GeoSELECT.ru



Литература / Реферат: Фантастические образы в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" (Литература)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Фантастические образы в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" (Литература)



Фантастические образы в романе М.А.Булгакова
«Мастер и Маргарита»
Михаил Булгаков – писатель с необычной судьбой: основная часть его
литературного наследия стала известна читающему миру только четверть века
спустя после его смерти. При этом последний его роман – «Мастер и
Маргарита» - принес автору мировую славу.
На мой взгляд, своеобразие романа «Мастер и Маргарита» заключается в
том, что он требует от читателя выхода за пределы привычных эстетических
представлений и сведений. Иначе часть художественного смысла романа
остается невидимой, а некоторые его страницы могут показаться не более чем
порождением страшной фантазии автора.
Дьявол был нередким гостем на страницах литературы двадцатых годов,
его сразу узнавали читатели. Внешнее сходство с Мефистофелем было
подчеркнуто и именем Воланд, которое встречается в «Фаусте» как одно из
имен дьявола. Десятилетие спустя, во время авторских чтений, реакция была
уже совсем иной. Изменился литературный и общественный фон, углубилась и
усложнилась роль Воланда в завершенном романе, становившемся, как сознавал
автор, итогом его драматической судьбы. Слушателями владело огромное
напряжение, желание понять, «что бы это значило». Необходимо заметить, что
Булгаков в своем романе достаточно точно описал неузнавание Воланда всеми,
кроме Мастера и Маргариты. Будто предвидя реакцию читателя, автор устами
Мастера рассказал, что тот пробовал читать свой роман «кой – кому, но его и
половины не понимают».
Первые слушатели романа – современники автора – были чрезмерно
сосредоточены на разгадывании Воланда, испуганы невольными ассоциациями, к
которым вело их всемогушество героя в наказании одних и поощрении других
персонажей романа. Для меня же «сатанизм» Воланда очевиден так же, как и
божественность Иешуа. Но ведь из этого следует, что Воланд – герой
отрицательный. Может быть, мое мнение ошибочно, но я считаю, чтоэто не так.
Я думаю, что человек обязан знать свои недостатки, познать самого себя,
увидеть в себе отрицательное, что очень трудно, так как зло способно
скрыться в самых дальних уголках подсознания, просто исчезнуть, едва
показавшись, и даже иметь видимость добра. И в этом случае встреча с
Воландом необходима.
Создавая фигуру Воланда, Булгаков опирался на устоявшуюся литературную
традицию, которая сменила средневековые представления о дьяволе и злых
демонах, иначе сформировав, как писал В.М. Журмунский, «загадочный и
сложный, опоэтизированный и фантастический мир сверхъестественных существ…
бессмертных, но открытых страстям и страданиям, а главное – не поддающихся
однозначной оценке с точки зрения традиционных критериев добра и зла. Эти
существа оказываются таинственным образом связанными с человеком: он может
вступать с ними в общение и даже подчинять своей воле, хотя бы на время».
Автор романа опирался на древнейшие книги, раскрывающие сущность добра и
зла, - Ветхий завет, Талмуд и другие. Там он нашел, по-видимому, и такую
функцию Воланда, которая приводит в недоумение сегодняшнего даже
искушенного читателя: почему именно Воланд выполняет волю Иешуа
относительно судьбы мастера? А ведь в Ветхом завете Сатана еще враг Бога и
людей, как в Новом завете, а земной администратор божественного правосудия,
нечто вроде судебного исполнителя.
Итак, подведя итог сказанному, хочу заметить, что Воланд –
фантастический персонаж. Но когда нам необходима встреча с ним, мв всегда
найдем его в себе. И он всегда подскажет, за какое дело, сотворенное нами,
мы обязаны нести ответственность, чтобы это зло не росло, не множилось, не
превратилось в глобальную катастрофу.





Реферат на тему: Фауст
Cодержание.


Введение

1. Теоретическая часть
1. О смысле жизни и счастья. Зачем нужно нравственное самовоспитание?
2. Этические воспитательные дела
3. Методы нравственного воспитания
4. Для чего нужна мораль?
5. Добро и зло
6. Сущность морали и нравственности
7. Творец Фауста
8. Размышления Гете о жизни, о людях…
9. Как создавался Фауст
10. Истоки. С чего все началось?
11. Истоки. Детство. Отрочество. Юность
12. Народная книга о докторе Фаусте
13. Идейный стержень
14. Культ античной красоты
15. Образ Фауста
16. Образ Мефистофеля
17. Размышление Фауста о смысле жизни
2. Исследовательская часть
3. Заключение
4. Литература
5. Приложение



Введение


В современной школе большое внимание уделяется проблеме нравственного
воспитания школьников. Мы справедливо можем утверждать, что в школе нет
другого места, кроме кабинета литературы, где бы можно было поговорить о
жизни, о душе, о добре и зле; о возможности и умении применять знания по
литературе за пределами школы.
Я выбрала эту тему потому, что мы можем потерять молодое поколение,
если не будем уделять этой проблеме должного внимания. На сегодняшний день
картина действительности не радостная. О каком формировании нравственности
на уроках литературы можно говорить, если по телевидению нам показывают
губернатора, о котором известно, что он вор. Какая картина общественной
жизни открывается школьнику, когда он смотрит передачи, посвященные
деятельности крупных чиновников. Видя это, учащиеся сами начинают совершать
безнравственные поступки. Я приведу в пример отрывок из письма одной
пятнадцатилетней девушки. Она писала: «Почему люди так равнодушны? Недавно
наблюдала в автобусе сцену: хулиган пристает к женщине, а все пассажиры
отвернулись к окошку – делают вид, что не замечают. А ведь среди них были
молодые сильные мужчины, которым осадить хулигана – пара пустяков. Вот нам
в школе все время говорят про активную жизненную позицию, но человеку с
такой позицией гораздо труднее, чем тому, кто поступает по принципу «моя
хата с краю». У этих жизнь спокойная и тихая». А почему так происходит?
Почему на уроках литературы учащиеся говорят о внутренних духовных
качествах, а в жизни видят совсем другое?
Эта проблема остается на сегодняшний день самой актуальной. Вспомним
слова К.Д. Ушинского: «….Воспоминание, совершенствуясь, может далеко
раздвинуть пределы человеческих сил: физических, умственных и
нравственных».
«Развитие личности как характера прямо пропорционально развитию в ней
самостоятельности , т.е. способности твердо стоять на собственных ногах», -
писал Г.В. Плеханов. Самостоятельно стоять на собственных ногах – значит,
прежде всего, твердо придерживаться в жизни нравственных убеждений, уметь
поступать нравственно. Если для нас и наших учеников нравственный критерий
оценки событий, явлений, людей станет не просто основным, но единственным,
тогда многое изменится в сознании школьников, их родителей, а значит, и в
нашей жизни.


Целью моего исследования было: экспериментально проверить
педагогические условия формирования нравственных качеств. В соответствии с
целью и гипотезой исследования реализовала следующие задачи:
1. изучить состояние теории из истории;
2. разработать личностную модель;
3. экспериментально проверить на практике;
4. разработать рекомендации для учителя.



1. Теоретическая часть.
1. О смысле жизни и счастья. Зачем нужно нравственное самовоспитание?


Нет ничего более ценного в мире, чем сам человек. Но что нужно для
того, чтобы каждый человек мог проявить себя как личность? Какие
нравственные черты характеризуют человека? Как формируется духовно богатая,
душевно щедро, творческая, обладающая активной жизненной позицией личность,
способная принимать самостоятельные нравственные решения в сложных
жизненных ситуациях и нести ответственность за совершенные поступки?

Нравственность – внутренние, духовные качества, которыми
руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые
этими качествами.
Нравственное воспитание должно пронизывать все стороны жизни и
деятельности нашего общества. По мере формирования, развития человека,
превращения его из ребенка в подростка, юношу, взрослого человека удельный
вес внешних воспитательных воздействий все более уменьшается, а вес
внутреннего мира личности, ее моральных устоев и убеждений в определении
линии его поведения растет. Вообще же любая сложившаяся личность
избирательно относится к воздействиям на нее внешней природной и
общественной среды «пропускает» эти воздействия через свою личностную
структуру, как бы фильтрует, преобразует их. В результате получается, что
одни и те же внешние обстоятельства побуждают разных людей к неодинаковым
поступкам. Известно, что добрый и злой, честный и нечестный, скромный и
нескромный по – разному ведут себя в одной и той же ситуации.
Отсюда следует, что для общества, заинтересованного в повышении
морального облика своих членов, важно, чтобы внешнее воспитательное
воздействие на личность все больше и больше подкреплялось ее внутренним,
добровольным стремлением к нравственному самовоспитанию.
Возникает вопрос: а для самой личности, для ее счастья, для поисков
ею смысла жизни так ли уж необходимо заботиться о своей нравственности и
заниматься нравственным самосовершенствованием?
На такой вопрос в двух словах не ответишь. Здесь нужно обратиться к
самим понятиям смысла жизни и счастья.
В чем смысл жизни человека? Если под смыслом жизни понимать
совокупность тех целей, на достижение которых направлено человеческое
существование, понимать все то, ради чего живет человек, то можно
согласиться с теми авторами, которые считают, что смысл жизни отдельного
человека и всего человечества состоит в самой жизни, а не чем-либо внешнем
для нее.
Сказанное следует понимать так: все, что свойственно человеку, все,
что составляет предмет его потребностей (конечно, имеются в виду
потребности разумные), достойно быть целью и смыслом его существования.
Человек должен жить как можно более полной, разносторонней, гармоничной
жизнью, стремиться к максимальному раскрытию своих задатков и способностей,
научиться наслаждаться богатством окружающего мира – от красоты природы до
дружеского общения. И во всем этом состоит смысл его жизни, таким образом,
мы сближаем его со счастьем. Оказывается, что смысл жизни состоит в поисках
и достижении счастья, ибо, рассматриваемое в субъективном плане, оно как
раз и представляет собой ощущение полноты жизни, всестороннюю
удовлетворенность человека своим бытием.
Однако представим себе человека, который ведет спокойную,
размеренную, безмятежную жизнь, особых трудностей и неудобств не
испытывает, все у него вроде бы есть, но вот понемногу закладывается в его
душу сомнения. «А зачем я живу, - спрашивает он сам себя, - в чем смысл
моего существования?»
Такие или сходные рассуждения рано или поздно возникают в голове
всякого мыслящего человека, и отмахнуться от них не так-то просто. Ведь
смысл жизни несводим к поискам узко понимаемого личного счастья. Должен
быть в человеческой жизни еще главный смысл, то, что оправдывает наше
повседневное бытие. Этот главный, самый важный смысл своей жизни, так или
иначе, осознанно или неосознанно ищет каждый человек.
Он разный, этот главный смысл, у разных людей и даже у одного и того
же человека в различные периоды его жизни, но если попытаться выделить из
него, вынести за скобки общее, повторяющееся, то им окажется вот что: «след
на Земле». Человек стремится оставить после себя след, сделать нечто новое,
неповторимое, достойное человеческого внимания, сделать то, что оправдало
бы его существование.
Откуда это у человека? Казалось бы, живешь и живи, как дерево, как
трава. Ан нет! Человеку надо нечто большее, и идет это оттого, что человек
и человеческая жизнь представляют собой единство общественного и личного,
цели и средства. Человек не может жить только для себя, он должен жить и
для других, для общества (так же, как и другие живут для него). На
реализацию этого общественного назначения человека направлено и присущее
ему творческое начало, стремление к поиску и утверждению в жизни чего-то
нового, того, чего раньше не было.
Ведь человек являет собой высшее творение природы. Разве могло бы
человечество осуществить свою творческую, миросозидающую миссию, если бы
каждый из нас только слепо повторял жизнь предшествующих поколений,
радовался прожитому дню, удовлетворялся малым и лишь в этом видел смысл
жизни? Если бы это было так, люди до сих пор жили бы в пещерах и охотились
с помощью камней и палок. Нередко в поисках главного, высокого смысла жизни
человек отказывается от материального благополучия, от спокойствия и уюта,
вступает на путь полный опасностей и лишений. Вот и ищут свой смысл, свое
трудное счастье матери в самоотверженных заботах о детях, ученые и
художники – в творческих муках, через которые лежит путь к истине и
красоте. И никто из них не променяет свою беспокойную жизнь на спокойствие
обывательского существования.
Естественно, что смысл жизни неразрывно связан с моралью, ибо люди
стремятся оставить на Земле не просто след, а добрый след, сделать то, что
служило бы другим людям, облегчало и украшало их жизнь. Есть, конечно, еще
немало людей, готовых строить свое счастье за счет других, приносить зло,
оставлять после себя след.
В понимании счастья, как и во взгляде на природу человека, существуют
пессимистический и оптимистический подходы. «Нет счастья в жизни», -
утверждают пессимисты. Другой, менее категоричный его вариант состоит в
утверждении, что счастье мимолетно, что оно может длиться лишь какие-то
мгновения. Однако за очень разными, неповторимыми «счастьями» отдельных
людей просматриваются общие черты. Если обратиться к тому пониманию
счастья, которое складывается в нашем обществе, то в нем на первый план
выдвигается единство общественного и личного, наличие у человека большого,
интересного дела, которое приносит пользу людям («Человек для людей» - вот
необходимый компонент нашего понимания счастья), и всего того, что принято
называть личным счастьем (дружба, любовь, хорошая семья и др.)
Соотношение двух указанных компонентов, которые можно условно
назвать «общественным счастьем» и «личным счастьем», очень разное, и
зависит оно от самого человека, от условий его жизни и деятельности. Важно,
однако, чтобы человек не замыкался в узком мирке своего маленького
благополучия, чтобы он умел в случае необходимости подчинять личное
общественному.
Счастье, как и несчастье, не есть нечто застывшее, раз и навсегда
данное. Счастье – это процесс, это вечная борьба за него. Счастье
осуществимо лишь через борьбу противоположностей счастья и несчастья, удачи
и неудачи и т.д. Об этом нужно помнить, чтобы не сидеть сложа руки в
ожидании счастья, а добывать его своим трудом, чтобы, достигнув
поставленной цели и ощутив радость победы, ставить перед собой новые
значительные цели и двигаться к ним.
Современному человеку очень много нужно для счастья: Нужны здоровье и
материальные блага, дружба и любовь, семья и коллектив, наука и искусство,
радость творчества и мир на Земле и многое другое, но обязательно нужно,
чтобы счастье было моральным, чтобы цели личного счастья и средства их
достижения не противоречили нормам нашей нравственности. Это нужно не
только обществу, но и каждому из нас, ибо опыт многих поколений учит, что
отрицание принципов морали противоречит настоящему, прочному счастью.
Таким образом, нравственное самовоспитание необходимо каждому из нас,
так как только через мораль, через моральное самосовершенствование лежит
путь к развитию человечной личности, к раскрытию человеческого в человеке,
только на этом пути находит человек свое счастье, обретает смысл жизни,
достигает подлинного человеческого величия.


2. Этические воспитательные дела

Нравственное воспитание – это целенаправленное и систематическое
воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью
формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям
общественной морали. Основные задачи нравственного воспитания:
1. формирование нравственного сознания;
2. воспитание и развитие нравственных чувств;
3. выработка умений и привычек нравственного поведения.
Нравственное воспитание включает: формирование у человека сознания
связи с обществом, зависимости от него, необходимости согласовывать свое
поведение с интересами общества; ознакомление с нравственными идеалами,
требованиями общества, док5азательство их правомерности и разумности;
превращение нравственных знаний в нравственные убеждения, сознание системы
этих убеждений; формирование устойчивых нравственных чувств и нравственных
качеств, высокой культуры поведения как одной из главных проявлений
уважения человека к людям; формирование нравственных привычек.
Одной из главных общечеловеческих ценностей является жизнь. Право
человека на жизнь свято и нерушимо. Христианская мораль на протяжении веков
учила – когда трудно, неуютно, одиноко, надо идти к людям, искать у них
помощи и защиты. Не утратили своего значения, а наоборот, стали еще важнее
такие нравственные качества, как патриотизм, долг, честь, порядочность,
доброта, бескорыстие.
В структуру воспитательных дел этической направленности педагог
включает сведения о человеческой морали, добивается ясного понимания того,
что мораль – форма человеческого сознания, часть человеческой культуры.
Понимание сущности, норм и принципов морали приводит воспитанников к
нравственным суждениям, с помощью которых они оценивают поступки – свои и
других людей. На основе нравственных понятий, оценок и суждений формируются
нравственные убеждения, которые определяют поведение и поступки человека.
Нравственно убежденный человек глубоко уверен в справедливости моральных
норм, признает необходимость их выполнять. Нравственные знания становятся
убеждениями, когда они применяются в жизненном опыте, продуманы, критически
переработаны воспитанниками.
Конечная и главная цель этических воспитательных дел – формирование
нравственного поведения. Воспитательные дела составляют цель нравственных
поступков в жизненных ежедневных ситуациях. Именно поступок характеризует
отношение человека к окружающей его действительности. Чтобы вызвать
нравственные поступки, надо создать соответствующие условия. Однако даже
поступки не всегда говорят о нравственной воспитанности. Важны и
побудительные мотивы, которые движут человеком и объясняют поступки.
Поэтому формирование высоконравственных мотивов деятельности – важная часть
этических воспитательных дел.
Чтобы воспитанник совершал нравственные поступки, у него должна
возникнуть в этом потребность. Формирование нравственных потребностей
личности есть процесс усвоения и переработки моральных норм и принципов в
систему индивидуального сознания. С помощью нравственных потребностей
создается основа самой природы морали – возможность свободного выбора.
Именно в выработке способности к свободному нравственному выбору состоит
функция этических воспитательных дел.
Система поступков ведет к формированию нравственной привычки –
устойчивой потребности совершать нравственные поступки. Поступки могут быть
простыми (в их основе лежат правила общежития, культуры поведения,
дисциплины) и сложными, когда создается потребность и готовность к
деятельности, имеющей как общественное, так и личное значение.
Существуют определенные методы нравственного воспитания.


3. Методы нравственного воспитания.

Методы нравственного воспитания – это те пути и способы педагогической
работы, с помощью которых осуществляется целенаправленное формирование
нравственных качеств личности.
Методы воспитания определяются целями и содержанием воспитания. Цель
всегда остается главным критерием ценности метода.
Методы нравственного воспитания определяются также психологической
природой процесса формирования у детей нравственных качеств. Чтобы
воспитать у школьника то или иное нравственное качество, надо
сформировать у него устойчивое стремление, потребность совершать поступки,
действия, в которых воплощается это качество. Сильные же эмоциональные
побуждения рождаются у детей в практической деятельности, в
непосредственных жизненных ситуациях и прежде всего в хорошо организованном
коллективе. Это наиболее мощный источник эмоционального положительного
опыта ребенка как необходимой почвы для развития нравственных убеждений.
Используя тот или иной метод, воспитателям необходимо точно знать, что
именно может быть достигнуто благодаря нему для становления нравственного
качества. Методы нравственного воспитания различаются в соответствии с
тем, что именно в процессе становления нравственных качеств они
преимущественно обеспечивают.
Богатейший педагогический опыт школ и данные педагогических и
психологических исследований позволяют выделить две основные группы методов
нравственного воспитания:
1. методы формирования у учащихся общественного поведения и опыта
общественных отношений;
2. методы формирования нравственного сознания.
К первой группе методов относятся:
- метод приучения к формам общественного поведения;
- метод организации общественно полезной деятельности учащихся.
- метод использования творческой игры в организации опыта
общественного поведения.
Эти методы представляют собой различные способы организации детской
деятельности, поступков детей и направлены на воспитание привычек
нравственного поведения. Методы данной группы органически включаются в
повседневную жизнь детей, их подчас трудно выделить как специальные
средства воспитания. Известно, что школьники, и чем старше, тем острее,
отрицательно реагируют на всякую попытку поставить их в позицию объекта
воспитания. А.С. Макаренко поэтому предупреждал, что позиция воспитателя
должна быть по возможности «скрыта» от воспитанников. Методы данной группы
делают незаметными и ненавязчивыми целенаправленные воздействия учителя.
Обычно их называют методы приучения и упражнения, справедливо считая их
основой выработки умений, навыков и привычек поведения. Это, конечно,
верно, однако по своему характеру и функции методы формирования
общественного поведения не укладываются в рамки этих понятий. Сущность
упражнений в нравственном поведении состоит в выработке не только умений и
навыков, но и прежде всего – в потребности вести себя соответствующим
образом. Для этого надо, чтобы поступки, в которых воспитатель хочет
упражнять ребенка, приобрели для него привлекательность и реальную
ценность, чтобы эти поступки были естественным выражением его стремлений.
Такое упражнение не может быть повторением определенных действий. Здесь
упражнение приходится органически включать в целенаправленную деятельность
детского коллектива. Тогда овладение формой поведения проникается
эмоциональным отношением к содержанию и целям самой деятельности. Это и
сообщает всем действиям ребенка, в которых он упражняется, определенный
смысл.
Ко второй группе методов относятся:
- рассказы на этические темы;
- лекции на этические темы;
- этические беседы;
- диспуты на этические темы.
Все эти методы представляют собой пути непосредственного воздействия
словом на сознание школьника с целью сформировать у него определенные
нравственные представления и понятия, вызвать моральные чувства и моральные
оценки.
Эти методы часто называют методами убеждения. Такое название можно
принять лишь как условное. Убеждает не только слово, убеждает и тот
непосредственный нравственный опыт, который приобретается ребенком. Всем
этим методам чуждо насильственное давление на личность ребенка, ломка его
характера.
Эти методы широко используются в воспитательной работе.
Распространенность их вполне понятна: учитель привык пользоваться словом в
обучении и в воспитательной работе, у него, естественно, возникает
стремление прибегнуть к объяснению нравственного смысла тех или других
поступков как к главному средству достижения воспитательных целей.
Но для того чтобы слово учителя могло оказать ожидаемое воздействие,
чтобы оно способствовало успешному усвоению школьниками морали, необходима
опора слова на опыт, теснейшее взаимодействие методов второй и первой
групп. Иначе эффективность методов убеждения и их значение в процессе
нравственного воспитания школьников резко снижаются, что может привести к
отрицательным результатам.
Указанные методы являются основными в формировании нравственных
качеств личности. Они обеспечивают развитие у учащихся определенных
стремлений и усвоение способов их осуществления в поведении.
Но в реальном процессе воспитания не всегда можно рассчитывать на
оптимальное сочетание всех условий и обстоятельств. Даже вполне продуманное
построение воспитательного процесса связано с бесконечной вариативностью
его, с многочисленными случаями отклонения от намеченных целей, когда
воздействия основных методов нравственного воспитания нуждаются в усилении
и поддержке.
Для этого в повседневной практике воспитательной работы используются
такие методы6
-поощрение как выражение положительной оценки поступков, действий
коллектива или отдельного ребенка;
-наказание как особая форма предъявления общественных требований к
личности или коллективу.
Главная функция этих методов состоит в том, чтобы сделать воздействия
основных методов более энергичными, эффективными и точными.
ВЫВОД: рассматривая каждый из методов нравственного воспитания,
необходимо уяснить, в чем заключается сущность его воспитательного
воздействия на личность школьника; какую функцию выполняет данный метод в
общем процессе формирования нравственных качеств; каковы особенности и
педагогические условия успешного использования данного метода в системе
воспитательной работы.
Развитие человеческой личности лежит только через мораль.

4. Для чего нужна мораль?


Мораль – 1.Нравственные нормы поведения, отношений с людьми, а также
сама нравственность.


2. Логический, поучительный вывод из чего–нибудь.

3.Нравоучение, наставление.
Слово «мораль» (от латинского mos, mores – нрав, нравы, обычаи)
означает в современном языке примерно то же самое, что и слово
«нравственность».
Мораль воплощается в нормах и правилах, регулирующих поведение людей,
их взаимоотношения, опирается на убеждение, на силу сознания, общественного
и индивидуального. Можно сказать, что мораль держится как бы на трех
«китах».
Во-первых, это – традиции, обычаи, нравы, которые сложились в данном
обществе. Формирующаяся личность – ребенок, подросток, юноша или девушка –
усваивает эти нравы, традиционные формы поведения, которые входят в
привычку, становятся достоянием духовного мира личности. Они реализуются в
ее поведении, мотивы которого при этом формируются следующим образом: «так
принято» или «так все делают», «наши отцы и деды так поступали, и мы будем
так же». Важность подобных мотивов несомненна. Ведь без усвоения этого, что
принято или не принято в данном обществе, нельзя понять, «что такое хорошо»
и «что такое плохо».
Во-вторых, мораль опирается на силу общественного мнения, которое с
помощью одобрения одних поступков и осуждения других регулирует поведение
личности, приучает ее соблюдать моральные нормы. Орудиями общественного
мнения являются, с одной стороны, честь, доброе имя, общественное
призвание, которые становятся следствием добросовестного выполнения
человеком своих обязанностей, неуклонного соблюдения им моральных норм
данного общества; с другой стороны, стыд, пристыжение человека нарушившего
нормы морали.
Наконец, в-третьих, мораль основывается на сознательности каждой
отдельной личности, на понимании ею необходимости согласования личных и
общественных интересов. Этим определяется добровольный выбор,
добросовестность поведения, что имеет место тогда, когда прочной основой
морального поведения личности становится совесть.
Исторически в Библии, в трудах Конфуция, в теоретических исследованиях
И.Канта обосновано знаменитое «золотое правило морали» - нравственный
императив: «поступай по отношению к другим так, как ты хочешь, чтобы они
поступали по отношению к тебе».
О реальности названных трех «китов» или трех обоснований морали,
говорит вся ее история. Зафиксировано это и народной мудростью. Ведь
недаром об очень плохом, аморальном человеке говорят: «Ни стыда, ни
совести». Значит, общественное мнение на него не действует, а совесть
неразвита. Такого человека морально не проймешь, приходится применять более
жесткие средства воздействия, рассчитанные на низкий уровень сознательности
(«Кого честь не берет, того палка проймет», - говорит одна из пословиц).
Исследователи морали давно уже обратили внимание на то, что она
является не только одним из важнейших социальных регуляторов, не только
совокупностью норм и правил поведения, но и важным способом самопознания и
самосовершенствования человеческой личности, способом раскрытия
человеческого в человеке.
Сама личность невозможна без морали, без этого самоопределения своего
поведения. Мораль из средства превращается в цель, в самоцель духовного
развития, в одно из необходимейших условий становления и самоутверждения
человеческой личности.
В понятие морального сознания входят важнейшие категории этики как
добро и зло.


5. Добро и зло

Добро – одно из наиболее общих понятий морального сознания и одно из
важнейших категории этики. Вместе со своей противоположностью – зло, добро
является наиболее обобщенной формой разграничения и противопоставления
нравственного и безнравственного, имеющего положительное и отрицательное
моральное значение, того, что отвечает содержанию требований
нравственности, и того, что противоречит им. В понятии добро люди выражают
свои общие интересы и надежды на будущее, которые выступают здесь в виде
абстрактной моральной идеи о том, что должно быть и заслуживает одобрения.
С помощью идеи добра люди оценивают социальную практику и действия
отдельных лиц. В зависимости от того, что именно подвергается оценке
(поступок, моральное качество личности, взаимоотношения людей или
социальная деятельность классов, состояние общества в целом), понятие добра
приобретает форму более конкретных понятий – добродеяния (благодеяние),
добродетели, справедливости и др. этика подвергает добро как понятие
морального сознания теоретическому анализу, выясняет его смысловое
содержание, природу и происхождение.
Религиозная этика истолковывает добро как выражение воли и разума
бога, предавая тем самым интересам и воле господствующего класса вид
божественного закона. По существу, тот же смысл имеют различные объективно
– идеалистические теории добро, выводящие его либо из некой недоступной
позиции «сущности», либо из космического закона или мировой идеи (Гегель).
Общий порок всех этих теорий заключается в том, что они рассматривали
понятие добро в отрыве от социально-исторических условий жизнедеятельности
людей.
В.И. Ленин пишет, что «под «добром» разумеется практика человека»,
т.е. что «мир не удовлетворяет человека, и человек своим действием решает
изменить его». В этом состоит сущность и специфика понятия добро, в котором
исторические потребности социальной практики субъективно осмысливаются в
моральном сознании людей и выражаются в виде требования, чтобы
действительность согласовалась с этим нравственным представлением.
Противоположностью добру является зло.
Зло – категория этики и понятие морального сознания, которая служит
обобщенным выражением представлений о безнравственном, противоречащем
требованиям морали, заслуживающем осуждения, а также общей абстрактной
характеристикой отрицательных моральных качеств. Моральное зло следует
отличать от социального зла (противоположности блага). Последнее является
не только моральным, а более широким понятием, которое обнимает всю
совокупность явлений, противоречащих интересам и жизненным потребностям
человека, препятствующих общественному прогрессу. Моральное же зло служит
характеристикой общественных явлений лишь постольку, поскольку эти явления
рассматриваются моральным сознанием как проявление воли определенного лица,
отступление от должного.
В религиозных этических теориях зло считается фатальной неизбежностью
человеческого существования (Грех), а иногда оно даже оправдывается как
осуществление «высшего предначертания» бога (Теодиция). Такой же
неизбежностью предстает зло в этике Канта, который считает его необходимым
следствием чувственной природы человека. Просветители, напротив,
рассматривают зло, как результат непонимания человеком своей подлинной
природы, а преодоление зла мыслят путем распространения образования. Зло и
добро сохраняется как соотносительные моральные понятия, употребляемых для
положительной и отрицательной оценки явлений действительности, осознания
возникающих в жизни противоречий и необходимости их преодоления. Только в
этом смысле проблема Зла – «вечная проблема» человечества.


6. Сущность морали и нравственности

Мораль – это форма общественного сознания, представляющая собой
совокупность принципов, требований, норм, правил, которые регулируют
поведение человека в обществе.
В морали отражается сложившиеся нормы поведения и взаимоотношения
людей, закрепляются определенные понятия: добро, зло, честь, совесть и т.д.
Нравственность – это качества необходимые человеку для жизни среди
людей, а так же воплощенных правил и норм общественного поведения, это
форма сознания отдельной личности, это мораль каждого человека.
Нравственность человека проявляется через его отношения к Родине
(человек может быть патриотом или предателем) к обществу (человек может
быть законопослушником или нарушителем), к труду (тружеником или лентяем),
к окружающим людям (человек может быть добрым, внимательным или черствым),
к самому себе (человек должен быть требовательным, честным, правдивым).
Существует общечеловеческая мораль, те нормы которыми обладает человек
независимо от классовой принадлежности. Общечеловеческая мораль записана в
библии.
Задачи нравственного воспитания.
1. Формирование нравственного воспитания.
Детям необходимо дать нравственные знания, моральные представления,
они должны знать, что такое хорошо и что такое плохо, что есть добро и что
есть зло.
2. Формирование нравственных чувств.
В воспитании всегда важно воздействовать не только на сознание, но и
на эмоциональную сферу человека. Знания должны превратиться в убеждения, а
для этого они должны пройти через чувство. Мало сказать ребенку, что
воровство это зло, нужно разъяснить ему, как тяжело человеку, который
подвергается этому злу.
3. Формирование нравственных убеждений.
Когда знания прошли через чувства, они превратились в убеждения, а
своих убеждений человек не забывает. Убеждение это то, что человек осознал,
эмоционально пережил и готов отстаивать в любой ситуации.
4. Воспитание навыков и привычек нравственного поведения.
Человек живет всегда среди людей. Мораль и нравственность налагают на
него определенные обязанности, в том числе обязанность определенного
поведения. Жить среди людей тяжело, но уживаются только потому, что
выполняют определенные требования (не опаздывать, быть внимательным,
приветливым ...)
Научные основы нравственного воспитания.
Нравственное воспитание – это целенаправленный педагогический процесс
и как таковой, он подчинен определенным закономерностям:
Первая закономерность: Человек воспитывается в деятельности.
Деятельность должна быть целенаправленной и продуктивной, т.е. должен быть
результат.
В нравственном воспитании нужно учитывать влияние семьи, мы должны
знать какие основы заложены в ребенке. Человек по частям не воспитывается,
он воспитывается целостно. В любой деятельности человека должна лежать
нравственность, если безнравственный ученый будет использовать свои знания,
он может навредить другим людям. Дать знания человеку, это не значит быть
нравственным. Важно воспитывать все качества и свойства в единстве.
Нравственность может воспитывать, если ребенок имеет пример
нравственного поведения и нравственного отношения к жизни. Прежде чем
предъявить требование к школьнику нужно самим это требование выполнить.
Вступая в различные отношения, школьники накапливают опыт.
Очень важно в нравственном воспитании единство слова и дела. Сказал –
сделал, т.е. во всех своих поступках люди должны быть предельно честными.
Чтобы сформировать то или иное нравственное качество необходимо
сформировать потребность совершать конкретный положительный поступок в
котором воплощено это качество.
Человек взаимосвязан со всеми людьми. Сильные эмоциональные
переживания необходимы для нравственного воспитания, они рождаются в
практической деятельности. Если мы будем внушать ребенку, что нужно гуманно
относиться к людям, к природе, то результата не будет. В основе всегда
должна лежать нравственность. С помощью литературы мы можем осуществить
нравственное воспитание. Только подлинно художественной литературе дано
поднять человека до высот осмысления бытия, до осмысления собственной
жизни.



1.7. Творец Фауста

Фауст Гете – образ особенно большой, обобщающий силы. В известном
смысле он служит символом человечества вообще.
Чтобы создать подобный образ, писатель должен и сам быть большой
личностью. Только глубина мысли в сочетании с большим художественным
дарованием могут привести к созданию столь значимых характеров. Творец
Фауста был необыкновенной личностью, человеком огромного ума, больших
страстей, обладавшим неустанным стремлением к постижению смысла жизни,
художником, постоянно совершенствовавшим свое мастерство.
Иоган Вольфганг Гете прожил долгую жизнь. Он родился 28 августа 1749
года во Франкфурте-на-Майне и скончался на восемьдесят третьем году в
Ваймаре 22 марта 1832 нода. Сын состоятельного горожанина Гете получил
прекрасное образование. Поэтическое дарование он проявил очень рано, еще в
детстве. С годами оно развилось, и Гете стал профессиональным писателем.
В остальных условиях Германии Гете стремился своими произведениями
воспитать в народе уважение к правам отдельной личности, ее право на
всестороннее развитие, он желал прогресса в общественных отношениях,
большей свободы для людей низшего социального положения, открытия для них
возможностей активного положения, открытия для них возможностей активного
участия во всех сферах жизни. Всего этого по мнению Гете, следовало
добиваться посредством постепенных реформ и путем воспитания. Литературе
отводилась значительная роль как средству утверждения новых идей.
Необходимо сказать об еще одной деятельности Гете. Уже в студенческие
годы (он учился в университетах Лейпцига и Страсбурга), внимание Гете
привлекли естественные науки, интересовался он и алхимией.
В Веймаре естественные занятия Гете стали систематическими. Он
изучал ботанику, зоологию, минералогию, оптику. Все эти занятия не были
случайной прихотью писателя. Гете стремился постигнуть жизнь во всем ее
огромном объеме. Глубокий интерес к духовной жизни человека органически
сочетался у него с любовью к природе. Если человека рассматривать как часть
природы, то, значит, понять его в полной мере возможно лишь при подлинном
знании и понимании законов природы. Так считал Гете, и это обуславливало
его постоянные занятия естественными различными науками.
Научные занятия привели Гете к убеждению, что важнейшим законом жизни
является развитие от низшего к высшему. Он изучал развитие растений и
животного мира, чему посвятил два больших стихотворения – «Метаморфоза
растений» и «Метаморфоза животных».
Говоря об изучении природы великим писателем, мы не отошли от темы.
Для Гете изучать природу было так же важно, как наблюдать за поведением и
душевной жизнью людей.
Обозревая жизненный и творческий путь Гете, поражаешься его
многогранной деятельности. Лирический поэт, драматург, романист,
литературный критик, искусствовед, живописец, режиссер и актер,
государственный деятель, ученый - за что бы ни брался Гете, во все он
вносил свой творческий дух, жажду совершенства, стремление к добру и
глубокое чувство красоты.


1.8. Размышление Гете о жизни, о человеке …

Лишь все человечество вместе является истинным человеком и индивид
может только тогда радоваться и наслаждаться, если он обладает мужеством
чувствовать себя в этом целом …
Что такое я сам? Что я сделал? Я собрал и использовал все, что я
видел, слышал, наблюдал. Мои произведения вскормлены тысячами различных
индивидов, невеждами и мудрецами, учеными и глупцами; детство, зрелый
возраст, старость – все принесли мне свои мысли , свои способности, свои
надежды, свою манеру жить; я часто снимал жатву, посеянную другими, мой
труд – труд коллективного существа, и носит он имя Гете!

«Любое настроение, более того, любой миг бесконечно дорог, ибо он –
посланец вечности».

«Когда я оглядываюсь на свою прежнюю жизнь, на средние свои годы, и
теперь, в старости думаю, как мало осталось тех, что были молоды вместе со
мной, - у меня невольно напрашивается сравнение с летним пребыванием на
водах. Не успеешь приехать, как завязываются знакомства, дружба с теми, кто
уже довольно долго прожил там и в ближайшее время собирается уехать.
Разлука болезненна. Приходится привыкать ко второму поколению, с которым ты
живешь вместе немалый срок, испытывая к нему искреннюю привязанность. Но и
эти уезжают, оставляя нас в одиночестве, третье поколение прибывает уже
перед самым нашим отъездом, и нам до него никакого дела нет».

«Меня всегда называли баловнем судьбы. Я и не собираюсь брюзжать по
поводу своей участи или сетовать на жизнь. Но, по существу, вся она –
усилия и тяжкий труд, и я смело могу сказать, что за семьдесят пять лет не
было у меня месяца, прожитого в свое удовольствие. Вечно я ворочал камень,
который так и лег на место. В моей летописи («к описанию позднейших лет в
«Поэзии и правде» я собственно, должен отнестись как к летописи …») будет
разъяснен6о, что, я имею в виду, говоря это.
Слишком много требований предъявлялось к моей деятельности, как извне,
так и изнутри.
Истинным счастьем для меня было мое поэтическое мышление и творчество.
Но как же мешало ему, как его ограничивало и стесняло мое общественное
положение. Если бы я мог ускользнуть от суеты деловой и светской жизни и
больше жить в уединении, я был бы счастлив, и как поэт, стал бы значительно
плодовитее.

- Человеческим характером, - сказал он в другой раз, - присуще некое
особое свойство, некая последовательность, в силу которой та или другая
основная черта характера как бы порождает множество вторичных. Это
подтверждается опытом, но случается, что у какого-то индивида это знание
врожденное. Не буду ломать себе голову, воссоединились ли во мне
врожденные знания и опыт; одно мне известно: если я поговорю с кем-нибудь
четверть часа, то уже знаю, что он будет говорить добрых два.

Сфера любви, - отвечал Гете, - ненависти, надежда, отчаяния и как там
еще зовутся страсти и душевные волнения, - это прирожденное знание
художника потому-то ему и удается воссоздать их. Но не может быть
прирожденного знания того, как вершится суд, как протекает заседание в
парламенте или коронации императора, и дабы не погрешить против правды,
автор должен усвоить это либо путем собственного опыта, либо путем
преемственности. Так в «Фаусте», благодаря антиципации я мог воссоздать
мрачную разочарованность моего героя и любовные страдания Гретхен, но чтобы
сказать, например:
К тому ж ущербный месяц сквозь туман
Льет тусклый свет с угрюмым видом скряги, -
мне уже понадобилось наблюдение над природой.

- Да, но в «Фаусте» нет ни единой строчки, не носящей явственных
следов тщательнейшего изучения человечества и жизни, и ничто нигде не
говорит о том, что вы это просто получили в дар, помимо собственного
богатейшего опыта, - продолжал Эккерман.
- Все может быть, - отвечал Гете, - но если бы я, благодаря
антиципации, уже не носил в себе этот мир, то я, зрячий, остался бы слепым
и все проникновенье, весь жизненный опыт были бы мертвыми и тщетными
усилиями. Существует свет, многоцветье окружает нас, но не будь света и
красок в собственном нашем глазу, мы оба не увидели их и во сне.

«На человека я всегда смотрел как на самоуправное существо, которое я
хотел узнать, изучить во всем его своеобразии, отнюдь при этом не
рассчитывая на то, что он проникнется ко мне симпатией. Я научился
обращаться с любым человеком; только таким образом и можно приобрести
знание многообразных людских характеров и к тому же известную жизненную
сноровку. Как раз противоположные нам натуры заставляют нас собраться для
общения с ними, а это затрагивает в нас самые разные стороны, развивает и
совершенствует их, так что в результате мы с любым человеком находим точки
соприкосновения».

- Когда человеку семьдесят пять, - вокруг весело и жизнерадостно
продолжал он, - он не может временами не думать о смерти. Меня эта мысль
оставляет вполне спокойным, ибо я убежден, что дух наш неистребим; он
продолжает творить от вечности к вечности. Он сходствует с солнцем,
которое заходит лишь для нашего земного взора, на самом же деле никогда не
заходит, непрерывно продолжая светить.

«Жизнь коротка, - добавил он, - надо стараться доставлять друг другу
приятное».

О «Фаусте». «Это вещь сумасшедшая, она выходит за рамки привычного
восприятия. Фауст такая необычная личность, что лишь немногие могут
проникнуться его чувствами. Да и Мефистофель не так-то просто раскусить, он
насквозь пронизан иронией и в общем-то является живым воплощением
определенного миропознания».

Эккерман о Гете: «Гете, всегда стремясь к многостороннему
проникновению, сумел все свести к одному. В одном – единственном искусстве
он неустанно растил и лелеял свое мастерство – в искусстве писать на родном
языке. То, что материал, который шел ему на потребу, был многосторонним, -
уже другой вопрос».

«-Я смело могу сказать, - продолжал Гете, - что пробовал себя в самых
разных отраслях естествознания, однако мои опыты были направлены лишь на
земное мое окружение, на то, что мы непосредственно воспринимаем чувствами,
а поэтому я никогда не занимался астрономией, ибо чувств здесь уже
недостаточно, здесь необходимы инструменты, вычисления, механика»

«Христианская религия – великая сила. Излученному, идущему ко дну
человечеству она неоднократно помогала воспрянуть, и ежели мы признаем за
нею возможность столь мощного воздействия, значит, она стоит выше любой
философии и в опоре последней отнюдь не нуждается. Точно так же и философ
не нуждается в поддержке религии для доказательства известных положений, к
примеру – учения о бессмертии души»

- Везде и во все времена люди твердили, - продолжал Гете, - что
прежде всего, надо познать самого себя. Странное требование! До сих пор
никому еще не удавалось выполнить его, и вдобавок неизвестно, надо ли его
выполнять. Помыслы и мечты человека всегда устремлены к внешнему миру,
миру, его окружающему, и заботится ему надо о познании этого мира, о том,
чтобы поставить его себе на службу, поскольку это нужно для его целей. Себя
же он познает, лишь, когда страдает или радуется, и, следовательно, лишь
через страдания и радость уясняет себе, что ему должно искать и чего
опасаться. Вообще же человек создание темное, он не знает, откуда
происходит и куда идет, мало знает о мире и еще меньше о себе самом. Я тоже
не знаю себя, и да избавит господь меня от этого знания»

«Судьба человека складывается в зависимости от его просветлений и
помрачнений! Хорошо, если бы демон – покровитель всегда водил нас на
помочах. Но стоит доброму духу покинуть нас, и мы обессилены, мы бредем на
ощупь»

-Вообще, - продолжал Гете, - вдумайтесь и вы заметите, что у человека
в середине жизни нередко наступает поворот, и если смолоду все ему
благоприятствовало и удалось, то теперь все изменяется, злосчастье и бесы
так и сыплются на него.
А знаете, что я об этом думаю? Человеку надлежит быть снова
руинированным!

Всякий незаурядный человек выполняет известную миссию, ему
назначенную. Когда он ее выполнил, то в этом обличье на землю ему уже
делать нечего, и провидение уготовляет для него иную участь. Но так как в
подлунном мире все происходит естественным путем, то демоны, раз за разом
подставляют ему подножку, покуда он не смирится. Так было с Наполеоном и
многими другими …

«Но сколько бы человечество не существовало, препятствий на его пути
всегда будет предостаточно,, так же как и разных нужд, нужд, дабы была у
него возможность развивать свои силы. Умнее и интереснее, осмотрительнее
оно, пожалуй, станет, но не лучше, не счастливее, не деятельнее, или только
на краткие периоды. Думается, придет время, когда человечество перестанет
радовать господа и ему придется снова все разрушить и все сотворить заново.
Я уверен, что дело к тому идет и что в отдаленном будущем уже намечен день
и час наступления этой обновленной эпохи. Но времени у нас, конечно,
хватит, пройдут еще тысячи лет, прежде чем перестанем наслаждаться этой
доброй старой планетой»

В Фаусте я черпал из
своего внутреннего мира,
удача сопутствовала мне,
так как все это было еще
достаточно близко.
И.В. Гете
Диалог Гете с художником, знатоком искусства Майером о первой части
«Фауста»
… Гете задумчиво листает страницы:
- Здесь моя кровь, сотни бессонных ночей, тысячи мыслей, годы работы,
а кому это сейчас нужно?
Германия не оправилась от поражений. Пруссия повержена. Австрия в
смятении … Кому есть дело теперь до одинокого мечтателя, до его стремлений,
до несчастной девушки, погубленной им? Впрочем, я давно это предвидел.
Прочти «Посвящение». Там все сказано. Нет тех, кому я читал первые строки,
рассеялись друзья молодости, другие даже умерли. Жаль, Шиллер не дожил. Он-
то сумел бы сказать, что в этой поэме.
- Я думаю, найдутся люди и в наше время, - уверенно успокаивает Майер.
– Прекрасное всегда трогает.
- Что гадать. Вот увидишь. Одни не поймут, другие извратят смысл
написанного, третьи обругают.
- Поймут, оценят, не сейчас, так потом, - уверяет Майер.
- Я и сам знаю, что это не пустяк. Знаю, это останется. Слишком
многое я сюда вложил, чтобы это могло пропасть. Но путь к умам и к сердцам
долог, особенно если мир потрясен так, как теперь. Люди хотят покоя,
уверенности в завтрашнем дне, им не до красот. А стихи их волнуют лишь те,
где речь идет о том, чем они живут сейчас, сию минуту.
Он открывает книгу.
- Вот строки прямо в точку:
Итак, напрасно я копил дары
Людской премудрости с таким упорством?
Я ничего своим усердьем черствым
Добиться не сумел до сей поры.
- А я тебе отвечу. Погоди, - Майер лихорадочно листает страницы.
- Вот, нашел! – Майер читает с лукавой улыбкой:
В смятенье, выхода не видя,
Ты ешь: всему конец?
Ты был всегда храбрец мужчина,
Так что ж ты пятишься назад?
Что оробел, ты, дурачина,
Когда тебе сам черт не брат?

- Неужто же нельзя придумать средство, которое способствовало бы
продуктивному состоянию или, по крайней мере, могло его поддержать? –
спросил Эккерман.
В ответ Гете развел перед ним целую концепцию продуктивности, которая
вкратце сводится к следующему. Есть продуктивность высшего порядка,
вдохновение, неизвестно как овладевающее гением, когда он становится как бы
голосом высших сил. Его мысль придает тогда новое обличие целым столетиям.
- Но существует продуктивность и совсем иного рода, подверженная
влияниям земного мира и более подвластная человеку ... К этой сфере я
причисляю все относящиеся к выполнению определенного плана, все
промежуточные звенья единой цепи мыслей, концы которой уже ясно видны во
всем своем великолепии, причисляю и все то, что уже является видимой плотью
произведения искусства.
Понял ли Эккерман, что Гете открыл ему одновременно и секрет рождения
замысла «Фауста» в молодости, возникшего вследствие наития первого рода?
Понял ли, что дальнейшая работа была постепенным выполнением плана?
Эккерман не спросил Гете, почему он работал над «Фаустом» так долго,
целые шестьдесят лет. Но Гете, следуя течению своей мысли, сам объяснил
это.
- … Ничего не форсировать, лучше уж развлекаться или спать в
непродуктивные часы, чем стараться выжать из слоя то, что потом никакой
радости тебе не доставит… Силы, способствующие продуктивности заложены
также и во сне, в отдыхе и еще в движении. Эта же сила присутствует в воде,
прежде всего в атмосфере. Свежий воздух вольных полей – вот для чего мы
собственно и рождены. Дух божий словно бы веет над тем человеком, и
божественная сила сообщается ему.
Эта беседа не выдумана. В действительности она была более
пространной. Здесь из нее извлечены высказывания Гете, приближающие к
пониманию того, как он работал над «Фаустом».


1.9. Как создавался Фауст

Замысел «Фауста» возник у Гете, когда ему было двадцать три – двадцать
четыре года.
Как мы знаем, творчество молодого Гете, было проникнуто страстным
протестом против всего феодального уклада отсталой Германии. Мелочным
интересам современников деятели «бури и натиска» противопоставляли идею
человеческого величия, воплощенную ими в понятие гения, стоящего выше всех
законов и установлений, которым подчиняются рядовые люди.
Одним за другим возникали у Гете замыслы драм о великих людях, которые
были героями легенд и истории. Тогда же пришла ему в голову мысль
обработать историю мага «чернокнижника» Фауста.
Реальный Фауст жил в XVI веке в Германии. Уже при его жизни, а
особенно после его смерти о нем стали возникать легенды. В 1587 году в
Германии вышла книга «История доктора Фауста, известного волшебника и
чернокнижника». Неизвестный автор книги написал свое сочинение с целью
осудить Фауста как безбожника. Однако при всей враждебности в этом во
многом вымышленном жизнеописании проглядывает истинный облик замечательного
ученого, который порвал со средневековой схоластической наукой и
богословием стремился постигнуть законы природы, чтобы подчинить ее
человеку. С этой целью он прибегал к магии и алхимии.
Слава о Фаусте перешагнула за пределы Германии. Современник Шекспира
драматург Кристофер Мармо (1564-1593) написал «Трагическую историю доктора
Фауста». Английские актеры, гастролируя в германских городах, познакомили
немцев с этой трагедией. В Германии из нее сделали пьесу для кукольного
театра, она пользовалась большим успехом на ярмарочных представлениях.
Мальчиком Гете видел кукольную пьесу о Фаусте. Примитивное
представление об этом герое как ужасном безбожнике, заключившем договор с
чертом, первым пытался сломить великий немецкий писатель – просветитель
Г.Э. Лессинг (1729-1781). Он хотел изобразить Фауста подлинным искателем
истины, но замысла своего не осуществил, ограничившись публикацией отрывка
из задуманной им драмы.
Образ Фауста – искателя истины и бунтаря против косности современной
ему науки – увлек молодого Гете. Между 1773-1775 годами он написал большое
количество сцен, в двух Фауст представал как герой поэтической трагедии.
Когда недолгая и яркая вспышка революционных настроений Гете исчепала
себя и он стал министром ваймарского герцогства, незавершенный «Фауст» не
был забыт. Молодой министр читал произведение новым друзьям и знакомым и
позволил одной придворной даме списать его. Благодаря ей произведение
сохранилось в своем первоначальном виде. Однако работу над продолжением
«Фауста» Гете отложил. Только уехав в Италию и обретя полную свободу от
светского, придворного общества почувствовал Гете новый прилив сил и
вернулся к «Фаусту».
Сделав дополнение к старому тексту, Гете, однако, и на этот раз не
завершил произведение. Вернувшись в Ваймар, он опубликовал ряд начальных
сцен Фауста, предупредив читателей, что это лишь «фрагмент» трагедии, как
было сказано в подзаголовке.
Когда Гете сблизился с Шиллером, младшим из поэтов, читавший фрагмент,
напечатанный в 1790 году, стал убеждать своего старшего друга, что «Фауста»
необходимо довершить.
Гете принялся за работу. Именно в годы общения с Шиллером замысел
«Фауста» обрел тот всеобъемлющий философский смысл, который так высоко
поднял это творение над всей немецкой литературой.
Еще одно обстоятельство выяснилось в процессе работы. Обширное
содержание произведения не умещалось в обычные рамки драмы. Гете пришел к
выводу, что сюжет «Фауста» надо разделить на две части. Работа над
завершением первой части длилась в основном пять лет – с 1797 по 1801 год.
Еще несколько лет Гете продолжал дополнять и отделывать написанное и только
в 1806 году подготовил рукопись к печати. Первая часть «Фауста» вышла в
свет в 1808 году и получила широкое признание во всем читающем мире.
Современникам пришлось ждать появления второй части четверть века.
Гете долго не принимался за работу над ней. Побудил его к этому его
литературный помощник – Иоган Петр Эккерман. Следуя его настояниям, Гете
уже в весьма преклонном возрасте, между 1825 и 1831 годами завершил вторую
часть «Фауста», но печатать ее не захотел. Он завещал опубликовать ее после
его смерти, что и было сделано в 1833 году. Таким образом, в 1983 году
исполнилось 150 лет с тех пор, как читающий мир получил великое творение
Гете в его полном, завершенном виде.
Работа над «Фаустом» растянулась на целых шестьдесят лет. Гете
создавал свое великое произведение почти всю творческую жизнь. Оно
действительно явилось итогом его литературной деятельности.


1.10. Истоки. С чего все начиналось?

Дошедший до нас самый ранний список трагедии начинается с
прославленного монолога:
Я богословьем овладел,
Над философией корпел,
Юриспруденцию долбил
И медицину изучил.
Однако я при этом всем
Был и остался дураком.
В магистрах, докторах хожу
И за нос десять лет вожу

Учеников, как буквоед …

Первые строки монолога очень смахивают на студенческую насмешку над
мнимой ученостью педантов в профессорских мантиях, дурачивших учеников.
Читая мемуары Гете «Из молодой жизни. Поэзия и правда», мы узнаем, что
в бытности студентом он был неудовлетворен тем, что преподносила ему и
другим молодым людям, сухая академическая наука. Сходные мнения звучат в
беседе Мефистофеля со Студентом. Приглядимся к ней повнимательней.
И в окончательном тексте, и в «Пра-Фаусте» (первый вариант драмы)
сцена начинается одинаково. Студент произносит комплименты профессору, за
которого он принимает Мефистофеля. Затем по обычаю того времени. Новичок
обращается к профессору за советом, что и как ему надлежит делать, но
признается, что университетская обстановка показалась ему неприглядной.
Мефистофель успокаивает его: со временем он привыкнет. Заметим, что в
окончательном тексте «Фауста» Студент переименован в Ученика.
Как помнит читатель, дальше разговор стремительно переходит на
обсуждение достоинств различных наук, и Мефистофель произносит свои
саркастические речи, скрытый смысл которых от Ученика ускользает.
Дальнейшее течени

Новинки рефератов ::

Реферат: Контрольная (Право)


Реферат: Гидро-климатические условия на космических снимках ( Космонавтика)


Реферат: Логика составления бизнес-плана (Менеджмент)


Реферат: Карфаген в 9-5 веках до нашей эры (История)


Реферат: В.И. Вернадский как историк науки (Философия)


Реферат: Индивидуальные особенности памяти и их связь со способностями (Психология)


Реферат: Динозавры, факты и теории (Биология)


Реферат: Приложение Microsoft Office – WordArt (Программирование)


Реферат: Металлохозяйственные товары (Товароведение)


Реферат: Теории обучения в высшей школе (Педагогика)


Реферат: Инвестиционный проект (Инвестиции)


Реферат: Теория Операционных Систем (Программирование)


Реферат: Понятие, состав бухотчетности и общие требования предъявляемые к ней (Аудит)


Реферат: Социализация личности, ее этапы и формы (Социология)


Реферат: Компьютер (Интенет, Windows, пакет программ Micrsoft Office) (Компьютеры)


Реферат: Атлантида. Загадка существования и гибель (Религия)


Реферат: Реферат по теме "Человек на войне" на примере "Сашки" Кондратьева (Литература)


Реферат: Базы знаний (Философия)


Реферат: Услуги, как объект маркетинговой деятельности (Маркетинг)


Реферат: Основные этапы развития психологии, основные направления развития зарубежной психологии ХIX - XXвв (Психология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист