров попадает в рабство
к низшим стихийным силам природной “мастерской”. Он завидует муравью,
который в качестве насекомого миеет право “не признавать чувство
сострадания, не то что наш брат, самоломанный.” В горькую минуту жизни даже
чувство сострадания Базаров склонен считать слабостью, отрицаемой
естественными законами природы.
Но кроме правды физиологических законов, есть правда человеческой,
одухотворенной природности. И если человек хочет быть “работником”, он
должен считаться с тем, что природа на высших уровнях-“Храм”, а не только
“мастерская”. А склонность того же Николая Петровича к мечтательности-не
гниль и не чепуха. Мечты-не простая забава, а естественная потребность
человека, одно из могучих проявлений творческой силы его духа.
“ В XI главе Тургенев как бы ставит под сомнение целесообразность
базаровского отрицания природы: “Николай Петрович потупил голову и провел
рукой по лицу.” “Но отвергать поэзию ? – подумал он опять,- не
сочувствовать художеству, природе…?” И он посмотрел кругом, как бы желая
понять, как можно не сочувствовать природе.” Все эти размышления Николая
Петровича навеяны предшествующим разговором с Базаровым. Стоило Николаю
Петровичу лишь воскресить в своей памяти базаровское отрицание природы, как
Тургенев тотчас же со всем мастерством, на какое только он был способен,
представил читателю чудесную, поэтическую картину природы: “Уже вечерело;
солнце скрылось за небольшую осиновую рощу, лежавшую в полверсте от сада:
тень от нее без конца тянулась через неподвижные поля. Мужичок ехал рысцой
на белой лошадке по темной узкой дорожке вдоль самой рощи; он весь был ясно
виден, весь, до заплаты на плече, даром что ехал в тени; приятно-отчетливо
мелькали ноги лошадки. Солнечные лучи с своей забирались в рощу и,
пробиваясь сквозь чащу, обливали стволы осин таким теплым светом, что они
становились похожи на стволы сосен, а листва их почти синела и над нею
поднималось бледно-голубое небо, чуть обрумяненное зарей. Ласточки летали
высоко; ветер совсем замер; запоздалые пчелы лениво и сонливо жужжали в
цветах сирени; мошки толклись столбом над одинокою, далеко протянутою
веткою.”
После такого в высшей мере художественного, эмоционального описания
природы, преисполненного поэзии и жизни, невольно задумываешься над тем,
прав ли Базаров в своем отрицании природы или не прав? И когда Николай
Петрович подумал: “Как хорошо, боже мой!… и любимые стихи пришли было ему
на уста…”, симпатия читателя с ним, а не с Базаровым. Мы привели из них
одно, которое в данном случае выполняет определенную полемическую функцию:
если природа так прекрасна, то какой смысл в отрицании ее Базаровым? Это
легка и тонкая проверка целесообразности базаровского отрицания
представляется нам своеобразной поэтической разведкой писателя,
определенным намеком на будущие испытания, которые предстоят герою в
основной интриге романа.
Как же относятся к природе другие герои романа? Одинцова, как и Базаров,
равнодушна к природе. Ее прогулки по саду всего лишь часть жизненного
уклада, это что-то привычное, но не очень важное в ее жизни.
Ряд напоминающих деталей находятся в описании усадьбы Одинцовой: “Усадьба
стояла на пологом открытом холме, в недальном расстоянии от желтой каменной
церкви с зеленой крышей, былыми колоннами и живописью с фреской над главным
входом, представлявшую “Воскресение Христово” в “итальянском вкусе”.
Особенно замечателен своими округленными контурами был распростертый на
первом плане смуглый воин в мишаке. За церковью тянулась в два ряда длинное
село с кое-где мелькающими трубами на соломенными крышами. Господский дом
был построен в том стиле, который известен у нас под именем
Александровского; дом этот был так же выкрашен желтою краскою и крышу имел
зеленую, и белые колонны, и фронтон с гербом. К дому с обеих сторон
прилегали темные деревья старинного сада, аллея стриженых елок вела к
подъезду.” Таким образом, сад Одинцовой представлял собой аллею стриженых
елок, и цветочных оранжерей, которые создают впечатление искусственной
жизни. Действительно вся жизнь этой женщины«катиться как по рельсам»,
размеренно и однообразно. Образ «неживой природы» перекликается с внешним и
духовным обликом Анны Сергеевны. Вообще, место жительства, по Тургеневу,
всегда откладывает отпечаток на жизнь героя. Одинцова в романе
сопоставляется скорее с елью, это холодное и неизменное дерево было
символом «надменности» и «царских достоинств». Однообразие и спокойствие -
девиз Одинцовой и ее сада. Для Николая Петровича природа – источник
вдохновения, самое важное в жизни. Он гармоничен, ибо един с «натурой».
Именно поэтому все события, связанные с ним, происходят на лоне природы.
Павел Петрович не понимает природы, его душа, «сухая и страстная», может
лишь отображать, но отнюдь не взаимодействовать с ней. Он, как и Базаров,
не видит «неба», Катя и Аркадий же по-детски влюблены в природу, хотя
Аркадий и пытается это скрыть.
Настроение и характеры героев тоже подчеркиваются пейзажем. Так,
Фенечка, «такая свеженькая», показана на фоне летнего пейзажа, а Катя и
Аркадий так же молоды и беззаботны, как окружающая их природа. Базаров, как
ни отрицает природу («Природа навевает молчание сна»), все же
подсознательно един с ней. Именно в нее отправляется он, чтобы понять себя.
Он злится, негодует, однако именно природа становится немым свидетелем его
переживаний, только ей он может довериться.
Тесно связывая природу с душевным состоянием героев, Тургенев
определяет одной из основных функций пейзажа психологическую. Любимое место
Фенечки в саду – беседка из акаций и сирени. По мнению Базарова, «акация да
сирень – ребята добрые, ухода не требуют». И опять вряд ли мы ошибемся,
если увидим в этих словах и косвенную характеристику простенькой,
непринужденной Фенечки. Акация да малина – друзья Василия Ивановича и Арины
Власьевны. Лишь в отдалении от их домика, «словно вытянулась» березовая
роща, о которой почему-то упоминается в разговоре с отцом Базаров.
Возможно, что герой Тургенева здесь неосознанно предчувствует тоску по
Одинцовой: он говорит с ней об «отдельной березе», да и фольклорный мотив
березы традиционно связан с женщиной и любовью. В березовой роще, только
уже Кирсановых, происходит дуэль Базарова и Павла Петровича. Объяснение
Аркадия и Кати происходит под ясенем, нежным и светлым деревом, овеваемым
«слабым ветром», защищающего влюбленных от яркого солнца и слишком сильного
огня страсти. «В Никольском, в саду, в тени высокого ясеня, сидели на
дерновой скамейке Катя с Аркадием; на земле возле них поместилась Фифи,
придав своему длинному телу тот изящный поворот, который у охотников слывет
«русачьей полежкой». И Аркадий и Катя молчали; он держал в руках
полураскрытую книгу. А она выбирала из корзинки оставшиеся в ней крошки
белого хлеба и бросала их небольшой семейке воробьев, которые, со
свойственной трусливою дерзостью, прыгали и чирикали у самых ее ног. Слабый
ветер, шевеля в листьях ясеня, тихонько двигал взад и вперед, и по темной
дорожке и по желтой спине Фифи; бледно-золотые пятна света; ровная тень
обливала Аркадия и Катю; только изредка в ее волосах зажигалась яркая
полоска». «Как же тогда жалобы Фенечки на отсутствие тени вокруг дома
Кирсановых?» Не спасает жителей дома и «большая маркиза» «с северной
стороны». Нет, кажется, пламенная страсть не обуревает никого из обитателей
Марьина. И все же мотив жары и засухи связан с «неправильной» семьей
Николая Петровича. «Тех, кто вступает в супружеские отношения невенчаными,
считают виновниками засухи» у некоторых славянских народов. С дождем и
засухой связаны и различные отношения людей к лягушке. В Индии считалось,
что лягушка помогает вызвать дождь, так как может обращаться к богу грозы
Парджанье, «как сын к отцу». Наконец. Лягушка «может символизировать ложную
мудрость как разрушительница знания», что может немаловажно для
проблематики романа в целом.
Не только сирень да «кружовник» связаны с образом Фенечки. Розы,
букет из которых она вяжет в своей беседке, - атрибут Богородицы. Кроме
того, роза – символ любви. «Красную, и не слишком большую» розу (любовь)
просит Базаров у Фенечки. Есть в романе и «природный» крест, скрытый в
образе кленового листа, по форме напоминающего крест. И знаменательно, что
неожиданно срывающийся с дерева отнюдь не в пору листопада, а в разгаре
лета кленовый лист напоминает бабочку. «Бабочка – метафора души,
выпорхнувший из тела в момент смерти, так и безвременная смерть Базарова
предсказана этим грустно кружащемся в воздухе листом».1.
Природа в романе делит все на живое и не живое, естественное для
человека. Потому описание «славного, свежего утра» перед дуэлью указывает
на то, как все суетно перед величием и красотой природы. «Утро было
славное, свежее; маленькие пестрые тучки стояли барашками на бледно – ясной
лазури; мелкая роса высыпала на листьях и травах, блистала серебром на
паутинах; влажная темная, казалась, еще хранила румяный след зари; со всего
неба сыпались песни жаворонков». Сама дуэль представляется в сравнении с
этим утром «экою глупость». А лес, под которым во сне Базарова
подразумевается Павел Петрович, сам по себе символ. Лес, природа – все то,
от чего отказывался Базаров, есть сама жизнь. Поэтому-то смерть его
неизбежна. Последний пейзаж – это «реквием» по Базарову. «Есть небольшое
сельское кладбище в одном из отдаленных уголков России. Как почти все наши
кладбища, оно являет вид печальный: окружавшие его канавы давно заросли;
серые деревянные кресты поникли и гниют под своими когда-то крашеными
крышками; каменные плиты все сдвинуты, словно кто их подталкивает снизу;
два – три ощипанных деревца едва дают скудную тень; овцы безобразно бродят
по могилам… Но между ними есть одна, до которой не касается человек,
которую не топчет животное: одни птицы садятся на нее и поют на заре.
Железная ограда ее окружает; две молодые елки посажены по обоим ее концам;
Евгений Базаров похоронен в этой могиле». Лирической печалью и скорбными
раздумьями наполнено все описание сельского кладбища, на котором похоронен
Базаров. Наше исследование показывает, что пейзаж этот носит философский
характер.
Подведем итоги. Образы тихой жизни людей, цветов, кустарников, птичек
и жуков противопоставлены в романе Тургенева образам высокого полета. Лишь
два персонажа, равновеликие по масштабу личности и своему трагическому
одиночеству, находят отражение в скрытых аналогиях с царственными явлениями
и гордыми птицами. Это Базаров и Павел Петрович. Почему они не нашли себе
места в иерархии деревьев на страницах произведения? Какое дерево могло бы
соответствовать льву или орлу? Дуб? Дуб означает славу, силу духа, защиту
для слабых, несломленность и противостояние бурям; это дерево Перуна,
символ «мирового дерева» и, наконец, Христа. Все это подходит как метафора
души, например, толстовского князя Андрея, но не годится для тургеневских
героев. Среди небольших лесов, упомянутых в символическом пейзаже в третьей
главе «Отцы и дети», есть «наш лес». «В нынешнем году его сводить будут», -
замечает Николай Петрович. Обреченность леса подчеркивает мотив смерти в
пейзаже и как бы предсказывает гибель Базарова. Интересно, что близкий в
своем творчестве фольклорным традициям поэт Кольцов назвал свое
стихотворение, посвященное памяти Пушкина, «Лес». В этом стихотворении лес,
– безвременно погибающий богатырь. Сближает судьбу Базарова и «нашего леса»
Тургенев и в словах Базарова перед смертью: «Тут есть лес…» Среди
«небольших лесов» и «кустарников» Базаров одинок, и единственный
родственник ему «лес» – это его противник на дуэли Павел Петрович (так сон
Базарова открывает и глубокое внутреннее родство этих героев). Трагический
разрыв героя – максималиста с массой, природой, который «сводить будут»,
который «тут есть», но «не нужен» России. Как же может быть преодолен этот
трагизм бытия, ощущаемый сильнее всего именно сложным и гордым героем?
Тургенев ставит этот вопрос не только в «Отцах и детях». Но, думается, в
романе этом есть слова о человеке и мироздании, в которых автор открыл нам,
читателям, свое чувство Вселенной. Оно состоит в «едва сознательном
подкарауливание широкой жизненной волны, непрерывно катящейся и кругом нас
и в нас самих».2.
1. – И. Л. Куприна. Литература в школе 6 99. «Просвещение». М.,1992г.
2. См. выше.

Автор задумывается о вечной природе, которая дает успокоение и
позволяет Базарову примириться с жизнью. Природа у Тургенева человечна, она
помогает развенчать теорию Базарова, выражает «высшую волю», поэтому
человек должен стать ее продолжением и хранителем «вечных» законов. Пейзаж
в романе не только фон, но философский символ, пример правильной жизни.
Писарев отмечал, что «художественная отделка» романа «Отцы и дети»
«Безукоризненно хороша». Чехов так отзывался о романе Тургенева: «Что за
роскошь «Отцы и дети»! Просто хоть караул кричи. Болезнь Базарова сделана
так сильно, что я осоловел, и было такое чувство, как будто я зародился от
него. А конец Базарова? А старички? Это черт знает как сделано. Просто
гениально».
Мастерство Тургенева – пейзажиста с особой силой выражено в его
поэтическом шедевре «Бежин луг», «Отцы и дети» также не лишены прекрасных
описаний природы «Вечерело; солнце скрылось за небольшую осиновую рощу;
лежавшую в пол версте от сада: тень от нее без конца тянулась через
неподвижные поля. Мужичек ехал рысцой на белой лошадке по темной узкой
дорожке вдоль самой рощи, он весь был ясно виден, весь, до заплаты на
плече, дороги, что ехал в тени; приятно – отчетливо мелькали ноги у
лошадки. Солнечные лучи со своей стороны забирались в

Новинки рефератов ::

Реферат: Современные микропроцессоры (апрель 2001г.) (Радиоэлектроника)


Реферат: Темы по английскому за 9 класс (Иностранные языки)


Реферат: Предмет, метод и задачи бухгалтерского учета (Бухгалтерский учет)


Реферат: Изобретение книгопечатания (История)


Реферат: Абиогинез. Возникновение жизни на Земле (Биология)


Реферат: Своеобразие деловой культуры Швеции (Искусство и культура)


Реферат: Организация сбора данных в отдельных видах исследования (Социология)


Реферат: Девятый транспортный коридор (Транспорт)


Реферат: Кожные ощущения (Психология)


Реферат: Пересопницьке євангеліє (Культурология)


Реферат: Культура Древней Руси (Культурология)


Реферат: Термодинамические характеристики расплавов на основе железа (Металлургия)


Реферат: Исторический Таллин (История)


Реферат: Жизнь и творчество Николая Константиновича Рериха (Искусство и культура)


Реферат: Смешанное страхование (Страхование)


Реферат: Синтетические волокна (Химия)


Реферат: Правовое государство и гражданское общество (Теория государства и права)


Реферат: Украинское барокко (Искусство и культура)


Реферат: Мистецтво в структурі людської життєдіяльності (Искусство и культура)


Реферат: Культурное строительство в годы семилетки (История)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист