GeoSELECT.ru



Международное публичное право / Реферат: ООН: история создания и основные направления деятельности (Международное публичное право)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: ООН: история создания и основные направления деятельности (Международное публичное право)



Северо-Западная Академия Государственной Службы при Президенте Российской
Федерации



Курсовая работа

по международному праву

тема :
«ООН: история создания и основные направления деятельности»


Выполнила студентка
V курса вечернего отделения
юридического факультета
Миронова Н.Н.
группа № 52
Преподаватель

Санкт-Петербург
1998

П Л А Н


Введение :

История создания ООН как системы 3

Основная часть :

Направления деятельности ООН и ее органов 13

Заключение:



История создания ООН как системы

Система Организации Объединенных Наций (далее ООН) в ее современном
виде складывалась на протяжении длительного времени, и правильное понимание
причины появления всех ее элементов.
Система ООН зародилась более 100 лет назад как механизм управления
мировым сообществом. В середине девятнадцатого столетия появились первые
международные межправительственные организации. Появление этих организаций
было вызвано двумя взаимоисключающими причинами. Во-первых, образованием в
результате буржуазно-демократических революций, стремящихся суверенных
государств, стремящихся к национальное независимости, и, во-вторых,
успехами научно-технической революции, породившими тенденцию к
взаимозависимости и взаимосвязанности государств.
Как известно, лозунг неотъемлемости и незыблемости суверенитета народа
и государства был одним из наиболее значимых во времена буржуазно-
демократических революций во многих европейских странах. Новый правящий
класс стремился закрепить свое господство при помощи сильного, независимого
государства. В то же время развитие рыночных отношений стимулировало
ускорение научно-технического прогресса, в том числе в сфере орудий
производства.
Научно-технический прогресс, в свою очередь, привел к тому, что
интеграционные процессы проникли в экономику всех развитых стран Европы и
вызвали всестороннюю связь наций друг с другом. Желание развиваться в
рамках суверенного государства и невозможность делать это без широкого
сотрудничества с другими независимыми государствами - и привела к появлению
такой формы межгосударственных взаимосвязей, как международные
межправительственные организации.
Вначале, главной целью межгосударственного сотрудничества в рамках
международных организаций можно было считать контроль над интеграционными
процессами. На первом этапе за межправительственными организациями
закреплялась скорее техническо-организационная, чем политическая функция.
Они были призваны развивать интеграционные тенденции с целью вовлечения
государств-членов. Обычная сфера сотрудничества - связь, транспорт,
отношения с колониями.
Вопрос о возникновении первой международной организации до сих пор
остается спорным. Правоведы-международники чаще всего называют таковой
Центральную комиссию судоходства по Рейну, возникшую в 1815 году. Кроме
европейских и американских комиссий по международным рекам,
характеризующихся строго специальной компетенцией, в 19 веке создавались
так называемые квазиколониальные организации, такие как например Западный
Ириан, который просуществовал недолго, а также административные союзы.
Именно административные союзы оказались наиболее подходящей формой
развития межправительственных организаций.
По образу и подобию административных союзов, главной задачей которых
было сотрудничество государств в специальных областях, межправительственные
организации развивались в течении целого века.
Начало двадцатого столетия ознаменовало конец спокойного развития
многих государств. Противоречия присущие началу развития капитализма
породили мировую войну. Первая мировая война не только задержала развитие
международных организаций, но и привела к роспуску многих из них. В то же
время осознание губительности мировых войн для всей человеческой
цивилизации оказало воздействие на на появление проектов создания
международных организаций политической ориентации в целях предотвращения
войн.
Идея создания глобальной межправительственной организации для
предотвращения войн и поддержания мира занимала умы человечества с давних
пор.
Один из таких проектов лег в основу Лиги Наций (1919) так и не ставшей
эффективным инструментом политического и международного сотрудничества.
В целом за время от первой до второй мировой войны разработка проблем
организации международного мира и безопасности двигалась весьма медленно.
Вторая мировая война в силу ее масштабов, методов террора, применяемых
фашистскими армиями, дала мощный толчок правительственной и общественной
инициативе по организации мира и безопасности.
На правительственном уровне впорос создания организации международной
безопасности возник, по сути дела, с первых дней войны.
В научной литературе существуют разногласия о том, кто из союзников и
в каком документе первым предложил создание Организации Объединенных
Наций. Западные ученые таким документом назвали Атлантическую хартию
Рузвельта и Черчилля от 14 августа 1941 года. Советские исследователи
вполне обоснованно ссылались на Советско-польскую декларацию от 04 декабря
1941 года.
Важным этапом на пути создания ООН стала конференция союзных держав в
Москве в 1943 году.
В декларации от 30 октября 1943 года подписанной представителями СССР,
США, Великобритании и Китая, эти державы провозгласили, что «они признают
необходимость учреждения в возможно короткий срок всеобщей международной
организации для поддержания международного мира и безопасности, основанной
на принципе суверенного равенства всех миролюбивых государств, членами
которой могут быть все такие государства - большие и малые»[1].
Особенностями этой организации следует назвать ярко выраженный
политический характер, проявляющийся в ориентации на вопросы мира,
безопасности, и предельно широкую компетенцию во всех сферах
межгосударственного сотрудничества. Эти характеристики не были свойственны
прежним межправительственным организациям.
Дальнейший ход подготовки новой международной межправительственной
структуры хорошо известен и подробно описан во многих историко-правовых
исследованиях. Важнейшими этапами в создании ООН обоснованно называют
конференцию в Думбартон-Оксе (1944 г.), на которой были согласованы
основные принципы и параметры механизма деятельности будущей организации.
Крымская конференция в Ялте в феврале 1945 года, с участием глав трех
правительств - советского, британского и американского - обсудила
предложенный конференцией в Думбартон-Оксе пакет документов, дополнив его в
ряде пунктов, и приняла решение о созыве конференции Объединенных Наций в
США в апреле 1945 года.
Это решение реализовалось на конференции в Сан-Франциско, проходившей
с 25 апреля по 26 июня 1945 года и завершившейся принятием учредительных
документов Организации Объединенных Наций. 24 октября 1945 года после
передачи на хранение пятью постоянными членами Совета Безопасности и
большинством других государств ратификационных грамот Устав ООН вошел в
силу.
Появление новой международной организации, с созданием которой
связывались ожидания прочного мира, давало надежду и на развитие
сотрудничества всех государств в вопросах экономического и социального
развития.
Следует отметить, что первоначально представления об объеме
компетенции новой межправительственной организации у государств-союзников в
значительной мере не совпадали. Советское правительство рассматривало ООН в
первую очередь как организацию по поддержанию международного мира и
безопасности, призванную уберечь человечество от новой мировой войны. И
союзными государствами такая ориентация рассматривалась как одна из
важнейших, что позволило достаточно бесконфликтно договориться о создании
совета Безопасности - органа широкой компетенции в вопросах мира и
безопасности. В то же время советский проект Устава ООН, предложенный в
Думбартон-Оксе, предусматривал, что «организация должна быть именно
организацией безопасности и к ее компетенции не следует относить вопросы
экономические, социальные и вообще гуманитарные, для этих вопросов должны
быть созданы специальные, особые организации».
Представители западных государств с самого начала рассматривали ООН
как организацию широкой компетенцией, содействующую сотрудничеству
государств в области экономики, социального обеспечения, науки, культуры и
т.д. Иначе говоря, согласно предложениям союзных государств ООН должна
совместить контроль за интеграцией государств-членов как в политических,
так и в социально-экономических вопросах. При этом предусматривалось, что
компетенция Организации в обеих сферах должна быть равновеликой.
Данное предложение встретило отпор ряда государств. Мотивация отказа
от наделения ООН широкими функциями в сфере экономики была различной и
наиболее полно выразилась в позициях СССР и Великобритании.
Советские представители высказывали мнение, что регулирование
экономических отношений является вопросом сугубо внутригосударственной
компетенции. Предложения о международно-правовом регулировании
экономических отношений входят в противоречие с принципами уважения
государственного суверенитета и невмешательства во внутренние дела
государств.
Великобритания выразила позицию тех государств, которые считали, что
создание межправительственной организации в сфере экономики несовместимо с
принципами рыночного либерализма. В первую очередь неприкосновенности
частной собственности и ограничения вмешательства во внутренние
экономические связи государств.
Таким образом, по вопросу компетенции ООН в социально-экономической
сфере у государств-учредителей единства не было. Высказывались два
диаметрально противоположных подхода - о широкой компетенции Организации в
этом вопросе и о неправомерности ее полномочий сфере межгосударственного
социально-экономического развития. В конечном итоге после использования
дипломатических мер было принято компромиссное решение о наделении ООН
функцией координации межгосударственного социально-экономического
сотрудничества[2]. Задачи координации были сформулированы в общей форме и
возложены на Экономический и Социальный Совет [3]. В отличие от Совета
Безопасности ЭКОСОС изначально обладал в своей сфере весьма урезанными
полномочиями. Последнее обстоятельство не позволяло ООН стать серьезным
центром сотрудничества государств в социально-экономических вопросах.
Данная область международных отношений отличалась сложностью и включала
поистине необъятное количество межгосударственных взаимосвязей. По этим
причинам координация экономического межгосударственного сотрудничества из
единого центра представлялась маловероятной. Более реалистичным был назван
подход с позиции функциональной децентрализации.
В силу того, что структурные параметры самой ООН для этих процессов
оказались узки, потребовалось создание системы межправительственных
институтов, для которых ООН выступала координационным центром. В эту
систему вошли существующие и вновь созданные специализированные
межправительственные организации.
Опыт Лиги Наций в этом вопросе был учтен в Уставе ООН, который в ст.57
и 63 декларировал что, специализированные межгосударственные учреждения
устанавливают связь с ООН в порядке заключения специальных соглашений с
ЭКОСОС ООН.
Таким образом, специализированные межгосударственные учреждения
оставались самостоятельными межправительственными организациями, их связь с
ООН носила характер сотрудничества и координации действий.
В 1946 году под эгиду ООН вошла Международная организация труда
(Женева 1919) - МОТ, в 1947 году - старейшая международная организация -
Международный союз электросвязи ( МСЭ, 1865, Женева), в 1948 году -
Всемирный почтовый союз (ВПС, 1874, Берлин), в 1961 году - Всемирная
метеорологическая организация (ВМО, 1878, Женева).
В эти же годы образуются новые межправительственные структуры. В 1944
году началось создание финансово-экономической группы системы ООН. Начали
действовать Международный валютный фонд (МВФ), уставной целью которого было
объявлено обеспечение упорядоченных отношений в валютной области,
преодоление конкурентного обесценения валют, и Международный банк
реконструкции и развития (МБРР), призванный оказать помощь восстановлению
и развитию государств-членов. В последствии МБРР послужил основой создания
группы организаций, составивших Мировой банк (МБ). В МБ вошли три
структуры, обладающие идентичными механизмами и сходными функциями : сам
ММРР, Международная финансовая корпорация (МФК, 1956), имеющая целью
оказание помощи в финансировании частных предприятий, Международная
ассоциация развития (МАР, 1960), нацеленная на предоставление помощи
развивающимся странам на льготных условиях. МБ функционирует в тесной связи
с МВФ, при этом все его организации связаны соглашениями о сотрудничестве в
ООН.
В 1946 году были созданы следующие межправительственные организации -
Организация Объединенных Наций по вопросам просвещения, науки и культуры
(ЮНЕСКО, Париж), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ, Женева), и
Международная организация по делам беженцев ООН (ИРА, прекратила свое
существование в 1952 году). В этом же году были установлены контакты ООН с
Организацией Объединенных Наций по вопросам продовольствия и сельского
хозяйства (ФАО, Рим. 1945). В 1947 году статус специализированного
учреждения получила Международная организация гражданской авиации (ИКАО,
Монреаль, 1944). В последующие годы в процессе создания специализированных
учреждений шел не столь интенсивно, в 1958 году появилась Международная
морская организация (ИМО, Лондон), в 1967 году - всемирная организация
интеллектуальной собственности (ВОИС, Женева), в 19777 году - Международный
фонд сельскохозяйственного развития (ИФАД). Самое «молодое»
специализированное учреждение ООН - Организация Объединенных Наций по
промышленному развитию (ЮНИДО), созданная в 1967 году как вспомогательный
орган ООН. В рамках ЮНИДО еще в 1975 году было принято решение об ее
преобразовании в специализированное учреждение ООН, проделана большая
работа по выработке учредительного документа - Устава, и после его
ратификации 80 государствами-членами ЮНИДО в 1985 году получила этот
статус.
В системе ООН известным своеобразием отличается положение двух
международных организаций - МАГАТЭ и ГААТТ. Международное Агентство по
атомной энергии (Вена, 1956) действует под эгидой ООН, так как связано с
последней не через ЭКОСОС, а через Генеральную Ассамблею. Сложнее связь ООН
у Генерального соглашения по тарифам и торговле, которое формально не
является специализированным учреждением, но связано с системой ООН через
соглашения с Конференцией по торговле и развитию (ЮНКТАД, 1966) и группой
МБ. Развитие ГАТТ предполагает создание новой международной организации в
области торговли.
В ходе функционирования системы ООН, включавшей уже названные элементы
ООН, специализированные учреждения, МАГАТЭ и ГАТТ, появляется необходимость
в создании межправительственных институтов особого рода. Создание их было
вызвано меняющимися потребностями международного экономического и
социального сотрудничества, имеющего тенденцию к углублению и расширению.
Кроме того, во второй половине двадцатого столетия на межгосударственное
сотрудничество мощное влияние оказали, во-первых. Национально-
освободительное движение колониальных народов, во-вторых, появление
проблем, отнесенных к разряду глобальных, - предотвращение ядерной войны,
демографическая, продовольственная, энергетическая, экологическая проблемы.

Необходимость решения этих проблем вызвала характерные структурные
изменения в системе ООН. Прежде всего это выразилось в том, что в рамках
самой ООН появились вспомогательные органы со структурой и функциями
межправительственных организаций, обладающие самостоятельными источниками
финансирования. К вспомогательным органам ООН, созданным по резолюции
Генеральной Ассамблеи, относятся : Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ, 1946),
созданный в целях оказания помощи детям послевоенной Европы, а впоследствии
колониальных и пост колониальных стран, Конференция по торговле и
развитию (ЮНКТАД, 1966), призванная содействовать торговле между странами
находящихся на различном уровне экономического развития. Программа развития
ООН (ПРООН, 1965) преследует цели оказания технической и пред
инвестиционной помощи развивающимся странам.
Итак, к настоящему моменту сформировалась устойчивая система ООН,
которая включает в себя главные органы:
Генеральную Ассамблею ООН,
Совет безопасности ООН,
Экономический и Социальный Совет ООН,
Совет по Опеке ООН,
Международный Суд ООН, Секретариат ООН.
В систему также включаются и специализированные учреждения :
Международный валютный фонд,
Международный банк реконструкции и развития,
Международная финансовая корпорация,
Международная ассоциация развития,
Международная морская организация,
Международная организация гражданской авиации,
Международная организация труда,
Международный союз электросвязи,
Всемирный почтовый союз,
Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры,
Всемирная организация здравоохранения,
Всемирная организация интеллектуальной собственности,
Организация Объединенных Наций по промышленному развитию,
Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций,
Всемирная метеорологическая организация,
Международный фонд сельскохозяйственного развития,
Международное агентство по атомной энергии



Направления деятельности ООН и ее органов


Направления деятельности ООН определяются в большей мере профилем тех
или иных органов и учреждений системы. Поэтому следует рассмотреть
направления деятельности не ООН в целом, а рассмотреть полномочия и
деятельность каждого из них, а также те вопросы которые не относятся к их
компетенции, или в вопросах в которых существует ограничения полномочий.
Генеральная ассамблея ООН - обладает широкими полномочиями. В
соответствии с Уставом она может обсуждать любые вопросы или дела, в том
числе относящиеся к полномочиям и функциям любого из органов ООН, и, за
исключением ст.12, давать рекомендации членам ООН и (или), Совету
Безопасности ООН по любым таким вопросам и делам[4]. Генеральная Ассамблея
ООН уполномочена рассматривать общие принципы сотрудничества в деле
поддержания международного мира и безопасности, в том числе принципы,
определяющие разоружение и регулирование вооружений, и предлагать в
отношении этих принципов рекомендации. Она также уполномочена обсуждать
любые вопросы, относящиеся к поддержанию международного мира и
безопасности, поставленные перед нею любыми государствами, в том числе
государствами членами и не членами ООН, или Советом Безопасности ООН, и
делать в отношении любых таких вопросов рекомендации заинтересованному
государству или государствам либо Совету Безопасности до и после
обсуждения. Однако любой такой вопрос, по которому необходимо предпринять
действие, передается Генеральной Ассамблеей ООН Совету Безопасности до и
после обсуждения[5]. Генеральная Ассамблея ООН не может выдвигать
рекомендации, касающиеся какого-либо спора или ситуации, когда Совет
Безопасности выполняет по отношению к ним возложенные на него Уставом ООН
функции, если сам Совет Безопасности не попросит об этом[6]. Генеральная
Ассамблея ООН организует исследования и составляет рекомендации в целях
содействия сотрудничеству в области экономической, социальной, культуры,
образования, здравоохранения, содействует осуществлению прав человека и
основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и
религии[7].Генеральная Ассамблея получает и рассматривает ежегодные и
специальные доклады Совета Безопасности, а также доклады других органов
ООН, рассматривает и утверждает бюджет ООН. Она имеет право выносить только
рекомендации, которые, за исключением решений по вопросам бюджета и
процедуры, не имеют обязательной силы для членов ООН. По рекомендации
Совета Безопасности она назначает Генерального секретаря ООН, производит
прием в ООН новых членов, решает вопросы приостановления осуществления
прав и привилегий государств-членов, их исключения из ООН . Генеральная
Ассамблея ООН избирает непостоянных членов Совета Безопасности, членов
ЭКОСОС, Совета по Опеке, Международного Суда ООН.
Совет Безопасности ООН - главный постоянно действующий политический
орган ООН, на который, согласно Уставу ООН, возложена главная
ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Совет
наделен широкими полномочиями в деле мирного урегулирования международных
споров, недопущения военных столкновений между государствами, пресечения
актов агрессии и других нарушений мира и восстановления международного
мира. Согласно Устава ООН, только Совет Безопасности и никакой другой
орган или должностное лицо ООН имеет право принимать решения о проведении
операций с использованием Вооруженных сил ООН, а равно решать вопросы,
связанные с созданием и использованием Вооруженных сил ООН, в частности,
такие, как определение задач и функций вооруженных сил, их состава и
численности, структуры командования, сроков пребывания в районах операций,
а также вопросы руководства операциями и определение порядка их
финансирования. Для оказания давления на государство, действия которого,
создают угрозу международному миру или представляют собой нарушение мира,
Совет может решить и потребовать от членов ООН применения мер, не
связанных с использованием вооруженных сил, например, таких как полный или
частичный перерыв экономических отношений, железнодорожных, морских,
воздушных, почтовых, телеграфных, радио- и других средств сообщения, а
также разрыв дипломатических отношений. Если такие меры будут сочтены
Советом недостаточными, он уполномочен предпринимать действия, связанные с
использованием воздушных, морских и сухопутных вооруженных сил. Эти
действия могут включать в себя демонстрацию, блокаду, операции вооруженных
сил членов ООН. Совет вносит рекомендации о приеме государств в члены ООН,
об исключении членов ООН, систематически нарушающих принципы Устава ООН, о
приостановлении осуществления прав и привилегий, принадлежащих члену ООН,
если против этого члена он предпринимает действия превентивного или
принудительного характера. Совет делает рекомендации Генеральной Ассамблеи
ООН относительно назначения Генерального секретаря ООН, выбирает вместе с
ней членов Международного Суда ООН и может принять меры для исполнения
решения этого Суда, которое то или иное государство отказалось выполнить.
Согласно уставу, Совет может принимать помимо рекомендаций юридически
обязательные решения, выполнение которых обеспечивается принудительной
силой всех государств - членов ООН. За все время существования ООН не было
практически ни одного важного международного события, ставившего под угрозу
мир и безопасность народов или вызывающего споры и разногласия между
государствами, на которые бы не обращалось внимание Совета, причем
значительное число их стало предметом рассмотрения на заседаниях Совета
Безопасности.
Экономический и Социальный Совет ООН (ЭКОСОС) также является одним из
главных органов ООН, который под руководством Генеральной Ассамблеи ООН
координирует экономическую и социальную деятельность ООН,
специализированных учреждений ООН, а также многочисленных органов ООН. На
ЭКОСОС возложены широкие многообразные функции координации и развития
сотрудничества государств с различным социальным строем с таких важных
экономических и социальных областях их взаимоотношений, как экономическое
развитие, мировая торговля, индустриализация. Освоение природных ресурсов,
международная защита прав и свобод человека, положение женщин,
народонаселение, социальное обеспечение, наука и техника, предупреждение
преступности и многое другое. ЭКОСОС призван, согласно Уставу ООН,
предпринимать исследования, составлять доклады, выносить рекомендации по
вопросам международного, экономического, социального, культурного
сотрудничества государств, содействовать соблюдению и уважению прав
человека, созывать международные конференции и симпозиумы, подготавливать
проекты конвенций по вопросам своей компетенции для представления их
Генеральной Ассамблее, заключать соглашения со специализированными
учреждениями ООН, определяющими их отношения с ООН, принимать меры для
получения докладов от них и информации от членов ООН по вопросам, входящих
в его компетенцию. Он должен служить центральным форумом для обсуждения
международных экономических и социальных проблем глобального и
межотраслевого характера и выработке рекомендаций в отношении политики по
этм проблемам, контролировать и оценивать осуществление общей стратегии и
выполнение первоочередных задач. Установленных Генеральной Ассамблеей в
указанных областях, обеспечивать общую координацию деятельности организаций
и системы ООН в таких областях и проводить всесторонние обзоры политики в
области оперативной деятельности во всей системе ООН, учитывая при этом
необходимость обеспечения равновесия, совместимости и соответствия
первоочередным задачам, установленным Генеральной Ассамблеей для системы
ООН в целом.
Совет по Опеке ООН действует под руководством Генеральной Ассамблеи
ООН и уполномочен рассматривать отчеты, предоставляемые властью,
управляющей соответствующей территорией, принимать петиции и рассматривать
их, консультируясь с управляющей властью, устраивать периодические
посещения соответствующих территорий под опекой в согласованные с
управляющей властью сроки и предпринимать упомянутые действия в
соответствии с условиями соглашений об опеке. Он разрабатывает анкету
относительно политического, экономического и социального прогресса, а также
прогресса в области образования, а управляющая власть каждой территории под
опекой, входящей в компетенцию Генеральной Ассамблеи, представляет
последней ежегодные доклады на основе этой анкеты. В результате
освободительной борьбы большинство подопечных территорий обрело
независимость. Соответственно из 11 подопечных территорий, находившихся в
ведении Совета с самого начала его деятельности, в настоящее время осталась
одна - Тихоокеанские острова (под опекой США). В состав Совета входят
Россия, США, Великобритания, Франция и Китай, который в его работе
фактически не участвует.
Международный Суд ООН это главный судебный орган ООН. Этим в основном
и определяется сфера деятельности Международного Суда. Этот орган имеет
множество специфических особенностей т.к. в отличии от других международных
судов, сторонами рассматриваемых Судом делах могут быть только
государства. Обращение к Суду является факультативным, то есть государства
передают спор на его разрешение на основании заключенного ими соглашения-
компромисса. Однако ряд государств, в том числе Россия по некоторым
международным договорам, признают юрисдикцию Суда в качестве обязательной.
Суд обязан решать переданные ему споры на основании международного права,
применяя при этом международные конвенции, международный обычай, общие
принципы права, признанные цивилизованными нациями, а также в качестве
вспомогательного средства - судебные решения и доктрины наиболее
квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций.
Секретариат ООН это орган ООН, призванный обслуживать работу других
органов ООН и осуществлять их решения и рекомендации. Секретариат ООН
выполняет административно-технические функции ООН, в частности, готовит
некоторые материалы, переводит, печатает и распространяет доклады, резюме и
другие документы и т.д.

-----------------------
[1] Внешняя политика Советского Союза в период отечественной войны. Т.1
М.1970
[2] п.3 ст.1 Устава ООН
[3] ст.62 ЭКОСОС
[4] ст.10 Устава ООН
[5] ст.11 Устава ООН
[6] ст.12 Устава ООН
[7] ст.13 Устава ООН





Реферат на тему: Обеспечение национальной безопасности РК в контексте интеграционных связей стран СНГ (с 1991-2001г.г.)


МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
КАЗАХСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ И МИРОВЫХ ЯЗЫКОВ
ИМЕНИ АБЫЛАЙ ХАНА



МАГИСТЕРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ


ТЕМА: Обеспечение национальной безопасности РК в контексте интеграционных
связей стран СНГ (с 1991-2001г.г.)


Специальность: Международные отношения


Магистрант КазУМОиМЯ имени Абылай хана Омаров М.М.

Научный руководитель: к.ф.н., доцент
Амребаев А.М.



Алматы, 2002 год.

ТЕМА МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ

«Обеспечение национальной безопасности РК в контексте интеграционных связей
стран СНГ (с 1991-2001)»


ПЛАН.

1. Введение.
2. Основная часть.
Глава 1.

1.1 Концепция Национальной безопасности РК.
1.2 Нормативные документы и межправительственные соглашения, материалы
совещаний стран СНГ, направленные на обеспечение их национальной
безопасности.

Глава 2.

2.1. Угрозы национальной безопасности РК на современном этапе.
2.2. Коллективные мероприятия в сфере обеспечения национальной
безопасности на просторах СНГ.
3. Заключение.
4. Список использованной литературы.
5. Глоссарий.


ОБОСНОВАНИЕ
Актуальность выбранной мною темы, по моему мнению очевидна, так как
если наша страна не обеспечит свою безопасность, говорить об устойчивом
развитии страны не будет возможным и интеграционные процессы, протекающие
на постсоветском пространстве, являются следствием тенденций в системе
международных отношений, связанных с интернационализацией социальной жизни
и нарастанием взаимозависимости и потребностью интегрирующихся государств
в укреплении национальной государственности и безопасности.
В послании Президента Н.А.Назарбаева “Казахстан - 2030 Процветание,
безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев” первый
долгосрочный приоритет связан с укреплением базы национальной безопасности.
В Послании сказано, что “лучшим нашим оружием, обеспечивающим защиту
национальных интересов и паритет сил на ближайшую и дальнюю перспективу,
должна быть политика интеграции, в первую очередь укрепление и развитие
Центральноазиатского Союза между Казахстаном, Кыргызстаном и Узбекистаном.
А также большое внимание будет по-прежнему уделяться укреплению
интеграционных процессов в СНГ”. Послание Президента Страны народу
Казахстана. Стратегия 2030. С.
С окончанием эры холодной войны и биполярной конфронтации угроза
возникновения в мире различного рода военных конфликтов, не исчезла, но
возросла. Нарушилось годами складывавшееся глобальное равновесие. С
распадом одной из систем закончилось противостояние, но в мире еще не
найден новый баланс сил и интересов. И поэтому обеспечение национальной
безопасности для Казахстана, как молодого суверенного государства,
окруженного со всех сторон сильными, многонаселенными государствами,
является первостепенной задачей. После получения независимости перед
Казахстаном неожиданно вырос целый комплекс крупных проблемных блоков в
сфере безопасности, которые требовали незамедлительного решения. И поэтому,
одним из приоритетных направлений в политике государства в этот период было
обеспечение безопасности. Стройная система национальной безопасности,
адекватная складывающейся внутренней и внешней обстановке, была необходимым
условием для утверждения Казахстана как независимого государства, а также
давала возможность сконцентрироваться на решении проблем переходного
периода.
Таким образом, руководство страны за короткий срок, в 10 лет,
выполнило задачу исторической важности: по периметру границ сформирован
пояс безопасности, добрососедства и дружбы, основанный на прочном
международно-правовом фундаменте. И сегодня можно говорить о том, что в
основных параметрах система обеспечения национальной безопасности в
Казахстане создана.
Но говорить о том, что все проблемы по обеспечению национальной
безопасности решены, было бы преждевременно. Так как, Казахстан со всех
сторон окружен сильными, густонаселенными странами, с великодержавными
амбициями и не имеет достаточного политического и военного веса в регионе,
поэтому обеспечение национальной безопасности, по большей мере,
дипломатическими средствами является наилучшим методом и поэтому наше
государство проводит, так называемую многовекторную политику.
Особую значимость интеграция государств, в подобные объединения
приобрела в связи со сложной политической ситуацией в центрально-азиатском
регионе, где прослеживается тенденция к усилению международного терроризма,
религиозного экстремизма, присутствует неурегулированность территориально-
пограничных вопросов с соседними государствами. И очень важно не допустить
разрастания разного рода споров в конфликты, а использовать дипломатические
методы и средства.
Таким образом, актуальность темы данной работы, исходя из
вышесказанного, является очевидной. Интеграция стран СНГ в деле обеспечения
национальной безопасности Казахстана является важнейшим аспектом защиты
интересов и приоритетов страны в международных отношениях.
Цель моего исследования обусловлена выбранной мною темой и является
изучением многостороннего сотрудничества РК со странами Содружества
Независимых государств, нормативных документов, межправительственных
соглашений и материалов совещаний стран СНГ, направленных на обеспечение
национальной безопасности, а также коллективных мероприятий в сфере
обеспечения национальной безопасности.
В соответствии с поставленной целью предполагается решить следующие
исследовательские задачи:
1. Осуществить сбор эмпирических материалов, статистических данных по
проблемам безопасности и интеграции;
2. Проанализировать нормативные документы, международные соглашения и
заключения комиссий, касающихся темы;
3. Осуществить сравнительный анализ концепций национальной безопасности
РК и РФ и выявить их уникальные особенности и различия;
4. Исследовать влияние интеграционных связей внутри СНГ на национальную
безопасность РК;
5. Проследить хронологию образования СНГ и коллективных договоров по
безопасности, исследовать нормативную базу СНГ;
6. На основе анализа собранных материалов и научно-аналитических
исследований специалистов выявить тенденции в развитии интеграции, и ее
влияние на обеспечение безопасности на постсоветском пространстве и
позицию РК.
Что касается метода исследования данной проблемы, то я использовал
общенаучные методы исследования, такие, например, как метод анализа и
синтеза, сравнительно- исторический метод. А также экспликативные методы:
контент-анализ - систематизированное изучение содержания устного и
письменного текста с фиксацией наиболее часто встречающихся в нем сюжетов;
когнитивное картирование - анализ того, как тот или иной политический
деятель воспринимает определенную политическую проблему; экстраполяция -
экстраполяция событий прошлого на будущий период.
Новизна работы состоит в попытке структурного и системного анализа
национальной безопасности Казахстана в контексте интеграции стран СНГ в
военно-политическом направлении. Было написано много работ на тему
интеграции и сейчас, также проводится исследований связанных с этим
явлением. Но по большей части, это исследования экономических связей стран
СНГ. Концепция национальной безопасности РК претерпела эволюцию, несмотря
на то, что в течение 10 лет была жестко привязанной к ДКБ и СНГ. Вследствие
своей многовекторной политики РК изменило свое видение национальной
безопасности, благодаря взаимодействию с Шанхайской Организацией
Сотрудничества и программой НАТО “Партнерство во имя мира”.
Был введен ряд зарубежных материалов, осуществлен перевод и адаптация
данных материалов касающихся темы.
Разработан будущий сценарий национальной безопасности в условиях
глобализации.
Моя работа является только началом более основательного исследования,
мною была осуществлена попытка рассмотрения данной проблемы, исследование
которой будет продолжено.
Теоретическая значимость работы состоит в возможности
использования материалов магистерской диссертации в подготовке специальных
курсов для студентов специализирующихся в области международных отношений,
а также для принятия политических решений соответствующими органами.
Структура работы. Работа состоит из Введения, двух основных глав,
включающих параграфы, и Заключения. В конце работы поставлен список
использованной литературы и глоссарий.



ВВЕДЕНИЕ
Интеграционные процессы, протекающие в СНГ, являются следствием
тенденций в системе международных отношений, связанных с
интернационализацией социальной жизни и нарастанием взаимозависимости, и
потребностью интегрирующихся государств в укреплении национальной
государственности и безопасности. Значимость исследования данной проблемы
связана с особенностями трансформационного периода, проходимого
государствами СНГ и сопряженных с этим процессом этнических, экономических,
экологических и геополитических вопросов.
Интеграционная практика, накопленная в мире, актуализирует для стран
СНГ вопрос изучения и адаптации имеющегося опыта к региональным условиям.
Институционально-правовая оформленность немаловажный фактор, но она не
является самодостаточным условием для функционирования интеграционной
группы. В мировой практике из более чем 80 интеграционных инициатив (за
период с середины 1950 гг.) менее 10 интеграционных объединений смогли
продемонстрировать относительно успешную реализацию поставленных целей.
Особенности интеграционных процессов в регионе Содружества связаны с
общностью исторических, культурных, социально-политических, экономических
основ государственности новых независимых стран.
Поскольку рассматривается тема интеграции постсоветских государств в
связи с обеспечением национальной безопасности, было бы кстати рассмотреть
что, означает "интеграция", с разных точек зрения.
Как известно, термин "интеграция" был впервые применен в 30 -х годах
ХХ века рядом немецких и шведских ученных. Журавская Е.Г. Региональная
интеграция в развитвающемся мире: немарксисткие теории и реальность (на
примере АСЕАН). - М.: Наука. - 1990. - С.7 Понятие интеграции, применяемое
к социальной жизни, определение достаточно емкое и включает целую группу
явлений и процессов, протекающих в культурной, экономической, политической
и других сферах. Выделяют интеграцию групповую, социальную, межэтническую,
межгосударственную. Кроме того, интеграция бывает военно-политической,
научно-технической, технологической и т.д., т.е. охватывает самые
разнообразные стороны функционирования современного социума.
Политологические аспекты изучения интеграционных процессов связанны
преимущественно с внутри- и внешнеполитическими, протекающими в различных
странах. Интересующая нас проблематика связана с вопросами
межгосударственной интеграции и входит в круг проблем международных
отношений. Для выделения специфической области вопросов, связанных с
политологической проблематикой, исследователи межстрановых интеграционных
процессов стали выделять понятие "политическая интеграция".
Как отмечает Барановский, "по существу установился некоторый
интуитивно очерченный и далеко не одинаковый у разных исследователей круг
проблем, который охватывается понятием "политическая интеграция".
Барановский В.Г. Политическая интеграция в Западной Европе. Некоторые
вопросы теории и практики. - М.: Наука, 1983. - С. 31 Тем не менее,
Барановский подразумевает под интеграцией "состояние связанности отдельных
дифференцированных частей в одно целое, а также процесс, ведущий к такому
состоянию". Данное определение, по сути отражает приобретающий популярность
в настоящее время системный подход.
К примеру, понятие интеграции, предлагаемое основателем структурного
функционализма Т. Парсонсом, включает два основных компонента. Во-первых,
сохранение и поддержание специфических условий, при которых интеграционная
система выделяется от внешнего окружения". Там же. С.32
В то же время, трактовка данная американским политологом М. Капланом,
самая краткая, но, по нашему мнению, не достаточно конкретная. На взгляд
Каплана, - интеграция - это объединение двух или нескольких частей в единое
целое или же поглощение одной системы другой. Там же. С. 32
Очевидно, что интеграция в системе международных отношений должна
подразумевать, прежде всего, создание некоей целостности системного
характера. Основным составляющим элементом этой целостности в настоящее
время, учитывая характер протекания международных отношений, может быть
государство. Исследователями отмечалось, что здесь может возникнуть ложное
представление о системе международных отношений и межгосударственной
интеграции как о равноценных величинах. Не исключено, что существует
определенная разница между этими понятиями. Несмотря на то, что понятия
"целостность" и "системность" имеют семантическую близость, все же первое
уже, чем второе определение. Целостность, таким образом, предполагает
определенную скрепленность и предельно допустимый уровень устойчивости
связей в системе международных отношений. Можно согласиться с мнением
Барановского, что "участие некоторых государств в той или иной подсистеме
межгосударственных отношений далеко не во всех случаях свидетельствует
одновременно об их интеграции. В этом случае можно говорить, что интеграция
всегда есть система, но система не всегда есть интеграция. Структурность,
иерархичность, автономность элементов - все эти принципиально важные
параметры уже не столь существенны при проведении грани между интеграцией и
не интеграцией." Там же. С. 35
Первоначальная потребность в анализе и теоретическом осмыслении
протекающих процессов возникла в интеграционных зонах, связанных со
странами Западной Европы и Северной Америки. В целом, методологической
базой различных концепций межгосударственной интеграции первоначально
служили положения общей теории межгосударственной экономической интеграции,
созданные в Западной Европе.
На основе теоретических разработок исследования проблем региональной
интеграции специалисты выделяют среди множества концепций интеграции три
крупных направления. Стоит рассмотрения, первый подход, который
основывается на идее общности исторических, экономических и политческих
интересов государств. Сторонники этого течения выводят необходимость
создания институциализированного объединения. В 50-х годах нашего столетия
ряд американских и европейских политологов предложили концепцию объединения
разных государств в федерацию. Это течение в политической науке получило
название федерализма. Его стороннки считали, что федеральная система власти
способна обеспечить устойчивое и безопасное развитие нациям-государствам
входящими в объединение, сохранить специфические особенности каждой страны,
при условии четкой регламентации и разграничения сферы компетенций
политических и административных органов субъектов федерации и
наднациональных органов. Шишков Ю.В. Теории региональной капиталистической
интеграции. - М.: Мысль, 1978. - С. 138.
Еще одним крупным течением теоретической мысли в сфере региональной
интеграции стала коммуникационная школа.
Основателем данного течения политической мысли считается американский
политолог К. Дойч. Он рассматривал мировое сообщество как совокупность
различных политических групп, находящихся постоянно в процессе
взаимодействия (коммуникации) и взаимовлияния, обладающих механизмами
принуждения, обладающих механизмами для принуждения и возможностями идти на
уступки. Основное внимание в процессе интеграции должно уделяться условиям
и путям создания так называемого "сообщества безопасности".
К. Дойч полагал, что главными движущими силами интеграции являются не
только национальные государства, но и партийные системы, группы давления и
другие участники внутриполитической аренды. По его мнению, внутрення
интегрированность страны может быть достигнута только тогда, когда
возникает сообщество безопасности.
В связи с этим, сторонники этой школы выводили два фактора влияющие
на интеграцию.
Во-первых, обеспечение собственной безопасности в обществе, где не
интегрированные группы находятся в постоянной конфронтации.
Во-вторых, возможности сконцентрировать усилия в условиях политически
интегрированного общества на достижение определенной группы потенциальных
целей. Шишков Ю.В. Теории региональной капиталистической интеграции. - М.:
Мысль, 1978. - С. 190.
Интересной, является, так называемая "социокаузальная парадигма", в
соответствии с которой политическая интеграция возможна при формировании
транснационального населения в результате процессов социальной ассимиляции.
Население в результате различных обстоятельств унифицирует свои
потребности, интересы и ценностные установки и возникает общность
(идентичность) на гражданском уровне.
Представителями коммуникационной школы были подробно разработаны
условия, при которых достигается интегрированное сообщество. Суть их
сводится к следующему: 1) совместимость основных ценностей в политической
сфере; 2) определенный образ жизни; 3) ожидание более тесных экономических
связей; 4) рост административных и политических возможностей среди
субъектов интеграции; 5) более интенсивный экономический рост, хотя бы
части акторов; 6) наличие общественных коммуникаций между разными
территориями, а также между различными слоями общества; 7) расширение
политической элиты внутри интеграционной группы; 8) географическая
мобильность лиц, особенно среди слоев способных оказать влияние на принятие
политческих решений; 9) диверсифицированность и многочисленность линий
коммуникаций между субъектами интеграции; 10) паритетный (взаимный)
характер коммуникаций; 11) плавная смена роли различных групп в
интегрируемом пространстве; 12) высокий уровень предсказуемости поведения
субъектов интеграции. Шишков Ю.В. Теории региональной капиталистической
интеграции. - М.: Мысль, 1978. - С. 194.
Мы рассмотрели основные теоретические подходы к проблемам
межгосударственной интеграции. Активизация процесса глобализации и
интернационализации существующих национальных экономических и политических
систем вызвала необходимость концептуального осмысления возникших явлений в
международных отношениях. И данный аспект - "интеграция" напрямую влияет на
обеспечение безопасности на постсоветском пространстве.



ГЛАВА 1. КОНЦЕПЦИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ, РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН


Мы должны рассмотреть разные определения национальной безопасности, и
как эти теории влияют на разработку концепций национальной безопасности.
По мнению Майкла Роскина и Николаса Берри конец холодной войны снизил
проблему безопасности для ведущих мировых держав, но проблема все же
остается.
Для других менее крупных государств по всему миру, проблемы
безопасности, на самом деле, стали иметь гораздо более большое значение,
вследствие потери супердержавами своего статуса.
Если США - по причинам экономической слабости, переключения фокуса
внимания на отечественные реформы, и/или политике изоляционизма - снизят
свою роль мирового лидера, появится многополярная политическая система.
Согласно, Генри Киссинджера эта многополярная международная система
будет напоминать «Концерт Европы» 19-го века, где пять ведущих европейских
держав, конкурировали между собой, но отказались от ведения большой войны
как инструмента своей национальной политики. Генри Киссинджер. Дипломатия.
Ладомир. Москва. 1999. С. 134.
Тем не менее, в настоящее время, когда ядерное, химическое и
биологическое оружие продолжает распространяться, и разного рода конфликты
все еще происходят и затрагивают вопросы этнической и религиозно-
политической власти, ресурсов, беженцев, права человека и торговлю, вопрос
обеспечения безопасности будет оставаться актуальным.
Некоторые государства выбирают нейтральную позицию, которая
ограничивает их участие в международных конфликтах. Нейтральные страны,
такие как Швеция или Швейцария держатся в стороне от спорных вопросов,
которые могут вызвать конфликт. Некоторые из них выбирают политику
неприсоединения к военным блокам, отказываясь от альянса с более сильной
державой.
Так же как, и нейтральные страны, государства придерживающиеся
политики неприсоединения не видят сиюминутной угрозы для своей
безопасности.
На самом деле, в течение периода холодной войны неприсоединившиеся
государства были убеждены в том, что присоединение к блоку поставит их в
зависимость от того или иного государства, и вследствие этого они потеряют
контроль над своей безопасностью.
Многие неприсоединившиеся страны вступили в региональные
международные организации, такие как ОАЕ (Организация Африканского
Единства), АСЕАН (Ассоциация Юго-Восточных Азиатских Наций), или Арабскую
Лигу, для того чтобы решать вопросы угрожающие национальной безопасности на
форумах путем переговоров.
Многие государства вступают в альянсы, которые появляются и исчезают
вместе с угрозой войны, как это было с Организацией Варшавского Договора.
Эти страны объединяют ресурсы для наращивания политического и военного
веса.
Также по их мнению, государства используют, по-отдельности или
вместе, четыре базовых стратегии для обеспечения безопасности: политика
сдерживания или устрашения, дипломатия ослабления напряжения между
государствами (Detente Diplomacy), разоружение и оборона.
Технологии всегда влияли на выбранную стратегию и безопасность нации
всегда зависела от типа и уровня военной технологии существующей в данное
время. Нужно принять во внимание, тот факт, что взятие Константинополя
турками и применение ими пороха и пушек сменило одну эру обеспечения
безопасности на другую.
Географический размер государства и ресурсы, большое население,
которое могло быть мобилизовано на войну и крепкая экономика, которая могла
обеспечить вооруженные силы, а не крепостные стены, стали важнейшими
элементами обеспечения безопасности. The new world of international
relations. Third edition/Michael.G.Roskin./Nickolas.O.Berry. Prentice Hall,
Upper Saddle River, New Jersey. USA. 07458 Chapter 12/P.199.
По мнению Самюэла Хантингтона, в мире, после холодной войны,
важнейшие различия между народами не идеологические, политические или
экономические, а культурные. The clash of civilizations and the remaking of
world order. Samuel P. Huntington. TOUCHSTONE Rockfeller Center.//1230
Avenue of the Americas. New York, NY 10020 C.21.,
Если одно государство наблюдает за тем, как другое наращивает свою
мощь и таким образом становится потенциальной угрозой, оно предпринимает
меры для обеспечения своей безопасности усиливая свои позиции и/или вступая
в альянс с другими государствами. С.33
Ценности, культура и государственные институты сильно влияют на то,
как государства определяют свои национальные интересы. Национальные
интересы государств формируются также не только национальными ценностями и
институтами, но также и с помощью международных норм (права) и институтов.
По вопросу обеспечения национальной безопасности, различные типы государств
определяют свои национальные интересы по-разному. У государств имеющих
схожие культуры и институты определение национальных интересов будет
совпадать по многим параметрам. С.34
Понятие безопасности интерпретируется отечественными и зарубежными
учеными по-разному. По мнению М.У.Спанова и Г.К. Ахметжановой,
«…безопасность понимается как состояние защищенности от внутренних и
внешних угроз» Спанов М.У., Ахметжанова Г.К. Вызовы социальной безопасности
Казахстана // Саясат. 1999. №6 (49) С.32
Национальная безопасность - научная и практическая проблема,
характеризующаяся состоянием социальных институтов, обеспечивающих
эффективную деятельность по поддержанию оптимальных условий существования и
развития личности и общества. Национальная безопасность, как категория
политической науки отражает связь безопасности с нацией, характеризующейся,
как целостная система, включающая общественные отношения и общественное
сознание, институты общества и их деятельность, обеспечивающие реализацию
национальных интересов в конкретной исторически сложившейся обстановке. В
национальной безопасности выделяются три уровня безопасности: личности,
общества и государства. Их место и роль определяются характером
общественных отношений, политическим устройством, характером внутренних и
внешних угроз. В критические для нации периоды может доминировать
безопасность общества или государства. В содержательном плане в понятии
национальная безопасность принято выделять политическую, экономическую,
военную, экологическую, информационную безопасность и безопасность
культурного развития нации. [1, 22 ]
Первым, кто более или менее четко сформулировал концепцию
национальной безопасности, был У. Липпман. «Нация, - писал он, - находиться
в состоянии безопасности, когда ей не приходиться приносить в жертву свои
законные интересы с целью избежать войны и когда оно в состоянии защитить
при необходимости эти интересы путем войны». [5, 2 ] Концепция
национальной безопасности, равно как внешнеполитические и геополитические
концепции, представляет собой производную от концепции национальных
интересов. Концепция национальной безопасности строится с учетом, как
внешних угроз, так и внутренних угроз, связанных с состоянием самого
общества и коренящихся в самом обществе.
Первостепенная задача концепции национальной безопасности - это
определение и разработка приоритетных направлений, комплекса мер и средств
предотвращения, прежде всего крайних форм внешней и внутренней угроз -
войны с другими государствами и гражданской войны. [6,4 ]
В связи с этим, вначале рассмотрим формулировки и дефиниции
употребляемые и связанные с национальной безопасностью РФ.
Концепция национальной безопасности - система взглядов на
обеспечение в Российской Федерации безопасности личности, общества и
государства от внутренних и внешних угроз во всех сферах жизнедеятельности.
Под национальной безопасностью Российской Федерации понимается
безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и
единственного источника власти в стране. Концепция национальной
безопасности Российской Федерации (Указ Президента РФ от 10 января 2000 г.
№ 24)Национанальная безопасность и геополитика России. № 6-7 Москва. С. 14.
В Законе Республики Казахстан "О национальной безопасности Республики
Казахстан" от 26 июня 1998 года также имеются определения концепции
национальной безопасности и национальной безопасности: концепция
национальной безопасности - официально принятая система взглядов и мер по
обеспечению защиты конституционных прав личности и граждан, ценностей
казахстанского общества, основополагающих государственных институтов.
Под национальной безопасностью РК понимается состояние защищенности
национальных интересов страны от реальных и потенциальных угроз. Закон "О
национальной безопасности РК" от 26 июня 1998 года. Национальная
безопасность: итоги десятилетия. Астана: Елорда, 2001. С. 225.
Концепция национальной безопасности России - официальный взгляд ее
руководства на сущность данного понятия и природу связанных с ним факторов.
Представляется, что данный долгосрочный документ должен содержать самые
общие ответы на следующие основные вопросы:
1 Как государство понимает национальную безопасность и каково ее место
в проводимой политике;
2 Что оно представляет собой и к чему стремится в нынешнюю эпоху;
3 Как они намерены двигаться к поставленной цели и преодолевать
возникающие препятствия.
Доктрина национальной безопасности - совокупность руководящих
политических принципов государства, положенных в основу самосохранения,
самопроизводства и самосовершенствования народов страны. К компетенции
этого среднесрочного документа следует отнести более конкретные и
развернутые ответы на вопросы, касающиеся понимания Россией:
Базовых тенденций и противоречий каждого пятилетия;
Обусловленных ими проблем и вызовов нации;
Возможных способов предупреждения либо парирования в этот
исторический период.
Стратегия национальной безопасности - выбранный с учетом
складывающейся ситуации наиболее рациональный способ действий руководства
России по поддержанию требуемой жизнестойкости нации. В сферу данного
краткосрочного документа должно относится разъяснение позиции государства
по вопросам, связанным с:
. уточнением требующих парирования вызовов и угроз нации;
. определения адекватных им сил и средств;
. организацией всестороннего обеспечения осуществляемых с их
помощью действий.
Таким образом, видно что, определения национальной безопасности РФ и
Республики Казахстан совпадают, мы должны определить и проанализировать их
уникальные особенности и различия. № 8 (25) - 2001 Москва С. 42.
Национальная безопасность и геополитика России. Журнал.
Россия как, и Казахстан находится на новом этапе исторического
развития. Реформируются основы государственного устройства и управления,
осуществляется процесс переоценки национальных ценностей и согласования
интересов личности, общества и государства, дальнейшего развития социально-
экономических, политических, правовых, этнических связей и отношений.
Произошла смена парадигмы национальной безопасности, что, в свою очередь,
позволило рассматривать роль и место наших стран в мире, систему их
национальных интересов, возможностей и путей их достижения.
На различных исторических этапах развития России понимание
национальной безопасности было разным. Так, в СССР в основу политики
национальной безопасности была положена доктрина государственной
безопасности, в которой интересы личности и общества были подчинены
интересам государства. После крушения коммунизма, в начале 90-х годов,
политическое руководство России явно легкомысленно, мягко говоря относилось
к проблемам национальной безопасности.
Постепенно ситуация здесь стала все же выравниваться, что отразилось в
принятии закона РФ "О безопасности". Однако можно с уверенностью сказать,
что на протяжении 90-х годов реально проблемам национальной безопасности
уделялось явно недостаточно внимания, результатом чего явились
беспрецедентные провалы во внутренней и внешней политике России.
В Казахстане в отличие от России четко понимали проблемы национальной
безопасности, свидетельством чему служат слова Президента Казахстана
Н.

Новинки рефератов ::

Реферат: Застава у цивільному праві (Право)


Реферат: Теория государства и права (Государство и право)


Реферат: Гражданско-правовые сделки с квартирами (Гражданское право и процесс)


Реферат: Пенсионная реформа и пенсионная система (Социология)


Реферат: Отчёт о посещении Государственного Исторического Музея (История)


Реферат: Методика самостоятельных занятий физическими упражнениями (Физкультура)


Реферат: Япония : древние традиции и современный стиль жизни (Искусство и культура)


Реферат: Комнатные растения целители (Сельское хозяйство)


Реферат: Правовые основы взаимоотношений представительного и исполнительного органов местного самоуправления (Право)


Реферат: Образование Древнерусского государства (История)


Реферат: Новый Закон Украины "О банках и банковском деле" (Банковское дело)


Реферат: Реклама в ЗМІ (Масс-медиа и реклама)


Реферат: История социальной помощи в России (Социология)


Реферат: Социология труда (Социология)


Реферат: Суспільна організація життя словян (История)


Реферат: Античная философия (Философия)


Реферат: Культура как объект изучения (Культурология)


Реферат: Развитие социологии в России (Социология)


Реферат: Искусство этрусков (Искусство и культура)


Реферат: Кровеносная система человека (Биология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист