GeoSELECT.ru



Музыка / Реферат: Романсы Михаила Ивановича Глинки (Музыка)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Романсы Михаила Ивановича Глинки (Музыка)




Корниловская средняя школа.



Реферат по Мировой художественной культуре.



Тема: Романсы Михаила Ивановича Глинки.



Учитель: Волкова Зинаида Михайловна



Выполнил: ученик 11 «А» класса

Корниловской средней
школы

Меньшиков Роман Леонидович.



Проверила_________________________



пос. Двинской 2000 г.
«Так как народная песня всегда была душой
русской
музыки, то для нас теперь неразрывно
спаянная с ней напевная и задушевная
музыка Глинки звучит одинако-во, как
родное былое и вместе с тем настоящее…
Поэтому Глинка, как и народное песенное
творчество, - поистине живой родник всей
русской музыки».
Б. В. Асафьев.

В ряду великих русских композиторов, составляющих славу и
гордость русской музыки, немеркнущим светом сияет имя Михаила Ивановича
Глинки. Он первым глубоко и разносторонне выразил в музыке душу русского
народа. Разнообразное по жанрам вокальное творчество Глинки – бесценный
вклад его в область русской романсово-песенной лирики. Первым из русских
композиторов он достиг высокого слияния музыки и текста в единое
поэтическое целое. Охватывающее широкий круг человеческих переживаний,
облачённое в гармонически стройную форму, оно созвучно лирическим
стихотворениям Пушкина, и не случайно лучшие из романсов Глинки сочинены
были именно на стихи великого русского поэта.
«Во многих отношениях Глинка, - писал В. В. Стасов, - имеет
в русской музыке такое же значение, как Пушкин в русской поэзии. Оба
великие таланты, оба родоначальники нового русского художественного
творчества – оба глубоко национальные, черпавшие свои великие силы прямо из
коренных элементов своего народа, оба создали новый русский язык – один в
поэзии, другой в музыке».
Развитию музыкальных способностей Глинки способствовало
домашнее воспитание. Но и в Благородном пансионе для юношей, и после его
окончания Глинка почти все свое свободное время отдавал игре на фортепиано
и сочинению музыки.
В последние месяцы 1824 года Глинка сочинил романс «Моя
арфа». Автор считал его «неудачной попыткой» и прозвал его «допотопным»,
так как написал его до 7 ноября 1824 года, дня страшного наводнения в
Петербурге. Свой первый «удачный» романс Глинка написал только зимой
следующего, 1825 года. Действительно, романс «Не искушай» - одно из лучших,
проникновенных по музыке сочинений. В том же году, трудясь «с большим
напряжением», он написал первый струнный квартет (дошедший до нашего
времени не полностью) и работал над сонатой для альта и фортепиано, не
завершив её. Впрочем, он полагал, что в этих сочинениях «мало толку».
«Романтическим устройством» натуры Глинки объясняется его
тогдашнее стремление мечтать в сумерках за фортепиано и пристрастие к
элегическим стихам Жуковского, трогавшим композитора до слёз. Отзвуком
такого состояния его духа родились тогда печальные романсы на слова этого
поэта «Светит месяц на кладбище» и «Бедный певец».
Весной 1828 года А. С. Грибоедов сообщил Глинке мелодию
одной грузинской народной песни, на основе которой композитор написал один
из лучших своих романсов «Не пой, красавица, при мне» на стихи А.С.
Пушкина. В следующем году стараниями Глинки и Н. И. Павлищева, зятя А. С.
Пушкина, «явился в свет» «Лирический альбом на 1829 год». В нем среди
малозамечательных пьес друзей Глинки появилось два романса молодого
композитора и в числе их «Память сердца» - одно из привлекательнейших по
теплой искренности мелодики его сочинение тех лет.
Три года (1830 – 1833 гг.), проведенные Глинкой в Италии,
стали временем окончательного созревания его таланта, годами вдумчивого
труда. Здесь новыми чертами обогатилось его мелодическое дарование.
Глубокую красоту итальянской лунной ночи Глинка гениально передал в своей
баркароле – романсе «Венецианская ночь», исполненном трепетного чувства
радости жизни. Кроме «Венецианской ночи» на стихи И. И. Козлова Глинка
написал тогда еще два романса на стихи В. А. Жуковского и Феличе Романи.
В свое пребывание в Москве (1834 год) Глинка слушал сочинения
местных композиторов и сам написал романс «Не называй ее небесной» на слова
московского литератора Н. Ф. Павлова. Но самой важной была в то время мысль
о написании русской оперы «Иван Сусанин».
В пору расцвета (1837 год) для своей «милой ученицы» Каролины
Колковской в театральной школе Глинка сочинил полный любовного томления и
проникновенной печали романс «Сомнение».
Глинка иногда и сам пел свои романсы. Его высокий голос не
обладал красивым тембром, но, как вспоминал А. Н. Серов, «могуче-
гениальный, как творец музыки, он был столь же гениален и в исполнении
вокальном», поэзию которого Серов назвал «непередаваемой»!
28 марта 1839 г. Глинка познакомился с Екатериной Ермолаевной
Керн, дочерью Анны Петровны Керн, чье имя освящено чувством к ней А. С.
Пушкина. Волновавшие композитора чувства он выразил в двух посвященных Е.
Керн сочинениях. Первым из них был пленительно изящный, овеянный
элегической поэзией нежной влюбленности «Вальс – фантазия» (второе название
- «Павловский вальс»). Иным настроением исполнен сочиненный в 1840 году
романс «Я помню чудное мгновенье», проникнутый волнением светлой
восторженности, лишь ненадолго уступающей место печальным раздумьям.
Написанное на стихотворение А. С. Пушкина, вдохновленное образом матери
Екатерины Керн Анны Петровны, это произведение Глинки есть совершенное
слияние высокой поэзии текста с музыкальным его выражением.
Работа над оперой «Руслан и Людмила» чередовалась у
композитора с осуществлением и других его музыкальных намерений. К тому же
творчески необычайно плодотворному 1840 году относится и сочинение
«гармонической галереи романсов» - цикла «Прощание с Петербургом» (на стихи
Нестора Кукольника). В него вошли такие «исполненные жизни, правды и
увлечения» (по отзыву «Художественной газеты» от 1 сентября того же года)
или лирические пьесы, как «Рыцарский романс», «Баркарола», «Жаворонок», «О
дева чудная моя». Входила в цикл и своего рода прощальная «Попутная песня».
С 1844 по 1847 – «годы странствий»: Франция, Испания. Зимой
1847 – 1848 года в Смоленске Глинка пишет несколько фортепианных пьес и два
романса. Первый из них, «Милочка», - светлое воспоминание об Испании (для
него композитор взял мелодию хоты, услышанную им в Вальядолиде). Второй,
«Ты скоро меня позабудешь» на слова молодой поэтессы Юлии Жадовской, -
печальное обращение к любимому существу, полное глубокой любви и покорности
перед неизбежным концом, стал новым шагом в развитии вокально –
декламационного стиля Глинки.
Уединенная, творчески сосредоточенная жизнь композитора
прекратилась в конце января 1848 года. «Суматошная жизнь» Петербурга после
тихого Смоленска скоро привела Глинку в отчаяние и он в ожидании
заграничного паспорта спешно уехал в Варшаву. В польской столице, в пору
творческого подъема лета и осени 1848 года, Глинка сочинил замечательные
романсы: «Слышу ли голос твой» (на слова М. Ю. Лермонтова), «Заздравный
кубок» (на стихи А. С. Пушкина), шутливо посвященный им «Вдове Клико»,
иначе говоря, шампанскому вину, и лучший из них – «Песнь Маргариты» (на
слова И. В. Гете); по образной глубине и силе трагической выразительности
эта песня-романс примыкает уже к вокальной лирике последнего периода
глинкинского творчества.
В ноябре 1844 года Глинка возвратился в Петербург, а весной
вновь вернулся в Варшаву. Но этот двухлетний период не был столь
плодотворным, хотя было написано несколько новых романсов: осенью 1849 года
Глинка посвятил Эмилии Ом романс «Rozmowa» («Беседа») на слова польского
поэта А. Мицкевича, затем последовало сочинение романсов «Адель» и «Мери»
на стихи А. С. Пушкина, а также и другие произведения.
В начале 1856 года Глинка сочинил свой последний романс «Не
говори, что сердцу больно» на стихи своего давнего московского знакомого Н.
Ф. Павлова (тот «на коленях» вымолил у него музыку на свои слова). «В них
обруган свет, значит, и публика, что мне по нутру», - заметил Глинка в
одном из писем к Нестору Кукольнику. Его раздражение было вполне понятно:
отношение официальных кругов к музыке Глинки оставалось по-прежнему
неприязненным. Много неприятностей доставляло и развязное обращение с
текстом романсов Глинки при их публикации издателем-дельцом Стелловским. Но
самым огорчительным для композитора были идейно враждебные ему и общему
направлению зарождавшейся русской национальной школы самодовольно
малограмотные рассуждения критиков о его сочинениях. Здоровье Глинки
слабело и в феврале 1857 года великий композитор умер.

-----------------------


Вклад

М. Глинки в русскую музыкальную культуру

Создал русской оперы как музыкальной драмы («Жизнь за царя» или «Иван
Сусанин»)

Создал русскую оперу как оперу-сказку, оперу-былину («Руслан и Людмила»)

Заложил основы русского симфонизма


Был первым классиком русского романса







Реферат на тему: Российские композиторы

Алябьев, Александр Александрович, русский композитор-дилетант. Родился 4
августа 1787 года в Москве. Умер 22 февраля 1851 года там же. Происходил из
старинного дворянского рода. Отец А., сенатор, затем президент Берг-
Коллегии и главноуправляющий межевой канцелярией, дал сыну хорошее домашнее
воспитание. Образование свое А. закончил в Московском университетском
пансионе. Во время походов 1812 - 1815 годов служил в гусарах. В 1823 году
уволен в отставку подполковником. К этому же времени относится появление
первых его романсов: "Вечерком румяну зорю", "Соловей" и других. Еще раньше
он написал, вместе с Маурером и Верстовским, музыку к водевилю "Новая
шалость, или Театральное сражение". В 1822 году в большом театре в
Петербурге шла в первый раз комическая опера А. "Лунная ночь, или Домовые",
в двух действиях. В репертуаре она не удержалась и издана не была.



Варламов, Александр Егорович - известный русский композитор-дилетант.
Родился в Москве 15 ноября 1801 г.; происходил из "волошских", то есть
молдавских дворян. Еще ребенком он страстно любил музыку и пение, особенно
церковное, и рано стал играть на скрипке по слуху (русские песни). Десяти
лет Варламов поступил певчим в придворную певческую капеллу. В 1819 г.
Варламов был назначен регентом придворной русской церкви в Гааге. В Гааге и
Брюсселе тогда была прекрасная французская опера, с артистами которой
Варламов свел знакомство. Быть может, отсюда он и вынес свое знакомство с
искусством пения, давшее ему возможность сделаться впоследствии хорошим
учителем вокального искусства. Имея множество знакомств, особенно среди
музыкантов и любителей музыки, Варламов, вероятно, тогда уже составил
привычку к беспорядочной и рассеянной жизни, которая помешала ему
впоследствии выработать как следует свое композиторское дарование. Заслуга
Варламова состояла в популяризации национального жанра и в подготовке
публики к восприятию в будущем более серьезных произведений нашей
национальной художественной музыки. Под влиянием неправильного образа
жизни, бессонных ночей за картами, разных огорчений и лишений, здоровье
пошатнулось, и 15 октября 1848 года он скоропостижно скончался на карточном
вечере его знакомых. Варламов оставил более 200 романсов (в том числе 42
народных русских песни, аранжированных им для одного голоса с фортепиано,
из них 4 малорусских, небольшое число сочинений на 3 голоса, три церковных
произведения для хора (херувимские) и три фортепианных пьесы (марш и два
вальса).



Глинка, Михаил Иванович - гениальный композитор, основатель национальной
русской музыкальной школы, родился 20 мая 1804 г. в с. Новоспасском (близ
гор. Ельни, Смоленской губернии), имении отца. Едва ребенка отняли от
матери, как его взяла на свое попечение властная бабушка (по отцу), гроза
крепостных и своих близких. Слабый ребенок рос нервным и золотушным,
мнительным и болезненным баричем-недотрогою. Несмотря на неблагоприятную
обстановку, которой окружила его бабушка, ребенок выучился читать
чрезвычайно рано, но музыкальные способности его еще дремали. К счастью для
мальчика, воспитание, грозившее превратить его в жалкого, изнеженного
недоросля, было прервано смертью бабушки. Первым пробуждением музыкальных
наклонностей Глинка был обязан небольшому домашнему крепостному оркестру и
такому же оркестру дяди.


Оркестр дяди стал для него "источником самых живых восторгов". Особенно
любил Глинка русские песни, переложенные для двойного духового квартета.
Умер на чужбине 3 (15) февраля 1857 г. - Неудачная личная жизнь и тягостные
общественные условия не благоприятствовали полному и плодотворному развитию
гения Глинки.



Верстовский Алексей Николаевич - русский композитор. Родился 18 февраля
1799 г. в Тамбовской губернии, в помещичьей семье. Окончил курс в институте
инженеров путей сообщения; обучался теории музыки у Брандта и Цейнера. К
самому раннему периоду музыкального творчества Верстовского относятся
фортепианная соната, песни, куплеты для водевилей. Инженерной карьере он
предпочел музыкальную и вращался в артистическом мире Петербурга, не раз
выступая в частных домах как актер и певец. Его опера-водевиль "Бабушкины
попугаи" (перевод с французского П.И. Хмельницкого) была поставлена в 1819
г. в Петербурге. Верстовский имел почти неограниченное влияние на
театральные дела. Настоящую славу дала Верстовскому опера "Аскольдова
могила". Он умер 5 ноября 1862 г. Значение Верстовского в истории русской
музыки основывается, главным образом, на его операх, из которых наиболее
типична "Аскольдова могила", и теперь изредка появляющаяся на русских
сценах.



Даргомыжский, Александр Сергеевич- знаменитый русский композитор. Родился 2
февраля 1813 г. в селе Даргомыже Белевского уезда, Тульской губернии. Умер
5 января 1869 г. в Петербурге. Отец его, Сергей Николаевич, служил по
министерству финансов, в коммерческом банке; мать Даргомыжского, урожденная
княжна Мария Борисовна Козловская, вышла замуж против воли родителей. Один
из братьев Даргомыжского прекрасно играл на скрипке, участвуя в камерном
ансамбле на домашних вечерах; одна из сестер хорошо играла на арфе и
сочиняла романсы. До пятилетнего возраста Даргомыжский вовсе не говорил, и
его поздно сформировавшийся голос остался навсегда писклявым и хрипловатым,
что не мешало ему, однако, впоследствии трогать до слез выразительностью и
художественностью вокального исполнения на интимных собраниях. Образование
Даргомыжский получил домашнее, но основательное. Играя в кукольный театр,
мальчик сочинял для него небольшие пьески-водевили, а в шесть лет стал
учиться играть на фортепиано. Настоящей системы в музыкальном образовании
Даргомыжского не было, и своими теоретическими знаниями он был обязан,
главным образом, самому себе.






Новинки рефератов ::

Реферат: Перевод английского каламбура (Литература)


Реферат: Нотариальные действия: порядок их совершения и компетенция нотариуса (Гражданское право и процесс)


Реферат: Высший Арбитражный суд (Право)


Реферат: Соционика: можно ли прогнозировать отношения? (Психология)


Реферат: Коммерческий банк (Банковское дело)


Реферат: Бизнес-план и его финансовые аспекты (Управление)


Реферат: Литье в песчано-глинистые формы, оборудование и оснастка (Металлургия)


Реферат: Мустай Карим (Литература)


Реферат: Билеты по основам возрастной психологии за весенний семестр 2001 года (Психология)


Реферат: Реформа Столыпина (История)


Реферат: Возникновение Ислама. Шариат и его основные источники (Мифология)


Реферат: Политическая борьба в Риме в 60 г. до н.э. (История)


Реферат: Нерегулярные четырехполюсники или длинные линии (Радиоэлектроника)


Реферат: Контрольная работа по системному анализу (Менеджмент)


Реферат: Сплавы (Химия)


Реферат: Йога как одна из древнейших систем оздоровления духа и тела (Спорт)


Реферат: Physical Methods of Speed-Independent Module Design (Цифровые устройства)


Реферат: Трагические мотивы в творчестве Гойи (Искусство и культура)


Реферат: Формирование выразительной письменной речи как важнейшего компонента литературных способностей учащихся 6х классов (Педагогика)


Реферат: Учет уставного капитала (Аудит)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист