GeoSELECT.ru



Международное публичное право / Реферат: Коллизионная ситуация и выбор права (Международное публичное право)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Коллизионная ситуация и выбор права (Международное публичное право)




Контрольная работа

по международному частному праву
на тему 1: Коллизионная ситуация и выбор права.

Метод международного частного права

студентки 6-го курса МЗФ МГЮА 8 группы
Ганиной С.Ю.



6 октябрь 1998 года
1. Коллизии между гражданско-правовыми системами государств. Основания и
предпосылки возникновения коллизий гражданского права различных
государств. Проблема выбора права.



«Коллизия» – латинское слово, означающее столкновение. Этот термин
является условным. О коллизии законов говорят образно, говоря тем самым о
необходимости выбора права между законами разных государств. Коллизионная
проблема – проблема выбора права, подлежащего применению к тому или иному
правоотношению, – типична, прежде всего, для международного частного
права. Если в других отраслях права вопросы коллизии законов имеют
второстепенное значение, то здесь именно коллизионная проблема и ее
устранение составляют основное содержание этой правовой отрасли, что
отразилось в том, что в ряде стран ее называют коллизионным правом.
Итак, наличие гражданско-правового отношения, осложненного иностранным
элементом, приводит к коллизии гражданского права различных государств,
что, в свою очередь, порождает проблему выбора права, подлежащего
применению для урегулирования такого отношения.
Гражданско-правовые отношения относятся к предмету международного
частного права, являясь отношениями лежащими в сфере действия гражданского
права, имеющего национальный характер. Наличие в таком отношении
иностранного элемента связывает его с гражданским правом не одного
государства, а нескольких – потенциально оно может быть урегулировано
правом каждого государства, которому принадлежит тот или иной его элемент.
Гражданское право разных государств отличается, подчас существенно, по
своему содержанию – одни и те же вопросы по разному решаются в праве
разных государств. Следствием этого является коллизия права, заключающаяся
в том, что одним и тем же фактическим обстоятельствам может быть дана
различная юридическая оценка и в итоге в соответствии с правом разных
государств может быть дан разный ответ на один и тот же вопрос.
Встречаются случаи, когда на территории государства заключают договор,
например, о совместной хозяйственной деятельности гражданин этого
государства и другого. Предположим, что гражданин другого государства не
выполняет свои обязательства. Гражданин государства, на территории которого
заключили договор, подает исковое заявление в суд. Выясняется, что по
закону государства, гражданином которого является ответчик, не выполнивший
обязательства по договору, не достиг еще возраста правовой дееспособности.
Следовательно, вопрос о действительности договора может быть решен по-
разному. Итак, коллизия права – это объективно возникающее явление, которое
порождается двумя причинами: наличием иностранного элемента в гражданском
правовом отношении и различным содержанием гражданского права разных
государств, с которыми это правовое отношение связано.
Необходимой предпосылкой правового регулирования такого отношения
является выбор гражданского права того государства, которое будет
компетентно его регулировать. Во внутреннем праве государств есть особые
нормы – коллизионные, которые содержат правила выбора права: или тем или
иным способом указывают, гражданское право какого государства должно быть
применено для урегулирования конкретного гражданского отношения с
иностранным элементом. Так что прежде чем рассматривать проблемы,
касающиеся отношений, осложненных иностранным элементом, необходимо решить
коллизию права и ответить на так называемый коллизионный вопрос: право
какого государства надо применить для рассмотрения искового требования, то
есть выбрать право. Иными словами в национальном праве государства, на
территории которого рассматривается правоотношение, осложненное иностранным
элементом, необходимо найти такую норму, которая бы и обосновывала ответ на
возникающий коллизионный вопрос. Такая норма называется коллизионной
нормой.
В России коллизионные нормы содержать в ГК в седьмом разделе
«Правоспособность иностранных граждан и лиц без гражданства». Применение
гражданских законов иностранных государств и международных договоров». В ГК
РФ говорится, что если невозможно определить право, подлежащее применению,
применяется право, наиболее тесно связанное с гражданско-правовыми
отношениями, осложненными иностранным элементом. При определении права,
подлежащего применению, суд основывается на толковании юридических понятий
в соответствии с правом страны суда, если иное не предусмотрено законом.
Если же юридические понятия, требующие правовой квалификации, не известны
праву страны суда или известны под другим названием или с другим
содержанием и не могут быть определены путем толкования по праву страны
суда, то при их квалификации может применяться право иностранного
государства. Здесь следует отметить, что любая отсылка к иностранному праву
в соответствии с правилами раздела 7 ГК РФ должна рассматриваться кроме
случаев, предусмотренных соответствующей статьей, как отсылка к
материальному, а не коллизионному праву соответствующей страны.
Суд применяет иностранное право независимо от того, применяется ли в
соответствующем иностранном государстве к аналогичным отношениям российское
право за исключением случаев, когда применение иностранного права на
началах взаимности предусмотрено законом Российской Федерации. Далее
закрепляется презумпция существования такой взаимности: если применение
иностранного права зависит от взаимности, предполагается, что она
существует, поскольку не доказано иное.
В случаях, когда подлежит применению право страны, в которой действует
несколько территориальных правовых систем, применяется правовая система в
соответствии с правом этой страны. Это исходит из решения, разработанного в
рамках Гаагской конференции по международному частному праву (оно может
быть использовано только тогда, когда основная правовая система
предусматривает применимость своих подсистем). Данное решение трудно
применить к США, где принятие частно-правовых законов отнесено к
компетенции отдельных штатов, а федеральное коллизионное законодательство
отсутствует.
Суд применяет иностранное право независимо от того, применяется ли в
соответствующем иностранном государстве к аналогичным отношениям российское
право, за исключением случаев, когда применение иностранного права на
началах взаимности предусмотрено законом Российской Федерации.
Иностранное право не применяется в случаях, когда его применение
противоречило бы основам правопорядка РФ. В этих случаях применяется
российское право.
Отказ в применении иностранного права не может быть основан лишь на
отличии политической или экономической систем Российской Федерации.
От иностранных специалистов в отношении оговорки о публичном порядке
поступило замечание. Предложено отредактировать эту норму – подчеркнуть,
что результат применения иностранного права должен быть явно не совместимым
с основами правопорядка Российской Федерации.
Недействительны соглашения и иные действия участников отношений,
регулируемых Гражданским Кодексом, направленные на то, чтобы в обход правил
Седьмого раздела ГК РФ о подлежащем применению праве подчинить
соответствующие отношения иному праву. В этом случае применяется право,
подлежащее применению в соответствии с седьмым разделом ГК РФ. Эта статья
пресекает попытки отдельных субъектов путем оговорок обойти закон.
В ГК РФ говорится также о том, что Правительство Российской Федерации
может устанавливать ответные ограничения (реторсии) в отношении прав
граждан и юридических лиц государств, в которых имеются специальные
ограничения прав российских граждан и юридических лиц.
Гражданским Кодексом РФ урегулирована также дееспособность иностранных
граждан и лиц без гражданства. Гражданская дееспособность иностранного
гражданина или лица без гражданства определяется его личным законом.
Гражданская дееспособность их в отношении сделок, совершаемых в Российской
Федерации, и обязательств, возникающих вследствие причинения вреда в
Российской Федерации, определяется по российскому праву. Признание в
Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства
недееспособным или ограниченно дееспособным подчиняется российскому праву.
В ГК РФ регламентированы права и обязанности иностранных индивидуальных
предпринимателей. Способность иностранного гражданина или лица без
гражданства быть индивидуальным предпринимателем и иметь связанные с этим
права и обязанности определяются по праву страны, где иностранный или лицо
без гражданства зарегистрированы в качестве индивидуального
предпринимателя. При отсутствии страны регистрации применяется право страны
основного места осуществления индивидуальной предпринимательской
деятельности.
Совокупность коллизионных норм того или иного государства составляет
«коллизионное право» этого государства: оно носит национальный характер и
является частью национального права соответствующего государства.
Коллизионное право – это основная часть международного частного права,
определяющая его основные черты и особенности. Также как и коллизионное
право, международное частное право, вопреки своему названию, в целом носит
национальный характер. В отличие от международного публичного права,
единого для всех государств, международное частное право существует в
рамках национального права каждого государства: «российское международное
частное право», «японское международное частное право» и т.д.
Национальный характер не исключает наличия в международном частном
праве разных государств общих черт. В гражданском праве разных государств
встречаются одинаковые или близкие положения и правила. И это понятно: хотя
право и относится к области внутренней юрисдикции государств, в процессе их
сотрудничества происходит взаимовлияние в области права. Тем более такое
взаимовлияние ощутимо в сфере международного частного права. По своей
природе оно регулирует такие отношения, которые непосредственно лежат в
сфере международного общения, что неизбежно сказывается на содержании
самого права.
2. Преодоление коллизионной ситуации. Метод международного частного права и
основные способы его осуществления.



Международному частному праву присущи свои собственные приемы и
средства регламентации прав и обязанностей участников международного
гражданского оборота.
Специфика международного частного права, включая метод и способы
регулирования, обусловлена уникальностью объекта регулирования –
гражданских отношений, осложненных иностранным элементом. Они порождают
особую проблему – коллизию гражданского права различных государств, решение
которой является необходимым условием их регулирования. В преодолении
коллизионной проблемы заключается общий метод международного частного
права.
Первый способ регулирования гражданских отношений, осложненных
иностранным элементом – коллизионно-правовой, сущность которого заключается
в выборе компетентного правопорядка для разрешения конкретного гражданского
дела. Выбор, как уже указывалось в первом вопросе, осуществляется с помощью
коллизионных норм, которые и содержат предписание о том, право какого
государства надо применять. Этот способ называется еще и отсылочным.
Коллизионная норма, указывая компетентный правопорядок, как бы отсылает для
определения прав и обязанностей участников гражданско-правового отношения к
праву определенного государства.
Коллизионно-правовой – исторически первый способ регулирования в
международном частном праве. Первые правила, а затем и первые доктрины,
относящиеся к сфере международного частного права, появились тогда, когда
стали возникать многочисленные коллизии права в результате развития
взаимоотношений между государственными образованиями, в которых сложились
свои, обособленные, с достаточно четкими различиями, нормы гражданского
права. Эти правила, получившие название коллизионных норм, применялись для
решения проблем, возникающих из коллизии разноместных законов. В течение
долгого времени международное частное право существовало и развивалось
только как коллизионное право. В некоторых странах (США, ФРГ и т.д.) такая
позиция по отношению к международному частному праву сохранилась и в
настоящее время. Там оно называется коллизионным. В последнее время в
российской юридической литературе стали выражаться взгляды, ограничивающие
международное частное право исключительно коллизионными нормами.
Несмотря на свою традиционность, применение коллизионно-правового
способа связано с большими трудностями юридико-технического характера.
Некоторые из них обусловлены национальным характером коллизионных норм. Так
же как и нормы гражданского права, коллизионные нормы разных государств
неизбежно отличаются по своему содержанию: они по разному решают
коллизионные вопросы при регулировании однородных гражданских отношений с
иностранным элементом. В результате выбор права при одной и той же
совокупности фактических обстоятельств может быть разным в зависимости от
того, по коллизионному праву какого государства он будет осуществляться. От
решения коллизионного вопроса зависит решение дела по существу. Это явление
носит название «коллизии коллизий», т.е. коллизия коллизионных норм, и
является деструктивным фактором в организации международного гражданского
оборота. Расхождение в содержании гражданского и коллизионного права
различных государств, приводит к появлению так называемых «хромающих
отношений». Это такие отношения, которые по праву одного государства
являются юридически действительными, законными, а по праву другого
государства – они незаконны и не порождают никаких юридических последствий.
Такие отношения возникают в практике часто, осложняя тем самым реализацию
гражданско-правовых связей.
Сложность коллизионно-правового способа регулирования связано с
возможным применением иностранного права: коллизионная норма может отослать
как к собственному праву, так и к праву иностранному. В последнем случае
суд или иной правоприменительный орган будет обязан в силу предписаний
отечественной коллизионной нормы рассмотреть дело на основе иностранного
гражданского права. Но, как показывает практика установить содержание и
квалифицированно реализовать нормы иностранного права довольно сложно.
Осуществление коллизионного способа регулирования затрудняется и тем,
что многие государства либо вообще не имеют системы коллизионных норм, либо
она слабо развита. Правда, в последнее время набирает силу процесс создания
и совершенствования национального коллизионного права. В ряде стран были
приняты новые законы или подготовлены проекты. Примеры: 1978 год – Закон о
международном частном праве в Австрии; 1979 год – Закон о международном
частном праве в Венгрии; 1982 год – Закон о разрешении коллизий между
законом и нормами иностранного права в Югославии, Закон о международном
частном праве и процессе в Турции; 1986 год – Закон о новом регулировании в
области международного частного права в ФРГ; подготовлены и обсуждены
проекты соответствующих законов в Бельгии, Италии, Франции и других
странах.
Сложность проблем возникающих при применении коллизионного способа
регулирования, порождает серьезные, подчас непреодолимые, трудности в
правовой регламентации гражданских правоотношений, осложненных иностранным
элементом. Интересы развития международного гражданского оборота требуют
совершенствования этого способа. С конца девятнадцатого века начался
процесс унификации, т.е. создания единообразных коллизионных норм.
Унификация осуществляется в форме международных договоров, заключаемых меду
государствами. Последние берут на себя международно-правовое обязательство
применять сформулированные в договоре единообразные коллизионные нормы по
определенному кругу гражданских правоотношений. Использование
унифицированных норм снимает частично недостатки коллизионного способа:
способствует ликвидации такого негативного явления, как «коллизия
коллизий», уменьшает вероятность возникновения «хромающих отношений»,
восполняет пробелы в национальном коллизионном праве.
Но унификация не получила большого распространения. Процесс унификации,
начавшийся в конце девятнадцатого века, завершился принятием в 1902-1905
годах пяти конвенций, устанавливающих правила разрешения коллизий по ряду
вопросов в сфере брачно-семейных отношений. Но они не получили широкого
распространения: в них участвовали лишь некоторые европейские государства
(Россия при активном участии в их разработке к ним не присоединилась),
более того, в последствии число участвующих государств уменьшилось.
Некоторые из них в 70-е годы были заменены новыми.
Другим соглашением, направленном на унификацию коллизионного права
является Конвенция о праве, применимом к международной купле-продаже 1986,
заменившая аналогичную конвенцию 1955 года.
Примером наиболее удачной унификации коллизионного права является
региональная унификация, предпринятая латиноамериканскими странами. На
шестой панамериканской конференции в 1928 году был принят договор,
названый, Кодекс Бустаманте. По существу, это – единственная довольно
полная унификация коллизионного права состоит из 437 статей. Правда, даже в
своем регионе договор не получил всеобщего применения: его ратифицировали
пятнадцать государств Центральной и Южной Америки. США к нему не
присоединились.
Более широко унификация коллизионных норм происходит на двусторонней
основе, как правило, в форме заключения договоров об оказании правовой
помощи.
Таким образом, коллизионный способ регулирования в настоящее время
осуществляется в двух правовых формах: национально-правовой (посредством
национальных коллизионных норм, разработанных каждым государством в своем
праве самостоятельно) и международно-правовой (посредством унифицированных
коллизионных норм, разработанных государствами совместно в международных
соглашениях). Обе формы относятся к одному способу регулирования –
коллизионному, так как в обоих случаях коллизия права решается способом
выбора права, отсылки к праву конкретного государства.
Второй способ регулирования гражданских отношений, осложненных
иностранным элементом, – материально-правовой. Сущность его заключается в
создании специальных норм гражданско-правового характера, которые должны
непосредственно применяться к данным отношениям минуя коллизионную стадию
выбора права.
Ясно, что одной из причин возникновения коллизии, являются различия в
содержании гражданского права разных государств. Из этого следует, что
коллизионную проблему можно снять, если будут созданы и применяться
единообразные, одинаковые по своему содержанию, гражданско-правовые нормы.
Материально- правовой метод осуществляется посредством создания
унифицированных (единообразных) материальных норм гражданского права, что
снимает коллизионную проблему.
Обязательным условием унификации материального гражданского права как
способа регулирования является использование международно-правовых форм
(главным образом – международного договора). В процессе взаимодействия
государств происходит взаимовлияние национальных правовых систем, в
результате чего в гражданском праве разных государств встречаются
одинаковые по содержанию правила. Встречаются и полные текстуальные
совпадения законов разных стран. Например, гражданское право Франции и
Бельгии: там действует кодекс Наполеона.
Однако никакое фактическое совпадение, даже значительное, в гражданском
праве разных стран не исключает возможности возникновения между ними
коллизий и необходимости выбора права: формально совпадающие нормы
позитивного права получают разную интерпретацию в реальной юридической
практике. Материально-правовой способ регулирования может осуществляться и
в национально-правовой форме: государство в своем внутреннем праве
устанавливает материальные гражданско-правовые нормы, специально
предназначенные для регулирования гражданских правоотношений с иностранным
элементом, Примером могут послужить нормы, регулирующие правовое положение
субъектов международного гражданского оборота (иностранцев на территории
России и российских граждан за рубежом).
Возможна и другая правовая форма унификации: принятие рядом государств
так называемых примерных законов или иных рекомендаций, выработанных
специально созданными для этого органами или же в порядке, заключения
международного договора. Такой путь использовали скандинавские страны,
входящие в Северный Совет, который дает рекомендации по вопросам
сотрудничества входящих стран, в том числе в области правовой унификации. В
дальнейшем рекомендации воспринимаются актами внутреннего законодательства.
Унификация норм международного частного права может достигаться также
посредством применения международных торговых обычаев, которые в отдельных
сферах международного общения (торговое мореплавание, международные
расчеты) получили широкое признание и использование. Созданию единого
правового режима способствуют также рекомендуемые международными
организациями, национальными торговыми палатами, промышленными и торговыми
ассоциациями примерные договоры и общие условия, которые отражают
внешнеторговую практику.
Итак, международному частному праву присуще два способа регулирования:
коллизионно-правовой, который осуществляется в двух правовых формах –
национальной и международной, и, во-вторых, материально-правовой,
осуществляемый в международно-правовой форме. Оба способа направлены на
преодоление коллизионной проблемы, хотя и разными средствами. Они являются
различным проявлением общего метода международного частного права. Оба
способа взаимодействуют, дополняя друг друга.
3. Принцип «автономии воли».



В процессе осуществления торгово-экономических и иных международных
связей между организациями и фирмами различных государств заключается
большое число договоров, обычно именуемых контрактами. Место нахождения
сторон, а также место заключения и исполнения этих договоров не совпадают,
что требует определения права, подлежащего применению к такому договору с
иностранным элементом или международным элементом.
Речь идет, прежде всего, о внешнеторговых сделках. К внешнеторговым
сделкам российская доктрина относит сделки, в которых хотя бы одна из
сторон является иностранным гражданином или иностранным юридическим лицом и
содержанием которых являются операции по ввозу из-за границы товаров или по
вывозу товаров за границу либо какие-нибудь подсобные операции, связанные с
вывозом или ввозом товаров, а в качестве средства платежа используется
валюта, которая является иностранной для обеих или по крайней мере для
одной из сторон.
Итак, договоры купли-продажи товаров, а также договоры подряда,
комиссии и некоторые другие договора, заключаемые между организациями и
фирмами различных государств относятся к внешнеторговым сделкам. Договор
внешнеторговой купли-продажи является наиболее распространенным видом
внешнеторговых сделок.
В Венской конвенции о договорах международной купли-продажи товаров
1980 года говорится, что это договора, заключенные между сторонами,
коммерческие предприятия, которые находятся на территории разных
государств.
Традиционными являются сделки купли-продажи товаров в материальной
форме. По таким сделкам продавец обязуется передать товар в собственность
покупателя, а покупатель обязуется принять товар и уплатить за него
определенную денежную сумму. Различаются сделки по экспорту и импорту
товаров. В практике российских организаций часто встречаются различные виды
товарообменных и компенсационных сделок на безвалютной основе. Бартерные
сделки – один из видов таких сделок. Они предусматривают обмен
согласованных количеств одного товара на другой. В подобном договоре
называется количество взаимопоставляемых товаров, либо оговаривается сумма,
на которую стороны обязуются поставить товары.
Сейчас все большее значение приобретают контракты по оказанию всякого
рода услуг, проведению работ, лицензионные договоры об использовании об
использовании изобретений и других научно-технических достижений, договоры
инжиниринга, лизинга и другие. Все эти договоры представляют собой виды
внешнеэкономических сделок.
В торговых отношениях России с рядом государств контракты заключаются
во исполнение межправительственных соглашений о товарообороте, о
предоставлении государственных кредитов для поставки товаров в Россию и
другие. Заключение таких соглашений создает в отношениях между
государствами взаимные обязательства осуществлять поставки по определенной
номенклатуре и контингентам товаров. Примером может послужить Соглашение
между Правительством РФ и Правительством КНР о государственном кредите для
поставок товаров из КНР в Россию от 18 декабря 1992 года. В соответствии с
условиями этого соглашения в счет кредита из КНР в РФ поставляются товары,
предусмотренные перечнем, а погашение основного долга и уплата процентов по
кредиту осуществляются поставками товаров, также определяемых соглашением.
Конкретная номенклатура ежегодно поставляемых в КНР товаров будет
согласовываться компетентными органами обеих стран за три месяца до начала
года поставки товаров. Контракты на поставку товаров могут заключаться
между российскими и китайскими компетентными органами. При заключении
контрактов эти организации будут руководствоваться положениями соглашения.
В соглашении, в частности, определено каким образом будут устанавливаться
цены на товары.
Таким образом, в пределах, определяемых межправительственными
соглашениями о товарообороте и уточняющими их ежегодными протоколами, эти
соглашения создают в отношениях между государствами взаимные обязательства
осуществлять поставки по определенной номенклатуре и контингентам товаров.
Контракты, заключаемые между организациями этих стран, являются средством
реализации межправительственных соглашений. После того как контракт
заключен, права и обязанности, участвующих в нем организаций определяются
контрактом. В этом смысле понимается юридическая самостоятельность каждого
контракта. В то же время выполнение обязательств сторонами по контракту
связано с содержанием межправительственных соглашений.
Однако соглашения не порождают автоматически гражданско-правовых
обязательств. Такие обязательства возникнут только на основании контракта.
После заключения контракта обязательства государства могут измениться. В
межправительственное соглашение, на основе которого был заключен контракт,
могут быть внесены изменения, в частности, предусматривающие уменьшение
объема поставок, перенос поставки данного количества товара на другой
плановый период и т.д. Такие изменения также не могут автоматически влиять
на изменение контракта. Организации должны изменить свои контрактные
обязательства в соответствии с изложенными обязательствами государств.
При заключении договора, стороны могут установить, каким
законодательством он должен регулироваться. Стороны имеют право сделать
выбор в силу автономии воли сторон. Эта автономия состоит в том, что
стороны имеют право устанавливать по своему усмотрению содержание договора.
Автономия воли сторон обычно признается в законодательстве различных
государств. Но допустимые пределы автономии воли сторон понимаются в
законодательстве разных стран по-разному. В одних странах она ничем не
ограничивается. Это означает, что стороны, заключив сделку, могут подчинить
ее любой правовой системе. В других странах действует принцип локализации
договора. Это значит, что стороны могут свободно избрать право, но только
такое, какое связано с данной сделкой. Однако в сделках купли-продажи
товаров выбор закона самими сторонами встречается нечасто. При отсутствии
прямо выраженной воли сторон при определении права, подлежащего применению
в сделке, у суда или арбитража создаются большие возможности свободы
усмотрения при толковании предполагаемой воли сторон. В Англии судебная
практика идет в таких случаях по пути отыскания права, свойственного
данному договору, применяя метод локализации договора. То есть суд должен
избрать закон так, как это сделали бы справедливые и разумные люди, если бы
они подумали об этом при заключении договора.
По этому же пути идет и США. Согласно правилам Единообразного торгового
кодекса США 1990 года, в случаях, когда сделка имеет разумную связь, как с
данным, так и с другим штатом или государством, стороны вправе согласиться
о том, что их права и обязанности будут определяться по праву либо данного,
либо другого штата государства. При отсутствии такого соглашения торговый
кодекс применяется к сделкам, имеющим надлежащую связь со штатом.
Из принципа автономии воли исходит и ст. 27 германского Закона о новом
регулировании международного частного права 1986 года. Если стороны в
договоре такой выбор не отразят, подлежит применению право государства, с
которым договор связан наиболее тесным образом.
Общее ограничение сторонами выбора права заключается в том, что при
помощи такого выбора нельзя исключить применение императивных норм,
подлежащих применению к соответствующим правоотношениям, а также нельзя
исключить применение норм права, в большей степени отвечающих интересам
потребителя или работника (если это трудовой договор).
Касаемо ограничения свободы выбора права можно привести пример.
Польское предприятие – истец предъявило к советскому внешнеторговому
предприятию иск о взыскании, в частности, штрафа за несвоевременную
передачу технической и проектно-сметной документации и несвоевременную
передачу стройплощадки. Истец утверждал, что в данном деле применима ст. 79
действовавшего в то время ГК РСФСР, устанавливавшая 6-ти месячный срок
давности. В принятом решении арбитражный суд отметил, что правовой принцип
об обязательности для сторон при выборе ими применимого права императивных
национальных норм воспринят не только советским правом и законодательством
ряда других стран, например ФРГ и Швейцарии; он отражен также в
международных соглашениях. Так в ст.4 Единообразного закона о международной
купле-продаже товаров (Гаагская конвенция от 1 июля 1964 года) указывается,
что стороны вправе избрать этот закон как закон договора, однако это не
должно наносить ущерб императивным нормам, которые подлежали бы применению,
если бы стороны не избрали единый закон. Исходя из этого и сославшись на
действовавшее тогда законодательство, предусматривавшее 6-ти месячный срок
исковой давности, арбитраж отказал в иске ввиду пропуска указанного срока.
По правилам, установленным законодательством КНР, стороны могут
определить право, подлежащее применению к договору, поскольку закон не
устанавливает иного. Если сторонами такой выбор не сделан, подлежит
применению право страны, с которой договор связан наибольшим образом.
В законодательстве ряда государств в тех случаях, когда воля сторон в
сделке вообще не была выражена, применяется принцип закона места совершения
контракта. Однако в условиях развития современных технических средств связи
применение этого принципа вызывает большие затруднения, поскольку в области
международной торговли значительная часть сделок заключается путем
переписки, то есть в форме сделок между «отсутствующими». Местом заключения
договора при этом считается тот пункт, где произошло последнее действие,
необходимое для того, чтобы признать сделку совершенной.
Вопрос о том, где именно произошло последнее действие, решается в
различных странах неодинаково. Например, по праву Великобритании, США,
Японии сделка считается совершенной в момент и в месте, откуда отправлен
акцепт (так называемая теория «почтового ящика»), то есть согласие на
полученную оферту, а по праву большинства других стран, в том числе и
России, сделка считается совершенной в момент и в месте получения акцепта
оферентом.


Список литературы:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации
2. «Международное частное право в документах». т. 1 финансы. Валюта.
Налоги. К.А. Бекяшев, А.Г. Ходаков, М.: Юрист,1996 г.
3. «Международное частное право» под редакцией Дмитриевой Г.К. М.:
Юрист, 1993
4. Богуславский М.М. Международное частное право, учебник М.:
Международные отношения, 1997
5. Садиков О.Н. Международное частное право, учебник М.: «Юридическая
литература» 1984 г.




Реферат на тему: Конвенция ООН по морскому праву 1982 года

Контрольная работа по дисциплине
«Международное транспортное право»
Студента группы ЗД 51-1
Рижского Института Аэронавигации
Вдовина Дмитрия
На тему:

«Конвенция ООН по морскому праву 1982 года».



Рига 2003


Содержание:


1. Введение – стр.3.
2. Внутренние морские воды – стр.4.
3. Территориальное море – стр.5.
4. Прилежащая зона – стр.7.
5. Открытое море – стр.7.
6. Континентальный шельф – стр.10.
7. Исключительная экономическая зона – стр.11.
8. Морское дно за пределами действия
национальной юрисдикции. Район. – стр.12.
9. Защита и сохранение морской среды – стр.13.
10. Морские научные исследования – стр.14.
11. Используемая литература – стр.15.



Введение.

Международное морское право является одной из древнейших отраслей
международного права и представляет собой развитую систему норм,
определяющих правовой режим морских пространств и регулирующих отношения
между государствами, другими участниками правовых отношений в связи с их
деятельностью по использованию морей, океанов и их ресурсов. Иными словами,
международное морское право – система правовых норм, содержащихся в
международных договорах и обычаях, заключённых и установленных
государствами по вопросам регулирования их разнообразных отношений в связи
с использованием Мирового океана, морской воды, её флоры и фауны,
минеральных ресурсов.
Всё, что происходит в Мировом океане, должно соответствовать
международному правопорядку. Порядок в Мировом океане регулируется
следующими основными международными актами: Уставом ООН, Конвенцией ООН по
морскому праву 1982 года, женевскими конвенциями 1958 года, Международной
конвенцией по охране человеческой жизни на море 1974 года, Конвенцией по
предотвращению загрязнения морской среды путём сброса веществ с судов и
летательных аппаратов 1972 года, Договором об Антарктике 1959 года, и
многими другими международно-правовыми актами.
Огромное значение в деле кодификации норм международного морского
права имела разработка комплексного международно-правового режима Мирового
океана, нашедшая отражение в Конвенции ООН по морскому праву 1982 года.
Конвенция ООН по морскому праву 1982 года, вступившая в силу 19
ноября 1994 года, впервые в договорном порядке установила предельно
допустимую ширину территориального моря в 12 морских миль, подтвердила в
целом основные положения Конвенции о континентальном шельфе 1958 года.
Кроме того, конвенция 1982 года существенно расширила перечень свобод
открытого моря, включив в него на ряду со свободами судоходства, полётов,
рыболовства, прокладки кабелей и трубопроводов, а также свободы возводить
исcкуствунные острова, установки и сооружения и проводить морские научные
исследования.
Конвенция 1982 года является всеобъемлющим международным договором
по морскому праву, исторической вехой в области кодификации и
прогрессивного развития международно-правовых норм, призванных
регламентировать режим Мирового океанов современных условиях развития
общества.



Внутренние морские воды.

Внутренние морские воды являются составной частью территории
государства. Конвенция ООН по морскому праву 1982 года ст.8 исходит из
того, что «суверенитет прибрежного государства распространяется за пределы
его сухопутной территории и внутренних вод... на прилегающий морской пояс,
называемый территориальным морем.
Прибрежное государство решает, какие порты могут быть открыты для
допуска иностранных судов. В случае, когда порт объявлен открытым, не
должна допускаться дискриминация судов какого-либо флага. Всякого рода
ограничения для судов той или иной страны могут вызывать ответные меры
(ретросии).
Что касается иностранных военных кораблей, то для их захода и
пребывания во внутренних водах государством флага направляется запрос по
дипломатическим каналам не позднее 30 дней до предполагаемой даты такого
захода.
В последнее время заметно обострилась проблема захода в иностранные
порты кораблей и судов с ядерными энергетическими установками. Отсюда –
ужесточение соответствующих требований, которые установлены на
международном и национальном уровнях. Заблаговременное предоставление
информации о безопасности в случае захода таких судов требует Международная
конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 года (Конвенция СОЛАС –
1974 года с протоколами 1978 и 1988 годов).
Иностранные суда вправе использовать открытые порты или иные в
случае вынужденного захода (бедствие и т.п.). В доктрине международного
морского права высказывается точка зрения, согласно которой отказ судну в
заходе, например ядерному судну с повреждённой ЯЭУ, будет правомерен в том
случае, если прибрежное государство сочтёт, что заход связан с угрозой для
жизни и здоровья его граждан, причём вред, который может быть причинён
«превышает ущерб, угрожающий судну». Международная конвенция по
предотвращению загрязнения с судов (Конвенция МАРПоЛ 1973/1978) позволяет
государству-участнику отказывать иностранному судну в заходе в порты по
причине того, что это судно не отвечает положениям Конвенции (п.3 ст.5).
Создание трудностей и установление ограничений для захода научно-
исследовательских судов противоречит интересам международного сообщества,
прежде всего в области изучения Мирового океана и положениям Конвенции ООН
по морскому праву 1982 года, в ст. 255 которой, озаглавленной «Меры по
облегчению морских научных исследований и оказанию помощи,
исследовательским судам», прямо говорится, что государства стремятся
принимать «разумные нормы, правила и процедуры для содействия и облегчения»
исследований и в необходимых случаях для «облегчения... доступа в свои
гавани и содействия в предоставлении помощи морским исследовательским
судам...».
Что касается нарушения судном международных норм и стандартов,
касающихся «годности судов для плавания» и создания угрозы нанесения ущерба
морской среде, то в соответствии со ст. 219 Конвенции ООН 1982 года
государство порта принимает административные меры, чтобы предотвратить
выход такого судна в море. В целях устранения нарушения судну может быть
разрешён только переход «на ближайшую подходящую судоремонтную верфь».


Территориальное море.

Территориальное море (территориальные воды) – примыкающий к
сухопутной территории или внутренним водам государства, а в случае
государства-архипелага – к его архипелажным водам морской пояс шириной до
12 морских миль, входящий в состав территории государства и находящийся под
его суверенитетом, осуществляемым с учётом и соблюдением общепризнанным
норм международного права.
Суверенитет прибрежного государства распространяется на
территориальное море, его дно и недра дна, а также на воздушное
пространство над территориальным морем. Внешняя граница территориального
моря является государственной границей. Только прибрежному государству
принадлежит право в своём территориальном море регулировать заход,
плавание, рыболовство, гидрографические и иные исследования, а также любую
другую деятельность иностранных судов и летательных аппаратов.
Уже в конце 19 столетия в морском праве сложился международный
обычай, в соответствии с которым ширина территориального моря
устанавливалась в пределах от 3 до 12 морских миль. Однако в договорном
порядке эту норму удалось закрепить только с принятием Конвенции 1982 года,
ст.3 которой предусматривает, что «каждое государство имеет право
устанавливать ширину своего территориального моря до предела, не
превышающего двенадцать морских миль, отмеряемых от исходных линий,
определяемых в соответствии с настоящей Конвенцией».
Международное право устанавливает ряд изъятий из суверенитета
прибрежного государства в территориальном море. Одним из основных изъятий
является право мирного прохода, которым в территориальном море пользуются
судна всех стран. Согласно ст.18 Конвенции 1982 года под проходом
понимается плавание через территориальное море с целью: пересечь это море,
не заходя во внутренние воды или не останавливаясь на рейде и у портового
сооружения за пределами внутренних вод; пройти во внутренние воды или выйти
из них, а также встать на рейде или у портового сооружения за пределами
внутренних вод. Проход должен быть непрерывным и быстрым. Он может включать
остановку и стоянку на якоре, но только если они связаны с обычным
плаванием или необходимы вследствие непреодолимой силы или бедствия.
Проход считается мирным, если им не нарушается мир, добрый порядок
или безопасность прибрежного государства. Прибрежное государство может
принимать в своём территориальном море меры, необходимые для недопущения
прохода, который не является мирным. В определённых районах
территориального моря осуществление права мирного прохода может быть
временно приостановлено (без дискриминации между иностранными судами), если
это необходимо для обеспечения безопасности прибрежного государства.
Статья 27 Конвенции 1982 года предусматривает, что уголовная
юрисдикция в отношении преступлений, совершённых на борту судна во время
прохода через территориальное море, осуществляется только в случаях, если:
последствия преступления распространяются на прибрежное государство;
преступление имеет характер, нарушающий спокойствие в стране и добрый
порядок в территориальном море; капитан судна, дипломатический агент или
консульское должностное лицо обратилось к местным властям с просьбой об
оказании помощи; применяемые меры необходимы для пресечения торговли
наркотиками или психотропными веществами.
Конвенция 1982 года (ст.31) впервые предусмотрела ответственность
государства флага за любой ущерб, причиненный прибрежному государству в
результате несоблюдения каким-либо военным кораблём или другим
государственным судном, эксплуатируемым в некоммерческих целях, законов и
правил прибрежного государства, касающихся прохода через территориальное
море, или норм международного права.



Прилежащая зона.

Прилежащая зона – морское пространство, прилегающее к внешней
границе территориального моря, в котором прибрежное государство пользуется
правилами контроля с целью предотвращения нарушений соответствующих законов
и правил в пределах его территории.
Положения о прилежащей зоне содержаться в ст. 24 Конвенции о
территориальном море и прилежащей зоне 1958 года и в ст. 33 Конвенции 1982
года. Прилежащая зона является районом открытого моря, следовательно,
суверенитет прибрежного государства на неё не распространяется.
В соответствии с Конвенцией о территориальном море и прилежащей зоне
1958 года ширина зоны не должна превышать 12 морских миль, а в соответствии
с Конвенцией 1982 года – прилежащая зона не может распространяться за
пределы 24 морских миль. За последнее время значительно возросло число
государств установивших прилежащую зону. На 1 января 1999 года таких
государств было 68, у которых ширина прилежащей зоны полностью
соответствовала требованиям Конвенции 1982 года, и только Сирия имела
прилежащую зону, ширина которой составляла 41 морскую милю.



Открытое море.

Открытое море – морское пространство, простирающееся за внешней
границей территориального моря, не подчинённое суверенитету кокого-либо
государства или государств и находящееся в общем пользовании всех народов.
Принцип свободы открытого моря раскрывается, в сущности ст. 87 и 89
Конвенции 1982 года: «Открытое море открыто для всех государств...»
«Никакое государство не в праве претендовать на подчинение какой-либо части
открытого моря своему суверенитету». Принцип свободы открытого моря,
концентрируя в себе менее общие принципы, сам проявляется в этих
принципах. Нарушение любого из принципов, составляющих принцип свободы
открытого моря (свободы судоходства или свободы рыболовства и т.д.), есть
нарушение принципа свободы открытого моря.
Согласно ст.90 Конвенции 1982 года «каждое государство, независимо
от того, является оно прибрежным или не имеющим выхода к морю, имеет право
на то, чтобы суда под его флагом плавали в открытом море». При этом,
согласно ст.91 Конвенции, каждое государство определяет условия
предоставления своей национальности судам, регистрации судов на его
территории и права плавать под его флагом.
Статья 92 Конвенции 1982 года устанавливает, что в открытом море
«суда должны плавать под флагом только одного государства и, кроме
исключительных случаев, прямо предусмотренных в международных договорах или
в настоящей Конвенции, подчиняются его исключительной юрисдикции». При этом
имеется в виду, разумеется, юрисдикция в широком смысле, т.е. не только
судебная, но и иная власть государства флага.
Ещё в первой половине 19 века было заключено несколько конвенций
(между Англией и Францией в 1830 и 1845 годах), устанавливающих право
осмотра торговых судов. Из действующих конвенций следует отметить, прежде
всего, Международную конвенцию по охране подводных телеграфных кабелей от
14 марта 1884 года, предусматривающую задержание судна, подозреваемого в
повреждении подводных кабелей, ряд договоров о рыболовстве и других
промыслах. Международная конвенция о рыболовстве в Северном море, подписана
в Гааге 6 мая 1882 года, установила право вмешательства при нарушении
правил рыболовства. Вмешательство предусматривала Конвенция по охране
котиков от 7 июля 1911 года (подписали Япония, Россия и США). 9 февраля
1957 в Вашингтоне была подписана Временная конвенция о сохранении котиков в
северной части Тихого океана (участники – СССр, США, Канада и Япония),
наделявшая правом надзора и обыска уполномоченных на то лиц, действующих от
имени стран-участниц.
Развитие танкерного судоходства и необходимость борьбы с
загрязнением нефтью, возникшая особенно остро в связи с известной аварией
либерийского танкера «Торрии Кэньон» в 1967 году, вызвали принятие
Брюсельской конференцией в 1969 году Международной конвенции о
вмешательстве в открытом море в случаях аварий, приводящих к загрязнению
нефтью. Конвенция 1969 года установила право прибрежного государства
принимать меры за пределами своих территориальных вод для устранения
непосредственной опасности их берегам вследствие загрязнения нефтью из-за
морской аварии.
Право преследования. Судно, совершившее правонарушение в иностранных
внутренних водах, территориальном море или прилежащей зоне, может
подвергнуться преследованию в открытом море, захвачено, отведено в порт и
передано под юрисдикцию потерпевшего государства. В соответствии со ст.111
Конвенции 1982 года преследование иностранного судна может быть
предпринято, «если компетентные власти прибрежного государства имеют
достаточные основания считать, что это судно нарушило законы или правила
этого государства».
В ст. 111 особо подчёркивается, что, если иностранное судно
находится в прилежащей зоне, преследование может быть начато только в связи
с нарушением прав, для защиты которых установлена эта зона.
Преследование может начаться после подачи сигнала остановится с
дистанции, «позволяющей иностранному судну увидеть или услышать этот
сигнал». Оно может осуществляться летательным аппаратом. Преследование
должно быть прекращено с того момента, когда судно зашло в территориальное
море своего или третьего государства.
Борьба с пиратизмом. Первоначально преследование пиратства
регламентировалось национальным правом. Первым законом Англии,
предоставившим суду право преследовать пиратство, был Адмиралтейский закон
о юрисдикции 1391 года.
Международное право считает пиратскими только те действия, которые
совершены «в открытом море» либо «в месте вне юрисдикции какого бы то ни
было государства».
Запрет перевозки рабов. «Каждое государство, – гласит ст. 99
Конвенции 1982 года, – принимает эффективные меры для предотвращения
перевозки рабов на судах, имеющих право плавать под его флагом,
устанавливает наказание за такие перевозки, а также для предупреждения
противозаконного пользования его флагом для этой цели. Раб нашедший убежище
на этом судне, под каким бы флагом это судно не плавало, ipso facto
свободен». Иными словами, государство флага, прежде всего само обязано
предотвратить такую перевозку. Неприятие мер может привезти к вмешательству
в открытом море со стороны военного корабля другого государства. Если у
военного корабля есть «разумные основания подозревать», что иностранное
судно «занимается работорговлей», он может вмешаться в плавание этого
судна.
Борьба с незаконным вещанием. В последние годы получило
распространение «радиопиратство» - практика незаконного вещания на
территорию государства судов или установок, находящихся за пределами
территориальных вод этого государства.
Под эгидой Европейского совета в 1965 году было заключено
Европейское соглашение о предотвращении радиовещания со станций находящихся
за пределами национальных территорий. Участники соглашения объявляют
наказуемым по своему законодательству вещание, осуществляемое как своими,
так и иностранными гражданами. Всё это касает. Всё это касаетлько с судов и
самолётов, но и также с сооружений, в том числе плавающих, стационарных,
опирающихся на дно и др.
Важнейший вклад в борьбу с несанкционированным вещанием вносит
Конвенция 1982 года, установившая в ст.110, что военный корабль может
осуществить вмешательство в плавание иностранного судна, если оно
занимается несанкционированным вещанием, которое в соответствии со ст.109
означает «передачу, в нарушение международных правил, звуковых радио- или
телевизионных программ с судна или установки в открытом море,
преднозначеных для приёма населением, за исключением, однако, передачи
сигналов бедствия».
Государство может «арестовать любое лицо или судно, занимающееся
несанкционированным вещанием, и конфисковать передающую аппаратуру».
Пересечение незаконного оборота наркотиков. Конвенция 1982 года
содержит весьма важное положение, касающееся пересечения «незаконной
торговли наркотиками и психотропными веществами, осуществляемой судами в
открытом море в нарушение международной конвенции». Государство, имеющее
разумные основания считать, что судно, плавающее под его флагом, занимается
незаконной торговлей наркотиками или психотропными веществами, может
обратится к другим государствам с просьбой о сотрудничестве в пересечении
такой незаконной торговли». Конвенция о борьбе против незаконного оборота
наркотических и психотропных веществ 1988 года: согласно ст.17 военный
корабль вправе осуществить вмешательство, проверить иностранное судно на
предмет незаконной перевозки наркотических или психотропных веществ и
принять соответствующие меры.
Борьба с терроризмом на море. Поднявшаяся в последние десятилетия
волна терроризма не обошла стороной и морское судоходство. После захвата
террористами итальянского лайнера и убийства на его борту гражданина США в
1988 году на конференции в Риме была принята Конвенция о борьбе с
незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства.
Был также принят протокол о борьбе с незаконными, актами, направленными
против стационарных платформ на континентальном шельфе.

Континентальный шельф.

Современное понятие континентального шельфа представляет собой
продукт многолетней практики государств и закреплено в конвенции ООН по
морскому праву 1982 года.
В соответствии с п.1 ст.76 Конвенции континентальный шельф
прибрежного государства включает в себя морское дно и недра подводных
районов, простирающихся за пределы его территориального моря на всём
протяжении естественного продолжения его сухопутной территории до внешней
границы подводной окраины материка или на расстояние 200 морских миль от
исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, когда
внешняя граница подводной окраины материка не простирается на такое
расстояние.
Указанная статья устанавливает, что фиксированные точки, избранные
прибрежным государством, имеющим широкий шельф, для провидения линии
внешней границы континентального шельфа должны находится не далее 350
морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина
территориального моря, и не далее 100 морских миль от 2500 метровой
изобаты, которая представляет собой линию, соединяющую глубины в 2500
метров.
Регулированию прав и обязанностей государств в отношении
континентального шельфа посвящены ст. 76-85 Конвенции 1982 года, которые
практически воспроизводят соответствующие нормы Конвенции о континентальном
шельфе 1958 года. В соответствии со ст. 77 Конвенции 1982 года прибрежное
государство осуществляет над континентальным шельфом суверенные государства
в целях разведки и разработки его природных ресурсов.
Суверенные права прибрежного государства на континентальный шельф не
затрагивают правового режима покрывающих вод, т.е. открытого моря или той
его части, которая может составлять исключительную экономическую зону, а
также правового режима воздушного пространства над этими водами.
Осуществление прав прибрежного государства в отношении континентального
шельфа не должно ущемлять осуществление судоходства и других прав и свобод
иных государств или приводить к любым неоправданным помехам их
осуществлению.

Исключительная экономическая зона.

Исключительная экономическая зона является одним из самых молодых
институтов международного права. Развитие правового института
исключительной экономической зоны началось во второй половине 40-х годов 20
столетия с провозглашения рядом латиноамериканских государств своих
претензий на права в отношении вод за пределами территориального моря.
В соответствии со ст.55 Конвенции ООН по морскому праву
исключительная экономическая зона представляет собой район, находящийся за
пределами территориального моря и прилегающий к нему, который подпадает под
устоновленый в настоящей части особый правовой режим, согласно которому
права и юрисдикция прибрежного государства и права и свободы других
государств регулируются соответствующими положениями Конвенции. Ширина
исключительной экономической зоны не должна превышать 200 морских миль,
отсчитываемых от исходных линий, от которых отмеряется ширина
территориального моря (ст.57 Конвенции).
Прибрежное государство имеет в отношении исключительной
экономической зоны две категории правомочий. Во первых, прибрежное
государство имеет суверенные права в целях разведки, разработки и
сохранения природных ресурсов как живых, так и неживых, в водах,
покрывающих морское дно, на морском дне и в его недрах, а также в целях
управления этими ресурсами, и в отношении других видов деятельности по
экономической разведке и разработке указанной зоны, таких как производство
энергии путём использования воды, течений и ветра.
Во вторых, прибрежное государство осуществляет юрисдикцию,
предусмотренное в соответствующих положениях Конвенции 1982 года, в
отношении:
a. Создания и использования искусственных островов, установок и
сооружений.
b. Морских научных исследований.
c. Защиты и сохранения морской среды.
В исключительной экономической зоне все государства, как прибрежные,
так и не имеющие выхода к морю, пользуется свободами судоходства и полётов,
прокладки подводных кабелей и трубопроводов и другими правомерными с точки
зрения международного права видами использования моря, относящимися к этим
свободам. Другие государства при осуществлении своих прав и выполнении и
выполнении своих обязанностей по Конвенции в исключительной экономической
зоне должны учитывать права и обязанности прибрежного государства и
соблюдать законы и правила, принятые прибрежном государством постольку,
поскольку они не являются не совместимыми с Конвенцией и с другими нормами
международного права.


Морское дно за пределами действия национальной юрисдикции.
Район.


До 3-й конференции ООН по морскому праву на дно морских морей и
океанов распространялся правовой режим открытого моря. В связи с развитием
новых технологий добычи полезных ископаемых, быстрым совершенствованием
экономических методов эксплуатации ресурсов морского дна, а также в ходе
растущей потребности в особом правовом регулировании ресурсов морского дна,
и кодификации медународно-правовых норм о морских территориях, начиная с 60-
х годов ведётся активное обсуждение правового статуса морского дна за
пределами действия национальной юрисдикции.
На сессии Ген6еральной Ассамблеи ООН в 1967 году впервые была
официально выдвинута концепция международно-правового регулирования
деятельности государств по освоению морского дна за пределами национальной
юрисдикции в соответствии с принципом, согласно которому дно Мирового
океана и его ресурсы являются «общим наследием человечества».
Концепция общего наследия человечества стала предметом острых
дискуссий в ходе 3-й конференции ООН по морскому праву. Достигнутый на ней
компромисс заключается в понятии подтверждения концепции общего наследия
человечества, которая состоит из следующих положений.
Во-первых, освоение ресурсов морского дна (по терминологии Конвенции –
«Район») осуществляется на благо всего человечества. Во-вторых деятельность
в международном районе морского дна осуществляется с особым учётом
интересов и нужд развивающихся государств и народов, которые не достигли
полной независимости или иного статуса самоуправления. В-третьих
деятельность в Районе может осуществляется независимо гот географического
положения государств, как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю. В-
четвёртых доступ к «Району» происходит через Международный Орган по
морскому дну. В-пятых, район подлежит использованию исключительно в мирных
целях.
Ни одно государство, физическое или юридическое лицо не может
претендовать на права, на полезные ископаемые, добываемые в Районе,
приобретать или осуществлять их иначе, как в соответствии с Конвенцией
(ст.37 Конвенции).
Правовой статус и внутренняя структура Органа определяется
Соглашением об осуществлении Части 9 Конвенции ООН по морскому праву 1982
года. Орган состоит из Ассамблеи, Совета и Секретариата. В соответствии с
Конвенцией создаё

Новинки рефератов ::

Реферат: Оперативно-календарное планирование (Менеджмент)


Реферат: Возникновение и идеи правового государства (Право)


Реферат: Курсовая по микропроцессорам (Цифровые устройства)


Реферат: Торговое оборудование (Предпринимательство)


Реферат: Оздоровление воздушной среды и нормализация параметров микроклимата (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Организация кафе быстрого обслуживания от кафе "Дом чувашской кухни" на материалах ООО "Ник-Алко" (Предпринимательство)


Реферат: Развитие музыкальных способностей средствами музыкального фольклора (Педагогика)


Реферат: Бухгалтерский учет векселей в коммерческом банке (Бухгалтерский учет)


Реферат: Донбасс в Великой Отечественной Войне: подпольное и партизанское движение (История)


Реферат: Политическая история Полоцкого княжества 12 века (История)


Реферат: Глоссарий по теме: "Теории личности" (Философия)


Реферат: Основные положения средневековой философии (Философия)


Реферат: Internet (Компьютеры)


Реферат: Таинственный фантастический и мистический мир Воланда (Литература)


Реферат: Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения математике (Педагогика)


Реферат: Алгоритмы (Компьютеры)


Реферат: Метрология (Технология)


Реферат: Теория государства и права (Теория государства и права)


Реферат: Психические состояния: фрустрация, агрессивность, тревожность (Психология)


Реферат: Краткие лекции и шпаргалка по конституционному праву зарубежных стран (Право)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист