GeoSELECT.ru



Литература : зарубежная / Реферат: Общность идей Мора и Кампанеллы (Литература : зарубежная)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Общность идей Мора и Кампанеллы (Литература : зарубежная)



СОДЕРЖАНИЕ:

1) Введение
2) «Утопия» Томаса Мора
3) Томмазо Кампанелла и «Город Солнца»
4) Общность идей Мора и Кампанеллы
5) Заключение
6) Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
Некоторые литературные явления исчерпываются потребностями времен и
стран, в атмосфере которых они возникли. Художественный процесс без них
невозможен так же. Сыграв свою роль, они попадают в историю литературы.
Одно из таких явлений – утопия. Само определение слова утопия - есть
неосуществимая мечта, в которой выражаются различные идеалы общества и
устремления.
Во всех утопиях проходит мысль, что в будущем человечество не будет
знать деления на расы. Люди будут говорить на одном языке и будут иметь
общие интересы.
Утопия - это "царство будущего", которое человек создает себе в
грезах. Это то лучшее будущее, ради которого человек борется, живет.
Первые европейские утопии XVI—XVII веков произвели сильное воздействие
на ум и воображение. Но они не были самыми ранними. Мечты о счастье, об
идеальном устройстве общества издавна волновали умы апостолов, низов и
элиты.
Например, в диалоге “Государство” Платон выступает убежденным
противником тирании и олигархии, смертной казни и произвола власти. Но
гуманизм его антидемократичен. Полного равенства не может быть, люди
неравны от природы. Государство должны возглавить разумнейшие — ученые-
философы, создающие законы. Их охраняют воины. В самом низу — торговцы,
ремесленники, земледельцы, которые и распоряжаются материальной
собственностью. Но главная их обязанность — снабжать высшие группы всем
требуемым.
Суть утопической мечты Платона — в ликвидации раздоров и борьбы внутри
господствующего класса рабовладельцев. Он хочет вернуться не к первобытной
общине, а к более близкому прошлому. А затем — никаких сдвигов, никакого
развития, все установлено навеки при абсолютном разделении умственного и
физического труда.
Но все же первые представления об утопии связаны для многих с именами
Томаса Мора и Томмазо Кампанеллы.
Они были прогрессивными мыслителями и писателями, детьми эпохи
Возрождения, когда Западная Европа, потрясаемая антифеодальными движениями,
вошла в стадию первоначального развития капитализма, когда техника и наука
пошли вперед, когда мысль обгоняла действительность в поисках нового.
Теории Мора и Кампанеллы предполагают возможность построения
совершенного общества на базе не только существующих орудий и форм
производства, но и общественных отношений, что отрицалось многими
мыслителями задолго до утопистов. В их концепциях вольно или невольно
прослеживается желание законсервировать существующую ступень общественного
развития, но лишь незначительно видоизменить формы социальных отношений.
Чтобы стало понятнее, на чем основывались утопические теории
мыслителей средних веков, хочу рассмотреть произведения наиболее видных
европейских утопистов и понять истоки их мировоззрения.

ТОМАС МОР и его ”УТОПИЯ”
Томас Мор был человек большого ума и широкой эрудиции, один из
блистательных гениев, которых подарила миру эпоха Возрождения - писатель-
гуманист, мечтатель и мыслитель, юрист, политический деятель, дипломат и
богослов.
Он родился 7 февраля 1478 года в Лондоне, в незнатной, но зажиточной
семье. Он получил глубокое и разностороннее образование, причем около двух
лет провел в Кентерберийском колледже Оксфордского университета, а Оксфорд
на рубеже XV-XVI веков был центром гуманизма в Англии. По настоянию отца
Томас Мор оставил университет, и заняться изучением юридических наук. В
1502 г. он стал адвокатом и в качестве такового вскоре приобрел в Лондоне
большую популярность.
В 1504 году двадцатишестилетний Мор был избран в парламент как член
палаты общин. Однако вскоре он вынужден был оставить политику - после того,
как смело выступил в парламенте против короля, требовавшего для себя новых
субсидий, и семья Мора подверглась за это репрессиям. К парламентской
деятельности Мор вернулся только спустя шесть лет.
Мор остро ощущал жестокость и безнравственность социальной
несправедливости. Однако Мор не знал, как уничтожить социальное зло, но
народное восстание для него не было достижением этой цели.
В мае 1515 года Мор как представитель Сити был включен в состав
королевского посольства во Фландрии. Во время поездки он познакомился с
выдающимся нидерландским гуманистом Петром Эгидием, чье имя он увековечил в
“Утопии”. Эгидий, как и Эразм, стал одним из ближайших друзей Мора. Тогда
же, во время своего путешествия во Фландрию, Мор начал работу над самым
известным своим произведением – “Утопией”. А осенью 1516 г. стараниями
друзей - Эразма и Эгидия - рукопись была опубликована под названием
“Золотая книжечка, столь же полезная, как и забавная, о наилучшем
устройстве государства и о новом острове “Утопии”.
Книга написана в популярном в то время жанре “рассказа
путешественника”. Мореплаватель рассказывает автору и другим лицам о
различных народах и странах, в том числе об острове Утопии.
В первой части сочинения Мор резко критикует огораживания кровавое
законодательство современной ему Англии. Порицая бессмысленную жестокость
многочисленных законов, направленных против краж и бродяжничества, Мор
ставит вопрос о причинах преступности. Основная причина всех пороков и
бедствий, считал Мор, – частная собственность, из-за которой возникают
противоречия интересов личности и общества, праздности и изнурительного
труда, роскоши и нищеты; она порождает преступления.
Автор “Утопии” одним из первых подчеркнул и то, что сложность и
запутанность законодательства отвечают интересам богачей и направлены
против трудящихся. Уже сами условия жизни простого народа, его положение не
дают возможности разобраться в сложном законодательстве, истолковать и
понять его запутанные положения.
Во второй части книги описываются учреждения и нравы жителей острова
Утопии, находящегося в Новом Свете, где-то в южном полушарии. В Утопии
общее имущество и всеобщая обязательность труда; это коренным образом
отличает их общественный и политический строй от других государств.
Утопия – своеобразная федерация 54 городов. Утопийский сенат обсуждает
общие дела острова – перераспределение продуктов, рабочей силы, прием
иностранных посольств и др.
Устройство и управление каждого из городов одинаковы. В городе 6000
семей; в семье – от 10 до 16 взрослых. Каждая семья занимается определенным
ремеслом. Для работы в прилегающей к городу сельской местности образуются
“деревенские семьи” - от 40 взрослых, в которых житель города обязан
проработать не менее двух лет.
Должностные лица в Утопии выборные. Каждые 30 семей избирают на год
филарха; во главе 10 филархов стоит протофиларх. Протофилархи избираются из
числа ученых. Они образуют городской сенат, возглавляемый князем. Князь
(принцепс) избирается филархами города из кандидатов, предложенных народом.
Должность князя несменяема, если он не заподозрен в стремлении к тирании.
Наиболее важные дела города решают народные собрания; они же избирают
большую часть должностных лиц и заслушивают их отчеты.
Описывая государственные учреждения Утопии Мор во многом следовал
античным образцам, привнося свои некоторые изменения. Органы власти Утопии
осуществляют общее руководство народным хозяйством и образованием.
Должностные лица избираются из среды ученых; создаются специальные
учреждения для координации производства и потребления.
В Утопии существует терпимость к различным религиозным течениям. Там
много сект и религий. Но запрещено возбуждать религиозный фанатизм,
осуждать верования других.
Государство стремится обойтись без запретов, ограничивающих свободу
граждан. Есть общественные столовые, но можно готовить пищу дома. Широко
используются поощрения тех, кто делает что-то полезное для общества. Вместе
с тем обязанность сифогрантов – наблюдать, чтобы никто не сидел праздно, а
чтобы каждый усердно занимался своим ремеслом.
Оригинальны рассуждения Мора о праве в Утопии. Поскольку в Утопии нет
частной собственности, споры между жителями редки и преступления
немногочисленны; поэтому им не нужно сложное законодательство.
Также автор своеобразно решает проблему наказания. За кражу не казнят,
а обращают в “рабство”, то есть принуждают к общественным работам
Это рабство – совсем не то рабство, которое было известно Античному
миру, – оно не пожизненно и не наследственно. Рабами становятся также
военнопленные, взятые с оружием в руках, и осужденные на казнь преступники,
купленные в других странах. Рабы закованы в золотые цепи и выполняют
неприятные работы. Однако рядом с ними трудятся свободные утопийцы,
добровольно выполняющие грязные работы. Основная мысль Мора в том, что
принудительные работы – более гуманная мера наказания, чем широко
распространенная в его время смертная казнь.
К войнам Мор относился резко отрицательно. Политике монархов,
помышлявших в основном о завоеваниях, он противопоставлял миролюбие.
Основным препятствием на пути учреждения нового строя Т. Мор считал
жадность и гордость богачей. Он рассчитывал на разум и случай.
Вскоре после опубликования этой книги английский король Генрих VIII
приблизил к себе Мора, назначая его на высокие государственные должности
вплоть до высшей – лорда-канцлера.
Книга эта, чрезвычайно смелая для XVI века, в наше время кажется
наивной, потому что мы, в нашем демократическом строе, далеко ушли от того
"идеального" строя, о котором мечтал канцлер Генриха VIII. За четыре века,
которые отделяют нас от этой первой настоящей утопии, утопий было создано
такое невероятное количество, что пришлось бы написать целые тома, чтобы
только перечислить их. И, хотя в основе всех утопий лежит благоденствие
человечества, все они значительно разнятся.
ТОММАЗО КАМПАНЕЛЛА И ”ГОРОД СОЛНЦА”
Последующие теоретики раннего социализма испытали на себе сильное
влияние ”Утопии”, в том числе и новых идей о государстве и праве.
Дальнейшее распространение утопического социализма в Европе связано с
именем Джованни Доменико Кампанеллы, автора ”Города Солнца”, известного
итальянского философа, социолога и литератора.
Он родился в 1568 году на юге Италии, в Калабрии, которая находилась
под гнетом испанской короны. В пятнадцать лет, вопреки воле отца, который
мечтал видеть его дипломированным юристом, он постригся в монастырь
доминиканцев под именем Томмазо. Начинаются упорные занятия философией и
теологией, изучение работ Аристотеля и Фомы Аквинского. На полках
монастырских библиотек он находит труды Демокрита и Платона, по-своему
осмысливает их. Наибольший его интерес вызвала философия итальянца
Бернардино Телезио, яростного противника схоластики Аристотеля, работы
которого были включены католической церковью в список запрещенных книг.
Кампанелла открыто защищает идеи Телезио и публикует философские сочинения.
Такая дерзость не могла пройти безнаказанной, и инквизиция заинтересовалась
Кампанеллой. Он проявил себя как противник Реформации и сторонник как
церковной, так и светской власти папы; инквизиция закрыла глаза на многие
его прегрешения.
Кампанеллы всерьез занимался астрологией, что сыграло значительную
роль в его жизни и деятельности. В 1597 году он вернулся на родину и,
основываясь на положении звезд, предсказал победоносное восстание против
власти испанских Габсбургов. Впрочем, возмущение произволом иноземцев
охватило тогда все слои Калабрии, и Кампанелла возглавил заговор, к
которому примкнули и дворяне, и монахи, и крестьяне, и разбойники. Но
испанцев предупредили, и верхушка заговора была схвачена. Попал в
неаполитанскую тюрьму и Кампанелла. Его спасло от смертного приговора
только то, что его объявили еретиком. В 1602 году Кампанеллу осудили на
пожизненное заключение, и он провел в различных тюрьмах свыше двадцати семи
лет.
Утопия ”Город Солнца, или Идеальная Республика. Поэтический диалог”
была написана на латыни в тюрьме, в 1602 году, а опубликована впервые в
1623 году. И на этой утопии лежит отпечаток своего времени, его мучений и
проблем.
На мрачном горизонте драматической жизни тогдашней Италии Государство
Солнца появляется как светлое видение. Где-то в Индийском океане, в некоей
неизвестной земле возвышается гора, на которой построен прекрасный
лучезарный город. Стены его украшены чудесной и поучительной живописью,
здания светлы и поместительны. Там воплотились заветные мечты о
человеческом счастье, ибо там нет частной собственности и все построено на
основе естественных законов природы. Кампанелла полагал, что в обществе,
основанном на общей собственности, сохранится государство. Он изображает
совершенно новую организацию государственной власти, не имеющую аналогии в
истории.
Город Солнца — теократическая республика, организованная по образцу
монашеского Ордена и отдаленно напоминающая государство древних инков. Во
главе его стоит мудрейший и всезнающий первосвященник Солнце (он же
Метафизик), которому подчинены три соправителя: Мощь, ведающий военным
делом, Мудрость — познанием, науками, и Любовь — продовольствием, одеждой,
деторождением и воспитанием. Они выбирают низших должностных лиц, носителей
истинного знания, презирающих схоластику — ”мертвые знаки вещей”.
В Городе Солнца дважды в лунный месяц созывается общее собрание всех
соляриев, достигших 20-летнего возраста. На Большом Совете каждому
предлагается высказаться о том, какие есть в государстве недочеты. На
Большом Совете обсуждаются все важные вопросы жизни государства.
Весьма оригинальны мысли Кампанеллы о способах сочетания демократии и
правления ученых-специалистов. Кандидатуры на тот или иной пост
предлагаются воспитателями, старшими мастерами, начальниками отрядов и
другими должностными лицами, знающими, кто из соляриев к какой должности
более пригоден. В Большом Совете каждый может высказаться за или против
избрания. Решение о назначении на должность выносится коллегией должностных
лиц. Должностным лицам в свою очередь помогают советом так называемые
жрецы, которые определяют дни посева и жатвы, ведут летопись, занимаются
научными изысканиями.
В этом государстве существуют право, правосудие, наказания. Законы
немногочисленны, кратки и ясны. Текст законов вырезан на колоннах у дверей
храма, где осуществляется правосудие. Солярии спорят друг с другом почти
исключительно по вопросам чести. Этот процесс гласный, устный, быстрый. Для
уличения в преступлении необходимо пять свидетелей. Пытка и судебные
поединки, свойственные феодальному процессу, не допускаются. Наказания
воздаются по справедливости и соответственно проступку.
Источник человеческих зол — эгоизм. Автор видит возможность его
искоренения, когда все члены общества равны во всех отношениях. Общие
столовые, одинаковая одежда, общие украшения, общие дома, спальни и
кровати... И если уж все общее, то должны быть и общие мужья и жены, общие
дети. С невероятной дотошностью Кампанелла описывает деторождение и половые
отношения и обнаруживает почти нескрываемое презрение к парной любви. Она
для него скорее допустимая забава, чем серьезное чувство.
Женщины Города Солнца имеют те же права, что и мужчины, они могут
заниматься и науками, и чем угодно. Они только освобождены от тяжелых форм
труда. “Общности жен” соответствует ”общность мужей” на основе взаимного
равенства.
В ”Городе Солнца” есть отличие экономического и социального бытия по
сравнению с ”Утопией”. Рабочий день сокращен до четырех часов, и все же
изобилие налицо, ибо труд, как об этом впервые в истории человеческой мысли
догадывается Кампанелла, есть первая потребность человека. Кампанеллу
интересует проблема выявления способностей человека, хотя решает он ее в
фантастико-астрологическом духе: природные склонности должны быть разгаданы
через тот же гороскоп.
Моральное регулирование общественной жизни Кампанелла возлагает на
религию, но надеется на религию далеко не во всем. Он разработал ряд
правовых и моральных санкций нерелигиозного характера, иногда весьма
жестоких, направленных против безделья и разврата. И он, в отличие от Мора,
показывает обитателей своего государства способными взять в руки оружие не
только для защиты от внешних нападений. Убить тирана — почетно. Изгнать
вздорного и ничтожного монарха — человечно.
Кампанелла пишет о наболевшем. Он рисует идеальное, с его точки зрения
общество, где трудятся все и нет ”праздных негодяев и тунеядцев”. За 27 лет
заключения он долго думал о неравенстве и о наилучшем государственном
устройстве.
Осмыслив окружавшую его действительность, он пришел только к одному
выводу: существующий государственный строй несправедлив. Чтобы люди жили
лучше, его должен сменить другой, более совершенный строй. Где все люди
равны между собой.


ОБЩНОСТЬ ИДЕЙ МОРА И КАМПАНЕЛЛЫ

По мнению многих исследователей творчества социалистов-утопистов, в те
времена люди еще не могли представить реалии социализма, поэтому их утопии
получались слегка фантастичными.
Естественно, что в XVI и XVII веках капитализм лишь набирал обороты,
общество еще не было готово для перехода к социализму. Не созрели и
предпосылки для этого перехода: ни производительные силы, ни
производственные отношения.
В целом идеи равенства у Мора и Кампанеллы схожи. Они оба мечтают о
государстве, где бы все были равны между собой. Причем равенство, описанное
у них, нередко переходит всякие границы.
Так, у Мора люди представляют собой массу, потерявшую свою
индивидуальность. Никто не имеет даже шансов выделиться: все обязаны
одинаково одеваться, одинаково проводить время, трудиться ровно по 6 часов
в день. Мнение людей, собственно, никто не спрашивает.
Конечно, капиталистическое общество с его неравенством и эксплуатацией
в какой-то степени несправедливо. Но оно даёт людям свободу, право выбора.
Если человек хочет чего-то добиться в этой жизни, если он трудолюбив и
способен, он добивается в этой жизни чего-то. Те же, кто не может добиться
высот, оседают внизу. И таких людей большинство. Само собой, это “серое”
большинство согласно на жизнь при утопии. Люди же достигшие чего-то в
жизни, а их меньшинство, не хотят быть как все. И им утопия не нужна.
В отличие от Кампанеллы, у Мора сохраняется рабство. Это не позволяет
сказать, что все люди равны между собой. Кроме того, даже законопослушные
граждане вовсе не равны между собой, как это пропагандируется. Женщины
должны слушать мужей, дети – родителей, младшие – старших.
Кроме того, и на Утопии, и в городе Солнца есть власть. Власть – это
люди, наделенные полномочиями решать судьбы других. И пусть эта власть
меняется каждый год, как у Мора. И люди, стоящие у власти, по своему
статусу не ниже, чем остальные. Хотя бы потому, что они работают над
законами, а не на сельском поле.
И у Мора, и у Кампанеллы идеалом представляется тоталитарные общества,
где жизнь граждан со всех сторон ограничена и размечена государством.
Человек не вправе сам решать, что ему делать, а что нет.
Таким было эстетическое влияние утопий,— оно нигде и везде. Трудно
обнаружить его отдельные проявления, но в любом высокохудожественном
произведении искусства и литературы есть частичка утопии — мечта о
совершенной человечности.
Наблюдая жестокие нравы позднего средневековья, социальные мыслители
XVI и XVII веков направляли свои усилия не только на обоснование
незыблемости власти суверена, но и на поиск более совершенного типа
общественного устройства, "какое по праву может называться государством".


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В жизни Англии начала XVI и Италии начала XVII веков были существенные
черты сходства. После бурного развития мануфактур, когда Италия являлась
самой передовой страной Европы, и передовой не только в экономике,
наступило время упадка. Ориентация на внешний рынок оказалась роковой:
великие географические открытия и господство турок на востоке Средиземного
моря привели к перемещению основных торговых путей и жестокому
экономическому кризису. Как в Англии во времена ”огораживании”, хотя и по
другой причине, тысячи людей - ремесленников, мелких торговцев, работников
мануфактур - не знали, куда приложить свои руки. Крестьянство страдало от
варварских форм феодальной эксплуатации, от иноземного владычества.
Техническое развитие зашло в тупик, а между тем творческая деятельность
людей пауки продолжалась, и это приводило к оппозиционности интеллигенции.
И в этих условиях утопизм, как мечтание о разрубленном гордиевом узле
гибельных обстоятельств, был неизбежен.
Ранние социалисты-утописты Мор и Кампанелла сделали большой вклад в
развитие литературы не столько своими суждениями, сколько глубоким
эстетическим смыслом своих утопий. ”Я считаю,— писал Томас Мор в ”Утопии”,—
что человеческую жизнь по ее ценности нельзя уравновесить всеми благами
мира”. На место религиозного идеала пассивности и смирения вместе с
утопическим социализмом приходит новый идеал человека, который
совершенствует себя и исправляет окружающий мир.
Казалось бы, что для всех людей и всех времен это царство будущего
должно рисоваться одинаковым, но в действительности этого никогда не было и
не будет. Не только каждая эпоха имела свою утопию, свою утопию имеет
каждый народ, даже больше - каждый мыслящий человек.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Всемирная история в 10 томах, Т.4. М.: И-во Социально-
экономической литературы, 1958.
2. История теоретической социологии. В 5 т. Т.1. – М.: Наука,
1997.
3. Реизов Б.Г. Итальянская литература XVIII в. М., 1966.
4. Статья Л. Воробьева «Утопия и действительность»
5. Кампанелла Т. Город Солнца. М., 1980
6. Мор Т. Утопия. М., 1978






Реферат на тему: Оноре де Бальзак

Оноре де Бальзак, знаменитый французский писатель. Родился 8(20)
мая1799 года в Туре, умер 6(18) августа 1850 года в Париже. Не только
особенностями своего творчества, но и самой своей личностью и литературной
карьерой он представляет яркий тип писателя, развивавшегося под влиянием
широких успехов естествознания и позитивной философии, среди суровой борьбы
и жестокой конкуренции, вызванной ростом промышленности. Его жизнь — это
история труженика, который с неутомимой энергией стремится пробиться
вперед, во что бы то ни стало завоевать себе славу и богатство. Его
творчество проникнуто стремлением перенести методы современного
естествознания в художественную литературу, стереть грань, отделяющую
литературу от науки. Его отец был вульгарным материалистом и оставил ряд
сочинений по социальным вопросам; выше всего он ставил задачу физического
улучшения человеческой породы и при помощи выводов естествознания мечтал
разрешить социальные и моральные вопросы своего времени.
Бальзак унаследовал мировоззрение своего отца, его здоровье и железную
волю. Получив первоначальное образование сперва в провинциальном, потом в
парижском колледже, Бальзак остался в столице, когда его отец уехал с
семьей в провинцию. Решив, вопреки воле отца, посвятить себя литературе, он
был почти лишен поддержки со стороны семьи. Как показывают его письма к
сестре Лауре, это не мешало быть ему полным энергии и честолюбивых
замыслов. В своей убогой каморке он мечтал о влиянии, славе и богатстве, о
завоевании великого города. Он пишет под псевдонимом ряд романов, лишенных
литературного значения и не включенных им впоследствии в полное собрание
его сочинений.
В то же время в нем просыпается прожектер и предприниматель.
Предупреждая широко утвердившуюся впоследствии идею дешевых изданий,
Бальзак первый затевает однотомные издания классиков и выпускает (1825 —
1826) со своими примечаниями Мольера и Лафонтена. Но издания его не имели
успеха. Так же неудачно пошли затеянные им типография и словолития, которые
он должен был уступить своим компаньонам.
Еще печальнее закончилась поездка Бальзака в Сардинию, где он мечтал
открыть серебро, оставленное там древними римлянами в разрабатываемых ими
копях. В результате всех этих предприятий Бальзак очутился в неоплатных
долгах, вынуждавших его к упорной литературной работе. Он пишет повести,
брошюры по разным вопросам, сотрудничает в журналах «Карикатура» и
«Силуэт».
Известность Бальзака начинается с появлением в 1829 году его романа
«Le dernier Chouane ou la Bretagne en 1800». С этого момента Бальзак почти
не сходит с пути, на который вступил. Один за другим появляются его романы,
в которых он обрисовывает все стороны французской жизни, выводит
бесконечную вереницу самых разнообразных типов, составляет «величайшее
собрание документов о человеческой природе». Он типичный писатель-
ремесленник. Подобно Золя и в противоположность романтикам, поэтам-
пророкам, он не ждет вдохновения. Он работает по 15 — 18 часов в сутки,
садится за стол после полуночи и почти не оставляет пера до шести часов
следующего вечера, прерывая работу только для ванны, завтрака, а особенно
для кофе, которым поддерживает в себе энергию и который сам тщательно
готовил и употреблял в огромном количестве.
Появившиеся в начале тридцатых годов романы «Шагреневая кожа»,
«Тридцатилетняя женщина» и особенно «Евгения Гранде» (1833) доставили ему
громкую славу, и Бальзаку больше не приходиться гоняться за издателями.
Однако ему не удается осуществить мечту о богатстве, несмотря на его
необыкновенную плодовитость; он выпускает иногда по несколько романов в
год.
Из его многочисленных романов наиболее известны: «Сельский врач», «В
поисках абсолюта», «Отец Горио», «Утраченные иллюзии», «Сельский
священник», «Хозяйство холостяка», «Крестьяне», «Кузен Понс», «Кузина
Бетта».
Быть может, влияние научного духа времени на Бальзака ни в чем не
сказывалось так ярко, как в его попытке соединить в одно целое свои романы.
Он собрал все изданные романы, присоединил к ним ряд новых, ввел в них
общих героев, связал родственными, дружескими и другими связями отдельные
лица и, таким образом, создал, но не довел до конца грандиозную эпопею,
которую назвал «Человеческая комедия», и которая должна была как бы
послужить научно-художественным материалом для изучения психологии
современного общества.
В предисловии к «Человеческой комедии» он сам проводит параллель между
законами развития животного мира и человеческого общества. Разные виды
животных представляют только видоизменение общего типа, возникающие в
зависимости от условий среды; так, в зависимости от условий воспитания,
окружающей обстановки и т. д. — такие же видоизменения человека, как осел,
корова и т. д. — виды общего животного типа.
В целях научной систематизации Бальзак разбил все это огромное
количество романов на серии. Кроме романов Бальзак написал ряд
драматических произведений; но большая часть его драм и комедий не имела
успеха на сцене.
В 1833 году Бальзак получил письмо от неизвестной ему польской
аристократки Ганской, урожденной графини Ржевусской. Между романистом и
почитательницей его таланта завязалась переписка (издана к столетию со дня
рождения Бальзака). Бальзак впоследствии несколько раз встречал Ганскую,
между прочим, в Петербурге, куда он приезжал в 1840 году. Когда Ганская
овдовела, она приняла предложение Бальзака, но еще несколько лет по разным
причинам не могла состояться их свадьба. Бальзак тщательно отделывал
квартиру для себя и жены, но когда, наконец, в марте 1850 года свадьба
состоялась в Бердичеве, смерть уже ждала его, и Бальзаку всего несколько
месяцев осталось наслаждаться семейным счастьем и сравнительно обеспеченным
существованием.
Бальзак является общепризнанным отцом реализма и натурализма. Развитие
реализма в литературе было отражением общего научного духа XIX века так же,
как торжество позитивизма в философии и успехи естествознания. Знаменитый
спор Кювье и Жоффруа Сент-Илера произвел большое впечатление на тогдашние
умы. Кювье признавал в животном царстве несколько отдельных типов, между
которыми нет связи; Сент-Илер отстаивал принцип единства органического
строения у всех животных. Бальзак был учеником Сент-Илера и перенес его
метод в область романа.
Изображая «общественные разновидности» Бальзак стремиться к точной
научной классификации и проявляет наблюдательность, свойственную ботанику
или зоологу. Он с изумительной точностью изучал особенности, свойственные
той или иной «разновидности». Он знает привычки, обороты речи, приемы,
движение, походку, жесты, даже мелочи обстановки, детали костюма,
свойственные тому или другому герою. Как Кювье по найденному зубу или кости
догадывается о строении целого животного организма, так Бальзак по одному
жесту или слову определяет всю психику данного общественного типа. То
соответствие, которое Кювье открыл между частями организма, Бальзак
стремится установить между проявлениями человеческой психики. Вот почему он
так тщательно следит за своими героями, подробно изображает расположение
комнат в квартире, безделушек на туалетном столике, знает точно до сантима
количество денег в кошельке действующего лица. Он питает глубокое уважение
к факту.
Подобно истинному ученому, он как бы сознает, что его психологические
заключения будут оправданы только тогда, когда они обнимут множество
фактов, и Бальзак с беспримерным рвением стремится собрать как можно
большее количество документов. Для него, как и для естествоиспытателя
фактов играет первостепенную роль наряду с классификацией. Бальзак поражает
обилием собранного им материала. Министры, банкиры и коммерсанты,
журналисты, критики и поэты, артисты и ученые, куртизанку, ростовщики,
представители старой аристократии и буржуазии, столица и провинция,
политическая борьба и частная жизнь — все собирает Бальзак в свою
«комедию». Этим же научным направлением бальзаковского творчества
объясняется смешение художественных, научных и публицистических элементов
в его романах. Рядом с изображением чувств и страстей мы встретим в них
подробные сведения делового характера о банкирских операциях, о возвратном
счете, о выделке дешевой бумаги, рассуждения публицистического характера о
браке, нравственности, о политических и общественных вопросах и т. д.
Бальзак сливается со своими героями, он почти физически ясно
переживает вместе с ними их горести и радости, он томится и страдает, когда
его герой попадает в затруднительное положение, из которого он не может
указать ему выхода; он приходит в отчаяние, когда не может найти среди
своих героев подходящего жениха для какой-нибудь героини, употребляет все
усилия, чтобы содействовать нравственному возрождению опустившегося
человека или удержать от нравственного падения неопытного юношу, и искренне
скорбит, когда его усилия терпят неудачу. Ему кажется, что он стоит перед
живыми людьми и действительными конфликтами, которые развиваются по
определенным законам, вне его власти.
Мировоззрение Бальзака, как оно выясняется из его романов, носит
пессимистический оттенок. Он объективен в изображении своих героев и в этом
отношении не отступает от общего научного духа своего творчества. Он не
преследует сатирических целей. Его задача — собирать документы о человеке и
классифицировать их. И, тем не менее, нельзя не видеть, что в общем его
«Комедия» — тяжкий обвинительный акт против французского общества эпохи
реставрации и июльской монархии и против человека вообще. Быть может, никто
не воплотил в такие яркие образы бессердечный эгоизм, царствующий в
буржуазном мире. Этот эгоизм, порожденный бешеной погоней за благами жизни,
за наслаждениями и богатством, представляется Бальзаку главной движущей
силой общества.
Излюбленная тема Бальзака — яростная борьба даровитых честолюбцев,
пробивающих себе дорогу в большом городе. Чистый юноша, попавший в большой
город и делающий карьеру ценой своей нравственной гибели, — излюбленный
образ Бальзака. Таков Растиньяк («Отец Горио»), таков Люсьен Шардон
(«Утраченные иллюзии»). Его женщины в большинстве случаев такие холодные
эгоистки, как дочери Горио, с легкостью торгующие как туалетами, так и
душами. Его мужчины — в большинстве похотливые животные. Если он выводит
чистую девушку, как Евгения Гранде, то, кажется, только для того, чтобы
показать, как в ужасной атмосфере современной общественной жизни черствеет
самое чуткое и нежное сердце, вытравляются искреннее чувство и трогательная
любовь.
Бальзаку принадлежит один из самых лучших типов скупца, известных в
литературе. В лице старика Гранде он вывел современного гения наживы,
миллионера, превратившего спекуляцию в искусство. Гранде отрекся от всех
радостей жизни, иссушил душу своей дочери, лишил счастья всех близких, но
нажил миллионы. Его удовлетворение — в удачных спекуляциях, в финансовых
завоеваниях, в торговых победах. Он своего рода бескорыстный служитель
«искусства для искусства», так как сам лично неприхотлив и не интересуется
теми благами, которые даются миллионами.
Бальзак постиг власть денег. Деньги у него — главная причина событий.
Он сумел показать, как его век разменял на звонкую монету все, начиная от
предметов первой необходимости и кончая талантом, вдохновением и самыми
нежными и святыми чувствами.
Представители самых благородных профессий — врачи, священники,
публицисты, артисты, поэты — стали наемными слугами тех, кто обладает
капиталом.
Этот пессимизм соответствует общему материалистическому направлению
бальзаковского творчества. Идеальные образы менее удаются ему, чем те
фигуры, в которых отразилось материальное направление XIX столетия.
Взгляд Бальзака на смысл современной жизни, на факторы, управляющие
современным человеком, всего лучше можно сформулировать словами, которые он
влагает в уста каторжника Вотрена, поучающего молодого студента: «Выскочить
в люди — вот задача, которую стремятся разрешить 50 000 молодых людей в
вашем положении. И вы — единица в этой сумме. Подумайте, какие усилия
потребуются от вас, какая ожесточенная предстоит борьба! Вы будете пожирать
друг друга как пауки! Принципов нет, а есть события; и законов нет, а есть
только обстоятельства, к которым подлаживается умный человек, чтобы
торговать ими по-своему. Порок теперь в силе, а таланты редки. Честность
никуда не годится. Надо врезаться в эту толпу, как бомба, или прокрасться в
нее, как язва».
Жизнь представляется Бальзаку жестокой борьбой аппетитов, бессердечной
братоубийственной войной всех против всех из-за наслаждений и богатства.
Объективный научный метод применен Бальзаком и к исследованию внутреннего
мира женщины. В противоположность большинству поэтов и романтиков, которые
любили изображать восторги первой любви и первого поцелуя и опускали
занавес над и историей женщины, после того как кончится период ее наивного
отношения к жизни, Бальзак проследил историю женской души от юных лет до
старости и сделал центральным моментом своего внимания тот период жизни
женщины, когда она достигает полной зрелости, приобретает широкий опыт,
достигает расцвета своих физических и духовных сил. 30-летниий возраст
женщины Бальзак предпочитал ее юности, так как в этом возрасте она свободна
от иллюзий, от наивного понимания жизни; она отдает свое сердце
сознательно, умеет выбирать и различать людей, а потому и ее любовь имеет
больше цены, дает больше счастья и утех.
Таковы основные особенности творчества Бальзака и главной черты его
миросозерцания. Его романы навсегда останутся величайшим собранием
документов о XIX столетии — собранием, в котором ярко освещены все уголки
жизни этого промышленного и материалистического века.
Список используемой литературы:
1. «Оноре де Бальзак». Под. ред. П.Ф. Алешкина. Изд. «Голос». 1992г.
2. «Бальзак». Стефан Цвейг. Изд. «Саранск». 1981г.





Новинки рефератов ::

Реферат: Изменение политической и социальной структуры Древнего Рима в 1-2 веках н.э. (История)


Реферат: Сопоставительный анализ фразеологизмов с анимализмами в немецком и русском языках (Литература)


Реферат: Процесс общения и трансакционный анализ (Психология)


Реферат: Бюджетное управление предприятием (Управление)


Реферат: Курс лекций по ораторскому искусству (Психология)


Реферат: Особенности регионарного кровообращения (Биология)


Реферат: Великий князь Владимир Мономах (История)


Реферат: Исторические даты России (История)


Реферат: Боги древнего Рима (Религия)


Реферат: Иск и возбуждение уголовного дела (Гражданское право и процесс)


Реферат: Факторы риска бытовой и производственной среды (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Клиническая психология (Психология)


Реферат: Органтзация перевозок и управление на транспорте (Транспорт)


Реферат: Возрастная психология (Психология)


Реферат: Черногорский феномен (Политология)


Реферат: Сниженная лексика английского языка и ее перевод на русский язык (на примере переводов романа С. Кинга “Долгий путь”) (Иностранные языки)


Реферат: Зороастризм (Религия)


Реферат: Новый украинский план счетов(рус/укр) (Бухгалтерский учет)


Реферат: Сущность финансовой политики государства (Финансы)


Реферат: Миф и его аспекты (Культурология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист