GeoSELECT.ru



Религия / Реферат: Государство, право, религия (Религия)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Государство, право, религия (Религия)



План:

I. Государство.
а) Понятие государства.
б) Закономерности развития государства, его признаки, сущность, функции
государства.
в) Вывод.

II. Право.
а) Сущность, функции, понятие и предназначение права.
б) Вывод.

III. Религия.
а) Возникновение религии.
б) Христианство в России.
в) Религия и государство.
г) Религия и право.
д) Вывод.

I.С древнейших времен людей интересовал вопрос, что такое государство и что
такое право. Интересовал прежде всего потому, что государство и право и в
древнем и в современном мире так или иначе касаются каждого человека.
Что же такое государство? Есть два значения этого слова, во-первых
страны, т.е. политико-географического образования, во-вторых, организации
политической власти, системы институтов власти.
Понятие "государство" связанно с двумя более широкими понятиями -
"общество и власть".
Общество - это общность людей на определенной территории,
характеризующаяся экономическим и духовным единством и целостностью
организации жизни.[1]
Главная черта общества заключается в том, что оно представляет собой
систему разумных существ, т.е. "особый самостоятельный социальный организм,
охватывающий все население на той или иной территории[2].
Выделяются две разновидности общества:
1. неразвитые общества, т.е. общества с еще не сложившимися,
неутвердившимися экономическими, политическими, социальными,
духовными отношениями, институтами.
2. развитые общества, т.е. с уже сложившимися, сформировавшимися
отношениями, и институтами.
Существенно деление общества и на такие две группы:
a) общества, в которых необходимые единство и организованность
достигаются в основном за счет внутренних экономических и духовных
факторов (демократические общества);
b) общества, в которых необходимые единство и организованность
достигаются в основном в результате использования действующей внешней
силы - власти (недемократические общества (с авторитарной и
тоталитарной властью)).
Из этого вытекает значение понятия власть.
Власть - это отношение господства и подчинения, при которых воля и
действия одних лиц (властвующих) доминируют над волей и действием других
лиц (подвластных)[3].
Определяющей чертой власти является возможность одних людей,
организаций господствовать над другими организациями и людьми, над их воле
и действиями.
Власть призвана служить обществу, обеспечивать его целостность, служить
личности, обеспечивать и охранять права и свободы граждан.
Есть две разновидности власти:
1. естественная власть - в семье, в обществах по интересам;
2. власть, которая "навязывается", выступает как внешняя сила -
в партиях, в общественных объединениях и т.д.
Особо выделяется политическая власть, которая является "аппаратной",
т.е. осуществляется через аппарат власти, институты организованного
государственного принуждения.
Само по себе возникновение государства выражает вхождение человеческого
общества в цивилизацию, т.е. обретение им качеств саморегулирующейся
системы, развивающейся на своей собственной основе. Важнейшей особенностью,
характеризующей государство в условиях цивилизации, движение к свободе -
постепенно утверждающаяся автономия личности, экономическая свобода,
основанная на частной собственности, участие личности в управлении
обществом (народовластие в тех или иных формах).
По мере совершенствования цивилизации, роста и упрочения демократии
государство превращается из простого, из "просто" организации политической
власти, из примитивного, "варварского" принудительно-репрессивного
образования в политическое общество, организованное, где власть
функционирует в комплексе со всеми институтами власти, государства в
соответствии с принципом разделения властей.
Исторический процесс идет от несовершенного, неразвитого государства,
выступающего обычно как диктаторская государственная власть, к развитому
государству, где регулируются народовластие, экономическая свобода, свобода
личности.
Вместе с этой основной закономерностью в развитии государства, может
быть отличен и ряд других:
. "уход" государства от экономики, все большее его отделение от
хозяйственной жизни, от выполнения функций собственника;
. развитие конституции, институтов и правовых механизмов, сдерживающих
политическую власть, вводящих ее в четко очерченные рамки, в строгий
правовой режим;
. все большее преобладание республиканской формы правления;
. эволюция в формах и методах деятельности государственных органов, их
все большее подчинение закону, нравственным, гуманным началам.
Развитие государства в любую эпоху неотделимо от развития (иногда
противоречиво) всего общества, его экономики, культуры, морали, духовной
жизни.
В передовых демократических странах в области политико-государственной
жизни все большее значение приобретают такие тенденции:
. государство все больше становится "государством человека", в котором
человек, его неотъемлемые права и свободы, нравственно-духовные,
гуманитарные основы его бытия выдвигаются на первое место;
. все общество, а не только государственная - выступает в качестве
правового;
. утверждаются и все более развиваются институты либеральной демократии -
парламентамум, свободные выборы, муниципальное самоуправление,
федерамум;
. усиливается в условиях невмешательства государства в экономику, в
частно-правовые отношения социальная ориентация, в его деятельности;
. возвышается независимое правосудие, обеспечивается через него
всесторонняя защита человека, его прав и свобод.

Вывод: государство - продукт истории, выстраданной человечеством, ее
опыта, ее ошибок. По мере развития истории позитивный потенциал государства
все более и более раскрывается. Поэтому, в условия демократии
совершенствование и укрепление государства во всем комплексе его институтов
- единственное, естественное и оптимальное направление, по которому должна
идти политическая жизнь современного общества.

II. Развитие государства, его совершенствование и укрепление,
разумеется так, чтобы во всем комплексе его институтов все более
реализовывались начала демократии, экономическая свобода, свобода личности
- это закономерный процесс, отвечающий нуждам человечества.
Государство - это политико-территориальная суверенная организация
публичной власти, располагающая социальным аппаратом в целях осуществления
управленческо-обеспечительной, охранительной функций, способная делать свой
веления обязательными для населения всей страны.
Очень часто в нашей жизни мы встречаемся со словом "право", прекрасно
представляя себе когда речь идет о моральном или юридическом праве.
Юридические права четко определенные, записанные в законе, устойчивые, ,
защищаемые особенными государственными органами.
Под термином "право" понимается обоснованная, оправданная, свобода или
возможность поведения, которая признается в обществе.[4] Есть еще и другие
значения этого слова:
1) в смысле обычных прав - свободы или возможности поведения, основанной
на обычаях, т.е. нормах, вошедших в привычку.
2) в смысле моральных прав - свободы или возможности поведения,
основанной на принципах добра и справедливости.
3) в смысле корпоративных прав - свободы или возможности поведения,
основанной на уставных и иных положениях, которые действуют внутри
общественных, негосударственных объединениях, организаций, партий.
4) в юридическом смысле - свободы или возможности поведения, называемой
субъективным правом, основанной на законе, иных официальных
источниках.
Но и в юридическом смысл "право" имеет два значения:
1. субъективное юридическое право - свобода и возможность субъекта,
конкретного лица, на юридически обеспеченное поведение[5].
2. объективное право - здесь термин "право" близок к терминам "закон",
"законодательство", и имеется в виду не свобода и возможности
поведения, а нечто "объективное" в обществе - юридические нормы,
выраженные в законах, иных источниках, либо в целом (Российское
право), либо как часть (гражданское право).[6]
В каждом политически организованном обществе наряду с правом в
юридическом смысле существует естественное право, которое охватывает такие
права как: право на жизнь, право на свободу, право на равный эквивалент при
товарном обмене.
Права, относящиеся к естественным, существуют независимо от того,
закреплены они где либо в законе или нет, они непосредственно вытекают из
естественного порядка вещей, из самой жизни, из существующих в обществе
экономических , духовных и даже естественно-природных факторов.
В отличии от естественного права, право в юридическом значении
предстает как позитивное право, выраженное в законе, в других источниках.
Как позитивное право оно:
= создается людьми, общественными образованиями, - законодателями,
судами, самими субъектами права и т.д. является результатом их
творчества, целенаправленной волевой деятельности.
= существует в виде закона, иных источников, т.е. особой внешне
выраженной реальности (а не просто в виде мысли, идеи).
Существует три способа формирования и существования позитивного права:
обычное право, право судей, право законодателя.
Обычное право - исторически первая, наиболее тесно связанная с самой
жизнью форма позитивного права.
Право судей - судебное решение, посвященное определенному лицу,
конкретному делу, может стать образцом, примером (прецедентом) для подобных
же жизненных случаев. Таким путем формируется право судей, т.е.
прецедентное право.
Право законодателя (право закона) - формирование позитивного права
путем прямой деятельности государственных органов, как правило, высших, по
мере развития демократии - представительных.
Сущность права заключается в регулировании общественных отношений в
условии цивилизации, в достижении на нормативной основе такой стабильной
организации, организованности общества, при которой регулируется
демократия, экономическая свобода, свобода личности. Высшее общественное
предназначение права - гарантировать в нормативном порядке свободу в
обществе, утверждать справедливость, создавать оптимальные условия для
развития в обществе экономических и духовных факторов, исключая произвол и
своеволие в общественной жизни. По своим исходным началам право призвано
быть стабилизирующим и умиротворяющим фактором. Именно в этом заключена
важнейшая сторона правового регулирования.
Основные функции права в соответствии с его предназначением таковы:
- регулятивная - упорядочение общественных отношений путем закрепления
существующих общественных связей и порядков и обеспечения активного
поведения тех или иных субъектов.
- охранительная - установление мер юридической защиты и юридической
ответственности, порядка их возложения и исполнения.
Таким образом, право, как и государство. призвано служить людям,
обществу, обеспечивать его нормальную жизнь.
Наиболее общими признаками права являются:
1. Общеобязательная нормативность - нормы права распространяют свое
действие на территорию всей страны, на все население.
2. Выражение норм в законах и иных признаваемых государством источниках
- юридические нормы, это строгая внешняя реальность, независимая от
усмотрения отдельных лиц.
3. Действие через дозволение через субъективные права - признак, который
раскрывает особенности права как "права" выделяет его из других норм,
действующих в обществе.
4. Государственная обеспеченность - признак, свидетельствующий о том,
что общие правила, которые признаются государством в качестве
правовых, имеют поддержку самой мощной социальной силы -
государственной власти.

Вывод: Право - это система общеобязательных норм, выраженных в законах,
иных признаваемых государством источниках и являющихся общеобязательным
критерием правомерно-дозволенного (а также запрещенного и предписанного )
поведения.

III. Современная религия чрезвычайно многообразна и динамична, она
отражает реалии нашего времени и стремится соответствовать его требованиям
и запросам. С начала своего существования человек выдумал бесчисленное
множество суеверий, люди создали 50 тысяч больших и малых религий. Одно
только христианство породило 3 тысячи сект, то есть групп верующих,
отделившихся от господствующей церкви. В 1985 году из 4,5 миллиардов
населения нашей планеты было свыше 3 миллиардов верующих различных
исповеданий. Распространенность религии не означает не означает, что она
истинна. Известны племенные, национальные, мировые религии. Племена Африки
и Австралии почитают духов, предков- покровителей. Наиболее крупные
национальные религии - индуизм, синтоизм ("путь богов" у японцев),
конфуцианство и даосизм (религия Китая), иудаизм (религия евреев).
Мировые религии - буддизм, ислам, христианство. Они распространены во
многих странах и у многих народов.
В различных религиях, вероисповеданиях, устанавливаются обязательные
для верующих правила - религиозные нормы. Они содержатся в религиозных
книгах (Ветхий Завет, Новый Завет, Коран, Сунна и др.), в решениях собраний
верующих или духовенства, в произведениях авторитетных религиозных
писателей. Этими нормами определяется порядок организации и деятельности
религиозных объединений, регламентируются отправление обрядов, порядок
церковных служб.
Ряд религиозных норм имеет моральное содержание (заповеди).
В истории права были целые эпохи, когда многие религиозные нормы носили
юридический характер, регулировали некоторые политические, государственные,
гражданско-правовые, процессуальные, брачно-семейные и иные отношения.
В некоторых современных исламских странах Коран ("арабский судебник") и
Сунна - основа религиозных, правовых, моральных норм, регулирующих все
стороны жизни мусульманина, определяющих "правильный путь к цели"
(шариат)[7].
Тысячелетие назад наша страна приняла христианство, как государственную
религию. Распространение христианства проводилось княжеской властью и
формирующейся церковной организацией. все время существования религия тесно
переплетена с государством и правом. При крещении Руси народ принуждали
принимать новую веру. Митрополит Иларион киевский признавал "...никто не
сопротивлялся княжескому приказу, угодному богу, и крестились если не по
собственной воле, то их страха перед приказанием, ибо его религия была
связана с властью." Церковь сыграла важную роль в развитии и укреплении
государственности. Постепенно церковь становится землевладельцем, ей
платится "налог", церковная десятина. Церкви в древней Руси принадлежало
три больших круга судебных прав:
1- судебная власть над всем христианским населением Руси по некоторым
делам;
2- право суда над некоторыми группами людей (церковные люди);
3- судебная власть над населением тех земель, которые были феодальной
собственностью. Церкви.
С течением времени церковь была неотделима от государства, в России
были церковные школы, монастыри, храмы. Ведущую роль играла Русская
Православная церковь. Ряд брачно-семейных и некоторых иных норм,
признаваемых и установленных православной церковью ("каноническое право"),
был составной частью правовой системы. После отделения церкви от
государства эти нормы утратили юридический характер, в 1917 году церковь
была отделена от государства. декрет, принятый Советом Народных Комиссаров
20 января 1918 года, уравнивал православную церковь с остальными
религиозными объединениями, из государственной организации она превратилась
в частное общество, образованное на добровольных началах для удовлетворения
потребностей его членов и содержащихся за их счет. Предусматривалось, что
граждане могут обучаться религии частным образом. К сожалению в прошлом
(религиозное) законодательство о религиозных культах не всегда соблюдалось.
В 30-е годы разгул беззакония повлек за собой необоснованные репрессии,
жертвами которых стали многие священнослужители русской православной
церкви. В 60-е закрывались храмы.
В наше время восстанавливаются храмы, монастыри, церкви, разрушенные до
основания за годы советской власти.
Но сейчас церковь выступает как центр духовной культуры русского
народа, а не "...как часть государственного механизма...". Патриарх Пимен,
отвечая на вопросы агентства печати Новости, сказал: "Церковь отделена от
государства, и это положение мы считаем правильным, ибо Церковь и
государство различны по своей природе[8].
В настоящее время нормы, установленные религиозными организациями,
соприкасаются с действующим правом в ряде отношений. Конституция создает
правовую основу деятельности религиозных образований, гарантирует каждому
свободу совести, включая право "свободно исповедовать индивидуально или
совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно
выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать
в соответствии с ними"[9].
Религиозное объединение может иметь статус юридического лица, иметь
храмы, молитвенные дома, учебные заведения, культовое и другое имущество
необходимое для религиозных целей.
Некоторые религиозные праздники официально признаны государством с
учетом исторических .
Гражданину Российской Федерации предоставлено право заменять военную
службу выполнением альтернативной гражданской службы, если несение военной
службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию.
Верующие имеют возможность беспрепятственно совершать религиозные
обряды, такие как: вступление в брак, рождение ребенка, его
совершеннолетие, похороны и многие другие, только юридическое значение
имеют лишь документы, полученные в органах записи актов гражданского
состояния либо других государственных органах, правомочных выдавать такие
документы.

Вывод: Начавшееся в нашей стране восстановление культуры, исторического
сознания, невозможно без возрождения самой цивилизации. А нужно признать,
что религия на протяжении тысяч лет служила основой любой известной истории
цивилизации, определяла нормы отношений принадлежащих к каждой из них
огромных масс людей. Целенаправленная политика уничтожения религии
неизбежно приводит к уничтожению основ цивилизации.
Литература:
А.С. Пичелкин, Общая теория права. М. 1995 г., с.117-118, с. 35-47, с.
83-104.
С.С. Алексеев, Государство и право. М. 1996 г.,с. 4-29,

с. 48-104.
Р.З. Лившиц, Теория права. М. 1994 г., с. 28-46, с. 47-53, с. 195-197.
М.Н.Бессонов, Православие в наши дни. М. 1990 г.
В.В Лазарев, Общая теория права и государства. М. 1996 г., с. 35-98.
К. Маркс., Ф. Энгельс, Соч. I том с. 414-415, М. 1995 г.
Л.Фейербах, История Философии. М. 1967 г.
М.Арипов, Ислам и мировая цивилизация. Возрождение и взаимодействие.,
"Свободная мысль" - 91 №14 с.87-98.
С.С. Алексеев, Теория государства и права. М. 1985,

с.112-167.
С.С. Алексеев, Государство и право. М. 1983 г.
11.С.С. Алексеев, Общая теория права. М. 1981 г.
-----------------------
[1] С.С. Алексеев, Государство и право, М. 1996 г., с.5.

[2] С.С. Алексеев, Государство и право, М. 1996 г., с.5.

[3] С.С. Алексеев, Государство и право, М. 1996 г., с.5.



[4] С.С. Алексеев, Государство и право, М. 1996 г., с.49.



[5] С.С. Алексеев, Государство и право, М. 1996 г., с.46.



[6] С.С. Алексеев, Государство и право, М. 1996 г., с.50.



[7] А.С. Пичелкин Общая теория права М. 1995г, с.117

[8] М.Н. Бессонов. Православие в наши дни. М. 1990г., с.216.

[9] А.С. Пичелкин Общая теория права М. 1996г, с.117







Реферат на тему: Греко-католическая церковь

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМ. П.О. СУХОГО



КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ И СОЦИОЛОГИИ


РЕФЕРАТ

НА ТЕМУ: “ГРЕКО-КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ”



Выполнил студент гр. МТ-22
Paul_Naben
Приняла преподаватель
Борецкая В.В.



ГОМЕЛЬ 2001.

ПЛАН.


Униатская церковь.
Восточно-католическая церковь.
Греческая католическая церковь.
Восточно-католические общины, не имеющие иерархии.
Литература.



УНИАТСКАЯ ЦЕРКОВЬ.

Победоносному оружию Александра Великого удалось лишь создать
эфемерную империю, которая не пережила своего основателя; но победы
элладского гения над варварами оказались все же прочными. Язык, законы,
словесность, науки, искусства Греции завоевали Фракию, Малую Азию, Сирию и
Египет; и даже если грекам не удалось создать и сохранить на этих обширных
территориях могущественную империю и мощное политическое единство, тем не
менее греческая цивилизация действительно пустила здесь глубокие корни.
Восток стал греческим и остался греческим, даже когда римляне подчинили его
своему господству.
На другом краю империи Галлия, Испания, Африка не только были
завоеваны оружием римлян, но и были ввергнуты в завершенные формы римского
общества; они приобрели его четкий отпечаток, они восприняли его язык с его
нравами и законами. Когда эти обширные страны создали единую империю, в ее
лоне было два языка, две цивилизации, или, как сказали бы сегодня, две
национальности — национальность греческая и национальность латинская.
Проповедуя Евангелие и основывая Церковь Христову, апостолы оказались
перед лицом такового положения вещей; не мечтая с ним бороться, они его
восприняли таким, каким оно было; они разбросали семена божественного слова
среди греков и латинян и дали им произрасти среди тех и других, не заботясь
о вопросах языка и национальности. В результате этого Церковь, адаптируясь
к характеру этих двух народов, приобрела различный облик у тех и у других.
Вера была одна и та же, Церковь была едина, но богослужение не везде
пользовалось одним и тем же языком; постепенно возникли и утвердились
разные обычаи совершении святых тайн, в преподании таинств, вформах
молитвы, в некоторых дисциплинарных моментах. Эта совокупность обычаев и
церемоний, принятая как латинянами, так и греками, есть то, что мы называем
обрядом, и уже до Никейского собора она приобрела достаточно стабильную
форму.
Итак, в Церкви с этих отдаленных времен существовали два разных
обряда, греческий и латинский, и одновременное существование этих двух
обрядов никак не подрывало ни единство веры, ни единство Церкви. Отсюда
возникла привычка обозначать названием греческой Церкви ту часть Церкви,
которая придерживалась греческого обряда, а названием латинской Церкви — ту
ее часть, которая придерживалась латинского обряда, но не потому, что в
действительности существовали две Церкви, отделенные друг от друга, а
только потому, что обе половины Церкви придерживались одна греческого
обряда, а другая — латинского.
Эти наименования получили еще более определенный характер, когда
Римская империя была окончательно разделена. Обе части Церкви стали
соответствовать двум половинам империи: Греческая Церковь — Восточной
империи, а Латинская Церковь — империи Западной. Во все времена епископ
Римский, кроме власти, которой он был облачен как глава вселенской Церкви,
осуществлял более непосредственную и прямую власть в Латинской Церкви: это
то, что составляло Западный патриархат. На Востоке также с древнейших
времен епископы Александрийский и Антиохийский обладали, каждый в рамках
своей компетенции и под верховной властью папы, определенным правом надзора
и определенной властью над епископами, которые относились к их кафедрам.
Позже в результате учреждения Константинопольского и Иерусалимского
патриархатов Восток оказался разделенным на четыре большие, независимые
друг от друга, территории, которые возглавляли патриархи
Константинопольский, Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский. Такое
положение вещей не представляло собой ничего несовместимого с единством
Церкви.
Восточные патриархи были обязаны находиться в общении с папой, они
признавали его примат. В серьезных случаях они в своих решениях
апеллировали к папе Римскому, и ему приходилось неоднократно подвергать
церковному запрещению патриархов и смещать их с их кафедр. Но с течением
времени возникали национальное соперничество, политическая ревность,
амбиционные расчеты, плохо обоснованные претензии, слепые предубеждения и
мрачное непонимание, которые нарушили гармонию. Распри становились все
более и более частыми, и узы, соединявшие обе Церкви, былиокончательно
разорваны. Именно это составляет восточный раскол. Тем не менее,
неоднократно предпринимались попытки завязать прежние отношения и
восстановить согласие.
Из всех этих попыток самая торжественная и знаменитая имела место на
Флорентийском соборе. С общего согласия греческие и латинские епископы
установили основы примирения, которые, как надеялись, будет вечным, но, к
сожалению, оно вовсе не оказалось прочным. Однако не следует полагать, что
деяния Флорентийского собора не дали больших результатов. То, что удалось
найти и четко сформулировать основы и условия мира, было не так уж мало.
Если здесь позволительно заимствовать выражение из языка дипломатии, то
протокол остался открытым, и все восточные Церкви смогли узнать, на каких
условиях Римская Церковь была готова принять их в свое общение.
Впоследствии некоторые восточные епархии и отдельные Церкви поочередно
присоединялись к основам, установленным во Флоренции: таково происхождение
различных греко-униатских Церквей. Сохраняя свой обряд, свои церемонии,
свои обычаи, эти Церкви входят во вселенскую Церковь, исповедуют единую
веру и признают верховную власть преемника св. Петра. Вследствие этого
греко-униаты являются католиками греческого обряда или, иными словами,
греками, пребывающими в общении со Святейшим Престолом. Совокупность этих
католиков греческого обряда составляет греко-униатскую Церковь. Хотя они
рассеяны по разным странам, хотя они принадлежат к разным национальностям и
составляют несколько различных Церквей, в этом исследовании не следует их
разделять, поскольку их положение, их нужды и их будущее одинаковы.
Начнем с перечисления различных групп, составляющих сегодня
греко-униатскую Церковь. Они рассеяны в России, Польше, Австрии,
Турции и королевстве Обеих Сицилий.
1. В границах Российской империи наши взоры обращены к знаменитой и
несчастной Русинской Церкви, которая после эпохи процветания под
владычеством королей Польских была насильственно уничтожена императором
Николаем в 1839 г. Хотя у нее нет более епископов, хотя ее немногочисленные
священники, пережившие гонения, не обладают свободой для осуществления
своего служения, хотя население официально внесено в записи Русской Церкви,
вера не была вырвана из их сердец, и мы не можем не упомянуть об этой
Церкви-мученице, которая ожидает дня своего воскресения.
2. В королевстве Польском Холмская епархия, осколок древней Русинской
Церкви, избежала удара, нанесенного другим епархиям, но ее существование
весьма ненадежно.
3. В Австрии, во-первых, есть епархии, которые прежде составляли ту же
Русинскую Церковь и которые ныне относятся к митрополичьей Лембергской
кафедре. В Венгрии греко-униатские епархии славянской народности относятся
к примасу Венгрии, латинскому архиепископу Гранскому; в Хорватии среди
викариатов латинского архиепископа Аграмского имеется греко-униатская
епархия хорватской или сербской народностей. В Трансильвании несколько
греко-униатских епископов румынской или молдо-влашской народности
группируются вокруг митрополичьей Фогарачской кафедры и также относятся к
греко-униатскому обряду.
4. Если мы обратимся к Турции, то прежде всего мы должны упомянуть о
Мельхитской Церкви в Сирии. Она включает десяток епархий, относящихся к
патриарху Антиохийскому, резиденция которого недавно была в Дамаске, а ныне
находится в Бейруте. Мельхитская Церковь состоит из арабов, богослужение
которых совершается по греческому обряду, но на арабском языке. В
европейской Турции еще совсем недавно не было греко-униатов. Молодая
болгарская Церковь была основана в 1860 г., а Греко униатская Церковь в
собственном смысле еще моложе. Единственное различие, существующее между
этими двумя Церквами, состоит в том, что первая относится к славянской
национальности, а вторая — к национальности греческой.
5. Наконец, в королевстве Обеих Сицилий, как на острове, так и на
континенте, проживают албанцы и греки, католики греческого обряда; у них
есть храмы, священники, монастыри, семинарии, у них есть даже один или два
епископа, но они не образуют отдельных епархий. Здесь уместно упомянуть о
приходе св. Николая Мир Ликийских, который был основан Наполеоном I в
Марселе для греко-униатов, которых привлекают в этот город торговля и
деловые связи.
Отметим, между прочим, что сегодня основание такого прихода было бы
полезнее и имело бы большое значение в Париже, где деятельность греко-
униатов и восточных католиков гораздо важнее, чем в Марселе. Достаточно
прочесть это сухое перечисление, чтобы уже разгадать часть страданий этой
Церкви. Она не обладает никаким сильным элементом. Прежде всего ей
недостает численности. Все греко-униаты в целом не превышают сегодня трех
миллионов. Но это еще не все. Можно представить себе Церковь в процветающем
положении при двух или трех миллионах верующих. Представьте себе на
мгновение греко-униатскую Церковь, существующую в небольшой стране, как
Греция или Румыния; население, вельможи, правящая династия, весь народ
принадлежит к этой Церкви; национальное духовенство располагает здесь всеми
учреждениями, необходимыми для его постоянного и действенного служения. Это
не было бы чем-то необычным; Латинская Церковь дает нам такую картину во
многих странах, Греческая неуниатская Церковь тоже; то же самое можно
сказать о протестантских Церквах. И лишь у Католической Церкви греческого
обряда нет ничего подобного. Не только верующие этой Церкви рассеяны по
многим разным государствам, по стольким разным народам и языкам, не только
они чужды друг другу, но они также повсеместно в меньшинстве и в состоянии
относительной униженности. Те, кто по своему рождению, состоянию и
положению в обществе могли бы оказать на них благотворное влияние,
содействовать их подъему и поддержать их, — эти люди везде или почти везде
покинули эту несчастную Церковь; среди своих чад она насчитывает лишь
бедных и невежественных людей. Без труда можно понять, что само греко-
униатское духовенство должно ощутить свое плачевное состояние.
Я знаю, среде есть исключения, тем более пользующиеся уважением, что
им приходится бороться с самыми большими препятствиями; но следует,
конечно, признать, что в целом это духовенство ниже латинского по своим
знаниям, усердию и священническому духу; одним словом, оно
неудовлетворительно. Этого вполне достаточно, чтобы объяснить состояние
слабости, в котором пребывает греко-униатская Церковь. Но мы сказали не
все. Рядом с этой Церковью, столь малочисленной, столь слабой и столь
лишенной ресурсов, существуют две могущественные Церкви, которые обе имеют
с ней точки соприкосновения и склонны ее поглотить.



ВОСТОЧНО-КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ.

Разрыв между латинской и византийской Церквями, символом которого
оказалось взаимное отлучение епископов Рима и Константинополя в 1054 году,
простым людям на Востоке стал очевиден после захвата в 1204 году латинянами-
крестоносцами Константинополя. Попытки восстановить единство
предпринимались на II Лионском соборе 1274 года и на Ферраро-Флорентийском
соборе 1439 года, но ни одна из них не увенчалась успехом.
Впоследствии в Риме было разработано учение о Церкви, по которому все
поместные Церкви должны находиться под непосредственной юрисдикцией папы
Римского. Это, в свою очередь, подразумевало, что Церкви, не находящиеся
под его юрисдикцией, могут стать объектом миссионерской деятельности,
нацеленной на то, чтобы привести их в общение с Римской Церковью.
Одновременно с этим разрабатывалось понятие "обряд", согласно которому
группы восточных христиан, подтвердившие свое единство с Католической
Церковью, вправе были сохранять свою литургическую традицию и каноническую
дисциплину. Такого рода миссионерская деятельность, которую нередко
поддерживали католические правительства стран, где православные находились
в меньшинстве, была направлена на все Православные Церкви. В результате,
небольшие группы верующих практически всех этих Церквей присоединились к
Риму.
Следует отметить, что далеко не все присоединения были плодом
деятельности католических миссионеров. Например, возникновение Болгарской
Греко-католической Церкви связано со спонтанным движением православных к
Риму, а ливанские марониты утверждают, что их литургическое общение с Римом
вообще не прекращалось.
В зависимости от обстоятельств, эти присоединения так или иначе были
связаны с латинизацией, то есть с принятием ряда практик и взглядов,
характерных для латинской Церкви. Как следствие, присоединившиеся Церкви
зачастую утрачивали связь со своими духовными корнями. Так, столь важная
для православной духовности монашеская традиция исчезла в большинстве
Восточно-католических Церквей, хотя религиозная жизнь продолжалась в форме
конгрегации, берущих за образец латинские апостолические общины.
После II Ватиканского собора предпринимаются усилия исправить такое
положение.Все эти Церкви вошли в юрисдикцию папы Римского через Конгрегацию
для Восточных Церквей, одно из отделений Римской курии. Она возникла в 1862
году в рамках службы Propaganda Fide (Распространение Веры), занимающейся
миссионерской деятельностью Церкви, и в 1917 году была превращена папой
Бенедиктом XV в автономную Конгрегацию. По отношению к духовенству и
мирянам в Восточно-католических Церквях она играет такую же роль, какую
другие службы курии играют в отношении латинской Церкви.Восточная
Когрегация патронирует известный Папский Восточный Институт в Риме (the
Pontifical Oriental Institute), находящийся под руководством иезуитов и
располагающий одной из лучших в мире библиотек по Восточному христианству.
Необходимо упомянуть, что в прошлом Восточно-католические Церкви обычно
назывались "униатскими", но этот термин воспринимается сегодня как
оскорбительный, а потому его больше не используют.
Для большинства православных эти Церкви - препятствие на пути
примирения Католической и Православной Церквей. Они сам факт исчезновения в
так называемых Восточно-католических Церквях монашеской традиции
свидетельствует о том, что обряд сам по себе не является гарантом
сохранения православности. Православие глубоко связано с догматическим
учением Церкви и соблюдением ее канонов. Догматическое же учение в
православии до сих пор было иным, нежели у католиков, именно оно и
способствует развитию монашества в виде, характерном для православия.
Полагают, что одно уже их существование свидетельствует об отрицании
католиками Православной Церкви как Церкви, что такое объединение
православных с католиками порождено желанием расколоть местные православные
общины. Они видят в членах Восточных Церквей либо православных, чье
пребывание в Католической Церкви - ненормальное явление, вызванное внешним
насилием, либо католиков, притворяющихся православными для того чтобы
обратить православных в католичество.
Один из документов II Ватиканского собора Orientalium Ecclesiarum
касается Восточно-католических Церквей. Он утверждает их равенство с
латинской Церковью и призывает Восточных католиков заново открыть свои
самобытные традиции, а также подчеркивает особое призвание восточных
католиков в деле установления экуменических отношений с православием.
Церковная жизнь в Восточно-католических Церквях управляется в соответствии
с Кодексом канонов Восточных Церквей, обнародованном папой Иоаннам Павлом
II 18 октября 1990 года и обретшим силу закона 1 октября 1991 года.
Согласно новому Восточному Кодексу, Восточно-католические Церкви
подразделяются на 4 категории:
1) патриарший (Халдейская, Армянская, Коптская, Сирийская, Маронитская
и Мелькитская Церкви);
2) главные архиепископальные (Украинская и Сиро-Малабарская
Католические Церкви);
3) имеющие статус митрополий (Эфиопская, Сиро-Маланкарская, Румынская
и Американская Русинская Церкви);
4) прочие (Болгарская, Греческая, Венгерская, Итало-Албанская и
Словацкая Церкви, а также диоцез, распространяющийся на всю бывшую
Югославию). Белорусская, Албанская, Грузинская и Русская Восточно-
католические Церкви не имеют духовной иерархии. Каждая из Восточно-
католических патриарших Церквей имеет право иметь своего патриарха. Он
избирается синодом епископов данной Церкви и немедленно провозглашается и
интронизируется, после чего испрашивает церковного общения у папы. Синоды
патриарших Церквей избирают епископов для диоцезов на территории патриархии
из числа кандидатов, утвержденных Римом.


ГРЕЧЕСКАЯ КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ.

Возникновение католической общины византийского обряда в Османской
империи стало возможным только после 1829 года, когда султан Мохаммед II
отменилстарые запреты.В 1856 году латинский священник отец Иоанн Марангос
начал миссионерскую деятельность среди православных греков в
Константинополе и собрал вокруг себя небольшую группу византо-католиков. В
1878 году он перебрался в Афины (где в 1885 году и скончался), а его дело
было продолжено отцом ПоликарпомАнастасиади, выпускником Православного
Богословского училища в Халки. В 1880-х годах византо-католические общины
возникли в двух деревнях во Фракии.
В 1895 году французские отцы-ассумпционисты прибыли в Константинополь,
где основали семинарию и два небольших византо-католических прихода. Среди
прочего, они стали известны выдающимися научными трудами по истории
Восточных Церквей.
11 июня 1911 года папа Пий Х создал ординариат для греков-католиков
Османской империи, 28 июня того же года назначил отца Исайю Пападопуло
первым его епископом. В 1920 году его сменил епископ Георг Калавасси (умер
в 1957 году), на долю которого выпало окормление католиков-эмигрантов,
бежавших из Константинополя в Афины, а также тех, кто покинул две
упомянутых выше деревни во Фракии и поселился в одном из македонских
городков. Этот процесс был частью общего обмена населением между Турцией и
Грецией в начале 1920-х годов. В 1922 году епископ Калавасси переехал в
Афины, а в 1923 году ординариат был повышен в статусе до Апостолического
Экзархата. В 1932 году экзархат разделили: епископ Калавасси остался в
Афинах, другой экзарх был назначен в Стамбул. Несмотря на то, что местные
православные иерархи с известной неприязнью относились к грекам-католикам,
последние были полны решимости служить своим единоплеменникам делами
милосердия и благотворительности. В 1944 году они основали в Афинах
больницу "Паммакаристо", которая стала одной из лучших в стране. Греческая
Православная Церковь - резкая противница существования этой Церкви, в
которой она видит агента Католической Церкви на православной территории. До
сих пор католическим священникам в Греции запрещается носить облачение,
типичное для православного священника. В 1975 году,несмотря на протесты
православного архиепископа Афин, в Афины был назначен новый епископ византо-
католиков. Община греко-католиков по-прежнему невелика. В Греции
большинство ее членов проживает в Афинах, в Турции крошечная община без
священника имеется в Стамбуле. В Греции в Церкви насчитывается всего 7
священников, все они безбрачные и когда-то служили в латинской Церкви.
Местонахождение: Греция, Турция
Глава: епископ Анаргирос Принтесис (родился в 1937 году, назначен в
1975 году)
Титул: апостолический экзарх для католиков византийского обряда в
греции
Резиденция: Афины (Греция) численность: 2 345


ВОСТОЧНО-КАТОЛИЧЕСКИЕ ОБЩИНЫ, НЕ ИМЕЮЩИЕ ИЕРАРХИИ.

а) Русские.
С начала XIX века по 1905 год греко-католицизм в Российской империи
был вне закона, но после того как царь Николай II обнародовал манифест о
веротерпимости, возникли небольшие общины греко-католиков. В 1917 году для
них был учрежден апостолический экзархат. Вскоре, однако, произошла
коммунистическая революция, после которой эта группа практически исчезла.
28 мая 1928 года в Харбине (Китай) был учрежден второй апостолический
экзархат (см. III.В.4. Китайская Православная Церковь), крошечная община,
члены которой ныне живут в рассеянии. В 1929 году в Риме под руководством
иезуитов был основан колледж "Руссикум", который готовит священников для
работы с русскими эмигрантами и в России. Апостолические экзархаты в России
и Китае до сих пор формально существуют; к середине 1998 года они
практически не действовали. Есть две русских византо-католических общины в
США, одна в Монреале (Канада) и одна в Мельбурне (Австралия).
б) Белорусы.
Подобно своим соседям украинцам, белорусские католики появились после
заключения Брестской унии (1595-1596), но в XIX веке Белорусская Греко-
католическая Церковь вместе с Украинской Греко-католической Церковью были
подавлены русским правительством. После Первой мировой войны община
белорусских греко-католиков, насчитывающая 30 000 человек, эмигрировала в
ту часть Белоруссии, которая ныне принадлежит Польше. В 1931 году для них
был назначен апостолический визитатор, в 1940 году - экзарх. После Второй
мировой войны и присоединения к Советскому Союзу этой территории Церковь
была вновь подавлена и присоединена к Русской Православной Церкви. После
распада коммунистический системы и обретения Белоруссией в 1991 году
независимости белорусские греко-католики вышли из подполья. В 1992 году
действовали 3 священника и 2 диакона, которые, в отличие от своих римо-
католических и православных коллег, служат литургию на белорусском языке.
Несмотря на то что официально зарегистрироваться очень непросто, не менее
десяти общин подали заявление о регистрации. Исследование религиозной
принадлежности, проведенное в 1992 году Белорусским Государственным
университетом, показало, что почти 100 000 белорусов считают себя греко-
католиками. Около 5 000 белорусских греко-католиков живут в диаспоре. У них
есть свои приходы в Чикаго, штат Иллинойс (США) и культурный центр в
Лондоне(Англия).
в) Грузины.
Католические миссионеры уже в XIII веке начали действовать в
Грузинском царстве, где им удалось создать небольшую латинскую общину.
Латинская епархия существовала в Тбилиси с 1329 по 1507 год. В 1626 году
миссионеры начали особую работу с православными грузинами (см. Ш.А.9). В
1845 году русское правительство, управляющее с 1801 года Грузией, изгнало
католических миссионеров, но в 1848 году царь Николай I согласился на
создание латинской епархии в Тирасполе, под юрисдикцией которой находились
католики, проживавшие на юге Российской империи, включая Грузию. Небольшая
группа армян-католиков существовала в Грузии с XVIII века.
Поскольку русские цари запрещали католикам использовать византийскую
литургию, а Рим не способствовал ее распространению среди грузин,
организованной грузинской католической Церкви так и не возникло. В 1920-х
годах в Грузии насчитывалось около 40 000 католиков, 32 000 из которых
латиняне, а остальные использовали армянский обряд. Вместе с тем, в
Стамбуле издавна существовала византо-католическая грузинская община (в
настоящее время без священника). В 1861 году в общине возникло два
монашеских ордена (мужской и женский) во имя Непорочного зачатия Божией
Матери, которые сейчас практически исчезли.
После того как Грузия получила в 1991 году независимость, католическая
Церковь смогла действовать свободно, а многочисленная армянская
католическая община вернулась к нормальной церковной жизни.
г) Албанцы.
Первой общиной албанских византо-католиков была небольшая миссия на
берегу Эпира, просуществовавшая с 1628 по 1765 год. Вторую общину основал в
1900 году бывший албанский православный священник отец Георг Германос. В
1912 году его община, насчитывающая 120 человек, обосновалась в селе
Эльбазан. В 1938 году ей на помощь прибыли монахи из итало-албанского
монастыря Гроттаферата, в 1939 году был назначен апостолический
администратор, и община была передана в окормление апостолическому делегату
в Албании архиепископу Леоне Джованни Нигрису. В 1945 году в общине было
400 членов, но в том же году архиепископа Нигриса изгнали из страны. Группа
прекратила свое существование после 19б7 года, когда Албания объявила себя
атеистической страной. В 1996 году первым после 1945 года епископом
апостолической администрации стал Хил Кабаши. Верующие этой общины
насчитывают свыше 2 000 человек и почти целиком принадлежат к латинскому
обряду. В 1998 году в Албании не было ни одного прихода и ни одного
священника византо-католического обряда.



ЛИТЕРАТУРА.

1. Восточные христианские церкви: Церковно-исторический справочник / под
ред. П.Н.Говор.- СПб.,1999.
2. Католицизм / под ред. Л.Н. Великовича.– М.,1999.
3. Нейхардт А. А. Древня Греция. – М.: «Правда», 1991.
4. Токарев С.П. Религия в истории народов мира. – М.,1990.







Новинки рефератов ::

Реферат: Иван Андреевич Крылов (1768–1844гг.) (Литература)


Реферат: Герои Великой Отечественной Войны (История)


Реферат: Лекции по информационным технологиям (Компьютеры)


Реферат: Курская область в годы Великой Отечественной войны (История)


Реферат: Природно-ресурсный потенциал Латинской Америки (География)


Реферат: Политические взгляды Макиавелли (Политология)


Реферат: Мир аггадической литературы (Религия)


Реферат: Страхування в Україні (Страхование)


Реферат: История Невского проспекта (История)


Реферат: Задачи и функции государства (Право)


Реферат: Сергей Павлович Королев (Исторические личности)


Реферат: Культура: особенности и значение, взгляды и понятия (Культурология)


Реферат: Абеляр Петр Этика или познай самого себя (Философия)


Реферат: Финляндия (География)


Реферат: Измерение параметров лазеров (Технология)


Реферат: Лингвострановедческий аспект в преподавании иностранных языков (Педагогика)


Реферат: Классификация машин и инструментов для обработки древесины (Технология)


Реферат: Исследование образов мужчин и женщин у подростков (Психология)


Реферат: Порядок ведения и отражения в учете кассовых операций (Бухгалтерский учет)


Реферат: Организация грузовой работы (Транспорт)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист