GeoSELECT.ru



Менеджмент / Реферат: Организационные формы управления инновационной деятельностью (Менеджмент)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Организационные формы управления инновационной деятельностью (Менеджмент)



Министерство образования РБ
Брестский государственный технический университет
Кафедра менеджмента



Курсовая работа



по «менеджменту»

Тема: Организационные формы управления инновационной деятельностью
фирмы



Выполнил: студ. гр. ЭУ-2

Лукащук К.Л.
Проверил: Федоров А.В.



Брест 2004



Содержание



Введение______________________________________

Инновации____________________________________

Менеджмент на промышленном предприятии_____
Инновационная восприимчивость предприятия_______
Проблемы крупных организаций___________________
Крупномасштабные инновации в больших фирмах____
Стратегии крупных организаций____________________

Планирование инновационной политики__________
Технология управления инновационным процессом____

Формы управления инновационной деятельностью_
Техническое развитие предприятия__________________
Организационный прогресс на предприятии__________
Оценка эффективности инноваций__________________

Личность инноватора____________________________

Заключение_____________________________________

Список литературы______________________________



Введение


Конец ХХ в. привел к широкому переосмыслению путей общественного
развития. Концепция экономического роста, которая подходит к анализу
материального производства с чисто экономической точки зрения, была
применима, пока природные ресурсы казались неисчерпаемыми в силу
ограниченного воздействия производственной деятельности человека. В
настоящее время общество приходит к пониманию того, что экономическая
деятельность является лишь частью общечеловеческой деятельности и
экономическое развитие должно рассматриваться в рамках более широкой
концепции общественного развития.
По некоторым оценкам, в течение ближайших двадцати лет мир должен:
накормить новое население, по численности равное населению всего
земного шара в 1940 году, и при этом:
в меньшей степени использовать химические удобрения и биоциды;
произвести столько энергии, сколько ее было произведено за всю
предшествующую историю человечества, при том, что наращивать производство
энергии становиться труднее и нужно одновременно ликвидировать кислотные
дожди;
удовлетворить на 100% возросшие потребности в продуктах питания, сырье и
промышленных товарах, при том, что ресурсы иссякают, а безопасно хранить
отходы становится труднее;
генерировать чистый реальный капитал в годовом исчислении по крайней мере
вдвое больший нынешнего, несмотря на перераспределение капитала
правительством в социальных целях;
радикально улучшить условия жизни, работы, образования, городской и
окружающей среды как в развитых, так и в развивающихся странах;
одновременно повысить стандарты здравоохранения всех стран, перейти от
лечения болезней к их предотвращению и ограничить рост населения разумными
пределами;
увеличить занятость на 30 – 50%, создав новые рабочие места, во многом, в
сфере обслуживания, в то же время увеличив производительность настолько,
чтобы удержать инфляцию;
выполнить все названные задачи без необратимого нарушения природного
равновесия или ресурсного кризиса, способного привести к войне.
Названные выше потребности, как бы к ним не относиться, представляют
собой действительные потребности человечества. Мы не можем удовлетворить
их, используя не то, что вчерашние – сегодняшние технологии. Чтобы
завтрашний уровень жизни был как минимум не хуже сегодняшнего в
материальном и социальном смысле, нужны серьезные изобретения, инновации и
институциональные перемены. Из-за того, что для многих решений потребуются
крупные инвестиции, большая часть инноваций появится в крупных
организациях.
Все более очевидным становится то, что главной характерной чертой
новых систем внутрифирменного управления должна стать ориентация на
долгосрочную перспективу, проведение фундаментальных исследований,
диверсификацию операций, инновационную деятельность, максимальное
использование творческой активности персонала. Децентрализация, сокращение
уровней в аппарате управления, продвижение работников и их оплата в
зависимости от реальных результатов станут основными направлениями
изменений в аппарате управления.
Важнейшим фактором достижения высокого уровня конкурентоспособности,
как отмечается во многих исследованиях, остается концентрация производства,
что повлияет на сокращение тенденции к образованию гигантских промышленных
объединений.
Наряду с концентрацией уровень конкурентоспособности будет
определяться такими факторами, как развитие производства новых видов
продукции и стимулирование становления новых потребностей. С ними связаны
тенденции продолжения роста затрат на исследовательские и опытные
разработки, рекламу и маркетинг.
Научно-технический прогресс, признанный во всем мире в качестве
важнейшего фактора экономического развития, все чаще и в западной, и в
отечественной литературе связывается с понятием инновационного процесса.
Это, как справедливо отметил американский экономист Джеймс Брайт,
единственный в своем роде процесс, объединяющий науку, технику, экономику,
предпринимательство и управление. Он состоит в получении новшества и
простирается от зарождения идеи до ее коммерческой реализации, охватывая
таким образом весь комплекс отношений: производства, обмена, потребления.
В этих обстоятельствах инновация изначально нацелена на практический
коммерческий результат. Сама идея, дающая толчок, имеет меркантильное
содержание: это уже не результат “чистой науки”, полученный университетским
ученым в свободном, ничем не ограниченном творческом поиске. В
практической направленности инновационной идеи и состоит ее притягательная
сила для капиталистических компаний.
Инновация есть скорее экономический и социальный, нежели
технический термин.



Инновации



Инновации можно классифицировать следующим образом:
. технологические инновации, направленные на создание и освоение в
производстве новой продукции, технологии, модернизацию оборудования,
реконструкцию зданий, реализацию мероприятий по охране окружающей
среды;
. производственные инновации, ориентированные на расширение
производственных мощностей, диверсификацию производственной
деятельности;
. экономические инновации, связанные с изменением методов планирования
производственной деятельности;
. торговые инновации, направленные на целевые изменения сбытовой
деятельности;
. социальные инновации, связанные с улучшением условий труда,
социального обеспечения коллектива;
. инновации в области управления, направленные на улучшение
организационной структуры, методов принятия решений.
Инновации стали промышленной религией 20 века. Для бизнесмена они
являются основным средством повышения прибылей, ключом к новым рынкам
сбыта. Правительства делают ставку на инновации, когда пытаются преодолеть
экономический кризис. Приоритеты инновационного развития давно заменили
популярную в послевоенные годы концепцию "благополучной экономики". По
словам профессора Кембриджского университета Грегори Дейнса, инновации
стали новой религией, объединившей левых и правых политиков.
Однако до сих пор так и не было сформулировано четкое определение
инновации, не было придумано единой системы оценки инноваций. Обычно под
инновацией понимают создание новой улучшенной продукции или
производственного процесса. С другой стороны инновацией является и
использование более дешевого сырья для производства уже известного товара,
изменение маркетинговой политики, выход на новые рынки или новый уровень
сервиса.
Удачливые бизнесмены (антрепренёры), которые чаще всего и являются
главными новаторами, редко задумываются о том, как им удалось придумать и
раскрутить удачное нововведение. Большинство из них просто "делает деньги",
пользуясь сиюминутными изменениями на рынке сырья и технологий, в
налогообложении, изменением демографической ситуации и даже геополитики в
целом. Они создают новые рынки, или придумывают новые способы эксплуатации
уже существующих. Еще в 1800 году Жан - Батист Сей, французский экономист,
ввел в экономическую науку термин "антрепренёр" - "человек, который находит
более эффективный способ использования имеющихся в его распоряжении
экономических ресурсов для увеличения продуктивности и получение большего
количества конечного продукта". Два столетия спустя, экономисты все еще
пытаются постигнуть сущность этой наиболее загадочной части процесса
создания новой стоимости.
Чтобы лучше понять, что же такое инновация (или нововведение) можно
объяснить, что ей не является. Муж с женой, решившие открыть закусочную
напротив нового офисного здания, и, возможно, рискующие своими
заготовленными на "черный день" сбережениями, все равно не являются
новаторами. Японская фирма, заваливающая прилавки магазинов модной моделью
видеокамеры просто пытается вытеснить с полок товары своего конкурента.
Фармацевтическая фирма, которая запускает в производство непатентованную
версию популярного обезболивающего препарата, всего лишь пользуется
моментом, чтобы получить максимальную прибыль, пока конкуренты не
возобновят свой патент. Все это предпринимательские авантюры, но не
инновации.
Инновации не просто нарушают существующие традиции, они также приносят
гораздо больший доход, чем обычные рискованные деловые предприятия.
Американцы посчитали, что норма прибыли от 17 самых удачных нововведений,
сделанных в 70-х годах, составила в среднем около 56%. В тоже время средняя
норма прибыли от инвестиций в Американский бизнес за последние 30 лет
составляет всего лишь 16%. Поэтому нет ничего удивительного в том, что,
несмотря на всю авантюрность их проектов, новаторы с хорошими идеями и
конкретными достижениями привлекают внимание большого числа потенциальных
инвесторов.
Прекрасным примером того, как можно стать новатором даже в такой,
казалось бы, традиционной области как закусочная индустрия является
McDonald's. Это не просто сеть новых хорошо разрекламированных закусочных.
McDonald's добился успеха благодаря своим нововведениям: стандартизации
продукта; созданию принципиально новых производственных линий; тщательной
подготовке персонала. В итоге покупатель получил то, о чем раньше он мог
только мечтать - высококачественный гамбургер, приготовленный в его
присутствии при соблюдении всех норм гигиены, и при этом по более низкой
цене, чем в обычной закусочной! McDonald's не просто создал новый продукт,
он создал абсолютно новую категорию на рынке услуг. Поэтому McDonald's
является новатором высочайшего уровня.
Гениальнейшими инновациями считаются видеомагнитофон Betamax
продемонстрированный фирмой Sony в 1974 и первый домашний видеомагнитофон
формата VHS фирмы JVC, презентация которого состоялась в 1976 году. На
самом деле, ни Sony, ни JVC не являются изобретателями видеозаписи. Она
была изобретена американской компанией Ampex в 1954 году. Но
видеомагнитофоны фирмы Ampex с их двухдюймовой видеолентой были размером с
музыкальный автомат. Поэтому они использовались только на телевизионных
студиях для ретрансляции программ в удобное для зрителей время.
Японские новаторы осознали, что огромным спросом будут пользоваться
домашние видеомагнитофоны. Но для создания такого видеомагнитофона
необходимо было уменьшить не только его размер, но и цену. Прорывом в этой
области стало использование видеокассет, с заправленной в них пленкой,
шириной в 1 дюйм. Пленка японских новаторов была настолько уже, что вместо
огромных бобин с пленкой появилась симпатичная маленькая кассета размером с
небольшую книжку.
С тех пор ни одна инновация не приносила такого успеха и таких доходов
как домашний видеомагнитофон. В 1980 году прибыль от их продаж (30
миллиардов долларов) составляла около половины продаж всей электронной
промышленности Японии и около 16% национального дохода. Как и все блестящие
инновации, новый видеомагнитофон не заменил полностью существующий продукт,
однако намного превзошел его по популярности и раскупаемости. Домашний
видеомагнитофон стал одним из тех гениальнейших изобретений, которые, едва
появившись, сразу же начинают пользоваться огромным спросом!
Кардинальные преобразования, происходящие сегодня в России,
затрагивают все сферы деятельности, не исключая и такую важнейшую как
научно – техническая политика. Проблема эффективного использования
достижения науки и техники не исчезает в ходе осуществления рыночной
реформы. Напротив, для многих российских предприятий, столкнувшихся с новым
для них вопросом конкуренции, выживаемости в новых условиях рынка, именно
инновационная деятельность, ее результаты являются главным условием успеха
и эффективности. Поэтому участники рыночных отношений, прежде всего те из
них, которые занимаются производством, для обеспечения своей текущей и
перспективной конкурентоспособности обязаны самостоятельно и
целенаправленно формировать и осуществлять научно-техническую политику.
В такой постановке вопроса на сегодня уже, по-видимому, ничего нового
нет, и на практике задачу, о которой идет речь, если не все, то многие
фирмы пытаются решать. Дело, однако, в том, что ведется эта ответственная
работа обычно эмпирически, «на ощупь». Что, впрочем, и неудивительно,
поскольку в нашей стране исследования, служащие решению такой задачи, еще
явно не получили необходимые масштабы и звучания. Именно с учетом данного
обстоятельства рассмотрим вопрос научно-технической политики,
концентрирующейся в такой пока мало у нас разработанной области знания,
как инновационный менеджмент.
Прежде всего, о том, что понимать под научно-технической политикой
предприятия. В первом приближении эта стратегия поведения данного субъекта
хозяйствования по отношению к процессу инноваций, включающая:
. разработку планов и программ инновационной деятельности;
. контроль за ходом разработки новой продукции и ее внедрением;
. изучение проектов создания новых продуктов;
. проведение единой инновационной политики;
. обеспечение финансами и материальными ресурсами программ нововведения;
. обеспечение инновационной деятельности квалифицированным персоналом;
Научно-техническая политика предприятия подчинена достижению его
главной цели: максимально полное удовлетворение требований потребителей
количеству и качеству выпускаемой продукции при минимально возможных
затратах на ее разработку и производство с одновременным обеспечением ее
безопасности как в изготовлении, так и в потреблении.

Инновации подразумевают освоение новой продуктовой линии(то есть
совокупность контрактов на сбыт продукта и снабжение покупными ресурсами, а
также необходимых материалов и нематериальных активов), основанной на
специально разработанной оригинальной технологии, которая способна вывести
на рынок продукт, удовлетворяющий не обеспеченные существующим предложением
потребности. Новая технология может также сделать, в силу своей повышенной
производительности, доступным для потребителей существенно большее
количество известного им продукта.
Инновации могут быть радикальными – и тогда они представляют
собой существенное обновление бизнес-линий предприятия. Инновации могут
быть также инкрементальными, то есть иметь характер лишь отдельных
усовершенствований – тогда они выступают как частичное обновление бизнес-
линий предприятия.
Для отдельно взятого предприятия инновации совсем не обязательно
означают, что вновь осваиваемые бизнес линии и их элементы являются
пионерными, то есть новыми для рынка и отраслей. Инновации могут
подразумевать перенятые продукта и технологии, уже созданных и освоенных
отечественными пионерами и инноваторами.
Доступ к пионерным новшествам обеспечивается приобретением
лицензии на изобретения, размещение подрядных договоров на разработку
новшеств и инжиниринг (при одновременном создании новых производственны
мощностей), покупки комплектного специального технологического оборудования
и оснастки, а также в других более косвенных формах (на приме, приглашение
на работу соответствующих специалистов-носителей ноу-хау). Помимо легальных
способов имитации технологий и продуктов, получивших призвание на рынке,
существует и так называемое «инновационное пиратство». Есть и
полулегальные методы получения доступа к технологиям, на которых может быть
основан инновационный бизнес (к примеру, «повторные разработки» с целью
получения «параллельных» патентов несущественно иной формулой изобретения
по сравнению с тем интересующим предприятие изобретением, патент на которое
таким образом как бы обходится). Однако на базе откровенно нелегального или
полулегального имитаторства, как правило, сложно развернуть сколь либо
значительный по объемам инновационный бизнес (скажутся вероятность
судебного преследования со стороны контролирующих рынок патентовладельцев,
потеря времени на освоение уже набирающего моральный износ продукта).
Инновации характеризуются более высоким технологическим уровнем,
новыми потребительскими качествами товара или услуги по сравнению с
предыдущим продуктом. Понятие «инновации» применяется ко всем новшествам,
как в производственной, так и в организационной, финансовой, научно-
исследовательской, учебной и других сферах, к любым усовершенствованиям,
обеспечивающим экономию затрат или даже создающих условия для такой
экономии. Инновационный процесс охватывает цикл от возникновения идеи до ее
практической реализации.
Процессы обновления связаны с рыночными отношениями. Основная
масса инноваций реализуется в рыночной экономике предпринимательскими
структурами как средство решения производственных, коммерческих задач, как
важнейший фактор обеспечения стабильности их функционирования,
экономического роста и конкурентоспособности. Инновации, следовательно,
ориентированы на рынок, на конкретного потребителя или потребность.
Инновации являются весьма сложной, многогранной проблемой,
затрагивающих весь комплекс отношений исследования, производство, сбыта.
Огромное значение в повышении ее эффективности принадлежит менеджменту.

Общенаучное понятие "инновация" определяется как целевое изменение в
функционировании системы, причем в широком смысле это могут быть
качественные и (или) количественные изменения в различных сферах и
элементах системы. Понятие "инновация" впервые появилось в исследованиях
культурологов в XIX в. и означало введение элементов одной культуры в
другую. Первое наиболее полное описание инновационных процессов было
представлено в начале XX в. выдающимся экономистом И. Шумпетером, который
анализировал "новые комбинации" изменений в развитии экономических систем
(1911 г.) Несколько позже, в ЗО-е гг. И. Шумпетер и Г. Менш ввели в научный
оборот и сам термин "инновация", который сочли воплощением научного
открытия в новой технологии или продукте. С этого момента концепт
"инновация" и сопряженные с ним термины "инновационный процесс",
"инновационный потенциал" и другие приобрели статус общенаучных категорий
высокого уровня обобщения и обогатили понятийно-терминологические системы
многих наук.
Инновационный процесс представляет собой совокупность процедур и
средств, с помощью которых научное открытие, идея превращаются в
социальное, в том числе, образовательное нововведение. Таким образом,
деятельность, которая обеспечивает превращение идей в нововведение, а также
формирует систему управления этим процессом. и есть инновационная
деятельность.
Нововведение при таком рассмотрении понимается как результат
инновации, а инновационный процесс включает в себя, по крайней мере, три
этапа: генерирование идеи (в определенном случае - научное открытие),
разработка идеи в прикладном аспекте, реализация нововведения в практике.
Нововведение может рассматриваться и в процессуальном плане
- как процесс доведения научной идеи до стадии практического
использования и реализация связанных с этим изменений в социально-
педагогической среде.
По аналогии с принципами функционирования сложных систем (общая теория
систем) можно сформулировать основную закономерность проектирования
инноваций: чем выше ранг инноваций, тем больше требования к научно-
обоснованному управлению инновационным процессом.
Нововведение - это результат инновационного процесса. Инновационный
процесс — это не просто внедрение чего-либо нового, а такие изменения в
целях, условиях, содержании, средствах, методах, формах организации
производственного и управленческого процессов, которые:
. обладают новизной;
. обладают потенциалом повышения эффективности этих процессов в целом
или каких-то их частей;
. способны дать долговременный полезный эффект, оправдывающий затраты
усилий и средств на внедрение новшества;
. согласованны с другими осуществляемыми нововведениями.
Качество реализованных нововведений существенно зависит от того, как
организован инновационный процесс. Недостатки в инновационной деятельности
предприятий обычно проявляются в следующих основных формах:
. потенциально эффективные новшества не внедряются или внедряются со
значительной задержкой во времени. В результате не используется
возможность получить полезный эффект от использования новшества;
. внедряется новшество, которое не обладает необходимым инновационным
потенциалом. (Ошибки в оценке полезности или же новшество внедряется
не потому, что оно может дать полезный эффект, а потому, что оно
модно);
. внедрение новшества в силу явного или скрытого сопротивления или
плохой организации внедрения не дает ожидаемого результата;
. внедрение новшества требует значительно больших затрат, чем ожидалось
при принятии решения о внедрении;
. сроки внедрения оказываются значительно большими, чем первоначально
ожидалось из-за их ошибочной оценки, плохой организации внедрения или
же сильного сопротивления нововведению.
Каждый такой дефект может быть объяснен только через некачественное
выполнение определенного этапа инновационного процесса или через его
отсутствие, что, в свою очередь, свидетельствует о неудовлетворительном
управлении поиском и внедрением новаций.
То, что в управлении поиском и внедрением нововведений на предприятии
необходимы изменения, считают 53% опрошенных. Из них 15% ориентированы на
значительные изменения и 38% - на изменения небольшие. Противоположной
точки зрения придерживаются 23% респондентов, не видящих необходимости в
изменениях. Причем больше всего руководителей, считающих, что нет
необходимости в изменении управления поиском и внедрением нововведений,
среди руководителей предприятий, ориентированных на развитие (34%).
Примерно четверть опрошенных (23%) не имеют определенного мнения по
этому вопросу. Больше всего не определившихся среди руководителей
предприятий, главная цель которых - выживание (28%), меньше - среди
руководителей, ориентированных на развитие (18%).
То, что среди опрошенных руководителей малых предприятий лишь чуть
более половины видят необходимость совершенствования системы управления
нововведениями, а почти половина такой необходимости либо не видят, либо не
имеют определенного мнения, свидетельствует о достаточно непростой
инновационной обстановке на предприятиях малого бизнеса. Вряд ли можно
трактовать такие ответы опрошенных руководителей как свидетельство
относительного благополучия в сфере инноваций, отсутствия объективной
необходимости совершенствования управления поиском и внедрением
нововведений. В сочетании с проявившимися и зафиксированными ранее
тенденциями понижения активности руководителей в отношении управленческих
нововведений по мере приближения к реальным действиям, это можно считать
свидетельством относительно невысокого уровня готовности к инновациям в
сфере менеджмента, субъективно низкой значимости для руководителей
инновационной проблематики вообще и инноваций в управлении, в частности.
Данный вывод подкрепляется незначительной долей тех, кто считает
необходимым существенные изменения в управлении инновациями (15%). Тот
факт, что меньше всего “не определившихся” среди руководителей МП,
ориентированных на развитие, также служит косвенным подтверждением
высказанного тезиса. Эти предприниматели, как показывают результаты
исследования, практически по всем вопросам демонстрирует определенную и
последовательную позицию, выражая не только установки на изменение методов
управления, но и реальную готовность к фактическим нововведениям. Именно
эту часть респондентов можно с большим основанием считать сформировавшимися
инноваторами.
Следует отметить, что ожидания предпринимателей в отношении
последствий внедрения управленческих новаций вполне соответствуют их
ориентации. Те, кто ориентирован на значительные изменения, признавая тем
самым важность для предприятия проблем управления инновациями, ожидают и
значительно более высокой отдачи от реализации этих управленческих
нововведений. И наоборот, чем меньше респонденты ориентированы на изменения
в управлении нововведениями, тем меньше, они предполагают, может быть
отдача от новаций в сфере менеджмента.
Так, около трети руководителей, ориентированных на значительные
изменения в управлении нововведениями, 32% ожидают от внедрения новаций
существенного улучшения финансового состояния фирмы, примерно половина
(49%) - среднего, а только 2% - незначительного (для ориентированных на
небольшие изменения эти цифры составляют 16%, 40% и 36%). Никто из
ориентированных на значительные изменения не назвал в качестве фактора,
препятствующего нововведениям, отсутствие идей. Они лучше, чем те, кто
ориентирован на небольшие изменения, информированы в отношении эффективных
нововведений. Среди факторов, препятствующих внедрению управленческих
новаций, отсутствие информации занимает одно из последних мест. Для тех,
кто считает, что нужны небольшие нововведения (главный сдерживающий фактор
- отсутствие финансовых возможностей (77%), далее - отсутствие информации
(26%)).
Около половины руководителей, считающих, что нет необходимости в
изменениях (52%), не ждут от управленческих новаций улучшения финансового
состояния своих предприятий. Примерно треть предполагает, что улучшения
будут незначительными, а еще 12% не имеют ясности по этому вопросу.
В зависимости от динамики инвестиций имеются различия в распределении
голосов по этому вопросу. Существенные затруднения он вызвал у
руководителей предприятий, значительно уменьшивших инвестиции - среди них
затруднились с ответом 35%. Второе место заняли руководители предприятий,
инвестиции которых остались без изменений - 28%. Не возникло затруднений
при ответе на данный вопрос у руководителей предприятий, увеличивших
инвестиции.
Больше всего руководителей, ориентированных на изменения в управлении
нововведениями, среди тех, чьи предприятия, увеличили инвестиции: 79%
ответивших (считают, что необходимы небольшие изменения - 71%, а
значительные - всего 8%).
Значительно отстают руководители предприятий, уменьшивших объем
инвестиций. Среди них 54% считают, что изменения в управлении поиском и
внедрением нововведений необходимы, причем на радикальные изменения
ориентирована достаточно большая часть руководителей (22%).
Приблизительно одинаковая часть признающих необходимость изменений в
управлении нововведениями среди руководителей предприятий, значительно
уменьшивших объем инвестиций (47% ответивших) и руководителей предприятий,
оставивших объем инвестиций без существенных изменений (46%). Однако
радикально настроенных руководителей во втором случае почти в два раза
больше (11%), чем в первом (6%).
На предприятиях, значительно уменьшивших инвестиции, больше всего
ответивших ориентированы на небольшие изменения в системе управления
нововведениями (41%), а меньше - на значительные изменения (6%).
Среди руководителей предприятий, уменьшивших инвестиции, больше всего
считающих, что нет необходимости в изменениях (35%). Среди руководителей
предприятий, инвестиции которых остались неизменными, больше
ориентированных на небольшие изменения (35%).
В среднем чуть более половины респондентов считают, что необходимы
значительные или хотя бы небольшие изменения в системе управления
нововведениями.
Такой разброс мнений между предприятиями, имеющими разную динамику
инвестиций, достаточно сложно объяснить логически. Приведенные данные
свидетельствуют, что в ответах на вопрос о необходимости изменений в
управлении нововведениями и в том, насколько значительными должны быть эти
изменения, не просматривается зависимости вариантов ответов от динамики
инвестиций МП. Распределение ответов носит, скорее, случайный характер, в
большей мере отражая тот факт, что выраженное мнение зачастую означает
отсутствие какой-либо определенной позиции в отношении проблем управления и
управленческих новаций.
Тем не менее, определенное единство было проявлено респондентами в
ответе на вопрос об источниках управленческих инноваций.
Поскольку инновационный процесс обеспечивает последовательные
преобразования нововведения от момента его зарождения в виде общей идеи до
того момента, когда оно становится по сути новым элементом организации и
переходит в режим функционирования, изменения в управлении могут коснуться
любой стадии инновационного процесса.
Реальный инновационный процесс в организации имеет очень сложную
структуру. Чаще всего он складывается из нескольких (по числу нововведений)
относительно самостоятельных инновационных циклов. Каждый из этих циклов
проходит в данный момент времени свою определенную стадию, обеспечивая
продвижение от концепции новой деятельности, через проблемный анализ,
разработку инновационной стратегии, появление инновационных замыслов (или
идей) до конкретных планов реализации нововведения.
Развитие организации является управляемым процессом, и в ходе этого
управления возникают и разрешаются два основных вопроса: ЧТО подлежит
изменению, и КАК это изменение осуществить. Ответ на первый вопрос, то есть
выбор направления преобразований, происходит в результате проблемного
анализа деятельности и формирования инновационной стратегии. Собственно
нововведение, даже на уровне принципиальной идеи, дает ответ на второй
вопрос, то есть конкретизирует способ изменения.
Генерация идей - этап исключительно творческий. Невозможно сказать
заранее, когда и откуда появится нужная и интересная идея. Она может
появиться внутри организации, а может быть позаимствована извне. Результаты
исследования показывают, что для подавляющего большинства опрошенных
руководителей толчок к нововведениям в сфере управления на их предприятии
могут дать именно собственные идеи (на этот источник указали в 76%
случаев).
С большим отрывом за ними следуют источники, составившие вторую
группу:
. участие в выставках, конференциях, семинарах (36%);
. опыт конкурентов или аналогичных предприятий (30%);
. идеи подчиненных (27%);
. обучение (25%).
Третья группа включает следующие источники:
. поставщики или потребители (21%);
. специальная литература по управлению (17%);
. средства массовой информации (14%).
Явно выраженная ориентация на собственные силы, на внутренние
источники идей, в сочетании со столь же явно выраженной недостаточной
готовностью к нововведениям, низкой заинтересованностью в них
свидетельствуют о некоторой противоречивости позиции респондентов. Для того
чтобы эти внутренние источники задействовать, могут понадобиться
специальные усилия, создание особых условий на предприятии. В то же время
внимание к проблемам совершенствования системы управления инновациями,
выраженное респондентами, можно оценить как недостаточное для достижения
этих целей.
Для успешного осуществления инноваций необходимы адаптация к
требованиям рынка, технологическое превосходство товара, стремление к
выпуску новых товаров, использование оценочных процедур, благоприятная
конкурентная среда, соответствующие организационные структуры. Негативное
воздействие на инновации оказывают поверхностный анализ рынка, нехватка
финансовых и материальных ресурсов, производственные и коммерческие
проблемы.
Инновационную деятельность характеризуют принципы, которые отличают её
от традиционной производственной деятельности:
V малый процент успешных инноваций, при этом удачные инновации
компенсируют затраты как на себя, так и на неудачные идеи;
V необходимость отдельного бюджета для избежания ухудшения финансовых
показателей подразделений, занимающихся традиционной производственной
деятельностью;
V использование критериев оценки инновационной деятельности, отличных от
традиционных. Например, критерий “годовой прирост прибыли“ неприемлем,
поскольку инновационная продукция в ближайшей перспективе (3-4 года)
может не давать никакой прибыли, после чего прибыль резко возрастает;
V систематическая и плановая ликвидация всего устаревшего, что позволяет
высвободить ресурсы для работы над новым;
V отсутствие обратной связи от результатов к затратам ресурсов и
инвестициям в течение продолжительного времени;
правильный выбор момента прекращения работы, чтобы избежать затрат
средств на инновацию, не дающую конкретных промежуточных результатов.



Менеджмент на промышленном предприятии


Научно-технический прогресс определяет все стороны функционирования
предприятия. Поэтому одной из главных задач является выработка научно-
технической политики, которая смогла бы обеспечить повышение эффективности
производства за счет создания и выпуска продукции, отвечающей потребностям
рынка.
Инновационный менеджмент - процесс управления инновациями для
удовлетворения перспективных потребностей рынка, охватывающий проектную,
технологическую, материальную, организационную и кадровую подготовку
производства, внедрение нововведений, анализ полученных результатов и
внесение корректив в эти виды деятельности. Сущность инновационного
менеджмента заключается: в составлении инновационных программ и проведении
единой инновационной политики; контроле за разработкой и внедрением новой
продукции; финансовом, материальном и интеллектуальном обеспечении
инновационных программ; создании специальных подразделений, занимающихся
инновационной деятельностью. Главная цель инновационного менеджмента -
разработка и производство новых видов продукции, что требует решения целого
ряда задач, связанных с организацией взаимодействия различных служб
предприятия для сбалансирования всех сторон обновляемого производства,
поиск нетрадиционных решений в области технологии, организации, управления
и подготовка соответствующих специалистов.
Сфера сбыта также является элементом инновационной деятельности и
принимает непосредственное участие в определении направлений инновационной
политики и требований к качеству новой продукции. Если инновация
ориентирована лишь на сферу производства, а не на сбыт, то такая инновация
крайне рискованна для предприятия. Поэтому инновационный менеджмент можно
рассматривать как часть маркетинговой деятельности. Научно-технические
подразделения предприятия взаимодействуют со службами маркетинга по
преобразованию импульсов, исходящих от потребителей, в конкретную новую
продукцию.
Определяя пути развития предприятия, следует выяснить необходимость
проведения НИОКР собственными силами, либо привлечь сторонние организации
или приобрести лицензию. Хотя инновационная деятельность не дает отдачу в
ближайшей перспективе, необходимо иметь в виду и предполагаемую чистую
прибыль в более отдаленной перспективе. Наличие альтернативных вариантов в
инновационной деятельности предопределяет неопределенность результата. При
этом, чем радикальнее нововведение, тем больше степень неопределенности, а
внедряемая на предприятии новая технология оказывает большее влияние на его
деятельность, чем новый продукт.
Система взаимосвязей между элементами инновационной деятельности. Рис
1.
[pic]

Чтобы характеристика инновационного менеджмента как области
исследований и практической деятельности стала более отчетливой, приведем
перечень наиболее актуальных проблем и задач, которые обычно
рассматриваются и решаются в рамках менеджмента продуктовых инноваций.
1. Исследование рынка для новых продуктов: потребностей, емкость рынка,
эластичности ожидаемого спроса по цене продукта, предпочтение
потребителей в отношении качественных параметров продукта, условий его
поставки и обслуживания во взаимосвязи с ценой, взаимодополняемости и
взаимозаменяемости нового продукта с другими продуктами и услугами. Выбор
целевых сегментов рынка для нового продукта и его модификации, а также
стратегии продвижения продукта к потребителям.
2. Прогнозирование деятельности, характера и стадий жизненного цикла нового
продукта: на этой основе принятие решений о размере и характере
создаваемых под продукт производственных мощностей, оптимальном объеме
капиталовложений, методах амортизации специального технологического
оборудования, о выборе между покупкой или арендой оборудования, типов и
сроках трудовых контрактов для привлекаемых работников, глубине их
переквалификации.
3. Определение способов продажи нового продукта: выбор посредников того или
иного типа, организация фирменной торговли, продажа через оптово-торговые
предприятия.
4. Исследование конъюнктуры рынков ресурсов: материалов, комплектующих
изделий, полуфабрикатов, необходимых для производства и продажи нового
продукта, с целью выяснения доступности этих ресурсов, прогнозирование
меры стабильности выявленной конъюнктуры, возможного ее ухудшения,
удорожания ресурсов.
5. Нахождение субподрядчиков на освоение и поставку требующихся для нового
продукта комплектующих изделий, оборудования оснастки (при необходимости
– изыскание специфических способов стимулирования таких субподрядчиков:
включение их в долю, создание совместных предприятий, вхождение с ними в
партнерство.
6. Проработка возможных коопераций с конкурентами по поводу разработки и
освоения технически сложного или рискового продукта.
7. Осуществление комплексного анализа затрат, цены, объемов производства и
продаж нового продукта с целью планирования оптимальных объемов выпуска,
продажных цен и контрольных цифр по ценам закупки ресурсов и операционным
расходам.
8. Оценка эффективности и планирование инновации как инвестированного
проекта (с использованием критериев ценностей инновации, 9норрмоотдачи,
срока окупаемости капитальных вложений).
9. Анализ рисков, определение методов их минимизации и стахования.
10. Выбор организационной формы создания, освоение и размещение на рынке
нового продукта (планирование, бюджетирование и мониторинг инновационного
проекта, внутренний или внешний венчур).
11. Исследование целесообразности и планирование наиболее адекватных форм
передачи технологии в процессе создания, освоения, размещения на рынке и
поддержание необходимого объема продаж нового продукта (лицензии,
трансферты дочерним фирмам, командирование специалистов, выдача либо
выполнение заказов на исследование и разработку, научно техническое
сотрудничество).
Применительно к процессам нововведения (технологии, организации
производства и управленческого процесса) менеджмент инноваций решает
аналогичные проблемы и практические задачи с той лишь разницей, что здесь
определяющим фактором является не только создание новым продуктом нового
рынка, а возможно с помощью более производительных технологий в большей
мере насытить рынок существующего продукта. Основным в менеджменте
инноваций выступает, таким образом, подход к инновациям с позиции их
рыночной перспективности.
В современных условиях резко повысилась роль инновационных стратегий,
поскольку именно нововведения определяют все остальные направления развития
фирмы. Это вызывает необходимость освоения специфических инструментов
управления нововведениями, стимулирование новаторских усилий, поддерживание
коммуникаций, создание партнерства в сфере нововведений а также в системе
«наука-произаодство-сбыт-послепродажное обслуживание». На первый план
выходит необходимость кардинального изменения подходов к использованию
кадров, что предусматривает выявление мотивирующих принципов
организационной культуры, поддержание и совершенствование творческой
деловой атмосферы, создание дееспособных «команд», поиск и стимулирование
творческих людей, активная деятельность которых способствует скорейшему и
эффективному внедрению нововведений.
К началу 90-х годов зарубежные фирмы накопили большой опыт по
организации инновационной деятельности, направленной на стимулирование
исследований и разработок, получение новой технологии и продукции и
укрепление своих конкурентных позиций. Перед российским предпринимателями
стоит задача изучения зарубежного опыта и активное применение его на
практике с учетом особенностей развития экономики страны.
Инновационный процесс включает различные стадии - исследования и
разработки новой технологической идеи, технологии, доведение ее до
промышленного внедрения, получение нового продукта его коммерциализацию.
Все эти этапы предполагают свои методы организации труда, управления,
финансирования, кадрового обеспечения. Но, что бы обеспечить себе успех,
компания должна интегрировать различные звенья в единую цепь. Каждое звено
играет важную роль в достижении общей задачи – получении нововведения, а
затем новой технологии и изделия.
Практика функционирования ведущих компаний развитых стран мира
показывает, что их успехи связаны с разработкой целостной системы
управления инновациями. В этих компаниях создана такая инновационная
структура и культура управления, в которой направления технологического
развития интегрируется в общие стратегические планы, политика роста
непосредственно связывается с постоянной разработкой перспективной
продукции и проникновением в новые сферы бизнеса. Для них характерна
децентрализация управления творческой деятельностью и широкое использование
принципов мелкого предпринимательства, основанного на использовании так
называемого «рискового» капитала – свободных средств фирмы и ее отделений.
В настоящее время совершенствование управления нововведениями для
большинства компаний является важным средством поддержания их активности в
освоенных областях и экспансии на новых направлениях. Огромное значение для
повышения эффективности инноваций имеет комплексное использование новых
принципов менеджмента. Основными из них являются:
. Создание атмосферы, стимулирующей поиск и освоение новшеств;
. Нацеленность всей инновационной деятельности на нужды потребителя;
. Определение приоритетных задач инновационной работы исходя из целей и
задач фирмы;
. Сокращение числа уровней в управлении с целью ускорения процесса
«исследование – производство – сбыт»;
. Максимальное сокращение сроков разработки и внедрения нововведений,
организация работ не по «эстафетному» принципу, а на основе
одновременного параллельного решения инновационных задач.
Анализ инновационных систем управления нововведениями целесообразно
проводить в тесной связи с типом инновационной стратегии – с одной стороны,
а с другой стороны – структурой, технологией, кадрами и другими параметрами
фирмы. В приведенной ниже таблице показана связь между интенсивностью,
направлением и масштабами инновационных процессов и общими требованиями,
предъявляемыми к организации.


Влияние нововведений на изменение организационной структуры


| Интенсивность и масштабы |Соответствующие организационные |
|нововведения |изменения |
|Освоенная продукция |Совершенствование продукции может |
|Освоенная технология |осуществляться в рамках существующей |
|Освоенный рынок |организации |
|Новая продукция |Разработка продукции может |
|Освоенная технология |осуществляется в рамках существующей |
|Освоенный рынок |организации или в исследовательском |
| |подразделении создается новая проектная|
| |группа. |
|Освоенная продукция |Существующая организация практически не|
|Освоенная технология |изменяется. На службу маркетинга |
|Новый рынок |возлагается задача изучения нового |
| |рынка; может быть образована новая |
| |группа сбыта. |
|Новая продукция |Может быть организована группа новой |
|Освоенная технология |продукции, укомплектованной персоналом |
|Новый рынок |из исследовательского подразделения и |
| |службы маркетинга. |
|Новая продукция |Может быть организована группа новой |
|Новая технология |продукции, укомплектованной персоналом |
|Освоенный рынок |из исследовательского подразделения и |
| |производства. В своей работе группа |
| |использует помощь служб маркетинга и |
| |сбыта. |
|Новая продукция |Новое направление деятельности компании|
|Новая технология |требует совершенно новой организации в |
|Новый рынок |форме венчурного или нового |
| |подразделения, дополняющего |
| |существующую организационную структуру.|



Стратегия поведения фирмы на рынке может носить наступательный
(агрессивный) или оборонительный характер. Компания обычно создает свой
набор инновационных стратегий, характеризующихся сбалансированным риском.
Такой набор включает как рискованные (наступательные), так и безопасные
(оборонительные) стратегии.
Агрессивная рыночная сратегия означает стремление стать и быть
первым., ведущим предприятием с точки зрения инноваций в определенном
сегменте рынка и в определенной области сбыта.
Принятие компанией наступательной стратегии, направленной а активный
поиск и разработку нововведений как в освоенных, так и новых для нее
областях хозяйственной деятельности, требует больших изменений в
организационной структуре.
Инициаторы инноваций работают в условиях повышенного риска, но при
удачной реализации нововведений, носящих упреждающий характер, имеют запас
экономической прочности, который выражается в наличии портфеля новой
конкурентоспособной продукции, более низких по сравнению со средними
удельных издержек производства.

Инновационная восприимчивость предприятия

К сожалению, большая часть крупных организаций не отличается
инновационной восприимчивостью. Большая часть ярких нововведений, так уж
случилось на Западе исторически, была сделана индивидуальными новаторами –
предпринимателями. Фактически, система индивидуального предпринимательства
исторически доказала, что является наиболее успешной системой
удовлетворения новых человеческих потребностей. Политикам нужно постараться
понять, почему эта система так хорошо работает, а также возможности и
проблемы использования ее подходов крупными организациями и для решения
масштабных проблем будущего.
В 1947 – 1948 гг. Говард Хед – авиаконструктор, металловед и
увлеченный горнолыжник начал разработку и испытания металлических лыж.
Работая в домашней мастерской, он изготовил несколько пар лыж и попросил
профессиональных лыжников испытать их. Несмотря на их критические замечания
и три года поломанных лыж, Хед продолжал настойчиво работать. О нем
говорили, как о “фанатике”, “маньяке”. После каждого испытания – и провала
– он изменял конструкцию лыж, изготавливал несколько пар и передавал их на
испытания. Хед продолжал работать в своем доме денно и нощно. У него
кончились личные сбережения, а его компания с уставным фондом в 8000
долларов почти перестала существовать. Дело спасло вливание в нужный момент
60000 долларов под 40% доли в компании. Только на седьмой год неудачных
конструкций Хед начал получать от своего предприятия некие деньги. Сотни
других людей также старались разработать металлические лыжи, но потерпели
неудачу.
Лыжи Хеда работали настолько хорошо, что в торговле были прозваны
“обманками”. На рынке, на котором покупатели привыкли платить за товар не
дороже 25 долларов, они шли по 100 долларов и во многом благодаря им возник
лыжный бум 1950-х годов.
В 1935 году бывший химик-органик, патентный поверенный Честер Карлсон
работал в патентном отделе компании Mallory. Его раздражали затраты на
копирование патентов для рассылки третьим лицам и связанные с этим ошибки.
По ночам и выходным Карлсон начал работать дома и в публичной
библиотеке над созданием копировального процесса. Он экспериментировал с
различными фотоэлектрическими пластинами и черными прилипающими порошками.
Работая в арендованной комнате на примитивном оборудовании и имея одного
помощника, работающего по совместительству, Карлсон получил первое
изображение в октябре 1938 года. Имея при себе грубое демонстрационное
устройство, он отчаянно ходил из фирмы в фирму, прося о поддержке своей
разработки. Но все его отвергли. Никто не смог оценить потенциал процесса,
в то время еще не было серьезного копировального бизнеса. К тому времени,
Карлсон, по его словам, находился в “отчаянном” финансовом положении, хотя
и инвестировал в разработку всего 3000 долларов. Наконец, в 1944 году
“карманное” отделение компании Battelle, организованное для спонсорской
поддержки новых идей, согласилось профинансировать разработку в обмен на
долю потенциальных роялти.
В 1947 году, на патент Карлсона наткнулась небольшая фирма Haloid,
которая согласилась лицензировать и развивать процесс. Продукция компании
не имела сбыта и ее президент Джозеф Уилсон пожелал рискнуть и создать
новый рынок. Хотя ксерография стала одной из величайших историй успеха всех
времен, она начала приносить прибыль через 13 – 17 лет после возникновения
идеи.
Эти и множество других примеров подобного рода ясно демонстрируют,
почему эта форма предпринимательства является такой эффективность
Система позволяет талантливым фанатикам работать над своими идеями без
давления на личность, присущего крупной организации. Для достижения успеха,
личность должна быть фанатично предана своей идее, что позволяет ей
превозмочь боль и отчаяние, преодолеть технические и рыночные трудности,
всегда противостоящие идее. Система позволяет соединить личные качества,
возможности, мотивы, при которых процветают такие люди. Она дает новатору
возможность свободно и гибко, без всякой бюрократии, общаться со
специалистами и пользователями.
Новатор-предприниматель не связан официальными планами, сетевыми и
другими графиками. В инновационной сфере прогресс обычно идет рывками,
вырываясь из клубка задержек и препятствий. Новатор воспринимает хаос
процесса разработки и даже наслаждается им. Он не теряет время на то, чтобы
рассказать о своих успехах или неудачах совету или комитету, которые не
слишком заинтересованы в деле, но ожидают от разработки слишком многого и
слишком быстро.
Поскольку новатор-предприниматель работает дома, его накладные расходы
минимальны. Он и изобретает-то ради того, чтобы избежать расходов. Вместо
долларов, на материалы и оборудование он использует пот. В результате, цена
провала невелика и не видна общественности. Хотя количество неудач велико,
никто не спрашивает с предпринимателя за провал. Прошлые неудачи не
препятствуют будущим успехам, также, как и страх, что такая неудача может
быть в невыгодном или обманном свете представлена общественности или
акционерам.
На ранних этапах точная оценка рынка стоит дорого, поэтому доступные
оценки не только не точны, но могут быть и неправильны. Они могут быть
неправильны в принципе, из-за невозможности оценить потенциал новой
технологии, рынок которой еще не существует. Например, первоначальные
оценки компьютера, ксерографии и металлических лыж были неправильны.
Следовательно, рыночные исследования серьезно недооценивают и полностью
упускают из виду рыночные ниши. Например, лыжи Хеда сначала считались
подходящими только для начинающих, ксерография использовалась для
изготовления дешевых литографических оригиналов. Первоначальные оценки
ксерографии последовательно указывают, что в целом может быть продано не
более 5000 ксерографических аппаратов. Рынок компьютеров, в соответствии с
аналитическими оценками, ограничивался 30 – 300 ЭВМ, действующими с
миллисекундными скоростями, а металлические лыжи считались “плохим и
непродаваемым” товаром, особенно за 100 долларов.
Индивидуальный новатор-предприниматель может удовлетворить собственное
стремление к деньгам, достижениям или к признанию и он мотивирован на это.
Поскольку он – специалист, приверженный своему делу, он оценивает риск
ниже, чем любая группа экспертов со стороны. Он не паникует, когда панике
поддаются другие. Это очень важно, когда рискуют деньгами по
крупномасштабным проектам.
Временные рамки работы изобретателя-предпринимателя ограничиваются
семью – пятнадцатью годами. Именно столько времени обычно проходит с
момента изобретения до финансового успеха . По этой статье изобретатель не
ведет финансового учета. Успех он определяет со времени начала
эксплуатации, сохраняя интерес и энтузиазм на протяжении всего цикла
разработки.
Принимая решение, они не полагаются на подробный анализ финансовых
показателей. Они оценивают концепцию бизнеса, способности предпринимателя и
масштабы открывающихся возможностей, а не финансовые показатели. Они
понимают, что в случае любого нового дела всякие прогнозы являются
неточными и поэтому они в большей степени должны доверять своей оценке
людей, нежели цифрам.
На каждый успех приходятся сотни неудач. Хотя вероятность успеха
конкретной разработки невелика, большое количество аналогичных разработок
значительно повышают вероятность удовлетворения любой реальной потребности.
В связи с тем, что выживает лишь тот вариант, который может быть
продан, изобретатель-предприниматель внимательно следит за рыночными
потребностями. Он держится возможно ближе к рынку и ухватывает все, что
может помочь решению его проблемы. Тот факт, что предпринимателю не хватает
ресурсов и то, что он рискует личным материальным благополучием,
подталкивает изобретательский процесс, усиливает восприимчивость к любым
новым решениям. Комплекс “не мной изобретено” почти не проявляется.
Лояльность предпринимателя – это лояльность к идее и ее успеху, а не к
продвижению вверх по служебной лестнице в вертикально интегрированной
организации.
К сожалению, индивидуальный предприниматель практически не в состоянии
решить многие крупномасштабные технологические проблемы, с которыми сегодня
столкнулось человечество. Но он может оказать помощь в их решении. Поэтому,
определяя подходы к современным проблемам, политики должны не только
поддерживать в рабочем состоянии систему индивидуального
предпринимательства, но включать наиболее важные и успешные ее
характеристики в любые новые создаваемые институты. Аналогично, крупные
организации должны изучать предпринимательский опыт и учитывать в своей
работе лучшие качества этой замечательной системы.

Проблемы крупных организаций

Многие крупные организации делают все, чтобы не поощрять инновационную
деятельность предпринимателей. Наиболее общие недостатки крупных
организаций перечислены ниже:
. Фанатики против организации
Описанный выше тип предпринимателя нейтрален по отношению к политике и
власти. Он противен, нетерпелив, эгоистичен, а возможно даже и иррационален
с точки зрения организации. Из-за этого его просто не принимают на работу,
а если и принимают, то не продвигают и не поощряют. На него смотрят как на
“несерьезного человека”, “раздражителя” или “раскольника”. В организации
против него быстро организуется сопротивление. Он редко остается до
завершения своей разработки, чаще, разочаровавшись в крупной организации,
он покидает ее и действует самостоятельно.
. Ожидание упорядоченной работы
Многие в крупной организации ожидают, что технологический прогресс
будет идти упорядоченно. Они настаивают на составлении сетевых графиков,
планировании, разработке методологии или критериев оценки хода разработки.
Когда же, что и следует ожидать, новатор не соблюдает план, считается, что
его работа неудачна. К работе приступает техническая группа, задачей
которой является выполнение плана, а не быстрое и дешевое достижение
результата. По определению, неправильно идет то, что не предусмотрено
планом. Вот почему работает закон Мерфи. По этой же причине проекты
постоянно выбиваются из графика, превышают бюджет и вызывают критику в
адрес рабочих групп за их “низкую отдачу”. Одна организация дошла до того,
что обвинила технического руководителя в том, что он не сумел получить
прибыли от изделий, которые еще не были даже изобретены.
. Чрезмерные затраты
Во многих организациях, как только новый технический проект утвержден,
он тут же обеспечивается полным штатом сотрудников, материалами, средствами
на накладные и другие расходы. Новатор не может снизить свои затраты,
заменив деньги собственным потом. Никого нельзя подстегивать работать всю
ночь, потому что всякая спешка ведет к увеличению расходов на оплату
сверхурочных. В результате темпы работы замедляются, а начальный этап стоит
слишком дорого. Проект быстро становится экономически невыгодным. По мере
роста затрат, он все больше политизируется, а его критика активизируется. В
результате, большая часть действительно новаторской технической работы в
таких организациях прячется от руководителей и ведется “подпольно”, под
страхом сурового наказания.
. Слишком рано устанавливается жесткий контроль
Как только проект утвержден, профессиональные менеджеры начинают
собирать рыночную информацию в целях выяснения потенциальной отдачи. Они не
обращают внимания на тот факт, что проведение должного исследования рынка
может обойтись дороже выполнения собственно проекта, а результаты
маркетинга могут оказаться полностью неправильными, вводящими в
заблуждение. Хаос или параллельный подход к той же самой цели считаются
неприемлемыми. Профессиональными управленцами они расцениваются как “пустое
занятие” или “дублирование”. Формализуется конструкторская работа,
деятельность по изготовлению модели, приобретению оборудования, подбору
специалистов. В результате время между экспериментами удлиняется, стоимость
каждого эксперимента возрастает, а инновационная производительность падает.
. Риск не поощряется
При управлении большинством коммерческих и политических организаций
используется подход “никаких сюрпризов”. Но любое развитие по определению
связано с неожиданностями. Подчиненных наказывают, если они не достигают
результатов в своей работе, но никого не наказывают за полностью утерянную
возможность. Люди, вложившие в потерпевший неудачу проект много усилий, не
получают вознаграждения. А если проект приносит большой успех, то
технические специалисты редко когда становятся миллионерами или получают
вознаграждение, сравнимое с тем, которое перепадает на долю посторонних
“деятелей”.
. Временной конфликт
Как уже говорилось, с момента изобретения до получения прибыли
проходит от семи до пятнадцати лет. Если инновации анализировать по
стандартным финансовым методикам, то из-за таких сроков, неточной рыночной
информации и высоких первоначальных затрат они могут показаться
нерентабельными.
Многие компании намеренно используют тактику “сильного ведомого”,
позволяя другим делать первые шаги в инновационной деятельности. Затем они
делают рывок, опираясь на свою систему маркетинга, крупномасштабного
производства, финансовые возможности, и захватывают уже доказавший свою
жизнеспособность рынок. Однако, если такую политику проводит вся отрасль,
то у нее есть все шансы так и остаться в хвосте в ущерб национальной
торговли.
. Системы управления
Система управления большинства компаний построена по финансовому
принципу. Поскольку трудно измерить такие факторы, как качество продукции,
имидж, новизна, они не составляют базу для вознаграждения. Производственные
подразделения отчитываются, главным образом, за окупаемость
капиталовложений. У них нет особых мотивов предпринимать долговременные
начинания или инвестиции. Так как финансовые результаты компании
публикуются ежемесячно и ежеквартально, то руководители всех уровней
вынуждены ограничивать себя краткосрочными мероприятиями. Эта тенденция еще
более усиливается, если руководителей не наказывают за недостаточное
финансирование важных, но неизмеряемых вещей, таких, например, как
подготовка кадров, содержание предприятия, технические нововведения. Так
как руководитель зачастую меняет свою должность через три-четыре года, то
маловероятно, что он будет на прежнем месте, когда проявятся результаты
недостаточного финансирования.
Если действительно из двадцати инновационных проектов выживает лишь
один, то как организация может поощрить руководителя, который, инвестируя в
инновационные проекты, выигрывает в два раза чаще против указанной нормы?
Ведь в 90% случаев он все равно проигрывает. Крупные предприятия обычно
принимают решения не базе прогнозных данных, а не на основе критериев
венчурных капиталистов, например, “концепция – люди – (

Новинки рефератов ::

Реферат: Анкетный опрос как метод сбора социальной информации (Социология)


Реферат: Разработать технологический процесс и спроектировать механический участок обработки детали "Вал первичный" №41526-96 с годовым выпуском 350000 штук при двух сменной работе (Технология)


Реферат: Проблемы бухгалтерского учета и их влияние на экономику предприятия на Украине (Бухгалтерский учет)


Реферат: Анализ и оценка актива и пассива бухгалтерского баланса на примере конкретного предприятия (Бухгалтерский учет)


Реферат: Промышленный переворот, капиталистическая индустриализация и ее особенности в Германии (Государство и право)


Реферат: Россия в XIX веке (История)


Реферат: Археология Восточных славян в 6 в. (История)


Реферат: Разработка технологического процесса ТР переднего моста автомобиля ГАЗ-31029 (Транспорт)


Реферат: Автоматизированные измерительные и диагностические комплексы, системы (Естествознание)


Реферат: Культура России в конце 19 века (История)


Реферат: Масленица (История)


Реферат: Сельское население (Социология)


Реферат: Биотехнология (Биология)


Реферат: Культура Казахстана (Культурология)


Реферат: Вопросы на тему "Windows, Excel & Word" с тестами, иллюстрациями и пояснениями (Программирование)


Реферат: Американский период творчества П.А. Сорокина (Социология)


Реферат: Сравнительная характеристика инструментов для web-дизайна (Компьютеры)


Реферат: Інформаційні системи в банку (Банковское дело)


Реферат: Анализ прибыльности (Финансы)


Реферат: Анализ криптостойкости методов защиты информации в операционных системах Microsoft Window 9x (Программирование)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист