GeoSELECT.ru



Менеджмент / Реферат: Стратегические цели экономической политики России в современных условиях (Менеджмент)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Стратегические цели экономической политики России в современных условиях (Менеджмент)




План

План 1
Введение 2

Глава 1 3


Теоретические основы постановки целей 3

1.1 Понятие, сущность и классификация целей 3
1.2 Требования, предъявляемые к постановке целей и их обоснование 8

Глава 2 12


Механизм стратегического целеполагания на государственном уровне 12

2.1 Функциональные зоны постановки целей на государственном уровне 12
2.2 Необходимость формирования стратегии экономического развития на
долгосрочную перспективу 15
2.3 Узловые проблемы развития российской экономики и механизм их решения
17
2.3.1 Содержание и механизм развития 17
2.3.2 Второй этап шоковой терапии 19
2.3.3 Альтернативный вариант жилищной реформы 22

Глава 3 25


Стратегия развития России 25

3.1 Социальная консолидация как основа развития государства 25
3.2 Концепция развития 30
3.1. Экономика роста 30
3.2 Возможности роста 31
3.3 Проблемы и ограничения роста 33
Недостаточность внутреннего спроса 33
Внешний долг 33
«Связанность» ресурсов 34
Инвестиционные ограничения 34
Ценовые пропорции 35
Неразвитость финансовой системы 35
3.3. Этапы развития 36
3.5 Формирование эффективной региональной структуры в экономике 37
3.3 Основные элементы экономической политики 39
4.1. Укрепление рыночных основ экономики 39
4.2. Активизация конечного спроса 43
Регулирование доходов 43
Рост инвестиций и создание благоприятного инвестиционного климата 44
Кредитование экономики 45
Кредитование населения 47
4.3. Денежно-кредитная политика 48
4.4. Бюджетно-налоговая политика 51
4.5. Региональная политика 53
4.6. Роль государства 56
Заключение 59
Список используемых источников 61



Введение



Важнейшая функция верховной власти страны — стратегическое
целеполагание. Определение стратегии развития Российской Федерации
представляется весьма актуальной задачей Государственного совета при
Президенте России. Стратегия социально-экономического развития расширяет
систему целевых ориентиров, стимулирует перенос акцента на качественные
характеристики экономической динамики и тем самым служит основой и важным
дополнением текущей и среднесрочной программы макроэкономической политики,
которая разрабатывается и реализуется федеральным правительством. Она
формулирует критерии оценки промежуточных итогов реализации
правительственной программы, позволяет рассматривать деятельность
федеральных и региональных структур исходя из стратегических целевых
установок развития страны.
В основе стратегии должны лежать высокие, достойные России и
одновременно достижимые долгосрочные цели. В качестве такой стратегической
цели может быть принято превращение страны в динамично развивающуюся
экономическую державу, обеспечивающую на основе интенсивного труда и
деловой инициативы, разумной и последовательной экономической политики
среднеевропейские стандарты уровня жизни в специфически российских природно-
климатических и географических условиях.
Объективные предпосылки достижения этой цели — высокие темпы
экономического развития, заметно превосходящие соответствующие показатели
как соседних государств, так и мирового сообщества в целом. В связи с этим
создание условий для эффективного экономического роста, основанного на
инвестициях в структурно-технологическую модернизацию отечественной
экономики и обеспечивающего повышение благосостояния граждан России,
становится важнейшей целью российского государства.
При этом первостепенную значимость приобретают качественные
характеристики экономической динамики. России не нужны просто «высокие
темпы роста», как не нужно и «производство ради производства». Темпы роста
должны быть результатом достижения конкретных, значимых для населения
ориентиров благосостояния, успешного решения действительно актуальных задач
структурно-технологической модернизации, дополнительных конкурентных
преимуществ России на международной арене.



Глава 1


Теоретические основы постановки целей



Если не знаешь, куда плыть, никакой
ветер не будет попутным
Сенека



1.1 Понятие, сущность и классификация целей



Цели – это конкретное состояние отдельных характеристик внутренней и
внешней среды объекта управления, достижение которых является желательным и
на достижение которых направлена наша деятельность.
Значимость целей для государства невозможно переоценить. Цели являются
исходной точкой планирования экономической деятельности, цели лежат в
основе построения взаимоотношений между государством и его гражданами, на
целях базируется система стимулирования развития частного сектора в
экономике, цели являются точкой отсчета в процессе контроля и оценки
результатов работы как правительства, так и других институтов власти,
осуществляющих государственную политику.
В данной главе попробуем остановиться на определении и представлении
понятий целей в более общем смысле, нежели типично государственных.
Значительную роль в определении и установлении целей, не только в
деловой сфере, играют этические и моральные установки, субъективные
характеристики человека, принимающего подобное решение, его индивидуальное
видение проблемы и, конечно, его способности и профессионализм. Таким
образом цели являются не обезличенной констатацией набора конечных
характеристик управляемого объекта, а выражением мотивированных желаний
личности, принимающих решение. Проблема заключается в том, чтобы при этом
чисто эгоистические амбиции не препятствовали, но в большей степени были
созвучны, рационально эффективным для управляемой системы динамическим
изменениям среды.
При данном подходе уместно говорить о философии целеполагания. Можно
определить цель как идеальное, мысленное предвосхищение результата
деятельности. Цели – это эталоны, критерии.
Управляемую систему можно рассматривать как средство достижения целей,
которая позволяет людям выполнить коллективно то, что они не могли бы
выполнить индивидуально. Задача руководителя состоит в том, чтобы сделать
достижение целей кровным делом каждого подчиненного. Такой подход
гарантирует постоянную энергетическую отдачу, молодость всей системы.
Формулирование целей представляет собой важное средство координации
работы, проделанной между специализированными подразделениями. Формулировку
цели необходимо тщательно обрабатывать: «Вы не камни дробите. Вы строите
храм». Цель останется словами, если люди ей не поверят. Но цель должна
увлекать, содержать немного риска, чуть-чуть авантюры. Цель – это очередная
высота, которую необходимо взять с боем.
Очевидно, для каждой системы выбирается своя философия, но при этом
необходимо помнить, что все ответственные руководители должны прийти к
консенсусу в рамках имеющейся в системе структуры власти.
Сущность целей заключается в определении концепции развития управляемой
системы и основных направлений деловой активности. Определение целей
деятельности как и стратегии развития на ближнюю и дальнюю перспективу
лежат в основе разработки экономической и внеэкономической политики
организации, которые опираются на оценки собственных потенциальных
возможностей, а также реакцию окружающей среды. Разработка этой политики
предполагает:
. Формирование стратегических целей и задач;
. Анализ сильных и слабых сторон деятельности;
. Оценку существующих и перспективных направлений деятельности;
. Анализ внешнего окружения и его влияние на функционирование
организации;
. Определение альтернативных наборов деятельности;
. Выбор стратегии;
. Составление ежегодного общего бюджета, а также бюджетов
функциональных и хозяйственных центров.
При разработке стратегических планов обычно пользуются определенными
показателями или критериями, которые могут носить как качественный, так и
количественный характер. Определение цели – это конкретный уровень принятия
решений, требующий выработки соответствующих стратегических задач.
Стратегия, разработанная для достижения одних целей, не будет применима для
достижения других целей.
Следует различать цели общие, или глобальные, разрабатываемые для
системы в целом, и цели специфические, разрабатываемые по основным видам и
направлениям деятельности подразделений на основе общих целей и ориентиров.
ОБЩИЕ ЦЕЛИ. Отражают концепцию развития и разрабатываются на
длительную перспективу; определяют основные направления программы
развития. Здесь происходит ранжирование по принципу приоритетности по
следующей схеме:
а) Экономические цели, направленные на оптимизацию всего процесса
использования ресурсов управляемой системы;
б) Обеспечение оптимальной рентабельности, то есть полезный эффект
возврата вложенных средств в то или иное направление деятельности;
в) Обеспечение устойчивости положения системы как цели глобальной
политики по следующим направлениям: расходы на исследование и разработку
новых видов деятельности; потенциал конкурентоспособности экономики;
инвестиционная политика; кадровая политика; решение социальных вопросов;
г) Социальные или внеэкономические цели, отвечающие потребностям и
личным устремлениям каждого участника деятельности данной системы;
д) Цели, отвечающие ожиданиям влиятельных внешних представителей;
е) Разработка новых направлений развития, новых видов деятельности,
что предполагает разработку структурной политики, вертикальную интеграцию и
реформирование как организации в целом, так и ее отдельных подразделений.
СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ. Разрабатываются в рамках общих целей по
основным видам деятельности для каждого подразделения организации и могут
выражаться в количественных и качественных показателях:
а) Определение рентабельности по каждому отдельному подразделению,
выступающему центром доходов. В сопоставлении с данными прошлых лет этот
показатель выступает важнейшим не только в планировании, но и в контроле, и
играет решающую роль как в определении целей, так и в оценке результатов и
эффективности деятельности организации. Рентабельность может
устанавливаться как на уровне высшего звена, так и на нижнем уровне
управления;
б) Другие специфические цели. Носят характер подцелей и обычно
устанавливаются не только в абсолютных плановых показателях, но и путем
определения направлений развития в функциональных областях.
В дополнение к этим целям можно выделить еще два фактора, влияющих на
поведение руководства:
. Обязанности. Это обязательства, которые должно выполнить
руководство. Обязанности не направляют деятельность системы и не
являются механизмом контроля.
. Ограничения. Представляют собой правила принятия решений,
которые исключают некоторые варианты действий, то есть некоторым
образом ограничивают свободу в выборе и принятии решений.

Цели подобно организации строятся по иерархическому принципу, образуя
иерархию целей, "целевой каркас организации". Они разделяются по уровням
иерархии организации на цели вышележащего и цели нижележащего уровня. Цели
нижележащего уровня выступают в качестве средств достижения целей более
высокого уровня.
Целям присущи такие качества, как:
. соподчиненность;
. развёртываемость;
. соотносительная важность.
Иерархия целей представляется обычно в виде "дерева целей". Основным
правилом построения "дерева целей" является - полнота редукции (сведение
сложного к более простым): каждая цель данного уровня должна быть
представлена в виде подцелей следующего уровня таким образом, чтобы
совокупность полностью определила исходную цель.


Основные правила построения дерева целей:
1. На каждом уровне дерева целей совокупность подцелей должна быть
достаточной для описания цели.
2. Расчленение цели на подцели на каждом уровне ведётся только по одному
признаку декомпозиции.
3. Каждая выделяемая подцель должна относится к организационно-
обособленному субъекту деятельности - исполнителю, бюро, подразделению,
отделу, подсистеме.
Деятельность организации носит многогранный и разнообразный характер и
выразить её через какую-либо одну цель невозможно. Поэтому в организации
выделяют долгосрочные, среднесрочные и текущие цели и устанавливают
компромисс между ними.
Компромисс следует устанавливать не только между текущей деятельностью
и развитием предприятия, но и между различными её видами.
Состав задаваемых целей, а так же их количественные характеристики
будут определяться сложившейся ситуацией и зависят от специфики отрасли,
особенностей среды, миссии.
Методической основой целевого подхода является определение главной
цели и её дифференциация по видам и процессам деятельности, а также по
элементам структуры системы. На основе такой дифференциации строится
система целей предприятия.
Правильно организованный процесс установления целей предполагает
прохождение четырёх фаз:
1. Выявление и анализ тех трендов, которые наблюдаются в окружении;
2. Установление целей для системы в целом;
3. Построение иерархии целей;
4. Установление индивидуальных целей.

Первая фаза. Влияние среды оказывает влияние не только на установление
миссии организации. Цели также сильно зависят от состояния среды.
Руководство должно стремится предвидеть то, в каком состоянии окажется
среда, и устанавливать цели в соответствии с этими предвидениями. Вот
почему очень важно выявлять тренды, характерные для процессов развития
экономики, социальной и политической сферы, науки и техники.
Вторая фаза. При установлении целей для организации в целом важно
определить то, какие из широкого круга возможных характеристик деятельности
организации следует взять в качестве целей организации. Далее выбирается
определённый инструментарий количественного расчета величины целей. Важное
значение имеет система критериев, которыми пользуются при определении целей
организации. Решение по целям всегда зависит от тех ресурсов, которыми
обладает организация.
Третья фаза. Установление иерархии целей предполагает определение
таких целей для всех уровней организации, достижение которых отдельными
подразделениями будет приводить к достижению общеорганизационных целей. При
этом иерархия должна строится как по долгосрочным целям, так и по
краткосрочным.
Четвёртая фаза. Для того, чтобы иерархия целей внутри организации
обрела свою логическую завершенность и стала реально действующим
инструментом в выполнении целей организации, она должна быть доведена до
уровня отдельного работника. В этом случае достигается одно из самых важных
условий успешной деятельности организации: каждый работник как бы
включается через свои персональные цели в процесс достижения конечной цели
организации.
Установленные цели должны иметь статус закона для организации, для
всех её подразделений и для всех её членов. Однако из требовательности
целей никак не следует неизменность. Возможно подходить к проблеме
изменения целей следующим образом: цели корректируются всякий раз, как
этого требует обстоятельства. В этом случае процесс изменения целей носит
сугубо ситуационный характер.
Возможен другой подход. Многие организации осуществляют
систематическое упреждающее изменение целей. При таком подходе в
организации устанавливаются долгосрочные цели. На базе этих долгосрочных
целей вырабатываются детализированные краткосрочные цели. При достижении
этих целей разрабатываются новые долгосрочные цели.

Цели классифицируются следующим образом:
. По уровням значимости:
. главная цель
. основная цель
. частная цель;
. По долгосрочности:
. долгосрочные (стратегические)
. среднесрочные (оперативные)
. текущие (оперативные);
. По уровням управления:
. общегосударственные
. отраслевые
. региональные
. цели объединений
. цели предприятия;
. По этапам деятельности:
. промежуточные
. конечные цели.
Кроме того, класс цели может уточняться по вторичным признакам.
Различают следующие виды целей:
. По охватываемой сфере:
. Общая
. Частная
. По значению:
. Главная
. Второстепенная
. По денежному выражению:
. Денежные
. Безденежные
. По количеству критериев оценки цели:
. Однокритериальные
. Многокритериальные

. По предмету цели:
. На общий результат
. На производственный результат
. По месту в иерархии целей:
. Высшие
. Промежуточные
. Низшие
. По взаимному соотношению целей:
. Комплиментарные
. Индифферентные
. Конкурирующие цели
Стратегические цели отражают генеральную линию развития управляемой
системы. Они призваны, с учетом условий окружения и достигнутого
потенциала, материализовать принципы и намерения, которые заложены в
философии, политике и стратегическом облике (миссии) организации. По
предмету цели они находят отражение в совокупности планируемых продуктово-
рыночных комбинаций и показателях, характеризующих желаемое развитие
организации и необходимые для этого ресурсы. Стратегическая цель, в
конечном счете, ориентирована на решение той или иной проблемы, или задачи,
связанной с рынком, или с принципиальным вопросом выживаемости организации.



1.2 Требования, предъявляемые к постановке целей и их обоснование



Стратегическое управление основывается на стратегических целях
организации, а именно, не на нынешней, а на будущей структуре всех видов
доступной деятельности, не на имеющемся, а на создаваемом потенциале
организации, под которым целевым направлением выделяются ресурсы.
Стратегическое управление предполагает, что организация определяет свои
ключевые позиции на перспективу в зависимости от приоритетности целей.
Таким образом, видно, что организация адекватного процесса целеполагания
важна не только для успешного функционирования системы, но и ее выживания в
долгосрочной перспективе. Поэтому если цели неверно или плохо определены,
это может привести к очень серьезным негативным последствиям.
Сформулированные при разработке стратегии и тактики цели, чтобы
эффективно исполнять свое предназначение, должны удовлетворять определенным
требованиям.
1. Достижимость
В целях должен быть заключен определенный вызов, они не должны быть
слишком легкими для достижения. Но они также не должны быть
нереалистичными, выходящими за пределы возможностей исполнителей.
Нереальная цель приводит к демотивации, недовольству, потере авторитета
власти, что негативно сказывается на всех сферах деятельности.
2. Гибкость
Процесс целеполагания должен рассматриваться с позиции его
непрерывности, то есть всегда должна оставаться возможность для
корректировки целей в соответствии с теми изменениями, которые могут
произойти в окружении.
3. Измеримость
Цели должны быть сформулированы таким образом, чтобы их можно было
количественно измерить, либо же можно было бы каким-то другим объективным
способом оценить, была ли цель достигнута. Если цели неизмеримы, то они
порождают разночтения, затрудняют процесс оценки результатов деятельности и
вызывают конфликты.
4. Конкретность
Цели должны обладать необходимыми характеристиками, для того, чтобы
можно было однозначно определить, в каком направлении должно осуществляться
движение организации. Цель должна четко фиксировать, что необходимо
получить в результате деятельности, в какие сроки следует ее достичь и кто
должен ее достигать. Чем более конкретна цель, тем легче выработать
стратегию ее достижения.


5. Совместимость
Иерархическая совместимость – не единственное направление установления
совместимости целей. Важно, чтобы не противоречили друг другу цели,
установленные по разным направлениям деятельности. Так важно помнить, что
совместимости требуют цели роста и цели поддержания стабильности.
6. Комплексность
Состояние объекта управления, к достижению которого стремится
организация, должно охватывать все аспекты проблемной ситуации. В противном
случае деятельность организации может носить односторонний характер и,
скажем, добиваясь высоких темпов экономического роста, можно упустить из
виду социальные факторы, что может отрицательно сказаться на
производительности труда, а в последствии и на спаде темпов экономического
роста.
7. Приемлемость
Цели должны быть приемлемы для основных субъектов влияния, определяющих
деятельность организации, и в первую очередь для тех, кому придется их
достигать. Другими словами, необходимо учесть интересы всех участников
любой сферы деятельности, прямо или косвенно относящихся непосредственно к
нашей деятельности. Сложность заключается в том, что обычно интересы
субъектов влияния носят разнонаправленный характер.
8. Системность
Состояние объекта управления, к достижению которого стремится
организация, должно обеспечиваться соответствующими управленческими
механизмами на всех этапах управления. Иными словами, при формировании
целей организации должны предусматриваться все составные элементы системы
управления объектом, необходимые для обеспечения эффективного достижения
поставленных целей.

Однако, для осуществления эффективного управления не достаточно лишь
сформулировать цели, поставленные перед организацией при управлении
объектом. Для того, чтобы система управления была конструктивной,
необходимо наличие критериев, позволяющих оценить степень достижения целей,
а также обосновать выбор целей из альтернативных вариантов.
Для того, чтобы таким образом измерить цель, необходимо определить
сравнительную весомость подцелей, характеризующую их сравнительный вклад в
достижение этой цели.

В процессе формирования целей можно использовать такие подходы, как:
. Аналитическое изучение, которое предполагает построение модели
изучаемой системы для получения более четкой картины о входных и
выходных переменных. Такой анализ позволяет получить более четкое
представление о целях соседних иерархических уровней
. Каузальный эмпиризм предполагает наблюдение за процессом принятия
решений и выявления целей различного иерархического уровня в результате
таких наблюдений
. Изучение литературы

Процесс формирования целей может идти и в обратном направлении – от
целей менее высокого иерархического уровня к целям более высокого
иерархического уровня (снизу вверх). При таком подходе может быть
использован метод составления аналитических обзоров, поскольку он может
дать много целей более низких иерархических уровней, которые впоследствии
обобщаются до уровня целей более общего характера.
При построении дерева целей считается нецелесообразным переходить к
целям более низкого иерархического уровня до тех пор, пока:
. Не сделано не только словесное, но и количественное описание целей;
. Цель не развернута во времени;
. Для всех целей не определены коэффициенты их относительной важности.
В процессе формирования дерева целей:
. Рассматривались различные альтернативные варианты целей;
. Исключались маловажные мероприятия (еще одно использование коэффициента
относительной важности целей);
. Исключались мероприятия с относительно низкой эффективностью;
. Исключались мероприятия из-за нехватки ресурсов для их выполнения.
Но если дерево целей построено, оно оказывается гораздо эффективнее
набора мероприятий, построенного традиционными методами. Измерение степени
достижения цели необходимо по многим причинам, в частности, только имея
возможность оценить степень достижения цели, можно вовремя скорректировать
управленческие воздействия.
Оценить степень достижения цели можно лишь с помощью соответствующего
критерия.
Критерий, с одной стороны, должен адекватно отражать степень достижения
цели (все основные аспекты), а с другой – быть измеримым.
В частности, это может быть количественный показатель, характеризующий
экономическую эффективность деятельности; это может быть критерий,
позволяющий использовать для получения количественной оценки качественную
оценку состояния объекта; это может быть информация, позволяющая
проранжировать состояния объекта по предпочтительности.
Многие критерии, которые используются для оценки степени достижения
цели, носят объективный характер: существует понятийная шкала и уровень
значения критерия однозначно определяется. В случаях, когда доступны лишь
субъективные критерии, ЛПР руководствуется своей системой ценностей или
экспертов.
Таким образом, чтобы система целей, сформированная организацией, была
измеримой, необходимо, чтобы существовал набор критериев, а для каждого
критерия – соответствующая ему шкала, которые позволяют определить степень
достижения каждой из целей.
Только при наличии такой системы критериев и шкал, а также
коэффициентов, позволяющих определить сравнительную важность различных
целей, а значит, и соответствующих им критериев, можно эффективно
осуществлять процесс управления.
Представление системы критериев в виде дерева критериев позволяет более
эффективно отслеживать ход реализации поставленных организацией целей.
Формирование дерева критериев наиболее целесообразно осуществлять
параллельно с формированием дерева целей. Одновременный процесс
формирования дерева целей и дерева критериев способствует более точному
определению целей, стоящих перед организацией.



Глава 2


Механизм стратегического целеполагания на государственном уровне



Я вижу близкую гибель того государства, где
закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью. Там же, где закон –
владыка над правителями, а они –
рабы его, я усматриваю спасение государства и все
блага, какие только могут даровать государствам боги.
Платон



2.1 Функциональные зоны постановки целей на государственном уровне



В настоящее время общепризнанно, что развитая рыночная экономика не
может существовать без постоянного государственного воздействия на нее.
Расхождения касаются лишь степени, форм и методов влияния. Экономическое
регулирование – лишь часть более общей проблемы экономической роли
государства. Экономическая роль государства может быть очень значительной
даже без прямого или косвенного вмешательства в процесс общественного
воспроизводства. Государство самим фактом своего существования (содержанием
армии, полиции, тюрем, чиновничества) уже представляет собой мощный
экономический фактор. Само же воздействие государства на экономику, то есть
его активность – несомненный экономический фактор развития современной
рыночной экономики. Исследуя этот процесс, неизбежно сталкиваемся с
бесконечно разнообразными эмпирическими обстоятельствами, модификациями,
естественными условиями, историческим влиянием. Обнаруживаются в своем
проявлении бесконечные вариации и градации, которые можно понять лишь при
помощи конкретного анализа данных обстоятельств.
Современная научная литература определяет цели государственного
регулирования трояким образом:
1. Обеспечение эффективного роста, эффективного производства
2. Обеспечение экономической стабильности
3. Обеспечение экономической и социальной справедливости
Рассмотрим более подробно масштабность необходимого государственного
воздействия на отдельные, сгруппированные объекты – типичные отрицательные
явления, требующие компенсации, ликвидации, коррекции или смягчения со
стороны государственной власти:



Общей интегральной целью экономической политики государства является
обеспечение экономической устойчивости и социальной стабильности в
обществе, укрепление существующего строя и режима (внутри страны и за ее
пределами).
К целям экономической политики государства предъявляются следующие
требования:
. Государство должно ставить только те цели, реализацию которых не может
обеспечить рынок
. Цели должны быть количественно измеримы для контроля
. Необходимо добиваться согласованности целей, особенно, когда цели
политики объективно по своей природе противоречат друг другу:
. Определение приоритетной цели
. Достижение компромисса
. Гибкое переключение с цели на цель в зависимости от ситуации
Интегральная цель экономической политики государства распадается на
более конкретные цели. Для характеристики этих целей используются
определенные количественные параметры, причем для этих параметров
экспертами рекомендованы предельные значения, выход за которые является
нежелательным, угрожающим для экономики.
Эти индикаторы называются порогами экономической безопасности.
. Стабильный экономический рост:
. Долгосрочный среднегодовой прирост реального ВВП на душу населения (3-
4%)
. Уровень накоплений и инвестиций в национальной экономике (min предел 23-
25% от ВВП)
. Полная занятость:
. Естественная безработица на уровне 4-5%, но необходимо смотреть на
характер и длительность безработицы
. Если общий уровень безработицы превышает 15%, то это ситуация реально
возможного социального взрыва
. Стабильный уровень и динамика цен:
. Среднегодовая инфляция на уровне 3-4%, в развивающихся странах – 15%
. Экономическая эффективность:
. Дефицит государственного бюджета 2,5-3% от ВВП
. Объем государственных заимствований не более 1-1,5% от ВВП
. Экономическая свобода:
. Налоговое бремя (25% от ВВП)
. Теневая экономика
. Экономическая обеспеченность:
. Равенство минимальной заработной платы и прожиточного минимума
. Равенство трансфертов и прожиточного минимума
. Экономическая и социальная справедливость:
. Уровень бедности (15-20%)
. Черта бедности и структура минимального потребительского бюджета
. Децильный коэффициент (7-10 раз)
. Коэффициент Джинни (0,350)
. Эффективный платежный баланс:
. Сальдо платежного баланса
. Внешний долг страны (общий внешний долг не более 120% от ВВП;
государственный внешний долг не более 80% от ВВП)



2.2 Необходимость формирования стратегии экономического развития на
долгосрочную перспективу



Управление развитием составляет необходимую подсистему новой системы
регулирования экономики, включающей индикативное планирование социально-
экономического развития, процедуры выбора и реализации приоритетов
хозяйственной политики, механизмы стимулирования НТП и инновационной
активности, другие инструменты государственной политики роста. Без активно
функционирующей подсистемы развития меры по подъему инвестиционной
активности и оживлению производства будут лишены целенаправленности, что
может существенно снизить их эффективность.
В ведущих странах Запада целеполагание приоритетов социально-
экономического развития оформляется в политических документах, как правило,
имеющих форму докладов глав правительств. Реализация приоритетов
осуществляется через целевые программы, государственный бюджет и
законодательство.
Формально в действующей у нас системе регулирования есть элементы
подсистемы развития. Согласно законодательству правительство обязано
регулярно разрабатывать прогнозы и программы, выдерживать соответствующие
нормативы финансирования науки и образования при планировании федерального
бюджета, планировать инвестиционную политику. В реальности, однако, в
рамках прежней системы регулирования экономики эти элементы оставались
невостребованными и практически атрофировались.
Так участники Х Всероссийского экономического форума сошлись во мнении,
что "в свете исторического опыта страны, в частности последних 15 лет,
закономерен вывод: России необходима долгосрочная стратегия".
Стратегия развития должна включать в себя определение приоритетов
долгосрочного социально- и технико-экономического развития, сохранение и
приумножение научно-производственного потенциала страны, формирование на
этой основе промышленной, внешнеторговой и бюджетной политики, обеспечение
их реализации за счет использования гарантий, осуществления целевых
инвестиционных и научно-технических программ, работы институтов развития,
планирования бюджета и развития государственного сектора, регулирования
инвестиционной и стимулирования инновационной активности.
Полезным, а в наших условиях необходимым элементом такой стратегии
должно быть индикативное планирование. Оно должно органично включать научно-
техническую и промышленную политику, включая политику реструктуризации
предприятий, создавать подъем конкурентоспособности отечественных
предприятий и условия для выращивания национальных лидеров - локомотивов
экономического роста.
Необходимо иметь ясный образ задач управления социально-экономическим
развитием. В качестве первого приближения образом цели мы можем считать
некоторую заданную величину годового ВВП страны на душу населения.
Причем здесь надо сделать несколько оговорок и внести некоторые
ограничения. Первым ограничением является численность населения.
Демографические процессы довольно инерционны. Определяющие их динамику
факторы зависят от предыстории на интервале десятков и даже сотен лет, от
экологии, от уровня технологии. Существует и очень большая зависимость от
состояния экономики и от ожиданий населения в конкретный исторический
момент. Поэтому мы можем с довольно большой степенью точности оценить, для
какого числа граждан в обозримой перспективе мы должны создать достойные
условия жизни.
Предполагается, что это будет порядка 200 млн. человек. Это не значит,
что надо ориентироваться на силовые методы регулирования численности.
Должна быть создана такая экономико-правовая и социальная среда, что
тенденция к оптимальной численности становится "осознанной необходимостью".
Вторым ограничением при формировании образа цели является номенклатура
составляющих ВВП. В зависимости от того, какую структуру ВВП мы хотим
обеспечить в будущем, мы получим разные уровни капитальных затрат на
осуществление замысла, разный уровень потребления невосполнимых глобальных
ресурсов и даже различный уровень интеллектуального потенциала нации.
Навскидку представляется, что ВВП должен быть порядка 30 тыс. экю на душу
населения в год. Это примерно в пять раз больше, чем сегодня в Москве, и в
десять больше, чем в России.
В структуре ВВП должны присутствовать компоненты, наилучшим образом
использующие территориальные особенности России и специфический менталитет
ее народа. В частности, представляется целесообразным, чтобы компонентами
ВВП были результаты глубокой переработки российских природных ресурсов,
чтобы рационально использовалась почти генетическая склонность россиян
осуществлять крупные уникальные проекты, требующие импульсного
сосредоточения максимальных духовных и физических сил, а также их
бесспорное искусство и умение организовывать целенаправленную координацию
колоссальных объемов людских и материальных ресурсов. В структуре ВВП
должна найти свое место уникальная возможность России по предоставлению
услуг, требующих значительных размеров экологически безупречных пространств
либо позволяющих использовать то обстоятельство, что значительную часть
года во многих районах температура ниже нуля.
Не исключено, что на начальном этапе придется теоретически рассмотреть
несколько системных замыслов и лишь потом выбрать наиболее подходящий.
Построить необходимую подсистему развития можно, используя следующую
последовательность действий:
1. выбор критериев эффективности;
2. анализ на соответствие этим критериям экономических моделей развитых
стран;
3. построение собственной эффективной модели развития;
4. матричный анализ экономических программ наиболее влиятельных
политических партий и движений России;
5. разработка собственной концепции развития, отвечающей выдвинутым
требованиям.
Стратегия экономического развития должна стать общедоступным
документом, должна быть поддержана и осознана большинством населения.



2.3 Узловые проблемы развития российской экономики и механизм их решения



2.3.1 Содержание и механизм развития

Новое российское руководство, разобравшись с наследством и убедившись в
реальности долгосрочной власти, приступило к разработке стратегических
программ развития страны. Это логично и правильно. Сожаление вызывает лишь
то, что общероссийской дискуссии по этой стратегии нет. От старой власти
позаимствованы кулуарно-кабинетные методы работы, в результате чего
оказались невостребованными наработки РАН и других научных центров. В
лучшем случае экономический курс вырабатывается в высших органах власти, в
худшем – на внутренних совещаниях администрации. Хотелось бы надеяться, что
этот недостаток будет постепенно преодолеваться.

Задача любой стратегии – разработка концепции развития страны на
долгосрочный период. Сейчас в российском обществе сложилось устойчивое
мнение, что в XXI в. Россия должна остаться великой державой, потому что
только в этом качестве она может сохраниться в нынешних границах. Но эта
цель достижима лишь при соблюдении как минимум двух условий.
Во-первых, страна должна решить проблему народонаселения, остановить
катастрофическое падение численности населения. В Москве работники высшей
школы уже с нею вплотную столкнулись. Например, в 2001 г. выпускников
московских средних школ оказалось меньше числа мест, которые столичные вузы
предлагают абитуриентам. Через несколько лет такое положение будет и в
других регионах. За высшим образованием последуют аналогичные проблемы в
ряде отраслей народного хозяйства, армии и других сферах. Поэтому первым
шагом должны стать разработка и принятие радикальных мер в области
ускоренного роста народонаселения, прежде всего русского. Но даже и при
этом потребуются десятки лет, прежде чем мы начнем пользоваться
результатами этих усилий.
Второе условие – наличие собственной ниши в мировом научно-техническом
развитии. Без лидерства хотя бы в одной приоритетной области науки и
техники великих держав не бывает. Для того чтобы покупать у других
государств плоды их труда, надо самому иметь товар, который востребован на
рынке. К сожалению, пока в этой сфере сделано очень мало.
Как известно, после 1945 г. в СССР таких ведущих участков было два –
ядерное оружие и космические исследования, и успехи на этих направлениях
почти на 20 лет предопределили положение страны в качестве одного из
мировых лидеров.
В числе приоритетных задач следует назвать также реорганизацию
экономики таким образом, чтобы, как справедливо пишет академик Львов, вся
рента от природных ресурсов в России целиком была сосредоточена в руках
государства. Если мы решим эту задачу, то федеральным властям никакие
другие налоги уже не будут нужны – они окажутся таким мизером, из-за
которого уже не стоит работать. Не уверен, что шаги, предпринятые
правительством по увеличению числа представителей государства в Газпроме и
на других участках, дадут положительный эффект. Тем не менее развитие в
этом направлении надо приветствовать.
Логическим следствием действий по возрождению народного хозяйства
должно стать существенное снижение цен на энергоносители внутри страны,
позволяющее вывести многие отрасли экономики на уровень рентабельности.
Политика низких цен на энергоносители была особенностью Советского Союза.
Она имела много недостатков, но и забвение этого принципа чрезвычайно
опасно. Расчеты показывают, что введение внутри страны мировых цен на
энергоносители делает значительную часть отраслей нерентабельной. И
наоборот: при низких ценах на энергоносители Россия станет привлекательной
для иностранных инвестиций. Надо отметить, что именно этот вопрос стал
ключевым при обсуждении странами Европейского Союза вопроса о принятии
России в это сообщество на недавно проведенном саммите членов правительств
стран ЕС и российских представителей во главе с президентом В.В. Путиным.
Обосновать необходимость различных тарифов на энергоносители на территории
России и за рубежом Герману Грефу удалось, сопоставив общий расход энергии
в российском производстве и производстве в странах ЕС. Специфика
отечественного производства заключается в частности в том, что, по
сравнению с зарубежным производством, наше гораздо более энергоемкое, что в
конечном итоге не будет решающим мотивом ценообразования, то есть не
нарушится принцип честной конкуренции.
Следующим шагом на этом же пути должно стать установление в стране
низких тарифов на транспорт. Без этого единой России не будет – невозможно
кузбасский уголь доставлять, скажем, в Приморье, которое из-за дороговизны
грузоперевозок страдает от нехватки топлива. Тем более нет необходимости во
“вздутых” ценах на транспорт. Да и жить невозможно в стране, где нужно
потратить годовую зарплату, чтобы северянин смог поехать в отпуск на юг, а
москвич навестить родственников в Сибири. Поэтому нет выбора: или низкие
цены на транспорт и единая страна, или высокие цены и неминуемый распад
государства. Об этом предупреждал еще Витте, усиленно объяснявший царской
администрации подобную альтернативу.
Исключительно важной является радикальная реформа в области аграрной
сферы. Надо добиться такого положения, чтобы полностью освободиться от
импорта тех сельскохозяйственных продуктов, которые россияне могут
произвести сами. Здесь также надо искать нестандартные решения. На мой
взгляд, это может быть массовое производство экологически чистой продукции,
которая будет в 3-5 раз дороже той, что сейчас продается на рынках Европы и
Америки. Затрат больших оно не потребует, потому что удобрения у нас
используют мало. Нужно лишь довести продукцию до мировых стандартов и выйти
на мировой рынок с гарантиями ее экологической чистоты.
В числе актуальных проблем, на которые следует обратить внимание,
форсированное развитие малого и среднего бизнеса. В этой области можно
обойтись без крупных инвестиций и существенно сократить импорт промышленных
товаров массового спроса, сэкономив валютные резервы.
Инструменты реализации названных задач известны – принятие
общегосударственных программ, государственное регулирование, рыночный
подход и развитие конкуренции и комплекс мер по обеспечению социальной
ориентации экономики. Четко скоординированные, эти четыре блока составят
ядро механизма решения экономических проблем, который будет соответствовать
реалиям ХХI в.


2.3.2 Второй этап шоковой терапии

Одна из узловых проблем страны – реформа жилищно-коммунального
хозяйства. Это подтверждается и тем, что существует прямая связь между
ситуацией в этой сфере и темпами развития экономики. В частности, расчеты
китайских экономистов показывают: 10% прироста жилищного строительства
означает 1% прироста ВВП. Форсирование жилищного строительства сыграло
огромную роль в подъеме экономики Западной Германии, других стран.
Подход к жилищному строительству определяет водораздел между теориями
социализма и постиндустриального общества. Дело в том, что социалистические
теории исходят из того, что: а) семья должна быть случайным образованием,
поэтому у нее не может быть собственной квартиры; б) дети должны быть
отобраны у граждан и воспитываться государством. Другой альтернативы у
ортодоксальных социалистов никогда не было и быть не могло. Потому что они
исходили из принципа: я не знаю своих детей и занимаюсь делами общества.
Другой вариант – я знаю своих детей и никакие запреты меня не остановят
перед чисто биологическими факторами, связанными с их воспитанием, – по их
представлениям был далек от социалистической идеи. Поэтому общественная
собственность и собственные дети оказывались несовместимыми в принципе.
После революции 1917 г. в России было признано от этого постулата
временно отойти. Причем решение принималось, как ни странно, не в главных
документах. Так, в 30-х годах, когда начались индустриализация и массовое
жилищное строительство, постановлением правительства было решено возводить
дома с семейными квартирами. Другими словами, архитекторы получили указание
взять курс на семью. После этого можно была сказать, что судьба
классического социализма в Советском Союзе была предопределена. Стоял лишь
вопрос времени, когда этот механизм придет в противоречие с основной
задачей построения коммунизма. В последующие годы эта линия была
продолжена. В конце войны Сталин принял решение об обязательной регистрации
брака и выплате алиментов только на зарегистрированных детей, а в 60-е годы
Хрущев стал инициатором строительства пятиэтажек. Однако отголоски борьбы
за коммунистический быт сохранились. В Москве, например, был построен Дом
нового быта, соответствующий этим идеалам. Он имеет квартиры без кухонь, с
общими раздевалками и т.д. Сейчас там размещается общежитие МГУ, ибо для
нормальной жизни он не пригоден. Во времена Брежнева приняты решения о
массовых садово-дачных участках и строительстве АвтоВАЗа, ориентированного
на производство семейных “Жигулей”. Таким образом, вся история СССР шла в
направлении усиления обособленности семьи и ее экономической базы.
В 90-е годы, когда в стране начались радикальные преобразования,
реформа жилищно-коммунального хозяйства оказалась одной из центральных
проблем, хотя и гипертрофированной. Приватизация квартир как исходный пункт
для продолжения реформ была изолирована, хотя решить ее можно только в
контексте общего переустройства экономики.
Что мы должны получить в ходе жилищной реформы? Прежде всего –
приватизированные квартиры. Но еще раньше, по нашему мнению, гражданин
должен иметь зарплату, при которой уже о жилье не думают. Она позволит ему
нанять квартиру, купить дом и т.д. Это вопрос узловой. Потому что если
работник не будет свободен в выборе жилья, то не будет и рынка рабочей
силы, не сработают остальные рыночные механизмы. Это видно на примере
Москвы. В столице ощущается нехватка рабочей силы, власти вынуждены
приглашать строителей из-за границы, а, скажем, во Владимирской области
люди, привязанные к своим квартирам, страдают от безработицы. Поэтому
центральный вопрос всякой жилищной реформы – создание рынка свободной
рабочей силы, рынка жилья, связанного с этой рабочей силой, обеспечение
свободы конкуренции и перелива капитала. Если всего этого нет, не будет и
рыночной экономики.
Часто можно слышать и такое утверждение: жилищное хозяйство убыточно,
поэтому нужна реформа. Или другой тезис: реформа нужна, потому что жилищное
хозяйство устарело, оно стало причиной многочисленных катастроф и аварий.
Но эти доводы – аргументация, но не суть проблемы. А когда люди в качестве
аргумента называют не основные причины, то они и главного решения не
найдут. Правда, в 1997 г. Москва пыталась занять иную позицию, но и она
сейчас, по всей видимости, смирилась с общим веянием, потому что
руководители города тоже начали говорить о богатых и бедных, обо всем кроме
главного.
С учетом этих соображений можно проанализировать суть тех предложений,
которые сделаны по жилищной реформе.
Первое. Чтобы покрыть расходы на жилищно-коммунальные услуги,
предлагается поднять цены на них как минимум вдвое. Причем в первую очередь
это должно коснуться богатого населения России. Приводимые цифры
показывают, что к категории богатых людей отнесено 20% населения, т.е.
каждый пятый россиянин. Их квартирные расходы не превышают 20% получаемого
дохода, поэтому они и должны платить полную стоимость. Еще один пункт этой
программы касается субсидий бедным. Выходит, что в России бедных не более
10%. Величина субсидий зависит от ряда условий – уровня общего дохода,
суммы дохода на одного человека, живущего в квартире, удельного веса
квартплаты в доходе жильцов, социальной нормы жилья и т.д. Когда этот
механизм начнет работать, всем станет ясно, что такого раздолья для
произвола бюрократии никогда не было.
Второе. Помимо субсидий предполагается сохранить льготы. В качестве
льготников в первую очередь фигурируют инвалиды и участники Великой
Отечественной войны. Но главную часть составляет сама бюрократия –
депутаты, администраторы и т.д. Недавно Государственная дума приняла
постановление освободить депутатов от всяких коммунальных затрат, которые
пойдут за счет бюджета. Аналогичные решения предпринимаются и на более
низких уровнях власти. Надо полагать, что после этого народные избранники,
освобожденные от низменных порывов, смогут спокойно решить вопросы жилищной
реформы.
Третье. Темпы преобразований предусмотрены стахановские – за два года
решить все вопросы. Поэтому этот вариант жилищно-коммунальной реформы надо
рассматривать как второй этап шоковой терапии. Не трудно спрогнозировать
последствия. Главное – реформа направлена на то, чтобы взять реванш за
приватизацию жилья, а по существу – провести массовую его национализацию.
Это видно уже по тому, что законодатели параллельно с увеличением платы за
жилье приняли решение об упрощении процедуры деприватизации квартир.
Объясняется это тем, что уже сейчас много людей желает отказаться от
собственности на квартиру. Сейчас гражданина готовят к тому, что ему не
захочется иметь свою частную квартиру.
Вот пример. Если вы живете в Москве в частной квартире, то в 10 раз
больше платите за коммунальные услуги, чем те, кто арендует муниципальную
жилплощадь. За вторую квартиру вы платите уже в 3 раза больше, чем простой
частник – в 30 раз больше, чем за аренду. При таком порядке очередь на
деприватизацию квартир обязательно возникнет. Хотя ограничения на размер
личного имущества, в том числе и на вторую квартиру, далеки от самых
элементарных рассуждений в области частной собственности.
Понятно, что содержать ее в виде частного жилья можно лишь получив от
государства субсидии или льготы. Другими словами, фактически я могу
остаться частным собственником. Но на деле целиком завишу от милости
бюрократа. Это почти то же, что было прежде – являясь собственником всего
того, что есть в стране, гражданин ни к чему не имел доступа.
Вопрос здесь предельно ясен: продолжается линия на упразднение среднего
класса, начатая в ходе первой шоковой терапии. Потому что средний класс
России – враг любой бюрократической системы. На базе среднего класса только
и может быть нормальная демократия. Как известно, в ходе первой шоковой
терапии уничтожены все сбережения граждан – единственная основа мелкого
бизнеса. На их базе можно было открывать кафе, лавочки, мелкие мастерские и
др. Деньги, которые могли поставить на ноги целую отрасль экономики,
ликвидированы. В стране осталась только почва для крупного олигархического
бизнеса. Сейчас наступает второй этап этой трансформации. Теперь бюрократия
добивает тех, кто сумел удержаться на плаву и посмел стать средним классом.
Средний класс называется так только потому, что платит низкую
квартплату, пользуется низкими тарифами на транспорт, энергию, другие
услуги. Но если эти платежи станут большими, то средним он уже не будет, а
станет бедным. Фактически исчезнет последняя социальная группа, которая
могла бы дать развитие другой модели демократии, чем ныне внедряемая
номенклатурно-бюрократическая. А если не будет социальной опоры, то судьба
всех партий, газет, каналов телевидения предрешена. Без социальной опоры в
обществе никто из них не выживет.
Вторым следствием проводимой жилищно-коммунальной реформы станет
послушный избиратель, который будет голосовать так, как ему советуют те,
кто дает жилье, субсидии или льготы. Показателен в этом плане пример
Приморья, где на губернаторских выборах люди проголосовали за тех, кого
хотели иметь своими руководителями, выбив из обоймы всех, кого хотела
власть. А если бы в руках администрации края были субсидии, то все их
получатели пришли бы к урнам и проголосовали “как надо”. Нынешняя жилищная
реформа резко усиливает все то, что на выборах принято называть
административным ресурсом – субсидии, льготы и т.д. И тогда, конечно,
номенклатурной бюрократии опасаться будет нечего, а случай в Приморье уже
не повторится.


2.3.3 Альтернативный вариант жилищной реформы

Сегодня есть возможность противопоставить бюрократии народно-
демократический вариант жилищной реформы. И прежде всего четко определить
конечную идею этой трансформации.
Как и во всяком постиндустриальном обществе, речь должна идти о
социально ориентированном частно-рыночном жилищном хозяйстве. Формирование
такого хозяйства возможно лишь при решении двух блоков задач. Главный из
них – установление заработной платы, достаточной для покупки и эксплуатации
жилья и жизни в условиях рынка. Дополнительный блок – комплекс социальных
мер.
Нынешняя зарплата не позволяет работающему гражданину участвовать в
рыночно ориентированном жилищном хозяйстве. Следовательно, ее надо
повысить. Ситуация, когда доля расходов на жилье составляет 10% зарплаты,
должна быть изменена – ее следует увеличить как минимум вдвое.
Нам говорят: денег на повышение зарплаты нет. Но, с другой стороны,
есть почти 130 млрд руб., которые расходуются в виде дотаций на жилье, и
около 5 млрд руб. разного рода льгот. Эта ситуация напоминает 1990-1991 гг.
В то время Гавриил Попов, доктор экономических наук, профессор,

внес предложение, что в Москве на каждого ребенка надо ввести пособие 70
руб. Некий профессор, умножив 70 руб. на число детей, клеймил его: обман,
утопия, денег нет. Но, как заявил сам Гавриил Попов, он знал, что власти
города практически имеют требуемую сумму, но тратят ее по-бюрократически, с
массой привилегий для детей начальства, с заботой о себе и т.д. И
демократический Моссовет решил: все деньги, расходуемые в городе на детей,
собрать в единый фонд и поровну разделить между ними. После этого не
родители стали кланяться бюрократам, добиваясь места в яслях и садах, а,
наоборот, эти учреждения не смогли жить без денег родителей.
Вот и теперь было внесено предложение повторить принятую в 1990 г.
Моссоветом схему. Все деньги, которые расходуют государственные органы всех
уровней на дотации по жилищному хозяйству, выдать на руки гражданам в виде
квартирной надбавки к зарплате. По расчетам, это 100 руб. в месяц. Это
будет не сверхзапутанная система с ежегодными обследованиями-проверками, а
разовое мероприятие. Именно так поступил Сталин, когда отменил карточки
после войны и повысил цену на хлеб. Вместо предложений о разных пособиях и
разного рода дотаций он выбрал простое и ясное решение – ввести хлебную
надбавку, исключающую появление массы “кормушек” для аппарата при раздаче
пособий.
Квартирную надбавку надо включить в зарплату работникам всей бюджетной
сферы, а также в пенсии и пособия. А частный сектор вынужден будет
подтянуться к новому уровню.
Далее. Сейчас горожанин платит за всю расходуемую воду, отопление, газ,
телефон. Поэтому вторым компонентом жилищной реформы должна стать программа
экономии в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Платить высокую цену
человек должен только за то, что сам потребляет.
Но чтобы экономия была, во-первых, нужно ликвидировать нынешнюю
структуру аппарата управления, а муниципальные органы лишить собственности
на жилье, передать ее в руки самих граждан, которые организуют собственные
кооперативы, ассоциации и товарищества. В Москве есть несколько опытов в
этой области, и все они показали высокую эффективность решения.
Во-вторых, надо внедрить систему экономии расходования ресурсов,
установить счетчики, а не использовать форточку в качестве единственного
регулятора расхода электроэнергии. Если поставить такие измерительные
приборы, ввести плату в соответствии с их показаниями, то, по самым
элементарным подсчетам, экономия воды и тепла составит 30-40%. Расчеты
показывают, что такая экономия на жилищных службах и за счет измерительных
приборов сможет дать необходимую сумму, благодаря которой отрасль
перестанет быть убыточной.
Третий важный пункт составляют субсидии. Кто в них нуждается? У нас
существуют разные категории людей. Старшее поколение, которое работало при
советской власти, получало низкую зарплату и сейчас не имеет денег для
каких-то дополнительных расходов на эти нужды. Применительно к этой
категории должно быть простое решение – полностью освободить от всяких плат
за жилье, кроме тех, которые идут по показаниям счетчиков. На них хватит
квартирной надбавки. Вторая категория – инвалиды и многодетные. Помощь им
надо оказывать через один канал – основное пособие. Третья группа
нуждающихся – “новые бедные”, ставшие ими уже после реформ. К этим людям
нужны другие подходы. Если он инвалид, то, вероятно, субсидия нужна. А если
нет, то и оснований для субсидий не должно быть.
Четвертый блок реформ – реорганизация жилищно-коммунального хозяйства и
системы управления. Надо разделить органы управления на те, что ведают
частным сектором и кто отвечает за муниципальное жилье. При объединении
этих функций какой-то из двух участков страдает. Вспомним, чем кончилось
создание кооперативов при государственных заводах. И чем становятся частные
корпуса в государственных больницах, частные группы в государственных вузах
и т.д.
Эффективной может стать и передача муниципальной собственности в
жилищной сфере из рук чиновников в руки жильцов. Ведь никто не доказал, что
если что-то не приватизировано, то оно должно быть у бюрократов.
Неприватизированное может быть в руках, например, жилищных товариществ.
Передача денег на оплату коммунальных расходов жильцам создает базу для
проявления конкуренции в жилищно-коммунальном обслуживании. Если деньги у
меня на руках, то я сам решу покупать мне горячую воду из центральной
системы или дешевле поставить водонагреватели на кухне и в ванной и
использовать их когда нужно. То же с остальными услугами. Если от монополий
избавиться нельзя, то цены надо контролировать. Муниципальные органы,
которые “отстранят” от управления собственностью, могут стать объективными
контролерами.
И, наконец, пятое звено жилищной реформы – реконструкция жилищно-
коммунального хозяйства. В Москве на 1 м2 жилья расходуется 300 кВт/час
электроэнергии, а в Финляндии при аналогичном климате – только 70 кВт/час.
И достигается эта экономия за счет новой техники и технологий. Отсюда
вывод: нужны крупные инвестиции в коммунальное хозяйство и
общегосударственная программа. Если эти деньги децентрализовать, то они
будут “проедены”. Государство должно вести реконструкцию и строить новые
системы само, за свои деньги. А уже затем устраивать распродажу квартир на
аукционах.
На этом перечень мер, которые надо принять для трансформации ЖКХ, не
исчерпывается. Полезно, в частности, перейти к конкурентной системе
обслуживания хозяйства, потому что в нынешней системе качества обслуживания
добиться нельзя. Сохранив действующий порядок, мы узаконим все недостатки
системы – вечно отсутствующего техника-смотрителя, нетрезвого слесаря-
сантехника и т.д. Более того, мы окажемся перед перспективой вздувания
зарплат в этой сфере, потому что во всех местах, где подобный эксперимент
проводился, жилищно-коммунальные службы повысили себе оклады на 15-30%.
Говорят, что уже есть программа реконструкции ЖКХ, определены объемы
затрат. Я очень сомневаюсь в правильности таких расчетов. Только после
введения новых цен выяснится, согласны ли жильцы с предложенны

Новинки рефератов ::

Реферат: Сложения и вычитания чисел с плавающей запятой (Математика)


Реферат: Игрушка как средство психического развития ребенка от рождения до 4-х лет (Педагогика)


Реферат: Анализ повести А.И. Куприна "Гранатовый браслет" (Литература : русская)


Реферат: Мотивация деятельности (Менеджмент)


Реферат: Художники передвижники (Культурология)


Реферат: Предвидение Петра 1 (История)


Реферат: Страхування (Страхование)


Реферат: Колдовство и магия Зигмунда Фрейда (Психология)


Реферат: Проектирование червячной передачи с разработкой методики преподавания в техникумах (Педагогика)


Реферат: Делопроизводство (Маркетинг)


Реферат: Культура общения (Психология)


Реферат: Политическая власть (Политология)


Реферат: Исторический портрет Льва Троцкого (Исторические личности)


Реферат: Группа "Сплин" (Музыка)


Реферат: Христианство (Религия)


Реферат: Алмаз-минерал (Химия)


Реферат: История (шпаргалка, 2003г.) (История)


Реферат: Возникновение жизни на Земле (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Отчет о практике ЗАО АРЭК предприятие Республики Казахстан (Бухгалтерский учет)


Реферат: Евангелие от Варнавы (Религия)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист