GeoSELECT.ru



Менеджмент / Реферат: Обзор рынков молока и плодов Украины (Менеджмент)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Обзор рынков молока и плодов Украины (Менеджмент)



Рынок молочных продуктов в Украине (1999-2001 г.)

…Молоко начинается с коров. К сожалению, сегодня молочное скотоводство
находится в глубоком кризисе, и надежды на стабилизацию отрасли, по мнению
специалистов, пока преждевременны. В 2000-м году общий объем производства
молока по всем категориям хозяйств сократился на 6%, а в ряде областей –
еще больше: в Херсонской на 14,2%, в Днепропетровской на 12,1%,
Николаевской на 11,4%, Полтавской на 10,4%.
В сельскохозяйственных предприятиях снижение производства молока
оказалось более существенным и в целом по Украине превысило 20%. В
Кировоградской, Херсонской и Ивано-Франковской областях объемы производства
молока сократились более чем на треть.
Спад производства молока обусловлен более значительными темпами
сокращения поголовья коров по сравнению с ростом их продуктивности. На
конец 2000-го года общая численность коров сократилась на 12%, а в
сельскохозяйственных предприятиях – на 27%.
Средний надой молока от одной коровы в 2000-м году уменьшился на 10%; в
Херсонской области этот показатель сократился на 26%, в Кировоградской и
Николаевской – на 25%, Одесской – на 21% и продолжает падать.
Иная ситуация сложилась в частных подсобных хозяйствах, в распоряжении
которых находится около 60% поголовья коров. В 2000-м году во всех регионах
Украины молока ими получено больше, чем в предыдущем. Производительность
«частных» коров более чем в полтора раза превышает производительность
«общественных» и имеет четкую тенденцию к росту. Изменение собственности на
землю, деградация сельскохозяйственных предприятий и прочие факторы
содействовали выращиванию крупного рогатого скота в личных хозяйствах, что
привело к росту производительности коров. Эти хозяйства стали основными
сырьевыми базами перерабатывающей промышленности.

Предложение молока

Размеры предложений индивидуальных хозяйств постоянно увеличиваются, в
то же время в сельскохозяйственных предприятиях всех форм собственности
имеют четкую тенденцию к снижению. Так, в 1999-м, по сравнению с 1998-м
годом, увеличение производства молока индивидуальными хозяйствами крестьян
составляло 1,6%, а за 2000, по сравнению с 1999-м, - 3,9%, уменьшение
производства молока за последний период в сельскохозяйственных предприятиях
всех форм собственности составляло 22,1%.
Спад производства молока обусловлен, главным образом, значительным
уменьшением поголовья коров и низкой их продуктивностью.
В 2000-м году, по сравнению с предыдущим годом, надой молока в среднем
на корову во всех категориях хозяйств увеличился на 8,3%, в том числе в
сельскохозяйственных предприятиях – на 15,3%, индивидуальных сельских
хозяйствах – на 0,9%. В сельскохозяйственных предприятиях прошлого года
продуктивность коров оставалась катастрофически низкой, хотя на 155 кг и
превышала предыдущий, 1999 год. Уменьшение данного показателя произошло во
всех без исключения областях страны.
Кроме того, на состояние молочной промышленности в Украине существенное
влияние оказало снижение экономической заинтересованности предприятий в
производстве молока.
В связи с созданием на селе новых организационно-правовых форм
хозяйствования, процесс которого еще не завершился, ожидается, что в
ближайшей перспективе предыдущие основные тенденции сохранятся.
Предполагается, что до конца 2000-го года поголовье коров во всех
категориях хозяйств увеличится на 0,6%, их продуктивность снизится на 1,1%,
в результате чего валовое производство молока уменьшится на 60,3 тыс. тонн,
или на 0,5%.

Спрос на молоко и молокопродукты

Потребительский рынок молока и молокопродукции формируется через
предприятия перерабатывающей промышленности, городские рынки, а также рынки
населенных пунктов, выдачу в счет оплаты труда, продажа с рук
непосредственных товаропроизводителей и различного рода посредников. С 1993
года и по настоящее время одним из основных конкурентов
товаропроизводителей на рынке молочной промышленности является в основном
крестьянин.
Резкое уменьшение размеров производства молока, увеличение цен на
молокопродукцию и значительное снижение покупательской способности
населения привело к существенному уменьшению потребления молока и молочных
продуктов, которое в расчете на душу населения в 1999-м году составляло
209,9 кг против 213 кг в 1998-м году и 373,2 кг в 1990-м году, что,
соответственно, на 1,4% и в 1,8 раз меньше. Производство молока на душу
населения сократилось, соответственно, на 5,66 кг и 204,6 кг (2,1% и 1,8
раза) и в 1999-м было на уровне 267,74 кг.
Наметилась тенденция постепенного перехода населения к самообеспечению
молокопродуктами и покупки молочных продуктов в непереработанном виде.
Наблюдаются отличия уровня потребления молокопродукции в региональном
разрезе, что связано прежде всего со спецификой формирования рынка
молокопродукции. Такие виды молокопродукции, как масло сливочное, твердые
сыры имеют, в силу своей транспортабельности, широкий рынок сбыта, включая
зарубежье. Что касается таких продуктов, как молоко пастеризованное, кефир,
сметана, то они не могут сохраняться длительное время, быстро портятся.
Рынок сбыта этих продуктов тяготеет к зонам производства и носит локальный
характер.

Цены

Закупочные цены молока и молочной продукции на протяжении 2000 года
продолжали расти по всем каналам реализации. Нужно отметить, что
формирование цен на молокопродукцию в значительной степени зависит от
сезонного соотношения D и S на нее и от платежеспособности населения.
Минимальный уровень цен на молоко обычно приходится на летние месяцы.
Именно в этот период формируются наибольшие объемы реализации молока (S). В
осенне-зимний период, когда надои молока относительно низкие, цены
реализации, наоборот, увеличиваются.
Рост цен начинается с сентября и продолжается до марта следующего года.
В течение года максимальные цены превышают минимальные в 1,65-1,94 раза
Цены растут и на внебиржевом рынке. Например, в конце декабря 2000 года
– начале января 2001 года рынок был насыщен, главным образом, предложениями
по продаже партий 2-40 тонн монолитного сливочного масла. Минимальные цены
предложений отдельных переработчиков по безналичному расчету составили 7900-
8100 грн./т; средние цены на автомобильные партии высококачественного
монолитного сливочного масла – 8300-8900 грн./т (безналичный расчет).
Крупные компании предлагали автомобильные партии продукта по 9200-10000
грн./т (безналичный расчет).
Характерной особенностью является то, что почти на все молокопродукты
цены по сравнению с торговой сетью городских рынков ниже: в 2000 году на
молоко – в 1,4-1,6 раза, сыр твердый – в 1,5-1,6 раза, на масло сливочное и
сметану – на 10-16%.
Существует ощутимое региональное отличие в уровнях розничных цен на
молокопродукты, особенно на такие малотранспортабельные, как молоко и
сметана. Так, цена на молоко, например, в июне 2000 года колебалась на
городских рынках от 60 коп. в Ивано-Франковске и Ровно – до 1 грн. 39 коп.
в Киеве и 1 грн. 10 коп. в Севастополе. Самый низкий уровень цен на сметану
– 3,50-3,75 грн. за 1 кг – сложился в городах Ивано-Франковске и
Днепропетровске. Наивысшей была цена в Севастополе – 7,50 грн., а также в
таких промышленных центрах, как Донецк, Кировоград, Николаев – 6,00-6,06
грн. за 1 кг.
На такой транспортабельный товар, как сливочное масло, цена колебалась
в значительно меньших размерах. Если в Полтаве и Чернигове цена за 1 кг
сливочного масла составляла 7,50 грн., то в Севастополе – 11 грн.

Реализация молока и молокопродуктов

Общий объем реализации молока и молочных продуктов хозяйствами
общественного сектора сократился за 2000 год на 80%. Изменения в структуре
реализованной продукции характеризуются сокращением удельного веса молока,
проданного заготовительным организациям, и увеличением доли продаж прочими
каналами. Заготовительным организациям в прошлом году общественный сектор
передал 67% произведенного молока. Остальная часть продукции была
реализована населению в системе общественного питания и в счет оплаты
труда; на рынке, через собственные магазины, ларьки и палатки; а также на
бартерных условиях.
Если в 1999 году бартер занимал 7,2% в общем объеме реализованного
молока, то в 2000 – 4,8%, или на 2,4 процентных пункта меньше.
Личные подсобные хозяйства за последнее время увеличили реализацию
заготовительным организациям и перерабатывающей промышленности до 25%
произведенного молока. Из общего количества закупаемого заводами молока 60%
поступает от населения через 16 тыс. заготовительных пунктов.
Однако значительная часть продукта остается у производителя и
используется для собственных нужд, реализуется на базаре и в уличной
торговле, скармливается животным и частично теряется.
Причины относительно низкой товарности молока в частном секторе
специалисты объясняют невысокой материальной заинтересованностью
производителей в реализации через этот канал, поскольку закупочные цены на
него ниже цен на свободных рынках более чем в два раза. Несовершенной
является также организация приема молока от населения.
Для решения этой проблемы в Украине внедряются новые механизмы
взаимоотношений с товаропроизводителями: создаются новые молокоприемные
пункты, совершенствуется система взаимных расчетов.

Перерабатывающая промышленность

За прошлый год большинству крупнейших молокоперерабатывающих
предприятий Украины удалось увеличить выпуск продукции.
Успеху способствовали правильный выбор инвесторов, взвешенная
маркетинговая политика, разработка и продвижение собственного брэнда,
постоянное обновление ассортимента продукции и т. д.
Среди лидеров украинского рынка молокопродуктов можно выделить
следующие.
ОАО «Галактон» создано на базе Киевского гормолзавода №2 в 1993 году.
Крупнейшими акционерами является группа компаний, входящих в концерн
«Меркс». Предприятие специализируется на производстве молока, молочных
продуктов. Проектная мощность завода – 600 т молока в сутки. На протяжении
2000 года ОАО «Галактон» перерабатывало в среднем 280-300 т молока в сутки;
после определенных преобразований планируется довести эту цифру до 500 т.
В ассортименте предприятия насчитывается около 70 видов продукции.
Особой популярностью пользуется биосерия: БИОкефир, БИОйогурт, БИОряженка и
БИОсметана. Для реализации своей продукции «Галактон» создал широкую сеть
дистрибьюторов почти во всех регионах страны.
Павлоградский молочный комбинат (Днепропетровская область) преобразован
в 1997 году в ОАО. Основной вид деятельности – производство молочных
продуктов. Проектная мощность позволяет перерабатывать 250 т сырого молока
в сутки, фактически же перерабатывается 120 т. Приблизительная сумма
инвестиций в этот проект составляет $ 0,8-1 млн. Кроме традиционных
продуктов (пастеризованного молока, кефира, ряженки, сметаны), комбинат
выпускает соленые творожные пасты, сырки и творожные торты в шоколадной
глазури, а также йогурты, сладкие десерты, Т-молоко.
С января 2000 года компания продвигает весь ассортимент продукции под
зарегистрированной торговой маркой «Фанни». Торговая компания при ОАО
«Павлоградский молочный комбинат» имеет сеть дистрибуции во всех областных
центрах Украины.
ЗАО «Юрия» создано в результате акционирования в 1995 году Черкасского
молочного завода. Более 60% акций принадлежит руководству завода. Мощности
предприятия позволяют ему перерабатывать около 400 т молока ежесуточно.
Однако из-за проблем с сырьем 2000 году ЗАО «Юрия» ежесуточно
перерабатывало 300 т. Завод выпускает практически все виды цельномолочной
продукции, а также мороженое. «Юрия» имеет широкую сеть дистрибьюторов
почти во всех регионах Украины.
Итак, украинский рынок молокопродуктов можно представить в виде такой
схемы:
сельскохозяйственные предприятия перерабатывающая пром-ть
частные подсобные хозяйства

потребители
Конкуренция между двумя первыми субъектами этого рынка отсутствует или
носит стихийный характер, т. к. в с/х-предприятиях наблюдается низкая
экономическая заинтересованность в продаже молокопродукции перерабатывающим
комбинатам (цены у них в 1,5-2 раза ниже, чем в сети городских рынков).
Основная конкуренция между производителями молока разгорается на стихийных
рынках, базарах и т. п. Между представителями перерабатывающей
промышленности наиболее жесткая конкуренция ведется за сегменты рынка (в
основном, это частные крестьянские хозяйства) и за долю рынка.


Рынок плодов Украины


Общая характеристика

Характерными особенностями рынка плодов Украины являются: недостаточно
высокое их качество, очень ограниченный ассортимент продуктов, отсутствие
их расфасовки и упаковки, удобных для потребителей, наличие сезонных и
региональных колебаний цен и объемов продажи, упадок оптовой торговли,
ограниченные кредиты, расширение реализации продукции на стихийных рынках,
отсутствие рекламы продукции отечественных товаропроизводителей и
недостаточная защищенность их от импорта и монополии. Переход к рыночной
экономике обусловил значительные изменения в формировании рынка плодов, а
именно: в корне изменился механизм ценообразования, в 18 раз уменьшился
объем оптовой продажи (от 1236 тыс. т в 1990 году до 69 тыс. т в 1999 всеми
категориями хозяйств Украины), произошли структурные нарушения
товарооборота по сегментам рынка. В частности, установилась тенденция
уменьшения заготовок (поскольку почти приостановила работу потребительская
кооперация, в 2000 году ее организациям было продано только 1,2% всей
реализованной продукции сельскохозяйственных предприятий Украины) и
увеличение реализации фруктов за счет бартерных сделок, расширение продажи
их на городских рынках, в счет оплаты труда.
Если в 1990 году на долю проданных заготовительным организациям
сельскохозяйственными предприятиями Украины приходилось 87% объема
реализованных плодов, то в 2000 году – только 16%. Одновременно на
городских рынках и через частную фирменную торговлю они реализовали
соответственно 10 и 50% плодовой продукции. До 1991 года в нашей стране
вообще не реализовывалась продукция садоводства по бартерным сделкам, а
сейчас на долю этого сегмента рынка приходится 11% всего объема ее продажи
сельскохозяйственными предприятиями Украины.
Негативные факторы в реализации продукции обусловили разрушение
оптового рынка этих продуктов. Вместо него возникают стихийные рынки,
которые приводят к неорганизованной посреднической деятельности в сфере
сбыта продукции и присвоении значительной части прибыли, полученной в сфере
производства. Одновременно изменяются функции хозяйственной деятельности
сельскохозяйственных предприятий. Одновременно с производством плодов, им
все больше приходится заниматься их продажей. Это обусловливает отток
капитала и трудовых ресурсов от основной хозяйственной деятельности. Кроме
того, распыленность капитала снижает эффективность использования ресурсов,
вызывает ряд других проблем и трудности со сбытом продукции, в конечном
итоге значительно уменьшается количество прибыли. Спад спроса, сужение
рынка из-за перехода населения и территории на самообеспечение, расширение
натурализации обменных процессов, увеличение неплатежей и другие причины
также ограничивают реализацию садоводческой продукции.
В результате сложилась ситуация искусственного перенасыщения рынка
продуктами садоводства при снижении потребления их из расчета на душу
населения от 47 кг за год в Украине в 1990 году до 23 кг в 1999. Все это
обуславливает необходимость реформирование торговли плодами и продуктами их
переработки на основе углубления специализации, развития конкуренции и
кооперации, широкого привлечения капитала разных форм собственности,
укрепление материально-технической базы переработки, товарной обработки и
реализации продукции.
Современное предложение плодовой продукции на внутреннем рынке Украины
формируется на 50-80% за счет их производства в хозяйствах населения.

Проблемы садоводческих хозяйств

Уменьшение производства плодов частично объясняется неблагоприятными
погодными условиями (весенние заморозки, летние засухи) и уменьшение
площади садов за последнее десятилетие во всех категориях хозяйств на 29%,
а в сельскохозяйственных предприятиях – на 12,4%. И все-таки главная
причина – низкая урожайность садов и ягодников, обусловлена прежде всего
нарушением основных агротехнических методов ухода за насаждениями
вследствие существенного подорожания и уменьшения производственных
ресурсов, низкого уровня материально-технической базы садоводства. В этой
отрасли применяется еще значительная часть ручного труда, особенно низкий
уровень механизации производственных процессов на обрезке деревьев и сборе
урожая. Во многих хозяйствах не хватает или вообще отсутствуют специальные
машины для обработки грунтов в садах, сбора, транспортировки и товарной
обработки плодов. Особенно большой дефицит тут сложился вследствие
отсутствия финансовых средств на садовые опрыскиватели и
грунтообрабатывающие приспособления. Снижение производства продукции
является также следствием ее больших потерь из-за несвоевременого сбора
урожая, неполное обеспечение хозяйств тарой и транспортом. Недобор урожая
происходит и из-за низкого качества садового материала, просчетов в подборе
породно-сортового состава культур. Эти и другие недочеты в развитии
садоводства увеличивают зависимость производства продукции от природных
факторов.

Цены

В современных условиях цены на плоды и продукты их переработки
формируются под влиянием соотношения D и S на рынке продовольствия,
качества продукции, конкуренции со стороны товаров-заменителей, затрат на
производство и реализацию, а также налогов, рыночных сборов и т. д. В 2000
году увеличение S отечественной продукции садоводства повлияло на снижение
закупочных и розничных цен на фрукты, закупочные цены на плоды косточковых
культур снизилось, по сравнению с 1999 годом, на 28,9%, а семечковых – на
3,1%.
Современный уровень цен на продукцию садоводства не только не
содействует расширенному воспроизводству и укреплению хозяйств, но и
приводит их к банкротству, не обеспечивая покрытия производственных затрат.
Например, средняя цена на плоды в сельскохозяйственных предприятиях Украины
за 1999 год составляла 47,29 грн./ц, а полная их себестоимость – 71,25
грн/ц. При таком уровне убыточность производства плодов достигала 33,6%.
Мониторинг цен выявил существенную зависимость их от каналов реализации
продукции. По данным исследований Госкомстата Украины, цены на городских
рынках на яблоки в 2000 году были на 15-20% выше, чем в торговой сети. Еще
большая зависимость цен от каналов реализации наблюдается при продаже
плодов непосредственно товаропроизводителями. Если средние цены на плоды
семечковых культур, которые сложились за 2000 год в сельскохозяйственных
предприятиях Украины от продажи заготовительным организациям, принять за
100%, то цены от продажи потребкооперации составляли 61%, населению – 120,
на рынках и через частные магазины – 134, по бартерным сделкам – 137%.

Импорт: реалии и прогноз

Вследствие позитивных тенденций формирования внутреннего рынка фруктов
в Украине, объем их импорта уменьшился в 2000 году, по сравнению с 1999, на
$ 5034 тыс. или на 8,4%. Негативное сальдо баланса внешней торговли Украины
плодами, орехами также уменьшилось от $ 52,1 млн. в 1999 до $ 36 млн. в
2000 году. Это преимущественно обусловлено увеличением производства и S
отечественных фруктов. К снижению стоимости импорта плодов привело также
снижение на 20-25% цен. По данным Госкомстата Украины, в 2000 году в
Украину импортировано 156660 т плодов, орехов и яблок, из них в свежем виде
поступило 155418 т, сушеных – 491, консервированных для краткосрочного
сохранения – 463 и замороженных – 288 т. Наибольший удельный вес в
структуре импортной продукции составляли плоды цитрусовых плодов
(апельсины, мандарины, лимоны) и бананы, соответственно 50,9 и 38,3%. Среди
цитрусовых доля апельсин достигала 37%, мандарин – 30 и лимонов – 29%.
Основными поставщиками свежих плодов на внутренний рынок Украины в 2000
году были: цитрусовых – Турция (60,9%), Греция (14,8%), Грузия (11,2%);
бананов – Эквадор (80,9%), Колумбия (7,4%), Коста-Рика (2,5%); орехов –
Индонезия (59,4%), Бразилия (7,1%); сушеных плодов – Турция (75,3%), Иран
(10,3%); замороженных – Польша (59,3%), Болгария (13,9%).
В 2001/2002 годах активизируется политика правительства Украины
касательно защиты отечественных товаропроизводителей в соответствии с
законом Украины «О государственном регулировании импорта
сельскохозяйственной продукции» от 17.08.97. Вместе с тем ограничивать
импорт плодов и продуктов их переработки будет увеличение S продукции
садоводства в Украине отечественными товаропроизводителями. Поэтому можно
ожидать сохранения существующей тенденции уменьшения импорта (его объемы
уменьшатся на 8-9%).
Таким образом, в 2001/2002 годах общее S плодов и ягод (за исключением
винограда) достигнет 2383 тыс. т и увеличится, по сравнению с прошлым
годом, на 159 тыс. т, или на 7%. Их S будет сформировано на 83,5% за счет
отечественного производства, запасов – на 11,3% и импорта – на 5,2%.

Прогноз конъюнктуры рынка на 2001/02

Стабилизация и улучшение социально-экономической ситуации в Украине
обусловят повышение D на плодовую продукцию, увеличение ее потребления на
19,4% по сравнению с 2000/01 годом.
Прогнозируется расширение внешнего рынка плодовой продукции. Украина
сможет увеличить экспорт плодов и продуктов их переработки на 7-8%.
Основными покупателями этих продуктов на внешнем рынке могут быть Россия,
Беларусь, Германия, Австрия.
Превышение темпов роста S над увеличением D приведет к перенасыщению
рынка продукции садоводства и к снижению цен на 10-30%. При этом сохранится
сезонная цикличность цен и их отличие от каналов реализации (20-40%) и
регионов продажи (в 2-4 раза).
Будет сохраняться тенденция расширения заготовок плодово-ягодной
продукции и увеличения ее продажи на городских рынках. Основная часть
товарооборота розничной торговли плодами и ягодами будет приходиться на
городские и стихийные рынки.
Итак, на рынке плодовых продуктов Украины в данный момент существуют
следующие проблемы:
1. плохое состояние садоводческих хозяйств;
2. отсутствие надлежащим образом оформленного оптового рынка;
3. отсутствие кредитования;
4. бездействующая законодательная база.
Гарантом стабильного функционирования рынка плодово-ягодной продукции в
Украине является полный переход отрасли к рыночной экономике и
регулирование действия (скорее, ограничение) стихийных рынков.



Список использованной литературы:

//Обзор украинского рынка, №10/2001
//Економіка АПК, №7/2001
//Вісник аграрної науки, №6/2001
//Маркетинг в Україні, №3/2001







Реферат на тему: Обзор туризма в России и за рубежом

Министерство образования Российской Федерации
Сочинский государственный университет
туризма и курортного дела
Геленджикский филиал



Научный руководитель______________________________________



Реферат


по
дисциплине:_______________________________________________
на
тему__________________________________________________________
__________________________________________________________________



Выполнил:
Студент_____________курса
_________________________
_________________________
Отметка о допуске к защите:
_________________________
Комиссия:________________
_________________________
Дата защиты:_____________



г.Геленджик 2001г.

План



1. Введение
3стр.
2. Туризм в России
6стр.
3. Международный туризм
11стр.
4. Туризм как отрасль экономики
15стр.
5. Заключение
20стр.
6. Литература
21стр.



1.Введение

| Отдых — процесс восстановления умственной и физической |
|работоспособности, протекающий в условиях прекращения деятельности, |
|вызвавшей утомление. Различают пассивный и активный отдых. Пассивный |
|отдых предусматривает прекращение предшествовавшей деятельности и полный|
|физический покой организма, активный отдых — переключение активности |
|организма на иной вид деятельности. |
|Отдых является одним из существенных условий сохранения и укрепления |
|здоровья, поддержания высокой трудоспособности и достижения активного |
|долголетия. Полноценный отдых является неотъемлемой чертой здорового |
|образа жизни и обеспечивается за счет рациональной организации |
|свободного времени, а также специальных восстановительных мероприятий, |
|которые включаются в режим трудовой деятельности. |
|Восстановлению работоспособности помогает отдых на курортах, в домах |
|отдыха и т.п. Одним из распространенных видов отдыха является туризм. В|
|данной работе будет рассмотрен туризм как организованный вид отдыха. |
|Рассмотрим системы организованного отдыха в России и за рубежом. |
|Туризм (французское tourisme, от tour — прогулка, поездка), путешествие |
|(поездка, поход) в свободное время. Один из видов активного отдыха. |
|Туризм — наиболее эффективное средство удовлетворения рекреационных |
|потребностей, так как он сочетает различные виды рекреационной |
|деятельности — оздоровление, познание, восстановление производительных |
|сил человека. Туризм — составная часть здравоохранения, физической |
|культуры, средство духовного, культурного и социального развития |
|личности. По существующей в мировой практике оценке масштабов |
|туристского движения, к туристам «относят всех лиц, которые временно и |
|добровольно переменили место жительства с любой целью, кроме |
|деятельности, вознаграждаемой в месте временного проживания». Лиц, |
|пребывающих в свободное время в какой-либо местности менее 24 ч, считают|
|экскурсантами. Путешествия в пределах своей страны объединяются понятием|
|«внутренний (национальный) туризм», а за её пределами — «иностранный |
|туризм». По данным международных официальных туристских организаций, в |
|середине 90-х гг. 20 в. от общего количества 1100—13000 млн. туристов в |
|мире 75—80% приходится на внутренний туризм. |
|Международный и национальный туризм тесно взаимосвязаны и |
|взаимообусловлены, так как по природе своей они однородны, порождены |
|одними и теми же причинами, образуют спрос в основном на одни и те же |
|товары и услуги; во многих странах они имеют общую |
|материально-техническую базу и единую сферу приложения труда. |
|В зависимости от цели путешествий туризм подразделяется на: |
|познавательный (экскурсионный) — посещение чем-либо привлекательных |
|мест, осмотр культурных, исторических, природных |
|достопримечательностей; |
|спортивный туризм — участие в спортивных мероприятиях; |
|любительский — охота, рыболовство и прочее; |
|пригородный туризм — массовые краткосрочные выезды больших коллективов, |
|отдельных групп и лиц за город, в том числе в специальные зоны отдыха; |
|с социальными целями — участие в общественных мероприятиях; |
|деловой — посещение объектов, представляющих профессиональный интерес; |
|религиозный — посещение «святых». |
| |
|В международной статистике туристические поездки на курорты, в дачные |
|местности к родственникам, знакомым, на ярмарки, конгрессы также |
|принято считать туристскими. Турист, как правило, преследует несколько |
|целей (например, поездку на курорт и осмотр достопримечательностей), в |
|которых доминирующая цель обусловливает туристский маршрут, время года, |
|продолжительность путешествия, способ передвижения, тип временного жилья|
|(гостиница, туристская база, палатка), с группой или индивидуально, с |
|семьей, с собственным туристским снаряжением, на принципах |
|самообслуживания. Цели и условия путешествия, в свою очередь, |
|определяются материальными возможностями туриста, состоянием его |
|здоровья, возрастом, профессией, культурным уровнем и др., а также |
|материально-технической базой туризма и социальной поддержкой (выплаты и|
|дотации из общественных и частных фондов, различные льготы туристам и |
|туристским организациям). |
|Принято различать туризм организованный — путешествие по программе, |
|намеченной туристским учреждением, с предоставлением комплекса услуг, и |
|неорганизованный, так называемый самодеятельный,— путешествие по плану, |
|разработанному самим туристом, с более или менее значительной долей |
|самообслуживания. |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
|2.Туризм в России |
|В России первая крупная туристская организация основана в 1885 в |
|Петербурге — «Предприятие для общественных путешествий во все страны |
|света» Липсона. Были учреждены Альпийский клуб в Тбилиси (1877), |
|Крымский горный клуб в Одессе (1890) с филиалами в Ялте и Севастополе |
|(позже Крымско-Кавказский горный клуб), Русский туринг-клуб (общество |
|велосипедистов-туристов) в Петербурге (1895) с отделениями в Москве, |
|Киеве, Риге и др., преобразованный в 1901 в Российское общество туристов|
|(РОТ). По уставу РОТ его членами не могли быть учащиеся и нижние военные|
|чины. Общество организовывало поездки по стране и за границу. К 1914 |
|насчитывалось около 5 тыс. членов РОТ, главным образом представителей |
|имущих классов. |
|Возникновение советского туристского движения относится к началу 20-х |
|гг. Организацией поездок для рабочих занимались профсоюзы, для учащихся |
|и красноармейцев — Наркомпрос. (Первая советская туристская организация |
|создана в 1918 — Бюро школьных экскурсий Наркомпроса.) Однако туристские|
|путешествия не носили массового характера. |
|В середине 20-х гг. возобновило (изменив устав) деятельность РОТ. В 1928|
|создано акционерное общество «Советский турист», в 1929 акционерное |
|общество «Интурист», общество пролетарского туризма (ОПТ РСФСР, |
|пришедшее на смену РОТ). В 1930 постановлением СНК СССР на базе |
|«Советского туриста» и общества пролетарского туризма создано Всесоюзное|
|добровольное общество пролетарского туризма и экскурсий (ОПТЭ), в 1932 —|
|Центральная детская экскурсионно-туристская станция Наркомпроса РСФСР. |
|ОПТЭ проделало большую работу по вовлечению населения в туристские |
|походы и экскурсии, по развитию сети туристских баз и маршрутов. В 1930 |
|насчитывалось 169 тыс. членов ОПТЭ, в 1932 их было уже 937 тыс., |
|действовали 92 туристские базы всесоюзного значения, в дальних и местных|
|путешествиях и экскурсиях участвовали 6,6 млн. чел. В 1936 |
|постановлением ЦИК СССР руководство работой в области местных и дальних |
|путешествий и экскурсий возложено на ВЦСПС, в составе которого |
|образовано туристско-экскурсионное управление (ТЭУ), заменившее ОПТЭ. К |
|1940 профсоюзы создали несколько тысяч туристских ячеек на предприятиях |
|и в учебных заведениях, организовали во многих районах страны |
|туристско-экскурсионные маршруты, на которых функционировало 165 турбаз |
|и лагерей. В период Великой Отечественной войны 1941—45 многие |
|туристские базы были разрушены. В апреле 1945 советские профсоюзы |
|приняли решение о восстановлении деятельности туристско-экскурсионного |
|управления ВЦСПС. В 1945 туристско-экскурсионные управления были созданы|
|в Москве, Ленинграде, Крыму, на Северном Кавказе, в Краснодарском крае, |
|Грузинской ССР; в 50—60-е гг. — во всех союзных республиках, в 33 краях |
|и областях РСФСР, в 144 городах — клубы туристов. В 1962 ТЭУ профсоюзов |
|реорганизованы в советы по туризму; в Москве образован Центральный совет|
|по туризму (ЦСТ), в состав которого вошли представители центральных |
|государственных и общественных организаций и учреждений, соучаствующих в|
|обслуживании туристов. К 1965 советы по туризму работали практически во |
|всех союзных и автономных республиках, краях и областях; в крупных |
|городах — экскурсионные бюро. В системе профсоюзов функционировали 452 |
|туристские базы на 80 тыс. мест, арендованы 82 речных и морских |
|теплохода, действовали 240 рейсов туристских поездов, туристскими |
|учреждениями профсоюзов обслужено около 1,7 млн. туристов и свыше 8 млн.|
|экскурсантов. |
|В 1969 Совет Министров СССР и ВЦСПС приняли постановление «О мерах по |
|дальнейшему развитию туризма и экскурсий в стране», поставившее задачу |
|превратить туристско-экскурсионное дело в крупную отрасль обслуживания |
|населения. ЦСТ преобразован в Центральный совет по туризму и экскурсиям |
|(ЦСТЭ). |
|В 1971—75 на развитие материальной базы Т. профсоюзами выделено 0,5 |
|млрд. руб., количество турбаз, гостиниц, кемпингов доведено почти до 1 |
|тыс. (количество мест возросло со 150 тыс. до 300 тыс.), объём |
|туристско-экскурсионных услуг возрос с 260 млн. руб. в 1970 до 1 млрд. в|
|1975. По размаху туристского движения Россия занимает одно из первых |
|мест в мире. В 1995 число лиц, проводивших отпуск и каникулы за |
|пределами постоянного места жительства, достигло 140—150 млн. чел. |
|(оценка, включая поездки в дома отдыха, пансионаты, санатории, |
|пионерские лагеря и др.), что составляет около 17% от всего числа |
|туристов в мире. |
|ЦСТЭ является одной из крупнейших туристских организаций в мире, |
|обслуживающей около 13 млн. туристов и около 70 млн. экскурсантов в год |
|(1995). В системе Российского туризма функционирует свыше 150 маршрутов |
|всероссийского значения и более 6 тыс. маршрутов местного значения; |
|организуется ежегодно свыше 8 тыс. морских и речных круизов, около 9 |
|тыс. железнодорожных, свыше 30 тыс. авиационных и свыше 200 тыс. |
|автобусных туристских рейсов. Почти в 400 городах и населённых пунктах |
|открыты экскурсионные бюро и бюро путешествий и экскурсий. В стране |
|действует свыше 3 тыс. клубов и свыше 14 тыс. пунктов проката |
|туристского снаряжения. На предприятиях создано около 40 тыс. туристских|
|секций, объединяющих туристов-спортсменов, занимающихся пешеходным, |
|лыжным, водным, велосипедным и др. видами спортивного туризма, |
|включенными (с 1949) в Единую всероссийскую спортивную классификацию. |
|Регулярно проводятся соревнования по видам спортивного туризма. При |
|советах по туризму. созданы маршрутно-квалификационные комиссии и |
|контрольно-спасательная служба. Свыше 60 тыс. чел. (1995) имеют |
|спортивные разряды и свыше 200— звание мастера спорта по туризму. |
|С конца 50-х гг. в условиях ослабления международной напряжённости и |
|развития культурно-экономических контактов между странами резко |
|расширились международные туристские связи СССР. Активизировалась |
|деятельность «Интуриста», создано Бюро международного молодёжного |
|туризма «Спутник» (1958), в ЦСТ образован отдел по международному |
|туризму (1958), в 1964 учреждено Управление по иностранному туризму при |
|Совете Министров СССР, которое в 1969 преобразовано в Главное управление|
|по иностранному туризму (ГУИТ) при Совете Министров СССР. В 70-е гг. |
|укрепилась материальная база иностранного туризма в СССР, расширилась |
|география путешествий. «Интурист» предлагает свои услуги более чем в 100|
|городах страны, «Спутник» имел 19 международных молодёжных лагерей. |
|Значительно увеличился обмен между зарубежными и советскими профсоюзными|
|туристскими организациями. Число иностранных туристов возросло с 2 млн.|
|чел. в 1970 до 3,7 млн. в 1975, более 2 млн. советских граждан в 1975 |
|выезжало за рубеж. По масштабам деятельности «Интурист» вошёл в число 10|
|ведущих туристских фирм мира, «Спутник» — крупнейшая в мире молодёжная |
|туристская организация. |
|В настоящее время существует огромное количество туристических фирм. |
|Особое развитие они получили в последнее время в связи со стабилизацией |
|экономической жизни в стране. Возросли материальные возможности |
|населения. Известная прозрачность границ также способствует развитию |
|международного туризма. Высокая информационность населения также |
|позволяет надеяться и на дальнейшее увеличение туризма. |
|По богатству и разнообразию рекреационных ресурсов Россия занимает |
|ведущее место в мире. В стране насчитывается свыше 250 природных |
|районов, особенно благоприятных для отдыха и санаторного лечения, свыше |
|150 курортных центров, несколько десятков тысяч экскурсионных объектов. |
|Многие туристские маршруты имеют уникальный характер. |
|Туристское движение в России развивается в соответствии с |
|государственной политикой в области охраны здоровья народа, носит |
|социальный характер. Только из фондов государственного социального |
|страхования ежегодно выделялось свыше 1 млрд. руб. на приобретение |
|льготных путёвок и различные дотации учреждениям туризма, отдыха, |
|санаторно-курортного лечения и др. Кроме того, на эти же цели |
|расходуются значительные суммы из общественных фондов |
|В 1995 75—80 млн. человек участвовали в длительных и кратковременных |
|самодеятельных путешествиях, походах, самостоятельно выезжали в места |
|организованного отдыха, в пригородные зоны, в др. города с |
|оздоровительными, познавательными, социальными, спортивными и др. |
|целями. |
|По совокупным затратам на отдых, связанный с перемещением в место его |
|проведения, население расходует в год около 5,5% ко всему фонду |
|потребления товаров и услуг. По показателю затрат туризм занимает одно |
|из первых мест в структуре потребления населением товаров и услуг. |
|Научные исследования в области туризма ведут институт географии АН , |
|Центральный и зональные институты курортологии и физиотерапии |
|министерства здравоохранения, Всесоюзная научно-исследовательская |
|лаборатория туризма и экскурсий ЦСТЭ (Москва), Научно-исследовательская |
|лаборатория иностранного туризма и др. организации. Кадры для туристских|
|организаций готовят центральные и зональные туристские курсы ЦСТЭ, |
|институт повышения квалификации специалистов ГУИТ при Совете Министров .|
| |
|Издаются: ежемесячные иллюстрированные журналы, регулярно — проспекты |
|«Туристские маршруты» для зарубежных туристов — иллюстрированные журналы|
|(на русском, английском, французском и немецком языках.) Союз советских|
|обществ дружбы и культурных связей с зарубежными странами издаёт газету |
|(на английском, французском, испанском, арабском языках) и др. |
|издательство «Физкультура и спорт» ежегодно выпускают серии книг и |
|брошюр по вопросам туризма, рассчитанные на массового читателя. |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
|3.Международный туризм |
| |
|Международный туризм (М. т.). Получил развитие в середине 19 в., со 2й |
|половины 20 в. приобрёл массовый характер. М. т. развивается в тесной |
|взаимосвязи с другими сторонами международной жизни и реагирует подъёмом|
|или спадом темпов роста не только на общее политическое и экономическое |
|положение в мире, но и в отдельных странах (если они занимают место, |
|оказывающее влияние на мировой рынок туристских услуг). Этим объясняется|
|неравномерность развития М. т. в различные годы. Рост количества |
|туристов в мире в 1970—95 представлен в табл. 1. (Под количеством |
|туристов в международной статистике понимается количество |
|зарегистрированных прибытий туристов в ту или иную страну, но, поскольку|
|за одну поездку некоторые туристы посещают несколько стран, фактическое |
|число их несколько меньше.) |
|Таблица 1. |
|Количество туристов, млн. чел. |
|Прирост к предыдущему году, % Индекс |
|1970 |
|1980 |
|1985 |
|1990 |
|1995 |
| |
| |
|125,3 |
|— |
|100 |
|171,2 |
|13,0 |
|281 |
|215,5 |
|6,9 |
|436 |
|269,0 |
|9,7 |
|668 |
|320,0 |
|10,5 |
|870 |
| |
|Характерной чертой современного международного туризма является высокая |
|концентрация его в Европе и Северной Америке. |
|Основной туристский регион мира — Европа. На её долю приходится почти |
|23 количества иностранных туристов, и такую же долю в мировом |
|туристском потоке составляют европейцы, которые, как правило, мало |
|выезжают за пределы континента. Основная причина — относительно высокие |
|цены на межконтинентальный транспорт и высокая стоимость обслуживания во|
|многих неевропейских странах. В Западной Европе туристские потоки многие|
|годы имели чёткое направление с севера на юг. В 80—90-е гг. из-за |
|перегруженности популярных туристских центров Средиземноморского |
|побережья Франции и Италии, а также конкурентного развития |
|материально-технической базы международного туризма в др. странах |
|средиземноморского бассейна произошла заметная переориентация |
|европейского туристского потока на юго-запад и юго-восток. |
|Второй крупный туристский регион — Северная Америка (США и Канада), на |
|который в 1995 приходилось около 16% мирового потока туристов. В |
|основном это так называемый взаимный туризм между США, Канадой и |
|Мексикой. За пределы континента ежегодно выезжает около 5 млн. чел. из |
|США и около 0,5 млн. из Канады. Наблюдается абсолютный рост объёма М. т.|
|и в странах Латинской Америки, Африки, Азии, в Австралии и Океании, но |
|на них по-прежнему приходится лишь немногим более 9% количества |
|иностранных туристов. Располагая богатыми рекреационными ресурсами, |
|большинство развивающихся стран не имеет необходимой |
|материально-технической базы для международного туризма. |
|Туристский обмен между странами, кроме культурно-познавательного и |
|политического значения как средства укрепления взаимопонимания между |
|народами и установления более тесных межгосударственных отношений, имеет|
|и экономическое значение. Поступления от международного туризма в |
|иностранной валюте составляют в некоторых странах важную статью дохода |
|платёжных балансов и растут намного быстрее, чем поступления от экспорта|
|товаров. Темпы роста общемирового объёма поступлений валюты от |
|международного туризиа в 70—90-е гг. увеличивались с некоторым |
|опережением темпов роста числа международных туристов (табл. 2), что |
|объясняется прежде всего повышением цен на товары и услуги в |
|капиталистических странах. |
| |
| |
| |
|Таблица 2. |
|Объём поступлений, млрд. долл. |
|Поступления предыдущему |
|году, прирост в %. |
|Индекс |
|1970 |
|1980 |
|1985 |
|1990 |
|1995 |
| |
| |
|2,1 |
| |
|— |
|100 |
|6,8 |
| |
|17,2 |
|324 |
|11,0 |
| |
|14,6 |
|524 |
|17,9 |
| |
|16,2 |
|852 |
|31,1 |
| |
|10,7 |
|1481 |
| |
|Географическое распределение туристских потоков прямо сказывается и на |
|распределении доходов от международного туризма, их росте (табл. 3). |
|Доходы в свою очередь увеличиваются или уменьшаются в зависимости от |
|объёма и характера предоставляемых услуг, от стоимости обслуживания и |
|продолжительности пребывания туристов в стране. |
|Таблица 3. |
|Европа |
|Сев. Америка |
|Лат. Америка |
|Африка Азия Австралия |
|Океания |
|Ближний Восток |
|1985 |
|1990 |
|1995 |
| |
| |
|млрд. |
|долл. |
|доля |
|% |
|индекс |
|млрд. |
|долл. |
|доля |
|% |
|индекс |
|млрд. |
|долл. |
|доля |
|% |
|индекс |
| |
| |
|7,14 |
|2,07 |
|0,87 |
|0,22 |
| |
|0,48 |
| |
|0,25 |
|64,7 |
|18,8 |
|7,9 |
|2,0 |
| |
|4,3 |
| |
|2,3 |
|100 |
|100 |
|100 |
|100 |
| |
|100 |
| |
|100 |
|10,85 |
|3,50 |
|1,7 |
|0,41 |
| |
|1,2 |
| |
|0,28 |
|74,7 |
|16,1 |
|3,1 |
|1,4 |
| |
|3,1 |
| |
|1,7 |
|151 |
|169 |
|195 |
|186 |
| |
|250 |
| |
|112 |
|18,00 |
|6,00 |
| |
|2,50 |
| |
|4,00 |
| |
|0,60 |
|57,9 |
|19,3 |
| |
|8,0 |
| |
|12,9 |
| |
|1,9 |
|252 |
|204 |
| |
|1136 |
| |
|833 |
| |
|240 |
| |
|Всего в мире |
|11,03 |
|100 |
|100 |
|17,89 |
|100 |
|162 |
|31,10 |
|100 |
|282 |
| |
|Развитие международного туризма связано с решением ряда технических, |
|организационных и научных проблем, многие из которых носят общий |
|характер для всех или большинства стран: развитие |
|материально-технической базы, районирование страны для туристских нужд, |
|выявление новых перспективных районов и центров международного туризма, |
|расширение туристского сезона (поскольку свыше 50% годичного количества |
|туристов приходится на июнь — август). |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
|4.Туризм как отрасль экономики. |
|Туризм — отрасль экономики непроизводственной сферы, предприятия и |
|организации которой удовлетворяют потребности туристов в материальных и |
|нематериальных услугах. Продукция туризма— это комплексная услуга (так |
|называемый тур), содержащая в качестве взаимосвязанных элементов услуги |
|транспорта, гостиничного хозяйства, торговли, экскурсионных, |
|культурно-зрелищных, спортивных, коммунально-бытовых, |
|лечебно-оздоровительных и др. учреждений и предприятий. Удельный вес |
|элементов, составляющих тур, колеблется в широких пределах и находится в|
|зависимости от множества факторов, среди которых определяющее влияние |
|оказывают вид туризма, способ передвижения, продолжительность и способ |
|организации путешествия. В России, например, структура познавательного |
|тура (1995, по усреднённым данным личных расходов туристов): транспорт —|
|30%, жильё — 15%, питание — 30%, покупки (промышленные товары, продукты |
|питания) — 15%, экскурсии, развлечения — 8%, связь, бытовые услуги и |
|прочее— 2%; среднемировые данные по конгрессному туру (поездки на |
|конгрессы): транспорт (без учёта международного) — 5%, жильё — 34%, |
|питание — 25%, покупки — 15%, экскурсии, развлечения — 8%, связь, |
|бытовые услуги и др.— 13%. |
|Различия в целях путешествий и способах их организации привели к |
|появлению разных по функциям предприятий (гостиницы, туристские базы, |
|мотели, пансионаты, дома отдыха и др.) и к специализации туристских |
|учреждений, учитывающих в программах обслуживания особенности видов |
|туризма, способы организации путешествий, возрастные, профессиональные и|
|др. особ

Новинки рефератов ::

Реферат: Анализ деловой активности (Предпринимательство)


Реферат: ПРАВОСЛАВНЫЕ ХРАМЫ ПЯТИГОРСКА. История и современность. (Тезисы доклада, прочитанного 24 мая 2004 года на II Епархиальных Кирилло-Мефодиевских чтениях «Русь святая, храни веру православную») (Религия)


Реферат: Социальная защищенность различных слоев населения в России (Социология)


Реферат: Личная определенность и социальный статус (Социология)


Реферат: Древнеиндийская культура (Культурология)


Реферат: Влияние использования схем, чертежей, иллюстраций на формирование ЗУН при обучении младших школьников решению задач на движение (Педагогика)


Реферат: "Группы" по H. Смелзеру (Социология)


Реферат: Жизнь и реформы ПетраI (Исторические личности)


Реферат: Как не стать жертвой преступления? (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Психологические черты, свойства и качества личности, необходимые для профессиональной деятельности социальному работнику (Психология)


Реферат: Архимед и его законы (Исторические личности)


Реферат: Феминизм на российской почве (Социология)


Реферат: Определение компонентов ванн крашения кислотными красителями (Химия)


Реферат: Электроннолучевые технологии, телевидение (Радиоэлектроника)


Реферат: Автоматизация рабочего места менеджера по учету товара (Компьютеры)


Реферат: "Мы были дети 1812 года…" (История)


Реферат: Люблiнська унiя 1569 р. та ii наслiдки для Украiни. Брестська унiя та посилення нацiонального гнiту (История)


Реферат: Сауна при отеле "Надежда" (Туризм)


Реферат: Вирусы и способы борьбы с ними (Компьютеры)


Реферат: Защита авторских прав (Гражданское право и процесс)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист