|
Реферат: Насекомые у Фета (Литература)
“Только пчела узнает в цветке затаённую сладость…”
По нашему мнению, Фета можно назвать певцом русской природы. Обыкновенно он не воспевал жарких чувств, отчаяния, восторга, высоких мыслей, нет, он писал о самом простом - о картинах природы. Его поэзия радостна и светла, ей присуще чувство света и покоя. Природа у Фета всегда спокойная, притихшая, словно замерзшая. И в то же время она удивительно богата звуками и красками, живет своей жизнью; здесь скрытый от невнимательного глаза……………………………………………
*** Так резко - сух снотворный и трескучий Кузнечиков неугомонный звон.
*** Как мошки зарёю, Крылатые звуки толпятся.
Нельзя не заметить, что у Фета человек и природа, живое и живущее – две половины одной всеохватывающей мировой гармонии.
Мотылёк мальчику.
Цветы кивают мне, головки наклоня, И манит, куст душистой веткой; Зачем же ты один преследуешь меня Своею шелковою сеткой? Дитя кудрявое, любимый нежно сын Неувядающего мая, Позволь мне жизнию упиться день один, На солнце радостном играя. Постой, оно уйдет, и блеск его лучей Замрет на западе далеком, И в час таинственный я упаду в ручей, И унесет меня потоком.
В стихотворении ''Мотылёк мальчику'' Фет показывает беспечность человеческого отношения к насекомым. Как это ни печально признавать, но человечество в большинстве своём думает, что может обойтись без природы и её обитателей, хотя всё совершенно наоборот, и, не осознавая всей серьёзности вопроса, уничтожает все попадающееся на пути, что подтверждает слова: ''Человек уничтожает тех, перед кем чувствует силу''. Мотылёк, понимая, что его жизнь быстротечна, ценит её, стремясь в полной мере насытиться её прелестью и красотой. Однако, большой и умный по сравнению с ним человек не желает осознавать ценность тех немногих часов жизни мотылька, что отведены ему природой. Здесь можно увидеть философскую мысль о кратковременности и смысле жизни. Ведя повествование от первого лица, Фет обращает наше внимание на то, что природа взывает о помощи, но мы не замечаем её мольбы. Она пытается показать нам, что жизнь столь неприметного существа ценна ничуть не меньше человеческой. Показывая зыбкость и ничтожность жизни мотылька, Фет подталкивает нас к мысли о сущности нашего бытия. Наша жизнь много длиннее жизни мотылька, однако, ничтожно малое количество людей способно испытать ту бурю чувств и эмоций, осознать всю полноту жизни, её прелести и горести, которые доступны этому маленькому, незаметному существу. В этом стихотворении звучит тема любви к жизни. Эта же тема раскрывается в стихотворении ''Бабочка''. Оба они любят жизнь и хотят жить, но мотылёк стремится жить осознано, желая понять всем своим существом, что же это- ''жизнь'', в то время как бабочка живёт и радуется этому, восторженно созидает окружающий её красочный и удивительный мир, не задумываясь о том, как и зачем живёт:
Бабочка
Ты прав Одним воздушным очертаньем Я так мила. Весь бархат мой с его живым миганьем — Лишь два крыла. Не спрашивай: откуда появилась? Куда спешу? Здесь на цветок я легкий опустилась И вот — дышу. Надолго ли, без цели, без усилья, Дышать хочу.
Вот- вот сейчас, сверкнув, раскину крылья
И улечу.
Бабочка в стихотворении А. Фета олицетворяет беззаботность и легкомысленность. Мы задумались, что же лучше, быть мотыльком или бабочкой? И пришли к выводу, что характер бабочки присущ ребёнку, который, любуясь красотой предмета, не задумывается о его ценности и предназначении. Это внимание моментально, оно может переключаться на более яркое или эмоциональное явление. Такова бабочка, а каков же мотылёк? Он скорее похож на серьёзного, вдумчивого человека, который стремится осознать своё бытие, подчиняя свою жизнь философским нормам.
Фетовские весенние стихотворения поразили нас стихийной силой любовного влечения: ''Смело можно сказать, что на русском языке ещё не бывало подобного изображения весенней неги, доходящей до болезненности''. Так сказал критик Дружинин о стихотворении ''Пчёлы'', в котором поет буквально не находит места от сжигающего его ''весеннего огня'':
Сердце пышет всё более и более, Точно уголь в груди я несу.
Музыка ''сердечного огня'' звучит пчелиной песнью: ''В каждый гвоздик душистой сирени // Распевая, вползает пчела'' – и сам поет, как будто превращается в пчелу.
ПЧЕЛЫ
Пропаду от тоски я и лени, Одинокая жизнь не мила, Сердце ноет, слабеют колени, В каждый гвоздик душистой сирени, Распевая, вползает пчела. Дай хоть выйду я в чистое поле Иль совсем потеряюсь в лесу... С каждым шагом не легче на воле, Сердце пышет все боле и боле, Точно уголь в груди я несу.
Нет, постой же!
С тоскою моею Здесь расстанусь. Черемуха спит. Ах, опять эти пчелы под нею! И никак я понять не умею, На цветах ли, в ушах ли звенит.
Мы заметили, что Фет особо выделяет пчелу среди разнообразного, красочного мира насекомых. Она несёт в себе ''радость земли'' – она символизирует как раз ту ''страстную чувственность'', которую отмечала критика в фетовской поэзии среди других характерных черт. Ещё одним из весенних стихотворений является стихотворение ''Это утро, радость эта''.
*** Это утро, радость эта, Эта мощь и дня и света, Этот синий свод, Этот крик и вереницы, Эти стаи, эти птицы, Этот говор вод, Эти ивы и березы, Эти капли - эти слезы, Этот пух - не лист, Эти горы, эти долы, Эти мошки, эти пчелы, Этот зык и свист, Эти зори без затменья, Этот вздох ночной селенья, Эта ночь без сна, Эта мгла и жар постели, Эта дробь и эти трели, Это всё - весна.
Здесь Фет утверждает, что мошки и пчёлы являются неотъемлемой частью прекрасной весны. Фетовские ''песни любви'' часто поёт пчела, символизирующая страстно- чувственное начало в его поэзии. Так, некогда в стихотворении ''Роза'' поэт говорил:
И тебе, царица Роза, Брачный гимн поёт пчела.
Мы заметили, что Фет глубоко ценил и уважал насекомых, как равноправных жителей нашего мира, отражая в своих стихотворениях их характеры, настроения и чувства, которые подчас не замечают в них люди:
''Вот жук взлетел и прожужжал сердито''
''Плачась, комар пропоёт''
''Жук, налетевший на ель Хрипло подругу позвал''
В некоторых стихотворениях Фет использовал образы насекомых для более глубокой передачи окружающей обстановки и атмосферы в ней:
У Камина. Тускнеют угли. В полумраке Прозрачный вьётся огонёк. Так плещет на багряном маке Крылом лазурным мотылёк. Видений пёстрых вереница Влечёт, усталый теша взгляд, И неразгаданные лица Из пепла серого глядят. Встаёт ласкательно и дружно Былое счастье и печаль, И лжёт душа, что ей не нужно Всего, чего глубоко жаль.
В изображении энтомологии Фет часто использовал изобразительные средства языка такие как метафоры, сравнения, эпитеты:
''На тмине горят светляки''
''Тускнеют угли. В полумраке Прозрачный вьётся огонёк. Так плещет на багряном маке Крылом лазурным мотылёк''.
Надо подумать ещё
Только Фету свойственен такой язык. Только поэтический глаз Фета мог бы заметить такие тонкости в смутной окружающей среде.
Исследовав все эти поэтические произведения мы готовы поддержать философскую мысль: ''Человек и природа едины и зависимы друг от друга''. Как бы мы ни хотели их не замечать, тем не менее, насекомые – это часть нашей жизни.
Реферат на тему: Наташа Ростова
План.
1. Знакомство с Наташей. 2. Полнота жизни, поэтичность натуры, обостренная чуткость, внимательность. 3. Национальные, народные черты в развитии характера Наташи. 4. Дорогая цена испытаний. 5. Наташа – воплощение любви. 6. Счастье. 7. Вывод.
Знакомство с Наташей.
В начале перед нами тринадцатилетняя девочка «черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка … она была в том милом возрасте, когда девочка уже не ребенок, а ребенок еще не девушка».
Полнота жизни, поэтичность натуры, обостренная чуткость, внимательность.
Наташа полна внешнего и внутреннего движения. Такая бурная жизнь проявляется в ней, когда мы встречаемся с ней в Отрадном: «… Да посмотри ты, что за прелесть! Ах, какая прелесть!». На наших глазах Наташа растет, постепенно раскрывая другие черты своего характера. Подрастая, она превращается в обаятельную девушку, пленяющую всех своей жизнерадостностью и непосредственностью. Секрет этого обаяния кроется в богатстве ее натуры, в ее «переполненности жизнью».
Национальные, народные черты в развитии характера Наташи.
Наташа – дворянка, аристократка. Из своего семейства она более всех наделена «способностью чувствовать оттенки интонаций взглядов и выражений лица». Она всем существом своим близка к народу и его поэзии. «Наташа сбросила с себя платок, который был накинут на ней, забежала вперед дядюшки и, подперев руки в боки, сделала движение плечами и стала. Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала, - эта графинечка, воспитанная эмигранткой-француженкой, - этот дух, откуда взяла она эти приемы… Но дух и приемы эти были те самые, неподражаемые, неизученные, которых и ждал от нее дядюшка». В этой русской пляске сказалась и любовь Наташи ко всему народному, и ее русская талантливость, артистичность ее натуры. «Люди собирались около Наташи и до тех пор не могли поверить тому странному приказанию, которое она передавала, пока сам граф именем своей жены не подтвердил приказания о том, чтоб отдавать все подводы под раненных, а сундуки сносить в кладовые». Этот поступок Наташи во время отъезда из Москвы Толстой считает таким же важным, как и действия солдат, но он боится назвать этот поступок патриотическим.
Дорогая цена испытаний.
В обозе Ростовых ехал в своей коляске и умирающий Андрей. Встреча с ним, глубокое горе, которое пережила Наташа из-за состояния страшной вины перед любимым человеком, бессонные ночи, проведенные ею у изголовья больного, показали сколько мужества и твердости в несчастье и страдании таилось в душе этой хрупкой девушки.
Наташа – воплощение любви.
«Сущность ее жизни любовь?». Особенно сильно сказалось это, когда были получены известия о смерти Пети. «Она не спала и не отходила от матери. Любовь Наташи, упорная, терпеливая, не как объяснение, не как утешение, а как призыв к жизни всякую секунду, как будто со всех сторон обнимала графиню».
Счастье.
В эпилоге мы видим Наташу замужем. И вот здесь-то, говорит Толстой, она нашла себя, свое место в жизни. Она сильно изменилась по сравнению с девической парой своей жизни: «Черты лица ее определились и имели выражения спокойной мягкости и ясности», но в ней не было того огня оживления. Все ее интересы сосредоточены на своем доме, муже, детях. Вне этого круга для нее нет жизни.
Вывод.
Я восхищаюсь ею, ее одаренностью, ее чуткостью и тонкой интуицией, богатством ее душевных качеств, ее душой и «открытостью душевной», ведь душа – это самое главное в человеке.
| |