GeoSELECT.ru



Литература / Реферат: Образ России в лирике А. Блока (Литература)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Образ России в лирике А. Блока (Литература)


Средняя общеобразовательная школа №52



Образ России в лирике А. Блока



Сочинение подготовил
ученик 11 Б класса
Никонов Дмитрий



Чебоксары 2003
Образ России в лирике А. Блока.

Россия… Сколько замечательных поэтов земли русской воспели её в своих
произведениях! Муза Пушкина, Лермонтова, Некрасова учила любить родину,
«глаголом жгли сердца людей». Карамзин впервые написал историю России,
проявил свою искреннюю любовь и уважение.
Тема России является центральной в произведениях Блока. Обращение к
России как к путеводной звезде, пусть порой скрывавшейся за туманом,
проходит через всё творчество поэта. Этот образ в душе Блока «был светел
навсегда», он укорял и призывал, рождал волю к преодолению праздности души,
выводил из жизненных тупиков. В ранней лирике она идеальная, полусказочная.
На это повлияли Пушкин и Аксаков.
Истинный взгляд начинает формироваться в 1905-1906 годах. Но тем не
менее, Россия у Блока «постоянно меняющийся образ, но не изменяющийся в чём-
то основном».
События в университете, глубокое брожение в деревнях влияли на строй души
Блока и даже порой подсказывали совершенно непривычные для него темы и
сюжеты, как, например, в стихотворении «Фабрика». Это лирическое
произведение было написано как политический протест против сложившегося
порядка и строя. Блок рассказывает о тяжёлой жизни рабочих. Он пишет, что
их неминуемо ждёт смерть при таких условиях труда: «…чёрный кто-то людей
считает в тишине». Чтобы показать ужасную жизнь рабочих, поэт подобрал
подходящие выражения: «медный голос зовёт согнуть измученные спины». Но
Блок отмечает, что они не протестуют:
Они войдут и разбредутся,
Навалят на спины кули.
А хозяева:
И в жолтых окнах засмеются,
Что этих нищих провели.
Уже желтый цвет указывает на подлость и жестокость начальников. Это
стихотворение показало мне, что Блок интересовался политическими вопросами,
сам взывал к протесту, не зря оно было запрещено цензурой.
Вера и любовь в вечную молодость России отразились в лирическом
произведении «Россия». Родина предстаёт перед нами в образе женщины с
прекрасными чертами, «разбойной красотой», повязанной в «плат узорный до
бровей». Трагически звучат слова автора:
Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые
Как слёзы первые любви!
Но она никогда не пропадёт, не сгинет, с нею «невозможное возможно». Тема
патриотизма выражена в следующих строчках:


2
Тебя жалеть я не умею
И крест свой бережно несу…
Этими словами Блок хотел доказать свою любовь к Родине, готовность помочь
несмотря на лишения трудности.
Этими словами Блок хотел доказать свою любовь к Родине, готовность помочь
несмотря на лишения и трудности.
Устремленность в будущее показана в стихотворении «О весна без конца и
краю…». Здесь Блок сравнивает Россию с образом женщины, поэтому личные
искания поэта неотделимы от поисков счастья для родной страны. В
стихотворении Блок выражает мысль о том, что Родину надо принимать и любить
такой, какая она есть. Поэт смиряется с неудачами, спорами, унижениями, но
следующие слова доказывают его готовность защитить Родину, несмотря на его
мучения, страдания.
Перед этой враждующей встречей
Никогда я не брошу щита.
В этом и заключается эстетический смысл лирического произведения.
Социальное размежевание русского общества Блок отразил в стихотворении
«На железной дороге». Через тему униженного человека поэт утверждает тему
России. Он рассказывает о судьбе женщины на железнодорожной станции, о её
молодости, дальнейшей безысходности жизни и чистой любви, которую затоптали
в грязь.
Трагично звучно строки о смерти под колесами вагонов:
Не подходите к ней с вопросами,
Вам всё равно, а ей довольно:
Любовью, грязью иль колёсами
Она раздавлена – всё больно.
Сюжет этого стихотворения напоминает мне «Железную дорогу» Некрасова, где
мальчик видит, как за окнами встают мощи мёртвых строителей. Этим
лирическим произведением Блок продолжил тему «маленького человека», которую
начал ещё А. С. Пушкин.
В поисках идеала и пути в будущее поэт обращается к прошлому России, к её
истокам. Сопоставление прошлого и будущего родной земли посвящён цикл «На
поле Куликовом». Здесь слышатся мотивы «слова о полку Игореве», «Сказания о
Мамаевском побоище», а также отзвуки Пушкина, Тютчева, Достоевского,
Соловьёва. Так появляется образ Родины. Но поиски будущего у Блока
трагичны. Страдание – неизбежная плата за движение вперед, поэтому путь
Родины лежит через боль: «Нам путь – стрелой татарской древней воли пронзил
нам грудь».
Посвятив теме России свою жизнь, Блок создал величественную, полную жизни
и движения картину родной земли. Он верил, что будущее поколение увидит в
нашей стране торжество добра и свободы, почерпнёт из его поэзии силы для
жизни.

29 октября 2003 г.

3
От автора:
Это сочинение адресовано в первую очередь тем, кто не успел ознакомиться с
лирикой Александра Блока.
Я надеюсь, что моё творение будет достойно оценено Вами и Вашими учителями.
При подготовке этого сочинения не использовались
пособия и готовые сборники по литературе.
Свои отзывы и предложения прошу отправить на мой E-mail:
nikdem@mail.ru.

P.S. Каждый, кто отправит мне сообщение с обратным E-mailом и оценкой,
которую он получил при использовании моего сочинения, будет получать на
свой E-mail мои новые сочинения!!!







Реферат на тему: Образ России в поэме Дж. Байрона "Дон Жуан"

Московский Педагогический Государственный Университет



ОБРАЗ РОССИИ В ПОЭМЕ Д.Г.БАЙРОНА «ДОН ЖУАН»
[pic]

Выполнила студентка II курса
Филологического факультета
заочного отделения
Макарова Мария


-2003-
Образ дороги в мировой литературе не раз становился ключевым образом в
раскрытии множества поставленных задач. Кто может увидеть и рассказать
больше, чем путешественник? Мотив странствия – это одна из самых ярких
традиций в литературе, которая служит созданию целостной картины жизни.
Когда жанр романа только зарождался, когда еще не открылся интерес к
изображению внутреннего мира человека, главным героем часто становился
именно путешественник.
С развитием литературы мотив дороги начинает выполнять более сложные
задачи, он способствует раскрытию человеческих характеров, нравственно-
философских и социально-бытовых проблем. Местные явления приобретают
характер общечеловеческих. Картины действительности предполагают не менее
глубокий анализ, чем система образов, конфликты и философские размышления
автора.
Байрон хотел дать обзор современного мира и прибегнул к самому
подходящему для того художественному приему. Его герой – странник, который
к тому же является «вечным образом» в мировой литературе и не требует
подробной характеристики. Автору достаточно назвать его имя и пойти вслед
за ним хоть на край света.
Идя за своим героем, Байрон «берет на анализ» многие явления современной
жизни, которые, пройдя, как световой луч, через внутреннее «Я» поэта,
распадаются на широкий проблематический спектр. Авторский взгляд является
единственным и главным проводником читателя. Философия Байрона заложена в
основном в лирических отступлениях, в даваемых автором характеристиках и
описаниях, которые вплетаются в сюжетную линию.
Образ России в поэме «Дон Жуан», как и образы Испании, Турции, Англии,
прежде всего, представлен отдельными лицами и имеет важное идейное значение
в произведении. В эпоху Байрона взгляд всей западной Европы обратился к
Российской Империи, которая во второй половине XVIII – начале XIX веков
начала быстрыми темпами набирать обороты в международных отношениях. Связь
с известными французскими просветителями, в которой российская корона
искала способов достижения своих абсолютистских целей, развитые торговые
отношения с Англией, успешные войны с Османской империей, завоевание Крыма
и выход к Черному морю, приобретение Финляндии в войне со Швецией и,
наконец, победа над Наполеоном – все это укрепило международный авторитет
России и поставило ее в ряд великих европейских держав.
Несмотря на это, байроновская Россия предстает перед нами совершенно в
ином свете: за внешне блистательными военными достижениями скрываются
низменные потребности, животные инстинкты в среде гвардейцев и казачества,
унизительные придворные отношения, рабское положение народа. Байрон придает
огромное значение таким человеческим ценностям, как ум, свобода,
справедливость. Здесь проявляются и его личные качества, и то влияние,
которое оказала на всю Европу Великая французская революция, проходившая
под просветительским лозунгом «свободы, равенства и братства». Автор не раз
дает понять, что он против завоевательных войн, и признает только борьбу за
освобождение.
Седьмая и восьмая песни поэмы почти целиком посвящены военному сражению
русских и турецких войск. Взятие турецкой крепости Измаил, которое
происходило в 1790 г., поэт описывает в мельчайших подробностях, но по
законам художественного творчества. Особенность Байрона-художника в том,
что он не стремился дать исчерпывающие и достоверные исторические
характеристики, а хотел раскрыть живой смысл явления, посмотреть на него с
нравственной позиции. Эта позиция определяет и ход битвы, и поведение
воюющих, и характеры людей.
Образ Суворова, великого русского полководца, прославившего военное
искусство, представлен очень субъективно, без приведения каких-либо точных
фактических или биографических сведений. Автор выделяет в нем не только
военный талант, но и отсутствие человечного начала, полное равнодушие к
количеству жертв. Кроме того, все его черты поэт окарикатуривает, он
называет Суворова «двуликой особью», «полудемоном, «героем и шутом»,
который «перед штурмом был – в мундире арлекин». Несмотря на его военные
достижения, Байрон видит в нем марионетку в руках самодержавия.
Характеристика полководца дана через призму авторского взгляда, который
направлен не против каких-то личных качеств этого человека, а против
искаженных государством ценностей:
…Идем: зовет война
Под крепость гордую, что с твердостью достойной
Стоит еще, со всех сторон осаждена
Суворовым (у нас – Сьюарру). Он, воюя,
Как олдермен, - мозги, кровь обожал парную.
(Песнь седьмая, строфа 8)
Кровожадность имеет здесь образное значение. Поэт приравнивает к ней
корыстные интересы, погоню за славой и наградами, оцениваемыми выше
человеческой жизни. Сцены зверской жестокости, которые являются результатом
этих интересов, подчеркивают гуманистический пафос поэмы.
Тема войны появилась еще в «Паломничестве Чайльд Гарольда», но здесь она
приобретает более широкое значение. Личное байроновское восприятие войны в
поэме «Дон Жуан» нашло блестящее свое выражение. «Человек, осушивший хотя
бы одну слезу, более заслуживает честной славы, чем тот, кто проливает
целые моря крови...» - говорил поэт. Байрон стремился разрушить ложную
героику войны, ее мнимую торжественность, передать все уродливые черты
этого явления. Цель войны – это убийство, орудие ее – обман и жестокость,
все, что вершится на войне - грех. Не случайно поэт, перефразируя слова
Евангелия, противопоставляет волю человека воле Бога:
Бог рек: «Да будет свет». И бысть он. Человек
Сказал: «Да будет кровь». И крови льются реки.
(Песнь седьмая, строфа 41)
Вождь обучал бойцов по лестницам взбираться
(Но не иаковским), учил во рвы спускаться…
(Песнь седьмая, строфа 52)
Кроме Суворова поэт вводит еще одного видного деятеля, верного русскому
оружию, Потемкина. Этот человек тоже изображен иронически, еще и потому,
что был одним из фаворитов русской императрицы:
От несварения он умер, пищей сладкой
Объевшись, - и лежал у придорожных лип,
Стяжав проклятия страны, им разоренной, -
Как саранча, что мрет на ниве обнаженной.
(Песнь седьмая, строфа 36)
То был Потемкин, - муж, великий в те года,
Когда величие убийством и развратом
Стяжалось. Если честь нам титул и звезда
Дают, - он славен был, и был вдвойне богатым.
Саженный рост его доставил без труда
Ему внимание царицы…
(Песнь седьмая, строфа 37)
Если о Суворове поэт далее говорит, что он превзошел Чингизхана и
Тамерлана своими кровавыми аппетитами, а значит хотя бы поэтому достоин
быть великим, то о Потемкине, который был главнокомандующим армии в русско-
турецкой войне 1787 – 1791 гг., ничего подобного мы не услышим: «Он славой
лишь хотел упиться, проблистав». Не трудно догадаться здесь, что военные
успехи Потемкина автор оценивает ниже, чем его личные заслуги перед
императрицей.
Подробную характеристику Екатерины II мы встречаем уже в девятой песни,
когда Жуан прибыл к императорскому двору с депешей от Суворова. Об этой
женщине Байрон отзывается еще менее лестно, чем о русских военных деятелях,
которые вынуждены ей подчиняться, убивать и грабить ради нее одной.
Но сначала поэт приводит некоторые характерные описания той страны, в
которую направляется его герой:
Герой мой (он и ваш, - вполне уверен в том!)
Мной брошен на пути, несущимся, как лава,
В столицу мужиков, отесанных Петром,
Но смелых более, чем умных. Их держава
Теперь весьма в чести, ей все кадят кругом,
Ей сам Вольтер польстил, что мне досадно, право…
(Песнь девятая, строфа 23)
Байрон пренебрежительно-ироническим тоном говорит о России, в которой
люди, «отесанные», как бревна, больше приспособлены к бою, к владению
оружием, чем к мыслительной деятельности. В этих строках чувствуется
скептическое отношение поэта к русской культуре, которая не может
развиваться полноценно в стране, где человек имеет «прикладное» значение,
где для него отсутствует не только свобода слова, но и свобода мысли.
Байрон хорошо знает цену последней, и в качестве главного ее врага видит
деспотию. Тиран порождает лизоблюда, подхалима («Но худшие враги – тиран и
подхалим…»), который под страхом насилия вынужден обманом прикрывать свои
мысли.
Намек на переписку Екатерины II с известным просветителем и досада автора
по этому поводу свидетельствуют о том, что просветительская идеология,
несмотря на отрицание ее романтиками, была близка Байрону. Советы Вольтера
и его единомышленников для России оказались напрасными, так как после
французской революции «просвещенный» абсолютизм Екатерины II, грозивший
свержением самодержавия, резко обернулся реакционной внутренней политикой.
Понимание главных идей просвещения – «свободы, равенства и братства» не
пошло дальше закрепления прав и привилегий каждого сословия в рамках
самодержавной монархии.
Деспотическая Россия, где миллионы людей – рабы, где прихоть императрицы
– уже закон, не заслуживает никаких авторских похвал. Видя беспредельность
власти и бесправие народа, поэт превращает свое «свободное» слово в оружие
против любой формы человеческой зависимости:
Я и народу льстить не стану никогда;
………………………………………..
Мне нужен человек, кого бы не могли
Давить ни вы, ни я, ни чернь, ни короли.
(Песнь девятая, строфа 25)
В песнях поэмы, где говорится о взятии Измаила, Байрон, называя русский
народ великим, противопоставляет его царице-крепостнице, «глядевшей на
войну, как на петуший бой». Но ни в выдающемся полководце Суворове, ни в
выдающемся фаворите Потемкине, целиком зависимых от настроения императрицы,
Байрон не видит несчастных жертв абсолютистского режима. Рабство,
подчинение – это такие же пороки, как и деспотизм, которые достойны
«шакала», а не человека. Поэт призывает к борьбе за свободу, он сравнивает
сети рабства с сетями паука, которые при желании можно легко порвать:
Взмахни скорей рукой, смахни тенета эти!
Без них паучий яд и жала нестрашны.
Народ! Любой народ, какой лишь есть на свете,
Не медли! Выпрямись, сорви их со стены!
(Песнь девятая, строфа 28)

* * *
Примечательно, что автор, изображая Россию, почти не дает внешних ее
описаний: «Но описаниям не уделю и фразу: // «Заметок путевых» тьма
развелась у нас» (Песнь девятая, строфа 42). Тем не менее, даже в тех
немногих характеристиках, которые мы встречаем, есть неточности. Пушкин
писал по этому поводу: «Байрон говорил, что никогда не возьмется описывать
страну, которой не видал бы собственными глазами. Однако ж в «Дон Жуане»
описывает он Россию, зато приметны некоторые погрешности противу местности.
Например, он говорит о грязи улиц Измаила; Дон Жуан отправляется в
Петербург в кибитке, беспокойной повозке без рессор, по дурной каменистой
дороге. Измаил взят был зимою, в жестокий мороз. На улицах неприятельские
трупы прикрыты были снегом, и победитель ехал по ним, удивляясь опрятности
города: «Помилуй бог, как чисто!..». Зимняя кибитка не беспокойна, а зимняя
дорога не камениста. Есть и другие ошибки, более важные. Байрон много читал
и расспрашивал о России. Он, кажется, любил ее и хорошо знал ее новейшую
историю. В своих поэмах он часто говорит о России, о наших обычаях…»
Байрону, не видевшему России и знавшему о ней только из книг и рассказов
других людей, похоже, не столь важно было предоставить пейзажные зарисовки,
сколь обратить внимание на нравы людей в этой стране. Едкая байроновская
сатира в образах русской императрицы и ее фаворитов, в описаниях
петербургской придворной элиты нашла широкую отдушину.
Фаворитизм в России появился еще во второй четверти XVIII века, когда по
петровскому указу о престолонаследии женщины получили право на
царствование. Но ни одна предшественница Екатерины II (Анна Иоанновна,
Елизавета Петровна) не может сравниться с ней по количеству фаворитов:
Екатерины блеск, той самой, что царицей
Была великою и заодно блудницей.
(Песнь шестая, строфа 92)
Создавая образ Екатерины, Байрон постоянно возвращается к теме
фаворитизма, как самого уродливого явления абсолютной монархии.


[pic]



Поэт высмеивает в Екатерине женское начало, страсть к мужчи-нам, которая
доминирует в ряду всех ее правительственных пол-номочий. Автор в скобках
заме-чает, что женственность «состав-ляла не меньше двух третей великой
единицы», показывая тем самым комичное несоответствие в ней внешнего
облика, статуса в государстве и внутренних запро-сов. Не случайно он
называет ее «дряхлеющей», «дородной», «ста-рушкой», годной Жуану в матери.
Авторская ирония в связи с этой несообразностью удачно прозву-чала в 24
строфе песни десятой:

Но – мимо! Обойдем и тайные дела,
Творимые в тиши такой неравной парой,
Как юный лейтенант, расправивший крыла,
И государыня, слывущая нестарой,
Но и не юною, не тою, что была
Семнадцатой весны венчанная тиарой.
В тот момент Екатерине был 61 год. Не трудно догадаться, что для Байрона,
который, описывая султанскую жену Гульбеяз, назвал ее возраст «уже довольно
спелым», когда ей было лет двадцать шесть, возраст Екатерины II никак не
вязался с ее женским началом.
Высмеивает Байрон и высшее общество Петербурга, пораженное довольно
распространенными недугами, которые мы найдем и в английских светских
кругах. «Кукольность» поведения придворных персон, доведенная уже до
автоматизма, как бы оттеняет сущность самой императрицы, которая окружила
себя целой сворой однотипных простейших существ. Автор не выделяет из этой
толпы ни одного персонажа, не упоминает ни одного имени, и говорит о ней,
как об однородной массе, в которой нет ничего индивидуального, и все
действия совершаются одновременно, как по команде: «Двор зашушукался; у дам
глаза раскрылись»; «…и по придворным дрожь волнения прошла»; «Двор тотчас
же расцвел, как будто по весне»; «Морщины старых дам означились приметней»;
«Лукавя, ширились улыбки здесь и там»; «Ласкать поручика спешит придворный
люд» и т. д.
Как часть самой Екатерины упоминается в конце девятой песни мадам
Протасова, с которой уходит Жуан. По свидетельствам современников эта дама
была «испытательницей» будущих фаворитов императрицы.
Изображая придворную жизнь, поэт ни разу не упоминает о государственных
делах. Создается впечатление, что роскошь и развлечения, любовные дела
царицы, «балы, веселые красавицы, монета» - это все, что необходимо для
управления страной. Такая жизнь настолько необычна для байроновского героя,
что он, пробыв «в чаду, в бреду, в огне, средь лоска, блеска, звона», даже
заболевает. В качестве одной из причин его болезни кто-то видит дело рук
Потемкина: «Кто говорит, что он Потемкиным отравлен». В итоге Жуану
рекомендован отъезд, а перед императрицей опять встает «непростой» вопрос:
кому «вручить вакантный пост»?
Несмотря на то, что Байрон несколько односторонне представил образ
екатерининской России, его сатира была направлена к самому основному
явлению ее действительности – государству. В образе Екатерины Байрон
показал бесперспективность и неэффективность абсолютной монархии, которая
предоставляет одному человеку все права и при этом ни к чему его не
обязывает.
В деспотизме монархов тех стран, где люди продаются на невольничьих
рынках, где титулом и золотом награждают и за «убийство» на войне, и за
«интимные» услуги, поэт видит крайнее проявление тирании и насилия над
народами. Он изображает и
турецкого султана и Екатерину II как аморальных и развратных людей, пороки
и прихоти которых порождают вокруг них атмосферу раболепия, фаворитизма,
политических интриг.




Новинки рефератов ::

Реферат: Землетрясения (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Финансовый менеджмент и ПК (Финансы)


Реферат: Христианство (Религия)


Реферат: Процессор для ограниченного набора команд часть 1 (7) ( [Курсовая]) (Компьютеры)


Реферат: Отчёт о посещении Государственного Исторического Музея (История)


Реферат: Общие сведения о Канаде 1990-2001гг (История)


Реферат: Стархование (Страхование)


Реферат: Личность (Педагогика)


Реферат: Земские соборы (История)


Реферат: Кооперативные организации Германии и России (Предпринимательство)


Реферат: Монтескье (Политология)


Реферат: Основные школы менеджмента (Менеджмент)


Реферат: Списывание как один из основных видов упражнений при обучении орфографии (Педагогика)


Реферат: Гуманизм в коррекционном обучении (Педагогика)


Реферат: Обыск и выемка в практике и деятельности следователя военной прокуратуры (Уголовное право и процесс)


Реферат: Социология - Наука об обществе (Социология)


Реферат: техника (Сельское хозяйство)


Реферат: Византийское искусство и культура (Искусство и культура)


Реферат: Биоэтика: проблема взаимоотношения с биологией, философией, этикой, психологией, медицинской деонтологией и правом (Философия)


Реферат: О развитии навыков работы над полифонией (Музыка)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист